По какой технологии ведут армирование ростверков свайных фундаментов? Ростверк и виды его армирования Армирование свайного ростверка

В отличие от ленточного фундамента рассчитать армирование ростверка проще. Все без исключения возникающие напряжения абсолютно прогнозируемые, так как силы пучения отсутствуют полностью. Над сваями усиливается верхний пояс, между ними в нижнем поясе закладывается более мощная арматура.

Достоинством свайного фундамента является опирание на пласты с гарантированно высокой несущей способностью. Например, если для ленточного фундамента на насыпных, подрабатываемых, болотистых почвах потребуется огромный бюджет, чтобы пройти их насквозь, сваи обойдутся в 10 – 15 раз дешевле. Однако на них сложно опереть мелкоформатные стеновые материалы, поэтому оголовки связываются монолитными балками, на которых кладка или венцы сруба возводятся без проблем.

Общим у ленточного фундамента и ростверка является только чертеж, эксплуатационные характеристики разные:

  • вертикальный изгибающий момент в лентах, опирающихся на грунт всей подошвой – явление крайне редкое, у ростверка – это норма;
  • грунты при вспучивании стараются порвать, вытолкнуть ленту МЗЛФ на поверхность, балки на сваях отделены от земли 15 – 20 см воздушной прослойкой или пенополистиролом, воспринимающим указанные нагрузки на себя;
  • поэтому лента армируется в обоих поясах одинаково, в ростверке усиливается нижний слой арматуры, верхний – над ними (только в зонах растяжения, с которым бетон справиться без растрескивания не может).

Арматурный каркас в любом ж/б изделии как раз и предназначен для компенсации растяжений. Популярные у индивидуальных застройщиков композитные арматуры имеют слабую адгезию с бетоном, сильно растягиваются, что приводит к раскрытию трещин.

Поэтому специалисты рекомендуют создавать арматурный каркас исключительно из стальных стержней 8 – 14 мм периодического сечения (в продольном направлении), прутков 6 – 8 мм гладкого сечения (хомуты, поперечные, вертикальные скобы).

Оптимальным вариантом является класс А400 (старая маркировка А3). Что полностью соответствует указаниям (фундаменты свайные), (ж/б, бетонные конструкции).

Технология арматурного каркаса ленточного ростверка

Несмотря на название ленточного ростверка свайного фундамента, монолитные балки имеют конструкцию решетки. Поэтому каркас имеет несколько узлов сопряжений стен (наружная/внутренняя), углов, в которых не допускается стыковка перехлестом. Прутки в этих местах изгибаются, запускаются на соседнюю сторону, связываются с каркасом внахлест.

Продольное армирование аналогично ленточному фундаменту, для придания каркасам пространственной геометрии так же применяются прямоугольные хомуты. Однако в зонах растяжения, прочих ответственных местах добавляются поперечные вертикальные стержни. Стыки свайно-ростверкового каркаса обвязываются проволокой или стыкуются сваркой (только для арматуры с буквой С в маркировке).

Продольное армирование

Без профессионального образования и знания специальных программ индивидуальному застройщику сложно правильно рассчитать сечение и количество продольных стержней. Простейшим вариантом будет воспользоваться инструментом «АРБАТ» вычислительного комплекса Scad Office с максимально простым интерфейсом:

  • в отличие от свай ростверк рассчитывается по изгибающим моментам, на продавливание, прорезающие усилия;
  • арматурный каркас изготавливается из продольных прутков 8 – 16 мм;
  • в отличие от ленточного фундамента, кроме хомутов добавляются вертикальные прутки возле каждого продольного стержня.

Технология укладки стандартная, продольные прутки обвязываются хомутами или привариваются к ним. Затем арматурный каркас укладывается в опалубку на нижние прокладки из бетона, пластика (обеспечение защитного слоя), по месту в него добавляются элементы усиления (вертикальные стержни).

В проектах коттеджей с бетонными или кирпичными стенами может использоваться двурядное расположение свай. Поэтому для ленточной части свайного фундамента может добавляться расчет в поперечном направлении, поскольку крутящие моменты возникают и там, иногда превышают величину продольных. Арматурный каркас в некоторых случаях усиливается стержнями 14 – 16 мм с шагом 20 см.

