Почитай ближнего выше себя. Братолюбие и почтительность. Девятая заповедь блаженства

Ближний: цитаты о ближнем из источников духовной литературы и писаний .

Увидя недостаток ближнего, умилосердись над ближним твоим: это уд твой! Немощь, которую ты видишь сегодня в нем, завтра может сделаться твоей немощью (свт. Игнатий Брянчанинов).

Всякий православный христианин, если захочет перейти от нерадивой жизни к жизни внимательной, если захочет заняться своим спасением, должен, во-первых, обратить внимание на отношения свои к ближним (свт. Игнатий Брянчанинов).

Если хочешь быть верным, ревностным сыном Православной Церкви, то достигай этого исполнением Евангельских заповедей относительно ближнего (свт. Игнатий Брянчанинов).

Когда встретишься с ближним своим, принуждай себя оказывать ему честь выше меры его (прп. Исаак Сирин).

Да печется всякий не о том одном, что ему собственно полезно, но и о том, что полезно всем живущим вместе с ним (прп. Симеон Новый Богослов).

Лучше же прикрой падение ближнего, если от этого не будет вреда для других, чтобы не Хаму уподобиться, а Симу и Иафету и благословения сподобиться (свт. Григорий Палама).

Воздавай почтение ближнему, как образу Божию, - почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей (свт. Игнатий Брянчанинов).

Храни совесть по отношению к ближнему: не довольствуйся одной благовидностью твоего поведения к ближним (свт. Игнатий Брянчанинов).

Господствовать над собственными страстями далеко не такой подвиг, как победить неистовство других, утишить пылающее гневом сердце, сделать из такой бури такую тишину и наполнить очи, обращенные на [зло], горячими слезами (свт. Иоанн Златоуст).

Насколько было бы тебе лучше самому ослабеть, да других приобресть, чем, пребывая на (горной) высоте, видеть, как погибают братья? (свт. Иоанн Златоуст).

Если [ближнего] принимаешь как Христа, не будешь ни роптать, ни стыдиться, а скорее превозносись этим, а если принимаешь не как Христа, то не примешь (свт. Иоанн Златоуст).

Того преимущественно почитай ближним, кто нуждается, и без зова сам собой иди к нему на помощь (прп. Исидор Пелусиот).

Плачь о грешнике, когда все ему удается, потому что простирается на него меч правосудия (прп. Нил Синайский).

Лучше с благоговением молиться о ближнем, нежели обличать его во всяком согрешении (прп. Марк Подвижник).

Хорошо словами пользовать вопрошающих, но лучше содействовать им молитвою и добродетелью, ибо посредством сих последних приносящий себя Богу помогает и ближним, сам сподобляясь помощи (прп. Марк Подвижник).

Как обижающий не другим причиняет обиду, а самому себе, так точно и строящий козни ближнему губит себя самого (свт. Иоанн Златоуст).

Мы должны так заботиться друг о друге, как заботимся о себе самих, и щадить ближних так же, как и нас Бог (свт. Иоанн Златоуст).

Тогда-то ты более всего и будешь заботиться о собственной пользе, когда будешь искать ее в том, что полезно для ближнего (свт. Иоанн Златоуст).

Если мы - члены друг друга, то спасение ближнего касается не его только, но всего тела, и бедствие ближнего не ограничивается им одним, но причиняет боль и всему телу (свт. Иоанн Златоуст).

Чего мы хотим получить от Бога, то должны прежде дать ближним, а если мы лишаем этого ближних, то как хотим получить то же от Бога? (свт. Иоанн Златоуст).

Пусть никто... не ставит приятность выше спасения ближнего (свт. Иоанн Златоуст).

Человеколюбец Бог наш, желая соединить всех взаимными узами, возлюбленные, вложил в дела человеческие такой закон, что польза одного непременно соединяется с пользой другого (свт. Иоанн Златоуст).

Как обижая ближних, мы обижаем себя, так, благодетельствуя им, благотворим себе (свт. Иоанн Златоуст).

Поистине великой душе свойственно не думать (о себе) о собственном удовольствии, а заботиться о (спасении) других (свт. Иоанн Златоуст).

Мы должны непрерывно и постоянно исправлять и дружески вразумлять беспечных братий наших, хотя бы и не было никакой пользы от увещания (свт. Иоанн Златоуст).

Не должно никогда оставлять падших [братьев], хотя бы мы наперед знали, что они не послушаются нас (свт. Иоанн Златоуст).

Велика награда пекущимся о братьях, и весьма велико наказание не заботящимся и небрегущим о их спасении (свт. Иоанн Златоуст).

Никогда также не будем делать ничего такого, что как-нибудь вредит ближнему. Это и увеличивает грех, и более тяжкое приготовляет нам наказание (свт. Иоанн Златоуст).

Нет ничего холоднее христианина, который не заботится о спасении других (свт. Иоанн Златоуст).

Предпочитая другого, ты отдаешь честь самому себе, делаясь достойным большей чести; будем же всегда уступать первенство другим (свт. Иоанн Златоуст).

Какое же будет прощение нам, возлюбленные, и какое оправдание, если злой демон с таким неистовством действует против нас, а мы не окажем и малой части подобного усердия к спасению наших братьев, имея притом Бога своим помощником? (свт. Иоанн Златоуст).

Никто не может исправить своих дел, не любя ближнего и не заботясь о его спасении (свт. Иоанн Златоуст).

Должно не только предостерегать прежде греха, но и после падения подать руку (свт. Иоанн Златоуст).

Чем ты сильнее, тем справедливее было бы тебе поддержать слабейшего (свт. Иоанн Златоуст).

Если же ты, считая себя сильным, презираешь немощь другого, то ты подвергнешься двойному наказанию, и за то, что ты не предохранил его, и за то, что для предохранения его имел великую силу... (свт. Иоанн Златоуст).

Если кто хочет благоугодить Ему [Богу], то пусть печется об этих [словесных] овцах, пусть ищет общей пользы, пусть заботится о своих братьях: нет никакого подвига драгоценнее этого пред Богом (свт. Иоанн Златоуст).

Нет другого такого свидетельства и знака веры и любви ко Христу, как попечение о братьях и заботливость об их спасении (свт. Иоанн Златоуст).

