Деятельность егэ. Деятельность егэ Исторические типы обществ

Задания ЕГЭ по теме: Мышление и деятельность


2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

Объекты деятельности, результаты деятельности, мотивы деятельности, субъекты деятельности, структура деятельности.


3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию « ».

1) трудовая

2) инстинктивная

3) учебная

4) созидательная

5) творческая

6) кадровая

4. Выберите вер­ные суж­де­ния о де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Деятельность че­ло­ве­ка имеет со­зи­да­тель­ный и пре­об­ра­зо­ва­тель­ный характер.

2) Деятельность че­ло­ве­ка все­це­ло опре­де­ля­ет­ся услов­ны­ми рефлексами.

3) В от­ли­чие от по­ве­де­ния животных, де­я­тель­ность че­ло­ве­ка ори­ен­ти­ро­ва­на на удо­вле­тво­ре­ние потребностей, дей­ству­ю­щих в дан­ный мо­мент времени.

4) Деятельность че­ло­ве­ка вы­зы­ва­ет­ся со­ци­аль­ны­ми потребностями.

5) Деятельность че­ло­ве­ка носит во­ле­вой и со­зна­тель­ный характер.


5. Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) театральные декорации 1) субъекты деятельности

2) средства деятельности

Б) оркестр

В) театральная труппа

Г) музыкальные инструменты

Д) осветительные приборы

6. Василий учит­ся в школе и по­ми­мо учебы увле­ка­ет­ся рисованием, шахматами, спор­тив­ны­ми играми. Иными словами, поле его де­я­тель­но­сти широко. Какие ком­по­нен­ты вхо­дят в струк­ту­ру деятельности? Вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го спис­ка нуж­ные по­зи­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

4) способности

5) результаты


7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мышление»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о результатах процесса мышления, и одно предложение, раскрывающее связь мышления и языка.

8. Раскройте на при­ме­ре изучения лю­бо­го школьного пред­ме­та три ос­нов­ные характеристики уче­ния как вида деятельности.

9. Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся. С опорой на курс обществоведения и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.


7. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: Познавательная способность, благодаря которой человек получает знания о мире и самом себе, а также планирует и осуществляет свою деятельность;

(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)

2) одно предложение с информацией о результатах процесса мышления, опирающейся на знания курса, например: Результатами процесса мышления могут быть выработанные обобщения (житейские, научные, философские), понимание проблемы или ситуации (как на обыденном, так и на научном уровне), вывод на основании рассуждения, план (проект) действий и др.;

(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о результатах процесса мышления.)

3) Одно предложение, раскрывающее с опорой на знания курса связь мышления и языка, например: Язык позволяет фиксировать, сохранять и передавать результаты мыслительной деятельности.

(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее с опорой на знания курса связь мышления и языка.)


8. В от­ве­те могут быть ука­за­ны и кон­кре­ти­зи­ро­ва­ны следующие ха­рак­те­ри­сти­ки учения как вида деятельности:

Наличие субъ­ек­тов деятельности (учащихся и учителя);

Наличие объ­ек­та деятельности (изучаемого предмета);

Нацеленность на при­об­ре­те­ние новых зна­ний и умений;

Использование ком­плек­са методов уче­ния (решение задач, ла­бо­ра­тор­ная работа и др.) и пре­по­да­ва­ния (проблемный метод, лек­ция и др.);

Использование средств обучения (учебник, атлас, ра­бо­чая тетрадь).


9. В ответе могут быть даны следующие подтверждения:

1) с развитием общества меняются и игры (например, родители сегодняшних школьников не играли в детстве в компьютерные игры);

2) игры можно выдумать, т. е. игра как проявление творчества;

3) можно изменять правила игры, в результате чего игра фактически меняется;

4) в игре может проявляться выдумка и фантазия в выборе средств, целей игры.

Вариант 1

Игра , общение , труд , деятельность , учение .

    Запишите слово, пропущенное в схеме.

    Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «биологические потребности человека».

1) воспроизводство рода 2) самореализация 3) питание 4) дыхание 5) движение

6) общение 7) отдых Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

    Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРИМЕРЫ

    ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    А) театральные декорации

    Б) оркестр

    В) театральная труппа

    Г) музыкальные инструменты

    Д) осветительные приборы

    1) субъекты деятельности

    2) средства деятельности

    Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) навыки 2) мотивы 3) цель 4) способности 5) результаты 6) знания

    Издавна творения народных мастеров делают красивой повседневную жизнь, украшают предметы быта - одежду, орудия труда, кухонные принадлежности, орудия рыбной ловли и охоты, мебель. Изделия из бересты, меха, дерева, керамики и других предметов декоративно-прикладного искусства представляют собой результаты деятельности.

1) духовно-практической

2) социально-преобразовательной

3) творческой

4) познавательной

5) прогностической

6) индивидуальной

    Раскройте на двух примерах теоретическое положение о сущности творческой деятельности.

    Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся. С опорой на курс обществоведения и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.

Вариант 2.

    Запишите слово, пропущенное в таблице.

    ЭЛЕМЕНТ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ХАРАКТЕРИСТИКА

    Субъект

    Кто осуществляет деятельность

    Объект

    На что деятельность направлена

    ...

    Идеальный образ желаемого результата

    Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). Объекты деятельности , результаты деятельности , мотивы деятельности , субъекты деятельности , структура деятельности .

    Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «структура деятельности».

1) субъект 2) объект 3) цель 4) статус 5) нормы 6) средства 7) результат

    Одиннадцатиклассник Юрий готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели этой деятельности Юрия и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) чтение учебников, справочной литературы 2) поступление в вуз 3) получение высокого балла

4) проведение экзамена 5) консультации педагогов 6) получение аттестата о среднем общем образовании

    Установите соответствие между отличительными признаками и видами деятельности, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК

    ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    А) преобразование природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей

    Б) направленность на практически полезный результат – различные блага

    В) формирование знаний и умений, развитие мышления и сознания личности

    Г) побудительный мотив заключается не в результате деятельности, а в ее процессе

    Д) все средства всегда специально направлены на изменение субъекта деятельности

    1) труд

    2) игра

    3) учёба

    Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)

1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества

2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств

3) нацеленность на приобретение новых знаний

4) нацеленность на развитие физических возможностей

5) нацеленность на овладение определенными умениями

6) нацеленность на приобщение к опыту человечества

    Раскройте на примере изучения любого школьного предмета три основные характеристики учения как вида деятельности.

    Сравните три ситуации:

1) ураганный ветер валит в лесу деревья,

2) животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов,

3) лесорубам дано задание с помощью современной техники расчисть делянку.

К какой из этих ситуаций можно применить понятие «деятельность»? Приведите два аргумента в обоснование своего вывода.

Вариант 1

Ответы

    деятельность ,

    духовная.

    21122

    235

    : 123 .

    В ответе должно быть дано теоретическое положение о сущности творческой деятельности как деятельности, создающей нечто качественно новое, и приведены два соответствующих примера:

1) примеры качественно новых целей деятельности (например, создание искусственного спутника Земли);

2) примеры качественно новых средств деятельности, способов достижения целей (например, новые способы решения задачи по физике);

3) примеры качественно новых результатов деятельности (например, компьютерная презентация с использованием новых программных возможностей).

8.В ответе могут быть даны следующие подтверждения:

1) с развитием общества меняются и игры (например, родители сегодняшних школьников не играли в детстве в компьютерные игры);

2) игры можно выдумать, т. е. игра как проявление творчества;

3) можно изменять правила игры, в результате чего игра фактически меняется;

4) в игре может проявляться выдумка и фантазия в выборе средств, целей игры.

Могут быть даны иные подтверждения.

Вариант 2

    цель

    структура деятельности.

    236

    11323

    356.

    В ответе могут быть указаны и конкретизированы следующие характеристики учения как вида деятельности:

Наличие субъектов деятельности (учащихся и учителя);

Наличие объекта деятельности (изучаемого предмета);

Нацеленность на приобретение новых знаний и умений;

Использование комплекса методов учения (решение задач, лабораторная работа и др.) и преподавания (проблемный метод, лекция и др.);

Использование средств обучения (учебник, атлас, рабочая тетрадь).

    Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе указано, что понятие «деятельность» применимо только к третьей ситуации. В качестве аргументов приводятся следующие положения:

Именно в этой ситуации имеет место целеполагание (наличие идеального образа ожидаемого результата);

Лесорубы целенаправленно применяют искусственно созданные объекты - орудия труда.

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на

лью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний

29" Выберите одно из предложенных ниже высказываний,

раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозна­

чив при необходимости разные аспекты поставленной

При изложении своих мыслей по поводу поднятой про­ блемы (обозначенной темы), при аргументации своей

точки зрения используйте знания, полученные при изу­ чении курса обществознания, соответствующие понятия,

а также факты общественной жизни и собственный жиз­ ненный опыт. (В качестве фактической аргументации

приведите не менее двух примеров из различных источ­

Философия

«Мы научились летать в небе, как

птицы. Мы научились плавать в

океане, как рыбы. Теперь осталось

научиться жить на земле, как люди»

(Дж. В. Шоу).

Экономика

«Не экономить нужно, а искать но-

вые источники дохода» (А. Конча-

ловский).

Социология,

«Человеку общение нужнее еды,

социальная

важнее бытового комфорта и богат-

психология

ства» (Е.А. Крашенинникова).

Политология

«Закон должен властвовать над все-

ми» (Аристотель).

Правоведение

«Свобода есть право на неравенство»

(Н. Бердяев).