Поперечное армирование

Без хомутов невозможно придать каркасам необходимую пространственную геометрию. Одновременно эти элементы усиливают армопояс. Все стыки обвариваются либо перевязываются проволочными закрутками. Дополнительные вертикальные прутки монтируются с расчетным шагом (обычно 20 – 40 см). На приведенном фото присутствуют практически все возможные ошибки:

  • не соблюдаются защитные слои со всех сторон ленты, арматура соприкасается с опалубкой сваи;
  • армирование углов должно выполняться по специальным схемам, а не просто изогнутыми прутками;
  • отсутствуют бетонные, пластиковые прокладки;
  • армопояс смещен относительно центра сваи;
  • вместо среднего пояса, никаких нагрузок не воспринимающего, следовало бы усилить верхний/нижний уровни более толстой арматурой свайного фундамента или добавлением дополнительных прутков (этот вариант предпочтительнее);
  • неправильная связь арматурных каркасов сваи и ростверка.

Чтобы узнать подробнее об армировании углов, рекомендуем прочитать статью: . Схемы армирования углов для ленточного фундамента и ростверка будут аналогичными.

На нижнем рисунке все элементы армопояса расположены правильно – два вертикальных прутка сваи связаны с нижним поясом, остальные с верхними стержнями.

Схема правильного армирования узла сопряжения ростверк/свая.

Правила армирования углов и примыканий со схемами

В большинстве советской литературы (например, пособие В. С. Сажина) приведены неверные схемы укладки арматуры в местах сопряжения. Согласно правильно армировать подобные Г-образные, Т-образные стыки нужно следующим образом:

  • запуск П-образного элемента на примыкающую стену, встречный изгиб прутка с боковой ленты под прямым углом;
  • два П-образных элемента поверх перекрестья продольных стержней из угла конструкции наружу;

Чертеж правильного армирования углов и примыканий ростверка.

Произвели все подготовительные работы и смонтировали опалубку для свайно-ростверкового фундамента. В этой же части хотим Вам рассказать и показать нашу работу по установке, монтажу и вязке арматуры углов и свай ростверка в единую конструкцию.

Для начала напомним, что такое ростверк. Это верхняя часть свайного фундамента, распределяющая нагрузку от стен здания на сваи. Ростверк объединяет в единую конструкцию отдельно стоящие , поэтому армирование ростверка – это очень важный и ответственный процесс, к которому необходимо подойти с умом.

Итак, сегодня работа у нас началась с установки изготовленных ранее элементов арматурного каркаса ростверка. Их необходимо было поднять на выставленную опалубку. Оказалось, что это не такое простое занятие, как ожидали. Отдельные элементы составляли более 11 метров. Все части каркаса должны были входить друг в друга таким образом, чтобы потом их можно было правильно связать.

Немного поразмыслив, как удобнее всё сделать, мы пошли по следующему пути. Первоочерёдно вытащили все стяжки опалубки, а если быть точными, то установленные ранее шпильки. С их помощью, выставив шпильки по всему периметру опалубки, мы сделали удобную основу для каркаса. Затем, начиная от больших элементов и переходя к меньшим, мы аккуратно выставили весь каркас на опалубку. Одному справиться, конечно, будет очень тяжело, поэтому лучше заранее подумать о помощниках.

После установки мы срезали лишнюю арматуру, которая выходила за пределы опалубки и самой обычной щеткой сняли всю грязь и ржавчину, которые, к сожалению, появились на нашем каркасе из-за прихотей погоды, а именно затяжных дождливых деньков.

После всех этих манипуляций мы перешли к самому важному – вязке узлов или, другими словами, созданию жесткости узлов соединения. При изготовлении ростверка особое внимание необходимо обратить именно на них, так как от них зависит прочность всей конструкции.

Для вязки узлов общего каркаса ростверка, как и прежде, нам понадобились:

— рубленая вязальная проволока 1,2х400мм (цена 145 руб. за упаковку, 1 кг)

— шуруповерт с вставленным в него самодельным крючком для вязки (гнутая арматура, диаметр 6 мм)

— пассатижи для труднодоступных мест.

В одной из наших статей мы уже рассказывали, как правильно вязать арматуру, так что предлагаем Вашему вниманию освежить память и посмотреть это видео или, если не актуально – перейти дальше.

А дальше мы хотим уделить внимание вязке узлов ростверка, а именно углов и пересечений. Напомним, что вся стройка дома своими руками проводится на основе нашего . Так что работаем строго по ней, правда, иногда для успокоения совести вносим свои дополнения, которые никак не повлияют на общий конструктив.

Итак, нам было предложено 2 схемы вязки арматуры.

Первая схема на фото ниже представляет собой типовые узлы армирования углов и пересечений ростверка с использованием арматурной П-детали.

Вторая схема, также изображенная на фото ниже, представляет собой типовые узлы армирования углов и пересечений ростверка с использованием арматурной Г-детали.

