Школа как центр воспитания в социальной среде: педагогика С. Шацкого. Педагогические взгляды С.Т. Шацкого Станислав теофилович шацкий краткая биография

Термин "воспитание" С.Т. Шацкий употреблял в широком и узком смысле. Воспитание, которое ребенок получал в стенах школы, он называл малым педагогическим процессом, а воздействие семьи, сверстников, взрослых и т.д. - большим педагогическим процессом.С.Т. Шацкий справедливо утверждал, что, занимаясь обучением и воспитанием детей только в стенах школы, мы обрекаем усилия педагогов на неудачу, так как воспитательные действия, не поддержанные самой жизнью, будут либо немедленно отброшены учащимися, либо будут способствовать воспитанию двуликих Янусов, на словах соглашающихся с установками педагогов, а поступающих вопреки им. Поэтому он определил задачу школы - изучить организованные и неорганизованные воздействия на ребенка для того, чтобы, опираясь на положительные влияния, бороться с отрицательными воздействиями среды. В этой работе школа выступала центром, координирующим и направляющим педагогические воздействия советских общественных организаций и населения района.

"С точки зрения связи школы с окружающей средой С.Т. Шацкий выделял три возможных типа школы :

1 . Школа, изолированная от окружающей среды.

2 . Школа, интересующаяся воздействиями среды, но не сотрудничающая с ней.

3 . Школа, выступающая организатором, контролером и регулятором воздействий среды на ребенка".

Школы первого типа организуют учебно-воспитательный процесс в рамках учебного учреждения, считая, что социальная среда обычно учит детей только плохому, а задача школы - выправить эти воздействия и сформировать детей по старым представлениям школьной педагогики.

Для школ второго типа характерен определенный интерес к среде, который выражается в привлечении жизненного материала к обучению. Такая иллюстративная школа широко пользуется лабораторными методами, она активизирует мышление ребенка, но на этом ее связь со средой обрывается.

Школа третьего типа, над практическим воплощением которой С.Т. Шацкий работал в Первой опытной станции по народному образованию, в окружающей социальной среде выполняла функции организатора, регулятора и контролера детской жизни.

Во-первых, такая школа организовывала учебно-воспитательный процесс, учитывая жизненный опыт ребенка, его возрастные особенности. Дети получали глубокие и прочные знания, которые широко использовались в общественно-полезной деятельности. Во-вторых, взяв на себя функции центра воспитательной работы с детьми, школа "связывалась" с теми сферами среды, где проходил процесс формирования ребенка (семья, улица, деревня и т.д.), внимательно изучала средства воздействия среды на ребенка, их эффективность и, реконструируя их, добивалась усиления положительных влияний среды и нейтрализации отрицательных. И, наконец, школа выступала в окружающей среде как проводник влияния партии на полупролетарские и непролетарские слои населения, активный фактор переустройства жизни на социалистических началах. Вместе с советскими и партийными организациями школа работала над повышением культуры местного населения, улучшением быта, созданием благоприятных условий для достижения целей социалистического воспитания.

При такой постановке вопроса школа ставила перед собой сложные задачи, и было бы ошибкой утверждать, что все школы справлялись с этими требованиями. Только передовым учреждениям, в основном входившим в число опытно-показательных учреждений, это было под силу. Они имели хорошо подготовленные кадры, опыт работы, материальное снабжение выше среднего и, что особенно важно, значительное число разнотипных учреждений, расположенных на одной территории.

Эволюция взглядов С.Т. Шацкого на цели воспитания подрастающего поколения хотя и отмечалась советскими исследователями его творчества, но до недавнего времени трактовалась упрощенно, в духе ортодоксальных партийно-классовых установок: до Октября 1917 г. "искал и ошибался", потом - перешел на "идейно-выдержанные позиции". На самом деле все было гораздо сложней.

Возможно, что подобное упрощенное толкование было в какой-то степени спровоцировано самим Станиславом Теофиловичем, который, вспоминая начало своего пути, писан об этом как-то легковесно, несерьезно:". соберем детей и попытаемся организовать детскую жизнь, а там видно будет, что из этого получится. У детей нет предрассудков, они - настоящие творцы, полные верных инстинктов, чувств и мыслей, их подвижность и оригинальность - наши главные помощники. <. > Мы - товарищи детей. Мы должны делать все, что делают дети, и не должны цепляться за свой авторитет, чтобы не подавить ребят. Мы должны подчиняться всем правилам, которые вырабатывают дети"

Обратим, однако, внимание на то, что эти заявления не означали отрицания необходимости целей воспитания как таковых, а были в первую очередь способом выразить неприятие той "педагогики", которая господствовала и в семье, и в гимназии и выражала сущность самодержавного сословно-классового царского режима.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что уже тогда у С.Т. Шацкого начинают складываться представления о некой идеальной системе воспитания, в которой гармонически сольются труд физический и умственный, и в основе которой будут тесные доверительные взаимоотношения детей и взрослых, принципы самодеятельности и самоуправления. При этом он настаивал на том, что не должно быть никаких обязательных учебников. Последнее просто замечательно, если вспомнить его позицию. По данному вопросу в конце 20-х гг. Все же вместе взятое и сегодня представляется как нечто туманное, неопределенное.

Однако характерно, что в первом его серьезном опыте - организации детского комплекса, культурного центра для подростков из Марьиной Рощи - многое приобретает реальные, земные очертания: действуют дружно, согласованно разнообразные кружки, секции, мастерские, налажено сотрудничество взрослых и детей, самоуправление, демократия на "американский манер" и многое другое, но никакой анархии и вседозволенности! Оценивая опыт "Сетлемента", можно оказать, что он являет собой поворотный пункт в формировании педагогического мировоззрения С.Т. Шацкого.

Если вначале он мечтал, используя его метафору, как бы раствориться в детях, подобно хорошему режиссеру, который "умирает" в актере, то теперь он приходит к пониманию того, что разнообразная деятельность воспитанников должна быть организована воспитателем на основе изучения и учета их интересов и устремлений. Следует согласиться с мнением одного из первых исследователей творчества С.Т. Шацкого Д.С. Бершадской, которая писала, что "свободу воспитания" он понимал как хорошо налаженную самодеятельность, когда открыт простор для самореализации каждого и обеспечено выполнение требований детского сообщества, коллектива, когда "каждый знал, что делать и как делать для себя и для обшей пользы".

