Квалификационные характеристики артистов театров. Профессия — Актёр Кому подходит данная профессия

ЕКСД 2018 . Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Артист драмы

Должностные обязанности. Готовит под руководством режиссера роли в новых постановках или в порядке ввода в спектакли текущего репертуара, а в случае производственной необходимости - в порядке срочного ввода. Исполняет в спектаклях, концертах, других представлениях театра поручаемые ему роли на стационаре, гастролях и выездах в количестве, определяемом трудовым договором. Постоянно совершенствуя свое мастерство, самостоятельно занимается тренажем, сохраняет и поддерживает внешнюю форму, соответствующую характеру исполняемых ролей. Участвует в обсуждении замысла постановки, в которой принимает непосредственное участие. Владеет актерской техникой, сценической речью. Обладает основами музыкальной грамоты, пения, специальными навыками сценического движения (сценический бой с оружием и без оружия, исторический этикет и т.п.), выполняет задачи, поставленные балетмейстером. Является на репетиции творчески подготовленным.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности театра, теорию и практику мастерства актера, историю театра, актерского искусства, других видов искусств, классическую и современную драматургию, достижения современного драматического театра, основы сценической речи, сценического движения, музыкальной грамоты и хореографии, методы тренажа и самостоятельной работы над ролью, текущий репертуар театра, основы организации театрального дела, трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации.

Артист драмы - ведущий мастер сцены - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в профессиональном театре не менее 5 лет в должности артиста драмы высшей категории.

Выдающиеся сценические данные, яркая творческая индивидуальность, высокое профессиональное мастерство при исполнении значительных и ответственных ролей, широкое признание публики.

Отличные сценические данные, высокое профессиональное мастерство при исполнении значительных и ответственных ролей, признание публики.

Артист драмы первой категории - высшее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в профессиональном театре не менее 1 года или среднее профессиональное образование (культуры и искусства) и стаж работы в профессиональном театре не менее 3 лет в должности артиста драмы второй категории.

Высокое профессиональное мастерство при исполнении ведущих ролей в спектаклях театра.

Вакансии для должности Артист драмы по общероссийской базе вакансий

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Артист высшей категории" относится к категории "Профессионалы".

1.2. Квалификационные требования - полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист) и повышение квалификации. Стаж работы по профессии артиста драмы (театра драмы, юного зрителя) I категории не менее 3 лет. Яркая творческая индивидуальность; высокое профессиональное мастерство; свободное владение элементами внутренней и внешней техники актерского мастерства; выполнение ответственных, в том числе главных ролей в спектаклях театра; широкое признание публики.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- действующее законодательство в области культуры и искусства;
- историю театрального искусства;
- классическую и современную драматургию;
- теорию и практику мастерства актера;
- основы музыкальной грамоты и хореографии;
- законы сценической речи и сценического движения;
- методы тренажа и самостоятельной работы над ролью;
- текущий репертуар своего театра;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.7. Артист высшей категории во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Готовит под руководством режиссера и исполняет в спектаклях театра поручаемые ему роли на стационаре и на гастролях и выездах.

2.2. Должен обладать необходимыми творческими способностями и актерским мастерством для создания сценических образов.

2.3. Обязан владеть элементами внутренней и внешней актерской техники и разнообразием выразительных средств; приходить на репетиции творчески подготовленным, постоянно совершенствовать свое мастерство, самостоятельно заниматься; сохранять и поддерживать внешнюю форму, соответствующую характеру исполняемых ролей; в случае производственной необходимости готовит роль в порядке срочного ввода.

2.4. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.5. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.4. Артист высшей категории имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

4. Ответственность

4.1. Артист высшей категории несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.4. Артист высшей категории несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Артист высшей категории несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Артист высшей категории несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

Профессия актера это не только цветы и море поклонников. Если вы думаете о том, чтобы связать свою жизнь со сценой, то обязательно прочитайте этот обзор.

Актер - это исполнитель ролей в кино и театре. Мастер перевоплощения. Это человек, который с легкостью может принять образ другой личности, полностью поглотив ее характер и качества. Они несут искусство в массы, даря людям захватывающие моменты. Именно эти моменты дарят зрителю возможность развлечься и отдохнуть от трудовых будней, а исполнителю - славу и популярность.

Зарождение актерского мастерства произошло в Древней Греции. В эпоху античности это была престижная профессия и работников театра уважали. В эпоху средневековья, в темные времена и массовые религиозные преследования святой инквизиции, актеров презирали. Их считали бесовским порождением, а театр был признан проявлением дьявола. Скоморохов и бродячие театры забрасывали камнями и гнилыми овощами. В эпоху Возрождения данное искусство начинает свой путь восстановления. Настоящую популярность мир театра получил лишь в 20 веке. Именно тогда Станиславский, основавший МХАТ, совершил революцию актеров. С тех времен данная профессия стремительно набирает популярность. Именитые актеры обзавелись армиями поклонниц и стали узнаваемыми на улицах. Теперь звезды кино и театра получают шикарные гонорары и могут позволить себе роскошную жизнь. Но в то же время данная профессия - одна из самых психологически и физически сложных в мире.

