Уже постаревший на службе и очень неглупый.  Гоголь Н.В. Ревизор. Действия I-III. Характеры и костюмы


На зеркало неча пенять,
коли рожа крива.

Народная пословица.

Действующие лица

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский , городничий .
Анна Андреевна , жена его.
Марья Антоновна , дочь его.
Лука Лукич Хлопов , смотритель училищ.
Жена его .
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин , судья.
Артемий Филиппович Земляника , попечитель богоугодных заведений .
Иван Кузьмич Шпекин , почтмейстер .

Характеры и костюмы

Замечания для господ актеров

Городничий , уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами . Волоса на нем стриженые, с проседью.

Анна Андреевна , жена его, провинциальная кокетка , еще не совсем не пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит только в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.

Хлестаков , молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.

Осип , слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Костюм его - серый или синий поношенный сюртук .

Бобчинский и Добчинский , оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.

Ляпкин-Тяпкин , судья, человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом - как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.

Земляника , попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.

Почтмейстер , простодушный до наивности человек.

Прочие роли не требуют особых изъяснений. Оригиналы их всегда почти находятся перед глазами.

Господа актеры особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесенное слово должно произвесть электрическое потрясение на всех разом, вдруг. Вся группа должна переменить положение в один миг ока. Звук изумления должен вырваться у всех женщин разом, как будто из одной груди. От несоблюдения сих замечаний может исчезнуть весь эффект.

Городничий в уездном городе - герой знаменитой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», один из колоритных представителей произведения.

Зовут его Антон Антонович Сквозник Дмухановский, ему более 50 лет, большинство из которых он отдал службе.

В начале комедии он сообщает городу, что к ним едет ревизор, вызвав тем самым всеобщую панику.

Именно ему принадлежит знаменитая фраза "К нам едет ревизор".

Характеристика героя

Антон Антонович местный городничий, он управляет всеми делами в городе, имеет большой авторитет среди местных жителей. Благодаря его управленческим качествам и особому взгляду на жизнь, в городе царит разруха, бардак. Недостроенная церковь, беспорядок все это дело рук нашего героя.

Он является представителем жадного, вороватого чиновничества, который всегда найдет для себя выгоду. Несмотря на свою должность, боится людей, стоящих выше его по званию или карьерной лестнице. Обладает трудным характером.

Антон Антонович очень любит деньги. Он никогда не отказывается от дела, если знает, что оно принесет для него выгоду и материальные блага. Городничий берет взятки, не стыдится этого.

Что касается общественного положения, то в своем окружении его считают умным и знатным человеком, к которому стоит прислушиваться. Он имеет вес в обществе и с его словом принято считаться.

Периодически городничий ходит в церковь и пытается замолить свои грехи, искренне веря в то, что после посещения церкви он становится чист душой. Герой чувствует в глубине души, что ведет себя неправильно, но ничего не может и не хочет изменить.

(Марья - дочь и Анна Андреевна - жена Городничего )

Антон Антонович обладает говорящей фамилией Сквозник Дмухановский. Он проворовался настолько, что боится даже собственной тени. Но, несмотря на все негативные черты, он является прекрасным организатором и оратором. Несмотря на то, что городничий выходец из простой семьи, он сумел добиться достаточно высокого положения в обществе.

Образ героя в произведении

Герой олицетворяет собой человеческие пороки - жадность, скупость, любовь к деньгам, собранные в едином персонаже. Гоголь очень подробно описал характер и внешность своего персонажа, составляя примечания для актеров:

«...Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по‑своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен;

несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало.

Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов.

Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью..."

(Центральный сюжет комедии: "Городничий сообщает о приезде ревизора", Художник А.И. Константиновский)

8-й класс

Словарный диктант

Монолог, диалог, реплика, мимика, жест, психологическая пауза, дикция, интонация, жанр, пьеса, комедия, репертуар, драма, драматический театр.

Вопросы и задания

1. Какой темой объединены данные слова?

2. Дайте толкование терминов. В случае затруднения воспользуйтесь толковым словарем.

3. Составьте с данными словами предложения.

Объяснительный диктант

Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно, довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью.