Если даже сам останешься чистым и непорочным, но не умножишь своего таланта и погибающего брата не обратишь ко спасению, то потерпишь одинаковую с [евангельским] рабом тем участь (свт. Иоанн Златоуст).

Хотя бы кто раздал тысячи денег, он сделает не столько, сколько тот, кто спасает душу, отводит от заблуждения и руководит к благочестию (свт. Иоанн Златоуст).

Меры Божии уравниваются с нашими мерами: какими здесь меряем друг другу, такими и Великий Бог воздает людям (свт. Григорий Богослов).

Чего вовсе не хочешь терпеть от другого, того и сам не желай делать другому (свт. Григорий Богослов).

Судия с одинаковой строгостью требует от нас (попечения о) спасении и нашем и наших ближних (свт. Иоанн Златоуст).

Бог создал человека не для того, чтобы он приносил пользу только себе самому, но и многим другим (свт. Иоанн Златоуст).

И принесший талант подвергается наказанию не за то, что он пренебрег чем-нибудь собственным, но за то, что не радел о спасении ближних (свт. Иоанн Златоуст).

Не гнушайся человеком, чтоб не прогневать его Творца (прп. Ефрем Сирин).

В благорасположении не будь пристрастен и не возбудишь к себе ненависти (прп. Ефрем Сирин).

Нам должно утешать и увещевать друг друга, особенно во время искушений, чтобы действительно избавиться нам от горького рабства греху и от мучительства диавола... (прп. Ефрем Сирин).

Если заповедано нам полагать душу друг за друга, то кольми паче обязаны мы оказывать друг другу послушание и покорность, чтобы стать подражателями Господу (прп. Ефрем Сирин).

Будем утешать друг друга, возлюбленные; будем служить друг другу, поучать друг друга страху Господню, пока не взойдем в пристань жизни (прп. Ефрем Сирин).

Избавь брата своего от греха, и тебя избавит Господь в день гнева (прп. Ефрем Сирин).

Не нападай на брата своего в день скорби его и к душевной скорби его не прилагай новой скорби (прп. Ефрем Сирин).

Служащий должен служить как Господу, от Которого получит награду, а не как человекам; и тот, кому служит, должен вести себя смиренномудренно, так, как бы служил ему Господь (прп. Ефрем Сирин).

Не смейся над огорченным, не радуйся, видя развращающегося, чтобы не прогневался на тебя Господь и не остаться тебе без защиты в день скорби (прп. Ефрем Сирин).

Человек невежливый подсматривает за своим соседом, а кто ходит во свете, тот не останавливается мыслию на худом (прп. Ефрем Сирин).

Кто огорчает ближнего, тот возбуждает его к раздражению, а миротворец - блажен, яко сын Божий наречется (ср.: Мф. 5, 9) (прп. Ефрем Сирин).

Кто смеется над ближним, тот как бы клевещет на него, а клевета ненавистна Богу и людям (прп. Ефрем Сирин).

Изреки слово утешения душе нерадивой, и Господь подкрепит сердце твое (прп. Ефрем Сирин).

Не обременяй брата своего, ибо если [и] на скота своего возложишь груз не по силам, станет он на половине пути (прп. Ефрем Сирин).

Со всеми и во всяком деле должно в точности соблюдать глаголы Господни, ничего не делая по пристрастию (свт. Василий Великий).

При старших молчать, мудрых слушать, к равным иметь любовь, низшим подавать исполненный любви совет (свт. Василий Великий).

Крепкий пусть помогает немощным, усердный утешает малодушного, трезвенный возбуждает объятого сном, постоянный подает советы непостоянному, воздержанный вразумляет беспечного и бесчинного (прп. Ефрем Сирин).

Если затрудняется делом брат твой, раздели с ним труд, чтобы сподобиться тебе в оный день услышать от Господа: что сделал ты для единого сих братий Моих меньших, то для Меня сделал (ср.: Мф. 25, 40) (прп. Ефрем Сирин).

Не искушай брата своего, преследуя его насмешками, чтоб самого не выдали в нужде, ибо написано: иже раздражает словесы, не спасется (Притч. 19, 7) (прп. Ефрем Сирин).

Оказывай честь брату пред знакомыми его, и будешь почтен пред Господом (прп. Ефрем Сирин).

Никого не порицайте, никого не осуждайте, не уничижайте ни словом, ни мыслию (прп. авва Исайя).

Если позовет тебя брат твой в то время, когда ты занят своим рукоделием, поспеши узнать, чего он желает, и, оставив свое дело, помоги ему (прп. авва Исайя).

Если помысл борет тебя уничижить ближнего, помысли, что Бог за сие предаст тебя в руки врагов твоих - и сей помысл отступит от тебя (прп. авва Исайя).

«Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Римл. 12:10).

Этот замечательный и вместе с тем краткий совет великого христианина и апостола – Павла из Тарса – сегодня актуален, как никогда раньше. Исполняется предсказание Спасителя об охлаждении взаимоотношений между людьми через всевозрастающее в мире беззаконие (Матф. 24:12). Подозрение и недоверие, вызывающие враждебность, – суть нынешних взаимоотношений между нациями и государствами. Почти все говорят, что желают мира и сотрудничества, но в то же время увеличивают в национальных арсеналах новейшие демонические виды вооружений.

Ежедневно средства массовой информации сообщают о злодеяниях в обществе. Подростки-школьники, завладев огнестрельным оружием, убивают своих же сверстников и даже учителей. Побуждаемые силами ада, внешне как будто благополучные и даже примерные члены общества без всякой причины, ради внутреннего крайне испорченного удовольствия, убивают своих же, оказавшихся беззащитными, единоплеменников – братьев и сестер. Маньяки-развратники насилуют и убивают несчастных, ни в чем неповинных женщин и даже детей.

А что происходит в семьях? Брачные узы перестали быть святыми. Все меньше становится семейств, которые сохраняют свой брачный обет неприкосновенным. Наркотики, алкоголь и никотин разрушают самое святое - материнское чувство к своему дитя. Если раньше женщины избавлялись от новорожденных младенцев, выбрасывая их живыми в мусорные ящики, то сегодня кровь останавливается в жилах, когда читаешь или слышишь, что родная мать умертвила сразу нескольких своих несовершеннолетних детей…

Что это - соревнование сил ада? Во что превратился наш мир?