В свете сказанного представляется в высшей степени знаменательным следующее заявление педагога: "Дети не могут помочь себе сами. Их воля слаба, их средства недостаточны. Познание и свобода детской индивидуальности будут реальны только в условиях свободного воспитания". Это принципиально новый взгляд на проблему определения целей воспитания, качественно новое представление о содержании ключевого термина "свободное воспитание". Каковы движущие силы этой эволюции? Представляется, что первоначальное отрицание возможности и целесообразности подготовки детей к реальной жизни можно объяснить следующим образом. Видя безрадостность перспективы для детей рабочих, а именно с ними он начинал свои педагогические опыты, С.Т. Шацкий хотел максимально "расцветить", пусть хоть и небольшой, отрезок этой их жизни. Лозунг "Вернуть детям детство!" имел по сути дела глубоко гуманистическое содержание и общедемократическую направленность. Вместе с тем он был выражением социальной конфронтации с господствующим самодержавным режимом, демонстрирующим свое пренебрежительное, враждебное отношение к пролетарским детям. Это был своеобразный вызов педагога-демократа существующей сословно-классовой системе образования.

С.Т. Шацкий полагал, что ему удастся сделать "Сетлемент" "аполитичным и беспартийным по самому существу своей организации". Однако государство и школа, педагогика и политика в самодержавной России тесно связаны, и "Сетлемент" был, как и следовало ожидать, запрещен "за пропаганду идей социализма среди детей".

Это обстоятельство оказало сильное влияние на подход С.Т. Шацкого к организации всей его педагогической деятельности. Теперь он стремился к тому, чтобы изолировать своих воспитанников от враждебных влияний социальной среды, приблизив их к природе. Он видит организационно-педагогическое решение этой задачей в создании учебно-воспитательного учреждения интернатного (закрытого) типа. Не требуя помощи от государственных структур и уповая на поддержку благотворителей-спонсоров, он мечтает, чтобы ему только не мешали, позволили находиться, как теперь говорят, в "автономном плавании". Поэтому, когда известная московская благотворительница А.Н. Морозова предложила ему освоить участок пустоши в "медвежьем углу" Калужской губернии, он с радостью принял это предложение, где и создал знаменитую потом на весь мир школу-колонию "Бодрая жизнь".

В принципе подобная практика организации воспитательной работы тормозит общее развитие ребенка, поскольку резко сужает его сферу общения. Однако в тех конкретно-исторических обстоятельствах выбор С.Т. Шацким именно такой формы организации детской жизни представляется педагогически обоснованным, а главное - исторически перспективным. Он исходил из того положения, что "правильно организованная школа всегда должна идти впереди жизни". Его крылатая фраза-метафора "Дети - работники будущего" исторически точно выражала общедемократическую направленность экспериментального поиска и на самом деле, фактически стала девизом революционно-пролетарской стратегии, направленной на то, чтобы разрушить старую царскую школу и на ее обломках построить нечто принципиально новое.

Такова наша, может быть, несколько противоречивая оценка взглядов С.Т. Шацкого в начальный период его деятельности. Включившись в общедемократическое движение "за свободное воспитание", в целом весьма своеобразно, как мы показали, понятое, он воспринял самое главное, действительно ценное: любовь к детям, обостренное внимание к их интересам и запросам, веру в их творческие силы и возможности. Это и определяло основное направление организации педагогического процесса, выраженное метафорой "учиться жизни у детей".

В итоге собственных исканий, основательного знакомства с зарубежным опытом он формулирует цель и методы, строит описательную модель трудовой школы следующим несколько парадоксальным образом: "Идти надо от кухни, а не от Канта. Все здоровое, живое и глубокое можно основать на этих привычках к деятельности. Когда я посещаю класс и вижу умственные потуги, то засыпаю и прихожу в угнетенное состояние. Когда же вертят, строгают, жужжат, то воспаряю вновь. Это фундамент, а остальное здание интеллекта может быть превосходно достроено".

Надо сказать, что свое представление о трудовой школе С.Т. Шацкий вынашивал давно. В первом своем приближении это было реализовано в "Сетлементе". В обществе "Детский труд и отдых", которое согласно утвержденному уставу "имеет своей целью доставлять детям всевозможные разумные занятия и развлечения, укреплять их здоровье и оказывать им медицинскую помощь", главная целевая установка оставалась прежней: воспитание сознательного отношения к общественно полезному труду, готовности к активной социальной работе, к творческой деятельности в сфере искусства.

Объединяя, таким образом, в едином учебно-воспитательном процессе учение, труд, искусство, С.Т. Шацкий уже в дореволюционный период сознательно и последовательно ориентируется на идею всестороннего, гармоничного развития как доминанту всех воспитывающих воздействий. Но как человек реалистически мыслящий он видит наиболее естественный и педагогически эффективный вариант ее воплощения в устройстве определенным образом обособленной колонии-сообщества, где дети вместе с наставниками-сотрудниками входят в близкое соприкосновение с природой и развивают свои силы и способности, основываясь "на разумном, серьезном труде". "Я считал, - писал он, - что трудовая школа есть по существу хорошо организованная детская жизнь, что если бы мы сумели это сделать, если бы сумели обслуживать детей всесторонне - и со стороны общественной и трудовой, и со стороны умственной и эмоциональной, то мы имели бы наиболее совершенный образец организации трудовой школы". Иными словами, С.Т. Шацкий уже тогда глубоко осознавал, что наиболее полное решение проблемы всестороннего развития возможно лишь в условиях соответствующим образом организованного учебно-трудового коллектива, поскольку между основными сторонами детской жизни - физическим трудом, игрой, искусством, умственным и социальным развитием ребенка - существует определенная связь, обнаруживается постоянное взаимодействие и в конечном счете те или другие изменения в одном направлении (это касается форм детских деятельностей и их организации) вызывают соответствующие изменения в другом.

По сути дела, здесь выражена идея комплексного подхода в его современном полномасштабном понимании. Подводя предварительные итоги своим поискам до 1917 г., он писал:". канву материальную, Дисциплинирующую и опытную дает физический труд, обслуживающий детей и посильный для них. Организует жизнь и делает ее более легкой - деловое самоуправление. Повторяет и приспосабливает к жизни, повторяет пройденные этапы человечества - игра, дающая такой бодрый тон общей жизни. Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования - работа Ума. Соединение всех элементов усиливает социальные навыки. И скелетом этого организма служит постоянное упражнение, появляющееся в должное время и не заслоняющее основной цели организации детской жизни".

С.Т. Шацкий еще в дореволюционные годы исходил из того, что смысл жизни человека заключается в развитии всех его "сущностных сил" и что условием этого развития являются воспитание и образование, которые переходят в самообразование лишь при реализации в педагогическом процессе принципа саморазвития. Этот принцип имеет две стороны: главную, внутреннюю, обусловленную самой природой ребенка, и внешнюю, которая выражает эт5 внутреннюю данность человека в различных формах самодеятельности в самом широком ее понимании. Уже "Сетлемент" стал по сути дела первым в России детским клубом, созданным и функционирующим как самоуправляющаяся "автономная" общность

При организации детской жизни он опирался на "реальный опыт" ребенка, который "известным способом должен быть выявлен педагогом". На этой базе строятся соответствующие занятия в школе-лаборатории, где происходит "соприкосновение с накопленным человеческим опытом в виде готовых знаний". При этом, хотя и с помощью наставника, ученик должен обязательно все "пропустить через себя". В результате, как надеялся С.Т. Шацкий, ребенок будет "расти, как на дрожжах".

