Положительное влияние общества на личность. Влияние общественного мнения на формирование личности. Общественное мнение и семья

Любой человек прислушивается к общественному мнению. Каждый день он смотрит телевизор, разговаривает с одноклассниками или коллегами, проводит время на интернет-ресурсах. Вокруг него социум, который невозможно игнорировать. Общество формирует взгляды на жизнь, выявляет черты характера, толкает личность на поступки. Общество способно прививать чувство вкуса и меры, развивать кругозор.

Влияние общества на человека - велико. Не только положительный момент есть в этой теме: слабые и беспомощные люди не способны принимать решения и живут по законам общества, подчиняясь другому мнению, даже если у них есть своё собственное. Дабы не противоречить, они поступают не по своей воле. Влияние общества было и раньше, но сейчас, люди готовы на многое, лишь бы быть любимыми и популярными. Несмотря на то, через что они переступают на пути к общественному уважению.

О жизни человека в обществе нам известно из произведений, дошедших до нас из прошлого. Они разнообразны: начиная от жития святых и заканчивая современной литературой. Не только писатели рассказывали о влиянии общества на индивида, но и талантливые художники, писатели, работники кинематографа. Но в литературе этот вопрос поднимался особенно остро.

Печальный пример бесхарактерного человека, действующего по чужому наставлению, описан в рассказе Тургенева «Муму». Немой крепостной вынужден утопить собаку по приказу своей барыни. Несмотря на то, что она была ему единственным другом. Проявив он свой характер, судьба животного и их дружбы могла бы сложиться более удачно. Итог такого примера - нужно уметь высказывать, выражать своё мнение, особенно, когда это касается чужой жизни.

Вторым литературным примером является образ - знаменитого Пушкинского героя, который следил за собой, чтобы нравится окружающим, соответствовал моде. Танцевал и развлекался, говорил по-французски, в общем, делал всё, чтобы общество его уважало. Но из-за общественного мнения он не может отменить дуэль и убивает друга, тем самым, подтверждается то, что он подчинён обществу и сделал так, как оно хотело. Этот пример показывает, что одна ошибка в ведомом поведении может стать роковой.

Подводя итог, невольно ловишь себя на мысли, что все люди зависимы от общественного влияния. Только одни могут послушать, сделать выводы, а потом уже решить, как и поступать. А другие, не задумываясь, делают все ради угодничества.

Примерные темы итогового сочинения 2017-2018 (список). Направление «Человек и общество».





В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?

Согласны ли вы с утверждением Плавта: «человек человеку - волк»?

Что, по вашем мнению, значит мысль А. Де Сент-Экзюпери: «Все дороги ведут к людям»?

Может ли человек существовать вне общества?

Может ли человек изменить общество?

Как общество влияет на человека?

Несет ли общество ответственность за каждого человека?

Как общество влияет на мнение личности?

Согласны ли Вы с утверждением Г. К. Лихтенберга: «В каждом человеке есть что-то от всех людей.

Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?

Что такое толерантность?

Почему важно сохранять индивидуальность?

Подтвердите или опровергните высказывание А. де Сталь: «Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость от людского мнения»

Согласны ли Вы с утверждением: «Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть»?

Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими?

Справедливо ли мнение Тютчева о том, что «всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов»?

Нужны ли общественные нормы поведения?

Какого человека можно назвать опасным для общества?

Согласны ли Вы с высказыванием В. Розанова: «Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая симпатия, “душа в душу” и “один ум”»?

Можно ли назвать любого человека личностью?

Что происходит с человеком, оторванным от общества?

Почему общество должно помогать обездоленным?

Как вы понимаете высказывание И. Бехера: «Человек становится человеком только среди людей»?

Согласны ли Вы с утверждением Х. Келлер: «Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей»

В каких ситуациях человек чувствует себя одиноко в обществе?

Какова роль личности в истории?

Как социум влияет на решения человека?

Подтвердите или опровергните утверждение И.Гёте: «Лишь в людях себя познать способен человек».

