Слова с сомнительными согласными примеры. Сомнительные согласные. Составление словосочетаний на согласование существительных с прилагательными.(использование гиперссылки) – устное составление

Русский язык не был бы великим и могучим, если бы не обладал сложной грамматикой. И изучить все правила совсем непросто не только для иностранных учеников, но и для носителей. Еще в начальных классах при обучении правописанию школьники сталкиваются с серьезными проблемами, одна из которых - сомнительные согласные. Примеры слов с ними вызывают массу затруднений и подчеркиваний красной ручкой от разгневанного учителя в тетрадях. Как же развеять сомнения? Ответы попробуем найти в этой статье.

Сильная позиция

От того, в какой части слова и в каком окружении расположен тот или иной звук, зависит его позиция: сильная или слабая. В слабой позиции звук теряет свои отличительные свойства и уподобляется другому, более сильному. Таким образом, сильная позиция раскрывает все свойства звука и позволяет отличить его от остальных в потоке естественной речи.

Безусловно, сильная позиция для гласного звука - это его нахождение под ударением. В слове «спешить» звук [е] безударен, поэтому его можно легко принять за [и]. Для проверки правописания стоит подобрать однокоренное слово, где бы нужная гласная находилась под ударением - «спешка». Так как корень слова не изменился, можно сделать вывод: в слове пишется буква е .

Сильная позиция для согласных бывает двух типов: по звонкости и глухости, а также по твердости и мягкости. В первом случае согласный должен стоять или после гласной (пол, бил), или после сонорной согласной, а также звука [в] (твой, злость). Участие голоса в гласных и сонорных звуках помогает раскрыть сильные стороны согласного звука. В случае с твердостью и мягкостью сильная позиция согласного - в конце слова (угол - уголь), перед гласной (мол - мёл), а также перед твердой согласной (издевка). Согласные звуки в сильной позиции интуитивно понятны всем носителям языка. Поэтому они никогда не вызывают трудностей у учащихся и легко запоминаются.

Слабая позиция

Именно она вызывает наибольшие затруднения при обучении правописанию, так как звук в такой позиции теряет свои отличительные свойства. Вместо звонкой согласной ученику очень хочется написать глухую, а твердую заменить мягкой. Винить в этой путанице стоит морфологический принцип написания слов в русском языке - необходимо писать все значащие части слова по стандартному шаблону, не обращая внимания на особености их произношения.

Для гласных звуков это, конечно же, положение в безударном слоге: весна, молоко. Звуки в такой позиции теряют долготу и силу. Как говорилось выше, для проверки написания таких слов необходимо подбирать аналогичные формы с тем же звуком в сильной позиции - под ударением.

С согласными дело обстоит куда сложнее. Если говорить о глухости и звонкости, то слабой позицией в этом случае будет положение звука в конце слова (зуб ), а также перед шумными глухими и звонкими согласными (лодк а, пересд ача).

Составляют сомнительные согласные примеры и по мягкости/твердости: это в первую очередь уподобление впереди стоящему мягкому согласному (лист ик, вс ё, сборщ ик). Подробнее об особенностях написания мягкого знака будет рассказано в предпоследней главе.

В конце слова

В каких же позициях наиболее часто встречаются слова с сомнительными согласными? Примеры очень многочисленны, поэтому прежде всего отдельно рассмотрим конечную позицию - она наиболее распространена в великом и могучем.

Звонкие согласные в конце слова имеют устойчивую тенденцию оглушаться, так как к концу слова произносительное усилие сводится к минимуму. Звуки [ф] в слове "объектив", [ш] в слове "стриж" - сомнительные согласные. Примеры озвончения в конце русских слов не встречаются.

Проверить правописание таких согласных легко - нужно изменить словоформу так, чтобы после непонятного звука стоял гласный: "объективы", "стрижи".

Следует также помнить о непроверяемых случаях: родительном падеже множественного числа (столов) и деепричастиях (упав, сделав).

Сомнительные согласные в корне слова: примеры и правила

Корень слова - важнейшая часть, несущая смысл, поэтому искажать ее ни в коем случае нельзя. Существует много случаев, когда стоит запомнить правописание сомнительных согласных в корне слова. Примеры последуют ниже.

Прежде всего, подбор проверочного слова с этой же согласной в сильной позиции может существенно облегчить написание многих слов (смазка - смазывать). Чередование согласных г-ж и ц-ч также иногда встречается в русском языке (коврижка - коврига).

Двойная согласная

Если приставка и корень стыкуются с помощью одной и той же согласной, она удваивается (бессердечный, воззвать). То же касается стыка двух основ в сложных словах (главврач). Зачастую эта особенность отражается и при произнесении, так что не вызывает трудностей.

Есть и другие позиции, в которых стоят сомнительные согласные в корне: примеры касаются стыков с суффиксами. Если корень оканчивается на двойную согласную, она остается перед суффиксом в полном объеме: десятибалльный, компромиссный.

