Выберите верные суждения о факторных доходах. Факторные доходы. Прибыль как факторный доход. Доход владельца земельного участка называется

Факторы производства- ресурсы, которые участвуют в
процессе производства товаров и
услуг.

Фактор производства
Доход
с фактора
производст
ва
Зарплата
1. Труд (совокупность физических и умственных
способностей людей для создания экономических благ).
Рента
2. Земля (все виды природных ресурсов)
3. Капитал: 1) физический (реальный) – произведенные Процент
человеком средства производства;
2) финансовый (денежный) – деньги для покупки
факторов производства (инвестиции).
Прибыль
4. Предпринимательские способности
умение правильно соединить факторы производства
и организовать производство;
умение принимать решения и брать ответственность
на себя;

Информация

- ресурс, используемый в
экономических процессах.
Доход с информации - Роялти

Труд

- стоимость зависит от объема и от качества
труда (уровня образования, квалификации,
состояния здоровья, от возраста, характера
труда и мотивации к нему). Характеристики:
интенсивность труда (степень расходования
рабочей силы в единицу времени);
производительность труда (количество продукции, произведенной в единицу
времени).

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за
исключением двух, характеризуют факторы
производства.
1) предпринимательство
2) труд
3) ценные бумаги
4) курс валют
5) капитал
6) земля

2. Найдите понятие, которое является
обобщающим для всех остальных понятий
представленного ни же ряда. Запишите это слово
(словосочетание).
Земля, трудовые ресурсы, фактор
производства, капитал, информация.

3. Выберите верные суждения о факторных доходах и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Факторными доходами называют ресурсы,
используемые людьми для создания экономических
благ.
2) Факторный доход от труда называется заработной
платой.
3) Рента является факторным доходом от
использования предпринимательских способностей.
4) Прибыль - это превышение всех доходов фирмы
над её издержками.
5) К факторным доходам относят спрос и
предложение.

4. Выберите верные суждения о факторах производства и
факторных доходах и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) Предпринимательскими способностями называют особые
способности человека правильно оценить спрос,
скоординировать использование ресурсов и принять на себя
риск потери вложенных в дело средств.
2) Доход от информации как фактора производства
называют рентой.
3) Все виды ресурсов, имеющихся на планете и пригодных
для производства экономических благ, определяют
содержание такого фактора производства, как земля.
4) Доход от труда как фактора производства - заработная
плата работника.
5) Земля как фактор производства приносит своему
владельцу доход в виде заработной платы.

5.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) все виды ресурсов, имеющихся на планете и
пригодных для производства экономических благ
Б) деятельность людей по производству товаров и
услуг путём использования их физических и
интеллектуальных возможностей, профессиональных
навыков и опыта
В) факторный доход - заработная плата
Г) здания и сооружения, оборудование,
инфраструктура и др.
Д) объём денежной массы, которой располагают
субъекты экономики
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
1) труд
2) земля
3) капитал

Факторные доходы - это прибыль, которая получается в результате эксплуатации различных ресурсов или факторов производства. К этим факторам относится труд, получаемые доходы от него называются заработной платой, земельная рента, проценты от капитала, а также предпринимательские навыки, в результате которых возникает предпринимательская прибыль. В качестве факторных доходов также выступают прибыль от личной трудовой деятельности и фермерства. Они напрямую зависят от факторов, которые используются на производстве в целях получения прибыли.

Основные моменты

Любой экономический ресурс имеет своего собственника. Они их либо потребляют, либо, что случается чаще - продают на рынках, получая за это доход. Покупатели данных ресурсов (в большей мере - фирмы или предприятия) оплачивают их за счет тех доходов, которые они также получают за ресурсы. Отсюда следует, что доходы - это поступления от продаж продукции и других экономических ресурсов.

Виды факторных доходов

Существует отдельная классификация данного экономического понятия. Факторные доходы - это доходы, идущие от получаемых ресурсов или от факторов производства. Их собственники получают такие доходы:

У фирм в хозяйственной жизни не всегда бывает возможность разделять перечисленные виды факторных доходов, потому что они зачастую совмещены с доходом от продаж продукции.

Факторные производства и факторные доходы - это основа деятельности любой организации и личного хозяйства. Чтобы выпустить, а затем реализовать продукцию, нужен полный комплекс средств и условий. Иными словами, необходим ряд факторов производства. Помимо перечисленных видов, к ним еще относится информация. В последние годы она выступает одним из главных факторов и набирает все большей популярности, поскольку только та фирма является конкурентоспособной, которая имеет возможность владеть свежей, правдивой, актуальной и полной информацией о рынке.

В целом к факторам производства относятся те объекты, что определяют возможности осуществления хоздеятельности, а также ее результативность. Иными словами, это то, без чего не обходится производство и реализация продукции.