Казалось бы, народу Божьему не о чем особенно беспокоиться - ведь Иисус предупреждал: «Не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть» (Матф. 24:6) . Значит ли это, что достаточно только констатации нами факта приближения конца времени? Достаточно ли об этом проповедовать, указывая грешникам на их беззакония? Не окажется ли на Божьем суде кровь и на наших одеждах?

К великому огорчению, грязный и всеразрушающий поток беззакония мира время от времени захлестывает и христианские семьи, наши общины, организации. Не пришло ли время каждому христианину по совету пророка Иеремии (6:16) остановиться и подумать, является ли наша жизнь светом? Нет ли в нас тьмы?

Вероятно, будет очень кстати прислушаться к увещанию ап. Павла, в котором он, изображая истинных членов Небесной семьи на земле, говорит, что они «должны быть неукоризненными и чистыми чадами Божьими, непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа Слово Жизни» (Флп. 2:15).

Сияем ли? Или, возможно, нам только кажется, что мы излучаем свет истины? Христос обращается к нашей совести: «Смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?» (Лук. 11:35).

Заповеди братолюбия

Чтобы улучшилось состояние христианского общества, нам нет необходимости заниматься изобретательством. Если мы действительно верим, что Бог не изменяется, то начать придется с тщательного исследования наших взаимоотношений с Богом – Отцом и Сыном, и Святым Духом.

Первой и наибольшей заповедью Иисус назвал любовь к Богу «всем сердцем, всею душою и всем разумением». Второй, не менее важной, заповедью является любовь к ближнему. Едемские заповеди тесно взаимозависимы. Невозможно соблюсти «первую и наибольшую», пренебрегая при этом второй. Эти заповеди являются душой не только Десятисловия, но и всей Библии. Без души (жизни) Декалог – всего лишь сухой перечень правил, соблюдая которые человек может стать холодным формалистом-фарисеем.

Ап. Иоанн, который в молодости настолько ревновал о любви к Богу, что был готов сжечь самарянское селение вместе с его жителями (Лук. 9:54), преобразовавшись в лучах Христовой любви, называл лжецами людей, заявляющих, что они соблюдают «первую и наибольшую заповедь». Он смело заявлял: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Иоан. 4:20-21).

Следует заметить, что в первых двух основополагающих заповедях четко просматривается и третья: «Как самого себя». Это означает не только утверждение факта, что человек любит ближнего не меньше, чем самого себя, но и то, что он умеет любить себя.

Заповедь любви к себе

Любовь к себе – это то естественное чувство, которое Творец вложил в нас при творении наряду с любовью к Богу и ближнему. Но грех изуродовал как первое, так второе и третье чувства. Поступив вопреки Божественным требованиям, Каин возненавидел Авеля. Но продолжал ли он любить себя? В Библии говорится: «Каин сильно огорчился, и поникло лицо его» (Быт. 4:5)...

Сегодня впору поставить вопрос: умеет ли современный человек любить себя? Соблюдает ли он «третью» заповедь? Можно ли, например, потворствование прихотям плоти считать любовью к себе? А пристрастие к алкоголю, курению, наркотикам, убивающим здоровье, разрушающим семьи и нормальный образ жизни, – это тоже любовь к себе?

Разумеется, истинная любовь к себе не исключает чувства собственного достоинства, но оно не должно переходить в болезненную защиту собственного «я». «Истинное чувство собственного достоинства – это осознание своей реальной значимости, уверенность, что ты не напрасно живешь на свете. Однако при всем этом следует быть достаточно скромным, адекватно оценивая свои возможности» (д-р Роберт Феликс).

Любящий себя старается быть чистым перед Богом и людьми, освобождаясь от внутренней и внешней скверны. Истинная любовь к себе предусматривает жизнь в согласии с золотым правилом Христа: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Матф. 7:12) . При этом категорически исключается принцип взаимности: «Как ты мне, так и я тебе».

В соответствии с учением Нагорной проповеди, где Иисус призывает любить врагов и молиться за ненавидящих нас (Матф. 5:43-48), перед действительно любящими себя открывается перспектива неприятелей превращать в друзей и таким образом понастоящему избавляться от врагов. Вероятно, многие переживали приятное, возрождающее чувство, когда наступало примирение с теми, с кем находились не в лучших отношениях. Чем сложнее были эти отношения, тем счастливее чувствуют себя примирившиеся. А это означает действительное исцеление духа и тела обоих, проявление любви к себе и ближнему.

Разумеется, при большом или малом конфликте между людьми, даже во время обычного недоразумения, кто-то из спорящих бывает ближе или дальше к определению виновности. Однако можно смело утверждать, что совершенно невиновных не бывает. Проблема в том, что когда «огонь» уже горит, человеческое «эго» не позволяет обоим ни признаться в этом, ни тем более первым сказать: «я виновен». А ведь зачастую это единственный путь потушить усиливающееся пламя «войны». Первый решающий шаг сделает тот человек, сердце которого в большей мере преисполнено любовью, «не ищет своего» и совершенно не зависит ни от обстоятельств, ни от кажущейся нам степени вины ближнего. Такую любовь мы называем греческим словом «агапэ».

Бесспорно, этот принцип ничего общего не имеет с обстоятельствами, когда нам приходится отстаивать библейские истины, неизменность Божьего Закона. Но и в этом случае нет никакого оправдания проявлению нашего «эго», которое стремится изгнать из сердца Божью любовь.

Вот почему в ночь перед Своими страданиями, несмотря на наибольшую несправедливость, какая должна была проявиться на нашей планете, в качестве предсмертного завещания Сын Божий предложил «новую заповедь»: «Любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга» (Иоан. 13:34).

Эту новую заповедь, по желанию, можно считать даже четвертой после любви к Богу, любви к ближнему и любви к самому себе, а можно в ней увидеть дополнение к первым двум. Это было вы- звано тем, что вследствие греховных превращений любовь к себе перестала быть надежной гарантией любви к ближним. Иисус это заметил даже после совершения тайной Вечери, когда Учитель и Бог унизил Себя до положения раба и омыл ноги ученикам (Лук. 22:24). Вот почему вместо слов второй заповеди «как самого себя», Спаситель сказал: «Как Я возлюбил вас».