(90 слов)
(Н.В. Гоголь. Ревизор)

Безударные гласные в корне;

о – е после шипящих;

Суффиксы причастий;

Правописание наречий;

Вопросы и задания

1. Найдите слова, которые являются ключевыми для раскрытия образа городничего.

2. Найдите в тексте слова с устаревшим написанием.

Объяснительный диктант

Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.

(70 слов)
(Н.В. Гоголь. Ревизор)

Повторяем орфограммы и пунктограммы:

Безударные гласные в корне;

Суффиксы прилагательных;

Правописание наречий;

Пунктуация сложного предложения;

Предложения с однородными членами.

Вопросы и задания

1. Найдите слова, которые являются ключевыми для раскрытия образа Хлестакова.

Изложение

Второй месяц пошел, как уже из Питера! Профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится. Вишь ты, нужно в каждом городе показать себя! «Эй, Осип, ступай посмотри комнату, лучшую, да обед спроси самый лучший: я не могу есть дурного обеда, мне нужен лучший обед». Добро бы было в самом деле что-нибудь путное, а то ведь елистратишка простой! С проезжающими знакомится, а потом в картишки – вот тебе и доигрался! Эх, надоела такая жизнь! А все он виноват. Что с ним сделаешь? Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать – и куды!.. пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день ты доставай в кеятр билет, а там через неделю, глядь – и посылает на толкучий продавать новый фрак. Иной раз все до последней рубашки спустит, так что на нем всего останется сертучишка да шинелишка... Рублев полтораста ему один фрак станет, а на рынке спустит рублей за двадцать: а о брюках и говорить нечего – нипочем идут. А отчего? – оттого, что делом не занимается: вместо того чтобы в должность, а он идет гулять по прешпекту, в картишки играет. Эх, если б узнал это старый барин! Он не посмотрел бы на то, что ты чиновник, а, поднявши рубашонку, таких бы засыпал тебе, что дня б четыре ты почесывался. Коли служить, так служи.

(207 слов)
(Н.В. Гоголь. Ревизор)

Повторяем орфограммы и пунктограммы:

Безударные гласные в корне;

не – ни с разными частями речи;

о – е после шипящих;

Имена собственные;

Обращение;

Пунктуация сложного предложения.

Вопросы и задания

1. Определите тип, стиль речи данного отрывка. Обоснуйте свое мнение.

2. Изложите текст подробно.

3. Какими словами Осип выражает свое отношение к Хлестакову?

4. Что вы узнали о Хлестакове из монолога Осипа?

5. Выпишите просторечные слова с искаженным написанием.

Изложение

Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума! Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул! Что губернаторов! Нечего и говорить про губернаторов...

Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того что пойдешь в посмешище – найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? – Над собою смеетесь!.. Эх вы!.. У, щелкоперы, либералы проклятые! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стер. До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто на полмизинца не было похожего...

(169 слов)
(Н.В. Гоголь. Ревизор)

Повторяем орфограммы и пунктограммы:

Безударные гласные в корне;

не – ни с разными частями речи (слитно – раздельно);

Суффиксы имен существительных;

Пунктуация конца предложения;

Пунктуация сложного предложения;

Предложения, осложненные однородными членами.

Вопросы и задания

1. Изложите текст подробно.

2. Определите стиль данного текста.

3. Дайте развернутый ответ на вопрос: «Как характеризует городничего его речь?».

4. Что означают слова щелкопер и вертопрах? К какому слою лексики они относятся?

9-й класс

Объяснительный диктант

Когда и в какое время он поступал в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове. В департаменте не оказывалось ему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже «перепишите», или «вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на это право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же перед ним разные составленные про него истории...

(180 слов)
(Н.В. Гоголь. Шинель)

Вопросы и задания

1. Расскажите, какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

2. Выполните разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический).

3. Что означает слово столоначальник? К какому слою лексики оно относится?