Основные теории

Основные подходы, изучающие факторные производства и факторные доходы:

  • Марксистская теория. Это учение, которое выделяет следующие факторы производства: рабочая сила или труд, предметы труда (детали, сырье, материалы), личные (опыт, навыки и знания) и вещественные (инструменты) средства трудовой деятельности.
  • Маржиналистская теория, которая выделяет такие факторы, как труд, капитал, земля, предпринимательская способность.

Факторы производства

Маржиналистская (или западная, неоклассическая) теория выделяет четыре группы производственных факторов. К ним относятся:

В современном мире выделяют пятый фактор - информацию. Это означает ее своевременное получение и дальнейшее использование. Важную роль играет научно-технический прогресс, культура, политика и социальная среда.

Факторный доход

Факторные рынки и факторные доходы тесно взаимосвязаны друг с другом.

В условиях рынка каждый фактор производства свободно продается и покупается для того, чтобы приносить владельцам факторный доход. К ним относятся:

  • Рента - доходы, которые приносятся земельным фактором. Регулярные выплаты за использование имущества владельца. Самому же владельцу не нужно прилагать никаких усилий, чтобы получить доход. Например, арендная плата за участок или жилье. Человек, который живет за счет ренты, называется рантье.
  • Процент - это доходы от фактора капитала. Другими словами - отдача за использование капитальных средств.
  • Заработная плата - это доходы от фактора труда. Является платой наемному рабочему за трудовую деятельность.
  • Прибыль - это доходы от фактора предпринимательской способности. Если из общего числа доходов вычесть все расходы, то получится прибыль. Ее получение - это цель любой организации и коммерческой фирмы.

Функциональное распределение факторных доходов

Большой интерес в экономической теории вызывает проблема распределения, образования факторных доходов. Если для владельцев некоторые факторы производства являются доходами, то для покупателя - это издержки. Если же для владельцев рабочей силы зарплата - это доход, то для организации - это издержки производства.

В широком смысле чистый факторный доход - это денежные средства, которые получают в результате хоздеятельности за единицу времени. Доходом является итог работы фирмы или предприятия, физического лица или же общества, выраженный в денежном эквиваленте.

Виды доходов

Факторные доходы классифицируются по различным критериям. Исходя из получателя, различают такие варианты доходов:

  • населения;
  • предприятий;
  • государства;
  • всего общества (национальный доход).

Совокупностью этих доходов определяется наивысший спрос общества. Исходя из величины полученных и реально имеющихся доходов, различают:


Факторные доходы, которые получают предприятия от продаж изготовленной продукции, распределяются исходя из определенной зависимости факторов производства. Зарплата образуется благодаря вложенному труду, рента - стоимости земельного участка, который используется, процент или прибыль - размеру используемого капитала, а предпринимательский доход с помощью предпринимательских способностей. Данные формы факторного дохода в рыночной экономике выступают в качестве цен производственных факторов.

Предпринимательский доход

Данный фактор рассматривают в качестве итогового результата распределения прибыли организации, а также как вознаграждение за проявление предпринимательских способностей.

Под предпринимательскими доходами понимают ту часть прибыли, которая остается в распоряжении после выплаты процентов за взятый в ссуду капитал. С тех пор как начала развиваться кредитная система, произошло деление прибыли на предпринимательский доход и проценты.

Предпринимательский доход подразумевает:

  • хорошую прибыль, то есть достойное вознаграждение предпринимателю, которое необходимо для привлечения и удержания деятельности в нужном направлении;
  • доходы, которые получаются поверх нормальной прибыли, другими словами - это экономическая прибыль.

Прибыль

Прибылью называется главный мотив, а также основной показатель эффективности каждой организации. Иными словами, прибыль как факторный доход - это цель всего производства, на которую направлены все ресурсы. Ее источником является творческая деятельность предпринимателя.

Формирование факторных доходов происходит за счет многих факторов, к которым относятся природные ресурсы, человеческий труд, информационные технологии и индивидуальные особенности предпринимателя.

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика качеств человека

2

В приведённом ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Монархия; республика; демократия; форма правления; форма государства.

3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой методы научного познания мира.

1) высказывание мнения, 2) непосредственное наблюдение, 3) проведение эксперимента, 4) мысленное моделирование, 5) пересказ текста, 6) эмпирическое описание.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.

2. Благодаря ощущениям происходит выделение общего, существенного в информации о предмете.

3. Чувственное познание и рациональное познание взаимосвязаны.

4. Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.

5. Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.

5

Установите соответствие между фактами, признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6

Римма готовится к путешествию по Испании. Она изучает испанский язык, читает книги об истории и культуре Испании, на интернет-форумах общается со знатоками испанского искусства. Она уже спланировала маршрут своего путешествия и приобрела путёвку. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Риммой для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. изучение испанского языка

2. покупка туристической путёвки

3. интерес к общению в Интернете

4. чтение книг об Испании

5. знатоки испанского искусства

6. путешествие по Испании

7

Выберите верные суждения о факторных доходах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Прибыль - это превышение всех доходов фирмы над её издержками.

