Как поменять тормозные колодки на дисковых. Как заменить передние тормозные колодки. Перед началом работ: Какие инструменты нужны для замены колодок

Тормозные колодки – это важная часть системы торможения автомобиля, отвечающая за снижения скорости транспортного средства при необходимости. От качества и работоспособности тормозных колодок зависит безопасность водителя и пассажиров, поэтому каждый водитель должен знать, что такое замена тормозных колодок и как нужно поддерживать работоспособность тормозной системы. Это несложная процедура, поэтому для автомобилистов не составит труда заменить колодки своими руками.

Все детали в автомобиле имеют определенный рабочий ресурс, который в процессе эксплуатации снижается. На износ тормозных колодок влияют различные факторы, поэтому частота замены может меняться в каждом отдельном случае. Как заменить тормозные колодки и что для этого нужно – обо всем этом и пойдет речь в данной статье.

Большая часть легковых автомобилей оснащена дисковыми тормозами, но на некоторых из них все еще установлены барабаны (например, Toyota Prius). При нажатии на педаль тормоза фрикционная поверхность колодок контактирует с диском, в результате чего его движение замедляется. В случае с барабанными тормозами все происходит аналогичным образом, только накладки прижимаются не с обеих сторон, как это происходит с диском, а из внутренней стороны барабана. Как только водитель отпускает педаль, колодки автоматически возвращаются в исходное положение.

Как устроена тормозная система автомобиля

Постепенно происходит износ фрикционной поверхности, в результате чего система не может замедлять ход транспортного средства. Неисправная тормозная система ставит жизнь водителя, пассажиров и других участников движения под угрозу. Поэтому нужно менять колодки своевременно, не откладывая это дело на потом.

Почему колодки изнашиваются

На продолжительность работы тормозных колодок могут повлиять следующие факторы:

  • качество ранее выполняемой замены колодок;
  • климатические условия вашего региона;
  • компания-производитель;
  • стоимость детали;
  • особенности вождения автомобиля;
  • качество дорожного покрытия.


Износ тормозных колодок

На заметку! Рекомендуется проводить проверку работы тормозной системы каждые 10 000 км. Во время проверки нужно особое внимание уделять тормозным колодкам, их поведению при нажатии на педаль тормоза. При появлении скрипов или других сторонних звуков нужно проводить замену поврежденных элементов.

Несмотря на различные факторы, влияющие на периодичность замены тормозных колодок, есть усредненные данные. Если вы являетесь владельцем отечественного автомобиля, то менять колодки нужно каждые 15 000 км. В случае с иномарками эти показатели существенно отличаются и проводить замену рекомендуется каждые 20 000 км. Если речь идет о гоночных авто, тогда замену нужно проводить гораздо чаще (примерно каждые 5 000 км).


Износ передних тормозных колодок более интенсивный, чем задних, поэтому их нужно менять в несколько раз чаще. Также есть существенная разница между эксплуатацией автомобиля с дисковыми и барабанными тормозами. Если средняя частота замены колодок для дисковых тормозов составляет 10 000-20 000 км, то для барабанных – 120 000 км. Но эти показатели могут меняться в зависимости от нескольких факторов, указанных выше.

Основные признаки износа

Тормозная система автомобиля работает в режиме нон-стоп, поэтому со временем некоторые ее узлы могут выходить из строя. Но чаще всего неисправности в системе возникают в результате износа колодок. Существует несколько признаков, которые помогают автомобилистам определить износ задних или передних тормозных колодок.

Тормозной путь увеличивается

Если вы вдруг заметили, что тормозной путь резко увеличился, то это может свидетельствовать о необходимости проведения замены колодок или других элементов системы. Как показывает практика, увеличение тормозного может быть вызвано повреждением тормозного суппорта или износом фрикционной поверхности колодок.


Неравномерный фрикционный износ колодок

Если на одной оси колодки износятся больше, чем на другой, то это, скорее всего, говорит о необходимости замены тормозного суппорта, так как он функционирует неправильно. Несвоевременная замена суппорта приведет к тому, что даже самые дорогие и новые колодки выйдут из строя достаточно быстро.


Неравномерный износ тормозных колодок

Нарушение целостности

Наличие механических повреждений, которые видны даже невооруженным взглядом, свидетельствуют о необходимости проведения замены поврежденных деталей. Чаще всего водители сталкиваются с повреждением тормозных дисков, отколу частей фрикционного материала с колодки, сильных потертостях или трещинах.


Большой свободных ход педали тормоза

Сильный износ тормозных колодок можно определить по усилию, которое нужно приложить для прижатия колодок к поверхности диска. В таком случае на педаль тормоза нужно нажимать с большим усилием, что водитель замечает практически сразу, как и увеличенный ход самой педали.


Пропадает тормозная жидкость

В процессе эксплуатации, когда колодки постепенно изнашиваются, замечается увеличение расхода тормозной жидкости. Связано это с тем, что тормозной суппорт вынужден работать с большим усилием для прижатия колодки к поверхности диска. Такая операция требует большее давление и, соответственно, количество тормозной жидкости. Это и приводит к быстрому снижению ее уровня в системе.


Срабатывание специального сигнала

Некоторые модели автомобилей оснащаются специальным датчиком, который оповещает водителя при истонченной тормозной колодке. Об этом можно узнать, услышав характерный звук или увидев загоревшуюся сигнальную лампочку. Если это случилось, то вам следует как можно скорее заменить колодки.


Что потребуется для замены

Перед тем, как поменять тормозные колодки, нужно подготовить все инструменты:

  • С-образная струбцина;
  • набор гаечных ключей (они потребуются для снятия колеса и ослабления крепления тормозного суппорта);
  • рабочие перчатки;
  • домкрат;
  • плоскогубцы;
  • отвертка;
  • защитные очки для защиты глаз от попадания химических веществ;
  • респиратор также может потребоваться, чтобы защитить вас от вдыхания вредной тормозной пыли;
  • комплект новых тормозных колодок.