Эта заповедь не противоречит ни Едемским заповедям, ни Декалогу и тем более ни в коей мере не заменяет их. Голгофская жертва в высшей степени продемонстрировала совершенную степень любви «агапэ», которой должны руководствоваться христиане в своих взаимоотношениях с ближними, если они желают уподобиться своему Небесному Учителю и Творцу. Только такая любовь является гарантией успешного ученичества в Его школе жизни. Именно таким образом «узнают все, что вы Мои ученики, – сказал Христос, – если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:35).

«Все же вы – братья»

Когда заходит речь о братолюбии, нередко возникает вопрос, кого следует считать братом или сестрой, достойными нашей любви. Эта проблема существовала и во дни земной жизни Божьего Сына, когда Ему был поставлен вопрос: «Кто мой ближний?»

Точка зрения Небесного Учителя нам известна из Его притчи о милосердном самарянине (Лук. 10:29-37). Аналогично учение и всей Библии. Ведь люди на земле – действительно кровные братья и сестры как по сотворению, так и благодаря искуплению. Великий апостол язычников, Павел, находясь в центре всемирной культуры того времени, сделал недвусмысленное заявление: «От одной крови Он (Бог) произвел весь род человеческий… дабы они искали Бога, не ощутят ли Его» (Деян. 17:26-27) .

Принцип христианского братолюбия заложен в Послании ап. Павла к Филиппийцам (2:1-8): «Если вы находите некое утешение во Христе, если для вас что-нибудь значит любовь, если вы сопричастны Духу и вам ведомо сострадание, то… держитесь одного образа мыслей, дорожите взаимной любовью, и сердцем и умом будьте едины. Ничего не делайте из духа соперничества или тщеславия, но в смирении каждый почитай другого выше себя; заботьтесь не только о своем, но и о благе других. И на все это у вас должен быть тот же взгляд, что и у Христа Иисуса: Он, по самой Своей природе, будучи Богом, за это свое равенство Богу не держался, Божественностью Своей поступился и принял образ раба, уподобившись смертному человеку. Он в своем смирении принял смерть на кресте» (совр. рус. пер.).

Какая глубина и вместе с тем – простота! И начинает апостол с единомыслия. Дети Божьи должны явить миру, что находящиеся в согласии с Богом будут жить и в согласии между собой, поскольку стали членами одного Тела, Главой которого является Христос. А в одном теле не может быть разногласия. «Некоторые утверждали, – пишет Е. Уайт, – что по мере приближения конца отведенного нам времени каждый из Божьих детей будет действовать независимо от церковной организации. Но мне было показано Господом, что в Его деле не может быть личной независимости». Далее она приводит пример четкости, слаженности и взаимозависимости небесных тел во Вселенной, которые в осуществлении Божьей воли совместно подчиняются одному установленному закону.

Братолюбие с нежностью

Следуя учению Иисуса Христа «все же вы – братья», в Церкви принято обращение «брат» или «сестра». Вероятно, это наилучшее, что можно было придумать, поскольку по идее это слово уравнивает всех в качестве членов большой христианской семьи независимо от положения в Церкви или обществе. Проблема в другом: нередко слово «брат» или «сестра» лишено внутреннего смысла. Чувствуя нерасположение к личности, в тоне голоса могут проявляться нотки грубости, даже раздражения, чего невозможно скрыть. Вот почему апостол подчеркивает: «Будьте братолюбивы друг ко другу с нежностью» (Римл. 12:10). Это значит, что в нашем обращении должны звучать теплые звуки любви. Разве мы не угадываем по голосу нашего собеседника его отношение к нам? Даже когда он хочет показать нарочитую суровость, мы обязательно почувствуем его нежное состояние души, сострадательность к нам из-за нашего неблаговидного поступка или слова, восприимчивость им нашей беды как своей. Дело в том, что существует еще выражение «язык сердца». Человек говорит то, что у него в душе, «ибо от избытка сердца говорят уста» (Матф. 12:34).

Противоположность нежности – грубость, жесткость, бесшабашная прямота по принципу: «Режь правду-матку в глаза». Таковые даже похваляются: «Я человек честный, прямой – что думаю, то и говорю». И «режут», не обращая внимания на долго кровоточащие сердечные раны и боль, которые они причиняют своим братьям и сестрам, близким людям. Более того, после такой бессердечной «операции» они смеют считать себя героями, не понимая, как далеки от простой человеческой воспитанности и нежной Божьей любви.

«Честность без любви – жестокость. Даже критика должна быть подобной летнему тихому дождю: достаточно мягкой и толерантной, способствующей духовному возрастанию личности и в то же время не причиняющей вреда корням», то есть ее становлению (Фрэнк Кларк).

В Библии запечатлены примеры нежного отношения Бога к людям. Дело в том, что искренне верующие братья и сестры также иногда делают серьезные ошибки, заслуживающие порицания и осуждения. Так, праведник Авраам, оказавшись в чужой земле и встретившись с неизвестными ему обычаями, смалодушничал. Опасаясь за свою жизнь, он сказал о своей красавице-жене, что она – его сестра, а значит свободна. Правитель той местности, Авимелех, ничего не подозревая, решил взять ее себе в жены.

Во сне Господь предупреждает царя об угрожающей ему опасности, если он немедленно не отдаст Сарру своему мужу. Авимелех подчиняется, и хотя он был язычником, тактично делает представителю живого Бога замечание: «Чем же я согрешил против тебя?.. Ты сделал со мною дела, каких не делают».

Можно лишь представить, как Аврааму было стыдно за свой неджентльменский поступок как в отношении жены, которую фактически предал, так и правителя. Можно лишь предположить, какую молитву благодарности он вознес к Богу, Который пошел на разговор с царем. С другой стороны, Господь продолжал проявлять благорасположение и к Аврааму; Он возвысил авторитет Своего слуги, поставив дальнейшее благополучие Авимелеха и его царства в зависимость от молитвы Авраама: «Он – пророк, и помолится о тебе и ты будешь жив» (см. Быт. 20:1-18).