Описание

В основе актерского мастерства лежит принцип перевоплощения. В теории выделяют два его вида:

  • Внешнее перевоплощение. В соответствии со сценарием и задумкой автора, актер с помощью грима, одежды, макияжа, масок меняет свою внешность. Это необходимо для визуального сходства с персонажем, в которого предстоит перевоплотиться. Актеры меняют постановку речи, походку и даже привычки. Он делает все для того, чтобы максимально предать зрителю особенности своего героя.
  • Внутреннее перевоплощение. Простого внешнего сходства недостаточно для передачи характера персонажа. Актер учится мыслить как его герой. Для этого он вживается в роль, перенимая привычки и особенности характера персонажа. По сценарию он понимает суть роли и полностью перевоплощается. Известные актеры для максимального сходства живут на протяжении нескольких недель жизнью своих персонажей, для того чтобы проникнуться их чувствами и переживаниями.

Обычно при подготовке к исполнению роли актеры используют оба типа перевоплощения, грамотно соединяя данное искусство с артистизмом, харизмой и отточенностью движений. Именно данные умения позволяют зрителю наслаждаться театральными представлениями и новинками кино.

На каких специальностях учиться

Для того чтобы получить все необходимые навыки актерского мастерства и освоить искусство перевоплощения, следует выбрать такие специальности:

  • Артист драматического театра и кино.
  • Артист музыкального театра.
  • Артист театра кукол.
  • Артист эстрады и цирка.

Следует внимательно относиться к выбору специальности, ведь от нее зависит и место будущей работы: театр, цирк, театр кукол, кино, опера и т.д. Но следует помнить, что все они дают базовые навыки актерского мастерства и сценречи, что позволит повысить или изменить свою квалификацию.

Каждый день жизни актера довольно сложный. Это не только яркие вечеринки и презентации. Это постоянные репетиции и прогонки. Актер в совершенстве оттачивает каждое движение, каждую реплику. Все должно быть совершенным от взглядов, до интонации. В обязанности актера входит запоминание и последующее воспроизведение больших объемов информации. Настоящий профессионал знает свой текст, каждую реплику в совершенстве и не нуждается в подсказках суфлеров. Актер должен постоянно следить за своим внешним видом. Любое появление в обществе должно быть идеальным.

Профессия актера не имеет нормированного графика будней и выходных. Это круглосуточный труд. Он лишь с первого взгляда кажется простым и легким. Но попадая в будни актерской жизни, сразу понимаешь, что все не так просто.

Каждый день актер создает образ. Полностью перевоплощается в своего персонажа, донося его суть публике. Основной задачей является подача эмоционального позыва зрителям, чтобы вызвать ответную реакцию зала.

Кому подходит данная профессия

Актер - это одна из самых творческих профессий. Высокий уровень креативности является одним из основополагающих факторов. Исполнитель ролей должен быть уверенным в себе и артистичным. Игра в театре или в кино требует максимальной концентрации, перевоплощения, важно, чтобы ни одно движение не выглядело иррациональным или нелепым. Ведь зритель чувствует любую фальшь.

Актер должен обладать отменной долговременной памятью. Ведь роли нужно знать наизусть. Дикция должна быть четкой и понятной зрителю. Чтобы каждое слово звучало внятно и звучно, с соответствующей интонацией.

Если вы активный, артистичный человек, уверенно чувствующий себя перед публикой, тогда вам стоит попробовать свои силы на актерском поприще.

Востребованность

В мелких населенных пунктах и областных центрах профессия актера мало востребована в таких заведениях, как театр. Талантливые выпускники вузов могут работать аниматорами или же ведущими торжественных мероприятий.

В Москве или в Санкт-Петербурге дела обстоят совсем иначе. Это крупные мегаполисы, в которых театральная жизнь и киноиндустрия постоянно развиваются и ищут новые лица. Здесь у вас есть все шансы проявить себя на актерском поприще.

Сколько получают люди, работающие по данной профессии

Актерские гонорары могут быть как кричаще большими, так и маленькими. Все зависит от вашего опыта. Начинающие артисты получают небольшие доходы. Главное, не сидеть на месте и находить способы применения своего таланта. Важно обладать терпением, и вы обязательно добьетесь успеха. Если не в кино или театре, то на сцене в роли ведущего точно. Заработок напрямую зависит от занятости.

Легко ли устроиться на работу

Для того чтобы устроиться по специальности, необходимо пройти целый ряд кастингов. Первый этап - отправка заявки на роль с видеороликом, на котором вы читаете отрывок из стиха или прозы. Если режиссеру понравится то, как вы смогли оригинально и тонко передать эмоции, то вам позвонят и пригласят на официальные пробы.

Для того чтобы найти работу, важно обладать талантом, а не только навыками из университета.

