Социальная норма и отклоняющееся поведение. Социальные н ормы и отклоняющееся поведение. Социальные нормы Норма (от лат) - правило, образец. Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют. Поведение отклоняющееся от социальных норм называется

Социальные нормы – нормы поведения в обществе, они регулируют, оценивают поведение. Эти нормы позволяют контролировать поведение, ориентироваться в вопросах, что следует делать, что можно, что нельзя делать. С помощью этих норм поведение групп людей приобретает упорядоченный характер. В этих нормах установлены стандарты поведения. Существующие в обществе нормы представляют: обычаи и традиции, в которых закреплены привычные образцы поведения (обряды);

Правовые нормы , закреплены в законах издаваемых государством, где четко описано правомерное поведение и наказание за ослушание.

За нарушение правовых норм обеспеченных силой государства следует наказание.

Моральные нормы в отличие от правовых, несут в основном оценочную нагрузку, их нарушение встречают осуждением общества, но не наказанием.

Эстетические нормы, заключаются в представлении людей о прекрасном, и безобразном в поведении человека.

Политические нормы – отношения между политикой и властью.

Религиозные нормы – включают нормы морали, права, традиции, обычаи.

Итак, все социальные нормы регулируют отношения в самом обществе, между людьми, группами их, организацией людей.

Отклоняющееся поведение.

Отклоняющиеся поведение – это поведение не согласованное с нормами, не соответствующее тому, чего ждет от человека общество.

Отклонения от нормы могут носить негативный и позитивный характер, т.е. иметь для общества полезные последствия.

Общими чертами негативных поведений является вредный ущерб, наносимый обществу.

Причинами отклоняющегося поведения ученые считают:

  1. Чезарио Ламброзо видит причины в биологическом строении человека, т.е. внешний облик человека, влияет на его психику и он рождается преступником.
  2. Другие склонялись к психологическому объяснению отклонений, т.е. отклоненное поведение связано с умственными дефектами, психопатия и т.д.
  3. Социальное объяснение – Дюркгейм считал, что отклонение социальных норм появились в период кризиса в обществе.
  4. Некоторые ученые связывают отклонение поведения с конфликтами между господствующей культурой, и культурой отдельных групп людей отрицающих общепринятые нормы поведения.

Преступление

Преступление – это посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом.

Преступность - совокупность преступлений совершаемых в данный момент.

Особенности:

  1. наличие определенного контингента лиц преступников, для которых преступная деятельность стала профессиональной.
  2. преступления бывают корыстные и насильственные. Первые связаны с имуществом, вторые со здоровьем и жизнью человека

Алкоголизм – хроническое заболевание развивается в результате постоянного употребления алкогольных напитков.

Федеральное агентство по образованию

Государственное учреждение высшего профессионального образования

СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА

КАФЕДРА?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Социология»

«Социальные нормы и девиантное поведение. Виды отклоняющегося поведения»

Исполнитель:

студент группы 9410

С.А. Поповцев

Сыктывкар 2010

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА

1.1 Понятие «социальная норма»

1.2 Типология социальных норм

ГЛАВА 2. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1 Понятие «социальное отклонение»

2.2 Определение девиации

2.1 Биологическое объяснение

2.2 Психологическое объяснение

2.3 Социологическое объяснение

2.3.1 Теория аномии

2.3.2 Культурологические объяснения

2.3.3 Конфликтологический подход

2.3.4 Социологический подход

2.3.5 Объективный и субъективный подход

2.2.4 Стигматизация

2.2.4.1 Теория стигматизации

2.4.2 Следствия стигматизации

ГЛАВА 3. ТИПЫ ДЕВИАЦИЙ

1 Классификация типов девиации

2 Основные проявления отклоняющегося поведения

2.1 Алкоголизм

2.2 Наркомания

2.3 Преступность

2.4 Самоубийство

3 Особенности отдельных форм девиантного поведения

3.1 Подростковая преступность

3.2 Аддиктивные формы отклоняющегося поведения

4 Девиация как процесс развития

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Люди всегда делились на молодых и старых, богатых и бедных, умных и неумных, конформистов и девиантов, правонарушителей и жертв преступлений. А любые социальные отклонения (в ту или иную сторону от установленной в данном обществе нормы) всегда вызывали и вызывают у людей, целую гамму противоречивых чувств и проявлений: любопытство и страх, желание подражать и острое неприятие этих из ряда вон выходящих явлений. Ставя превыше всего стабильность, устойчивость социальных отношений, защищаясь любыми средствами от возможных революционных потрясений, общество изначально объявило войну всем, кто реально или мнимо нарушал социальное постоянство и коллективный покой, кто отвергал или опровергал нормы и установления, некогда завещанные нам предками.

Для того что бы понять суть отклоняющегося поведения в социологии существует такое понятие как социальная норма. Норма (от лат. norma - признанный обязательный порядок, образец) - является правилом поведения между людьми, тогда как социальная норма средство социальной регуляции поведения людей и социальных групп.

Социологическая наука пытается найти объективную связь и взаимозависимость в понятиях «норма» и «отклонение». Здесь прослеживается явная раздвоенность понятий «норма - аномалия», но на этом очевидное заканчивается, поскольку проведённые исследования показали, что эти понятия относятся к числу наименее определяемых и наиболее многозначных в современной социологии. (подумать ещё!)

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА

.1 Понятие «социальная норма»

«Социальная норма - это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля» (В.И. Игнатьев, 2000).

Л.А. Ланцова, М.Ф. Шурупова, (1995) в своей работе высказываются о социальной норме, как об исторически сложившейся в конкретном обществе мере допустимого поведения отдельного человека, социальной группы или организации. «Социальные нормы складываются как результат адекватного или искаженного (мифологизированного) отражения в сознании и поведении людей объективных закономерностей функционирования общества. Они находят воплощение в юридических законах, морали, этикете и пр.».

По мнению В.Н. Иванова (1995) Социальная норма находит свое воплощение во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения. То, что поддерживается общественным мнением и играет роль «естественного регулятора» общественных и межличностных отношений.

Современное общество ещё не погрязло в хаосе лишь потому, что во время своего развития руководствовалось выработанными в процессе социального взаимодействия определёнными правилами. Эти нормы определяли, как следует вести себя индивиду, в какой либо конкретной ситуации. Система норм позволяет не только соотносить свои поступки с требованиями окружающих, но и представлять, что будут делать в той или иной ситуации другие, и иметь возможность корректировать своё собственное поведение (В.И. Игнатьев, 2000).

Известный специалист в области социальных девиаций Я.И. Гилинский делает вывод о том, что «социальная норма определяет исторически сложившийся в данном конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций» (Я. И. Глинский, 1991). Норма это усредненное значение какого-либо признака, наиболее распространенный, среднестатистический вариант протекания процесса либо деятельности, идеально желаемый тип, образец, эталон (Я. И. Глинский, 1992).

Л. И. Кравченко (1998) на вопрос что же такое норма отвечает, это: предписания, требования, пожелания и ожидания общественно одобряемого поведения, идеальный образец, определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Э.К. Асп (2000) понятие норма видит следующим образом. Норма, правило поведения, которое принято какой-то социальной группой и которое эта группа контролирует санкциями. Нормы определяют, как надо или необходимо поступать, а в более широком смысле, каким должен быть человек как член социума. Нормы представлены в различных запретах и разрешениях, приказах и призывах, просьбах и рекомендациях.

Ссылаясь на мнение другого российского социолога М.А. Кисселя, В.И. Игнатьев (2000) заявляет о социальной норме, включающей в себя следующие такие компоненты, как:

Общезначимые правила поведения;

санкции (награда или наказание, похвала или осуждение);

возможность нормы совершить нарушение, иначе она была бы независимой от выбора субъекта;

субъективность социальной нормы, как в решении следовать ей, так и в ожидании аналогичного поведения от других людей;

постоянная угроза конфликта, вследствие сложности социальных связей, многообразии нормативных систем, разнообразии механизмов регуляции социальной системы;

Понятие норма можно трактовать и трактовать самым разнообразным образом. Этот перечень определений столь огромен, что их комментарий займёт очень много времени.

