Знаменитые хлеборобы кубани. Занятие "труженики кубани - хлеборобы". Кирилл Васильевич Россинский

на кубани героям часто называют хлеборобов.Почему

Ответы:

ОССИЯ СЛАВИТ КУБАНСКИХ ХЛЕБОРОБОВ! Главный праздник кубанских хлеборобов - День урожая - прошел в субботу на Краснодарском ипподроме. 10 процентов кубанского зерна в российском каравае. И все, кто растил чудо-пшеницу, урожай-богатырь нынешнего года, приехали на праздник. Механизаторы, водители, агрономы, защитники растений, главы хозяйств и районов, начальники районных управлений сельского хозяйства и районные агрослужбы - всем сегодня честь и хвала. Гостей встречала веселая ярмарка. Не только хлебом славится Кубань: каждый район, лучшие хозяйства привезли на площадь перед ипподромом овощи, виноград, фрукты, соки и вина, лучшие минеральные воды, изделия из л"озы и продукцию краснодарских швейников, обувщиков, кожевенников, виноделов, переработчиков. А гости из других регионов смогли убедиться, что умеют на Кубани и работать, и веселиться - песню спеть, в седле держаться: украшением праздника года для хлеборобов были выступление Кубанского казачьего хора, скачки, выступления спортсменов-парашютистов. Словом, не только торжественным, но и веселым, задорным, добрым был этот субботний день - венец года, итог жатвы. Победителям - почет и награды, а гостям - веселье через край. И вот - торжественная часть. На сцену приглашаются глава администрации края А.Н.Ткачев, председатель ЗСК В.А.Бекетов, глава администрации Краснодара Н.В.Приз, почетные гости кубанского праздника: представитель президента в ЮФО В.Г.Казанцев, заместитель председателя правительства, министр сельского хозяйства А.В.Гордеев, лидер аграрной фракции в Госдуме Н.М.Харитонов, министр юстиции РФ Ю.М.Чайка, председатель Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму П.А. Рожков. Не было, к сожалению, на празднике одного из творцов нынешнего рекордного урожая - Николая Игнатовича Кондратенко. Именно он, будучи губернаторомгкрая, вместе со своими сподвижниками из прежнего состава краевой администрации и земледельцами края закладывал прошлой осенью фундамент хлебного урожая. Неоднократно в течение праздника звучали слова благодарности в его адрес. И всякий раз трибуны откликались на них долгими аплодисментами... Первый заместитель главы администрации края А.С.Фонтанецкий рапортует главе администрации и председателю Законодательного собрания края о завершении жатвы 2001 года: - Жатва зерновых колосовых и зернобобовых культур на Кубани окончена.

Михаил Иванович Клепиков

(27.04.1927, Ставрополье – 26.03.1999, Усть-Лабинск)

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, депутат Верховного Совета СССР, заслуженный механизатор России, зачинатель всекубанского соревнования за высокую культуру земледелия
Все мы слышали крылатую фразу: «Кубань – житница России». Но высокие урожаи зависят не только от плодородия почвы, а и от людей, которые трудятся на земле.
Таким человеком был Михаил Иванович Клепиков. За доблестный труд на кубанских полях его уважали и ценили соотечественники, а зарубежные фермеры называли «свекловичным королем».
В 1943 году, сразу после освобождения Кубани от немецко-фашистских захватчиков, Михаил Клепиков, пятнадцатилетний подросток, впервые сел на трактор. В 19 лет он уже был бригадиром в колхозе «Кубань» Усть-Лабинского района. Его почин под девизом «Земля соседа – не чужая земля» был подхвачен всей страной.
Бригада Клепикова накопила громадный опыт, которым щедро делилась с хлеборобами всего мира. Применяя новые технологии, Клепиков получал рекордные урожаи пшеницы, кукурузы, гороха, подсолнечника, свеклы.
Труд, самозабвенный и неустанный, на благо Кубани снискал ему заслуженное признание. Главным делом жизни Михаила Ивановича Клепикова была забота о земле, бережное отношение к ней.
До конца дней Михаил Иванович оставался верным своему призванию.