Не менее яркий пример толерантности проявил Иисус в отношении Своего ученика (см. Матф. 17:24-27). Ответив представителям храмовой налоговой службы поспешно «да», не посоветовавшись предварительно с Учителем, Петр сам попадал и заодно втягивал Иисуса в серьезную финансовою кабалу. Однако вместо того, чтобы сделать ему общественный выговор в назидание другим ученикам, Иисус тактично задает неосмотрительному рыбаку вопрос. Отвечая на него, Петр понял, какую оплошность допустил и был благодарен Учителю за Его мудрое и нежное к нему отношение. Более того, стараясь поддержать авторитет Петра в глазах тех, кому тот пообещал, Иисус приобщает к проблеме и Себя, говоря: «чтобы нам не соблазнить их». И далее советует, как выйти из создавшейся тупиковой ситуации.

Тактичность Иисус проявлял не только к близким Ему личностям, но и к обычным людям, даже к неприятелям.

Насколько же наш мир стал бы добрее, если бы каждый, прежде чем осуждать ближнего, чаще смотрел на написанное для него лично Христом не на песке, как в случае с грешницей, а в Его Слове. «Вникай в себя и в учение, – пишет своему ученику Павел, – занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим. 4:16). «Послушайте Меня, стремящиеся к правде… Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, и в глубину рва, из которого вы извлечены» (Ис. 51:1).

Итак, братолюбие с нежностью возможно только лишь после преобразования нашего внутреннего человека по примеру Иисуса Христа, когда из бесформенного, отделенного от скалы «камня» мы превратимся в живых христиан, излучающих тепло.

Почтительность

Правила общественного этикета в различных культурах предусматривают почтительное отношение людей между собой. Наиболее распространенное обращение «господин» или «госпожа» принято во многих цивилизованных странах. К высокопоставленным и коронованным особам обращаются: «Ваше превосходительство», «Ваше сиятельство», «Ваше высочество». Среди духовенства традиционных конфесий принято обращение: «Ваше пер- восвященство», «Ваша святость» и т.п. Коммунисты бывшего СССР пробовали всех людей уравнять словом «товарищ».

Но должна ли существовать почтительность в христианском обществе?

Безусловно. В Законе Божьем первые четыре заповеди призывают к особенной и безграничной почтительности к Богу как Отцу и Искупителю всех людей. Пятая заповедь гарантирует почтение к родителям.

В народе Божьем всегда были в почете пожилые люди. «Пред лицом седого вставай, – говорит Господь через Своего служителя Моисея, – почитай лицо старца, и бойся Бога твоего» (Лев. 19:32) . Многочисленные библейские тексты призывают оказывать почтение к существующим властям, служителям Церкви, молитвенному дому и т.п.

Каждый из вышеперечисленных аспектов о почтительности достоин отдельного рассмотрения. Однако наиболее важной темой, формирующей в человеке характер и дух почтительности, на наш взгляд, являются христианские взаимоотношения как между членами Церкви, так и с окружающими нас людьми в соответствии с библейским принципом: «Всех почитайте… По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (1 Петр. 2:17; Флп. 2:3) . А чтобы выражение «один другого» не вызывало вопросов, кто же все-таки должен начинать первым, Павел уточняет: «В почтительности друга предупреждайте» (Римл. 12:10). Это означает: не жди, пока тебе окажут честь, а старайся предупредить в этом вопросе своего ближнего, то есть прояви почтительность первым.

Несмотря на всю простоту и ясность мысли, выполнить совет апостола многим людям оказывается не под силу, поскольку дело касается не только вопроса, кто первым при встрече должен протянуть руку для приветствия, но и более широкого спектра отношений. Легко ли, например, первым подать руку примирения при затянувшемся конфликте, когда каждый из участников ссоры считает себя правым? Коварная духовная болезнь вражды и душевные страдания становятся хроническими из-за боязни унизиться перед ближним. Так называемый христианин настолько оберегает свое «я», что совершенно не задумывается над словами Писания: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места дьяволу» (Еф. 4:26-27) . Это означает, что оба участника конфликта живут во грехе! Может ли быть еще большая опасность?

Что же делать? Как выйти из этого тупика? Эта же проблема долгое время портила отношения в обществе учеников Иисуса Христа, которым не давала покоя мысль, кто из них должен считаться первым. И, если бы не произошло внутреннего преобразования, они могли остаться без Духа Божьего, а значит – неспособными продолжить миссию Христа после Его вознесения.

Как известно, переосмысление ценностей, хотя и не сразу, началось с акта смирения, когда Господь и Учитель, Творец и Спаситель стал Слугой. Чтобы служить другим и быть проводниками христианства, ученики Христа должны были научиться от Него кротости и смирения. Им предстояло пройти через крайне тяжелые обстоятельства, страшное разочарование, а некоторым даже отречься от Учителя; но именно таким образом они поняли самих себя, свою человеческую немощь.

Бог призывает «духовных» вести заблудших овец на злачные пажити истины и праведности, руководствуясь золотым правилом (Матф. 7:12). Павел был решительным и категоричным в отношении тех, кто упорствовал в открытом грехе, но был терпеливым и нежным в отношении проявляющих хотя бы минимальное желание к исправлению (см. 2 Кор. 2:5-11). В применении церковных дисциплинарных мер требуется искусное сочетание твердости и доброты.

Божья вестница подчеркивает: «Если бы мы смирились перед Богом и были добры, вежливы и сострадательны, то по сто человек обращались бы к истине там, где сегодня обращается один».

Это совсем не означает, что мы должны попустительствовать греху или понижать нормы христианского поведения. Вовсе нет. Нужно решительно противостоять греху как в личной жизни, так и в жизни Церкви.

Как никогда раньше, Церковь Божья нуждается в повторении опыта, который пережили ученики после вознесения на Небо Иисуса. Каждый свой шаг, каждое решение, каждую программу жизни они осуществляли с мыслью об Иисусе. Решающим был принцип: как бы в том или ином вопросе поступил Божественный Учитель.