1.2 Типология социальных норм

Несмотря на обозначенные выше затруднения в социологии неоднократно предпринимались попытки разработки некой нормативной типологии. И мнения исследователей на это счёт разошлись. Попробуем сделать анализ.

Социальные нормы можно разделить на: этические, эстетические и правовые. Официальные и неофициальные нормы (Э.К. Асп, 2000). В своей книге, Э.К. Асп (2000), ссылаясь на У. Самнера, делит социальные нормы на моральные обычаи, законы и народные обычаи.

Эмиль Дюркгейм (1995) подразделяет нормы на внутренние, приобретённые привычки и внешние, социальные обычаи.

Л.И. Кравченко (1998) делит нормы на 2 типа. 1) «Групповые привычки» - т.е. нормы, возникающие в малых группах. 2) «Общие правила» - нормы, существующие в обществе.

Так же предлагается классифицировать нормы по строгости соблюдения их исполнения и в соответствии с этим строгостью наказания за нарушения этих норм, от мягкого наказания (неодобрение), до строгого (лишение жизни) (Н. Смелзер, 1994; Л. И. Кравченко, 1998; В.И. Игнатьев, 2000).

привычки

традиции

Так будет выглядеть, если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания (Л. И. Кравченко, 1998).

Н. Смелзер (1994) делит социальные нормы на нормы-правила и нормы-ожидания. Нормы-правила являются самыми важными нормами общества, т.е. законодательные акты. Нормы-ожидания менее важны, нарушение некоторых норм-ожиданий, не всегда вызывает даже замечание.

Социологи различают идеальныенормы, с чем люди согласны, что это следует делать. Статистические нормы - что люди действительно делают (В.И. Игнатьев, 2000).

Наличие норм проявляется как социальное давление, требующее определенного поведения. Если правила поведения, требуемые социальным давлением, нарушаются, следует социальная санкция (Э.К. Асп, 2000).

Исходной для всех этих типологий была мысль о том, что действительная сила нормы - в тех санкциях, которые наступают, если норма была кем-либо нарушена. Соответственно любое общество имеет определённые структуры социального контроля, следящие за соблюдением общественных норм и применением нормативных санкций (В.И. Игнатьев, 2000). Санкция может быть как наказанием или мерой принуждения, например, за нарушения закона, так и поощрением, в том случае, если отклонение от нормы было в позитивную сторону (Э.К. Асп, 2000). Социальный контроль является совокупностью норм и ценностей общества, а так же санкциями применяемые в целях осуществления норм. Социальный контроль играет решающую роль в выработке поведения (В.И. Игнатьев, 2000).

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они представлены: как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Нормы являются стражниками порядка и хранителями ценностей. Даже простейшие нормы поведения представляют собой то, что ценится группой или обществом.

Различие между нормой и ценностью выражается следующим образом: нормы - правила поведения; ценности - абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, должное и недолжное (Л. И. Кравченко, 1998).

ГЛАВА 2. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

.1 Понятие «социальное отклонение»

девиантное поведение социальная норма

Девиация это социально запрещаемое расхождение с "нормой". Множество различных форм поведения может подвергаться социальному осуждению даже в том случае, если поведение не является специфически незаконным (А. Николас, и др., 2000).

В.И. Игнатьев, (2000) обращаясь к монографии «Социальные отклонения» предлагает такое объяснение этого понятия: «...социальные отклонения можно определить, как такие нарушения социальных норм, которые характеризуются определённой массовостью, устойчивостью и распространённостью при сходных социальных условиях». А Л.И. Кравченко, (1998) называет девиантным поведением отклонение от общепринятых норм, подразумевающее любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам (А.И. Кравченко, 1995; Л.И. Кравченко, 1998).

Яков Ильич Гилинский (1992) определяет девиантное (лат. deviatio - отклонение) поведение следующим образом:

поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или исторически сложившимся в обществе нормам;

социальные отклонения, выраженные в формах человеческой деятельности, не соответствующих официальным установленным или установившимся в данном обществе нормам.

Нейл Смелзер (1994) приходит к выводу что девиация - это отклонение от групповой нормы, влекущее за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или какой-либо другой вид наказания нарушителя. И выделяет три её компонента:

человек, которому свойственно отклоняющее поведение;

ожидание, или норма, являющаяся критерием оценки девиантного поведения;

другой человек, группа людей или организация, реагирующая на поведение;

Из вышесказанного видно, что большинство социологов трактуют понятие девиации как определённое отклонение от сложившихся или принятых в обществе норм (Я. И. Глинский, 1991; Ж.Т. Тощенко, 1994; В.Н. Иванов; Л. А. Ланцова, М.Ф. Шурупова, 1995; Э.К. Асп, 2000; С. С. Фролов, 2001).

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер, и эта проблема встала в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов. Преступность и поведение, запрещенное уголовным законодательством, является одной из форм девиации.

Одна из проблем, с которой сталкиваются исследователи, пытаясь дать определение девиации, связана с неопределённостью поведенческих ожиданий. Потому как правила иногда не совсем ясны. (Н. Смелзер, 1994)

Попробуем обозначить эту проблему, как проблему согласия. Даже если ожидания, правила или нормы поведения обозначены довольно ясно, могут возникать разногласия относительно их правильности и законности. Девиантное поведение одного человека другим человеком может считаться нормальным. Эти факторы говорят о том, что недопустимо навешивать ярлык девиантности на определённый вид поведения при всех обстоятельствах. Однако стоит оговориться, так как некоторые виды поведения почти всегда считаются девиантными (Н. Смелзер, 1994).

.2 Определение девиации

Социологи стараются выработать беспристрастное отношение к предмету исследования, ведь нейтральная позиция особенна, важна при изучении девиации. Возник стереотип считать девиантное поведение ненормальным. В действительности же, более разумно считать девиацию такой же «естественной», или «нормальной» формой поведения, как конформизм (Н. Смелезер, 1994).

Тот факт, что общество создает стандарты, подразумевает, что оно не всегда им соответствует. Эмиль Дюркгейм в своей работе от 1938 года, выразил мысль, что даже в самом идеальном обществе, люди будут совершать поступки, может незначительные для нас, но чудовищные по своей сути для членов того общества (Э. Дюркгейм, 1991).

Исследователи предложили множество объяснений девиации, мы рассмотрим основные теории, объясняющие девиацию.

.2.1 Биологическое объяснение

В конце XIX века, итальянский врач Чезаре Ломброзо обнаружил связь между криминальным поведением и определенными физическими чертами. Он считал, что люди предрасположены к определенным типам поведения по своему биологическому складу (В.И. Игнатьев, 2000; Г. Тард, 2004). В работе Ч. Ломброзо «Гениальность и помешательство», была высказана гипотеза о близости гениальности к сумасшествию (Ч. Ломброзо, 1997).

Известный американский психолог и врач Уильям X. Шелдон, подчеркивал важность строения тела, определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт. Так же биологическую теорию девиации поддерживают исследования, проведённые в Шотландии Прайсом в 1966 и 1967 г. И в Дании Уиткином в 1976. Исследования основывались на изучении половых хромосом. На основе этих данных исследователи нашли некоторую закономерность, что имеется некоторая предрасположенность к агрессии, которая способствует преступности у мужчин с определённой генетической патологией (Н. Смелезер, 1994).

Постепенно биологические концепции были вытеснены другими, по мере развития науки и получения новых данных. Был сделан вывод что, некоторые биологические особенности могут оказывать влияние на психику личности, но при любом биологическом анализе девиации необходимо учитывать сложную совокупность многих факторов (Н. Смелзер, 1994).