Как обычно строится карьера

Карьера актера обычно начинается с не слишком престижных мест работы. Обычно начинают с небольших театров или же работы на праздниках в роли артистов или ведущего. Такая работа позволяет набраться опыта и отточить полученные во время учебы знания и навыки. Важно научиться применять это на практике.

Для того чтобы устроиться в более популярные места, важно постоянно посещать кастинги. На одном из них вас обязательно заметят.

Перспективы профессии

Профессия актера сама по себе считается очень престижным ремеслом. Артисты, которым удается добиться успеха, получают довольно большие гонорары и любовь зрителей. Перспективы заключаются в получении главных ролей в театрах и кино. Они дают популярность и востребованность.

Актер может и развиваться. Так, многие лицедеи часто становятся сопродюсерами фильмов со своим участием или же переквалифицируются в режиссеров-постановщиков, для того чтобы стать создателем картины, а не ее эпизодом.

УТВЕРЖДЕНЫ
Министерством культуры СССР
16 сентября 1977 года
и согласованы с ЦК профсоюза
работников культуры

Перечень квалификационных характеристик артистов театров

Артист драматического театра и театра юного зрителя

Артист театра кукол

Артист-вокалист (солист) музыкального театра

Артист балета музыкального театра

Артист оркестра музыкального театра

Артист хора музыкального театра

Артист вспомогательного состава театров.

АРТИСТ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ТЕАТРА ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ

Должностные обязанности. Готовит под руководством режиссера и исполняет в спектаклях театра поручаемые ему роли как на стационаре, так и на гастролях и выездах; не имеет права отказываться от поручаемых ему актерских работ.

Должен обладать необходимыми творческими данными и актерским мастерством для создания сценических образов.

Обязан владеть всеми элементами внутренней и внешней актерской техники и разнообразием выразительных средств; являться на репетиции творчески подготовленным; постоянно совершенствовать свое мастерство, самостоятельно заниматься тренажем; сохранять и поддерживать внешнюю форму, соответствующую характеру исполняемых ролей; в случае производственной необходимости готовить роль в порядке срочного ввода.



Должен знать. Основы марксистско-ленинской эстетики, постановления партии и правительства по вопросам искусства. Историю театрального искусства, классическую и современную драматургию; теорию и практику мастерства актера, основы музыкальной грамоты и хореографии, законы сценической речи и сценического движения, методы тренажа и самостоятельной работы над ролью, текущий репертуар своего театра.

Квалификационные требования

Для артиста высшей категории

Яркая творческая индивидуальность, выдающиеся сценические данные, высокое профессиональное мастерство, исполнение наиболее значительных ролей, определяющих идейно-художественную направленность театра; широкое признание публики. Высшее специальное образование и опыт работы в профессиональном театре не менее 3 лет.

Для артиста первой категории

Яркая творческая индивидуальность, профессиональное мастерство и высокая квалификация, исполнение ответственных ролей в спектаклях театра. Высшее или среднее специальное образование и опыт работы по специальности не менее 2 лет.

Для артиста второй категории

Обладание необходимыми сценическими данными и мастерством, исполнение различных ролей в спектаклях. Специальное театральное образование или, в отдельных случаях, общее среднее образование и опыт участия в самодеятельности не менее 3 лет.

АРТИСТ ТЕАТРА КУКОЛ

Должностные обязанности. Готовит под руководством режиссера и исполняет в спектаклях поручаемые ему роли, владеет техникой кукловождения, исполняет речевые и технические шумы, производит частичную перестановку декораций.

Обязан постоянно совершенствовать свое мастерство, самостоятельно заниматься тренажем; являться на репетиции творчески подготовленным; в случае производственной необходимости готовить роль в порядке срочного ввода; обладать необходимыми музыкальными и вокальными данными.

Участвует в обсуждении репертуарных планов и других вопросов творческой и производственной деятельности театра.

Должен знать. Постановления партии и правительства по вопросам искусства, основы марксистско-ленинской эстетики. Историю и опыт работы театров кукол; теорию и практику мастерства актера и специфику создания сценического образа в кукольном театре; законы сценической речи и исполнения вокальных сцен и партий; методы тренажа и самостоятельной работы над ролью.

Квалификационные требования

Для артиста высшей категории

Яркая творческая индивидуальность и высокое профессиональное мастерство, совершенное владение техникой кукловождения. Исполнение наиболее значительных ролей, определяющих идейно-художественную направленность репертуара театра.

Высшее специальное образование и опыт работы в кукольных театрах не менее 3 лет.

Для артиста первой категории

Высокая квалификация, творческая индивидуальность и профессиональное мастерство, хорошее владение техникой кукловождения, исполнение ответственных ролей в спектаклях театра.

Высшее или среднее специальное образование и опыт работы в кукольных театрах не менее 2 лет.

Для артиста второй категории

Обладание необходимыми творческими данными и мастерством, владение техникой кукловождения, исполнение различных ролей в спектаклях театра.

Специальное образование или общее среднее образование и опыт участия в самодеятельности не менее 3 лет.

