Смерть с позиции эзотерики. Что происходит с душой после смерти: теории и гипотезы, куда попадает человеческая душа Человек после смерти эзотерика

Когда-то в нашей стране о том, что может произойти с человеком после его смерти , и речи не шло: официально считали, что после выдачи ЗАГСом соответствующего свидетельства он вычеркивался из жизни раз и навсегда.

Сегодня никто не мешает любому из нас выбирать: признавать ли трактовку проблемы жизни и смерти , принятую ведущими мировыми религиями, или прислушаться к мнению многочисленных экспертов нетрадиционных культов. При всей деликатности темы, издревле считавшейся для россиян сугубо личной и интимной, мы считаем интересным и полезным знакомить читателя с различными точками зрения.

Представления о природе смерти и посмертного бытия менялись сообразно с каждой эпохой, но общим оставалось одно — устойчивый интерес к тому загадочному явлению, которое именуется на Земле смертью. Сам этот интерес указывает на то, что люди всех времен и народов сохранили интуитивное знание о том, что смерть представляет собой нечто большее, чем исчезновение в небытии, уничтожение и гибель всего разумного и светлого, что радовало человека в земной жизни.

Узко материалистическое мировоззрение современной эпохи лишило человека истинных знаний о мире и собственной духовной природе, и это сильно осложнило жизнь представителей нашей цивилизации. В древние времена пифагорейские школы, египетские посвященные, последователи герметизма, йоги и других эзотерических доктрин буквально учили своих учеников умирать, как ни парадоксально это звучит. Известно об отношении древней философии Востока к проблеме смерти. Смерть на Востоке всегда считалась не прекращением разумного бытия, а всего лишь переходом человеческого созидания -души — в иное состояние.

Сегодня такой подход вызывает большой интерес и на Западе. Он выражается, в частности, в интересе к эзотерическим знаниям, и особенно в области измененных состояний сознания, смерти и посмертного бытия.

Создание так называемых хосписов -что в буквальном переводе означает дом мира, успокоения -было призвано решить проблемы не только медицинского ухода за умирающими, но и их психологической подготовки к неизбежному. Эзотерической философии и психологии принадлежит в данной сфере немалая роль.

Что же представляет собой эзотерическое учение о смерти ? Согласно ему, физическое тело человека — это еще не все человеческое существо. Помимо биологического тела, каждый из нас обладает несколькими невидимыми телами — оболочками сознания. Некоторые ученые именуют их фантомными двойниками человека, другие называют энергетическими, третьи — тонкоматериальными телами. Большинство людей или не знает, или не верит в существование подобных элементов в их собственном организме. Косвенным доказательством их существования является феномен призраков, привидений и других аномальных явлений, при которых энергетические тела человека становятся видимыми. И если в земной жизни тонким телам отведена роль невидимых субстратов, замурованных в плотной оболочке физического тела, то в посмертном существовании они являются ни чем иным, как носителями сознания человека в ином мире, оболочками души, подобно тому, как на физическом плане роль вместилища души-сознания выполняет физическое тело.

С точки зрения эзотерики смерть представляет собой разделение тонкоматериального комплекса человека с его биологическим телом. О чем свидетельствуют те, кто был возвращен к жизни после состояния клинической смерти. Истории, ими рассказанные, были опубликованы много раз.

НЕ НАДО ТЕРЕБИТЬ ДУШУ УМЕРШЕГО

Частично знания о смерти и посмертном бытии сохранились в традиционных похоронных обрядах, однако искажения их подлинного смысла с течением времени стали настолько значительными, что на практике соблюдение некоторых обрядов приносит умершему больше вреда, чем пользы.

Разъединение астрального тела с физическим лежащее в основе смерти , происходит после разрыва особой энергетической связи между ними. Ясновидящие воспринимают эту связь как поток серебристо-белой энергии в пространстве, а на Востоке ее называют «серебряной нитью Загадочная фраза Экклезиаста» Пока не прервется серебряная цепь и не разобьется золотой сосуд…» — свидетельствует, что истинная природа смерти была прекрасно известна древним мудрецам. Астральное тело покидает свою физическую оболочку не сразу после разрыва «серебряной нити», а, как правило, на третий день после смерти , спустя минимум 36 часов. Обычай хоронить умершего на третий день после смерти имеет глубокое и психологически оправданное основание. До выхода астрального тела покойный чувствует себя практически так же, как живой человек, с той лишь разницей, что не может дать о себе знать.

Естественно, что человек, ничего не знающий о посмертном состоянии, встретив лицом к лицу иной мир, вначале пугается и теряется. Тяжесть его положения, как правило, усугубляется и реакцией его родных и близких. Рыдания по покойному, призывы вернуться к земной жизни совершенно недопустимы, так как они вносят в сознание умершего смятение и отчаяние из-за невозможности дать знать о своем истинном состоянии. Вместо того чтобы быстрее перейти к иной форме бытия, душа покойного тратит силы на эмоциональные переживания, связанные с горем окружающих.

Умершему не нужны традиционные переодевания, обмывания и т.д. — они только тревожат его, не принося никакого облегчения. В одном из своих писем Е.Рерих приводила погребальный обычай, существовавший в Атлантиде, в ту эпоху, когда людям было известно, что такое смерть на самом деле и как можно облегчить человеку переход в мир иной. «Отошедшего не касались, но густо опрыскивали эвкалиптовым маслом и немедленно покрывали священным платком и засыпали цветами. Три дня и три ночи горел огонь вокруг отошедшего сомкнутым кругом и, в ближайший момент выхода астрала, тело сжигалось. Это очень продуманный обряд. При ленивой воле астрал лениво выходит. Один умеет все вовремя, другой всегда опоздает, но за это нельзя поджаривать пятки. В Индии часто слишком быстро сжигают сброшенную оболочку, потому могут быть значительные повреждения тонкого тела. Это взято из моих записей об Атлантиде».

Сожжение тел умерших, практикуемое на Востоке, является наилучшей формой уничтожения сброшенной оболочки. Существует мнение, что общение с могилами близких помогает не терять с ними связь — это глубочайшее заблуждение. Могила — это энергетически деградационная астральная воронка, притягивающая к себе низшие энергии. Общаться с душой близкого человека по-настоящему можно, лишь мысленно воспроизводя в сознании его образ (чему помогают его фотографии или портретные изображения) и посылая ему светлые, добрые мысли любви и поддержки. Естественно, в данном случае под общением понимается не какой-то спиритизм, а просто светлое памятование любимого облика, посылка ему ободряющих мыслей.

КТО ПОПАДЕТ В РАЙ?

Эфирное тело — самая недолговечная оболочка. Время ее полного распада — 9 дней с момента смерти. Время распада в пространстве астральной оболочки должно составлять 40 дней, вот откуда существуют традиции отмечать эти сроки.

Вообще этот срок — 40 дней — считается временем окончательного разрыва кармических связей законченного земного воплощения. Поминки по покойному изначально были призваны помочь ему завершить кармические связи с земными воплощенными. В течение 40 дней происходит тщательная обработка всей информации земной жизни умершего, и спустя это же время карма индивидуума энергетически отключается от того знака Зодиака, к которому принадлежало данное воплощение. По истечении 40 дней очищенный астрал индивидуума может подняться в более высокие слои Тонкого мира.

Но такая возможность дается лишь людям высокого духовного развития, сознание-душа которых после смерти способна подняться в высокие слои астрального плана, пребывание в которых на самом деле похоже на рай, описанный в традиционных религиях. Уделу злобных и порочных людей после смерти вряд ли можно позавидовать. Негативная карма, то есть, попросту говоря, сгусток отрицательной энергии, окутывающий их астральное тело, не позволит им подняться в высокие и совершенные слои мира иного.

Описания посмертного состояния сознания, приводимые в эзотерических философских учениях, исключительно интересны и поучительны. Если бы людям были доступны эти знания — многих драм и трагедий на земле удалось бы избежать. В «Гранях Агни Йоги» говорится: «Каждую минуту на Земле кто-нибудь умирает, то есть сбрасывает ту форму, в которой он жил, физическое тело свое. Если к этому еще добавить смерть растений, рыб, животных, насекомых и все формы, в которых проявлена жизнь, то можно представить себе этот грандиозный процесс освобождения жизненного принципа от старой формы, для того, чтобы перейти в новую. Смерть — это освобождение от оболочки, ставшей негодной или выполнившей свое назначение на Земле.

Если жить только ею и в ней одной усматривать возможности проявления духа, то перед человеком возникает чудовищная логическая нелепость, выхода из которой нет. Если же жить ради счастья других, то можно представить целесообразность этого счастья. Если и они тоже умрут, и умрут все, и умрет даже планета, на которой они существуют, счастье, конечная цель которого смерть и уничтожение, не может быть оправдано логически.

Наука утверждает: ничто в природе не исчезает и не рождается вновь. Не исчезает и не рождается материя, и не уничтожается и не возникает жизнь. Материя, энергия и жизнь вечны, и все дело в том, что человек, в котором космически сосредоточены -материя, энергия и жизненный принцип, сущность свою увязал не с преходящими формами жизни, но с тем, что непреходяще и что существует всегда и живет поверх умирающих и рождающихся временных форм, в которых является вечная материя, вечна энергия и вечная жизнь».

Когда-то Н. Рерих писал: «Каждый конец есть лишь начало чего-то, еще более величественного и прекрасного». Эти слова относились великим философом и к тому, что называют на земле смертью , и что на самом деле представляет собой лишь переход человека на энергетический уровень бытия.

Первые девять дней являются очень важными как для души умершего, так и для живых. Мы расскажем вам, какой путь проходит душа человека, что она переживает и могут ли близкие покойного облегчить ее участь.

