Когда мозг лучше всего воспринимает информацию. Мнемотехника: как заставить мозг воспринимать, перерабатывать и сохранять информацию? Связь с другими психическими процессами

Многие ошибочно полагают, что активная работа памяти заканчивается по окончании института, техникума или университета. Однако это не совсем так. Использование памяти продолжается и после получения диплома. Другое дело, где и в каком объеме ее применять, а главное, как совершенствовать. Поэтому в данной статье мы расскажем о том, как быстрее запоминать информацию, используя самые простые и эффективные упражнения.

Какие виды памяти бывают?

Память человека условно можно разделить на два вида:

  • краткосрочную (быструю);
  • долгосрочную.

Краткосрочная память позволяет человеку запоминать определенный перечень предметов или объектов, существующих в реальном времени. Другими словами, в памяти остаются лишь образы, актуальные здесь и сейчас. В среднем таких объектов может быть 5-8 штук. Соответственно, долгосрочная память дает возможность запомнить те или иные образы, которые могут понадобиться человеку не сразу, а, к примеру, через год. Поэтому, чтобы разобраться, как лучше запоминать информацию, необходимо научиться их различать.

  • визуальная (запоминаются те предметы, которые мы видим воочию);
  • звуковая (улавливается мелодия, слова песни);
  • чувственная (основана на реальных душевных переживаниях и чувствах);
  • тактильная (запоминаются ощущения);
  • эмоциональная (основана исключительно на эмоциях);
  • ассоциативная (связывает предметы и объекты с какими-либо ассоциациями).

О том, как быстрее запоминать информацию, расскажем далее.

Упражнение 1: пишем печальные письма

Учеными было сделано удивительное открытие. Наша память, как оказалось, наиболее восприимчива к отрицательным воспоминаниям и пережитым эмоциям. Поэтому метод написания писем заключается в следующем: необходимо взять лист бумаги и ручку, засечь на часах 15-20 минут и в течение этого времени изложить все те неприятности и негативные моменты, с которыми вы сталкивались в последнюю неделю, месяц.

Интересно, что после такого упражнения вам будет легко запомнить практически любую информацию. По словам ученых, это связано с тем, что после использования упражнения мозг попросту не успеет переключиться с ваших воспоминаний и с радостью воспримет все, что вы прочитаете и заучите. Именно так стоит и поступить, если вы ищете ответ на вопрос: «Как лучше запоминать информацию?»

Упражнение 2: кричите, и вас услышат

Немного неординарный, но вполне действенный метод запомнить любую информацию. Он заключается в ее громком выкрикивании. К примеру, таким способом можно учить иностранные слова, готовиться к экзаменам или тестированию. Однако это не означает, что во время такого упражнения необходимо орать до хрипоты или до первого звонка возмущенных соседей. Делайте все в пределах разумного.

Как быстро запомнить большой объем информации: упражнение 3

Если в короткие сроки вам необходимо выучить большой объем текста или материала, то следует выполнить такие действия:

  • внимательно (желательно несколько раз) прочитать написанное или напечатанное;
  • вникнуть в содержимое;
  • выделить основную и вспомогательную информацию;
  • разделить материал на части (в соответствии с уровнем их важности);
  • составить краткий (можно ;
  • пересказать прочитанное.

Вот как быстро запомнить большой объем информации.

Упражнение 4: движение - это сила

Когда какой-либо материал ну никак не хочет запоминаться, многие специалисты советуют использовать реальные движения. Для этого необходимо встать с места, взять в руки книгу с текстом и для наилучшего эффекта начать ходить кругами по комнате, одновременно читая написанное. Считается, что во время ходьбы происходит быстрая активация мозга, следовательно, любой материал усваивается намного скорее.

С этой же целью, перед тем как запомнить большую информацию, рекомендуется 25-30 минут потанцевать, попрыгать, побегать или сделать какие-либо физические упражнения. Говорят, что после этого можно будет запомнить хоть весь первый том «Войны и мира».