Творческий диктант

Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки. И только разве если, неизвестно откуда взявшись, лошадиная морда помещалась ему на плечо и напускала ноздрями целый ветер в щеку, тогда только замечал он, что он не на середине строки, а скорее на середине улицы. Приходя домой, он садился тот час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса, ел все это с мухами и со всем тем, что ни посылал Бог на ту пору. Заметивши, что желудок начинал пучиться, вставал из-за стола, вынимал баночку с чернилами и переписывал бумаги, принесенные на дом. Если же таких не случалось, он снимал нарочно, для собственного удовольствия, копию для себя, особенно если бумага была замечательна не по красоте слога, но по адресу к какому-нибудь новому или важному лицу.

(141 слово)
(Н.В. Гоголь. Шинель)

Вопросы и задания

1. Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

2. Ответьте на вопрос: «Как характеризуется в данном фрагменте главный герой повести Н.Гоголя “Шинель” А.А. Башмачкин?».

3. Как вы думаете: почему словосочетание тот час написано в тексте раздельно? (Сейчас это наречие мы пишем слитно.)

Объяснительный диктант

Итак, половина была в руках, но где же взять другую половину? Где взять другие сорок рублей? Акакий Акакиевич думал, думал и решил, что нужно будет уменьшить обыкновенные издержки, хотя, по крайней мере, в продолжение одного года: изгнать употребление чаю по вечерам, не зажигать по вечерам свечи, а если что понадобится делать, идти в комнату хозяйки и работать при ее свечке; ходя по улицам, ступать как можно легче и осторожнее по камням и плитам, почти на цыпочках, чтобы таким образом не истереть скоровременно подметок; как можно реже отдавать прачке белье, а чтобы не занашивалось, то всякий раз, приходя домой, скидать его и оставаться в одном только демикотоновом халате. Очень давнем и щадимом даже самим временем. Надобно сказать правду, что сначала ему было несколько трудно привыкать к таким ограничениям, но потом как-то привыклось и пошло на лад; даже он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели.

(154 слова)
(Н.В. Гоголь. Шинель)

Вопросы и задания

1. Озаглавьте текст.

3. Выполните разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический).

Объяснительный диктант

Как сошел с лестницы, как вышел на улицу, ничего уж этого не помнил Акакий Акакиевич. Он не слышал ни рук, ни ног. В жизнь свою он не был еще так сильно распечен генералом, да еще и чужим. Он шел по вьюге, свистевшей в улицах, разинув рот, сбиваясь с тротуаров; ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон, из всех переулков. Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель. Так сильно иногда бывает надлежащее распеканье! На другой же день обнаружилась у него сильная горячка. Благодаря великодушному вспомоществованию петербургского климата болезнь пошла быстрее, чем можно было ожидать, и когда явился доктор, то он, пощупавши пульс, ничего не нашелся сделать, как только прописать припарку, единственно уже для того, чтобы больной не остался без благодетельной помощи медицины.

(142 слова)
(Н.В. Гоголь. Шинель)

Вопросы и задания

1. Озаглавьте текст.

2. Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

3. В каком значении употреблено здесь слово жаба?

Л.В. МАНОГАРОВА,
Богучанская школа № 2,
Красноярский край

Данное произведение включает пять действий. С первых минут чтения пьесы видно насколько отрицателен персонаж городничего.

Образ и характеристика Городничего в комедии «Ревизор» является собирательным. Это единый портрет всех чиновников того времени, актуальный до сих пор. Данная комедия послужит хорошим уроком для нечистых на руку людей, пользующихся положением в обществе и нарушающих закон.

Образ Городничего

«Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души»

Полное имя Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Городничий. На службе около 30 лет. Приблизительный возраст 50 лет. Женат. Из наследников только дочь. Внешность солидная. Волосы покрыты сединой. Постоянно носит мундир и ботфорты, украшенные шпорами. Черты лица грубоваты, словно вытесаны топором. Речь городничего нетороплива, спокойна и размеренна.

«Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало…»

Характеристика

В облике городничего переплелись между собой общечеловеческие пороки. Среди них можно отметить:

Двуличность. Городничий мастер прикидываться на публике положительным и благочестивым гражданином, любящим работу и семью. На самом деле на работу ему наплевать. О людях он не заботится, городскую казну разбазаривает в угоду себе, не брезгует взятками.

Страсть к азартным играм. Антон Антонович питает слабость к азартным играм. Отдает предпочтение картам. Способен проиграть крупную сумму.

