Потребность в самореализации относится к идеальным потребностям. Социальные, биологические и духовные потребности человека. Уровень развития человека

Детерминанты потребностей . Потребности представляют тот фундамент, на котором строится все и вся психическая деятельность человека. В процессе эволюции происходит совершенствование и развитие живых существ. Этот процесс трудно объяснить только приспособлением к изменениям среды. «Уравновешивание со средой» обеспечивает лишь самосохранение индивида и вида. Оно – необходимое условие для развития, но не его направляющая тенденция.

Несомненно, что существует самостоятельный процесс эволюции, который выражается в росте и усложнении центральной организма и в освоении им среды обитания в пространственно-временных масштабах. Движущей силой этого процесса являются потребности. Их динамика, преобразование и определяют направление развития живых существ.

Активность обусловлена наличием потребностей. Потребность – это понятие, обозначающее детерминанты психического состояния индивида, отражающие испытываемую им нужду в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающие источником его активности.

Актуализация любой потребности связана с возникновением определенных изменений во внутренней среде организма. Известно, что появление потребности в пище наиболее часто возникает за счет нехватки глюкозы. На дефицит глюкозы организм, прежде всего, реагирует включением гомеостатического механизма саморегуляции, который компенсирует нарушение за счет своих резервов. В случае голода в кровь выбрасываются адреналин и глюкагон, которые превращают гликоген в глюкозу. Высвобожденная глюкоза поступает с током крови к органам и тканям. Однако, если недостаток глюкозы в крови не удается компенсировать за счет внутренних резервов организма, то возникает «пищевое поведение».

Для возникновения такого поведения необходимо, чтобы отклонение констант внутренней среды достигло бы некоторых пороговых значений. Те отклонения во внутренней среде, которые достигают или превосходят порог инициации поискового пищевого поведения, называют пищевой (биологической) потребностью. Отклонения во внутренней среде, которые компенсируются с помощью гомеостатических механизмов управления, не могут быть названы биологической потребностью. То есть биологическая потребность – это та физиологическая нужда организма, которая достигает определенной пороговой величины и которую организм устраняет через поведение.

Классификация потребностей . У человека выделяют три группы первичных потребностей: витальные, социальные и идеальные потребности познания и . У животных им соответствуют сходные три группы потребностей, которые реализуются в соответствующих формах врожденного поведения.

Биологические потребности животных направлены на сохранение целостности индивида и вида (витальная функция). Они определяют пищевое, оборонительное поведение.

Зоосоциальные потребности животных реализуются через взаимодействие с другими особями своего вида во время полового, родительского, территориального поведения.

Идеальные потребности животных создают основу для саморазвития индивида. К ним относят потребность в новизне, получении новой информации, которая реализуется в ориентировочно-исследовательском поведении. К этой группе П.В.Симонов относит и потребность преодоления , основу которой составляет специфическая , открытая И.П.Павловым и названная им свободы. В частности, она проявляется в сопротивлении животного попыткам ограничить его двигательную активность. Некоторые исследователи выделяют у животных также специфическую потребность в компетенции – в стремлении и без специального одни и те же действия, что приводит к совершенствованию двигательных навыков. Данная потребность реализуется в подражательном и игровом поведении.

У человека в норме отсутствуют реализации чисто биологических потребностей , так как их удовлетворение всегда опосредовано влиянием социальной среды.

Социальные потребности человека включают стремление принадлежать к определенной социальной группе и занимать в ней определенное место в соответствии с субъективными представлениями субъекта об иерархии данной группы. Среди социальных потребностей особо должна быть выделена потребность человека следовать поведенческим, нравственным, эстетическим нормам, принятым в том обществе, к которому он принадлежит. Без этой социальной потребности существование социальных сообществ было бы невозможным. Считается, что социальные потребности, возникая в общении, формируются независимо от витальных. Первые признаки социализации ребенка (его положительная реакция на общение с взрослым – появление улыбки, движений) возникают в результате удовлетворения потребности в привязанности. При этом ребенок обычно привязывается к тому человеку, который с ним больше общается, причем даже в том случае, если его кормит другой.

К идеальным потребностям человека относится его потребность познания окружающего мира и своего места в нем, познание смысла и назначения своего существования. Ее основу составляет потребность в новой информации, которая уже у животных обнаруживает себя в ориентировочно-исследовательском поведении.

Выделяют две группы детерминант ориентировочно-исследовательского поведения. С одной стороны, это дефицит активации в организме, который побуждает к поиску стимулов, способных изменить его активность. Этим свойством обладают стимулы, характеризующиеся новизной, сложностью, изменением, неопределенностью. С другой стороны, исследовательская деятельность побуждается недостатком, неопределенностью полученной информации. Человек с трудом переносит неопределенность, загадочность. Для устранения этого состояния существует особая форма ориентировочно-исследовательской деятельности в виде направленной любознательности. Ее цель – получить недостающие, уточняющие сведения и тем самым снизить неопределенность.

Говоря о развитии высших потребностей, А.Н.Леонтьев отмечает, что у человека открывается новая возможность: разорвать связь формирования потребностей с «потребностными состояниями организма». К ним относят высшие человеческие потребности, которые возникают за счет сдвига потребности на содержание деятельности. Это – функциональные потребности, которые отличны от биологических функциональных потребностей, в частности, от таких как потребность во или тратах мышечной силы. К новым типам потребностей – «предметно-функциональным» – относятся потребность в труде, художественном творчестве.

В каждой из трех групп потребностей (витальных, социальных, идеальных) П.В.Симонов предлагает различать потребности сохранения и развития. Дифференцирующим признаком данных потребностей является их отношение к общественно-исторической норме удовлетворения. Потребности сохранения удовлетворяются в пределах норм, потребности развития превышают их. Так, идеальная потребность сохранения удовлетворяется овладением достигнутого к настоящему моменту уровня знания, потребность развития побуждает стремиться к непознанному, ранее никем не изведанному.

Потребности и воспитание . Свое представление о нормах общественной жизни человек формирует на основе потребности следовать тем или иным эталонам поведения. При этом важная роль в усвоении ребенком норм поведения принадлежит его стремлению имитировать поведение взрослого. Поэтому в формировании этических, идеологических, нравственных принципов ребенка огромная роль принадлежит личному примеру. Ребенок стремится взрослым и тем самым практически усваивает принципы, которым они руководствуются, а не те правила поведения, которые стараются привить ему, обращаясь к его сознанию. Особенно пагубно для воспитания молодого человека расхождение личного примера и декларации высоконравственных норм поведения, что ведет к формированию цинизма.

Особое значение для имеет стремление человека к компетентности, его потребность в вооруженности. Только на базе этой потребности формируется высокий уровень профессионализма, мастерство. Удовлетворение этой потребности порождает радость по поводу своего умения. За счет этих положительных даже самая рутинная деятельность приобретает привлекательность. В школе радость познания, узнавания нового должна постоянно дополняться радостью уметь и мочь. Это делает учение успешным и интересным. Удовлетворение потребности в компетентности положительно влияет на формирование характера человека. Высокий уровень компетентности делает его уравновешенным, уверенным, спокойным, самостоятельным, независимым.

