Реальные истории из жизни днепровского автомеханика. Записки автомеханика: почему я не люблю новые машины Автомеханик роман нашел новую работу

Каждая профессия чем-то привлекательна. Юрист, стюардесса, графический дизайнер, водитель такси… Все они имеют за плечами багаж разнообразных историй и интересных случаев. Сегодняшний собеседник «Вістей» — владелец небольшой автомастерской, обычный механик. Впрочем, и ему, кроме рутинных будней, есть что вспомнить.

СОВЕСТЬ ЧИСТА

Автомеханик Сергей трудится в автосервисах Днепра более 20 лет. На его счету — тысячи отремонтированных машин и благодарных клиентов. Несколько лет назад мужчина открыл свою небольшую автомастерскую. Он — человек предельно скромный, и беседовать с прессой согласился только на условиях анонимности.

«Однажды на СТО приехал парень лет двадцати, — рассказал Сергей. — У водителя Audi было сомнение в надежности тормозов, и поскольку предстояла поездка в Киев, тот намеревался поменять диски. Ситуация не отличалась бы от множества других, если бы манера общения молодого человека не была, мягко говоря, грубой. Он приказным тоном велел быстро установить новые диски, и не сразу смог понять, что при СТО нет магазина, а нужные детали необходимо предоставить. Разобраться помог подоспевший через полчаса отец — солидный мужчина лет пятидесяти. Они с сыном привезли тормозные диски. Однако, когда я начал работу, понял, что ставить новые нет смысла — нужно было только почистить и подтянуть те, что были. Когда возвращал заказчикам их диски в упаковке, отец, не скрывая удивления, сказал: «А ведь вы могли бы забрать их себе и сказать, что поменяли».

«У людей с годами сложился стереотип, — отмечает собеседник, — что сотрудники автосервиса обманывают и приворовывают. Мне спокойный сон дороже. Тем более, жизнью своей доволен, на все необходимое денег хватает. Кто-то, возможно, обманом и больше иногда зарабатывает, зато у меня от постоянных и новых клиентов отбоя нет, еще и получаю щедрые премиальные за добросовестную и ­быструю работу».

ЛЮБОВЬ СЛУЧАЕТСЯ

Что интересно, порядочность Сергея и доверие клиентов не только влияют на заработок, но и однажды посодействовали созданию его собственной семьи. Десять лет назад поздно вечером раздался звонок его мобильного телефона. В трубке — встревоженный голос девушки, которая как-то приезжала делать плановое ТО своего Volkswagen. Она возвращалась из командировки, и в центре Павлограда оторвалась рулевая тяга. Вариант доверить машину местному автосервису Оксану не устраивал. Ей предлагали оставить машину, а самой возвращаться в Днепр на такси или поселяться в гостиницу. Сумму же за ремонт называли неподъемную…

«Не буду лукавить, — признался Сергей, — поехал спасать девушку только потому, что испытывал к ней симпатию. На парня в грязной робе, с измазанными моторным маслом руками она, понятно, особого внимания не обратила. Надеял­ся, вдруг теперь меня заметит… В Павлограде был уже в первом часу ночи. Оксана ожидала в ближайшем круглосуточном кафе. Закрепив ее авто на прицепном лафете, мы на малом ходу поехали в Днепр. В дороге общались, и оказалось, что у нас много общих интересов. Она, как для девушки, хорошо разбирается в машинах, ей тоже нравится творчест­во «Битлз», она любит устраивать пикники на природе. Тогда между нами возникла симпатия, которая со временем переросла в нечто большее».

НЕБЛАГОДАРНОЕ ЧАДО

Еще одна история нашего собеседника — о неблагодарности одного из клиентов.

«У моей супруги Оксаны есть лучшая подруга Светлана. Они со школы были «не разлей вода». Света сама вырастила сына. С трудом накопила Диме на Subaru к окончанию вуза, расходы на содержание авто тот брал на себя. Как-то подруга попросила сделать Дмитрию плановое ТО с нереальной скидкой, так как сын никак не мог найти работу. Не хотел соглашаться, но супруга настояла. Я дал скидку в 70%, сделал все по высшему разряду.