Когда умирает человек, его душа преодолевает своеобразные рубежи. И происходит это по прошествии 3, 9, 40 дней после смерти. Несмотря на то, что все знают, что в эти дни необходимо устраивать поминальные трапезы , заказывать службы в храмах и усиленно молиться, немногие люди понимают, почему. В этой статье мы расскажем вам о том, что происходит на 9 день с душой человека, чем этот день так важен и как живые могут помочь душе покойного.

По православной традиции человека хоронят на третий день. В первые дни после смерти душа имеет огромную свободу. Она еще не совсем осознает факт смерти, поэтому весь «багаж жизненных знаний» носит с собой. Все надежды, привязанности, страхи и стремления души тянут ее к определенным местам и людям. Считается, что в эти дни душа желает находиться около своего тела, а также около родных для нее людей. Даже если человек умер вдали от дома, душа рвется к близким. Также душу может тянуть к местам, которые много значили для нее при жизни. Это время дается душе и для того, чтобы она привыкла и приспособилась к бестелесному существованию.

Как только наступает третий день, душа уже не имеет той свободы, которой обладала. Ее забирают ангелы и сопровождают на небеса для того, чтобы поклониться Богу. По этой причине и устраивается панихида – с человеком и его душой живые люди прощаются окончательно.

После поклонения Богу, душе показывается Рай и праведники, которые в нем живут. Такая «экскурсия» длится на протяжении шести дней. За это время, согласно Отцам Церкви, душа начинает терзаться: с одной стороны она видит, как прекрасно в этом месте и что именной Рай является главной целью человеческого существования. С другой же стороны, душа понимает, что недостойна оказаться среди святых, так как на ее счету множество пороков и грехов. На девятый день за душой вновь возвращаются ангелы, которые провожают душу Господу.

Что необходимо делать в эти дни живым?

Не стоит надеяться на то, что хождение души – это потустороннее дело, которое нас не касается. Напротив, душа 9 дней нуждается в нашей поддержке и посильной помощи. В это время живые как никогда могут надеяться на облегчение страданий души и ее спасение. Сделать это можно с помощью молитвы в храме и дома. Ведь даже если человек был грешником, но за него молятся, это значит, что есть в нем что-то хорошее, то, из-за чего душа заслуживает лучшей участи. Конечно, желательно заказать службу в храме, однако молитвы на 9 день должны быть и личными, от себя. Кроме этого, помочь душе близкого можно и добрыми делами, такими как пожертвование и милостыня.

Это может показаться странным, но девятый день в православии имеет даже некоторый праздничный оттенок. А все потому, что люди верят, что после пребывания в Раю, даже в качестве гостя, душе будет под силу достойно восхвалять Бога. А если человек и вовсе был праведником, вел благочестивую жизнь, то считается, что уже через 9 дней душа может быть перенесена в Святое место.

Среди множества неопределенностей, столь характерных для этого мира, есть нечто, что не вызывает сомнения. Это смерть. Рано или поздно, после короткой жизни или длинной, материальная фаза нашего существования прекращается и происходит рождение в новом мире, ибо то, что мы называем «рождением», есть, по словам Вордсворда, забвение прошлого.

Рождение и смерть могут поэтому рассматриваться как перемещение деятельности человека из одного мира в другой; от нас зависит, чем считать такое изменение: рождением или смертью. Если он входит в мир, в котором мы живем, мы называем это рождением; если он оставляет наш план существования, чтобы войти в другой мир, мы называем это смертью. Однако для самого индивида переход из одного мира в иной подобен переезду в другой город; он сам по-прежнему живет , меняются лишь его окружение и условия.

Переход из одного мира в другой часто происходит более или менее неосознанно, словно во сне, как говорит Вордсворт, и по этой причине наше сознание может остаться фиксированным на мире, который мы оставили. В детстве небеса предстают перед нами действительным фактом; все дети являются ясновидящими в течение длительного или короткого времени после рождения. И наоборот, кто бы ни уходил во время смерти, он все еще созерцает материальный мир какое-то время. Если мы уходим в полной физической силе, в пору мужской или женской зрелости, с сильной привязанностью к семье, друзьям или другим интересам, плотный мир будет притягивать наше внимание намного дольше, чем в преклонном возрасте, когда земные привязанности разрываются прежде того изменения, которое мы называем смертью. По тому же принципу и семя плохо отделяется от мякоти неспелого плода, в то время как оно легко и чисто отделяется от плода спелого. Поэтому умирать в старости легче, чем в молодости.

Неосознанность, с которой обычно происходит изменение, связанное с вхождением духа при рождении и отходом духа в момент смерти, вызвана нашей неспособностью мгновенно настраивать свой фокус сознания. Это напоминает затруднение, которое мы испытываем, когда выходим из темной комнаты на улицу в яркий солнечный день, или наоборот. В таком состоянии проходит некоторое время, прежде чем мы можем различить предметы вокруг себя; поэтому и новорожденному, и новопреставленному приходится приспосабливать свой фокус видения к новым условиям.

Когда наступает момент, отмечающий завершение жизни в физическом мире, плотное тело становится бесполезным, и Эго выходит из него через голову, забирая с собой не только ум и тело желаний, как оно делало каждую ночь во время сна, но и жизненное тело, которое больше не нужно. После чего Серебряная Цепочка, соединяющая высший и низший проводники, обрывается без возможности восстановления.

Мы помним, что жизненное тело состоит из эфира, вложенного в плотные тела растения, животного и человека в течение жизни. Эфир является физической материей и поэтому обладает весом. Единственная причина, почему исследователи не могут его взвесить, состоит в том, что они не способны собрать его и положить на весы. Но когда оно оставляет плотное тело с наступлением смерти, то будет происходить мгновенное уменьшение веса, показывая, что нечто имеющее вес, хотя и невидимое, оставляет в это время плотное тело.

Физическая наука знает, что, какова бы ни была сила, движущая сердце, она не приходит откуда-то, но находится в самом сердце. Эзотерический исследователь видит отсек левого желудочка, возле верхушки, где маленький атом плавает в море высшего эфира. Сила этого атома, подобно силе всех других атомов, есть недифференцированная жизнь Бога ; без этой силы минералы не могут организовывать вещество в кристаллы, а растительное, животное и человеческое царства будут неспособны формировать свои тела. Чем глубже мы идем в своих исследованиях, тем понятнее становится нам фундаментальная истина: «Им [Богом] мы живем и движемся и существуем».

Этот атом называется атом-семя. Сила, содержащаяся в нем, движет сердце и поддерживает жизнь организма. Все остальные атомы всего тела должны вибрировать в тон с этим атомом. Силы атома-семени присущи каждому плотному телу, находящемуся во владении Эго, которому оно придано, и на пластичной поверхности атома-семени записан весь опыт этого Эго во всех его жизнях. Когда мы возвращаемся к Богу в очередной раз, эта запись, собственность Бога, сохраняется; таким образом, и мы сохраняем свою индивидуальность. Наш опыт мы трансмутируем в способности; зло трансмутируется в добро, а добро мы сохраняем как возможность для большего добра, но запись опыта - у Бога и в Боге, в самом глубоком смысле.

Серебряная Цепочка, которая соединяет высший и низший проводники, заканчивается в атоме-семени в сердце. Если материальная жизнь подходит к концу естественным образом, силы атома-семени отключаются сами собой, выходят наружу вдоль желудочно-легочного нерва, затылка и вдоль Серебряной Цепочки вместе с высшими проводниками. Именно этот выход сил из сердца отмечает физическую смерть, но соединяющая Серебряная Цепочка обрывается не сразу, а иногда лишь через несколько дней.


Глава XXII. ПОСЛЕДСТВИЯ САМОУБИЙСТВА

Нисходя для нового рождения, Эго опускается через Второе небо. Там Творческие Иерархи помогают ему построить архетип своего будущего тела, и оно закладывает в этот архетип жизнь, которая будет длиться определенное число лет. Эти архетипы являются пустотами, создающими звучащее, вибрационное движение, привлекающее материю Физического мира в свое пустое пространство, заставляя все атомы в теле вибрировать в тон с маленьким атомом-семенем, который находится в сердце и подобно камертону задает тон всему остальному веществу тела. Если жизнь проживается на Земле полностью, вибрации архетипа прекращаются, атом-семя изымается, плотное тело разлагается, а тело желаний, в котором Эго функционирует в чистилище и на Первом небе, принимает форму физического тела. Затем человек начинает свою работу по искуплению своих дурных привычек и поступков в чистилище и по ассимиляции добрых дел своей жизни на Первом небе.

Таков естественный ход событий, однако в случае самоубийства ситуация меняется. В этом случае изымается атом-семя, но пустота-архетип все еще продолжает вибрировать. Поэтому человек испытывает опустошение и ощущает, как что-то его гложет внутри. Больше всего это похоже на муки сильного голода. Весь материал для построения плотного тела находится вокруг него, но, поскольку ему недостает атома-семени, он не может ассимилировать этот материал и выстроить тело. Мучительное чувство опустошения продолжается столь долго, сколько длилась бы его естественная жизнь. Таким образом, закон Причины и Следствия учит его, что уклонение от жизненной школы - это ошибка, которая не может остаться безнаказанной. Затем, в следующей жизни, когда на его пути возникнет масса трудностей, он вспомнит прошлые страдания, пережитые в результате самоубийства, и пройдет через испытания ради своего душевного роста.