Заставят потрудиться память непроверяемые сомнительные согласные в корне слова. Примеры можно найти в орфографическом словаре: ато лл, ги ббон, ка ллиграфия, пара ллелограмм, теннис и другие.

Мягкий знак: нужен или нет

Зачастую подвергается сомнениям мягкость согласного. Проблема здесь состоит в том, что смягчить звук способен не только мягкий знак, но и гласный с йотовым компонентом (буквы е, ё, ю, я, а также и). Поэтому в словах, где за двумя согласными следует такой гласный, мягкий знак между ними не нужен. Это правило еще раз подтверждает, какой сложный феномен - сомнительные согласные. Примеры: снежок , птенчик , гонщик , уздечка .


Особый пункт в этом правиле - числительные от пятидесяти до восьмидесяти, а также от пятисот до девятисот. Мягкий знак в словах шестьсот , семьсот остается как часть основы в составном слове. Инфинитивы пишутся с мягким знаком перед постфиксом, в отличие от личных форм глагола (хорошо учиться - они хорошо учатся). Сюда же относятся формы повелительного наклонения глагола во множественном числе (сядьте, бросьте).

Сомнительные и непроизносимые согласные: примеры и правила

Стечение трех и более согласных звуков неизбежно влечет за собой выпадение одной из них, находящейся в наиболее слабой позиции. Подбор однокоренного слова с этим звуком в сильной позиции станет надежным помощником и в этом случае. Например: здравствуйте - здравие, дилетантский - дилетант. А вот слово «лестница» придется запомнить, потому что проверочное «лесенка» здесь ничем не поможет.

Как перестать сомневаться

Только комбинирование разных методов поможет навсегда разобраться с многоликой проблемой сомнительных согласных в русском языке. Прежде всего, стоит взять на вооружение подбор проверочных слов с согласными в сильной позиции. Помимо самопроверки, поиск таких форм - это еще и увлекательное занятие, позволяющее лишний раз уделить внимание своему словарному запасу.

Безусловно, существует множество слов, которые нельзя проверить в силу их происхождения или уникальности. Такие случаи собраны в любом орфографическом словаре - надежном помощнике для каждого, кто хочет знать русский язык досконально.

И наконец, не стоит отчаиваться - полностью постичь сложнейшую грамматику русского языка могут очень немногие. К любым ошибкам правописания не нужно относиться чересчур эмоционально, достаточно лишь с готовностью их исправлять и стараться запомнить. Сомнения присущи не только согласным звукам, но и каждому из нас.

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Тип: Отработка способов действия.

Цель: развивать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные и сомнительные согласные в корне слова;

Развивать внимание, слуховое, зрительное и образное восприятия учащихся.

Оборудование: использование интерактивной доски, интерактивного учебника по русскому языку “Электронный репетитор в 3 частях”.

Ход урока

1. Организация урока.

2. Вводная часть урока:

Введение в тему урока.

1.Электронная игра: “Ловушка”.

Итак, ребята, какая тема сегодня у нас будет? (Безударн. гласные)

– Значит. какие гласные могут быть безударными? (о, а, и, е,ы,я)

– В какой части слова они могут стоять? (корень, приставка, суффикс)

2. Упражнение с доски.

Найти пропущенные безударные гласные. (На доске запись слов, показываются по проектору)

Б…льшой, п..бег, в..реный, зв..рята, б…лезнь, ..сенний, сн…гирь, х..лодный, с…довый, дяд…нька.

Вывод. Можно найти при помощи проверочных слов.

А, ребята, всегда ли так?

3. Работа на интерактивной доске.

Рисунки: корова, собака, сова, пингвин, жираф

– Произношение слов;

– Напишите эти слова в тетрадях, как они пишутся?

Обозначьте безударные и ударные гласные, найдите проверочные слова.

Например: корова – 3 слога, ударный 2-й, безударные о,а

– Почему “корова”, а не “карова”? Есть проверочное слово?

(Нет. Это – словарное слово, непроверяемое)

(Выявление непроверяемых безударных гласных.)

Вывод:Какой вывод сделаете? (Безударные гласные могут быть непроверяемыми – словарными).

4. Тренировка образной памяти “Игра-упражнение”.

Предметные картинки по теме “Пища” (на интерактивной доске):

Апельсин, лимоны, помидор, морковь, молоко, огурец

– Чтение, произношение слов

(Учитель убирает данные слова, учащиеся перечисляют данные слова по порядку)

– А теперь, рассмотрим как пишутся эти слова. (учащиеся записывают слова на интерактивной доске, подчеркивают ударные и безударные гласные)

– Какие слова вы записали? (Словарные слова, у них нет проверочных слов)

Вывод: Непроверяемые слова надо запомнить.

5. Составление словосочетаний на согласование существительных с прилагательными.(использование гиперссылки) – устное составление.