И каково же было удивление, — с горечью в голосе сказал Сергей, — когда этот «сынок» на каждом углу начал рассказывать, что я ему завысил цену, работал долго и некачественно, еще и нахамил. К сожалению, Светлана не стала разбираться в ситуации и поверила выдумкам своего чада. Их дружба с моей женой испортилась. И только спустя время, когда Дима отдал машину на обслуживание в другой сервис, Светлане открылась истина. Она извинилась перед моей Оксаной, а ее сын нашел в себе силы попросить прощения у меня».

ДАМЫ ЗА РУЛЕМ

Немало в работе Сергея и курьезов, многие из которых связаны с представительницами прекрасного пола. Как-то к нему обратилась девушка с просьбой отремонтировать фары. Сообщила, что планировала пораньше приехать на экзамен. В авто села еще до рассвета, но включить фары не удалось. Ехать в темноте она не рискнула, но пока ждала восхода — уснула прямо за рулем. Экзамен был пропущен, и ничего не оставалось, как ехать в автосервис…

«Я осмотрел машину и сразу установил причину отсутствия света, — рассказал владелец автомастерской, — обе фары грубо вырваны из своих гнезд вместе с проводами. Девушка была крайне удивлена. Она даже не подозревала, что существует такого рода воровство. А когда ее друг привез новые фары, рассказала нам анекдот: «Приезжает на дорогой иномарке блондинка. Жалуется автослесарю, что машина то дергается, то глохнет… Уже дюжину мастерских объездила, и везде почему-то отказывались даже делать диагностику. После очередного отказа блондинка сама заглянула под капот и обнаружила записку: «Она, глупая, ездить не умеет. Я платить не буду. Муж».

ЭФФЕКТНОЕ ПРОБУЖДЕНИЕ

Еще наш собеседник рассказал о забавном случае, произошедшем с его коллегой Семеном лет пять назад. «Все началось с того, что у него родилась двойня. Радости, конечно, не было предела — шумно праздновали появление на свет Дианы и Максимки. Когда началась рутина и бессонные ночи, Семен в перерывах дремал прямо на работе, на стуле. Сотрудники и начальник относились к этому с пониманием, но поощрять такое, разумеется, не могли. Сему это не остановило, и он продолжил спать во время обеда, но уже на задних сидениях авто, которые находились на ремонте. Как-то один из клиентов забрал свой BMW раньше времени. Но никто не знал, что новоиспеченный отец дремлет именно там. Но это еще не все! В какой-то момент Семен проснулся, и водитель вдруг увидел того в зеркале заднего вида. Владелец авто, конечно, хорошенько перенервничал от такой неожиданности, но жаловаться не стал — ведь у него самого трое детей…».

ЕКАТЕРИНА ЧЕРЕДНИЧЕНКО

Итоговая контрольная работа по обществознанию 10 класс

Инструкция по выполнению работы

На выполнение итоговой контрольной работы по обществознанию отводится 180 минут. Работа состоит из 2 частей, включающих 20 заданий.

Часть 1 содержит 13 заданий с выбором ответа. Часть 2 состоит из текста и 4 задания к нему и 3 задания с развернутым ответом.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Ответами к заданиям 1-13 являются слово (словосочетание), цифра или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тексте работы. Каждый символ пишите в отдельной позиции в соответствии с приведёнными в бланке ответами.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика форм духовной культуры

ХАРАКТЕРИСТИКА

Взгляды и представления людей, основан­ные на вере в сверхъестественное Сфера ценностей (оценок) и норм (правил), регулирующих жизнь с позиций гуманизма, добра и справедливости

Ответ:____________________ .

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой методы научного познания мира.



1) наблюдение; 2) ощущение; 3) суждение; 4) выдвижение гипотезы; 5) проведение эксперимента; 6) эмпирическое описание.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: ______________________________________________

4. Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.

