Подростковая культура и ее особенности. Способы развития культуры личности подростка в современном обществе В чем заключается культура подростков

Сущность понятия «субкультура молодежи»

Субкультура представляет собой довольно большую часть общей культуры. Она обладает отличительными признаками, которые делают ее особой. Также каждая субкультура отличается от иных, и это, в свою очередь, определяется ее формой и внутренним содержанием. Каждое неформальное объединение имеет свои особые правила, которым обязаны подчиняться участники субкультуры.

Замечание 1

Субкультура молодежи – это группа, отрицающая нормы и ценности общепринятой культуры, которая царит в обществе и имеет абсолютное господство.

Некоторые люди довольно негативно относятся к субкультурам, но тем не менее, не каждая из них опасна для общества, поэтому нельзя говорить об абсолютном негативном влиянии. Практически любая социальная группа имеет свои взгляды на жизнь, что и отличает ее от остальных. Интересы определяются полом участников, их возрастом, увлечениями, уровнем образования, профессиональным статусом.

Что касается подростковой субкультуры, то она выделяется лишь неформальным поведением, которое свойственно тинейджерам. Будучи детьми, они испытывают зависимость от родителей, но вступая в подростковый возраст, молодые люди начинают испытывать интерес в самостоятельной жизни, вне зависимости от старшего поколения. Еще одна причина – проблемы взросления, конфликты в семье, в школе. Подростки не желают решать наиболее важные в их жизни проблемы, поэтому убегают и дома и ищут поддержку на стороне. Надевая на себя маску участника субкультуры, подростки прячутся, прячут свою неуверенность в будущем, в том, что они не могут реализовать собственные стремления, свое собственное «Я».

Среди наиболее распространенных субкультур среди молодежи можно выделить следующие:

  • Панки;
  • Хиппи;
  • Скинхеды;
  • Готы.

Замечание 2

Каждая из этих субкультур имеет довольно богатую историю и отражает те или иные интересы, которые есть в группах. Подростки начинают примерять на себя особую атрибутику, манеры поведения и общения. Все это происходит под влиянием других товарищей – тех людей, кто является организатором неформальной группы или со стороны наиболее опытных участников.

Также отметим, что каждая из перечисленных субкультур отражает определенные настроения их участников. Например, панки – это свободные от каких-либо обязательств люди, которые имеют эффектный внешний вид, и их не заботит мнение окружающих людей. Готы, наоборот, провозглашают культ депрессии. Черная одежда, темный, мрачный макияж, суицидальные наклонности – то, что отличает готов от других субкультур. Близкими им являются эмо, но и тут следует отметить различия во внешнем виде, а также в философии.

Влияние субкультуры на подростков

В современном обществе именно подростки достаточно сильно отличаются своим поведением и привычками, а также мировоззрением, которое весьма противоречиво. Нередко именно подростки становятся участниками каких-либо субкультур, или даже становятся инициаторами их созданиями. Влияние субкультуры на подростка и его психику – это одна из наиболее актуальных проблем, которая волнует социологов, а также родителей, педагогов и психологов.

Вступая в более осознанный возраст, подростки начинают искать самих себя, а также способы, чтобы проявить свое собственное «Я». Иногда они экспериментируют, и эти эксперименты оканчиваются не очень успешно. Но, тем не менее, они воспринимают это как личный опыт, который в дальнейшем накладывает свой отпечаток на их мировоззрение. поэтому в последнее время распространяются такие субкультуры, чьи нормы и ценности в большей степени отличаются от общепринятых в обществе. этим они вызывают беспокойство со стороны родителей, ведь и отец, и мать взволнованы о том, что влияние субкультуры на их ребенка будет исключительно негативным.

Замечание 3

Тем не менее, влияние может быть и положительным. Например, человек приобретает необходимые ему навыки, и в дальнейшем приспосабливается к другим людям. Но если субкультура носит негативный характер, то она проявляет именно те черты, с которыми преимущественно борются в обществе (криминал, вредные привычки, асоциальное поведение).

В субкультуре подросток реализует свои желания и мечты. Например, на фоне подростковой агрессии проявляется потребность в общении, понимании, друге. Удовлетворить ее можно лишь в том обществе, где люди также поддерживают те же интересы и стремятся к тому же, к чему стремится и данный человек. Если человек не принадлежит к неформальной группе, то к нему подростки проявляют подозрительность, отчужденность. В этом и выражается одна из черт субкультуры – так называемая «подростковая отчужденность».

Очень важна роль лидерства в неформальном объединении. Человек, который организовал свою неформальную группу, приобретает дополнительный авторитет в глазах сверстников. Поэтому они так сильно дорожат имеющимися у них возможностями, и, если кто-то из окружающих пытается лишить его этого, то они довольно агрессивно реагируют на всякие попытки.