Как Вы понимаете высказывание Ф. Бэкона: «Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог»?

Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?

Сложно ли отстаивать свои интересы перед обществом?

Как вы понимаете слова С.Е. Леца: «Ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат»?

Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?

Один в поле не воин?

Что важнее: личные интересы или интересы общества?

К чему ведет равнодушие общества к человеку?

Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»?

Как Вы понимаете выражение «маленький человек»?

Почему человек стремится быть оригинальным?

Нужны ли обществу лидеры?

Согласны ли Вы со словами К. Маркса: «Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей»?

Может ли человек посвятить свою жизнь интересам общества?

Кто такой мизантроп?

Как вы понимаете высказывание А.С. Пушкина: «Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории»?

К чему приводит неравенство в обществе?

Меняются ли общественные нормы?

Согласны ли Вы со словами К. Л. Бёрне: «Без многого человек может обойтись, только не без человека»?

Человек ответственен перед обществом?

Может ли личность одержать победу в борьбе с обществом?

Как человек может изменить историю?

Как вы думаете, важно ли иметь свое мнение?

Может ли человек стать личностью в отрыве от общества?

Как Вы понимаете высказывание Г. Фрейтага: «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа»?

Можно ли нарушать общественные нормы?

Каково место человека в тоталитарном государстве?

Как Вы понимаете фразу: «одна голова –хорошо, а две-лучше»?

Существуют ли люди, чей труд незаметен для общества?

Сложно ли сохранить индивидуальность в коллективе?

Согласны ли Вы с высказыванием У. Блэкстоуна: «Человек создан для общества. Он не способен и не имеет
мужества жить один»?

Подтвердите или опровергните высказывание Д. М. Кэйджа: «Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом»


Что такое равноправие в обществе?

Для чего нужны общественные организации?

Можно ли утверждать, что что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни?

Согласны ли вы с тем, что человека формирует общество?

Как общество относится к людям, сильно отличающимся от него?

Как вы понимаете утверждением У. Джеймса: «Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей»?

Как вы понимаете словосочетание «общественное сознание»?

Чего не хватает современному обществу?

Согласны ли Вы с утверждением И. Гёте: «Человек не может жить в уединении, ему нужно общество»?

Как вы понимаете высказывание Т. Драйзера: «Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить»?

Согласны ли Вы что «нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера»?

Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. "Человек и общество".


А.П. Чехов « », « », « », « », «Смерть чиновника», «Вишневый сад»
Ж. Верн «Таинственный остров»
С. Коллинз «Голодный игры»
У. Теккерей «Ярмарка тщеславия»
Ф.М. Достоевский «Идиот», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бедные люди»
М. Горький «На дне», «Бывшие люди»
А. Камю «Постороний»
Ч.Т. Айтматов «И дольше века длится день»
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
У. Грум «Форрест Гамп»
А.Н. Толстой «Петр Первый»
Э. Хемингуэй «Иметь и не иметь»
В. В. Набоков «Приглашение на казнь»
Е.И. Замятин «Мы»
А. Платонов «Котлован»
Б. Пастернак «Доктор »
Дж. Оруэлл «1984», «Скотный двор»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Марсианские хроники»
О. Хаксли «О дивный новый мир»
М.Ю. Лермонтов «Герои нашего времени»
А.С. Пушкин «Евгений »
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Дневник лишнего человека»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
К. Кизи «Над кукушкиным гнездом»
Н. Носов «Незнайка в солнечном городе»
Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»
Х. Ли «Убить пересмешника»
Д. Лондон « »
В. Гюго «Отверженные»
Д. Киз «Цветы для Элджернона»
М. Митчелл «Унесенные ветром»
Л.Н. Толстой «Война и мир», «После бала», « »
Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель»
А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»
У. Голдинг «Повелитель мух»
Г. Маркес «Сто лет одиночества»
Г. Гессе «Степной волк»
Р. Гальего «Белое на черном»
Т. Драйзер «Сестра Керри», «Американская трагедия»
Дж. Стейнбек «Гроздья гнева»
Д. Митчелл «Облачный атлас»
А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»
Дж. Сэллинджер «Над пропастью во ржи»
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
А. Рэнд «Атлант расправил плечи»
Э. Фромм «Бегство от свободы»
И.А. Гончаров «Обыкновенная история»
Ф. Кафка «Процесс»
Ч. Паланик «Бойцовский клуб»

На формировании личности сказывается влияние общества. Это отображается на форме жизни человека, его интересах и успешности.

