Детские поделки из природного материала. Специфика формообразования современных изделий из природных материалов на основе традиций народного декоративно-прикладного искусства

Искусство-это понятие является для каждого своим и каждый его понимает по-своему. В своем первом и наиболее широком смысле термин «искусство» (art, англ.) остается близким к своему латинскому эквиваленту (ars), который может быть также переведен как «мастерство» или «ремесло», а также к индоевропейскому корню «составление» или «составлять.

Начнем с главных определений, чтобы подробнее понять, что же такое искусство, и как много оно в себя включает.

Искусство, как творческое отражение действительности, возникло и развивается как система многообразных взаимосвязанных между собой видов. Виды искусства - формы творческой деятельности, различающиеся по способам воплощения. В свою очередь различные виды искусства подразделяются на пространственные (пластические), временные и пространственно-временные (синтетические или зрелищные).К пластическим видам искусства относится изобразительное искусство - это группа искусств, основанных на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видовом предметном облике.

Живопись - вид искусства, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на какую-нибудь поверхность (основу), образов действительности. Существуют две основные разновидности живописи - станковая и монументальная. Скульптура - один из древнейших видов изобразительного искусства, произведения которого имеют физически материальный, предметный объем и трехмерную форму, размещенную в реальном пространстве. Графика - вид изобразительного искусства, связанный с изображением на плоскости. Известны две основные разновидности графики - рисунок и печатная графика. Декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство - (от лат. - украшать): искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и художественно-эстетических потребностей людей.

Декоративно-прикладное искусство -- область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т. д.). При обработке материалов (металл, дерево, стекло, керамика, текстиль и др.) используются литье, ковка, чеканка, гравирование, резьба, роспись, инкрустация, вышивка, набойка и т.д. Произведения ДПИ составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом для предмета ДПИ может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предмета ДПИ - декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее.

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер. Так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Важной составляющей декоративно - прикладного искусства являются народно-художественные промыслы - форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Ключевая творческая идея традиционных промыслов - утверждение единства природного и человеческого мира.

Основными народными промыслами России являются:

Резьба по дереву - Богородская, Абрамцево-кудринская;

Роспись по дереву - Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская;

Декорирование изделий из бересты - тиснение по бересте, роспись;

Художественная обработка камня - обработка камня твердой и мягкой породы;

Резьба по кости - Холмогорская, Тобольская. Хотьковская

Художественная обработка металла - Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу;

Народная керамика - Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка;

Плетение из лозы и рогоза

Современные художественные промыслы развиваются на основе традиций декоративно-прикладного искусства. Поэтому, чтобы понять природу и сущность такого явления, как народные художественные промыслы, необходимо уяснить, что такое народное искусство.

Народное искусство - это создание изделий или других объектов для практического применения с обязательным украшением их не рабочей части.

Народным называют искусство широких масс. Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер. Это прежде всего проявляется в преемственности многовековых традиций. Народные мастера на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты, передаваемые им родителями, односельчанами. Старые мастера обучали молодежь искусству, как вырезывать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотна, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета.

Коллективный характер народного искусства выражается также в тесной связи народного исполнителя с окружающими его людьми. Народный мастер создает вещи, нужные, близкие и понятные тем, кто живет в таких же условиях, как и он.

Отражая коллективное мировоззрение, произведения народного искусства в то же время обязательно несут на себе отпечаток личности мастера. Не выходя из рамок традиций, мастер творчески относится к своей работе: он не создает точной копии с уже готового изделия, а хоть в чем-то видоизменяет его. Эта вариантность в работе мастера -- одна из характерных черт народных художественных промыслов.

Научить мастерству может только тот, кто сам владеет им в совершенстве. С этой точки зрения народные промыслы всегда профессиональны, так как народный мастер должен знать традиционные приемы изготовления изделий и отлично владеть ими. Так, в народном искусстве коллективное и индивидуальное начала находятся в нерасторжимом диалектическом единстве, дополняя и обогащая друг друга.

Действительно, народные художественные промыслы, признаваемые сегодня в качестве прямого наследника традиционного народного искусства, имеют с ним много общего. Правда, с точки зрения своих утилитарных и духовных задач традиционное народное искусство было явлением значительно более широким, играло в жизни общества несравненно большую роль. С другой стороны, его воздействие ограничивалось тем коллективом, в котором оно функционировало. Культуротворческое значение современных художественных промыслов давно переросло за рамки регионального масштаба.