Также, благодаря субкультуре подростки адаптируются к жизни. Попадая в новые условия, они могут примерять на себя несвойственные им роли, общаться с людьми, с которыми они вряд ли познакомились бы в повседневной жизни. В этом заключается преимущество субкультуры. К тому же, получая важные жизненные уроки, совершая ошибки, человек все еще остается в группе, где его понимают и поддерживают, что позволяет ему еще более вдумчиво относиться к свои мыслям, поступкам и возможным последствиям, к которым приводят действия.

Субкультура, как мы уже отметили, очень противоречива: она толерантна к своим участникам и единомышленникам, но при этом может пропагандировать нетерпимость и жестокое обращение с теми, кто не относится к неформальному объединению. Это может привести к вспышкам агрессии, и, в дальнейшем, к проявлению криминального поведения. Поэтому, даже если субкультура полностью независима, она должна контролироваться со стороны: родителями, социальными органами, государством.

ОЛЕСИНА Е.П. 1, МАЛЫШЕВ А.В. 2

1. К.п.н., ФГНУ «Институт художественного образования» Российской академии образования
2. К.э.н., исполнительный директор Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии

Аннотация:

В данной статье рассматриваются основные составляющие культуры личности подростка в современном обществе, необходимые для развития социально адаптированной единицы социума, способы, цели, задачи и средства формирования различных составляющих культуры личности – культуры общения, нравственно-духовной, художественно-эстетической, социально- психологической, перечисляются ведущие направления деятельности в этом проблемном поле, моделируются различные социально-исследовательские проекты, в рамках которых возможно решение поставленных задач, прогнозируются ожидаемые результаты по формированию у подростков тех или иных социально необходимых качеств, формирующих культуру личности.

