Сочинение по повести Горького "Детство". Анализ героев. Анализ произведения Горького “Детство” Горький детство описание герои анализ

Максим Горький создал начало своей биографической трилогии повесть “Детство” уже в 1913 году, когда сам автор был в зрелом возрасте. С высоты своего жизненного опыта он предпринимает попытки разобраться в собственном прошлом, а так же понять, что формирует человеческий характер, как это происходит и откуда появляются несчастья человека, когда он вырастает.

Главный герой рассказа – Алеша, мальчик, который лишился отца и воспитывается в доме матери бабушкой и дедушкой. Они стали его главными воспитателями, которые вкладывали в юную

Душу основу для будущей жизни. Однако дом полон родственников и чужих людей и каждый из них сам того не желая влияет на ребенка, формируя его характер и взгляды на мир.

Произведение “Детство” довольно не большое. Основной сюжет связан с персонажем, ставшим отображением автобиографии Горького, а все герои второго плана лишь раскрывают характер ребенка и выражают отношение самого автора к тому времени и событиям, которые происходили вокруг Алеши. С одной стороны Горький передает Алеше собственные мысли и в тоже время автор является сторонним наблюдателем и даже судьей.

Алешина жизнь очень беспокойная и

Нестабильная, ребенок сталкивается со многими сложностями. Раньше семья мальчика была зажиточной, но к тому времени, как ему нужно было идти в школу, все изменилось. Ребенок, не смотря на хорошую успеваемость, был отвергнут одноклассниками за нищету. Из-за того, что бедность не позволяла приобрести учебник, Алеша не мог попасть на урок. Кроме этого автор указывает на то, что ждало мальчика дома – дед неоднократно избивал бабушку, братья его матери вели тяжбу из-за наследства, дети были жестоки с теми, кто слабее их. С самых юных лет Алеша увидел смерть. Разумеется, все эти переживания оставляли на детской душе глубокие отпечатки. Даже такому сложному детству не пришлось продлиться положенное время. Из-за недостатка дед отказывается обеспечивать юного внука и отправляет его “в люди”. Не смотря на это, ребенок умеет найти в окружающем его жестоком мире что-то хорошее.

Сам автор говорил, что во время своего детства он представляется себе неким ульем, в который сносят пчелы – его родственники мед своего жизненного опыта и всего, что ребенок мог у них перенять. Однако зачастую приходилось постигать горечь и низость, но ведь любое знание можно назвать медом. В этом основная идея произведения. Горький считает, что в детство – это важный этап развития любого человека, ведь в это время формируется характер, мировоззрение, психика, создается целостная личность, которая впоследствии станет частью общества. А потому так важно, чтобы возле ребенка были такие люди, которые смогли бы вложить в юное сердце доброту, великодушие, сострадание. Продолжая тему гуманизма, Горький говорит о том, что любой ребенок это такой же человек, который требует уважения.

(8 оценок, среднее: 3.63 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Действие повести передается от лица главного героя – Алеши Пешкова. Он жил в Астрахани, где отцу, мастеру-краснодеревщику, поручили строить триумфальные...
  2. В художественном произведении важный эпизод помогает писателю глубже раскрыть характеры героев, изображает кульминационное событие, характеризует значимые детали. В повести Максима...
  3. В одесской усадьбе в большой семье отставного генерала Николая Семеновича Карташева растет его старший сын Тема. Характер николаевского генерала суровый,...
  4. Детство – золотая пора жизни. Взрослый человек, который прикоснулся щекой к коре сосны, закрыл глаза и почувствовал себя ребенком. В...

Раздумья о судьбах России. Творческие поиски, в результате которых появился роман “Мать”, ощутимо сказались на дальнейшем пути писателя. Правда, надуманное прогнозирование жизни было полностью оттеснено вниманием к пестрой отечественной действительности. Началось осмысление реальных истоков, которые породили “разрушенный мир”. В феврале 1912 г. Горький писал о России: “Очень пора и надобно ее изучать с корней, имея в виду не вопрос – какова она? – а вопрос – почему она такова? “
На такой почве были созданы на редкость