Второй способ нам оказался ближе, и мы решили воспользоваться именно этим вариантом вязки арматуры.

Для каждого угла ростверка нам понадобилось по 6 Г-образных углов из арматуры. На каждое же пересечение нам необходимо по 4 гнутые арматуры. Минимальная длина арматуры от сгиба должна составлять по нашему проекту 48 см в каждую сторону, а соответственно общая длина – не менее 96 см.

По поводу углов. В начале работы мы поняли, что Г-детали лучше вставлять внутрь каркаса, а затем уже производить вязку. Для этого необходимо было сперва раздвинуть продольную арматуру, вставить в нужном количестве Г-детали, сдвинуть, а затем связать при помощи вязальной проволоки и шуруповерта.

Таким образом, было произведено армирование углов и пересечений ростверка. После этого мы спустили каркас вниз в опалубку, начиная с середины и переходя ко внешним сторонам каркаса, и продолжили работу. Необходимо было частично вернуть шпильки для стяжки опалубки на свои места, так как по нашей задумке весь каркас у нас висел именно на верхнем ряду шпилек.

После этого нам необходимо было проармировать место под будущую кирпичную шахту. Армирование уширения под шахту дымохода и вентиляции дополнительно производили сетками в верхнем и нижнем положении из арматуры диаметром 12 мм с шагом 200х200 мм. Как у нас получилось можно увидеть фото ниже.

После вязки углов мы завершили процесс , установив все шпильки на свои места.

В процессе работы мы столкнулись со следующими нюансами. Во-первых, наши сваи, к сожалению, не во всех местах расположены идеально в связи с тем, что при бурении в земле мы наткнулись на массу неприятных инородных тел, из-за которых приходилось сдвигать расположение свай. Таким образом, у нас появились места, где сваи находятся достаточно близко к опалубке и места для установки каркаса ростверка просто не было. В этих местах мы срезали арматуру и связывали её при помощи П-образных деталей с удлиненными концами не менее 50 см в разные стороны. Ниже на фото можно увидеть, как это выглядит в реальности.

В одном месте свая у нас из-за находящейся в земле плиты перекрытия ушла достаточно сильно, но так как на весь дом у нас получилось 36 буронабивных свай, что, по мнению большинства, считается более чем достаточно, то особенно переживать мы не стали. При этом все сваи для несущих стен были в полном порядке, что не могло не радовать.

Затем последовала наша инициатива. Это был как раз тот момент, когда мы действовали во благо своей совести и нервной системы =) Мы решили помимо всей универсальной вязки каркаса, которая была уже выполнена, усилить углы и связки арматуры, торчащие из свай с нашим ростверком.

Как мы усилили жесткость углов ростверка. Для создания жесткости мы добавили в конструкцию вязки углов еще арматурные уголки со сторонами по 40 см, 4 штуки, которые можно увидеть ниже на фото. Уголки мы соединяли с арматурой, торчащей из свай, и каркасом ростверка. Прихватывали примерно в 3-х местах. А также 1 уголок мы использовали для крепежа внешней части угла ростверка. Это также видно на фото ниже.

Со всеми сваями была идентичная ситуация. Все 36 свай мы вязали к ростверку при помощи аналогичных уголков. Вязальную проволоку старались не жалеть, так как это лишний повод успокоить свою совесть и быть уверенным в надежности нашего ростверка.

Перечисленными выше способами мы придали большую прочность нашей конструкции, отвечающей за надежность всего будущего дома. Надеемся, что наши советы Вам помогут в стройке, а наше видео даст ответы на оставшиеся вопросы.

Кстати говоря, не забывайте про , которые необходимо надеть после полного изготовления каркаса. Эта важная мелочь может спасти от многих неприятных моментов, которым мы посветили одну из наших статей.

И напоследок о самом главном. Сколько стоит каркас ростверка, сделанный своими руками? Отвечаем. По нашим расчетам цена нашего каркаса монолитного ростверка составила примерно 18 000 рублей. Отличное сочетание оптимальной цены и качества, в котором Вы уверены.

И, конечно же, если Вам интересна наша стройка дома своими руками, подписывайтесь на наш канал на YouTube и читайте наш блог.

P.S. Заключительную часть статьи про ростверк можно прочитать .

С наилучшими пожеланиями,

Яна и Женя Шигоревы.

Свайный фундамент состоит из вертикальных стержней (свай), заглубленных в грунте и служащих опорой для остальных элементов строения. По типу конструкции сваи бывают:

  • заливные сваи, когда в подготовленные в грунте скважины заливается бетон;
  • забивные сваи — готовые столбы из железобетона забиваются в землю специальной машиной;
  • винтовые сваи из металла, имеющие форму винта или самореза, просто вворачиваются в грунт.

