Решающее значение приобретает профессиональный рост учителя. Профессиональный и карьерный рост педагога. Психологические закономерности профессионализации

Гуманизация как общего, так и профессионального образования связана с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя, расширять границы саморазвития и самоосуществления. Такая идеальная гуманистическая цель образования, считал известный философ Э.В.Ильенков, позволит вы вести каждого человека в его индивидуальном развитии на передний край человеческой культуры, на границу познанного и непознанного, сделанного и несделанного. Перевод человека на новый уровень овладения культурой, изменение его отношения к миру, другим людям и к себе, повышение ответственности за свои действия и их последствия - основной результат гуманизации образования. Идея личностного развития выводит цель современного педагогического образования за пределы традиционных представлений о нем как о системе передачи некоторой суммы профессиональных знаний и формирования соответствующих им умений и навыков.
При традиционном подходе педагог выступает лишь в качестве основы жестко регламентированной педагогической деятельности. В рамках же гуманистического подхода целью образования выступает непрерывное общее и профессиональное развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса, в том числе и педагога.
В связи с этим меняется и цель профессиональной подготовки педагога. Кроме профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональная компетентность) она охватывает и общекультурное развитие педагога, формирование у него личностной позиции (мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности). Причем это единство выглядит не как сумма свойств, а как качественно новое образование. Оно характеризуется таким уровнем развития личности педагога, на котором действия и поступки определяются не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренним мировоззрением, установками.
Вхождение в профессию, считают психологи, есть «врастание» в «суперроль», во многом предопределяющую стиль и образ жизни человека. Общая удовлетворенность человека в значительной мере зависит от того, насколько насыщаются его фундаментальные потребности; потребность в творческой самореализации, понимании и признании индивидуальных ценностей ближайшим окруже нием референтных лиц, в развитии и саморазвитии и др.
Человек не может «просто жить» и выполнять свою работу, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, а главное, он сам и его действия в профессии занимают определенное место.
В том случае, если избранная профессия не противоречит сформировавшимся личностным особенностям и профессиональное становление личности соответствует основным ее ценностным представлениям, то можно ожидать в будущем ценностного от ношения к профессиональной деятельности. Другими словами, в том случае отмечается единство личностного развития и професионального роста личности.
Следовательно, проблема выбора профессии и овладения деятельностью является частью проблемы смысла жизни.
В научной литературе проблема профессионального соответствия ассоциируется с наличием определенного потенциала задатков или способностей, которые могут обеспечить успешное формирование необходимых профессиональных знаний, умений и навыков. О гармоничном развитии личности, о профессионализации как процессе, в значительной степени определяющем это развитие, речь практически не идет. Предполагается, что с личностью будет все в порядке, если она по отдельным параметрам соответствует требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью к субъекту. Однако в ряде случаев даже при наличии требуемых качеств человек оказывается неспособным достичь таких состояний, как плодотворность (Э.Фромм), самоактуализация (А.Маслоу), идентичность (Э.Эриксон). Это как раз тот случай, когда состоялась не личность, а функционер, для которого характерна двойственная ролевая позиция: для работы и для себя.
Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе «врастания» в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) осуществляется целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего это противоречие, возникающее в индивидуальном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего - «Я».
Мотивы личностного развития педагога. Установлено, что большинство студентов, поступающих в педагогические вузы, имеют интерес к профессии педагога или склонность к педагоги ческой деятельности. При этом определяющими факторами, оказавшими влияние на выбор профессии, являются первая учитель ница или один-два учителя, преподававших учебный предмет в средних и старших классах, личный опыт педагогической работы.
Мотивы выбора педагогической профессии во многом предопределяют и мотивы учения студентов педагогического вуза. Если принять во внимание, что мотив - это не что иное, как потребность, то для будущих учителей такой потребностью может быть «чистый» познавательный интерес, стремление лучше подготовить ся к самостоятельной профессиональной деятельности, чувство долга и ответственности или же стремление посредством учения выделиться среди однокурсников, занять престижное положение в коллективе, избежать нареканий со стороны преподавателей и родителей, желание получить похвалу, повышенную стипендию и т.п.
Мотивы разделяются на ведущие (долговременные) и ситуативные. Кроме того, различают внешние и внутренние мотивы. Деятельность педагога представляет собой цепь различных ситуаций. В одних ситуациях цель деятельности и мотив совпадают. Другие ситуации воспринимаются как целенаправленное принуждение, когда цель и мотив не совпадают. В этом случае к цели педагогической деятельности педагог может относиться безразлично и даже негативно. В ситуациях первого типа педагоги работают с увлечением, вдохновенно, а следовательно, и продуктивно. Во втором случае - с неизбежным нервным напряжением и обычно не имеют хороших результатов.
Педагогическая деятельность является весьма сложной и по этому обычно вызывается несколькими мотивами, различающимися по силе, личной и социальной значимости. Полимотивированность педагогической деятельности - явление обычное: учитель может хорошо работать ради достижения высоких результатов, но в то же время удовлетворять другие свои потребности (признание коллег, моральное и материальное поощрение и др.).
Важнейшую роль играют социально ценные мотивы педагогической деятельности. К ним относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом преподавания и удовлетворение от общения с детьми, осознание высокой миссии учителя; любовь к детям, чувство призвания.
Творческая индивидуальность педагога. Гуманизация образования в значительной степени зависит от ориентации учителя на творчество в его деятельности. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский педагогический стиль.
Творческую индивидуальность учителя характеризует прежде всего потребность в самореализации, т.е. стремление к возможно более полной реализации своих потенций в профессиональной деятельности. Потребность в самореализации характерна для человека с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору.
Теоретическое и практическое значение в этой связи приобретает идея единства потенциального и актуального в развитии личности педагога. Согласно этой идее необходимо учитывать не только уже проявившиеся, существующие, но и потенциальные характеристики личности, те природные особенности, которые еще не проявились. Формой потенциального выступают цели, стремления, идеалы личности, а также объективные перспективы и возможности ее развития.
С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что человека как личность характеризует не только то, что есть, но и то, чем он хочет стать, к чему он активно стремится, т.е. его характеризует не только то, что уже сложилось и составляет содержание его внутреннего мира и деятельности, но и то, что является сферой возможного развития.
Деятельность учителей-новаторов, мастеров педагогического труда доказывает, что чем ярче индивидуальность педагога, тем гармоничнее сочетаются в нем профессионализм и духовная куль тура, тем своеобразнее он воспринимает, оценивает и преобразует окружающую действительность, а потому он более интересен учащимся, обладает большими возможностями влияния на развитие их личности.
