Развития дошкольного образования в стране. Система дошкольного образования российской федерации. Учреждения дошкольного образования

В результате изучения данной главы обучающийся будет:

  • знать понятие и характеристику системы дошкольного образования как структурного элемента системы образования; понятие управления дошкольным образовательным учреждением и его взаимосвязь с образовательным процессом; инновационные формы дошкольного образования;
  • уметь давать характеристику системы управления дошкольным образовательным учреждением, методической поддержки субъект-субъектного взаимодействия детей, педагогов и родителей как основы конструирования образовательного процесса ДОУ; проводить мониторинг эффективности деятельности детского сада; применять инновационные педагогические системы в условиях сетевого партнерства детского сада;
  • владеть особенностями педагогического консультирования сотрудников ДОУ и взаимодействия ДОУ с семьей в условиях инновационных форм дошкольного образования; умениями проектировать и решать проблемные педагогические задачи, направленные на освоение ребенком позиции субъекта разных видов деятельности, творческой индивидуальности в условиях посещения инновационных форм дошкольного образования.

Дошкольное образование как структурный компонент образовательной системы России

В ст. 8 Закона РФ "Об образовании" дается понятие "система образования" – совокупность следующих взаимодействующих подсистем и элементов:

  • 1) преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности (в этом отношении дошкольные образовательные учреждения, реализуя общеобразовательную программу, работают по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования, а также но комплексным и парциальным программам воспитания и обучения детей дошкольного возраста);
  • 2) сети реализующих их образовательных учреждений (они могут быть автономными, казенными или бюджетными, различаются по типам и видам).

Согласно Федеральному закону от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", все государственные и муниципальные учреждения делятся на три типа – казенные, автономные и бюджетные учреждения.

По сути статус казенного учреждения являет собой статус ныне действующих бюджетных учреждений. Казенное учреждение – это государственное (муниципальные) учреждение, осуществляющее оказание услуг, выполнение работ, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Казенное учреждение полностью зависит от учредителя, не вправе выступать учредителем юридических лиц, не имеет права получать кредиты и займы, приобретать ценные бумаги.

Предусматривается предоставить большую самостоятельность образовательным учреждениям путем смены типа учреждения с бюджетного на автономное. Остановимся на этих типах подробнее. Общим является то, что и бюджетные, и автономные учреждения финансируются за счет субсидий и субвенций. Отличаются они степенью самостоятельности от учредителя, некоторыми дополнительными правами в сфере финансовых операций.

Бюджетным учреждением теперь признается некоммерческая организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления для выполнения работ, оказания услуг в сфере образования. Имущество бюджетного учреждения, как и казенного, закрепляется за ним на праве самостоятельного распоряжения, при этом принадлежит государству. Финансовое обеспечение выполнения задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета Российской Федерации. Бюджетному учреждению разрешено вести предпринимательскую (приносящую доход) деятельность постольку, поскольку это послужит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что это закреплено в учредительных документах.

Для автономного учреждения существует ряд отличий в механизме управления и распоряжения средствами от доходной деятельности. Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в сфере образования. Финансируется автономное учреждение посредством субсидий и субвенций и оказывает услуги частично за плату или бесплатно. Имущество автономной организации закрепляется за ним также на праве самостоятельного распоряжения. У подобного типа учреждения существуют ограничения но ведению деятельности, приносящей доход, которые зафиксированы в уставе учреждения.

Автономные учреждения не обязаны расходовать свои средства в соответствии с бюджетной сметой и совершать сделки путем размещения государственных заказов. При этом сохраняется обязанность целевого использования бюджетных субвенций и субсидий, как и финансовый контроль над использованием денежных средств. Однако внебюджетные доходы могут использоваться свободно. Автономное учреждение вправе открывать в установленном порядке счета в кредитных организациях и получать займы, в отличие от казенных и бюджетных учреждений, которые имеют лицевые счета в казначействе и не вправе открывать других счетов. Кроме того, автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя создавать юридические лица для более эффективного осуществления деятельности. В учреждении этого типа создается дополнительный орган, контролирующий деятельность руководителя, – наблюдательный совет. В пего входят члены органов власти и соответствующего учреждения, руководитель которого имеет в нем совещательную роль. Для бюджетных учреждений такие правила не установлены.

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им ради достижения целей, для которых оно создано. Автономное учреждение обязано ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества, в отличие от права бюджетных организаций публично размещать такую информацию. Для улучшения бухгалтерского учета автономное учреждение обязано проводить ежегодный аудит.

Таким образом, образовательным учреждениям, которые не нашли возможность привлекать дополнительные доходы, удобнее оставаться бюджетными и казенными. Но необходимо учитывать, что большая свобода действий требует от руководителей хороших навыков, умений и соответственно, ответственности. Но это не означает, что объем финансирования может быть урезан на основании изменения типа учреждения с бюджетного на автономное, требования к финансированию остаются одинаковыми. В целом, цель закона – упростить процесс расходования средств от приносящей доход деятельности для бюджетных учреждений. Однако решение о смене типа учреждения требует детального рассмотрения: оно принимается не только руководителем, но и учредителем. Тем не менее, новый тип учреждений востребован, так как система бюджетных учреждений была сформирована в иной экономической реальности и отражает новые финансово-управленческие принципы функционирования и развития дошкольного образования.