ВАРИАНТ10

Часть 1

Ответами к заданиям 1-20 являются слово (словосочетание), цифра

или последовательность цифр. Запишите ответы в поля ответов в тек­

сте работы, а затем перенесите их в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от

номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов запятых и других дополнительных символов. Каждый сим­

вол пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в

бланке образцами.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Структура деятельности

Компонент

ХАРАКТЕРИСТИКА

структуры

..................

Осознанный образ результата дея-

тельности

Средства

Приемы, способы действий, предме-

ты, ресурсы, используемые челове-

ком в ходе деятельности

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для

всех остальных понятий представленного ниже ряда, и

запишите цифру, под которой оно указано.

1) статусный набор; 2) личный сrпатус; 3) основной статус; 4) социальный статус; 5) статусная иерархия.

Ответ: D

3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исклю­

чением двух, относятся к социальному контролю.

1) санкция; 2) социальная ценность; 3) суверенитет;

4) требование морали; 5) потребность личности;

6) правовая норма.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда,

и запишите в таблицу цифры, под которыми они ука­

4. Выберите верные суждения· о познавательной деятель­

ности человека и запишите цифры, под которыми они

1) Восприятие является формой рационального по­

2) Истинным считается только то знание, которое не

может быть уточнено или опровергнуто в дальней­

Одним из критериев истины выступает практика.

Обыденное познание в отличие от научного не ве­

Дет к истинному знанию.

5) Одной из форм чувственного познания является

представление.

5. -Установите соответствие между компонентами общест­

ва как системы и примерами: к каждой позиции, дан­ ной в первом столбце, подберите соответствующую по­ зицию из второго столбца.

социальный институт сфера жизни общества

6. Василий учится в школе и помимо учебы увлекается

рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными

словами, поле его деятельности широко. Какие компо­

ненты входят в структуру деятельности? Выберите из

приведенного списка нужные позиции и запишите

цифры, под которыми они указаны.

1) навыки

2) мотивы

3) цель

4) способности

5) результаты

6) знания

7. Выберите верные суждения о роли государства в усло­

виях рынка и запишите цифры, под которыми они

1) Одной из функций государства в условиях рынка

является борьба с монополизацией экономики.

2) Государство в рыночной экономике призвано под­

держивать незащищенные слои населения.

3) Важнейшей функцией государства является созда­ ние общественных благ.

4) Государство в условиях рынка регулирует цены на

товары первой необходимости.

5) Процесс приватизации означает передачу частной собственности в руки государства.

8. Установите соответствие между видами рынков труда

и И,?(характеристиками: к каждой позиции, данной в

первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИДЫ РЫНКОВ ТРУДА

предложение труда воз­

конкурентный

растает в соответствии

монополизирован­

со спросом

Б) зарплату диктует

крупных нанимате-

рынке труда

вует несколько

ных компаний

рабочие одной профес­

сии независимо друг от

друга предлагают свою

рабочую силу

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст­ вующими буквами.

1) Появлению семьи способствовало возникновение

государства.

2) В современном обществе семья остается главной

производственной ячейкой.

3) Одной из функций семьи является психологиче­

ская и эмоциональная поддержка членами семьи

друг друга

4) Функции семьи как социального института меня­

ются с изменением условий общественного разви­

осуществляющий социализацию подрастающего

поколения.

12. В ходе социологического опроса его участникам пред­ лагалось ответить на вопрос: «Что Вас более всего

привлекает в работе?» Отдельные результаты опроса приведены в таблице (в % ; участники опроса могли

выбирать несколько ответов).

Варианты ответов

1998 г.

2010 г.

Хорошая оплата

Соответствие моим способностям

Возможность

профессионального

продвижения

Близость к месту работы

Удобный режим работы

Хороший коллектив

Возможность

проявлять само-

стоятельность, инициативу

Какие выводы можно сделать на основе данных табли­

цы? Выберите нужные позиции из приведенного спи­

ска и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Приоритеты в оценке привлекательности работы за

период между опросами не изменились.

2) Условия работы большинством опрошенных ценят­

ся выше, чем ее возможности для творческого и

профессионального роста.

3) За прошедший между опросами период менее всего

выросло число тех, кто заинтересован в хорошем

коллективе.

4) Опрос показал тенденцию к снижению значения

творческого потенциала работы.

5) За период между опросами больше всего выросло

число тех, кто ценит достойный заработок.

13. Выберите верные суждения о признаках и роли госу­

дарства и запишите дифры, под которыми они указа­

1) К основным признакам государства относится его

территориальная целостность.

2) Государственные органы охраны общественного по­

рядка образуют независимую ветвь власти.

3) Государство обладает монопольным правом сбора

4) Одной из ветвей государственной власти в демо­

кратическом обществе является суд.

5) Правом принимать законы в условиях демократии обладает государство и правящая партия.

14. Установите соответствие между государственными полномочиями и функциями и субъектами высшей власти РФ, которые их реализуют: к каждой позиции,

данной в первом столбце, подберите соответствующую

позицию из второго столбца.

