Когда произошло образование единого древнеегипетского государства. Древний Египет. Год образования единого государства в Египте. Государственный строй Древнего Египта

На основе фактов, полученных при археологических раскопках на египетской территории в последние десятилетия, можно сделать вывод о том, что процесс формирования государства совершался в Древнем Египте с 3600 до 3100 года до н.э. Современные египтологи называют эту эпоху «додинастическим периодом (Predynastic period)»383. В древнеегипетском обществе данного времени уже существовало неравенство, выделялись устойчивые группы людей, обладавших более высоким статусом и материальным благосостоянием: это были клановые объединения, монополизировавшие в своих руках и сделавшие наследственными управленческие и религиозно-ритуальные функции. Они составляли высший класс древнеегипетского общества. Средний класс воплощали собой свободные земледельцы, искусные ремесленники, торговцы, лица, занимавшие невысокие должности в формировавшемся управленческом аппарате. К низшему классу относились слуги представителей высшего и среднего класса, простые работники, утратившие по каким-то причинам личную свободу, военнопленные, обращенные в рабов. Нил создавал исключительно благоприятные предпосылки для ведения земледелия, особенно в южной части его долины. Периодические разливы этой реки удобряли и увлажняли почву, позволяя получать обильные урожаи при использовании простейших орудий труда, примитивных ирригационных систем и при минимальных затратах людских сил. С другой стороны, прилегающая к Нилу территория была богата глиной, позволявшей развивать гончарное производство. Вместе с тем, пространство Древнего Египта было удобным для развития торговли: на нем было немало точек, где сходились торговые пути из одних стран в другие. В этих местах и возникли первые древнеегипетские городские поселения, ставшие политическими и религиозными центрами первоначальных государственных образований. Природа, климат и географическое положение Древнего Египта позволяли получать прибавочный продукт на довольно примитивном уровне развития экономики. Поэтому здесь раньше, чем в других странах, возникла возможность для освобождения многочисленных групп людей от производительного труда и перехода их в разряд профессиональных управленцев и религиозных служителей. Материалы археологических раскопок показывают, что формирование первоначальной государственности на территории Древнего Египта было сложным процессом, содержание которого составляли коренные перемены не только в социальной структуре и в механизмах управления обществом, но и в его духовной культуре: в религиозных верованиях, идеологии и психологии. Новый общественный строй, предполагавший заметные различия в имущественном положении и статусе различных групп людей, а также монополизацию управленческой функции определенным кланом, мог стать устойчивым лишь при условии признания его со стороны большинства членов общества. Для обеспечения такого признания должна была возникнуть идеология, оправдывающая общественное неравенство, придающая носителям публичной власти качества, возвышающие их над обыкновенными людьми. Формирование в Древнем Египте механизмов осуществления публичной власти стимулировало появление здесь письменности. По признанию египтологов, изучающих древнеегипетские иероглифы, многие из этих знаков применялись еще в додинастические времена. Самые ранние из дошедших до нас древнеегипетских письменных документов описывают торжественные церемонии правителей и наиболее значимые события их правлений, фиксируют объемы выращенных зерновых культур, оливок и других произведенных тем или иным способом продуктов1. Письменность становится необходимой для осуществления публичной власти в особенности тогда, когда одной из важнейших ее функций делается контроль за производством, распределением и расходованием материальных продуктов. Появление и быстрое распространение в том или ином древнем обществе письменности служит поэтому явным свидетельством того, что в нем начал формироваться государственный аппарат. Природные и климатические особенности Древнего Египта обусловили неравномерность в течении на его территории процессов классообразования и государствообразования. В южной части этой страны - в так называемом Верхнем Египте - данные процессы начались раньше и протекали стремительнее, чем в северной ее части - в Нижнем Египте. На территории именно Верхнего Египта появились в середине IV тысячелетия до н.э. первые государственные образования. Среди них самыми влиятельными были те, которые имели в качестве своих политических и религиозных центров городские поселения под названиями Нек- хен (Иераконполис)384 385, располагавшееся на юге, ближе всех к истоку Нила, Накада, находившееся дальше по течению Нила, и Тинис - самое северное из столичных поселений. В дельте Нила подобными центрами были городские поселения Маади386 и Буто. Приблизительно в 3200 году до н.э. произошло слияние двух главных государственных образований Верхнего Египта - Нака- ды и Некхена (Иеранконполиса) в одно политическое сообщество. Во главе его оказался властитель, который стал носить двойную корону: красную - вождя Накады и белую - вождя Некхена. Верховным божеством нового государственного объединения был объявлен бог Некхена Хор. Являлось ли это слияние результатом завоевания Некхеном Накады или следствием политического соглашения двух общин, трудно сказать. Как бы то ни было, с этого момента берет свое начало процесс объединения мелких древнеегипетских государственных образований в одно крупное государство. Некхен (Иераконполис) был расположен на пересечении торговых путей, связывавших долину Нила с его дельтой и территорией, прилегающей к Средиземному морю, с Нубией, Палестиной, Сирией, Ливаном, с побережьем Красного моря, Месопотамией. Выгодное географическое положение этого города способствовало быстрому обогащению правивших кланов и усиливало их могущество. Скорее всего именно по этой причине Некхен стал первым политическим и религиозным центром формировавшегося на территории Древнего Египта единого государства. До последнего времени в исторической литературе доминировало мнение о том, что главным фактором, заставившим небольшие древнеегипетские государственные образования объединиться в одно крупное государство во главе с монархом, была потребность в создании и поддержании единой для всей страны системы ирригации. Это мнение неоднократно высказывали в своих работах и письмах К. Маркс и Ф. Энгельс. На нем строили свои объяснения процесса формирования единого государства в Древнем Египте многие историки. Так, С. Ф. Кечекьян писал, например, в 1944 году в первой части учебника по всеобщей истории государства и права, цитируя статью К. Маркса «Британское владычество в Индии»: «Таким образом, организация орошения “повелительно требовала вмешательства централизующей силы правительства”. Господствующий класс в целях извлечения прибавочного продукта должен был организовать публичные работы, т. е. создать систему ирригационных сооружений»387. Подобный взгляд выражал и историк И. В. Виноградов: «Силами отдельных номов, да и более крупных объединений было чрезвычайно трудно поддерживать на должном уровне все ирригационное хозяйство страны, состоявшее из небольших, не связанных или слабо связанных друг с другом оросительных систем. Слияние нескольких номов, а затем и всего Египта в единое целое (достигнутое в результате длительных, кровопролитных