Инструменты для замены тормозных колодок

Большинство из указанных выше инструментов должны храниться в гараже каждого автомобилиста, поэтому не нужно быть прирожденным механиком и иметь специальное оборудование для замены тормозных колодок, будь у вас ВАЗ 2101-21099 или Рено Логан.

Если с подготовкой инструментов не возникнет никаких проблем, то при выборе комплекта тормозных колодок вы можете столкнуться с некоторыми трудностями. В первую очередь, связано это с большим количеством производителей.

На что нужно обращать внимание

Есть несколько важных моментов, которые нужно учитывать при выборе тормозных колодок. Это оригинальность деталей, качество упаковки, а также эксплуатационные особенности колодок.

Оригинальность деталей

Автомобильный рынок переполнен разными подделками, которые недобросовестные продавцы пытаются «впарить» водителям под видом оригинальных изделий. Причем определить подделку по стоимости удается далеко не всегда. Здесь нужна практика или особые навыки определять копию. Для этого существует большое количество информации в просторах интернета, где указываются основные методы отличия оригинальных деталей от подделок. Потратьте 30 минут свободного времени на изучение информации о ваших колодках.


Покупайте только оригинальные тормозные колодки

Если есть такая возможность, то совершать покупки нужно только в проверенных специализированных магазинах. Это поможет защититься от некачественной продукции.

Упаковка изделия

При выборе колодок, непосредственно в магазине, постарайтесь детально изучить упаковку. Прочите все надписи (ровность написанных строчек и правильность написания всех слов), обратите внимание на оформление упаковки. Также не лишним будет распаковать ее и осмотреть сами колодки на наличие механических повреждений и других дефектов. Проследите за тем, чтобы серийный номер на коробке совпадал с номером на самих колодках.


Изучайте информацию на коробке от тормозных колодок

Эксплуатационные особенности

Если вы являетесь любителем быстрой езды, то и колодки нужно подбирать соответствующие. Есть специальные тормозные колодки, которые предназначены для эксплуатации в городских условиях, в горных районах или для спортивного способа езды.


Рейтинг производителей

Определившись с типом тормозных колодок, который больше всего вам подходит, осталось только выбрать производителя. С этим мы попытаемся вам помочь. Ниже представлен список известных брендов тормозных колодок для отечественных автомобилей и иномарок.

Таблица. Обзор лучших производителей тормозных колодок.

Название бренда Описание
ABS Европейский производитель автомобильных тормозных частей, считающийся одним из лучших в мире. Компания выпускает продукцию не только для легковых, но и для грузовых автомобилей, захватывая спектр транспортных средств американского, корейского, японского и европейского производства.
По праву считается лидером в своей сфере. Компания Allied Nippon признана лучшим производителем тормозных колодок для автомобилей импортного происхождения. Благодаря минеральному металлу, используемому при производстве, колодки обладают повышенным коэффициентом трения.
ATE Продукция компании ATE отличается длительным сроком эксплуатации, что делает их одними из лучших в плане экономии и надежности. Тормозные колодки эффективно функционируют в различных погодных и температурных условиях.
При изготовлении тормозных колодок были использованы новейшие технологии, что обеспечивало оптимальное торможение при разных условиях. Ferodo Target – это идеальное сочетание цены и качества, поэтому многие автомобилисты предпочитают продукцию данного бренда.
Bosch В состав фрикционного материала тормозных колодок от компании Bosch входит минеральная вата, углеволокно, алюминий, медь, природный каучук и другие компоненты, что делает их стойкими к воздействию температуры и других внешних факторов. Продукция данного бренда отвечает всем стандартам по износоустойчивости, стабильности и равномерности характеристик.
Samko Итальянский производитель, сумевший завоевать весь мир. Фрикционный материал тормозных колодок не содержит асбест, что делает их уникальными в своем роде. Продукция отличается бесшумностью работы, термической устойчивостью и минимальной абразивностью. К тому же коэффициент трения колодок не меняется при повышении температуры, как это может происходить с некоторыми аналогами.

На заметку! Нельзя экономить на безопасности, поэтому при выборе тормозных колодок отдавайте предпочтение не стоимости продукции, а ее качеству. Низкосортные тормозные колодки изготавливаются из дешевых составляющих, что значительно снижает эффективность работы системы.

Приступая к процессу

Замена тормозных колодок обойдется автомобилисту намного дешевле, чем посещение автосервиса, что обычно приводит к серьезному удару по кошельку. Чтобы правильно выполнить эту процедуру в домашних условиях, нужно придерживаться пошаговой инструкции, указанной ниже.

Снятие старых колодок

Шаг 1. Купите качественные тормозные колодки. Они доступны в любом магазине автозапчастей или в местном автосалоне. Просто дайте менеджеру нужную информацию о вашем автомобиле (год выпуска, модель автомобиля и приблизительную стоимость изделия, на которую вы рассчитываете). В общем, чем дороже колодки, тем дольше они прослужат вам.



Шаг 2. Убедитесь, что автомобиль остыл. Если вы только что приехали на нем с работы или с магазина, вы рискуете сильно обжечься горячими колодками или суппортами. Перед тем, как приступить к замене, убедитесь, что эти части хорош остыли.



Шаг 3. Ослабьте гайки. Используя гаечный ключ, ослабьте каждую из гаек, которые фиксируют колеса. Открутите их примерно на 70%. Не ослабляйте все колеса одновременно. Как правило, при замене тормозных колодок меняются 2 передние или две задние колодки. Это зависит от вашего автомобиля и того, насколько равномерно изношена рабочая поверхность. Поэтому либо начинайте спереди, либо сзади.



Шаг 4. Осторожно поднимите автомобиль с помощью домкрата, пока он не поднимется достаточно для работы. Ознакомьтесь с руководством пользователя, чтобы определить правильное положение домкрата под автомобилем. Поместите несколько противооткатных клиньев позади других колес, чтобы предотвратить движение автомобиля при замене.