Огромное значение для развития и воспитания ребенка имеет раннее детство. Многие черты поведения закладываются именно в этот период. Это явление связывают с существованием на ранних этапах онтогенеза периодов с повышенной чувствительностью (критические периоды). В функциональном развитии имеется множество критических периодов. Понятие критического периода введено по аналогии с периодом наилучшего проявления импринтинга. Особенности влияния внешней среды, состояния организма в критический период накладывают неизгладимый след на всю дальнейшую судьбу индивида.

Исследования показали, что если в критический период произошла депривация каких-либо потребностей, например, сенсорная депривация, то развиваются дефекты, которые не компенсируются. Сенсорная депривация – продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений. В условиях сенсорной депривации у человека актуализируется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода. Сенсорная депривация в раннем возрасте ведет к нарушению интегративных функций мозга, к ухудшению обучения.

Если же в критический период онтогенеза индивида подвергать не депривации, а наоборот, усиленным воздействиям, то развивается способность противостоять не только отрицательным воздействиям, но и многим другим стрессорам, то есть развивается довольно сильная стрессоустойчивость.

Критический период на ранних этапах онтогенеза имеет важное значение и для первичной социализации. Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального , осуществляемый в общении и деятельности. Для детей в возрасте между 5 и 12 месяцами характерно нарастание страха перед незнакомцами, что позволяет предположить, что у человека период первичной социализации завершается в возрасте около 5 месяцев.

Таким образом, наличие периодов повышенной чувствительности характерно человека. Протяженность критических периодов у человека может варьировать от нескольких месяцев до нескольких лет. Периоды повышенной чувствительности имеют важное значение как для формирования индивидуальных особенностей, способностей, так и потребностей индивида.

Биологические (естественные) потребности

Это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.

Подчиняясь зову своей природы, человек побуждается к действиям, направленным на немедленное удовлетворение биологических потребностей. Биологические потребности человека, оставаясь биологическими по своей сущности, тогда становятся подлинно человеческими, когда они опосредуются условиями общественного бытия, детерминируются достигнутым уровнем культуры. Быть в слитности с естественным и растительным, и животным миром, со своими биологическими потребностями - желание преходящее, временное, не суть выражение свободы личности, а если оно и продолжительно, то отягощено сознанием своей несвободы. Ибо мир природы - это не мир человека, он может стать таковым лишь при условии, что человек организует этот мир по-своему, преобразовав его по законам человеческой деятельности.

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод: человека удовлетворяет только такое общение с природой, при котором остаются следы его самоутверждения в природе, то есть удовлетворяет не девственная, а измененная природа.

Материальные потребности

Материальными мы называем потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей.

Среди многообразия этих потребностей Маркс выделял три потребности: в пище, жилище и одежде. Норма материальных потребностей определяется существующим в стране уровнем развития материального производства, наличием в нем природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности. Норма материальных потребностей должна обеспечить каждой личности нормальные условия ее трудовой и иной деятельности, комфорт быта и транспорта, отдыха и восстановления здоровья, условия физического и интеллектуального развития. Все вместе взятые материальные потребности и способы их удовлетворения определяют уровень жизни человека.

Следует подчеркнуть, что материальные потребности не безграничны. Они количественно определены для каждой страны, каждого региона и каждой семьи и выражаются в таких понятиях, как «продовольственная корзина», «прожиточный минимум» и др.

Социальные потребности

В отличие от биологических и материальных потребностей социальные потребности не так настойчиво дают о себе знать, они существуют как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Было бы, однако непростительной ошибкой делать вывод, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества.

Наоборот, социальные потребности в иерархии потребностей играют определяющую роль. На заре возникновения человека, для обуздания зоологического индивидуализма люди объединялись, создавали табу на владение гаремами, совместно участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между «своими» и «чужими», совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей «для другого» над потребностями «для себя» человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества - центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.

Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем признакам-критериям:

1. Потребности для других

2. Потребности для себя

3. Потребности вместе с другими

Потребности для других - это потребности, выражающие родовую сущность человека. Это - потребность общения, защиты слабого. Наиболее концентрировано потребность «для других» выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой во имя другого. Потребность «для других» реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип «для себя». Примером потребности «для других» может служить герой рассказа Ю. Нагибина «Иван». «Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-то, нежели для самого себя. Наверное, это и есть любовь к людям... Но признательность не била из нас фонтаном. Ивана безбожно эксплуатировали, обманывали, обирали».

Потребность «для себя». Потребность самоутверждения в обществе, самореализации, самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность власти и т. д. Потребности «для себя» потому называются социальными, что они неразрывно связаны с потребностями «для других», и только через них могут быть реализованы. В большинстве случаев эти потребности выступают как иносказательное выражение потребностей «для других». Об этом единстве и взаимопроникновении противоположностей - потребностей «для себя» и потребностей «для других» - пишет П. М. Ершов: «Существование и даже «сотрудничество» в одном человеке противоположных тенденций «для себя» и «для других» возможно, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения тех либо других - о потребностях служебных и производных.

Потребности «вместе с другими». Группа потребностей, выражающая побудительные силы многих людей или общества в целом: потребность безопасности, свободы, обуздания агрессора, потребность мира, смены политического режима.

Особенности потребностей «вместе с другими» состоят в том, что они объединяют людей для решения назревших задач общественного прогресса. Так, нашествие немецко-фашистских войск на территорию СССР в 1941 г. стало мощным стимулом для организации отпора, и эта потребность носила всеобщий характер. Сегодня агрессия США и стран НАТО на Югославию сформировала общую потребность народов мира к осуждению неспровоцированных бомбардировок городов Югославии, способствовало сплочению югославского народа в их решимости вести бескомпромиссную борьбу с агрессором.

Самый уважаемый человек - это человек, обладающий богатством социальных потребностей и направляющий все усилия своей души на удовлетворение этих потребностей.

Рубли-копейки, счеты-расчеты, кому это интересно?!

Однако домашняя экономика никак не отделима от материй более сложных, чем примитивные расчеты денег от получки до получки. Экономика тесно связана с тем, что мы именуем жизненными потребностями, от них во многом зависит удовлетворение и самых насущных материальных желаний, и развитие высоких духовных запросов.

Однако существует и другая крайность в отношениях людей к бытовым проблемам: когда только деньгами и вещами, едой, питьем и квадратными метрами жилья измеряются все жизненные ценности, даже достоинства жениха или невесты. Найти разумную, человечную и нравственно оправданную меру и в этой сфере семейной жизни - задача, разрешение которой ищут долгие века ученые, мыслители, экономисты и моралисты. Естественно, что мы не в состоянии будем на ограниченном пространстве этого раздела книги вникнуть во все сложности домашней экономики. Но попробовать понять основные механизмы, которыми она управляется, и способы разумного построения собственного маленького хозяйства, нам необходимо.