Осуществляя поручение Христа для последнего времени, мы стремимся к «почести высшего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3:14). Поэтому вопрос единомыслия и единства посредством искреннего братолюбия с нежностью и почтительности в христианском обществе актуален сегодня не меньше, чем в апостольское время. Ожидая излития Позднего Дождя Святого Духа, перефразированный апостольский девиз: «Каждый день с Иисусом, для Иисуса и силою Иисуса» станет действительной реальностью лишь в том случае, когда он воплотится в жизнь каждого служителя и члена Церкви.

Смирение

Эндрю Мюррей

ГЛАВА 6
СМИРЕНИЕ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

«Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Иоанна 4:20)

Какая отрезвляющая мысль, что наша любовь к Богу может быть измерена нашим ежедневным общением с людьми и той любовью, которая при этом проявляется. Нашу любовь к Богу можно считать иллюзией, кроме той, которая выдержала испытание повседневного общения с окружающими нас людьми. Точно так же дело обстоит и с нашим смирением. Легко думать, что мы смирены перед Богом: смирение по отношению к людям будет единственным веским доказательством того, что наше смирение перед Богом реально, что оно поселилось посреди нас и стало самим нашим естеством, что мы на самом деле, подобно Христу, лишили себя всякой репутации. Когда в присутствии Божьем смирение сердца стало не позой, которую мы принимаем, молясь Богу, но самим духом жизни, тогда это проявится во всех наших взаимодействиях с братьями. Этот урок имеет чрезвычайную важность: единственное смирение, которое воистину является нашим, – это не то, что мы стараемся проявить перед Богом в молитве, но то, которое мы носим внутри себя и проявляем через себя в своем ежедневном поведении. Незначительные вещи повседневной жизни являются важными экзаменами вечности, так как они показывают, какой дух на самом деле обладает нами. В самые неожиданные для нас моменты мы показываем и видим, кем мы воистину являемся. Чтобы узнать смиренного человека и то, как он себя ведет, ты должен последовать за ним во все его дела повседневной жизни.

Разве не этому учил Иисус? Когда ученики спорили, кто из них наибольший; когда Он видел, как фарисеи выбирали лучшие места на пиршествах и в синагогах; когда Он показывал Своим ученикам пример, омыв их ноги, – тогда Иисус преподавал им уроки смирения. Смирение перед Богом – это ничто, если оно не подтверждено смирением перед людьми.

Об этом же говорил и Павел в своих учениях. К римлянам он писал: «В почтительности друг друга предупреждайте»; «Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным». «Не будь мудрецом в своих глазах» . К коринфянам: «Любовь, – и не существует любви без смирения в ее сути, – не превозносится, не гордится, не ищет своего, не раздражается». К галатам: «Любовью служите друг другу». «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать». К ефесянам сразу же после трех чудесных глав о небесной жизни: «Со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью»; «Благодаря всегда … повинуясь друг другу в страхе Божием». К филиппийцам: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе, Который уничижил Себя Самого, приняв образ раба и смирил Себя». И к колоссянам: «Итак облекитесь в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг ко другу и прощая взаимно, как Христос простил вас». Именно в наших взаимоотношениях друг с другом, в нашем почитании друг друга должно проявляться истинное смирение разума и сердца. Наше смирение перед Богом само по себе не многого стоит, но оно подготавливает нас проявить смирение Иисуса нашим братьям. Давайте исследуем смирение в повседневной жизни в свете этих слов.

Смиренный человек во всякое время ищет того, чтобы поступать по правилу: «В почтительности друг друга предупреждайте; служите друг другу; каждый почитай другого выше себя; подчиняйтесь друг другу» . Очень часто можно услышать вопрос: «Как мы можем считать других выше себя, если мы видим, что они очень сильно уступают нам в мудрости или святости, в дарах или благодати?» Этот вопрос сразу же показывает то, как мало мы понимаем, что есть действительное смирение разума. Истинное смирение приходит тогда, когда в свете Божьем мы видим, что сами из себя ничего не представляем, и решаем изгнать всякий эгоизм, чтобы позволить Богу быть для нас всем. Та душа, которая сделала такой выбор, может сказать: «Я потерял себя, найдя Тебя, и больше не сравниваю себя с другими». Такой человек навсегда оставил любую мысль о себе в присутствии Божьем; он встречает своих братьев как тот, кто является ничем и ничего не ищет для себя; кто является слугой Божьим и ради Него – слугой для всех. Верный слуга может быть мудрее своего хозяина и все же сохранять истинный дух и сердце слуги. Смиренный человек смотрит на каждого самого слабого и ничего из себя не представляющего дитя Божьего и почитает его сыном Царя, предупреждая его в почтительности. Дух Того, Кто омыл ноги ученикам, делает для нас радостью то, чтобы быть воистину наименьшим и слугой для всех.

Смиренный человек не испытывает никакой ревности или зависти. Он может славить Бога в такие времена, когда ему предпочитают других и благословляют на его глазах. Он спокойно выдерживает те моменты, когда хвалят других, а о нем забывают, так как в Божьем присутствии он научился говорить словами Павла: «Я ничто». В качестве духа своей жизни он принял дух Иисуса, Который не угождал Себе и не искал Своей собственной славы.

Среди всего того, что считается искушением нетерпения и раздражительности, злых мыслей и резких слов, которые рождаются из-за грехов и падений братьев-христиан, смиренный человек носит в своем сердце и являет в своей жизни постоянное предписание: «Снисходя друг ко другу и прощая взаимно, как Христос простил вас» . Он научился, что, облекаясь в Господа Иисуса, он принимает в себя сердце сострадания, доброты, смирения, кротости и долготерпения. Иисус занял то место, где раньше находился эгоизм, и теперь для него не является невозможным прощать так, как прощал Иисус. Его смирение состоит не просто из мыслей и слов самоуничижения, но, как говорит Павел, из «смиренного сердца», руководимого состраданием и добротой, кротостью и долготерпением, – всего того, что присуще Агнцу Божьему.