2.2.2 Психологическое объяснение

Психологический подход, так же как и биологические теории, часто применяется к анализу криминального поведения. Мыслители прошлого, которые стремились к психологическому объяснению девиации, подчеркивали важность так называемых общих состояний: «умственных дефектов», «дегенеративности», «слабоумия» и «психопатии». Криминологи старались с помощью научных методов установить связь между названными состояниями и криминальным поведением (Н. Смелзер, 1994). Психоаналитики предложили теорию, которая связывала девиантные поступки с психическими отклонениями. По теории психоанализа 3. Фрейда, проявление преступных наклонностей как результат неудачной социализации ребенка (В.И. Игнатьев, 2000; С. С. Фролов, 2001). Психологи полагают, что сексуальные девиации, такие как эксгибиционизм, половые извращения и фетишизм, обусловлены определёнными фобиями (Н. Смелезер, 1994).

Тщательные исследования показали, что анализа психологических факторов недостаточно для объяснения сущности девиации. В 1950г. Шуэсслер и Кресси проделали критический обзор многих научных работ, однако не было выявлено ни одной психологической черты, которые могли бы быть наблюдаемы у преступников. Большинство психологов и социологов признают, что особенности личности и мотивы ее поступков, оказывают важное влияние на все виды девиантного поведения. Но, с помощью анализа какой-то одной психологической черты, нельзя объяснить такое явление как девиация. Скорее всего, девиация возникает в результате сочетания многих социальных и психологических факторов (Н. Смелезер, 1994).

2.2.3 Социологическое объяснение

Социологическое объяснение учитывает не только природу девиантной личности, но и социальные и культурные факторы, на основе которых людей считают девиантами (Н. Смелезер, 1994).

.2.3.1 Теория аномии

Впервые социологическое объяснение девиации было предложено в теории аномии, разработанной Эмилем Дюркгеймом, что по его определению, означает определённое состояние в обществе или группе, возникающее тогда, когда желания и ожидания людей превышают реальные возможности их осуществления и когда между ценностными целями и разрешенными методами возникает противоречие. Аномия касается культуры и структурных свойств общества в целом, а не частных человеческих свойств. Аномия - это состояние, при котором общество не может дать индивиду регулирующих норм, или же состояние, при котором в обществе вообще не существует норм относительно некоторых вещей (Э.К. Асп; В.И. Игнатьев, 2000).

Хотя теория Дюркгейма и подверглась критике, основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, и в наши дни считается общепризнанной (Н. Смелезер, 1994). Термин «социальная дезорганизация» обозначает состояние общества, когда культурные ценности, нормы и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу. Это может происходить в результате смешения религиозных, этнических и расовых групп, например при высоком уровне миграции, что также приводит к неоднородности и неустойчивости социальных связей (Н. Смелезер; Ч. Ломброзо, 1994).

Нейл Смелзер (1994), обращаясь к работе Тревиса Хирши, 1969 года выражает понятие «социальных обручей». Согласно этой теории, чем больше люди верят в общественные ценности, стремятся к участию к социально одобряемой деятельности и чем глубже их привязанность к родным и друзьям, тем меньше вероятность свершения ими девиантных поступков.

Согласно теории Роберта К. Мертона «аномия» это состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые ещё не утвердились, а причина отклоняющегося поведения исходит из несогласованности между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которые оно предлагает для их достижения (Л. А. Ланцова, М.Ф. Шурупова, 1995).

Согласно Мертону, когда люди стремятся к финансовому успеху, но убеждаются в том, что его нельзя достичь с помощью социально одобряемых средств, могут прибегнуть к незаконным способам (В.И. Игнатьев, 2000).

.2.3.2 Культурологические объяснения

Согласно социологической, или культурной, теории социальных отклонений, индивиды становятся девиантами, от того что процессы их социализации в группе бывают неудачными в сравнении с некоторыми вполне определенным нормам, эти неудачи сказываются на внутренней структуре личности. Когда же процесс социализации успешен, индивид адаптируется к окружающим его культурным нормам, затем одобряемые нормы и ценности общества или группы становятся его эмоциональной потребностью, а запреты культуры частью его сознания (С. С. Фролов, 2001). Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим нормам служит семья. В условиях крепкой и счастливой семьи развивается «здоровая», воспитанная личность. И наоборот, если в семейной жизни есть «изъяны», то проявление девиантного поведения случаются намного чаще. Хотя есть и исключения из правил т.к. семья - это далеко не единственный институт общества, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с социальным окружением (С. С. Фролов, 2001).

Согласно исследованию Селлина и Миллера считается, что девиация имеет место, когда индивид отождествляет себя с субкультурой (Н. Смелезер, 1994; С.С. Фролов, 2001).

(«Субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, как выражение оппозиции господствующей культуре) (А. Николас, и др., 2000).

Частота, количество и продолжительность контактов с девиантами оказывают влияние на интенсивность усвоения человеком девиантных ценностей. И чем человек моложе, тем с большей готовностью он усваивает образцы поведения, навязываемые другими (Н. Смелезер, 1994).

.2.3.3 Конфликтологический подход

Согласно другой точке зрения, создание законов и подчинение им является частью конфликта, происходящего в обществе между различными группами.

Те социальные группы, в чьих руках сосредоточена власть, вполне способны устанавливать такие нормы и правила, которые им выгодны. В результате внимание общественности будет приковано к специально подобранным образцам социальных отклонений, в то время как другие действия будут сознательно маскироваться. В итоге власть предержащие располагают возможностями отвлекать внимание общественности от собственных негативных поступков, направляя внимание публики на действия других (В.И. Игнатьев, 2000).

Когда возникает конфликт между властями и некоторыми категориями граждан, власти обычно избирают вариант принудительных мер. Законы и деятельность правоохранительных органов - это орудие, которые правящие классы используют против тех, кто лишен власти (Н. Смелзер, 1994).

2.2.3.4 Социологический подход

Впервые целостная социологическая теория девиации была предложена французским социологом Э. Дюркгеймом в работе «О разделении общественного труда». Согласно этой теории по мере развития общества меняется солидарность. Руководящие принципы и нормы, упорядочивающие общество, устаревают, теряя своё значение, размываются прочные рамки социального контроля, сдерживавшие человеческие страсти, воцаряются беспорядок и социальный хаос. Когда социальная сплоченность распадается, возрастает социальная изоляция людей, разрастается отклоняющееся поведение.

В итоге, рост таких неблагоприятных социальных последствий, как обострение состояния неудовлетворенности и соответственно возрастание числа самоубийств. Делается вывод о том, что число самоубийств представляет собой объективный показатель степени распада общества (В.И. Игнатьев, 2000).

.2.3.5 Объективный и субъективный подход

Концепция объективного подхода исходит из представления о том, что общественные процессы, как бы они не были сложны, в принципе - объективны, а потому могут быть разгаданы и познаны. Несмотря на кажущуюся иррациональность многих социальных и культурных феноменов, социолог способен учесть противостоящие друг другу общественные факторы. Согласно объективистскому подходу, можно установить нормы и ценности, признаваемые в данном обществе и, исходя из этих норм, установить конкретные случаи отклонения от них.

Социологи субъективистской феноменологической ориентации исходят из того, что отклонение - это вечный спутник жизни общества, поскольку практически любое действие может быть при желании истолковано и обозначено в нем в качестве «отклоняющегося». В качестве доказательства исследователи опираются на многочисленные свидетельства того, как в различные исторические периоды, в различных культурах одни и те же социальные действия воспринимались и как норма, и как отклонение (В.И. Игнатьев; Э.К. Асп, 2000).