войн) позволяло совершенствовать оросительные системы, постоянно и организованно их ремонтировать, расширять каналы и укреплять дамбы, совместно бороться за освоение заболоченной Дельты и в целом рационально использовать воды Нила. Совершенно необходимые для дальнейшего развития Египта, эти мероприятия было возможно осуществить только общими усилиями всей страны после создания единого централизованного административного управления»1. Мнение о том, что главным фактором возникновения в Древнем Египте единого государства с разветвленным административным аппаратом стала потребность централизованно управлять обширной ирригационной системой, распространено и среди иностранных историков. Карл Виттфогель выразил его следующим образом: «Если ирригационное земледелие зависит от эффективного обращения с большими водными ресурсами, отличительное качество воды - ее тенденция собираться в массу - становится исходно решающим. Большое количество воды может быть помещено в каналы и сохраняться в пределах границ только посредством применения массовой работы, и эта массовая работа должна координироваться, подчиняться дисциплине и направляться. Таким образом, множество земледельцев, жаждущих освоить засушливые низовья и равнины, вынуждены создавать организационные инструменты, которые на основе домашинной технологии дают им успех только в одном случае: если они будут работать в кооперации со своими товарищами и подчинять себя управляющей власти»388 389. Приведенные высказывания имеют одну общую черту: они основаны не на фактах, а на умозрительном представлении о древнеегипетском земледелии. Их авторы исходят из того, что оно требовало создания централизованной и широкомасштабной системы ирригационных сооружений. При этом предполагается, что без такой системы древнеегипетское общество обойтись не могло и отсюда делается вывод о том, что она действительно была создана и существовала. Но кто мог создать централизованную и широкомасштабную систему ирригационных сооружений, кроме централизованного государства с сильной верховной властью и с обширным административным аппаратом? Подобное государство в Древнем Египте существовало на самом деле, но это единственный достоверный факт в утверждениях тех, кто считает главной причиной его возникновения потребность в создании и поддержании единой для всей страны системы ирригации. Существует множество убедительных свидетельств того, что основным способом ирригации возделывавшихся земель была в Древнем Египте природная ирригация, которая осуществлялась спонтанно в процессе разлива Нила. Искусственная же ирригация с помощью построенных сооружений для орошения почв являлась чаще всего лишь побочной, дополнявшей природную там, где это требовалось. Лишь во времена засухи, когда река мелела и ее разливов было недостаточно для орошения почв, искусственная ирригация могла быть основной. Однако при этом устройство и поддержание ирригационных сооружений находились, как показывают факты, в ведении местных правителей. Соответственно общей для всей страны ирригационной системы в Древнем Египте не создавалось. Дошедшие до наших дней сведения о древнеегипетском государственном управлении не дают оснований считать, что в нем предусматривались органы и должностные лица, специально занимавшиеся организацией строительства ирригационных объектов и поддержанием их функционирования390. Современный исследователь древнеегипетской агрокультуры Дж. Д. Хью указывает в своей статье об использовании в ней ирригационных сооружений, что сохранилась маска властителя первой династии по имени «Скорпион», изображающая его копающим канал, но недавние разыскания обнаружили, по его словам, что «большая часть ирригационной работы находилась под контролем местных должностных лиц»1. «Нет никаких признаков того, - пишет современный специалист по географии Древнего Египта Фекри Хасан, - что главной функцией централизованного правительства в Египте или его бюрократии было управление искусственной ирригацией. Несмотря на ссылки на производившиеся время от времени водяные работы в ответ на засухи и копание местных каналов для дренажа или ирригации возвышенностей, масштаб водяных работ в Древнем Египте едва ли сравнится с теми, которые предпринимались Мохаммедом Али в девятнадцатом столетии. Централизованное правительство в Египте являлось более заинтересованным в сборе налогов и более озабоченным монументальной демонстрацией царской власти и религиозных институтов, чем ирригацией. Бассейновой ирригации в местном масштабе было более, чем достаточно, чтобы удовлетворить нужды раннего населения Древнего Египта... Хотя создание искусственных каналов могло практиковаться в местном масштабе с раннего династического периода (3000-2700 гг. до н.э.), если не до этого, нет никаких признаков государственно-контролируемой ирригационной системы. Удивительно, что приспособления для подъема воды - такие, как применявшийся простой шадуф (основанный на принципе рычага), - были неизвестны до Нового царства, 1550-1070 гг. до н.э. Ирригационные работы предпринимались, таким образом, в местном или региональном масштабе, и могли приобрести особенное значение, когда уровень воды в Ниле падал»391 392 393. «Широкомасштабная культивация зерновых основывалась во все периоды на относительно примитивной, но эффективной бассейновой системе ирригации. Она была организована скорее на местном, чем на национальном уровне, но легкость и успех процесса всегда зависел от полноводья Нила, которое значительно варьировалось в древности»1, - отмечает А. Б. Ллойд. В работах по экономической истории Древнего Египта, выходящих в последние годы, преобладающей становится мысль о том, что ирригационная деятельность не была в Древнем Египте связана с существованием единого государства. «Связь между централизованным государством и ирригацией земли в Египте была всегда не прямой»394 395, - к такому выводу пришел, например, современный египтолог Жозеф Маннинг. Последние открытия археологов сделали очевидным, что формирование в Древнем Египте единого государства было процессом, который совершался под действием множества различных факторов. И какой из них был главным, вряд ли возможно установить. Уверенно можно утверждать лишь одно: объединение небольших государственных образований произошло вследствие появления у них потребностей, которые могли быть удовлетворены лишь в рамках крупного централизованного государства. В исторической литературе преобладает мнение о том, что процесс этого объединения привел сначала к возникновению двух самостоятельных государств - верхнеегипетского и нижнееги- петского396. Резиденцией правителей первого, южного, был Некхен, столицей второго, северного, - якобы поселение под названием «Пе», находившееся в северо-западной части Дельты Нила1. Единое же древнеегипетское государство возникло в результате победы Верхнего Египта над Нижним. Для такого представления имеются некоторые основания, но все они таятся исключительно в древнеегипетской мифологии. Материалами же археологических раскопок существование самостоятельного государства в дельте Нила не подтверждается. Эти материалы свидетельствуют скорее о том, что Нижний Египет до самого своего вхождения в состав общеегипетского государства не объединялся под эгидой какого-либо одного правителя, оставаясь раздробленным на несколько государственных образований, и, следовательно, единое государство возникало в Древнем Египте из одного политического и религиозного центра - города под названием Некхен (Иераконполис). После подчинения Накады, правитель Некхена распространил свою власть и на Тинис. Сформировавшееся в результате этого новое государственное объединение продолжило свою экспансию на север, присоединяя к себе все новые и новые земли, как правило, те, по которым проходили торговые пути. Закономерно в связи с этим, что и резиденция верховных властителей расширявшегося таким образом государства переносилась все дальше на север - сначала в Тинис, а потом в Мемфис. Когда, в какой момент данное политическое объединение превратилось в государство Верхнего и Нижнего Египта, невозможно определить с точностью. Можно лишь предполагать, что произошло это еще в додинастический период. Такое государство, по всей видимости, уже существовало в Древнем Египте при монархе, имя которого состояло из звуков «н», «м» и «р» (N’r-mr). Египтологи назвали его условным именем «Нармер». Некоторые из дошедших до нас материалов (и прежде всего «палетка Нармера»397 398) дают основание считать, что именно он объединил или воссоединил Верхний и Нижний Египет. Одним из символом монархической власти является, как правило, корона. Нармер имел две короны: белую - корону Верхнего Египта, в которой он был изображен на лицевой стороне палетки, и красную - корону Нижнего Египта, в которой он представал на обратной стороне палетки. Подобный символ уже использовался ранее и тоже для выражения власти над объединенными территориями. Правда, тогда это были территории Верхнего Египта - государственные образования с центрами в Накаде и Некхене (Ие- раконполисе). Именно в Накаде было обнаружено при археологических раскопках самое раннее изображение короны. На керамическом обломке черного цвета проступал рельеф этой царской инсигнии, и ее вид соответствовал облику красной короны399. Белая корона появилась явно позднее. Самое раннее из ее изображений, найденных археологами, дается на палетке Нармера. Поскольку красная корона была древнее, она почиталась египтянами более священной, чем белая. Данный факт заставляет сильно усомниться в том, что единое древнеегипетское государство возникло путем победы Верхнего Египта над Нижним. Если допустить такой ход событий, то как тогда объяснить, что корона побежденного правителя возобладала над короной победителя? Все это наводит на мысль о том, что двойная корона древнеегипетского властителя отражала не столько реальное событие завоевания правителем Верхнего Египта территории Нижнего Египта, сколько представление о широком пространстве его власти, охватывающем обе части Древнего Египта - долину Нила и дельту. С этой точки зрения, наличие у Нармера красной и белой короны является очевидным признаком того, что он уже был верховным властителем единого древнеегипетского государства. Во всяком случае, являлся таковым в тот момент, когда неизвестный нам искусный мастер вытачивал из камня палетку с его изображением. Идея двойной короны монарха, дуализма в пространстве его власти поддерживалась на всем протяжении истории древнеегипетской государственности. Она стала неотъемлемым элементом официальной политической идеологии и воплощалась в целом ряде ритуалов и прежде всего в торжественной церемонии появления монарха на публике. Во время нее будущий носитель верховной государственной власти появлялся сначала в белой, верхнеегипетской короне, затем в красной, нижнеегипетской, и это действо рассматривалось в качестве акта, выражавшего единство всего Египта. Так, согласно краткой летописи древнеегипетских монархов первых пяти династий, начертанной на «Палермском камне», последний монарх второй династии1 совершал публичный выход в первый, во второй и в четвертый, предпоследний, год своего правления. Первое его появление на публике было связано скорее всего с коронацией. Запись этого события на «Палермском камне» обозначала не только ритуальные действия монарха, но и смысл их. «Появление монарха Верхнего Египта. Появление монарха Нижнего Египта. Объединение двух земель»400 401 - таким было ее содержание. Применительно ко второму году правления также говорилось о появлении монарха в коронах Верхнего и Нижнего Египта, но после записи об этом сообщалось о его вступлении в двойной храм. Подобные ритуальные действия совершал и последний властитель четвертой династии по имени Шепсескаф (Shepseskaf)402. И формула, которой обозначались эти действия на «Палермском камне», была похожей. «Появление монарха Верхнего Египта. Появление монарха Нижнего Египта. Объединение двух земель»403, - гласила она. После этого сообщалось о том, что монарх совершил обход «Стены»1. Властитель пятой династии, по имени Нефериркар, величался титулом «монарх Верхнего и Нижнего Египта, любимец двух богинь» (далее в титуле приводились их имена). Торжественная церемония, совершавшаяся им в седьмой день второго месяца первого года правления (по всей видимости, это была церемония восшествия на трон), обозначалась на «Палермском камне» формулой: «Рождение богов. Объединение двух земель»404 405. Подобные примеры (а их можно привести много) явно свидетельствуют, что объединение Верхнего и Нижнего Египта в одно государство рассматривалось египтянами в качестве ритуальной функции верховного властителя, осуществлявшейся каждым из них на протяжении всего его правления. Данное представление отражало реально произошедшее в прошлом слияние различных частей Древнего Египта в единое политическое сообщество, но оно не содержало в себе информации о том, каким образом и когда случилось это объединение, какой из древнеегипетских правителей его совершил. Память о реальном историческом событии была стерта абстрактным политическим ритуалом. Тот факт, что политическое объединение Древнего Египта произошло под эгидой верхнеегипетского властителя, был вполне закономерным. Верхний Египет опережал Нижний Египет в экономическом, политическом и культурном развитии - об этом свидетельствуют многие данные. И главным центром экономического роста являлся именно Некхен (Иераконполис). В середине IV тысячелетия до н.э. главной отраслью его экономики было земледелие, базировавшееся на использовании вод Нила. Местные общины были настолько богаты и хорошо организованы, что могли строить речные дамбы, возводить и поддерживать ирригационные сооружения. Управленческая функция здесь поэтому рано получила повышенное значение, и люди, ее осуществлявшие, быстро приобрели привилегированный общественный статус. Земледельческая идиллия закончилась около 3200 года до н.