колоритные “окуровские” повести (1909-1911), цикл рассказов “По Руси” (1912-1917), автобиографическая проза (“Детство”, 1913; “В людях”, 1914). Здесь нет следа мажорно озвученных картин, победных настроений. Всюду царствует мудрый и трезвый взгляд. Ощутимо желание писателя “заглянуть в глубину души, где живут незнакомые мысли, неслыханные слова” (“По Руси”). “Путешествие” по таинственным, “подводным” течениям жизни теснейшими узами связывает эти сочинения Горького с современной ему литературой.
НОвые черты автобиографической прозы. Алеше Пешкову, герою автобиографического цикла,

необходимо понять несовершенный мир “изнутри”. Мальчик поставлен перед вопросами отнюдь не “розового” содержания. Сочетание детски обостренного восприятия с серьезностью жизненных запросов дает интересный эффект. Художник пытливыми глазами мальчика как бы заново открывает его окружение, мир в целом.
Постепенно, с потерями и обидами, Алеша начинает понимать правду и ложь, красоту и уродство. А выросший Пешков, вспоминающий о далеких годах, ведет счет прежним своим достижениям и ошибкам. Двусоставная структура повествования – освещение жизни с двух возрастных точек зрения – позволяет писателю углубить впечатления подростка и понимание взрослым сложных связей прошлого и настоящего.
В пестрой, контрастной реальности обнаруживаются несовместимые между собой начала. Автобиографическая проза Горького обычно рассматривалась как соединение самостоятельных групп персонажей: выразителей “свинцовых мерзостей” или духовной красоты. На деле подобного разделения нет. Раскрыто переплетение противоположных начал в одной душе. Потому трудно понять человека Алеше. Внутреннее его недоумение передано многогранно, в том числе языком образов-символов. Герой уподобляет себя то чердаку, где набросаны старые вещи, то улью, куда “разные серые люди” сносили “мед своих знаний”.
В мещанском поведении матери чертежника, в подлостях полового на пароходе ощущается их душевное опустошение. И это вызывает болезненные переживания, но будит мысль мальчика. От ожесточившихся людей Алеша нередко слышит разумные суждения – деда Каширина, дяди Якова, Жихарева… А при последней встрече с дядей Яковом просто поражен его пониманием человеческих несчастий. В озлобленных натурах подавлены достойные стремления.
С другой стороны, теплые человеческие сердца не избегают обидной слабости. Именно это печальное явление наблюдает Алеша в поведении бабушки, матери, Цыганка, повара Смурого, плотника Осипа, кочегара Якова. Мудрая доброта и сила духа Акулины Ивановны легко уживаются со страхом перед “чужими” (умницей-химиком “Хорошее дело”), книгами (“врут они, книжки-то”). Незатихающей грустью овеяны воспоминания о бабушке, пронесшей темную, суровую долю сквозь долгие годы. Так выстрадан безрадостный вывод: “Шаткость людей слишком резко бросается в глаза”.
Странная двойственность окружающих рождает острое желание Пешкова услышать “благовест новой жизни”. Впервые он зазвучал для Алеши, особенно для повзрослевшего Максимыча, в опыте прошлого. Фольклор (“Детство”), книга (“В людях”) стали самостоятельными героями этих произведений. Светом пронизаны сцены знакомства Пешкова с книголюбом Смурым, открытия русской классики под влиянием “Королевы Марго”, чтения лермонтовского “Демона”. Литература сделала Алешу “неуязвимым для многого” и пробудила интерес к думающей интеллигенции (отчиму Максимову). Но Пешков так и не нашел реальной силы, которая может пробудить жизнь – “красивую, бодрую, честную”.
Автобиографическая проза Горького – богатый разлив глубочайших авторских наблюдений, сокровенных душевных признаний. Повествование доносит образную народную речь. Именно в ней находит писатель зерна “хорошего, человечьего”, что значительно просветляет общую картину.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. 1) История создания повести М. Горького “Детство”. В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трилогии “Детство”, в которой изобразил веху в становлении личности...
  2. Жанр произведения – автобиографическая повесть, героями которой являются окружающие мальчика Алешу Пешкова люди, члены семьи деда Каширина и мастера, работающие в его красильне. Завязкой повести...
  3. Детство – первая пора в жизни каждого человека. “Все мы родом из детства”, – утверждал А. Сент-Экзюпери и был прав: действительно, характер человека, его судьба...
  4. Наиболее яркие впечатления каширской жизни описаны Горьким в его повести “Детство”. Но от детства у писателя остались и светлые воспоминания, и одно из самых ярких...
  5. В произведении “Детство” раскрыты эпизоды трудного детства Алексея Пешкова. Печатался он под псевдонимом М. Горький. У него рано умер отец, причем не своей смертью. Многое...
  6. Алеша Пешков – главный герой повести “Детство” Повесть “Детство” – это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой – Алеша Пешков. После того как у...
  • Категория: Анализ произведения