Шаг 5. Можно приступать к снятию колес. Закончите откручивание фиксирующих гаек только тогда, когда ваш автомобиль будет в поднятом состоянии. Потяните колесо немного к себе для снятия.



Шаг 6. Подберите нужный размер гаечного ключа для снятия болтов крепления тормозного суппорта. Основная задача тормозного суппорта заключается в принудительном создании сцепления между фрикционной поверхностью колодок и диском. Как правило, суппорта крепятся к ступице автомобиля с помощью 2 или 4 болтов. При необходимости воспользуйтесь WD-40, если у вас возникнуть проблемы с откручиванием фиксирующих гаек.



Воспользуйтесь возможностью, чтобы проверить работоспособность тормозных суппортов. Для этого немного подвигайте их со стороны в сторону в состоянии покоя. Но здесь нужно быть осторожным, даже несмотря на то, сто крепления откручены не до конца.

Шаг 7. Аккуратно подвесьте тормозной суппорт на нишу колеса, как это показано на картинке. Используйте небольшой кусок проволоки, чтобы подвесить суппорт. Так вы сможете защитить гибкий тормозной шланг от передавливания.



Замена элементов

Шаг 1. Пришло время для снятия старых тормозных колодок, но перед этим нужно запомнить положение, в котором каждая из них была закреплена. Как правило, зафиксировать колодки можно с помощью специальной металлической защелки. После снятия колодок нужно провести визуальный осмотр тормозного диска. Обращайте внимание на различные трещины или сколы. Многие производители рекомендуют проводить замену тормозных дисков вместе с накладками.



Шаг 2. Установите новые колодки. На этом этапе вы можете нанести смазывающую жидкость на металлические края тормозных колодок. Это позволит избежать появления скрипов при торможении. Избегайте попадания смазки на рабочую поверхность колодок, поскольку это может снизить эффективность тормозной системы автомобиля. Установите новые элементы в обратном порядке.



Шаг 3. Проверьте уровень тормозной жидкости на вашем автомобиле и при необходимости добавьте немного. Закрутите крышку бачка тормозной жидкости, когда закончите.



Шаг 4. Установите тормозной суппорт на свое место. Аккуратно поставьте суппорт назад на тормозной диск, стараясь ничего не задеть и не повредить. После этого закрутите и надежно затяните фиксирующие болты, удерживающие суппорт руками.



Теперь нужно установить на место тормозной суппорт

Шаг 5. Установите колесо обратно. Поставьте колесо и затяните крепежные гайки. Только после этого можно опускать машину на землю.



Шаг 6. Затяните колесные гайки до упора. Когда автомобиль окажется на земле, начинайте затягивать противоположные гайки. Это позволит повысить надежность крепления колеса. Почитайте руководство к эксплуатации автомобиля. Там должна быть информация об усилии, которое нужно прикладывать при закручивании гайки (момент затяжки). Для его измерения вам потребуется динамометрический ключ.



Затяните колесные гайки до упора

Шаг 7. Запустите автомобиль. Убедившись, что автомобиль стоит на ручном тормозе, прокачайте тормоза, нажав на них 15-20 раз. Это поможет вам удостовериться, что колодки были установлены правильно.



Шаг 8. Проверьте новые тормозные колодки. Двигаясь на скорости не более чем 10 км/час, плавно нажмите на педаль тормоза. Если автомобиль останавливается нормально, повторите тест на скорости 20 км/час. Повторите еще несколько раз, постепенно увеличивая скорость до 60 км/час. После этого проверьте работу тормозных колодок, двигаясь на задней передаче. Это ускорит процесс прилегания новых колодок к тормозному диску.



На заметку! Обращайте внимание на звуки при движении. После установки новые тормозные колодки могут немного скрипеть, это нормально. Но если при торможении вы услышали металлический скрежет, то, скорее всего вы неправильно установили колодки. Как можно скорее переставьте их.

Прокачка тормозов

Шаг 1. Открутите колпачок с бачка цилиндра тормоза. Под влиянием окружающей среды тормозная жидкость в процессе эксплуатации загрязняется (туда попадает грязь, пыль, влага). Это все негативно влияет на свойства жидкости, из-за чего снижается ее температура кипения. Обязательно слейте жидкость, если вы собираетесь менять тормозные колодки или суппорта. Но, как бы это иронично не звучало, в процессе замены вам может понадобится эта жидкость, поэтому сливать нужно из самих тормозных суппортов, а в бачке нужно оставить немного.



Шаг 2. Сливайте тормозную жидкость последовательно. Начинать нужно с той стороны, которая расположена дальше всего от бачка. Обязательно нужно свериться с инструкцией по эксплуатации автомобиля, так как все модели авто разные в этом плане. Если у вас есть какие-либо вопросы или вы не нашли инструкцию, тогда проконсультируйтесь у продавца магазина автозапчастей.



Шаг 3. Прикрепите пластиковый шланг к ниппелю, который играет роль сливного отверстия для тормозной жидкости. Поместите другой конец шланга в маленькую бутылку или кастрюлю, чтобы слить жидкость. Чтобы воздух не возвращался обратно в систему, вам нужно повесить или удерживать бутылку над уровнем суппортов.



Шаг 4. Попросите помощника нажать на педаль тормоза. Когда двигатель выключен, попросите своего друга постоянно накачивать тормоза, пока он не почувствует сопротивление. После этого он должен вас оповестить, чтобы вы знали о появлении сопротивления. После этого нужно слегка открутить штуцер.



В этот момент жидкость должна сливаться в бутылку или кастрюлю. Закрутите винт сливного отверстия обратно, когда нога вашего друга коснется пола. Повторяйте этот процесс, пока не увидите пузырьки воздуха в трубке.

Шаг 5. Дважды проверьте систему на наличие пузырьков воздуха. Если сжатие педали тормоза сопровождается бурлением жидкости в главном цилиндре, то в системе все еще есть пузырьки воздуха. Начните сливать ее снова, прежде чем садиться за руль.



Поверните рулевое колесо автомобиля, чтобы переднее колесо было вывернуто наружу. Это значительно облегчит процедуру замены тормозных колодок благодаря увеличенному доступу для работы.