Современные художественные промыслы -- это собственно художественные производства, в отличие от народного искусства прошлого. Уже само их название, заменившее ранее признанное -- «кустарные промыслы», характеризует их направленность на первоочередное решение художественных задач. Такое доминирование художественной функции в немалой степени является следствием развития нашей культуры, ответом на проблемы современной предметной среды. Разумеется, оно не соответствует синкретической природе традиционной культуры прошлого, отражая те большие изменения, которые произошли в нашем обществе.

В то же время художественные промыслы не являются просто одним из компонентов профессионального искусства и примыкающей к нему художественной промышленности. В них следует видеть народные художественные производства, в которых должны быть максимально закреплены, органично развиваться основные традиции народного изобразительного искусства.

«Народный художественный промысел -- одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов.»

Под изделием понимается «...художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла.»

Не стоит также забывать и об изготовителях данных изделий, так как ни в одной другой отрасли промышленности не играет такой значительной роли индивидуальный труд мастера:

«Мастер народного художественного промысла -- физическое лицо, которое изготавливает изделия определенного народного художественного промысла в соответствии с его традициями.»

В свою очередь традиции- устоявшаяся форма изготовления народного искусства передаваемая из поколение в поколение. Для того чтобы традиция устоялась, нужно определенное количество лет.

Эта новая перспективная форма производства позволяет приобщить рядовых мастеров-исполнителей к активной творческой деятельности, полнее использовать их таланты и способности, сочетать производственное тиражирование изделий с варьированием и последовательной отработкой исходного образца или орнаментального мотива, сохранить в серийном повторе проявления индивидуального исполнительного мастерства.

Художественность - это особое качество искусства, связанное с воздействием художественного образа. Художественность отличает искусство от других видов общественного сознания, форм культуры. Самым общим критерием художественности принято считать образность. Второй, более узкий, связан со степенью художественного совершенства.

Сделаем вывод, что произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. В научной литературе со второй половины 19 века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу или по технике выполнения. Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» достаточно широкое и многогранное. Это и уникальное крестьянское искусство, уходящее своими корнями в толщу веков; и его современные «последователи» -- традиционные художественные промыслы, связанные общим понятием -- народное искусство; и классика -- памятники мирового декоративного искусства, пользующиеся всеобщим признанием и сохраняющие значение высокого образца; и современное декоративно-прикладное искусство в широком диапазоне его проявлений: от малых, камерных форм до значительных, масштабных, от единичных предметов до многопредметных ансамблей, вступающих в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной средой, иными видами пластических искусств.

Касаясь истории развития декоративно-прикладного искусства, можно сказать, что оно существовало уже на ранней стадии развития человеческого общества и на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим произведениям декоративно-прикладного искусства свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. В традиционном народном творчестве эта тенденция удержалась вплоть до наших дней.

В мире существует огромное количество материалов, которые принято называть «природные». Из самого названия становиться ясно, что к природным материалам относятся все то, что обильно преподносит нам сама природа. На протяжении всей истории развития, человек стремился украсить свою жизнь, сделать красивым пространство, в котором он живет.

Еще первобытные человек, используя самые простые материалы, делал первые попытки украсить свое жилище. Художественным образом для него служила природа. Природа и по сей день является источником вдохновения и созидания. На любом этапе развития человечества природные элементы являются неотъемлемой частью декора, они лишь видоизменяются под влиянием той или иной эпохи.

Современная жизнь уводит нас от использования природных материалов, пытаясь навязать нам однотипные штампованные изделия. Но кому не хотелось бы иметь у себя дома или на работе красивую вещь ручной работы, которая может быть не просто красивым дополнением интерьера, но и полезной, функциональной вещью. Общественные здания часто страдают от недостатка организации пространства и одинаковости решений по оформлению интерьера. Большую выразительность и неповторимость придают интерьеру произведения выполненные ручным трудом, которые имеют свою неповторимую особенность и главное экологически безопасные.

Изделие: «Мудрая сова».

Задания и материалы в рабочей тетради: «Фигурки из природного материала».

Задачи урока: повторить сведения о видах природных материалов; определить свойства некоторых природных материалов по форме, прочности; познакомить со способом соединения деталей – на пластилине; учить конструировать изделие из природного материала путем соединения деталей при помощи пластилина; формировать умение анализировать изделие на основе предлагаемых критериев (использование рубрики «Вопросы юного технолога»); развивать способность к организации своей деятельности: учить планировать практическую деятельность (отбор необходимых материалов, составление плана работы), воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Предметные: различать виды природных материалов; сравнивать свойства природных материалов (форма, прочность); уметь отбирать необходимые материалы для изготовления изделия; проводить оценку результатов своей деятельности на основе вспомогательных вопросов; осмысливать значение бережного отношения к природе

Личностные : бережное отношение к окружающему миру, осмысление основных критериев оценивания своей деятельности на основе заданных в учебнике критериев и ответов на «Вопросы юного технолога» .