Творческая индивидуальность проявляется не только в освоении накопленной человечеством культуры и развитии на этой основе- индивидуальной духовной культуры. Она прежде всего выражается в активной преобразовательной деятельности, в процессах личностного выбора и личностного вклада, полной отдачи себя.
Условия развития творческой индивидуальности педагога. Рядом исследований установлена совокупность условий, необходимых для формирования профессионального самосознания будущего педагога. Они способствуют возникновению у педагога потребности в творческой профессиональной деятельности. Среди условий можно выделить следующие:
- обращенность сознания на себя как на субъект педагогической деятельности;
- переживание конфликтов;
- способность к рефлексии;
- организация самопознания профессионально-личностных качеств;
- использование совместных форм деятельности;
- широкое вовлечение будущего учителя в различные виды профессионально-нормативных отношений;
- предоставление возможности для наиболее полного сравнения и оценивания профессионально важных качеств, умений и навыков; формирование правильного оценочного отношения к себе и к другим и др.
Как видно, важнейшее место в развитии творческой индивидуальности педагога занимает саморазвитие. Студент как «автор» саморазвития должен обладать следующими свойства ми: способностью самостоятельно формулировать задачи по саморазвитию и вырабатывать стратегию и тактику их достижения; самостоятельно добывать учебную и профессиональную информацию и оперировать ею в связи с решением теоретических и практических задач; искать новые средства решения образовательных задач; получать новые знания в общении с группой, однокурсниками; извлекать новые знания, необходимые для решения собственных задач, в общении с преподавателями, учителями школ.
Творческое самосовершенствование учителя предполагает осознание себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующий совершенствования и корректировки, и разработку долгосрочной про граммы саморазвития.
Потребность в самосовершенствовании строится на идеалах личности.
Педагогический идеал - это представление педагога о том, каким он должен быть в соответствии с той педагогической целью, которую он ставит перед собой. Так, если учитель ориентирован на ребенка и его интересы, то его личностные характеристики и методы деятельности будут иные, нежели при ориентации на учебный пред мет. Педагогический идеал ~ это сплав социального заказа общества и педагогического кредо самого педагога. Он проявляется в осознании им своей миссии, в видении себя в педагогическом процессе.
Идеал педагога конкретизируется в системе задач, которые ему приходится решать повседневно. Именно это придает работе учителя неповторимый и одновременно творческий характер. В процессе превращения педагогического идеала в реальную деятельность и происходит то, что именуется педагогическим творчеством. Преодоление противоречий между педагогическим идеалом и реальной педагогической практикой и вызывает потребность добавлять, преобразовывать, искать иные способы решения педагогических за дач. В повседневном разрешении возникающих и познаваемых противоречий заключается источник педагогического творчества.
Профессиональное саморазвитие педагога. Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. Ф.А.Дистервег писал, имея в виду учителя: «Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием» Дистервег Ф.А. Избр. пед. соч. - М.,1956. - С. 74).
Способность «творить себя» в соответствии с социально- нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.
Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.
Различают внешние и внутренние источники активности само развития. Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого саморазвития. Вызванная извне потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Эта потребность стимулирует систему действий по само совершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и про является потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс саморазвития.
Для развертывания процессов саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приема формирования верной самооценки. Первый со стоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй - сопоставить их с мнениями окружающих. Если притязания невысоки, то это может привести к формированию завышенной самооценки. Изучение характера затруднений в деятельности педагогов показало, что только те, кто ставят перед собой высокие задачи, имеют затруднения. Это, как правило, творчески работающие педагоги. Те же, кто не имеют высоких притязаний, обычно удовлетворены результатами своей работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от желаемых. Вот почему так важно каждому человеку, избравшему педагогическую профессию, сформировать в своем сознании идеальный образ педагога.
Если к саморазвитию относиться как к целенаправленной деятельности, то обязательным компонентом ее должен быть самоанализ. Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти и др. Не случайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности учителя называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое воображение, наблюдательность и т.д.
Составной частью профессионального саморазвития является самообразовательная работа педагога. Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и неучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.
В деятельности педагога, для которого характерна культура умственного труда, проявляются следующие компоненты:
- культура мышления как совокупность умений анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, «переноса» полученных знаний и приемов умственной деятельности в новые условия;
- устойчивый познавательный процесс, умения и навыки творческого решения познавательных задач, умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах;
- рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;
- гигиена умственного труда и его педагогически целесообразная организация, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.
Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога - его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий и т.д.
Оценка эффективности и стадии саморазвития. Саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны - это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой - овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладел ли будущий педагог этой способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие д.еисгвпя(Елкаио(1 С. К., 1989):
- целеполагание: ставить перед собой профессионально значимые цели и задачи саморазвития
- планирование: выбирать средства и способы, действия и приемы саморазвития;
- самоконтроль: осуществлять сопоставление хода и результатов саморазвития с тем, что намечалось;
- коррекция: вносить необходимые поправки в результаты работу над собой.
Овладение такими действиями требует времени и определенных умений. Поэтому исследователи выделяют стадии профессионального саморазвития.
На начальной стадии овладения профессиональным самовоспитанием его цели и задачи неконкретны, их содержание недостаточно определено. Они существуют в виде неопределенного желания стать лучше вообще, которое появляется при воздействии внешних стимулов. Средства и способы самовоспитания еще не вполне освоены. Процесс самовоспитания протекает как учебная процедура, поэтому студент нуждается в помощи со стороны значимого другого (преподавателя).
На второй стадии овладения саморазвитием целеполагание становится более определенным и конкретным. При этом цели и задачи, которые ставит перед собой студент, касаются конкретных качеств его личности. Многое в процедурах саморазвития зависит от внешних обстоятельств. Однако по мере накопления опыта процедуры реализации саморазвития сокращаются. Рассудительность, самоинструкция, самокритичность - существенные проявления саморазвития на этой стадии.
На третьей стадии саморазвития педагог самостоятельно и обоснованно формулирует его цели и задачи. При этом содержание саморазвития поднимается от частных качеств до глобальных или общих профессионально значимых свойств личности. Планирование работы над собой, отбор средств самовоздействий осуществляются легко. Все основные действия саморазвития - целеполагание, планирование, самоконтроль, самокоррекция - осуществляются автоматически, непринужденно.