1) История создания повести М. Горького «Детство». В 1913 году Максим Горький написал первую часть своей трило­гии - «Детство», в которой изобразил веху в становлении лично­сти маленького человека, основываясь на собственных реальных фактах биографии. Через три года автором была написана вто­рая часть трилогии - «В людях», в ней описывается тяжёлая тру­довая жизнь рабочего класса, а ещё через несколько лет, в 1922 году, М. Горький опубликовал третью часть трилогии - «Мои университеты».

2) Особенности жанра. Произведение М. Горького «Детство» относится к жанру автобиографической повести. Вспоминая своё детство, первые годы взросления, смерть отца, переезд в дом Кашириных, по-новому многое переосмысливая, М. Горь­кий создаёт повесть «Детство», повествование о жизни малень­кого мальчика Алёши. Рассказ в повести ведётся от первого ли­ца, от имени главного участника событий. Это даёт возмож­ность писателю показать изображаемые события более досто­верно, передать мысли, чувства, отношение к жизни персонажа. Алёша вспоминает о бабушке как о «самом близком сердце мо­ему, самом понятном и дорогом человеке - это её бескорыст­ная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». В тексте повести герой признаётся в своей не­любви к деду. Задача писателя - не просто передать события, участником которых стал маленький герой, а и оценить их уже с позиции взрослого, много познавшего в жизни человека. Именно эта черта является характерной для жанра автобиогра­фической повести. Цель М. Горького - не оживить прошлое, а рассказать «про тот тесный, душный круг жутких впечатлений, в котором жил - до и по сей день живёт - простой русский че­ловек». События детства переданы писателем максимально под­робно, так как каждый эпизод в жизни героя оказывает влияние на формирование характера. Алёша по-разному воспринимает выпавшие на его долю испытания: например, после того как дед избил внука за испорченную скатерть, «дни нездоровья» стали для мальчика «большими днями жизни». Именно тогда герой начал лучше разбираться в людях, а его сердце «стало невыно­симо чутким ко всякой обиде и боли, своей и чужой». Горьков- ское произведение «Детство» небольшое по объёму, имеет гра­ницы традиционного жанра повести: одна главная сюжетная линия, связанная с автобиографическим персонажем, а все вто­ростепенные герои и эпизоды помогают раскрыть характер Алёши, выразить авторское отношение к происходящему. Писа­тель одновременно наделяет главного героя своими пережива­ниями, и в то же время созерцает описываемые события как бы со стороны, давая им оценку: «..да стоит ли говорить об этом? Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать её из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной».

Вспомните, что такое автобиографическая повесть. Чем авто­биографическая повесть отличается от автобиографии писа­теля? (В основе автобиографии лежат реальные факты жизни писателя; в автобиографической повести особую роль играет художественный вымысел, хотя также важны личные чувства, мысли, впечатления писателя.)

Какие автобиографические произведения вы изучали в этом учебном году? (повесть Л.Н. Толстого «Детство», повесть М. Горького «Детство»)

Что такое внутренний монолог? (размышления главного ге­роя) Какую роль играет внутренний монолог для раскрытия характера главного героя повести М. Горького «Детство» - Алёши Пешкова? (Внутренний монолог помогает читателю проникнуть во внутренний мир героя, познакомиться с его мыслями, чувствами.)

3) Характеристика героев повести.

Как главный герой характеризует жизнь в семье Кашириных? («густая, пёстрая, невыразимо странная жизнь»)

Чем взаимоотношения в доме Кашириных отличаются от от­ношений, которые были между матерью и отцом Алёши? (Ат­мосфера в доме Кашириных была враждебная, а взаимоот­ношения между родителями Алёши строились на любви и взаимном уважении.)

Кто является главой дома в семье Кашириных? (дед)

Как ведут себя дядьки: Михаил и Яков? (Дядьки постоянно ссорятся между собой, стремятся быстрее разделить имуще­ство деда.)