2. К факторным доходам относят спрос и предложение.

3. Факторными доходами называют ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ.

4. Факторный доход от труда называется заработной платой.

5. Рента является факторным доходом от использования земли.

8

Установите соответствие между примерами и факторами экономического роста, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9

Фирма Y оказывает услуги по уборке помещений. Найдите в приведённом ниже списке примеры постоянных издержек фирмы Y в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. издержки на приобретение моющих средств

2. арендная плата за офис фирмы

3. издержки на выплату окладов работникам административного аппарата

4. издержки на погашение процентов по ранее взятому кредиту

5. издержки на выплату сдельной заработной платы работников

6. оплата потреблённой электроэнергии

10

На графике отражена ситуация на рынке мебели для дома. Что из приведённого ниже могло вызвать сдвиг кривой предложения S в положение S 1 ? (На графике Р - цена товара; Q - количество товара).

1. плохие отзывы покупателей

2. увеличение количества производителей мебели

3. дефицит дерева для производства мебели

4. снижение доходов потребителей

5. увеличение объёмов жилищного строительства

11

Выберите верные суждения о социальном контроле и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Неформальный социальный контроль осуществляется путём применения только позитивных санкций.

2. Социальный контроль необходим для поддержания стабильности общественной жизни.

3. В зависимости от характера санкций принято различать прогрессивный и регрессивный социальный контроль.

4. Социальный контроль включает совокупность методов и способов, гарантирующих выполнением ролевых требований к индивиду.

5. Социальный контроль обеспечивает соблюдение определённых условий, нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы. I

12

Учёные изучали потребительское поведение жителей стран Z и Y в условиях экономического кризиса. На гистограмме приведены данные (в % от числа отвечавших) о том, как в течение года изменился потребительский спрос.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Доля тех, кто стал покупать более дешёвые продукты, в стране Z больше, чем в стране Y.

2. Равные доли респондентов в обеих странах отметили, что отказались от покупки некоторых продуктов.

3. Доля тех, кто стал покупать меньше продуктов, в стране Z больше, чем в стране У.

4. Среди опрошенных в стране Z доля тех, кто отказался от покупки некоторых продуктов, больше доли тех, кто считал, что кризис не повлиял на потребительский спрос.

5. Среди опрошенных в стране Y доля тех, кто стал покупать меньше продуктов, больше доли тех, кто покупает более дешёвые продукты.

13

Выберите верные суждения об избирательных системах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Избирательная система - особый политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями.

2. В парламентских выборах в любой стране участвуют только политические партии.

3. Любая избирательная система предполагает всеобщее прямое открытое голосование.

4. Учёные выделяют пропорциональную и мажоритарную избирательные системы.

5. Избирательные системы в демократических государствах обязательно предполагают проведение выборов в два тура.

14

Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15

Законодательную власть в государстве Z осуществляет парламент. Найдите в приведённом ниже списке характеристики формы государственного (территориального) устройства государства Z и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. в стране действует Конституция

2. парламент имеет двухпалатную структуру

3. территориальные субъекты государства имеют право принятия собственной Конституции

4. государство Z разделено на территориальные единицы, обладающие определённой политической самостоятельностью

5. парламент на своём заседании избирает главу государства

6. граждане обладают всей полнотой прав и свобод

16

Что из перечисленного относится к группе политических прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. право на доступ к любым государственным должностям

2. право избирать и быть избранным

3. право на защиту чести и доброго имени

4. право на свободу и личную неприкосновенность

5. право обращаться в органы государственной власти

17

Выберите верные суждения о системе права. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Отрасль права - это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений.

2. Для правовых норм характерна строгая иерархичность и соподчинённость.

3. Отрасли процессуального права устанавливают порядок применения правовых норм.

4. Административное право регулирует имущественные, а также связанные и не связанные с ними неимущественные отношения.

5. Гражданское право относится к отраслям публичного права.

18

Установите соответствие между примерами и мерами юридической ответственности в РФ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

19

Ирина претендует на наследство по завещанию умершего брата. Юлия, дочь умершего, отказалась выделить своей тёте соответствующую долю. Ирина обратилась в суд. Найдите в приведённом списке позиции, соответствующие правовому решению описанного конфликта, и запишите цифры, под которыми они указаны.

2. ответчик

3. трудовое право

4. органы внутренних дел

5. гражданское судопроизводство

6. Уголовно-процессуальный кодекс

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

«Социальная ________(А) отражает социальное различие, неравенство и в соответствии с этим положение людей в обществе. В первобытном обществе________(Б) было незначительным. В современных обществах социальный статус общественной группы зависит от величины________(В), уровня образования, доступа к власти,________(Г) занимаемой позиции. Так возникли касты, затем - сословия, а позже - классы. В некоторых обществах переход из одной социальной________(Д) в другую запрещён. Есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешён. Свобода социальной________(Е) определяет то, каким является общество - закрытым или открытым».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. мобильность

2. привилегии

3. обязанности

7. расслоение

9. стратификация

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Правосознание - это отношение людей к праву...