Новаторская система педагогического процесса требовала и особым образом подготовленного наставника.С.Т. Шацкий начал готовить их из числа колонистов, которые трудились вместе с ним летом в Щелкове. Позже многие его воспитанники становятся энергичными помощниками е школе-колонии "Бодрая жизнь", затем - на Первой опытной станции по народному образованию. Именно такой способ подготовки педагогических кадров, полагаем, объясняется тем, что в дореволюционный период деятельности С.Т. Шацкого организация жизни детей представляла собой достаточно закрытую систему и потому могли существовать лишь за счет внутренних кадровых ресурсов.

Известно, что С.Т. Шацкий не принял октябрьский переворот. Многие исследователи предпочитали не углубляться в этот вопрос, ограничиваясь тем объяснением, которое он дал десять лет спустя: ему помешали "наше культурничество, аполитичность, обычное отношение интеллигента того времени к большевикам как разрушителям".

В действительности все выглядело иначе. После Февральской революции он сразу стал видным общественным деятелем - руководителем школьного отдела Московской городской думы. Вместе с Н.И. Поповой - его единомышленником и одним из лидеров московского учительства - он получил возможность беспрепятственно реализовать те проекты, которые вынашивал долгие годы. И вдруг - Октябрь. Думается, он просто испугался надвигавшихся перемен. Как еще иначе объяснить эту загадку С.Т. Шацкого? Почему он, придя к идее всестороннего развития личности ребенка путем создания трудовой школы, враждебно отнесся к той власти, которая объявила реализацию этой задачи целью и содержанием всех своих преобразований в сфере просвещения?

Однако он твердо знал одно: работу в "Бодрой жизни" надо продолжать, что он и делал. По воспоминаниям Р.К. Шнейдера, С.Т. Шацкий изменил свою позицию после того, как познакомился с текстом "Декларации о единой трудовой школе" - этим манифестом революционной педагогики.

Теперь он утверждает, что "школа не может быть замкнутой, школа "в себе" - не наша школа, школа, которая только изучает окружающую жизнь, - также не наша", "трудовая школа - это та, которая организует изучение жизни и активно участвует в ней". Он приходит к признанию объективной необходимости широкого и тесного взаимодействия школы с окружающей средой, что и составит одну из генеральных идей его новаторской педагогической системы.

В статье "Система детского сада" (1921), которую многие исследователи проблем общеобразовательной школы почему-то не замечают, на вопрос: "Из каких элементов состоит детская жизнь?" - он отвечает так: "Физическое развитие, искусство, умственная жизнь, социальная жизнь, игра и физический труд". Это демонстрирует его явное продвижение в осмыслении структуры и основных направлений всестороннего воспитания ребенка. При этом он начинает отчетливо различать "общую" и "ближние" цели. Первые ставит сама жизнь, то ее направление, которое характерно для каждой исторической эпохи. Общая цель воспитания зависит "от направления экономики эпохи и данной страны, от ее быта, от ее идеалов". Вторые - "от тех средств, которыми страна располагает".

Такое разграничение целей является, по нашему мнению, существенным методологическим продвижением в решении этой важнейшей научно-практической проблемы. В самом деле, теперь цель воспитания это не абстрактная общечеловеческая категория-абсолют, а конкретно-исторический феномен, существующий во времени и пространстве. Более того, главным и единственным субъектом в определении целей выступает "сама жизнь". Но возникает вопрос: что имел в виду С.Т. Шацкий, употребляя эту метафору? Может быть, то, что это прерогатива властных структур? А может и быть, он, таким образом, попытался, как бы замаскировать свою прежнюю позицию: "школа - вне партий"? Или он хотел более строго определить круг профессиональных обязанностей и прав педагогики, которая призвана обеспечивать реализацию "запросов жизни", требований времени в виде конкретных технологических процедур?

Если цели воспитания диктует "дух времени", то, как это должно выглядеть в России? - задает себе вопрос С.Т. Шацкий. В эпоху революционных перемен, полагает он, дать четкое определение целей воспитания невозможно. Однако есть детерминанты, векторы, "нечто бесспорное", что позволит получить о них определенное представление, а именно: "Каждая страна ныне ставится в ясную необходимость энергичного участия во всемирном обмене, границы и стены стран в сильнейшей степени потрясены, отсюда вытекает необходимость широкого взгляда на вещи, расширения горизонтов, т.е. интернациональное должно занимать важнейшее место в жизни. Проблемы нового строя входят в положительные идеалы воспитания. Проблемы коллективизма приобретают доминирующее значение. Переоценка ценностей выдвигает проблемы учета, анализа, экономии сил. Особое значение приобретает реальная действительность, жизненность воспитания, Проблема среды в формировании личности выдвигается на первый план Истощение всех материальных ресурсов, колоссальное развитие массовых потребностей в грядущем строе заставляют особенно думать об активном проявлении сил, целесообразности их расходования и продуктивности. Сильное влияние техники и связанных с ней научных знаний - отсюда ясны общие цели современности; гражданин будущего интернационален, коллективист, организатор, реалист, мастер своего дела, отдающийся своему настоящему призванию. К этому лишь надо готовить наших детей".

Поразительное проникновение в сущность своего исторического времени и видение проблем будущего в глобальном, как бы мы сказали сегодня, масштабе!

В это время С.Т. Шацкий, вскоре член партии большевиков, окончательно порывает с идеологией "свободного воспитания". Однако интересы ребенка, пути раскрытия его индивидуальности остаются для него базисом, на котором строится вся его педагогическая система. Он далек от идеализации природы и возможностей ребенка, от желания предоставить ему полную свободу в учебно-воспитательном процессе. "Новая школа, - заявляет он, - это школа чрезвычайно серьезно организованная. Новая школа не может строиться на беспорядочном потоке различных интересов детей".

Революция, подчеркивал он, "совершила переворот и в педагогическом деле. Переворот этот отразился, прежде всего, на постановке самой цели воспитания. Мы думаем, что мы должны, прежде всего, воспитывать советского гражданина - гражданина, призванного для строительства социализма в нашей стране. Эта задача является одной из важнейших задач, которые ставит перед собой революция". Здесь уже очевиден политический "окрас" партийца-большевика. "Дух времени" властно требовал своего. Можно сказать, этим завершаются, а точнее, прерываются попытки С.Т. Шацкого решить проблему целей воспитания в духе общедемократических, либеральных традиций и устремлений. Под влиянием пролетарской партийно-классовой идеологии траектория его новаторского поиска деформируется, что и привело в итоге к трагедии этого новатора, попытавшегося перешагнуть из одной исторической эпохи в другую.

