Проектирование уроков по "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" (Программа Г.И. Беленького). Фольклорные традиции в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермон

страница 1
ТВОРЧЕСТВО М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Вариант 1
«Государь ты наш, Иван Васильевич!
Не кори ты раба недостойного:
сердца жаркого не залить вином,
Думу чёрную - не запотчевать!

А прогневал тебя - воля царская;


Прикажи казнить, рубить голову,
Тяготит она плечи богатырские,

И сама к сырой земле она клонится».

И сказал ему Царь Иван Васильевич:
«Да об чём тебе, молодцу, кручиниться?
Не истёрся ли твой парчовый кафтан?
Не измялась ли" шапка соболиная?

Не казна ли у тебя поистратилась?

Иль зазубрилась сабля закалённая?
Или конь захромал, худо кованный?
Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
На Москве-реке, сын купеческий?»

В 1. Каков жанр произведения, из которого приведен отрывок?


В2. Кто является собеседником царя Ивана Васильевича в приведенном отрывке?

В3. Что вызвало гнев Ивана Васильевича?

В4. Каким элементом композиции является сцена пира?
В5. О чем «кручинится» «молодец»?

В6. Какие характерные для народной песни приемы художественной выразительности использует автор в приведенном отрывке?

В7. Найдите в приведенном отрывке постоянный эпитет.

В8. Приведите пример инверсии в последнем предложении.

В9. Какой синтаксический прием художественной выразительности использует зазубрилась сабля закаленная, иль конь захромал, худо кованный? / Или с ног тебя сбил на кулачном бою, /На Москве-реке, сын купеческий»?

В10. Какой синтаксический прием художественной выразительности использует автор: «Не истёрся ли твой парчовый кафтан?/ не измялась ли шапка соболиная"/ Не казна ли у тебя поистратилась»?



С1. Какими предстают перед нами главные герои в данном отрывке? Ответ обоснуйте.

ТВОРЧЕСТВО М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
«ПЕСНЬ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО
ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»

Вариант 2
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания:
«Уж ты где, жена, жена шаталася?
На каком подворье, на площади,
Что растрёпаны твои волосы

Что одежда твоя вся изорван~?

Уж гуляла ты, Пировала ты

Чай, с сынками всё с боярскими! ..


Не на то пред святыми иконами

Мы с тобой, жена, обручалися,


Золотыми кольцами менялися! ..

Как запру я тебя за железный замок


За дубовою дверь окованную "
Чтобы свету божьего ты не видела
Моя имя честное не порочила... »
И услышав то, Алёна Дмитревна
Задрожала вся, моя голубушка,

Затряслась как листочек осиновый,


Горько-горько она восплакалась,

В ноги мужу повалилася.

«Государь ты мой, красно солнышко,
Иль убей меня или выслушай!

Твои речи - будто острый нож;

От них сердце разрывается.

Не боюся смерти лютыя,

Не боюся я людской молвы,

А боюсь твоей немилости».

В1. Кто повествует в данном произведении о всех происходящих событиях?

В2. Между какими персонажами происходит приведенный выше диалог?

В3. О каком персонаже В.Г. Белинский писал: «Первое его появление на сцене располагает нас в его пользу: почему-то вы чувствуете, что один из тех упругих и тяжелых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхали их»?
В4. Какие строки передают отношение рассказчика к Алене Дмитриевне?

В5. Какие строки в словах Алены Дмитриевны говорят о ее уважении и любви к мужу?

В6. Кто явился обидчиком Алены Дмитриевны?

В7. Как называют характерный для фольклора художественный прием, используемый в «Песне... » («красно солнышко», «свету божьего» и т. д.)?

В8. Какие синтаксические приемы художественной выразительности использует автор в строках: «Что растрёпаны твои волосы, / то одежда твоя вся изорвана»?

В9. Какая особенность народной поэтической речи отразилась в «Песне... » в словах «голубушка», «солнышко», «батюшка»?

В10. Найдите в последнем предложении пример инверсии.

С 1. Как отразились в «Песне... » отношения между мужем и женой того времени? Ответ обоснуйте.

С2. Близка ли Алена Дмитриевна к народному идеалу женщины. Ответ обоснуйте.
ТВОРЧЕСТВО М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
«ПЕСНЬ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО
ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»

Вариант 3
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания:
И сказал ему Кирибеевич:

«А поведай мне, добрый молодец,


Ты какого-роду племени,

Каким именем прозываешься?

Чтоб знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем похвастаться».
Отвечает Степан Парамонович:

«А зовут меня Степаном Калашниковым,


А родился я от честного отца,

И жил я по закону господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью тёмною,


Не таился от свету небесного...

И промолвил ты правду истинную:

По одном из нас будут панихиду петь,

И не позже как завтра в час полуденный;


И один из нас будет хвастаться,

С удалыми друзьями пируючи...

Не шутку шутить, не людей смешить

К тебе вышел я, басурманский сын, -


Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

И услышав то, Кирибеевич


Побледнел в лице, как осенний снег;
Бойки очи его затуманились,

Между сильных плеч пробежал мороз,


На раскрытых устах слово замерло...

В1. Чем характеризуется поведение Кирибеевича до появления Калашникова?

В2. С какой целью выходит на бой Кирибеевич?

В3. Для чего выходит на бой Калашников?

В4. Какие строки в словах Калашникова прямо обвиняют Кирибеевич в бесчестном поведении?

В5. Что понимает Кирибеевич, увидев и узнав Калашникова?

В6. Чем окончился кулачный бой?

В7. Найдите сравнение в приведенном отрывке.

В8. Какой традиционный для народной поэтической речи прием художественной выразительности использует автор в строках: «Не шутить, не людей смешить/ К тебе вышел я, басурманский сын, - / вышел я на страшный бой, на последний бой!»?

В9. В чем особенность эпитетов «ночка темная», «добрый молодец»?

В10. Укажите прием художественной выразительности в строке: «Между сильных плеч пробежал мороз».

C1. Чем обусловлено смятение Кирибеевича, узнавшего имя соперника? Ответ обоснуйте.

С2. Какие детали поединка подчеркивают то, что для Калашникова божья воля важнее воли царской? Ответ обоснуйте.

ТВОРЧЕСТВО М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

«ПЕСНЬ ПРО ЦАРЯ ИВАНА ВАСИЛЬЕВИЧА, МОЛОДОГО
ОПРИЧНИКА И УДАЛОГО КУПЦА КАЛАШНИКОВА»

Вариант 3

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания:
Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольною волей,

А за что, про что - не скажу тебе,
Скажу только богу единому.

Прикажи меня казнить - и на плаху несть

Мне головушку повинную;

Не оставь лишь малых детушек,


Не оставь Молодую вдову

Да двух братьев моих своей милостью... »

«Хорошо тебе, детинушка,
Удалой боец, сын купеческий,
Что ответ держал ты по совести.

Молодую жену и сирот твоих


из казны моей я пожалую,

Твоим братьям велю от сего же дня


по всему царству русскому широкому
Торговать безданно, беспошлинно.

А ты сам ступай, детинушка,

На высокое место лобное,

Сложи свою буйную головушку.

Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,

В большой колокол при кажу звонить,


Чтобы знали все люди московские,

Что и ты не оставлен моей милостью... »

В1. Каким показано поведение Калашникова в беседе с царем?

В2. Какая Строка в словах Калашникова подчеркивает его духовное равенство с царем?

В3. Каким элементом сюжета является разговор Калашникова с царем?