Способы воздействия

Для полноценного развития человека как личности нужно общение с другими людьми. Это способствует скорейшему восприятию социальных норм, установленных законов морали и ценностных ориентаций.

Влияние – это процесс, результатом которого является полное или частичное изменение манеры поведения человека, его интересов, жизненных целей, установок, принципов.

Оно бывает отрицательное или положительное, носит спонтанный характер, но является навязчивым. Влияние общественности не подлежит какому-либо контролю. Может использоваться для достижения положительных или негативных целей.

В психологии утверждают, что влияние не должно негативно сказываться на формировании личности. Грамотность, корректность, аргументированность мысли – главные требования к психологическому воздействию.

Положительное влияние

Заключается в положительном изменении человека, его личностном росте. Значение имеет окружение. Чтобы результат был действительно позитивным, необходимо общение с успешными, умными, перспективными личностями, у которых можно учиться. Критика от них будет аргументированной, преподнесенной в вежливой, толерантной форме. Нахождение рядом с такими людьми будет мотивировать личность становиться лучше, пытаться достичь такого же высокого уровня развития и самоорганизации.

Положительное влияние на изменение личности оказывают психологи, иногда - гипнологи. Это представители таких видов профессиональной деятельности, которые предполагают развитое восприятие и правильную личностную оценку. Применяя различные техники НЛП, внушения, они помогают человеку избавиться от фобических и других психических расстройств, понять свои ошибки, увидеть возможные перспективы.

В мире не существует двух одинаковых индивидов. Поэтому очень важно научиться принимать мнения остальных, достойно их оценивать и не отрицать.

Человек, который способен принять мысли, полностью противоречивые его размышлениям, способен к самоусовершенствованию и работе над собой. Это положительно скажется на принятии решений в дальнейшем.

Правильное воспитание – еще одно проявление положительного влияния на формирование личности. Является базой образования определенного характера. Родители обучают ребенка, как правильно себя вести в обществе, что предпринять в конкретной ситуации и как лучше не поступать. Приучают к основным законам морали, нормам поведения.

Положительное влияние общества проявляется в:

  • устранении комплексов;
  • полноценном формировании убеждений;
  • умении аргументировать свое мнение;
  • понимании, что каждый человек – уникальная личность со своими убеждения и
  • рассуждениями, которые могут не совпадать у нескольких человек;
  • стимулировании развития человека в выбранном направлении;
  • ликвидации негативных эмоций, пополнении позитивных и т. д.

Современный научный анализ доказал, что некоторые особенности поведения индивида исчезают, когда он покидает социальную среду или выходит из сферы воздействия определенной группы людей. Такая группа является местом, где личность может проявить себя – отработать коммуникативные умения, техники внушения.

Правильно сформированный коллектив дает возможность обучаться воспринимать себя и других, замечать ошибки остальных и суметь увидеть собственные. Человек учится фильтровать информацию, в процессе обсуждения у него формируется собственное мнение или взгляды на конкретные ситуации, модели поведения.

Негативное влияние

В жизни каждого бывает период, когда в окружении преобладают безуспешные, бесперспективные люди, которые тянут человека на дно. Их критика ничему не обучает, а лишь отображается в виде психологической деформации личности. В результате такой индивид, находясь под давлением общества, часто действует в ущерб собственным интересам.