Совместная жизнь молодоженов начинается со свадьбы. На этом торжестве уже очевидно проявляются материальные потребности и возможности двух семей. Вот родня невесты лихорадочно бегает по магазинам, комиссионным, по ателье в поисках какого-то особого материала на свадебное платье. Спросите в такой момент мать девушки, что она ищет и чем ей не по вкусу то, что лежит на прилавке или предлагается в ателье.

Такое-то добро у каждого может быть. А мы хотим, чтобы у нас было лучше, чем у соседей и знакомых.

Приглашаются в ресторан десятки, а в некоторых регионах и сотни гостей, родственников, друзей, знакомых, с кем в иные времена едва здороваются или вовсе не знаются. Зачем? Одни для того, чтобы с большим числом людей разделить семейную радость, потому как известно: радость разделенная прибывает, а горе - убывает. Другие раздувают событие, чтобы продемонстрировать свои имущественные возможности, широту и размах натуры («Пусть не думают, что нам жалко для собственного дитяти денег»).

Это в городе. В деревне свои критерии того, как должно и прилично справлять свадьбу, а мотив расходов, масштаб празднества один и тот же: чтобы было, как минимум,- не хуже, чем у других и, как максимум,- лучше.

В этом, как в капле воды, отражается сложный спектр чувств, стремлений, желаний, которыми руководствуются члены семейства, когда они строят свои материальные отношения и способы их удовлетворения.

Цели и средства. Как видите, снова мы упираемся в эти основополагающие понятия, которые и в чисто материальной сфере определяют наши успехи и поражения, благосостояние тела и души или разбазаривание всего семейного благополучия.

Цель совместного хозяйства объяснит и ребенок: оно требуется, чтобы утолить голод, жажду, чтобы не ходить босым и голым, чтобы было тепло и удобно, по возможности уютно и красиво, чтобы в этих условиях растить и воспитывать потомство, набираться сил, здоровья для трудов праведных. Потребности, которые здесь перечислены, именуются витальными, т. е. жизненными, от латинского слова «вита» (жизнь). Иначе их еще называют естественными. А вот способы их удовлетворения и масштабы их расширения могут быть разумными или неразумными, искусственными и даже извращенными, вызванными не насущными нуждами, а исключительно соображениями самолюбия: вот этим самым - чтобы «как у всех», «не хуже других», «лучше других».

Голод. Он удовлетворяется пищей простой, незамысловатой, не требующей особых ухищрений с приготовлением, сложной и дорогостоящей сервировки. Аппетит.- уже совсем иное дело: он требует порядка, искусства, разнообразия. Есть еще и гурманство, т. е. особое пристрастие к еде. Тут еда становится культом, ей подчиняются все прочие желания. Иногда такое пристрастие оборачивается болезнью - обжорством, с полным нарушением и физических процессов, и моральных установок. Своего рода наркомания. Бывали случаи, когда «проедались» целые состояния.

О питье речь та же. Естественную жажду утолить проще простого: ладошка, подставленная под струю ручья, вот и «покуда», вот и отрада. В деревне колодец, ковш, самовар и чашка. В городе стакан и водопровод. Дальше - чайник и заварка: то ли из доморощенных трав, то ли из заморского чая. Или домашний квас, морс, сок... А дальше все, как с едой. Потребности возрастают, а с ними расходы: такой-сякой чай, кофе, шипучие, крашеные, престижные лимонады, «колы», тоники. Затем неестественные, привитые человеку дурными примерами потребности в алкогольных напитках, самых-самых изысканных или, напротив, самых-самых крепких, хоть и нечистых, отравляющих организм, разрушающих ум и личность.

Одежда-обувь. И здесь та же картина: когда-то возникшая с целью обезопасить тело от холода, от ранений и царапин, защитить от ветра и солнца и потому, действительно, естественная, она с развитием цивилизации приобрела дополнительное, искусственное значение: знака, символа принадлежности человека к определенному роду-племени. Со временем она все больше превращалась в своеобразную зримую анкету: кто сей человек, из какой страны, какой нации, беден или богат, а еще - как воспитан, развит ли вкус, привержен ли общим правилам или действует сам по себе. Короче, «по одежке встречают». И по сию пору бытует такой принцип. И здесь нет ничего противоестественного.

Но одежда для некоторых людей становится всепожирающей страстью, способом самоутверждения. Впрочем, так же как и другие предметы обихода: и сами дома, и их утварь, средства передвижения, произведения искусства, средства передачи информации, художественные произведения... Возникла давно и до сей поры существует многозначность вещного мира. И порой, вместо того чтобы занимать подобающее им место, средства существования - вещи становятся целью.

Такая тенденция закрепилась с разделением человеческого сообщества на разные кланы, группы, классы. Сами определения «имущие классы» и «неимущие» вбирают это основное различие людей, во всем прочем нередко ничем друг от друга не отличающихся. При этом материальное воплощение преимуществ может быть самым разнообразным и несопоставимым: от каких-то особенных ракушек у полинезийских дикарей - до сокровищниц Великих Моголов, ломящихся от золота и драгоценных камней; от дымного, но украшенного шкурами песца чума богатого камчадала - до пышных дворцов европейских владык. Да и внутри одного племени, одной нации всегда были свои градации, свои ступени богатства и бедности.

У всех народов постепенно установилась власть имущих. Отсюда прочно сложившееся представление о вещах, как о зримых знаках социального преимущества и преуспевания, силы и власти. Такой взгляд в течение многих веков не удавалось одолеть ни пророкам, ни философам, ни поэтам, без устали атаковавшим эту твердыню-крепость, разделяющую людей на враждующие лагери.

Давайте вспомним реакцию русского общества на призыв и попытку Льва Толстого разрушить имущественные барьеры. Что особенного сделал граф? Стал пахать, ходить в простой полотняной одежде, спать на жестком ложе, ходить босиком или в сапогах собственного изготовления, есть простую пищу. И уверял, что самый здоровый образ жизни - и физически, и нравственно - тот, который ведет труженик - крестьянин. Какую бучу вызвала эта «причуда» знаменитого писателя у имущих! Хотя миллионы россиян жили именно так, никого это не волновало и не шокировало. Но как можно смешать образ жизни разных социальных слоев?! Это же самая настоящая революция!

Теперь-то мы знаем, что писатель действительно ратовал за здоровый режим и образ жизни. Но ведь и понятие здоровья тоже категория социально значимая. Одно дело добытое и сохраненное своим трудом и собственными усилиями, а другое - врачебным уходом, усилиями прислуги, лечением на водах и другими средствами, опять же даруемыми имущественным превосходством. Получается, что человек, зараженный классовыми предрассудками, готов отвернуться от всего, что ему в пользу, лишь бы не уподобиться своему собрату, стоящему на нижней ступени социальной лестницы.