В4. Какого персонажа В.Г. Белинский характеризовал таким образом: « …Взгляд очей его - молния, звук речей его - гром небесный, порыв гнева его - смерть и пытка... »?

В5. Какое качество царя Ивана Грозного подчеркивают его слова:


«Я топор велю наточить-навострить, /Палача велю одеть-нарядить, / в большой колокол прикажу звонить, /Чтобы знали все люди московские, /Что и ты не оставлен моей милостью... »?

почему Калашников не говорит царю об истинной причине


В6. Почему Калашников не говорит царю об истинной причине убийства Кирибеевича?

В7. Укажите прием художественной выразительности в словосочетаниях «буйную головушку», «удалой боец».

В8. Укажите прием художественной выразительности, традиционный народной поэтической речи: «Я убил его вольною волей».
В9. Найдите фразеологизм в строках: «А ты сам ступай, детинушка, / на высокое место лобное, /Сложи свою буйную головушку».

В 10. Найдите инверсию в строках: «А ты сам ступай, детинушка, / на высокое место лобное, /Сложи свою буйную головушку».

С1. Почему царь, признавая смелость и даже правоту Калашникова («Удалой боец, сын купеческий, / ... ответ держал ты по совести»), решает его казнить? Ответ обоснуйте.

С2. Помнят ли Калашникова после его смерти? Почему? Ответ обоснуйте.
страница 1

В полном заглавии поэмы в определенной последовательности названы её главные герои и косвенно обозначено время действия. Песню о них сложили и спели гусляры — народные певцы. Это их глазами мы увидели события давно минувших столетий.

Историческую основу для «Песни про купца Калашникова» Лермонтов, скорее всего, взял из « Истории государства Российского» Н. Карамзина. Возможно, он знал и фольклорные песни об Иване Грозном.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», анализ которой мы проведем, переносит читателя к XVI в., времена царствования Ивана Грозного, который часто был жестоким и безжалостным к своему народу. Для подавления возможного неповиновения Иван Грозный создал особое войско — опричнину.

«Песня...» привязана к конкретному времени. Царский и купеческий быт, картины жизни Москвы - всё это приметы эпохи. Но показаны они без подробностей, иногда косвенно. Например, Кирибеевич, желая привлечь внимание Алёны Дмитревны, с гордостью сообщает ей, что он не «душегуб лесной», а из «славной семьи Малютиной». А она «испугалась... пуще прежнего», потому что кто же не знал имени главного опричника Ивана Грозного Малюты Скуратова, известного своей жестокостью?

Но не эпоха и не деяния Ивана Грозного как государственного мужа в центре внимания поэта. Его интересуют характеры эпохи. Царь Иван Васильевич, опричник Кирибеевич, купец Калашников - все они разные, и все они ветви одного дерева, выросшего на почве российской истории XVI в.

Образ Кирибеевича в "Песне про купца Калашникова"

В центре поэмы конфликт между купцом Калашниковым и опричником Кирибеевичем. Конфликт трагический. Никто из героев не способен его преодолеть. Почему случился конфликт? Ответ - в характерах эпохи. Сначала автор представляет Кирибеевича. Его имя, скорее всего, татарского происхождения (Кирибей) и указывает на то, что он чужой в стране, где служит. Калашников назовет Кирибеевича «басурманским сыном», чуждым православной вере.

Царь Иван Васильевич называет Кирибеевича — «верный наш слуга». Да и сам он себя таковым считает: «Не кори ты раба недостойного», — просит он царя. Кирибеевич «раб», но с завидным положением, о чём царь и не преминул ему напомнить: «Не истёрся ли твой парчёвый кафтан? / Не измялась ли шапка соболиная?» А завершает Иван Васильевич с открытой иронией: «Или с ног тебя сбил на кулачном бою... сын купеческий?» В вопросах царя, не требующих ответа, хорошо просматривается существующее в обществе противостояние: опричники — купеческие сыны.

Гусляры показывают Кирибеевича в «Песне про купца Калашникова» настоящим молодцем, поэтому и рисуют его теми же красками, что и сказочных героев-богатырей. Он «удалой боец, буйный молодец». У него «очи чёрные», «руки сильные». А ещё у Кирибеевича «кони лёгкие», «седельце браное черкасское», «наряды парчёвые» — всё это традиционные признаки доброго молодца. Но нет среди них одной и очень важной детали — красавица «не глядит на него», «не любуется». Царь готов помочь своему верному слуге и предлагает «перстенек... яхонтовый», «ожерелье жемчужное», чтобы задарить «красавицу». Эти подарки тоже говорят об особом положении Кирибеевича при царе.

Но честен ли перед царём Кирибеевич? Ответ находим в песне гусляров. Они на всё смотрят со стороны и поэтому видят больше и дальше. Они знают, что он, хотя и «раб», но «лукавый», то есть хитрый и коварный. И дальше в песне прямо говорится, что он обманул царя:

Не сказал тебе правды истинной,

Не поведал тебе, что красавица

В церкви Божией перевенчана,

Перевенчана с молодым купцом

По закону нашему христианскому.

«Перевенчана» значит, что брак Алёны Дмитревны и Калашникова освящён Богом. Уточнение «по закону нашему христианскому» свидетельствует, что вера у женщины та же, что у всего народа.

Почему же Кирибеевич не сообщил царю столь важного факта? Возможно потому, что не считал его для себя важным, а возможно понимал, что государю нарушение закона будет не по нраву. Но как бы там ни было, Кирибеевич в «Песне про купца Калашникова» показал презрение к христианским нормам. А Ивана Васильевича песня представляет как их блюстителя, хотя в действительности Иван IV Грозный таковым не был. Но народу было чуждо своеволие, он его осуждал и в царе хотел видеть защитника порядка.

Кирибеевич в «Песне про купца Калашникова» дерзок в своих любовных притязаниях. Он бесчестит «верную жену» и его наказание справедливо в глазах народа.

Но почему же в песне с такой жалостью описана его смерть? Мы слышим интонацию печали в скорбном перечислении его чувств и движений: «застонал», «закачался», «упал», «повалился на холодный снег, на холодный снег».

Инверсия, повтор, скрытая антитеза («холодный снег» — горячая кровь) и сравнение — «будто сосенка» — это чувство усиливают. Песня жалеет о Кирибеевиче, потому что в «богатырском» бою погиб «удалой» молодец. А ведь мог бы он от боя и уклониться, когда понял, что это будет за бой. Но не уклонился, потому что собственная честь оказалась дороже царской милости.

Образ Калашникова в «Песне про купца Калашникова»

Наказал Кирибеевича Калашников. Купец - человек простой, что подчёркнуто его фамилией, которая происходит от слова «калач» - распространенный вид русского хлеба. Занятие Калашникова тоже обычное, он купец уважаемый - зовут его по имени и отчеству Степаном Парамоновичем. Жизнь у Калашникова налажена и Богом освящена. Но в один миг всё у него рухнуло — нашёлся человек (чужой!), который поломал уклад, создаваемый веками, — «опозорил семью нашу честную».

Поскольку Калашников главный в семье, ему и защищать её честь: «Буду насмерть биться... за святую правду-матушку», — решает он. Заметим, правда у него «святая», значит она от Бога и никто, даже опричник самого грозного царя, не имеет права её нарушать.

Перед боем Калашников сказал, в чём его правда. Высказывается он в форме противопоставления: «Я» и «Ты». Причем «Я» заявлено прямо. «Ты» подразумевается.