Профессиональный рост - это внутренняя потребность личности в развитии. Внутренний мотиватор человека, для которого в сфере его предметной деятельности открывается ресурс личной свободы. Особый смысл приобретает понятие в области педагогики. Поскольку именно профессионально состоявшийся педагог способен лучшим образом "зацепить" личностное начало ребенка, помочь ему вкусить радость от процесса развития.

Профессиональный рост - внутренняя потребность и внешняя необходимость

Существует система повышения квалификации специалиста. Отношение к ней может быть разное. Часто курсы повышения квалификации воспринимаются как внешняя необходимость, которая навязана планом, либо стандартами отрасли, либо прихотью начальства. В этом случае процесс вопринимается как внешняя необходимость. Часто случается, что время, предусмотренное для профессионального развития, становится потерянным. Иногда это время используется с удовольствием и не по назначению.

Для того чтобы процесс принес пользу, необходимо, чтобы профессиональный рост стал потребностью специалиста. И дело не только в материальном стимуле. Это, скорее, бонус, нежели цель для профессионального (в истинном смысле этого слова) развития.

Как повышение квлификации превратить в живой процесс развития?

Для того чтобы внешняя необходимость совпала с внутренней потребностью человека, должны быть выполнены несколько принципиальных условий:

  1. Важно, чтобы профессиональный рост позволил расширить границы личного опыта человека.
  2. При формировании плана повышения квалификации желательно исходить из запросов специалиста и соотносить их с интересами организации.
  3. Результаты курса повышения квлификации осуществляются в практическом применении, в форме продукта. Именно он служит основой оценки профессионального роста.

Как измерить результаты профессионального роста

В какой момент повседневной дятельности и планомерного развития можно с уверенностью сказать, что вот оно, свершилось? И возможна ли такая оценка в принципе?

Есть великий постулат личностного развития, который гласит, что человек развивается в сравнении с самим собой, на разных временных интервалах своей личной истории. По результатам прохождения курсов повышения квалификации возможно и, более того, необходимо оценить его профессиональный рост. Для этого уже существуют методы, например самоанализ деятельности. В качестве иных форм "личного зачета" можно ввести разработку методического пособия, в качестве практического применения теоретического курса, полученного в рамках повышения квалификации, - разработку экспериментального метода в интересах учреждения.

Учить учителя - значит мотивировать ученика

В педагогической среде часто наблюдается определенная профессиональная патология: всегда учить и быть правым. Это худшая форма педагогического эктремизма. Самый верный путь - оставаться живым человеком, способным постоянно учиться. И в первую очередь - у детей. Именно так. Сократовский метод никто не отменял. Принцип "допустим, ты прав" - абсолютное принятие допущения ошибки. А на следующем этапе процесса - совместный с учеником поиск пути достижения истины.

Профессиональный рост - для поиска иситинного решения совместо с учениками, а не процесс технической передачи информации с разных носителей. Результат может быть оценен по качеству мотивации учеников в процессе нахождения ответа, а не в попытке "угадать", что от него требует учитель. Профессиональный рост педагога измеряется результатами ученика. Правило известно со времен античности.

Ученик должен превзойти учителя

Профессиональный рост учителя в качестве результата проявляет себя в мотивации ученика к познанию. И если ученик спорит с преподавателем в попытке доказать, что он прав, можно - цель достигнута, и стоит порадоваться результату! Это лучший итог профессионализма учителя. Увы, в нашей традиционной школе с консервативным директором и стандартной системой далеко не каждый педагог готов это услышать и тем более принять такую позицию. Поэтому, когда встает вопрос о "современном поколении", с его способностью мышления в картинках и комиксах, вопрос следует задать учителям: "Кто они?"

Личностный и профессиональный рост в системе педагогики - основной принцип развития. Эта сфера не терпит формализма и статичности. Начинать менять общество следует с воспитания нового поколения учителей, которые способны заменить унылый монолог живым диалогом с учеником. Умение построить такого качества коммуникацию таится в способностях и степени духовной открытости педагога. Это качество присуще людям, способным к постоянному самосовершенствованию. Разрушение стандартов и гибкость - это путь Мастера.

Гуманизация как общего, так и профессионального образования связана с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя, расширять границы саморазвития и самоосуществления. Такая идеальная гуманистическая цель образования, считал известный философ Э.В. Ильенков, позволит вывести каждого человека в его индивидуальном развитии на передний край человеческой культуры, на границу познанного и непознанного, сделанного и несделанного 3 . Перевод человека на новый уровень овладения культурой, изменение его отношения к миру, другим людям и к себе, повышение ответственности за свои действия и их последствия - основной результат гуманизации образования. Идея личностного развития выводит цель современного педагогического образования за пределы традиционных представлений о нем как о системе передачи некоторой суммы профессиональных знаний и формирования соответствующих им умений и навыков.

При традиционном подходе педагог выступает лишь в качестве основы жестко регламентированной педагогической деятельности. В рамках же гуманистического подхода целью образования выступает непрерывное общее и профессиональное развитие индивидуальности и личности всех участников педагогического процесса, в том числе и педагога.