.2.4 Стигматизация

Стигма - социальный атрибут, дискредитирующий индивида или группу. Существуют стигмы тела, характера и социальных коллективов. Теории стигмы объясняют или оправдывают исключение стигматизированных лиц из процесса нормального социального взаимодействия. (А. Николас, и др., 2000)

Люди, отмеченные этим пороком, подвергаются наказанию, изоляции или унижениям со стороны окружающих. Если человек считается девиантом, он в какой-то мере может быть наказан. Наказание может быть сравнительно мягким - равнодушие по отношению к девианту, или суровым: помещение в психиатрическую больницу или тюрьму. Так же следует отметить, что так называемые нормальные люди не церемонятся с личностью «клейменых». (Н. Смелзер, 1994)

2.2.4.1 Теория стигматизации (наклеивания ярлыков или клеймения)

За последние 20 лет сформировалось несколько новых подходов к девиации, которые основное внимание обращают на тех, кто оценивает человека с точки зрения девиации, а также на то, как обращаются с индивидом, которому приклеен ярлык «девианта» (Н. Смелезер, 1994; Э.К. Асп, 2000).

Говард Беккер в своей книге «Аутсайдеры» предложил концепцию, эта концепция названа теорией стигматизации (наклеивания ярлыков), т.к. объясняет девиантное поведение способностью влиятельных групп ставить клеймо «девиантов» членам менее влиятельных групп. С этой точки зрения девиация не качество поступка, который совершает человек, а скорее следствие применения другими людьми правил и санкций против «нарушителя» (Н. Смелзер, 1994).

С. С. Фролов (2001), высказывает мнение о наличии в поведении индивида первичной, и вторичной девиации, которая впоследствии приводит к тому, что на человека ставят клеймо девианта. Окружающие начинают обращаться с ним как с девиантом, постепенно и он сам привыкает считать себя таковым и вести себя в соответствии с этой ролью. В свою очередь подчеркивается роль «борцов за нравственность», организующих «крестовые походы». И если они побеждают, создается новая система правил и появляются новые девианты (Н. Смелзер, 1994; В.И. Игнатьев, 2000).


.2.4.2 Следствия стигматизации

Когда человека признают девиантом и обращаются с ним соответствующим образом, происходит «вживание» в образ девианта, процесс ролевого поглощения. Согласно этой точке зрения, ролевое поглощение является конечным этапом процесса развития девиантного поведения. Степень этого поглощения обусловлена главным образом отношением других людей к человеку, который считается девиантом (Н. Смелзер, 1994).

Из вышесказанного видно, что существуют глубокие различия между различными биологическими, психологическими и социологическими объяснениями девиации. В последнее время стали придавать меньше значения биологическим или психологическим факторам, заставляющим людей совершать девиантные поступки. Новейшие теории более критично подходят к существующему социальному устройству, они доказывают необходимость исправления всего общества в целом (Н. Смелезер, 1994).

ГЛАВА 3. ТИПЫ ДЕВИАЦИЙ

.1 Классификация типов девиации

Очень трудно составить более или менее приемлемую классификацию девиантного поведения, ведь всё определяется нормативными требованиями к совершённому поступку. Некоторые исследователи придерживаются точки зрения Роберта Мертона, который на основе своей теории строит типологию девиантных поступков (Н. Смелезер, 1994).

КОНФОРМИЗМ - поведение, контролируемое посредством группового давления. Группа с помощью вводимых ею норм поведения заставляет индивида следовать им для поддержания общих интересов членов группы (С.С. Фролов, 2001).

В системе Мертона, олицетворение конформизма это хорошее образование, престижная работа и карьерный рост. Конформизм представляет собой единственный тип недевиантного поведения (Н. Смелезер, 1994).

ИННОВАЦИЯ - согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицание социально одобряемых способов их достижения. «Инноватор» будет использовать новые, но незаконные средства достижения благополучия (Н. Смелезер, 1994).

РИТУАЛИЗМ - предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие использовать социально одобряемые средства. При ритуализме происходит судорожное цепляние за институциональные нормы (В.И. Игнатьев, 2000).

РЕТРЕАТИЗМ - бегство от действительности, наблюдается в случае, когда человек одновременно отвергает и цели, и социально одобряемые средства их достижения. Это проявляется в таком социальном явлении как маргиналы: бродяги, алкоголики, душевнобольные, наркоманы и т.п. (С. С. Фролов, 2001).

БУНТ - тоже одновременно отрицает и культурные цели, и социально одобряемые средства их достижения. При мятеже все старые цели и методы отвергаются и заменяются новыми. Примеры бунта как вида приспособления: революции, убийства, терроризм и т. д. (Н. Смелезер, 1994; В.И. Игнатьев, 2000).

Все эти виды приспособления не являются для Роберта К. Мертона характеристиками личности, они лишь дают наглядное представление о том, какой вид поведения выбирает индивид в качестве ответной реакции на усиление аномии (В.И. Игнатьев, 2000).

Так же в свою очередь выделяются групповые и индивидуальные отклонения (С. С. Фролов, 2001). Девиантное и делинквентное поведение (А.И. Кравченко, 1995; Л. И. Кравченко, 1998). Негативные (социальная патология) и позитивные (социальное творчество) отклонения (Я. И. Глинский, 1992). Можно рассматривать девиантное поведение с точки зрения морали и права (Ж.Т. Тощенко, 1994).

3.2 Основные проявления отклоняющегося поведения

Всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Это чрезвычайно широкий класс явлений - от безбилетного проезда до убийства человека. В Широком смысле девиант - любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы. При такой постановке следует говорить о формах и размерах отклонения. К формам, девиантного поведения относят уголовную преступность и алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство (А.И. Кравченко; Л. А. Ланцова, М.Ф. Шурупова, 1995).

Девиантность и делинквентность две формы отклонения от нормального поведения. Первая - относительная и малозначительная, вторая - абсолютная и значительная. Ненужно путать девиантность с разнообразием (Л. И. Кравченко, 1998).

3.2.1 Алкоголизм

Типичный вид девиантного поведения. Алкоголик - не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли (Л. И. Кравченко, 1998). Тесная связь между алкоголизмом и преступностью с социальной и патологической точек зрения, подтверждается статистическими данными, свидетельствующими о постоянном увеличении числа преступлений. Другое подтверждение этого находится в повседневном наблюдении, доказывающем, что чаще всего повторяются те преступления, которые являются именно следствием злоупотребления алкоголем (Ч. Ломброзо, 1994).

Пьянство, алкоголизм, токсикомания - социальные пороки, которые прочно вошли в общественную жизнь. Именно их обострением была вызвана политика запретительных мер, начавшихся в 1985 году. Комплексное решение проблем алкоголизма, это когда объединяются в единое целое как социальные, так и медицинские меры, как правовое, так и моральное регулирование, административные усилия и ответственность самого человека (Ж.Т. Тощенко, 1994).

.2.2 Наркомания

Как показывает анализ реально сложившегося положения, наркомания не замыкается в рамках каких-то общностей, члены которых полностью деградировали в социально-нравственном отношении. Это зло охватило различные общественные группы, поразило представителей наиболее дееспособной части населения (Ж.Т. Тощенко, 1994). Потребители наркотиков платят за них немалые деньги, соответствующие суммы большинство потребителей наркотиков могут достать только преступным путем. Наркомания стала такой общественной язвой, не замечать которую уже нельзя, требуется глубокая проработка мер борьбы с этим явлением, в том числе и посредством выявления глубинных социальных причин (Ж.Т. Тощенко, 1994).

3.2.3 Преступность

Все проявления преступности - это крайняя степень отклоняющегося поведения, когда интересы личности, социальных институтов и общества оказываются под угрозой. Конечно, ни одно общество не оставалось равнодушным к тому, что оно подразумевало под противоправным поведением и какими средствами и методами вело борьбу с ними. Существенный момент заключается в том, что в борьбе с преступностью нельзя смещать акценты, возлагая ответственность за динамику ее роста исключительно на правоохранительные органы. Следует отметить, что весомая доля преступлений остается еще вне учета, составляя так называемую латентную преступность (Ж.Т. Тощенко, 1994).