Из всех перечисленных нас интересуют сваи первого типа — заливные. Устраивают в такой последовательности:

  • при помощи ручного или механизированного бура в грунте сверлят отверстие, глубина равняется длине будущей сваи плюс 15 — 20 см. на гравийную подушку;
  • на дно скважины засыпают крупный песок или мелкий щебень (амортизирующая подушка) и трамбуют;
  • готовят конструкцию из трёх или четырёх прутьев арматуры, которые соединяют между собой сваркой при помощи коротких отрезков и вязальной проволоки;

  • над скважиной устраивают опалубку круглого или другого сечения до расчётной высоты сваи над грунтом;
  • арматурную конструкцию погружают в скважину, а саму скважину вместе с возвышающейся опалубкой заливают бетоном;
  • после отверждения бетона остатки арматуры обрезают, иногда оставляя отрезки небольшой длины, к которым при помощи сварки крепят опорные элементы.

Ленточный фундамент


Ленточный распространён благодаря его прочности, способности выдерживать здания любой массы и противостоять любым процессам, протекающим в почве. Представляет собой ленту, как бы продолжение наружных стен дома, направленное вниз. Толщина ленточного фундамента в частном строительстве принимается равной 40 — 50 см., в землю фундамент рекомендуется опускать ниже максимальной глубины промерзания грунта. Это делается для того, чтобы под основанием не происходили процессы пучения.

Армирование фундамента ленточного производится после устройства траншеи и опалубки.

Конструкция скелета состоит из двух ярусов, состоящих минимум из двух прожилин каждый.


Требования к расположению арматуры в бетонном массиве:

  • расстояние от наружной боковой стенки до арматуры не должно быть менее 50 — 55 мм.;
  • расстояние от нижней и верхней плоскостей массива до горизонтальной арматуры не должно быть менее 70 — 75 мм.;
  • расстояние между верхним и нижним арматурными слоями не делают менее 300 — 350 мм., но лучше сделать это расстояние максимальным;
  • расстояние между перемычками: вертикальными 400 — 700 мм, горизонтальными 800 — 1400, расстояние выбирают таким, чтобы обеспечить неподвижность арматуры во время заливки бетона и уплотнения его при помощи вибромашин и других приспособлений.

Несколько советов, облегчающих сборку арматурного каркаса для ленточного фундамента:

  • некоторая часть вертикальной арматуры изготавливается увеличенной длины, так, чтобы на них, вбитых в дно траншеи, удобно было монтировать весь скелет;
  • верхнюю горизонтальную арматуру делают длиной равной ширине фундамента, благодаря этому они, упираясь в стенки опалубки, фиксируют положение всей арматурной конструкции в пространстве.

Свайный с ростверком

Свайный фундамент с ростверком представляет собой симбиоз ленточного и свайного. Опорой выступают сваи, заглубленные ниже точки промерзания. Количество свай определяется их диаметром и несущей способностью грунта. В верхней части находится ростверк — лента толщиной, равной или немного большей диаметра свай. Арматура в сваях монтируется точно так же, как в свайных фундаментах, армирование ростверка ничем не отличается от армирования ленточного основания. Единственный нюанс свайного фундамента с ростверком связка арматурного каркаса свай с каркасом ростверка. Осуществляется это следующим образом:

  • бетон первоначально заливается в армированные скважины до уровня нижней плоскости ленты ростверка;
  • после устраивается траншея под ростверк (если всё сделано правильно, то плоскость дна траншеи будет совпадать с верхом залитого в скважины бетона);
  • результат работы выглядит следующим образом: имеется траншея, со дна которой с определённым интервалом возвышаются концы арматурных стержней (продолжение арматуры свай);
  • дальнейшие действия полностью повторяют алгоритм вязки арматуры ленточного фундамента, только основой служат не специально вбитые в дно траншеи прутья, а концы арматуры свай.

Плиточный

Из всех рассматриваемых типов оснований зданий именно плиточный (плавающий) фундамент наиболее нуждается в качественном арматурном каркасе. Фундамент представляет собой плоское изделие из железобетона, полностью повторяющее контуры строения, толщиной всего лишь порядка 30 см. Нужно ли говорить, что только надлежащее армирование фундамента из плит может гарантировать прочность конструкции, её способность выдерживать вес здания иногда в несколько этажей.