Упражнение 5: играйте в ассоциации

Один из самых действенных способов развить и запомнить любую информацию - игра в ассоциации. Предположим, вам необходимо запомнить список продуктов. Для этого нужно сначала написать этот перечень покупок, посмотреть на него и создать образы, которые вам будет проще запомнить.

Например, в вашем перечне будущих приобретений указана морковь. Так как она обладает оранжевой шкуркой, то она вполне может ассоциироваться с рыжей лисой или белкой. Ватные палочки - это мягкий и белый снег. Вода - стакан и т. д. Это вкратце о том, как быстрее запоминать информацию.

Упражнение 6: раскладывайте все по полочкам

Говорят, что лучше всего запоминаются вещи, находящиеся в любимом месте. К примеру, в вашем доме есть любимое кресло, на котором вы часто сидите. А возле него находится стопка из деревянных полок. Вот на них-то и можно мысленно положить те предметы, которые вы планируете запомнить. После этого вам будет проще вспомнить расположение предметов и их названия.

Упражнение 7: оставляйте записки

Предположим, вам необходимо выучить большой доклад, но вы не знаете, как быстрее запоминать информацию. Для того чтобы быстрее выучить написанное, необходимо разделить текст на короткие предложения, написать их на липких листочках и расклеить в доступных местах в комнате. Далее рекомендуется время от времени ходить по квартире и читать свои записки.

Упражнение 8: считаем спички

Иногда не стоит дожидаться того момента, когда вам нужно будет срочно выучить какой-либо текст, цифры или слова. Лучше всего начинать тренировать свою память и внимательность до наступления подходящего момента.

К примеру, если вы регулярно будете выполнять упражнение «Спички», вы сможете повысить уровень внимательности и запоминания мельчайших деталей, следовательно, при необходимости усвоить какой-либо важный материал вам не составит никакого труда. Далее мы расскажем о том, как легко запоминать информацию любой сложности.

Итак, смысл упражнения сводится к следующему: необходимо взять ровно пять спичек, высыпать их на стол, запомнить их положение, отвернуться в другую сторону и постараться воссоздать. С каждым занятием рекомендуется поэтапно увеличивать количество спичек и сложность создаваемых фигур.

Упражнение 9: читаем слова наоборот

Очень простое и полезное упражнение для развития внимательности и памяти заключается в прочтении Например, во время прогулки или поездки по городу обратите внимание на вывески магазинов, прочитайте их наоборот. В этом случае вам придется не просто запоминать непривычное вам значение для обычных названий, но и держать в памяти исходное слово-оригинал.

Упражнение 10: меняем цифры и буквы местами

Если вы испытываете определенные трудности с запоминанием номеров телефонов или ПИН-кода, то вам стоит воспользоваться несложными и одновременно эффективными приемами усвоения данных. На данный момент известны различные способы. Запомнить информацию, связанную с цифрами, вам поможет, например, вариант с заменой их на буквы.

К примеру, вам необходимо запомнить следующую последовательность: 9, 5, 8, 4. Заменяем их буквами, соответствующими первым буквам цифр. Получаем вместо «9» букву «д», «5» меняем на «п», «8» на «в», а «4» на «ч». Интереснее будет развить мысль дальше, придумав из этого буквенного кода целое предложение. В данном случае вместо сложночитаемых «дпвч» получим «допустим, вы человек».

Одним словом, если вы действительно решили улучшить показатели вашей памяти, не медлите и приступайте к тренировкам прямо сейчас. В этом случае вам не придется ломать голову и изобретать очередной невероятно быстрый способ заучивания информации. Наоборот, вы будете быстро все усваивать и запоминать. Дерзайте!

Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.

Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.

Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.

1. Визуальная информация усваивается лучше всего

50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.

Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.

50% активности мозга используется на обработку визуальной информации.
70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.
На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).

Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино. Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха. В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.

Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.

В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.

Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации

2. Сначала — суть, потом детали

Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.

По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?

Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.

Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится. Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку. Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.

Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.

3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению

Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний. В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.

Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии (The University of California ) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.

Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker ), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».

Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.

4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности

Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или .

Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.

Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.

  • раздражительность
  • когнитивные расстройства
  • провалы в памяти, забывчивость
  • аморальное поведение
  • безостановочная зевота
  • галлюцинации
  • симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • замедленные движения
  • дрожание конечностей
  • боли в мышцах
  • нарушение координации
  • нарушение сердечного ритма
  • риск возникновения сердечных заболеваний
  • риск возникновения диабета
  • подавление роста
  • ожирение
  • повышенная температура

Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School ) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.

Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.

5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других

Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.

Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.

Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko ), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций », — заявляет он.

Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.

6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой

«Блочная практика» (block practice ) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt ). Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.

Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения. Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.

В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).

Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.

Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.

Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.

Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех ».

С древнейших времен люди придавали огромное значение способности запоминать и сохранять информацию, справедливо полагая, что от нее во многом зависит успех человека в любом виде деятельности. В эпоху Античности процесс запоминания считали настоящим искусством, которому покровительствовала одна из девяти муз – Мнемозина. Поэтому и искусство сохранения в памяти знаний назвали мнемоникой, а приемы управления памятью - мнемическими, или мнемотехникой.

Процесс запоминания – это основа нашей памяти, и для того чтобы овладеть искусством мнемоники, нужно хорошо разбираться в том, как работают его законы.

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что наша память избирательна? Что-то запоминается легко и быстро, а какая-то информация, несмотря на упорную зубрежку, никак не хочет задерживаться в голове. Все дело в том, что запоминание работает по-разному, по сути, есть два совершенно разных вида запоминания, подчиняющихся различным законам.

Благодаря ему в нашей памяти сохраняется огромное количество информации, причем практически без всяческих усилий, а часто и неосознанно. Получать нужные знания, не прилагая к этому никакого труда – мечта всех школьников и студентов. Однако для того чтобы информация запомнилась непроизвольно, требуется ряд условий:

  1. Главное из них следующее: непроизвольно запоминается то, что привлекает наше внимание – яркая, необычная информация, связанная с нашими интересами или вызвавшая сильный эмоциональный отклик.
  2. Легче запоминается информация, включенная в деятельность. То есть когда знания нам нужны не просто для запоминания (как часто бывает в школе и в ВУЗе), а для выполнения профессиональных обязанностей или занятия любимым делом. В этом случае мозг быстро оценивает полученные знания как важные и нужные, и они закрепляются в памяти, а постоянное их участие в деятельности обеспечивает длительное хранение. Так, преподаватель, читающий курс, запоминает его материал быстрее и качественнее, чем студент, который его слушает.

Память носит ассоциативный характер. Это значит, что в процессе запоминания в головном мозге возникают условно-временные связи (ассоциации) между новой и уже имеющейся информацией. Она выполняет роль своеобразного якоря, который удерживает знания. Но для этого должна быть связь между новым и старым. В отношении абсолютно новой информации, не имеющей связей с нашим опытом, непроизвольное запоминание не работает.

А если эти условия отсутствуют, то необходимо прилагать усилия для запоминания и использовать разные приемы для сохранения информации.

Произвольное запоминание

Целенаправленное, преднамеренное сохранение информации чаще всего требует волевых усилий, тем более если нам нужно надолго сохранить полученные данные.

Произвольное запоминание имеет многоступенчатую структуру:

  • Попадая на первый уровень кратковременной памяти, информация хранится недолго, ровно столько, чтобы мозг смог оценить ее нужность и важность – от 30 секунд до нескольких минут.
  • Чтобы знания закрепились и перешли на уровень долговременной памяти, требуется возникновение временных связей между очагами возбуждения в коре головного мозга.
  • В случае непроизвольного запоминания они возникают сами, а вот когда условий для их возникновения нет, то мы должны позаботиться об их целенаправленном создании.