АРТИСТ-ВОКАЛИСТ (СОЛИСТ) МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

Должностные обязанности. Готовит под руководством дирижера и режиссера поручаемые ему, в соответствии с квалификацией, партии и роли и исполняет их как на стационаре, так и на гастролях и выездах; не имеет права отказываться от поручаемых ему актерских работ.

Должен обладать необходимыми голосовыми, музыкальными и сценическими данными, а также актерским мастерством для создания убедительных вокально-сценических образов.

Должен являться на репетиции творчески подготовленным, постоянно совершенствовать свое мастерство, самостоятельно заниматься тренажем, а также заниматься с репетитором и концертмейстером. Сохранять и поддерживать внешнюю форму, соответствующую характеру исполняемых партий и ролей. В случае необходимости готовить партию и роль в порядке срочного ввода.

Участвует в обсуждении новых произведений, репертуарных планов и других вопросов творческой и производственной деятельности театра.

Должен знать. Основы марксистско-ленинской эстетики, постановления партии и правительства по вопросам искусства. Историю театрального искусства, классический и современный советский и зарубежный репертуар музыкального театра, текущий репертуар своего театра. Основные музыкально-теоретические предметы, историю театра. Теорию и практику актерского мастерства, законы сценической речи и сценического движения, основы хореографии. Методы тренажа и самостоятельной работы над партией и ролью.

Квалификационные требования

Для артиста-вокалиста (солиста) высшей категории

Выдающиеся вокальные, отличные музыкальные и сценические данные, высокое профессиональное мастерство, яркая творческая индивидуальность, широкое признание зрителей и общественности. Исполнение ведущих и первых партий и ролей в репертуаре театра.

Высшее специальное образование и опыт работы в театре не менее 3 лет.

Для артиста-вокалиста (солиста) первой категории

Отличные вокальные, музыкальные и сценические данные, яркая творческая индивидуальность, профессиональное мастерство, исполнение ответственных (первых и вторых) партий и ролей в репертуаре театра.

Высшее или среднее специальное образование и опыт работы в театре не менее 2 лет или общее среднее образование и опыт участия в самодеятельности не менее 5 лет.

Для артиста-вокалиста (солиста) второй категории

Хорошие вокальные, музыкальные и сценические данные, достаточный уровень профессионального мастерства. Исполнение партий и ролей второго и третьего плана, а также эпизодических; в театрах оперетты и музыкальной комедии, участие, в случае необходимости, в массовых сценах.

Высшее или среднее специальное образование или общее среднее образование и опыт участия в самодеятельности не менее 3 лет.

АРТИСТ БАЛЕТА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

Должностные обязанности. Готовит под руководством балетмейстера и дирижера поручаемые ему, в соответствии с квалификацией, партии и исполняет их как на стационаре, так и на гастролях и выездах; не имеет права отказываться от поручаемых ему актерских работ.

Должен являться на репетиции творчески подготовленным, постоянно совершенствовать свое мастерство, регулярно посещать уроки классического танца, а также заниматься с репетитором и концертмейстером, сохранять и поддерживать внешнюю форму; в случае производственной необходимости готовить партии в порядке срочного ввода.

Участвует в обсуждении новых произведений, репертуарных планов и других вопросов творческой и производственной деятельности.

Должен знать. Основы марксистско-ленинской эстетики, постановления партии и правительства по вопросам искусства. Основы музыкальной грамоты, историю музыки, театра, балета. Классический и современный советский и зарубежный репертуар, текущий репертуар своего театра. Теорию и практику актерского мастерства, методы тренажа и самостоятельной работы над партией.

Квалификационные требования

Для артиста высшей категории.

Выдающиеся танцевальные, отличные музыкальные и сценические данные, высокое профессиональное мастерство, яркая творческая индивидуальность, широкое признание зрителей и общественности. Исполнение ведущих и первых партий в балетах, а также ведущих балетных партий в оперных спектаклях и ответственных сольных танцевальных номеров и партий в опереттах и музыкальных комедиях.

Среднее специальное образование и опыт работы в театре не менее 3 лет.

Для артиста первой категории

Отличные танцевальные, хорошие музыкальные и сценические данные, профессиональное мастерство, яркая творческая индивидуальность. Исполнение первых и вторых партий в балетах, ведущих балетных партий в оперных спектаклях, значительных сольных и групповых танцевальных номеров в опереттах и музыкальных комедиях, технически сложных номеров в спектаклях всех жанров. В отдельных случаях - исполнение ведущих партий в балетах.

Среднее специальное образование и опыт работы в театре не менее 2 лет или общее среднее образование и опыт участия в самодеятельности не менее 4 лет.

Для артиста второй категории

Хорошие танцевальные, музыкальные и сценические данные, профессиональная подготовка. Исполнение ансамблевых танцев и участие в массовых сценах в спектаклях всех жанров. В отдельных случаях - исполнение вторых партий и несложных сольных номеров.