Плитный фундамент настоящая находка при возведении зданий и сооружений на сложных почвах. Какие бы процессы не происходили, какие бы локальные зоны пучения или просадок грунта не образовывались, если армирование плиты проведено качественно, верно определён состав бетонной смеси и технология заливки не нарушена, геометрические параметры нашего параллелепипеда (даже несмотря на возможный небольшой наклон) всё равно останутся неизменными. А это гарантирует целостность строения, так как исключает образование зон напряжения в несущих строительных конструкциях. Все напряжения принимает на себя и гасит монолитная плита.

Процесс армирования фундамента: монтируется арматура после того, как вырыт котлован, на его дно уложены песчаная и дренажная (щебневая) подушки, а по периметру установлены щиты опалубки. В дно котлована вбиваются удлинённые вертикальные стержни арматуры, на которых и монтируются вначале нижний, а затем верхний арматурные ярусы. Кстати, снабжать вертикальными отрезками абсолютно все узлы не нужно. Их количество должно лишь обеспечить неподвижность ярусов в пространстве в процессе заливки и уплотнения.

После того как армирование фундамента закончено, конструкция заполняется бетоном по верхний край опалубки.

В качестве надежного основания для возведения зданий используется фундамент свайного типа. Основание на опорных элементах необходимо при осуществлении строительства объектов на проблемных почвах. Свайная основа – оптимальное решение во многих ситуациях, в том числе, если строение возводится на вечной мерзлоте или слабой почве с близко находящимися водоносными слоями, а также при наличии значительных перепадов высот на строительной площадке. Армирование ростверка свайного фундамента позволяет обеспечить прочность основания, сформировать надежную базу для возводимого здания.

Ростверк – ответственная, горизонтально расположенная часть силового каркаса, соединяющая в единый контур опорные колонны. Он обеспечивает вертикальность столбов, предотвращает их перемещение. Обеспечение прочностных характеристик опорной конструкции достигается путем укрепления стальной арматурой. Для усиления опорного контура необходим чертеж, требуется выполнение расчётов предполагаемых усилий, воздействующих на основание при эксплуатации строения.

Свайный фундамент - универсальное основание для строительства кирпичных, деревянных, газобетонных и пенобетонных малоэтажных домов

Рассмотрим, как производится укрепление ростверкового фундамента. Остановимся на особенностях главных этапов работ, профессиональное выполнение которых обеспечит надежность возводимой основы.

Что такое ростверк?

Для тех, кто не владеет строительной терминологией, сообщаем, что ростверк – это ответственная часть свайного фундамента, соединяющая оголовки свай в единый силовой контур.

Существуют различные виды ростверков, применяемых в свайных основаниях:

  • ленточного типа, представляющего монолитную бетонную ленту. Она располагается по периметру опор, последовательно расположенных под несущими нагрузку капитальными стенами;
  • плитной конструкции, в виде монолитной плиты, размеры которой соответствуют контуру основания строения и охватывают все опоры.

Ростверк представляет собой ленточную конструкцию, соединяющую отдельно стоящие сваи между собой

В зависимости от особенностей ростверкового фундамента, он может изготавливаться в следующих исполнениях:

  • Цельном варианте. Изготовление осуществляется путем заливки в предварительно подготовленную опалубку бетонного раствора. Формирование монолитной базы происходит после твердения бетонной смеси.
  • Составном виде. Основа представляет сборную поверхность из произведенных промышленным путём железобетонных изделий, соединённых при установке с опорными колоннами, а также между собой.

Независимо от особенностей конструкции, ростверк формирует опорную поверхность, предназначенную для возведения стен постройки. Обвязка находящихся в земле колон обеспечивает высокую жесткость пространственной системы и стойкость к воздействию действующих усилий.

Армирование свайно ростверкового основания, позволяет укрепить монолитную основу стальными прутками, способствующими целостности конструкции и повышающими долговечность.

Конструктивные особенности

Для формирования расположенного на сваях ленточного фундамента изготавливают ростверки на различной высоте по отношению к нулевой отметке. В зависимости от расположения контура относительно уровня грунта различают следующие виды:

  • высокий, нижняя отметка которого превышает уровень грунта на 10 см и более. Сооружается для легких построек, расположенных на любых видах почвы. На проблемных почвах его устройство особенно актуально. Конструкция нуждается в серьезном укреплении арматурой, что связано с наличием полостей, имеющихся под бетонным монолитом, находящимся над поверхностью грунта;

Именно в случае монтажа монолитного свайного ростверка, который используется при обустройстве домов из тяжелых материалов, необходимо выполнить армирование обвязки

  • наземный вариант, выполненный на гравийно-песчаной подсыпке без заглубления в почву. Его особенность – отсутствие свободного пространства между бетонным монолитом и грунтом. Установка осуществляется на не проблемных грунтах. При подверженности почвы морозному пучению возможно образование трещин и отрыв затвердевшего бетонного массива от опорных колонн;
  • мелкозаглубленный тип, сформированный путем заглубления нижней части в почву на предварительно подготовленную песчано-гравийную подсыпку. Конструкция такой основы напоминает устройство ленточного фундамента, основание которого опирается на сваи. Формирование заглубленной основы связано со значительными затратами и применяется для возведения массивных построек, расположенных на почвах, характеризующихся низкой несущей способностью.