Клепиков Михаил Иванович – бригадир комплексной бригады колхоза «Кубань» Усть-Лабинского района Краснодарского края.

Родился 27 апреля 1927 года в селе Тугучук ныне Шпаковского района Ставропольского края в крестьянской семье. Русский. Член КПСС с 1956 года. В 1942 году окончил семь классов средней школы, в 1946 году – школу механизации сельского хозяйства.

Рано начал трудовую жизнь. В 1942 году, перед приходом фашистов, со своими сверстниками, рискуя жизнью, угнал пять тракторов-колёсников, спрятав их в лесополосе. Сразу после освобождения, пятнадцатилетний подросток отремонтировал свой «универсал» и сам сел за рычаги. Стал работать трактористом. В 1943-1945 и 1946-1958 годах тракторист, помощник бригадира, бригадир тракторной бригады Усть-Лабинской МТС (Краснодарский край).

В 1958-1960 годах механик бригады, с 1960 года бригадир 4-й комплексной бригады ордена Ленина колхоза «Кубань» (ныне – ОАО «Племзавод «Кубань») Усть-Лабинского района Краснодарского края. Бессменно трудится на этой должности до выхода на пенсию. Под его руководством бригада добилась наиболее высоких урожаев.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1965 года за успехи, достигнутые в повышении урожайности, увеличении производства и заготовок сахарной свёклы, Клепикову Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медалью «Серп и Молот».

В 1971 году окончил Славянский сельскохозяйственный техникум. В 1970-е годы 4-я комплексная бригада М.И.Клепикова выступила с начинанием развернуть социалистическое соревнование под девизом «От коллектива высокой культуры земледелия – к бригадам, фермам, хозяйствам отличного качества сельскохозяйственной продукции». Бригада М.И.Клепикова стала настоящей академией в поле.

Применяя новые технологии, М.И.Клепиков получал рекордные урожаи пшеницы, кукурузы, гороха, подсолнечника и свёклы. В 11-й пятилетке на участках, закреплённых за бригадой М.И.Клепикова, урожай пшеницы в среднем составил свыше 52 центнеров с гектара, ячменя – около 63 центнеров, сахарной свёклы – 457, кукурузы – 74, подсолнечника – 30 центнеров.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 июня 1986 года за выдающиеся успехи, достигнутые в развитии сельского хозяйства, досрочное выполнение планов 11-й пятилетки по производству продуктов растениеводства и животноводства, большой личный вклад в выращивание высоких урожаев, награждён орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».

В первый год 12-й пятилетки урожай зерновых на полях 4-й бригады вновь был рекордным: в среднем составил около 62 центнеров, в том числе пшеницы – 65,6 центнера. Бригада М.И.Клепикова накопила громадный опыт, которым щедро делилась с хлеборобами всего мира. Лозунг «земля соседа – не чужая земля» стал всесоюзным почином.

Достигнув пенсионного возраста, продолжал трудиться в родной бригаде до 1998 года. Оставался бригадиром-наставником, передавал свой богатый опыт молодому поколению кубанских земледельцев.

Член Центрального Комитета КПСС в 1971-1990 годах, депутат Верховного Совета СССР 7-11-го созывов (в 1966-1989 годах), народный депутат СССР в 1989-1991 годах, депутат Краснодарского краевого Совета народных депутатов, член Краснодарского крайкома КПСС, делегат XXIII-XXVII съездов КПСС.

Жил в городе Усть-Лабинск Краснодарского края. Скончался 23 марта 1999 года. Похоронен на Новом кладбище в Усть-Лабинске.