Ключевой пункт правосознания - осознание людьми ценностей права и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует требованиям разума и справедливости, правовым ценностям и идеалам. Различаются правосознание научное, профессиональное, обыденное, а также массовое, групповое, индивидуальное. Эти разновидности правосознания по-разному влияют - но все они влияют! - на совершенство законодательства, эффективность работы суда, всех правоохранительных органов, на то, насколько граждане страны являются законопослушными, добровольно, строго, точно исполняют нормы позитивного права, какие они выдвигают правовые требования.

Среди видов и форм правосознания выделяется как раз правовая идеология - активная часть правосознания, непосредственно влияющая на законодательство, юридическую практику и потому входящая в национальную правовую систему страны...

В связи с правосознанием и правовой идеологией - кратко о правовой культуре. Правовая культура - это общее состояние «юридических дел» в обществе, т.е. состояние законодательства, положения и работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права. Одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека, т.е. надлежащий, высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и в правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации. Правовая культура - явление более широкое и ёмкое, чем просто надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре - высокое развитие всей правовой системы, достойное место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всём «юридическом хозяйстве» страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права, уровень правового образования и т.д.).

Показать ответ

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос , например: это общее состояние «юридических дел» в обществе;

2) четыре проявления правовой воспитанности , например:

Законопослушание;

Правовая активность;

Полное и эффективное использование правовых средств в практической деятельности;

Стремление в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Показать ответ

В правильном ответе должны быть даны ответы на три вопроса :

1) ответ на первый вопрос : правосознание - это отношение людей к праву;

2) ответ на второй вопрос : ключевой пункт правосознания - осознание людьми ценностей права и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует требованиям разума и справедливости, правовым ценностям и идеалам;

3) ответ на третий вопрос (разновидности): массовое, групповое, индивидуальное.

Элементы ответа могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках

Приведите три примера, иллюстрирующие влияние правосознания на законопослушное поведение граждан.

Показать ответ

В правильном ответе могут быть следующие примеры .

1) Андрей узнал о внесении изменений в КоАП РФ, ознакомился с новой редакцией интересующих его статей, теперь он соблюдает их при вождении своего автомобиля.

2) Макар - предприниматель, при совершении сделок и заключении договоров он строго следует нормам гражданского права, поскольку считает, что закон нарушать нельзя ни при каких обстоятельствах.

3) Иван посчитал, что его незаконно уволили с работы, и подал иск в суд. Могут быть приведены другие примеры

Как утверждение в правовой идеологии ценности естественных прав человека может отразиться на правовой системе общества? Используя текст и обществоведческие знания, выскажите три предположения.

Показать ответ

Могут быть высказаны следующие предположения .

Утверждение в правовой идеологии ценности естественных прав человека может следующим образом отразиться на правовой системе общества:

1) будут приниматься законы, защищающие права человека;

2) будут созданы условия для развития взаимной ответственности гражданина и государства;

3) будут созданы условия для реализации принципа верховенства права, для соблюдения законов всеми субъектами права.

Могут быть высказаны другие уместные предположения

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «власть»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о легитимности власти, и одно предложение, раскрывающее особенности государственной власти.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) смысл понятия , например: власть - это возможность и способность навязывать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о легитимности власти, опирающейся на знания курса, например: Легитимность власти проявляется в готовности граждан подчиняться ей.;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о легитимности власти.)

3) одно предложение , раскрывающее с опорой на знания курса особенности государственной власти, например: Государственная власть обращается ко всему обществу и обладает наиболее широким спектром ресурсов.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее особенности государственной власти.)

Назовите и проиллюстрируйте конкретными примерами любые три способа борьбы с безработицей.

Показать ответ

Могут быть названы и проиллюстрированы примерами следующие способы:

1) переобучение и переквалификация специалистов (например, при государственной службе занятости открыты курсы переподготовки по гражданским специальностям офицеров, уволенных в связи с сокращением численности вооружённых сил);

2) создание условий для самозанятости (например, специальные программы кредитования граждан, желающих открыть своё дело);

3) реализация программ поддержки молодых работников и работников с ограниченными физическими возможностями (например, предоставление фирмам, в которых данные категории работников составляют определённую долю, налоговых льгот);

4) создание условий для сокращения предложения труда (например, некоторое расширение категорий населения, имеющих право досрочного выхода на пенсию).