Если вы меняете колодки на задних колесах, аккуратно работайте рядом с системой стояночного тормоза. Будьте предельно осторожным при снятии и регулировке. Осмотрите тормозные диски на предмет износа и ржавчины. Эти два симптома могут привести к появлению скрипов колодок при торможении.

Важные моменты

При замене нужно учитывать некоторые нюансы. Это позволит избежать распространенных ошибок, с которыми часто сталкиваются новички.

  1. Всегда используйте подставки при поднятии машины домкратом и подставляйте под колеса противооткатные клинья или обычные кирпичи. Это позволит предотвратить движение машины при замене колодок. Полностью полагаться на работу домкрата в данном случае не стоит.
  2. Избегайте контакта смазки с поверхностью тормозной колодки. Если это все-таки случилось, то система перестанет создавать необходимое трение и станет практически бесполезной.
  3. Не удаляйте тормозной шланг с суппорта. Это может привести к тому, что воздух войдет в систему, и она перестанет нормально функционировать.

Надеемся, наша статья была полезной для вас, и вы сумели самостоятельно сменить тормозные колодки. Ни гвоздя, ни жезла, дорогие автомобилисты!

Видео - Замена тормозных колодок на ВАЗ 2108, 2109

На заметку!

В современных автомобилях дело обстоит немного сложнее. Электронная система распределения тормозов EDC проверяет (используя датчики скорости), нужно ли передавать больше тормозного усилия на переднюю или заднюю ось. В зависимости от того, какие из них имеют лучшее сцепление на данный момент.

Система ABS, если одно из колес проскальзывает снижает давление тормозной жидкости, направляемое на его зажим и включает импульсное торможение, предотвращая его блокировку.


Важно!

Тормозные колодки являются исполнительным элементом тормозной системы. Если они интенсивно используются, торможение будет неэффективным.

Как устроены тормозные колодки?

Основой их конструкции является стальная основа (табличка), на которой размещаются маркировка производителя, дата изготовления и другая информация.

Вторым основным элементом является фрикционный слой, то есть рабочая поверхность. Между фрикционным слоем и стальной основой находится связующий слой и изолирующий демпфирующий слой.


На заметку!

Как упоминалось ранее, тормозные колодки также отвечают за комфорт вождения. Поэтому в блоках, предназначенных для автомобилей премиум-класса, используются дополнительные демпфирующие элементы.

Это может быть глушительная пленка между основанием блока и зажимом или демпфирующий лист (металлический слой, покрытый резиновой и силиконовой бумагой), используемый между блоком и зажимом или, дополнительно, между фрикционным материалом и основанием блока.


Третье решение (не исключая использование предыдущих) – это грузоподъемник, прикрепленный к основанию блока, задачей которого является изменение частоты колебаний блока во время торможения, что в результате успокаивает его работу.

Фрикционный материал прокладки состоит из смеси металлов (например, стальной ваты), наполнителей (например, оксида железа), антиадгезивов (например, порошка кокса) и органических материалов (например, смол). Пропорции являются секретом каждого производителя.


Какова долговечность тормозных колодок?

Это зависит от целого ряда факторов, таких как:

  • Качество фрикционного материала, из которого сделан блок.
  • Как работает сотрудничество между тормозным диском и тормозной колодкой.
  • Состояние тормозного диска – например, деформированный диск вызовет быстрое повреждение блока.
  • То, как вы едете. Спортивная, агрессивная езда, частая езда в горах, частая езда по городу – все это вызывает ускоренный износ блоков.

Вы можете предположить, что хорошие, фирменные тормозные колодки, при правильном использовании, могут выдержать до 70000 км, конечно. Самые дешевые выдерживают от 20 до 30 тысяч. км, конечно.

На заметку!

Симптомами повреждения тормозных колодок являются, конечно, низкая эффективность торможения и всевозможные шумы во время движения и торможения. Это может быть вызвано датчиками износа акустических накладок (металлические вставки), которые предназначены для предупреждения о недостаточной толщине фрикционного слоя.


В автомобилях премиум-класса используются электронные датчики толщины тормозных колодок. Они предупреждают вас, что блок слишком маленький с помощью подсветки на приборной панели. Блоки заменяются при толщине фрикционной накладки менее 3 мм. Также, когда оболочка треснута, сколота или неравномерно изношена (например, скошена с одной стороны).

Как заменить тормозные колодки в легковом автомобиле?

Блоки всегда заменяются попарно на одну ось (переднюю или заднюю) или на обе оси автомобиля. Они выбираются для конкретной модели, года выпуска и версии двигателя автомобиля.

На заметку!

Качественные колодки продлевают срок службы тормозных дисков. Самые дешевые, если их оболочка тверда, могут эффективно сократить их.

  • Ремонт начинается с ослабления болтов крепления колесных дисков к ступицам.
  • Автомобиль должен быть обездвижен и поднят. В мастерской – на подъемнике. В домашних условиях – поднимите шасси с помощью домкрата (поместите его в место, предназначенное для опоры – на нем есть маркировка).
  • Колесо (диски) необходимо выкрутить и снять.
  • Следующим шагом является откручивание тормозных суппортов. Отвинчивание болтов может быть неудобным из-за их опалубки. Для облегчения разборки винтов необходимы специальные инструменты и проникающие смазки.

После разборки хомута его нельзя «подвешивать» на тормозной магистрали, чтобы не повредить трос.


Это хорошая возможность проверить состояние гибких тормозных шлангов.

  • Следующим этапом ремонта является проверка состояния тормозных поршней. В них чаще всего ломаются уплотнения, а сами металлические поршни могут разъедать. Причина заключается в несвоевременной замене тормозной жидкости.
  • Следующим шагом является вставка поршней и установка тормозных колодок в зажимы и их сборка. В автомобилях премиум-класса должны быть установлены датчики для измерения толщины блоков.
  • Направляющие колодок должны быть смазаны высокотемпературной медной смазкой, а пазы клемм должны быть очищены. Сами клеммы должны быть очищены от коррозии, например, с помощью металлической щетки.

