Проектная работа по теме рациональное питание школьников. Исследовательская работа "правильное питание - залог здоровья". Исследование меню в школьной столовой

  • Здоровье подрастающего человека - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья для успешной социализации – вот задача сегодняшнего дня.

  • Базовое, а тем более профилированное школьное образование должно не ухудшать, а улучшать здоровье учащихся посредством совершенствования их знаний, формирования умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих.

  • Цель: рассмотреть условия приобщения школьников к гигиене питания для осуществления наиболее качественного, полноценного обучения здоровому образу жизни, воспитание личности заботящейся о своем духовно-нравственном и физическом благополучии.


  • Комплексная оценка здоровья (распределение детей по группам здоровья) показывает, что здоровых детей (I группа) среди выпускников школ в 3-5 раз меньше, чем среди первоклассников, и наоборот, число старшеклассников, имеющих хронические заболевания (III группа), в 2-3 раза больше, чем среди учеников начальных классов.

  • В младших классах (1-4 классы) часто встречается несовпадение биологического и метрического возраста учащихся. Незрелые и условно зрелые дети составляют 25-30 %, задержка моторного развития наблюдается у 40-50 %, затруднения при адаптации к школе у 15- 20 %.

  • В средних классах (5-8 классы) идет интенсивное созревание организма. Оно характеризуется резкими эндокринальными сдвигами, изменения функционального состояния всех органов и систем, интенсивным ростом (увеличением размеров тела) и дифференцированием строения и функций органов и тканей. Повышается возбудимость нервной системы, ослабевают все виды торможения. Нередки сосудистые расстройства, изменение ритма дыхания, повышенная утомляемость, как при умственных, так и при физических нагрузках.


    В старших классах (9-11 классы) здоровье учащихся еще больше ухудшается. Увеличение фактической учебной нагрузки в школе (до 6-8 часов) и при подготовке домашних заданий (еще 2-4 часа), не устраненные на предыдущих возрастных этапах отклонения здоровья, недостаток знаний по вопросам его сохранения ведут к тому, что здоровых детей (I группа здоровья) среди старшеклассников почти нет. 2/3 учащихся имеют серьезные отклонения здоровья: хронические заболевания дыхательной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Понижение зрения диагностируется более чем у 30 % старшеклассников, снижение слуха - у 5-7 %, нарушение осанки - у 15-25 %. Эти дефекты здоровья не только затрудняют восприятие учебного материала, но и являются причиной низкой работоспособности, ограничивают выбор будущей профессии. К сожалению, учителя и родители часто привыкают к жалобам учеников на вялость, головокружение, ослабление памяти, головные боли, боли в животе, которые являются постоянными спутниками их обучения в школе. Эти так называемые "школьные болезни" создают предпосылки массовой инвалидизации взрослого населения, снижение трудоспособного возраста и продолжительности жизни.


    Для нормальной жизнедеятельности организма, его роста и развития необходимо регулярное поступление пищи, содержащей сложные органические вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду). Все эти вещества необходимы для удовлетворения потребности организма в энергии, для осуществления биохимических процессов, протекающих во всех органах и тканях человеческого организма. Органические соединения используются также как строительный материал в процессе роста организма и воспроизведения новых клеток взамен отмирающих.


    Полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребенка возможно лишь при обеспечении рационального и сбалансированного питания, предусматривающего использование необходимого набора продуктов, содержащих все нужные пищевые компоненты, минеральные соли, витамины в соответствии с возрастными потребностями растущего организма. В настоящее время специалистами по питанию разработаны научно обоснованные диеты для каждого возраста, способствующие гармоничному развитию ребенка.


Рациональное питание школьника – залог успешности и активной социализации

    В утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность школьников.

    Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников, - это жиры. На их долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии. Они используются не только в энергетических целях, но являются необходимым элементом при построении клеточных мембран, ферментов и гормонов, служат средой для растворения витаминов, являются основным строительным материалом нашего организма. Основными источниками белка в питании ребенка являются мясо, яйца, рыба, а также фасоль, орехи, зерновые культуры и некоторые овощи. "Правильными" жирами особенно богаты молочные продукты. Поэтому в школьные обеды, как правило, включают молоко, кефир, сметану. Белки животного происхождения очень полезны для растущего организма школьников, и все же не стоит увлекаться колбасами, сосисками, копченой пищей.


    В пищевом рационе школьника должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка - смесь трудноперевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения. В продуктах питания школьников должно быть около 15-20 г клетчатки. Чтобы выполнить это требование, при приготовлении пищи следует использовать в большем количестве цельнозерновые продукты, а также фрукты и овощи.

    Наряду с основными компонентами пищи в питании школьников необходимо предусмотреть своевременное и полное восполнение потребности организма в витаминах, микроэлементах, биологических волокнах. У школьников из-за высокой умственной активности и роста организма потребности в витаминах и микроэлементах заметно увеличены. Недостаток витаминов в пище может привести к различным авитаминозам, при которых нарушаются процессы роста, ухудшается память и снижается работоспособность


    Многие учителя и родители убеждены в том, что забота о здоровье входит в обязанность врача. Но это не так. Учеными доказано, что здоровье человека лишь на 7-10 % зависит от здравоохранения и более чем на 50 % от образа жизни, т.е. от знаний и умений сохранять его самим человеком. Пренебрежение этим в школьные годы приводит к тому, что человек не принимает на себя ответственность за собственное здоровье, не рассматривает здоровье как высшую ценность, а правильное питание детей в наиболее ответственный период их роста и формирования как личностей - это прежде всего путь к здоровью нации и залог эффективного усвоения каждым новым поколением школьников накопленных знаний, их трансформация и преобразование.


Проектная работа: "Основы рационального питания"

План.

I. Введение.

1. Что такое здоровье?

2. Правильное питание, его значение.

II. Основы рационального питания.

1. Человек и пища.

2. Ценность пищи и энергозатраты.

3. Суточный рацион человека

(значение органических веществ).

4. Аппетит и чувство сытости.

5. Проблема ожирения и недостатка веса.

6. Калораж питания школьника.

7. Человек и микроэлементы;

Эндемический зоб;

Железодефицитная анемия.

1. Физиологические нормы питания.

2. Мои энергозатраты и рацион питания.

ТЕМА:«Основы рационального питания».

Человек может жить до 100 лет. Мы своей невоздержанностью,своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры.

И.П. Павлов

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Сформировать у учащихся представление о влиянии питания на здоровье;

Выработать способность разделять продукты питания по их пищевой энергетической ценности;

Научить соблюдать гигиенические правила о процессе хранения, приготовления и употребления пищи.

Воспитание чувства собственной ответственности за правильное развитие организма на основе рационального питания;

Понимание необходимости употребления продуктов питания в соответствии с их пищевой и энергетической ценностью;

Ежедневное соблюдение правил гигиены и техники безопасности в процессе хранения и приготовления пищи;

Отношение к здоровому питанию как к профилактике многих заболеваний.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:

Выбор материала о здоровом питании;

Определение рационального режима проведения проекта (определить дату, обсудить время работы - урочная или внеурочная деятельность).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Изучение литературы о здоровом питании;

Ознакомление с общим представлением о рациональном питании;

Осмысление цели исследования;

Планирование деятельности, расстановка задач.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП:

Исследовательская деятельность;

Проведение устных докладов, рефератов, ролевых игр и т.д;

Составление меню.

В ходе проекта переработан большой объем информации и исследование по вопросам рационального и здорового питания. В целях реализации проекта был предложен большой материал о правильном питании, о культуре здоровья, о правилах этикета в виде следующих работ:

1. Доклад на тему: «Без особого труда, но не детская игра».

2. Доклад на тему: «Вредность продуктов быстрого приготовления».

3. Доклад на тему: «Эстетика питания».

