Эксплуатация, хранение и уход за сгзп. Грузозахватные приспособления и тара Основные положения инструкции

2.4.1. Стропы

Стропы отрезки канатов или цепей, соединенные в кольца или снабженные концевыми и навесными звеньями, которые обес­печивают быструю, удобную и безопасную строповку или расстроповку грузов.

Термин «строп» пришел в русский язык как морской термин, означающий устройство для подвешивания грузов к крюкам, тра­версам, скобам.

Стропы бывают:

стальные канатные;

хлопчатобумажные;

пеньковые;

капроновые.

Стальные канатные стропы получили широкое распростране­ние при выполнении строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, подъеме и перемещении различных твердых гру­зов (оборудования, труб, строительных деталей, металла и т.п.) кранами. Стальные канатные стропы менее трудоемки в изготов­лении, имеют высокую несущую способность и гибкость, более удобны в работе, а их долговечность выше, чем у канатов из орга­нических растительных волокон или грузовых стальных цепей. Сталь­ной проволочный канат сглаживает динамические нагрузки и об­ладает большой надежностью, так как разрушение происходит не внезапно, как у цепи, а постепенно, что позволяет следить за со­стоянием каната и выбраковывать его задолго до обрыва.

По числу ветвей стальные канатные стропы (рис. 2.22) подраз­деляются:

· на одноветвевые (1 СК);

· двухветвевые (2 СК);

· трехветвевые (3 СК);

· четырехветвевые (4 СК);

· кольцевые (СКК).

Цепные стропы чаще всего применяют в металлургическом и машиностроительном производстве при подъеме и перемещении кранами листового и сортового металла металлоизделий, загото­вок и деталей с острыми кромками, ковшей для металла и дру­гой тары.

По числу ветвей цепные стропы (рис. 2.23) подразделяют:

на одноветвевые (1 СЦ);

двухветвевые (2 СЦ);

трехветвевые (3 СЦ);

универсальные (УСЦ).

Простые стропы (СК, СЦ) применяют для строповки грузов, имеющих специальные приспособления (петли, крюки, рым-бол­ты и т.п.), универсальные — для строповки грузов обвязкой.

Рис. 2.22. Стальные канатные стропы (типа СК):

а — одноветвевые (1 СК); б — двухветвевые (2 СК); в — трехветвевые (3 СК); г — четырехветвевые (4 СК исполнения 1); д — четырехветвевые (4 СК исполнения 2, с уравнительными блоками); 1 — навесное звено; 2 — канатная ветвь; 3 — захват; 4 — соединительное звено; 5 — уравнительный блок; L — длина стропа

Одноветвевые стропы обычно применяют для захвата и транспортировки грузов, снабженных монтажными петлями или пружинами, скобами и т. п.

Многоветвевые стропы применяют для подъема и транс­портировки станков, аппаратов, строительных деталей и конст­рукций, имеющих две, три и четыре точки крепления.

Они широко применяются для строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабженных петлями или про­ушинами.

Рис. 2.23. Цепные стропы (типа СЦ):

а — одноветвевые (1 СЦ); б — двухветвевые (2 СЦ); в — трехветвевые (3 СЦ); 1 — звено стропа; 2 — звено цепи; 3 — захват; L — длина стропа

Универсальные стропы применяют при подъеме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).

Хлопчатобумажные, пеньковые и капроновые стропы используют для обвязки мягких и легких грузов.

Грузовые стропы должны изготавливаться в соответствии с тре­бованиями РД 10-33-93, РД 10-231-98, Правил безопасного устрой­ства и эксплуатации грузоподъемных кранов, а также конструктор­ской документации, утвержденной в установленном порядке.

2.4.2. Изготовление и браковка стропов

Процесс изготовления стропов включает в себя следующие опе­рации.

· Выбор каната нужного качества. Стропы изготавливают из нетолстых гибких канатов (чем больше проволок при одном и том же диаметре, тем более гибок канат). Например: канат двойной свивки типа ТЛК-О 6x19+1 о.с, в котором 6 прядей по 19 про­волок и один органический сердечник; типа ЛК-РО 6х36+1 о.с; ТЛК-О 6х37+1 о.с; ТЛК-О 36х37+1 о.с. Допускается примене­ние канатов других типов.

· Определение длины каната. Длина заготовки должна вклю­чать в себя длины стропа и отрезка, необходимого для образова­ния петель, заплетки и технологического припуска.

· Определение диаметра каната. При этом нужно учитывать массу груза, число ветвей, угол наклона между ветвями, коэффи­циент запаса прочности (не ниже 6 для стальных, 8 — для пенько­вых канатов и 5 — для цепей).

· Выбор концевого (захватного) элемента. При этом учитыва­ют места крепления и способы обвязки груза (для деталей с флан­цами — струбцины или штыри, с отверстиями — коромысла, с проушинами или цапфами — крюки), а также необходимость на­личия коушей в петле. В стропах с концевыми элементами канаты вплетают в отверстия концевых элементов без коушей. Диаметр отверстия, которое вплетают строп, должен быть равен 1,25 диамет­ра каната, длина петли стропа — не меньше длины петли, заплетен­ной под коуш; определяют толщину и величину отверстия концево­го элемента. Определяют их при помощи расчета или конструктив­но. Толщину отверстия можно регулировать привариванием дополни­тельных шайб (коротким прерывистом швом в четырех-пяти точках). Для получения закругления отверстие вначале раззенковывают под углом 90° на глубину фаски, а затем острые кромки закругляют по радиусу (на участке рабочего положения петли стропа). Поверх­ность сопряжения обрабатывают не ниже 10-го класса шероховато­сти. При правильном выборе и обработке отверстий канат на участке соединения петли и концевого элемента под нагрузкой принимает форму, близкую к эллипсу, не деформируется и при двухветвевом стропе имеет 12... 16-кратный запас прочности без коушей.

· Крепление зажимами. Его применяют при изготовлении стро­пов временных, работающих без обвязок, не предназначенных к протягиванию через отверстия, с маленьким расстоянием между петлями (если невозможно выполнить заплетку), при креплении стропов к траверсе, а также грузовых канатов в грузоподъемных механизмах. Крепление заплеткой — наиболее распространенный способ.

· Выбор способа резки. Резку канатов производят с помощью абразивных кругов, зубила, а также газовой резкой. Электродуго­вая резка запрещается, так как при этом по проволокам и прядям проходит ток большой силы, что приводит к их нагреву, отжигу, потере прочности. Чтобы предотвратить раскручивание каната после резки, предполагаемое место резки обвязывают (8... 10 витков) мягкой проволокой диаметром 1,5...2 мм с двух сторон от места резки на расстоянии 1...4 диаметра каната (см. рис. 2.15, в).

Стропы следует подбирать такой длины, чтобы угол между вет­вями не превышал 90° (рис. 2.24).

Недопустимые дефекты грузозахватных устройств показаны на рис. 2.25.

Цепной строп подлежит браковке при увеличении звена цепи более 3 % от первоначального размера и при уменьшении диамет­ра сечения звена вследствие износа более 10 % (рис. 2.25, а).

Браковка колец, петель и крюков съемных грузозахватных при­способлений (рис. 2.25, б...д) производится:

· при наличии трещин;

· износе поверхности элементов или местных вмятинах, при­водящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10 % или удлинению звеньев на 3 %;

· наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5 %.

Канатный строп подлежит браковке, когда число видимых об­рывов наружных проволок канатов превышает следующие значе­ния (d— диаметр стропа):

Длина участка стропа.................................................. 3d 6d 30d

Число видимых обрывов проволок на участке.......... 4 6 16

При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7 % и более (по сравнению с номинальным диаметром) канат стропа подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок. Если уменьшение диаметра на 10 % произошло в результате повреждения внутреннего сердечника, то канат подлежит браковке независимо от видимого обрыва проволок.

Рис. 2.24. Определение длины стропа: А — расстояние между захватами

При уменьшении первоначального диаметра наружных проволок в результате износа или коррозии на 40% и более канат бракуется. Износ или коррозия проволок определяется при помощи микромет­ра или другого инструмента, обеспечивающего точность измерения.