э. Нил обмелел и перестал питать своими наводнениями почвы Некхена406. Строительство и поддержание ирригационных сооружений стало очень трудным и затратным делом. Дожди же не могли обеспечить земледелие водой. Резкое ухудшение условий для ведения успешного земледелия заставило жителей Некхена обратиться к занятиям ремеслами. Здесь стали возникать мастерские по изготовлению различных сосудов из глины, другой домашней утвари, фаянсовых ваз, статуэток, церемониальных палеток и т. д. Эта перемена в характере экономики повлекла за собой перемену и в политике правящей элиты Некхена. Существовавшие прежде на территории этого государственного образования благоприятные условия для ведения земледелия привязывали к ней его правителей и население. Главные функции правящей элиты были также связаны с данной территорией: на ней располагались участки обрабатываемой земли, были устроены ирригационные сооружения, питающие их водой. Защита данной территории от вторжений чужеземцев, поддержание порядка внутри общин, обеспечение надлежащей работы оросительной системы - эти и другие подобные им общественные функции таили в себе слишком мало побудительных мотивов для экспансии государственного образования с центром в Некхене на другие земли. Упадок земледелия резко ослабил связь его правителей и населения с определенной территорией. Выдвижение же на первый план в экономике Некхена ремесленного производства придало этому государственному образованию чрезвычайную мобильность. Для развития ремесел всегда необходимы по меньшей три условия: искусные мастера, сырьевые материалы и рынки сбыта произведенной продукции. Искусные мастера в Некхене имелись - об этом свидетельствует хотя бы «палетка Нармера», представляющая собой не просто изделие, но настоящее произведение искусства. На это указывают и многие другие изготовленные мастерами Некхе- на предметы, которые были обнаружены археологами при раскопках в названной местности. Но остальные два условия отсутствовали. Направленность государственного образования с центром в Некхене (Иераконполисе) на внешнюю экспансию была заложена в его экономике и в соответствовавшей ее характеру структуре общества. Данная экономика предполагала, однако, экспансию скорее мирную, чем военную. Более того, Некхен имел больше возможностей именно для мирной экспансии. Поэтому даже если завоевание Нижним Египтом Верхнего действительно имело место при формировании единого древнеегипетского государства, оно не могло быть главным фактором в этом процессе. Материалы археологических раскопок последних лет показывают: долина Нила и его дельта не были землями, изолированными одна от другой. До того как обе эти части Древнего Египта слились в одно политическое сообщество, между верхнеегипетскими и нижнеегипетскими общинами происходил интенсивный обмен материальными и духовными ценностями, и вследствие этого шел быстрый процесс взаимопроникновения их культур. В этих условиях возникновение на территории Древнего Египта единого государства было лишь политическим оформлением сложившейся естественным путем социальной, экономической и культурной общности. С другой стороны, политическое объединение долины и дельты Нила способствовало дальнейшему упрочению социальных, экономических и культурных основ данной общности. * * * Становление социального фундамента и организационного каркаса единого государства завершилось на территории Древнего Египта в эпоху «Раннего царства», когда сформировались основные институты государственной власти и основополагающие догматы государственной идеологии. Начало этой эпохи совпадает с началом летописной династической истории Древнего Египта. Годы правления первых двух династий древнеегипетских монархов составляют временные рамки данной эпохи. Конечно, понятие «династии» является в данном случае весьма условным - называемые династиями группы монархов состояли не только из кровных родственников, но наследственный принцип передачи верховной государственной власти внутри одного кровно-родственного объединения являлся все же правилом, именно он применялся чаще всего при смене одного монарха на другого. Согласно папирусному «Туринскому списку» и высеченному на стене храма фараона XIX династии Сети I Абидосской таблице картушей с именами древнеегипетских монархов1, первым правителем всего Египта был Менес. Родоначальником первой династии древнеегипетских правителей его называли также «История» Геродота и «Египтиака» Манефона. «Мин, первый египетский царь, по словам жрецов, возвел защитную плотину у Мемфиса»407 408, - писал Геродот. «Первая династия, - отмечал Манефон, - состояла из восьми монархов, первым из которых был Менес из Тиниса; он правил 62 года и умер от раны, полученной от гиппопотама»409. Современные египтологи склоняются к мнению о том, что Менес являлся реальным историческим лицом. В 1896 году французский археолог Жак Жан Мари де Морган (Jacques Jean Marie de Morgan, 1857-1924) обнаружил при раскопках в местности Нега- да, расположенной южнее Абидоса, большую гробницу. В ней находилась дощечка из слоновой кости, на которой было вырезано имя «Хор-Аха (Хор-боец)» вместе с именем «Менес»410. Указанная гробница принадлежала женщине по имени Нейтхотеп, которая, по всей видимости, являлась супругой Нармера и матерью - Ме- неса. По древнеегипетскому преданию, Хор-Аха, став правителем, перенес свою резиденцию на новое место, расположенное на западном берегу Нила, севернее Тиниса. Стены этого города были построены из белого камня, оттого и город получил название Ineb Hedj («Белые стены»). Вторым его наименованием было слово, звучавшее приблизительно как «Анкхтарди», то есть «связывающий две земли». Во время правления шестой династии здесь был возведен Храм в честь Птаха, и город как центр этого бога стал именоваться «Домом души Птаха». На языке древнеегипетских иероглифов это звучало приблизительно как «Хат-кю-Птах». На древнегреческом языке это писалось как «Ai уи nroq» (Ай-гю-птос): впоследствии отсюда произошло название страны на европейских языках - Egypt, Египет. По названию же пирамиды древнеегипетского властителя Пепи I город еще именовали словом Мен-нефер или Менфи. Греки стали звали его словом Мецф^ (Мемфис), и это наименование сделалось позднее общепринятым в Европе. Мемфис находился примерно посередине между Нижним и Верхним Египтом, и, устроив на этом месте свою резиденцию, Хор-Аха упрочил единство египетских земель. Во всяком случае, можно предполагать, что он сыграл какую-то весьма значимую роль в становлении единого древнеегипетского государства. На это указывает и выбор для него второго царского имени: слово «Менес» означало «установитель». О том, что правление Хор-Ахи открыло новый период в развитии Древнего Египта, свидетельствуют и другие факты. С этого времени берет свое начало древнеегипетское официальное летоисчисление. Правда, велось оно тогда довольно примитивным способом - каждый год правления монарха получал наименование по случившемуся в течение его наиболее примечательному событию. Например, какой-то год мог обозначаться как «год, когда были побиты троглодиты», другой - как «год второго случая подсчета всего крупного и мелкого скота Севера и Юга», третий - «год седьмого случая подсчета золота и земель»411. Менес был в общем не первым правителем в Древнем Египте, но он стал первым среди тех из них, о которых сохранились сведения в начертанных на папирусе или высеченных на камне древнеегипетских летописях. После Хор-Ахи (Менеса) престол верховного властителя унаследовал его сын по имени Джер. В «Египтиаке» Манефона он именуется Атотисом. После Джера верховным правителем Егип та стал его сын, имя которого звучало примерно как «Джет» или «Зет». Манефон назвал его Кенкеносом. Эти факты свидетельствуют, что в Древнем Египте сложилась упорядоченная система смены одного монарха на другого. Согласно «Египтиаке» в переложении Юлия Африканского период правления первой и второй династии занял 555 лет1, в варианте Евсевия Памфила - 549 лет412 413. Современные египтологи отводят эпохе «Раннего царства» 400-450 лет. Последний правитель второй династии, основным царским именем которого было слово, звучавшее как Кхасекхемуи, оставил после себя такие величественные монументы, какие не оставлял ни один монарх, правивший в Древнем Египте до него414. Этот факт служит явным свидетельством того, что древнеегипетское государство в течение правления первых двух династий шло по пути превращения в организацию, способную сосредотачивать в своем распоряжении солидные материальные средства.