Основания свайного типа формируют, главным образом, для легких строений. Именно поэтому достаточно распространено устройство ростверкового фундамента, основа которого представляют висячую ленту из бетона, усиленного стальной арматурой. При высоте основы до 40 см, ее ширина зависит от вида, размеров материала, применяемого для возведения стен, и составляет 30-40 см.

О целесообразности армирования

Потребность усилить основание здания стальной арматурой связана с особенностями бетона. Материал обладает повышенной стойкостью к воздействию сжимающих усилий, однако восприимчив к воздействию изгибающих моментов и растяжения, вызывающих нарушение целостности и деформацию основания.

Отметим, что армированию подлежат фундаменты, в которых используются сваи двух видов - забивные и буронабивные

Армирование свайно ростверковой конструкции позволяет предотвратить вероятность разрушения, повысить устойчивость, ресурс эксплуатации возводимого здания. Расположенный внутри бетонного массива арматурный каркас воспринимает растягивающие нагрузки и изгибающие усилия, обеспечивая устойчивость возводимой основы.

Независимо от конструкции применяемых свай, расположенных внутри грунта, опорные колонны, также, усиливают арматурой. Расположенные в сваях стальные стержни связываются в общую конструкцию с арматурным каркасом опорной поверхности.

Армирование ростверка свайного фундамента позволяет:

  • Предотвратить разрушение монолитного массива в результате реакции почвы.
  • Значительно увеличить прочность базы, воспринимающей нагрузку от массы строения.
  • Не допустить усадку строения, вызванную низкими прочностными характеристиками основы.

Усиление ростверкового фундамента позволяет избежать негативных явлений.

Специфика армирования

Армирование ростверка свайного фундамента осуществляется предварительно изготовленным объемным каркасом, состоящим из двух ярусов стержней, объединенных в единую конструкцию с помощью стальных перемычек.

Армирование ленточного ростверка выполняется посредством пространственного армокаркаса, состоящего из двух продольных поясов арматуры

Результаты Голосовать

Где вы предпочли бы жить: в частном доме, или квартире?

Назад

Где вы предпочли бы жить: в частном доме, или квартире?

Назад

Для продольных поясов каркаса используются рифленые прутки, произведенные горячекатаным методом, что соответствует классу арматуры А3. В зависимости от воспринимаемой основанием нагрузки, диаметр стержней составляет 12-16 мм.

Объединение в общий силовой контур соединительных элементов, расположенных в вертикальной и горизонтальной плоскости, может осуществляться:

  • отдельными стальными рифлеными стержнями прямолинейной формы, диаметр которых соответствует сортаменту продольной арматуры;
  • стальными хомутами прямоугольной конфигурации, изготовленными из гладких прутков класса А2 сечением до 10 мм. Несмотря на повышенную трудоемкость изготовления и установки, прямоугольные перемычки обеспечивают надежность и долговечность конструкции усиления.

Производя усиление размещенного на сваях ленточного фундамента, придерживайтесь следующих рекомендаций:


Потребность в защитном слое между металлической конструкцией каркаса и бетонной поверхностью ростверка обусловлена следующими факторами:

  • необходимостью правильного распределения металлоконструкцией каркаса действующих усилий;
  • подверженностью арматурных прутков коррозионным процессам, возникающим от проникающей в бетон влаги.

Соблюдение фиксированного расстояния от арматуры до опалубки при обеспечении защитного слоя достигается путем использования изготовленных из пластика подставок.

Методика расчета

Для определения потребности в арматуре, позволяющей выполнить армирование ростверка свайного фундамента, необходимо предварительно разработать чертеж. Документация содержит следующую информацию:

  • Размеры конструкции.
  • Количество поясов усиления.
  • Профиль арматуры.
  • Диаметр применяемых стержней.
  • Расстояние между перемычками.