Награждён 4 орденами Ленина (31.12.1965; 8.04.1971; 7.12.1973; 5.06.1986), орденами Октябрьской Революции (13.03.1981), Трудового Красного Знамени (31.10.1957), медалями, в том числе «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Заслуженный механизатор РСФСР (1969). Лауреат Государственной премии СССР (1975). Награждён пятью золотыми, четырьмя серебряными и пятью бронзовыми медалями ВДНХ СССР.

В городе Краснодар, на территории Кубанского государственного аграрного университета в 2002 году установлен памятник-бюст знатному хлеборобу. В Усть-Лабинске его именем названа улица и установлен его бюст.

Сочинение:
Земля в долгу не останется. М., 1976.

НОД : Тема: Знакомство с трудом хлеборобов на Кубани.

Цель:

Формировать у детей конкретные представления, откуда берётся хлеб, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас.

Расширять и углублять знания детей о труде хлеборобов Кубани.

Расширять знания о сельскохозяйственной технике.

Задачи:

Поддерживать естественный интерес и любознательность детей, речевые навыки, память, воображение, мышление, познавательный интерес к окружающему миру,

Словарная работа:

Обогащение словаря: хлеборобы, злаки.

Активизация словаря: зёрна пшеницы и ржи, яровые, хлеборобы, тракторист, комбайнер, элеватор, хлебозавод.

Воспитывать бережное отношение к хлебу, любовь к родной земле, уважение к людям, работающим на земле и выращивающим хлеб.

ХОД НОД

Дети заходят и встают полукругом.

Сегодня к нам в детский сад пришло письмо. Хотите узнать, что в нем написано?

«Я – колосок. В родном поле наливался. В теплых дождиках купался. Золотистый и душистый получился из меня хлебушек. В нем здоровье ваше, сила. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. И вы, ребята, берегите хлеб. Ведь хлеб – наше богатство. И чтобы он попал на ваш стол, потрудилось много людей»

Кто же прислал нам это письмо?

О чем он рассказал нам в своем письме?

– Ребят вы знаете, откуда берётся хлеб, который мы каждый день покупаем в магазине?

Вы хотите узнать, кат трудятся люди, которые его выращивают.?

– Все мы каждый день едим белый и чёрный хлеб, многие любят сушки, печенья, различные пирожные. Кто знает, из чего всё это делают? (Из муки.)

А что такое мука, из чего её получают? (Предположения детей.)

Дети подходят к столам с подносами на которых лежит зерно.

– Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат у вас на подносах, на столах. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зерна, трогают их руками.) Посмотрите, все ли зёрна одинаковые? (Ответы детей.)

На одном подносе лежат зерна пшеницы, а на другом – зёрна ржи. Зёрна пшеницы круглые, а ржи – длинные. Рожь и пшеница – злаки, они растут в поле, из их зёрен делают муку, а из муки выпекают хлеб.

– А как выглядят эти растения? (Ответы детей)

Я вам принесла эти растения. (Воспитатель показывает колоски ржи и пшеницы.) Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим. Они, как и зерна, тоже разные.

– Что вы можете сказать вот об этом колоске? (Показывает колосок ржи.) Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи длинные. И колосок длинный.

– А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он? (Короче и толще, а усики у него короче и зернышки круглее.)

– Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай.

Как вы думаете,кто этим занимается? (хлеборобы.)

Когда казаки заселили кубанские земли, они начали выращивать на них хлеб. Земли у нас плодородные, просторы широкие. Урожаи зерновых были богатые. Хватало и для своих нужд и на продажу.

Много профессий на земле, но сегодня мы поговорим о самой важной и самой почётной профессии хлебороба.

Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.

Вот именно долго и упорно.

Давайте ребята посмотрим на наш экран.

(Показ презентации труд хлебороба в наши дни)

дети садятся на стулья В какое время года много дел у хлебороба?

слайд .1 ремонт техники.

Начнём с зимы. Какую работу выполняет хлебороб зимой? Ремонтирует свой трактор, меняет изношенные детали, смазывает, очищает трактор от грязи и пыли. Трактору предстоит большая работа. Ремонт трактора производится в мастерской. В этом ему помогают инженеры, слесари, сварщики.