Строп не допускается к использованию при выявлении:

· обрыва одной или более прядей каната;

· корзинообразной деформации;

· выдавливания сердечника;

· выдавливания или расслоения прядей;

· местного увеличения или уменьшения диаметра каната;

· раздавленных участков;

· перекручивания, заломов и перегибов каната;

· повреждений, появившихся в результате температурных воз­действий или электрического дугового разряда;

· деформированных коушей или их износа с уменьшением первоначальных размеров сечения более 15 %;

· трещин на опрессовочных втулках или изменения размера трещин более 10 % от первоначального;

· признаков смещения каната в заплетке или втулках;

· поврежденных оплеток;

· крюков, не имеющих предохранительных замков.

Рис. 2.25. Недопустимые дефекты грузозахватных устройств:

а — дефекты стропа; б — дефекты крюка; в — дефекты карабина; г, д — дефекты концевых звеньев; 1 — неоклентованные концы; 2 — излом; 3 — барашек; 4 — обрыв пряди; 5 — узел; 6 — соединение каната связкой; 7 — износ; 8 — расконтривание гайки; 9 — надрывы и трещины; 10 — сварные швы; 11 — отгиб рога; 12 — неисправность защелки

Выявленные в процессе осмотра или технического освидетель­ствования поврежденные стропы должны быть изъяты из работы для проведения ремонта.

Испытания стропов статической нагрузкой, превышающей грузоподъемность стропа на 25%, проводятся после их изго­товления.

На каждом стропе должна быть маркировочная бирка, на кото­рой указываются:

· завод-изготовитель;

· порядковый номер стропа по системе нумерации предприя­тия-изготовителя;

· грузоподъемность стропа;

· дата испытания (месяц, год).

2.4.3. Грузозахватные траверсы

Для перемещения крупногабаритных и длинномерных грузов целесообразно применять грузозахватные траверсы. Использова­ние обычных канатных стропов приводит к потере полезной вы­соты подъема крюка крана (из-за большой длины ветвей стропа), а также к возникновению сжимающих усилий в поднимаемом эле­менте и изгибающих усилий в монтажных петлях. Существует мно­жество различных конструкций траверс. На рис. 2.26 показана кон­струкция траверсы, в которой несущие стропы укреплены так, что их можно переставлять вдоль балки. Крепление обойм, несущих стропы, производится пальцами, вставляемыми в специальные отверстия. Такое крепление позволяет легко менять расстояние между ветвями стропа в зависимости от длины поднимаемой конструкции.

Рис. 2.26. Траверса балочная универсальная:

1 — подвеска; 2 — растяжной канат; 3 — серьга; 4 — скоба; 5 — канатный (балансирный) строп; б — ролик; 7 — балка

Рис. 2.27. Траверсы решетчатой конструкции с вершиной угла фермы, направленной вниз:

1 — связь; 2 — подвеска; 3 — стойка; 4 — балка

Это универсальная балочная траверса. Балансирные стропы перекинуты через ролики. Траверсы с балансирными стропами удобно применять при подъеме конструкций за элементы, находящиеся на разной высоте, а также при подъеме конструкций со смещенным центром тяжести. На траверсе имеются обычные (небалансирные) стропы.

Для подъема большепролетных ферм, стеновых панелей и покрытий разработана конструкция решетчатой траверсы. Вершина угла фермы траверсы может быть направлена вверх или вниз. В последнем случае сокращается потеря высоты подъема крюка крана, но конструкция требует большой точности изготовления. Некачественное изготовление может привести к скручиванию фермы (рис. 2.27).

2.4.4. Строповые устройства с дистанционным и автоматическим управлением

Применение строповых устройств с дистанционным и автоматическим управлением повышает безопасность производства стропальных работ.

Большие преимущества имеют строповые устройства с электромагнитным и пневматическим приводом дистанционного управления для расстроповки непосредственно из кабины крана.

Существует много различных конструкций строповых устройств с дистанционным и автоматическим управлением.

Рис. 2.28. Универсальное грузоза­хватное устройство с дистанцион­ным отцеплением крюка:

а — строповка груза; б — расстроповка груза; 1 — грузовой крюк; 2 — обойма; 3 — тяга

Рис. 2.29. Устройство для автомати­ческого освобождения крюка кра­на от концевого звена петли грузо­вого стропа:

1, 6 — петли грузового стропа; 2 — щеки скоб; 3 — фигурная скоба; 4 — пере­мычка; 5 — крюк; 7 — наклонная пла­стина; 8 — пята (штриховыми линиями показано взаимодействие деталей уст­ройства в момент сбрасывания звена стропа с крюка)

На рис. 2.28 показано универсальное грузозахватное устройство с дистанционным отцеплением крюка. После установки конструкции на место ветвь стропа ослабляется и с помощью рычага или канатика крюк поворачивается относительно вертикальной оси в диапазоне 120°.

Разработаны устройства для автоматического освобождения крюка крана от концевого звена петли грузового стропа (рис. 2.29).

На однорогом крюке крана монтируется устройство, состоящее из двух фигурных скоб. Скоба перекрывает верхним концом зев крю­ка крана, выполняя роль предохранительного замка. Крюк крана освобождается от петли грузового стропа при упоре пяты скобы в груз. При этом крюк скользит внутрь обоймы и щеками скобы зве­но стропа сбрасывается.

При использовании канатиков для дистанционной расстроповки грузов следует проявлять особое внимание, так как за­щемление его может привести к самопроизвольной расстроповке груза.

2.4.5. Зажимные грузозахватные устройства

Существует множество конструкций зажимных грузозахватных устройств. Наибольшее распространение получили клещевые, ры­чажные и рычажно-канатные, фрикционные зажимные, эксцент­риковые, клиновые зажимные грузозахватные устройства.

Рис. 2.30. Клещевые зажимные грузозахватные устройства:

а — сдвоенные захваты на траверсе для валов; б — захват для бетонных блоков; в — захват для пакетов и ящиков; г — сдвоенный захват на траверсе для труб, ва­лов и других аналогичных деталей; д — захват для бочек

Для строповки применяются следующие зажимные грузозахват­ные устройства:

· клещевые — для труб;

· эксцентриковые — для листового проката;

· фрикционные — для грузов прямоугольной формы с глад­кими боковыми поверхностями;

· клиновые — для грузов, имеющих круглое отверстие необхо­димого диаметра для взаимодействия с распорными элементами.

Клещевые зажимные грузозахватные устройства (рис. 2.30) вы­полняются как рычажные системы, в виде ножниц. Для перемеще­ния длинномерных грузов применяют два захвата, закрепленных на траверсе.

Рис. 2.31. Эксцентриковые зажимные грузозахватные устройства:

а — с одним эксцентриком, поджимаемым вручную; б, в — с одним эксцентри­ком, поджимаемым натяжением каната; г, д — с двухсторонним расположением эксцентриков; е — для транспортирования листового проката в горизонтальном положении; ж — эксцентриковые захваты на траверсе; 1 — клиновая планка; 2 — вилка; 3, 4 — тяги; 5 — эксцентрик; 6, 7, 9 — оси; 8 — транспортируемый лист; 10— кулачок; 11 — рычаг; 12— скобы; 13— щека; 14— скобы; 15 — эксцентрико­вый рычаг; 16 — соединительное звено; 17 — универсальная траверса

Клещевые зажимные грузозахватные устройства получили ши­рокое применение для перегрузки и транспортирования труб. Они снабжаются специальной защелкой, которая автоматически фик­сирует открытое положение и обеспечивает раскрытие рычагов при опускании груза на место. Для захвата труб разного диаметра пре­дусматриваются сменные колодки.

Существует несколько типов клещевых зажимных грузозахват­ных устройств с гидравлическим и пневматическим приводом, ко­торые обеспечивают постоянное обжатие груза, независимо от его размера. Их легко оборудовать системами дистанционного управ­ления и осуществлять автоматизацию всего цикла перемещения груза. Грузозахватные устройства с пневматическим приводом при­меняются в тех случаях, когда требуются небольшие усилия для удержания груза при высоких скоростях движения рабочего органа грузозахватного устройства.