То есть произвольное запоминание предполагает различные приемы и техники закрепления и сохранения в памяти полученных знаний. Одну их этих техник знают все и используют постоянно, начиная со школы. Это техника многократного повторения. Если новую информацию несколько раз повторять, то это вызывает многократное прохождение нервного импульса по цепи нейронов головного мозга, и образуются те самые временные связи.

Но этот метод трудоемкий, неэффективный и годится лишь для информации малых объемов. А попробуйте, например, вызубрить учебник психологии или физики. Пробовали уже? И как, успешно? Скорее всего, нет, если только у вас не феноменальная память. Кроме трудозатратности и неэффективности, метод многократного повторения приводит к ситуации, когда возникает ощущение, будто голова пухнет от обилия информации, и новые знания не усваиваются. Это связано не с переполнением долговременной памяти – объем ее огромен. А с перегрузкой кратковременной и оперативной, которые связаны с обработкой информации.

Если вы хотите овладеть искусством мнемоники, то от практики зазубривания лучше вообще отказаться, а использовать более эффективные приемы и техники.

Методики запоминания информации, в основе которых лежат ассоциативная память и образное мышление, считаются древнейшими. Эти приемы возникли тогда, когда у наших предков еще плохо было развито абстрактно-логическое мышление. Поэтому запоминание с опорой на образ простое, удобное, и им может пользоваться даже маленький ребенок.

Кстати, древние ассоциативно-образные приемы запоминания и воспроизведения информации передаются из поколения в поколение и некоторые дошли до нас. И думаю, вы ими иногда пользуетесь. Это так называемые узелки на память. Завязывая узелок, ставя крестик на ладони или накручивая ниточку на палец, мы повторяем то, что должны запомнить. В это время в нашем мозгу устанавливается ассоциативная связь между знаком-«узелком» и конкретной информацией. А после стоит нам увидеть этот «узелок», как сразу в голове всплывает то, что мы должны были помнить.

В далеком прошлом существовало даже узелковое письмо, где каждый по-особому завязанный узелок означал определенный информационный блок. И человек рассказывал, перебирал плетенку с узелками, вспоминая, о чем говорить дальше. Роль «узелков» могли выполнять ракушки, разноцветные камушки, рисунки на дощечке.

Сейчас большой объем информации уже никто не запоминает при помощи «узелков». Но некоторые приемы, связанные с активизацией ассоциативно-образного мышления, можно посоветовать.

Приемы запоминания цифр

Многим людям сложно запоминать цифры. Дело не только в том, что эта абстрактная, чаще всего сухая информация, но и в том, что она не требует работы мышления. Если, конечно, это не цифровой пример или математическая задача. А то, что никак не обрабатывается мозгом, не включено в мыслительную деятельность, запоминается хуже всего.

Если вместо цифр использовать связанные с ними образы, то процесс запоминания существенно упрощается, к тому же активная мыслительная деятельность способствует запоминанию.

Образы-ассоциации обычно носят индивидуальный характер, каждый может придумать свои, главное, чтобы они были интересные и яркие. Например, число 32 легко запомнить, ведь это 3 веселых гуся. А если 732, то гуси идут за сгорбленной бабусей (цифра 7). Образом для числа 31 может быть тройка лошадей, которой управляет кучер. А вот такую картинку можно придумать для более сложного цифрового ряда 324-17-05: три веселых гуся сидели на стуле, и сгорбленная бабуся с палочкой принесла им блюдо и ковш.

Образы должны быть максимально живыми и подвижными, старайтесь, чтобы у вас получилась осмысленная картинка, своеобразный мультфильм. Это значительно повысит эффективность запоминания и последующего воспроизведения информации.