4. Ролевая игра «Питание, производство пищевых продуктов и здоровый образ жизни».

Проблема: Неправильное питание ребенка - основа болезней.

Задачи: 1. Выяснить, соблюдают ли школьники режим питания;

2. Соблюдаются ли физиологические нормы при

Составлении меню школы;

3.Соответствуют ли энергозатраты ребенка калорийности

Пищи.

Тезисы проектной работы на тему:

«Основы рационального питания»

I. Здоровье - правильная нормальная деятельность организма. Человек и здоровье.

II. Правильный образ жизни - залог хорошего здоровья.

III. Правильное питание - это топливо для организма.

IV. Принятие пищи - это не удовольствие, а важный источник энергии. Значение белков, жиров, углеводов для организма человека.

V. Энергетическая ценность пищи и энергозатраты.

VI. Проблемная сторона пищи. Избыточный вес и ожирение.

VII. Главные элементы пищи. Органические и неорганические вещества, микроэлементы и витамины.

VIII. Как повысить и снизить аппетит? Проблема «обжираловки».

IX. Школьники и правильное питание. Калораж учащегося.

X. Разнообразное питание - путь к здоровью.

XI. Болезни, вызванные в результате неполноценного питания. Железодефицитная анемия и эндемический зоб. Дефицит йода в Апастовском районе.

XII. Сущность правильного питания.

XIII. Исследовательская деятельность. Физиологические нормы питания и энергозатраты учащихся.

XIV. Режим дня и режим питания. Их взаимосвязь.

XV. Определение индивидуального рациона исходя из физиологических данных подростка.

Введение

Слово «Здоровье» в общепопулярном определении (словарь русского языка С.И. Ожегова) - это «правильная нормальная деятельность организма». В словаре приводится девятнадцать слов - производных от слова «здоровье», охватывающих многие стороны жизни - от физического благополучия: «здоровый» - сильный, крепкого сложения, до «здравый» - толковый, рассудительный, «здорово» - хорошо, отлично и др.

Здоровье - это сумма слагаемых и произведение сомножителей, главными из которых являются, кроме хорошей наследственности - элементы образа жизни детства и школьных лет - когда формируется организм, его биологические, физические и умственные резервы, а затем - образа жизни десятилетий возмужания, зрелости, старости. К XXI веку наука, опираясь на мудрость тысячелетий, накопила много знаний о положительных и отрицательных факторах, определяющих здоровье индивидуума.

Чем раньше, шагая по годам жизни, человек познает свою собственную роль в формировании здоровья и руководствуется этим познанием, тем крепче его тело, тем выше интеллект, а значит - выше возможности реализации своих способностей.

Правильное питание - это топливо для организма. Человек должен употреблять в пищу легко усвояемые и легко перевариваемые, натуральные продукты. Непереработанные продукты - плоды природы благоприятно воздействуют на жизнедеятельность органов организма человека.

Знание норм питания дает возможность подобрать такой качественный и количественный состав пищи, при котором достигается наибольшая работоспособность и наилучшее состояние здоровья. Эти вопросы особенно важны в связи с освоением Мирового океана и космического пространства. Ведь космонавты уже сейчас совершают многомесячные орбитальные полеты, а впереди еще более длительные межпланетные путешествия. Нет человека вне среды обитания. Человек берет из среды пищу, воздух, воду, свет и тепло. Известно, что основными веществами пищи являются белки, жиры и углеводы, в состав которых входят углерод, водород и кислород, а в белки - еще и азот. Под воздействием ферментов слюны, желудочного и кишечного соков принятая пища распадается на элементарные составные части - аминокислоты, жирные кислоты, глюкозу, которые доставляются по воротной вене в печень, а затем разносятся по всему организму в ткани, органы, клетки. Часть из них в печени, в других органах и тканях идет на образование более сложных, специфических для человеческого организма белков, жиров и углеводов, но значительная часть может трансформироваться друг в друга, замещая дефицит поступления каждого из них и обеспечивая необходимую их концентрацию в крови на определенном уровне.