Суров и безжалостен. Это видно по отношению к купцам. В общении с ними может позволить шантаж и угрозы. У купцов уже сил не осталось от такого обращения.

«…Уж не знаем, как и быть, хоть в петлю полезай…»

Попробуй прекословить, наведет к тебе в дом целый полк на постой. А если что, велит запереть двери.

« Я тебя, - говорит, - не буду, - говорит, - подвергать телесному наказанию или пыткой пытать – это, говорит, запрещено законом, а вот ты у меня любезный, поешь селедки!»

Важный, чванливый. Напыщенный словно индюк. « У него важности, лукавый не взял бы его, довольно…»

Жадный, алчный. Никогда не пропустит плывущую в руки наживу. Деньги, деньги и еще раз деньги. Вот смысл жизни. В магазинах готов скупить все подряд. Неважно, необходим ему данный товар или нет. Погряз во взятках.

Бездельник. Все что он умеет хорошо делать – красиво говорить. С его слов город процветает, проблемы отсутствуют. На деле пальцем о палец не ударил, чтобы навести порядок в своих владениях. Все давно пришло в упадок, но городничий предпочитает закрывать на это глаза и ничего не предпринимать.



Нарушитель закона. Представляя в своем лице власть, частенько пользуется полномочиями и нарушает закон. Это видно по набору солдат в армию. Берет всех подряд, даже тех, кому идти туда не положено.

Глуп. Недалек. Как еще можно назвать человека, которого способен обвести вокруг пальца обычный самозванец. «Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил глупый баран из ума! Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий!»

Лгун. Посмел соврать про церковь, на которую были выделены деньги, но строить ее никто не начинал. Городничий придумал историю о том, что церковь сгорела во время сильного пожара.

Продуманный. Прозорливый. Хотел за счет удачного замужества дочери получить генеральские погоны. Счастлива ли она будет с избранником или нет, роли не играло. Главное обеспечить счастливое будущее себе и супруге, мечтающей о большом доме в Петербурге.

Всю жизнь городничий втихушку занимался темными делишками , ужасно боясь разоблачения. Сущность городничего раскрылась по максимуму с приездом в город ревизора, который оказался вовсе не ревизор, а обычный мелкий чиновник, решивший воспользоваться ситуацией и одурачить местную власть.

На зеркало неча пенять, коли рожа крива.

Народная пословица

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский , городничий.

Анна Андреевна , жена его.

Марья Антоновна , дочь его.

Лука Лукич Хлопов , смотритель училищ.

Жена его .

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин , судья.

Артемий Филиппович Земляника , попечитель богоугодных заведений.

Иван Кузьмич Шпекин , почтмейстер.

Петр Иванович Добчинский , Петр Иванович Бобчинский , городские помещики.

Иван Александрович Хлестаков , чиновник из Петербурга.

Осип , слуга его.

Христиан Иванович Гибнер , уездный лекарь.

Федор Андреевич Люлюков , Иван Лазаревич Растаковский , Степан, Иванович Коробкин , отставные чиновники, почетные люди в городе.

Степан Ильич Уховертов , частный пристав.

Свистунов , Пуговицын , Держиморда , полицейские.

Абдулин , купец.

Февронья Петровна Пошлепкина , слесарша.

Жена унтер-офицера .

Мишка , слуга городничего.

Слуга трактирный .

Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.

ХАРАКТЕРЫ И КОСТЮМЫ

Замечания для господ актеров

Городничий , уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью.

Анна Андреевна , жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четырз раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.

Хлестаков , молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Чем более исполняющий эту роль покажет чистосердечия и простоты, тем более он выиграет. Одет по моде.

Осип , слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Костюм его – серый или синий поношенный сюртук.

Бобчинский и Добчинский , оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.

Ляпкин-Тяпкин , судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом – как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.

Земляника , попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.

Почтмейстер , простодушный до наивности человек.

Прочие роли не требуют особых изъяснений. Оригиналы их всегда почти находятся пред глазами.