Регулятивные: уметь осуществлять действие по образцу, осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов; освоение способа изготовления изделия из природных материалов на основе соединения на пластилине; умение контролировать свою деятельность по результату

Познавательные: проводить анализ объекта с целью выделения существенных признаков (особенности внешности совы);

Коммуникативные: развитие способности к совместному обсуждению заявленных вопросов; выслушивать и слышать учителя, одноклассников; умение объяснять свой выбор.

Основные термины и понятия: эскиз, композиция.

Ресурсы и оборудование.

У учителя: учебник, рабочая тетрадь, природные материалы; пластилин, варианты готового изделия, фотографии, эскизы совы, материалы для проведения игры по составлению изображения совы; материалы и инструменты для изготовления изделия.

У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, клеенка, стека, салфетка, природные материалы (шишки, семена клёна, шляпки желудей, листья дуба, веточка), пластилин, горошек перца, две косточки хурмы (можно заменить пластилином).

Ход урока:

Вступительная часть (4 мин.).

Урок начинается с обсуждения темы прошлого урока. Учащиеся могут продемонстрировать изделия, которые принесли из дома, на такой выставке проходит повторение материала (свойства пластилина; приемы работы; правила работы). Так как практическая работа будет связана и с природными материалами, то здесь стоит повторить материал о видах природных материалов. Предложить рассмотреть следующие природные материалы и сравнить по некоторым свойствам (форма, прочность): шишки, семена клёна, шляпки желудей, листья дуба.

Учитель: «Сегодня на урок вы принесли различные материалы, которые собрали в парке или в лесу. Скажите, какие правила сбора вы соблюдали? Как вы думаете, а почему так важно соблюдать эти правила?». Учащиеся рассказывают, какие правила сбора природных материалов необходимо соблюдать. Также говорят о необходимости бережного отношения к природе. Деревья растут очень медленно, государство охраняет леса, и нам нужно тоже бережно к ним относиться и не портить деревья.

Учитель: «На двух последних уроках мы с вами изготовили два изделия, перед тем как приступать к работе, мы анализировали изделие и планировали нашу работу. Сегодня мы познакомимся с вопросами юного технолога, на которые мы будем отвечать перед изготовлением каждого изделия. Но сначала отгадайте загадку, кого мы сегодня будем делать.


Анализ изделия. Планирование работы. (7 мин.)

Учитель: «На стр. 22 под знаком «Работаем самостоятельно» нам предлагается выполнить изделие «Мудрая сова». Обратите внимание на знаки сложности выполнения и затраты по времени. Насколько сложным является выполнения данного изделия? (трудно, встретятся новые приемы работы). Сколько времени понадобится для изготовления данного изделия? (авторы предполагают, поделку надо доделать дома, то есть делать ее по времени достаточно долго). Посмотрим, в конце урока насколько действительно сложно выполнять данное изделие и сколько времени мы затратим на его изготовление.

Как называют сову? (мудрой). Давайте рассмотрим сову внимательно на фотографиях (рисунках), опишите ее.

Учащиеся рассматривают изображение совы на фотографиях и описывают ее.

Крупная голова, большие круглые глаза, которые окружает лицевой диск, клюв короткий, изогнутый. Оперение густое и мягкое, хвост прямоугольный, а крылья относительно крупные, округлые, окраска оперения у сов, как правило, "защитная", то есть оно сливается с окружающей средой, помогая сове оставаться незамеченной во время дневного отдыха. Перья лесных сов обычно коричневатые, при этом у видов, обитающих в хвойных лесах, отмечается сероватый оттенок, перья покрывают и лапы, когти у них у всех длинные и острые.

Учитель: «Мы будем изготавливать сову из природных материалов, давайте сделаем предположение, какие природные материалы можно использовать для изготовления совы».

Учащиеся высказывают свое мнение о том, какой вид природного материала нужно взять для изображения туловища, лап, глаз, бровей, крыльев, носа.

Также можно наглядно продемонстрировать, что же получается из тех материалов, которые предлагают учащиеся. Дети предлагают вид природного материала для туловища, учитель демонстрирует выбранный материал; далее, что выбираем для изготовления лап – появляются лапы и т.д. Для данной игры можно использовать как сами природные материалы, так и увеличенные макеты отдельных деталей, также можно использовать возможности электронных ресурсов.

После учитель демонстрирует изделие, которое предстоит выполнить на уроке.