Существует 3 основных реакции на подобное поведение группы. Каждой из этих составляющих присущи свои особенности:

  1. Внушаемость. Человек бессознательно соглашается с мнением других, принимает поведение группы. Не замечает, как меняется его манера общения, тип мышления.
  2. Конформизм. Состояние, при котором индивид внешне соглашается с некими утверждениями, но внутренне остается при собственном мнении. Происходит расхождение с размышлениями отдельного человека и группы.
  3. Сознательное соглашение. Индивид действительно меняет отношение к чему-либо. Происходит активное отстаивание интересов группы.

Под таким негативным влиянием группы человек может не иметь собственного мнения. Активизируется процесс деградации.

Последствия негативного влияния:

  • повышенная эмоциональность;
  • снижение уровня самопознания, самовыражения;
  • обезличивание – отказ от своих интересов и мнения;
  • развитие межличностных конфликтов;
  • повышение уровня тревожности и озадаченности и т. д.

Еще одним возможным отрицательным следствием группового воздействия может быть невозможность раскрытия творческого потенциала. Главной причиной является нежелание общества воспринимать человека с отличительным типом мышления и другим видением мира. Все творческие идеи отвергаются. В результате творческий потенциал и вовсе может пропасть или застрять в развитии на длительное время.

Даже когда индивид хочет показать свою независимость, ему не дают этого сделать. Самооценка падает, и человек находится не в состоянии дать адекватную оценку себе, своим действиям и определенным поступкам. Он не чувствует поддержки со стороны окружающих.

Зависимость от мнения социума

Созависимость – состояние, которое возникло вследствие того, что человек не сумел противостоять воздействию других. Явление связано со сниженной самооценкой и преобладанием негативных эмоций (гнева, тоски, раздражения, нервозности, переживания, тревоги и т. д.).

Созависимость не только негативно влияет на природу личности, но и на эмоциональное, психологическое состояние человека. Он постоянно переживает о том, что подумают о нем остальные – осудят или ободрят, сумеет ли реализовать ожидания других или кого-то разочарует.

У созависимых людей вся жизненная энергия и силы уходят на переработку негативных эмоций. У них может появиться желание избавиться от негативного воздействия общества, но сил на осуществление каких-либо действий в этом направлении может не быть.

Основные проявления созависимости, созданной на негативной почве:

  • навязчивая помощь, даже когда в ней нет потребности;
  • ощущение ничтожности без взаимоотношений с кем-то;
  • энергия тратится на поддержание отношений с другими, чтобы получить безопасность и душевное спокойствие;
  • страх сделать что-либо вопреки общественному мнению;
  • восприятие чужих проблем как собственных;
  • погашение творческого потенциала;
  • отсутствие позитивного мышления и принятия оригинальных решений;
  • есть чувство ответственности за действия других;
  • помощь другим даже в случаях, когда человек вынужден делать то, что он не хочет,
  • чтобы не разочаровать кого-либо;
  • может выражать негодование по поводу несправедливости, но неспособен защищать собственные интересы;
  • всегда чувствует себя марионеткой; присутствует отклонения похвалы, комплиментов, приятных высказываний;
  • больной винит себя буквально во всем, даже когда он реально невиновен;
  • всегда считает себя недостаточно хорошим.

Созависимый человек не умеет говорить «нет». Из-за этого часто делает то, что ему не нравится. Он буквально привязан к помощи другим людям. У него постоянно присутствует чувство жертвы или собственной ничтожности.

Главная проблема таких людей – отсутствие жизненной цели. Они постоянно помогают кому-то, удовлетворяют чужие желания, жертвуя собственными мечтами.

Такое влияние общественности отображается на физическом состоянии больного. Появляются нарушения сна, активно развиваются психические расстройства и заболевания ЦНС.

Созависимый позволяет другим причинять себе больно. Он никогда не говорит открыто о своих потребностях. Всегда соглашается на условия других, даже если они его не удовлетворяют.

Такая личность боится ошибок и неудач. Теряет интерес к своей жизни. В результате становится трудоголиком. Не доверяет никому, даже себе. Очень переживает, когда ее подводят остальные, из-за чего впадает в депрессию. Страдает пищевыми расстройствами, не способна контролировать эмоции.