Любопытно, что совершение самоубийства и последующие посмертные страдания в течение того времени, когда архетип все еще существует, часто порождают в таких людях болезненный страх смерти в следующей жизни; так что, когда естественная смерть их все же настигает, они выглядят ужасно после того, как покинут тело, и так стремятся снова вернуться в Физический мир, что часто идут на преступление, занимаясь одержанием самым глупым и бездумным образом.


Глава XXIII. ПРИЧИНЫ СМЕРТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Когда человек уходит после смерти, он забирает с собой ум, тело желаний и жизненное тело; в последнем хранятся картины прошедшей жизни. В течение трех с половиной дней после смерти эти картины запечатлеваются в теле желаний, чтобы сформировать основу жизни человека в чистилище и на Первом небе, где зло искупается, а добро ассимилируется. Опыт самой жизни забывается, как мы забываем умение писать, но сохраняем способность. Сущность всех опытов, накопленных в течение прошлых земных жизней и существований в чистилище и на различных небесах, сохраняется человеком и образует тот запас, которым он располагает при новом рождении. Страдания, которые он перенес, взывают к нему голосом совести, добро, которое он совершил, придает его характеру все больше альтруистических черт.

Если три с половиной дня, следующие непосредственно после смерти, были проведены человеком в условиях мира и покоя, он способен намного глубже сосредоточиться на картинах своей прошедшей жизни, и ее отпечаток на теле желаний будет глубже, чем в том случае, когда его будут тревожить либо истерические рыдания близких, либо другие события. Тогда он будет гораздо острее чувствовать хорошее или плохое в чистилище и на Первом небе, и в следующих жизнях это острое чувство будет безошибочно направлять его. Но он не может сосредоточиться, если рыдания близких будут отвлекать его внимание, или если он погибает в результате несчастного случая - на переполненной улице, в железнодорожной аварии, при пожаре в театре или других несчастных обстоятельствах, которые будут, разумеется, мешать ему правильно сосредоточиться; не может он сосредоточиться и на поле сражения, будучи там убитым. И чтобы не случилось потери жизненного опыта по причине столь неблагоприятных обстоятельств ухода, закон Причины и Следствия обеспечивает компенсацию.

Мы обычно считаем, что рождение человека завершается с его физическим рождением. Однако как в течение периода беременности плотное тело защищено от внешних воздействий защитной оболочкой матки матери до тех пор, пока оно не достигнет достаточной зрелости, чтобы встретиться с окружающими условиями, так и жизненное тело, тело желаний и ум продолжают вынашиваться после физического рождения и реально рождаются в гораздо более поздние периоды, потому что они не прошли столь долгой эволюции, как плотное тело. Им требуется более длительное время для достижения зрелости, необходимой для индивидуального существования. Жизненное тело рождается на седьмом году, и его появление отмечается периодом усиленного роста. Тело желаний рождается во время полового созревания, то есть в четырнадцать лет, а ум рождается в двадцать один год, когда человек становится совершеннолетним.

То, что не начало жить, не может и умереть. Поэтому, когда ребенок умирает до появления тела желаний, он приходит в невидимый мир на Первое небо. Он не может подняться на Второе или Третье небо, поскольку ум и тело желаний не родились и, стало быть, им не суждено в этот раз умереть, так что он просто ожидает на Первом небе новой возможности воплощения. Если в предыдущей жизни человек умер при вышеупомянутых неблагоприятных обстоятельствах (или в результате аварии, или на войне, или же горестные излияния родственников воспрепятствовали ему извлечь пользу из глубоко запечатленных злых и добрых деяний), тогда в следующей жизни он умирает ребенком, чтобы в этот раз понять следствия страстей и желаний прошлой жизни, которые он должен был усвоить в чистилище в прошлый раз, но не сделал этого из-за посторонних помех. Так он выправляет развитие сознания и рождается вновь, чтобы продолжить эволюцию.

В прошлом человек был чрезвычайно воинственным и по своему невежеству был не слишком внимателен к умирающим родственникам, стараясь из всех сил удержать их на земле; последних, впрочем, было, вероятно, немного, в сравнении с числом погибших на поле сражения. Исходя из этого, детская смертность сейчас должна быть аномально большой. Но со временем человечество станет лучше понимать и осознавать, что «быть сторожем брату своему» больше всего нужно при его уходе из этой жизни, сохраняя спокойствие и молитвенное состояние. И тогда детская смертность сократится во много раз.


Глава XXIV. КАК ПРАВИЛЬНО ЗАБОТИТЬСЯ ОБ УМИРАЮЩЕМ

Жизненное тело является проводником чувственных восприятий. Поскольку оно остается с телом чувств (телом желаний), а эфирная цепочка связывает их с отжившим плотным телом, очевидно, что до тех пор, пока цепочка не оборвана, должны оставаться какие-то ощущения, переживаемые Эго, когда его плотное тело беспокоят. Следовательно, выкачивание крови и введение бальзамирующей жидкости, а также посмертное вскрытие и кремация причиняют страдание.

Автору известен случай, когда хирург ампутировал три пальца на ноге живого человека, находящегося под наркозом. Он бросил отрезанные пальцы в огонь, и пациент немедленно начал кричать, потому что быстрый распад материала пальцев повлек такой же быстрый распад эфирных пальцев, которые были связаны с высшими проводниками. Подобным образом развоплощенный Дух остается телесно чувствительным в период от нескольких часов до трех с половиной дней после смерти. Затем всякая связь обрывается, и тело начинает разлагаться.

Поэтому должны быть предприняты большие предосторожности, чтобы не причинить Духу неприятностей подобными мерами. Покой и молитва оказывают наилучшее действие в это время, и если мы любим отходящий Дух, то, следуя вышеизложенным указаниям, заслужим его последнюю благодарность.

Необходимо сказать несколько слов относительно заботы об умирающем, который во многих случаях переносит ужасную агонию из-за ненужной доброты близких. Применение стимуляторов, по всей видимости, причиняет умирающему больше всего страданий. Выйти из тела не трудно, но действие стимуляторов бросает Эго обратно в тело с силой катапульты, и ему заново приходится испытывать страдания, от которых оно только что избавилось. Ушедшие души часто жаловались на это исследователям; один человек рассказывал, что за всю свою жизнь не испытывал таких страданий, какие ему пришлось пережить, когда его пытались вернуть к жизни в течение нескольких часов. Единственный правильный способ заключается в том, чтобы предоставить Природе следовать своим курсом, когда становится ясно, что конец неизбежен.

Другое и еще большее зло в отношении отходящего Духа - давать выход рыданиям и плачу в комнате умирающего или рядом с ней. Сразу после своего освобождения, в период от нескольких часов до нескольких дней, Эго занято вопросом предельной значимости, оно осуществляет оценку прошедшей жизни. Эффективность этого великого дела зависит от внимания, уделяемого ему отходящим Духом. Если оно будет отвлекаться рыданиями и плачем близких и любимых, то много упустит, но, укрепленное молитвой и молчанием, сможет избежать многих будущих горестей, касающихся всех. Мы более всего стражи брату своему, когда он проходит через свой Гефсиманский сад; это одна из величайших наших возможностей послужить ему и снискать сокровища на небесах для самих себя.

Мы изучили феномен рождения и развили науку рождения . У нас есть квалифицированные акушеры и опытные медсестры, чтобы как можно лучше ухаживать за обоими - матерью и ребенком, чтобы окружить их заботой. Но наука смерти находится у нас в самом плачевном состоянии. Когда ребенок приходит в мир, мы хлопочем вокруг него со знанием дела, когда же друг всей жизни вот-вот оставит нас, мы стоим рядом беспомощные, не зная, как ему помочь, хуже того, вместо помощи мы мешаем и причиняем страдания.

Мы говорили, что жизненное тело является хранилищем одновременно сознания и подсознательной памяти, каждое действие и переживание жизни незыблемо запечатлевается на жизненном теле, как пейзажи на фотопластинке. Когда Эго удаляет его из плотного тела, вся жизнь, записанная в подсознательной памяти, открывается глазу ума. Именно частичная потеря жизненного тела заставляет тонущего человека увидеть всю свою жизнь в мгновенной вспышке, предваряющей бессознательное состояние, Серебряная Цепочка остается при этом неповрежденной, иначе не было бы возможности вернуться к жизни в случае спасения. Когда же Дух отходит во время смерти, картины движутся медленно. Человек становится зрителем, наблюдающим, как картины сменяют одна другую от смерти до рождения, при этом он видит сначала то, что происходило непосредственно перед смертью, затем идут зрелые годы, юность, детство и младенчество, вплоть до рождения. Человек тем не менее не испытывает к этим картинам никаких чувств; цель этого показа - просто запечатлеть панораму произошедшего в теле желаний, которое служит обителью чувств. Чувства в связи с этим впечатлением будут осознаваться тогда, когда Эго вступит в мир Желаний. Однако мы можем отметить, что интенсивность осознаваемого чувства зависит от продолжительности времени, затраченного на процесс запечатления, и от внимания человека. Если его не беспокоили длительное время, на теле желаний будет выполнен глубокий, четкий оттиск. Свои ошибки он более остро почувствует в чистилище, а в хороших качествах больше укрепится на Небе, и, хотя конкретное содержание опыта будет в следующей жизни утрачено, чувства останутся , словно «несмолкающий тихий голос». Когда чувства сильно отпечатаны на теле желаний Эго, этот голос будет звучать совершенно четко и определенно. Голос будет побуждать человека оставить строптивость, отказаться от того, что причиняло ему боль в жизни раньше, и двигаться в направлении добра. Поэтому панорама картин проходит В ОБРАТНОМ ПОРЯДКЕ, так, чтобы Эго видело сначала следствия, а после вызвавшие их причины.