Схема правильного армирования углов и примыканий ростверка

Зная габаритные размеры ростверкового фундамента, несложно рассчитать длину стальных прутков арматуры в верхнем и нижнем поясе, а также размеры перемычек.

Просуммировав полученные значения, получаем суммарную длину каждого типоразмера применяемой арматуры. Зная метраж и массу одного погонного метра определённого стержня, не сложно определить потребность в арматурных стержнях, выраженную в килограммах.

Если соединение элементов не планируется осуществлять с использованием электрической сварки, потребуется проволока для вязания. Имея чертеж, на котором представлена информация о количестве точек соединения, можно посчитать необходимое количество вязальной проволоки. Учитывая, что для надежной фиксации двух перпендикулярно расположенных стержней необходимо порядка 30 сантиметров, общая потребность в проволоке определяется путем умножения количества соединений на длину материала.

Выполнение расчётов не представляет сложности. Главное – предварительно разработать чертеж армирования.

Технология усиления ростверка

Если выполнена установка армированных свай и смонтирована опалубка, то можно приступать к формированию арматурного каркаса. Обратите внимание, что фиксация каркаса производится к арматуре, выступающей из бетонных свай на высоту опалубки. Крепление стальных стержней можно производить с помощью сварки, а также, используя вязальную проволоку.

Ростверк – это устройство, которое выполняет равномерное распределение нагрузки дома на столбы или сваи фундамента.

Есть 3 наиболее популярных видов ростверка: это ленточный, плитный и свайный. Армирование ростверка необходимо выполнять точно по проекту, который необходимо составить предварительно. В нем следует произвести предварительный расчет и анализ фундамента будущего дома. Потому что, пренебрегая этими данными, можно ошибиться в основании, что приведет к нежелательным и необратимым последствиям.

Процесс армирования плитного и монолитного ростверка

Схема армирования стаканной части ростверка: 1 – сетки поперечного армирования; 2 – пространственный каркас; 3 – сетки косвенного армирования.

Когда делается армирование монолитного ростверка, надо обязательно произвести укладку 2 слоев горизонтальных сеток, а между ними сделать защитный слой. Арматурные прутья необходимо устанавливать на расстоянии (шаг) 200 мм. Сами соединения нельзя сваривать, потому что их нагрев ведет к потере прочности металла. Поэтому для арматурных соединений надо использовать вязальную проволоку, которую связывают специальными крючками. Арматурный каркас следует делать пространственным, для этого используют «вертикальные дистанции», которые делаются из нарезанных кусков арматуры. Эти отрезки делают не очень длинными, для того чтобы получившееся соединение обладало достаточным запасом прочности и устойчивости.

Вертикальный выпуск из свай фундамента нужно обязательно связать с горизонтальными стержнями. Делается это тоже при помощи вязальной проволоки. Армирование можно считать завершенным только тогда, когда в опалубку будут уложены все стержни, и они нигде не будут проседать при давлении на них. После этого необходимо проверить защитный слой в нижних участках соединений.

Убедившись в надежности конструкции, можно начинать процесс ее бетонирования.

Вернуться к оглавлению

Процесс армирования ленточного ростверка

Армирование по технологии практически ничем не отличается и похоже на армирование плитного. Различия будут заключаться в установленной опалубке, потому что она будет существенно ограничивать зону работы. В пределах самой опалубки надо обязательно выдерживать слои защиты со всех сторон. Производить нужно тоже при помощи вязальной проволоки. Стержни необходимо укладывать внахлест. Величина нахлестов должна быть равна или быть немного больше, чем 50 диаметров используемых стержней.

Чтобы сделать правильно армирование, надо помнить, что прутья, которые будут укладываться в горизонтальном положении, не должны провисать. В тот момент, когда будет происходить бетонная заливка, прутья должны обязательно занимать то положение, которое оговорено в проекте. В ленточном фундаменте нужно правильно разместить вертикальные стержни, т.к. они обеспечат жесткость стержней. Поэтому их наличие в ленточном фундаменте обязательно.

Основное различие между плитным и ленточным ростверками состоит в том, что при первом варианте соединяются сразу все оголовки. При ленточном варианте ростверком соединяются только соседние конструкции.

Если вы армируете ростверк со свайным фундаментом, то делаться это может из разных материалов. Материал, из которого изготовлены сваи – в основном бетон. Процесс армирования – дело довольно несложное. Для свайного фундамента необходимо подготовить арматурные прутья, диаметр которых должен составлять 1,0-1,5 см. Чтобы сваи, высота которых может составлять 2 метра, связать между собой, арматуру следует размещать на расстоянии 45-55 см друг от друга. Каркас из арматуры для свайного фундамента необходимо сделать так, чтобы выступы вертикальных прутов были 15-20 см. К ним и надо будет его привязать.