Созависимость также отображается на стиле жизни индивида. Вместо жизнерадостного и веселого состояния, он постоянно раздраженный, грустный, унылый и жалуется на все, что можно. Всем указывает на ошибки, не замечая собственных. В нем одновременно сочетаются ответственность и безответственность.

Коррекция

Лучшее решение – стать независимым на психологическом уровне. Перестать бояться самовыражаться, нарушать общепринятые нормы, действовать вопреки другим. Главное правило, которого нужно придерживаться, - отсутствие негативного влияния на общество.

Независимость является основной характеристикой сильной личности. Она несет ответственность за каждый поступок и не боится осуждения, неудач. Имеет материальную независимость. Является сознательной, прислушивается к мнению других, но сопоставляет его с собственными интересами. Присутствует здоровый эгоизм.

Правила, которых нужно придерживаться, если необходимо защитить себя от негативного влияния общественности:

  • Помнить, что всем угодить нельзя. Если другого человека что-то не устраивает, не пытаться ему понравиться. Это избавит от необходимости постоянно подчиняться приказам этой личности.
  • Прекратить обращать внимание на неадекватных или вечно недовольных людей. Это отбирает очень много сил и жизненной энергии, которой можно найти более достойное применение. Если кто-то начал изливать свою душу или часто делиться своими проблемами, сумейте вовремя остановить такого человека. Следует объяснить, что вы не готовы или не имеет времени выслушивать подобные жалобы.
  • Больше отдыхать на свежем воздухе. Переутомление негативно сказывается на всех аспектах здоровья. Важно научиться медитации, часто повторять мотивирующие аффирмации. Очень помогают занятия спортом (подойдет даже обычная прогулка в парке).
  • Необходимо брать ответственность только за собственные действия и поступки. Тогда не будет времени думать о других. Следует создавать такие ситуации, которые обогащают положительной энергией и делают счастливым.
  • Никогда не поддавайтесь на грубость. Это один из самых эффективных методов манипуляции. Можно задействовать холодное презрение, чтобы дать понять, что подобное общение недопустимо. Знайте себе цену.
  • Постоянно проводите самоанализ. Это поможет держать себя в тонусе и не поддаваться давлению общества. Старайтесь развивать только хорошие качества. Точно определите цели, расставьте приоритеты и обдумайте план действий. Подобное действие делает человека сильным и независимым.
  • Учитесь отклонять людей с проявлениями жалости. Посочувствовать кому-либо можно, но делать это постоянно – плохое решение. Помните основное правило - никто никому ничего не должен.
  • Избавьтесь от влияния социальных стереотипов. Самый популярный из них – социальный обман. Кто-то делает добро, и другой индивид тоже должен сделать что-то хорошее в ответ. Таким примитивным способом многие управляют другими ради достижения собственных целей.
  • Можно попытаться избавиться от общения с неприятными личностями или свести любой контакт к минимуму. Это позволит сэкономить жизненную энергию и использовать ее более продуктивно.

Доброго дня вам, дорогие читатели Прекрасного мира! Сегодня статья непростая — о зависимости общественного мнения, и между прочим, я заметила эта проблема есть абсолютно у всех моих знакомых, как и у меня. Давайте разберемся, что же это за напасть такая.

Любой человек является частью целого общества. И без его влияния развиваться человеку не под силу. Именно через взаимодействие с обществом человек приобретает необходимый для жизни набор социальных навыков. Но если общество или его мнение на отдельно взятого человека влияет чрезмерно, то это может привести к неблагоприятным последствиям.

Общественное мнение — это мнение тех, кого не спрашивают.

Есть немалое количество людей, для которых общественное мнение имеет слишком большую значимость. И если им предстоит выбрать между собственными желаниями и устремлениями и общественным мнением, они будут, скорее всего, ориентироваться именно на последнее.