«Родился я от честнова отца». — А ты?

«Жил я по закону Господнему ». — А ты?

«Не позорил я чужой жены ». — А ты?

Купец Калашников — муж, отец, защитник своего дома, но он ещё и христианин, «на груди его широкий висел медный крест».

Песня рисует Калашникова как достойного защитника-мстителя. Он «добрый молодец», «молодой купец, удалой боец», «очи его соколиные», «могутные плечи». Постоянные эпитеты прямо указывают на родство Калашникова со сказочными богатырями. Вспомним, что опричник Кирибеевич тоже своей силой и удалью походил на них. По не всегда и не всё решает сила физическая. У Калашникова в бою, как и в жизни, удар был ответный. Так песня снова, хотя и косвенно, называет виновника трагедии. Калашников выполнил свою миссию — он защитил и честь своего имени, и закон, который определяет жизнь всех истинных христиан.

Но он же и нарушил закон, когда кулачный бой, устраиваемый для потехи, превратил в арену мести. Он задумывал свой бой как «последний». За это и был наказан — тоже смертью. Это произошло потому, что «Господний закон» не предусматривает никаких исключений ни для своих хулителей, ни для приверженцев.

Образ Ивана Васильевича в «Песне про купца Калашникова»

На страже царь Иван Васильевич. По какому праву? По праву хранителя православных законов: «Как возговорил православный царь». То есть, подчёркивается, что он не только царь — государственный муж, но и тот, кто служит Богу. Он его наместник на земле. Поэтому-то он «Иван Васильевич», а не «Иван Грозный». И царь признаёт над собой верховность Бога. Он принимает слова Калашникова: «Скажу только Богу единому», почему убил Кирибеевича. Поступая с Калашниковым по справедливости, что не соответствовало обычаям реального Ивана Грозного, царь косвенно, через оказание милостей семье Калашникова, признает его правоту.

А как люди? Они запомнили Калашникова? Запомнили. Именно поэтому «Песня...» заканчивается не казнью героя, а поклонами его «могилке» «пройдет стар человек — перекрестится», «пройдёт молодец — приосанится».

Основные особенности «Песни про купца Калашникова»

Почему Михаил Юрьевич назвал поэму «Песней...»? В названии отмечена форма, в которой история царя Ивана Васильевича, опричника Кирибеевича и купца Калашникова дошла до слушателей. И ещё, если эти события стали песней и её поют и разносят по свету, это означает, что она уже вошла в память народа, стала его духовным достоянием.

Основные особенности «Песни про купца Калашникова» следующие:

  • жанр: поэма;
  • история как один из источников «Песни...»;
  • близость к жанру фольклорной исторической песни;
  • противостояние: опричнина — купечество;
  • интрига в сюжете;
  • присутствие героя — исторической персоны:
  • наличие вымышленных героев;
  • изложение от лица гусляров, выражающих народный взгляд;
  • утверждение вечных нравственных ценностей народа;
  • создание сильного национального характера;
  • тема чести;
  • трагический финал.