Господа актеры особенно должны обратить внимание на последнюю сцену. Последнее произнесенное слово должно произвесть электрическое потрясение на всех разом, вдруг. Вся группа должна переменить положение в один миг ока. Звук изумления должен вырваться у всех женщин разом, как будто из одной груди. От несоблюдения сих замечаний может исчезнуть весь эффект.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Комната в доме городничего.

ЯВЛЕНИЕ I

Городничий, попечитель богоугодных заведений, смотритель училищ, судья, частный пристав, лекарь, два квартальных.

Городничий . Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор.

Аммос Федорович . Как ревизор?

Артемий Филиппович . Как ревизор?

Городничий . Ревизор из Петербург инкогнито. И еще с секретным предписанием.

Аммос Федорович . Вот те на!

Артемий Филиппович . Вот не было заботы, так подай!

Лука Лукич . Господи боже! еще и с секретным предписаньем!

Городничий . Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! пришли, понюхали – и пошли прочь. Вот я вам прочту письмо, которое получил я от Андрея Ивановича Чмыхова, которого вы, Артемий Филиппович, знаете. Вот что он пишет: «Любезный друг, кум и благодетель (бормочет вполголоса, пробегая скоро глазами)… и уведомить тебя». А! вот: «Спешу, между прочим, уведомить тебя, что приехал чиновник с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд (значительно поднимает палец вверх). Я узнал это от самых достоверных людей, хотя он представляет себя частным лицом. Так как я знаю, что за тобою, как за всяким, водятся грешки, потому что ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывет в руки…» (остановясъ) , ну, здесь свои… «то советую тебе взять предосторожность, ибо он может приехать во всякий час, если только уже не приехал и не живет где-нибудь инкогнито… Вчерашнего дни я…» Ну, тут уж пошли дела семейные: «…сестра Анна Кириловна приехала к нам с своим мужем; Иван Кирилович очень потолстел и все играет на скрыпке…» – и прочее, и прочее. Так вот какое обстоятельство!

Аммос Федорович . Да, обстоятельство такое… необыкновенно, просто необыкновенно. Что– нибудь недаром.

Лука Лукич . Зачем же, Антон Антонович, отчего это? Зачем к нам ревизор?

Городничий . Зачем! Так уж, видно, судьба! (Вздохнув.) До сих пор, благодарение богу, подбирались к другим городам; теперь пришла очередь к нашему.

Аммос Федорович . Я думаю, Антон Антонович, что здесь тонкая и больше политическая причина. Это значит вот что: Россия… да… хочет вести войну, и министерия-то, вот видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены.

Городничий . Эк куда хватили! Еще умный человек! В уездном городе измена! Что он, пограничный, что ли? Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.

Аммос Федорович . Нет, я вам скажу, вы не того… вы не… Начальство имеет тонкие виды: даром что далеко, а оно себе мотает на ус.

Городничий . Мотает или не мотает, а я вас, господа, предуведомил. Смотрите, по своей части я кое-какие распоряженья сделал, советую и вам. Особенно вам, Артемий Филиппович! Без сомнения, проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения – и потому вы сделайте так, чтобы все было прилично: колпаки были бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов, как обыкновенно они ходят по-домашнему.

Артемий Филиппович . Ну, это еще ничего. Колпаки, пожалуй, можно надеть и чистые.

Городничий . Да, и тоже над каждой кроватью надписать по-латыни или на другом каком языке… это уж по вашей части, Христиан Иванович, – всякую болезнь: когда кто заболел, которого дня и числа… Нехорошо, что у вас больные такой крепкий табак курят, что всегда расчихаешься, когда войдешь. Да и лучше, если б их было меньше: тотчас отнесут к дурному смотрению или к неискусству врача.

Артемий Филиппович . О! насчет врачеванья мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше, – лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет. Да и Христиану Ивановичу затруднительно было б с ними изъясняться: он по-русски ни слова не знает.

Христиан Иванович издает звук, отчасти похожий на букву и и несколько на е.

Городничий . Вам тоже посоветовал бы, Аммос Федорович, обратить внимание на присутственные места. У вас там в передней, куда обыкновенно являются просители, сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками, которые так и шныряют под ногами. Оно, конечно, домашним хозяйством заводиться всякому похвально, и почему ж сторожу и не завесть его? только, знаете, в таком месте неприлично… Я и прежде хотел вам это заметить, но все как-то позабывал.