Среднее специальное образование или общее среднее образование и опыт участия в самодеятельности не менее 3 лет.

АРТИСТ ОРКЕСТРА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

Должностные обязанности. Квалифицированно, в соответствии с требованиями дирижера, исполняет оркестровые партии своего инструмента как на стационаре, так и на гастролях и выездах. Не имеет права отказываться от поручаемой ему работы по специальности.

Должен обладать развитыми навыками ансамблевого музицирования, бегло читать с листа, постоянно повышать свой технический уровень и музыкальную культуру исполнения. Как музыкант-инструменталист может быть привлечен в случае необходимости к выступлению на сцене в спектаклях театра.

Должен знать. Постановления партии и правительства по вопросам искусства. Историю и основные достижения советской музыкальной культуры, классический и современный советский и зарубежный репертуар музыкальных театров, текущий репертуар своего театра, музыкальную литературу для своего инструмента, комплекс музыкально-теоретических предметов.

Квалификационные требования

Для артиста высшей категории (концертмейстера)

Высшее музыкальное образование. Отличные музыкальные данные, высокий уровень техники и музыкальной культуры исполнения, обширные знания в области репертуара музыкальных театров, большой опыт работы в оркестре, исполнение сольных партий по своей группе.

К высшей категории относятся: концертмейстеры и зам. концертмейстеров первых скрипок и виолончелей, вторые пульты первых скрипок и виолончелей, концертмейстеры и зам. концертмейстеров вторых скрипок, альтов, контрабасов; бас-тромбон, туба, первые голоса деревянных и медных духовых инструментов и их регуляторы, первая арфа, литавры.

Для артиста первой категории

Высшее или среднее музыкальное образование, большой опыт работы в оркестре, отличные музыкальные данные, достаточно высокий уровень техники и музыкальной культуры исполнения.

К первой категории относятся: третий и четвертый пульты первых скрипок и виолончелей, вторые пульты вторых скрипок, альтов, контрабасов, вторая флейта, второй гобой, второй кларнет, второй фагот, вторая и четвертая валторны, вторая труба, второй тромбон, мелкие ударные инструменты, вторая арфа, рояль-челеста.

Для артиста второй категории

Высшее или среднее музыкальное образование, хорошие музыкальные данные.

К этой категории относятся остальные артисты оркестра, обладающие профессиональной подготовкой, в том числе молодые специалисты - выпускники музыкальных учебных заведений, овладевшие навыками оркестрового исполнения в процессе учебы.

АРТИСТ ХОРА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

Должностные обязанности. Квалифицированно, в соответствии с требованиями хормейстера и дирижера, исполняет хоровые партии своего голоса, а также сольные запевы. Должен обладать достаточными голосовыми и сценическими данными, необходимой вокальной техникой, навыками хорового пения и чтения с листа. Должен систематически работать над повышением своей квалификации. Исполняет, в соответствии с требованиями режиссера, сценические задачи в массовых сценах.

Должен знать. Постановления партии и правительства по вопросам искусства. Классический и современный советский и зарубежный репертуар музыкального театра, текущий репертуар своего театра. Теорию музыки и сольфеджио, основы актерского мастерства, сценического движения и хореографии.

Квалификационные требования

Для артиста первой категории

Высшее или среднее музыкальное образование.

Для артиста второй категории

Среднее музыкальное образование или общее среднее образование и опыт участия в самодеятельности не менее 2 лет.

АРТИСТ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО СОСТАВА

Должностные обязанности. Участвует в массовых сценах спектаклей всех жанров. Должен обладать необходимыми музыкальными, сценическими и вокальными данными; не имеет права отказываться от поручаемых ему актерских работ.

Должен знать. Элементы актерского мастерства сценического движения, хореографии и основы музыкальной грамоты.

Квалификационные требования. Специальное образование в объеме театральной студии или общее среднее образование и опыт участия в самодеятельности.


Текст документа сверен по:
Сборник руководящих материалов
по вопросам труда и заработной платы
работников театрально-зрелищных предприятий,
Министерство культуры СССР, Москва, 1985 год