Глюкоза является главным энергетическим субстратом, топливом, так как при окислении выделяет тепло, поддерживающее оптимальную температуру тела, и дает энергию всем жизненным процессам: мысли, желаниям, чувствам, воли, любви, движению мускулов, синтезу и росту тканей, образованию гормонов, ферментов, антител и тысяч других биологически активных веществ в их работе.

Источником быстрого восстановления оптимальной концентрации глюкозы, при ее снижении в процессе жизнедеятельности, является гликоген - сложный полисахарид, резервируемый в печени и в небольших количествах в мышцах.

В 1 чайной ложке - 9 г.

В 1 ложке варенья - 11 г.

В 1 мороженом - 12 г.

В 1 стакане лимонада - 16 г.

В 1 конфете - 10г.

В 1 пирожном - 34 г.

В 1 стакане сока - 26 г.

Суточный рацион по энергетической ценности должен соответствовать энергетическим затратам на деятельность органов, тканей, клеток всего организма. Даже в полном покое, во сне работают сердечная мышца, диафрагма, живут все клетки и ткани, потребляя энергию. Кроме того энергия расходуется на выполняемую работу; в зависимости от характера работы и ее длительности меняются и энергетические затраты.

При превышении энергетической ценности пищи над затратами энергии, последняя аккумулируется в основном в виде жира, откладывающегося в подкожной жировой клетчатке, в сальнике и в других органах. Почему откладываются запасы энергии в виде жира? - Да потому, что носить ее в этом веществе удобнее по объему и легче по весу, так как в 1 грамме жира в 2 с лишним раза больше энергии (9,3 кал), чем в 1 грамме белка или углеводов (4,1 кал).

Но если этого резерва много, носить его становится тяжело. Откладываясь в животе, он подпирает диафрагму, уменьшает жизненную емкость легких, вентиляционную их функцию, что уменьшает возможность обеспечить ткани кислородом, потребность в котором увеличена в период активной работы. Отложение жира в сердце, в печени также ухудшает выполнение этими органами своих функций.

Кроме того, при избыточном весе, при ожирении повышается концентрация жиров в крови, а один из них - холестерин, годами и десятилетиями откладывается на стенках сосудов, сужает их, уменьшает возможность их расширения, когда это бывает нужно организму. Это так называемый склероз сосудов, к которому мы идем десятилетиями к старости. Люди с избыточной массой тела, с ожирением изнашиваются раньше, и живут на 10 - 12 лет меньше, чем стройные.

Белки, состоящие из аминокислот являются строительным материалом, каркасом организма и основой жизни. Жизнь - это форма существования белковых тел - так определяют философы значение белка. Большинство аминокислот синтезируются в организме. Но есть незаменимые, несинтезируемые организмом аминокислоты. Они как витамины должны поступать извне, с пищей. Наибольшее количество белка содержится в животной пище - мясе, рыбе, яйце, молочных продуктах. Но известно, что вегетарианская диета при соблюдении разнообразия растительных продуктов обеспечивает организм достаточным количеством белка, в том числе и незаменимыми аминокислотами.

И в благополучные периоды жизни общества, страны и в периоды экономических трудностей в вопросах употребления пищи сохраняются проблемы дефицита и излишеств в еде. И то и другое является заботой общества, семьи, индивидуума. Голодные годы неурожаев начала 20- х годов ХХ века в России, Ленинградская блокада в годы Отечественной войны - в прошлом. Но и сегодня в недостаточно и достаточно обеспеченных семьях знания правильного питания - залог здоровья.

У значительного числа людей, в том числе школьников, приход энергии с пищей превосходит расходы, и имеет некоторые другие дефекты. Наши исследования показали, что в нашей деревни и школе немало людей, имеющие избыточный вес и ожирение. Почему? Какие факторы наряду со снижением двигательной активности способствуют нарушению баланса энергии между поступлением ее с пищей и энергозатратами? Для ответа на этот вопрос надо знать: что повышает аппетит, что определяет чувство сытости?