Какие взаимоотношения между детьми в семье Кашириных? (между детьми также нет взаимопонимания)

К кому в доме тянется приехавший Алёшка? (к бабушке, сиро- те-подкидышу Цыганку, полуслепому мастеру Григорию Ива­новичу)

Образ Алёши. М. Горький написал повесть «Детство», где в об­разе главного героя вывел автобиографический персонаж - Алё­шу Пешкова. Все события и герои произведения изображаются

писателем через восприятие маленького мальчика.

С кем главный герой - Алёшка - едет на пароходе? (с бабуш­кой и матерью)

Что в облике бабушки особенно нравится Алёшке? (улыбка и глаза, которые светились изнутри)

Как мать ведёт себя на пароходе? (замкнуто, редко выходит на палубу, держится в стороне)

Какое первое впечатление произвёл дед на Алёшку? (дед мальчику не понравился)

Каковы первые впечатления мальчика от нового дома, в ко­тором ему отныне предстоит жить? (Алёше всё казалось не­приятным)

Почему Алёша с таким трудом запоминал молитву, которую учила с ним тихая, кроткая тётка Наталья? (Тётка Наталья не смогла объяснить мальчику смысл заучивания молитвы.)

Как ведёт себя Алёша в момент дедова наказания? (продолжа­ет кусаться, брыкаться, всячески выражать несогласие)

Почему Цыганок говорит о том, что маленького Алёшу часто будут пороть? (Алёша не может смириться с несправедливо­стью)

Как ведёт себя главный герой во время пожара? (наблюдает, анализирует увиденное)

Что привлекло в нахлебнике Хорошее Дело Алёшу? (необыч­ность, непохожесть на других людей)

Образ бабушки. Бабушка представляет собой полную проти­воположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Она сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Особо на ли­це бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «све­тилась изнутри... неугасимым, весёлым и тёплым светом». Ха­рактер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно неприметная бабушка становится для Алёши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жиз­ни. Именно она схватила героя на руки, когда дед наказывал его за испорченную скатерть. Бабушка не умела долго хранить оби­ду, быть жестокой. Люди пользовались её добротой, но она ни­когда не жаловалась на жизнь. Живя вместе с бабушкой, Алёша каждый вечер слушает рассказы о жизни семьи Кашириных. Ко­гда речь шла о деловой жизни семьи, то бабушка «говорила по­смеиваясь, отчуждённо, как-то издали, точно соседка, а не вто­рая в доме по старшинству». Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к лю­дям - основные качества характера бабушки, поэтому она пе­реживает, страдает после гибели подкидыша Цыганка. Трудно­сти, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания, вот что рассказывает она своему внуку про Ваню-Цыганка: «Дедушка хотел было Вашошку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмём, мол, себе; это Бог нам послал вместо тех, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено... да вот полюбил Господь кровь мою, всё брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Во время пожара: «освещаемая огнём, который словно ловил её, чёрную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, всё видя». Став практически нищими, Алёша был вынужден поби­раться. Маленькие крохи он приносил бабушке, которая «гляде­ла на них и молча плакала», переживая за будущее внука. Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому её образ запе­чатлелся надолго в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», духов­но обогащая трудную жизнь людей.

Какую роль в доме играет бабушка? (Бабушка - примиряю­щее начало в доме, всех любит, жалеет, умна своим природ­ным материнским умом.)

Как вы думаете, почему первоначально писатель предполагал назвать свою повесть «Бабушка»? (Именно образ бабушки вносит в произведение доброе, примиряющее начало.) Образ деда.

Какие противоречия в облике деда вы можете отметить? По­чему одновременно он кажется Алёше злым, жестоким и в то

же время нестрашным? (Дед часто действует импульсивно, не

задумываясь о последствиях, а потом жалеет о содеянном.) - Кто повлиял на формирование характера деда? (тяжёлое дет­ство, трудная окружающая жизнь)

4) Роль диалога в повести. Диалоги в повести помогают рас­крыть характер героев, а также жизненные обстоятельства.

Мы прочитали повесть Максима Горького «Детство», она рассказывает о трудных испытаниях Алёши. У него умер отец, и мальчику с мамой пришлось поселиться в доме семьи Кашириных. Семья была большая, но Алёша чувствовал себя чужим в ней. В доме по-настоящему родным и близким ему человеком была бабушка. От неё Алексей получает ценные жизненные уроки. Она сыграла в его жизни очень важную роль.