Общественное мнение и семья

К примеру, конкретная семейная пара прожила в законном браке не один десяток лет. Но со временем люди поняли, что в их отношениях не все ладно и им бы хотелось развестись. Однако такой порыв будет сковывать зависимость от общественного мнения. Людям очень важно, что про них могут подумать или сказать окружающие или просто знакомые. Что могут подумать люди?

Как раз таким вопросом задается практически каждый, у кого сильна зависимость от мнения общества. Однако психологи склонны полагать, что подобная зависимость для самого человека не несет абсолютно ни грамма пользы. От нее нет никакой практической помощи. Наоборот, часто такая зависимость ставит людей в строго ограниченные рамки в своем поведении.

В результате можно прожить всю жизнь, целиком ориентируясь только на мнение кого-то другого, а свои истинные устремления отодвигать на задний план. Но давайте вместе подумаем, кто в большей степени способен влиять на мысли и даже поступки столь зависимых от мнения общества людей? Ведь общество в целом влиять на человека не может, поскольку представляет собой только абстрактную категорию. Поэтому на конкретного человека влияние оказывать будут также конкретные личности. И среди них отдельно нужно выделить родителей.

Детям в определенном возрасте свойственно эмоционально отдаляться на определенное расстояние от людей, в окружении которых прошло все детство. При этом если родители воспитали ребенка правильно, то совершенно нормально, если он в будущем отправится по жизни в самостоятельное «плавание».

Однако есть немалое количество уже повзрослевших детей, которые не только продолжают жить в доме родителей, но и руководствуются в своих действиях их установками. В этом отношении, возможно, ключевым определяющим фактором выступает обыкновенная лень. Но не меньшую роль играют и имеющиеся в человеке многочисленные комплексы.

На человека может влиять общественное мнение, тон которого задают и так называемые авторитетные личности. Их роль могут с успехом исполнять друзья или же какие-то малознакомые, но уважаемые люди. Часто таким авторитетным лицом для человека становится его непосредственный начальник, кто-то из сотрудников, или же лица, руководящие страной. Последние могут влиять на конкретных людей, используя для этого средства массовой информации.

Оценочная зависимость

Зависимость от общественного мнения может носить различный характер. Некоторые люди просто впадают в панику, если кто-то прокомментирует их одежду. Другие же ориентируются на общественное мнение даже при принятии жизненно важных решений. Чрезмерная зависимость способна в итоге трансформироваться в разные формы и виды. Так, некоторые люди буквально поклоняются своим авторитетам и полностью им доверяют определять ход своей жизни.

Частными случаями такой слепой зависимости являются, например, безоговорочное следование модным тенденциям, желание всегда избегать возможных конфликтов в общественных местах, стремление для всех быть хорошим. Нередко зависимый от окружающего мнения человек доверяет родителям или кому-то из близких людей решать за себя, в какое учебное заведение ему лучше поступить и какую из профессий выбрать для последующей работы.

Откуда берется зависимость от общественного мнения?

Зависимость от общественного мнения появляется у человека совсем не случайно. На это имеются вполне объяснимые и поддающиеся анализу причины. Однако чаще всего эти причины определяют зависимость в своей совокупности. Их же истоком служат различные детские страхи, подростковые комплексы, привычки выбирать для себя чей-то чужой план в качестве основы для жизни.

В результате человек становится не способным делать осознанный, разумный, а главное, самостоятельный выбор. Так постепенно для него становится привычным тревожное состояние. У человека отсутствует возможность проживать собственную жизнь. Он принимает в ней лишь пассивное участие. В душе поселяется постоянный дискомфорт и пессимистический настрой.

Давление общественного мнения на человека может быть настолько сильным, что некоторые боятся даже сделать лишнее движение или шаг. Ими движет лишь страх натолкнуться на осуждения со стороны других людей и их косые взгляды. Не редко зависимость от чужого мнения приобретают дети, чьи родители внушали им, что, например, неприлично делать определенные вещи в присутствии других или нельзя вести себя на людях каким-то конкретным образом.