Могут быть приведены другие примеры, названы и проиллюстрированы примерами иные способы

При устройстве на работу Елена Алексеевна заполняла анкету, в которой указала, что она специалист со средним профессиональным образованием, происходит из семьи рабочих, разведена, имеет трёх детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса Елены Алексеевны, которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы

1. Религия как одна из форм культуры.

2. Функции религии:

а) регулятивная;

б) мировоззренческая;

в) компенсаторная;

г) воспитательная;

д) интеграционная;

е) культурная и др.

3. Многообразие религий в современном мире:

а) архаические религии;

б) национальные религии;

в) мировые религии.

4. Особенности мировых религий.

5. Принцип свободы совести.

6. Изменение отношения к религии в современном обществе.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения». (Р. Милликен)

29.2. Экономика «Инфляция - одна из форм налогообложения, не нуждающаяся в законодательном одобрении». (М. Фридмен)

29.3. Социология, социальная психология «Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них - родиться в нужной семье». (Д. Трамп)

29.4. Политология «Свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живёт, вступают в действие принятые законы». (К. Ясперс)

29.5. Правоведение «Невозможно ступить ни шагу по этой земле без того, чтобы не соприкоснуться с ответственностью и долгом, который необходимо исполнить». (Т. Карлейль)

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1.Запишите слово, пропущенное в таблице.

Подсистемы политической системы

2.Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) субъект деятельности; 2) цель деятельности; 3) структура деятельности; 4) средства деятельности; 5) объект деятельности.

3.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам права.

1) закон; 2) правоотношение; 3) судебный прецедент; 4) конституция страны; 5) законодательный орган; 6) правовой обычай.

4.Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.

2. Познавательная деятельность в отличие от коммуникативной предполагает использование понятий и терминов.

3. Культура является результатом преобразующей деятельности человека.

4. Деятельность человека в отличие от поведения животных носит осознанный целенаправленный характер.

5. Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.

5.Установите соответствие между сферами жизни общества и социальными институтами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6.В стране Н развито фабричное производство. Какие другие признаки свидетельствуют о том, что страна развивается как общество индустриального типа? Запишите цифры, под которыми указаны эти отличительные признаки.



1. внедряются компьютерные технологии

2. формируется класс промышленных рабочих

3. религия оказывает значительное влияние на развитие общества

4. существует разделение труда

5. ускоренными темпами развивается сельское хозяйство

6. происходит концентрация производства

7.Выберите верные суждения о факторах производства и факторных доходах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. К факторам производства относится организационно-правовая форма предприятия.

2. Доходом от капитала является рента.

3. Предпринимательская способность является одним из факторов производства.

4. Значение труда как фактора производства в современных условиях снижается.

5. Капитал как фактор производства включает машины и оборудование.

8.Установите соответствие между формами коммерческих предприятий и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9.Гражданин А. является владельцем дачи. Ежегодно он уплачивает налог на этот имущественный объект. Что еще, помимо налога на имущество, относится к прямым налогам? Выберите нужные позиции из приведенного ниже списка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. налог на наследство

2. акцизный налог

3. личный подоходный налог

4. таможенная пошлина

5. налог на прибыль

6. налог с продаж

10.На графике отражена ситуация на рынке парикмахерских услуг: линия предложения S переместилась в новое положение - S 1 (Р - цена товара, Q - количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. расширение сети парикмахерских

2. новые модные веяния в стилях причесок

3. снижение налогов с предприятий малого бизнеса

4. использование новых средств по уходу за волосами

5. изменение ставки подоходного налога

11.Выберите верные суждения об этнических общностях и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Разновидностью этноса является народность.

2. Появление наций предшествовало возникновению государства.

3. В основе этнической общности лежит единство классовых интересов.

4. Различают этническое и гражданское понимание нации.

5. Сплочению народности в нацию помогает осознание людьми общности своих исторических судеб.

12. Ученые опросили группу 45-летних жителей страны Z. Женщинам и мужчинам задавали вопрос: «Почему снижается воспитательный потенциал семьи?» Результаты опроса представлены в гистограмме.

Какие выводы можно сделать из полученных результатов? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Мужчины и женщины единодушны в определении главного фактора, снижающего воспитательный потенциал семьи.

2. Мужчины в большей степени, чем женщины, ощущают нехватку знаний, необходимых для воспитания детей.

3. Плохие отношения между родителями как причина снижения воспитательного потенциала семьи недооцениваются опрошенными.

4. Женщины более негативно оценивают вмешательство родственников в воспитание детей, чем мужчины.

5. При оценке различных факторов, влияющих на воспитание детей, мужчины в меньшей степени, чем женщины, придают значение составу семьи.

13 .Выберите верные суждения о политических режимах и запишите цифры, под которыми они указаны.

2. Демократический политический режим предполагает гарантии прав и свобод человека.

3. Конституции существуют только в странах с демократическим устройством.

4. Утверждение парламентаризма началось в новое время.