Такие взаимосвязанные явления, как культура и общение находятся в постоянно
развивающейся взаимосвязи. Объяснить это можно тем фактом, что между этими двумя
категориям существует положительная корреляция – развитие одной из них
непосредственно приводит к развитию другой. Общение воспринимается как способ
бытия культуры, необходимое условие производства культурных ценностей.
Взаимопроникновение, интеграция понятий «культура» и «общение» образуют новое в
смысловом и функциональном плане понятие «культура общения».
Учитывая необходимость развития культуры личности подростка, в том числе и
культуры общения, следует достаточно четко сформулировать цели и задачи реализации
развития культуры общения, такие, как:
- повышение уровня эффективного общения;
- создание эмоционально благоприятных условий взаимодействия подростков
атмосферы принятия, доброжелательности, открытости и взаимопонимания,
психологической защищенности, плодотворной творческой самореализации, доверия;
- установление общности между подростками, командообразование;
- развитие социально-коммуникативных способностей подростка;
- формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку
зрения, аргументировать и отстаивать собственную позицию.
Участники процесса общения, т.е, подростки, должны учиться отстаивать свои
интересы и в то же время в нужной ситуации уметь пойти на компромисс, что
характеризует уровень культуры общения.
Подросткам необходимо познакомится с правилами критики, с культурой ведения
споров: для этого педагогами разъясняется ее необходимость в качестве обратной связи по
поводу того или иного поведения, обсуждается отличие критики и уничижения,
отрабатываются навыки слушать, не перебивая, и адекватно реагировать на критику,
способы противостоять уничижительными замечаниями.
В процессе развития культуры личности подростков могут широко применяться
дискуссионные методы, такие как:
- беседы, диспуты, правильно построенные споры (аргументы, тон, ораторское
искусство);
- метод групповой дискуссии;
- метод обсуждения нравственных проблем: осознание участниками последствий
выбора того или иного типа поведения, адекватного для окружающих и для
функционирования собственного «Я» в системе отношений.
Данные методы способствуют определению каждым участником своей точки
зрения, развитию культуры общения в целом, инициативы, умения пользоваться своим
интеллектом, помогают решать следующие задачи:
- обучать участников анализу реальных ситуаций, навыку отделять основное от
второстепенного, формулировать проблемы;
- прививать умение слушать и взаимодействовать с другими людьми;
- развивать навыки академических выступлений, способствовать освоению
бытового, неформального общения со сверстниками;
- моделировать сложные ситуации, демонстрировать характерную для большинства
проблем многозначность возможных решений.
Объектом дискуссионного обсуждения могут послужить реальные случаи, или
казусы, проблемы различного характера, ситуации межличностного взаимодействия,
ситуации морального выбора.
Одним из способов реализации поставленных задач и полем применения названных
выше методов могут послужить осуществляемые в подростковой среде исследовательские
проекты: «Культура общения», «Виды коммуникации» (по разным эпохам и странам),
«Реконструкция стилей общения, церемоний, ведения диспутов» и «Ораторское искусство
прошлого».
Подобные проекты предполагают исследовательскую деятельность, связанную и с
поиском информации в Интернет-пространстве, и в библиотеках, архивах, и с
интервьюированием представителей старших поколений, прослушивание редких аудио-
записей великих ораторов, мастеров слова и т.п.; подготовку презентаций проектов и
театрализованных постановок- реконструкций.
Говоря о развитии культуры личности подростка, необходимо также упомянуть о
развитии художественно-эстетической составляющей культуры личности, которая
непосредственно влияет на развитие эмоциональной культуры, культуры рефлексии и
рефлексии культуры.
Л.Н. Коган видит в художественной культуре степень реализации сущностных сил
социального субъекта в художественном освоении действительности . Ю.Б. Борев
обращает внимание на специфику искусства, которое вовлекает аудиторию в выработку
эстетических идей и заставляет читателя, зрителя, слушателя интериоризировать
художественные идеи в личной форме .
Необходимость развития эстетической культуры личности подростка обусловлена
значимостью этого процесса для развития культуры личности подростка в целом, а также
современной социокультурной среды, ее разнообразием. Развитие эстетической культуры
личности подростка означает развитие их эмоциональной культуры, вкусов, смену (или
утверждение) идеалов, потребностей, интересов, физического облика; развитие культуры
речи, движения. Это особенно актуально в современном информационном пространстве,
спецификой его организации, содержания и оформления.
Для художественно-эстетического развития личности подростка цели и задачи
реализации проектов в сфере художественно-эстетической культуры могут быть
сформулированы следующим образом:
- знакомство с понятием «эстетическая культура», основными формами
эстетического (потребности, чувства, суждения, оценка, вкусы, идеал), проявлением
эстетического в жизни, эстетикой общения, труда, природы, вещей, поведения, быта, речи,
тела, а так же со значением эстетической культуры и эстетического вкуса в жизни
человека;
- знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной классики, развитие
культуры семейного художественного творчества:
- актуализация имеющиеся у подростков знания о графике, живописи, дизайне,
законах композиции, колористки и формообразования;
- развитие культуры рефлексии, рефлексии культуры;
- развитие умения анализировать художественные произведения, составлять
суждения об их эстетическом уровне;
- реализация интеллектуально-творческого потенциала подростков путем
включения их в различные виды художественной деятельности.
В случае успешного осуществления комплекса названных задач в сфере
художественно–эстетического развития культуры личности подростка, ожидаемые
результаты могут быть представлены таким образом:
- рост уровня художественно-эстетической культуры личности подростков,
активность в художественно-творческой деятельности;
- развитие эстетического вкуса, рефлексия образов, предметов, художественных
произведений;
- умения адекватно оценивать произведения художественной культуры; составлять
и высказывать обоснованные суждения, основываясь на критериях оценки эстетической
культуры;
- умения сопоставлять и анализировать красивое и уродливое и т.п.;
- практический опыт эстетического оформления среды;
- опыт применения компьютерных технологий, графики и дизайна.
Для достижения поставленных целей и решения задач, возникающих в ходе
процесса развития культуры личности подростка, необходимо осуществление таких
массовых мероприятий, как совместное посещение театров, выставок, музеев, экскурсии
по городу, экскурсионные маршруты по другим городам, для чего продуктивным может
оказаться осуществление подростками исследовательских проектов:
- «Узнай свой город», «Что?, Где?, Когда?» (посвященные истории, живописи,
музыкальному творчеству, песенному фольклору);
- «Юный экскурсовод».
- «Театральная студия», «Музыкальный салон», «Бардовская песня», «Концерт для
души» - сборные концерты для ветеранов, в детском доме, как отдельное мероприятие
(совместное с семьями, посвященные праздникам, Дню именинника и т.д.);
- «Наша Галерея» - постоянно действующая выставка рисунков, картин, поделок из
природного материала, скульптур из глины или пластилина);
- конкурс «Самое полезное и самое бесполезное изобретение» - презентация,
доказательство полезности или бесполезности (в виде рассказа, юморески, отчета по
эксперименту и т.п.);
- «История костюма»; «История создания произведения искусства, из области
мирового культурного наследия (картины, скульптуры, архитектурного памятника и т.п.)»
- «Мастер своего дела»: встречи с народными умельцами, посещение
коллективных и персональных выставок прикладного творчества известных мастеров,
участие в мастер-классах;
- Арт-техники (рисование в парах, тройках; коллективное рисование с творческими
заданиями);
- «Художественная экспрессия»: техника, направленная на развитие
способности к самовыражению.
При помощи средств изобразительной деятельности взрослый создает условия для