Когда тело погребено в земле, жизненное тело распадается медленно, одновременно с плотным телом, так что, когда, например, рука разлагается в могиле, эфирная рука жизненного тела, парящего над могилой, также исчезает, и этот процесс идет, пока от тела ничего не останется. Но в случае кремации жизненное тело распадается сразу, и, поскольку оно является хранилищем картин прошлой жизни, которые должны запечатлеться на теле желаний, чтобы сформировать основу для жизни в чистилище и на Первом небе, страшным бедствием будет совершение кремации раньше, чем пройдут три с половиной дня. В таком случае уходящий Дух не может удержать жизненное тело, ему требуется помощь. И эту часть работы выполняют ради людей невидимые помощники. Иногда им помогают духи природы и другие существа, назначаемые Творческими Иерархами, или Водителями человечества. Потери происходят и при кремации, совершенной до того, как Серебряная Цепочка разорвется естественным образом. В этом случае отпечаток на теле желаний будет отнюдь не таким глубоким, как обычно, что окажет действие на будущую жизнь, потому что, чем глубже отпечаток прошлой жизни на теле желаний, тем острее переживания в чистилище из-за грехов и тем больше наслаждение на Первом небе как результат добрых деяний, совершенных в прошедшей жизни. То, что мы называем совестью, есть муки и радости наших прошлых существований, поэтому, теряя в страданиях, мы также теряем возможность осознания ошибок, что могло бы заставить нас не повторять подобные ошибки снова, в будущей жизни. Поэтому последствия от преждевременной кремации долго дают о себе знать.

Что касается длительности панорамы, то мы помним, что именно коллапс жизненного тела вызывает уход высших проводников. Поэтому после смерти, когда жизненное тело резко ослабевает, Эго должно уходить, и, таким образом, показ картин жизни завершается. Продолжительность просмотра зависит, следовательно, от времени, в течение которого человек может оставаться в сознании. Некоторые люди могут оставаться в сознании только несколько часов, другие выдерживают несколько дней, в зависимости от крепости их жизненного тела.

Когда Эго покидает жизненное тело, последнее притягивается назад к плотному телу, зависая над могилой и распадаясь параллельно с плотным телом. Ясновидящий видит, что над кладбищем стелется тусклый свет, и наблюдает все жизненные тела, чье состояние распада ясно указывает на состояние останков в могиле. Если бы число ясновидящих возросло, кремация была бы принята скорее, если не по санитарным соображениям, то для защиты наших чувств.

Поскольку вера в жизнь после смерти и интерес к ней становятся все более распространенными, есть необходимость в передаче обществу научного метода ухода за теми, кто переходит к высшим формам жизни. Тогда появились бы медсестры, врачи и священники, сведущие в науке смерти так же хорошо, как в науке рождения. Дух в этом случае будет окружен любовью и покоем во время своего ухода. Он получит более глубокую и чистую запись, с помощью которой начнет жить и трудиться в новом состоянии.


Глава XXV. КАК ПОМОГАТЬ УМЕРШИМ

Когда Эго приходит в Физический мир, это, с одной стороны, повод для радости, и мы радуемся при рождении ребенка, ибо мир дает нам опыт и материал для душевного роста. Однако с другой точки зрения, когда Эго входит в тюрьму плотного тела, оно оказывается в самых стесненных условиях, которые только можно представить. Поэтому радоваться тому, что ребенок родился, и плакать, когда Эго освобождается через смерть, на самом деле аналогично тому, чтобы веселиться, когда друг попал в тюрьму, и истерически рыдать, когда он освобожден.

Более того, наши обязанности по отношению к близким нам людям, которые ушли из земной жизни, не кончаются, когда они разорвали физические связи. Мы ответственны перед ними и за пределами могилы. Наше отношение после смерти наших любимых продолжает затрагивать их, потому что они обычно не уходят далеко от привычных мест. Многие остаются в доме или рядом с домом в течение нескольких месяцев после того, как оставили тело, и могут ощущать условия в нем еще более остро, чем во время земной жизни. Вздыхая, скорбя и плача по ним, мы доносим до них то уныние, в котором пребываем сами, или же привязываем их к дому, потому что они стараются ободрить нас. В этом случае мы служим помехой и препятствием на пути их духовного прогресса, и если это можно простить тем, кто несведущ в фактах жизни и смерти, то люди, изучавшие философию розенкрейцеров или схожие учения, навлекают на себя очень большую ответственность, когда поддаются подобным настроениям.

Мы хорошо знаем обычай носить траур; более того, общественное мнение порицает людей, если они не носят траурную одежду в знак своей скорби. К счастью, времена меняются, и по этому поводу начинает формироваться более просвещенная точка зрения. Переход в другой мир - достаточно серьезное событие само по себе, поскольку человеку предстоит привыкнуть к новым, незнакомым условиям. И когда отошедший дух дополнительно уязвляется болью и горем тех, кто ему дорог и кого он продолжает видеть рядом с собой, когда он обнаруживает их в унынии, облаченных все в ту же траурную одежду и носящихся со своим горем в течение месяцев и даже лет, результат может быть только угнетающим.

Насколько же лучше отношение тех, кто усвоил учение розенкрейцеров и вобрал его в сердце! Их позиция ободряющая, позитивная, обнадеживающая и вселяющая мужество. Эгоистичная скорбь перед лицом потери преодолевается, чтобы отходящий дух всемерно ободрялся. Обычно члены такой семьи одеты на похоронах в белое; бодрое, доброжелательное настроение преобладает. У живых нет мыслей: «Что же мне делать сейчас, потеряв его? Весь мир кажется мне опустевшим». Они думают так: «Я надеюсь, что он сможет найти себя в новых условиях как можно быстрее, что он не будет печалиться при мысли, что оставил нас. Мы искренне молимся за его благополучие и за то, чтобы он смог вынести уроки этой жизни полностью в своих переживаниях в чистилище и на Первом небе».

Так, благодаря доброй воле, мудрости, самоотречению и любви оставшихся друзей, уходящий дух способен адаптироваться в новых условиях при самых благоприятных обстоятельствах. И самое лучшее, что мы можем делать, это распространять данное учение как можно шире. Если мы слепы в отношении сверхфизических сфер, это наша беда. Но для всех, кто возьмет себя труд разбудить свои дремлющие способности, открытие соответствующего чувства представляет только вопрос времени. Когда это время наступит, мы увидим, что все так называемые «мертвые» находятся рядом с нами. В действительности «смерти нет», и замечательные стихи Джона Мак Крири подтверждают это:


Нет смерти, нет. И павшая звезда
На берегу ином восходит.
В небесной вспыхнет золотой короне
И засияет навсегда.
Нет смерти, нет. Так и листва в лесу
Животворит пустой, незримый воздух,
Распались камни - и становятся пригодны
Голодным мхам, что на себе несут.
Нет смерти, нет. И даже пыль дорог
Под летними дождями превратится
И в золото зерна, и в спелый плод,
И радугой цветов начнет искриться.
Нет смерти, нет. Пусть листья опадут,
Цветы зачахнут и совсем увянут.
Они лишь только зиму переждут,
Под теплым майским ветром вновь воспрянут.
Нет смерти, нет, хоть горько мы скорбим,
Утратив близкие и дорогие формы,
Их нет, и круг объятий наших порван,
А мы их научились так любить.
Хоть с раной в сердце и с поникшей головой
За гробом в трауре идем, и шаг наш тих,
Бездушный прах несем мы на покой,
«Они мертвы», - мы говорим о них.
Нет, не мертвы они, но перешли
За тот туман, что застит нам глаза,
Вступая в новую и истинную жизнь
Той сферы, что безоблачно ясна.
Футляр из глины сбросили они
И облачились в свет и чистоту,
Не потерялись, не ушли во тьму
И не растаяли в неведомой дали.
Пусть глазу смертного невидимы они,
Они все здесь и так же любят нас.
Любимых, что остались позади,
Они не забывают ни на час.
Они касаются пылающего лба
Дыханьем бальзамическим порой,
Для духа зримы, в наши слабые сердца
Вселяя мужество, и веру, и покой.
Да, с нами рядом вечно, хоть незрим,
Бессмертный дух, что дорог нам, идет.
И в Царстве Бога, не имеющем границ,
Есть Жизнь, и значит, в Нем никто не мертв.

Смерть осознается только теми жизнями, которые обладают самосознанием, и к великому сожалению неверно понимается только человеческими существами.

Что там за завесой, если там другая жизнь или все заканчивается здесь? Эти извечные вопросы задают себе миллионы поколений людей, и каждый из них получает именно тот ответ, который достоин его уровня осознания вечности. Для кого – то смерть это конец всему, а для кого – то это всего лишь очередной этап в его личной эволюции. Смерть для большинства людей, независимо от их миропонимания, представляет собою просто необъяснимое явление, нагло вторгающееся в их личную жизнь, и разрушающее все их планы на будущее.

Что же такое смерть? И почему подавляющее большинство людей, так панически боится смерти, что готово пойти на все, чтобы оттянуть ее хоть на час. В чем причина такого первобытного страха? Основных причин две, хотя Алиса А. Бейли в своем трактате «О семи лучах» указывает их аж семь, но все таки только две из них я бы отнес к основным, ибо они присущи подавляющему большинству жителей планеты Земля. Первый и основной - это ужас неведомого и неопределенного ожидающий нас после смерти. Из-за завесы смерти не возвращался еще не один смертный, и эта неизвестность пугает нас. И второй - это то, что мы отождествляем себя с этим физическим телом.