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы юного технолога, представленные на стр. 21 учебника. Дети рассматривают изделие, а также слайды в учебнике на стр. 23 и отвечают на вопросы юного технолога. При возникновении затруднений при ответе на вопросы, учитель делает пояснения или задает наводящие вопросы. Учитель выводит учащихся на ответы, представленные в учебнике на стр. 22-23, также комментируя их.

1. Что я буду делать? (Я буду делать сову).

На этом этапе мы отвечаем на вопрос, какое изделие будем выполнять, можно дать сразу название нашей работе. Как можно назвать наше изделие? (Мудрая сова). Также здесь нам предстоит выполнять эскизы наших будущих работ. Что такое эскиз? Учащиеся предполагают, что это предварительный рисунок, набросок. В эскизе мы пробуем воссоздать то изделие, которое хотели бы выполнить.

Здесь учитель может продемонстрировать несколько вариантов эскиза совы.

2. Какие материалы и инструменты понадобятся мне для работы? (Мне понадобятся природные материалы: шишки, семена клёна, шляпки желудей, листья дуба). Из чего сделано туловище, глазки, крылышки, брови? На чем сидит сова?

Получается целая композиция. Что такое композиция? (взаимное расположение частей). То есть это произведение, в котором все компоненты (детали) связаны одной идеей. Какая у нас идея? (сова сидит в лесу на веточке).

3. Как я буду выполнять работу? Какими способами? (Детали я соединю при помощи пластилина).

Как соединены детали в данном изделии? (на пластилин). Это самый простой способ соединения – при помощи пластилина, мы скатываем небольшой шарик, прикрепляем его на деталь и прикрепляем его к другой детали (учитель демонстрирует данный прием).

4. Что сделаю сначала, что потом? (Составлю план работы или ознакомлюсь с готовым). Мы будем работать по плану, представленному в учебнике. Но при этом можно предложить учащимся самим составить план работы по изготовлению совы. При этом план работы может быть составлен из трех пунктов плана:

1) Организация рабочего места.

2) Соединение деталей при помощи пластилина.

3) Оформление изделия.

5. Для чего я буду мастерить это изделие? (Сову можно подарить другу или украсить этой поделкой свой рабочий стол).

6. Подведу итог своей работе. (Что получилось, чему следует научиться?). Учитель сообщает, что ответ на данный вопрос учащиеся дадут во время подведения итогов, когда выставят свои работы на выставку.

Изготовление изделия . (20-25 мин.)

Практическая работа проходит таким же образом, как и на предыдущем уроке, учащиеся будут сравнивать текстовый и слайдовый план, выполнять работу под руководством учителя. Во время практической работы учитель обращает внимание на качество выполняемой работы: детали прилеплять аккуратно, не брать очень много пластилина, чтобы его не было видно за деталями, сравнивать свою работу с образцом учителя.

В зависимости от возможностей класса, можно предложить учащимся выполнить изделие самостоятельно, делая акцент на некоторых операциях, которые могут вызвать затруднения. В этом случае, отвечая на вопросы юного технолога» в 4 пункте подробно рассмотреть два плана работы: тестовый и слайдовый.

1. Организую своё рабочее место. Обратим внимание на слайд №1.

Учащиеся перечисляют материалы, инструменты, приспособления, которые они видят на слайде и проверяют их наличие у себя на столах.

Учитель отмечает, что данный пункт плана совпадает с составленным учащимися.

2. Отломлю макушку большой шишки.

Учащиеся, рассматривая слайд №2, отмечают, что отломить необходимо небольшую часть.

Учитель отмечает, что данный пункт плана не был запланирован у учащихся.

Перед тем, как обратиться к следующим пунктам плана, учитель отмечает, что далее будет проходить работа по соединению деталей при помощи пластилина (такой же пункт плана как у учащихся), но описание в учебнике дается более подробное.

3. Прилеплю пластилином две маленькие шишки - получились ноги совы.

На слайде №3 показано, куда необходимо прилепить маленькие шишки, для этого понадобятся небольшие кусочки пластилина.

Учитель прикрепляет пластилин на маленькие шишки и прилепливает их к большой.

4. Сделаю глаза для совы. Для этого внутри шляпки жёлудя прикреплю пластилином горошек перца.

Посмотрим, как это действие показано на слайде №4. Учащиеся объясняют, что показано на слайде, также отмечают, что здесь также подготовлены косточки хурмы, высказывают предположения, для чего они изображены (показано, как изготовить нос).

5. Прилеплю глаза к голове совы. Из пластилина или двух косточек хурмы сделаю клюв и тоже прилеплю его к голове совы.

Посмотрите, какая симпатичная сова получается на слайде №5. Как соединить две косточки хурмы? На каком слайде это показано?