Еще по теме ГЛАВА ПЯТАЯ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЕДИНОГО ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА:

  1. ГЛАВА III ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. ОРДЫНСКОЕ ИГО И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ
  2. Начало становления единого Российского государства и аппарата центральной власти в XV в.
  3. Часть III. ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО, ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА (вторая половина XV в. – первая половина XVI в.)
  4. Глава 39. Формирование единого страхового пространства в рамках ЕС
  5. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА С ПРЕДЕЛЬНО БОЛЬШИМ ХОУМЛЕНДОМ НА ОСНОВАНИИ МОСКОВСКОГО СОЦИО-КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА (С СЕРЕДИНЫ XVI ВЕКА ДО КОНЦА XVII ВЕКА)
  6. Глава 1.. Европа и Средиземноморье: проблема единого пространства, безопасности и межрегионального взаимодействия

Завершение родового строя в Египте. С переходом к оседлости и освоением оросительного земледелия значительно изменилась жизнь нильских племен. Они стали превращаться в сельско соседские общины. Бывшие племенные вожди и родовые старейшины сохранили за собой право управления общинами.
Земля племени была разделена между отдельными семьями. Они имели свои орудия труда и животных. Самостоятельно обрабатывали свои поля и собирали урожай. Часть его отдавали на благо общины.
Под руководством вождей и старейшин создаются и обновляются оросительные сооружения.
Возникновение первых государств. Вскоре долина Нила была заселена. Население все больше возрастало. Появились богатые и бедные племена. Между ними начинаются жестокие кровопролитные войны за богатства и землю.
От этого времени сохранились рисунки на каменных пластинах. На них видны военные столкновения на суше и воде, стада захваченных животных, вереницы связанных пленных. Раньше пленных убивали. Теперь их стали превращать в рабов и заставляли работать. Их египтяне называли «живые убитые».
В этой длительной, упорной борьбе сильные племена подчиняют себе слабых соседей. Появляются крупные объединения племен во главе с вождем сильнейшего из них. Он превращается в царя небольшого государства. Центром государства становится укрепленный город. В нем были царский дворец, храм главного бога этой местности, рынок. Здесь жили и работали ремесленники, находились царские войска.
Всего к концу IV тысячелетия до н. э. в Египте было более сорока подобных царств. Их население состояло из знатных людей, свободных граждан и рабов.
Возникновение единого египетского государства. Беспрерывные войны многих египетских государств продолжались несколько столетий. Они завершились созданием двух мощных государств, которые поделили всю страну. Это Нижнеегипеткое и Верхнеегипетское царства. Первому принадлежала дельта, а второму весь южный Египет.
Цари северного царства носили корону красного цвета, а южного - белого. С созданием единой державы соединенная красно-белая корона этих царств стала знаком царской власти до конца египетской истории.
Около 3000 года до н. э. царь южного Египта Мина захватил Нижнеегипетское царство. Так возникло единое египетское царство.
К югу от дельты Мина построил столицу - город Мемфис. От второго названия этого города - Хет-ка-Птах - и происходит слово «Египет».
Согласно представлениям египтян, их царь был живым земным богом. Поэтому личное имя царя считалось священным и произносить его имя вслух запрещалось. Царя называли перо, что значит «Большой дом», или «царский дворец». От перо и произошло слово «фараон». Так называют древнеегипетских царей.
Фараоны имели неограниченную власть. Их приказы выполняли тысячи чиновников.
Строительство пирамид. Немыми свидетелями необычного могущества египетских властителей являются пирамиды. Это сооружения, где хоронили умерших фараонов. Каждый египетский фараон начинал строить пирамиду сразу же после прихода к власти. И строились они десятилетиями. Даже самые древние из них сохранились в хорошем состоянии. Пирамиду фараона Хеопса греки считали первым чудом древнего мира. Пирамида имеет высоту 146 м и сложена из 2300 тысяч громадных граненых глыб. Самые легкие из них весят не менее 2,5 т. Вес самых тяжелых достигает 15 т.
Впечатляют не только размеры этой громадины, но и совершенство работы ее строителей. Камни так точно подогнаны один к одному, что между ними невозможно продвинуть и лезвие ножа. До настоящего времени остается загадкой, как с помощью медных, каменных и деревянных орудий труда египтянам удавалось возводить такие огромные сооружения.