Это меняет подход к определению цели функционирования современных ДОУ как выполнения общественного заказа на реализацию образовательных услуг, связанных с развитием, воспитанием и обучением детей дошкольного возраста.

Выделяют следующие задачи функционирования современных ДОУ:

  • – охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей, осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
  • – обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • – воспитание с учетом возрастных категорий детей любви к семье, окружающей природе и Родине, гражданственности, уважения к правам и свободам человека;
  • – взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития воспитанников, оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

При этом имеется специфика решения данных задач в зависимости от вида ДОУ.

В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении изменен принципиальный подход к определению видов ДОУ. В качестве основной структурной единицы выделена группа детей дошкольного возраста. Группы могут иметь различную направленность – общеразвивающую, компенсирующую, комбинированную и оздоровительную; могут работать в режиме полного (12 ч), укороченного (10 ч), продленного (14 ч) дня, круглосуточного или кратковременного (3-5 ч) пребывания.

В группах общеразвивающей направленности осуществляются обучение и воспитание в соответствии с образовательной программой учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на базе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

В группах компенсирующей направленности осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий воспитанников, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий. Такие группы ориентированы на дошкольное образование детей, а также проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных процедур.

В группах комбинированной направленности реализуется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом предусмотрена возможность организации групп комбинированной направленности, в которых будут получать дошкольное образование здоровые дети и дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды. Таким образом, созданы нормативные правовые основы инклюзивного или совместного дошкольного образования. В связи с этим установлены нормативы предельной наполняемости комбинированных групп в зависимости от категории детей с ограниченными возможностями здоровья.

С учетом направленности групп и возраста детей будут различаться восемь видов ДОУ:

  • детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
  • – детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 мес. до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);
  • – детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);
  • – детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);
  • – детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • – детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);
  • – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательноречевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);
  • – центр развития ребенка – детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким как познавательноречевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).

Таким образом, помимо шести видов ДОУ, ставших уже традиционными, вводятся два новых вида – детский сад для детей раннего возраста (от 2 мес. до 3 лет), детский сад для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет);

3) органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций:

Министерство образования и науки РФ отвечает за формирование и осуществление федеральной политики в области образования; правовое регулирование отношений в области образования, разработку и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях и др. (федеральный уровень);

– органы управления образованием субъектов Российской Федерации – за определение особенностей порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений, разработку и реализацию целевых программ и др. (они могут быть регионального и муниципального (городского и окружного) уровней).

Кроме того, в действующем Законе РФ "Об образовании" одним из принципов государственной политики в области образования является демократический, государственно-общественный характер управления образованием, в котором имеют право участвовать работники образовательных учреждений, обучающиеся и их родители. Как следствие, система государственно-общественного управления образованием включает всех участников образовательного процесса, органы ученического, родительского и педагогического самоуправления. К ним относятся попечительские советы, родительские комитеты и советы руководителей различных видов образовательных учреждений, методические сообщества (традиционные формы), а также медико-педагогические комиссии, грантовые комиссии, советы по инновациям, координационные советы, управляющие советы (нетрадиционные формы) и др.

Главное преимущество детского сада наличие детского сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка. Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими, присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям, преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия окружающего исключительно с собственной позиции). Важно, что детский сад выступает в качестве меры, предупреждающей “педагогическую запущенность”, которая сейчас часто наблюдается у детей, не посещающих дошкольные учреждения.

Основные направления развития ДО:

Обеспечение доступности дошкольного образования;

Повышение его качества.

Обеспечение равной доступности образовательных услуг - одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в РФ и в настоящее время. Ее решение невозможно без гибкой, многофункциональной системы дошкольного образования, которая должна обеспечивать конституционное право каждого гражданина России на общедоступное и бесплатное дошкольное образование.

Система ДО рассматривается сегодня и как:

Один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей;

Улучшения демографической ситуации в России.

Объективно увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий, в том числе гарантии устройства ребенка в ДОУ. Таким образом, обеспечение доступности Дошкольного образования является важным аспектом демографической политики государства.

На данном этапе проблема нехватки мест в ДОУ, остается актуальной для многих регионов страны. В списках детей, нуждающихся в ДОУ, в нашей стране числится более миллиона детей старше трех лет. К этому числу нужно прибавить детей раннего дошкольного возраста, детей из отдаленных населенных пунктов, где нет детских садов, детей, которые не могут посещать учреждения общеразвивающего вида по состоянию здоровья; детей, чьи родители не могут платить за детский сад и др.

Проблема доступности дошкольного образования для всех категорий граждан, имеющих детей дошкольного возраста, может быть в значительной мере решена за счет использования внутренних резервов системы образования, в том числе развития различных организационных форм дошкольного образования, а также более гибкой системы режимов пребывания детей в ДОУ.

В группе полного дня, например, может быть несколько режимов - от 10,5 часов в день.

Система дошкольного образования РФ представлена сетью образовательных учреждений разных типов и видов. При ее формировании государство в лице органов власти всех уровней старается максимально учесть особенности детей, запросы их родителей.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» устанавливает различные виды ДОУ: детский сад; детский сад для детей раннего возраста; детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад компенсирующего вида; детский сад комбинированного вида; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей; центр развития ребенка - детский сад.