С этой позиции становится понятным гневное беспокойство российской верхушки (и даже членов семьи самого Льва Толстого- его жены, например, Софьи Андреевны): если имущие в быту будут жить точно так, как неимущие, то зачем все их преимущества - все эти звания, чины, деньги и ценности? А без них немыслимо утверждать свою власть над теми, кто всегда считался рабочим скотом.

Вот какие революционные последствия виделись аристократии в таком внешне простом акте, как еда и одежда великого человека.

Вещи - знаки отличия. Это свое качество они порой сохраняют и поныне, отравляя родственные, дружеские, товарищеские отношения. И в то же время вещи позволяют проявиться нашей профессиональной, художнической фантазии, нашему стремлению к совершенствованию быта, к комфорту и красоте.

Историческое развитие человечества в сфере материальных потребностей идет от естественных, простых, здоровых форм ко все более усложненным, во многом искусственным. В развитых странах люди все дальше уходят от необходимых продуктов и вещей к избыточным и престижным, «знаковым». Происходит это в прямом согласовании с развитием человека: от существа в основном биологического к существу социальному, для которого законы общества становятся основными законами.

Вот как воспринимали эту эволюцию потребностей философы-просветители: они считали, что человек, самой природой созданный таким образом, что не может останавливаться в

своей деятельности, в любознательности, в стремлении к новизне, удовлетворив естественные потребности, он бывает вскоре вынужден создавать себе совершенно новые потребности или, вернее, его воображение делает старые потребности более утонченными. «Естественные потребности» неизбежно заменяются потребностями, которые мы называем мнимыми или условными; последние становятся столь же необходимыми для нашего счастья, как и первые.

Марксистская философия вскрыла нерасторжимую связь-зависимость потребностей личности от всего общественного развития и прежде всего от развития общественного производства. И действительно, мы можем получить в собственное распоряжение только такие вещи, услуги, которые люди научились создавать. К примеру, что проку было бы далеким нашим предкам испытывать потребность в горячем супе, вареных овощах, коли еще не были открыты и созданы огнеупорные материалы, в которых и стало возможным варить разнообразную пищу. Да они, наверное, и не испытывали подобной потребности. Скорее, она и возникла лишь после того, как были открыты новые материалы, появилось искусство изготовления посуды.

Сейчас уже трудно определить, что рождалось прежде: потребность в вещах или производство их, которое нередко «провоцировало» потребность. Возьмем для примера такие ультрасовременные предметы, ставшие для большинства из нас необходимыми, как радиоприемники, телевизоры и телефоны. Они призваны удовлетворять естественные наши стремления к общению, к получению новой информации, новых впечатлений, интересного зрелища и развлечений. Но кто из нынешних бабушек и дедушек воображал, что получат именно такие средства утоления своей вечной жажды новизны? Кто взывал к ученым: создайте для нас такие аппараты, без них нам жизнь не в жизнь?

Еще несколько десятилетий назад доступ к этим благам цивилизации был открыт лишь незначительному числу людей. Эти аппараты были символами социального преуспевания. Теперь они - обычные элементы нашего быта. Около 90% семей в нашей стране располагают телевизорами и еще больше - радиоприемниками. Отстает пока что телефон, но тоже, наверное, не долго остается ждать максимальной телефонизации городов, потом и деревень. А может, возникнут новые средства связи. Кто знает?

Но давайте раскрутим назад, как кинопленку, процесс возникновения этих вполне материализованных желаний и сложные пути их удовлетворения.

Пытливые умы ученых должны были прежде проникнуться потребностью открыть способ передачи информации на расстояние. Когда были достигнуты очевидные успехи, потребовалось создать опытные и мелкосерийные производства, поскольку для крупномасштабных еще не были созданы предпосылки и условия: не было ни промышленных возможностей, ни рыночного спроса.

Понадобилось развить добывающую промышленность, поставляющую различное сырье и материалы, расширить и оснастить новым оборудованием обрабатывающую промышленность, а для всех сопутствующих производств разработать научно-технические данные и, естественно, повысить уровень управления всем многоступенчатым механизмом производства.

Решение столь сложных экономических, производственных и научных задач потребовало огромного числа специалистов разного профиля и достаточно высокой подготовки. Без среднего образования, которым бы располагала многомиллионная армия работников, ни одна из отраслей не смогла бы сделать подобного рывка. Только на основе всеобщего среднего образования и всевозрастающего специального (среднего и высшего) осуществим прогресс в любой сфере современного хозяйства.

Значит, надо было еще и сориентировать молодежь на получение специального образования, возбудить в ней потребность к труду именно по такой специальности. Возбудить, по сути, духовную потребность в производстве вполне материальных ценностей, которые призваны служить удовлетворению духовных же потребностей миллионов наших сограждан... Вот какой круговорот в природе наших потребностей и способов их реализации совершается сплошь и рядом. И заметьте, сколько раз мысль воплощается в вещи и, наоборот, вещи стимулируют появление новой идеи. Все, что мы создаем и потребляем, марксисты называют «овеществленными отношениями» человека к природе, к другим людям и к самому себе.

Исходя из такого убеждения, мы и начали разговор о домашней экономике с выяснения отношений. И здесь законы, действующие на пространных площадях страны и на крохотном плацдарме семейной жилплощади, проявляют себя сходно. И один из законов, действующих в нашем обществе - это закон о постоянном возвышении потребностей, а соответственно о постоянно возвышающемся производстве.

Но разве возможно исполнить все фантазии, все мечты и потребности человека, если они не имеют границ и меры? Кто и каким образом может их регулировать?

У первобытных людей регулятором их желаний выступала природа, как и у животных. Она учила своих детей: не бери больше, чем надо для поддержания жизни, в другой раз не получишь и необходимого. Будешь переедать - зверя не догонишь или сам от него не убежишь. Будешь голодать - то же самое. Не запасешься едой впрок - помрешь в пору непогодья и бескормицы. Все животные - запасливы: кто под кожу жирок закладывает, кто в норки, в соты добро собирает, а кто и пасет свой корм, вроде муравьев, дельфинов. Пока все распределение благ решалось собственной силой человека, его ловкостью, сообразительностью, люди жили по законам, так сказать, экологической справедливости и целесообразности. Законы эти закрепились в нравственных принципах, характерных для жителей данного региона. К примеру, для обитателей мест, где природа щедра и благодатна, где можно без особых усилий добыть себе пропитание, не было нужды в развитии особой бережливости, не было надобности городить и сложное хозяйство, создавать особую утварь, строить капитальные здания. В таких регионах медленнее развивалось производство вещей и технической оснастки, которые остро необходимы в краях с более суровыми климатическими условиями. У народов северных зон, в особенности там, где каждый клочок земли поливается потом и кровью земледельца, отношение к земным плодам, естественно, было иным, чем в странах, где финики и бананы сами падали в рот. Оттого северяне бывают более бережливыми, запасливыми, расчетливыми, но и более хваткими, инициативными в добывании средств существования.