слайд .2 снегозадержание

Зимой хлеборобы проводят снегозадержание, чтобы в поле в почве сохранялось много влаги.

слайд .3 агроном

Но вот наступает весна, начало трудной, напряжённой работы. Солнце жарко сушит землю, нужно скорее начинать сев, но прежде чем зёрна упадут в землю, хлебороб должен забороновать, чтобы земля была ровной и мягкой.

Прежде чем засеять поле, землю должен проверить агроном. Агроном, как и все, кто работает в поле, отвечает за хороший урожай. (показ). Он проверяет, достаточно ли в земле влаги для семян, прогрело ли её солнышко. Агроном проверяет и семена на всхожесть. Семена быстро прорастут, если земля будет влажной и тёплой.

слайд .4. (На поле трактор с бороной, вокруг распаханная земля.)

– Что нужно чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю.)

Чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить? (Техника.) в наши дни хлеб выращивать помогают десятки умных и сильных машин.

Что это за техника такая? Это трактор. Кто работает на тракторе? (Тракторист.)

- Всегда ли была такая техника?

Как же раньше пахали землю?

Слайд. 5 хлебопашец.

В старину пахарь делал это при помощи лошади и деревянного плуга. Запряжет казак в плуг или соху лошадь и вспашет полоску земли.

слайд . 6 сеялки и сеятель.

Зерна пшеницы и ржи в старину сеяли вручную. Очень непросто распределять семена равномерно, разбрасывая их руками.

– В наши дни на распаханное поле выходят другие машины – сеялки.

Они сеют зерна в землю.

Слайд 6 колосящееся поле пшеницы

Поле засеяно. Хлебороб выполняет новую работу – подкормка маленьких всходов удобрениями, чтобы были они крепкими, сильными. И опять трактора от темна, до темна, гудят в поле. Все думы хлебороба о будущем урожае. Огорчён он, если долго нет дождя. Но здесь на помощь приходят машины, дождевальные установки. Насос качает воду из речки, она по трубам идёт на плантацию. Приходит время, и наши маленькие зёрнышки благодаря заботливому уходу хлеборобов растут, начинают колоситься, цвести. Спелые колосья сгибаются под тяжестью зёрен. От ветра рожь, пшеница волнуется, как море.

Физкультминутка. «Колосок растёт» Предложить детям встать.

Ребята, давайте немного отдохнем:

Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас, в маленькие зёрнышки и сажаю в землю. (Дети садятся на корточки)

Весеннее солнышко пригрело землю, дождик поливал. Зёрнышки росли, росли и стали колосками. (Дети медленно поднимаются и тянут руки вверх)

Колоски тянутся к солнышку. (Дети напрягают руки)

Сильно припекло солнце, завяли наши колоски. (Дети расслабляются, роняют голову, опускают руки, плечи, туловище опускается на пол.)

Но вот полил дождь, ожили колоски, снова тянуться к солнцу. Подул ветерок, наклонились колосья вправо, влево, вперёд, назад. Как волны в море. (Дети выполняют плавные наклоны)

Созрели колосья, готовы к жатве! (Руки плавно разводят в стороны)

Дети садятся.

Всё лето созревают зёрна в колосках. Но вот зёрна созрели.

Слайд 7- 8 уборка урожая в старину и наши дни.

И опять наступает трудное время у людей, профессия которых – хлебороб. Не зря в пословице говорится: «Летний день – год кормит»

Уборка выращенного урожая трудное, ответственное и в тоже время – радостное событие в работе хлебороба. Нужно очень торопиться. Вдруг, погожие дни сменяться дождливыми и зерно осыплется и пропадёт. Радостный, потому что они собирают урожай, который так заботливо растили, так долго ждали, они рады, что их тяжёлый труд нужен людям.