Их также можно тщательно очистить, обезжирить и покрасить. Это хорошая защита от ржавчины.

  • Следующие шаги – установка зажима, завинчивание колеса и опускание автомобиля.
  • После замены всех тормозных колодок проверьте уровень тормозной жидкости, а также систему.

После сборки блоков стоит помнить, что первые несколько сотен километров не следует быстро тормозить, потому что блоки должны быть правильно расположены.


На заметку!

Любые отклонения от стандарта, такие как увод автомобиля во время торможения, низкая эффективность торможения или шум, являются результатом неправильной сборки блоков. Вы должны повторить это как можно скорее.

Замена тормозных колодок – самостоятельно или в мастерской?

Сколько стоит замена тормозных колодок? Средняя цена в мастерской составляет 2000-3000 тысячи рублей. В профессиональных мастерских такой обмен длится до часа. По желанию клиента механики могут самостоятельно заказать и приобрести тормозные колодки для конкретной модели автомобиля.


Почему стоит выбрать замену в мастерской?

  • Стоимость услуги низкая, а время ремонта короткое.
  • Тормозные колодки являются гарантией безопасного вождения, поэтому их неправильная сборка играет на безопасность, вашу и других.
  • Во время замены механик может проверить состояние оставшихся элементов тормозной системы и, при необходимости, отремонтировать или заменить их. В основном это касается гибких тормозных шлангов и поршней.
  • Использование специализированных инструментов и оборудования для мастерских (например, лифта) облегчает и ускоряет ремонт.

Каковы риски самостоятельной замены тормозных колодок?

  • Это особенно неудобно без подъемника.
  • Нужно иметь целый ряд инструментов.
  • Любитель должен посвятить много времени замене и может столкнуться с проблемами, которые могут перерасти его навыки.
  • Неправильная сборка блоков приведет к тому, что автомобиль будет уводить во время торможения, или это будет связано с низкой эффективностью торможения, что приведет к снижению уровня безопасности.
  • В некоторых моделях автомобилей замена блоков требует подключения автомобиля к диагностическому компьютеру, чтобы можно было втянуть тормозной поршень.

Поменять самостоятельно передние тормозные колодки может любой автовладелец в гараже или в полевых условиях. Эта пошаговая инструкция поможет поменять тормозные накладки правильно и без ошибок. Даже тот, кто впервые решил своими руками махнуть колодки, будет удивлён, насколько это простая и быстрая процедура.

Если обслуживаешь машину самостоятельно, то в результате получаешь удовлетворение, и конечно экономию денег.

Как часто нужно проверять толщину тормозных колодок и уровень тормозной жидкости? Ответ очевиден – регулярно. Если накладки стёрлись тоньше двух мм, то ни в коем случае не откладывайте замену – это чревато заклиниванием суппорта и дорогим ремонтом.

Имейте ввиду – быстрее изнашиваются передние колодки. На дисковых тормозах проверить толщину тормозной накладки очень просто визуально, поэтому не забывайте делать это чаще.

Какие инструменты нужны для замены тормозных колодок своими руками.

Как видите, набор инструментов понадобится минимальный.

Внимание ! Прежде чем приступить к замене тормозных колодок – убедитесь, что новые колодки подходят вашему автомобилю, другими словами, проверьте, что купили правильные колодки.

Шаг 1. Открываем доступ к тормозному механизму.

Автомобиль установить на твердой ровной поверхности, под колёса установить упоры, чтобы он случайно не покатился. Это могут быть как специальные «башмаки», так и обычные кирпичи или бруски.

Прежде чем поднимать автомобиль домкратом, срываем колёсные болты. Затем поднимаем необходимую сторону домкратом, полностью выкручиваем болты и снимаем колесо. Теперь доступ к суппорту открыт.

Шаг 2. Снимаем старые колодки.

Суппорт надевается на тормозной диск как зажим, и его задача – сжимать колодками тормозной диск с помощью гидравлического давления. Таким образом и происходит торможение.

Суппорты обычно бывают цельной или двухкомпонентной конструкции, крепятся двумя или четырьмя болтами с внутренней стороны колеса к скобам суппорта.

Побрызгайте на болты суппорта WD-40, чтобы облегчить их откручивание. дайте смазке поработать минут 5-10, затем можно открутить направляющие суппорта.

Если имеются фиксирующие скобы, то нужно извлечь их с помощью маленькой отвёртки. На многих автомобилях есть датчики износа колодок , поэтому аккуратно отсоединяем разъёмы.

Проверьте давление суппорта. Берём большую отвёртку и отжимаем немного колодки, задавливая цилиндр. Таким образом старые колодки будет легко извлекать.

Суппорт автомобиля в состоянии покоя должен немного двигаться вперед-назад. Если нет, суппорт находится под давлением, и при снятии болтов он может отлететь. Проверьте, есть ли какие-либо прокладки или рабочие шайбы, установленные между крепежными болтами суппорта и монтажной поверхностью. Если есть, то снимите и осмотрите их, при необходимости замените на новые.

Направляющие болты тормозного суппорта

Во многих автомобилях используется скользящий суппорт из двух частей, для которого требуется снять только две направляющих головками 12-14 мм. Вам не нужно будет снимать весь суппорт.

Замена передних тормозных колодок своими руками

Теперь суппорт снимаем или отводим в сторону, если откручивали направляющие только с одной стороны.

Осторожно подвесьте суппорт на проволоку или верёвку к колесу или пружине стойки амортизатора.

Замена передних тормозных колодок своими руками

Внимание! Суппорт все еще будет подсоединен к тормозной магистрали, поэтому закрепите его так чтобы он не пережимал и не оттягивал тормозной шланг.

Вытаскиваем тормозные колодки из скоб. Посадочные места колодок зачищаем металлической щеткой или отвёрткой.