На рис. 2.31 показано несколько типов эксцентриковых зажим­ных грузозахватных устройств. Они предназначены для подъема и перемещения плоских грузов в вертикальном (реже — горизон­тальном) положении. Их применение ограничивается перемеще­нием грузов с твердой поверхностью.

Широкое распространение эти устройства получили для пере­мещения листового металла различной толщины, так как приме­нение при этом обычных многоветвевых канатных стропов неред­ко приводит к несчастным случаям.

2.4.6. Электромагнитные и магнитные грузозахватные устройства

Электромагнитные грузозахватные устройства применяют в тех­нологии стропальных работ для перегрузки стальных или чугун­ных изделий, материалов и металлолома.

Магнитные грузозахватные устройства с постоянным магнитом широко применяют в производственной практике. Магнит незави­сим от внешних источников энергопитания, что обеспечивает без­опасность работы. В качестве грузозахватных устройств служат по­стоянные электромагниты для подъема нетяжелых грузов.

Рис. 2.32. Электромагнитные грузозахватные устройства:

а — круглой формы; б — прямоугольной формы; в — установка нескольких маг­нитов на траверсе; 1 — внутренний полюс; 2 — магнитная шайба; 3 — наружный полюс; 4 — обмотка катушки; 5 — корпус магнита

Груз захватывается при опускании на него магнита. Для от­соединения магнитного устройства от груза имеется приспособле­ние, замыкающее магнитный поток внутри.

Захват происходит автоматически в момент контакта грузозахват­ного устройства с грузом, а освобождение — в момент соприкосно­вения груза с опорной поверхностью.

Для расстроповки грузов служит полуавтоматический захват с электромагнитом. При монтаже стальных и железобетонных кон­струкций применяют захваты с дистанционным управлением. За­хват рассчитан для стропа грузоподъемностью 10 т. и состоит из корпуса, внутри которого находится привод с установленным элек­тромагнитом. Для предотвращения случайного включения в цепи катушки магнитного пускателя последовательно с кнопкой уста­новлен выключатель, который необходимо включить перед нажа­тием кнопки и отключить после расстроповки.

Электромагнитные грузозахватные устройства (рис. 2.32) быва­ют круглой и прямоугольной формы.

При подъеме грузов электромагнитными грузозахватными уст­ройствами всегда имеется опасность отрыва и падения груза при случайном отключении электроэнергии или по каким-либо дру­гим причинам. Для предотвращения этого электромагнитные гру­зозахватные устройства оборудуют предохранительными механиз­мами, имеющими отдельный электропривод.

В некоторых случаях для обеспечения безопасности перегрузоч­ных работ, осуществляемых электромагнитными грузозахватными устройствами, на кране устанавливают буферную аккумуляторную батарею, от которой подается электроэнергия в момент отключе­ния источника основного электропитания.

Качнувшийся электромагнит может прижать рабочего к стен­ке (борту), поэтому в зоне действия магнитного крана (участка, в пределах которого перемещается груз) нахождение людей, не име­ющих прямого отношения к работе, и производство иных работ (земляных, ремонтных и др.) не допускается. Стропальщик, обслу­живающий кран, может войти в зону действия крана только после того, как электромагнит опущен на землю. Рабочим, находящимся вследствие производственной необходимости в зоне работающего крана, обеспечивают безопасность: устанавливают предупредитель­ные световые табло и плакаты; сооружают постоянные и перенос­ные ограждения; устраивают безопасные проходы (крытые гале­реи) и маршруты транспортирования грузов.

Не допускается нахождение людей в кузове автомашины, полу­вагоне, на платформе при погрузке, разгрузке их электромагнит­ным краном.

С помощью электромагнитного крана запрещается:

· перемещение людей, крупных тяжеловесных конструкций и оборудования, баллонов со сжатыми, сжиженными и растворен­ными газами;

· выполнение работ, для которых он не предназначен;

· погрузка и разгрузка движущихся железнодорожных полува­гонов, платформ, а также автомобилей (локомотив должен быть отцеплен, под колеса должны быть подставлены тормозные ко­лодки).

Перед началом работы электромагнитного крана стропальщик проверяет состояние грузозахватного устройства, на котором элек­тромагнит подвешивается к крюку крана или траверсе; маркиров­ку; грузоподъемность и собственную массу электромагнита; ис­правность изоляции гибкого кабеля, питающего электромагнит; исправность электромагнита (пробным подъемом груза).

По окончании работы электромагнитного крана стропальщик опускает электромагнит на специально предназначенное и обору­дованное для него место, отключает кабель электромагнита, если он подключен с помощью вилки, и освобождает крюк крана от грузозахватного устройства и электромагнита.

2.4.7. Производственная тара

Тарой называют специальные приспособления, предназначен­ные для перемещения штучных, сыпучих, полужидких и жидких грузов.

Наиболее распространенными видами тары для перемещения штучных и тарно-штучных строительных грузов являются контейнеры и средства пакетирования. Тара заполняется не выше уста­новленной нормы. Перемещение ее производится с помощью четырехветвевого стропа при равномерном натяжении всех ветвей.

Маркировка производственной тары. Производственная тара должна иметь следующую маркировку:

· регистрационный номер;

· условное обозначение (для чего она предназначена);

· масса тары (кг);

· грузоподъемность (кг);

· товарный знак предприятия-изготовителя.

Допускаются надписи о принадлежности к участку (цеху).

Порядок осмотра тары и нормы ее браковки. Тара, перемещае­мая грузоподъемными кранами, на которую распространяются Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, должна подвергаться периодическому осмотру не реже одного раза в месяц.

При осмотре тары проверяются:

· наличие маркировки;

· исправность фиксирующих и запорных устройств;

· отсутствие трещин, износа или искривления захватных уст­ройств для строповки.

Тара, имеющая дефекты, к эксплуатации не допускается. При эксплуатации тары необходимо выполнять следующие тре­бования (по ГОСТ 12.3.010-76):

· тара не должна загружаться более номинальной массы брутто;

· способ загрузки должен исключить появления остаточных деформаций тары, включая местные;

· груз, уложенный в тару, должен находиться ниже уровня ее бортов;

· открывающиеся стенки тары, находящиеся в штабеле, долж­ны быть в закрытом положении;

· опрокидывание тары должно осуществляться грузоподъемными устройствами, оборудованными специальными приспособлениями;

· перемещение тары волоком и кантованием не допускается;

· использовать разрешается только исправную тару;

· необходимо правильно штабелировать тару.

Тара более 50 кг брутто должна подвергаться периодическим осмотрам:

· перед началом эксплуатации;

· через каждые шесть месяцев эксплуатации;

· после ремонта.

Условия изготовления и испытания съемных грузозахватных ус­тройств. Изготовление грузозахватных устройств и тары должно производиться в соответствии с нормативными документами по рабочим чертежам организациями, имеющими лицензию на про­изводство работ.

Грузозахватные устройства после изготовления подлежат испы­танию нагрузкой, на 25 % превышающей их паспортную грузо­подъемность, на предприятии-изготовителе.

Сведения об изготовленных грузозахватных устройствах долж­ны заноситься в журнал учета грузозахватных устройств.

Грузозахватные устройства должны снабжаться клеймом или биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испыта­ния, а также должны быть снабжены паспортом.

Техническое освидетельствование строп, клещей, траверс про­изводит лицо надзора или другое лицо, специально назначенное приказом по предприятию.

Выбор грузозахватного устройства для строповки груза. После определения массы и габаритных размеров груза можно выбирать грузозахватные устройства.

При этом необходимо соблюдать следующие правила:

· угол между ветвями стропа не должен превышать 90° при строповке;

· при длине груза 12 м и более следует применять траверсу;

· при подъеме груза двумя кранами следует применять травер­су с балансирными стропами или с переставными обоймами;

· строп нужно выбирать так, чтобы поднимаемая конструкция приняла проектное положение;

· нужно учитывать возможность автоматизации захвата и осво­бождения груза;

· собственная масса грузозахватного устройства по сравнению с массой поднимаемого груза должна быть минимальной.

