Фгос начального общего образования. Федеральные государственные образовательные стандарты Анализ проекта приказа фгос ноо новая редакция

Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ОРКСЭ

ФГОС ООО

Нормативные документы

Письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 г. №08-1228 «О направлении рекомендаций»

ФГОС среднего (полного) общего образования (10-11 кл.)

(утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413)

I. Общие положения

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования (далее - основной образовательной программы) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы; к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость данной ступени общего образования для продолжения обучения в образовательных учреждениях профессионального образования, профессиональной деятельности и успешной социализации. [Далее > ]

Нормативные документы:

Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования и ставит перед педагогическим коллективом задачу организации развивающей среды для обучающихся.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В новом ФГОС конкретизировано соотношение между образованием и воспитанием: воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебную и внеурочную.

Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

На практике при организации внеурочной деятельности появляются множество проблемных вопросов. Например, распределение внеурочных часов в расписании, эффективное использование внешних ресурсов и т.д.

ФГОС НОО – это федеральный государственный стандарт начального общего образования. Он представляет собой совокупность требований, обязательных при воплощении в жизнь основных образовательных программ начального общего образования учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт был утвержден приказом Министерства образования и науки в 2009 году, введен в действие в 2010, а с 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения перешли на этот ФГОС.

Приказ о ФГОС НОО

Стандарт содержит требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО), к условиям ее реализации и результатам освоения. ФГОС НОО написан для всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей, общественности. Стандарт включает в себя сведения об организации педагогической и информационно-образовательной среды в образовательном учреждении, об организации воспитательного и учебного процессов. В документе представлены планируемые результаты, которых должен достичь образовательный процесс в начальной школе.

Основная отличительная особенность этого ФГОС НОО – его деятельностный характер. В качестве главной цели позиционируется развитие личности ученика. Принимая стандарт, система образования отказывается от прежнего подхода, где результатами обучения считались знания умения и навыки. Теперь ученики к концу начального обучения должны овладеть реальными видами деятельности. Требования к результатам обучения сформулированы в форме предметных, метапредметных и личностных результатов. С полным текстом ФГОС НОО можно ознакомиться на официальном сайте Минобрнауки в разделе “Документы”.


ФГОС НОО на сайте Минобрнауки

Требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения ООП НОО составлены с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учеников начальной школы, а также самоценности этой ступени образования как основы для всего последующего обучения. ФГОС НОО учитывает потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, а также этнокультурные, национальные и региональные потребности народов России.

Согласно этому ФГОС, нормативный срок освоения ООП НОО составляет четыре года, а сам стандарт является основой для объективной оценки уровня образования учеников начальной школы.


Эмблема ФГОС НОО

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования призван обеспечить равные возможности получения образования на этой ступени, а также духовно-нравственное развитие и воспитание учеников. ФГОС НОО должен способствовать формированию гражданской идентичности детей и тем самым создавать основу для развития гражданского общества. Кроме того, стандарт должен обеспечить преемственность ООП всех уровней образования: дошкольного, начального общего, среднего общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального.

Применение ФГОС НОО на практике должно привести к принципиальным изменениям в подходе к обучению. Так, раньше об успехах учеников говорили только текущие и нынешние оценки. Стандарт же предполагает, что у ребенка теперь будет полноценное портфолио, где кроме самих отметок будут собраны дипломы, грамоты, результаты тестов и другие достижения.

Другой станет и роль учителя. Раньше задача педагога сводилась к тому, чтобы начитать учебный материал и проверить, насколько дети его выучили – такой подход предполагал, что между педагогом и детьми сохраняется дистанция. Теперь же преподаватель должен мотивировать школьников к самостоятельному изучению темы, обсуждать с ними тему и направлять их действия.


Роль учителя по новому ФГОС

Родители теперь смогут влиять на учебную программу, что раньше было невозможно. Согласно ФГОС НОО, школы получают право самостоятельно формировать программу на фундаменте примерного учебного плана и могут в этой работе учитывать пожелания родителей.


Изменения в программе по ФГОС

Наконец, сам процесс обучения станет принципиально другим. Раньше он сводился к заучиванию правил, а использование игр на уроках было минимальным. Теперь игра становится полноправной формой обучения, а познание через игры – одним из основных принципов начальной школы.


Изменения в учебном процессе

Кроме того, ФГОС НОО вводит индивидуальные учебные проекты, а также обучение клавиатурному набору текста наравне с чистописанием от руки начиная с первого класса. Наконец, новые стандарты вводят понятие внеурочной деятельности и отводят на нее 10 часов в неделю. При этом дети смогут самостоятельно решать, чему они хотят посвятить это время: экскурсиям, творческим кружкам, спортивным секциям или, например, научным семинарам.

Согласно п.1. ФГОС НОО (далее - проект ФГОС) «… представляет собой совокупность обязательных требований к начальному общему образованию». Однако п. 4 в соответствии с 273-ФЗ сводит требования к 1) структуре…; в) условиям реализации…; 3) результатам освоения ООП НОО. Требования к содержанию, средствам, методам, организации и т.п. стандартом не вводятся. С этой точки зрения п. 1 педагогически неточен, а приложения к стандарту юридически неправомерны, ибо это требования к содержанию. Необходимо уточнить ст. 11 273-ФЗ в части типологии образовательных стандартов.

Согласно п. 3 Проект ФГОС направлен на обеспечение «единства образовательного пространства на территории РФ». Единство имеет содержательный, методический/технологический, организационный, управленческий и иные аспекты. С содержательной точки зрения единство обязательной федеральной части может обеспечиваться тогда и только тогда, когда установлен состав и содержание федеральных учебных предметов (на уровне смысловых образовательных единиц), а также минимальное время, отводимое на изучение установленного содержания учебных/воспитывающих предметов (как это было БУП 2004). Пока не определено время на федеральные учебные предметы, определять/конкретизировать предметные результаты бессмысленно, ибо именно время как главный ресурс учителя и ученика предопределяет объем и сложность содержания образования (содержание воспитание и содержание обучения). А «Содержание образования - есть педагогическое воплощение целей образования (обучения и воспитания)» (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Л.Я. Зорина и др. отечественные педагоги-ученые). Цель же опредмечивается (в частности овеществляется, например, на физкультуре в мышечных тканях) в продукте, а предметные результаты - это качество продукта. Качество в управленческом смысле есть степень соответствия результата цели, поставленной диагностично и нормативно, то есть ФГОС.

Пока не установлено нормативно количество часов, отводимых на изучение федеральных учебных предметов единство образовательного пространства невозможно.

В п. 13.2. говорится, что «Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования не подлежат промежуточной и итоговой аттестации». Образование, согласно ст. 2 273-ФЗ, единство воспитания и обучения. Продуктом воспитания является воспитанность, обучения - обученность. Результатом, соответственно, качество (уровень/степень) воспитанности и качество (уровень/степень) обученности. Если школа отказывается в силу либеральных установок идеологов проекта ФГОС от измерения качества (уровня/степени) воспитанности (ответственности, трудолюбия и т.п.), то уровень воспитанности значительно чаще будут определять суды, опираясь на тот или иной кодекс как стандарт поведения и деятельности гражданина РФ.

Согласно п. 17. «Обязательная часть ООП НОО составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений по выбору родителей (законных представителей) обучающихся из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность, - 20% от общего объема ООП НОО». Рациональное установление, создающее необходимую и достаточную меру дидактической свободы в области проектирования содержания с учётом потребностей учащихся/воспитанников, запросов родителей (ЗП) и возможностей учителей и систем дистанционного образования. Надо только конкретизировать, что перечень включает обязательные школьные учебные/воспитывающие предметы, элективные учебные предметы (например, вводимые со второго класса), факультативные учебные предметы, вводимые с 1 класса (как в БУП 1993).

Введение внеурочной деятельности не соответствует 273-ФЗ. Понятие внеурочной деятельности не определяется в ст. 2, не встречается в тексте 273-ФЗ, а также не входит в состав образовательных программ, устанавливаемых ст. 12 273-ФЗ (редакция от 25.12.2018). В школе на нормативно-правовом имеет смысл говорить о реализации общеразвивающих и предпрофессиональных дополнительных общеобразовательных программ, а понятие «внеурочная деятельность» оставить для рабочего внутреннего пользования. Дополнительное образование и внеурочная деятельность имеют одинаковую природу, заключающуюся в свободном выборе состава изучаемых предметов и времени их изучения. Традиционно под внеурочной работой понимали факультативы (финансирование по линии учебного плана) и кружки/студии/секции (финансирование того или иного количества ставок учителей/педагогов дополнительного образования в зависимости от числа классов-комплектов). Внеурочная деятельность - это квазиинновация разработчиков ФГОС, направленная на обнулении системы дополнительного образования детей (проблема набора в учреждения ДОД и т.п.). Необходимо исключить из проекта ФГОС. Использовать понятия «элективные учебные предметы», «факультативные учебные предметы», «дополнительное образование».