Возбуждению центра аппетита способствует:

1. Снижение уровня глюкозы в крови - главного топлива, возникающее при длительном перерыве в приеме пищи или после большой физической нагрузки.

2. Время еды, определяемое привычкой и подкрепляемое через определенные интервалы (около 4 часов) периодической секрецией желудочного сока. Желудок готов к пищеварению, требует пищи. При стабильном ритме питания устанавливается свой собственный вариант периодической секреции. Нарушение привычного ритма оставляет неиспользованным желудочный сок, раздражающий стенки желудка, повышающий поток возбуждающих сигналов в центр аппетита. При частом нарушении ритма питания возникает стойкое перевозбуждение аппетита, а выделенные в пустой желудок пищеварительные соки, содержащие соляную кислоту, пепсин - фермент, переваривающие белки, вызывают разрушение стенки желудка, что может завершиться гастритом, язвенной болезнью.

3. Воспоминания о вкусной пище, разговоры о еде.

4. Вид и запах вкусной пищи.

5. Раздражение вкусовых рецепторов полости рта острой, соленой, жареной и просто вкусной пищей.

6. Кроме того. Надо знать, что потребление пищи - это один из главных жизненно необходимых рефлексов; именно поэтому удовлетворение пищевой приносит удовольствие. Человек, не имеющий радости от других элементов жизни - радости и удовольствия от успешного труда, учебы, достижений на пути к поставленной цели, от познания нового, от дружбы, ищет радости в еде. Еда становится главным или единственным средством получения удовольствия.

Возбуждение центра сытости обеспечивает:

1. Заполнение желудка до определенного объема. С позиции этого рефлекса можно представить, например, что 100 граммов огурцов, имеющих 10,5 калорий, дают большее заполнение желудка и ощущение сытости, чем 20 граммов сливочного масла, дающего 156 калорий, и имеющего значительно меньший объем. Так же малокалорийны и другие овощи. Поэтому желательно в очередной прием пищи, особо тем, кто имеет повышенный аппетит и избыточный вес, включая овощи, каждые из которых имеют нужных микроэлементов, витаминов, необходимых организму. Вредны также - периодические «обжираловки» - когда, например, в гостях, за разговорами, не контролируют количество съедаемого, не отказывают себе в удовольствии съесть лишний кусочек другой пирога, и другой вкуснятины. Человек не только на грядущие часы употребит пищи больше, чем израсходует, но и растянет желудок и в следующий прием пищи для заполнения растянутого желудка и получения чувства сытости потребуется больший ее объем.

2. Отчасти центр сытости возбуждается и при длительном жевании: утомлении жевательных мышц.

3. Мешает своевременному ощущению сытости отвлечение во время еды посторонними разговорами, просмотр телепередач и др.:- человек отвлечен и, не имея других стимулов к деятельности, механически ест, ест, ест…, переедая.

4. Наоборот, люди, увлеченные другими видами деятельности, жаждующие удовольствия от интересного дела, принимая пищу, стремятся скорее приступить к другому - полезному, интересному. Согласитесь: невозможно принимать обед и одновременно играть в волейбол, кататься на лыжах, читать интересную книгу. Поэтому дети с широким кругом интересов реже страдают избыточным весом. Но торопиться есть - тоже вредно, напоминаем - надо жевать, жевать, жевать….