2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.

3) Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности.

4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.

5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

Ответ: ____________________________________________________.

5. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

6. В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образовании? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) увеличение количества учебных предметов

2) сокращение времени изучения естественных наук

3) ориентация на интересы и склонности ученика

4) применение технологий, сберегающих здоровье

5) уделение особого внимания нравственному воспитанию

6) компьютеризация образовательного процесса

Ответ:_____________________ .

7. Выберите верные суждения об отличительных чертах рыночной экономики и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Государство осуществляет централизованное распределение ресурсов.

2) Цены на товары и услуги определяются соотношением спроса и предложения.

3) Предприятиям приходится решать проблему ограниченности ресурсов.

4) Производители товаров и услуг конкурируют за спрос потребителей.

5) Каждый вправе свободно распоряжаться своими способностями и имуществом для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности.

Ответ:_____________________ .

8. Установите соответствие между примерами и видами издержек фирмы в краткосрочном периоде: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ ИЗДЕРЖЕК

A) оклады администрации 1) постоянные
Б) сдельная оплата труда наёмных 2) переменные

работников

B) арендная плата за помещение
Г) приобретение сырья

Д) проценты по кредитам

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

9. Владельцы фирмы «Солнышко» планируют расширение своего предприятия. Что из приведённого в списке они могут использовать как источники финансирования бизнеса? Запишите цифры , под которыми они указаны.

1) привлечение кредитов

2) налоговые отчисления

3) повышение производительности труда

4) прибыль от реализации продукции предприятия

5) совершенствование производственных технологий

6) выпуск и размещение акций предприятия

Ответ:_____________________

10. В ходе социологического опроса 23-летних работающих юношей и девушек страны Z им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Половина юношей работают для того, чтобы обеспечить материальное благополучие себе и своей семье.

2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.

3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей.

4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.

5) Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.

Ответ: __________________________________________________________

11. Выберите верные суждения о функциях политической партии в демократическом обществе и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Политические партии участвуют в организации, подготовке и проведении парламентских выборов.

2) Политические партии участвуют в судопроизводстве.

3) Политические партии мобилизуют граждан на осуществление политических действий.

4) Политические партии участвуют в формировании правоохранительных органов.

5) Политические партии проводят организационные мероприятия среди партийного актива.

Ответ: _________________________________________________________

12. Конституция провозглашает Z демократическим федеративным государством

с республиканской формой правления.

Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного

(территориального) устройства Z? Запишите цифры , под которыми они

1) регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной основе

2) двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство регионов

3) включение в состав государства нескольких государственных образований, каждое из которых обладает определённой собственной компетенцией

4) действие конституций субъектов при верховенстве общей конституции

5) наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан

6) политический плюрализм

Ответ: ____________________________________________________________

13. Автомеханик Роман нашёл новую работу по специальности. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Что ещё согласно Трудовому кодексу РФ Роман должен предъявить работодателю? Запишите цифры , под которыми указаны соответствующие документы.

1) свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение

2) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

3) паспорт гражданина РФ

4) налоговое уведомление

5) диплом о профильном образовании

6) выписку из финансово-лицевого счёта

Ответ: ___________________________________________________________

Часть 2

Для записи ответов на задания этой части (14-22) используйте отдельный бланк. Запишите сначала номер задания (14, 15 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 14-17.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. Клиффорд Гиртц называет культуру «системой регулирующих механизмов, включающей планы, рецепты, правила, инструкции... которые служат для управления поведением». Он считает, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы: «Не обусловленное моделями культуры (системами значимых символов) поведение человека стало бы практически неуправляемым, оно сводилось бы к спонтанным бессмысленным поступкам и безудержным эмоциям, у человека практически не мог бы сформироваться опыт».

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишёнными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию...