п.18. устанавливает: «ООП НОО реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, через организацию урочной и внеурочной деятельности…». Основная образовательная программа по определению обязательна, внеурочная деятельность - добровольна. Получается обязательное дело делать частично необязательно. Нонсенс.

Согласно п. 19. «Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения ООП…». Внеурочная деятельность направлена на достижение целей, то есть получение образовательных продуктов/результатов, устанавливаемых по собственному усмотрению самим учеником/воспитанником, его родителями (законными представителями). Дети все разные. Интересы разные. Профессиональные намерения тоже. Все варианты целей не могут и не должны быть упакованы в ООП.

В 24.2.1. определён состав межпредметных программ, как формы представления общепредметного содержания, предъявляемого учителями всех или ряда учебных/воспитывающих предметов. Согласно теории множеств (круги Эйлера) следует различать предметное, общепредметное (например, понятие «молекула», методы изучения природы/общества, мыслительные операции, речь и т.п.) и внепредметное содержание, не вошедшее, например, в предлагаемое проектом ФГОС конкретизированные требования к предметным результатам. По мнению, В.В. Краевского, А.В. Хуторского общепредметное содержание включает «общие и общеучебные умения, навыки, обобщенные способы деятельности». Метопредметность - это квазиинновация разработчиков ФГОС. У А.Г. Асмолова метопредметы - право, экология, экономика; у Ю.В. Грамыко - знак, знание, проблема; у А.В. Хуторского - числа, буквы, культура, мироведение; Л.Г. Петерсон - мир деятельности. «Метапредмет - это фундаментальная основа общего образования, то, что стоит за учебными предметами, находится в их основании» (А.В. Хуторской http://wap.khutorskoy.borda.ru/?1-2-0-00000027-000-0-0-1257262267). Как нечто может находится «в основе» (под) и одновременно «за» - уму непостижимо. К межпредметным программам п. 24.2.1. относит: программу формирования универсальных учебных действий; программу воспитания; программу коррекционной работы. А где межпредметные программы работы со способными детьми, развития и формирования культуры самообразования, развития и формирования политехнической культуры, профессионализации и т.п.?

Согласно 24.2.2. «Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать: 1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса; 2) содержание и формы реализации учебного предмета, курса; 3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы». Что такое «курс»? Формой организации содержания, средств, методов, организации обучения/воспитания в школе являются учебные/воспитывающие предметы. Во ФГОС -2009 согласно п.19.5 в структуру учебной программы входило 8 элементов. В п. 24.2.2. проекта ФГОС не предусмотрена пояснительная записка, в которой, как правило, говорится об организации обучения по программе (деление класса на группы и т.п.), раскрываются методические особенности тем и т.д. Очевидна релятивность педагогических установок разработчиков проекта ФГОС, отсутствие опоры на теорию и практику разработки учебных программ.

п. 24.3.2. «Учебные планы НОО (далее - учебные планы) обеспечивают введение в действие и реализацию требований ФГОС, определяют общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей». «Реализация» - это родовое понятие, она включает видовое понятие «введение в действие». Если что-то реализовано, то ведено, исполнено, завершено. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…»(С изменениями и дополнениями от 24 ноября 2015 г.) определяются «Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки обучающихся» (таблица), устанавливаются «Максимально допустимая аудиторная недельная нагрузка (в академических часах)» и «Максимально допустимый недельный объем нагрузки внеурочной деятельности (в академических часах)», а также в п. 10.5 то, что «Основная образовательная программа реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности. Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таблице».

Проект ФГОС должен нормировать минимальное время и максимальное недельное время работы ученика/воспитанника подобно тому, также как Трудовой кодекс нормирует недельное время работника. Нагрузка - это мощность/плотность учебной работы. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60-80%». Следовательно, необходимо, во-первых, привести проект ФГОС и СанПиН 2.4.2.2821-10 к единой терминологии; во-вторых, установить, что максимально допустимое недельное время образовательной (учебной, воспитывающей и иной) работы ученика/воспитанника включает время, отводимое на предъявление/усвоение основных и дополнительных программ. Это время лежит в области ответственности школы. Не может «Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся» (ПООП НОО. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015). В этом случае время работы ребенка будет больше, чем взрослого. Возникают высокие риски снижения психического и физического здоровья учеников/воспитанников. Время участия ребенка в дополнительных образовательных программах, реализуемых вне школы, определяется состоянием ребенка и доминантно находится в области ответственности родителей (ЗП).

24.3.3. «Общий объем аудиторной нагрузки обучающихся за 4 учебных года не может составлять менее 2851 часа и более 3345 часов». Что говорят эти числа ребенку (человеческое существо от рождения до 18 лет), родителю (ЗП), учителю? Чтобы понять/почувствовать смысл надо указывать количество часов в неделю. Это делается в СанПиН 2.4.2.2821-10. Чтобы посчитать общий объём часов необходимо значь число учебных недель в каждом классе. Но ни СанПиН 2.4.2.2821-10, ни ФГОС 2009, ни проект ФГОС продолжительность учебного года на уровне НОО в учебных неделях не устанавливают. С правовой точки зрения странно, что это сделано в ПООП НОО «Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет 34 недели, в 1 классе — 33 недели». (ПООП НОО. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015). Определение продолжительности в ПООП НОО приводит к неопределенности продолжительности учебного года: «Большинство школ России придерживаются такой структуры 2017-2018 года: малыши-первоклашки учатся на протяжении 33 недель, ученики со 2 по 11 классы - 34 недели». Хотя, «Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34-35 недель». (ПООП ООО. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015). По СанПиН 2.4.2.2821-10 в 1 классе 21 час/неделя. В 2-4 классах 23 часа/неделя при пятидневке, 26 часов/неделя по шестидневке. Тогда при шестидневке 21 ч/н * 33 н + 26 ч/н * 34 н * 3 = 3345 ч. Интересно, а какой комбинации соответствует число 2851?

В проекте ФГОС указать продолжительность учебного года в учебных неделях, количество часов в неделю в разрезе классов.

В пункте 24.3.5. «…объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении начального общего образования (до 1350 часов за четыре года обучения)». То есть от 0 до 1350 часов за четыре года обучения. С одной стороны, ФГОС допускает необязательный характер, отсутствие внеурочной деятельности; с другой стороны, если школа берет все 1350 часов на внеурочную деятельность, то к финансированию по минимуму 4201 часов, а по максимуму 4695 часов. Рост затрат более чем на 40%. Как разработки проекта ФГОС планирую финансировать расходы в таком объеме в масштабе региона, РФ в целом, если школы выберут максимальный вариант? Абсолютно нереальная цифра. До 1350 часов на ученика за четыре года, или до 10 часов в неделю на ученика, тогда в первом классе максимальное время возможно будет 31 час в неделю. Проект ФГОС допускает опасное переутомление детей. Реально на уровне школы на внеурочную деятельность достаточно 2-3 часа на ученика, иначе учреждения ДОД окажутся не востребованными. Если допустить «сетевое» (все говорят/пишут, но не понимают, что это такое) участие учреждений ДОД во внеурочной деятельности, тогда зачем городить огород. Отдать учреждениям ДОД часы, отводимые на внеурочную деятельность и всё. В случае же вхождения часов внеурочной деятельности в максимально допустимую аудиторную недельную нагрузку (недельное время в академических часах) имеем патовую ситуацию. На реализацию собственно ООП НОО при максимальном общем количестве часов останется (3345 часов - 1350 часов) 1995 часов. В проекте ФГОС указать «до 4 часов».

Установить, что часы, отводимые на внеурочную деятельность, входят в «Максимально допустимую аудиторную недельную нагрузку (в академических часах)», иначе ребенок занимается в школе больше часов, чем «Максимально допустимая…». В этом случае понятие «Максимально допустимая…» теряет смысл.

В разделе III проекта ФГОС устанавливаются требования к условиям реализации ООП НОО, включая кадровые, финансовые, материально-технические и психолого-педагогические условия. Классификация условий не отвечает критерию полноты. Целесообразно к типам обеспечения (условиям) отнести: правовое, дидактическое, методическое, психологическое, санитарно-гигиеническое, кадровое, материальное, техническое, технологическое обеспечение. Каждый тип условий имеет инвариантные стороны/содержательные линии, включая информационную, научную, финансовую. Например, информационные, научные, финансовые аспекты дидактического обеспечения (условий). При разработке требований к условиям реализации ООП НОО необходимо использовать матрицу условий: типы/аспекты.