Древний историк Геродот написал о том, как строили пирамиду Хеопса. Возводить пирамиды заставляли всех египтян. Были даже закрыты храмы и прерваны службы богам. Камень, добытый в каменоломнях на восточном берегу Нила, люди обязаны были тащить к реке. Там его грузили на корабли и перевозили на противоположный берег Нила. Оттуда камни перемещали уже к месту строительства. Постоянно работало 100 000 человек. Через каждые три месяца их заменяли новыми.
Только десять лет прокладывали дорогу, по которой доставляли камень от каменоломен. Саму пирамиду сооружали 20 лет.

В наше время по узкому проходу можно пройти к помещению, где был похоронен Хеопс. Сейчас там пусто. Почти все гробницы были разграблены еще в древности.
Недалеко от пирамид находится высеченный из скалы сфинкс - статуя льва с головой человека. Высота сфинкса более 20 м, а длина туловища - 57 м. Он имеет пугающее выражение лица. С глубокой древности его называют «отцом страха».

Воспоминания чиновника об участии в сооружении пирамиды
Его высочество фараон приказал мне привезти большую каменную плиту с юга Египта. Я отправился и всего за 17 дней доставил плиту от каменоломен до берега Нила. Там еще за 17 дней я построил корабль длиной в 30 и шириной в 15 м. Через 17 дней я привез плиту к месту строительства пирамиды.

    «Теперь я хочу рассказать о Египте, потому что в этой стране более диковинного и достопримечательного сравнительно со всеми другими странами».

    Древнегреческий историк Геродот

Рис. Царь Египта поражает своих противников. Изображение на стене гробницы

    Опишите одежду и вооружение царя. Как вы думаете, почему его изобразили выше остальных людей?

§ 5. Возникновение государства в древнем Египте

Страна среди песков. На северо-востоке Африканского континента простирается огромная пустыня. Среди её песков течёт река Нил. Он берёт начало далеко на юге, в центре Африки. В долине и дельте Нила раскинулась страна, которую уже с древности называют Египтом. Если взглянуть на Египет с высоты птичьего полёта, то он покажется тонкой зеленой ниточкой, протянувшейся среди необозримых жёлтых песков. В этой узкой речной долине кипит жизнь. На топких берегах, у самой воды, растёт высокий тростник - папирус. Подальше от берегов, где почвы посуше, поднимаются густые заросли акаций, смоковниц (инжира), финиковых пальм. Воды и берега Нила изобилуют живностью. В реке плещется рыба, в прибрежных заводях пасутся неуклюжие бегемоты и расхаживают важные пеликаны, а в зарослях папируса притаились огромные крокодилы.

Рис. Древний Египет

    Найдите на карте долину и дельту Нила, Верхний и Нижний Египет. В какое море впадает Нил?

Раз в году Нил выходит из своих берегов. Это происходит оттого, что летом в его верховьях идут проливные дожди. Вся долина на несколько месяцев скрывается под водой, превращаясь в огромное озеро. Незатопленными остаются лишь вершины холмов да искусственные насыпи, на которых строят свои поселения жители долины.

Рис. Бегемот. Древнегреческая фигурка

С Началом разлива прозрачные воды Нила превращаются в мутный зелёный поток. Таким его делают частицы ила, который несёт с верховьев реки. К середине осени воды спадают и река снова входит в свои берега. Земля долины напоена влагой и покрыта слоем мягкого плодородного ила. Её легко можно обработать, а зёрна дадут обильный урожай.

Складывание единого Древнеегипетского государства. Люди заселили долину Египта много тысяч лет назад. Их главным занятием издревле было земледелие. Климат Египта жаркий, сухой, дождей здесь практически не бывает. Единственным источником влаги для полей земледельцев были воды Нила. Но его разливы случались лишь раз в году, а в остальное время приходилось поливать посевы, черпая воду из реки. Со временем люди научились рыть каналы, по которым речная вода поступала на поля. Но такой труд был не по силам одной семье и даже целому посёлку. Для строительства каналов приходилось объединяться нескольким сельским общинам. Чтобы руководить работами, общинники выбирали специального человека - номарха (главу нома). Постепенно он становился единоличным правителем подвластной ему территории - нома - и начинал передавать свою власть по наследству.

В древности на территории Египта существовало около сорока номов. Их правители стремились подчинить соседей и захватить побольше плодородных земель. После длительной борьбы все номы дельты Нила оказались объединены в государство Нижний Египет. Во главе его стоял царь. Одновременно на юге страны образовалось другое государство - Верхний Египет. Около 3000 года до н. э. царь Верхнего Египта подчинил Нижний Египет и объединил под своей властью всю страну.

Рис. Царь Верхнего Египта побеждает в битве. Изображение на каменной плите

Образовалось могущественное царство, простиравшееся от порогов Нила на юге до Средиземного моря на севере. Его столицей стал город Мемфис.

Как было устроено Древнеегипетское государство. Во главе объединённого Египта стоял правитель, которого называли фараоном. Ему принадлежала вся власть в стране и вся земля в государстве. Фараону подчинялись вельможи: ближайшие советники, военачальники, номархи. Они вершили суд, наказывали виновных, руководили строительством дорог и каналов, собирали налоги в казну. Управлять страной вельможам помогали чиновники, которых в Египте называли писцами.

Большую часть населения Египта составляли земледельцы. Каждый из них получал от фараона небольшой участок (надел) земли, на котором мог вести хозяйство. За пользование наделом земледельцы платили фараону налог. Если налоги не сдавались вовремя, виновных наказывали.

Самую низшую ступень в египетском обществе занимали рабы. Обычно это были захваченные на войне пленные. Рабы не имели ни земли, ни имущества и должны были работать на своего господина - фараона или вельможу.

Подведём итоги

На плодородных землях долины Нила образовалось Древнеегипетское государство - одно из древнейших на Земле.

Вельможи - наиболее знатные и богатые люди.

3000 года до н. э. Образование единого Древнеегипетского государства.

Вопросы и задания

  1. Какое значение имели разливы Нила для хозяйства Египта?
  2. Что, на ваш взгляд, стало главной причиной возникновения государства в Древнем Египте? Какую роль в этом процессе сыграли природные условия и занятия его жителей?
  3. Расскажите о возникновении в Египте первых государств.
  4. Когда и как образовалось единое Древнеегипетское государство?
  5. Каково было устройство Египетского государства? Кто составлял основную массу его населения?