Акулина Ивановна была обычной русской женщиной. Внешне бабушка была «…сутула, почти горбата, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка…». «Несмотря на множество морщин в тёмной коже щёк, всё лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце». Акулина Ивановна «светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом».

Этим внутренним светом она привлекала и притягивала Алёшу.

Акулина Ивановна не только делала всё по дому, но и плела красивые кружева. Этому она научилась ещё в детстве, чтобы помогать матери зарабатывать на жизнь. К деньгам и богатству бабушка равнодушна, для жизни ей нужно только самое необходимое. Эту жизненную философию она передала внуку.

Акулина Ивановна опекала и окружала всех своей заботой, старалась всем угодить, помочь, была чуткая к чужой боли и обиде. Бабушка продолжала хорошие отношения со старым мастером Григорием, который ослеп и жил податями. Она разговаривала с ним, жалела, помогала. Даже в самые тяжёлые и трудные моменты жизни бабушка оставалась щедрой и человеколюбивой. Её бескорыстная любовь к миру и людям передалась и Лёше.

Акулина Ивановна отнюдь не беспомощна. Когда случается пожар, она не впадает в панику. Бабушка строгим, крепким голосом командует всеми. Здесь проявляется её решительность, героизм и уверенность в себе. Чтобы спасти всех, пожилая женщина едва не сгорела в пожаре. Проявляя смелость и храбрость, она выносит из горящего дома бутыль купоросного масла. Проявив мужество, бросается «под ноги взвившегося коня». Алёша был очень испуган поведением бабушки и поражён её героизмом. Горький подтверждает слова классика про настоящую русскую женщину «И в горящую избу войдёт, и коня наскоку остановит».

Очень большое влияние на Алёшу оказали сказки. «Сказки она рассказывала тихо, таинственно… Говорит, точно поёт». Бабушка была прекрасным рассказчиком. «Слушать её невыразимо приятно», поэтому все вновь и вновь повторяли: «А ну, бабушка, расскажи ещё чего!» А Хорошее Дело вовсе растрогался и расплакался от её сказки. Только тонко знающий и понимающий русскую душу человек, мог так искусно рассказывать.

Акулина Ивановна оказала огромнейшее влияние на формирование характера Алёши, на его взгляды и жизненные позиции, на отношение к людям. Она была ему другом и наставником. Несмотря на «свинцовые мерзости дикой русской жизни», бабушка сохранила душевную щедрость и научила внука быть стойким, жизнерадостным, миролюбивым и, конечно же, добрым. Горький выражает свою благодарность бабушке в этих строках: «Это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

Особенностью повести является то, что она автобиографическая. Горький рассказывает нам о своем детстве, впечатлениях, чувствах, о своем восприятии событий. Повесть написана от первого лица, Алеша Пешков - и герой, и повествователь.

Первая глава знакомит нас с Алешей, его бабушкой и мамой, которые едут в Нижний Новгород к семье матери. Только горе, случившееся в семье, заставило мать взять сына и поехать к отцу и братьям, поэтому и едет она грустная, погруженная в свои мысли, будто вспоминая и предчувствуя нелегкую, полную злобы и зависти, жизнь у отца. Увидев родные пейзажи, мать только «хмуро улыбалась», в отличие от бабушки.

Бабушка - особый, светлый, теплый человек. Повидав в жизни гораздо больше горя и слез, рядом с таким человеком как дед, она сохранила неугасимый оптимизм, силу и радость жизни: дорога в Нижний Новгород - пусть короткое, но счастье, возможность отвлечься от того, что ждет ее дома. Потому и светится она радостью при виде ясного неба, золотой осени, широких, просторных берегов Волги:

Ты гляди, как хорошо-то! - ежеминутно говорит бабушка, переходя от борта к борту, и вся сияет, а глаза у нее радостно расширены.

Часто она, заглядевшись на берег, забывала обо мне: стоит у борта, сложив руки на груди, улыбается и молчит, а на глазах слезы…

… - Это, милый, от радости да от старости, - говорит она улыбаясь…

Для Алеши дорога - путь к чему-то новому, неизведанному, но обязательно прекрасному.