Настоящая инструкция по охране труда для актера драматического театра доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К работе в качестве актера драматического театра допускаются лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование (культуры и искусства), не имеющие медицинских противопоказаний, прошедшие вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, обучение правилам электробезопасности и проверку знаний правил электробезопасности в объеме должностных обязанностей, обучение правилам пожарной безопасности и проверку знаний правил пожарной безопасности в объеме должностных обязанностей, обучение правилам работы на высоте и проверку знаний правил работы на высоте в объеме должностных обязанностей, обучение безопасным приемам выполнения работ и методам оказания первой помощи пострадавшему при несчастных случаях на производстве.
1.2. В дальнейшем актер драматического театра не реже одного раза в 6 месяцев проходит повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте; не реже одного раза в 12 месяцев – очередную проверку знаний требований охраны труда, пожарной и электробезопасности, работы на высоте, оказанию первой помощи пострадавшему; периодический медицинский осмотр – в соответствии с действующим законодательством РФ.
1.3. Актер драматического театра, своевременно не прошедший инструктаж по охране труда и ежегодную проверку знаний по охране труда, к работе не допускается.
1.4. Во время работы на актера драматического театра могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:
повышенный уровень шума на рабочем месте (при звуковом оформлении);
— недостаточная освещенность рабочей зоны (при затемнении сцены);
— повышенный уровень яркости света (от софитов и др.);
— повышенная (пониженная) температура, влажность, скорость движения воздуха в рабочей зоне;
— опасность падения предметов с высоты (декораций, занавеса и др.);
— опасность падения с высоты (в оркестровую яму, люки-провалы, при работе на высоте и др.);
— острые кромки, заусенцы и шероховатости (на поверхности бутафорского оборудования, декораций, пола сцены и др.);
— физические, психоэмоциональные перегрузки, переутомление;
— опасность получения травмы при общении с поклонниками;
— опасность поражения электрическим током;
— подвижные элементы производственного оборудования (лебедки, тросы и др.);
— пожароопасность.
1.5. Актер драматического театра обеспечивается костюмами и обувью для репетиций, спектаклей, а также средствами индивидуальной защиты (например, при работе на высоте, с холодным оружием и т.п.) в соответствии с действующими Нормами бесплатной выдачи.
1.6. Выдаваемые средства индивидуальной защиты (СИЗ) должны соответствовать характеру и условиям работы, обеспечивать безопасность труда, иметь сертификат соответствия. СИЗ, на которые не имеется технической документации, к применению не допускаются.
1.7. Запрещается уносить костюмы и обувь для репетиций, а также СИЗ за пределы театра.
1.8. Актер драматического театра обеспечивается моющими средствами и средствами ухода за кожей в соответствии с действующими Нормами выдачи мыла, смывающих и обезвреживающих средств.
1.9. Во время нахождения на территории театра, в производственных и бытовых помещениях, на участках работ актер драматического театра обязан:
— знать и соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, распоряжения администрации при условии, что он обучен правилам безопасного выполнения этой работы;
— соблюдать дисциплину труда, режим труда и отдыха;
— соблюдать требования локальных нормативных актов по охране труда, пожарной безопасности, производственной санитарии;
— бережно относиться к имуществу работодателя;
— выполнять только входящую в его служебные обязанности работу, работать по заданию непосредственного руководителя.
1.10. Актер драматического театра извещает своего непосредственного руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого заболевания.
1.11. Актер драматического театра должен знать:
— теорию и практику мастерства актера;
— основы сценической речи, сценического движения, музыкальной грамоты и хореографии;
— основы организации театрального дела;
— порядок проведения репетиций;
— порядок выхода на сцену при участии в репетициях и спектаклях;
— устройство механизмов подъема на высоту, правила страховки;
— порядок использования холодного оружия в соответствующих мизансценах;
— место хранения аптечки и средств пожаротушения;
— пути эвакуации;
— требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ (услуг), к рациональной организации труда на рабочем месте;
— безопасные приемы при выполнении работ;
— мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций;
— порядок действий при ликвидации аварийных ситуаций;
— действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;
— назначение средств индивидуальной защиты, уметь ими пользоваться;
— правила и нормы по охране труда, техники безопасности и промсанитарии;
— правила внутреннего трудового распорядка, установленные в театре;
— требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности, руководствоваться ими в своей деятельности;
— уметь оказывать первую помощь пострадавшим, пользоваться средствами пожаротушения при возникновении пожара, вызвать пожарную охрану.
1.12. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах. Запрещается употребление алкогольных напитков на работе, а также выход на работу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Перед едой необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
1.13. При переходе мест проезда автотранспорта необходимо:
— соблюдать правила дорожного движения для пешеходов;
— увидев движущийся навстречу транспорт, встать в безопасное место и уступить дорогу;
— быть внимательным к сигналам, подаваемым водителями транспортных средств, и выполнять их.