Если культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать её репрессивной? Именно так считал Зигмунд Фрейд. Он исследовал конфликт между культурой (или «цивилизацией») и инстинктивным началом человеческой натуры. Часто культура действительно подавляет побуждения человека, главным образом сексуальные и агрессивные. Но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются...

Но, учитывая важность влияния культуры на поведение людей, мы не должны вместе с тем преувеличивать её возможности. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельные биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно так же существует предел знаний, которые может усвоить человеческий мозг...

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определённые участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

14. Какое определение культуры приведено автором? Как в тексте объясняется положение о «репрессивном» характере культуры?

15. Назовите три причины, которые, по мнению автора, ограничивают «способность культуры управлять человеческим поведением». Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё одну причину, не указанную в тексте.

16. Какие три результата социализации названы в тексте? Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите пример того, какое социализирующее воздействие необходимо для достижения каждого из этих результатов.

17. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения высказанной в тексте мысли о том, что без культуры люди были бы полностью дезориентированы.

18. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.

19. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания приобретения права собственности, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

20. В своде обычного права средневековой Франции указывалось: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния. Первое - это знатное. Второе - состояние свободных по происхождению людей, рождённых свободной матерью. Третье - крепостное состояние людей. Между правами дворян и других людей существует большая разница».

Какая сфера общественной жизни отражена в этих правовых установлениях? Какой исторический тип стратификации зафиксирован этими нормами? Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия стратификации современного общества.

21. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

«Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне) - Экономика

«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев) -Социология

«Разделяй и властвуй» - мудрое правило, но «объединяй и направляй» ещё лучше». (И.В. Гёте) – Политология

«Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони) - Правоведение

22. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Налоги и их воздействие на экономику страны». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задача №1

(А) Международный валютный рынок представляет собой совокупность операций по купле-продаже иностранной валюты, и предоставлению ссуд на конкретных условиях. (Б) Тысячи участников рынка - банки, брокерские фирмы, инвестиционные фонды, финансовые и страховые компании - в течение 24 часов в сутки покупают и продают валюту, заключая сделки в течение нескольких секунд в любой точке Земного шара. (В) Объединенные в единую глобальную сеть спутниковыми каналами связи с помощью совершеннейших компьютерных систем, они создают оборот валютных средств, который в сумме за год всегда превышает общий годовой валовой, национальный продукт любого государства мира, а то и всех. (Г) Однако это кажется рискованным предприятием. (Д) В международной валютной системе несомненно сегодня происходят изменения самые интересные и ранее немыслимые.

  1. фактический характер
  2. характер оценочных суждений

Задача №2

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Международный Банк Реконструкции и Развития, более известный как Всемирный банк - один из крупнейших в мире источников помощи в целях развития. (Б) Его основная цель заключается в оказании помощи беднейшим группам населения и беднейшим странам. (В) Видимо во Всемирном банке работают гуманные и понимающие люди. (Г) Всемирный банк был основан в 1945 году с первостепенной задачей оказания помощи Западной Европе в восстановлении после Второй мировой войны. (Д) Если бы этот банк появился раньше, возможно, было бы спасено больше граждан, умерших от голода во время Великой Отечественной Войны.

Определите, какие положения текста носят

  1. фактический характер
  2. характер оценочных суждений
  3. характер теоретических положений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Задача №3

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Организация Объединённых Наций, ООН - международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами. (Б) Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. (В) Дата вступления Устава ООН в силу (24 октября) отмечается как День ООН. (Г) Плохо, что о дне организации ООН почти не знают. (Г) Разве можно назвать человека образованным, если он не знает такой даты?

Определите, какие положения текста носят

  1. фактический характер
  2. характер оценочных суждений
  3. характер теоретических положений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Задача №4

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Девиантным поведением является устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм. (Б) Видимо, такое поведение кажется опасным (В) Однако такое поведение может рождать сверхталантливых или иных людей, обладающих уникальными полезными качествами. (Г) Авторы-фантасты порой используют обычное гуманное поведение как девиантное в описанных ими антиутопиях. (Д) Так Рэй Брэдбери девиантным показывает чтение в «451 градус по Фаренгейту».