Вывод:

B мае 1919 года С.Т. Шацкий устраивает на основе учреждений общества "Детский труд и отдых" опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения РСФСР, которые составили Первую опытную станцию по народному образованию. Сельское отделение станции в Калужской губернии включало 13 школ первой ступени, школу второй ступени и четыре детских сада. Задачи методического центра отделения выполняла колония "Бодрая жизнь". Городское отделение станции в Москве объединяло детский сад и школы первой и второй ступени. В состав станции входили внешкольные учреждения для детей и взрослых, а также курсы по подготовке и повышению квалификации учителей. Опытная станция вела работу c детьми, устраивала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью. По образцу Первой опытной станции были созданы и другие опытные станции Наркомпроса, которые просуществовали до 1936года.

Известно, что С.Т. Шацкий пытался создать детское производство (кирпичный завод), но получил отказ. Также неудачно закончилась и попытка стать депутатом местного совета.

С.Т. Шацкий организовал научную школу, которую представляли А.А. Фортунатов, М.Н. Скаткин, Л.К. Шлегер, В.Н. Шацкая и др. Примечательно, что ставший известным и уважаемым академиком АПН СССР М.Н. Скаткин, также как и сам Шацкий, не имел диплома о высшем образовании.С.Т. Шацкий внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основоной формы учебной работы. Под руководством С.Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования - социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

В августе 1932 года в Московской консерватории, по инициативе её директора С.Т. Шацкого и профессора А.Б. Гольденвейзера было создано Детское отделение для подготовки способных учеников к поступлению в музыкальный вуз - будущая центральная музыкальная школа.

1878 года в селе Воронино (Духовщинский район, Смоленская область).


Происходил из дворянской семьи, многолюдной, с выраженными религиозными настроениями (католицизм). Потом он заметит: «для занятия педагогикой нужен определённый склад души…». В 1885 году он принят в 6-ю Московскую гимназию, считавшуюся на то время одной из лучших в Москве. Воспоминания об учёбе в ней сохранились в книге С. Т. Шацкого «Годы исканий» (Ч.1. «Старая школа»), где он описывает, как в ней шла постоянная война учителей и учеников, ненадолго прерывавшаяся лишь во время экзаменов, когда интересы тех и других сближались. Характерный отрывок: «после учебного года ученики группами идут и жгут или топят учебники». Возможно, поэтому Шацкий потом всю жизнь проводил педагогику сотрудничества, что для того времени было весьма необычно (едва ли не единственным исключением тех лет была школа Л.Толстого).

«Моя педагогическая вера выросла из отрицания того, как меня учили и воспитывали» напишет Станислав Теофилович позднее.

Через восемь лет, в 1893 году, С. Шацкий поступил в Московский университет (сначала на Мехмат, затем переводится на медицинский факультет, но и там долго не задерживается), затем - в Петровскую (Тимирязевскую) сельскохозяйственную Академию. Последний переход объяснялся просто: Шацкий уже решил стать педагогом, при этом за образец для себя считал в то время школу Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, где учащиеся много внимания уделяли труду, особенно на земле, в поле. Поскольку Шацкий считал для себя необходимым всё делать профессионально, то он переходит в с/х академию на специальность агронома именно для того, чтобы грамотно и умело руководить занятиями своих будущих учеников на земле. Однако как только он посчитал, что получил необходимые знания, то оставляет академию, в 1905 году, не окончив её (несмотря на очевидные успехи и приглашения заняться научной работой по данному направлению).

В 1899-1901 годах занимался в Московской Консерватории по классу вокала в классе У. Мазетти. Занятия были настолько успешными, что, хотя он и не окончил Консерваторию, его пригласили в оперную группу Большого театра. В Консерватории он знакомится со своей будущей супругой, В. Н. Демьяновой, окончившей её с красным дипломом по классу фортепиано. Но его привлекало иное - педагогика.

Свою педагогическую деятельность С. Т. Шацкий начал с попытки создания частной школы, в чём ему было отказано, поэтому в 1905 году среди детей и подростков рабочих окраин Москвы он вместе с архитектором А. У. 3еленко и другими педагогами создаёт первые в России детские клубы. В 1906 году он организовал общество «Сетлемент» («Поселение» - с англ.), которое в 1908 году было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Шацкий арестован. С 1909 года руководит обществом «Детский труд и отдых». В 1911 году организовал колонию «Бодрая жизнь». С 1919 по 1932 год по предложению А. В. Луначарского руководит работой первой опытной станции по народному образованию. В 1932-1934 годах руководил Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР и, одновременно, с 13 февраля 1932 года до своей скоропостижной смерти был директором Московской консерватории.

Возникновение первых внешкольных учреждений для детей в России связано с именами С. Т. Шацкого и А. У. 3еленко. Созданные в Москве в районе Бутырской слободы и Марьиной рощи детские клубы и детский сад носили общее название «Дневной приют для приходящих детей». K весне 1906 года приют посещали около 150 детей. При приюте были открыты мастерские (слесарная, столярная, швейная). На базе приюта было организовано культурно-просветительное общество «Сетлемент». Название общества было подсказано опытом создания в Америке сетлементов - поселений культурных интеллигентных людей среди бедных слоев населения для проведения просветительской работы. Общество «Сетлемент», созданное С. Т. Шацким, А. У. Зеленко и другими педагогами, ставило главной целью удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишённой возможности получить школьное образование. Помимо детского сада и детских клубов общество имело ремесленные курсы и начальную школу. Общество вело культурно-просветительскую работу и среди взрослого населения. Практическая работа c детьми основывалась на педагогической концепции, которую разрабатывали члены общества. Эта концепция исходила из необходимости создания условий, которые помогли бы детям жить богатой эмоциональной и умственной жизнью. В обучении упор был сделан на усвоении практически значимых для жизни детей знаний. Отношения между педагогами и детьми понимались как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавалось воспитанию y детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма. Необычным явлением для педагогической практики того времени была организация детского самоуправления.

В 1908 году общество было закрыто по распоряжению правительства, которое увидело в его деятельности попытку проведения социализма среди маленьких детей. B следующем году С. Т. Шацкий и его сподвижники создают общество «Детский труд и отдых». Была продолжена работа детского сада, клуба, начальной школы. Из-за ограниченности средств общество было не в состоянии охватить большое число детей. Руководители общества искали новые формы организации детей.