Спектр преступлений очень широк от мошенничества, до совершения террористического акта или развязывания геноцида (А.И. Кравченко, 1995).

Социологический анализ дает возможность выявить одно важнейшее обстоятельство: состав преступников мало взаимосвязан с социальной структурой. Определяющим моментом в этом процессе выступают различные виды деформированного сознания и поведения (Ж.Т. Тощенко, 1994).

.2.4 Самоубийство

Свободное и намеренное прекращение своей жизни является девиацией (Л. И. Кравченко, 1998).

Анализируя работу Э. Дюркгейма «Самоубийство. Социологический этюд», В.И. Игнатьев (2000), выделяет три вида самоубийства:

) Альтруистическое самоубийство вызывается, как правило, социальными мотивами (чтобы избежать бесчестия). Самоубийство - это нежелание быть обузой. Этот тип суицида характерен для сплоченного традиционного общества, где общественные интересы доминируют над личными.

2) Эгоистическое самоубийство - к нему склонны люди, слабо привязанные к группе. В кризисной ситуации в таком обществе человек может рассчитывать лишь на свои силы, отсутствие которых ведет к решению прекратить борьбу за жизнь.

) «Аномийный» суицид, когда решение свести счёты с жизнью возникает в случае отсутствия социальных законов, норм и правил, либо наличия неэффективных законов. Даже когда сохраняются группы, солидарность в таком обществе утрачивается, и индивид утрачивает точку опоры. Аномия - состояние максимального социального беспорядка - часто сопутствует как тяжелым экономическим кризисам, так и моментам внезапного экономического роста.

.3 Особенности отдельных форм девиантного поведения

.3.1 Подростковая преступность

Что не может не беспокоить, т.к. возраст преступников становиться моложе. В основе всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение, молодежная девиация есть слепок с социальных отношений в обществе (Л. А. Ланцова, М.Ф. Шурупова, 1995; Л. И. Кравченко, 1998).

.3.2 Аддиктивные формы отклоняющегося поведения

(Аддикция - пагубная склонность к чему-либо). Без понимания механизма возникновения и протекания этого явления, трудно анализировать алкоголизм, наркоманию и некоторые другие формы деструктивного поведения. Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности. Это - наркотики, алкоголь, табак, азартные игры (включая компьютерные), длительное прослушивание музыки, а также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека (Л. А. Ланцова, М.Ф. Шурупова, 1995).

Проблема аддиктивного поведения включает не только анализ таких известных явлений, как наркомания и алкоголизм, но и таких как трудоголизм. Изучение механизма возникновения и развития этих явлений даст возможность понять их реальное место в структуре общественных отношений и прогнозировать последствия их распространения (Л. А. Ланцова, М.Ф. Шурупова, 1995).

Различные формы социальной патологии могут либо совпадать, усиливая друг друга либо, подавлять одно другое (Я. И. Глинский, 1991). Очевидна зависимость различных форм девиантного поведения от среды - экономических, социальных, демографических, культурологических и иных факторов. При этом различные социальные девиации по-разному реагируют на средовые воздействия. Например, во время войн снижается уровень самоубийств (Я. И. Глинский, 1991).

В большинстве обществ контроль девиантного поведения несимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую - одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным является отклонение, все формы девиаций можно расположить в некотором порядке. На одном его полюсе разместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение: революционеры, террористы, политические эмигранты, предатели, преступники, вандалы, циники, бродяги. На другом полюсе расположится группа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиеся артисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, передовики труда, очень здоровые и красивые люди (А.И. Кравченко, 1995).

3.4 Девиация как процесс развития

В каждой из рассмотренных теорий выделяются различные аспекты девиации. Упорядочить эти подходы возможно, если взглянуть на девиацию как на процесс развития. Вообще отклонение, будучи необходимым элементом механизма, изменения, присуще любой системе. По-видимому, отклонение является элементарной и наиболее общей формой выражения изменчивости, а также неоднородности объективного мира (Я. И. Глинский, 1992). Поскольку функционирование социальных систем неразрывно связано с человеческой жизнедеятельностью социальные девиации реализуются, в конечном счете, также путем девиантного поведения (Я. И. Глинский, 1991).

Дюркгейм рассматривал отклоняющееся поведение в качестве нормального, объективно существующего социального феномена. Э. Дюркгеймом были фактически заложены основы современной теории аномии, по которой избежать отклоняющегося поведения нельзя, ибо в обществе всегда существует огромное разнообразие различных видов поведения. Если полностью устранить преступность в обществе, оно лишится внутренних ресурсов саморазвития и социальных изменений. Преступность включена в число важнейших условий существованиясоциальной организации. Если преступник будет лишён возможности совершать преступления, то, скорее всего, не сможет проявить себя и гений (В.И. Игнатьев, 2000).

В.И Игнатьев (2000) делает заключение, что для Э. Дюркгейма, преступность - это своеобразная плата за социальные изменения. Преступность служит фактором общественного здоровья, в обществе без преступности давление коллективного сознания было бы сильно настолько, что ему невозможно было бы противостоять. В этом случае преступность была бы уничтожена. Но вместе с ней исчезла бы всякая возможность социального прогресса.

Отклоняющееся поведение во все времена оценивалось в соответствии с теми культурными, морально-религиозными нормами, которые господствовали в том или ином обществе. Этот очевидный, относительный характер социальных норм требует, при определении роли, места и значения девиаций обязательного учёта национальных, культурных, религиозных и ситуативных социальных особенностей. Ведь даже такой делинквентный акт, как убийство, на войне оценивается как благо, подвиг и даже поощряется государством. Относительный характер социальных оценок заключается в том, что одни отклонения осуждаются, а другие - одобряются.

ВЫВОДЫ

Нормы выполняют в обществе функции обеспечения общества стандартами поведения и взаимодействия, стабилизации отношений между группами и индивидами. Общество, принимая те или иные нормы в качестве образца поведения, создает механизмы их соответствующей общественной и правовой поддержки, что предполагает наличие соответствующих санкций по линии общественного и государственного воздействия. Нормы исторически обусловлены. Но интенсивность и характер их изменений в разных социальных условиях различны. Становление новых норм поведения в нашем обществе идет под воздействием реформирования и самой жизни. Главным в этом является решение задачи выживания и самосохранения различных социальных групп населения. В нормах должны содержаться общечеловеческие принципы, правила, ценности, представления о должном и желательном, т. е. диктуемом общественным идеалом, а также потребности реального бытия, обусловленные сложившейся ситуацией.

Общечеловеческие ценности и нормы - это тот фундамент, на котором держится всё человечество. Хотя они и нередко нарушаются, но все же находят постоянную поддержку и на самых широких уровнях.

Таким образом, отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Без него было бы трудно адаптировать культуру к изменению общественных потребностей. Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен.

Отсюда следует, что критерии девиантности относительны и не могут рассматриваться в отрыве от конкретной культуры. Можно сказать что, девиация относительна:

а) исторической эпохе;

б) культуре общества;

Борьба с девиациями часто перерождается в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Как показывает история, борьба с разнообразием не приносит результата, потому как через какое-то время отклонения возрождаются, причем, в еще более яркой форме.

Искоренение преступных, социально опасных образцов девиаций возможно, но лишь при условии полного и окончательного уничтожения всего человечества. К такой жертве не готовы даже самые ярые ревнители и поборники моральных норм. И потому сегодня социологи, и криминологи, педагоги и психологи стремятся не столько разрабатывать теории, адекватно объясняющие причины возникновения и механизмы воспроизводства отклонений, сколько выработать способы и приёмы контроля, минимизации и коррекции социально опасных проявлений девиации в современном - как справедливо утверждают многие - не совсем нормальном обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аберкромби Н. Социологический словарь [Текст]: пер. с англ. Под ред. С.А. Ерофеева / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер. - М. : Экономика, 2000. 428 с.