Определите, какие положения текста носят

  1. фактический характер
  2. характер оценочных суждений
  3. характер теоретических положений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Задача №5

Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Социальная мобильность - изменение индивидом или группой своего статуса, переход в другую группу. (Б) В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. (В) Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную. (Г) Понятие выделено в тот период, когда общество еще не понимало его значение. (Д) Термин «социальная мобильность» не способны понять дети до 14 лет.

Определите, какие положения текста носят

  1. фактический характер
  2. характер оценочных суждений
  3. характер теоретических положений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Формы территориального устройства

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) Потребность в признании со стороны других людей 2) стремление карьерного роста 3) социальная потребность 4) потребность в поддержке близких людей 5) потребность в общении.

3

Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют динамичный характер общества.

1) развитие, 2) статичность, 3) регресс, 4) спад, 5) прогресс, 6) системность.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

Выберите верные суждения о трудовом договоре.

1. Трудовой договор составляется на основе норм гражданского права.

2. Трудовой договор определяет обязанности работника.

3. Трудовой договор не может ухудшать условия труда, предусмотренные действующим законодательством.

4. Предметом трудового договора выступает результат труда.

5. Трудовой договор действует сроком не более 1 года.

5

Установите соответствие между характеристикой республиканской формы правления (обозначено буквами) и видом республики (обозначено цифрами).

6

Искусство отличается от других форм духовной культуры. Какие особенности искусства?

1. Произведения искусства являются эстетическим отражением окружающего мира.

2. Искусство направлено на практическое освоение окружающего мира.

3. Произведения искусства предназначены для улучшения качества повседневной жизни человека.

4. Искусство призвано решать фундаментальные мировоззренческие проблемы.

5. Искусство оказывает эстетическое воздействие на личность.

6. Главной целью искусства является поиск истины.

7

Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Золотовалютные резервы государства хранятся в нескольких коммерческих банках.

2. Центральный банк монопольно осуществляет эмиссию денег.

3. Центральный банк устанавливает уровень инфляции.

4. Центральный банк финансирует производство.

5. Коммерческие банки выдают кредиты физическим лицам и предприятиям.

8

Установите соответствие между примером (обозначено буквами) и фактором производства (обозначено цифрами).

9

В стране Х выборы в парламент проводятся по смешанной избирательной системе. Какие особенности этой избирательной системы?

1. выборы проходят по мажоритарным округам

2. большинство мест в парламенте получают представители партий-победителей

3. депутатами избираются те, кто преодолел определенный процентный барьер

4. выборы происходят и по партийным спискам, и по территориальным округам

6. на избирательном участке избиратель получает два бюллетеня

10

Среди школьников региона был проведен опрос о том, что можно назвать добрым делом. Результаты опроса (в процентных показателях) представлены в таблице.

Проанализируйте полученную информацию. Какие выводы можно сделать на основании таблицы?

1. Наибольшее число опрошенных считают добрым делом заботу о пожилых людях.

2. Среди опрошенных тех, кто считает добрым делом заботу о детях, больше, чем тех, кто считает добрым делом любую бескорыстную помощь.

3. Равные доли опрошенных считают добрым делом любую бескорыстную помощь и борьбу с социальной несправедливостью.

4. Каждый пятый учащийся считает добрым делом все, что сделано от чистого сердца.

5. Каждый десятый опрошенный школьник считает добрым делом помощь людям, оказавшимся в беде.

11

Выберите верные суждения, которые иллюстрируют права налогоплательщика в Российской Федерации.

1. Уплата законно установленных налогов

2. Проведение в предусмотренных законом случаях в установленном порядке учета доходов и расходов.

3. Получение отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством.

4. Предоставление налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов документов и сведений.

5. Обжалование в установленном законом порядке решения налоговых органов и действия их должностных лиц.