Замена передних тормозных колодок своими руками

Обязательно проверяем направляющие болты – пыльники должны быть целыми, а сами направляющие легко и плавно ходить в пазах.

Внимание! При каждой замене тормозных накладок, направляющие суппорта необходимо очистить и смазать. Эта процедура не отнимет много времени, но продлит службу и повысит надёжность работы тормозов.

Для смазывания направляющих используйте специальную высокотемпературную смазку. Литол, по старинке, применять не нужно. У некоторых производителей колодок можно встретить такую смазку в комплекте с новыми колодками.

Шаг 3. Установка новых тормозных колодок.

Все подготовительные операции выполнены – приступаем к сборке.

Первым делом необходимо вдавить тормозной цилиндр полностью. Сжать цилиндр суппорта нужно поршня тормозного суппорта. Меняя тормозные колодки своими руками, а если ещё в полевых условиях, для сжатия поршня суппорта можно использовать баллонный ключ, струбцину. Можно также сделать специнструмент своими руками используйте для этого большой болт и старую колодку. Вариантов масса, главное – примите во внимание принцип действия оригинального инструмента и используйте смекалку.

как вдавить поршень тормозного суппорта без специального инструмента в полевых условиях

Внимание! Некоторые аналоги колодок могут незначительно отличаться по форме. Например, ушки колодок могут оказаться длиннее, чем посадочные места в тормозных скобах, и деталь не встаёт в пазы. В этом случае не стоит паниковать, а проверьте: соответствует ли форма и конструкция колодки по остальным параметрам.
Да , соответствует – стачиваем лишние выступы до размера старой колодки.
Нет , не соответствует – есть значительные отличия – необходимо подобрать другие колодки. Не пытайтесь из неправильных колодок сделать правильные, из-за этого тормоза могут заклинить или плохо работать.

Вставляем новые колодки и надеваем суппорт. Резьбу для профилактики от коррозии обрабатываем медной смазкой.

Change The Brake Pads in Your Car Step 9 Version 6.360p

Собираем суппорт, как разбирали, надеваем колесо.

Важно! Прежде чем отправляться в поездку – после замены колодок нужно тормоза. Нажмите педаль до упора. Троньтесь и затормозите. И так повторите пару-тройку раз. Всё в порядке? Повторите торможение на скорости побольше. Убедитесь что нет скрежета, и другого дискомфорта.

По какой причине могут заклинить тормоза?

  1. Изношен или загрязнён поршень тормозного суппорта. Необходимо следить за состоянием зеркала поршня и целостностью пыльников и манжет.
  2. Перекос тормозной колодки. Проверяйте правильность установки и соответствие детали.
  3. Износ, загрязнение, коррозия направляющих суппорта. смазывайте и меняйте пыльники или сами направляющие.

Ваш , которое разрабатывалось умными талантливыми инженерами. Именно из-за сложности такой конструкции любой из автомобилей стоит больших и солидых денег. Но приобретя в собственность машину затраты на этом не заканчиваются. В течение всего срока эксплуатации любого автомобиля вы столкнетесь с такой необходимостью, как постоянно обслуживать его, для чего понадобятся большие деньги. Но, если вы самостоятельно научитесь делать определенные вещи, то есть собственоручно менять кое-какие необходимые компоненты в машине, то вы определенно сможете на этом сэкономить не мало денег. Вот например, вы сможете лично самостоятельно поменять тормозные колодки на вашей машине. Это действие звучит для вас довольно сложным? Не пугайте себя заранее. Безусловно, замена тормозных колодок на первый взгляд выглядит довольно сложной задачей. Но это только на первый взгляд. На практике же все происходит гораздо проще. Просто нужно знать всю точную последовательность этого процесса. Для этого, всем своим читателям мы предлагаем подробное руководство по замене на автомобиле тормозных колодок. Постарайтесь внимательно, от начала и до конца изучить предложенные нами советы и тогда у вас все получится.

Перед началом работ: Какие инструменты нужны для замены колодок?


Перед тем как приступить к работе вам потребуется несколько инструментов. Некоторые из инструментов возможно найдутся или уже есть в вашем доме или гараже, но некоторые все же придется приобрести в магазине автозапчастей. Правда некоторые необходимые инструменты могут стоить не дешево. Но ваши затраты пожже окупятся, не переживайте, вы ведь купите эти автоинструменты навсегда, зато с помощью их вы сможете менять колодки самостоятельно уже на любом автомобиле.

В конечном итоге и в долгосрочной перспективе , если сами постоянно самостоятельно будете менять тормозные колодки на автомобиле. Таким образом, потратив сейчас свои деньги на нужные инструменты вы автоматически снижаете стоимость обслуживания вашего автомобиля в будущем.