2. Асп Э.К. Введение в социологию [Текст] / Э.К. Асп. - СПб. : Алетейя, 2000. C. 129-135.

3. Глинский Я.И. Социальный контроль и отклоняющееся поведение. Социология девиантного поведения и социального контроля. Краткий очерк [Текст] / Я.И. Гилинский // Рубеж: Альманах социальных исследований. Сыктывкар. -1992. №2. С. 54-57.

Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория [Текст] / Я.И. Гилинский // Социологические исследования. - 1991. №4. С. 74-77.

Дюркгейм Э. О разделении труда. Метод социологии [Текст] / Э. Дюркгейм. - М. : Наука, 1991. C. 464-465.

Дюркгейм Э. Социология [Текст] / пер. с фран. А.Б. Гофмана - М. : Канон, 1995. 352с.

7. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы [Текст] / В.Н. Иванов // Социально-политический журнал. - 1995. №2. С. 47-49.

Кравченко А. И. Введение в социологию [Текст]: Учебное пособие. / А.И. Кравченко. - М. : Новая школа, 1995. C. 87-90.

Кравченко Л.И. Основы социологии [Текст]: учеб. пособие для студентов средних специальных учебных заведений. / Л.И. Кравченко. - Екатеринбург: Деловая книга, М. : Логос, 1998. C. 183-187, 196-200.

Ланцова Л.А. Социологическая теория девиантного поведения [Текст] / Л.А. Ланцова, М.Ф. Шурупова // Социолого-политический журнал. - 1995. №4. С. 32-33, 40-41.

11. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство [Текст]: Пер. с итал. / Ч. Ломброзо. - Ростов на Дону: Феникс, 1997. C. 220.

Ломброзо Ч. Преступление [Текст] / Ч. Ломброзо. - М. : Спартак, 1994. C. 62-63, 84-85.

Смелзер Н. Социология [Текст] / Под ред В.А. Ядова. - М. : Феникс, 1994. C. 200-227.

14. Социология [Текст]: учеб. Пособие. / Под ред. В. И. Игнатьева, М. В. Ромма. - Новосибирск: НГТУ, 2000. C. 74-88.

15. Тард Г. Преступник и преступление. Сравнительная преступность. Преступление толпы [Текст] / Под ред. В.С. Овчинского. - М. : ИНФРА-М, 2004. C. 208-211.

Фролов С.С. Социология [Текст]: учеб. Изд. 3-е, доп. / С.С. Фролов. - М. : Гардарики, 2001. C. 98-112.

Если условием существования любого социального образования, складывающегося в результате взаимодействия его членов, является его упорядоченность, т. е. хотя бы относительная стабильность такого взаимодействия, его организованность, то неизбежной характеристикой любой социальной системы является также проявление элементов социальной дезорганизации. Дезорганизация социальной системы проявляется в появлении типов поведения, содержание которых отклоняется от социальных норм, характеризующих систему в целом. Дезорганизация, как и отклоняющееся поведение, с неизбежностью присущи любой социальной системе наравне с ее основой — социальной организованностью и социальными нормами.

Отклоняющееся поведение всегда (хотя и в разной мере) присутствует повсюду, где действуют . Это могут быть нормы поведения морального, этического, эстетического характера. Алкоголизм, наркомания, проституция — примеры типов поведения, относящихся к видам социальных отклонений в рамках принятых систем социальных оценок. Определенные типы отклоняющегося поведения расцениваются государством в качестве правонарушений, преступлений.

Не существовало и невозможно существование общества без социальных отклонений и преступности. Более того, в любой социальной системе, в обществе любого типа социальные отклонения (преступность в том числе) выполняют определенную социальную функцию. Это функция - обеспечить возможность возникновения отклонений от среднего, нормального типа, сохранить необходимый уровень открытости социальной системы к неизбежным переменам.

В этом смысле необходимо уточнить и понятие «социальная дезорганизация». Ее наиболее очевидным проявлением служат социальные отклонения. В случае их непропорционального роста ставится под угрозу само существование социальной организации данного типа. Однако непропорционально малое число (или полное отсутствие) социальных отклонений также ведет к социальной дезорганизации, так как знаменует потерю такой организацией важнейшего условия своего выживания — способности к адекватным социальным переменам, к своевременной адаптации. «Чтобы получила возможность выражения индивидуальность идеалиста, чьи мечты опережают время, необходимо, чтобы существовала и возможность выражения индивидуальность преступника, стоящего ниже уровня современного ему общества. Одно немыслимо без другого».

Это обстоятельство определяет и функции социального контроля. Неизбежным условием существования любой социальной организации является наличие явных, очевидных определений полярного характера (добро и зло, морально и аморально, дозволено и преступно и т. д.). Санкции, применяемые за отрицательные (с точки зрения господствующей системы ценностей) отклонения, служат явным, очевидным проявлением таких ценностей, их очевидным подтверждением. Наглядное подтверждение границ принятой социальной нормы — важная функция социального контроля, обеспечивающая стабильность данной социальной организации. Проблема заключается в том, что обозначая такие границы, важно не привести систему в состояние стагнации, лишить ее другого важнейшего условия выживания — способности к переменам, обновлению.

Необходимо рассмотреть вопрос о том, как определяются те пределы объективной социальной нормы, выход за которые влечет признание поступка отклонением, аномалией, подлежащей соответствующему воздействию. Для решения этого вопроса следует учитывать, что в понятие социальной нормы входят два компонента: а) объективная (материальная) характеристика определенного вида поведения, имеющего место в объективной реальности; б) субъективная (социальная) его оценка с точки зрения желательности или нежелательности, полезности или вредности для общества и государства.

Именно такого рода оценка и служит внешним выражением границ социальной нормы, за пределами которой лежит область социальных отклонений. Материальное существо определенного рода деятельности людей и их социальная оценка — нераздельные элементы социальной нормы, но они не связаны между собой жесткой связью. Данная связь подвижна, поскольку указанные социальные оценки конкретных объективных характеристик могут, с одной стороны, запаздывать, отставать от развития, изменения существа социальных явлений; с другой стороны, такая социальная оценка может измениться в зависимости от социальных (субъективных) факторов, в холе эволюции социокультурных ценностей. Именно через оценочный компонент проявляется роль политического компонента в определении социальной нормы. В оценочном элементе социальной нормы воплощаются и основные социальные, религиозные, этические и иные ценности и категории общественного сознания.

Важно подчеркнуть, что этот сплав объективного (материального) и оценочного, субъективного (социального) проявляется в конкретных актах действия реальных личностей, представляет собой совокупность социально значимых действий, не безразличных для общества, а потому получающих соответствующую оценку. Данная оценка воплощается обычно в норме права, в которой сливаются воедино описание поведенческого акта (диспозиция нормы), отклонения от нормы (гипотеза нормы) и вид правового реагирования (санкция нормы). Оценка нормы, выраженная в императивной форме, становится мерой поведения (для индивида) и мерой оценки поведения (для государства). Мерой поведения руководствуется индивидуум, оценка принадлежит обществу (государству).

Проблема, однако, заключается в том, чтобы мера поведения, воплощенная в норме права, находилась в оптимальном соотношении с реальными поведенческими актами, образующими социальную норму. При этом следует иметь в виду различие, существующее между социальной нормой и социальными идеалами, т. с. представлениями о том желаемом состоянии социальных явлений (процессов, объектов, предметов и т. д.), которое пока не достигнуто, но достижение которого (с точки зрения господствующих социальных ценностей) составляет цель общественного развития.

Правонарушения и преступность

Нарастающая социальная дезорганизация ведет к потере социальными институтами данного общества возможности реализовать основную функцию — удовлетворение конкретной социальной потребности. Неудовлетворенная социальная потребность ведет к стихийным проявлениям нормативно неурегулированных видов деятельности, стремящихся восполнить функцию законных институтов, однако за счет существующих норм и правил. В крайних проявлениях подобная активность может проявиться в противоправных, преступных действиях.