Конечно, ребенка важно учить элементарным правилам вежливости, такта и прочим полезным вещам. Однако для всего остального у него должно быть сформировано собственное мнение. В противном случае ребенок будет жить в состоянии скованности многочисленными страхами, комплексами и прочими предубеждениями.

Как избавиться от влияния общественности?

От влияния общественного мнения человек может избавиться. Для этого, прежде всего, необходимо понять, что другие посторонние вам люди, по сути, безразлично относятся к вашей собственной жизни и тем поступкам, которые вы совершаете. Поэтому бояться осуждения с их стороны абсолютно бессмысленно.

Более того, многие люди тоже чрезвычайно сдержаны в своем поведении таким же образом, что и вы. И им тоже очень страшно натолкнуться на осуждение или неприятие своих действий обществом. И даже, если кто-то и станет осуждать то, как вы выглядите, ведете себя, или говорите что-то, то спустя несколько минут об этом выражении мнения окружающие просто забудут.

Безусловно, при этом мы не ведем речь о таких поступках или даже преступлениях, которые по общим правилам находятся за границей разумного. Однако всю совокупность иных своих действий, стремлений и слов вы в праве смело и без опасения осуществлять исходя из своих личных желаний. Давление со стороны общества часто является лишь надуманной вами вещью.

Однако работу с личными страхами, как и с комплексами, вы должны проводить самостоятельно. Ведь их никто лучше вас самих не знает. Если же сами вы с ними справиться не можете, тогда за помощью допустимо и даже желательно обратиться к психологу. Именно ему проще и легче всего помочь вам в ваших трудностях. Вам предельно важно лишь признаться себе в том, что какие-то проблемы у вас все же имеются.

Настройте себя на борьбу со столь негативной зависимостью. Те люди, которые зависят от мнения кого-то другого, на самом деле больше всего боятся неодобрения окружающих. Именно данный фактор пугает человека сильнее всего. В итоге человек подвергается постоянным нравоучениям. Но страшно даже не это. Страшно то, что человеку кажется, будто эти нравоучения справедливы и вполне обоснованны в отношении него.

Психологи рекомендуют проговаривать суть своих страхов вслух. Так справиться с ними будет намного проще. Избавление от любой зависимости должно проходить постепенно. Вам важно настроить себя на такое избавление, тогда общественное мнение уже не будет диктовать вам свою волю, и вы обретете свободу и гармонию души.

Личность - продукт культурной, а не биологической эволюции. Поэтому можно предположить, что именно общество, а не при­рода, оказывает на личность максимальное влияние. Так оно и есть. Общество способно влиять на личность или подавляя, или развивая ее. Агентов влияния иначе называют агентами социали­зации. С самим процессом социализации и воспитания мы стал­кивались в курсе обществознания для 8-9-го классов, но о том, кто и как социализирует человека, еще не говорили.

Социализация представляет собой процесс усвоения культур­ных норм и освоения социальных ролей. Он означает превращение человека в социального индивида, зрелую разновидность которо­го именуют личностью. Тема социализации находится на пересе рении двух наук - психологии и социологии, и обе они внесли за­метный вклад в ее изучение.

Живые организмы составляют естественную иерархию. Все их многообразие можно расположить на лестнице видов, от самых простых до самых сложных. Чем сложнее организм, тем дольше приходится ему приспосабливаться к окружающей среде. Насеко­мые рождаются уже взрослыми, т. е. готовыми нормально функ­ционировать в своей экологической нише. Высшим организмам приходится труднее. Природа позаботилась о том, чтобы выде­лить специальный период времени, в течение которого новорож­денный обучается и приспосабливается к взрослому миру. Этот период называется детством. У птиц оно длится один сезон, у тигров, слонов и обезьян - несколько лет. Чем выше животное стоит на лестнице видов, тем продолжительнее период детства.

Чем выше животное стоит на лестнице видов, тем продолжительнее период детства.