В связи с этим меняется и цель профессиональной подготовки педагога. Кроме профессиональных знаний, умений и навыков (профессиональная компетентность) она охватывает и общекультурное развитие педагога, формирование у него личностной позиции (мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности). Причем это единство выглядит не как сумма свойств, а как качественно новое образование. Оно характеризуется таким уровнем развития личности педагога, на котором действия и поступки определяются не столько внешними обстоятельствами, сколько внутренним мировоззрением, установками.

Вхождение в профессию, считают психологи, есть "врастание" в "суперроль", во многом предопределяющую стиль и образ жизни человека. Общая удовлетворенность человека в значительной мере зависит от того, насколько насыщаются его фундаментальные потребности: потребность в творческой самореализации, понимании и признании индивидуальных ценностей ближайшим окружением референтных лиц, в развитии и саморазвитии и др.

Человек не может "просто жить" и выполнять свою работу, он должен обрести цель, в которой работа и профессия, а главное, он сам и его действия в профессии занимают определенное место.

В том случае, если избранная профессия не противоречит сформировавшимся личностным особенностям и профессиональное становление личности соответствует основным ее ценностным представлениям, то можно ожидать в будущем ценностного отношения к профессиональной деятельности. Другими словами, в этом случае отмечается единство личностного развития и профессионального роста личности.

Следовательно, проблема выбора профессии и овладения деятельностью является частью проблемы смысла жизни.

В научной литературе проблема профессионального соответствия ассоциируется с наличием определенного потенциала задатков или способностей, которые могут обеспечить успешное формирование необходимых профессиональных знаний, умений и навыков. О гармоничном развитии личности, о профессионализации как процессе, в значительной степени определяющем это развитие, речь практически не идет. Предполагается, что с личностью будет все в порядке, если она по отдельным параметрам соответствует требованиям, предъявляемым профессиональной деятельностью к субъекту. Однако в ряде случаев даже при наличии требуемых качеств человек оказывается неспособным достичь таких состояний, как плодотворность (Э.Фромм), самоактуализация (А.Маслоу), идентичность (Э.Эриксон). Это как раз тот случай, когда состоялась не личность, а функционер, для которого характерна двойственная ролевая позиция: для работы и для себя.

Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе "врастания" в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) осуществляется целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего это противоречие, возникающее в индивидуальном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего - "Я".

Совершенствование образования невозможно без понимания учителя как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе деятельности, так как субъектность учителя становится главной перспективой развития ученика.

Без самообразования идея личностного и профессионального развития учителя практически неосуществима. Социологи считают перспективой развития общества трансформацию деятельности в самодеятельность (общесоциологический закон), развития в саморазвитие, образования в самообразование.

Самообразование определяется как осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

1. осуществляется добровольно, то есть по доброй воле самого человека;

2. управляется непосредственно самим человеком;

3. необходима для усовершенствования качеств человека, и сам человек это осознает и нацелен на это. Необходимо знать условия, при которых процесс самообразования будет происходить эффективно.

Самообразование педагога будет более продуктивным, если:

    В процессе самообразования будет реализована потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

    Педагог знает способы самопознания и самоанализа педагогического опыта и пути его передачи, так как педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает различные моменты своей профессиональной деятельности - как позитивные, так и негативные, и признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

    Педагог рефлексивен, ведь именно педагогическая рефлексия (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов) является необходимым атрибутом учителя-профессионала. При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой - самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

    Программа профессионального эффективного развития учителя включает в себя возможность как исследовательской, так и поисковой деятельности.

    Педагог готов к педагогическому творчеству.

    Учитель четко понимает, когда должна осуществляться взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Рассмотрим эти условия подробнее. От современного учителя требуется готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях и активность человека в таких условиях, по утверждению психологов, может быть направлена на лучшее и более полное приспособление к среде за счет собственных резервов и внутренних ресурсов, где ключевым фактором динамического развития выступает саморазвитие.

Саморазвитием является собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии и обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала, которая интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие характера, способностей и индивидуальности. Саморазвитие, по мнению Канта, это «культивирование собственных сил». Для М. Мамардашвили в этом понятии важен «акт собирания своей жизни в целое, как организация своего сознания в целое». Для западноевропейской этической традиции - это культура самоформирования, которая предполагает развитие свободного мышления на фундаменте культурной преемственности и утверждает значимость творческого над историческим. Развитие такой культуры является гарантом сохранения и совершенствования современной культуры и цивилизации 1 .

Профессиональное развитие – это прежде всего рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности (Л.М. Митина). Профессиональное саморазвитие - динамический и непрерывный процесс самопроектирования личности.

Существуют разные подходы к определнию стадий профессионального роста учителя. В классификации Р. Фуллера выделяется три этапа: этап «выживания» - на первом году работы в школе, этап адаптации и активного усвоения методических рекомендаций - 2-5 лет работы, и этап зрелости, наступающая, как правило, через 6-8 лет и характеризующаяся стремлением переосмыслить свой педагогический опыт, желанием самостоятельных педагогических исследований. Каждому из этих стадий присущи специфические интересы учителей. Так, первая стадия отмечена личными профессиональными проблемами, на которой формируется представление о себе как профессионале, и где возникает острая потребность разобраться в себе как специалисте. Вторая стадия характеризуется повышенным вниманием учителя к своей профессиональной деятельности. Третья стадия характеризуется возрастанием творческой потребности в работе, когда представления о себе и педагогической деятельности требуют обобщения и анализа. По мнению Д. Бурдена, именно на этом этапевозможна организация исследовательской деятельности учителя. Механизмом развития и саморазвития, выступают, прежде всего, самопознание и самоанализ деятельности. Самопознанием является деятельность учителя, направленная на осознание своих потенциальных возможностей и профессиональных проблем. Самоанализ же - это скрытая от непосредственного наблюдения, но существенная сторона профессиональной деятельности педагога и его жизнедеятельности вообще, это такой анализ педагогической деятельности, когда явления педагогической действительности соотносятся учителем со своими действиями. Педагогический анализ осуществляет следующие функции: диагностическую, познавательную, преобразующую, самообразовательную.