Основной структурной единицей организации образовательного процесса является группа детей дошкольного возраста. Группы имеют разную направленность: общеразвивающую, компенсирующую, комбинированную, оздоровительную. Это позволяет учитывать особенности определенного контингента детей.

Деятельность групп общеразвивающей направленности ориентирована на гармоничное и всестороннее развитие дошкольников.

Группы компенсирующей направленности создаются для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Их цель - квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей и дошкольное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий дошкольников, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий. В этих группах реализуются программы ДО, а также комплекс санитарно - гигиенических, профилактических и оздоровительных мероп­риятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное обучение и воспитание здоровых детей и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей - инвалидов.

Группы детей дошкольного возраста могут работать в разных режимах:

Полного (12 часов),

Укороченного (8 - 10 часов),

Продленного (14 часов) дня,

Круглосуточного

Или кратковременного (3-5 часов) пребывания.

Такой различный режим пребывания связан как, с особенностями самих детей, так и с потребностями их семей.

Наибольшим спросом у родителей пользуются детские сады полного дня , в которых в течение 12 часов осуществляются присмотр, уход, питание, реализуются программы дошкольного образования.

Группы для детей дошкольного возраста могут создаваться не только в ДОО, но и в: общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждениях дополнительного образования, культуры, социального назначения.

Детские сады работают теперь не по единой, как это было раньше, а по целому спектру новых программ и педагогических технологий, созданных коллективами и отдельными авторами, что способствует развитию инициативности и творчества педагогов. Вместе с тем, программы часто прямо противоположны по принципиальным подходам к воспитанию и развитию детей: в одних преобладает обучение и мало внимания уделяется самостоятельной деятельности детей и их воспитанию, в других - обучение отрицается, и все дидактические задачи решаются только в игре, что разрушает и саму игру как ведущую деятельность в этом возрасте, и мало результативно в смысле обучения детей.

Давление школы оказало существенное влияние и на саму организацию жизни детей в детском саду. Самоценность дошкольного детства ушла на второй план, во главу угла стала узконаправленная подготовка к школе. При таком сугубо школьном подходе теряется сама сущность детского сада, места, где ребенок может быть самим собой, заниматься под руководством воспитателя, хорошо его знающего, интересными развивающими делами (играть, конструировать, рисовать, слушать музыку, придумывать сказки и др.); разрушается детское сообщество.

Современные тенденции дошкольного образования

Главной задачей российской образовательной политики в последние годы стало обеспечение современного качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Для ее решения правительством РФ и Министерством образования была разработана «Концепция модернизации российского образования» Первоочередными в образовательной политике первого этапа модернизации оказываются реализация программ дошкольного образования и принятие мер для укрепления здоровья подрастающего поколения.

Солодкая Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 7 "Золотой ключик"
Населённый пункт: город Гуково, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Характеристика современной системы дошкольного образования. Принципы государственной политики в области образования."
Дата публикации: 30.06.2018
Раздел: дошкольное образование

Характеристика современной системы дошкольного образования.

Принципы государственной политики в области образования.

Дошкольное образование - обеспечение интеллектуального,

личностного и физического развития ребёнка дошкольного возраста от 2-х

месяцев до 7 лет.

Первые образовательные заведения для малышей появились в России в

конце XIX века. Обычные дети не привилегированных родителей в 1866 году

смогли посещать первый бесплатный «народный детский сад». В это же

время появился и первый детский сад для детей интеллигенции.

дошкольных

образовательных

учреждений

развивалась, и через три десятилетия в России появилось несколько десятков

детских садов: платных и бесплатных, для дворян и интеллигенции, рабочих,

а также для приютов для сирот.

организовываться

образовательные

воспитателей,

проводились

«тренинги»,

выпускалась

соответствующая литература.

официальная

«Декларация

дошкольному

воспитанию».

документ

гарантировал

бесплатное

образование и воспитание детей дошкольного возраста.

педагогический

факультет

дошкольным

отделением

открыт в 1918 году в Московском государственном университете. Первая

«Программа работы детского сада» вышла в 1934 году, а в 1938 году были

детского

определявший

структуру

особенности

функционирования

дошкольных

учреждений,

«Руководство для воспитателей детского сада», содержавшее методические

указания по разделам работы с детьми.

К середине ХХ века сеть более двух миллионов детей уже посещали

детские сады.

В послевоенное время в СССР появились первые ясли, где родители

могли оставлять малышей, начиная с двух месяцев.

В начале 60-х годов был разработан единый для всех учреждений

дошкольного образования документ, определяющий их программу работы.

Дошкольное

образование

последовательных ступеней обучения в непрерывной системе современного

российского образования

Дошкольное образование в России не является обязательным, а потому

многие семьи воспитывают и обучают своего ребенка самостоятельно. В

насчитывается

дошкольных

учреждений.

Современная система дошкольного образования состоит из яслей, детских

кратковременного

пребывания

дошкольного

образования.

Главные задачи общеобразовательных учебных учреждений состоят в

том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного,

эмоционального

физического

развития

личности;

способствовать

выработке

научного

мировоззрения;

обеспечить

освоение

учащимися

системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформировать

приемы самостоятельной деятельности.