1.14. Лица, нарушающие требования инструкции по охране труда, привлекаются администрацией к ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и действующим законодательством РФ.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. Прибыть в театр на репетицию или спектакль необходимо заблаговременно.
2.2. Артистические уборные должны располагаться вблизи сцены и оборудоваться:
— умывальником с горячей и холодной водой;
— гримерными столиками с трельяжем, выдвижными ящиками для хранения грима и гримировальных принадлежностей;
— индивидуальными вешалками;
— шторами;
— урной;
— стульями;
— специальными креслами для отдыха.
2.3. Влажная уборка артистических уборных должна производиться ежедневно перед репетицией или спектаклем.
2.4. Осмотреть артистическую уборную. Проверить внешним осмотром:
— отсутствие трещин и сколов на корпусах розеток и выключателей, а также отсутствие оголенных контактов;
— надежность закрытия всех токоведущих и пусковых устройств;
— наличие и надежность заземляющих соединений (отсутствие обрывов, прочность контакта между металлическими нетоковедущими частями оборудования и заземляющим проводом);
— целостность изоляции электропроводов и питающих шнуров электроприборов, исправность предохранительных устройств;
— достаточность освещения, наличие перегоревших ламп;
— надежность закрепления ламп накаливания, люминесцентных ламп;
— отсутствие посторонних предметов внутри и вокруг оборудования;
— состояние полов (отсутствие выбоин, неровностей, водяных пятен и др.).
2.5. Убрать все лишние предметы, не загромождая при этом проходы, и проверить пути эвакуации.
2.6. Подготовиться к спектаклю (репетиции): нанести грим, надеть театральный костюм. Костюм должен быть сшит в соответствии с эскизом по фигуре артиста. Костюмы, изготовленные на жестких каркасах, должны выполняться так, чтобы исключить возможность нанесения травмы артисту и его партнерам.
2.7. Перед выходом артиста на сцену костюмер обязан осмотреть костюм и исправить дефекты.
2.8. Реквизит (ордена, портупея, пояса и др.) должны прикрепляться к костюму или надеваться на актера так, чтобы исключить возможность нанесения травмы актеру или его партнерам.
2.9. Не держать в карманах костюма острые, бьющиеся предметы, а также любые предметы, не относящиеся к исполняемой роли.
2.10. При необходимости надеть СИЗ.
2.11. При необходимости получить холодное оружие и проверить его исправность: надежность крепления рукояток к клинкам, наконечников к древкам копий и др. Рукоятки у всех видов оружия должны быть исправными и удобно размещаться в руке.
2.12. Обо всех обнаруженных неисправностях оборудования, инвентаря, других неполадках сообщить своему непосредственному руководителю и приступить к работе только после их устранения.
2.13. Пройти целевой инструктаж при работах, связанных с повышенной опасностью, или работах, не связанных с должностными обязанностями.
2.14. Актеру драматического театра не следует приступать к работе при наличии следующих нарушений требований охраны труда:
— при отсутствии или неисправности реквизита, оборудования, инструментов, приспособлений, лестниц, стремянок и др.;
— при отсутствии или неисправности средств индивидуальной защиты;
— при отсутствии предохранительных устройств, противопожарных средств, аптечки;
— при недостаточной освещенности рабочего места и подходов к нему;
— без прохождения периодического медицинского осмотра;
— при плохом самочувствии;
— в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Для участия в репетициях и спектаклях выходить на сцену необходимо только после полного окончания монтировки декораций и проверки планшета сцены работниками постановочной части.
3.2. Разрешением выхода на сцену является вызов ведущего режиссера.
3.3. Проемы сцены, эстрады для выноса декораций, мебели и другого сценического имущества должны быть шириной не менее 2,5 м и высотой не менее 4,5 м.
3.4. Проемы, через которые выносятся декорации прямо на улицу или смежные неотапливаемые помещения, должны иметь тамбур, оборудованный тепловыми завесами и ватными занавесками, препятствующими в зимний период проникновению на сцену холодного воздуха.
3.5. Декорации спектакля должны устанавливаться с таким расчетом, чтобы оставался круговой проход по сцене, эстраде не менее 1 м.
3.6. После установки оформления спектакля, концерта не разрешается оставлять на планшете сцены гвозди, обломки штопоров, мусор.
3.7. Планшет игровой площадки устраивается горизонтальным либо наклонным с подъемом до 4 см на 1 м в сторону арьерсцены.
3.8. Подъемно-отпускные площадки должны быть на одном уровне с полом других помещений сцены (разность 5 мм).
3.9. Поверхность планшета игровой площадки должна быть чистой столярной работы. Головки шурупов, болтов и других деталей крепления настила углубляются не менее чем на 3 мм относительно поверхности планшета. Щели, выбоины, сколы, выступы и др. дефекты в щитах и между щитами не допускаются. Сучки в щитах должны высверливаться, а получившиеся отверстия заделываются деревянными пробками соответствующего диаметра на клее.
3.10. Планшет игровой площадки после настила и укрепления щитов должен чисто простругиваться. Допускается покраска планшета только водным раствором чистого анилина (без эмульсии для натирки).
3.11. В процессе репетиции или спектакля актер драматического театра обязан выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен работником, ответственным за безопасное выполнение работ.
3.12. Не допускать к своей работе необученных и посторонних лиц.
3.13. Применять необходимые для безопасной работы исправное оборудование, приспособления, использовать их только для тех работ, для которых они предназначены.
3.14. При работе с электрооборудованием, аппаратурой соблюдать правила их эксплуатации в соответствии с инструкциями по охране труда.