Отношение к материальным ценностям определялось еще и плотностью населения, размерами жизненного пространства. Скажем, в тундре, тайге, пустыне, в труднодоступных горных местностях, в глухих деревнях, где встреча с чужим человеком счастливая (или опасная) редкость, гость - священная личность. Ему все: тепло, почет, лучший кусок, дорогой подарок.

С появлением городов появилась и иная установка. Здесь, как говорится, на каждый чих не наздравствуешься и каждого, стучащего в твою дверь, не ублажишь.

Вам не в новость слышать разговоры о национальных особенностях быта у каждого народа: одни нации отличаются щедрым гостеприимством, другие более прижимисты. Некоторые с охотой высмеивают собственную скупость, как, к примеру, иронизируют на свой счет финны и жители города Габрово в Болгарии. Традиционное отношение к материальным ценностям сказывается во всем жизненном укладе и не может не влиять на характер подрастающего поколения, даже если это поколение в школах, книгах, кино встречается с совершенно иными установками на этот счет. Нередко в городской семье царят деревенские порядки, коли ее предки недавно покинули прежнее место обитания. И восточные традиции сохраняются в семьях, давно переселившихся в западные республики, и т. д.

Правда, если проанализировать наиболее распространенные принципы, укоренившиеся в сознании и поведении людей разных народов, то можно обнаружить и нечто их объединяющее. Моральные заповеди, повелевающие добывать хлеб свой в поте лица своего, не красть чужого, не завидовать неправедному богатству, помогать ближнему своему, можно встретить во многих сказках, мифах, песнях южан и северян, жителей западного и восточного полушарий. Жадность, хвастовство богатством - самые страшные пороки, которые всегда посрамляются и наказываются в сказках. Имущий, в народном представлении, всегда хуже, глупей умеющего, но бедного, хотя именно богач стал на тысячелетия хозяином положения. Умеющий - соавтор природы, ее поверенный, ему служат солнце, ветер и вода, звери и птицы, вещи и машины.

Труженику всегда известна подлинная стоимость продукта, товара, как они достаются их создателям, насколько от них зависит жизненное благополучие людей.

Крестьянская семья в России, например, обычно к еде относилась, как к священнодействию: был свой торжественный ритуал, с которым домочадцы принимались за трапезу. «Хлеб - всему голова», «хлебушко-батюшко» - каких только ласковых названий ни давал народ хлебу насущному, добрых прозвищ кормилицам - коровам, курам-несушкам. Точно так же труженики относились к своему дому и ко всякой утвари: ничего зря не бросали, не ломали - берегли.

Однако... народ же исповедовал вроде бы противоположную истину: «Не хлебом единым жив человек». И не щадили живота своего, не то что имущества, когда приходила общая беда. Ради свободы, чести и достоинства, верности идее не раз жертвовали всем достоянием, накопленным тяжкими усилиями. Многочисленные примеры этому найдутся в истории любого народа.

Кроме высших духовных потребностей, людям всегда были ведомы и простые житейские радости, которые дают рукотворная красота труда, общение с родичами и друзьями. И нередко получалось так, что утоление естественных материальных потребностей облекалось в праздничную форму, становилось фактом искусства. К примеру, народ каждое трудовое действие сопровождал играми, торжествами, будь то начало или завершение сева, жатвы, сенокоса или возведение новой избы, забивание скота или, напротив, приобретение буренки. Всякий праздник имел свое «вещественное» и «пищевое» воплощение.

Надо признать, что искусство вообще родилось и выросло на трудовой и хозяйственной основе. Вслушайтесь в песни своего народа, в них то и дело встречается перечень полевых работ, беседы с домашними животными, с полем и лесом. Вглядитесь в национальные танцы, и вы увидите, насколько они повторяют многие рабочие движения и ритмы: на охоте и на пашне, за прялкой и шитьем. Первыми художниками, скульпторами, архитекторами были безвестные строители и украшатели жилых домов и всей их утвари.

Так что потребность в духовной пище, в этих нематериальных ценностях такая же врожденная и неистребимая в человеке, как и потребность в удовлетворении телесного голода. И определенное время их никто не разделял, как неразделен был их создатель и потребитель - простой труженик.

Постепенное, все возрастающее разделение труда развело по разные стороны создателей и их продукцию, быт и искусство, опыт и науку. Любое производство нынче расчленено на множество процессов, которыми занимаются сотни и тысячи порой никак между собой не связанных людей. Несомненным благом является то, что с ним несоизмеримо возросло коллективное мастерство и производительность труда во всех сферах нашей жизни. То, что не под силу было самому расторопному кустарю, стало под силу артельному, фабричному, заводскому объединению. Промышленное производство сделало товары, некогда считавшиеся предметами роскоши, общедоступными. Выше мы уже приводили примеры с телевизорами, но можно привести и примеры с любым домашним предметом, хотя бы и с самими домами, с квартирами, с их оборудованием, освещением и отоплением. Таких ванных комнат, которыми нынче оборудованы самые обычные городские квартиры, не было у дворян и бояр, даже у принцессы Цербстской, то бишь Екатерины Великой.

Всеми современными благами, а также неимоверно возросшими потребностями мы обязаны развитию промышленных форм общественного производства.

В условиях развитого хозяйства, естественно, возросло значение денег - этого необходимого средства товарообмена. Деньги спрятали, укрыли усилия, затраченные на изготовление того или иного продукта и товара. Они свели их к номинальному символическому знаку: столько-то бумажек такого-то рисунка за такую-то вещь. Знаки эти и их количество могут резко отличаться в зависимости от местности, от страны, от фирмы, изготовившей товар, в то время как сам товар будет одинаковым. Так оказалось, что самое существенное в вещи - ее жизненная необходимость - постепенно перестало быть определяющим в оценке людей. Все большую значимость таким образом приобретали даже не столько материальные и духовные ценности, сколько их рыночная стоимость.

Деньги изменили человеческие отношения, существовавшие в пору натурального хозяйства. С установлением их мирового господства миллионы людей стали работать не ради создания определенной ценности, которая нужна и важна самому создателю или другим людям, а ради того, чтобы получить денежные знаки, с помощью которых можно удовлетворить свои потребности.

Деньги же стали постепенно основным регулятором, который разжигает аппетит или сдерживает стремления к обладанию всякого рода достоянием. В эксплуататорских обществах наличие денег или их отсутствие меньше всего связано с личным трудовым вкладом человека в общественную мошну. Напротив, основными капиталами всегда владели люди, не умеющие ни хлеб вырастить, ни дом поставить, ни ребенка выучить, ни больного вылечить.

Только социалистическое общество сделало своим принципом народную установку: «Кто не работает - не ест», «От каждого - по способностям, каждому - по труду». Это значит, что и наши потребности могут удовлетворяться в зависимости от того, как мы трудимся на общую пользу.