Первой поэмой, которую Лермонтов решился опубликовать, явилась “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Поэма является стилизацией русского фольклора в большой эпической форме. По жанру и художественному своеобразию она оказалась единственной в своем роде и не получила продолжения ни в творчестве её автора, ни у других поэтов. Не было у “Песни...” перекличек и с предыдущими произведениями Лермонтова. Правда в поэме “Боярин Орша” автор затрагивает семейную тему, но особенность “Песни...” в том, что данная тема здесь представлена совершенно иначе, хотя речь идёт тоже о бесчестьи семьи. . _
Тема бесчестья была очень характерна для творчества Лермонтова этого периода, но надо сказать, что он разграничивал оскорбление и бесчестье. Оскорблённый дворянин получал удовлетворение на дуэли, независимо от её исхода, это был поединок равных. “Бесчестье в качестве разрешения ситуации предусматривало убийство, самоубийство или сумасшествие, то есть в любом/случае бесчестье необратимо, и обесчещенный не может далее оставаться в обществе чести”. Так писал сам Лермонтов.
В стихотворении “Смерть поэта” Лермонтов не случайно активно подчёркивает жажду мести “невольника чести”. Исследователь творчества поэта Б.М.Эйхенбаум предполагал, что “Песня...”, возможно, написана во время мнимой болезни, заставившей поэта сидеть дома после смерти А.С.Пушкина. В таком случае правы те, кто считает, что толчком к созданию поэмы могла быть именно гибель Пушкина, защищавшего свою честь и честь семьи.
Опозорил он, осрамил меня
Меня честную, непорочную... -
говорит Алёна Дмитриевна мужу о Кирибеевиче. Хоть она и начинает свой рассказ, повалившись в ноги своему мужу, Степану Парамоновичу, просит она не прощения, потому что виниться ей не в чем, а заступничества.
Ты не дай меня свою верную жену
Злым охульникам в поругание!
Таким образом, мстя опричнику Кирибеевичу, купец Калашников прежде всего выполняет просьбу Алёны Дмитриевны и выступает защитником семьи и рода. Алёна Дмитриевна, обращаясь к мужу, вспоминает своих родственников, умерших и живых, доказывая, что ей больше не у кого просить помощи, как у родной семьи. Здесь Лермонтовым точно отражено средневековое сознание русского человека, хотя подобная ситуация не потеряла актуальности-и в его время. Ведь Пушкин тоже защищал честь своей семьи, а не только свою личную.
Ещё одной жанровой особенностью поэмы является намерение автора снизить романтический ореол образов главных героев. Лермонтов придаёт им реалистические черты, христианские идеалы русского народа непосредственно отражаются в психологии главных героев поэмы. Так, “лукавый раб” Ки-рибеевич обманул царя, не сказав ему, что “...красавица В церкви божией перевенчана По закону нашему христианскому”. Этим он нарушает незыблемый закон, обезумев от любви. Сначала опричник просит царя отпустить его “...в степи Приволжские, чтобы там сложить буйную головушку”, но невольно становится жертвой собственного обмана. Царь жалует ему драгоценности, с помощью которых Кирибеевич пытается прельстить Алёну Дмитриевну. Иван Грозный сам толкает своего любимца на бесчестный поступок.
Как царицу я наряжу тебя,
Станут все тебе завидовать
Лишь не дай мне умереть смертью грешною,
Полюби меня, обними меня
Хоть единый раз на прощание...
Так упрашивает свою любовь Кирибеевич. Его претензии не безграничны, - он, подобно Мцыри, готов довольствоваться несколькими мгновениями счастья. Опричник всё же христианин, он боится умереть смертью грешною, то есть покончить с собой. Но в то же время он типично лермонтовский герой, ведь он действует, не считаясь с тем, что всё происходит на глазах “злых соседушек”.
И ласкал он меня, цаловал меня;
На щеках моих и теперь горят
Живым пламенем разливаются
Поцалуи его окаянные -
с отвращением рассказывает Алёна Дмитриевна. Своевольного героя постигает возмездие, осуществляемое не одним Калашниковым и “властью провидения”, а силой совести самого Кирибеевича. Он не может не принять смертельный бой. Но в то же время проявляет себя в нём настоящим “басурманским сыном”. Когда он ударил купца Калашникова, то погнул висевший на груди Степана Парамоновича крест со святыми мощами из Киева. Удар оказался так силён, что Калашников собирает все силы, чтобы выстоять.
При этом он ведет себя не как романтический герой, он не борется с судьбой и не противостоит ей, а просто защищает честь семьи. Дело его правое, однако с точки зрения существующего закона он вершит самосуд и готов за это принять казнь. Степан Парамонович принимает на себя судьбу преступника, чего никак не могло бы случиться в романтической поэме, где герой предпочтёт такой участи смерть и станет мучеником, о котором будут потом слагать песни.
Жанровое своеобразие поэмы состоит ещё и в том, “то кроме реалистических конфликтов “Кирибеевич - семья Калашникова”, “Калашников - Иван Грозный”, в поэме есть и романтический конфликт. Это конфликт достойного человека и толпы, принявший в данном случае форму исторической социальной психологии. Степан Парамонович не может сказать царю, что убил “нехотя”, не только из-за своей честности и прямоты. То, что он убил “вольной волею”, должно быть известно всем. Именно это смоет с семьи пятно позора. Нравственная независимость Калашникова, то, что он личность, а не “лукавый раб”, является в поэме причиной его трагической гибели. Личное достоинство в нём неразрывно связано с народными нравственными устоями. Поэтому несмотря на “позорную казнь” и на то, что похоронен он был не по христианскому обряду (не на кладбище), купец оставил о себе хорошую память в народе. Проходя мимо его безымянной могилки,
...стар человек - перекрестится
Пройдёт молодец - приосанится,
Пройдёт девица - пригорюнится,
А пройдут гусляры - споют песенку.
Мажорным, подлинно песенным аккордом заканчивается поэма.
Таким образом, идея поэмы, в отличие от классических канонов, не исчерпывается противопоставлением “безгеройной” современности и героического прошлого, века незаурядных людей. В поэме далеко не все герои заслуживают сочувствия и одобрения. Так, купец Калашников, верный народным нравственным устоям, оказывается морально выше самого царя.
Лермонтовский Грозный вовсе не по неведению подталкивает Кири-беевича к насилию и казнит Калашникова. В его характере отмечен чудовищный цинизм. Свой ответ на исполненные достоинства слова Степана Парамоновича “Я убил его вольной волею, А за что про что - не скажу тебе, Скажу только богу единому...” царь начинает мрачной шуткой: “Хорошо тебе, детинушка, что ответ держал ты по совести”, - и перечисляет все будущие благодеяния родным, оставляя напоследок смертный приговор, и как бы обмолвившись, называет детей Калашникова сиротами.
Молодую жену и сирот твоих
Из казны моей я пожалую.
Обещая купцу торжественную казнь, царь на самом деле устраивает “глумление над осужденным”. Он произносит откровенно издевательскиен слова:
"
Я топор велю наточить-навострить,
Палача велю одеть-нарядить,
В большой колокол прикажу звонить,
Чтобы знали все люди московские,
Что и ты не оставлен моей милостью.
“Песнь...” со всей определенностью высвечивает процесс художественной эволюции Лермонтова. От лирической напряженности стиля, сосредоточенного вокруг авторского “я”, от прямых и открытых лирических формул, от жанра исповеди автор переходит к созданию психологических образов и сюжетов. Главный герой как бы предчувствует трагические события, когда еще ничего не предвещает беды. Так в тот самый злополучный день сидит молодой купец за прилавком, раскладывает товары,"
Речью ласковой гостей он заманивает,
Злато, серебро пересчитывает.
Да недобрый день задался ему:
Ходят мимо баре богатые,
В его лавочку не заглядывают.
В поэме между горячими событиями ее возникает удивительный образ Древней Руси и ее столицы Москвы:
Над Москвою великой, златоглавою,
Над стеной кремлевской белокаменной
Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
По тесовым кровелькам играючи,
Тучи серые разгоняючи,
Заря алая подымается;
Разметала кудри золотистые,
Умывается снегами рассыпчатыми,
Как красавица, глядя в зеркальце,
В небо чистое смотрит, улыбается.
Богатство исторических деталей и примет времени отличает поэму Лермонтова. Это не только описание одежды, утвари, вооружения, но также формы поведения главных героев, скажем, перед боем. К общим, исторически обусловленным чертам добавляются индивидуальные характеристики. Так, Кирибеевич, выходя на бой, “...царю в пояс молча кланяется”, затем он “на просторе...похаживает, Над плохими бойцами подсмеивает”. Калашников же, выйдя против опричника, “Поклонился прежде царю грозному, После белому Кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому”.
В поэме мы встречаем такие художественные приемы, как использование традиционных эпитетов (“вино сладкое, заморское”, “очи соколиные”), сравнений, синтаксических повторов, параллелизмов, инверсий, прямого отрицания (“Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце Сидит грозный царь Иван Васильевич”). Все эти приемы мастерски воспроизводят русский фольклорный поэтический стиль. В духе русской словесности даже синтаксическая конструкция с лишним союзом “и”:
Уж как завтра будет кулачный бой
На Москве-реке при самом царе,
И я выйду тогда на опричника.
Стилизованная “песенность” поэмы, эмоциональная напряженность ее содержания, динамика сюжета скрывают некоторые исторические погрешности и отдельные смысловые несообразности. Так, например, Кирибеевич описывает царю красоту Алены Дмитриевны и расхваливает ее “косы русые, золотистые”, которые видеть не мог, так как замужние женщины прятали свои волосы под платок.
Обращает на себя внимание еще одна особенность “Песни...” - ее полифоничность. Песнь поют несколько гусляров, но в одном месте прорывается голос единственного автора, который говорит об Алене Дмитриевне: “Задрожала вся, моя голубушка...”
К относительной несообразности, мне кажется, стоит отнести тройное повторение клича перед боем. “Трижды громкий клич прокликали - Ни один боец и не тронулся”. Это не значит, что Степан Парамонович проспал, как Онегин перед дуэлью. Затягивание действия в поэме усиливает напряженность атмосферы, к тому же соблюдается фольклорный принцип троич ности. Этот принцип просматривается и в композиции произведения: в “Песне...” три главы, три припева.
Финал “Песни...“является по традиции “славой” боярину, боярыне и всему христианскому народу.
“Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” - уникальное произведение Лермонтова и всей русской литературы. Оно по праву считается шедевром русской национальной классики.

Разделы: Литература

Урок 1

  1. Назвать главных действующих лиц поэмы и обосновать свое мнение.
  2. Описать облик Москвы в каждой из трех частей поэмы и назвать (привести примеры) средства художественной выразительности, используемые автором для ее изображения.
  3. Объяснить взаимосвязь цветовой гаммы поэмы и авторской позиции.
  4. Указать зарождение конфликта и позицию царя в нем.
  5. Объяснить выбор Москвы в конфликтной ситуации.
  6. Объяснить характер Москвы и ее роль в поэме.
  7. Выразительно прочитать диалог Кирибеевича и Ивана Грозного, монолог Алены Дмитриевны, пейзажную зарисовку в начале третьей части, прощальную речь Калашникова.

Ход урока

1. Беседа.

  • На сколько частей делится “Песня…” и почему?
  • Назовите главных действующих лиц произведения. Сколько их?
  • 2. Часть I. “Царская” Москва.

  • Выразительное чтение начала первой части “Песни…” до слов: “…И семьею ты вскормлен Малютиной!..”
  • Где происходит действие первой части?
  • Каким предстает перед нами хозяин пира – царь Иван Васильевич?
  • А каким предстает один из его гостей – молодой опричник Кирибеевич? Найдите описание одежды и другие свидетельства его богатства?
  • Выразительное чтение отрывка с выделением интонацией деталей портрета Кирибеевича? Какова художественная особенность его портрета? Какой художественный прием использует М. Ю. Лермонтов?