Для здоровья целесообразно соблюдать в рационе примерное соотношение веществ: белков, жиров, углеводов. В таблице №2 приводятся целесообразные нормативы энергетической ценности (калораж) и примерный состав пищи по основным пищевым веществам для детей школьного возраста, соблюдающих нормальный активный образ жизни…

Примерный калораж питания школьников

Из распространенных ошибок в питании наиболее частой является злоупотребление легкоусвояемыми углеводами (сладостями), конкретно - сахаром. Наши предки потребляли сахара меньше, или не потребляли его совсем. Безвредный предел суточного потребления сахара для школьника, служащего, рабочего автоматизированного производства 50 - 70 грамм сахара, при его дробном приеме. Надо знать, что в 1 чайной ложке содержится 9 г. сахара, в конфете - 10 грамм, в чайной ложке варенья - 11 грамм, в 100 граммах мороженого - 12 - 16 грамм, в сливочном пирожном -34 грамма, в стакане компота - 20 -40 грамм, в 1 стакане фруктовой воды - 15 грамм сахара. Частым упущением в питании является недостаточное употребление овощей, клетчатки, которые нормализуют темпы всасывания глюкозы и других пищевых продуктов.

Разнообразное питание позволяет надежно обеспечивать организм необходимым их количеством и составом.

Понимание роли различных веществ в жизни и здоровье будет неполным, если не знать, что организму необходимо более 61 химических элементов из таблицы Д.И. Менделеева. Они входят в химический состав скелета, мышц, органов, нервов, а так же - гормонов, ферментов и многих других биологически активных веществ.Например среди школьников широко известна железодефицитная анемия (малокровие) при недостаточном поступлении в организм или усвоений железа, при потерях железа с кровотечениями. Железо - необходимый микроэлемент в составе гемоглобина эритроцитов. Именно гемоглобин переносит кислород от легких в ткани.

Употребление в пищу разнообразных овощей, фруктов, ягод и разнообразие продуктов питания обеспечивает в целом потребности организма в микроэлементах. Однако не всегда и не везде. Так произошло с обеспечением человека йодом. Всем, живущим в территориях, удаленных от моря надо знать, что они живут в условиях дефицита йода. Йодсодержащие вещества земной коры оказались преимущественно водорастворимыми. За более, чем 4,7 миллиардов лет существования Земли йодсодержащие вещества утекли в моря и океаны. В приближенных к морям территориям испарения йода не доходят, а жизнь зародилась при наличии достаточного количества йода. Йод является элементом гормонов щитовидной железы - тироксина и трийодтиронина, контролирующих окислительные процессы в клетках тканей организма, а значит - энергию мышления, мышц, сердца, нервов, синтез белка, значит - рост и развитие, синтез ферментов, гормонов, т.е. всю жизнь. Окисление - это экзотермическая (с выделением тепла_ химическая реакция, обеспечивающая в организме оптимальную температуру. Мало йода - мало гормона - снижаются энергетические процессы.

Среди заболеваний йод - дефицита - эндемический зоб. При нарушении деятельности щитовидной железы учащиеся очень сильно слабеют, быстро устают, беспричинное падение настроения, плохо слышат, слабые зубы, выпадают волосы, ломаются ногти, часто болит голова. Все эти симптомы говорят о том, что организм ребенка нуждается в йоде. Суточная норма йода - 50 - 200 мкг.

По оценке экспертов Всемирного общества здравоохранения, первой причиной отклонения умственного развития - нехватка йода.

В Татарстане, так же как и в других областях России, наблюдается нехватка йода в воде, что нужно сказать и об Апастовском районе. Нужно иметь в виду и то, что в продуктах йода тоже очень мало - всего 4 - 15 мкг. Поэтому желательно вводить в рацион продукты, содержащие много йода: морская капуста, морская рыба, кальмары, креветки. Также суточную потребность йода можно возместить с помощью хлебо - булочных и кисломолочных изделий. Беспорядочное питание от случая к случаю приводит к тому, что органы пищеварения оказываются не подготовленными заблаговременно к приему и перевариванию пищи, они выделяют меньше пищеварительных соков и менее активны. Пищеварение идет дольше, расщепление оказывается менее глубоким, не все вещества пищи, полезные для организма, используются. Необходимо есть не менее трех раз в день, и всегда в одно и тоже время.