полномочия

СУБЪЕКТЫ

И ФУНКЦИИ

утверждает

Президент РФ

доктрину РФ

Правительство РФ

Б) назначает выборы Го­

сударственной Думы

осуществляет управле­

ние федеральной собст­

венностью

разрабатывает

ральный бюджет

осуществляет

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст-

вующими буквами.

Ответ: 1 А 1

15. В государстве Z существует частичный запрет на дея­

тельность оппозиции.. Какая дополнительная информа­

ция свидетельствует о том, что в государстве установился

под которыми она указана.

1) власть носит публичный характер

2) сложилась система правоохранительных органов

3) все стороны жизни подчинены единой идеологии

4) большое влияние имеет церковь как общественный

институт

5) для удержания власти используются силовые

структуры

6) контроль над экономикой полностью централизован

16. Что из перечисленного согласно Конституции РФ на­ ходится в совместном ведении РФ и субъектов Феде­

рации? Запишите цифры, под которыми эти положе­

ния указаны.

1) федеративное устройство и территория РФ

2) установление правовых основ единого рынка

3) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями

4) общие вопросы воспитания, образования

5) оборона и безопасность

6) уголовное законодательство

17. Установите соответствие между участниками и видами судебных процессов: к каждой позиции, данной в пер­

вом столбце, подберите соответствующую позицию из

второго столбца.

5) задаток

6) репутация

19. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положе­

ние которого обозначено определенной буквой.

(А) На рубеже первого тысячелетия нашей эры по­ является христианство. (В) Шесть веков спустя в

Аравии, среди арабских племен, рождается ислам. (В) Религиозное миросозерцание подразумевает веру

человека в нечто сверхъестественное, не поддающее­

ся объяснению с помощью имеющихся способов по­ знания мира. (Г) Религиозные вероучения духовно обогатили человечество, способствовали созданию могучих государств. (Д) Трудно согласиться с мне­

нием, что мировые религии есть нечто отжившее,

устаревающее.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей поло­

жение, цифру, выражающую его характер.

фактически ограничен во всех сферах осуществления

государственной власти. Законодательная власть принадлежит (Д), исполнительная

______ (Е). Парламентские монархии в научной

литературе зачастую именуют консти"11уционными мо­

нархиями .

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мыс­ ленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание

на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется

для заполнения пропусков.

Список терминов:

федерация

правительство

3) президент

4) парламент

5) статус

6) выборный орган

7) политика

8) власть

9) республика

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначаю­ щие пропущенные слова. Запишите в таблицу под ка­ ждой буквой номер выбранного Вами слова.

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Часть 1.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице.

ТИП ОБЩЕСТВА

ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Большинство работающих занято в сельском хозяйстве

Индустриальное

Большинство работающих занято в промышленности

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой указано.

1) обсуждение законопроекта в парламенте; 2)законодательная инициатива; 3)законотворческий процесс; 4)парламентские слушания 5) отклонение законопроекта.

Ответ:

3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют операции коммерческих банков.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) эмиссия ценных бумаг; 2) лицензирование банков; 3) предоставление потребительских кредитов; 4) открытие депозитных вкладов физических лиц; 5) эмиссия денег; 6) выдача ипотечных кредитов .

Ответ:

4. Выберите верные суждения об эмпирических методах научного познания и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна.

2) Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия «Русь» от прибалтийского племени ругов.

3) Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики.

4) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал.

5) Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии

выявили ген, способствующий заболеванию раком

Ответ__________

5. Установите соответствие между функциями и осуществляющими их банками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ

А) осуществляют кредитование юридических лиц

Б) проводят эмиссию банкнот и монет

В) проводят государственную валютную политику

Г) регулируют деятельность кредитных институтов

Д) осуществляют кредитование физических лиц

БАНКИ

1) центральные банки

2) коммерческие банки

А

6. Что из перечисленного относится по Конституции РФ к полномочиям Президента РФ?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) утверждает военную доктрину

2) объявляет амнистию

3) принимает решение об отставке Правительства РФ

4) осуществляет помилование

5) утверждает изменение границ между субъектами РФ

6) назначает на должность Председателя Центрального банка РФ

Ответ_______________________________________________________

7. Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми.

Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности?

Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) навыки

2) мотивы

3) цель

4) способности

5) результаты

6) знания

8. Установите соответствие между особенностями заработной платы и ее видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ

А) начисляется работникам за отработанное время

Б) выражается в материальных благах и услугах

В) зависит от цен на приобретаемые товары

Г) начисляется работникам за сверхурочные работы

Д) начисляется работникам за определенное количество и качество

выполненных работ

ВИДЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

1) номинальная

2) реальная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

9. Установите соответствие между примерами и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

A) здания заводских цехов, заводские помещения

Б) орудия труда

B) запасы минерального сырья

Г) численность работников, занятых в производстве

Д) умение организовать производство

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

1) капитал

2) земля

3) труд

4) предпринимательство

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

10. На рисунке отражена ситуация на рынке книжной продукции: линия предложения S переместилась в новое положение S1. (P – цена товара, Q – объем предложения товара) Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

1) снижением налогов на книгоиздательские фирмы

2) увеличением спроса потребителей на книги и журналы

3) перепрофилированием издательств на выпуск медийных продуктов и электронных книг

4) государственным заказом издателям на выпуск школьных учебников

5) повышением налогов на книгоиздательские фирмы

11. .Установите соответствие между примерами и типами экономических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

A) основа экономики страны Z -сельское хозяйство, земля принадлежит

родовым общинам и ими обрабатывается

Б) в стране А государство централизованно распределяет факторы

производства и устанавливает цены товаров и услуг

B)в стране F производители соревнуются за наиболее выгодные

условия производства и продажи товаров

Г) в стране С в условиях свободы предпринимательства у потребителей

есть широчайший выбор товаров и услуг

Д) единственным производителем и продавцом товаров и услуг в стране

В является государство, частное предпринимательство находится под

запретом.

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

1) командная

2) традиционная

3) рыночная

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

12. В стране Z учёные провели опрос граждан разных возрастов на тему: «Как глобальные проблемы отражаются в вашей повседневной жизни?» Полученные результаты (в %) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В каждой группе доля тех, кто ничего не знает о глобальных проблемах, больше доли тех, кто уверен, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь.

2) В каждой группе доля опрошенных, ежедневно ощущающих проявления глобальных проблем, больше, чем тех, кто уверен, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь.

3) Четверть опрошенных 40-летних граждан считают, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь.

4) Почти треть опрошенных 20-летних граждан знают о глобальных проблемах, но никак их не ощущают.

5) Менее трети опрошенных обеих групп ежедневно ощущают проявления глобальных проблем.

13. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждан РФ? Запишите цифры , под которыми указаны конституционные обязанности.

1) указание своей национальности

2) сохранение исторического и культурного наследия

3) участие в выборах органов власти

4) уплата налогов

5) свободное распоряжение своими способностями к труду

6) пользование родным языком.

14. Выберите верные суждения о Федеральном Собрании РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Федеральное Собрание является высшим законодательным и исполнительным органом нашей страны.

2) Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат.

3) Возглавляет Федеральное Собрание Президент РФ.

4) Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

5) Весь состав Федерального Собрания избирается по пропорциональной системе.

15. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)

1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества

2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств

3) нацеленность на приобретение новых знаний

4) нацеленность на развитие физических возможностей

5) нацеленность на овладение определенными умениями

6) нацеленность на приобщение к опыту человечества

16. Установите соответствие между функциями и государственными институтами или должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ

А) назначает выборы Президента РФ

Б) издаёт указы и распоряжения

В) решает вопрос о доверии Правительству

Г) возглавляет государство

Д) представляет государство в международных отношениях

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

1) Президент РФ

2) Совет Федерации

3) Государственная Дума РФ

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

17. В государстве Z принята новая конституция, с определенной периодичностью проводятся выборы. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что в государстве Z существует тоталитарный режим? Выберите верные ответы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Основные высшие органы власти формируются на основе выборов.

2) Ветви власти конституционно разделены.

3) Отдельные статьи конституции посвящены правам и свободам граждан.

4) Существует единая обязательная политическая идеология.

5) Установлен полный контроль государства над всеми аспектами жизни общества и человека.

18. Установите соответствие между отличительными признаками и видами деятельности, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК

А) преобразование природы и общества ради удовлетворения

личных и социальных потребностей

Б) направленность на практически полезный результат – различные блага

В) формирование знаний и умений, развитие мышления и сознания личности

Г) побудительный мотив заключается не в результате деятельности, а

в ее процессе;

Д) все средства всегда специально направлены на изменение субъекта

деятельности

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) труд

2) игра

3) учёба

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

19. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Термин «социология» был введен в науку французским ученым и философом Нового времени О. Контом

. (Б) Предметом внимания и изучения социологии является социальная жизнь.

(В) Она воспроизводится как система взаимодействия многих процессов, обеспечивающих реализацию различных функций.

(Г) Функции эти постоянно расширяются, усложняются, что привело к оформлению новых социальных структур, новых субъектов социальной жизни.

(Д) По-видимому, не только теперь, но и прежде, на более ранних стадия развития, система воспроизводства социальной жизни не была простой.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждения

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

A

20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

С помощью ________________(А) правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей _________________(Б), не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, _________________(В), равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и _________________(Г). Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в __________________(Д) другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он ещё и обставляется системой ____________________(Е) властей. Подобная система устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1) «сдержки и противовесы»

2) компетенция

3) естественное

право

4) разделение властей

5) импичмент

6) судебная

власть

7) полномочия

8) сбалансированность

9) суспензивное

вето

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой

буквой номер выбранного Вами слова.