Правда, при социализме сохраняется различие в характере труда и в том, как он вознаграждается. Критерием здесь служит признаваемая государством общественная надобность данной работы и степень мастерства ее исполнителя. Однако и при равных заработках характер потребностей и способ их удовлетворения нередко различаются самым решительным образом. Вот тут и проявляется личность со всеми своими врожденными и воспитанными свойствами.

Рассмотрим несколько наиболее типичных вариантов домашней экономики. Ну, прежде всего наиболее распространенный, связанный с народными традициями. Не будет особым затруднением его воспроизвести. Все доходы добываются честным, добросовестным трудом. Цель его - обеспечить себя и семью всем необходимым для жизни и реализовать свое профессиональное умение. За лишним рублем в такой семье не гонятся, но и от заслуженной премии не отказываются. К дому, ко всему, что в нем есть ценного, относятся бережливо, но не коленопреклоненно. Нет погони за эффектными безделушками, вещи предпочитаются долгосрочные, надежные, чтобы служили честно, как и их владельцы. Люди из такого дома, как правило, составляют прочный костяк и трудового коллектива, и родственного клана. Они трудятся, чтобы жить достойно, и живут достойно, чтобы трудом своим украсить жизнь.

Именно на них держится благополучие и материальное и моральное любой нации, они - словно земля, из которой произрастают и хлеб, и простые ромашки, и разные экзотические цветы. До той поры, пока масса тружеников держится разумной и честной установки, у народа есть свет впереди, как бы ни были тяжки данные времена. Но если разрушить этот плодоносящий слой, развратить его жадностью, своекорыстием, суетной погоней за призрачными ценностями, тогда и все общество обречено на крушение.

Есть и другие формы ведения домашнего хозяйства, в которых переплетены сложные отношения к собственному труду и к плодам труда чужого. Это встречается в семьях, члены которых озабочены реализацией прежде всего своих творческих способностей. Дом и все заботы, с ним связанные, имеют подчиненное значение: они лишь средства для осуществления больших жизненных планов. Соответственно этой цели будет вестись и домашнее хозяйство. Дело требует воздержания, скромности, даже аскетизма - пожалуйста, готовы. Палатка для жилья, консервы, зуд комариный, вместо соловьев,- нет проблем. Точно так же не смущает преображение в модный костюм из штормовки для какого-нибудь торжества, общественного собрания. Не вызывают особых эмоций роскошные апартаменты гостиниц, уютные кабинеты в собственных квартирах и даже кофе в постель. Все возможно и приемлемо, поскольку не самое главное. Лишь бы не мешало, не отрывало от дела.

Третья жизненная установка: прожить безбедно, в свое удовольствие. Значит, и работа, и домашние условия будут оцениваться именно по этой шкале. Все, что приносит пользу: удобства, комфорт, будет равно важно и желанно: то ли успех на службе, то ли красивая вещь, вкусная пища, интересная книга, увлекательный спектакль. И уж, конечно, самоограничения, трудности воспринимаются как беда, переживаются тяжко. Терпеть их можно только в надежде на скорую и полную компенсацию: новым назначением, квартирой, машиной и прочими благами.

Четвертая ситуация: семья, у которой главная жизненная цель - накопить побольше денег и дорогих вещей, чтобы чувствовать свою власть и силу, чтобы не знать забот о черном дне. Ради этого можно свои сегодняшние нужды и желания завязать в тугой узел. А то и увеличивать домашнюю мошну за счет сторонних приработков, не всегда достойных и чистых. Работа оценивается исключительно «приваром», домочадцы - своим вкладом или расходом. Про эту экономику можно сказать, что она самая расточительная при вечной скаредности. Тратятся годы в ожидании грядущих веселых щедрых лет. Но именно такие потребности не знают насыщения. В русском народе про такую страсть обычно говорят: прорва! Что ни дай, ни получи - все мало. Утрачивается вкус истинных человеческих ценностей: любви, дружбы, заботы друг о друге. Все закрывают собой вещи и деньги. Они - кумиры. Именно такую жизненную установку именуют мещанством, которое не может быть аттестовано наличием определенных вещей, но только отношением к ним. К сожалению, с ростом общего благосостояния заметно возросла эта категория людей. Впрочем, разговор о них - дальше.

А может быть установка прямо противоположная этой. Все материальные интересы сведены к минимуму, нет и честолюбивых стремлений. Люди хотят прожить тихо, скромно, в любви, согласии, внимании друг к другу. И работа, и хозяйство воспринимаются как средства для вот такого независимого, достойного, честного, но несколько отстраненного существования.

Бывает «богемная» семья. Тогда в доме будет шум и гам, дым коромыслом, дорогие книги, украшения, цветы и картины, обильные застолья в праздники и сухомятка в будни, самые-самые эффектные, ни на что привычное не похожие вещи.

И наконец, семейство, вовсе лишенное какого бы то ни было собственного взгляда на вещи и жизнь. Тогда его позицией, если только здесь применимо такое слово, становится мода, подражание тем, кто впереди, кто на виду. И не важно, чем достигается это первенство и преимущество. В таком семействе и работа, и домашний быт будет трясти и лихорадить вечная погоня за очередным кумиром. Модно быть физиком, будут жилы тянуть, чтобы «приобщиться», стать физиком при явных способностях, скажем, к биологии, и наоборот. Модно ходить в отребье, будут платить за чужие обноски бешеные деньги, отказывая себе в самом необходимом. Модно отращивать волосы - перестанут стричься, когда изменится пристрастие - обреются наголо. И так в суете протянут всю жизнь. Впрочем, зачем мы перечисляем возможные варианты подобных превращений. Достаточно вспомнить знаменитую Эллочку-людоедку из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и образ готов.

В абсолютно чистом виде подобные ситуации встречаются не так уж и часто. Гораздо чаще - смешанные типы семейства и их жизненно экономической позиции. Более того, при внимательном анализе возникает такое впечатление, что есть и некая возрастная закономерность в том, как люди ведут свои домашние дела. Подражание, свойственное, как известно, по преимуществу подростковому возрасту, наиболее распространено в семьях с малым супружеским стажем («подростков»), И это естественно: свой стиль еще не выработался, а стиль родителей повторять не хочется. Вот и пробуют то один, то другой вариант бытия.

И богемные замашки - возрастная «болезнь» молодой семьи. В пору же, когда устанавливаются крепи и в служебных делах, и в домашнем быту, начинают появляться настроения, которые можно было бы назвать эпикурейскими: во всем люди ищут и находят удовольствие. Позднее потихоньку крен делается в сторону профессиональных достижений и интересов, бытовые проблемы отходят на третий план. Когда намечается спад трудовой энергий, все больше хочется тишины, душевного тепла и уюта. И наконец, когда все земные страсти испробованы, испытаны, некоторые люди, особенно пожилые, в вещах, драгоценностях находят замену живым радостям и отношениям. Недаром скупость в воображении художников накрепко связана со старостью физической и оскудением душевным.