Российские

дошкольные

образовательные

учреждения в

деятельности

руководствуются

положением

дошкольном

образовательном

учреждении,

принятым

Согласно

Типовому

положению дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач, как-

осуществлять

здоровья

обеспечивать

интеллектуальное,

личностное

физическое

развитие;

приобщать

общечеловеческим

ценностям;

взаимодействовать

интересах

полноценного развития ребенка.

современных

д ошкольных

уч режд ений

х а р а к т е р н ы

многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного

направления

учебно-воспитательного

процесса,

использовании

образовательных программ.

Необходимо

отметить,

современных

дошкольных

учреждений осталось незначительное число яслей, столь распространенных в

нашей стране 10-15 лет назад. Дело в том, что условия воспитания в яслях

вызывали закономерную критику со стороны педагогов, психологов, врачей,

считавших отрыв маленького ребенка от семьи тяжелой нагрузкой для его

несовершенной психики. Будучи по своему назначению оздоровительными

учреждениями, ясли не выполняли в полной мере эту функцию, и заболева-

емость детей была достаточно высокой. Забота о здоровье подрастающего

поколения побудила правительство ввести так называемое «оплачиваемое

материнство»: матерям предоставляется частично оплачиваемый отпуск в

связи с уходом за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Однако

надежды на то, что в условиях семьи дети в первые годы жизни будут

развиваться

дошкольном

учреждении,

полностью

оправдались.

показателей

развития

возраста,

воспитывающихся

свидетельствует,

половина

отклонения

физическом

здоровье,

задержки

развития.

объясняется

неудовлетворительным

маленькими

педагогической культуры родителей, а иногда и их жестоким обращением с

ребенком. Детям из подобных семей, а также из семей, которые испытывают

материальные

трудности,

необходимо

посещать

ясельные

дошкольного

учреждения.

полезным

называемых благополучных семей, поскольку, как утверждают психологи, в

разумной ранней социализации в сочетании с квалифицированной диагнос-

тикой развития и его коррекцией нуждаются все современные малыши.

В настоящее время ведутся научные исследования с целью разработки

семейно-общественного

воспитания

возраста

условиях дошкольного учреждения и семьи. Осуществляется поиск новых

технологий

воспитания

преддошкольного

возраста.

дошкольных

учреждениях

создаются

Оказывается

медико-психолого-социальная помощь семьям, в которых есть дети раннего

возраста.

современной

дошкольного

общественного

воспитания

актуальными являются задачи реабилитации детей, коррекции их здоровья.

Создаются специализированные учреждения, группы для детей с различными

нарушениями здоровья, с нарушениями слуха, речи, зрения, с задержкой

психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с

туберкулезной интоксикацией и т.п. Проявлением гуманного отношения к

детям-инвалидам стало создание в дошкольных учреждениях групп, образо-

вательная работа в которых поможет интеграции этих детей в общество.

последние

получили

распространение

воспитательные

комплексы

«Детский

начальная

воспитываются

обучаются

образовательном

учреждении

обеспечиваются

преем ственно сть,

непрерывность дошкольного и начального школьного образования.

Государственная

политика

правовое

регулирование

отношений

сфере образования основываются на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

обеспечение

человека

образован и е,

недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья

человека,

личности,

свободного

развития

личности,

воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма,

ответственности,

правовой

культуры,

бережного

отношения

окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской

Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций

народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

создание

благоприятных

интеграции

образования

Российской

Федерации

системами

образования

государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных

организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

получения

образования

согласно

склонностям

потребностям

человека,

создание

самореализации

человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление

права выбора форм получения образования, форм обучения, организации,

осуществляющей

образовательную

деятельность,

направленности

образования в пределах, предоставленных системой образования, а также

предоставление

педагогическим

работникам

обучения, методов обучения и воспитания;

обеспечение

образование

соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования

к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам

человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и

педагогических

работников

обучающихся,

предусмотренные

настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная

отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение

педагогических

работников,

обучающихся,

родителей

(законных

представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении

образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере

образования;

сочетание

государственного

договорного

регулирования

отношений в сфере образования.

Отечественная

дошкольного

образования,

признанию

специалистов

является

уникальной.

стране, в российском детском саду ребенку обеспечивается не только уход,

присмотр, воспитание и обучение, но и питание, медицинское обслуживание.

Однако такой многоаспектный спектр услуг требует и значительных затрат.

В экономически развитых странах Европы и США примерно с 60-70-х

сложилась

вариативных

организационных

дошкольниками, Это различные центры, игровые группы, в которых дети

проводят

неполный

обеспечивают

р од и т е л и.

нормативно-правовая

подобных

разнообразных

дошкольного образования была разработана еще в середине 90-х годов. Так, в

положении"

дошкольном

образовательном

учреждении

(утверждено

постановлением

Правительства

Российской

Федерации

допускается

"функционирование

дошкольного

образовательного

учреждения

круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также свободное посещение

детьми дошкольного образовательного учреждения" (п. 21). В соответствии с

п. 5 ст. 18 Закона Российской Федерации "Об образовании" органы местного

с амоуправления

организуют

координируют

м е тод и ч е с к у ю,

диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей

дошкольного возраста на дому. Однако эта норма создания новых, в том

числе менее затратных, форм дошкольного образования остается в полной

мере невостребованной. Это происходит по целому ряду причин. Среди них

недостаточная

инициативность

администраций,

насущная

потребность

специальных

нормативных

правовых

субъектов

Российской Федерации и органов местного самоуправления, необходимость

соответствующего программно-методического обеспечения и др.