самовыражения подростком своих чувств, эмоций, желаний, предпочтений. Техника
является эффективной, с точки зрения психологической безопасности и комфортности
обстановки.
Могут также быть задействованы и такие факультативные исследовательские
проекты, как:
- «Этика и эстетика», что предполагает:
- получение подростками теоретических знаний в области эстетики;
- развитие художественно-эстетического вкуса, компетентности в этике поведения,
общения, культуры питания, и способах их применения в жизни.
- Викторины и КВН по теме: «Этика поведения, общения, культуры питания в
разных культурах и разных эпох». При подготовке к викторинам подростки могут
использовать информационные технологии, осуществлять поиск информации в сетях
Интернет, подготовку презентаций.
- Организация кружка «Моделирование» (дизайн, стиль, визаж, прическа, мода) с
использованием компьютерной графики, поисковых Интернет-ресурсов;
- «Дизайн-проекты» (украшение к празднику класса, школы); «Мой любимый
город», «Визажист», «Стилист»; «Украшение стола, блюда»; оформление рекреации и
классов, эстетической среды школы.
- создание подростками web – сайта кружка, группы, класса, школы, организации.
Такое сотрудничество весьма продуктивно в плане овладения навыками совместной
деятельности со сверстниками. Договариваясь о результате конкретных действий каждого,
взаимодействуя друг с другом, подростки овладевают структурой деятельности.
Привлечение подростков к историко-культурной деятельности по сохранению
культурных традиций путем изучения народного творчества также способствует
развитию культуры личности. Основными задачами данной деятельности выступают
следующие положения:
-воспитание у подростков интереса к традиционному народному творчеству;
- восстановление преемственности знаний, умений, технологий, традиций,
культурных ценностей различных социальных и возрастных групп населения города;
- пропаганда обычаев, традиций, промыслов, ремесел, характерных для региона.
Ведущими направлениями этой деятельности выступают:
- поисково-исследовательская работа и формирование банка данных о носителях
ремесел, художественно одаренных людях и т.п. (организация и проведение детских
экспедиций «Народные традиции, промыслы, фольклор: изучение и сохранение»);
- проведение праздников, участие в ярмарках народного творчества и выставках
народных умельцев; фестивалях детского фольклора, семейного творчества.
В процессе этого направления осуществляется решение таких задач, как:
- изучение и сохранение культурного наследия России;
- развитие культуры личности подростка средствами декоративно-прикладного
искусства;
- обеспечение необходимых условий для личностного развития и творчества;
- формирование межэтнической толерантности, развитие этнического
самосознания;
- удовлетворение потребности подростков в художественно-эстетическом и
интеллектуальном развитии.
В процессе реализации обозначенных направлений деятельности могут быть
сформулированы следующие ожидаемые результаты:
– формирование мировоззрения, ценностных ориентиров и потребностей молодого
поколения с позиций этнической идентификации, патриотизма, развития эстетических и
нравственных представлений;
– обеспечение преемственности поколений в сохранении и развитии
отечественного социокультурного и этнопедагогического опыта;
– практическое усвоение культурных традиций и национальных особенностей
декоративно-прикладного искусства России;
– развитие у подростков умений и навыков, позволяющих осуществлять
индивидуальные и коллективные творческие проекты;
– освоение навыков организации предметно-пространственной среды средствами
декоративно-прикладного искусства;
– мотивация к самообразованию, самостоятельному освоению культурных
традиций и передаче их будущим поколениям.
Следует также упомянуть еще об одной из важнейших составляющих развития
культуры личности подростка - развитии социально-психологической и духовно-
нравственной культуры, основными целями и задачами которого служит развитие:
- социальной компетентности (положительная самоидентификация, адекватная
самооценка, отношение к Другому как к ценности, гармоничное взаимодействие с
социумом, положительное мироощущение и мировоззрение);
- культуры рефлексии, качеств и способностей к со-переживанию, со-страданию,
со-чувствию, к альтруистическим поступкам;
- внутрикомандных отношений и взаимодействия, опыта разрешения конфликтов,
поведения в сложных ситуациях;
- мотивации просоциального поведения, самосовершенствования, достижения
успеха;
- социальной ответственности.
Социально-исследовательские проекты, направленные на развитие этих
составляющих культуры личности подростка могут быть представлены в виде:
- благотворительных акций в помощь ветеранам, одиноким пожилым людям,
концерты для ветеранов, дружба и помощь с Домом инвалидов;
В данном случае, в рамках этой деятельности может быть организована
деятельность, направленная на освоение подростками способов культурной
самореализации в социально-ответственных ролях (работа с детьми-сиротами в детских
домах, работа с младшими учащимися по пропаганде здорового образа жизни, на
фестивалях, помощь отстающим одноклассникам по различным предметам, шефство над
младшими классами: помощь в организации праздников, театральных постановок,
концертов, веселых стартов).
- волонтерской благотворительной деятельности: «Скорая детская помощь»
(оказание оперативной помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации),
внесение посильного вклада в физическое и нравственное оздоровление общества, чтобы
сделать лучше жизнь окружающих людей.
- социальных акций: «Руки друзей»: сбор игрушек и книг для детей из детских
домов и Дома инвалидов, выезды с игровыми программами, концертами, КВН, адресная
помощь учителям-пенсионерам, подготовка концертов, поздравлений, программа «Мир
вокруг нас» (уборка территории близлежащего парка, пруда), «Велнес-программа» (в
каникулярное время - проведение на детских площадках района игровых мероприятий).
- интернет-акций, например, создание школьного сайта «Копилка добрых дел», на
котором освещается реализация проектов, обсуждаются трудности, способы их
преодоления, предлагается и просится помощь, размещается истории успеха реализации
социальных проектов, сайт способствует привлечению подростков из не
экспериментальных классов к волонтерской деятельности.
Подростки, принимая участие в общественно-полезных мероприятиях, получают
навыки социального проектирования, командной работы, ответственности за порученное
дело. Волонтерская работа помимо социального эффекта дает подросткам навыки
организаторской работы, взаимодействия с людьми, зачастую сложными в общении,
умения добиваться цели на благо другого, доводить дело до логического успешного
завершения, помогать и принимать помощь, получать удовольствие от оказания
безвозмездной помощи другому, проявлять инициативность и активность в реализации
социальных проектов, направленных на помощь.
Таким образом, подводя итоги всем перечисленным выше способам развития
культуры личности подростка в современном обществе, необходимо отметить, что,
взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретая умения работать в
команде, разрешать конфликты, включаться в проект, нести ответственность, передавая
информацию вовне, своим сверстникам, по принципу «равный - равному», подростки
получают опыт просоциального поведения, что входит как основная составляющая в
структуру Культуры Достоинства , в свою очередь, являющейся высшим уровнем
культуры личности человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борев, Ю.Б. Природа искусства и специфика его воздействия на личность. Эстетическое развитие и воспитание молодёжи / Ю.Б. Борев. - М:МГУ, 1978.-с.165. - С. 33.
2. Коган, Л.Н. Культурная деятельность. Опыт системного исследования / Л.Н. Коган.- М.: Наука, 1981.- 238 с.- С.68.
3. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структуро-содержательные характеристики процесса развития личности. Избр. Труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т: Флинта, 1999. - 672 с.
4. Этническая толерантность в поликультурных регионах России / отв. ред. Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. - М. : Изд-во РУДН, 2002. - 296 с.
5. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С.
Якиманская // Сентябрь. - 1996. - С.120 -128.