Периодичность осмотра съемных грузозахватных устройств. В про­цессе эксплуатации съемных грузозахватных устройств и тары вла­делец должен периодически производить их осмотр с записью в журнале осмотров в следующие сроки:

· каждый месяц — траверс, клещей и других захватов и тары;

· один раз в 10 дней — стропов;

· перед выдачей их в работу — редко используемых съемных грузозахватных устройств.

Осмотр стропов и тары должен производиться по инструк­ции, разработанной специализированной организацией. В случае ее отсутствия браковку стропов производят в соответствии с Пра­вилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

Способы хранения съемных грузозахватных устройств и поддер­жания их в работоспособном состоянии. Съемные грузозахватные устройства должны храниться в специально отведенных местах, под навесом или в закрытых помещениях. Они должны быть снаб­жены необходимыми маркировочными бирками и надписями. Редко используемые съемные грузозахватные устройства следует хранить отдельно.

Съемные грузозахватные устройства необходимо в установлен­ные сроки подвергать техническому освидетельствованию. Резуль­таты освидетельствования заносятся в журнал регистрации грузо­захватных устройств.

Рисунок 1.1 – Конструкция стального каната

Проволоки перевиты между собой и образуют прядь. Несколько прядей, также перевитых между собой и расположенных на центральном сердечнике образуют собственно канат. Для защиты от коррозии канаты смазываются в процессе изготовления канатными смазками Эласкон, Торсиол, Нирастен и др.

Сердечник каната, выполняемый в большинстве случаев из пеньки, придает ему большую эластичность и служит аккумулятором смазки. Канаты, предназначенные для работы в горячих цехах, имеют сердечник в виде асбестового шнура или пряди стальных проволок. Сердечник служит внутренней опорой и амортизатором для прядей и самого каната в целом. Он должен противостоять радиальному давлению прядей при нагружении каната, не допуская его поперечной деформации. Изготовленные канаты смазывают снаружи антикоррозионным защитным смазочным материалом и наматывают на барабаны или укладывают в бухты.

Классификация стальных канатов

Стальные канаты имеют большое число типов и конструкций и различаются по назначению, типу свивки прядей, сочетанию направлений свивки. Далеко не все канаты, изготавливаемые промышленностью, могут быть применены на кранах. Как показывают исследования и опыт эксплуатации, число конструкций крановых канатов может быть ограничено 8-10. Специальная обработка канатной проволоки обеспечивает её высокие механические свойства. Так, маркировочная группа (временное сопротивление разрыву) проволок изменяется в широком диапазоне 1372…2352 МПа. В зависимости от количества проволок в пряди, прядей в канате, их конструкции и формы, сочетания направлений свивки элементов каната, наличия и типа сердечника и других факторов возможны самые различные конструктивные формы стальных проволочных канатов ().

Таблица 1.1 – Классификация стальных канатов
Признаки, по которым подразделяются канаты Обозначение
1. По назначению:
грузолюдские ГЛ
грузовые Г
2. По краткости свивки:
одинарной – канат изготавливается из центральной проволоки, вокруг которой по винтовой линии в несколько слоев навивается проволока
двойной – изготавливается из прядей одинарной свивки, свитой вокруг сердечника
тройной – изготавливается из прядей двойной свивки, свитой вокруг сердечника
3. По типу сердечника:
пеньковый
асбестовый
стальной (применяется при высоких температурах, для увеличения разрывного усилия – прядь или канат двойной свивки)
4. По механическим свойствам проволок:
высшей марки – для канатов типа ГЛ В
первой марки – для всех канатов I
второй марки (с согласия потребителя) II
5. По виду покрытия поверхности проволок:
из светлой проволоки без покрытия – для лёгких условий работы
из оцинкованной проволоки для агрессивных условий работы С
из оцинкованной проволоки для жёстких агрессивных условий работы Ж
из оцинкованной проволоки для особо жёстких агрессивных условий работы (коррозионно стойкие, но дороже) ОЖ
6. По направлению свивки прядей:
правая – преимущественная (свивка справа налево вниз)
левая – слева направо вниз Л
7. По сочетанию направлений свивки проволок в прядях и прядей каната:
крестовая – применяется в основном: направления свивки проволок в прядях и прядей разное, не раскручиваются
односторонняя – направления свивки проволок в прядях и прядей одинаковое, более гибкие О
8. По способу свивки:
нераскручивающиеся – с обжатием прядей Н
раскручивающиеся Р
9. По роду свивки:
с точечным касанием проволок одинакового диаметра – углы навивки проволок в разных слоях неодинаковы, что повышает давление между проволоками и увеличивает их изнашивание, но они не раскручиваются под нагрузкой ТК
с линейным касанием проволок – углы навивки проволок в разных слоях одинаковы, более гибкие, долговечные, срок службы на 30-40% выше, чем ТК ЛК
с линейным касанием проволок одинаковых диаметров в верхнем слое пряди ЛК-О
с линейным касанием проволок разных диаметров в верхнем слое пряди – имеют лучшее заполнение сечения ЛК-Р
с линейным касанием проволок разного и одинакового диаметра по отдельным слоям пряди ЛК-РО
с точечным и линейным касанием проволок в пряди ТЛК

На ГПМ применяют канаты только двойной свивки, шестипрядные, крестовые. Внешне канат крестовой свивки отличается тем, что проволоки на его поверхности располагаются параллельно оси каната. Проволоки каната односторонней свивки располагаются под углом к его оси .

Маркировка канатов

Установлена следующая структурная схема условного обозначения стальных канатов:

где:

  1. Название изделия.
  2. Диаметр каната, мм.
  3. Обозначение назначения каната (ГЛ, Г).
  4. Обозначение марки (механических свойств) проволок (В, I, II).
  5. Обозначение вида покрытия поверхности проволок.
  6. Обозначение направления свивки прядей (-, Л).
  7. Обозначение сочетания направлений свивки элементов каната (-, О).
  8. Обозначения способа свивки каната (Н, Р).
  9. Маркировочная группа, МПа.
  10. Обозначение стандарта на выбранный тип каната.

Если отсутствует обозначение какого-нибудь признака каната, то в записи характеристики каната условное обозначение этого признака опускается.

Кроме того, канаты различаются по диаметру каната, по маркировочной группе (1372, 1470, 1568, 1666, 1764, 1862, 1960, 2156, 2254, 2352 МПа), по количеству проволок в прядях и количеству прядей в канате.

Пример обозначения и характеристики стального каната диаметром 11,5 мм, грузового, изготовляемого из материала марки I со светлой поверхностью проволок, с правой свивкой прядей, крестовой свивкой элементов каната, нераскручивающегося, из проволок маркировочной группы 1568 МПа, по ГОСТ 3077-80:

Канат 11,5-Г-I-Н-1568 ГОСТ 3077-80

В этой записи опущены как не имеющие обозначения указания на то, что поверхность проволок светлая, свивка прядей правая, сочетание свивки проволок в прядях крестовое. Это и означает, что канат заказывается из светлой проволоки, правой крестовой свивки.

Способы крепления концов канатов

Петля на конце каната при креплении его на кране, а также петля стропа, сопряжённая с кольцами, крюками или другими деталями, должна быть выполнена:

Рисунок 1.3 – Способы выполнения петли на конце каната: a – заплётка свободного конца; б – применение клиновой втулки; в – установка винтовых зажимов; г – заливка в конусной втулке; 1 – коуш; 2 – клин; 3 – клиновая втулка; 4 – винтовой зажим; 5 – рабочая ветвь; 6 – скоба; 7 – планка; 8 – гайка

Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок, о которые может перетираться канат. Клиновая втулка и клин должны иметь маркировку, соответствующую диаметру каната.

Число проколов каната каждой прядью при заплётке должно соответствовать указанному в таблице 1.2 .

Таблица 1.2 – Число проколов каната прядями при заплётке

Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом её проволок (половинным сечением пряди). Допускается последний прокол делать половинным числом прядей каната.

Конструкция зажимов должна соответствовать нормативным документам.

Количество зажимов определяется при проектировании с учётом диаметра каната, но должно быть не менее трёх. Шаг расположения зажимов и длина свободного конца каната за последним зажимом должны составлять не менее шести диаметров каната. Скобы зажима должны устанавливаться со стороны свободного конца каната.