Учащиеся выполняют данное действие самостоятельно.

6. Прилеплю пластилином кленовые крылатки над глазами совы - сова нахмурила брови.

Действительно ли сова нахмурила брови? Посмотрим на слайд №6. Как прилеплены крылатки? Как еще можно прилепить? Учащиеся предлагают свои варианты, описывают, какой они видят сову.

7. Два дубовых листочка прилеплю пластилином к спине, подложив их под чешуйки шишки, - получатся крылья.

Как прилеплены листики к шишке на слайде №7? Учащиеся обращают внимание, что листика нужно прилепить на пластилин, при этом нужно подложить их под чешуйки шишки.

Итак, наша сова готова. В составленном нами плане присутствует еще один пункт – это оформление изделия. В учебнике он представлен пунктом 8.

8. Посажу сову на веточку.

Учащиеся рассматривают слайд №8.

Здесь учитель может предложить каждому учащемуся оформить свою работу индивидуально: можно посадить сову на веточку, можно украсить и веточку, долепить пластилином или прилепить листочки на веточку, как будто сова прячется. Возможен и другой вариант: сделать коллективную работу. Учитель может подготовить несколько веточек и предложить учащимся посадить на них сов, получится целое семейство (каждый ученик может оставить под своей совой листочек со своим именем или придумать имя сове).

Подведем итоги. (5 мин).

На данном этапе проходит выставка работ. Здесь учащимся предлагается ответить на последний вопрос «Вопросов юного технолога»: Подведу итог своей работе. Что получилось, чему следует научиться? Учащиеся отмечают, что научились составлять композицию из природных материалов, соединять детали при помощи пластилина.

Также оценивают свои изделия: сделано ли изделие аккуратно, или нужно еще потрудиться над изделием. Учитель может предложить учащимся выбрать самую умную сову, самую удивленную, самую добрую, самую серьезную и т.д. Учащиеся могут выбрать несколько кандидатов, но при этом объясняя свой выбор.

Учитель: «Из природного материала можно сделать еще огромное количество фигурок. Откройте рабочую тетрадь на стр. 11 «Фигурки из природного материала», кого вы узнали? (птица, петушок, дракон, ежик).

Дома можете сделать понравившуюся фигурку».

Электронное приложение к уроку состоит из 4 разделов: «Новый материал», «Проверь себя», «Видео», «Сделай сам».

Предлагаем поработать с разделом «Новый материал» в конце вступительной части данного урока. Здесь дети окажутся в лесу, услышат голоса птиц и узнают полезную информацию о сове.

Далее можно обратиться к разделу «Проверь себя». Игра «Угадай птицу по голосу» напомнит ребятам о разнообразии птиц в лесу и мотивирует на дальнейшую работу. Интересным дополнением к анализу изделия послужит вкладка «Материалы» из раздела «Сделай сам». В ней вы найдёте информацию о видах природного материала, необходимого для изготовления изделия и познакомите учеников с разнообразием шишек.

Любая поделка из природного материала – всегда откровение для того, кто создает ее. Собирать из привычных и скучных предметов что-то новое и необычное, воплощать свои идеи при помощи шишек, веточек и плодов интересной формы бывает настолько увлекательно, что к занятию подключаются и взрослые. Ребенок при этом получает массу положительных эмоций и от новой игры, и от общения с дорогими людьми.

Любая поделка из природного материала – всегда откровение для того, кто создает ее

Неоспоримая польза конструирования из природного материала своими руками забавных игрушек и красивых панно заключается в стимулировании воображения и пространственного мышления. При работе с мелкими деталями ребенок развивает моторику пальцев, что влияет и на развитие головного мозга. Но самое главное для любящих родителей – это то удовольствие, которое малыш получает в процессе создания очередной самоделки.


Природа сама предоставляет огромное количество того, что пригодится для полезной игры. Среди деталей будущей игрушки или панно из природного материала могут быть и дары осеннего леса, и морские ракушки с летних пляжей, и красивая галька, обнаруженная в песочнице. Семена и плоды культурных растений в саду или парке не должны быть обойдены вниманием: они не менее разнообразны, чем лесные сокровища.

Кроме самого природного материала могут пригодиться:

  • тонкие прочные палочки (зубочистки, шпажки, спички) для соединения деталей;
  • проволока;
  • изогнутые веточки;
  • краски и кисть;
  • пластилин;
  • картон или фанера;
  • ножницы;
  • шило.