5. Характерной чертой тоталитаризма является сращивание государства и правящей партии.

14.Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их функциями и полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

15.В государстве Z президент избирается членами обеих палат парламента. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что государство Z является парламентской республикой? Выберите из списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Парламент является постоянно действующим органом.

2. Парламент может отправить правительство в отставку.

3. Правительство несет ответственность перед президентом.

4. Главой правительства становится лидер победившей на выборах в парламент партии.

5. Парламент избирается на основе всеобщего и равного избирательного права.

6. Главной функцией правительства является разработка и принятие законов.

16 .В соответствии с Конституцией РФ судьи независимы и подчиняются только

2. федеральному закону

3. Президенту

4. Правительству

5. Конституции РФ

6. Генеральному прокурору

17. Установите соответствие между правоохранительными органами РФ и приведенными функциями

18. Кто является участником уголовного судопроизводства со стороны защиты? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. следователь

2. прокурор

3. адвокат

4. потерпевший

5. подозреваемый

6. орган дознания

19. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Социализация - это процесс освоения человеком культурных ценностей и социальных норм. (Б) К сожалению, традиционные институты социализации снижают свое значение в современном обществе. (В) Современные школьники, по данным социологов, все больше времени отдают виртуальному общению в социальных сетях. (Г) Исследования показывают, что растет число тех, кто испытывает затруднения в налаживании реальных контактов. (Д) Усилия, направленные на повышение роли семьи и школы как институтов социализации, несомненно, сыграют свою положительную роль.

Определите, какие положения текста имеют

1. фактический характер

2. характер оценочных суждений

3. характер теоретических утверждений

А Б В Г Д

Запишите цифры под соответствующими буквами.

20. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Любое общество представляет собой совокупность элементов. Ими могут выступать отдельные индивиды, ____ (А) и общности. Определенный порядок связей между элементами общества получил название социальной _____ (Б). Она характеризуется неравенством позиций, которые занимают ее элементы. Это неравенство выражается в понятии _____ (В). Комбинация признаков, определяющих социальный статус в социальной иерархии, получила название индекса социальной позиции. К нему в первую очередь относятся: доход, престиж, _____ (Г), образование. Каждый из этих показателей можно измерить. Так, доход выражается количеством _____ (Д), получаемых индивидом или семьей в определенный промежуток времени. Престиж общественной _____ (Е) зависит от того или иного статуса».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

2. профессия

3. стратификация

6. дифференциация

8. структура

Тест по экономике.

1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда:

1) земля 2) трудовые ресурсы 3) факторы производства 4) капитал

5) информация

2. В стране Z активно развивается крупное машинное производство, растут го-

рода. Работники добились от правительства принятиясправедливогозаконо-

дательства о труде.Какие признаки подтверждают наличие в странеZры-

ночной экономики?

1) В стране Z созданы условия для развития предпринимательства.

2) Промышленное производство растет быстрыми темпами.

3) В стране Z каждый собственник факторов производства свободно распоряжается ими.

4) Сельское хозяйство производит широкий ассортимент продукции на экспорт.

5) Валюта страныZ высоко ценится на международном валютном рынке.

6) В странеZ существует конкуренция производителей.

3. Установите соответствие между характеристиками и типами эконмических систем:

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТИПЫ ЭКОНОМИЧ. СИСТЕМ

а) централизованное составление

обязательных для исполнения про-

изводителями хозяйственных планов 1) рыночная

б) директивное ценообразование 2) командная

в) конкуренция товаропроизводителей

г) свобода предпринимательства

д) государственная защита частной собственности

Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением двух, относятся

к понятию «рыночная экономика».

1) конкуренция производителей 2) многообразие форм собственности

3)централизованное распределение 4)спрос 5) предложение

6)директивное ценообразование

Найдите в приведенном ниже списке факторы, которые могут способствовать

повышению спроса на новую модель телевизора, выпущенную фирмой А.

1) производитель сократил выпуск других моделей телевизоров

3) продавцы предлагают выгодные для клиента условия потребительских кредитов

4) налог на добавленную стоимость вырос

5) цены на новую модель телевизоравыше, чем на старую модель

6) доходы домохозяйств постепенно сокращаются

Запишите слово, пропущенное в таблице.

7. Выберите верные суждения о факторных доходах:

1) Рента является факторным доходом от использования предринимательских способностей.

2) Факторный доход от труда называется заработнй платой.

3) Факторными доходами называют ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ.

4) Прибыль –это превышение всех доходов фирмы над ее затратами.

5) К факторным доходам относят спрос и предложение.

Верны ли суждения о роли экономики в жизни общества?

А. Экономика обеспечивает людей материальными условиями существования.

Б. экономика изучает способы распределения обществом ограниченных ресурсов

Верны ли суждения об ограниченности ресурсов?