Молодость, зрелость и т. д.- понятия относительные, мы уже с вами это обсуждали. Теперь нам важно помнить, всякому овощу - свое время. Когда семья до скончания дней гоняется за призраками моды, это значит - она так и не вышла из подросткового состояния, осталась духовно незрелой, несмотря на возраст домочадцев. Когда семья, Только-только возникшая, все оценивает в рублях-копейках, значит, сошлись старички, даже если по паспорту молодоженам двадцать лет.

Подвижность наших натур может существенно влиять и на характер ведения домашней экономики. Сложилась у вас, к примеру, полезная и достойная привычка бережливого отношения к плодам собственного и чужого труда - к вещам и деньгам. Однако незаметно для вас самих бережливость перерастает в скопидомство, скаредность. И вот уже добродетельная черта «перевернулась» в свою противоположность - в серьезный моральный дефект. Точно так же широта души, бескорыстие могут обернуться бездумным мотовством, которое иных приводит к унизительному положению вечного должника.

Что ж, значит, необходимо запасаться впрок молчалинскими добродетелями - «умеренностью и аккуратностью»?

Умеренность - добродетель, утверждавшаяся всеми знатоками человеческой натуры и общественного устройства. Однако не в молчалинском понимании ограниченности, определяемой социальными возможностями. «В чинах мы небольших» - вот истинный мотив его скромности. А уж когда такой доберется до больших чинов, он сбросит, как поношенный сюртук, всякую скромность и развернется во всю ширь.

Подлинная нравственная воздержанность и умеренность предполагают самоограничение тех, кто имеет большие возможности удовлетворить свои потребности, но сознательно ограничивает себя в целях собственного физического здоровья и в целях справедливости, заботы о ближних и дальних людях. Потому что уже известно: если ты берешь себе с избытком, значит, у кого-то не будет и необходимого.

Повторим, личность, ее природные и воспитанные установки определяют, в конце концов, будет ли домашняя экономика целенаправленной или хаотичной, расточительной или бережливой, скопидомной или аскетичной, помогающей человеку развиться или закрепощающей его в тисках материальных забот. «Хочу, могу, должен» - какое содержание мы вкладываем в эти понятия, таково будет и наше отношение к доходам и расходам. Насколько наше «хочу» соотносится с «могу» и «должен», настолько мы сами будем удовлетворены тем, как ведется наше домашнее хозяйство.

Классификация потребностей по Симонову П. В.

1. Витальные потребности, присущие человеку как представителю биологического вида. Это потребность в пище, воде, сне, продолжение рода, в защите от внешних опасностей и т.п. Сюда же относится и важнейшая потребность в экономии сил, побуждающая затрачивать на достижение цели минимум усилий. Потребность в экономии сил инициирует изобретательность и совершенствование технологии, но может приобрести самодовлеющее значение и обернуться ленью.

2. Социальные потребности в собственном смысле (поскольку социально обусловлены все потребности человека). Мы имеем в виду потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, уважением и любовью со стороны других людей. Чрезвычайно важна потребность следования нормам, принятом в данном сообществе, без соблюдения которых любое подобное сообщество в принципе оказалось бы невозможным. Эту потребность Гегель выделил в особую группу, обозначив ее как потребность в религии, хотя в более широком смысле ее следовало бы назвать потребностью в идеологии, нормирующее удовлетворение биологических, социальных и духовных потребностей.

3. Идеальные потребности , наиболее ярким представителем которых является потребность познания себя, окружающего мира, своего места в этом мире, смысла и назначения своего существования на земле. Эта же потребность в частности, побуждает людей создавать произведения искусства и обращаться к ним.

Витальные и социальные потребности, кроме того, делятся на две подгруппы, которые условно можно назвать потребностями «для себя» и «для других». Идеальные потребности такого разделения не имеют, поскольку потребность познания удовлетворяется истиной, а она одна.

7. Системная психофизиология

Системная психофизиология - область психофизиологии, рассматривающая системные процессы в ЦНС как основу поведения и психики. В более узком понимании системная психофизиология рассматривается как развитие теории функциональной системы П. К. Анохина применительно к изучению физиологических основ психики.

Задачей системной психофизиологии является изучение закономерностей формирования и реализации систем, составляющих индивидуальный опыт, их таксономии, динамики межсистемных отношений в поведении и деятельности. Структура индивидуального опыта описывается как набор функциональных систем (элементов структуры индивидуального опыта, сформированных в процессе индивидуального развития) и межсистемных отношений, складывающихся при формировании и актуализации систем. В качестве единицы структуры индивидуального опыта («состояние субъекта поведения » по В.Б. Швыркову) рассматривается набор систем разного «возраста » (т.е. сформированных на разных этапах индивидуального развития), одновременная актуализация которых обеспечивает достижение результата поведенческого акта.

8. Методы психофизиологических исследований

Психофизиология - наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения. В рамках психофизиологии решается также психофизиологическая проблема о соотношении мозга и психики.

Психофизиология как часть нейронауки изучает мозговые механизмы психики, включая высшие психические функции и сознание, ориентируясь на системное изучение процессов, одновременно протекающих на субъективном, нейрофизиологическом и молекулярно-генетическом уровнях. Успехи, достигнутые нейронаукой, особенно в области изучения нейронных механизмов психических функций, открывают новые пути для понимания сущности психических явлений, процессов психической регуляции и психокоррекции.

За последние годы созданы принципиально новые неинвазивные методы исследования функций мозга, открывающие широкие перспективы для развития прикладной психофизиологии. Среди них:

    Многоканальная электроэнцефалография (ЭЭГ) - регистрация радиально ориентированных источников тока, позволяющая строить динамические карты распределения плотности тока на поверхности скальпа, отражающие локализацию активности нейронов. Метод расчета эквивалентных диполей дает возможность определять локализации активности нейронов в глубине мозга в фоне и при работе со стимулами.

    Многоканальная магнитная энцефалография (МЭГ ) - бесконтактная регистрация магнитных полей на поверхности скальпа, отражающих протекание тангенциальных токов в нервных клетках коры головного мозга человека, позволяющая расчитывать интенсивность и локализацию источников тока, формируя в динамике карты активности нейронов.

    Транскраниальная магнитная стимуляция мозга , позволяющая непосредственно определять реактивность нейронов.

    Многоканальный спектральный анализ МЭГ и ЭЭГ в фоне и при информационной нагрузке, дающий возможность строить динамические карты распределения частотных составляющих, отражающих разные уровни активации мозга.

    Структурная магнитно-резонансная томография – получение изображений анатомических особенностей мозга человека, на которые накладываются данные о локализации очагов активности, получаемые на основе МЭГ и ЭЭГ.

    Функциональная магнитно-резонансная томография, позволяющая в сочетании со структурной томографией мозга получать карты деоксигинации гемоглобина, отражающие локальную активацию нервных клеток во время психической деятельности.