B 1911 году общество открыло детскую летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» (на территории современного города Обнинска). B создании колонии большую роль сыграла Валентина Николаевна Шацкая (1882-1978), жена С. Т. Шацкого, впоследствии ставшая крупнейшим специалистом по проблемам музыкального воспитания детей. В этой колонии каждое лето жили 60-80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пением. Анализируя опыт колонии, С. Т. Шацкий сделал вывод, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Трудовые занятия детей имели и образовательное значение, они были источником знаний o природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали выработке трудовых навыков. Первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию - занятия в этих учреждениях восполняли отсутствие y детей школьного образования. Вместе c тем они помогали устроить досуг детей, способствовали обогащению их общения. Инновационный характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей, a также новыми педагогическими взглядами на вопросы воспитания детей.

B мае 1919 года С. Т. Шацкий устраивает на основе учреждений общества «Детский труд и отдых» опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения РСФСР, которые составили Первую опытную станцию по народному образованию. Сельское отделение станции в Калужской губернии включало 13 школ первой ступени, школу второй ступени и четыре детских сада. Задачи методического центра отделения выполняла колония «Бодрая жизнь». Городское отделение станции в Москве объединяло детский сад и школы первой и второй ступени. В состав станции входили внешкольные учреждения для детей и взрослых, а также курсы по подготовке и повышению квалификации учителей. Опытная станция вела работу c детьми, устраивала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью. По образцу Первой опытной станции были созданы и другие опытные станции Наркомпроса, которые просуществовали до 1936 года.

Известно, что С. Т. Шацкий пытался создать детское производство (кирпичный завод), но получил отказ. Также неудачно закончилась и попытка стать депутатом местного совета. С. Т. Шацкий организовал научную школу, которую представляли А. А. Фортунатов, М. Н. Скаткин, Л. К. Шлегер, В. Н. Шацкая и др. Примечательно, что ставший известным и уважаемым академиком АПН СССР М. Н. Скаткин, также как и сам Шацкий, не имел диплома о высшем образовании. С. Т. Шацкий внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под руководством С. Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования - социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

В августе 1932 года в Московской консерватории, по инициативе её директора С. Т. Шацкого и профессора А. Б. Гольденвейзера было создано Детское отделение для подготовки способных учеников к поступлению в музыкальный вуз - будущая центральная музыкальная школа.


Скончался года в Москве.


ШАЦКИЙ Станислав Теофилович (1.6.1878, Смоленск – 30.10.1934, Москва) – педагог; канд. естественных наук (1903); проф.

В 1896 поступил в Императорский Московский ун-т на математический факультет, затем перевелся на медицинский факультет, в 1898 перешел на естественное отделение физ.-мат. факультета, кот-е окончил в 1902. Учился в Петровской земледельческой и лесной академии и в Московской консерватории по классу вокала (1903–05). В 1905 вместе с А.У. Зеленко стал вести культурно-просветительскую работу с подростками из рабочих семей в Марьиной Роще и в летней колонии в Щелково, при этом основное внимание уделялось трудовому и общественному воспитанию. В 1905 Ш. и его единомышленники создали общество «Сетлемент», целью кот-го было содействие развитию и удовлетворению культурных и общественных потребностей малообеспеченного населения. Ш. совместно с сотрудниками напечатал первую работу о «Сетлементе» под названием «Дети – работники будущего». К 1908 в культурно-просветительское общество входили: дневной приют, детский сад, училище, кабинет врачебной помощи, ремесленные курсы, колония в Щелково. На курсах обучали основным московским профессиям, что давало возможность выпускникам трудоустроиться. В клубах проходили общеобразовательные занятия, педагоги организовывали экскурсии, прогулки, подвижные и спокойные игры; устраивались вечеринки, литературные вечера и спектакли. Ш. был сторонником детского самоуправления. В 1908 «Сетлемент» был закрыт, но в 1909 общество возникло под новым названием «Детский труд и отдых». Ш. предложил организовать работу общества вокруг детского труда, включающего элементы игры и детского творчества. В 1910 Ш. с целью изучения педагогического опыта трудового воспитания был в Скандинавии. В 1911 принял предложение М.К. Морозовой об организации на территории ее владений детской летней колонии «Бодрая жизнь». Ш. удивительно точно нашел принцип организации детей вокруг труда. По мнению Ш. труд – это обязательное условие развития общественной жизни. Воспитанников колонии также приобщали к миру музыки, театра, творчества. В 1912 создал проект опытной станции по детскому воспитанию, кот-я охватывала все возрастные группы детей и главные виды работ с ними, начиная от детского сада и кончая школой, вместе с работой клубов, мастерских, детской библиотекой и детской трудовой колонией. Этот проект был повторен в 1915, в него были включены также опытные курсы. К 1917 Ш. имел опыт успешной работы с детьми, признание и известность как педагог, печатные труды, творческие программы. В статье «На пути к трудовой школе» (1918) представил модель новой трудовой школы, кот-я должна придти на смену существующей «школы учебы», предлагал идти от ребенка, от особенностей детства и детской индивидуальности. Исходя из идеи, что работа с детьми – это организация их жизнедеятельности, описывал пять ее составляющих: труд, игра, искусство, работа ума и детская социальная жизнь. Считал игру жизненной лабораторией детства. В детском искусстве видел проявление потребности во внешнем выражении душевных процессов, переживаний и впечатлений. У маленьких детей элементы труда, игры и искусства слиты воедино. Социальная жизнь детей способна достигнуть чрезвычайно высоких форм общежития. Умственная жизнь может развиваться при связи опыта ребенка и опыта, накопленного в культуре. В 1919 возглавил Первую опытную станцию при Наркомпросе РСФСР по народному образованию, целью кот-й было содействовать культурному просвещению населения. Первая опытная станция состояла из двух отделений: сельского – в Калужской обл. на базе «Бодрой жизни» и городского в Москве. Сюда входили ясли и детские сады, 15 начальных школ, 2 средние, школа-колония «Бодрая жизнь», клуб-читальня, а также работали педагогический техникум и курсы для учителей. Принимая с 1921 участие в науч.-пед. секции Государственного ученого совета Наркомпроса, Ш. стал одним из создателей комплексных программ, кот-е были введены в 3, 4 и 5 кл. (1925–26). Разработал и апробировал педагогическую концепцию «педагогика среды». В программной статье «Изучение жизни и участие в ней» определил новые педагогические принципы: вся среда, окружающая ребенка, – это пространство воспитательного влияния; природа, экономика, быт, социальная организация – основные факторы воспитания; следует изучать как саму жизнь, так и детское представление о жизни. Сочинения и ответы на вопросы анкет – два основных пути получения представлений о среде через ребенка; изучать среду «как она есть» необходимо путем науч. сбора данных, фактов, статистики; изучение среды предполагает изменение ее. В 1920-е был проф. педагогического факультета 2-ого МГУ. Читал лекции в Москве, Калуге и на Угодском Заводе в колонии для российских и иностранных педагогов. Придавал большое значение методике коллективной работы студентов по принципу «метода проектов», считая, что зачеты и экзамены формализуют обучение. Предлагал создать Центры педагогической работы по трем направлениям: науч.-исследовательское, учебное, практическое. В книге «Годы исканий» (1924) Ш. выявил главные недостатки гимназического образования: деперсонализацию, угрозу унижения ученика, преимущественное развитие памяти, безразличие учителей к жизни детского сообщества. Деятельность Ш. получила широкую известность в России и за рубежом. По поручению Н.К. Крупской в 1929 подготовил новые программы для школ. 9 мая 1932 Первая Опытная станция была расформирована. На базе Станции в Москве была создана Центральная педагогическая лаборатория (ЦПЛ), кот-я должна была заняться обобщением передового опыта школ и учителей страны. Ш. был назначен руководителем ЦПЛ и по совместительству дир. Московской консерватории. В консерватории ввел преподавание педагогики, организовал при консерватории школу для одаренных детей, создал оперную студию. В августе 1933 выступал в Париже на Всемирном конгрессе «единства» в педагогической среде в связи с угрозой фашизма и затем на конгрессе в Реймсе. 30 октября 1934 во время подготовки Московской консерватории к революционному празднику Ш. скоропостижно скончался. Идеи Ш. получили развитие в движении форпостов культуры им. С.Т. Шацкого. Одному из них, возглавляемому Р.В. Ивановым исполнилось 35 лет, др. – многопрофильному клубу «Ровесник» – 16. Форпост им. С.Т. Шацкого в 1970-е был в МПГИ им. В.И. Ленина. Ш. воплощал собой образ подлинного педагога. Модель организации жизнедеятельности детей, разработанная Ш., не потеряла актуальности и сегодня. Заслуга Ш. состояла и в разработке вопросов функционирования школы как комплекса учреждений, обеспечивающих преемственность и целостность в воспитании.