У человека период подготовки к взрослой жизни является самымзатянутым. Раньше считалось, что он ограничивается детством, сегодня в него включают юность и молодость. Треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров - в мире общественных отношений. Такой экологической ниши нет ни у одного из видов. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек обучается и переобучается всю свою жизнь. Таковы требования современного общества.

В. пределах человеческой истории на удлинение детства серьез­но влиял переход от одного хозяйственного уклада к другому.

Собирательство требовало наименьшего времени обучения. Пе­реход к созданию запасов пищи и их хранению увеличил сроки обучения. Переход от собирательства к охоте потребовал еще большего увеличения родительского вклада в обучение и защиту потомства. Теперь уже успех выживания напрямую зависел от ус­пехов обучения.

Другой фактор удлинения детства - возникновение семьи. Появ­ление моногамии - устойчивого брачного союза самца и самки на период выращивания хотя бы одного выводка - вызвано было тем, что самка в одиночку не могла сохранить потомство: добы­вать пищу, охранять территорию от врагов, передавать знания. Отсюда произрастает институт отцовства и начинается история социализации в полном смысле слова. Ее нижняя граница - воз­никновение института отцовства и на его основе формирование института родительства. Завершилась история инстинктов, нача­лась история институтов.



Отсюда берет свое начало и общественное разделение труда, так как исторически первая его форма относится не к сфере про­изводства, как мы привыкли думать, а к сфере воспитания потом­ства. Женщина обеспечивает вынашивание плода, выкармлива­ние младенца грудью и психофизиологический уход за ребенком. Отец подключается к воспитанию позже, но обучает детей всей сумме необходимых для жизни в обществе знаний.

Очень многое человек наследует не только от своих далеких животных предков, но и от своих непосредственных предков - ро­дителей и их родителей. Человеческое существо, рождаясь более беспомощным, нежели детеныши животных, тем не менее гораздо больше подготовлено к усвоению социального опыта. Если бы это было иначе, то вряд ли удалось бы научить его логическому мышлению и символическому языку. Ведь не может же этому обу­читься обезьяна, несмотря на все старания ученых.

Степень биологически закрепляемой социальной готовности человека очень высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Одна­ко некоторые ученые предполагали, что, поскольку все необходи­мое для социализации заложено в генах, человек останется самим собой, в какую бы среду его ни поместили. Их уверенность поко­лебала встреча с так называемыми феральными людьми.

Феральные люди - существа, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных. Термин придумал в XVIII в. шведский ученый К. Линней. Одичавших, не ©цивилизо­ванных людей называют еще «маугли» и «детьми джунглей». Из социологов первым изучил их американец Д. Кингсли. В 1940 г. в Индии были обнаружены две девочки - восьмилетняя Камала и полуторагодовалая Амала, воспитанные волками. В 1938 г. в Пенсильвании обнаружили пятилетнюю девочку Анну. Все трое име­ли нормальные биологические предпосылки к успешной социали­зации, но были изолированы от нормальной социальной среды.

У них отсутствовала связная речь, мышление, человеческие чувства. Дети, найденные в логове зверей, были хорошо приспо­соблены к передвижению на четырех ногах; притрагиваясь к еде - мясу или молоку, они предварительно ее обнюхивали; испытывая жажду, они облизывали зубы; дети испытывали сильный страх перед огнем и никогда не смеялись. «Маугли» доказали, что ос­тавленный на произвол судьбы человек перестает быть челове­ком. Ему не помогает запас генов, унаследованных от родителей.

Когда детей-зверенышей возвратили в общество, они смогли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной ре­чью, состоящей из 30 слов. «Изолянты» так и не научились дру­жить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человече­ском обществе они прожили не более 10 лет.

Феральные люди не могут стать полноценными членами обще­ства потому, что социализация началась у них слишком поздно. Социализация - процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество. Обнаруживаются случаи раннего взросления людей, особенно если их жизнь была богата событиями: в детстве лишились родителей, рано пошли трудиться, познали лишения, невзгоды судьбы. Тем не менее это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить про­цесс социализации в целом нельзя. Как вы думаете, почему?