В погоне за большими переживаниями христианской жизни, верующий часто попадает в опасность нацелиться и радоваться тому, что можно назвать, скорее, человеческими достоинствами, такими как смелость, радость, пренебрежение к миру, рвение, самопожертвование, – даже древние стоики учили этому и практиковали все это, – тогда как остается без внимания более глубокая и мягкая, Божественная небесная благодать. Та благодать, о которой прежде всего учил Иисус на земле и которая больше всего связана с Его крестом и смертью для самого себя: благодать быть нищим духом, кротким и смиренным. Таким образом, давайте примем сердце сострадания, доброты, смирения, кротости и долготерпения. Давайте явим свое подобие Христу не только в рвении спасать потерянных, но, прежде всего, в наших взаимоотношениях с братьями, снисходя друг ко другу и прощая взаимно, как Христос простил нас.

Братья-христиане, давайте исследуем библейский портрет смиренного человека. И давайте спросим своих братьев, а также окружающий нас мир, видят ли они в нас подобие оригиналу. Давайте не удовлетворяться ничем меньшим, кроме принятия всех этих мест Писания в качестве обещания того, что Бог сотворит в нас, как словесное откровение того, что Дух Иисуса родит в нас. И пусть каждая неудача и недостаток лишь побуждают нас кротко и смиренно обратиться к кроткому и смиренному Агнцу Божьему с уверенностью в том, что там, где Он восседает на троне сердца, Его смирение и мягкость станут тем потоком живой воды, которая потечет из нас.

(«Я знал Иисуса, и Он был очень дорог моей душе, но я нашел нечто в себе, что не хотело быть приятным, терпеливым и добрым. Я делал все, что было в моих силах, чтобы избавиться от этого, но оно продолжало оставаться там. Я стал умолять Иисуса, чтобы Он что-то сделал для меня, и когда я подчинил Ему свою волю, Он вошел в мое сердце и забрал все то, что не хотело быть добрым, не хотело быть приятным, не хотело быть терпеливым, а затем закрыл дверь» . – Джордж Фокс)

Еще раз повторю то, что я говорил раньше. Я чувствую, что мы имеем очень слабое представление о том, что Церковь страдает от недостатка этого Божественного смирения, которое дает Богу возможность проявить свою силу. Не нужно много времени для того, чтобы христианин со смиренным, любящим духом, познакомившись с несколькими миссионерскими станциями в разных странах, выразил свое глубокое сожаление о том, что в некоторых случаях там очень недоставало духа любви и снисхождения. Мужчины и женщины, которые в Европе могли сами выбирать свой собственный круг друзей, попадая в тесное общение с теми, кто не был близок им по духу, находили трудным любить и снисходить, и сохранять единство Духа в союзе мира. И те из них, которые должны были стать радостью для своих собратьев, стали помехой и обузой. И все по одной причине: отсутствие смирения, которое почитает себя за ничто, которое радуется, будучи последним, и ищет лишь того, чтобы, подобно Иисусу, быть слугой, помощником и утешителем других, даже самых незначительных людей.

И откуда берется то, что люди, которые с радостью отдали себя Христу, находят таким трудным отдать себя братьям? Разве это не позор для Церкви? Она так мало учит своих сыновей тому, что смирение Христа является первой добродетелью, наилучшей из всех благодатей и сил Духа. Но не будем разочаровываться. Пусть то, что мы обнаружили недостаток этой благодати, побудит нас к еще большему ожиданию от Бога. Давайте будем смотреть на каждого брата, который доставляет нам беспокойство, как на Божье средство благодати, Божий инструмент для нашего очищения, для нашего упражнения в том смирении, которым Иисус, Жизнь наша, дышит внутри нас. И давайте иметь такую веру во все от Бога и ничего от себя, что, будучи никем в своих собственных глазах, мы бы могли, в силе Бога, искать лишь того, чтобы служить друг другу в любви.

"Десятисловие" или "Десять заповедей", которые были написаны на горе Синай на двух каменных скрижалях, дошли до нас в неизменном виде. По своему содержанию они состоят из двух частей, из которых первая часть (заповеди 1-4) касается отношений людей к Богу, вторая же часть (5 - 10) - отношений людей друг с другом.
Обе части отражают нравственную сущность и любовь к Богу.

И так, Отношение человека к Богу 1- 4 заповедь.

(1-я заповедь) - Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской,
из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

1-я Заповедь утверждает веру в Бога. Бог вывел Израиль с величайшими чудесами: Он разделил Чермное море (Красное море) и вывел их, сотворив чудеса и знамения в земле Египетской.
Царь Соломон у берегов Чермного моря поставил столбы в честь перехода евреев через море, один столб находится в музее а второй все еще стоит у Берегов Красного моря.

Бог не претендует на первенство среди неких богов. Он не желает, чтобы Ему оказывали больше внимания, чем каким-то другим богам. Он говорит, чтобы поклонялись Ему Одному, потому что других богов просто не существует.

Израильтяне были избранным народом Божьим, но Бог уточняет, люди принявшие Иисуса Христа становятся детьми Божьими.

Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
(Гал.3:11-29)

Да не говорит сын иноплеменника,(*иноплеменник -Человек, принадлежащий к другому племени, к чужой народности*) присоединившийся к Господу: "Господь совсем отделил меня от Своего народа ", Исаия, глава 56;1-8

2-я Заповедь запрещает веру в других богов.

(2-я заповедь) - Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель,наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня,
и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева, камня или быть нарисованным на бумаге. Попытка сделать это унижает Его.

Когда Бог говорил " Не делай себе и никакого изображения " он под этим подрузамевал одну опастность, к сожалению сатана может спокойно использовать любые изображения и неважно, что на ней нарисовано.

Я лично изучал такие случаи и могу с предосторожностью сказать, не имейте никаких святых изображении в них действительно могут селиться нечистые силы. Примером я могу назвать историю из Соединенных штатов, которая меня потрясла. Так-же знаком с многочисленными историями из России и Европы.

3-я Заповедь запрещает произносить имя Бога напрасно.

(3-я заповедь) - Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова, которыми люди божатся, но она также препятствует небрежно или с легкомыслием произносить имя Господа, не думая о Его святом значении. Мы бесчестим Бога также тогда, когда необдуманно упоминаем Его имя в разговоре, или всуе повторяем его. «Свято и страшно имя Его!» (Псалом 110:9).

Пренебрежение к имени Божьему можно демонстрировать не только словами, но и делами. Тот, кто называет себя христианином и не поступает так, как учил Иисус Христос, бесславит имя Божье.