С о ч.: Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т. 1. Годы исканий. Мой педагогический путь. Бодрая жизнь. М., 1980; Т. 2. На пути к трудовой школе. Первая опытная станция по народному образованию при Наркомпросе РСФСР. Школа для детей или дети для школы; Острые вопросы педагогического образования. М., 1980.

Станислава Теофиловича Шацкого (1878-1934) можно отнести к выдающимся отечественным педагогам.

Общественно-педагогическая деятельность С.Т. Шацкого нача­лась с 1905 года, в начале она проходила в области дошкольной и внешкольной работы с детьми.

Он организовал первые в России клубы для детей и подро­стков на окраине Москвы - а Марьиной Роще. Перечень педагогических интересов С.Т. Шацкого постепенно рас­ширяется: от проблем досуговой деятельности детей, клубной рабо­ты он переходит к проблемам трудового, нравственного, эстетичес­кого воспитания детей.

Он считал, что «труд вносит смысл и порядок в детскую жизнь», но при условиях, что:

Труд должен быть интересен для детей,

Труд должен иметь для детей личную и общественную значи­мость,

Он должен быть направлен на развитие сил и способностей детей,

Труд должен развивать у детей деловые связи, партнерские от­ношения.

Много ценных педагогических идей и мыслей можно найти в ра­ботах С.Т. Шацкого по проблеме организации клубной работы детей. «Основная идея детского клуба - создание центра, где организуется детская жизнь на основании требований, исходящих из детской при­роды». Детские клубы основываются на детских ин­стинктах, с одной стороны, и на подражательности взрослых, - с дру­гой. Чтобы выявить нача­ло этих организаций, нужно очень серьезно изучать детскую улицу (детей на улице) и взять от этого изучения все ценное, что сложилось в этих многочисленных, быстро создающихся и быстро распадаю­щихся организациях».

Эти детские самодеятельные организации появляются «в силу необходимой потреб­ности учиться жить, приспособиться к жизни». «B детском клубе должны быть представлены все воз­можности учиться жизни и все главные элементы, которые участвуют в создании жизни... В силу этого клуб должен быть живым, гибким, беспрограммным, и лица, работающие в клубе, должны отличаться подвижностью ориентировки». Шацкий разработал теорию дет­ского коллектива и детского самоуправления, «наблюдения над жизнью детского коллектива приводят к такому выводу: между ос­новными сторонами детской жизни - физическим трудом, игрой, искусством; умственным и социальным развитием существует опреде­ленная связь, обнаруживается постоянное взаимодействие, и, в ко­нечном итоге, те или другие изменения в одном направлении (это касается и форм детской деятельности, и их организации) вызывают соответствующие изменения в другой области».

Проблема, которую удалось решить С.Т. Шац­кому - это проблема взаимодействия школы и социальной среды. Школьная, природная и социальная среда рассматривались им как целостная, система факторов и условий для всестороннего развития ребенка. С особой силой его педагогический и исследовательский талант проявился в Первой опытной станции по народному образованию (1919 - 1932 гг.), созданной после Октябрьской революции на осно­ве руководимой им школы-колонии «Бодрая жизнь». С.Т. Шацкий считал, что воспитательное влияние окружающей сре­ды будет тем выше, чем активнее включать детей в ее изучение, и преобразование. Органи­зуя жизнедеятельность ребенка в различных ее формах - трудовой, физической, умственной, игровой, школа должна быть инициатором преобразования окружающей среды.

Связью с жизнью и окружающей средой находила свое выраже­ние в самых различных формах и видах деятельности детей. Она получила последовательное отражение в содержании и методах обучения, выражаясь в использовании местного материала, непре­менно в практическом применении вновь приобретенных знаний и умений, в том, числе в различных ситуациях общественно-полезной работы.

Воспитанники школы-колонии «Бодрая жизнь» участвуют в элек­трификации деревни, в культурно-просветительной работе среди ме­стного населения, организуют «Дни леса», проводят компанию по уничтожению малярийного комара, организуют праздники и театра­лизованные представления. Другая педагогическая идея, получившая воп­лощение в педагогической системе С.Т.Шацкого, - это создание прин­ципиально новых инновационных структур взаимодействия обра­зовательно-воспитательных учреждений.

В состав Первой опытной станции входили ясли и детские сады, начальные школы, средняя школа, школа-интернат, клуб, читальня. Кроме того, была создана подструктура исследовательских учреж­дений, а также своеобразная система по подготовке и повышению квалификации. педагогических кадров. Курсы-съезды учителей, лет­ние педагогические курсы - все это замыкало целостную социально-педагогическую систему С.Т.Шацкого, но в то же самое время она была открыта для других: развертывал работу издательский отдел, обменивались передовым педагогическим опы­том учителя.