2. Круглозвенные грузовые цепи

Для изготовления съёмных грузозахватных приспособлений используют круглозвенные грузовые цепи.

Они изготавливаются из конструкционных сталей марок СтЗ и стали 20 кузнечно-горновой или контактной сваркой.

Для сращивания цепей используются сварка или специальные соединительные звенья. Цепь характеризуется диаметром прутка d , из которого она изготовлена и величиной шага цепи Р ().

Рисунок 2.1 – Грузовая цепь: Р – шаг; d – диаметр; b – наружная ширина

3. Общие сведения о грузозахватных приспособлениях

Съёмные (навешиваемые) грузозахватные устройства (ГУ) применяют для соединения перемещаемого груза с грузовым органом грузоподъёмного крана. Они не являются принадлежностью крана и представляют собой самостоятельное изделие многократного использования; такие ГУ называют инвентарными .

Технологическую операцию соединения груза с крюком крана называют строповкой груза, а обратную ей операцию – расстроповкой .

Современные съёмные ГУ должны удовлетворять следующим основным требованиям :

  • простота конструкции при высокой надёжности в работе;
  • высокая технологичность изготовления и практического применения;
  • высокая прочность при малых габаритах и массе;
  • строгое соответствие параметрам перемещаемого груза;
  • низкая стоимость;
  • удобство и быстрота выполнения строповки груза.

Стропы относятся к наиболее простым в конструктивном исполнении грузозахватным приспособлениям и представляют собой гибкие элементы с концевыми креплениями и захватными органами различных конструкций.

Стропы бывают следующих видов (рисунок 3.1):

  • канатные, изготовляемые из стальных канатов;
  • цепные, изготовляемые из круглозвенных цепей;
  • текстильные, изготовляемые из синтетических канатов и лент.

Все указанные стропы имеют свои преимущества и недостатки.

В настоящее время в России канатные стропы – самые распространенные. Для изготовления канатных стропов применяют канаты двойной, крестовой свивки с органическим сердечником (ОС) конструкций: 6×19(1+6+6/6)+1 ОС ЛК-Р , 6×36(1+7+7/7+14)+1 ОС ЛК-РО .

Для перемещения грузов, имеющих температуру до 400 °С, применяют канаты, имеющие стальной сердечник.

Преимущества канатных стропов :

  • высокая прочность;
  • простота в изготовлении, невысокая стоимость;
  • простота в эксплуатации;
  • разрушаются не мгновенно;
  • не боятся динамической нагрузки.
  • при неправильной строповке могут повредить поверхность груза, под острые кромки или ребра груза необходимо устанавливать подкладки;
  • при большом диаметре каната стропы относительно жёсткие, имеют достаточно большой вес и, как следствие, неудобство использования;
  • канаты в смазке, могут загрязнять груз;
  • оборванные концы проволок повреждают руки.

Рисунок 3.2 – Недостатки канатных стропов

В петли канатных стропов обязательно устанавливают стальные коуши (коуш – круглая или овальная стальная обойма с желобом по наружной поверхности) (рисунок 3.3).

Изготовляют одно- и многоветвевые канатные стропы, снабжённые навесными и грузозахватными звеньями. Навесные звенья служат для навешивания стропа на крюк крана, а грузозахватные звенья – для крепления стропов к грузу.

По числу ветвей стропы разделяют на канатные:

  • одноветвевые (1СК);
  • двухветвевые (2СК);
  • трёхветвевые (ЗСК);
  • четырёхветвевые (4СК).

Различают универсальные канатные стропы: прямые , типа УСК1, и замкнутые (кольцевые) типа УСК2, не имеющие захватных устройств и применяемые, как правило, для строповки грузов, не снабжённых специальными захватными устройствами (петлями, скобами, проушинами, рым-болтами, приливами на корпусе и пр.) (). В этих случаях строповку груза выполняют в обхват или “на удав”. Указанные стропы относят к облегченным, поэтому коуши в петли канатов не ставят.

Таблица 3.1 – Виды канатных стропов
Наименование Обозначение Внешний вид
УСК1
УСК2
СК1
СК2
Трёхветвевой строп канатный СК3
СК4

В условном обозначении стропа указывают его тип, грузоподъёмность и длину. Например, 2СК-1,6/1000 расшифровывается как двухветвевой строп канатный грузоподъёмностью 1,6 т, длиной 1000 мм.

Цепные стропы изготавливаются из цепей и цепных комплектующих класса прочности 8. Возможно изготовление цепных стропов с различными концевыми элементами (крюки, скобы и т.д.).

Область применения – металлургические и химические предприятия, при перегрузке опасных грузов и на портальных кранах.

Преимущества цепных стропов :

  • работоспособны при высоких температурах;
  • не боятся острых кромок груза;
  • компактны, легко складываются;
  • долговечны;
  • работоспособность в агрессивных средах.

Существенными недостатками стальных цепей являются:

  • большая масса;
  • возможность внезапного разрыва вследствие быстрого раскрытия образовавшихся трещин;
  • необходимость тщательного повседневного контроля состояния (износа) звеньев цепи.
  • не допускают приложения динамических нагрузок;
  • дефекты в металле звеньев цепи трудно обнаружить.

Аналогично канатным, различают стропы цепные одноветвевые (1СЦ), двухветвевые (2СЦ), трёхветвевые (ЗСЦ), четырёхветвевые (4СЦ) и универсальные (УСЦ) ().

Таблица 3.2 – Виды цепных стропов
Наименование Обозначение Внешний вид
1СЦ
Двухветвевой строп цепной 2СЦ
Трёхветвевой строп цепной 3СЦ
4СЦ
УСЦ

Текстильные стропы бывают ():

  • ветвевые:
    • 1СТ;
  • универсальные:
    • СТП (строп текстильный петлевой);
    • СТК (строп текстильный кольцевой);
    • СТКк (строп текстильный кольцевой круглопрядный).
Таблица 3.3 – Виды текстильных стропов
Наименование Обозначение Внешний вид
СТП
СТК
1СТ
2СТ
Строп текстильный трёхветвевой (ленточный) 3СТ
4СТ
СТС

Для изготовления текстильных стропов применяют синтетические материалы: полиэстер, капрон, полипропилен. Текстильные ленточные стропы сшивают из плоской тканой ленты. Круглопрядные стропы СТКк состоят из множества бесконечных кольцевых полимерных волокон, заключённых в защитный кожух (рукав). Кроме перечисленных, наиболее распространенных типов, изготавливают текстильные стропы и других конструкций.

Преимущества текстильных стропов :

  • текстильные стропы значительно легче металлических строп аналогичной грузоподъёмности;
  • гибкость и отсутствие деформаций;
  • безопасность персонала в работе с текстильными стропами;
  • высокая износостойкость;
  • компактность, удобство хранения и использования;
  • простота в эксплуатации;
  • вследствие того, что текстиль гораздо мягче металла, он гарантирует полную сохранность перемещаемых грузов без использования специальных защитных приспособлений (при этом круглопрядные текстильные стропы позволяют перемещать грузы не только большой грузоподъёмности, но и достаточно хрупкие).

Недостатки текстильных стропов :

  • нельзя использовать при открытом огне;
  • без специального покрытия не пригодны в щелочной и кислой средах;
  • нельзя длительно держать под влиянием ультрафиолетового излучения (открытого солнца), так как искусственные волокна теряют свои качества (поэтому хранение текстильных стропов должно быть в закрытом от света помещении).

Многоветвевые стропы используют для подъёма и перемещения строительных деталей и конструкций, имеющих две, три или четыре точки крепления. Их широко применяют для строповки элементов зданий (панелей, блоков, ферм и т.п.), снабжённых петлями или проушинами. При использовании многоветвевого стропа нагрузка должна передаваться на все ветви равномерно, что обеспечивается вспомогательными соединениями.

Универсальные стропы применяют при подъёме груза, обвязка которого обычными стропами невозможна (трубы, доски, металлопрокат, аппараты и т.п.).

Для изготовления стропов применяют навесные звенья следующих типов ():

  • Рт (разъёмное треугольное);
  • Т (треугольное);
  • О (овоидное);
  • Ов (овальное).