Подростковой возраст – это период взросления человека, его социальной адаптации. В этом возрасте многие подростки часто вступают в формальные, а также в неформальные коллективы, в которых культивируют и развивают свое мировоззрение.

Понятие формальных и неформальных коллективов подростков

Формальную группу можно охарактеризовать, как социальную группу, которая обладает юридическим статусом. Для формальной группы характерна иерархическая организация.

Зачастую, все члены определенной формальной группы объединены общими целями, а также совокупностью методов их достижения. Все права и свободы, а также нормы поведения участников формальных коллективов формализованы, то есть, закреплены в уставе.

Подростки вступают в такие формальные коллективы как театральные кружки, школьная редакция, секции танцев, спортивные секции. По статистике, большинство формальных групп для подростков создаются на базе школы. Организацией их функционирования занимаются учителя или родители.

Неформальные коллективы - это социальные группы, сформированные уже на основе межличностных отношений. Неформальные коллективы не имеют официально закрепленного юридического статуса: формирование и распад неформальной группы происходит стихийно.

К неформальным группам подростков относятся в большинстве случаев различные субкультуры в частности: эмо, готы, панки, хиппи. В подобных группах подросток ищет общения с людьми, имеющими схожие с ним взгляды на музыку, искусство и культуру.

Понятие и особенности подростковой культуры

Подростковая культура – это совокупность ценностей, жизненных ориентиров, а также материальных форм их проявления в подростковом возрасте. Условно, подростковую культуру можно разделить на два основных направления.

Первое направление содержит в себе желание подростка осмыслить окружающие явления социального плана, а также развивать свои личностные качества. Второе направление основано на хаотичном поиске псевдоистин.

Выражение подростковой культуры происходит благодаря ценностям и взглядам подростка. Немаловажную роль в выражении подростковой культуры играет и одежда.

Если одежда взрослого человека носит в большинстве случаев исключительно практическую основу, то для подростков она является главным средством выражения своего мировоззрения. Ярким примером является стиль одежды участников некоторых неформальных групп.

Тема урока: «Подростковая культура».

    Цели урока: Познакомить с основными понятиями, видами и функциями культуры; объяснить уникальность подросткового общества и отличие подростковой культуры от культуры взрослых;

    Развивать умения сравнивать и анализировать, делать выводы;

    Воспитывать, прививать интерес к культуре, сознательное стремление к совершенствованию себя.

Эпиграф: « Истинный предмет учения состоит в

приготовлении человека быть человеком».

Н.И.Пирогов.

Друзья мои!

Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Сиянье ваших добрых глаз.

Я знаю: каждый в классе гений,

Но без труда талант не впрок,

Скрестите шпаги ваших мнений.

Мы вместе проведем урок…

Ход урока.

    План. (слайд 4)

    Понятие культуры. Виды и функции культуры.

    Особенности подростковой культуры.

    Формальные общества.

    Неформальные общества.

    Молодёжная культура.

    Прически и украшения.

    Музыка.

    Роллеры.

Слайд 5.

Что такое культура? Слайд 5. В переводе с латинского означает …

Какие определения вы нашли? Какие источники вы использовали?

Слайд 6. ??? Запишем определение в тетрадь .

    Понятие культуры. Под культурой понимают исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в формах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Слайд 7 . Культура – это многоуровневая система. Выделяют такие виды как - мировую и национальную культуры. Как вы понимаете мировая? Национальная? Что включают в себя эти виды культур? Записываем в тетрадь виды определений.

(слайд 8).