Потеря нашего физического тела вызывает у нас животный страх, что вместе с телом мы потеряем свою индивидуальность и перестанем существовать как личности. То, что с таким трудом мы копили всю свою жизнь, может исчезнуть для нас в один момент. Боязнь этой потери заставляет нас так тщетно цепляться за нашу никчемную жизнь. Наш страх перед cмертью, порождён нашим ужасающим невежеством, нашим полным незнанием истины, которую скрывает cмерть. Это происходит потому, что большинство людей считают себя тем внешним телом, которым они обладают и поэтому думают, что с разрушением этого физического тела они также перестанут существовать. Многие, зная начало и видя лишь один свой конец, проживают свою жизнь бесцельно, по пустякам растрачивая годы и тратя невероятную энергию на накопление иллюзорных и ненужных ценностей.

Смерть будет внушать свой древний ужас таким людям до тех пор, пока их сознание будет отождествлять себя с этим телом. Но как только мы осознаем себя душой, мы поймем: что смерти нет, есть лишь временный переход на другой план бытия в процессе вечной эволюции нашей души. Алиса А. Бейли в своем трактате о семи лучах пишет; « Смерть наступает для конкретного человека, в обычном смысле этого слова, когда из физического тела уходит воля к жизни и ее место занимает воля к отделению». Я полностью согласен с этой ее трактовкой смерти, хотя признаю, что она не может стопроцентно подходить под все случаи смерти. Ведь бывают и случаи внезапной смерти, когда воля к жизни еще довольно сильна, но тут уже действуют совсем другие кармические законы, весьма сложные для понимания ввиду того, что мы не знаем причин их действия. Как правило, эти причины сокрыты в прошлых жизнях и недоступны для понимания абсолютного большинства людей, поэтому такие смерти выглядят для них несправедливыми. Хотя закон кармы абсолютен и справедлив, даже если убит трехлетний ребенок, как бы жестоко это не звучало, он это заслужил.

Смерть остаётся и теперь такой же неизбежной истиной, как и прежде. Она стоит за спиной каждого из нас, и никто не может спастись от неё или избежать её холодного дыхания. Смерть – процесс, обратный рождению. Рождение – это воплощение сознания, смерть – его развоплощение, но в обоих случаях сознание переходит из одного состояние в другое. Едва родившись, мы уже приговорены умереть, ибо рождение - это первый шаг к смерти. Движение к смерти неумолимо. Оно никогда не прекращается. Мы начинаем умирать с момента рождения. В свое время я любил задавать людям один вопрос; «В чем причина смерти всех живых существ»? Большинство называло общепринятые причины, старость, болезни , несчастные случаи и тому подобное и лишь незначительное меньшинство могло дать правильный ответ. Хотя сам ответ столь очевиден, что лежит на поверхности и когда я называл его, все люди соглашались с ним и дивились, как это они сами до этого не додумались. Сам ответ очень прост; «Причина смерти – рождение».

Ведь ни кто не будет спорить, с первым очевидным фактом, что все мы родились, а так же и с другим очевидным фактом, что все мы в конечном итоге когда-то умрем. Эти две вещи очевидны для всех людей, независимо от их возраста, расы, вероисповедания, все остальное может меняться. Лишь рождение и смерть останутся неизменны, пока существует человечество. Возможно, в скором времени эти понятия приобретут другие значения, но люди по-прежнему будут рождаться и умирать. В одном из самых древних религиозных трактатов Бхагават Гите (гл.2 ст.27) написано; «Тот, кто родился, обязательно умрет, и после смерти обязательно вновь родится. Поэтому не следует предаваться скорби, исполняя свой долг».

У подавляющего большинства людей сознание блокируется в момент их перехода, то есть они перестают помнить свои прошлые воплощения. Их жизненный опыт не исчезает, но он переходит из области сознательного в область подсознательного, и в новом воплощении начинает осознаваться на уровне инстинктов и талантов. Лишь не многие из адептов могут сознательно сохранять ясность ума в момент перехода – это и есть настоящее бессмертие. Именно так и описывает настоящее бессмертие Дон Хуан маг и чародей из книг знаменитого мистика Карлоса Кастанеды. Попытка сделать бессмертным физическое тело, абсолютная глупость, нельзя остановить течение времени. Добейтесь сохранения ясности сознания в момент перехода, и вы станете воистину бессмертным. Именно к такому бессмертию стремились величайшие посвященные земли. Для тех, кто ещё при жизни разгадал для себя тайну cмерти, осознанное умирание является Посвящением, наделяющим способностью в дальнейшем существовании сознательно управлять процессами Рождения (проявления) и Смерти (развоплощения).

Есть масса легенд о так называемых «пилюлях бессмертия», хотя вы сами прекрасно понимаете, что физической таблетки бессмертия в природе не существует. В лайя йоги есть учения, называемое «кая кальпа» и «расаяна» которые помогают йогам на долгие годы и даже тысячелетия сохранять жизнь их физического тела, но сделать их бессмертными они все равно не могут. Согласно учению даоских мудрецов, истинное бессмертие состоит в том, что бы выплавить в себе «пилюлю бессмертия», то есть сохранить ясность сознание в момент смерти. В этом вам может помочь знаменитый тибетский трактат «Бардо Тедол» или как его еще называют «Тибетская книга мертвых». Существуют и более древние источники по правилам умирания, например «Египетская книга мертвых». Правда все оны написаны эзотерическим языком и в большинстве своем будут малопонятны основной массе читателей. Да этого от них и не требуется, ибо они писались для избранных, для тех, кто хотел понять суть смерти. Большинство людей сознательно избегают разговоров о смерти, потому – что упоминание о смерти вызывает у них реальные ощущения собственной кончины. Им кажется, что говоря о смерти, они приближают свою – это конечно глупость. Разговоры о смерти не приближают вашу смерть, но делают ее более ясной – это факт.

Современная наука довольно много знает о процессах связанных с умиранием, но она до сих пор не может дать ответ: что - же происходит с нашим сознанием после смерти физического тела? Момент же, когда большинство функций организма перестают измеряться приборами, принято называть "моментом Смерти", но это касается только физического тела, а что же в этот момент происходит с нашей душой? На это вопрос пытается дать ответ книга доктора Раймонда Моуди «Жизнь после жизни». В ней описано достаточное количество посмертного опыта, что бы большая часть читателей задумалась об этом.

Теперь давайте немного поговорим о самой смерти. Существует несколько признаков скорой смерти, они бывают двух видов, психологические и физические, все они достаточно хорошо описаны в таких книгах как «Чжуд – Ши», «Бардо Тедол», «Искусство умирать» . Мы рассмотрим лишь те которые могут определить большинство людей. Начнем с самого главного психологического - это отсутствие желания жить. Процессом смерти управляет наше желание, так же само, как и другими жизненными процессами. Очевидный факт, что при отсутствии воли к жизни смерть неизбежна. Отсутствие воли к жизни запускает механизм смерти. Одни делают это сознательно, другие просто устали жить.

На этот случай есть одна интересная притча. Александр Македонский спросил придворного мудреца; « До каких пор следует жить человеку», и тот ответил: « Человеку следует жить до тех пор, пока он не сочтет, что умереть лучше, чем жить». И это, правда, каждый сам выбирает себе ту грань, до которой он хочет жить. Пока у вас есть цель в жизни вы будете жить. Посмотрите на пример некоторых родителей, они живут пока их дети или внуки нуждаются в их помощи, но как только такая помощь перестает быть нужна, они быстро угасают. Это случается потому – что они не могут сменить свои приоритеты. У них была одна цель в жизни это их дети и когда она ушла, они не могут найти другую, а оставшись без цели, теряют волю к жизни и быстро умирают.

Очень интересен в смысле принятия смерти кодекс « Буси-до», кодекс чести японских самураев. Там есть специальный раздел называемый «Лицом к смерти». Приведу лишь несколько высказываний, но и этого будет вполне достаточно, что бы понять, какой глубинный смысл сокрыт в этом разделе; «Истинная храбрость заключается в том, чтобы жить, когда правомерно жить, и умереть, когда правомерно умереть. Цепляться за жизнь, когда пришла смерть недостойно настоящего воина. Сделать четкие последние заявления – обязанность истинного воина. В делах повседневных помни о смерти и храни это слово в своем сердце. Когда твоя мысль постоянно будет вращаться около смерти, твой жизненный путь будет прям и прост. Те, кто держится за жизнь, умирают, а те, кто не боится смерти, живут. Все решает дух. Если готов убивать, значит, готов и умирать. Буси-до – Путь воина – означает смерть. Когда для выбора имеется два пути, выбирай тот, который ведет к смерти».

И так с главным психологическим признаком смерти мы определились – это отсутствие желания жить. Давайте для симметрии рассмотрим несколько физических признаков смерти. Они бывают двух видов, далекие и близкие, то есть те которые наступают непосредственно перед самой смертью, и те которые появляются за некоторое время до смерти (от месяца до полугода). К далеким признакам можно отнести симметрию лица. У подавляющего большинства людей обе половинки лица не симметричны, то есть имеют небольшие различия. Если глядя в зеркало, вы заметили, что ваше лицо стало симметричным, это значит, что пора готовиться к переходу. Из других, внешних знаков приближающейся смерти, можно отметить исчезновение ощущения света или цвета во время надавливания пальцами на веки прикрытых глаз в первый день каждого месяца. Если вы после надавливания на глаза не ощутите никаких изменений в цветовых ощущениях, то Смерть ваша уже близка.