33. «Стандарт устанавливает требования… личностным… метапредметным… предметным…» результатам. Данная классификация результатов не отвечает требованиям к построению классификаций. То есть разработчики ФГОС не владеют, по их терминологии, метопредметным действием - построением классификации. Личностные результаты - это родовое понятие. Предметные и общепредметные результаты тоже личностные, их носителем/держателем является личность. Ребенок имеет два полюса: в процессе образования развиваются и формируются организм и личность, благодаря реализации предметных и межпредметных программ, выступающих формой представления общепредметного содержания. Есть цели/результаты развития и формирования личности (доминирую литература, математика. Физик аи т.п.), есть цели/результаты развития и формирования организма (доминируют предметы технология, физическая культура, отчасти ИЗО, черчение и т.п.). В проекте ФГОС целесообразно пересмотреть типологию целей/результатов.

35. «Метапредметные результаты … должны отражать овладение познавательными универсальными, регулятивными, коммуникативными действиями, умениями участвовать в совместной деятельности, умениями работать с информацией». Во ФГОС 2009 в п. 9. отмечалось: «Стандарт устанавливает требования к результатам… метапредметным, включающим… универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные)…». Хорошо, что во ФГОС 2009 не вошли личностные универсальные учебные действия, о которых много писали, издавали книги. «… личностные, …регулятивные, познавательные…» (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе /Под редакцией А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010). Познавательные, регулятивные и коммуникативные действия осуществляются личностью, являются в этом смысле действиями личности. Универсальные учебные действия ФГОС 2009 являлись компиляцией общих учебных умения БУП 2004 «Познавательная деятельность… Информационно-коммуникативная деятельность… Рефлексивная деятельность» (Приказ МО России «Об утверждении ФКГОС НОО, ОО и С(П)О образования» от 5 марта 2004 г. № 1089).

Проект ФГОС к универсальным учебным действиям дополнительно относит «умения участвовать в совместной деятельности, умения работать с информацией». Умение участвовать в совместной деятельности редуцируется к познавательным, регулятивным и коммуникативным умениям. Умение работать с информацией - это часть коммуникативных умений, связанных с использованием информационно-коммуникационных устройств/систем. Введение понятие «Метопредметные результаты» синонимично понятию «Общие учебные умения и навыки». «Под общеучебными умениями мы понимаем умения, универсальные для всех школьных предметов и основных сфер человеческой деятельности». Проект Программа личностного развития и формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального образования (Образовательная система «ШКОЛА 2100»). Если УУД и ОУУН одно и тоже, зачем вводить новое понятие, не имея достаточного основания? Как известно «Не следует множить сущее без необходимости» (Бритва Оккама). В проекте ФГОС вернуться к понятию «Общие учебные умения и навыки».

Во ФГОС и проекте ФГОС гипертрофированы метапредметные результаты/общие учебные умения и навыки/общепредметные результаты, идущие под девизом «Учить учиться». «В политическом дискурсе отразилась переориентация школы на решение задачи обучить детей «думать, решать проблемы, применять знания» (США), «научить учиться» (ЕС)» Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д., Захаров А.Б. Российская школа: альтернатива модернизации сверху. - М.: Вопросы образования. - №3 2011). Учить учится - важно/надо, но «… первым условием хорошей работы в будущем является основательное элементарное обучение» (М. Планк). В проекте ФГОС необходимо найти оптимальное соотношение предметных и общепредметных целей/продуктов/результатов. Иначе можно научить учиться, не чему иному не научив.

36. Предметные результаты… Рассмотрим преобразование требований к предметным результатам по математике и информатике.

ФГОС (6473 слов), утверждённый приказом МОиН РФ от 6 октября 2009 г. № 373, в подразделе 12. «Предметные результаты…» (1313 слов) п. 12.2. «Математика и информатика» устанавливал требования к предметным результатам по математике и информатике. Требования были сформулированы в 5 абзацах (113 слов). Приложения к ФГОС с конкретизацией требований отсутствовали. Конкретизация требований осуществлялась в ПООП НОО, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015): п. 2.2.2.4. Математика и информатика (399 слов).

В проекте ФГОС (25255 слов) в подразделе 36. «Предметные результаты…» (3238 слов) п.36.4 «Математика и информатика. Математика» требования к предметным результатам сформулированы в 7 абзацах (185 слов) В приложение 4. «Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Математика», выносимым на промежуточную аттестацию» дается детализация конкретизация требований п. 36.4 (1682 слова). То есть (1682/399) 4,22 раза увеличилось описание предметных результатов по математике и информатике. Это необходимый, но не достаточный критерий уровня конкретизации.

Следует учитывать, что конкретизация требований к предметным результатам по математике и информатике осуществлена в 2 этапа: в проекте ФГОС и в приложении 4 к проекту ФГОС.

Для анализа первого этапа преобразования ФГОС выделим в п.12.2 ФГОС 39 условных учебных элементов по математике и информатике. Например, 9. Овладение основами измерения; 20. Умение выполнять устно арифметические действия с числами. Аналогично п. 36 проекта ФГОС выделим 41 элемент. Например, 22. Умение приводить пример; 32. Приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической форме (столбчатые диаграммы). На основе составления сопоставительной таблицы и, учёта используемых разработчиками проекта процедур преобразования, можно сделать следующее заключение о содержании преобразования ФГОС в части требований к предметным результатам по математике и информатике на уровне НОО в логике: «Требование ФОГС» - «Требование проекта ФГОС»/ тип процедуры преобразования. В процессе преобразования ФГОС НОО в проект ФГОС: исключено 16, переформулировано/переопределено 4, конкретизировано 9, детализировано 4, агрегировано 2, добавлено 10 условных учебных элементов.

Вывод: предложенный на первом уровне преобразования вариант конкретизации требований к предметным результатам по математике и информатике не сделал требования «конкретнее». На их основе можно получить бесконечное количество конкретизаций следующего уровня (вариант разработчиков в приложении 4). Очевидно, что конкретизация предметных результатов первого уровня в проекте ФГОС должна рассматриваться как рабочий этап (учителю она не нужна) и её с точки зрения лаконичности и функциональности нецелесообразно не включать в окончательный текст проекта ФГОС.

Был представлен 6 октября 2009 года. Он явился результатом основательного реформирования системы российского образования и направлен на:

  • достижение всестороннего развития младших школьников в контексте воспитания и обучения с учетом показателей здоровья и индивидуальных интеллектуальных способностей;
  • стимулирование творческих способностей и навыков применения на практике теоретических знаний;
  • приобщение учащихся к взаимодействию с социумом, овладение коммуникативными навыками, знакомство с образовательной культурой.

Активное развитие технологий и нивелирование значения сухой информации без глубокого ее осмысления и применения на практике заложило предпосылки для стандартизации начального образования на федеральном уровне. Сегодня знания сами по себе не имеют ценности в стремительно меняющихся реалиях, а потому значение имеет только умение творчески переосмыслять, интерпретировать и использовать полученную информацию не только в учебно-воспитательном комплексе, но и в повседневной жизни.

В стремлении отойти от устаревших советских педагогических приемов, в российской системе начального общего образования возникла необходимость модернизации подхода, а следовательно, внедрения федерального стандарта основной школы ФГОС начального образования. Стандарт регламентирует условия и порядок реализации образовательных программ на первой ступени школьного образования, представляя собой свод требований и положений. Согласно нему, наряду с базовыми навыками, актуальными для младших школьников (умение писать, считать и читать), на первый план выходит перспектива формирования эффективной учебной деятельности школьника, основанной на совокупности учебных мотивов, навыков целеполагания, познавательного интереса, умения решать мелкие задачи, контролировать процесс их решения, корректировать цели и свои усилия, чтобы достичь успешной личностной и профессиональной самореализации.

Комплекс федеральных стандартов призван обеспечить:

  1. Создание единого российского образовательного пространства, адаптированного ввиду многолетней традиции для учащихся с разными интеллектуальными способностями и возможностями здоровья.
  2. Преемственность образовательных программ и требований к универсальным учебным действиям, которыми дети должны овладеть в результате освоения предметных областей на различных образовательных уровнях.