Однако надеждам Алеши не суждено было сбыться: семья, встречающая их, или «неуемное племя», как назвала их бабушка, не понравились Алеше:

…И взрослые, и дети - все не понравились мне, я чувствовал себя чужим среди них, даже и бабушка как-то померкла, отдалилась…

«Свинцовыми мерзостями» назвал автор то, чем жила семья Кашириных. В основе отношений семьи лежала злоба и зависть, как говорил мастер Григорий Иванович: «Каширины, брат, хорошего не любят, они ему завидуют, а принять не могут - истребляют!»

Братья завидуют сестре Варваре, матери Алексея, что она получит приданное, закатывают безобразную драку между собой, что даже дед взывает их вспомнить, что они «родная кровь», а бабушка воя просит Пресвятую Богородицу «вернуть разум детям…». Зло, исходящее от братьев, переходит и на их детей; пользуясь их неразумностью, отцы подговаривают их на низости и подлости (вспомните историю с наперстком), да и сами дети готовы донести, обидеть для того, чтобы выгородить себя (вспомните историю со скатертью).

Яков и Михаил завидуют и Цыганку за его ловкость, лихость, понимают, что с кем останется Цыганок, у того и мастерская лучшая будет, поэтому и относятся к нему по-другому:

…Дядья обращались с Цыганком ласково, дружески и никогда не «шутили» с ним, как с мастером Григорием…

и опять проявляется их подлость: «шутили» они только с людьми слабыми, которые не могли им ответить: Григорий Иванович был почти слеп, жена дяди Якова умерла за то, что была лучше его, и только напившись, дядя льет по жене пьяные слезы. Крест, который купил он для жены, дав фальшиво-наигранный обет нести его до кладбища на плечах своих, является причиной гибели Цыганка - именно на его плечах нес дядя Яков крест, лишь помогая ему, и трусливо отпрыгнув, когда тот придавил Ивана.

Для таких людей не было ничего святого. Обратившись к концу повести, мы видим, что в этой семейной войне нет, да и не могло быть победителей: полный крах и разорение, нищета и скопидомство:

…высыплет чаинки на ладонь себе и, аккуратно пересчитав их, скажет:

У тебя чай-то мельче моего, значит - я должен положить меньше, мой крупнее, наваристее…

…Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной.

И есть другая, более положительная причина, понуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, - русский человек все-таки настолько здоров и молод душою, что преодолевает и преодолевает их…

Но есть в повести и другая жизнь, другие люди - достойные, сильные, добрые, о которых автор сказал:

«Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе - человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой…».

Бабушка Алеши, Акулина Ивановна, поражает своим оптимизмом, сохранившимся при такой жизни. Для Алеши она была другом, самым близким сердцу:

…разбудила, вывела на свет ее бескорыстная любовь к миру, обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни…

Ее слова были для Алеши цветами, которые укоренялись в памяти его, глаза светились «неугасимым, веселым и теплым светом».

Бабушка была одарена и талантлива: ее сказки вливали в душу силу, нравились не только внуку, но и бородатым матросам на пароходе, и Хорошему Делу, расчувствовавшемуся до слез, ее танец завораживал и утешал.

Перечитайте сцену пожара. В то время как дед сидел и тихо выл, а дядя Яков уже ябедничал на брата, бабушка отдавала распоряжения по дому, бросалась в горящую избу за бутылью опасного купороса, деду и Якову лишь оставалось бегать за ней, как растерявшимся детям, и вслушиваться в ее указания. Обезумевший от страха и огня конь становился смирным и успокаивался, когда видел ее рядом:

…Мышонок, втрое больший ее, покорно шел за нею к воротам и фыркал, оглядывая ее красное лицо…

Даже дед при всей его скупости на хорошее, восхищался и видимо гордился ею:

Бабушка-то как, а? Старуха ведь… Бита, ломана… То-то же! Эх вы…

Все тянулись к бабушке как к опоре, готовой всегда помочь, понять, утешить.

Добрым, веселым, простодушным и ловким был Цыганок, словно появившийся из бабушкиных сказок, готовый помочь, утешить, развеселить. Характер его был, как его танец - такой же горящий, переливающийся и яркий.

Непонятным, пугающим и не таким, как все, был жилец Хорошее Дело - одинокий, добрый и мудрый человек, к которому потянулся Алеша и за которого искренне переживал, когда дед все-таки выселил его.

После смерти людей, которые были для Алеши близкими, любимыми и родными, по настоянию деда, мальчик уходит из дома «в люди», унося с собой все то хорошее и доброе, что успели вложить в него эти люди.