Если с образным мышлением вы не в ладах, то цифры можно связать со словами, которые начинаются на ту же букву или имеют столько букв, какое число надо запомнить. Например: 457 – «Петр любит рыбалку».

Ассоциации могут быть смысловыми, и цифры легче запоминаются, если привязать их (установить связь) к номеру дома и квартиры, дню и году рождения, номеру школы и т. д.

Запоминание имен и группы слов

Ассоциативно-образные приемы годятся и для запоминания имен. Принцип здесь все тот же – установление связей-ассоциаций с возникшими в мозгу образами.

Успешность этого приема возможна только в том случае, если ассоциации, во-первых, будут яркими, во-вторых, связанными с конкретным человеком. Например: Белов Михаил – белый медведь. Это самый простой вариант. А вот Строганова Ирина – сложнее. Что можно придумать здесь? Строгая и ранимая (если характеристики соответствуют), стройная и румяная, страшная и ругается, строгает и рисует и т. д.

Нередко возникает проблема с запоминанием списка не связанных друг с другом слов. При запоминании нужно установить между ними образную или смысловую связь. Например, перечисление предметов, которые нам нужно купить: хлеб, сахар, бумагу для принтера, нитки и гвозди. Составляем предложение: «Хлеб с сахаром, завернутые в бумагу и связанные нитками, висят на гвозде».

Запоминание текста

Большой текст запомнить, конечно, сложнее, и не стоит пытаться выучить его дословно. Ассоциативно-образные приемы помогут и в этом случае. К ним относится тот самый знаменитый метод Цицерона «Римская комната», который можно использовать для запоминания текста сообщения, доклада или выступления на семинаре. Суть его в следующем.

Внимательно прочитайте текст сообщения, одновременно разбивая его на небольшие кусочки - смысловые части. Каждая часть должна содержать ключевую идею, которую можно уложить в короткую фразу. Кстати, уже эта проработка текста поможет его запомнить.

Представьте себе хорошо знакомое вам помещение, например, собственную квартиру со всей обстановкой, мебелью, аксессуарами и т. д.

  • Войдите в квартиру.
  • Начинайте снова читать текст и одновременно «раскладывать» на разных предметах обстановки выделенные кусочки текста, не забывая повторять основные идеи. Например, вступление вы расположите на зеркале справа, а следующий отрывок на тумбочке под зеркалом. На полочке для обуви вы положите следующую часть. Помните, о чем она? Потом переходите из прихожей в комнату и продолжаете раскладывать текст.
  • Разместив все смысловые кусочки, еще раз обведите взглядом квартиру, проверьте все ли они на своих местах, используя для этого краткие фразы-идеи.
  • Затем представьте, что вы выходите за дверь и запираете ее, и теперь никто не сможет изменить порядок расположения частей.

Этот метод очень эффективный, но он работает только в том случае, если вы достаточно хорошо умеете говорить, то есть связно излагать свои мысли по существу дела, и владеете терминологией, если у вас научное сообщение. Ведь дословно свой доклад вы не запоминали.

Метод «Римской комнаты» Цицерона называют еще методом мест. Он основан не только на образно-ассоциативном запоминании, но и на смысловом. Смысловые приемы в настоящее время считаются основными для запоминания большого объема текстовой информации.

Этот вид запоминания опирается на один из основополагающих законов памяти: чтобы информация сохранилась, мозг должен над ней работать. А смысловое запоминание как раз и предполагает активную мыслительную работу над материалом. И этим, кстати, метод не нравится тем, кто хотел бы научиться усваивать сложную информацию легко, не прилагая усилий. Так не бывает. Овладение любой деятельностью требует усилий, и мнемическая не исключение.