Адресатами требований ФГОС начального общего образования выступают следующие категории участников образовательных отношений:

  1. Педагогический коллектив школы, который должен выстроить профессиональную деятельность в рамках действующей государственной образовательной политики, что позволит достичь поставленных перед системой образования краткосрочных и долгосрочных целей.
  2. Администрация школ - использует положения ФГОС для разработки управленческих механизмов внедрения инноваций, регулирования и контроля учебно-воспитательного комплекса в рамках региональных особенностей.
  3. Школьники - в рамках ФГОС осуществляется реализация конституционного права на образование независимо от вероисповедания, национальности, материального обеспечения и возможностей здоровья, что в дальнейшем обеспечит возможность на успешную самореализацию и профессиональный рост в будущем.
  4. Родители младших школьников, которые получают открытый доступ к базовой документации учреждения, чтобы формировать представление о целях и ориентирах действующей системы образования, принимая решения о дополнительном образовании и организации досуга детей.
  1. Требования к структуре ООП, включая их объем и соотношение обязательной и факультативной частей, формируемой участниками образовательных отношений, исходя из потребностей и региональной специфики.
  2. Требования к условиям реализации программ - материально-техническое, финансовое, кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса, без которого основная деятельность учреждения невозможна.
  3. Требования к результатам освоения предметного минимума, степени сформированности личностных, метапредметных компетенций.

В значительной мере изменился характер деятельности педагога. Ввиду того, что учителям необходимо использовать значительный объем информации (включая электронные ресурсы), время на подготовку к урокам увеличивается. Привычный план-конспект урока сменил сценарный план, определяющий последовательность деятельности школьников, предоставляющий большую свободу педагогам и использующий преимущественно парные и групповые формы работы, превалирующие над фронтальными.

В целом деятельность педагога во многом претерпела изменения, которые коснулись всех аспектов работы.

Аспект деятельности Характеристика согласно ФГОС
Подготовка к уроку Сценарный план урока служит основой для проведения занятия и подразумевает использование нестандартных форм работы, способов и приемов изложения материала. В ходе подготовки педагоги используют наработки и опыт коллег, передовые технологии и инновации, интернет-ресурсы и методические наработки.
Основные этапы урока Более половины времени занятия отводится на самостоятельную деятельность учеников. Обязательным этапом занятия является целеполагание (школьники самостоятельно ставят цель урока) и рефлексия (дети оценивают эффективность работы на уроке).
Главная цель учителя на уроке Педагог должен выступать организатором ученической деятельности по постановке учебных задач, выбору источников информации и ее обработке, обобщению способов действия.
Определение деятельности детей Учитель использует формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, продолжите, создайте схему или модель, обобщите (сделайте вывод), выберите решение, способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте.
Ведение урока На занятиях доминируют индивидуальные и групповые формы деятельности, нестандартные подходы, допускающие присутствие родителей, тьюторов или других педагогов на уроке.
Взаимодействие с родителями обучающихся Поскольку родители должны быть активными участниками учебно-воспитательной деятельности, педагог информирует их относительно жизнедеятельности учреждения, учебных и воспитательных успехов детей.
Образовательная среда Образовательная среда адаптируется к потребностям учащихся (включая детей с ОВЗ), а потому осуществляется зонирование холлов и классов, используются ИКТ технологии.
Результаты обучения Во внимание принимается триединство результатов (предметные, личностные и метапредметные), создаются портфолио, стимулируется адекватная самооценка учащихся. Учитывается динамика результатов, а не соотнесение с нормативными показателями.

Прежние нормативы, регулирующие учебно-воспитательный процесс, от федеральных стандартов отличаются учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития учащихся. Именно этот аспект учитывается при определении методологии личностно-ориентированного подхода, позволяя повышать эффективность взаимодействия педагогов с группой учеников, реализуя требования дифференциации обучения в рамках различных образовательных маршрутов.

Наряду с личностно-ориентированным в основу образовательных стандартов и программы ФГОС начального общего образования был положен модульно-компетентностный подход, который закрепляет самоценность первой ступени общего образования и ставит целью накопление образовательного опыта умений и базы навыков вчерашних дошкольников для успешного решения школьных образовательных задач.

Стандартизация начального общего образования ставит целью предоставление равных условий для обучения и воспитания для всех учащихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование в данном случае базируется на последовательном обмене жизненным и учебным опытом между учениками, формировании коммуникативных навыков, толерантности всех участников образовательных отношений и их умении вести себя в разных социальных ситуациях. В результате младшие школьники вырастают терпимыми к окружающим, толерантными, независимо мыслящими, а потому готовыми к дальнейшему обучению и самореализации в учебной и внеучебной деятельности.

Федеральные стандарты опираются на объективность в оценивании академических достижений школьников. Поскольку нормативный подход соотнесения достигнутых умений и навыков с установленными на высшем уровне показателями морально устарел и утратил свою актуальность, появилась потребность в модернизации системы оценивания, которая позволит отследить динамику успеха ребенка, степень освоения материала и уровень образовательных достижений. При этом важно, чтобы подобные процедуры не вызывали дискомфорта и эмоционального напряжения у учащихся за счет внедрения повсеместной контролирующей функции. Неудивительно, что нормативный подход успешно сменился прозрачной системой оценивания, которая предельно понятна и учащимся, и членам их семей. Отныне образовательный процесс преследует достижение учебной цели, а оценивание осуществляется посредством изучения динамики образовательных успехов ученика. В связи с этим навыки самооценки и рефлексии, которыми постепенно овладевают младшие школьники, способствуют осознанию уровня своих достижений и адекватному восприятию поставленных учителем отметок.

Внедрение ФГОС в начальной школе: ключевые документы

Стандартизация образования требует реформирования образовательного пространства на всех уровнях, а потому основой для этого процесса служат локальные нормативные акты и документы регионального, муниципального и федерального значения. Регламентируя организацию учебно-воспитательного процесса локальные акты, используемые для сопровождения процесса перехода на ФГОС НОО, должны обеспечивать соблюдение образовательных норм, выполняя задания государственной политики в области образования.

  1. Основная образовательная программа для начальной школы разработана и утверждена.
  2. Нормативная база начальной школы актуализирована в соответствии с последними требованиями, цели и задачи основной деятельности утверждены, установлены источники материально-технического и финансового обеспечения, определен режим проведения уроков.
  3. Должностные инструкции соответствуют нормам ФГОС и квалификационным справочникам, реализован план повышения квалификации педагогов, работающих в младших классах.
  4. Изданы локальные акты, регулирующие вопросы оплаты труда посредством начисления базового оклада, стимулирующих и компенсационных выплат, трудовые договора имеют допсоглашения.
  5. Утверждены методические пособия и учебники, которые будут использоваться в начальной школе.
  6. Определена оптимальная модель осуществления образовательно-воспитательной деятельности, включая не только урочную, но и внеурочную активность учащихся начальной школы.
  7. Спроектирован план методического, консультационного и психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающий максимальный комфорт перехода на образовательные стандарты нового поколения.

Требования ФГОС НОО к результатам освоения образовательной программы

Существенные отличия между учебными возможностями детей, их интеллектуальными и физическими способностями обуславливали определенную сложность в реализации педагогического процесса, поскольку единые критерии успешности не могли быть достигнуты всеми выпускниками одновременно. При этом ориентирование на получение определенных навыков исключало индивидуальность векторов развития младших школьников, творческую и экспериментаторскую составляющую учебного процесса. Именно поэтому ФГОС НОО (начального общего образования) заточен под формирование у учащихся гибких компетенций, вписывающихся в рамки индивидуальных образовательных маршрутов.

В документе установлены следующие требования к результатам образовательной деятельности в младшей школе:

  • Личностные - у детей должна быть выраженная индивидуально-личностная позиция, стойкая мотивация к познавательной деятельности, развитые социально-коммуникативные компетенции, готовность к саморазвитию, патриотическая и гражданская идентичность.
  • Метапредметные - опираются на важность универсальных учебный действий (УУД) - компетенций, которые позволяют успешно использовать знания и навыки, полученные в одной предметной области, в другую.
  • Предметные - знания понятий, принципов их применения и алгоритмов использования, которые формируются в ходе изучения определенных дисциплин.
Тип результатов Комплекс целевых компетенций учащихся начальной школы
Личностные
  1. Сформированность первичных основ гражданской самоидентификации, чувства гордости за Отечество, наличие начальных знаний о российском народе и культуре, своей национальной и этнической принадлежности, понимание значимости гуманистических и демократических ценностей.
  2. Осознание целостной картины мира в многообразии природных условий, народов и культур.
  3. Проявление уважительного отношения к культуре и национальным особенностям других народов.
  4. Овладение первичными навыками адаптации в условиях стремительно меняющейся действительности.
  5. Сформированность первичных навыков самостоятельности, способности нести ответственность за свои поступки, осознание значимости социальной справедливости, нравственных норм, сохранения личной свободы.
  6. Принятие социальной роли обучающегося, формирование положительной мотивации на процесс познания мира и личностных установок обучения с учетом требований ФГОС для начальной школы .
  7. Наличие эстетических потребностей и чувств.
  8. Проявление эмоциональности, нравственной отзывчивости, дружелюбия, способности сопереживать чувствам других.
  9. Владение навыками сотрудничества со сверстниками, взрослыми в ходе решения учебных и повседневных задач, способность избегать конфликтов и разрешать спорные ситуации.
  10. Поддержание установки на ведение безопасного образа жизни, готовность к физическому и творческому труду, бережному отношению к природным, материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
  1. Способность определять учебные цели и задачи, сохранять их на протяжении всего периода осуществления образовательной деятельности до момента фиксации результатов.
  2. Освоение способов решения заданий экспериментального, поискового и творческого характера.
  3. Определять стратегию достижения учебных задач с применением наиболее эффективных способов действия, контролировать результаты предпринимаемых усилий для коррекции интеллектуальной активности.
  4. Способность анализировать причины успеха/неуспеха, конструктивно действовать в условиях, когда достижение поставленных целей затруднено рядом проблем. Использование знаково-символьных моделей для схематического изображения изучаемых предметов, объектов и явлений.
  5. Активное применение коммуникативных способностей, информационных средств для решения познавательных задач.
  6. Способность к ведению поисковой деятельности для обогащения системы знаний, готовность к сбору, систематизации, анализу, интерпретации и презентации информации с соблюдением нормы этики.
  7. Сформированность навыков смыслового чтения и построения логичных, содержательных высказываний в устной и письменной форме.
  8. Владение базовыми действиями сравнения, анализа данных, поиска следственно-причинных связей и аналогий.
  9. Готовность вести диалог с осознанием различных точек зрения, а также аргументировано и корректно отстаивать свою позицию.
  10. Овладение первичными сведениями о сущности предметов, объектов, явлений в рамках предметного содержание, осознание базовых межпредметных связей.
Предметные