Природа сама предоставляет огромное количество того, что пригодится для полезной игры

Если для создания композиции нужны осенние листья, то их лучше всего предварительно засушить. Иначе они деформируются, и картина из природного материала потеряет всю свою декоративность. Для высушивания листочки помещают между слоями газетной бумаги, накрывают ровной дощечкой и прижимают небольшим грузом. Через несколько дней листья полностью высохнут, оставаясь такими же красочными и ровными, как и в свежем состоянии.

Галерея: поделки из природного материала (25 фото)
































Аппликации с малышом (видео)

Забавные игрушки для детей

Сувениры из природного материала может легко создавать ребенок и дошкольного, и младшего школьного возраста. Взрослые должны лишь показать, как скрепить части поделки. Для жестких соединений лучше использовать короткие заостренные палочки, а подвижные и изогнутые шеи, хвосты и конечности можно сделать из толстой медной проволоки.

Основной мотив игрушек из природного материала – животные. Они могут быть похожи на настоящих зверей либо принимать облик антропоморфных мультгероев. Какие-то изделия способны послужить даже елочными украшениями, если их подвесить на ленту или нить.


Крупные и выразительные сувениры можно сделать из еловых и сосновых шишек:

  1. Поделка «Белка на сосне» собирается из 3 шишек разного размера. Самая большая, еловая, потребуется для пышного хвоста. Очень хорошо, если она будет немного изогнута. Требуется проколоть палочкой основание этой детали и прикрепить ее к основанию шишки поменьше, которая послужит туловищем зверька. Голову можно сделать из маленькой сосновой или лиственничной шишки, из желудя округлой формы. Эту деталь нужно прикрепить при посредстве заостренной палочки к верхнему концу туловища. Для прочности можно подклеить детали. Для ушей животного хорошо подойдут кленовые крылатки или семена ясеня. Их нужно плотно вставить между чешуйками шишки или вогнать в проколотые отверстия в желуде. Лапки вырезать из фетра, сделать из проволоки или кривых веточек. Для глаз использовать блестящие семена лесного пиона, косточки вишни или подобные материалы. Подобрать сосновое полено с торчащим сучком и прикрепить к нему небольшую сосновую ветку. Посадить белочку на сучок и декорировать поделку шишками, осенними листьями или искусственным снегом.
  2. Черепаху изготовить еще проще: потребуется 1 большая раскрытая сосновая шишка и желудь для головы. У шишки нужно удалить верхнюю часть, чтобы осталось полукруглое основание. Кривую веточку или кусок проволоки воткнуть в шишку, а на другом конце закрепить желудь. Лапки морской черепахи прекрасно имитируют кленовые крылатки.
  3. Золотая рыбка из округлой шишки может украсить собой новогоднюю елочку. К шишке достаточно приклеить крупные глаза из бусин или шляпок желудей, а для вуалевого хвоста и плавников использовать птичьи перья, окрасив их в золотой цвет.

Интересные поделки из шишек могут быть весьма разнообразны. Для их изготовления требуется от 1 до нескольких деталей разного размера и всевозможные сопутствующие элементы: семена, перья, хвоя.



Сувениры из природного материала может легко создавать ребенок и дошкольного, и младшего школьного возраста

Как делают насекомых на палочках?

Осенние поделки своими руками – это и простые, но удивительные по разнообразию насекомые на палочках. Их можно принести в детский сад или школу, подарить друзьям или любимому педагогу. Изготовление их занимает совсем немного времени, но они очень изящны и сами по себе, и в композиции с букетом из листьев.


Будут нужны длинные тонкие шпажки для шашлыка и высохшие крупные семена и плоды интересной формы. Двойную крылатку клена приклеить к палочке в месте соединения 2 семян. Нарисовать глаза и окрасить «крылышки» при помощи цветного лака для ногтей.

Из рогатых и колючих семян череды, репейника, лютика можно сделать очаровательных жуков, паучков и бабочек. К ним придется подклеить ножки или крылья. Из коробочек чернушки, мака, львиного зева можно создать и красивые цветы, надевая их на палочку и дополняя лепестками из крылаток липы, клена, ясеня или оболочек физалиса и мелких листьев.

Осенняя поделка из природного материала (видео)

Как сделать панно из природного материала?

Распространенный тип поделки из природного материала для начальной школы и старших групп детского сада – картины из различных элементов натурального происхождения. Объемный пейзаж, различные букетные осенние композиции из природных материалов своими руками можно выполнить и на жестком основании из картона, и в виде топиария или венка. Для соединения частей в этом случае чаще используют клей.

Композиция из ракушек на морскую тематику сможет напомнить о безмятежных днях летнего отдыха у моря. В качестве основы подойдет плотный картон. Чтобы смастерить панно с корабликом, нужна 1 крупная раковина рапана для его корпуса и множество плоских створок разного размера.