  • Руководство по эксплуатации: Каждый раз, когда вы собираетесь проводить ремонт вашей машины самостоятельно, прежде всего убедитесь, что у вас имеется руководство к автомобилю. Обычно подобную книгу автопроизводитель поставляет вместе с машиной. Правда чаще всего в ней описано не так все подробно, как хотелось бы. В этом случае вам необходимо приобрести книгу-руководство по ремонту именно вашей модели автомобиля. Руководство необходимо для того, чтобы вы знали места установки домкрата, места установки опор для удержания машины на весу, а также ряд других технически необходимых вещей нужных для замены колодок.
  • Домкрат: Обычно новый автомобиль поставляется как правило, вместе с домкратом, который должен находиться в багажнике машины. Этот домкрат отлично подходит например, для той-же замены запасного колеса. Но не все домкраты, что поставляются автопроизводителем вместе с машиной, идеально могут подойти для замены колодок. Дело здесь вот в чем, домкраты поставляемые с автомобилями чаще всего не способны поднять более 2/4 массы всего автомобиля, так как автопроизводитель обычно считает, что для установки одного запасного колеса такого домкрата вполне достаточно. Но вот для замены колодок вам уже необходим домкрат, который способен поднять и удержать на весу как минимум 3/4 массы автомобиля. Как мы уже знаем, чаще всего легковые автомобили весят в среднем от 1-ой до 2-х тонн. Если вес вашей машины соответствует данному значению, то мы посоветовали бы вам для замены колодок использовать 3-х тонный домкрат, который обеспечит не только вашу безопасность, но и позволит поднимать на нем более более тяжелые автомобили.
  • Подъемная опора (jack stands): После того, как вы подняли автомобиль домкратом, то она естественно будет нуждаться в удержании ее в воздухе. Для этого вам понадобится подъемная опора (подставка под автомобиль). Каждая страховочная опора (также как и домкрат) имеет индивидуальные характеристики (грузоподъемность) и поэтому, покупая эти опоры всегда руководствуйтесь весом вашей машины. В вашем случае грузоподъемность страховочных автомобильных опор лучше всего выбирать с запасом. К примеру, в этом случае вы можете приобрести или купить 2-х тонные опоры.
  • Инструмент для регулировки суппорта : Этот инструмент позволит вам самостоятельно настроить тормозной суппорт под установленные вами новые тормозные колодки. Помните, что без этого инструмента регулировка поршня суппорта просто не возможна. Да, безусловно, существует конечно и множество других обходных путей и решений по настройки суппорта, но все они будут менее эффективны и очень неудобными, если их сравнивать с применением специального инструмента для настройки тормозного поршня в суппорте.
  • Новые тормозные колодки: Очевидно или факт, вам нужны новые , которые необходимо установить вместо старых и изношенных. Большинство автомагазинов смогут быстро подбрать нужные для вашего автомобиля колодки. Для этого не обязательно знать их заводской номер или номер соответствующей детали, ну и т.д. и т.п. В магазине достаточно дать продавцу ВИН-номер вашей машины и вам тут-же подберут необходимые колодки.
  • Тормозные диски (при необходимости): в некоторых или определенных случаях вместе со сменой колодок вам необходимо будет заменить на машине и тормозные диски. Колодки и тормозные диски со временем как известно, изнашиваются. Но происходит это все конечно не одновременно и сразу. Тормозные диски имеют более долгий срок службы, чем те же колодки. В руководстве и в книге по ремонту вашего автомобиля вы обязательно отыщите и найдете информацию о минимально-допустимой толщине тормозных дисков. Таким образом надо запомнить следующее, когда вы снимете чтобы заменить старые колодки на новые, обязательно замерьте толщину тормозных дисков, если их толщина ниже нормы минимального значения указанной в руководстве по эксплуатации машины, то значит пришло время заменить старые тормозные колодки на новые.
  • Тормозная смазка: Тормозная смазка наносится всегда на поверхность тормозных колодок (между колодками и суппортами)
  • Нюансы и некоторые детали для вашего автомобиля: Замена тормозных колодок является довольно простой задачей. Но некоторые модели автомобилей могут иметь разную конструкцию тормозной системы. Поэтому, если вы столкнулись с подобной проблемой а именно, что на вашем автомобиле все выглядит как-то иначе, не так как указано в имеющемся у вас руководстве, то проверьте пожалуйста руководство пользователя автомобилем, где можно узнать по этой части все более детально и подробно. Если в данном руководстве к автомобилю вам что-либо будет не ясно и непонятно, то не растраивайтесь, множество полезной информации вы сможете получить прямо , где скорее всего, без каких-либо проблем вы найдете видео-ролик по замене колодок на конкретной марке и модели интересующего вас автомобиля.
  • Набор торцевых ключей
  • Баллонный ключ

Если вы первый раз решили лично и самостоятельно поменять колодки на своей машине, то постарайтесь не жалеть денег на необходимый для этого инструмент. Помните, что сэкономив на необходимом инструменте вы рискуете купить, как правило некачественную продукцию, которая просто быстро выйдет из строя. Да, и это естественно, меняя в самый первый раз колодки на машине будьте готовы потратить на это мероприятие лишние несколько часов. Никогда не стоит торопиться. Ваша основная задача все делать неспеша, медленно, а за одно помнить и понимать, что это такое в данный момент вы делаете. Если вы чего-то не знаете, лучше всего перед самими действиями с кем-нибудь об этой проблеме посоветоваться или просто попросить кого-то с ней помочь.

Теперь, когда вы наверняка уже знаете какие инструменты нужны для замены колодок, можно смело приступать к их самостоятельной замене. Это позволит многим из вас сэкономить определенные деньги, которые обычно тратятся на технических сервисных станциях, в автомастерских и т.п. ремонтных базах, где берут за такую замену колодок не такие уж малые деньги.

Шаг 1: Поднимите ваш автомобиль


Для того чтобы добраться до тормозных колодок, вам прежде всего надо снять колеса с вашего автомобиля. Если вы когда-либо уже меняли колесо на запасное, то первая часть процесса вам должна быть знакома. Для начала, немного открутите колесные гайки при помощи имеющегося у вас баллонного ключа. Всегда надо помнить, вы не должны полностью откручивать колесные гайки, ваша задача их только немного ослабить. Ослабить гайки необходимо на обеих двух передних или двух задних колесах. Ослабление этих колесных болтов перед подъемом машины очень даже важно, ведь если вы начнете откручивать эти самые гайки после того, как поднимете машину, то колеса вашего автомобиля по-просту будут вращаться вокруг оси.


Далее после того, как вы ослабили колесные болты пришло время поднимать автомобиль. В руководстве к вашей машине подробно должно быть описано, где небезопасно разместить под автомобилем сам домкрат. Некоторые автомобили имеют специальные площадки для установки как домкрата, так и для удерживающих опор.

После того, как вы установили домкрат и разместили его в нужном месте под автомобилем, то можете поднимить машину.


Далее, подняв машину на нужную высоту от пола сразу разместите под автомобилем опоры. Вы должны разместить каждую опору под структурной частью кузова машины. Опять же, для более точной установки удерживающих опор обратитесь пожалуйста к руководству эксплуатации вашего автомобиля.

Установив удерживающие опоры, медленно и постепенно опускайте ваш автомобиль до тех пор пока он не будет безопасно удерживаться на самих опорах. Затем можно уже убирать домкрат.