Возникшая почти 40 веков назад в Африке египетская цивилизация является одной из древнейших и наиболее загадочных на нашей планете. Уже тогда, на берегах Нила существовало государство со своей религией, культурой и устройством. Далее в статье вы узнаете историю и год образования единого государства в Египте и особенности государства.

Протогосударства

Название Древний Египет используется для обозначения исторического региона, в пределах которого находилась египетская цивилизация. Год образования единого государства в Египте точно неизвестен. Древняя цивилизация возникла ещё 6 тысяч лет на берегах священной реки Нил. По обе стороны реки находились поселения или протогосударства, давшие толчок для дальнейшего развития Верхнего и Нижнего Египта. Этот период ученые обозначают как додинастический.

В V веке насчитывалось больше сорока отдельных поселений, образованных в дельте реки. Ещё до того как произошло образование единого государства в протогосударств вели активную деятельность. Каждое поселение было самостоятельным. Население занималось обработкой земли и выращиванием злаковых культур. Удачное расположение давало возможность заниматься торговлей. В то время возник рабовладельческий строй. Рабами становились пленные, которых захватили в результате военных набегов.

Год образования единого государства в Египте

Развитие сельского хозяйства и создание позволило централизованно контролировать орошение территорий и значительно упростило жизнь местному населению, ускорив образование государства. Древний Египет тогда представлял собой номы - отдельные независимые поселения, которые объединились в более крупные образования. Южный регион представлял собой Верхний Египет, а северный - Нижний Египет.

Период, с которого отсчитывается начало египетского государства, имеет название династический, так как именно он открывает многовековую династию фараонов. Среди исследователей принято считать, что единое государства в Египте образовалось около 3 тысяч лет до нашей эры. Верхний и Нижний Египет были объединены, а столицей стал город Чени или Тинис (на древнегреческом). Существует предположение, что обе части Египта объединялись и вновь разделялись и раньше. Различные источники по-разному сообщают имя правителя, создавшего Египетское Царство, предположительно это был Менес, иногда называется имя Мин.

Иерархия общества

В был абсолютным монархом. Его власть была неограниченной, он считался главным правителем и военачальником египетских земель. Существовал особый культ фараона, ибо он отождествлялся с богом. Только фараон мог назначать людей на должности, выбирать жрецов, присуждать смертную казнь. Каждый правитель обладал атрибутами: искусственная борода, браслеты на руках, львиная шкура.

Семья фараона занимала высшую социальную ступень. Правой рукой фараона был чати. Он управлял денежными средствами, имуществом, архивами. Чати, чиновники и писцы стояли на второй ступени - это были сливки египетского общества. После них в социальной иерархии стояли жрецы - советники фараонов и управляющие храмами и религиозными культами. Все они составляли правящий класс общества.

Далее в иерархии шли солдаты, следом за ними ремесленники. Ремесленники находились под контролем государства и получали зарплату прямо из казны. За ними были закреплены определенные рабочие места. Дальше следовали крестьяне, работающие в основном на ирригационных каналах. Нижнюю ступень представляли рабы.

Культура Древнего Египта

Культурное наследие Древнего Египта достаточно велико. В основном искусство развивалось в качестве религиозного культа. В основном произведения создавались для усопших. Известные во всем мире пирамиды были гробницами, или послесмертными домами фараонов и их семей.

Архитектурное наследие представляет собой храмовые комплексы и дворцы, например, Изобразительное искусство было символичным. Росписи на храмах, гробницах, внутри дворцов часто включали в себя не только рисунки, но и иероглифы. Уже тогда египтяне использовали краски, похожие по принципу на современные. Это были природные красители, такие как сажа, уголь, медные и железные руды, смешанные со специальным веществом, которое обеспечивало их вязкость. Смесь высушивали и разделяли на куски, а перед использованием смачивали водой.

Существовала развитая система верований и обрядов, которые их сопровождали. У египтян не было одной конкретной религии. Вместо этого было много отдельных культов. Для каждого бога существовал свой храм, куда не приходили ежедневно, а посещали храм только по праздникам. Проводили и контролировали обряды и религиозные праздники жрецы.

Заключение

Благодаря хорошей адаптации и освоению речной долины Нила и хорошей организации человеческих ресурсов, смогли образовать могущественное государство. Ученым до сих пор точно неизвестен год образования единого государства в Египте. Однако можно с уверенностью сказать, что цивилизация оставила значительный след в истории человечества.

1. Государство Древнего Египта - одно из древнейших государств в мире.

Оно сложилось к III тысячелетию до н. э. в Северо-Восточной Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нила обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тысячелетия до н. э.

Во второй половине IV тысячелетия до н. э. в Древнем Египте складываются первые государственные образования - номы. Они также возникли вследствие развития поливного земледелия: сельские общины объединялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ. Номов ко времени образования единого египетского царства было на его территории около сорока. Они первоначально объединились в два самостоятельных государства - Верхний (Южный) Египет и Нижний Египет.

К концу IV тысячелетия до н. э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили под своей властью весь Египет.

2. Периодизация истории Древнего Египта

История Древнего Египта делится на следующие периоды:

· период Раннего царства (3100 - 2800 гг. до н. э.);

· период Древнего царства (около 2800 - 2250 гг. до н. э.);

· период Среднего царства (около 2250 - 1700 гг. до н. э.);

· период Нового царства (около 1575 - 1087 гг. до н. э.).

В конце Нового царства Египет приходит в упадок, его завоевывают сначала персы, затем римляне, включившие Египет в состав Римской империи (1575 н.э. - I в. до н.э.).

3. Общественный строй Египетское государство в период Раннего царства представляло собой древний племенной союз.

Основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники. Общины владели землей на основе общинного землевладения. Государственная власть считала себя верховным собственником всей земли и взимала в свою пользу часть доходов свободного населения общин. В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество. Уже в период Раннего царства в результате ведения многочисленных войн появились пленники-рабы, которых использовали в крупных хозяйствах.

В период Древнего царства развитие хозяйства имело высокий уровень. Социальное и имущественное расслоение населения уже было четко определено.

Власть государства утверждалась в концентрации собственности у отдельных лиц, начиная с фараона.