Преступность, возникающая в связи с дисфункцией социальных институтов, имеет, по преимуществу инструментальный, т. е. направленный к достижению определенной цели, и структурированный, т. с. внутренне взаимосвязанный характер. Ее признаками являются планируемость преступной деятельности, систематичность, элементы организованности, т. е. распределение преступных ролей. Подобные черты структурированной преступности связаны с ее функцией — удовлетворение незаконным путем потребности, не признаваемой или не обеспечиваемой в должной степени социальными институтами. Такая се узкая функциональность, т. с. удовлетворение отдельной социальной потребности, ведет вместе с тем к дезорганизации более общих социальных систем.

Дисфункции политических институтов, вырастающие из дезорганизации общества, часто связанные со сменой форм государственного правления, в условиях ослабления легитимности государственной власти могут вызвать рост политических, т. с. противогосударственных преступлений (насильственный захват или удержание власти, насильственное изменение конституционного строя, публичные призывы к такому изменению, терроризм и т. д.). Преступность функционально связана с протеканием социальных процессов, определяющих характер и направления общественного развития, содержание социальных перемен.

Модернизация, стабильность и политическое насилие

В качестве доминирующего вида социальных изменений рассматривается процесс модернизации, который охватывает в различной степени страны мира, разделяемые по этому критерию на развитые (модернизированные), развивающиеся и традиционные страны. В качестве показателей уровня модернизации рассматриваются: процент городских жителей; процент валового национального дохода, получаемый от сельского хозяйства; процент занятых в сельском хозяйстве; доход на душу населения; распространенность средств массовой информации и коммуникации; уровень участия в политике (голосование, стабильность исполнительной власти); социальные блага (образование, грамотность, продолжительность жизни). Таковы основные условия, влияющие на уровень политического насилия в обществе.

По общему правилу, модернизированные страны проявляют меньший уровень политических беспорядков и насилия, чем тог, который существует в менее развитых странах. Экономическая модернизация, наличие модернизированных средств массовой коммуникации, уровень здоровья, образования, участие в политической жизни ассоциируются с меньшим уровнем политического насилия.

Политическое насилие непосредственно связано с уровнем стабильности данного общества. На шкале, ранжированной по степени нарастания уровня политической нестабильности, отмечаются следующие показатели роста нестабильности: от 0 (максимальная стабильность) до 6 (максимальная нестабильность). Нулевым уровнем — признаком нормального уровня политической стабильности — считаются регулярно проводимые выборы; первым уровнем роста нестабильности — частые смены (увольнения или отставки) правительства; следующим признаком нарастания нестабильности — демонстрации и сопровождающие их аресты; еще более серьезным показателем уровня нестабильности — убийство (или покушения на жизнь) политических деятелей (кроме главы государства); дальнейшим показателем роста этого уровня — убийство (или покушение на жизнь) главы государства или терроризм; следующим уровнем — государственный переворот или партизанская война; высшим (седьмым) уровнем — гражданская война или массовые казни.

Политическое развитие и уровень насилия

Уровень политического насилия зависит также от характера существующего режима. Характер режима может быть оценен по степени преобладания в процессе регулирования общественных отношений либо принудительных методов, либо методов разрешительного характера (принуждающий режим и разрешающий режим). В качестве категорий, позволяющих судить о такого рода характеристиках политического режима в конкретной стране, выступают данные о наличии законной конкуренции, соревнования в политической системе (многопартийность и т. д.), об уровне ограничения полицией свобод граждан. По общему правилу, наименьшим насилием характеризуются страны с наиболее разрешительным режимом. Политическое насилие возрастает с ростом принудительности режима, но несколько сокращается в условиях крайней, максимальной принудительности такого режима.

Уровень политического развития также связан с уровнем насилия. Индикаторами политического развития служат показатели участия населения в решении политических вопросов, решениях правительства и в политических группировках, а также существования влиятельной законодательной власти и уровня свободы прессы. В условиях, когда военные или политическая партия играют в политике только свою, специализированную роль, — налицо условия для демократии и плюрализма. В условиях, когда данные структуры монополизируют сферу политики, создаются условия для господства авторитарной элиты.

Политическое развитие, связанное с ростом демократических структур, оказывается тесно связанным с экономическим и социальным развитием. Чем выше уровень политического развития общества, тем выше уровень доходов и грамотности населения. Тенденции политического насилия выглядят по- иному. С ростом экономического и социального секторов общества изменяется и политическая система. Подобные изменения, развитие экономики, социальной сферы ведут к росту социальных конфликтов и политического насилия, снижению уровня политической стабильности. Однако когда страна достигает полной модернизации (важный показатель — поголовная грамотность населения), а экономика — уровня массового потребления (душевой доход значительно превосходит уровень, достаточный лишь для поддержания существования), политическая стабильность усиливается и уровень насилия падает.

Таким образом, легитимность власти, особенности и темпы социальных перемен, степень модернизации общества, характер режима, уровень политического развития — таковы социологические характеристики, определяющие условия возникновения, состояние и тенденции политической преступности, вскрывающие ее производный характер, ее зависимость от состояния политических институтов данного общества и протекающих в нем социальных процессов. При этом модернизированные страны характеризуются меньшим уровнем политических беспорядков и насилия, а менее развитые страны — большим.

Характер политического режима и насилие

Уровень политического насилия зависит от положения данной страны на шкале «разрешительный режим — запретительный режим». В странах разрешительного режима — наименьший уровень политического насилия. Последнее возрастает с ростом принудительности режима, но снижается на некоторую степень в условиях крайнего принуждения. Ту же тенденцию проявляет и показатель политической нестабильности. В отличие от этого, уровень модернизации падает по мере перехода от крайне разрешительного режима (наивысший уровень модернизации) к условиям крайне принудительного режима (самый низкий уровень модернизации).

Демократические страны характеризуются низким уровнем политических возмущений, хотя правительства стран с репрессивным, тоталитарным режимом способны эффективно подавлять открытые выражения народного недовольства. Именно правительства в странах среднего уровня политического развития и средней разрешительности режима сталкиваются с наибольшими политическими возмущениями.

Экономическая преступность

Экономическая преступность представляет собой явление, возникающее в ходе и в связи с взаимодействием государства и экономики. В результате этого взаимодействия государственные структуры, располагающие политическим и правовым ресурсом власти, пересекаются с экономическими институтами, субъектами хозяйственных отношений, располагающими материальными (имущественными, денежными) ресурсами. Принципиальным в этом отношении является объем полномочий государства в сфере экономических отношений, где экономика, отношения собственности служат объектом, а государство — субъектом регулирования экономики.

Ликвидация института частной собственности в советской России, его делегализация создали ситуацию, когда государство являлось одновременно собственником и единственным регулятором отношений собственности. Функция обладания (владения, распоряжения) слилась с функцией контроля и регулирования; насильственные методы командной экономики обеспечили абсолютную монополию государственной собственность, полную, неподконтрольную свободу распоряжения ею агентами политической власти. Там, где отсутствует разделение объекта и субъекта регулирования, где они слиты воедино, заканчивается регулирование и начинается произвол , поскольку реальное регулирование предполагает целесообразно ориентированное ограничение деятельности объекта регулирования со стороны регулирующего субъекта на основе принципов, правил и норм, обязательных для них обоих.

В реальности частная собственность в советской России не была полностью ликвидирована, наравне с рыночными отношениями она продолжала существовать фактически, нелегально, являясь реальной и нераздельной чертой экономики, составляя костяк экономической преступности в рамках законодательства того периода. Нелегальное положение частного предпринимателя в экономике привело к возникновению особого рода симбиоза носителей политической власти (ресурс — власть, насилие) и нелегального частного собственника (ресурс — деньги), в котором экономический субъект покупает преступным путем саму возможность существования. Со своей стороны, в подобной ситуации носители власти попадают в зависимость от нелегальных «данников», возникает жизненный интерес в сохранении их нелегального статуса — залога поступления обильной «дани». Легализация частной собственности лишает носителей власти подобного способа обогащения.