Вернуться к оглавлению

Особенности производства работ

Основная проблема, возникающая при строительстве и расчете фундамента, стоит в выборе поперечного сечения самого ростверка. Необходимо обязательно учитывать тот факт, что под ленточным ростверком должен быть сделан воздушный зазор, размер которого должен быть не меньше 15 см. Очень часто при строительстве может возникнуть желание совмещения плитной и ленточной конструкции. Это может в будущем привести к печальным последствиям, а именно: когда зимой произойдет промерзание грунта, лента фундамента будет подниматься, а плиты будут препятствовать этому. Что приведет к разрыву опор, а это вызовет в дальнейшем разрушение всего фундамента, а потом и разрушение дома.

Чтобы определиться с размером поперечного , сначала нужно сделать проект дома: определиться с толщиной возводимых стен, с видом самого строения (этажность). Нужно узнать уклон строительной площадки и вид грунта. Если будет использоваться ленточный фундамент, он должен совпадать с толщиной самой стены дома. При этом надо учитывать утепление стены и ее отделку. Если на строительной площадке имеется уклон, то нужно сразу принять во внимание, что ленточный фундамент будет иметь разную высоту по всей своей длине.

Если уклон строительной площадки очень большой, то ростверк можно сделать ступенчатой конструкции. При этом опорные стержни нужно заглубить не меньше чем на 20-25 см. Опору нужно в него ввести на 5-7 см. При выборе высоты ступеней надо обязательно определиться с толщиной кладки стены. Ступени не должны зависеть от расположения самих опор, их расположение должно быть свободно. Когда будет производиться строительство стены в самом месте ступени, нужно обязательно проложить стержни, чтобы исключить появление трещин. Расположение этой арматуры должно быть в одной плоскости со строением и только в месте ступеней.

Вернуться к оглавлению

Расчет армирования плитного фундамента

Чтобы рассчитать количество арматуры, нужно руководствоваться типом и формой фундамента. Их можно определить, исходя из нагрузки на фундамент и несущей способности грунта. Как пример, можно сделать для дома, размер которого составляет 6х10 м и имеет 2 внутренние стены.

Будут использоваться стержни, которые имеют ребристую поверхность. Таким требованиям отвечает арматура класса А3. взяли диаметром 10 мм. Нужно помнить тот факт, что чем толще стержни, тем прочнее будет фундамент. Толщину арматурного прута необходимо подбирать с учетом массы дома и типа грунта, на котором он расположен. Если грунт, на котором будет располагаться будущее строение, довольно плотный и его несущая способность высокая, то деформация фундамента будет меньше. При постройке щитового, каркасного или легкого деревянного дома, где будет иметься грунт, у которого будет несущая способность хорошей, можно будет применить стержни диаметром 10 мм. Если же будут использоваться плитный фундамент и грунт со слабой несущей способностью, то в этом случае нужно использовать арматуру, диаметр которой составляет 14-16 мм. Шаг сетки каркаса из арматуры делают 20 см (0,2 м). Расчет количества будет выглядеть следующим образом:

((10/0,2)+1) = 51 шт. прутков по 10 м.

((6/0,2)+1) = 31 шт. прутков по 6 м.

51 + 31 = 82 шт. прутков.

Так как фундамент плитный, то в нем используется 2 армированных пояса: нижний и верхний. В нем нужно удвоить количество прутов. Получается 164 прута, из них 102 шт. длиной по 10 м и 62 шт. длиной по 6 м. В итоге получается:

102 * 10 = 1020 м.

62 * 6 = 372 мм.

1020 + 372 = 1392 м.

Нижнюю сетку стержней нужно соединить между собой. Соединения делаются в месте пересечения поперечных и продольных прутов. Рассчитывается количество соединений:

51 * 31 = 1581 соединение.

Если используется плита, толщиной 200 мм. И расстояние поверхности плиты до каркаса 50 мм, то 200 – 50 – 50 = 100 мм или 0,1 м.

1581 * 0,1 = 158, м.

158,1 + 1392 = 1550,1 м. – необходимое количество стержней для плитного фундамента.

Рассчитывается вязальная проволока:

51 * 31 * 2 = 3162 соединения.

Соединять нужно вдвое сложенной вязальной проволокой. Длина куска проволоки -15 см. Умножается на 2, получается 30 см. Количество вязок в местах соединений умножается на количество соединений и получается 6324 шт.

6324 * 0,3 = 1897,2 м проволоки.