6. Предоставление информации налоговым органам в десятидневный срок о принятом решении по ликвидации (реорганизации) юридического лица.

12

Школьникам и их родителям в городе С был задан вопрос: «От каких факторов зависит уровень развития образования в современном мире?». Полученные данные представлены в диаграмме.

Факторы, влияющие на уровень развития образования

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы?

1. Развитие образования в большей степени зависит от существующей в стране системы законодательства.

2. На уровень развития образования одинаково влияет правовая система и семейное воспитание.

3. Семейное воспитание не имеет весомого влияния на уровень развития образования.

4. Каждый восьмой из опрошенных не смог определиться с ответом.

5. Большинство опрашиваемых респондентов уверены, что развитие образования напрямую связано с экономическим уровнем жизни общества.

13

Выберите верные суждения о харизматической власти.

1. Харизматическая власть основывается на традициях и обычаях.

2. Для харизматической власти характерно приписывание лидеру исключительных качеств.

3. Харизматическая власть не имеет стабильного и долговременного характера.

4. Такая власть основывается на рациональных правилах поведения.

5. Харизматическая власть основана на юридических нормах, которые необходимо выполнять.

14

Установите соответствие между признаком (обозначено буквами) и видом социальных норм (обозначено цифрой).

15

Расходы государства Q в текущем году превысили размер собранных поступлений от налогов и пошлин. Какие из приведенных признаков подтверждают данные выводы?

1. увеличилась производительность труда на предприятиях всех форм собственности

2. возросло число частных предприятий

3. возник дефицит государственного бюджета

4. снизились потребительские расходы

5. увеличилось количество зарубежных инвесторов

6. правительство повышает акцизы на некоторые товары

16

Какие виды договоров обязательно должны быть заверены нотариально?

1. брачный договор

2. покупки-продажи бытовой техники

3. договор подряда

4. договор ренты

5. договор мены

17

Вам предложено подготовить презентацию о системе российского права. Что из перечисленного может быть включено в слайд «Гражданское право»? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие положения.

1. К числу источников права относят обычаи (обычаи делового оборота).

2. В отличие от других отраслей, имеет один источник права, в котором обозначены все виды преступлений как наиболее опасных противоправных деяний людей.

3. Взаимоотношения сторон выстраиваются на основе следующих принципов: равенство сторон, имущественная самостоятельность, независимость, автономность воли.

4. К видам наказания за нарушения норм этой отрасли права относят ограничение свободы, обязательные работы.

5. Одна сторона правоотношений, регулируемых этой отраслью, часто наделена государственно-властными полномочиями по отношению ко второй стороне.

6. К числу объектов прав относят нематериальные блага.

18

Правительство государства S проводит политику протекционизма. Какие нетарифные методы могут быть использованы для защиты отечественного производителя?

1. таможенные тарифы

2. квотирование

3. демпинг

4. таможенные пошлины

5. эмбарго

6. лицензирование

19

Автомеханик Роман нашёл новую работу по специальности. Для заключения трудового договора он принёс документы воинского учёта и трудовую книжку. Что ещё согласно Трудовому кодексу РФ Роман должен предъявить работодателю? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы.