Требования ФГОС для начальной школы выделяют значимость результатов освоения образовательного минимума по каждой из предметных областей:

  1. Русский язык. Формирование первичного понимания того, что язык является главным идентификатором национальной культуры и самосознания, положительных установок к овладению средствами устной и письменной речи. Знание базовых представлений о нормах русского языка, способность решения несложных коммуникативных задач, выполнение простых учебных действий с языковыми единицами.
  2. Литературное чтение. Понимание значимости чтения, понимание специфики различных текстов, формирование навыков их восприятия и интерпретации, сформированность читательской компетентности на уровне, необходимом для решения образовательных задач (чтение вслух и про себя, способность актуализации внимания на отдельных деталях).
  3. Иностранный язык. Демонстрация первоначальных навыков общения (в устной и письменной форме) с носителями иностранного языка, проявление толерантности в общении.
  4. Математика и информатика. Сформированность первоначальных математических знаний, навыков компьютерной грамотности, знание базовых приемов логического и абстрактного мышления, способность решения конкретных учебно-прикладных задач, базирующихся на выполнении простых арифметических действий, знании закономерностей построения геометрических фигур.
  5. Окружающий мир (общество-, естествознание). Сформированность уважительного отношение к своей семье, народу, природе и историко-культурным ценностям Родины, понимание роли России в мировой истории, освоение навыков установления причинно-следственных связей в природе и обществе.
  6. Основы духовно-нравственной культуры народов РФ. Знакомство с базовыми нормами нравственности, светской и религиозной морали, значение веры в жизни людей, осознание важности человеческой жизни.
  7. Искусство (изобразительное, музыкальное). Сформированность первичных представлений о роли искусства в жизни и современной культуре, овладение практическими навыками в восприятии и интерпретации произведений искусства, овладение элементарными навыками рисования и музыкальной деятельности.
  8. Технология. Наличие первичных знаний о ценности предметно-преобразующего труда и его нравственной значимости, сформированность навыков самообслуживания, знание правил техники безопасности при взаимодействии с различными материалами, готовность к решению несложных конструкторских, художественных и творческих задач - индивидуально и в коллективе.
  9. Физическая культура. Осознание важности физической активности и ее влияния на психолого-эмоциональное состояние человека, соблюдение принципов здоровьесбережения при организации образовательной деятельности, реализация систематического контроля за собственным самочувствием и основными показателями развития физических качеств - координации движений, силе, скорости, выносливости.

Требования ФГОС НОО к структуре образовательной программы

Основная образовательная программа начального общего образования , согласно ФГОС, содержит вариативную (изменяемую) и обязательную части в соотношении 20 % к 80 %. В соответствии с требованиями государственной политики в сфере образования, в структуре ООП должны быть:

  1. Пояснительная записка - содержит стратегические цели и задачи педагогической деятельности, основополагающие подходы и принципы, учитывающие региональные особенности и специфику учреждения.
  2. Планируемые результаты освоения дисциплин с разделениям на предметные, метапредметные и личностные критерии.
  3. Учебный план, сформированный с учетом допустимых пределов интеллектуальной нагрузки, объемов внеурочной деятельности и содержания образовательных дисциплин. В нем регламентируется время, которое может использоваться для организации досуга учеников в формате внеурочной деятельности или для увеличения аудиторных часов, отведенных на изучение отдельных предметов.
  4. Программа формирования УУД - система сформированности умений, которые позволяют переносить компетенции со знакомых на незнакомые области познания (все виды УУД рассматриваются во взаимосвязи учебных дисциплин).
  5. Программы отдельных учебных предметов и курсов, в которых указываются характеристика, ценностные ориентиры, планируемые результаты, тематическое планирование и материально-техническое оснащение, необходимое для реализации поставленных задач.
  6. Программа духовно-нравственного развития - основываются на общенациональной педагогической традиции и ключевых воспитательных задачах, предусматривая толерантное отношение к окружающим, формирование активной жизненной позиции, приобщение к общечеловеческим и культурным ценностям.
  7. Программа формирования культуры безопасного и здорового образа жизни - предусматривает популяризацию ЗОЖ, профилактику девиантного поведения и вредных привычек, оптимальный режим двигательной активности.
  8. Программа коррекционной работы, разработанная для учеников начальной школы с ОВЗ, которая предусматривает процедуры выявление особых учебных потребностей, оказание всесторонней поддержки, создание необходимых для них условий.
  9. Система оценивания результатов освоения образовательного минимума, осуществляемая в рамках промежуточной аттестации и регулярного оценивания в рамках критериально-индивидуализированного подхода.

Требования ФГОС начального образования к условиям реализации ООП

Федеральные стандарты узаконили не только содержание образовательного процесса, но и условия, необходимые для его реализации. Основные ФГОС начального общего образования определяют условия формирования доступной, открытой и комфортной образовательной среды, которая позволит сохранить и укрепить психофизиологическое здоровье детей, стимулировать их познавательную деятельность, развить коммуникативные навыки.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о внедрении и модернизации положений ФГОС, а также изнениях, которых должны сопровождать процесс перехода на федеральные стандарты помогут статьи электронного журнала «Справочник заместителя директора школы»

- Как заместителю директора подготовить учителей к переходу на новый ФГОС НОО (новый ФГОС)
- Минобрнауки приняло новый ФГОС для начальной школы (обзор законодательства)

Поскольку шестилетки все еще реализуют свои потребности и познают мир через игровую деятельность, оттачивая умения и навыки в движении, образовательная среда должна быть максимально ориентирована на их потребности, а потому наполнена ресурсами и оборудованием, стимулирующим решение образовательных задач в ходе игровой деятельности. В связи с этим целесообразно использовать дидактические и цифровые источники информации, оборудовать игровую зону в классном кабинете.

Потому неудивительно, что в тексте федерального стандарта скрупулезно перечисляются условия, необходимые для реализации программного минимума:

  1. Кадровые - наличие штата учителей начальной школы и предметников, работающих с младшеклассниками необходимого уровня квалификации, а также управленцев и методистов, создающих условия для непрерывного саморазвития педагогов.
  2. Финансовые - обеспечивающие соответствие поступлений и расходов, необходимых для реализации программного образовательного минимума.
  3. Материально-технические - обеспечение санитарно-бытовых и санитарно-гигиенических условий, следование требованиям охраны труда и пожарной безопасности, оптимизация образовательной среды для потребностей учеников с ОВЗ.
  4. Информационно-образовательные - ресурсы, требуемые для планирования и осуществления учебно-воспитательной деятельности, обеспечения образовательного процесса необходимыми источниками информации, а педагогов - средствами для саморазвития и повышения квалификации.
  5. Учебно-методические - необходимые для повышения эффективности образовательного процесса, сохранения высоких показателей оснащенности учебно-воспитательной деятельности.

ФГОС НОО: эволюция стандартов последних лет

ФГОС начального общего образования в 2018 году претерпел существенные изменения. Решением Совета Минобрнауки от 21 марта 2018 года без изменений и правок был утвержден представленный ранее проект ФГОС НОО, в котором были конкретизированы результаты обучения и требования к структуре воспитательной программы. Обновленный стандарт закрепил необходимый минимум базового предметного содержания, который должен быть достигнут каждым учеником.