Для прочного соединения неровной раковины с основой может потребоваться пластилин или тонкая проволока. Тщательно рассмотрев рапана, можно убедиться, что он напоминает выпуклый борт морского судна. Прикреплять его нужно отверстием к основанию. Из створок покрупнее можно сделать нижние паруса, размещая ракушки прямо над корпусом. Продвигаясь вверх, следует выбирать створки меньшего размера. Когда кораблик будет готов, нужно нарисовать гуашью волны вокруг него, покрасить в голубой цвет небо. Вместо краски можно использовать подкрашенную манку: на смазанный клеем картон она ложится неравномерно, с успехом имитируя волны.

После высыхания краски можно продолжить декорирование панно: сделать украшения в виде лежащих на дне жемчужин и морских звезд, водорослей из скрученных травинок, морских черепах из скорлупы грецкого ореха. Пределов фантазии здесь уже быть не должно. Настоящему художнику сам материал подсказывает идеи.


Осенние картины из семян и листьев

У учеников 1 класса и воспитанников подготовительной группы есть традиция: отмечать начало учебного года утренником и созданием конкурсных поделок и панно из природных материалов на тему «Осень». Картины можно сделать на основе из картона, окрашенного в оттенки желтой гаммы. Декорировать основу можно и с помощью мешковины или сизаля.

Цветы для таких композиций часто собирают из различных семян: зернышек тыквы, подсолнечника, кукурузы. Можно сделать плоскостные картины, просто приклеивая по несколько семян вокруг центрального элемента. Чередуя в произвольном порядке крупные и мелкие венчики, легко создать букет на свой вкус.

Очень красивы объемные цветы. Они могут делаться из тех же семян, но приклеенных к основе за острый конец. Для крепления лучше использовать пластилин: скатать шарик и плотно прижать к основе. В мягкий материал очень легко воткнуть семена или перья. Пышные розы можно сделать из створок раковин, располагая их в таком порядке:

  • прикрепить 2 створки рядом, немного разомкнув их;
  • приклеить 1 ракушку перпендикулярно зазору между створками;
  • установить еще 2-3 штуки вокруг начальных элементов, смещая их так, чтобы эти створки перекрывали соединения предыдущих.

Увеличивая число рядов лепестков, нужно подбирать ракушки большего размера. Дополнить букет можно яркими листьями, которыми так богата осень, окрашенными семенами липы, сделать вазу или корзину из желудей или цветной фасоли.

Для создания декоративного венка «Осень» потребуется немного тонких веток (березовых, например) или соломы. Собрав материал в пучок, заплетя в косу или просто перекрутив несколько раз, нужно фиксировать его тонкой проволокой и соединить концы. Полученное кольцо послужит основанием композиции.

Декорировать венок можно сухоцветами и листьями, плодами физалиса, декоративными тыквами подходящего размера, шишками хмеля. Богатство материала, которым одаривает художника сама осень, поможет сделать красочный сувенир к ее празднику. Важно не ограничивать полет своей фантазии.


Топиарии из семян

Поделки из природного материала для детей младшего школьного возраста на тему «Золотая осень» могут быть выполнены и в виде объемного деревца, укрепленного на основании. Часто для этого используют небольшой горшок или стакан. Ствол из прямой или изогнутой ветки можно закрепить, наполнив основание пластилином. На верхний конец надеть шар, скатанный из газетной бумаги.

Декорировать нужно все части. Основание можно оклеить разноцветными семенами (фасоль, соя, горох и бобы). На стволе могут распуститься яркие осенние листья, его допустимо обвить гибкими стеблями хмеля или вьюна или декорировать на свой вкус.

Самое красочное – крона топиария. Цветы из семян, окрашенные коробочки мака, желуди, орехи, шишки дадут возможность выразить свое видение осени как поры изобилия. Дополнить декор можно различной лесной растительностью: сухими створками коробочек марьина корня, трутовиками необычной формы (в виде розы, например), листьями папоротника, мхом, яркими ягодами шиповника. Отнести такую поделку в садик будет очень приятно и ребенку, и маме.

При конструировании малыш иногда не может справиться с материалом. Важно, чтобы он не оставался один в процессе занятия: вовремя оказав помощь, взрослые способны поддержать его интерес к увлекательной игре.

Поговорим о секретах...

Испытывали ли Вы когда-нибудь боли в суставах? И Вы не понаслышке знаете, что такое:

  • невозможность передвигаться комфортно и легко;
  • боль во время или после физических упражнений;
  • дискомфорт при подъемах и спусках по лестнице;
  • воспаление в области суставов, припухлости;
  • неприятный хруст, щелканье не по собственному желанию;
  • беспричинные и невыносимые ноющие боли в суставах...