Какой? апельсин

Какие? лимоны

Какое? молоко

Какая? морковь

– А теперь будем повторять слова с сомнительными согласными.

6. Слова с сомнительными согласными. Карточки №22, №25 (показ по проектору)

– Выделение сомнительных согласных

7. Тренировочное упражнение.

Сомнительные согласные в середине слова. Запись на доске 2 предложений.

Бабушка прочитала интересную ска.ку. Старик поймал золотую ры.ку. (Учитель записывает на интерактивной доске.)

– Какие буквы пропущены? Почему?

– Какие они согласные? (Звонкие, глухие)

ВЫВОД: Сомнительные согласные можем найти с помощью проверочных слов, где после сомнительного должна стоять гласная.

8. Упражнение с доски. На какие 2 группы можно разделить эти слова: (на интерактивной доске)

Рыбка, морковь, книжка, голубка, молоток, подружка, верёвка. лодка, одежда, погода, победа, солома.

Вывод: Разделили на слова с безударными гласными и на слова с сомнительными согласными)

9. Найти однокоренные слова к данным словам:

Какие буквы пропущены? Почему? (Звонкие согласные в конце слова произносятся как глухие. А это находим при помощи проверочных слов)

10. Заключение урока:

– Безударные гласные;

– Проверяемые гласные;

– Непроверяемые гласные;

– Сомнительные согласные: звонкие, глухие;

– Проверочные слова к сомнительным согласными.

Дом. задание: мини-текст.

Сомнительные согласные

Условный термин, употребляемый применительно к написанию согласных, обозначающих согласные звуки в слабой позиции. Для проверки таких написаний подбираются родственные слова или другая форма того же слова, в которых за проверяемым согласным стоит гласный или сонорный согласный. ср. ; пруд (пруды) - прут (прутик), мороз (морозный) - вопрос (вопросный). К сомнительным относятся также непроверяемые согласные (асбест, вокзал, футбол и т. п.).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "сомнительные согласные" в других словарях:

    Буквенное обозначение звукового состава слов. В плане орфографическом различаются следующие типы написаний: 1) Написания опорные. Написания, создаваемые по правилам графики на основе произношения. ср.: дом дым дам дум. 2) Написания проверяемые.… … Словарь лингвистических терминов

    Матрес лекционес - (от лат. matres lectionis «матери чтения») – знаки для согласных, при помощи которых в семитских системах письма передаются долгие гласные или гласные вообще (h=а, y=и/е, w=о/у, иногда ˀ=а). Например, слово «шидоним» ранее записывалось без учета… … Грамматологический словарь

Книги

  • Русский язык. 5-6 классы. Морфемика. Словообразование (CDpc) , . Образовательный комплекс (ОК) "Русский язык, 5-6 кл. Морфемика. Словообразование"-учебное пособие для учащихся 5-х и 6-х классов общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением…
  • Русский язык. 2-3 класс. Проверяем сомнительные согласные в корне слова , Ветров Евгений Викторович, Ветрова Татьяна Вадимовна. С помощью этого пособия ребёнок сможет самостоятельно проверить свои умения по определению и проверке непроизносимых согласных в корне слова и, обнаружив какие-либо пробелы, ликвидировать их.…
  • Русский язык. Проверяем сомнительные согласные в корне слова. 2–3 классы. Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку , Ветров Е.В.. Это первый комплект учебников, в которых полностью реализован новый государственный образовательный стандарт и воплощены идеи модернизации российского образования. Это учебники, которые с…

130 0

Условный термин, употребляемый применительно к написанию согласных, обозначающих согласные звуки в слабой позиции. Для проверки таких написаний подбираются родственные слова или другая форма того же слова, в которых за проверяемым согласным стоит гласный или сонорный согласный. ср. ; пруд (пруды) - прут (прутик), мороз (морозный) - вопрос (вопросный). К сомнительным относятся также непроверяемые согласные (асбест, вокзал, футбол и т. п.).


Значения в других словарях

Согласованное сказуемое

Глагольное сказуемое, согласованное с подлежащим в лице, числе, роде. Согласование сказуемого в л и ц е происходит в тех случаях, когда подлежащее выражено личным местоимением. Я знаю, вы его полюбите, моего Пашеньку (Л. Толстой). Ты знаешь край, где все обильем дышит? (А. К.Толстой). Сказуемое при подлежащем, выраженном именем существительным, употребляется в форме 3-го лица. Меня пчела знает, не...

Солецизм

(греч. soloikismos от названия Sol - древней афинской колонии, утратившей чистоту греческого языка). Ошибка против правил синтаксиса, неправильный выбор грамматической формы для данною построения. Кто нуждается в материальной помощи, необходимо ему обеспечить ее (вместо...будет ею о беспечен или тому необходимо обеспечить ее). Сколько время? (в просторечии). ...