Практика педагога становится источником профессионального роста в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика порой бывает бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации учителя. Под рефлексией понимается важный механизм продуктивного мышления, особая организация процессов понимания происходящего в широком системном контексте, а так же процесс самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида и других людей, включенных в решение задач. Поэтому рефлексия может осуществляться как во внутреннем плане - переживания и самоотчет одного индивида, - так и во внешнем плане - как коллективная мыследеятельность и совместный поиск решения 1 .

Педагогическая рефлексия в деятельности - это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Рефлексия - комплексная мыслительная способность к постоянному анализу и оценке каждого шага профессиональной деятельности. При помощи рефлексивных способностей, включающих в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять своей профессиональной деятельностью в условиях неопределенности. Соединенные воедино «ключевые умения» составляют определенную рефлексивную технологию, при помощи которой и совершенствуется профессиональный опыт учителя.

«Ключевые умения»:

    Умение во время увидеть в педагогической ситуации проблему и грамотно оформить ее в виде педагогических задач

    Умение ориентироваться на ученика, как на активно развивающегося субъекта учебно-познавательной деятельности, имеющего собственные мотивы и цели, при постановке педагогической задачи

    Умение делать объектом анализа каждый свой профессионально-педагогический шаг

    Умение всегда точно конкретизировать и структурировать проблему

    Умение увидеть новые проблемы на горизонте практики, вытекающие из предшествующего опыта

    Умение быстро искать способы решения задач

    Умения конкретизировать педагогические задачи в поэтапные и оперативные, принимать оптимальное решение в условиях неопределенности, гибко перестраиваться по мере изменения ситуации, то есть мыслить тактически

    Умение постоянно мыслить «версионно», то есть думать предположениями гипотезами, версиями

    Умение быть в системе «параллельных целей», и создавать «поле возможностей» для педагогических действий

    Умение в ситуации ограниченности времени принимать достойное и единственно верное решение для выхода из трудных педагогических ситуаций

    Умение четко проанализировать педагогическую ситуацию в динамике ее развития, видеть близкие и отдаленные результаты

    Умение пользоваться разными теориями для осмысления собственного опыта

    Умение грамотно анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие примеры педагогической практики

    Умение комбинировать части теории и практики, чтобы получить единое целое, обладающее новизной знание

    Умение оценивать педагогические факты и явления непредвзято, объективно

    Умение доказательно, аргументировано, ясно и доходчиво излагать свою точку зрения

Школа развивается, создавая и осваивая новую практику образования, то есть в результате организованного в ней управляемого инновационного процесса - процесса создания и освоения новшеств, движения к качественно-новому объективно необходимому состоянию, происходит освоение и разработка инноваций, предполагающих наличие у учителей способности к продуцированию нового, высокоразвитой способность к творчеству. Современную школу может создать учитель только творческого типа, где творчеством понимается и создание нового продукта, новых технологий, приемов и методов, техник, и реализация потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в самореализации. «Творчество - это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, все равно, будет ли это созданием какой-либо вещи внешнего мира или построением ума или чувства, живущего в самом человеке». (Л.С. Выготский). Педагогическое творчество имеет ярко выраженную личностную оригинальность, причем приоритетной является внутренняя, содержательная сторона и этим объясняется, что одни и те же приемы и методы у разных учителей имеют различный эффект, ведь без творческого осознания и наделения собственным смыслом содержания образования, методов, приемов, форм, технологий учитель не сможет воспитывать и образовывать, а лишь транслировать знания.

На основании вышеизложенного видно, что педагогу необходимо усвоить конструктивные навыки по осмыслению и переосмыслению своей деятельности через самоанализ занятий, педагогических ситуаций, результатов образования в целом, а переосмысление, способствует процессу субъективации и повышению ответственности за результаты своих действий. Из этого следует, что педагогу творческого типа присущи следующие личностные функции и качества: владение рефлексией, принятие личностного смысла педагогической деятельности, способность к презентации своего личностного опыта и др. Только готовность к творчеству позволит учителю-профессионалу организовать исследовательскую и поисковую деятельность, которая отличается сильно выраженным эвристическим моментом, включающим в себя догадку, интуицию, инсайт, содержит элементы «контекстного» исследования, имеющего субъективное знание, микрооткрытие и рассматривается как деятельность, направленная педагогами на решение различного рода ситуативных проблем и задач. Смысл решения таких задач состоит не только в том, чтобы открыть что-то неизвестное для теории и практики, но и в том, чтобы решать конкретные проблемы образования.

Важным является определение требований к поисковой и творческой деятельности педагога:

    поисковая деятельность должна быть направленной на разрешение конкретных и реальных проблем школьной жизни и носить практико-ориентированный характер;

    поисковая деятельность должна проводится в естественных условиях образовательного процесса и носить контекстный характер;

    поисковая деятельность должна осуществляться постоянно, систематически; поисковая деятельность должна носить оптимистический характер, т. е. включать в себя позитивную установку на успех и носить непрерывный характер;

    поисковая деятельность должна быть направлена на то, чтобы полученный результат определял направление и характер следующих проб, и носить «инкрементальный» характер;

    поисковая деятельность должна строиться на основе и с учетом имеющегося уникального опыта учителя, его оригинальной системы профессиональных «конструктов», особенностей познавательного стиля и носить индивидуализированный характер;

    поисковая деятельность всегда должна носить «версионный» характер.

При развитии компетентности и совершенствовании мастерства перед педагогом встает целый ряд задач как личностного, так и профессионального развития, при этом уровни личностного, морального и интеллектуального развития существенно определяют успешность педагогической деятельности. Необходимым условием образования и самообразования педагога является взаимосвязь профессионального и личностного развития.