Обновленный стандарт видоизменяет роли ученика и учителя:

  • педагог точно формулирует требования к результату обучения по разным учебным дисциплинам;
  • ученик - имеет доступ к требованиям для каждого года обучения, что позволяет эффективнее осознавать собственные пробелы в знаниях, адекватно воспринимать критерии оценивания.

Дополнительно были конкретизированы предметные результаты по отдельным дисциплинам. На промежуточной аттестации должна осуществляться проверка образовательных результатов, регламентированных по годам обучения и дисциплинам, что с одной стороны упростило контроль качества образования, а с другой потребовало переделки основной и рабочих образовательных программ, затруднив подготовку документов. В стандартах ФГОС начального общего образования были прописаны результаты изучения русского и иностранного языков, чтения, окружающего мира и математики, тематические модули предусмотрены для таких дисциплин, как «ОРКСЭ», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Физкультура». Модульное обучение предполагает вариативность и обеспечивает школы необходимой для выбора собственной логики изучения предмета свободой.

Помимо предметных, изменения коснулись и личностных результатов обучения в начальной школе, которые выстраиваются в парадигме гибких компетенций. В урочной и внеурочной деятельности дети должны научиться строить и выбирать индивидуальную образовательную траекторию, уметь оценивать и соотносить свои поступки с морально-этическими ценностями, успешно коммуницировать с одногодками и взрослыми, выстраивать бесконфликтные взаимоотношения, осознавать социальные ценности, демонстрировать уважительное отношение к труду и безопасному поведению. Личностные результаты в обновленных ФГОС отражают требования нового нацпроекта «Образование».

Относительно метапредметных результатов, учителя должны акцентировать внимание на развитии исследовательского опыта учащихся, подготовке публичных выступлений. Недостатком обновленных требований является отсутствие деления метапредметных результатов по годам обучения (эта обязанность ложится на плечи учителей). Формируется рабочая группа, которая разбивает метапредметные результаты, что, правда, не может служить защитой от ошибок, потому целесообразно обращаться в региональные центры оценки качества образования или привлекать к этому процессу штатного педагога-психолога.

Изменения коснулись и перечня УУД, который пополнился двумя новыми - умением участвовать в совместной деятельности и работать с информацией, тесно связанных с понятием «гибких компетенций».

  1. Участвуя в совместной деятельности, младший школьник должен осознавать цель деятельности, согласовывать методы и способы достижения результата, распределять роли, участвовать в обсуждении, действовать по собственному плану, руководить, выполнять задания, рефлексировать и контролировать свою деятельность, толерантно решать конфликтные ситуации.
  2. Работая с информацией, учащиеся должны уметь выбрать источник данных, учитывая поставленную задачу, анализировать изобразительную и текстовую информацию в нем, для предоставления информации использовать схемы, таблицы, иллюстративный материал, который соответствует правилам информационной безопасности.

Детализированные УУД в новом ФГОС предполагают диагностику и оценку (обязательной оценке подлежат метапредметные результаты, диагностика может проводиться для отдельного модуля или всего объема дисциплины).

Согласно обновленным федеральным требованиям, в обязательной части ООП в программе воспитания необходимо отразить:

  • содержание воспитательной работы в рамках приоритетных задач образовательного учреждения, интересов учащихся и их родителей, индивидуальных и региональных особенностей;
  • задачи и принципы их реализации в контексте специфики образовательного учреждения;
  • формы и виды школьной воспитательной работы.

Программа воспитания объединяет Программу духовно-нравственного развития и Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Подобные изменения, по мнению методистов и экспертов, оказались недостаточными, потому в 2019 году ФГОС для начальной школы вновь был обновлен.

ФГОС начального общего образования 2019 года

Проект года, представленный для общественного обсуждения 29 марта 2019 года, в связи с приоритетом научно-технологического развития РФ содержит более точные формулировки предметных результатов, которые учитывают воспитательный аспект. При этом соотношение обязательной и формируемой части образовательных программ сохраняется, а потому участники образовательных отношений вправе влиять на углубление или расширение учебного материала, если в этом есть потребность. Ведущие методисты и педагоги работали над текстом проекта, стремясь устранить существующие в Стандарте противоречия, снизить нагрузку на учеников и бюрократические сложности для учителей.

Опубликованные на официальном сайте Минпросвещения положения обновленного ФГОС и уточнения по требованиям к предметным результатам оцениваются в рамках промежуточной аттестации. Результаты освоения учебного материала распределены по годам обучения по одним предметам, а для других предусмотрена модульный принцип. Последний обеспечивает дополнительную гибкость в формировании рабочих программ, необходимый для выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов и реализации личностно-ориентированного подхода (однако зависит от материально-технического обеспечения учреждения). Последовательность требований продиктована логикой изучения дисциплины, однако учителя по своему усмотрению могут переносить материал одного года изучения в другой, учитывая интеллектуальные и возрастные особенности учащихся.

Помимо этого изменения касаются реализации и положений ООП:

  • Программа воспитания пришла на смену программам социализации, воспитания и духовно-нравственного развития;
  • нижний порог обязательного количества часов для реализации ООП был снижен до 2851 часа;
  • внеурочная деятельность за четыре года обучения в начальной школе ограничена теперь 1350 часами;
  • техническое оснащение образовательных учреждений детализировано нормативными актами.

Несущественным по значению является изменение последовательности разделов документа: требования к результатам освоения ООП НОО теперь завершают ФГОС, а за ними следуют приложения, конкретизирующие требования к предметным результатам обучения. В свете это более значительным представляется отсутствие в тексте проекта упоминания о системно-деятельностном подходе, наличие итоговой аттестации по окончанию начальной школы и жесткая разбивка учебного материала по годам.

Особой критике в новом ФГОС подвергается:

  • отсутствие требований к методами, средствам и формам организации образовательного процесса, нормативного количества часов, выделенных на изучение федеральных дисциплин;
  • недостаточная мера дидактической свободы образовательных организаций (20 % от объема образовательных программ), препятствующая проектированию образовательного процесса в контексте потребностей участников образовательных отношений;
  • отсутствие нормирования максимальной и минимальной недельной образовательной нагрузки для учеников, времени, необходимого для освоения дополнительных и основных программ.

Новый ФГОС начального общего образования 2019 года ставит целью формирование единого образовательного пространства, создание которого было поставлено под угрозу ввиду использования разных программ и методической литературы школами в пределах одного города или региона. Таким образом дети из соседних школ не могли соотнести знания, что в долгосрочной перспективе создало бы существенную проблему для оценивания результатов обучения и поступления в высшие учебные заведения. Обновленный стандарт узакончит объем знаний и навыков, который должен быть у детей на момент окончания младшей школы.

Результатом нововведений станет возможность разрабатывать разноуровневые ПООП (примерные образовательные программы), в том числе для инновационных школ или коррекционных школ (классов). В проекте также представлено соответствие предметных областей начального, основного и среднего общего образования, что гарантирует последовательность и наследственность образовательного процесса. Он являет собой пример определенного общественного консенсуса, в котором учитель осознает образовательный минимум, который должен быть освоен учащимися, а школьники и их родители - знают индивидуальную образовательную траекторию, что позволяет оперативно восполнять пробелы в знаниях, расширяя и углубляя предмет изучения. Обновленный ФГОС, по мнению его разработчиков, демонстрирует баланс между государственным контролем, вариативностью и свободой образовательного процесса.

Реформирование системы федеральных органов исполнительной власти не обошло стороной и недавно реорганизованное на 2 ведомства Министерство образования Российской Федерации, чьи функции по контролю за совершенствованием системы начального общего и основного общего образования приняло не так давно созданное Минпросвещения России. О последних новостях и обсуждениях формирования новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего и основного общего образования на 2020 год читайте ниже.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) будут утверждены в начале 2020 года, а во втором квартале 2020 года будет завершена работа по обновлению основных школьных программ. Об этом заявила министр просвещения России Ольга Васильева на парламентских слушаниях на тему «О мерах по повышению качества образования в Российской Федерации» в Государственной Думе ФС РФ.

«После утверждения стандартов, а это планируется сделать к концу года, мы организуем работу по обновлению примерных основных программ. Эта работа должна завершиться во втором квартале 2020 года», - заявила Васильева.

Она напомнила принципы формирования стандартов: конкретизация требований к результатам, структуре и условиям реализации освоения образовательных программ; содержание ФГОСов должно быть максимально понятно всем участникам образовательного процесса, включая родителей, информирует портал regnum.ru

«Позиция министерства очень проста: обучение в школах должно проходить с использованием качественной учебной литературы, учебников не должно быть много. Поэтому мы подготовили новый порядок формирования федерального перечня учебника. В нём отражены требования, которые предъявляются к экспертам, а также их права. Документ уточняет понятие конфликта интересов, новый порядок конкретизирует и перечень критериев, с позиции которых проводится экспертиза. Тем самым существенно снижаются риски попадания некачественных учебников в наши российские школы», - пояснила министр.