Слишком обильное питание вызывает усиленную и длительную секрецию и перистальтику органов пищеварения, чрезмерное расширение желудка, большой приток крови к органам пищеварения и отток от головного мозга, мышц и других органов. Пища полностью не переваривается и без пользы выводится из организма. При этом часто наблюдается несварение, закупорка кишечника, ожирение. Все это ведет к ослаблению физической силы и умственной деятельности, сопротивляемости организма болезням. Поэтому еще древние греки советовали «есть, чтобы жить, но жить, чтобы есть».

Питание должно быть умеренным, разнообразным, сбалансированным по калорийности с учетом затрат энергии на трудовую деятельность и возрастных особенностей организма.Плохое прожевывание пищи вызывает нарушение сокоотделения и перистальтики, при этом пища хуже переваривается и усваивается, дольше задерживается в органах пищеварения, что вызывает несварение, расстройство пищеварительной системы.Хорошо влияют на функционирование органов пищеварения сырые овощи и фрукты, способствуя сокоотделению и перистальтике. Организм получает с ними витамины, фитонциды, углеводы.

Салаты и супы стимулируют сокоотделение и облегчают пищеварение, а молочнокислые продукты уничтожают вредную микрофлору кишечника. Каждый школьник видит себя в будущем и хочет стать и быть здоровым. Здоровье даст реализацию способностей, высокий интеллект, интересную и полезную работу, самодостаточность и благополучие. Быть здоровым - это цель. Для достижения цели нужны знания. Знания - всего лишь книжный свод истин, если они не применяются в практике. Путь от знаний к практике - желание использовать знания. Но желание может остаться мечтой. Если не мобилизовать свою волю, не мотивировать себя на реализацию знаний. Последний рубеж от знания к практике - это действие, это внедрение полезных привычек, искоренение вредных. Чем раньше мы поймем значение самоконтроля, чем раньше поймем свою собственную роль в формировании своего здоровья, тем реальнее будут достижения разумно поставленных перед собой целей. В последнее время наблюдается рост заболеваний, связанных с неправильным питанием, что нужно сказать и о нашей школе. Поэтому моя работа посвящена проблеме рационального питания. В связи с этим я поставила перед собой следующие задачи:

1. Выяснить процент заболеваемости учащихся ДСШ, связанных с неправильным питанием;

2. Выяснить энергетическую ценность продуктов с учетом физиологических норм питания

3. Выяснить состав и калораж еды учащегося;

4. Научиться вычислять энергозатраты, а на основе этого выяснить соответствуют ли энергозатраты калоражу пищи;

5. Научиться самостоятельно корректировать свой рацион питания.

В качестве консультантов я выбрала:

Мед.эксперта - специалист в области медицины.

Биолога - специалист в области рационального питания.

Исследовательская деятельность.

Белки и жиры, необходимые для нормальной жизнедеятельности человека, бывают животного и растительного происхождения. Нельзя потреблять белки и жиры только животные или только растительные, потому что организму нужны и те, и другие.

Существуют физиологические нормы питания, определяющие сколько граммов белков, жиров и углеводов должен человек получать ежедневно.

Человеческий организм в процессе жизнедеятельности расходует энергию, получаемую с продуктами питания. При повышенной физической активности энергия требуется больше, при пониженной - меньше. Энергетическая ценность пищи измеряется в килокалориях.

Например, физиологические нормы питания для школьников 13 - 15 лет составляют в суточном рационе энергетическую ценность белков, жиров и углеводов. Распределять по отдельным приемам пищу следует согласно опыту пищевой гигиены.