В таблице 1 предпринята попытка соотнести параметры личностного и профессионального развития педагога.

Таблица 1

Взаимосвязь личностного и профессионального развития педагога

Параметры

Личностное развитие

Профессиональное развитие

Ценности

Развитие и расширение системы ценностных ориентаций личности как системы морально этических принципов, детерминирующих деятельность

Развитие и расширение системы ценностных ориентаций личности как системы морально-этических принципов, детерминирующих профессиональную деятельность

Развитие тенденции к самоактуализации и самореализации

Развитие положительной мотивации к профессиональной деятельности и повышению своего мастерства, самореализация

Я-концепция

Развитие и углубление адекватного и целостного представления о себе. Укрепление позитивной (положительной) Я-концепции.

Адекватное формирование Я-концепции учителя. Укрепление адекватной и объективной профессиональной самооценки. Укрепление позитивной защищенности.

Перспектива

Определение направлений и перспектив дальнейшего внутреннего роста

Прогнозирование карьерного роста и «творение» собственной профессиональной биографии

Задачи развития

Активизирование развития когнитивной сферы как способности к более абстрактному и обобщенному пониманию и дифференциации, категоризации явлений окружающего мира. Рефлексия личностного опыта и собственной деятельности,

Корректировка, совершенствование имеющихся профессиональных умений, навыков, способов деятельности на основе интериоризации новой информации. Рефлексия профессиональной деятельности, педагогического опыта

Педагог, определяя программы самообразования, должен учитывать эти взаимосвязи. Мы предлагаем следующие пункты для составления программы самообразовательной деятельности учителя:

1. Мои ценности.

2. Мои цели.

3. Моя Я-концепция.

4. Моя перспектива (стратегия).

5. Мои тактика работы и задачи развития и: когнитивные, личностные и т. п.

Светлана Концевая

Семинар-практикум "Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды ДОО как одна из профессиональных компетенций педагога".

Презентация "Организация безопасной и психологически комфортной развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе, как одна их форм инновационной форм работы ДОО".

Требования, предъявляемые к воспитателю, очень высокие. Он должен быть мудрым, всё знающим наставником и артистом одновременно, владеть всеми развивающими и воспитывающими малышей знаниями и уметь профессионально использовать их на занятиях с детьми в детском саду.

Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения. Постоянная работа над собой, стремление к собственному росту, воспитание себя - вот единственный путь жизни воспитателя. Известна мысль Л. Н. Толстого о том, что дело воспитания от того только и кажется трудным, что люди, не воспитывая себя, хотят воспитать других. Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования. Важнейшие компоненты основ педагогического мастерства - профессиональные знания воспитателя, его профессионально-гуманистическая направленность, педагогические способности, педагогическая техника и педагогическая технология, его духовно–нравственные принципы, основанные на традициях народного воспитания.

Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников, творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МДОУ).




Профессиональный рост педагогов возможен тогда, когда в образовательном учреждении созданы определённые условия:

1 Чтение методической, педагогической и предметной литературы. (Детский сад приобретает книги, брошюры, журналы. Также выписывает периодическую печать: «Управление ДОУ» с приложением, журналы: «Музыкальный руководитель», «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание»).

3. Возможность поиска в Интернете интересующей информации.

4. Посещение семинаров, конференций.

5. Совещания, методические объединения. (По мере возможности наши педагоги посещают методические объединения, где проводится обмен опытом).

6. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

7. Участие в конкурсах города и края.

8. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

9. Изучение информационно-компьютерных технологий.

10. Общение с коллегами в Интернете.

11. Участие в различных форумах, конкурсах в Интернете.


Практическое занятие в рамках курсов КПК воспитателей ДОУ "Современные подходы к организации образовательного процесса ДОУ"



Нетрадиционные формы проведения педагогических советов в дошкольном образовательном учреждении. Презентация из опыта работы "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности. "


Методическое объединение. "Эффективность комплексного подхода в системе работы по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения и безопасному и безопасному поведению на улице. "


Презентация "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами безопасности жизнедеятельности. "

Самообразование- составная часть системы непрерывного образования- выступает как связующее звено между базовым образованием и периодическим повышением квалификации.

Большинство воспитателей не могут (а в некоторых случаях не хотят) самостоятельно повышать свой профессионализм. Сказываются внешние факторы (оплата труда, материально- техническое оснащение, перегрузки в работе., бытовые трудности и др., но есть и субъективные причины, которые зависят от самих воспитателей. Им не хватает настойчивости, целеустремлённости, навыков самообразовательной работы.

Поэтому, очень важно понимать значимость самообразования и стремиться к собственному развитию. Как говорил К. И. Чуковский «Только те знания прочны и ценны, которые Вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью…»

Самообразование-целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью, приобретение систематических знаний в какой- либо области. [педагогический словарь].

Критериями самообразования являются:

Эффективность профессиональной деятельности,

Творческий рост педагога,

Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

Самообразование- это первая ступень к развитию профессионального мастерства. Результатом усилий педагога является совершенствование работы с детьми, создание условий для рождения нового опыта.

Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Сформированность профессиональной компетенции даст возможность педагогам выбирать эффективные способы решения профессиональных задач, творчески выполнять профессиональные обязанности, повышать свою квалификацию, создавать конкурентоспособность, а главное повышать качество дошкольного образования.

Проведение изменений в любой сфере требует наличия кадров, обладающих соответствующим уровнем компетенций. Между тем, постоянные изменения во внешней среде заставляют работника адаптироваться к новым условиям, поэтому полученного в начале карьеры образования не достаточно для продуктивной работы. Все это в полной мере относится к образованию, где для успешной адаптации к происходящим в этой сфере изменениям педагогу необходимо расти и развиваться как профессионально, так и личностно.

Говоря о профессионально-личностном развитии, можно, в первую очередь, иметь в виду такое профессиональное качество, как профессионализм, который может рассматриваться как некое единство профессионализма личности и профессионализма деятельности, но чаще всего рассматривается как синоним профессиональной компетенции.