    • Выразительное чтение диалога царя Ивана Васильевича и Кирибеевича.
    • Что слышится и видится в речи царя, построенной в форме вереницы вопросительных предложений? Какую интонацию ответа опричника она предполагает?
    • Как звучит ответ молодого опричника? Что добавляет он к характеристике любимца царя?
    • На чьей стороне царь?
    • Вспомните первые две строки первой части. С какой целью М. Ю. Лермонтов использует этот фольклорный оборот речи?
    • Какой лик Москвы поэт изобразил в первой части?

    3.Часть II. Москва трудовая, купеческая, “людская” и Москва темная, разбойничья.

  • Где происходит действие второй части?
  • Перечитайте первую и вторую строфы второй части. Какими предстают перед нами Калашников и его семья?
  • Каковы нравственные основы жизни семьи Калашниковых?
  • За Кремлем горит заря туманная,
  • Набегают тучки на небо,–

    Гонит их метелица распеваючи;

    Опустел широкий гостиный двор.

    Обратите внимание на эпитет “туманная”, какой знак мы в нем видим? Что слышим мы во второй строке? Что символизирует метелица?

    • Выразительное чтение монолога Алены Дмитриевны.
    • Каким нарисован городской пейзаж в ее монологе? Как он помогает нам почувствовать надвигающуюся на семью Калашникова беду?
    • Как автор передает состояние молодой женщины? Обратите внимание, как ведет себя Кирибеевич?
    • Что же так остро переживает Алена Дмитриевна? Что беспокоит ее больше всего?
    • Каков лик Москвы во второй части?

    4. Часть III. Москва святая, православная, хранительница веры, чести, долга.

  • Куда переносит поэт действие в третьей части?
  • Какой картиной начинается третья часть.
  • Выразительное чтение первой строфы третьей части? Как автор передает свое восхищение утренней Москвой? Какие изобразительные средства использует?
  • Какие чувства вызывает в читателе последние две строки этой строфы? Какие нотки в них звучат? Как проявляется авторская позиция?
  • Какова цветовая гамма третьей части поэмы? Как она выражает авторское отношение к героям?
  • В каких строках третьей части передаются чувство достоинства Калашникова, его отношение к Богу, семье, царю, Отечеству, “народу русскому”?
  • Выразительное чтение прощальных слов Калашникова перед “смертью лютою, позорною”. Как характеризует героя его речь?
  • Найдите строчки, рисующие казнь Калашникова. Почему его смерть названа “лютою, позорною”, а головушка “бесталанною”?
  • Как М. Ю. Лермонтов изображает выбор Москвы в конфликтной ситуации произведения? Выразительное чтение последней строфы поэмы.
    • Почему в финале ни слова не говорится о могиле Кирибеевича?
    • Какой лик Москвы рисует поэт в третьей части?

    5. Вывод.

  • Как поэт создает художественный образ Москвы?
  • Можно ли сказать, что Москва имеет свой характер? И если да, то какой? Какова роль Москвы в поэме?
  • 6. Домашнее задание.

    1. Письменное задание: заполнить таблицу, перечитав текст поэмы.

    2. Индивидуальные задания. Подготовиться к дискуссии “Справедливо ли был казнен Степан Калашников?”. Дать ответ с разных позиций:

    1-ый ученик – с позиции Степана Калашникова;

    2-ой ученик – с позиции Ивана Грозного;

    3-ий ученик – с позиции закона;

    4-ый ученик – с позиции судьбы;

    5-ый ученик – с позиции гусляров.

    (Каждый ученик получает карточку с вопросами).

    3. Индивидуальные задания. Чтение в лицах диалога царя Ивана Грозного и купца Калашникова.

    Урок 2

    Купец Калашников и опричник Кирибеевич, купец Калашников и царь Иван Васильевич: смысл столкновения.

    1. Назвать основные события в поэме и объяснить свое мнение.
    2. Точно охарактеризовать Калашникова, Кирибеевича, Ивана Грозного.
    3. Сравнить Калашникова и Кирибеевича, Калашникова и Ивана Грозного и объяснить, кто из них является сильной личностью.
    4. Сравнить Кирибеевича и опричников, о которых писал Н. М. Карамзин. Найти сходства и различия.
    5. Назвать героя, одержавшего победу, и обосновать свое мнение.
    6. Объяснить, почему конфликт Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться мирно.
    7. Объяснить, почему Калашников не подал челобитную, не попытался доказать свою правоту через государев суд и не открыл царю всей правды.
    8. Определить авторскую позицию и объяснить ее.
    9. Обосновать свое отношение к героям.
    10. Объяснить, почему нельзя назвать судом волю одного человека.
    11. Прочитать в лицах диалог Ивана Грозного и купца Калашникова.
    12. Обосновать выбор В. М. Васнецовым проиллюстрированного эпизода.

    Ход урока

    I. Беседа.

  • Какие эпизоды в “Песне…” произвели на вас наибольшее впечатление?
  • Какие события в поэме вы считаете основными и почему?
  • II. Анализ сцены поединка. Как раскрываются характеры Калашникова и Кирибеевича в сцене боя?

  • Работа с таблицей
  • Дополнительные вопросы к таблице:

    1. Как это характеризует героев?
    2. Почему, готовясь к бою, Кирибеевич кланяется только царю, а Калашников – царю, “После белому Кремлю да святым церквам, а Потом всему народу русскому?”
    3. Только ли честь семьи защищает Калашников?
    4. Что особенно привлекает в Калашникове?
    5. В. Г. Белинский сказал о нем, что это “… одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут”. Что послужило критику основанием для того определения?

    6. Как это характеризует героя?
    7. На чьей стороне симпатии автора? Почему он оправдывает Калашникова, хотя тот нарушил правила кулачного боя – ударил в висок?
    8. Каким чувством проникнуты строки о смерти Кирибеевича? Чем можно объяснить это чувство?
    • Почему гусляры, зная, что перед ними “лукавый раб”, все говорят о нем как об “удалом бойце”, “буйном молодце”?
    • Похож ли Кирибеевич на опричников, о которых писал Н. М. Карамзин? Если похож, то чем? А чем отличается?
      • Как раскрываются характеры Калашникова и Кирибеевича в сцене боя?
      • Во что и почему превратился кулачный бой?
      1. Обращение к рисунку В. М. Васнецова.

    Почему художник проиллюстрировал именно этот момент? Какими изображены Калашников и Кирибеевич? Какие чувства вызывает у вас этот рисунок?

    III. Анализ сцены суда.

  • Чтение в лицах диалога царя Ивана Грозного и купца Калашникова.
  • Справедливо ли был казнен Степан Калашников?
  • Прежде чем сделать окончательный вывод, дадим ответ на вопрос с разных позиций:

    1. Степан Калашников

    Почему герой первым говорит о своей казни: “Прикажи меня казнить - и на плаху несть мне головушку повинную”?

    2. Иван Грозный

    Является ли казнь купца нарушением слова царя, сказанного перед боем: “Кто побьет кого, того царь наградит”? Помиловал бы Иван Грозный купца Калашникова, если бы тот попытался схитрить и сказал, что убил своего противника случайно? Являются ли насмешкой слова царя:

    Я топор велю наточить-навострить,
    Палача велю одеть-нарядить,
    В большой колокол прикажу звонить,
    Чтобы знали все люди московские,
    Что и ты не оставлен моей милостью?