А. Ограниченность труда как фактора производства связана с тем, что по физическим и умственным способностям лишь часть граждан пригодна для выполнения конкретных работ

Б. Ограниченность земли как фактора производства определяется накопленным производственным потенциалом

1) верно А 2) верно Б 3) оба верны 4) оба суждения неверны

10. Одной из функций рынка является:

1) Наделение предприятий собственнми оборотными средствами

2) Посредничество между производителем и потребителем

3) Установление «сверху» всех производственных заданий

4) Налаживание прямого продуктообмена между городом и деревней

11. Какое из высказываний является верным:

1) Мандарины, выращенные на плантации, можно рассматривать как фактор призволства

2) Деньги – важнейший ресурс, необходимый при производстве экономических благ

3) производство товаров и услуг возможно при наличии, как минимум двух факторов

производства и капитала

4) частный автомобиль такси следует отнести к фактору «предринимательство»

12. Доход владельца земельного участка называется:

а) прибыль
б) рента
в) процент
г) заработная плата

13. Наиболее полным и конкретным определением предмета экономической теории является:

1) экономическая теория изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами

2) экономическая теория изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства

3) экономическая теория изучает отношения производства, распределения, обмена и потребления в их взаимосвязи и взаимозависимости в условиях ограниченных ресурсов

4) экономическая теория изучает банковскую систему, капитал

14. Одновременный рост предложения на 12 % и спроса на 40% риведет к:

1) снижению цены и увеличению количества товаров

2) установлению стабильной цены и увеличению количества товаров

3) снижению цены и уменьшению количества товаров

4) росту цены и увеличению количества товаров

5) установлению стабильного количества и снижению цены

15. Перемещение по кривой спроса будет происходить в случае:

1) изменения ожиданий потребителя

2) снижение цены на взаимозаменяемый товар

3) изменение цены данного товара

4) изменения предложения товара

16. Если спрос и предложение увеличивается в одинаковом соотношении, то:

1) цена растет, объем реализации увеличивается

2) цена падает, и объем реализации увеличивается

3) цена и объем реализации не изменяется

4) цена будет расти и объем реализации может вырасти или упасть

5) цена уменьшится и объем реализации либо вырастет, либо сократится

17. Избыточное предложение товара на рынке является следствием того, что:

1) цена на товар равна равновесной

2) цена на товар ниже равновесной

3) цена на товар выше равновесной

4) сократился объем производства данного товара

5) увеличился объем спроса на данный товар

18. На ри­сун­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке стро­и­тель­ных услуг: линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние Dl (Р - цена то­ва­ра, Q - объем спро­са то­ва­ра).

Это пе­ре­ме­ще­ние может быть свя­за­но пре­жде всего

1) с ожи­да­ни­я­ми эко­но­ми­че­ско­го подъ­ема

2) с за­вер­ше­ни­ем от­пуск­но­го се­зо­на

3) с уве­ли­че­ни­ем до­хо­дов по­тре­би­те­лей

4) с ро­стом числа стро­и­тель­ных фирм

19 . На ри­сун­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке те­ле­ви­зо­ров с плаз­мен­ным экра­ном: линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние Dl (Р - цена то­ва­ра, Q - ве­ли­чи­на спро­са то­ва­ра).

Чем, в первую оче­редь, может быть вы­зва­но такое из­ме­не­ние спро­са?

1) умень­ше­ни­ем числа про­из­во­ди­те­лей те­ле­ви­зо­ров

2) из­ме­не­ни­ем тех­но­ло­гии про­из­вод­ства плаз­мен­ных экра­нов

3) сни­же­ни­ем до­хо­дов по­тре­би­те­лей

4) рас­про­стра­нив­ши­ми­ся среди на­се­ле­ния слу­ха­ми о вреде для здо­ро­вья плаз­мен­ных те­ле­ви­зо­ров

5) уси­ле­ни­ем кон­ку­рен­ции то­ва­ро­про­из­во­ди­те­лей

20 . На ри­сун­ке от­ра­же­на си­ту­а­ция на рынке ав­то­мо­би­лей: линия спро­са D пе­ре­ме­сти­лась в новое по­ло­же­ние Dl (Р - цена то­ва­ра, Q - ве­ли­чи­на спро­са то­ва­ра).

1) ро­стом до­хо­дов на­се­ле­ния

2) вве­де­ни­ем еди­но­го на­ло­га для про­из­во­ди­те­лей

3) сни­же­ни­ем цен за про­езд в ав­то­бу­сах и трол­лей­бу­сах

4) уве­ли­че­ни­ем объ­е­ма услуг об­ще­ствен­но­го транс­пор­та

Чем вы­зва­но дан­ное из­ме­не­ние?