Вопросы профессиональных компетенций и переход к ним от квалификационных компетенций особенно активно обсуждались в начале нулевых. Симоненко В.Д. понимает под профессиональной компетентностью «интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений».

По мнению Митиной Л.М. профессиональная компетентность - это знания, умения и навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Иными словами, под профессиональной компетентностью понимается гармоничное сочетание элементов деятельностной и коммуникативной (культура общения, навыки социального поведения) подструктур.

Теперь не знания - умения - навыки, а готовность применять их в профессиональной сфере ставится на первый план, когда речь идет о профессиональной квалификации педагога. В А. Сластениным разработана модель профессиональной компетенции учителя, Н.А. Гончаро- вой - структурно-функциональная модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя в условиях информатизации образования.

Э.М. Никитин в качестве двух аспектов выделяет квалификацию и компетентность. Получение квалификации является результатом обучения педагога в средних специальных и высших учебных заведениях. А компетентность понимается им как признание педагога профессиональным сообществом и непрерывный профессиональный рост учителя.

Но речь идет не столько о профессиональных компетенциях, сколько о проблеме профессионального роста педагога. Причем в настоящее время в литературе можно встретить два термина: профессиональный рост и профессиональное развитие педагога, которые нередко употребляются как синонимы.

Изучая различные источники, мы убедились в том, что учеными, в основном, используется термин «профессиональный рост». В исследованиях Дж. Сьюпера под профессиональным ростом понимается процесс развития личности, происходящий в онтогенезе человека, направленный на усвоение им профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков.

М.М. Поташник называет профессиональным ростом цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников. .

А.В. Мудрик считает, что профессиональный рост учителя - это самостоятельное и/или кем-то управляемое на рациональном (осознанном) и/или интуитивном уровнях «нарастание» разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций. Т.е. ученый утверждает, что профессиональный рост - это суммарное накопление различной информации.

М.В. Левит определяет профессиональный рост как, с одной стороны, спонтанное, с другой, - целенаправленное, всегда авторско- личностное самостроение учителя себя самого как профессионала из внутренних качеств и внешних источников. Т.е. здесь особое внимание уделяется личности учителя и его личным потребностям в саморазвитии.

Е.А. Ямбург считает, что профессиональный рост - это неустранимое стремление учителя к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве при работе с детьми. .

Во всех вышеперечисленных определениях профессиональный рост рассматривается как некая сумма знаний, умений, способов деятельности.

Н.И. Ляленко подразумевает под профессиональным ростом целенаправленную деятельность учителя, направленную на приобретение определенных знаний, умений и способов деятельности, позволяющих ему реализовывать свое педагогическое предназначение и решать стоящие перед ним общественные задачи.

Несколько иное определение данного понятия О.В. Плетенева и В.В. Целикова, которые понимают под профессиональным ростом положительную динамику в преодолении педагогом своих профессиональных затруднений через приобретение знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему успешно решать стоящие перед ним педагогические задачи.

Мы видим, что здесь акцент перемещается с накопления педагогами определенных знаний к осознанию своих профессиональных затруднений и преодоления их.

В то же время в литературе нередко можно встретить понятие профессиональное развитие. В частности, именно этот термин употребляется в новых стандартах.

В философии термин развитие определяется как процесс и результат качественных и количественных изменений физических и духовных сил человека. Это процесс, в результате которого происходит постепенное накопление изменений количественных и переход их в качественные изменения.

Профессиональное развитие личности предполагает способность быстро находить решения в постоянно обновляющемся мире, способность быть субъектом своего развития.

В настоящее время многие исследователи рассматривают проблему профессионального развития. Л.И. Анцыферова понимает под развитием «основной способ существования личности: психическое и социальное становление личности осуществляется на всех этапах жизненного пути человека. Чем более зрелой в социальном и психологическом плане становится личность, тем более возрастает ее способность к дальнейшему развитию».

Л.М. Митина считает, что профессиональное развитие - это рост, становление, интеграция и реализация личностных качеств индивида в профессиональном труде и, главное, творческая реализация в профессии, которая обусловлена качественным преобразованием внутреннего мира.

По мнению В.И. Слободчикова, понятие «развитие» включает в себя процессы становления, формирования, преобразования. Становление понимается как «переход от одного определенного состояния к другому- более высокого уровня; единство уже осуществленного и потенциально возможного». Формирование - это единство цели и результата развития относится к социально-культурному аспекту. Преобразование - относится к духовно-практическому аспекту, это саморазвитие.

Многие исследователи определяют различные этапы становления профессионального роста.

Стадиям, этапам профессионального роста посвящены работы Э. Гусинского, Э.Ф. Зеера, А.К. Марковой и других.

Общим во взглядах этих ученых можно считать определение некоторых этапов. Например, первой стадией все эти исследователи считают некую адаптацию педагога, формирование интереса, первоначальное усвоение приемов, форм, минимальных норм педагогического сообщества. Следующий этап - накопление собственного опыта, развитие профессиональных качеств. Э.Ф. Зеер, дающий более подробную характеристику стадий профессионального роста, формирование готовности к самостоятельному труду относит уже к третьей стадии. Э. Гусинский называет завершающим (третьим) этапом «постижение смысла деятельности», когда педагог может обобщать собственный опыт. А.К. Маркова считает, что завершающему (четвертому) этапу, на котором педагог владеет профессией как творец, должно предшествовать свободное владение учителем своей профессией с использованием разнообразных методических материалов. Э.Ф. Зеер также считает, что завершающим этапом является этап профессионального мастерства, творческая деятельность учителя, предшествовать которой будут профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация, когда от формирования готовности к саморазвитию через индивидуальный стиль учитель придет к освоению инновационных форм, методов деятельности.