То же самое можно сказать и в отношении ощущения в ушах тончайшего звона или резонанса, - если он больше не ощущается, то следует начать свою подготовку к умиранию. Много может также рассказать знающему человеку и необычно бледный кончик носа, предвещающий смерть ещё за несколько дней до неё. Есть и более близкие признаки, три из них являются основными: 1) ощущение тяжести в теле – «земля в воде» 2) ощущения холода, словно тело оказалось в воде, которое постепенно переходит в лихорадочный жар – «вода в огне» 3) ощущение, словно тело разрывается на мельчайшие атомы – «огонь в воздухе». Каждый признак сопровождается внешними изменениями, такими как: утрата контроля над лицевыми мускулами, потеря слуха и зрения, прерывистое дыхание перед обмороком. Я не буду больше описывать признаки, но если они вас интересуют, вы можете обратиться к специальной литературе, очень хороша в этом отношении книга Ориса «Искусство умирать».

В отличии от тибетской и египетской «Книг мертвых» она написана современным понятным языком с минимумом санскритских терминов и по сути является практическими справочником по "некропедии", своеобразными учебником по подготовке к опыту настоящей, реальной cмерти. Человек умирает только раз в жизни и поэтому, не имея опыта, как правило, умирает неудачно. Приобрести необходимый опыт помогут книги о смерти. Они, конечно, не гарантируют сто процентного успеха, но зато смогут помочь понять основы процессов происходящих с вами во время смерти. Знание этих процессов поможет вам не растеряться в момент собственной смерти. Согласно всем религиозным учениям момент смерти является одним из самых важных моментов в нашей эволюции. Потому – что именно он и определяет условия нашего дальнейшего существования. Недаром во всех религия в момент смерти необходимо присутствие духовного наставника, что бы облегчить процесс смерти и направить душу в нужное русло. К великому сожалению современное урбанизированное общество не придает этому процессу должного внимания. Редко когда к умирающему зовут его духовника, хотя в роли духовника может выступать не только священнослужитель. Духовником может быть и родственник умирающего и это даже предпочтительно, ибо такому лицу доверия больше.

Умирание - это процесс соприкосновения с Вечностью. Пифагор в своих мистериях говорил; «Земное рождение есть смерть, смерть есть воскресение с точки зрения духовного». Момент смерти ничем не отличается от любого другого. Это очередной жизненный опыт, который нужно встречать бодрствуя. Смена обоих жизней необходима для развития души, где лучше умирать, ответ однозначный: конечно дома в кругу родных и близких. Я знаю, процесс смерти не очень приятен для окружающих, ибо напоминает им о собственной кончине. Многие пытаются избавиться от своих умирающих родственников, положив их в больницу – это абсолютно не правильно. Подумайте, вам ведь тоже когда – то придется умирать, как бы вы хотели, что бы это произошло и сделайте соответствующие выводы. И еще вы должны помнить, что каждый сам выбирает момент, до которого он хочет жить. Бывает, что все мы видим, что лечение бесполезно, но человек просит нас, его лечить. Как поступать в таких случаях, ответ однозначный, если у вас есть возможность надо лечить. Возможно, вы потеряете в материальном, но зато бесконечно много приобретете в духовном. Не нам судить человека, и если он просит о помощи и у нас есть возможность помочь, мы должны помогать, как бы нам при этом тяжело не было. Нельзя так же навязывать лечение человеку, если он решил уйти - это его право умереть, как он хочет. Я не сторонник эвтаназии, каждый должен постараться до конца искупить свою карму, как бы это тяжело не было.

Очень показательна в это случаи смерть путешественника Тур Хейердала. Когда у него обнаружили рак, он сказал: «Я хорошо жил, и хочу хорошо умереть» и отказался от лечения, хотя имел достаточно денег, что бы продолжить лечение. Он предпочел достойно умереть, чем продолжить свое существование ценою неимоверных материальных и моральных затрат. Не многие в нашем мире способны на такой решительный шаг, и он не покончил жизнь самоубийством, он просто дал ей возможность угаснуть естественным способом. В этом контексте несколько слов о самоубийцах. С точки зрения эволюции это абсолютная глупость. Нельзя таким образом избежать своей кармы, такими действиями вы лишь отстрачиваете ее на некоторое время. В следующем воплощении вы вынуждены будете начать с того места на котором остановились в предыдущей жизни. Так если в такой отсрочке смысл? Самоубийство это не только проявление трусости, но и шаг назад на пути эволюции души.

Большинство из нас цепляются за свою жалкую жизнь, трясущимися руками затрачивая на это колоссальные материальные средства, что бы хоть на немного продлить свою жизнь. Которую то и жизнью назвать нельзя, так никчемное существование на больничной койке. Надо честно признать в этом большая вина врачей, это они дают нам несбыточные надежды, даже если видят, что конец неизбежен. Это беда всей западной медицины, которая лечит до последнего. Некоторые недобросовестные врачи этим пользуются и выкачивают из умирающих и их родственников последние гроши. На востоке принята совсем другая концепция; там, если врач взялся лечить больного, а тот умер, это плохой врач и к нему постараются больше не обращаться. Но если врач откажется лечить больного, мотивируя тем, что ничем помочь, не может и больной скоро умрет его, ни кто не осудит, а наоборот он обретет уважение в глазах своих пациентов и их родственников. Это различие в подходах основано на разном понимании смысла жизни для восточных и западных людей. Западные люди более прагматичны в восприятии материального мира и менее духовны, восточный тип наоборот более духовен и менее материален. Мы и сами это прекрасно видим, материальный прогресс идет с запада, материальный уровень жизни выше на западе, чем на востоке. Восток же предлагает нам духовный путь развития, в противовес материальному благополучию. Сейчас эти две концепции мировосприятия кооперируются между собой, и на мировую арену выходит новая концепция восприятия мира, но это уже тема отдельного разговора.

И так, рассмотрим чуть подробнее сам процесс умирания. Первое: пусть в комнате сохраняется молчание. Все эти плачи и причитания не помогают умирающему, а наоборот отвлекают его. Когда люди поймут истинный смысл смерти, то весь обряд смерти не будет носить столь печальный оттенок, это скорее будет напоминать торжественный обряд проводов. Ведь вся эта печаль и тоска о ушедшем обусловлена только нашим не знанием истинных процессов жизни. Тишину может нарушать только чтение заупокойных молитв, а еще лучше наставлений о смерти, если таковые имеются. Теперь о положении тела умирающего: макушка головы умирающего должна быть символически направлена на восток, а руки и ноги скрещены. Именно в таком положении тела душа легче всего его покидает.

Сам процесс умирания может длиться от нескольких минут до нескольких часов, и у вас должно хватить терпения пройти его до конца. Вы должны мыслить только позитивно об умирающем, лучше при этом вспоминать самые приятные моменты совместной жизни. Учтите, умирающий может вас и не слышать, но зато очень хорошо будет воспринимать ваши мысли. Мир мертвых взаимодействует с миром живых, значительно лучше, чем мы живые с миром мертвых. Поэтому не злите умирающих, что бы не создать себе проблему. Ведь не даром говорят: об умирающих либо только хорошо, либо вообще никак. Со временем влияние умерших на живых ослабевает, но на первом этапе оно очень сильно, учтите это. Не совершайте ошибку некоторых, которые потратив деньги на лечение родственников, после их смерти начинают об этом публично сожалеть. Такое лицемерие может оскорбить умершего, и он может создать вам проблему на духовном плане. Уж лучше откажитесь от лечения еще при жизни умирающего, чем сожалейте о потраченных деньгах после его смерти. Не лицемерьте, будьте честны по отношению к себе и окружающим, найдите в себе силы отказать умирающему, но помните, все мы когда-то умрем и вы тоже.

Теперь несколько слов о том, как лучше умирать. Большинство хотят умереть быстро и во сне. Согласно ведическим знаниям смерть во сне не самый лучший вариант, ибо происходит не сознательно и весьма высока вероятность попасть, не в лучшие условия следующего существования. Лучше умирать в сознании и в присутствии близких лиц. Очень важно умирающему простить все обиды, которые причинили ему остающиеся в живых, не стоит нести с собой в посмертный мир груз обид. Это же касается и живущих, простите умирающему все обиды, которые он вам причинил, он все равно уже не сможет их исправить, а груз не прощеных обид еще долго будет тянуть его к земле не давая достичь освобождения. Те же веды утверждают, что чем тяжелее человек умирает, тем больше кармических последствий он несет с собой. Если подобное случилось с вами, найдите в себе силы пройти этот путь до конца. Не пытайтесь их избежать это не возможно, вы можете растянуть последствия только во времени, а если в этом смысл? Быстро и красиво умирают только праведники коих не так уж и много. Все мы в той или иной мере имеем, какие-то грехи, так что не переживайте. Исчезнуть на глазах у тысяч людей могут только великие посвященные, чьи тела настолько очистились от кармических последствий, что могут раствориться прямо на глазах подобно туману. Мы же простые смертные и будем умирать, как это заслужили, но пока мы живем должны помнить, что хорошими поступками мы можем заслужить и более приятную смерть.

Теперь о том, что лучше всего делать с телом, кремировать или предать останки земле. Христианская традиция предпочитает похороны тела в земле, хотя все же предпочтительней кремация тела. Существует масса доводов в пользу кремации, начиная с того, что это более гигиенично и занимает меньше места. Но самый главный состоит в том, что это позволит нам очень быстро вступить на этап посмертного существования за счет ускоренного освобождения тонких проводников нашего тела. При кремации это происходит в течение нескольких часов, вместо нескольких дней при захоронении тела в землю. Какой способ выбрать – решать вам. И учтите все эти громадные памятники и мраморные бюсты мертвым ни к чему. Как сказал Дидро Дени; «Гнить под мрамором или под землей, все равно гнить». В древности все эти знаки на могилах ставились лишь с одной целью напоминать нам об умерших. В наше время и в нашей стране это принимает гипертрофированные формы. Зайдите на кладбище, и вы увидите, что люди соревнуются в том, чей памятник круче и больше. Забывая при этом об самих усопших и вспоминая их в лучшем случаи в день повиновения. Для усопших главное наша память о них, материальные атрибуты их уже не волнуют. Так что подумайте, дорогой памятник – это дань усопшему или дань вашему тщеславию: «Вот какой я крутой, я могу, а они нет».