Просим ответить на вопрос: вас это устраивает? Разве такую боль можно терпеть? Сколько денег Вы уже "слили" на неэффективное лечение? Пора заканчивать с этим! Согласны? Сегодня мы публикуем эксклюзивное интервью с профессором Дикулем , в котором доктор раскрыл секреты избавления от болей в суставах, лечения артритов и артрозов.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Ключевым фактором, определяющим пожарную опасность строительных материалов, является сырье , из которого они изготовлены. В этой зависимости их можно разделить на три большие группы: неорганические , органические и смешанные . Рассмотрим подробнее свойства каждой из них. Начнем с минеральных материалов, которые принадлежат к группе неорганических и, наравне с металлическими конструкциями, служат для создания жесткого каркаса – основы современных зданий.

Наиболее часто встречающиеся минеральные строительные материалы – это природный камень, бетон, кирпич, керамика, асбоцемент, стекло и т.д. Они относятся к негорючим (НГ), но даже при небольшом добавлении полимерных или органических веществ – не более 5–10% от массы – их свойства меняются. Увеличивается пожарная опасность, и из НГ они переходят в категорию трудносгораемых.

В последние годы широкое распространение получила продукция на основе полимеров , принадлежащая к неорганическим материалам и являющаяся горючей . При этом от объема и химического строения полимера зависит принадлежность конкретного материала к группе горючести. Выделяют два основных типа полимерных соединений. Это реактопласты, образующие при нагревании коксовый слой, который состоит из негорючих веществ и защищает материал от воздействия высоких температур, препятствуя горению. Другой тип – это термопласты (плавятся без создания теплозащитного слоя).

Вне зависимости от типа, полимерные строительные материалы нельзя перевести в разряд негорючих, но возможно снизить их пожарную опасность. Для этого применяются антипирены – различные вещества, которые способствуют повышению огнестойкости. Антипирены для полимерных материалов можно разделить на три большие группы.

В первую входят вещества, осуществляющие химическое взаимодействие с полимером . Эти антипирены применяются преимущественно для реактопластов , без ухудшения их физико-химических свойств. Вторая группа антипиренов – интумесцентные добавки – под воздействием пламени образует на поверхности материала вспененный ячеистый коксовый слой, препятствующий горению. И, наконец, третья группа – это вещества, которые механически смешиваются с полимером. Их используют для снижения горючести как термопластов, так реактопластов и эластомеров.

Из всех органических материалов наибольшее распространение при строительстве современных зданий получила древесина и изделия из нее – древесно-стружечные плиты (ДСП), древесно-волокнистые плиты (ДВП), фанера и т.д. Все органические материалы относятся к группе горючих, а их пожарная опасность повышается при добавлении различных полимеров. Например, лакокрасочные материалы не только повышают горючесть, но и способствуют более быстрому распространению пламени по поверхности, увеличивают дымообразование и токсичность. В этом случае к СО (угарному газу) – основному продукту горения органических материалов – добавляются и другие токсичные вещества.

Для снижения пожарной опасности органических строительных материалов, как и в случае с полимерными веществами, их обрабатывают антипиренами . Нанесенные на поверхность, под воздействием высоких температур антипирены могут превращаться в пену или выделять негорючий газ. В обоих случаях они затрудняют доступ кислорода, препятствуя возгоранию древесины и распространению пламени. Эффективными антипиренами являются вещества, содержащие диаммоний фосфат , а также смесь фосфорнокислого натрия с сульфатом аммония.

Что касается смешанных материалов , они состоят из органического и неорганического сырья. Как правило, строительная продукция данного типа не выделяется в отдельную категорию, а относится к одной из предыдущих групп, в зависимости от того, какое сырье преобладает. К примеру, фибролит , состоящий из древесных волокон и цемента, считается органическим, а битум – неорганическим. Чаще всего смешанный тип относится к группе горючих продуктов.

Повышенные требования к пожарной безопасности крупных торгово-развлекательных и офисных центров, а также высотных зданий диктуют необходимость разработки комплекса противопожарных мероприятий. Одним из наиболее важных является преимущественное использование негорючих и слабогорючих строительных материалов. В особенности это касается несущих и ограждающих конструкций здания, кровли, а также материалов для отделки путей эвакуации.

Согласно классификации НПБ 244-97, обязательной сертификации в области пожарной безопасности подлежат отделочные, облицовочные, кровельные, гидроизоляционные и теплоизоляционные материалы, а также напольные покрытия. Рассмотрим данные категории на предмет пожарной опасности.