В былые времена на уборку урожая выходили семьями. Мужчины косили зерновые косами, а женщины жали их при помощи вот таких серпов. Собирали сжатый хлеб в снопы, где он просушивался, а затем обмолачивали зерно цепами.

В наши дни хлеборобам помогает вот такая чудо-техника

На поле выходят комбайны. От их успешного труда, от старания хлеборобов зависит, как будут убраны поля. Чтобы скосить хлебные нивы - нужны комбайны. Комбайн – замечательная машина, которая выполняет несколько работ, ею надо только умело управлять. Комбайн и жнёт (срезает) колос и собирает их, очищает и ссыпает чистое зерно в грузовые машины «Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт» – есть такая загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? (Комбайнер)

Что же делает комбайн? (Предположения детей.)

Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины.

слайд 9 – работа на току

От комбайнов на грузовых машинах зерно увозят на ток. Там его очищают, сортируют и отвозят в зернохранилище.

Слайд 10 зернохранилище. Мельница

Собранное на поле зерно отвозят на элеватор. Элеватор – это зернохранилище для очистки и сушки зерна.

После того как на элеваторе зерно очистят и просушат, зерно везут на мельницу.. Там их растирают – перемалывают.. Получается мука. А работает на мельницы (Мукомол)

Слайд 11 хлебозавод

Куда же потом везут муку? (На хлебозаводы.) Там из муки делают тесто и выпекают хлеб, печет хлеб (Пекарь )

слайд 12 –хлебобулочные изделия

Мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из пшеничной муки? (Белый хлеб, булки, печенья, баранки.). А вот из ржаной муки пекут чёрный хлеб.

– Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Очень большой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол, хлеборобы трудятся день и ночь, чтобы у нас всегда был свежий душистый хлеб. За добросовестный труд хлеборобов награждают орденами, их труд самый уважаемый.

В наши дни кубанские хлеборобы трудятся с помощью такой замечательной техники.

Игра с мячом «”Откуда хлеб пришел»

(Воспитатель бросает мяч ребёнку и задает вопрос, ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу)

Цель: упражнять в названии сельскохозяйственных профессий, работать над словообразованием.

Человек работает на тракторе – ТРАКТОРИСТ.

Человек работает на комбайне – КОМБАЙНЕР.

Человек выращивает хлеб – ХЛЕБОРОБ.

Что делают в пекарне? (пекут хлеб);

Хлеб пекут из чего? (из муки);

Из чего получают муку? (из зерна);

Откуда зерно? (из колоса пшеницы);

Откуда пшеница? (выросла в поле);

Кто её посеял? (хлеборобы);

Как называется специальная машина, которая сеет зерно? (сеялка);

Как называется здание, где хранят зерно? (элеватор).

Как называется круглый хлеб? (каравай)

НАША ВСЕМИ ЛЮБИМАЯ ИГРА КАРАВАЙ.Мы поздравляем наших ребят в день рождения

Воспитатель:

Хлеб нужен каждому человеку каждый день, всегда помните о том, как тяжело его вырастить, берегите хлеб.

На подносе в хлебницы лежат маленькие кусочки черного и белого хлеба, Воспитатель

предлагает детям съесть по кусочку хлеба.

Наталья Ляхненко
«Кубанские хлеборобы». Целевая экскурсия в детскую библиотеку (подготовительная группа)

Целевая экскурсия в детскую библиотеку

на тему : «Кубанские хлеборобы »

Подготовительная группа

Программное содержание :

Обогатить представление детей о том, как выращивать хлеб на Кубани ;

Познакомить с орудиями труда казаков в стародавние времена;

Воспитывать бережное отношение к труду взрослых, к хлебу ;

Уточнить представление детей о труде хлеборобов .

Воспитывать чувство уважения к нашим предкам;

Гордость за свою малую Родину.

Развивать интерес к труженикам сельского хозяйства, умение думать, делать выводы, умозаключения.