Лично я стараюсь воспринимать смерть как некий переход на другой план бытия. Я заранее заготовил себе надгробную плиту с надписью; «Жизнь прошла, вот итог: жил не так как хотел, а как мог». Между прочим, заранее готовиться к смерти было принято на Руси за долго до появления здесь христианства. И в небольших селах этот обычай и до си сохранился, там заранее готовят для себя гроб. Я помню, как в детстве меня шокировал гроб на чердаке дома моего друга в селе. Сам парень воспринял гроб вполне спокойно: «Это деда» – сказал он мне; но больше всего меня поразило то, что дед его был вполне бодрым старичком и совсем не собирался умирать. Я ни в коей мере не призываю вас покупать гроб и ставить его в прихожей вашей двух комнатной квартиры и тем самым пугать своих друзей, просто будьте готовы морально и все.

Не бойтесь смерти, она все равно придет к вам, просто готовьтесь к ней и тогда она не застигнет вас врасплох. Хотя и это весьма сомнительно, ибо смерть всегда приходит неожиданно, даже если ее ждешь. Напомню вам слова Воланда из «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова: «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус». Помните: лишь незрелые души бояться смерти, будьте зрелыми.

Вопрос: В чем заключаются доктрины перерождений и кармы?


Ответ: Перерождения и карма - основные доктрины буддизма, однако они существовали и в некоторых других системах эзотерической философии, в частности в пифагорейских и платоновских школах. Доктрина перерождений предполагает, что человек живет на Земле не один раз, а множество. Он возвращается сюда, пока не усвоит в совершенстве каждый урок, какой должен преподать ему наш мир.

Согласно доктрине кармы, все, что происходит в природе, подчиняется закону причин и следствий. В применении к человеку этот закон означает, что все происходящее с личностью представляет собой аспект всеобщей справедливости. Каждый человек пребывает на том месте, которое заслужил сам. Каждый занимается тем, чем имеет право заниматься. Никто не страдает за чужие ошибки - только за свои собственные. Таким образом, единственный путь к счастью - жить правильно, тем самым приводя в действие конструктивные циклы причин и следствий. Если мы хотим стать мудрыми, то должны заслужить мудрость. Каждый человек, живущий на земле, находится на том месте, которое заслужил своими поступками в этой или прошлых жизнях.

Среднее число жизней, через которые человек проходит за цикл эволюции, составляет около восьми сотен. К восьмисотому возвращению в этот мир человек обычно уже знает, какой образ жизни является правильным. Перерождения делают совершенство доступным всем, а каждого человека - хозяином своей души. Доктрины искупительной жертвы и осуждения младенцев на вечное проклятие могут быть забыты навсегда. Человек живет в справедливом мире, где добиться успеха можно только благодаря честности перед собой. Доктрины перерождения и кармы - единственные достойные философа учения, объясняющие смысл бытия и окончательную цель жизни.

Вопрос: Что такое смерть?

Ответ: В метафизическом толковании смерть - это отделение высших начал человека от низших. Живое существо представляет собой сложный организм, состоящий из сверхфизических начал, проявляющихся посредством материального тела, которое, в свою очередь, состоит из элементов так называемой физической природы. Сверхфизические начала составляют подлинную живую личность, а тело является лишь носителем, посредством которого сверхфизический человек способен проявлять себя в материальном мире. Духовное «Я» обитает в теле, подобно тому как человек живет в доме. Однако обычный человек никогда не сознает, что дом - это еще не его обитатель, что между ними есть существенная разница. Платон говорит, что человек живет в своем теле, словно устрица в раковине, а индийские философы называют тело облачением, или одеждой, сверхфизического «Я».

Духовный человек управляет материальным телом и наделяет его признаками жизни через нервные центры и систему желез внутренней секреции. Таким образом, одушевленностью обладает не само тело, а духовный человек, его населяющий.

Свет Внутреннего «Я» сияет сквозь тело, подобно огню, проницающему стекло лампы. Разница между свойствами внутреннего человека и его внешнего тела точно такая же, как между пламенем в лампе и материалом, из которого лампа изготовлена, стеклом и железом.

В символизме греческих философов предполагалось, что тело - это временная обитель Внутреннего «Я». Истинный духовный человек похож на странника, скитающегося по пустыне жизни. Внутреннее «Я» задерживается на какоето время в одном доме, затем переходит в другой, а оттуда - в следующий. Каждый раз, когда эго строит новый дом, тот получается еще лучше; как писали персидские поэты, душа всякий раз шьет для себя все более прекрасные наряды из богатства, красоты и понимания Внутреннего «Я». Сущность поселяется в теле, но последнее, подчиняясь законам материального мира, в свой срок стареет, изнашивается и становится непригодным для жизни. Когда в силу болезни, несчастного случая или естественной дряхлости поддерживать в теле жизнь уже невозможно, эго покидает его. Этот уход и является смертью.

Смерть не означает гибель «Я», конец существования духа или достижение его конечной цели. Это, напротив, продолжение жизни, просто ум, душа и знания покидают изношенную одежду, дом, не пригодный более к обитанию. Платон говорит, что дух поднимается из склепа тела. В «БхагавадГите», прекрасной мистической книге брахманов, сказано, что дух сбрасывает потрепанные одеяния и готовится облачиться в более пышный наряд.

Труп - это, по существу, естественное состояние тела. После смерти земные элементы возвращаются к неодушевленному состоянию. В своем роде, мертвое тело подобно перчатке, из которой вынули руку. Однако эта пустая перчатка еще не доказательство того, что рука тоже погибла. Находя пустые раковины на берегу моря, мы склонны полагать, будто вся жизнь кончается в могиле. Но жизнь никогда не гибнет. Умирают только тела, а жизнь вечна. Смерть - это дух, сбрасывающий оковы плоти и существующий какоето время в незримом мире, чтобы затем выстроить себе новый носитель для материального проявления. Итак, несмотря на то что несведущим смерть кажется страшной трагедией, философ воспринимает ее как величественный духовный опыт, высшее путешествие жизни - возвращение духа к его исконному состоянию, освобождение внутреннего величия от ограничений непригодной плоти.

Вопрос: Опишите состояние после смерти.

Ответ: За годы жизни в материальном мире человек накапливает огромный опыт. В ходе жизни этот опыт не усваивается до конца и не подвергается систематическому упорядочению. Промежуток между рождениями является периодом усвоения, когда сущность впитывает переживания минувшей жизни в естество своей души и превращает их в источники внутренней силы. В перерыве между жизнями сущность не претерпевает нового развития или роста, ибо ее субъективные переживания не распространяются на сферу явлений.

Состояние после смерти описывается в религиозных системах мира разными символами, однако мы отбросим символику и кратко опишем общую суть состояния жизни между воплощениями.

Покинув материальное тело, сущность какоето время функционирует в эфирном двойнике, то есть в теле, сотканном из пятой стихии. Это тело довольно точно повторяет облик материальной оболочки, однако состоит из тонких, сверхфизических субстанций. Сущность остается в этом теле лишь несколько дней - за исключением случаев крайней привязанности к земному миру или самоубийства. В первом случае оно задерживается в эфирном теле, пока связь с земным миром не ослабеет; во втором случае сущность остается в нем вплоть до того дня, когда должна была произойти естественная смерть. Сознание эфирного тела почти тождественно физическому сознанию, и потому усопшие часто не сразу понимают, что умерли. Эфирное тело действительно является двойником материального: после того как сущность переходит во внутренние аспекты естества, эфирное тело медленно разрушается. Вплоть до окончательного разложения оно какоето время сохраняет свои очертания и представляет собой так называемый призрак. Именно эфирные оболочки и являются теми привидениями, которых восприимчивые люди порой видят на кладбищах.

После краткого пребывания в эфирном двойнике, сущность переходит в астральный мир, сферу желаний и эмоций. Она сбрасывает эфирную оболочку, которая растворяется в эфирном мире, и теперь функционирует посредством астрального тела. Астральный мир называют сферой наград и наказаний. В этом аспекте бытия сущность переживает как реальные факты эмоциональные рефлексы своей материальной жизни. Древние говорят, что главное в этом опыте переживаний заключается в том, что по какомуто загадочному закону природы сущность становится жертвой всего дурного, что причиняла другим при жизни. Католическая церковь называет этот исправительный период пребыванием в «чистилище», то есть в месте очищения от грехов. Именно в этом мире человек приводит в порядок свою эмоциональную жизнь и строит ядро своего будущего эмоционального естества. Закончив отчет о грехах тела, сущность переходит в высшую сферу эмоционального мира, где ее созидательные эмоции встраивают эстетические ценности в постоянное сознание. Заново пережив конструктивные эмоции и выбрав из них все лучшее, сущность покидает астральное тело и переходит к своему ментальному естеству.

Ментальное тело представляет собой сферу мысли. Оно также делится на разрушительные и созидательные планы. После того как низменные мысли искупаются и записи о них встраиваются в сознание, сущность восходит к высшему, конструктивному разуму, где вознаграждения за правильные мыслительные действия становятся ядром более развитой цельности мышления в грядущей жизни. Закончив функционирование в этой ментальной сфере и работу с субстанцией ума, сущность покидает ментальное тело и, бездеятельная и ничего не сознающая, погружается в состояние ожидания. Через некоторое время начинает строиться новая цепочка тел для следующей жизни.