Рисунок 3.4 – Звенья стропов: а) типа РТ; б) типа Т; в) типа О; г) типа Ов; д) крюки; е) карабин; ж) скоба: 1 – замок; 2 – штырь

В качестве захватов обычно применяют крюки, но могут быть использованы скобы, карабины и другие изделия. Крюки стропов должны иметь предохранительный замок, предотвращающий выпадение крюка из петли при зацепке груза. Скоба для соединения со стропом и строповочными деталями груза имеет съёмный штырь.

4. Тара

Тарой называют различного рода ёмкости и упаковки, в которых перевозят грузы. Назначение тары – сделать груз удобным для перемещения и обеспечить условия его качественной и количественной сохранности.

Тара должна быть рассчитана для того груза, для транспортировки которого она предназначена. Ёмкость тары должна исключать возможность перегрузки крана. После изготовления тару тщательно осматривают.

Если тара после изготовления признанная годной к эксплуатации, должна снабжаться табличкой или делаться надпись с указанием номера, собственного веса, грузоподъёмности, наименования цеха, даты испытания, назначение тары.

Периодичность осмотров грузоподъёмной тары :

  • лицо, ответственное за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами, – ежесменно;
  • лицо, ответственное за исправное состояние, – раз в месяц;
  • стропальщик – перед применением.

При осмотре особое внимание следует обратить на целостность сварных и заклёпочных соединений, а также на исправность крепления прицепных приспособлений, крюков, петель, цапф.

Тара считается негодной , если она имеет:

  • деформацию листов, стенок, днищ;
  • нарушение целостности сварных и заклёпочных соединений, трещин и надрывы стенок;
  • износ прицепных приспособлений более 10% от первоначального диаметра;
  • нет маркировки (таблички с данными), даже если тара целая.

При обнаружении хотя бы одного из признаков браковки тару необходимо освободить от груза и доставить на ремонтную площадку.

Запрещается использовать тару неисправную и не по назначению.

Рассмотрим виды тары :

Какие требования предъявляются к изготовлению и маркировке тары?

Тара должна изготавливаться в соответствии с технологическими картами или индивидуальными чертежами.

После изготовления тара должна подвергаться техническому освидетельствованию (осмотру), испытанию контрольным грузом тара не подлежит.

На таре, за исключением специальной технологической, должно быть указано ():

  • назначение тары;
  • номер;
  • собственная масса;
  • наибольшая масса груза, для транспортировки которого она предназначена.

Рисунок 4.5 – Маркировка тары

Как правильно заполнять тару?

Тара должна заполняться только тем материалом, для которого предназначена. Заполнение тары материалом с большей удельной массой может стать причиной перегрузки крана или разрушения тары.

Сыпучие и мелкоштучные грузы должны располагаться не выше 100 мм от уровня бортов (). Для предотвращения перегрузки тары на её борту должна быть нанесена черта заполнения.

Рисунок 4.6 – Правила заполнения тары

Полужидкие и жидкие грузы должны заполнять не более 3/4 объёма тары.

5. Требования безопасности

Основными требованиями при проектировании и изготовлении грузозахватных приспособлений и тары являются:

  • прочность и надёжность конструкции грузозахватного приспособления и тары;
  • минимальная собственная масса по сравнению с массой поднимаемого груза;
  • удобство в обслуживании и обращении;
  • простота конструкции;
  • обеспечение сохранности захватываемого груза;
  • соответствие особенностям технологических процессов и проектам производства работ, дальнейшая автоматизация процесса захвата и освобождения груза (работа по заданной программе без участия обслуживающего персонала).

Изготовление грузозахватных приспособлений и тары должны производить предприятия и специализированные организации, имеющие разрешение органов Ростехнадзора.

Изготовление грузозахватных приспособлений и тары должно производиться в соответствии с нормативными документами и технологическими картами, после изготовления они подлежат испытанию на предприятии-изготовителе, а после ремонта (кроме стропов) – на предприятии, на котором они ремонтировались. Стропы ремонту не подлежат.

Грузозахватные приспособления должны подвергаться осмотру и испытанию нагрузкой, на 25% превышающей их паспортную грузоподъёмность.

Сведения об изготовленных грузозахватных приспособлениях должны заноситься в “Журнал учёта грузозахватных приспособлений” , в котором должны быть указаны наименование приспособления, паспортная грузоподъёмность, номер нормативного документа (технологической карты), номер сертификата на применённый материал, результаты контроля качества сварки, результаты испытаний грузозахватного приспособления.

Грузозахватные приспособления должны снабжаться клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием:

  • номера;
  • паспортной грузоподъёмности;
  • даты испытания.


Рисунок 6.1 – Подъём груза с применением траверс

Применение наклонных стропов для подъёма длинномерных конструкций и тяжеловесного оборудования – балок, ферм, рам, аппаратов и т.д. – приводит к потере полезной высоты подъёма крана, а также к возникновению значительных растягивающих усилий в самом стропе, сжимающих усилий в поднимаемом элементе и изгибающих в монтажных петлях. Стропы, скомбинированные с траверсами, не имеют этих недостатков и применяются для строповки грузов длиной 12 м и более.

Существует множество различных модификаций траверс, что обусловлено большим разнообразием строительных конструкций и технологического оборудования.

Грузоподъёмные траверсы имеют конструкцию, определяемую геометрией груза, техническими возможностями крана и условиями эксплуатации самого приспособления. Траверсы изготавливаются из стали. По исполнению их разделяют на плоскостные () и пространственные ().


Рисунок 6.3 – Пространственные траверсы

Первые производятся в виде балки, вторые могут быть Т-образными, Н-образными, в виде треугольной или прямоугольной фермы.

Для работы с рядом грузов используются балансирные траверсы , с отверстиями для скоб, навешиваемых на крюки кранов и обеспечивающих изменения плеч ().

Рисунок 6.4 – Траверса балочная универсальная: 1 – подвеска; 2 – растяжной канат; 3 – серьга; 4 – скоба; 5 – канатный (балансирный) строп; 6 – ролик; 7 – балка

Балансирные траверсы применяются при работе с грузами, точки крепления на которых расположены неравномерно либо на разных уровнях.

Захваты являются наиболее совершенными и безопасными грузозахватными приспособлениями, основное преимущество которых – сокращение ручного труда. Захваты применяют в тех случаях, когда приходится перемещать однотипные грузы. В связи с большим разнообразием перемещаемых грузов существует множество различных конструкций захватов. Большинство из них можно отнести к одному из указанных далее типов.

Таблица 9.2 – Нормы браковки каната в зависимости от поверхностного износа или коррозии
Уменьшение диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии, % Количество обрывов проволок, % от норм, указанных в
10 85
15 75
20 70
25 60
30 и более 50
  • отсутствие этикетки (бирки) или невозможность прочитать сведения о стропе;
  • узлы на стропе;
  • поперечные порезы или разрывы ленты;
  • разрыв шва у основания петли;
  • сквозные повреждения или прожоги несущего слоя;
  • повреждение более 10% площади поперечного сечения ленты;
  • расслоение нитей лент и т.п.

Рисунок 9.4 – Признаки браковки текстильных стропов

Признаки браковки захватов :

  • отсутствие клейма или бирки;
  • затупление или выкрашивание зубьев насечки на рабочих поверхностях, соприкасающихся с грузом;
  • изгибы и изломы рычагов;
  • износ шарниров.

Металлические траверсы, состоящие из балок, распорок, рам и других элементов, подлежат браковке при обнаружении деформаций со стрелой прогиба более 2 мм на 1 м длины, трещин в местах резких перегибов или изменении сечения сварных элементов, а также при повреждении крепёжных и соединительных звеньев.

Грузоподъемные операции в большинстве своем напрямую связаны с применением специальных промышленных изделий под названием стропа. Эти элементы для проведения операций по подъему/опусканию различных предметов производятся в четком соответствии с государственными стандартами и проходят соответствующую сертификацию на узкопрофильных предприятиях. О стропах, их разновидностях и правилах обозначения и пойдет речь в данной статье.