Кроме того различают материальную и духовную, которые выполняют определенные функции. Культура передает социальный, исторический опыт человечества, является как бы памятью человечества. Культура несет большой потенциал познания и освоения человеческого опыта.

Культура выполняет также нормативную функцию. Эта функция опирается на мораль и право и призвана как бы регулировать поведение, поступки людей.

Занесите эти данные в тетрадь.

(слайд 9 ) 1…. Главная задача культуры – всестороннее развитие человека. Записать в тетрадь .Что значит всестороннее развитие человека? Учиться, трудиться, организовывать досуг, уметь общаться и быть интересным собеседником. Формированию всего этого помогут сложившиеся ценности, которые являются основой культуры.

Ценностями называют устойчивые представления о чем – то как о предпочитаемом, о том, что отвечает каким – то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека или группы.

Ценности бывают разные. Мы говорили о них.

? вспомните, какие ценности можно отнести к главным?

    2…………..Главными ценностями являются –истина, красота, добро, любовь, справедливость, свобода. Все знают, что они обозначают и поэтому мы движемся дальше по нашему плану. Какие виды культуры вам известны. Сделаем вывод по этому вопросу!

Вывод: Культура делиться, на виды и все они взаимосвязаны между собой, неотделимы друг от друга. Кроме того культура выполняет определенные функции. Уровень любой культуры определяет, прежде всего, человечность. Главная задача культуры – всестороннее развитие человека. Главными ценностями являются –истина, красота, добро, любовь, справедливость, свобода.

Сейчас перейдем к следующему вопросу урока, но сначала обратимся к результатам анкетирования проведенного среди подростков нашей школы. На вопрос есть ли подростковая культура, ответ был неоднозначный (слайд 10).

Но все же большая часть ответила «да» и мы попробуем вместе разобраться в этом вопросе. Чем же подростки характеризуют подростковую культуру? А как вы думаете, что поставили подростки на 1 место? Слайд 11 . почему именно так распределились критерии характеристик?

Чтобы понять, что представляет собой культура подростков нужно, рассмотреть её особенность. Слайд 12.

Общество подростков включает в себя молодых людей, поэтому оно достаточно разнообразно. Подростковые общества могут различаться по возрасту, по полу, национальному составу, вместе с тем подростковые общества имеют определенную особенность: подражание взрослым, кумирам, героям кинофильма, сверстникам.

Слайд 13 .Общество подростков можно разделить на общества формальные и неформальные. Рассмотрим, что представляют собой эти общества. Формальная организация представляет собой способ организованности, построенный на социальной формализации связей, статусов, норм.

Неформальная организация - это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели

Слайд 14. Какие же признаки характерны для формального общества?

Чем характеризуется формальное общество, организация? Слайд 15. Формальная организация - характеризуется: строго предписанными и документально зафиксированными целями, правилами, наличием органа власти и аппарата управления.

Люди вступают в формальные организации по целому ряду причин. Как вы думаете, ребята, с какой целью подростки вступают в формальные организации? Назовите формальные объединения, существующие в нашей школе? Слайд 16.

Социологи выделяют основные типы формальных организаций: добровольные, принудительные. Добровольные организации - это ассоциации, члены которых обладают правом свободного вступления и выхода. Примерами таких организаций являются: школьные, спортивные секции, театральные и предметные кружки, клуб шахматистов, общество охраны природы, охраны памятников. Члены таких организаций не получают платы за участие в их деятельности.?? На какие группы делиться общество подростков?

Сделаем вывод.

Подростки вступают в добровольные организации, чтобы заполнить свободное время, пообщаться с единомышленниками, исполнить общественный долг, послужить какому-то делу или постараться помочь самим себе и другим.

Как вы думаете, участие в таких организациях воспитывает их участников? Какие качества воспитывает коллектив? (местные патриотизм, поддержка, за команду, класс).

Слайд 17. Мы рассмотрели вопрос о формальных обществах, а теперь самое время познакомиться с признаками неформальных обществ. И выяснить, чем отличаются и что общего у неформального общества с формальным?

    Существуют недолго.

    Компании по месту жительства

    строится на принципах саморегуляции и самоорганизации.

    Не является жёстко структурированной.

    строится на основе личностных особенностей участников, специфики отношений.

Слайд 18 .В неформaльныx обществах имeютcя нeпиcaныe пpaвилa -- нopмы, кoтopыe cлyжaт этaлoнaми пoвeдeния.

Вaжнeйшиe пpичины вcтyплeния в гpyппy: yдoвлeтвopeниe чyвcтвa пpинaдлeжнocти, взaимoпoмoщь, зaщитa, тecнoe oбщeниe и cимпaтия.