необходимо

отметить

появление

последнее

называемых "групп развития" и "групп подготовки к школе", которые чаще

всего ориентированы на решение достаточно узкого круга образовательных

задач и не обеспечивают поддержки основных линий психического развития

дошкольников. Более того, зачастую единственной целью работы этих групп

становится подготовка детей к школе, а забота о полноценном проживании

ребенком

важнейшего

развития,

дошкольное

детство, остается за границами внимания педагогов. Это обстоятельство, в

превращает

образовательный

"натаскивание"

муштру, нанося порой откровенный вред ребенку.

Сегодня в России можно выделить три основных тенденции в сфере

образования:

классической

создание

экспериментальных

альтернативных

обучения,

интеграция

культуру:

демократизация

установление

основными

созревающими

субъектами

культуры,

создание

непрерывного

образования,

гуманизация

компьютеризация

образования.

тенденция

восстановление и развитие традиций русской школы.

1.1 Дошкольное образование в системе современного российского образования

История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы (экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологические и др.), с которыми сталкивается общество, так или иначе сказываются на сфере образования. Например, в связи с экономическими трудностями, переживаемыми многими странами, в том числе и Российской Федерацией, уменьшается государственное финансирование системы образования, что ведет к ослаблению материально-технического оснащения учебно-воспитательных учреждений, к снижению качества подготовки педагогических кадров. Или неблагоприятная экологическая обстановка, царящая на планете, разрушающе действует на здоровье человека еще до его рождения. В результате снижаются способности к обучению; возникает потребность в создании образовательных учреждений коррекционного, компенсаторного, оздоровительного характера. В период войн, этнических конфликтов, которые вспыхивают то в одной, то в другой точке планеты, проблемы образования уходят на последний план перед угрозой смертельной опасности, катастрофически падает сама возможность учиться в школе, посещать детский сад.

Но, с другой стороны, образование во многом определяет лицо общества. Ученые подчеркивают социальное значение образования как важной преобразующей силы общества. Отмечается, что для выхода из кризиса, переживаемого в настоящее время мировой цивилизацией, необходимы глубокие изменения в сознании, поведении людей. Преобразовывать внутренний мир индивида на основе гуманистических идеалов, целенаправленно формировать нравственные качества, повышать уровень культуры и профессиональной подготовки человека - таковы функции современного образования. Социальная роль образования заключается в возможности оказывать влияние на развитие тех или иных тенденций в обществе, социуме, готовить подрастающее поколение к решению глобальных или локальных проблем современности, учить прогнозировать и, если потребуется, предупреждать их последствия.

Для каждого отдельного человека образование имеет более или менее выраженную личностную ценность. Процесс получения образования, который в развитых странах занимает четверть жизненного пути современного человека, делает содержательной и одухотворенной его жизнь, окрашивает ее разнообразными эмоциями, удовлетворяет потребности в познании, общении, самоутверждении. В ходе образования выявляются и развиваются потенциальные способности личности, осуществляется ее самореализация, формируется «образ человеческий». С помощью образования человек адаптируется к жизни в обществе, приобретает необходимые для этого знания и умения.

Отмечая особую роль образования в истории человечества, зарубежные и отечественные ученые говорят о несоответствии современной системы образования объективным требованиям нынешнего этапа общественного развития. Этот этап, наступивший во второй половине XX в., характеризуется серьезными динамичными изменениями в различных социально-экономических сферах. Возрос интерес к человеку как фактору экономического прогресса, в связи с чем встал вопрос о гуманизации образования. Прогресс науки, техники, культурная и информационная революции превращают образование в необходимый атрибут повседневной жизни. Подлинный переворот в технике, технологии меняет характер и содержание многих видов труда. В результате чего от человека требуются уже не столько физические затраты, сколько интеллектуальные усилия, самостоятельность и ответственность в принятии решений. В обществе возникла объективная потребность в образованных, компетентных людях, возросла тяга к образованию, а демократизация социальной жизни сделала его более доступным для разных категорий населения, в том числе для национальных меньшинств, женщин, инвалидов, работающей молодежи и др.

Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы. Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, направлены:

На обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов;

Совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитательной работы;

Улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов. Образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование.

К образовательным учреждениям относятся: дошкольные; общеобразовательные; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т. п.); учреждения дополнительного образования; другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей - колледж - вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.

Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений строится на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.

Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является общее среднее образование, которое обеспечивается средними общеобразовательными школами, школами с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, вечерними школами, образовательными учреждениями типа интернатов, специальными школами для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольными образовательными учреждениями (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.). Появляются новые виды образовательных учреждений (школы-интернаты искусств, агрошколы-интернаты, школы народных ремесел и др.).

Главные задачи общеобразовательных учебных учреждений состоят в том, чтобы создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; способствовать выработке научного мировоззрения; обеспечить освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде; сформировать приемы самостоятельной деятельности.