A

Часть 2. Текст. (Выполните задания)

При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех. Отсюда очевидно, что пока люди живут без общей власти, держащей всех в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, а именно в состоянии войны всех против всех. Ибо война есть не только сражение, или военное действие, а промежуток времени, в течение которого явно сказывается воля к борьбе путём сражения.

Состояние войны всех против всех характеризуется также тем, что при нём ничто не может быть несправедливым. Понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь места. Там, где нет общей власти, нет закона, там, где нет закона, нет справедливости. Сила и коварство являются на войне двумя кардинальными добродетелями. <...> Указанное состояние характеризуется также отсутствием собственности, владения, отсутствием точного разграничения между моим и твоим. Каждый человек считает своим лишь то, что он может добыть, и лишь до тех пор, пока он в состоянии удержать это.

<...> Цель государства - главным образом, обеспечение безопасности. Конечной причиной, целью и намерением людей (некоторые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны, <...> живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами, при установлении государства люди руководятся стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося < .. > необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимости власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов.

<...> Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и <...> доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путём, а именно сосредоточением всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путём взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтёт необходимым для их мира и общей защиты.

21. Назовите теорию происхождения государства, основы которой выражает автор текста. Выпишите из текста две теории. Используя обществоведческие знания, приведите в качестве примера свою одну теорию.

23. Какова, по мнению автора, главная цель государства? С опорой на обществоведческие знания назовите три функции государственной власти, направленные на обеспечение безопасности. Проиллюстрируйте примерами две из функций.

24. В каких формах правления, по мнению автора, может существовать единая власть государства (аргументируйте свой ответ с опорой на текст)? О каком источнике государственной власти идёт речь в тексте? С опорой на обществоведческие знания назовите дополнительно ещё один источник государственной власти.

_______________________________________________________________

25. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «инфляция»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию об инфляции.

26. Назовите три факторных дохода и проиллюстрируйте примером получение соответствующими собственниками факторов производства каждого из названных факторных доходов.

27. 15-летний Алексей получил доход за свое запатентованное изобретение и решил открыть вклад в банке. Имеет ли право он право самостоятельно распорядиться полученным доходом. Ответ аргументируйте. Приведите любые три характеристики дееспособности несовершеннолетнего в возрасте от 14 – 18 лет.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Формы правления государства». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 29. Выполняя задание 29, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных ниже высказываний (9.1-9.5). Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

9.1 Философия. «У "человечества" нет никакой цели, никакой идеи, никакого плана, так же как нет цели у вида бабочек или орхидей. "Человечество" - пустое слово». (О. Шпенглер)

9.2 Экономика. «Я твёрдо верю в одну простую вещь: самый надёжный способ выделить свою компанию среди конкурентов, оторваться от толпы преследователей - это хорошо организовать работу с информацией». (Б. Гейтс)

9.3 Социология, социальная психология «Стратификация действительно естественное социальное расслоение общества». (П. С. Гуревич)

9.4 Политология. «Для государства имеют значение все стороны власти и все составные элементы её». (Б.А. Кистяковский)

9.5 Правоведение. «Все люди мира имеют одинаковые права на пользование естественными благами мира и одинаковые права на уважение». (Л. Н . Толстой)

2. Наталья часто посещает выставки и художественные галереи. Искусство дает возможность глубже понимать себя и мир. Особенность искусства как средства познания состоит в том, что оно

1) опирается на формы чувственного познания

2) нацелено на постижение истины

3) использует художественные образы

4) во всех своих формах доступно для понимания

3. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия появилась вместе с государством.

Б. Религия является неотъемлемой частью культуры.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4. Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведённого списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

4) способности

5) результаты

5. Равновесная цена в рыночной экономике - это цена совпадения

1) денежной и товарной массы

2) спроса и предложения

3) производства и сбыта

4) производства и потребления

6. Что такое дивиденд?

1) доход владельца акций

2) процент по вкладу в банке

3) доход от сдачи в аренду недвижимости

4) ставка ипотечного кредита

7. На графике отражена ситуация на рынке импортной обуви: линия предложения S переместилась в новое положение S 1 (P - цена товара, Q - количество товара.

Это перемещение может быть связано прежде всего с (со)

1) обострением конкуренции между производителями

2) установкой нового оборудования на обувных фабриках

3) созданием филиалов крупных предприятий в ряде регионов

4) повышением ввозных пошлин

8. Верны ли следующие суждения об экономической культуре личности?

А. Экономическая культура личности предполагает связь сознания и практической деятельности.