«На сегодняшний день у нас 39% учителей старше 50 лет. И это хорошо, потому что это люди с огромным опытом. Но встаёт другой вопрос: на сегодняшний день у нас очень мало людей, которые возвращаются в профессию после вузов», - заявила Васильева.

Число работников возрастом до 29 лет в настоящее время составляет 5,5%, к 2029 году этот процент, по оценкам, может увеличиться до 13%.

«По нашим подсчётам, только 70% поступающих получают диплом, только половина выпускников доходят непосредственно до школьного класса», - указала Васильева.

«Это большие цифры. У нас ежегодно поступает на бюджет 62 тыс. 720 человек. И только 31 тыс. доходит до школы. Почему? Ответы на вопрос разные. И это не только вопрос в оплате и отчётности, есть и другие вопросы. Молодые учителя просто боятся идти в школу, потому что образовательный стандарт построен таким образом, что только 50 часов из всего курса обучения - это практика. Это недопустимо, и с этим надо что-то делать. Мы уже делаем», - подчеркнула она.

«В школе должны остаться и останется четыре документа: рабочая программа по предмету, календарно-тематическое планирование, электронный журнал, электронный дневник», - заявила Васильева.

Она отметила, что в рамках «цифровой образовательной среды» уже в 2019 году подготовлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть принесены в образовательное учреждение только один раз.

«Мы внесли эти рекомендации. Мы не будем делать отдельных поправок в закон. По согласованию, в частности с Минтрудом, мы будем вносить, изменив Трудовой кодекс, как уже закрепляющие эти четыре документа», - пояснила Васильева.

«Очевидно, что забюрократизированность остаётся главной проблемой школьного дня. Перед системой эта проблема стоит очень остро», - заявила Васильева.

Ранее были опубликованы результаты исследования TALIS (Teaching and Learning International Survey - Международное исследование по вопросам преподавания и обучения, проводится ОЭСР). В исследовании приняли участие 4 тыс. российских учителей и руководителей школьных организаций.

«90% учителей довольны своей работой и получают от неё удовлетворение. Но это вовсе не значит, что нет вопросов, которые требуют обсуждения», - отметила министр.

«Учителя загружены отчётностью. Проблема остаётся; есть, правда, маленькая продолжительная динамика: согласно TALIS в сравнении 2013 и 2018−2019 годы учителя отметили, что она чуть снизилась», - подчеркнул она.

Так, помимо прочего, учителям приходится заполнять отчёты, связанные с требованием различных социальных служб, налоговой, МЧС.

«Зачастую очень странные (требования). Я читала отчёты о том, чтобы предоставьте количество сосулек, укажите количество деревьев в школьном дворе… Ещё в одном отчёте: укажите, сколько человек было на субботнике, сколько мальчиков и сколько девочек. Я могу продолжать это долго, но всё это не имеет отношения к образовательному процессу и напрямую ему мешает. Я полностью разделяю возмущение, которое испытывают наши коллеги», - подчеркнула Васильева.

Главное обновление - конкретизация требований к предметным результатам. В предыдущей редакции стандарт давал только общие установки, задавал рамку. А что именно изучается, в каком классе, - на все эти вопросы должна была самостоятельно отвечать каждая школа, - пояснили "Российской Газете" в министерстве просвещения. - Поэтому образовательная программа одной школы порой кардинально отличалась от программы в соседней школе.

С утверждением новых образовательных стандартов такая практика уйдет в прошлое. Везде будет единая фундаментальная база: и в начальной школе, и в общей. Будет прописано, что и когда должен изучать ученик. При этом связь между предметами будет прослеживаться более четко. К примеру, между историей и литературой. Математикой и физикой, физикой и технологией.

Что еще важного закрепляют новые стандарты? В них учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное - чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Отметим, что обновленная редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности, а также учета интересов и возможностей как образовательных организаций, так и обучающихся, - пояснили в министерстве просвещения. - Также уточнение требования к структуре основной образовательной программы позволят снизить "бюрократическую" нагрузку на учителей.

Напомним, первый проект обновленных стандартов был представлен на широкое общественное обсуждение еще год назад. И сразу вызвал бурные споры среди учителей, экспертов, родителей... В итоге совет по ФГОС при Минобрнауки (сейчас - министерство просвещения) решил одобрить проект стандартов по начальной школе. А ФГОС основного общего образования - отправить на доработку.

Над новым проектом ФГОС работали специалисты ведущих педагогических вузов страны - Российского государственного педагогического университета (РГПУ им. А.И.Герцена), Московского педагогического государственного университета (МПГУ им. В.И.Ленина), Московского городского педагогического университета (МГПУ).

Учитывая значимость ФГОС, Министерство просвещения считает, что вносимые изменения должны пройти всестороннее профессиональное и общественное обсуждение, - подчеркнули в ведомстве.

Что особенно важно, новый стандарт позволит любому родителю и ученику посмотреть, каким должно быть содержание учебного предмета, и соотнести его с практикой в конкретной школе, с заданиями учебников, с ЕГЭ.

Директор Федерального института педагогических измерений Оксана Решетникова назвала новые ФГОС общественно-государственным договором: "Благодаря ему учитель понимает образовательный минимум, который он обязан дать ученику, а родитель – какие знания должен получить ребёнок".

– В новой версии стандартов прописаны контрольные точки с конкретными результатами, которые должен достичь ученик к определённому времени. Это поможет понять, как ребёнок освоил в конце каждого года изучаемые предметы, есть ли у него проблемы, как их можно решить. Эта точка контроля – шанс исправить то, что можно доработать ещё задолго до ОГЭ и ЕГЭ, – пояснила Оксана Решетникова.

Сопредседатель регионального штаба ОНФ в Москве, директор московской гимназии № 1520 имени Капцовых Вита Кириченко обратила внимание, что в обновлённой версии ФГОС важно найти баланс между "контролем и свободой в образовательном процессе".

– В этом вопросе нужна политическая воля министерства, нужно найти баланс между свободой в образовательном процессе и вариативностью в рамках ФГОС и контролем. Так мы и сохраним обязательные параметры и в то же время не ограничим школы в обладании той степенью свободы, которая необходима для развития образования и страны в целом. Также важно помнить, что, если мы "задушим" деятельность учителя контролем и проверками на каждом шагу, мы высоких целей не достигнем, – заявила она.

Руководитель Ассоциации учителей математики, директор московской школы № 57 Михаил Случ заявил, что в стандартах следует конкретизировать школьный курс по каждой предметной области в соответствии с современными реалиями образовательного процесса. Эксперт также предложил проверять результаты обучения не после каждого класса, а перейти к оценке по этапам: например, 5–6-й классы и 7–9-й классы.

Во время обсуждения эксперты отметили, что в целом обновление ФГОС обеспечит создание единого образовательного пространства в России. После утверждения ФГОС в соответствии с ними потребуется доработка школьных учебников. Также было заявлено, что введение обновлённых ФГОС в 2019–2020 учебном году в школах не планируется, сообщает портал ug.ru

Можно исписать тонну бумаги дискуссиями о том, каким должно быть школьное образование в России, можно зарыться в детали обсуждений, но в конечном-то счете все сводится к очень простому вопросу: чего мы хотим, рассуждает о процессе реформирования ФГОС Елена Чернобай, профессор Института образования ВШЭ.

Наши дети проводят в школе одиннадцать лет. Они приходят туда совсем еще малышами, а уходят почти уже сложившимися личностями. Каким будет наше главное пожелание, «поручение», которое мы дадим школе? Чему она должна научить?

Это не такой уж абстрактный вопрос. «Поручение» общества и государства действительно существует: его формулирует специальный совет при Минпросе, и называется этот документ ФГОС - Федеральный государственный образовательный стандарт.

Больше года назад, когда Минпрос еще назывался Минобром, ФГОСы по начальному и общему образованию были вынесены на обсуждение экспертов. Мы, эксперты, изучили эти проекты и дали рекомендации по их доработке. Мы заявили, что такие стандарты и обозначенные в них приоритеты отбросят нашу школу назад - в ситуации, когда она и так развивается не такими темпами, как хотелось бы, и какие демонстрируют ведущие образовательные системы мира.

Все это время продолжается доработка. Пока ФГОСы не утверждены, я постараюсь очень коротко и по-простому объяснить, что тревожит экспертов.