И.Н. Шматко выделяет следующие уровни профессионального развития: педагогическую компетентность как эффективное владение педагогическими умениями и навыками, позволяющее осуществлять педагогическую деятельность; педагогическое мастерство, предполагающее «отшлифованность» применения педагогической теории на практике; и педагогическое творчество - не только продуцирование новых идей, но также их видоизменение, модернизацию. На этом высшем уровне профессионального развития можно говорить о педагогическом новаторстве, о возможности создавать новые педагогические технологии. Таким образом, профессиональное развитие педагога выражается в мотивации деятельности, удовлетворённости трудом, потребности признания социальной значимости его деятельности.

Т.А. Катербарг определяет профессиональное развитие педагога как «сложное многокомпонентное образование, отражающее степень познавательных возможностей педагога, осведомленности в области педагогических систем и технологий, применяемых в общеобразовательной организации, применение программных продуктов для обеспечения качества профессиональной деятельности, проявляющееся через качественные и количественные изменения в личностных и профессиональных сферах педагога».

Б.С. Гершунский, говоря о профессиональном развитии педагога, предлагает следующую модель: специалист (владеет современными образовательными технологиями) - личность (коммуникабельность, мобильность, гражданственность, медиаобразованность способность к самоактуализациии) - исследователь (способность к апробации инновационных технологий, педагогическому эксперименту, мониторингу результативности)

Если иметь в виду определение «профессиональное развитие» педагога, то можно говорить не столько о суммарном накоплении знаний и способов деятельности, сколько о качественном изменении позиции педагога. Так Г.А. Игнатьева под профессиональным развитием понимает процесс развития субъекта собственной деятельности в про- фессиогенезе, представляющего собой «движение» от освоения предмета деятельности (специалист) к наращиванию средств преобразования деятельности (профессионал) и до конструирования новых средств и предмета деятельности (эксперт). .

Последнее определение кажется нам наиболее точным, т.к. оно показывает этапы профессионального развития и отражает последовательное накопление педагогом профессиональных компетентностей.

Но нам кажется очень важным говорить не просто о профессиональном развитии, а именно о профессионально-личностном. Частью профессионально-личностного развития является готовность педагога к творчеству, поиску новых нестандартных решений, проявление инициативы, конструктивного диалога с обучающимися. Личностнопрофессиональное развитие трактуют как «количественное, качественное изменение психологических характеристик личности, связанных с выполнением ею различных действий в процессе профессиональной деятельности».

Для профессионально-личностного развития педагогу необходимо проявлять личную активность, использовать условия внешней среды для личностного развития, самореализовываться, распространять в социум свой опыт, управлять собственной профессиональной деятельностью.

Таким образом, главными факторами развития профессионализма можно считать «стремление к самореализации, ответственность за саморазвитие, самосознание, творческий потенциал личности, мотивация достижения, ценностные ориентации, высокие профессиональные и личностные стандарты в профессиональной деятельности, личностные особенности и т.д.

Кроме того, педагог должен быть не просто профессионалом высокого класса: хорошо знать предмет, использовать современные методики преподавания, но и обладать теми нравственными качествами, которые он в процессе воспитания должен прививать своим ученикам. Когда учитель хорошо владеет предметными компетенциями, он уверен, убедителен, интересен своим ученикам. Учитель должен быть актером, т.е. владеть умением управлять своим голосом, жестами - это придаст ему еще больший авторитет. Третье важное личностное качество - эрудиция. Учитель должен не только ориентироваться в своем предмете, но быть начитанным, знать интересные и полезные факты из самых разных областей знаний, разбираться в искусстве, спорте и т.д. Учитель должен развивать свой творческий потенциал и на каждом уроке демонстрировать свою увлеченность предметом.

Если к профессиональным качествам можно отнести знание психологических возрастных особенностей детей школьного возраста, то к личностным качествам - любовь к детям. К сожалению, это качество нельзя приобрести, скорее всего, педагогами становятся именно те люди, которые обладают этим качеством. Любовь к детям означает внимательное отношение к ребенку, желание его понимать, терпеливо объяснять ему все вопросы, на которые ему приходится искать ответ в жизни. Итак, говоря о профессионально-личностном развитии надо понимать, что оно представляет собой совокупность следующих качеств: профессионализм в области преподаваемого предмета; самообладание, контроль своего настроения и эмоций; развитие и совершенствование всесторонней эрудиции; творческое развитие; искренняя любовь к детям.

Если говорить о психологических требованиях к личности педагога, то таковыми можно считать следующее: вариативность мышления, эмпатийность (способность настроиться на «волну» другого человека), толерантность (терпимость к инакомыслию), коммуникативность (как культура диалога), рефлексивность, способность к сотрудничеству и др.

Важно помнить, что содержание профессионально-личностного развития также меняется под давлением факторов внешней среды. Меняется роль школы, контекст, в котором она функционирует, появляются новые функции. Большой поток мигрантов в Россию привел к тому, что во многих школах педагоги вынуждены работать в многонациональной среде, с учащимися, представляющими другие культуры, имеющие свои религиозные и языковые особенности. Возрастает роль педагога в работе с учащимися, которые имеют особые потребности в учебе, испытывают определенные трудности в учебе, или наоборот, обладают особыми талантами. Педагоги сегодня должны уметь грамотно работать, социальными партнерами родителями по их привлечению к деятельности школы и т.д. Наконец, эффективное использование ИКТ, о котором говорилось в разделе 1.1. Конечно, теоретической подготовки и прохождения традиционных курсов повышения квалификации для этого недостаточно. Необходимо постоянное профессионально-личностное развитие, включающее различные формальные и неформальные формы. При этом ответственность за содержание и организацию этого процесса должны взять на себя сами педагоги. Обязательные курсы повышения квалификации, в которых педагоги нередко не горят желанием принимать участие, не всегда приводят к какому-либо росту эффективности образовательного процесса. Самостоятельный выбор наиболее эффективных с точки зрения педагога форм профессионально-личностного развития позволит повысить мотивацию педагогов и приведет к реальным изменениям в образовании. Поэтому целесообразно говорить об управлении профессионально-личностным развитием педагога.