Класс

Контрольная работа по теме "Социальная сфера"

Вариант 1

1. К среднему классу в экономически развитых странах относятся:

1) неквалифицированные рабочие;

2) ведущие менеджеры крупных предприятий;

3) владельцы небольших фирм;

4) лица, занятые физическим трудом.

2. Сословное деление общества отражает:

1) вид государственного устройства;

2) тип социальной стратификации;

3) характер экономических связей;

4) особенность политической системы.

3. Замужество, изменение гражданства, смена профессиональной деятельности - это про­явления:

1) общественной нестабильности;

2) социальной дифференциации;

3) социального неравенства;

4) социальной мобильности.

4. Племена, народности, нации - это:

1) формы государственного устройства;

2) этнические общности;

3) политические институты;

4) формы экономической интеграции.

5 . Верны ли следующие суждения о типах социальных групп?

А. Одна и та же группа может быть формальной и неформальной.

Б. Формальные группы возникают самопроизвольно, объединяясь вокруг ярких лиде­ров.

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

6. К социальной роли родителя относится:

1) повышение своего профессионального уровня;

2) забота о здоровье собственных детей;

3) внимание к окружающим людям;

4) участие в политической жизни страны.

7 . Процесс социализации личности в первую очередь означает:

1) изменение социального статуса;

2) усвоение накопленного людьми опыта;

3) переход из одной социальной группы в другую;

4) развитие творческих способностей.

8. Нарушение правил поведения в общественном месте - это пример:

1) социальной нормы;

2) формальной негативной санкции;

3) конформного поведения;

4) отклоняющегося поведения.

9. В книге «Юности честное зерцало» молодым дворянам рекомендовалось чистить ногти мыть руки, «не дуть в ушное». Это примеры:

1) норм этикета;

2) норм морали;

3) традиций;

4) ритуалов.

10. Применение санкций для обеспечения соблюдения социальных норм составляет основу:

1) социализации;

2) социального контроля;

3) социальной адаптации;

4) отклоняющегося поведения.

11. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах.

Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конфор­мизмом.

1) Верно только А.

2) Верно только Б.

3) Верны оба суждения.

4) Оба суждения неверны.

12. И семья, и коллектив сотрудников являются:

1) социальной стратой;

2) общественным институтом;

3) этнической общностью;

4) малой группой.

13. Отличительным признаком партнёрской семьи является:

1) выполнение функции социализации детей;

2) главенствующая роль отца семейства;

3) отсутствие отношений господства и подчинения;

4) регулирование поведения своих членов.

14. В совместном расходовании семейного бюджета проявляется функция семьи:

1) экономическая;

2) социально-статусная;

3) психологически-эмоциональная;

4) коллективистская.

15. Верны ли следующие суждения о семье?

А. В истории общества существовали разные виды семьи.

Б. Семейные отношения регулируются только моральными нормами.

1) Верно только А.

2) Верно только Б.

3) Верны оба суждения.

4) Оба суждения неверны.

1. Найдите в приведённом ниже списке функции семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Первичная социализация детей.

2) Обеспечение инновационного развития экономики.

3) Поддержание общественного воспроизводства.

4) Биологическое воспроизводство новых поколений.

5) Преодоление социального неравенства.

Ответ: ______________________________________________________

2. Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом соци­альной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответ­ствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А Б В Г Д

13. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

«Молодёжь - это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько отмобилизован, насколько полно используется.

Традиционные, статичные общества опираются прежде всего на опыт старших поко­лений. Такое общество боится стихии молодёжи, сопротивляется реализации её непроявившихся возможностей, сознательно пренебрегает ими, используя молодёжь по необхо­димости, механически, частично. Молодёжь остаётся лишь скрытым ресурсом, не реализовавшим себя и, в этом смысле, - потерянным поколением. Динамичные общества рано или поздно вынуждены обращаться к молодёжи. Если они не делают этого, то рево­люции (или реформы) вскоре захлёбываются. Старшие поколения могут лишь составить проект будущего, замыслить социальную перемену, дать ей толчок. Времени их человече­ской жизни, жизненного потенциала на большее не хватает. У молодёжи практически нет собственного прошлого, её сознание более конфликтно, открыто переменам. Умные, даль­новидные реформаторы не могут не понимать этого, не видеть в молодёжи обновляющую силу, оживляющий элемент, интеллектуальный духовный и энергетический резерв, ко­торый выступает на передний план и вводится в действие, когда обществу надо произвести глубокую и быструю перемену и в то же время хорошо приспособиться к быстро меняю­щимся и качественно новым обстоятельствам. В этом состоит основная социальная функ­ция молодёжи в обществе».

(Ильинский И. М. О воспитании жизнеспособных поколений российской молодёжи. М., 1995)

3) Как, по мысли автора, должны относиться реформаторы к потенциалу молодых? Опираясь на знания из курсов обществознания и истории, покажите, что вовлечение мо­лодых в политические процессы не всегда ведёт к положительным последствиям.