Согласно Закону РФ «Об образовании» новой является трактовка традиционно существовавших профессионально-технического и среднего специального образования. Теперь оба этих звена рассматриваются соответственно как начальное и среднее профессиональное образование. Начальное профессиональное образование имеет своей целью подготовку, как правило, на базе общего образования (основной школы), квалифицированных работников по всем основ­ным направлениям общественно полезной деятельности. Оно может быть получено в профессионально-технических училищах и иных типах учебных заведений данного уровня.

Среднее профессиональное образование ориентировано на подготовку на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства. Среднее профессиональное образование может быть получено в среднем специальном учебном заведении (училище, колледже) или в высшем учебном заведении на первой ступени высшего профессионального образования.

Высшая школа в России - наиболее динамично развивающееся звено системы непрерывного образования. Она представлена следующими видами учебных заведений: университетами (они являются центрами фундаментальных научных исследований и осуществляют подготовку специалистов по разным профилям), академиями, институтами, консерваториями, высшими профессиональными школами. Реформирование высшей школы основано на введении многоступенчатой подготовки специалистов, которая реализуется по содержанию и срокам обучения преемственными общеобразовательными программами. По завершении обучения на каждой из ступеней выпускник получает диплом, который дает право заниматься профессиональной деятельностью или перейти к следующему этапу образования. Такая перестройка высшего образования дает возможность удовлетворить потребности страны в специалистах разного уровня квалификации.

Однако подготовить высококвалифицированных специалистов «на все времена» не представляется возможным, поэтому существует сеть послевузовского образования: институты и курсы повышения квалификации, аспирантура, ординатура, адъюнктура (повышение научной квалификации). Важным стимулом повышения уровня последипломного образования является аттестация, которая проводится на основе экспертной оценки труда специалиста с целью присвоения ему более высокой категории или разряда по единой тарифной сетке.

В последние годы возникла потребность в переподготовке кадров, т.е. создании условий для получения новой или смежной специальности.

Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 2008г. Согласно Типовому положению дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач, такие как: осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуальное, личностное и физическое развитие; приобщать к общечеловеческим ценностям; взаимодействовать с семьей в интересах полноценного развития ребенка.

Для современных дошкольных учреждений характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ.

В соответствии с Типовым положением функционируют разные виды дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.

Необходимо отметить, что в системе современных дошкольных учреждений осталось незначительное число яслей, столь распространенных в нашей стране 10-15 лет назад. Дело в том, что условия воспитания в яслях вызывали закономерную критику со стороны педагогов, психологов, врачей, считавших отрыв маленького ребенка от семьи тяжелой нагрузкой для его несовершенной психики. Будучи по своему назначению оздоровительными учреждениями, ясли не выполняли в полной мере эту функцию, и заболеваемость детей была достаточно высокой. Забота о здоровье подрастающего поколения побудила правительство ввести так называемое «оплачиваемое материнство»: матерям предоставляется частично оплачиваемый отпуск в связи с уходом за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Однако надежды на то, что в условиях семьи дети в первые годы жизни будут развиваться лучше, чем в дошкольном учреждении, полностью не оправдались.

В настоящее время ведутся научные исследования с целью разработки модели семейно-общественного воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения и семьи. Осуществляется поиск новых технологий воспитания детей преддошкольного возраста. В дошкольных учреждениях создаются группы с гибким режимом работы. Оказывается медико-психолого-социальная помощь семьям, в которых есть дети раннего возраста.

Для современной системы дошкольного общественного воспитания актуальными являются задачи реабилитации детей, коррекции их здоровья. Создаются специализированные учреждения, группы для детей с различными нарушениями здоровья, с нарушениями слуха, речи, зрения, с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией и т.п. Проявлением гуманного отношения к детям-инвалидам стало создание в дошкольных учреждениях групп, образовательная работа в которых поможет интеграции этих детей в общество.

В последние годы получили широкое распространение учебно-воспитательные комплексы «Детский сад - начальная школа» (УВК), в которых дети воспитываются и обучаются до 10-11 лет. В таком образовательном учреждении обеспечиваются преемственность, непрерывность дошкольного и начального школьного образования.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения, воспитываются в домах ребенка (до 3 лет), а затем -в детских домах, интернатах. Количество детей, нуждающихся в таких учреждениях, стремительно растет. Имеющиеся детские дома переполнены; изыскиваются новые формы воспитания сирот фактических и социальных (при живых родителях, лишенных прав или возможности растить своих детей). Открываются приюты, организуется «шефство» взрослых над детьми, когда сирот берут в семьи на каникулы, на выходные дни. Создается институт патронажных семей: люди берут детей в свою семью, оформляются воспитателями детского дома и получают деньги на содержание ребенка и за свой труд родителей-воспитателей. Педагоги детского дома помогают родителям-воспитателям, делят с ними ответственность за жизнь, здоровье, воспитание сирот. Поиск новых форм организации воспитания детей-сирот идет в направлении отказа от казенных учреждений, приближения общественного воспитания к условиям семейного.