3.15. Правильно выполнять безопасные приемы работы при исполнении роли, а также при выполнении других видов работ.
3.16. Подниматься и спускаться на игровые станки разрешается только по лестницам, при этом следует соблюдать строгий порядок и не допускать ненужной спешки.
3.17. Соблюдать осторожность при работе на поворотном круге, подъемно-опускных площадках, вблизи люков-провалов, оркестровой ямы.
3.18. Необходимо знать время подъема или спуска площадок, поворота круга, открытия люков по ходу спектакля.
3.19. Отслеживать границы площадок, люков-провалов, место своего нахождения, которые должны быть помечены соответствующим образом.
3.20. Быть внимательным во время быстрых и частых перемен декораций во избежание получения травм от перемещаемого и опускаемого оборудования.
3.21. Соблюдать особую осторожность при работе с холодным оружием.
3.22. Актеры драматического театра, занятые в мизансценах с применением холодного оружия, должны пройти специальное обучение безопасному владению им, тщательно отрепетировать поставленный рисунок боя. Актеры, не прошедшие специальных репетиций, к спектаклю не допускаются.
3.23. Постановщик батальных сцен обязан представить в дирекцию театра письменную рекомендацию по охране труда и технике безопасности при выполнении поставленной композиции в структуре движения и в пространственном размещении исполнителей, с также список средств защиты от травм и ушибов при обыгрывании сцен и падении.
3.24. При совместной работе согласовывать свои действия с действиями других работников театра.
3.25. Во время репетиций и подготовительной работы (самостоятельных репетиций, занятий) актерам драматических театров предоставляются перерывы для отдыха, засчитываемые в рабочее время, продолжительностью 10 минут после каждых 2 часов работы.
3.26. Соблюдать правила пожарной безопасности, требования настоящей инструкции, других локальных нормативных актов, регламентирующих порядок организации работ по охране труда.
3.27. Ежедневно следить за своей физической формой (делать физическую зарядку), соблюдать режим.
3.28. При выполнении работ актеру драматического театра запрещается:
— садиться и облокачиваться на случайные предметы и ограждения;
— находиться в репетиционных залах в верхней одежде и обуви, раздеваться или вешать одежду, головные уборы, сумки на оборудование;
— загромождать проходы, проезды, рабочие места, подходы к щитам с противопожарным инвентарем, пожарным кранам и общему рубильнику на сцене;
— проводить репетиции и находиться на сцене в игровой части или в кулисах сцены во время монтировки декораций;
— находиться за кулисами во время антракта, а также во время действия спектакля (репетиции), если актер не занят в данной сцене;
— выходить на галереи, колосники и др.;
— заходить в специальные помещения сцены;
— сидеть и опираться на декорации, приготовленные в кулисах для монтировки следующих картин;
— проходить в непосредственной близости и над открытыми люками и клапанами;
— пользоваться на сцене холодным оружием, не принадлежащим данному театру, без проверки и приведения его в соответствующее состояние;
— пользоваться неисправным оборудованием, а также аппаратурой, приборами, обращению с которыми он не обучен;
— производить работы без применения необходимых СИЗ;
— приступать к выполнению разовых работ, не связанных с его прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа;
— употреблять алкогольные и слабоалкогольные напитки, наркотические вещества;
— хранить и принимать пищу и напитки на рабочих местах.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. При ликвидации аварийной ситуации необходимо действовать в соответствии с утвержденным планом ликвидации аварий.
4.2. При обнаружении неисправностей оборудования, приспособления, а также при возникновении иных условий, угрожающих жизни и здоровью работников, актеру следует прекратить работу и сообщить о них непосредственному руководителю и работнику, ответственному за осуществление производственного контроля.
4.3. При появлении очага возгорания необходимо:
— отключить электрооборудование;
— прекратить работу;
— организовать эвакуацию людей;
— немедленно приступить к тушению пожара.
4.4. При загорании электрооборудования необходимо применять только углекислотные или порошковые огнетушители.
4.5. При невозможности выполнить тушение собственными силами актеру следует в установленном порядке вызвать пожарную команду по телефону 101 и сообщить об этом непосредственному руководителю или руководству театра.
4.6. В случае получения травмы или ухудшения самочувствия актер должен прекратить работу, поставить в известность руководство и обратиться в медпункт (вызвать городскую скорую помощь).
4.7. Если произошел несчастный случай, очевидцем которого стал актер, ему следует:
— прекратить работу;
— немедленно сообщить непосредственному руководителю;
— немедленно вывести или вынести пострадавшего из опасной зоны;
— оказать пострадавшему первую помощь;
— вызвать городскую скорую помощь по телефону 103;
— помочь организовать доставку пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение.
4.8. При расследовании обстоятельств и причин несчастного случая актеру следует сообщить комиссии известные ему сведения о происшедшем несчастном случае.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

5.1. После окончания сценического действия с применением холодного оружия последнее немедленно вынести со сцены и сдать в бутафорский цех.
5.2. Проследовать в артистическую уборную.
5.3. Снять костюм и обувь и убрать их в индивидуальный шкаф или сдать костюмеру.
5.4. Снять грим, умыться, при необходимости принять душ.
5.5. Произвести уход за кожей косметическими средствами.
5.6. Соблюдать осторожность при общении с поклонниками, раздаче автографов.
5.7. Доложить руководству обо всех нарушениях требований охраны труда, случаях травматизма на производстве.