Смысловые приемы имеют отношение преимущественно к запоминанию текста. Они во многом индивидуальны и зависят как от особенностей мышления человека, так и от характера материала, который нужно запомнить. Но есть и несколько общих правил, которых следует придерживаться:

  • Помните, что информация, которую вы хотите запомнить, вам необходима. Убедите себя в этом. Ничто так не мешает усвоению знаний, как убеждение в их ненужности.
  • Старайтесь понять и осмыслить текст. Если изложение слишком сложное, то, читая, «переводите» его на более удобный для вас язык.
  • Не цепляйтесь за отдельные слова, фразы, формулировки. Ориентируйтесь на запоминание смысла, а это невозможно без понимания.
  • Выделяйте основные мысли и не ленитесь составлять план. Он поможет осмыслить текст и разложить по полочкам основные смысловые единицы. Соблюдайте логическую последовательность при переходе от пункта к пункту, осознание связей между пунктами сокращает количество времени на запоминание.
  • Дополняйте главные мысли примерами, они всегда запоминаются лучше сухих теоретических формулировок. Если в тексте примеров недостаточно, придумайте их сами. Пользуйтесь своим опытом, информацией из книг, фильмов, профессиональной деятельности.
  • Задавайте вопросы, они прекрасно активизируют мышление и помогают в понимании сложного материала. Рассуждайте, спорьте с автором и с самим собой. Представьте себе невидимого собеседника и обсудите с ним наиболее спорные моменты.
  • Всегда делайте записи. Во-первых, это позволит вам сосредоточиться на главном, ведь вы будете записывать не все подряд, а только существенное. Во-вторых, более организованная и линейная письменная речь позволит вам упорядочить и систематизировать запоминаемую информацию. В-третьих, записывание подключает к смысловой памяти еще и моторную, что существенно повышает эффективность запоминания.

Кому-то эти советы покажутся слишком сложными. Но если сформировать привычку именно так работать с любым текстом, то все будет запоминаться легко и просто, да и времени потребуется немного. По крайней мере, меньше, чем прочитать тот же текст три раза. А эффективность сохранения информации будет значительно выше.

Не стоит забывать, что смысловое запоминание требует хорошо развитой, свободной речи и приличного словарного запаса. Но и это качество вы разовьете, если будете следовать советам по организации смыслового запоминания.

Прием версификации

Наряду с известными и распространенными приемами мнемотехники, есть довольно оригинальные, но тоже эффективные. Одним из таких способов является метод версификации – это рифмование, стихосложение. Думаю, вы заметили, что стихотворение запомнить легче, чем прозаический текст. Главная причина тут в рифме (хотя и ритм тоже имеет значение). Рифмы играют роль крючочков, которые вытягивают следующую строку. В данном случае тоже устанавливаются связи-ассоциации, но они носят звуковой и ритмический характер.

Этот прием широко используется в школе для запоминания правил и законов. Например, всем известная фраза «пифагоровы штаны на все стороны равны» помогает запомнить, что квадрат гипотенузы треугольника равен сумме квадратов его катетов. А это из русского языка:

Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на «е» спрягать нельзя.

Вообще прием версификации можно использовать для запоминания любой информации небольшого объема. Например, последовательности цветов в радуге-спектре: «Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь». Эта рифмованная строчка менее известна, но более интересна, чем привычная: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

А это порядок расположения планет в солнечной системе: «Мы Ведь Знаем, Мама Юли Села Утром На Пилюли». Но придумывать рифмованные запоминалки можно посоветовать тем, кто вообще любит сочинять стихи.

Очень часто, изучив информацию о приемах мнемотехники, люди скептически хмыкают и не спешат их использовать. Почему? Не потому, что не верят в их эффективность, а так как считают, что проще и быстрее 25 раз повторить, чем сочинять стихотворение, составлять план или придумывать яркую живую картинку, а уж тем более размышлять над сложным и нудным текстом. Это же думать надо!

Вот именно! А зачем вам бессмысленно задолбленная, обрывочная (вся все равно не запомнится) информация? Предложенные здесь приемы не просто мнемотехника, они развивают мышление, творческие способности и создают привычку правильного, осмысленного запоминания. С их помощью вы сможете по-настоящему овладеть искусством мнемоники.