Всем образовательным учреждениям предоставляется право оказывать дополнительные образовательные услуги населению при наличии лицензии (разрешения) на указанный вид деятельности. Дополнительные услуги могут быть платными, если они выходят за пределы обязательной образовательной работы с детьми, которая определяется учебным планом учреждения и программой, принятой для него в качестве основной. Так, на базе дошкольного учреждения дополнительно организуется обучение детей иностранным языкам, хореографии, ритмике, игре на музыкальных инструментах и т.д. Дополнительные образовательные услуги предоставляются не только воспитанникам данного учреждения, но и всем желающим.

С 1991 г. в России разрешено открывать частные образовательные учреждения. Для получения разрешения на открытие частной школы (детского сада, университета и др.), которое выдается в Департаменте образования, необходимо представить пакет обязательных документов (концепцию обучения и воспитания, программу и устав заведения, сведения о составе педагогического коллектива, справку о средствах на содержание учреждения).

По направленности и содержанию работы частные образовательные учреждения можно разделить на несколько типов: привилегированные, в которых за очень высокую плату обеспечивается высокое качество образования; для детей, которые нуждаются в особых условиях для обучения и индивидуального развития, плохо адаптируются, с трудом переносят жесткую регламентацию их поведения и деятельности, напряженность ритма образовательного учреждения; одаренных детей, которым необходимы особая атмосфера для развития и специальная программа обучения.

Новой тенденцией в развитии образовательной системы России стало появление так называемых нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений, альтернативных массовых школ, детских садов. Для нетрадиционных учебно-воспитательных учреждений характерны такие признаки, как специфичность целей и содержания образования; добровольность при выборе родителями и их детьми учреждения определенной направленности; относительная административная независимость; особая атмосфера и нравственный климат, способствующие лучшей адаптации ребенка, его многостороннему развитию.

К альтернативным образовательным учреждениям можно отнести некоторые гимназии, лицеи, которые выбрали свой профиль и модель обучения.

Альтернативными образовательными учреждениями являются также детские сады и школы Р. Штайнера, или так называемые вальдорфские школы, по модели которых работают учебно-воспитательные учреждения в 25 странах мира, в том числе и России. Созданная в начале 20-х гг. XX в. на основе религиозно-философского учения (антропософии) педагогическая концепция Рудольфа Штайнера (1861-1925) была направлена на духовное развитие личности ребенка, раскрытие его способностей с помощью особых упражнений. Стержень концепции образования составляют трудовая, художественная, театрализованная виды деятельности ребенка. В вальдорфской школе нет стабильных учебных планов, программ, учебников; отсутствует строгая регламентация жизни учащихся. Дети учатся без оценок, лишены страха перед отчислением, второгодничеством. К работе вальдорфских школ активно привлекаются семьи воспитанников.

Другой пример нетрадиционного образования - школа Марии Монтессори (1870-1952). В этой школе главной целью воспитания провозглашено формирование человека, отвечающего за свои поступки, умеющего делать выводы и самостоятельно принимать нетрадиционные решения в сложных ситуациях. Основу взаимодействия ребенка с педагогом составляет правило: «Помоги мне это сделать самому». Значительное место в образовательном процессе отводится работе ребенка с дидактическим материалом М. Монтессори, устроенным по принципу автодидактизма.

Нетрадиционность отличает работу с детьми в национальных учебных заведениях, которые возникают повсеместно (татарский, армянский, еврейский детские сады в Москве, Санкт-Петербурге, христианская школа «Чистое сердце» и др.). Указанные заведения реализуют в своей работе идеи и традиции национального воспитания, ведут обучение на родном языке, знакомят с культурой, историей, религией народа.

Альтернативные учебно-воспитательные учреждения, дополняя и раздвигая рамки государственной системы образования, предоставляют большие возможности для выбора модели обучения и воспитания. Однако у общественности стран, где имеет место развитие негосударственных образовательных заведений, возникает опасение, не противоречит ли создание таких учреждений принципам демократизации просвещения, не станут ли они фактором расслоения общества.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность системы преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий (см.Закон РФ «Об образовании». Раздел 2. Статья 8).

Дошкольное образование является первым звеном в системе образования России. Эта идея была записана еще в 1918 году в «Положении о единой трудовой школе». С раннего возраста ребенку гарантировано право на образование, которое с позиций Конвенции о правах ребенка (1989) включает следующие аспекты:

Возможность посещения образовательного учреждения;

Создание условий для образовательной деятельности;

Отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства ребенка (см. Доронова Т.Н. Право на образование// дошкольное воспитание - 2001. № 10, с. 2-6)

Система Дошкольного образования постоянно изменяется, совершенствуется, обновляется. Она выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, является одним из факторов его развития. В Законе РФ «Об образовании» (статья 18) поддерживается роль родителей, которые являются первыми педагогами. В их обязанность входит развитие основ физического, Нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте. В помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений, Сегодня в обществе нет единого взгляда на дошкольное образование. Существует мнение, что детские сады не нужны, что образование детей дошкольного возраста можно отдать на откуп родителям и что именно они вправе самостоятельно решать, как и где подготовить ребенка к будущей ступени образования. Возможно, для некоторой, небольшой части населения России идея ваучеризации образования приемлема. Но аналитические данные свидетельствуют: в услугах дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) нуждается подавляющее число родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Поэтому главной стратегической задачей Управление дошкольного образования Министерство образования считает сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений.