Крупная рабовладельческая знать обладала огромными земельными владениями и стояла на верху общественной лестницы, занимая важные должности при дворе и в государственном управлении. Крестьяне-общинники оставались основной рабочей силой в государстве. Хотя рабский рынок в эпоху Древнего царства уже существовал, рабов было еще мало.

Особое положение в египетском обществе заняли жрецы. Они были окружены всеобщим почитанием ввиду того, что монопольно обладали знаниями о загробном мире, владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земельных участков. Жрецы служили опорой царской власти, обожествляя и прославляя фараонов. Храмовые хозяйства освобождались от налогов и отработок на государство. Фараон был не только верховным правителем, но и верховным жрецом, хотя постепенно эти функции начинают разделяться.

Эпоху расцвета Среднего царства (XVIII в. до н. э.) характеризуют следующие важные черты общественных отношений:

· значительно растет рабовладение в частных хозяйствах и изменяется положение землевладельцев;

· происходит расслоение сельских общин, приводя к образованию мелких собственников - неджесов.

Слой неджесов, в свою очередь, подразделяется на бедных, или маленьких, неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов - разбогатевших представителей, которые становились писцами, торговцами и землевладельцами.

В период Нового царства продолжает развиваться рабство, чему способствуют многочисленные войны. Рабовладельческие отношения глубоко проникают в общество.

Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяйстве, из их среды выходили ремесленники - каменотесы, перевозчики камня, кузнецы, ткачи, строители и др.

Основная масса общинников-земледельцев беднела. Земледельцев в принудительном порядке использовали на царских и храмовых землях. С целью наложения различных повинностей ежегодно проводились смотры людей, скота, птицы.

Продолжается возвышение жречества. Оно превращается в замкнутую наследственную касту. Растет богатство высшего жречества, и происходит его освобождение от зависимости по отношению к центральной власти.

Государственный строй Древнего Египта

1. Основные черты государственного строя в период Раннего царства

В период Раннего царства начинает формироваться государственный аппарат. В данный период во главе государства стоял царь, которого окружал многочисленный двор, состоявший из придворных чинов и прислужников. Значение царской власти подчеркивалось обожествлением ее носителей.

В период Раннего царства в руках государства находилось верховное руководство работами по организации оросительного дела в Нильской долине.

2. Основные черты государственного строя в период Древнего царства

Особенность государственного строя Древнего царства заключается в централизации управления.

Законодательная, исполнительная и судебная власть сосредоточилась в руках фараона. Все важные дела государства - мероприятия по орошению, суд, назначения и пожалования, наложение повинностей и освобождение от них, военные походы, государственное строительство проводились под его общим руководством.

Члены царского дома, как правило, занимали важнейшие должности в государстве - верховных сановников, военачальников, хранителей сокровищ, начальников работ, верховных жрецов.

После царя главным лицом в государственном управлении был верховный сановник - везир. В его компетенцию входили управление деятельностью верховных судебных органов, руководство государственными мастерскими, всеми работами царя. Он также ведал различными государственными хранилищами.

3. Основные черты государственного строя в период Среднего царства

Начало эпохи Среднего царства характеризуется почти неограниченной властью номархов. Объединению государства и укреплению центральной власти способствует ограничение фараонами власти номархов - происходит замена независимых правителей областей новыми, подчиненными царской власти. В этих реформах опорой царя были придворная, служилая знать, а также воинство, охранявшее царя.

4. Основные черты государственного строя в период Нового царства

Основной чертой государственного строя в период Нового царства становится укрепление системы централизованного бюрократического управления. Страна была разделена на два административных округа: Верхний и Нижний Египет, каждым из которых руководил особый наместник фараона. Административные округа делились на области - номы. Города и крепости возглавляли начальники, которых назначал фараон. Первым и высшим сановником оставался везир. Другими важными чиновниками были главный казначей и начальник всех царских работ. Многочисленные чиновники-писцы записывали приказы, надзирали за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывали доходы, идущие в казну.

Служилая знать отодвигает на второй план знать аристократическую - фараон оказывает покровительство сановникам, вышедшим из низов, в противовес тем, кто унаследовал ранг и богатство от предков.

5. Армия

Регулярной армии в Древнем царстве не существовало. В случае проведения военных операций армия создавалась из ополченцев, которые в мирное время занимались своим хозяйством. Кадрового офицерства не было, во главе военных отрядов выступал сам фараон или назначенный им сановник; в период раздробленности военная сила из ополченцев находилась в распоряжении местных номархов. В период Среднего царства возникает кадровое офицерство. В Египте начинает формироваться царская гвардия и личная охрана царя. После завоеваний гиксосов, с XVIII в. до н. э., в египетской армии наряду с пехотой появляются конница и боевые колесницы. В Новом царстве идет расширение границ государства за счет соседних территорий, и в связи с активизацией военной политики создается постоянная боеспособная армия из земледельцев-египтян, мелких и средних горожан, находящаяся на полном содержании фараона. В дальнейшем потребовалось строительство пограничных крепостей, опорных охранных пунктов, флота.

Число офицеров, а также их роль в государстве и социальный престиж растут. Регулярная армия пополняется в ходе периодически проводимой переписи населения и переписи военных наборов из юношей-новобранцев. Помимо новобранцев армию стали формировать и за счет отрядов наемников. Рост числа наемников из иноземцев в конце Нового царства ослабил египетскую армию, а вместе с тем и военное могущество империи.

Полицейские функции сначала выполняла армия, а в эпоху Нового царства - специальные полицейские отряды, которые несли охрану столицы, каналов, зернохранилищ, храмов.

6. Судебная система

Суд в Древнем Египте не был отделен от администрации.

В Древнем царстве в качестве местного суда выступали общинные органы самоуправления. К их компетенции относились споры о земле и воде, семейные и наследственные отношения.

Царскими судьями в номах являлись номархи. Высшие надзорные функции над их деятельностью осуществлял сам фараон или везир, которые могли пересмотреть решение любого суда.

Некоторые судебные функции имели храмы, причем решение жреца-оракула в силу огромного религиозного авторитета не могло быть оспорено царским чиновником.

Тюрьмы в Египте представляли собой административные и хозяйственные поселения преступников. Специальное царское бюро занималось распределением различных категорий бесправного населения на тяжелые принудительные работы.