Представим, что есть два полюса. На одном - школа учит учиться, понимать логику и смысл того, что написано в учебниках (а не зазубривать). Уметь применять это на практике во взрослой жизни. Критически мыслить. Креативить. Общаться, работать в команде. На другом - еще больше фактов, дат, формул, текстов, только еще менее системно и с еще большим отрывом от потребностей реальной жизни. Вопрос не о том, зачем человеку знать, условно, состав атмосферы Плутона в мире, в котором наступила эпоха Гугла и Википедии, а о том, что ему делать с этим знанием, если школа никак не сумела связать его ни с окружающей реальностью, ни с сонмом других знаний, и не смогла этим знанием помочь развитию личности.

Впрочем, выяснять это нет смысла, если это все равно будет забыто через день после экзамена, и в таком случае российская школа превратится в сплошную страшную сказку о потерянном времени. Так, например, в стандарте обучение истории предполагалось фиксировать через заучивание отдельных фактов, а не через понимание того, что происходило.

Проекты ФГОСов, предложенные в 2018-м (и пока мало изменившиеся в настоящее время), еще больше смещают российскую школу к этому «второму полюсу». Я перечислю основные тезисы. Они по-прежнему не дают возможности отслеживать индивидуальный прогресс учеников, что не помогает сформироваться у них «умению учиться». Из класса в класс даются многочисленные повторы материала - без преемственности и усложнения заданий, то есть прогресс в навыках и знаниях оказывается под вопросом. Предметное содержание жестко фиксируется по годам обучения: это почти не оставляет возможности для вариативности обучения и персонального подхода. Знания рассогласованы и не образуют связей между предметами. Предметное содержание избыточно. Еще больше фактов «на все случаи жизни», которые заслоняют для учеников видение того, что дальше делать с полученными знаниями. А это означает еще больший рост перегрузок для детей и бумажной работы для учителей.

Например, программа по литературе. Очевидно, что главной ее задачей должно быть формирование читательских компетенций. Задача тем более важная в свете массового падения интереса к чтению. Увы, специалисты отмечают, что новый вариант ФГОСа, если он будет принят, только усугубит эту проблему, потому что игнорирует не только то, что связано с личностью современного школьника, но и с «живыми» особенностями литературного произведения. На щит поднят набор безапелляционных готовых знаний о том, что «имели в виду» писатели (в лучших советских традициях: школа, конечно, лучше всех знает, что «пытался выразить» Чехов, и двух мнений тут быть не может). Кто бы объяснил авторам ФГОСа, что разговор об «авторской позиции», «проблематике» и т.д. уже не очень подходит для многих произведений, написанных в последнее столетие. В нынешнем виде требование «определять авторскую позицию» предполагает «единственно верный» ответ на экзамене, и это, конечно, волюнтаризм по отношению к писателям. Давайте тогда уже вводить стандарт на «дидактические единицы» предмета, чтобы все (включая учителей) четко понимали: «авторская позиция» - это мировоззрение писателя или его героя, от лица которого ведется повествование? - и так далее. Термины, предложенные ФГОСом, нужно привести в соответствие с современным литературоведением (потому что, например, требование выделить «микроэлементы» текста - это, кажется, что-то из биологии?), да и просто исправить многочисленные ошибки (по опубликованным материалам М.Г.Павловца, НИУ ВШЭ).

В госстандарте должно быть объяснено, развитие какого умения стоит за каждым образовательным результатом. Но этого пока не сделано. Есть список «образовательных результатов»: что должен знать школьник. Но смыслового разграничения по годам (зачем это знать после восьмого, а это - после девятого класса) нет.

Эксперты предлагают в первую очередь ввести в ФГОСы оценку индивидуального прогресса учеников, чтобы можно было видеть их динамику, обеспечить преемственность и усложнение знаний и навыков, соотнести друг с другом учебный материал по разным предметам, проработать все, что связано с метапредметными результатами - то есть знаниями и умениями «вообще», а не конкретно по химии или географии. Важно понять, по какому принципу отбирается материал по предмету, увидеть, как ключевые понятия будут усложняться на новых уровнях обучения, пересекаться, дополнять друг друга. По этому пути идет весь мир.

Можно говорить о «больших идеях», ключевых понятиях, которые объясняют детям фундаментальную сущность событий и процессов: так разрозненные частные знания связываются в единую систему. Без этого миллион частных фактов, деталей забудется после окончания школы. То, что не связано с «большими идеями», не останется с учениками на всю жизнь, поскольку ничего не сообщит им о мире, в котором мы живем.

Сегодня мы видим мощный прогресс в школьном образовании таких стран, как Канада, Финляндия, Сингапур, Австралия, - именно потому, что они перестроились на развитие «универсальных компетентностей». Они развивают личность и учат, как те или иные знания можно применить в жизни и каким образом они связаны друг с другом. Без этого неизбежны неверие в пользу знаний, получаемых в школе, апатия, непонимание того, как устроен мир, - пусть даже и при знании огромного количества фактов об этом мире.

Если школа пойдет по этому пути, то это будет сплошное заучивание фактов, дат, формул, текстов, а желание «сдать» все это на экзамене станет главной мотивацией для учебы. Боюсь, не найдется места тому, чтобы научиться критически мыслить, предлагать новые решения, работать в команде, применять знания на практике… Но ведь именно по этим критериям оценивают конкурентность школ - и систем общего образования в целом.

Нам нельзя возвращаться к «заучиванию». Так мы проиграем. Вопросы конкурентоспособности российского образования стоят сегодня очень остро - это обозначено и в поручениях Президента России, - но дело и не в том, что мы с кем-то соревнуемся. Мы обеспечиваем свое будущее - ведь то, как мы будем жить через 20-30 лет, напрямую зависит от компетентностей, навыков и развитости талантов тех, кто сегодня ходит в школу. А поколение «Я учил, но забыл» вряд ли проведет нашу страну к процветанию, анализирует портал mk.ru

Напомним, что проекты обновленных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) опубликованы для широкого общественного обсуждения. Это важнейший документ, который будет определять содержание всего школьного образования в России. Под него будет "заточен" любой учебник, любой урок, все задания ЕГЭ.

Задача обновить ФГОС и примерные основные образовательные программы, в том числе с учётом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, поставлена Президентом страны и закреплена в поручениях по реализации послания Президента Федеральному Собранию.

Главное направление обновления – конкретизация требований к предметным результатам по каждому учебному предмету. В предыдущей редакции стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций, задавал рамку требований, а что именно изучается, в каком классе – на все эти вопросы должна была самостоятельно отвечать каждая школа. Поэтому образовательная программа одной школы порой кардинально отличалась от программы, принятой в соседней.

Новые требования сохраняют фундаментальный характер образования, укрепляют межпредметные и внутрипредметные связи. Они разработаны с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся и необходимости предотвращения их перегрузки. Уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

Отметим, что обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.

Также уточнение требований к структуре основной образовательной программы, содержащихся в проектах ФГОС, позволит снизить бюрократическую нагрузку на учителей.

Учитывая значимость ФГОС, Минпросвещения России считает, что вносимые изменения должны пройти всестороннее профессиональное и общественное обсуждение, в ходе которого могут быть высказаны и учтены конструктивные предложения со стороны всех заинтересованных лиц, организаций, общественности. Для обеспечения широкого доступа профессионального сообщества и общественности к обсуждению проекта обновлённых стандартов начального общего и основного общего образования текст проекта ФГОС размещён на ресурсе preobra.ru. Ресурс предоставляет возможность дать оценку как документу в целом, так и отдельным его разделам, а также вносить предложения.

В стандартах четко отражены государственные обязательства школы перед учениками и родителями. Детально сформулированные требования стандарта помогают достичь определённого общественного консенсуса. Любой российский гражданин может ознакомиться с содержанием предмета и соотнести его с практикой изучения предмета в конкретной школе или с проверочными материалами, контрольными измерительными материалами ОГЭ или ЕГЭ.

По словам С. И. Богданова, ректора РГПУ имени А.И. Герцена, в проектах ФГОС изменена последовательность основных разделов: раздел «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» является завершающим. В нём наряду с предметными результатами определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия реализации программы коррекционной работы.

Как отметил ректор МПГУ А. В. Лубков, обозначенные подходы позволят России войти в десять ведущих стран мира по качеству общего образования.

ИТОГО, в 2020 году учреждения начального общего и основного общего образования всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения - Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО - должны будут ориентироваться на новую систему образовательных стандартов по всем основным предметам:

Математика, Алгебра, Геометрия, Информатика (ИКТ), История, География, Природоведение, Окружающий Мир, Биология, Астрономия, Физика, Химия, ОБЖ, Естествознание, Экология, Чистописание, Родной язык, Русский язык, Чтение, Литература, Иностранный язык, Труд, Технология, Черчение, Физическая культура, Изобразительное искусство и Музыка, изучаемых в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,8, 9, 10 и 11 классах школы.