Экология жизни.Мозг задействует 50% своих ресурсов для анализа увиденной информации. Причём зрение напрямую влияет на другие чувства.

Мы лучше запоминаем то, что видим

Мозг задействует 50% своих ресурсов для анализа увиденной информации. Причём зрение напрямую влияет на другие чувства. Прекрасный тому пример - испытание, в котором 54 любителей вина попросили продегустировать несколько образцов виноградного напитка. Экспериментаторы подмешали безвкусную красную краску без запаха в белые вина, чтобы выяснить, смогут ли участники обнаружить подвох. Они не справились, и красное зашло вместо белого на ура.

Изображения и анимация способны ускорить ваше обучение. Добавляйте каракули, фотографии или вырезки из газет и журналов к своим заметкам. Используйте цвета и диаграммы, чтобы проиллюстрировать новые знания.

Мы помним общую картину лучше её частностей

Изучая множество новых понятий, нетрудно утонуть в нарастающем потоке данных. Для того чтобы избежать перегрузки, необходимо оглянуться назад и обрисовать общую картину. Вы должны уяснить, как свежие знания вписываются в единый пазл, как они могут быть полезны. Мозг лучше усваивает информацию, если он проводит связь между ней и чем-то ранее познанным в рамках одной структуры.

Держите в поле зрения большую схему или списки заметок, объясняющие целую картину того, что вы изучаете, и всякий раз добавляйте туда новые элементы на протяжении всего нелёгкого пути.

Сон сильно влияет на память

Исследования показали, что полноценная ночь сна между зубрёжкой и экзаменом существенно улучшает результаты. В одном из экспериментов проверялись двигательные навыки участников после их интенсивного обучения. И те испытуемые, кто спал 12 часов до проверки, показали куда лучшие результаты, чем те, кого тестировали каждые 4 часа бодрствования.

Важно знать, что сон хорош не только после, но и до обучения. Он превращает мозг в сухую губку, готовую впитывать в себя каждую каплю знаний.

Недостаток сна пагубно влияет на обучаемость

Дефицит сна заставляет голову снижать обороты, действовать без здравого риска по шаблонным схемам. К тому же увеличивается шанс получить физическое повреждение из-за усталости всех «винтиков» организма.

Что касается обучения, недостаток сна сокращает способность мозга принимать новую информацию на 40%. Так что незачем мучить себя ночами с низким КПД, лучше отдохнуть и проснуться во всеоружии.

Нормализуйте объём и периодичность сна во время обучения. Так вы будете намного более внимательны и сможете избежать провалов в памяти.

Мы сами учимся лучше, когда даём уроки другим

Учёные разделили участников на две равные группы и выдали им одинаковые задания. По легенде половине испытуемых чуть погодя предстояло донести полученные знания до других людей. Нетрудно догадаться, что будущие «учителя» показали более глубокий уровень усвоения. Исследователи воочию убедились в силе «ответственного умонастроения», которое и дало столь эффективный результат.

Подходите к обучению с позиции «наставников». Так ваше подсознание заставит мозг различать тонкости схожих определений, тщательно разбирать материал и копаться в нюансах.

Мы лучше учимся по тактике чередования

В одном эксперименте участникам показывали картины, написанные в разных художественных стилях. Первой группе последовательно демонстрировали по шесть примеров каждого стиля, а второй - вперемешку (разные школы в случайном порядке). Победили последние: они вдвое чаще угадывали принадлежность к стилю. Любопытно, что 70% всех испытуемых до начала исследования были уверены, что последовательность должна дать фору чередованию.

Не стоит зацикливаться во время тренировки только на пенальти. Изучая иностранный, смешивайте запоминание слов с прослушиванием речи в оригинале или письмом. опубликовано