Б. Экономические знания выступают важным компонентом экономической культуры личности.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

9. Владелец парикмахерской уплатил проценты по кредиту, взятому в банке. Какие дополнительные постоянные издержки ему приходится нести в краткосрочном периоде? Выберите из приведенного ниже списка постоянные издержки и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) арендные платежи

2) затраты на покупку фенов

3) зарплата парикмахерам

4) коммунальные платежи

5) расходы на приобретение средств по уходу за волосами

6) уплата страховых взносов

10. Что из перечисленного служит показателем социальной мобильности?

1) расширение социальных контактов

2) смена места жительства

3) пополнение семьи

4) переход в новую страту

11. Верны ли следующие суждения о социальной роли?

А. Роль выступает образцом поведения, которому должна следовать личность, занимающая соответствующее положение.

Б. Требования, вытекающие из социальной роли, целиком подчиняют себе поведение человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

12. В ходе социологического опроса его участникам предлагалось ответить на вопрос: "Что Вас более всего привлекает в работе?" Отдельные результаты опроса приведены в таблице (в%; участники опроса могли выбирать несколько ответов).

Варианты ответов 1998 г. 2010 г.
Хорошая оплата 21 29
Соответствие моим способностям 25 30
Возможность профессионального продвижения 3 8
Близость к месту жительства 30 31
Удобный режим работы 27 23
Хороший коллектив 22 24
Возможность проявлять самостоятельность, инициативу 5 8

Какие выводы можно сделать на основе данных таблицы? Выберите нужные позиции из приведённого списка и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Приоритеты в оценке привлекательности работы за период между опросами не изменились.

2) Условия работы большинством опрошенных ценятся выше, чем её возможности для творческого и профессионального роста.

3) За прошедший между опросами период менее всего выросло число тех, кто заинтересован в хорошем коллективе.

4) Опрос показал тенденцию к снижению значения творческого потенциала работы.

5) За период между опросами больше всего выросло число тех, кто ценит достойный заработок.

13. Согласно Конституции РФ государственный бюджет разрабатывает

1) Президент РФ

2) Государственная Дума РФ

3) Правительство РФ

14. Вновь созданная партия разделяет идеи рыночной экономики при активной роли государства, которое должно всесторонне поддерживать людей труда, слабо защищённые социальные группы. Её главные политические принципы - равенство и социальная справедливость. Данная партия придерживается идеологии

1) либерализма

2) консерватизма

3) социал-демократизма

15. Верны ли следующие суждения о политическом поведении?

А. Инновационные формы политического поведения закрепляют уже сложившиеся образцы.

Б. Наиболее массовыми формами политического поведения являются выборы и референдумы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

16. В государстве Z существует частичный запрет на деятельность оппозиции. Какая дополнительная информация свидетельствует о том, что в государстве установился авторитарный политический режим?

1) власть носит публичный характер

2) сложилась система правоохранительных органов

3) все стороны жизни подчинены единой идеологии

4) большое влияние имеет церковь как общественный институт

5) для удержания власти используются силовые структуры

6) контроль над экономикой полностью централизован

17. Какие данные вносятся в трудовую книжку?

1) о наградах и поощрениях

2) о дисциплинарных взысканиях

3) об изменении семейного положения

18. Кооператив "Спектр" предъявил иск акционерному обществу о возмещении убытков в связи с нарушением сроков поставки комплектующих деталей. Полученные результаты не удовлетворили руководство кооператива, и оно потребовало возврата перечисленных учреждению средств. Этот спор может быть рассмотрен судом

1) мировым

2) арбитражным

3) общей юрисдикции

19. Верны ли следующие суждения о правоотношениях?

А. Правоотношения неразрывно связаны с юридическими нормами.

Б. Правоотношения помимо отношений между людьми регулируют отношения человека и животного.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

20. Найдите в приведённом ниже списке правовые способы обеспечения исполнения обязательств. Запишите цифры, под которыми они указаны.

3) поручительство

4) угроза разорением

5) задаток

21. Согласно Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов Федерации находятся

1) федеративное устройство и территория РФ

2) установление правовых основ единого рынка

3) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями

4) общие вопросы воспитания, образования

5) оборона и безопасность

6) уголовное законодательство

22. Запишите слово, пропущенное в таблице.

Структура деятельности

23. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) статусный набор; 2) личный статус; 3) основной статус; 4) социальный статус; 5) статусная иерархия.

24. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к социальному контролю.

1) санкция; 2) социальная ценность; 3) суверенитет; 4) требование морали; 5) потребность личности; 6) правовая норма.

Найдите два термина, "выпадающих" из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

25. Установите соответствие между видами рынков труда и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

26. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) На рубеже первого тысячелетия нашей эры появляется христианство. (Б) Шесть веков спустя в Аравии, среди арабских племен, рождается ислам. (В) Религиозное миросозерцание подразумевает веру человека в нечто сверхъестественное, не поддающееся объяснению с помощью имеющихся способов познания мира. (Г) Религиозные вероучения духовно обогатили человечество, способствовали созданию могучих государств. (Д) Трудно согласиться с мнением, что мировые религии есть нечто отжившее, устаревающее.