Аммос Федорович . А вот я их сегодня же велю всех забрать на кухню. Хотите, приходите обедать.

Городничий . Кроме того, дурно, что у вас высушивается в самом присутствии всякая дрянь и над самым шкапом с бумагами охотничий арапник. Я знаю, вы любите охоту, но все на время лучше его принять, а там, как проедет ревизор, пожалуй, опять его можете повесить. Также заседатель ваш… он, конечно, человек сведущий, но от него такой запах, как будто бы он сейчас вышел из винокуренного завода, это тоже нехорошо. Я хотел давно об этом сказать вам, но был, не помню, чем-то развлечен. Есть против этого средства, если уж это действительно, как он говорит, у него природный запах: можно ему посоветовать есть лук, или чеснок, или что-нибудь другое. В этом случае может помочь разными медикаментами Христиан Иванович.

Христиан Иванович издает тот же звук.

Аммос Федорович . Нет, этого уже невозможно выгнать: он говорит, что в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою.

Городничий . Да я так только заметил вам. Насчет же внутреннего распоряжения и того, что называет в письме Андрей Иванович грешками, я ничего не могу сказать. Да и странно говорить: нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят.

Аммос Федорович . Что ж вы полагаете, Антон Антонович, грешками? Грешки грешкам – рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело.

Городничий . Ну, щенками или чем другим – всё взятки.

Аммос Федорович . Ну нет, Антон Антонович. А вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль…

Городничий . Ну, а что из того, что вы берете взятки борзыми щенками? Зато вы в бога не веруете; вы в церковь никогда не ходите; а я, по крайней мере, в вере тверд и каждое воскресенье бываю в церкви. А вы… О, я знаю вас: вы если начнете говорить о сотворении мира, просто волосы дыбом поднимаются.

Аммос Федорович . Да ведь сам собою дошел, собственным умом.

Городничий . Ну, в ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было. Впрочем, я так только упомянул об уездном суде; а по правде сказать, вряд ли кто когда-нибудь заглянет туда: это уж такое завидное место, сам бог ему покровительствует. А вот вам, Лука Лукич, так, как смотрителю учебных заведений, нужно позаботиться особенно насчет учителей. Они люди, конечно, ученые и воспитывались в разных коллегиях, но имеют очень странные поступки, натурально неразлучные с ученым званием. Один из них, например, вот этот, что имеет толстое лицо… не вспомню его фамилии, никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу, вот этак (делает гримасу), и потом начнет рукою из-под галстука утюжить свою бороду. Конечно, если он ученику сделает такую рожу, то оно еще ничего: может быть, оно там и нужно так, об этом я не могу судить; но вы посудите сами, если он сделает это посетителю, – это может быть очень худо: господин ревизор или другой кто может принять это на свой счет. Из этого черт знает что может произойти.

Лука Лукич . Что ж мне, право, с ним делать? Я уж несколько раз ему говорил. Вот еще на днях, когда зашел было в класс наш предводитель, он скроил такую рожу, какой я никогда еще не видывал. Он-то ее сделал от доброго сердца, а мне выговор: зачем вольнодумные мысли внушаются юношеству.

Городничий . То же я должен вам заметить и об учителе по исторической части. Он ученая голова – это видно, и сведений нахватал тьму, но только объясняет с таким жаром, что не помнит себя. Я раз слушал его: ну, покамест говорил об ассириянах и вавилонянах – еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и что силы есть хвать стулом об пол. Оно конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? от этого убыток казне.

Лука Лукич . Да, он горяч! Я ему это несколько раз уже замечал… Говорит: «Как хотите, для науки я жизни не пощажу».

Городничий . Да, таков уже неизъяснимый закон судеб: умный человек – или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси.

Лука Лукич . Не приведи бог служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек.

Городничий . Это бы еще ничего, – инкогнито проклятое! Вдруг заглянет: «А, вы здесь, голубчик! А кто, скажет, здесь судья?» – «Ляпкин-Тяпкин». – «А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! А кто попечитель богоугодных заведений?» – «Земляника». – «А подать сюда Землянику!» Вот что худо!