    Магнитно-резонансная спектроскопия, позволяющая в сочетании со структурной томографией получать динамические карты распределения биологически активных веществ в мозге человека.

    Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ ) в сочетании со структурной томографией позволяет строить карты распределения локального кровотока, отражающего уровень активности нервных клеток и их вовлеченность в психические процессы и функции.

    Многоканальная электромиография, позволяющая строить карты вовлечения в реакции мышечных единиц различных участков лица и тела для контроля за эмоциональными состояниями.

    Многоканальная компьютерная полиграфия дыхательной и сердечно-сосудистой систем в сочетании с ЭЭГ-регистрацией , обеспечивающая контроль за уровнем функционального состояния.

В широком смысле потребности определяются как источник активности и форма связи живого организма с окружающим миром.

Социальные потребности человека – желания и стремления, присущие как представителю человеческого рода.

Человечество – общественная система, вне которой невозможно развитие личности. Человек всегда часть общности людей. Осуществляя социальные стремления и желания, он развивается и проявляется как .

Принадлежность к обществу людей обуславливает возникновение социальных потребностей человека. Они переживаются как желания, влечения, стремления, яркоокрашенные эмоционально. Они формируют мотивы деятельности и определяют направленность поведения, сменяют друг друга по мере реализации одних и актуализации других желаний.

Биологические желания и природа людей выражаются в необходимости поддерживать жизнедеятельность и оптимальный уровень функционирования организма. Достигается это путем удовлетворения нужды в чем-либо. У людей, как у животного, есть особая форма удовлетворения всех видов биологической нужды – бессознательные инстинкты.

Вопрос о природе потребностей остается дискуссионным в научной среде. Одни ученые отвергают социальную природу желаний и влечений, другие – игнорируют биологическую основу.

Виды социальных потребностей

Социальные устремления, желания, влечения обусловлены принадлежностью людей к обществу и удовлетворяются только в нем.

  1. «Для себя»: самоидентификация, самоутверждение, власть, признание.
  2. «Для других»: альтруизм, безвозмездная помощь, защита, дружба, любовь.
  3. «Вместе с другими»: мир на Земле, справедливость, права и свободы, независимость.
  • Самоидентификация заключается в желании быть подобным, похожим на конкретного человека, образ или идеал. Ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и осознает себя мальчиком/девочкой. Потребность в самоидентификации периодически актуализируется в процессе жизнедеятельности, когда человек становится школьником, студентом, специалистом, родителем и так далее.
  • Самоутверждение необходимо, и оно выражается в реализации потенциала, заслуженном уважении среди людей и утверждении человеком себя как профессионала в любимом деле. Также многие люди стремятся к власти и призванию среди людей в своих личных целях, для себя.
  • Альтруизм – безвозмездная помощь, даже в ущерб собственным интересам, просоциальное поведение. Человек заботится о другом индивиде как о самом себе.
  • К сожалению, бескорыстная дружба – редкость в наше время. Настоящий друг – ценность. Дружба должна быть бескорыстной, не ради выгоды, а из-за взаимного расположения друг к другу.
  • Любовь – самое сильное желание каждого из нас. Как особое чувство и вид межличностных отношений, она отождествляется со и счастьем. Ее трудно переоценить. Это причина создания семей и появления новых людей на Земле. Подавляющее количество психологических и физических проблем от неудовлетворенной, безответной, несчастливой любви. Каждый из нас хочет любить и быть любимым, а также иметь семью. Любовь – это самый мощный стимул, для роста личности, она вдохновляет и воодушевляет. Любовь детей к родителям и родителей к детям, любовь между мужчиной и женщиной, к своему делу, работе, городу, стране, ко всем людям и всему миру, к жизни, к себе – фундамент для развития гармоничной, целостной личности. Когда человек любит и любим, он становится творцом свой жизни. Любовь наполняет ее смыслом.

Общечеловеческие социальные желания есть у каждого из нас на Земле. Все люди, вне зависимости от национальности и вероисповедания, хотят мира, а не войны; уважения своих прав и свобод, а не порабощения.

Справедливость, нравственность, независимость, гуманность – общечеловеческие ценности. Их желает каждый для себя, своих близких, человечества в целом.

Осуществляя свои личные устремления и желания, необходимо помнить и об окружающих людях. Нанося вред природе и обществу, люди вредят самим себе.

Классификация социальных потребностей

В психологии разработано несколько десятков разнообразных классификаций потребностей. Наиболее общая классификация определяет два вида желаний:

1. Первичные или врожденные:

  • биологические или материальные потребности (еда, вода, сон и другие);
  • экзистенциальные (безопасность и уверенность в будущем).

2. Вторичные или приобретенные:

  • социальные потребности (в принадлежности, общении, взаимодействии, любви и другие);
  • престижные (уважение, самоуважение);
  • духовные (самореализация, самовыражение, созидательная деятельность).

Наиболее известная классификация социальных потребностей была разработана А. Маслоу и известна как «Пирамида потребностей».

Это иерархия человеческих стремлений от низших к высшим:

  1. физиологические (еда, сон, плотские и другие);
  2. потребность в безопасности (жилье, собственность, стабильность);
  3. социальные (любовь, дружба, семья, принадлежность);
  4. уважение и признание личности (как другими людьми, так и самим собой);
  5. самоактуализация (самореализация, гармония, счастье).

Как видно, эти две классификации одинаково определяют социальные потребности как стремления к любви и принадлежности.

Значимость социальных потребностей


Естественные физиологические и материальные желания всегда первостепенны, так как от них зависит возможность выживания.

Социальным потребностям человека отведена второстепенная роль, они идут следом за физиологическими, но являются более значимыми для человеческой личности.

Примеры такой значимости можно наблюдать, когда человек терпит нужду, отдавая предпочтение удовлетворению вторичной потребности: студент вместо сна занимается подготовкой к экзамену; мать забывает поесть, ухаживая за младенцем; мужчина терпит физическую боль, желая произвести впечатление на женщину.

Личность стремится к активности в социуме, общественно полезному труду, установлению положительных межличностных отношений, желает быть признанной и успешной в социальной среде. Нужно удовлетворять эти желания для успешного сосуществования с другими людьми в социуме.

Безусловную значимость имеют такие социальные потребности, как дружба, любовь, семья.

На примере взаимосвязи социальной потребности людей в любви с физиологической необходимостью плотских отношений и с инстинктом продолжения рода можно понять, насколько взаимообусловлены и связаны эти влечения.

Инстинкт продолжения рода во дополняется заботой, нежностью, уважением, взаимопониманием, общими интересами, возникает любовь.

Личность не формируется вне общества, без общения и взаимодействия с людьми, без удовлетворения социальных потребностей.

Примеры детей, воспитанных животными (таких инцидентов было несколько в истории человечества) яркое подтверждение значимости любви, общения, общества. Такие дети, попав в человеческое сообщество, так и не смогли стать его полноценными членами. Когда человек испытывает только первичные влечения, он уподобляется животному и фактически становится им.