Попробуем сравнить и найти общее и различное этих организаций. Формальные организации, неформальные имеют своих лидеров. Неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам группы, аналогично тому, как это делает лидер формальной организации. По существу нет никаких серьезных различий в средствах, применяемых лидерами формальных и неформальных организаций, для оказания воздействия. Отличает только то, что лидер формальной организации имеет поддержку в виде официальных полномочий. Опора неформального лидера - признание его группой. В своих действиях он делает ставку на людей и их взаимоотношения. Ребята,а вы сделали свой выбор ? Слайд 19. Участниками, каких обществ или организаций вы являетесь ? Вывод :

Формальные и неформальные организации имеют похожие цели, которые являются причиной существования этих организаций. Как вы думаете, что может причиной вступления подростков в неформальные организации?

Мы оцениваем себя и задаем направление своему поведению в соответствии со стандартами, заложенными в групповом сообществе. Подростки принадлежат к множеству различных групп, каждая из которых в определенном смысле представляет собой уникальную субкультуру, что является частью молодежной культуры. Обратимся к определению молодежная культура. Слайд 20. Запишем определение в тетрадь.

Наше анкетирование показало, чем вы характеризуете подростковую и культуру это - одежда, музыка, прически. Ваше мнение совпадает с мнением других социологических исследований.

На формирование молодежной культуры влияют и особенности подросткового возраста: склонность к новизне, к творчеству, стремление к независимости, непохожести на других. Её создателями являются многочисленные подростковые объединения, которые различаются своими интересами, взглядами, образом жизни, формами проведения досуга, одеждой всевозможной символикой. Подростковую культуру можно выразить через типы поведения, характерные для этого возраста, а можно рассмотреть вещи, которые молодежь покупает или делает своими руками, используя их в повседневной жизни. Рассмотрим главную материальную черту подростковой культуры – молодежную одежду. Одной из черт, которая выделяет молодежь среди других групп населения, бросается в глаза- это повышенное внимание к одежде, прическе и уходу за собой. Как правило, подростки выбирают такую одежду, которая позволит им быть принятым в компании.

Броская и часто вызывающая одежда помогает подросткам раскрыть и выразить свой характер, отношение к миру, подчеркнуть свою индивидуальность. Слайд 21, 22.

Как вы думаете, одинаковые ли функции выполняет одежда у взрослых и подростков?

Взрослые, как правило, выбирают практичную одежду, отвечающей эстетическим критериям, принятым обществом. У подростков другая эстетика: разрезанные, потертые джинсы, выкрашенные самым необычным цветом. О тепле у подростков не возникает вопрос. Так Это?

Эксперименты с внешностью - часть процесса поиска собственного образа, когда подросток чувствует себя комфортно. Внешним видом подростки стремятся управлять впечатлением, которое они производят на окружающих. Слайд 23,24. Есть ли у вас, вещи, которые подчеркивают вашу индивидуальность.

Другой важной частью подростковой культуры является музыка. Слайд25. Обратим внимание на результаты анкетирования. Существует много различных направлений в музыке. Наше анкетирование показало, какую музыку вы слушаете с удовольствием, а какая вам совершенно не нравиться.

Слайд 26…. это направление нередко шокирует своим содержанием и музыкальной формой. Многие взрослые против того, чтобы их дети слушали такую музыку. В настоящее время молодежная музыка часто является протестом и вызовом современному обществу. Слайд 27. А сейчас я вам предлагаю прослушать музыкальные фрагменты, а вы попробуйте назвать исполнителей или музыкальное направление.

Слайд 28.роллер. С недавнего времени частью молодежной и подростковой культуры является катание на роликах. (1992г.)

Это занятие придумали американцы, а позже эстафету подхватили российские подростки. Ролики – это скорость, романтика, множество острых ощущений. На роликах передвигаться в 5 раз быстрее …, чем пешком. Роллеры –это не только потрепанные локти и колени, но и адреналин, радость от катания, трюков. Гордость, что умеешь это делать на тебя смотрят и завидуют те кто не умеет. Это конечно и общение с интересными людьми. К сожалению не всё так прекрасно, и не только потому, что это может привести к травмам и переломам, но и отрицательно может повлиять на учебу.

Роллеризм – это особый образ жизни и особая субкультура, где есть уже свой язык (сленг), одежда, техника катания, правила поведения, прозвища. Достаточно распространенная одежда роллера – джинсы-трубы, военные штаны, немыслимый расцветки футболка, велосипедный шлем. Или - шапочка, широкие штаны или шорты, из-за которых роллеров часто принимают за реперов. Кроме одежды нужно приобрести хорошую защиту – налокотники, наколенники и шлем. Ребята в нашем городе есть роллеры? Как вы думаете, почему слабо развито это направление?

Вывод: Подростки создают собственную культуру, со своим языком, модой и самое главное системой ценностей. Эта культура пользуется одобрением среди ровесников и не всегда среди взрослых. Многие взрослые считают, что подростковая культура – только отражение культуры взрослых. Домашнее задание.п.22, учить определения,стр137 практикум №3 письменно.

Вопросы для закрепления:

    Сравните культуру подростков и взрослых. В чем отличие?

    В чем проявляется самовыражение подростка?

    Что такое молодежная культура?