Шацкий проявил себя как глубокий исследователь. Педагогические проблемы он связывает с социальной жизнью. В круг его исследовательских интересов попадают проблемы, которые имеют непреходящее значение и до сего времени:

Проблема рациональной организации занятий в школе,

Проблема отбора и конструирования дидактического материа­ла,

Проблема учета результатов детского труда,

Проблема повышения качества урока,

Проблема второгодничества,

Проблема создания опорных, опытных и экспериментальных школ,

Разработка научных методов экспериментально-исследователь­ской работы,

Изучение проблемы семейного воспитания и влияния социаль­ной среды на развитие ребенка.

В работах С.Т. Шац­кого можно найти весьма эффективные, не утратившие своей значи­мости педагогические идеи и рекомендации. Так, например, возьмем проблему повышения качества урока. От чего она зависит? Приво­дим некоторые выводы и рекомендации из исследований С.Т. Шац­кого, направленные на повышение качества урока:

Уделять особое внимание постановке перед учащимися вопро­сов. Искать варианты их переформулировки с тем, чтобы ученики вас хорошо понимали.

Следить за тем, чтобы учащиеся вас понимали. Если они испы­тывают затруднения, то необходимо стимулировать их желания, ин­тересы для того, чтобы эти затруднения преодолеть.

Разнообразить структуру урока с тем, чтобы всякий раз для уча­щихся элемент неожиданности. Возбуждать у учащихся разнообраз­ную умственную деятельность.

Помнить о мировоззренческих вопросах и проблемах, о ступе­нях познания, глубине познания. Не все вопросы требуют одинако­вой глубины изучения.

Особое внимание уделять формированию понятий, практичес­кому применению законов.

Использовать на уроке элемент соревновательности.

Поощрять самостоятельность, инициативу и самодеятельность учащихся.

Готовиться тщательно к каждому уроку, анализировать каждый урок, корректируя свои промахи и ошибки.

Разрабатывать не один урок, а продумывать целую систему уро­ков.

Однако не обошлось и без перегибов. Участие Первой опытной станции в общественной работе, в частности, в колхозном строительстве, агитация родителей за вступление в колхоз, попытка превращения станции в «культкомбинат», объединяющий все куль­турные учреждения района, особенно активная деятельность Шац­кого по созданию детских колхозов вызывали сопротивление мест­ных крестьян. В результате был сожжен дом Шацких, высказыва­лись угрозы в адрес отдельных учителей. Все это привело к тому, что в 1932 году Первая опытная станция была расформирована. И все же педагогическое наследие Шацкого – это образец системного подхода, когда педагогическая[теория, практика и эксперимент имеют завершенный и эффективный цикл.

Когда в 20-е годы прошлого столетия Станислав Шацкий по рекомендации Крупской вступил в коммунистическую партию, русская педагогическая эмиграция «простила» его. Она сочла, что шаг был сделан во имя спасения российской школы от полного разрушения. Эта история - лишнее подтверждение тому факту, что в отечественной педагогике Станислав Теофилович стал одним из самых признанных деятелей народного образования, более того - самых любимых .

ПОИСК ПУТИ
Родился Станислав Шацкий 13 июня 1878 года в селе Воронино Духовщинского уезда Смоленской губернии в семье мелкого военного чиновника. В 1881 году семья Шацких переехала в Москву. В 1896 году он окончил Московскую гимназию,
Дальнейшую его биографию образно представил Соловейчик в «Часе ученичества»:
«…Из гимназии Станислав Теофилович Шацкий вынес впечатление: «Так не надо ни учиться, ни учить». Его всю жизнь преследовало воспоминание о товарище-гимназисте: учитель математики собирался поставить ему единицу, а тот рыдал, целовал его рукав и просил пощады.
Сначала Шацкий сам учился учиться. Он был типичным «вечным студентом». Окончил естественный факультет Московского университета, потом учился в консерватории, потом поступил в Петровскую (теперь Тимирязевская) земледельческую академию и стал любимым учеником Климента Аркадьевича Тимирязева.
Шацкий был актером, режиссером, агрономом, замечательным певцом с огромным репертуаром: 300 романсов и песен, 10 оперных партий. Драматический тенор, Шацкий ездил с концертами по стране, пользовался большим успехом, и, наконец, ему предложили дебют в Большом театре!
Его ждали слава, успех, почет, деньги.
Шацкий от всего отказался, даже от дебюта, открывавшего путь во все оперные театры страны…»
Действительно, все эти годы напряженного и мучительного поиска себя, своего жизненного предназначения его влекло в педагогику, к детям.
Главная заслуга Шацкого состоит в том, что он впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды на социализацию ребенка. Ему также принадлежит первенство в разработке таких вопросов, как самоуправление школьников, лидерство в детском сообществе и, конечно, главное - функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.

«СЕТЛЕМЕНТ»
Огромное впечатление на молодого Шацкого произвело знакомство с философско-педагогическими работами Льва Толстого, опытом его работы в Яснополянской школе. В сознании Станислава Теофиловича все рельефнее складывался образ сельской школы - земледельческой коммуны, которую он хотел бы создать.
Судьбоносной оказалась встреча с архитектором Зеленко, вернувшимся из Америки и предложившим организовать по примеру американцев «Сетлемент» - своеобразный центр (поселок) культурных людей, селившихся среди бедного населения для организации просветительской работы.
Первой попыткой воплотить эти замыслы в жизнь стала созданная Шацким и Зеленко небольшая сельская коммуна из 14 взятых из приюта мальчишек. Так возникла Щелковская колония с трудовым и художественным воспитанием и детским самоуправлением. Дружно и слаженно прошло лето в колонии. Это окрылило ее организаторов.

«ДЕТСКОЕ ЦАРСТВО»
«Педагогическая робинзонада» подтолкнула к необходимости перехода к систематической воспитательной деятельности. Осенью 1905 года в Марьиной роще в Москве неутомимые подвижники создали «Сетлемент», объединив уже действовавшие там клубы-кружки.
На средства, собранные среди владельцев крупных предприятий - братьев Сабашниковых, Кушнеревых, Морозовой, по проекту Зеленко строится клубное здание для детей. Среди педагогов «Сетлемента» видное место заняла Валентина Демьянова. Она стала женой Шацкого и самым верным его сподвижником во всех «годах исканий». Уже через год клуб посещало около 120 детей, а летом в Щелковскую колонию выехало 80 ребят.
Так начинался интенсивный поиск форм организационно-воспитательной деятельности, направленной на развитие творческой личности.
В основе воспитательной системы «Сетлемента» лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития сил. Мальчики и девочки объединялись по интересам и принципу товарищества. Дети ходили в различные клубы: столярный, сапожный, пения, астрономический, театральный, биологический и др. Каждый клуб имел свое название и разработанные детьми правила регулирования взаимоотношений, которым строго следовали и взрослые, руководители клубов. Решения, принятые на собраниях клубов, как и на общем собрании, считались обязательными.
Все структурные элементы в воспитательной системе «Сетлемента» подчинялись поставленной цели - создать максимально благоприятные условия для самовыражения личности и ее самореализации.
Среди работников «Сетлемента» было мало педагогов, но недостаток опыта и средств возмещался колоссальной энергией и огромным интересом к делу. Главное внимание было обращено на общественное детское воспитание.