Общая информация

Маркировка стропов является обязательной. Каждое из этих в своей основе может иметь цепь или элемент, созданный на основе специальной материи. Применение стропов осуществляется практически во всех отраслях народного хозяйства: в строительстве, в производственной сфере, в сельском хозяйстве, мореходстве и т. д.

Стропы канатного типа

Данные стропы способны выдерживать экстремально низкие температуры (до -40 и очень высокие показатели (в пределах 400 градусов). Сам же канат состоит из множества металлических проволочек, надежно сплетённых между собой с применением особой технологии.

Конфигурация канатных стропов позволяет без особого труда диагностировать степень их износа в процессе эксплуатации, благодаря чему предотвращается вероятность резкого разрыва этих приспособлений. Кроме этого, проволочный стальной канат обладает способностью к сглаживанию возникающих динамических нагрузок и потому очень имеет длительный срок безопасной эксплуатации.

Маркировка стропов канатного исполнения предусматривает следующие цифробуквенные обозначения:

  • 1СК - строп имеет одну ветвь.
  • 2 СК - двухветвевая модель, широко используемая в производственных цехах или складах.
  • 4 СК - четыре ветви стропа закреплены на специальном кольце. Такая конструкция грузоподъемного элемента хорошо зарекомендовала себя на строительных площадках, где часто необходимо перемещать огромные плиты и блоки.
  • ВК - концы стропа такого типа заделаны либо опрессовкой, либо заплеткой.
  • СКК - кольцевой вариант.
  • СКП - петлевое исполнение.

Правила эксплуатации

Маркировка стропов - это лишь вершина айсберга. Всегда надо помнить и о правилах пользования грузоподъемными изделиями. Для этого следует неукоснительно соблюдать такие требования:


Цепные модели

Для обслуживания грузов с острыми краями лучше всего использовать цепные стропы. Эти приспособления производятся из стальных звеньев, которые, в свою очередь, соединяются друг с другом посредством сварки. В итоге полученная конструкция имеет высокую прочность, надежность, гибкость и удобство эксплуатации. Цепной строп хорош еще и тем, что ему не страшна высокая или низкая температура, воздействие кислоты или открытого огня. Однако по сравнению с канатным аналогом цепной вариант будет иметь гораздо больший вес.

Маркировка стропов, созданных из цепи, такова:

  • 1 СЦ - одноветевой вариант.
  • 2 СЦ - двухветевое исполнение стропа исключает разрыв звеньев цепи.
  • 4 СЦ - так называемый паук. Четырехветевой строп, применяемый для работы с грузами нестандартной формы.
  • ВЦЦ - цепная ветвь, являющаяся запасной частью для ремонта стропа, однако вполне может быть использована и как самостоятельный грузоподъемный элемент.
  • УСЦ - кольцевой вариант или же универсальный.

Особенности обозначения

Современные требования к маркировке стропов гласят, что на бирках, закреплённых на них, обязательно должны быть следующие сведения:

  • Вид. Подразумевается указание материала, из которого изготовлен строп и количество его ветвей.
  • Показатель грузоподъемности (в тоннах).
  • Длина в миллиметрах.
  • Порядковый номер, присвоенный стропу на предприятии и указанный в специальном журнале.
  • Дата выполнения тестирования грузоподъемного элемента на заводе.
  • Наименования предприятия-изготовителя.

Изготовление и маркировка стропов предусматривает, что бирки для цепных и канатных стропов производят обязательно из металла - штампованной легированной стали. Всю требуемую информацию наносят на них ударным или ударно-точечным способом.

На текстильный строп металлические бирки не вешаются, а применяются виниловые вшиваемые экземпляры. Данные на такие бирки наносятся с применением нестираемых чернил посредством термической печати.

При изготовлении плетеных канатных стропов бирка вплетается непосредственно в тело изделия. Если же строп опрессован, то бирка закрепляется на специальной маленькой петле.

Цепные изделия снабжаются биркой с использованием хомута на подвесном звене.

Текстильные модели

Отличительной особенностью данных гибких приспособлений для работы с грузами является их большая универсальность.

Маркировка текстильных стропов имеет схожий принцип с цепными и канатными вариантами и предусматривает обозначение ни бирке грузоподъёмности, длины, вида петли и типа.

В общем же есть два основных обозначения:

  • СТК - расшифровывается как строп текстильный кольцевой. Может быть изготовлен как из одного слоя, так и из нескольких.
  • СТП - текстильный строп. Также может быть однослойным или многослойным.

Нюансы производства и проверки

Требования к изготовлению, испытанию и маркировке стропов гласят, что запас прочности стального каната по отношению к нагрузке каждой ветви должен составлять не менее 6.

Цепные стропы должны создаваться на основе исключительно круглозвенной цепи. Коэффициент запаса прочности таких стропов следует выдерживать не менее 4.

При расчете и производстве стропов на основе пеньки, хлопчатобумажного или синтетического материала важно придерживаться коэффициента запаса прочности не меньше 8.

Важно знать, что, вне зависимости от типа стропа, они не подлежат ремонту, а после изготовления непременно должны быть испытаны нагрузкой, превышающей на 25% их заявленную в паспорте.

Стропы (маркировка, расшифровка их приведена выше в статье) в случае индивидуального производства должны пройти обязательную проверку всех своих элементов. Если выпускаются массово, то проверке подвергается не менее 2% экземпляров с каждой партии производимых элементов, но при этом не меньше двух штук.

Во время выполнения статических испытаний стропов проверяющее лицо должно визуально окончательно убедиться в отсутствии остаточной деформации, трещин на поверхности, смещения каната в своих креплениях.

Перемещение грузов с помощью стропов

Для транспортировки предметов с острыми гранями с использованием стропов канатного типа необходимо между стропами и ребрами груза помещать специальные проставки из дерева, резины, металла, которые служат для предотвращения возникновения повреждений каната.

Если же используется цепной строп, то крайне важно избегать любого перегиба звеньев на ребрах перемещаемого груза.

7.2. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин обязан осуществлять надзор за техническим состоянием и безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных при­способлений, производственной тары и принимать меры по предупреждению нару­шений правил безопасности.

7.3. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъ­емных машин в исправном состоянии, обязан обеспечить:

· содержание в исправном состоянии съемных грузозахватных приспособлений и производственной тары (если содержание их в исправном состоянии не возложено на другие службы);

· про­ведение периодических осмотров, технических обслуживании и ремонтов в уста­новленные графиком сроки;

· систематический контроль за правильным ведением журнала осмотра и своевременного устранения выявленных неисправностей;

· личный осмотр грузозахватных приспособлений и тары в установленные сро­ки.

7.4. Инженерно-технический работник, ответственный за безопасное производство работ кранами, кранами-трубоукладчиками, кранами-манипуляторами и другими грузоподъемными маши­нами, обязан не допускать использования немаркированных, неисправных или не соответствующих по грузоподъемности и характеру груза съемных грузозахват­ных приспособлений и производственной тары.

7.5. Владельцами грузоподъемных машин и эксплуатирующими организациями должны быть разработаны способы правильной строповки и зацепки грузов (Приложение 5 к настоящему Техническому стандарту), кото­рым должны быть обучены стропальщики. Графическое изображение способов стро­повки и зацепки должно быть выдано на руки стропальщикам и крановщикам или вывешено в местах производства работ.


7.6. Владельцем грузоподъемных машин или специализированной организацией должны быть разработаны способы обвязки деталей и узлов машин, перемещаемых грузоподъемными машинами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указа­нием применяемых при этом приспособлений, а также способов безопасной кан­товки грузов, когда такая операция производится с применением грузоподъемной машины.

7.7. Грузоподъемные машины, съемные грузозахватные приспособления и тара, не прошедшие осмотра и технического освидетельствования, к работе не допускаются . Неисправные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ. ЗАПРЕЩЕНО нахождение в местах производства работ немаркированной и повреж­денной тары.

7.8. Погрузочно-разгрузочные работы и складирование грузов на базах, складах, площадках должны выполняться по технологическим картам, в которых приводятся перечень применяемых грузозахватных приспособлений и графические изображе­ния (схемы) строповки грузов.