Определите, какие положения текста имеют

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

27. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

"Форма государства, независимо от того, как она выражается, всегда имеет непосредственную связь с государственной ________ (А). Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному _________ (Б). В первом случае мы имеем монархию, во втором ________ (В). Парламентская монархия отличается тем, что _________ (Г) монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть принадлежит ________ (Д), исполнительная - _________ (Е). Парламентские монархии в научной литературе зачастую именуют конституционными монархиями".

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) федерация

2) правительство

3) президент

4) парламент

6) выборный орган

7) политика

9) республика

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А Б В Г Д Е

ЧАСТЬ 2

Для записи ответов на задания этой части (28 - 36) используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 28 - 31.

Некоторые считают, что поскольку мышление - сложный процесс, его изучение выходит за пределы наших технических возможностей и нашего понимания. Такой аргумент есть немного правда и немного ложь. Трудно не признать, что многие особенности нашего мышления остаются тайной, но верно и то, что достижения психологии дали нам замечательный арсенал методов и моделей, способных приоткрыть некоторые факты, относящиеся к мышлению. Мышление участвует в решении задач и формировании понятий.

Формирование понятий (или усвоение понятия) относится к умению выяснять свойства, присущие некоторому классу объектов или идей. Понятие можно определить как совокупность определенных существенных признаков и правил, связывающих эти признаки. Признаки означают некоторые характеристики объектов, относящихся и к другим объектам. Подвижность, например, это признак автомобиля, но подвижностью обладают и другие объекты - поезда, птицы. Человек определяет, насколько существенен данный признак для этого объекта на основе определенных критериев. Признаки можно различать как на количественной, так и на качественной основе. Так, подвижность - это качественная черта, которую можно измерить количественно. К примеру, автомобиль данной марки обладает этим признаком в большей степени, чем автомобили других марок.

Формирование понятий - одна из самых важных познавательных функций человека. В большинстве наук в период их становления формирование понятий играет решающую роль в организации данных. Расположение элементов в химии, разработка филогенетической классификации в биологии, классификация видов памяти в биологии - все это примеры формирования понятий, способствующих лучшему пониманию предмета.

Если мы представим себе мириады различных объектов и событий, с которыми встречаемся в повседневной жизни, то задача приобретения понятий может оказаться слишком сложной, и все же эта поразительная задача выполняется относительно легко. Вполне может быть, что постижение мира возможно только через развитие познавательных структур, которые связывают кажущиеся рассеянными объекты и события в единое понятие. Таким образом, изучение формирования понятий не изолировано от основного потока повседневной жизни, но находится прямо в центре её.

Термины "мысль" и "мышление" означают общий процесс рассмотрения в уме какого-либо вопроса; логика - это наука о мышлении, изучающая его законы. Два человека могут думать об одном и том же, но их выводы, полученные посредством мышления, могут отличаться; одно будет "логичным", другое - "нелогичным".

29. Как связаны мышление и логика? Почему выводы размышлений при наличии одного предмета рассмотрения или одной темы могут отличаться у разных людей?

30. Автор отмечает, что понятие определяется через совокупность существенных признаков. Опираясь на обществоведческие знания, укажите один существенный признак любых трёх понятий, относящихся к различным сферам общества.

31. Существует точка зрения, согласно которой абстрактные умозаключения не способны приводить к правильным выводам без включения непосредственного наблюдения, чувственных данных. Приведите два аргумента в поддержку этой позиции и один аргумент - против.

32. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие "социальная роль"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о ролевой системе, и второе предложение, содержащее информацию о ролевом конфликте.

33. В рыночной экономике с определённой периодичностью наблюдаются спады и подъёмы производства и деловой активности. Дайте три пояснения причин циклического развития экономики в условиях рынка. Конкретизируйте любую из этих причин.

34. Коммерческое предприятие "Сигма" занимается разработкой и распространением программного обеспечения для компьютеров. Получаемая от реализации продукции прибыль распределяется в соответствии с размером вносимого каждым членом коллектива пая и долей его трудового участия. Какова организационно-правовая форма этого предприятия? Укажите два признака, по которым вы это установили. Назовите ещё один дополнительный признак этой организационно-правовой формы, не указанный в условии задачи.

35. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме "Политическое сознание". Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Выполняя задание 36, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (36.1 - 36.5).

36. Выберите ОДНО из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

36.1 Философия "Поиск истины важнее, чем обладание ею". (А. Эйнштейн).
36.2 Экономика "Бережливость - важнейший источник благосостояния". (Цицерон)
36.3

Социология,

социальная

психология

"Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них - родиться в нужной семье". (Д. Трампт).
36.4 Политология "Большая политика - это всего лишь здравый смысл, применимый к большим делам". (Наполеон)
36.5 Правоведение "Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения в законодательстве". (Г. Филдинг).