Теперь вы можете до полного конца открутить все колесные болты и снять колесо с вашего автомобиля.

Шаг 2: Снимите суппорт в сборе со старыми тормозными колодками


После снятия колеса вы должны увидеть тормозной диск и тормозной суппорт в сборе. Узел самого суппорта действует как зажим, он сжимает тормозные колодки, которые прижимаются к тормозному диску. Это действие и приводят к замедлению вращения колеса.

Ваша задача с помощью торцевого ключа открутить болты на задней части суппорта.


Открутив суппорт отодвиньте его от тормозного диска. Обратите ваше внимание, что суппорт на авто по-прежнему остается прикрепленным к тормозной магистрали. Поэтому ни в коем случае не отпускайте суппорт не давая ему висеть на одном только тормозном шланге. Аккуратно установите суппорт на верхнюю часть тормозного диска а далее, используя кусок проволоки подвесьте на него суппорт. Убедитесь, что суппорт не падает и надежно подвешен на проволоке. Помните, если суппорт вдруг упадет, то это может привести к повреждению самой тормозной магистрали и в конечном итоге может привести к ненужным лишним затратам.


На данном этапе работ вы можете смело удалить тормозные колодки из суппорта. Просто будьте внимательны и осторожны, не повредите сам суппорт, особенно, если вы планируете использовать данный тормозной компонент машины в дальнейшим. Если ваши поставлялись с дополнительными крепежными элементами, то удалите эти элементы заменив их на новые.

Шаг 3: Замена тормозных колодок


Теперь, когда старые тормозные колодки удалены из суппорта вы можете спокойно установить новые. Во-первых и изначально, с тыльной стороны этих новых колодок нужно нанести тормозную смазку. Смазка поможет вам избежать ненужного скрипа или свиста в процессе торможения.

Будьте пожалуйста внимательны, не наносите эту самую смазку на переднюю часть тормозных колодок, ведь эффективность ваших тормозов напрямую зависит от трения между передней частью колодок и тормозными дисками.

Поэтому, если вы вдруг по ошибки нанесете смазку на переднюю часть тормозных колодок, то вы заранее увеличиваете потенциальный риск попасть в ДТП в связи со снижением эффективности самих тормозов.


После всего, как вы нанесли тормозную смазку можете устанавливать на тоже место, где ранее были установленны старые колодки, новые тормозные колодки. Если вы делаете это в первый раз, то не меняйте колодки во всех колесах сразу. Замените их сначала в одном колесе пройдя все этапы от начала и до конца, чтобы убедиться, все ли вы сделали правильно. Если убедились, что все нормально, то проделайте тот-же самый процесс и с другим колесом, и так далее.

Шаг 4: Раздвиньте поршень самого суппорта

Далее, после установки новых колодок, возможна вероятность, что у вас не получится полностью собрать весь суппорт во едино, так как поршень вашего суппорта автоматически будет установлен под толщину тех самых старых колодок. Теперь ваша задача используя специальный инструмент, отрегулировать поршень суппорта под толщину уже новых колодок.


С помощью инструмента для регулировки поршня суппорта вы сможете убрать поршень, который мешает сборке суппорта в единое целое.

Так же возможно вам придется немного загнуть скобы новых тормозных колодок, если верхняя часть самого суппорта ни как не будет устанавливаться назад.

Также, прежде чем зажимать поршень суппорта надо открутить бачок тормозной жидкости, так как сжимание самого поршеня может привести к увеличению уровня тормозной жидкости в бачке. Если после замены колодок уровень тормозной будет больше положенного максимума, то лишнюю жидкость из данной системы необходимо просто откачать.


Как только вы полностью собрали суппорт, то можете устанавливать его обратно назад закрепив болтами, при этом воспользовавшись торцевым ключом.

Шаг 5: Установите колесо машины назад


Дважды проверьте, все ли вы сделали правильно и все ли прижимается так плотно и надежно. Пока не сделаете полную проверку лучше не устанавливайте колесо на машину. После того, как все работы будут окончательно проведены и проверены, можете смело устанавливать колесо на машину и затягивать колесные гайки, но только не до конца. Поместите домкрат под машину и поднимите ее. Далее, уберите опору или опоры и медленно опускайте автомобиль на колеса.

После того, как автомобиль оказался на земле можете использовать баллонный ключ, чтобы до конца затянуть колесные гайки. Будьте особенно осторожны во время проделывания этого шага, заранее убедитесь, что все колесные болты установленны без перекоса и надежно удерживают колесо машины.

Если у вас имеется динамометрический ключ, то при затяжки болтов лучше используйте его, с помощью него намного легче регулировать саму силу затяжки колесных болтов.

Тормозная система - одна из тех, что используется чаще других, а потому еще на этапе проектирования ей уделяют самое пристальное внимание. Производители делают все возможное, чтобы она служила как можно дольше. Но все же когда-нибудь наступает момент, когда тормозные колодки требуют замены. Скорость износа зависит от многих факторов: типа коробки передач, условий эксплуатации, производителя, стиля вождения и т. д. Главное - помнить, что медлить с нельзя ни в коем случае. От этого зависит не только ваша собственная жизнь, но и жизнь окружающих.

Когда менять?

Прежде чем задаться вопросом о том, как заменить или же задние, следует точно определить, что этот момент настал. Как это сделать? Да очень просто. Как правило, они оснащены специальным датчиком износа, который начинает издавать противный металлический визг при торможении, не услышать который практически невозможно. В любом случае необходимо выполнять периодический визуальный осмотр тормозных колодок. Если их толщина стала менее 3 мм, а визга нет, можно смело приступать к замене.

Какие выбрать?

До того как заменить тормозные колодки, нужно определиться с их выбором. Желательно купить оригинальные детали, выбирая их по специальным каталогам в зависимости от марки автомобиля, года выпуска, типа кузова и т. д., либо приобрести товар от известных производителей. Иначе можно легко нарваться на подделку.