    Почему царь готов “пожаловать” семью купца? Играет ли роль в принятии царем решения тот факт, что Кирибеевич был любимым опричником?

    Вспомните, какими были законы во времена правления Ивана IV. Как должны были поступить по закону купец и царь?

    Для чего устраивались кулачные бои? Как должен был, по закону того времени, повести себя православный царь, узнав, что купец намеренно убил своего противника во время “потешного боя”?

    Прокомментируйте слова В. Г. Белинского: “И едва ли во всей истории человечества можно найти другой характер, который мог бы с большим правом представлять лицо судьбы, как Иоанн Грозный”.

    5. Гусляры

    Найдите слова гусляров, выражающие народное мнение. Как вы понимаете слова: “головушка бесталанная”? Сохранилась ли в народе память о Калашникове”?

    6. Ваше мнение.

    IV. Обобщение.

    • Почему в поединке Калашников победил Кирибеевича?

    Что несет в себе образ каждого из них?

    Почему их конфликт не мог разрешиться мирно?

    • Почему Калашников не подал челобитную и не попытался доказать свою правоту через государев суд?

    Почему Калашников не открыл царю всей правды?

    Можно ли назвать судом волю одного человека, хотя бы царя?

    • Кто и почему одержал победу в поэме?

    Домашнее задание.

    1. Ответить на вопросы:

    • Какими чертами былинного богатыря наделяет М. Ю. Лермонтов Калашникова?
    • Как отразился в поэме народный православный взгляд на человека и события? Найдите соответствующие строки.

    2. Письменное задание. Опишите сцену “Исполнение “Песни…” гуслярами” по плану:

    • Обстановка, в которой гусляры исполняют песню.
    • Кто их слушатели? Что сказано о них в поэме?
    • Почему повествование передано гуслярам?

    3. Найти примеры исторических деталей в поэме.

    4. Индивидуальные задания.

    Установить сходство поэмы и произведений устного народного творчества. Привести примеры.

    1-ый ученик – Построение (запев, зачин, три части, припев, величание).

    2-ой ученик – Лексика (устаревшие формы слов, просторечные обороты, двойные названия, традиционные обращения).

    3-ий ученик – Тропы (постоянные эпитеты, сравнения, отрицательные сравнения, гиперболы, олицетворения).

    4-ый ученик – Поэтический синтаксис (подхваты, анафоры, типичные начала строк, повторы, инверсия).

    5-ый ученик – Система аллегорических образов.

    Урок 3

    “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” и устное народное творчество. Жанр произведения.

    1. Определить жанр произведения и обосновать свое мнение.
    2. Найти сходства “Песни…” и произведений устного народного творчества и привести примеры.
    3. Объяснить, какую роль играют элементы фольклора в “Песне…”.
    4. Объяснить, почему М. Ю.Лермонтов назвал свое произведение “Песней…” и как это проясняет авторскую позицию.
    5. Объяснить, почему М. Ю. Лермонтов именно так завершает свое произведение.
    6. Назвать высшие нравственные ценности, которые утверждаются поэтом в “Песне…”.
    7. Ответить на вопрос, кто является в “Песне…” настоящим героем и почему.
    8. Воссоздать сцену “Исполнение “Песни…” гуслярами”.

    Ход урока

    I. Беседа.

  • Назовите полное имя купца Калашникова.
  • А как автор представляет нам молодого опричника? Почему Кирибеевич не назван по имени?
  • Кто является в “Песне…” настоящим героем? Почему?
  • II. Беседа о жанре “Песни…”

  • Каков жанр “Песни…”?
  • Исследователи пришли к выводу, что “Песня…” – романтическая национально-историческая поэма, написанная в фольклорной традиции. Давайте убедимся в этом.
  • Почему поэма?
  • Почему поэма называется романтической? Какие характеры в центре? Каждый герой – носитель страсти. Какой?
  • Основной структурный элемент во многих романтических поэмах – поединок. В данном случае – бой равных.
  • Вот молча оба расходятся,
    Богатырский бой начинается.

    Почему равных?

    • Почему поэма является исторической?

    Приведите примеры исторических деталей.

    • И, наконец, о фольклорной традиции.

    III. “Песня…” и народно-поэтическое творчество.

    Работа в группах.

    В чем сходство “Песни…” и произведений устного народного творчества? Примеры.

    1. Жанр: историческая песня.
    2. Построение:
    • запев – вступление вводит в обстановку, создает настроение, ритм;
    • зачин – начало произведения (“Не сияет на небе солнце красное... ”)
    • три части;
    • припев (“Ай, ребята, пойте, только гусли стройте!” );
    • величание: Tapоватому боярину слава!

    И красавице боярыне слава!

    И всему народу христианскому слава!

    3. Лексика:

    • устаревшие формы слов (“играючи”, “разгоняючи”, “кудряву бороду на широку грудь”)
    • просторечные обороты (“поцалуемтесь”, “мово верного слугу”)
    • двойные названия (“роду-племени”, “гудит-воет колокол”)
    • традиционные обращения (“Государь ты мой, красно солнышко”).
    • постоянные эпитеты: святая Русь, житье вольное, буйная головушка;
    • сравнения:

    Ходит плавно – будто лебедушка,
    Смотрит сладко – как голубушка,
    Молвит слово – соловей поет.

  • отрицательные сравнения:
  • Не сияет на небе солнце красное,
    Не любуются им тучки синие:
    То за трапезой сидит во златом венце,
    Сидит грозный царь Иван Васильевич.

  • гиперболы:
  • Вот об землю царь стукнул палкою,
    И дубовый пол на полчетверти
    Он железным пробил наконечником…

  • олицетворения:
  • Заря алая подымается;
    Разметала кудри золотистые,
    Умывается снегами рассыпчатыми…

    5. Поэтический синтаксис:

    • подхваты

    Повалился он на холодный снег,
    На холодный снег, будто сосенка,
    Будто сосенка, во сыром бору
    Под смолистый корень подрубленная

  • анафоры:
  • Не позорил я чужой жены,
    Не разбойничал ночью темною,
    Не таился от свету небесного…

  • типичное начало строк:
  • И бугор земли сырой тут насыпали,
    И кленовый крест тут поставили,
    И гуляют, шумят ветры буйные…

  • повторы (слов, синонимических выражений): гуляют – шумят ветры буйные;
  • инверсия (“Москвой великой”, “заря алая”, “горят очи его соколиные”).
    1. Ритмический строй: трехударный тонический стих.
    2. Система аллегорических образов (уподоблений, иносказаний):
    3. Ветер – тучки; сизый орел – старший брат;

      малые орлята – младшие братья.

    4. Образы гусляров – певцов-повествователей.
    5. Черты героя эпоса (былинного богатыря) в Калашникове.
    6. Народный православный взгляд на человека и события:

    Чему быть суждено, то и сбудется.

    IV. Вывод.

    Какую роль играют элементы фольклора в “Песне…”?
  • Почему М. Ю. Лермонтов назвал свое произведение “Песней…”? Как это проясняет авторскую позицию?
  • Почему М. Ю. Лермонтов именно так завершает произведение?
  • Какие высшие нравственные ценности утверждаются поэтом в “Песне…”?
  • V. Домашнее задание.

    Работа в группах.

    Создание киносценария эпизода “Пир у Ивана Грозного”.