Легализация частной собственности, развитие рыночных отношений в российском обществе 1990-х гг. вводят новые элементы во взаимодействие экономики и государства. Нормальным, легальным рыночным отношениям угрожают две опасности. Первая — в форме преступных посягательств должностных лиц государства, злоупотребляющих властью, торгующих своим правом принимать решения в сфере экономики. Сохраняется сращивание деятелей нелегального, преступного бизнеса (наркотики, торговля оружием, контрабанда и т. д.) с покровителями из числа коррумпированных должностных лиц, взаимно питающих и защищающих друг друга. Вторая опасность — со стороны самих участников рыночных отношений, тех из них, кто стремится получить прибыль не в результате добросовестной конкуренции, а путем получения с помощью подкупа должностных лиц необоснованных привилегий и льгот.

В этих условиях незаконный выигрыш одних означает соответствующий проигрыш других, так как купленная привилегия перемещает блага, объем которых всегда ограничен, в пользу взяткодателя за счет тех, кто взяток не дает, либо ставит совершающего подкуп в более выгодную по сравнению с другими, но не заслуженную им позицию. Подрывает рыночную экономику обман потребителя, получение прибыли путем укрытия от уплаты налогов, в результате сговора о фиксации цен на рынке и др. Наконец, может иметь место полный отказ от конкуренции в случаях преступного посягательства на имущество конкурента либо на его жизнь (заказные убийства).

Без достижения реального доминирования на рынке легального, влиятельного частного капитала невозможен серьезный рост производительной экономики. Достижение такого доминирования ведет к двум последствиям, имеющим социокриминологическое значение. Маргинальное (вторичное, окраинное, подчиненное) положение частного капитала ведет к тому, что устанавливаемые в ходе экономических взаимодействий отношения между хозяйствующими субъектами носят несистематический, часто случайный, во многом хаотический характер. В такой ситуации появляется тенденция к одномоментному использованию актуальной ситуации, не сдерживаемому необходимостью учитывать дальнейшие последствия наличного взаимодействия, возникает стремление получить максимум выигрыша любыми, в том числе противоправными, преступными путями (получить кредит и скрыться, учредить фиктивную фирму и исчезнуть, присвоить прибыль, обворовав партнеров, разорив акционеров, и т. д.).

Только в условиях доминирования в экономике частного капитала вступает в действие закономерность, согласно которой максимальная прибыль достигается не экономическим разбоем, а стабильной, ориентированной на перспективу производственной и торговой деятельностью. Только в этих условиях становится очевидным, что реальный экономический успех зависит от ориентации на стабильные, предсказуемые действия партнеров, что честность экономически выгодна, деловая надежная репутация — условие получения реальной прибыли, намного превосходящей преступную «добычу». В этих условиях реализуется алгоритм рыночного предпринимательства: кредит (заем) + инвестиция (вложение) = прибыль.

В переводе слово «кредит» означает «доверие». Эта моральная категория оказывается встроенной в структуру стабильных рыночных отношений. Первоначальная, элементарная ячейка рыночных отношений (обмен денег на товар или товара на деньги) обладает важной особенностью. Указанный обмен никогда не может быть синхронным, одномоментным (один контрагент посылает деньги и затем получает товар или посылает, передает товар и затем получает деньги), временной разрыв здесь неизбежен, кто-то кому-то должен довериться, быть уверенным в гарантированном продолжении данного взаимодействия, в ненарушимости соответствующих договорных отношений. Перспективы успешной борьбы с экономической преступностью, следовательно, прямо связаны со становлением и развитием в экономике легального частного капитала и стабильного рынка.

  • Верно ли, что деятельность каждого человека контролируется обществом? Хорошо это или плохо?
  • Существуют ли правила поведения для всех?
  • Какой человек может стать преступником?
  • Чем опасны алкоголь и наркотики?

Социальные нормы

Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально «руководящее начало, правило, образец». Нормы вырабатываются обществом, социальными группами, которые входят в него.

Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. Они ориентируют человека в вопросах, как следует поступать, что можно делать, чего делать нельзя, как нужно себя вести, как себя вести не следует, что в деятельности людей приемлемо, что нежелательно. С помощью норм функционирование людей, групп, всего общества приобретает упорядоченный характер. В нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отношений, получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми, с различными организациями, с обществом в целом.

В обществе существует множество норм. Это, прежде всего, обычаи и традиции, в которых закрепляются привычные образцы поведения (например, свадебные или похоронные обряды, бытовые праздники и т. п.). Они становятся органичной частью образа жизни людей и поддерживаются силой общественного авторитета.

Далее, правовые нормы . Они закрепляются в законах, издаваемых государством, четко описывающих границы поведения и наказания за нарушение закона. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства.

Затем моральные нормы . В отличие от права мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо - плохо, справедливо - несправедливо). Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное осуждение.

Существуют еще и эстетические нормы . Они закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту. Они проявляются, например, в суждениях о том, что человек «прожил жизнь красиво», что такой-то «ведет себя безобразно». Негативные оценки в этом случае сочетаются с моральным порицанием.

Политические нормы регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.

Наконец, религиозные нормы . По содержанию многие из них выступают как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи - отступление от этих норм.

Существуют и другие виды норм, например правила этикета и т. п. Социальные нормы отличаются от норм биологических, медицинских, технических, устанавливающих правила обращения с естественными (природными) и искусственными (техническими) объектами. Например, правило, запрещающее стоять под стрелой подъемного крана, направлено на безопасность человека в его отношениях с техническим устройством. А медицинское правило, требующее соблюдения установленной врачом дозы лекарств, оберегает здоровье человека от опасных последствий, закрепляет порядок обращения с химическими веществами.




Нормы вырабатываются обществом, социальными группами, которые в него входят. Существует множество норм. 1)Традиции и обычаи - Поддерживаются силой общественного авторитета - Становятся частью жизни людей - Закрепляются привычные образцы поведения (бытовые праздники, свадьбы и проч. обряды)






5)Политические 6) Религиозные нормы -Регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью - Находят отражение в законах, международных договорах и т.д. -Совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи - Соблюдение норм поддерживается моральным сознанием верующих и верой в наступление кары за грехи.


Социальные нормы – элемент механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем Контроль незаметен, пока не нарушится установленная норма или обычай. Нарушителя ждет наказание – санкция. Санкции бывают позитивные и негативные (наказание по приговору суда, вручение ордена) – формальные, или неформальные, т.е. проявляются в эмоционально окрашенной реакции окружения (друзей, родственников) Самоконтроль – внутренний контроль индивида, в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом.


Девиантное поведение «девиантное» т.е. отклоняющееся – поведение, несогласующееся с нормами, не соответствующее тому, чего ждет от человека общество. Негативные отклонения личности – преступность и др. правонарушения, в государственной и общественной деятельности – коррупция, бюрократизм и др.


Преступления, алкоголизм, наркомания, религиозный фанатизм, терроризм приносят неисчислимый урон человечеству. Основные причины отклонений в поведении: -Биологическая предрасположенность (темперамент) -Психологическая - понимание окружающего мира и общая направленность интересов - Социологическая – потеря соц. норм в ходе кризисов, соц. перемен


Преступность – самое опасное проявление отклоняющегося поведения, наносящее большой ущерб обществу. Преступление – посягающее на правопорядок общественно опасное деяние, предусмотренное Уголовным кодексом. Особенность преступности – наличие особого контингента лиц – преступников. Наибольшую опасность представляет организованная преступность - особая группа лиц, организованной на постоянной основе для извлечения средств незаконным способом. Организованная преступность особа опасна для личности, общества, государства.