Цикл переживаний после смерти меняется в зависимости от ступеней эволюции. Представители примитивных народов, чья индивидуальность малоразвита, испытывают совсем недолгие переживания и перерождаются почти сразу. У сущностей обычного, среднего уровня пятой коренной расы промежуток между воплощениями составляет от восьмисот до двух с половиной тысяч лет. Срок пребывания на разных планах астральной и ментальной сфер зависит от интенсивности чувств и мышления, а также от объема записей, накопленных на протяжении земной жизни. Высокоразвитые души пребывают в развоп лощен ном состоянии много тысячелетий. Благодаря глубине мышления они проводят большую часть этого времени на ментальном плане.

Дети, скончавшиеся в слишком юном возрасте, обычно перерождаются практически сразу (как и животные), поскольку в их эгосознании еще почти нет важных записей. Между воплощениями никогда нет строго определенного промежутка, но обычно интервалы эти для каждой сущности довольно регулярны; кроме того, при рождениях чередуется половая принадлежность. Философская доктрина отбрасывает понятия рая и ада, поскольку эти термины соответствуют циклам посмертного вознаграждения и наказания. В философии нет ни вечного проклятия, ни неизменных небес - есть только бесконечный рост, сменяющиеся циклы переживаний, которые человек называет жизнью и смертью.

Вопрос: Объясните, как протекает процесс перерождений.

Ответ: Перерождение - это нисхождение сверхфизического человека в стихии материального мира. Древние символически описывали этот процесс, используя образ великой лестницы, по которой восходят на небо и нисходят на землю души людей. Элевсинские Мистерии, проводившиеся в Аттике на протяжении более чем тысячи лет, включали девять пышных церемоний, символизировавших девять состояний, через которые проходит душа, когда покидает свой небесный дом и поселяется в смертной оболочке.
Халдеи объясняли цикл перерождений в мифе об Иштар. Эта богиня низошла через семь ворот, оставляя стражам каждых врат символы своей царской власти. Наконец, утратив все знаки своего величия, она вступила в дом Сина, бога Луны, или, как определяли это греки, в подлунную сферу. Во владениях Сина Иштар была подвергнута мукам и унижениям. На нее обрушились всевозможные напасти. Этот эпизод отражает положение души в материальном мире. Затем Иштар удалось спастись от бога тьмы, взойти по лестнице сфер и получить от привратников знаки своей божественности. Под этим восхождением понимается возвращение души к изначальному величию посредством философии.

Согласно Платону, человеческую душу затягивает в наш мир ее внутреннее стремление к материальному воплощению. Иными словами, поверив в реальность материального, душа переносится в сферу своих иллюзий под влиянием собственной убежденности. По мере того как сознание освобождается от поглощенности земным, «притяжение» материи слабеет - вплоть до тех пор, пока душа не лишается всех иллюзий о материальном состоянии и не восходит из тела к единению с благословенными богами.

Законом, вновь вовлекающим духовную сущность в физическую жизнь, является карма. Все причины, действующие в материальном мире, должны получить свои следствия, завершиться переживаниями. Человек, прикованный к порождающему плану своим восприятием, эмоциями, чувствами, желаниями и стремлениями, должен покорить эти побуждения и инстинкты, иначе цикл физических перерождений не прекратится. Как учил Будда, нирвана, или освобождение, достигается только после угасания огня эмоций и ощущений. Греки считали, что душу переполняет естественная тяга ввысь, к свету Истины, но несовершенства ее низменных составляющих помимо воли увлекают ее вниз. Символ души - сфинкс с человеческой головой и звериным телом. Сходный образ являет собой Персефона, чья жизнь разделена между небесным и адским мирами. Библейским аналогом греческих аллегорий является притча о блудном сыне, который покидает отчий дом ради котлов с мясом в Египте, а затем возвращается с покаянием.

Сделав неотъемлемой частью сознания опыт предыдущих воплощений, душа становится сплавом переживаний и кармы. Коечто усвоено, но многое еще лишь предстоит совершить - и душу неодолимо влечет назад, в сферу незаконченных деяний.

Нисходя от собственного сверхсубстанционального естества, душа выстраивает вокруг себя интеллектуальную сущность, ментальное тело. Затем, облаченная в ментальные одеяния и уже отчасти скованная ограничениями мысли, она опускается в сферу чувств, где обзаводится телом желания, которое в еще большей степени ослабляет ее лучезарность. Облаченная в мысли и желания, душа нисходит в море влажного эфира, который греки считали связующим звеном между незримым и видимым миром. Сырой эфир - это океан жизни, где правит Посейдон (Нептун), чей трезубец является вилами сатаны, с помощью которых князь тьмы загоняет души в низший мир. Эфир называют также водой забвения, неиссякаемым родником Леты. Погружаясь в эфир, душа забывает о своем божественном происхождении; глаза ее смыкаются и уже не замечают славы собственного источника. Наконец, из эфира душа нисходит в физическую форму. В греческих легендах души, ожидающие появления в материальном мире, уподобляются овечьему стаду, а Гермес - их пастуху. Одно из его имен - Психопомп, «Погонщик Душ». Здесь этот бог олицетворяет космический закон, особенно в аспектах перерождений и кармы, - ту силу, что ввергает человеческую сущность в наиболее соответствующие ее потребностям обстоятельства физической жизни.

По законам физической природы тела в материальном мире приобретают пол. Душе отводится тело, сообразное ее заслугам. Она переносится в телесную форму в миг первого шевеления плода. С этого мгновения и до срока рождения сверхфизические начала постепенно добиваются власти над материальным телом. В момент рождения составная сущность переходит к самостоятельному бытию. На протяжении периодов роста душа приводит некоторые свои способности к объективному проявлению посредством тела: физическое начало выражается при рождении, витальное начало - примерно в семилетнем возрасте, эмоциональное - около четырнадцати лет от роду и, наконец, ментальное - приблизительно в возрасте двадцати одного года. Таким образом, к сроку окончательной зрелости материального тела душа уже проявляет свои субъективные тела соответствующими объективными наклонностями.
Затем жизнь продолжается до тех пор, пока схема не прерывается - либо вследствие смерти, либо благодаря приверженности философии. Мудрый «вырастает» из своих тел еще при жизни, тогда как человек несведущий яростно выталкивается из своего тела при гибели его физической формы.

Вопрос: Можно ли вступать в общение с усопшими и следует ли это делать?

Ответ: Один из величайших греческих адептов, Пифагор из Кротона, говорил своим ученикам, что живые могут вступать в общение с умершими. Он предупреждал их, однако, об опасностях искусства некромантии, поскольку оно не имеет созидательных или благих целей. Спиритизм привлекает к себе главным образом людей одиноких и страдающих от утраты. Нет никаких разумных причин сомневаться в том, что некоторые из психических феноменов действительно имеют место, однако те, кто посвящает себя медиумизму и прочим формам спиритизма, часто становятся жертвами своего легковерия.

Обращаться за советами к усопшим - не пофилософски. Те, кто уже покинул наш мир, не в силах давать рекомендации тем, кто продолжает жить здесь. Кроме того, живым не следует отчаянно тянуться к друзьям и близким, которые покинули нашу сферу. Для того чтобы избавить покойного от привязанности, требуется отвага, однако еще мудрее просто оставить его в покое - так будет лучше для всех.

В психическом мире есть тайны, понятные лишь редким людям, и тот, кто играет с тонкими силами незримой вселенной, скорее всего, пожалеет о своем безрассудстве. Большая часть известий, приходящих с другой стороны завесы смерти, размыта, банальна и многозначна; не редкостью становятся и заблуждения. Беззаботные развлечения с психическим миром погубили немало жизней. Тот, кто слишком часто прислушивается к шепоту «призраков», может обнаружить, что на самом деле его ангелы - прикрытые масками демоны. Я лично знаком со многими людьми, чья жизнь была безнадежно загублена забавами с медиумическими искусствами. Человечеству известно о загадочных силах, пребывающих на границе между живыми и мертвыми, но знания эти неполны. До тех пор пока человек не узнает больше, ему лучше оставить в покое эти силы, которые могут привести лишь к безумию.

Доска, или планшетка, используемая для спиритических сеансов, которую называют в Европе «дьявольским утюгом» и презирают в большинстве цивилизованных стран, представляет собой спиритическую игрушку, внесшую свой вклад во множество трагедий в жизни простых смертных. Автоматическое письмо - времяпрепровождение таинственное и захватывающее - может закончиться многочисленными несчастьями. Пристрастие к спиритическим практикам пробуждает силы, которые разъедают разум и душу, и потому те, кто стремится к мудрости в ее высшей, истинной форме, должны избегать безвыходного тупика спиритизма. Великий французский маг Элифас Леви сказал, что астральная сфера - это прекрасный сад иллюзий, изобилующий редкими и ароматными цветами; вокруг каждого стебля, однако, обвернулась кольцами ядовитая змея, и того, кто сорвет цветок, ждет смертоносное жало.

Мудрый ученик признает реальность психических явлений. Он понимает, что общение между мирами возможно, однако твердо сознает, что спиритические забавы - не для него. Он не жаждет общения с духами, не желает подпасть под влияние бестелесных голосов и не ищет истину в магическом кристалле. Путь настоящей мудрости - это поиск истины и силы в себе посредством исследований и опыта. Этот простой и жизнеутверждающий процесс не требует участия лярв и элементалей из мира развоплощенных сущностей.