Особенности рационального питания школьников
Выполнили:Кузьменко Юлия, 8 «А»,Ефремова Екатерина, 8 «А» МБОУ «СОШ №24»Руководитель: Першина Н.В.,учитель биологии
Правильное питание обеспечивает рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Изучение основ рационального питания школьников
ЗАДАЧИ
1.Ознакомиться с общим представлением о рациональном питании школьников 2. Путем анкетирования получить данные о характере питания школьников3.Изучениить меню школьной столовой
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
Питание учащихся 7 – 8 классов школы №24
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
особенности рационального питания учащихся
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
изучение теоретического материалаанкетированиеанализ статистический подсчет
ГИПОТЕЗА
Если изучить практико - теоретические основы рационального питания и применить их в условиях школьной столовой, а так же реализовывать просветительский проект на различных уроках, то это предотвратит нерациональность диетологических привычек учеников и повлечет за собой улучшение здоровья
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Материал можно использовать на уроках биологии и родительских собраниях
Рациональное питание
.
Необходимые продукты для полноценного питания школьников.
Белки. Самыми ценными являются рыбный и молочный белок, на втором месте по качеству - мясной белок, на третьем - белок растительного происхождения. В рационе школьника обязательно должны присутствовать следующие продукты: молоко или кисломолочные напитки; творог; сыр; рыба; мясные продукты;
Жиры
Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас «жирных» продуктах - масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба - источники скрытых жиров. Норма потребления жиров для школьников - 80-90 г в сутки, 30% суточного рациона. Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать: сливочное масло; растительное масло;
Углеводы
Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие неперевариваемые пищевые волокна. Суточная норма углеводов в рационе школьника - 300-400 г, из них на долю простых должно приходиться не более 100 г. Необходимые продукты в меню школьника: хлеб; крупы; картофель; мед; сухофрукты;сахар.
Витамины и минералы
Витамины которые в малых количествах содержатся в ряде пищевых продуктов, помогают контролировать процессы обмена веществ в организме. Микроэлементы (минералы) выполняют в организме многочисленные функции.
Вода
поступает в организм с пищей и при употреблении напитков. Школьнику ежедневно нужно потреблять до 1,5-2,0 л воды для возмещения ее потерь, происходящих при дыхании, потоотделении, а также жидких и твердых выделениях.
Пирамида питания
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Составлены вопросы анкеты.Подобрана группа для анкетирования.Проведён статистический подсчет результатов.Проведен анализ школьного меню.
Вы знаете, что такое рациональное питание?
Сколько раз в день вы едите?
Что вы едите на завтрак?
Что вы едите на ужин?
Питаетесь, ли вы в школьной столовой?

Что чаще всего вы покупаете в школьной столовой?
Что вы едите на ужин?
Блюда школьной столовой
Блюда школьной столовой
Блюда школьной столовой
Блюда школьной столовой
Меню школьной столовой
ВЫВОДЫ
В ходе выполнения исследовательской работы1. Рациональное питание - важнейшее условие сохранения здоровья, нормального роста и развития организма человека.2. Учащиеся не достаточно владеют информацией о рациональном питании и нарушают некоторые принципы:А) Питаются 4 раза в день, только 54% от опрошенных.Б) Завтрак у 72 % школьников обычно состоит из кофе или чая с булочкой, бутерброда с колбасой, сыром и лишь 16% едят полноценный завтрак состоящий из каши.
В) Ужин школьников отличается разнообразием блюд, но отмечается тенденция плотного ужина (картофель, макароны, мясные блюда, выпечка). Г) В школьной столовой покупают комплексный обед только 56% опрошенных, остальные отдают предпочтение выпечке в школьной столовой, что является нарушением рационального питания.3. Ассортимент блюд школьной столовой разнообразен, включает все необходимые для подросткового возраста продукты питания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Батурин А.К., Каганов Б.С., Шарафетдинов Х.Х. Питание подростков: сов-ременные взгляды и практические рекомендации. М., 2006 г., 54 с.2. Гребешева И.И., Ваш ребенок. Медицина. 20083. Как быть здоровым. (Из зарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни) Москва. Медицина. 1990.4. Книга о вкусной и здоровой пище. Издание 8-е. Под ред. академика АМН СССР А. А. Покровского. - М.: “Легкая и пищевая промышленность”, 1999 5. Матюхина З. П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии. -- М.: ИГПО; Изд. центр “Академия”, 19996. Мокшанина И. М., Коган П. Я. и др. Организация питания школьников. - М.: Экономика, 2001