Российские ДОУ в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (1995 г.), которое регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений. В нем определены задачи дошкольного образовательного учреждения: охрана жизни и здоровья детей; обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Для современных дошкольных учреждений характерна многофункциональность, разновидность, свобода в выборе приоритетного направления образовательного процесса, полипрограмность в реализации содержания. Все это понижает уровень вариативности, самостоятельной деятельности ДОУ, адаптивности к региональным условиям. В соответствии с Типовым положением система дошкольных образовательных учреждений включает следующие виды:

Детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др).

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических и оздоровительных мероприятий и процедур;

Детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании;

Центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекция и оздоровление всех детей.

Таким образом, дошкольное образовательное учреждение как тип системы образования включает разнообразные виды, которые имеют свои отличительные особенности (как правило связанные с моделью образовательного процесса основой которого выступает образовательная программа).

В специальном разделе Типового положения разъясняется порядок создания, регистрации ДОУ, выдачи им лицензии (разрешения). В соответствии с законом РФ «Об образовании» (статья 13) и на основании Типового положения о ДОУ каждое дошкольное учреждение создает свой Устав. Устав - это документ, определяющий работу учреждения, цели и задачи, основные направления работы, вариативность используемых образовательных программ. В Уставе определяются права и обязанности участников образовательного процесса, основные характеристики организации образовательного процесса, дополнительные платные образовательные услуги.

В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети от 2-х месяцев до 7 лет на основании медицинского заключения, то есть в Типовом положении предлагается порядок комплектования ДОУ, количественный состав групп, их наполняемость в зависимости от возраста.

В разделе «Участники образовательного процесса» указывается, что таковыми являются воспитанники, родители (или лица, их заменяющие), педагогические работники. Родительский договор регулирует отношения между ДОУ и родителями. Педагогическая ценность данного раздела Типового положения заключается в том, что здесь четко определены стилевые отношения между ребенком и педагогом.

Эти отношения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, подтвержденную документами об образовании. На основании статьи 53 Закона РФ «Об образовании» к педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниями, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления.

Все работники ДОУ проходят аттестацию. Молодые специалисты (выпускники учебных заведений) проходят аттестацию через три года работы. В разделе «Управление дошкольным образовательным учреждением» Типового положения записано, что общее руководство осуществляет Совет педагогов, а порядок его избрания, компетенции определяется Уставом ДОУ. Непосредственное руководство деятельностью ДОУ осуществляет заведующий. Таким образом, система дошкольного образования базируется на принципах государственной политики в области образования, имеет нормативно-правовую основу. Данная система реализует потребность общества в воспитании И развитии детей с раннего возраста. Дошкольное образовательное учреждение, выполняя разнообразные функции своей деятельности, несут ответственность за качество своей работы, за соответствие результатов деятельности государственному образовательному стандарту.

Стандарт (в переводе с английского - образец, основа, мерило) включает федеральный и национально-региональный компоненты (статья 7 Закона РФ «Об образовании». Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Разработка образовательного стандарта для ДОУ началась в начале 90-х годов (Р.Б.Стеркина). Сегодня временный государственный образовательный стандарт дошкольного образования спроектирован как система государственных требований к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения детей. В Проекте гос. стандарта содержание дошкольного образования дифференцируется по следующим направлениям: физическое, познавательно- речевое, специально-личностное, художественно-эстетическое. Данное содержание реализуется в той или иной образовательной программе. Среди требований к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в ДОУ, выделяются две группы - содержательные и личностные. Требования первой группы (содержательные) соотносятся с определенными предметными областями и ориентируют специалиста на отбор определенного содержания дошкольного образования (например, в области естественных наук, экологии, здоровья -взрослые создают возможности для ознакомления детей с физическими свойствами предметов и явлений многообразием растительного и животного мира, разнообразными условиями жизни на Земле). Требования второй группы (личностные) задают ориентиры характера взаимодействия педагогов с ребенком и направлены на развитие его социально-личностных качеств (любознательности, инициативности, самостоятельности, интереса и т.п.).

Данные требования позволяют установить психолого-педагогическую последовательность в реализации содержания, форм, методов.

Федеральный компонент стандарта выступает как инвариантная часть, не подлежащая изменению на местах, обеспечивает сохранение лучших традиций, дальнейшее развитие системы дошкольного образования. Федеральный компонент гос. стандарта создает единство образовательного пространства на территории Российской федерации, регулирует качество данного образования, является основой аттестации ДОУ, объективной оценки уровня образования.

Национальный региональный компонент государственного образовательного стандарта отражает социально-экономические; национально-этнические, природно-климатические, культурно-исторические особенности области (региона). Данный компонент дополняет обязательный минимум содержания образовательной программы, реализует в ДОУ. Дополнение должно быть органичным и естественным образом вписываться в основную образовательную программу учреждения. Примером реализации национально-регионального компонента может быть региональная образовательная программа для дошкольников «Наш дом - Южный Урал», построенная на идеях народной педагогики, которые являются гуманистическими по содержанию и универсальными по использованию.(См.Бабунова Е.С. Областная образовательная программа для дошкольников «Наш дом - Южный Урал» и проблемы установления регионального компонента стандарта дошкольного образования в Уральском Федеральном округе.