1. свидетельство о регистрации права собственности на жилое помещение

2. страховое свидетельство государственного пенсионного страхования

3. паспорт гражданина РФ

4. налоговое уведомление

5. диплом о профильном образовании

6. выписку из финансово-лицевого счёта

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

Банковский кредит - денежная сумма, выдаваемая банком на определенный срок на условиях возвратности и оплаты установленного в договоре ______ (А). В договоре между банком (кредитором) и гражданином (заемщиком) указывается сумма кредита, его цель, срок возврата, процент, уплачиваемый банку за кредит, ______ (Б) денег банку. Процент - это цена, уплачиваемая собственнику денег за использование ______ (В) в течение определенного времени. Погашение кредита может быть единовременным или в рассрочку; как правило, платежи делаются ежемесячно. Кредит частным лицам предоставляется в двух основных формах: личные займы (без указания цели займа), выдаваемые обычно под личную подпись и с рассрочкой платежа, и ______ (Г). Наиболее распространенный в мире вид кредитования граждан - потребительский кредит. Он предоставляется банком гражданам для приобретения потребительских товаров с рассрочкой платежа. Кредит позволяет активно использовать свободные средства одних для нужд других. Кредитные ______ (Д) являются наиболее доходной статьей банковского бизнеса, но при этом и рискованной. Существует возможность не возврата ссуды, неуплаты процентов, нарушение сроков возврата кредита. Банки стремятся снизить эти риски и ведут поиск и разработку эффективных методов оценки ______ (Е) заемщиков.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. операции

2. государство

3. кредитоспособность

4. процента

5. потребительский кредит

6. ликвидность

7. гарантии возврата

8. окупаемость

9. заемные средства

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

«Термин «тоталитаризм» применяется в трёх аспектах: 1) политико-идеологическом: так, в условиях холодной войны концепция тоталитаризма использовалась для обоснования противостояния двух политических систем; 2) эмоционально-оценочном: СМИ и обыденное сознание пользуются им для отрицательной оценки самых разных сторон жизни; 3) научном. Употребляемое столь интенсивно, это понятие само требует точного научного определения. В противном случае популярный ныне термин «тоталитаризм» рискует превратиться в словесный трафарет, который не столько объясняет, сколько запутывает содержание политической ситуации нашего недавнего прошлого и лишь пополнит длинный ряд словесных штампов. Своё, ставшее классическим в западной политологии, определение тоталитарного режима предложили Карл Фридрих и Збигнев Бжезинский в своей книге «Тоталитарная диктатура и автократия» (1956 год). Они выделили 6 базовых критериев тоталитаризма, которые получили название «тоталитарного синдрома»:

1) единственная массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером и вбирающая в себя относительно небольшую часть населения (до 10%),  чьё ядро непоколебимо предано идеологии; эта партия организована по олигархическому принципу и, как правило, либо стоит над бюрократической государственной организацией, либо полностью с ней переплетена;

2) официальная идеология, охватывающая все жизненно важные аспекты человеческого существования и которая должна признаваться всеми;

3) монополия на СМИ;

4) монополия на все средства вооружённой борьбы;

5) система террористического полицейского контроля, направленного не только против «врагов» режима, но и против произвольно выбираемых групп и классов, населения;

6) централизованная система контроля и управления экономикой.

Несмотря на то, что данное определение считается классическим, вопрос о том, являются ли выделенные признаки обязательными для признания режима тоталитарным, достаточны ли они для исчерпывающей характеристики феномена тоталитаризма, до сих пор вызывает споры. Не совсем обоснованным представляется выделение в качестве критерия именно тоталитарного режима такого признака как монополия на все средства вооружённой борьбы. На наш взгляд, любой политический режим имеет такие вещественные придатки, как армия, полиция, органы государственной безопасности и стремится к полному контролю над ними.

Считаем правомерным также классифицировать тоталитарные режимы на умеренные и жёсткие. Главное отличие умеренного тоталитаризма от жёсткого заключается в том, что при первом частная собственность не упраздняется, осуществляется лишь частичная национализация и конфискация собственности противников режима; более того, крупная частная собственность становится основой быстро растущего военно-промышленного комплекса. Напротив, жёсткий тоталитаризм построен на основе полного обобществления, то есть национализации и конфискации, всей частной собственности. Умеренный тоталитарный режим занимается экономической и производительной деятельностью лишь в виде исключения и только в стратегически наиболее важных отраслях военной промышленности. Для социалистической тоталитарной системы производство и распределение составляют её основную функцию».

(По материалам работы А. А. Шанина «Тоталитарный режим» )

Показать ответ

Названы аспекты: 1) политико-идеологический, 2) эмоционально-оценочный, 3) научный.

Дано объяснение: термину нужно дать научное определение, так как в противном случае он станет «словесным трафаретом».