    Синквейн

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:

В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Подростков часто определяют как маргинальную группу, которая с точки зрения культурно-исторического развития ие принадлежит к традиционным, доминирующим в культуре сообществам. Понятие «маргиналь- ность» применительно к подростковой субкультуре используется в качестве акцента на нестандартности, крайней вариативности и определенной ее отчужденности от магистральных линий и традиций национальных культур. При этом сама маргинальность стала традиционной (на протяжении столетий) типологической особенностью подростковой субкультуры.

Маргинальность (от лат. marginalis - находящийся на краю) - пограничное положение личности по отношению к какой-либо социальной общности.

Подростковая субкультура представляет собой совокупность норм, ценностей, установок, обычаев и форм поведения, которые признаны членами подросткового сообщества и реализуются в жизни.

Подростковая субкультура, объединяя взрослеющих детей, проявляется прежде всего в таких традиционно молодежных аспектах, как одежда и музыка. Каждое новое поколение «открывает» для себя новый стиль в музыке и внешнем виде, стремясь отделиться от остальных поколений и заявить о своей уникальности. Исследования показывают, что подростки, как правило, острее чувствуют одиночество, чем взрослые люди в силу высокой неопределенности ситуации развития подростка и меняющейся системы отношений. Кроме того, подростковая субкультура выдвигает устойчивые требования широких контактов со сверстниками, интенсивного совместного времяпрепровождения, включенности в группу.

Характерное для подростков повышенное внимание к одежде, прическе, внешнему виду в целом является неотъемлемой частью формирующейся идентичности, осознанием принадлежности к определенной социальном группе. Подростки прекрасно понимают, что одежда несет информацию о владельце и сообщает окружению о той роли, которую примеряет на себя человек. Если юноша оделся в черную кожу и украсил себя мощными цепями, то разговаривать и действовать он хочет в духе «крутого пария». Со стороны окружающих подросток ожидает соответствующего отношения к себе.

Выбирая ту или иную одежду, подросток создает свой образ, одновременно занимаясь ролевым экспериментированием, примеривая на себя различные модели поведения: сегодня он хиппи, а завтра - денди. Внешний вид отражает то или иное мировоззрение, и использование новой манеры одеваться позволяет легче проникнуть в тог пласт культуры, который стоит за тем или иным стилем. Постепенно выбор конкретизируется на образе, который оказывается наиболее близок и комфортен подростку. Этот образ чаще всего традиционализируется. Выбор одежды подчеркивает самостоятельность подростка и его индивидуальность. Но позволяет и «спрятаться» через механизм социальной мимикрии в группе таких же как он, оказаться незаметным среди ярких.

Социальная мимикрия - механизм социальной адаптации личности, стремление раствориться в группе, не выделяясь по своим внешним характеристикам и манере вести себя.

Вызывающую одежду и прически носят подростки, которые хотят заявить о своем несогласии с взрослыми, неприятии мира старшего поколения. Бунтующие подростки придерживаются своего стиля как определенной идеологической позиции, упорно отстаивая право на, скажем, фиолетовый цвет волос. Однако главным мотивом при построении собственного образа, как обнаружили исследователи, является желание получить признание и быть принятым в компаниях сверстников . Чувство принадлежности группе дает дополнительные возможности построения собственной идентичности, а в наше время одежда по-прежнему влияет на социальный статус, особенно в молодежной среде. Желание быть похожим на других или стремление обрести превосходство находят отражение в выборе одежды и внешнего образа в целом. Наконец, одежда, которая нравится, повышает собственную самооценку и делает человека увереннее, - удовлетворенные своим внешним видом подростки лучше адаптируются в социальном окружении.

Другим значимым компонентом подростковой субкультуры является музыка. Вкусы подростков чрезвычайно разнообразны, но чаще всего юноши и девушки слушают песни о любви. Они могут исполняться в стиле рэп или хеви-метал, но тема любви присутствует практически всегда. Музыка, как и субкультура в целом, отражает жизненную философию взрослеющего подростка и позволяет если не найти ответы, то сформулировать вопросы.

Музыка - мощное средство общения подростков между собой и способ закрепления традиций. Общение через музыку восходит к дорече- вой коммуникации и основывается на эмоциональных реакциях. Музыка позволяет подросткам, не слишком склонным к вербальным изъяснениям, выразить душевное состояние, впечатления, переживания и настроения. Экспрессивное музыкальное общение по сути несет функцию единения, сопереживания, психологической кооперации и массового заражения эмоциональным состоянием друг друга.

Ритмическая организация мелодий естественным образом синхронизируется с активностью и биологической ритмичностью организма человека, а для подростков еще и открывает адекватный канал выхода сублимированной сексуальной энергии.

Так, Ф. Райс приводит результаты изучения влияния музыки хард-рок и хеви-метал на юношей в возрасте от 14 до 20 лет. Исследование определенно показало, что музыка не только играет важную роль в жизни молодых людей, но часто является страстным увлечением, конституирующим систему отношений, картину мира, структуру денежных расходов, настроение и представления о будущем. Критерием выбора рок-направления для подростков стали искусство исполнителей, восприятие звучания и содержание песен, отражающее их собственные переживания }