ОТ «ДЕТСКОГО ТРУДА И ОТДЫХА» К «БОДРОЙ ЖИЗНИ»
Несмотря на то что «Сетлемент» вызвал огромный интерес радикальной интеллигенции и детворы и получил серебряную медаль за детские поделки на Промышленной выставке в Петербурге, уже 1 мая 1908 года он был закрыт за «попытку проведения социализма среди детей».
Впрочем, благодаря настойчивости Шацкого и его друзей, в том же 1908 году создается новое общество - «Детский труд и отдых», фактически продолжающее и развивающее традиции «Сетлемента».
В 1911 году член этого общества Морозова разрешила Шацкому и его сотрудникам организовать на пустующем участке ее имения в Калужской губернии детскую колонию. Колония получила название «Бодрая жизнь». Целью ее было организовать летний отдых членов Марьинского клуба, продолжить работу над организацией дружного детского коллектива, приобщить ребят к труду, самоуправлению, всемерно развивать их творческие способности
Здесь Станислав Теофилович вместе со своими сотрудниками в опытной работе проверял идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношения воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества.
Это было детское учреждение, ставшее затем образцом подражания для школ-коммун, которые организовывались в последующее десятилетие, но особенно массово в период гражданской войны. Оно и понятно, ведь Шацким была предложена модель по сути самоокупаемого воспитательного заведения, где благодаря непрерывному сельскохозяйственному труду детей и взрослых удавалось получить средства для существования.
Впрочем, хотя труд и занимал в колонии важное место, ему придавалась, прежде всего, воспитательная направленность. Питомцам был ясен практический смысл их деятельности: они налаживали хозяйство, стремились сделать жизнь в колонии более приятной, уютной и красивой. Так приходило ощущение радости в труде.
Основой всей жизни колонии являлось сообщество детей и взрослых, и строилось оно на принципах самоуправления. Ребята были не мнимыми, а подлинными хозяевами «Бодрой жизни». И конечно, как и во всех учреждениях, которые создавал Шацкий, в колонии царило и правило бал Его Величество Творчество. Взрослые и дети издавали журналы, ставили спектакли, организовывали концерты, много слушали музыку и исполняли музыкальные произведения. Оркестры, хор, театр органично соединялись с трудом на полях, занятиями в кружках с различными играми.

ПЕРВАЯ ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Февральская революция окрылила Шацкого, открыла ему новые перспективы работы и творчества. Октябрь он не принял. Станислав Теофилович был одним из организаторов забастовки учителей, организованной Всероссийским учительским союзом и направленной против захвата власти большевиками.
Член московской городской управы, занимавшийся делами просвещения, один из руководителей Всероссийского союза учителей, Шацкий с возмущением отверг предложение участвовать в работе Наркомпроса.
Однако, убедившись, что большевики пришли надолго, Станислав Теофилович затем принял предложение Надежды Крупской о сотрудничестве. В 1919 году он создал ставшую знаменитой Первую опытную станцию по народному образованию, которой руководил вплоть до ее закрытия в 1932 году.
В Первой опытной станции было два отделения - городское в Москве и деревенское в Калужской губернии. В состав деревенского отделения входили 4 детских сада, 15 школ первой ступени, школа второй ступени и школа-колония «Бодрая жизнь», бюро по изучению края, педагогические курсы, педагогический центр, обобщающий, педагогический опыт школ. В составе московского отделения были детский сад, школа и выставка, отражавшая опыт детских садов и школ. Опытная станция, руководимая Шацким, успешно решала проблемы трудового воспитания, формирования детского коллектива, самоуправления учащихся, физического воспитания школьников.
Задуманная в качестве полигона для подготовки сельского варианта программ ГУСа, Первая опытная станция далеко вышла за рамки этих задач. Шацкий и его сподвижники создали педагогический комплекс, уникальный по замыслу и масштабу. Главной задачей, вокруг которой строилась деятельность комплекса, было взаимодействие школы с окружающей средой.
Станция работала в двух основных направлениях: изучалась окружающая среда и, в соответствии с крестьянским менталитетом, адаптировались образовательные программы; но и окружающая среда преобразовывалась на новых основах. Крестьяне всячески вовлекались в жизнь школ - для них читали лекции, им раздавали элитные семена, помогали в ведении хозяйства.
Постепенно в комплексе развились тесные связи с окружающей жизнью, что благотворно сказалось на осуществлении целостности в непрерывности воспитательной работы. Благодаря этому удавалось реализовать главную сверхзадачу коллектива – «организацию» всей жизнедеятельности ребенка».
Деятельность станции получила большой резонанс как в отечественной, так и в мировой педагогике. Известна высокая оценка, которую дал Д. Дьюи, посетивший Шацкого в конце 20-х годов: «Я не знаю ничего подобного в мире, что могло бы сравниться с этой колонией».

ШКОЛА-ИНТЕРАНТ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ МУЗЫКАНТОВ…
Однако условия и обстановка, в которых Шацкому пришлось воплощать в жизнь идеи, сильно мешали ему. Станция постоянно находилась под угрозой расформирования. Шла нескончаемая политическая травля Шацкого - то как «представителя правого крыла московских педагогов», то как толстовца. Ученый своей образованностью и масштабностью разительно выпадал из общей массы соцвосовских работников.
В 1932 году во исполнение партийных постановлений о школе опытная станция была расформирована. Шацкого, по его выражению, «с кровью оторвали от любимого дела».
Станислав Теофилович был назначен ректором Московской консерватории. Но там ему было неуютно: не имея законченного высшего музыкального образования, он не был искушен в вопросах теории музыки, но между тем в его подчинении находились выдающиеся музыканты. Однако и здесь он стремится реализовать свои педагогические идеи. По его предложению создается музыкальная школа-интернат для одаренных детей. Ее деятельность во многом определила выдающиеся достижения советских музыкантов на мировых конкурсах в 30 - 50-е годы.
Неудовлетворенность работой, систематическая травля в печати, потеря смысла жизни привели к катастрофе. 30 октября 1934 года во время подготовки консерватории к революционному празднику Станислав Теофилович скоропостижно скончался.