4-я Заповедь утверждает послушание Богу.

(4-я заповедь) - Помни день субботний,чтобы святить его;
шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему:

Мы должны помнить о нём и соблюдать его в память о делах Творца.

Появилась и проблема – очень старательно не упоминать то, что Первая Церковь естественно соблюдала субботу. Обычно церковь объясняет, что это Иисус отменил Четвертую Заповедь (только в Первой Церкви об этом еще не знали), и сразу становятся виновны в нарушении еще одной Заповеди. Это и является причиной отмены Заповеди – самое обычное нежелание иметь ничего общего ни с евреями, ни с еврейскими обычаями. А ведь Иисус, Его мать, все Апостолы были Евреями.

(5 - 10) - отношений людей друг с другом

5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12).

Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также любви, нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы.

6-я заповедь : «Не убивай» (Исход 20:13).

Бог есть источник жизни. Только Он Один может дать жизнь. Она является святым даром Божьим. Человек не имеет права отнимать её, т.е. убивать. Создатель имеет определённый замысел о каждом человеке, отнять же жизнь у ближнего - значит вмешиваться в план Божий. Лишить жизни себя или другого - значит попытаться встать на место Бога.

В се действия, сокращающие жизнь, - дух ненависти, мести, злобные чувства - являются также убийством. Такой дух, вне всяких сомнений, не может приносить человеку счастье, свободу от зла, свободу к добру. Соблюдение этой заповеди подразумевает разумное почитание законов жизни и здоровья. Сокращающий свои дни, ведя нездоровый образ жизни, конечно, не совершает прямого самоубийства, но делает это незаметно, постепенно.

Жизнь, которая была дарована Творцом, есть великое благо, и её нельзя бездумно расточать и сокращать. Бог желает, чтобы люди жили полнокровной, счастливой и долгой жизнью.

7-я заповедь : «Не прелюбодействуй» (Исход 20:14).

Брачный союз - изначальное установление Творца Вселенной. Учреждая его, Он имел определённую цель - сохранить чистоту и счастье народа, возвысить физические, умственные и моральные силы человека. Счастья во взаимоотношениях можно достичь только тогда, когда внимание сосредоточено наличности, которой отдаёшь всего себя, своё доверие и преданность на протяжении всей жизни.

Запрещая прелюбодеяние, Бог надеется, что мы не будем искать ничего другого, кроме полноты любви, надёжно защищённой супружеством.

8-я заповедь : «Не кради» (Исход 20:15).

Этот запрет подразумевает как явные, так и тайные грехи. Восьмая заповедь осуждает похищение людей, работорговлю и захватнические войны. Она порицает воровство и грабёж. Она требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Она запрещает мошенничество в торговле, и требует справедливого расчёта с долгами или же в выдаче заработной платы. Эта заповедь говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счёт чьего-то невежества, слабости или несчастья записывается в небесных книгах как обман.

9-я заповедь : «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16).

Всякое умышленное преувеличение, намёк или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, вводящих в заблуждение - является ложью. Этот принцип запрещает всякую попытку опорочить репутацию человека необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями. Даже умышленное замалчивание правды, которое может повредить другим, является нарушением девятой заповеди.

10-я заповедь : «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17).

Желание присвоить собственность соседа - значит сделать первый самый страшный шаг к преступлению. Завистливый человек никогда не может обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо таким, чего у него нет. Человек превращается в раба своих желаний. Мы используем людей и любим вещи, вместо того, чтобы любить людей и использовать вещи.

Фил.2:3-5 "... имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3 ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. 4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. 5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе"

"почитайте один другого высшим себя" - Трудное место Священного Писания. Трудное в плане исполнения. В церквях учат, что бы жёны почитали мужей, что бы почитали пасторов и начальствующих... но в библии так же сказано что бы мы почитали друг друга не зависимо от положения в церкви, семье и т.д. Эта заповедь была украдена из церкви!

Да, надо почитать наставников, пасторов и служителей. Но, что по этому поводу говорил Иисус: (Мф.20:26-28) "26 ... а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; 27 и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; 28 так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих."

В церквях учат, что надо слушаться наставников - и это правда, но очень мало учат самих наставников, что нужно не господствовать, а служить каждому человеку от всего сердца! и даже "почитать" его надо! Потому что "в нём живёт Сам Христос"! И служа "меньшему" - ты служишь Самому Христу! А если уничижаешь его, то уничижаешь Самого Христа, живущего в нём.

Кто-нибудь понимает это или нет?

Комментарии Facebook:

Ольга Цапенко Мы все принимаем веру на сердечном уровне, принимаем веру в вертикали, а вот вера в горизонтали... Т.е. что внутри твоего брата (и сестры))) живет тот же Христос... - я бы назвала острым вопросом, который производит много бурь в наших умах, сердцах и душах. Можно сюда еще добавить плоть)). Как только мы пускаем размышления на тему любви к ближнему на духовный уровень... только тогда приходит порядок в разум (и так далее по списку)))).

Алексей Алексеенко это особенно стало ощутимо с развитием харизматической волны, в протестантстве когда появились "супер-лидеры", "теле- проповедники" и даже "апостолы"... когда появились "пасторы" с банковскими счетами в цифрах с шестью нулями. Некоторые назвали их "помазанниками" слушают их проповеди и подражать стараются. Тут уже не стоит вопрос как быть рабом. Вопросы как быть успешным, популярным, как быть лидером распиариным, как финансовые потоки ловить...

Ольга Цапенко Еще одна мысль на заданную тему)))). Иногда мы ТАК ждем чтобы нам послужили... что забываем что можно служить кому то самому)))!!!

Виталий Хлусов Проблемы начинаются когда человек становится лидером и начинает "командовать" вместо того, что бы служить (помогать, вдохновлять, утешать) и ещё "утверждает своё царство" многими местами из Писания.

Виталий Хлусов Пока христианин "младенец" ему нужна помощь от "старших" и ожидать от него, что он будет служить нет смысла. Но, приходит время, когда он вырастает. Зрелость христианина проявляется в способности поддерживать младших, а не в способности командовать и манипулировать.