    Историки – обстановка действия.

    Художники по костюмам – внешний облик действующих лиц.

    Режиссеры – кинокадры, даваемые крупным и дальним планом.

    Музыкальные редакторы – музыкальное сопровождение.

    Звукорежиссеры – шумы.

    Художники по свету – игра света и тени.

    Редакторы – титры на экране.


    М.Ю. Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
    Из литературы XIX века

    На уроке прозвучит произведение, которое сначала появилось в печати без подписи автора. Белинский сразу же отметил появление нового таланта в русской поэзии: «Не знаем автора этой песни, но не боимся попасть в лживые предсказатели, сказавши, что наша литература приобретает сильное и самобытное дарование». Речь пойдет о «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и её авторе М. Ю. Лермонтове.


    Тема: Из литературы XIX века

    Урок: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

    Рис. 1. М.Ю. Лермонтов. Автопортрет ()

    28 января 1838 года по Петербургу разнесся слух о том, что Пушкин (рис. 2) стрелялся с Дантесом. Получил Пушкин смертельное ранение. И в это же время по столице распространилось стихотворение без подписи с названием «Смерть поэта».

    Рис. 2. А. С. Пушкин ()

    Погиб поэт! — невольник чести, —

    Пал, оклеветанный молвой,

    С свинцом в груди и жаждой мести,

    Поникнув гордой головой!..

    Не вынесла душа поэта

    Позора мелочных обид,

    Восстал он против мнений света

    Один, как прежде... и убит!

    Убит!.. К чему теперь рыданья,

    Пустых похвал ненужный хор

    И жалкий лепет оправданья?

    Судьбы свершился приговор!

    Не вы ль сперва так злобно гнали

    Его свободный, смелый дар

    И для потехи раздували

    Чуть затаившийся пожар?

    Что ж? Веселитесь... он мучений

    Последних вынести не мог:

    Угас, как светоч, дивный гений,

    Увял торжественный венок.

    Его убийца хладнокровно

    Навел удар... спасенья нет:

    Пустое сердце бьется ровно,

    В руке не дрогнул пистолет.

    И что за диво?.. Издалёка,

    Подобный сотням беглецов,

    На ловлю счастья и чинов

    Заброшен к нам по воле рока.

    Смеясь, он дерзко презирал

    Земли чужой язык и нравы;

    Не мог щадить он нашей славы,

    Не мог понять в сей миг кровавый,

    На что он руку поднимал!..

    И он убит — и взят могилой,

    Как тот певец, неведомый, но милый,

    Добыча ревности глухой,

    Воспетый им с такою чудной силой,

    Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

    Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

    Вступил он в этот свет завистливый и душный

    Для сердца вольного и пламенных страстей?

    Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,

    Зачем поверил он словам и ласкам ложным,

    Он, с юных лет постигнувший людей?..

    Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) (рис. 1) - поэт, преемник А. С. Пушкина. Поэт с такой же трагической судьбой, гонимый надменными потомками, стоящими у трона всесильного монарха, не смеющими ослушаться его, выполняющие любые его наказы.

    Лермонтов прожил очень короткую жизнь, но оставил после себя множество великолепных стихотворений, поэм, драматических произведений. И создал целую эпоху нашей литературы.

    Рис. 3. Миша Лермонтов ()

    Детство маленького Мишеля (рис. 3) было омрачено смертью матери, далее ссорой отца с бабушкой и, по велению бабушки, разлукой сына с отцом. Уже в детстве проявились недюжинные способности у ребенка. Михаил Юрьевич великолепно владел несколькими иностранными языками, рисовал, писал стихи.

    С 14 лет он учился в Благородном пансионе при Московском университете. Для того чтобы получить законченное образование, М. Ю. Лермонтов поступает в Школу гвардейских прапорщиков, и в эти годы он много пишет. Появляется стихотворение «Смерть поэта», за ним следует ссылка на Кавказ. Из ссылки он возвращается уже окончательно сложившимся поэтом со своим стилем и имеющим свое место в литературе.

    В 1838-1840 годах появляются произведения, которые составляют Золотую сокровищницу нашей русской литературы. И вот снова ссылка на Кавказ из-за дуэли с французским посланником, и эта ссылка оказывается последней. В 1841 году поэт на дуэли погибает на Кавказе.

    Мысль о всесильности и несправедливости царя выражена Лермонтовым в произведении «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

    Читая произведение, мы оказываемся в далеком ХV веке, в те времена, когда правил царь Иван ІV, за жестокость и суровость прозванный Грозным. Обратившись к далекому прошлому Руси, Лермонтов находит в его правлении черты достойного поведения, но и вместе с тем горькие последствия самовластия.

    Характеры персонажей раскрываются в поступках и диалогах.

    Чтение и анализ І части

    Рис. 4. Гусляры-сказители ()

    Рассказ ведут гусляры (рис. 4), которые как бы собираются потешить боярина и боярыню.

    «Ох, ты, гой еси, царь Иван Васильевич!

    Про тебя Нашу песню сложили мы,

    Про твово любимого опричника

    Да про смелого купца, про Калашникова;

    Мы сложили её на старинный лад,

    Мы певали её под гуслярский звон

    И причитывали да присказывали.

    Православный народ ею тешился,

    А боярин Матвей Ромодановский

    Нам чарку поднёс мёду пенного,

    А боярыня его белолицая

    Поднесла нам на блюде серебряном

    Полотенце новое, шёлком шитое.

    Угощали нас три дни. Три ночи

    И всё слушали не наслушались.

    Не сияет на небе солнце красное,

    Не любуются им тучки синие:

    То за трапезой сидит во златом венце,

    Сидит грозный царь Иван Васильевич.

    Позади его стоят стольники,

    Супротив его всё бояре да князья,

    И пирует царь во славу божию,

    В удовольствие своё и веселие.

    Улыбаясь, царь повелел тогда

    Вина сладкого заморского

    Нацедить в свой золочёный ковш

    И поднесть его опричникам.

    И все пили, царя славили.

    Лишь один из них, из опричников,

    Удалой боец, буйный молодец,

    в золотом ковше не мочил усов;

    Опустил он в землю очи тёмные,

    Опустил головушку на широку грудь -

    А в груди его была дума крепкая»

    Возможно, мы задаемся вопросом: какова же причина грусти опричника?

    Лишь одна не глядит не любуется,

    Полосатой фатой закрывается....

    На святой Руси, нашей матушке,

    Не найти, не сыскать такой красавицы:

    Ходит плавно — будто лебёдушка,

    Смотрит сладко — как голубушка,

    Молвит слово — соловей поет,

    Горят щеки ее румяные

    Как заря на небе божиим;

    Косы русые, золотистые,

    В ленты яркие заплетенные,

    По плечам бегут, извиваются,

    С грудью белою цалуются.

    Во семье родилась она купеческой, —

    Прозывается Аленой Дмитревной».

    Опричник охвачен страстью.

    «Сердца жаркого не залить вином,

    Думу черную — не запотчевать!»

    Что же предлагает ему царь?

    «И сказал смеясь Иван Васильевич:

    «Ну, мой верный слуга! я твоей беде,

    Твоему горю пособить постараюся.

    Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый

    Да возьми ожерелье жемчужное.

    Прежде свахе смышленой покланяйся

    И пошли дары драгоценные

    Ты своей Алене Дмитревне:

    Как полюбишься — празднуй свадебку,

    Не полюбишься — не прогневайся»

    Не отказывают гусляры опричнику в мужестве, смелости, отваге. Он готов умереть на чужбине, в смертном бою с врагами сложить голову. Но иногда герой кажется излишне хвастливым.