7.9. Строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами стро­повки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стро­пы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона. Стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.

7.10. Соединения крюка грузоподъемной машины с подвесками, петлями и коу­шами стропов должны быть надежными. Подвеска стропа должна фиксироваться защелкой крюка. Монтажная петля должна закрепляться защелкой в звене крюка стропа.

7.11. В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки:

· При обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток.

· Под острые углы металлических грузов (швеллер, уголок, двутавр) необходимо подкладывать подкладки. При этом необходимо учитывать расположение центра тяжести груза.

· Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъема груза.

· Обвязывать груз нужно таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбов, бревен, труб) должна производиться не ме­нее чем в двух местах.

· Не использованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть ук­реплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность за­девания этими концами за встречающиеся на пути предметы.

layout-grid-mode:line">7.12. Перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально для этого предназначенной таре, при этом должна исключаться возможность выпа­дения отдельных грузов.

7.13. Груз, грузозахватное приспособление или тару при их горизонталь­ном перемещении следует предварительно поднять на 500 мм выше встреча­ющихся на пути оборудования, строительных конструкций и других предме­тов.

8. Порядок осмотра и браковки грузозахватных приспособлений и тары и маркировки стропов

8.1. Инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузоподъ­емных машин в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное произ­водство работ кранами, кранам и трубоукладчикам и, кранами-манипуляторами и дру­гими грузоподъемными машинами, должны производить осмотр грузозахватных при­способлений в следующие сроки:


· стропов (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней ;

· траверс, захватов и тары - каждый месяц ;

· редко используемых съемных грузозахватных приспособлений - перед выдачей их в работу .

8.2. При осмотре канатных стропов необходимо обращать внимание на состояние канатов, коушей, крюков, подвесок, замыкающих устройств, обойм, карабинов и места их крепления.

8.3. Для оценки безопасности использования канатов применяют следующие критерии (Приложение 7 к настоящему Техническому стандарту) :

· характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрас­тания числа обрывов проволок;

· разрыв пряди;

· поверхностный и внутренний износ;

· поверхностная и внутренняя коррозия;

· местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника;

· деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов и т. п.;

· повреждения в результате температурного воздействия или электрического ду­гового разряда.

8.4. Браковка деталей стропа (колец, петель и крюков) должна производиться (Приложение 7 к настоящему Техническому стандарту):

· при наличии трещин;

· при износе поверхности элементов или местных вмятин, приводящих к уменьше­нию площади поперечного сечения на 10 %;

· при наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5 %.

8.5. Не допускаются к эксплуатации стропы:

· имеющие дефекты, указанные в пп. 8.3.-8.4.;

· при отсутствии или повреждении маркировочной бирки;

· с деформированными коушами или износе их с уменьшением сечения более чем на 15 %;

· имеющие трещины на спрессованных втулках или при изменении их размера более чем на 10 % от первоначального;

· с признаками смещения каната в заплетке или втулках;

· с поврежденными или отсутствующими оплетками или другими защитными эле­ментами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;

· с крюками, не имеющими предохранительных замков.

8.6. Цепной строп подлежит браковке, если будут обнаружены следующие де­фекты:

· обрыв звена;

· изгиб или износ крюка в звене более 10 % от первоначального размера; удлинение звена цепи более 3 % от первоначального размера;

· уменьшение диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10 % .

8.7. При осмотре захватов необходимо проверять состояние рабочих поверхностей, соприкасающихся с грузом. Если на них имеется насечка, то затупление или выкрашивание зубчиков не допускается. Захват подлежит браковке, если будут обнаружены изгибы, изломы рычагов или износ и повреждение соединительных звеньев. Металлические траверсы, состоящие из балок, распорок, рам и других элементов, подлежат браковке при обнаружении деформаций со стрелой прогиба более 2 мм на 1 м длины, трещин в местах резких перегибов или изменении сечения сварных элементов, а также при повреждении крепежных и соединительных звеньев.

8.8. При осмотре тары необходимо особенно тщательно проверять:

· появление трещин в захватных устройствах для строповки;

· исправность фактических устройств и замковых устройств крышек;

· отсутствие дефектов в сварных соединениях, целостность маркировки.

8.9. Тара бракуется в следующих случаях:

· тара не маркирована;

· не указано назначение тары;

· имеются неисправные строповочные узлы;

· помяты или разорваны борта;

· имеются трещины и другие дефекты в сварных соединениях.

8.10. Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары долж­ны заноситься в специальный журнал.

8.11. На всех объектах производства работ Обществ по решению руководства объекта может использоваться метод цветовой кодировки строп. Данный метод обеспечивает более точный учёт срока работы строп перед следующим контролем их состояния. Кодировка производится в соответствии со следующими правилами:

· Все стропы должны подвергаться осмотру за неделю до даты смены цветовой кодировки.

· Стропы, не имеющее цветовой кодировки на объектах проведения работ ТНК-ВР не допускаются к использованию.

· Стропы, успешно прошедшее периодический осмотр получают соответствующую цветовую кодировку и вводятся в эксплуатацию.

· На пригодных к использованию стропах цветовая кодировка должна быть изменена в течение недели до даты изменения цветовой кодировки.

Изменение цветовой кодировки без предварительного осмотра строп и выбраковки непригодных может привести к крайне тяжёлым последствиям. Подобные действия неприемлемы и могут привести к суровым дисциплинарным мерам.

· Предыдущая цветовая кодировка должна быть полностью удалена или закрашена. Грузозахватные приспособления, имеющие слишком много видимых остаточных следов предыдущих цветовых кодировок должны быть выведены из эксплуатации до тех пор, пока данное требование не будет выполнено.

· На всех площадках/объектах производства работ на видных местах должны быть вывешены плакаты с указанием текущей цветовой кодировки.

· Период действия каждого цвета цветовой кодировки грузозахватных приспособлений определяется в 6 месяцев и датой смены устанавливаются 14 февраля и 14 августа каждого года;

· Общее время повторного использования каждого цвета маркировки составляет 18 месяцев.

· Цветовое покрытие должно наносится на стропы путём окрашивания их в тех местах, которые всегда видны и где окраска наименее подвержена стиранию.

· Маркировка мягких/тканевых строп путём окраски волокон не допускается, так как окрашивание может привести к нарушению целостности волокон. Мягкие/ тканевые стропы маркируются привязыванием меток соответствующего цвета на тех участках строп, которые наименьшим образом подвержены деформации/повреждениям

Выбор цвета кодировки должен осуществляться с помощью нижеследующей таблицы

Год

Янв.

Февр.

Март

Апр

Май

Июнь

Июль

Авг.

Сент.

Окт.

Нояб.

Дек

2008

14


При маркировке на съемное грузозахватное приспособление или прочно прикрепленную к нему бирку наносят его порядковый номер, грузоподъемность и дату испытания. Грузоподъемность стропов общего назначения указывается при угле между ветвями 90°. Грузоподъемность стропов целевого назначения, предназначенных для подъема определенного груза, указывается при угле между ветвями, принятом при расчете.

Съемные грузозахватные приспособления, изготовляемые для сторонних организаций, кроме маркировки, должны снабжаться паспортом, в котором указывается наименование предприятия-изготовителя, приводится эскиз изделия, его наименование, порядковый номер, сведения о примененных материалах, номер ГОСТа, нормали или чертежа, по которому приспособление изготовлялось, результаты и дата испытания.

На таре, за исключением специальной технологической (бадьи для раствора и др.), должны быть указаны ее назначение, номер, собственная масса и наибольшая масса груза, для транспортировки которого она предназначена. Емкость тары должна исключать возможность перегрузки грузоподъемной машины.

Отнесение тары к специальной технологической производится по согласованию с местными органами госгортехнадзора.

Популярные статьи

   Стеклоблоки - элитный материал
Декоративный стеклоблок внешне нередко мало отличим от самого хрусталя, и вы вряд ли ошибетесь, избрав столь художественно продуманный стройматериал дизайнерски просчитанной деталью внутреннего интерьера. Появились целые коллекции художественно окрашенного стеклоблока, и не только однотонные...