Показать ответ

  • Авторы: К. Фридрих и 3. Бжезинский;
  • Критерии: 1) единственная массовая партия; 2) официальная идеология, признаваемая всеми; 3) монополия на СМИ; 4) монополия на все средства вооружённой борьбы; 5) система террористического полицейского контроля; 6) централизованная система контроля и управления экономикой.

Аргументы:

1. любой политический режим имеет такие вещественные придатки, как армия, полиция, органы государственной безопасности;

2. любой режим стремится к полному контролю над армией, полицией, органами госбезопасности;

3. любой режим применяет все формы насилия, если находит это целесообразным и в состоянии руководить силовыми структурами для защиты своих интересов.

Выпишите из текста предложение, которое указывает на создание автором текста своей классификации тоталитарных режимов. Назовите два основных отличия названных автором текста разных видов тоталитарных режимов. Приведите два примера тоталитарных режимов, существовавших в прошлом или существующих в настоящее время.

Показать ответ

  • «Считаем правомерным также классифицировать тоталитарные режимы на умеренные и жёсткие».
  • Основные отличия: 1) умеренный тоталитарный режим сохраняет частную собственность - жёсткий тоталитарный режим ликвидирует частную собственность, 2) проводит частичную национализацию (конфискацию) частной собственности - жёсткий тоталитарный режим проводит полную национализацию частной собственности; 3) опирается на крупный капитал и ВПК - опорой жёсткого тоталитаризма является государственная собственность; 4) умеренный - занимается экономической деятельностью только в случае крайней необходимости, а для жёсткого - это основной вид деятельности (функция);
  • Примеры тоталитарных режимов: гитлеровская Германия 1933-1945 гг.; сталинский режим в СССР; современный режим в КНДР.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «индивидуальный трудовой спор»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно о нормативных документах, определяющих порядок урегулирования, а другое - пример индивидуального трудового спора.

Показать ответ

  • Индивидуальный трудовой спор - это разногласия, возникающие между работником и работодателем по вопросам применения законодательства и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде.
  • Индивидуальный трудовой спор урегулируется в соответствии трудовым законодательством РФ (законами Российской Федерации); 2) спор по вопросу установления или изменения индивидуальных условий труда; спор в случае отказа в приёме на работу; спор в случае незаконного (оспариваемой законности) увольнения.

Все нормы права закреплены в источниках права. Источники права - это то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. Назовите три источника права, каждый из них проиллюстрируйте примером.

Показать ответ

  1. Нормативный правовой акт установленной формы. Например, закон об образовании, принятый Государственной думой РФ.
  2. Подзаконный акт. Например, постановление Правительства Российской Федерации, детализирующее применение закона.
  3. Нормативный договор. Например, договор между двумя государствами о сотрудничестве в какой-либо сфере.
  4. Правовой прецедент. Например, случай или событие, которое имело место в прошлом и является примером или основанием для принятия решения в настоящем.
  5. Правовой обычай. Например, исторически сложившиеся правила поведения, впоследствии включённые в закон.
  6. 3) Конституционные принципы избирательного права:

    а) всеобщность избирательного права;

    б) равное избирательное право;

    в) прямое избирательное право;

    д) добровольность участия в выборах.

    4) Порядок выборов Президента РФ.

    5) Законодательное регулирование выборов в Государственную Думу РФ.

    6) Выборы в органы местного самоуправления.

    Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

    Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

    Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

    При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

    29.1. Философия «Живи и жить давай другим». (Г. Р. Державин)

    29.2. Экономика «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и лёгкость передвижения людей и товаров». (Френсис Бэкон)

    29.3. Социология, социальная психология «Я побеждаю своих врагов тем, что превращаю их в друзей». (Авраам Линкольн)

    29.4. Политология «Чем больше чувство ответственности, тем.меньше жажда власти». (Стефан Гарчиньский)

    29.5. Правоведение «Где право, там средство его защиты». (Латинское изречение)