    «— Не родилась та рука заколдованная

    Ни в боярском роду, ни в купеческом;

    Аргамак мой степной ходит весело;

    Как стекло горит сабля вострая;

    А на праздничный день твоей милостью

    Мы не хуже другого нарядимся.

    Как я сяду поеду на лихом коне

    За Москву-реку покататися,

    Кушачком подтянуся шолковым,

    Заломлю на бочек шапку бархатную,

    Черным соболем отороченную»

    Всю ли правду сказал он царю?

    «Обманул тебя твой лукавый раб,

    Не сказал тебе правды истинной,

    Не поведал тебе, что красавица

    В церкви божией перевенчана».

    Он скрыл правду, боясь осуждения. Против семейных устоев, против норм бессилен даже сам царь. Есть какие-то пределы и его власти.

    «Вот нахмурил царь брови черные

    И навел на него очи зоркие,

    Словно ястреб взглянул с высоты небес

    На младого голубя сизокрылого, —

    Да не поднял глаз молодой боец.

    — Вот об землю царь стукнул палкою,

    И дубовый пол на полчетверти

    Он железным пробил оконечником —

    Да не вздрогнул и тут молодой боец.

    — Вот промолвил царь слово грозное, —

    И очнулся тогда добрый молодец.

    «Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,

    Аль ты думу затаил нечестивую?

    Али славе нашей завидуешь?

    Али служба тебе честная прискучила?

    Когда всходит месяц — звезды радуются,

    Что светлей им гулять по поднебесью;

    А которая в тучку прячется,

    Та стремглав на землю падает...

    Неприлично же тебе, Кирибеевич,

    Царской радостью гнушатися; —

    А из роду ты ведь Скуратовых,

    И семьею ты вскормлен Малютиной!»

    В данном отрывке раскрывается мысль о гневе царя на опричника Кирибеевича. Царь говорит о том, что должно веселиться радом с царем только верным его слугам. И в то же время он угрожает, что падающая звезда есть неверный слуга. Настроение царя дано в развитии. Недовольство Кирибеевича постепенно нарастает.

    Чтение и анализ ІІ части

    Что предвещает несчастье для семьи купца Калашникова?

    Да недобрый день задался ему:

    Ходют мимо баре богатые,

    В его лавочку не заглядывают.

    Что же услышали мы из уст Алены Дмитриевны? Если в первой части мы испытывали сочувствие к опричнику, то после рассказа жены мы смотрим на опричника Кирибеевича уже совершенно другими глазами, как на виновника бесчестия. Чувство Кирибеевича эгоистично, неразумно.

    Рис. 5. Иллюстрация ()

    Какое решение принимает Калашников? (рис. 5)

    «И я выду тогда на опричника,

    Буду на́ смерть биться, до последних сил;

    А побьет он меня — выходите вы

    За святую правду-матушку.

    Не сробейте, братцы любезные!»

    Он защищает семью.

    «Опозорил семью нашу честную

    Злой опричник царский Кирибеевич».

    Братья понимают, какую ответственность берет на себя Калашников. Он готов сложить голову, и они в этом готовы поддержать его, даже пожертвовать собственной жизнью.

    Итак, под покровом суровости и угрюмости мы видим в Калашникове черты доброты и гуманности. Но придет час и, не задумываясь, ни на минуту не остановясь, отдаст он жизнь и исполнит свой долг.

    Чтение и анализ ІІІ части

    Bдет подготовка к бою между Калашниковым и Кирибеевичем.

    «Оцепили место в 25 сажень,

    Для охотницкого бою, одиночного»

    Здесь разыгрывается поединок чести с бесчестьем, правды с неправдой, человеческого достоинства с произволом.

    Кирибеевич, выйдя, кланяется царю. Он не скрывает, что хочет только потешить его. А Калашников кланяется царю, Кремлю и всей Русской земле, всему русскому народу.

    Вот строчки, описывающие внутреннее состояние Кирибеевича:

    «Побледнел в лице как осенний снег;

    Бойки очи его затуманились,

    Между сильных плеч пробежал мороз,

    На раскрытых устах слово замерло...»

    Он изумлен, он растерян.

    Что запрещали правила кулачного боя? Они запрещали убивать противника, убивать человека. Значит, прав был царь, когда казнил Калашникова? У купца не было иного выхода, как только убить противника и превратить это зрелище в суд чести. Он не скрывал, что не будет шутить, что собирается отомстить. Он не просто мстит, а выступает против произвола. Калашников потом казнен без суда и следствия. Что же обещал царь ему?

    Рис. 6. Иллюстрация ()

    «Хорошо тебе, детинушка,

    Удалой боец, сын купеческий,

    Что ответ держал ты по совести.

    Молодую жену и сирот твоих

    Из казны моей я пожалую,

    Твоим братьям велю от сего же дня

    По всему царству русскому широкому

    Торговать безданно, беспошлинно,

    А ты сам ступай, детинушка,

    На высокое место лобное,

    Сложи свою буйную головушку.

    Я топор велю наточить-навострить,

    Палача велю одеть-нарядить,

    В большой колокол прикажу звонить,

    Чтобы знали все люди московские,

    Что и ты не оставлен моей милостью...»

    А кого же поддерживает народ? Кому он симпатизирует?

    «Схоронили его за Москвой-рекой

    На чистом поле промеж трех дорог,

    Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской

    И бугор земли сырой тут насыпали,

    И кленовый крест тут поставили.

    И гуляют шумят ветры буйные

    Над его безымянной могилкою;

    И проходят мимо люди добрые, —

    Пройдет стар человек — перекрестится,

    Пройдет молодец — приосанится,

    Пройдет девица — пригорюнится,

    А пройдут гусляры — споют песенку»

    Былинные черты

    1. Былинное обращение («ох, ты, гой еси»).
    2. Использование историзмов - князья, бояре, опричник .
    3. Большое количество эпитетов, характерных для фольклора - заря алая, тучи синие, венец златой.
    4. Былинная символика - алая заря (в народном фольклоре предвещала беду).
    5. Метафоры, инверсии и олицетворения.

    Вывод:

    «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» сложена в назидание людям, наделенным властью и могуществом, правом решать судьбы других людей.

    Ираклий Андроников, исследователь творчества М.Ю. Лермонтова писал:

    «Хотя Лермонтов обратился к эпохе Грозного, произведение прозвучало глубоко современно. Только что на дуэли с царским «опричником» погиб Пушкин, который вышел на поединок, чтобы защитить честь жены и своё благородное имя. Поэма заставляет задуматься над вопросами о судьбе и нравах человеческой личности».

    Список литературы

    1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
    2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
    3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
    4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
    5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
    6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
    7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
    8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
    1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
    2. Словари. Литературные термины и понятия ().
    3. Толковый словарь русского языка ().
    4. М.Ю. Лермонтов. Биография. Творчество ().
    5. Чтение «Песни про купца Калашникова» актером Золотухиным ().

    Домашнее задание

    1. Вспомните, что такое былина. Найдите в произведении Лермонтова черты былинного стиля.
    2. Подберите цитаты, которые характеризуют Ивана Грозного, купца Калашникова, опричника.
    3. Как можно объяснить решение Ивана Грозного? Сочувствует ли он Калашникову?
    4. Как вы думаете, почему это произведение было запрещено цензурой?