Материалы к занятию : картинки по теме; маски с изображением зерновых культур (пшеница, ячмень, рожь, овес) .

Предварительная работа :

- Занятие : Познание (ФЦКМ) на тему : «Хлебные поля , - гордость Кубани » ;

Рассматривание иллюстраций «орудие труда» ;

Дидактическая игра «Для чего, кому что нужно» .

Словарная работа : буханка, соха, борона, амбары, сноп.

Ход занятия:

Дети заходят в библиотеку и танцуют «Кубанскую плясовую » , а затем встают полукругом, вперед выходит девочка, в руках у нее каравай, читает стихотворение :

Здравствуй наша Кубань ,

Благодатный край,

Хлебом да солью , светлой любовью

Гостей встречай! (дарит каравай работникам библиотеки ) .

Воспитатель : Дети как называется край, в котором мы живем?

Дети : Краснодарский.

Воспитатель : Столица Краснодарского края?

Дети : Город Краснодар.

Воспитатель : Как еще можно назвать Краснодарский край?

Дети : Кубань .

Воспитатель : Мы сейчас споем песни, которые называется «Ой, да Кубань » и «О Петровской хочу рассказать»

Ребенок читает стих :

Золотистый колосок,

Кто расти тебе помог?

Теплый ветер,

Майский гром,

Солнце в небе голубом,

А еще людские руки,

Что в труде не знали скуки.

Мне не стать без них таким :

Сильным, рослым, золотым.

Воспитатель : Дети о чем это стихотворение?

Дети : О пшенице.

Библиотекарь : Краснодарский край- это житница нашей Родины. Вы знаете, что хлеб является одним из самых удивительных продуктов. Мы порой забываем об истинной цене хлеба , о том, что сравнительно недорогие булки вобрали в себя большой труд не одного человека, а труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы вырастить, собрать, обмолоть, смолоть и, наконец, выпечь хлеб .

Дети, как называют людей, которые выращивают хлеб ?

Дети : Хлеборобы .

Библиотекарь : День и ночь- и в палящий зной, и в дождь идет битва за урожай. Истинные хлеборобы в постоянной тревоге за него.

Ребенок читает стих :

Горячи в работе хлеборобы ,

Выучка Кубанская видна :

Золотом зерна высокой пробы

Нивы труд оплатят их сполна.

Библиотекарь : Ребята, я хочу вам рассказать, как выращивали хлеб в стародавние времена : выращивали казаки хлеб сами , называли хлеб – буханка . При помощи сохи, казаки поохали землю, помогала казаку лошадь. Она всегда была с ним рядом и в труде, и в бою. (показать иллюстрацию) При помощи бороны боронили землю, а затем сеяли хлеб , использовали для этого лукошко, в него насыпали отборные зерна, а затем рассыпали по полю и опять боронили землю, как бы присыпая зерна землей (иллюстрация) . Когда хлеб поспевал , созревал, его косили косой, собирали маленькие снопы и ставили в большой сноп. Затем цепями выбивали зерна из колосьев (иллюстрация, зерна высушивали и ссыпали в амбары.

На мельнице мололи зерна в муку (иллюстрация) и затем выпекали буханку хлеба . Это был самый вкусный хлеб , потому что он был пропитан потом казаков. Таким был труд казаков, потому казаки придумали пословицу : «Труд казака кормит, а лень портит.»

Ребята,а хотите поиграть? А заодно я увижу, знаете ли вы, как растет хлеб .

Физкультминутка :

Посадили мы зерно

Что же выйдет из него?

Дождик землю поливает,

Солнце нежно пригревает

Подрастает зернышко-

Потянулось к солнышку.

С ветерком оно играет,

Ветерок его качает,

К земле низко прижимает-

Вот весело играет!

Потянулся наш росток,

Превратился в колосок.

Библиотекарь : Ребята, а в наше время какие машины помогают собирать урожай? (ответы детей) .

Библиотекарь : Он идет- волну сечет,

Из трубы зерно течет. (комбайн) (показ иллюстрации)

Библиотекарь : А кто управляет комбайном? Правильно, это комбайнер. Зерно с полей убрали и везут его на элеватор, там его сушат и хранят.

На просторе, в море хлеба

Замок с башнями до неба.

Замок с башнями до неба

Сохранит все море хлеба .

Воспитатель : Наши дети знают много пословиц и поговорок о хлебе .

1. Земля- матушка, а хлеб- батюшка .

2. Труд и хлеб всему голова .

3. Без золота проживем, а без хлеба- нет .

4. Кто надеется на небо- тот сидит без хлеба .

5. Не тот хлеб , что в полях, а тот,что в закромах.

6. Кто поохать лениться, у того и хлеб не родится .

7. С хлебом русским человек- богатырь из века в век.

8. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Библиотекарь : Молодцы, много пословиц и поговорок знаете, а сейчас отгадайте загадки :

В холодных районах я созреваю,

Кашей перловой всех угощаю.

Догадаться вам не лень, золотистый я (дети- ячмень)

Черный хлебушек хорош !

Нам его заменит (дети- рожь)

Чтобы караваем мы могли гордиться, в поле собираем? (дети- колоски пшеницы) .

Библиотекарь проводит с детьми дидактическую игру : «Найди то, что приготовлено из пшеницы.» (На столе расположены : батон, булочка, печенье, блины, хлеб , сушки, бутылка кваса, конфеты, фрукты, овощи, сосиски и т. д.) Ребенок должен выложить на стол все, что приготовлено из муки.

Воспитатель : Наши дети знают стихи о колосках :

Золотое поле, спелый колосок,

Не роняй ты зерен на сухой песок.

Беспокойным ветрам не давай зерна,

Каждая пригоршня Родине нужна.

Жесткая щетинка, пяток не коли,

Что осталось в поле- подбери с земли,

Каждый спелый колосок, каждое зерно,

Чтоб душистым хлебом стало и оно .

Воспитатель : А теперь мы с вами поиграем в игру «Земледелец» (Дети встают вкруг и по считалочке выбирают земледельца) :

Вырос в поле дом, полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены,

Ходит дом ходуном, на стебле золотом.

Ты давай не зевай, земледельца выбирай.

Дети выбирают маски с изображением зерновых культур- пшеница, овес, ячмень, кукуруза и т. д. Земледелец стоит в стороне и запоминает кто, где находиться.

Воспитатель : Рано утром земледелец обходит свои поля и смотрит как растут его посевы, но когда солнце поднимается высоко, становиться жарко и он заходит в дом, а колоски тем временем меняются местами. Звучит считалочка :

Солнце светит, дождь идет,

Колосок растет, растет.

К солнцу тянется росток,

Тонкий, тонкий стебелек.

Земледелец, не зевай, перемены отгадай.

Земледелец должен поставить детей так как они стояли до его ухода.

Воспитатель : Дети, а почему же Кубань называют – житницей России?

Дети : Только на Кубани выращивают много пшеницы, ржи, ячменя и т. д. Кубань кормит хлебом всю Россию .

Воспитатель : А почему только в Краснодарском крае так хорошо растут злаки?

Дети : Потому, что у нас на Кубани благодатный климат , теплая зима и жаркое лето. И хорошо трудятся наши хлеборобы .

Библиотекарь : В октябре отмечается праздник- день работников сельского хозяйства «Праздник урожая» . В этот день награждают медалями, грамотами, ценными подарками знатных хлеборобов . Вы тоже сегодня потрудились и я хочу вам подарить вот по такому «Солнышку» . Солнце- это хорошее настроение, это жизнь на земле, это тепло не только на улицы, но и в нашей душе! Так пусть же это «Солнышко» улыбается нам и освещает наш путь! (библиотекарь дарит «Солнышки» детям, воспитателям, гостям; дети приглашают всех на чаепитие.)