Перспективы электронного обучения в рф. Перспективы и проблемы развития электронного обучения. Сферы использования дистанционного обучения

"Электронное обучение: опыт, проблемы и перспективы"

Норова Лариса Анатольевна, воспитатель, МБДОУ с.Первомайский Стерлибашевский район, larisa . norova @ mail . ru

В настоящее время проходит активный процесс информатизации ДОУ, так как наше общество быстро развивается в направлении перехода к обществу информационному, в котором ключевую роль играют информационные ресурсы. Эффективным механизмом повышения качества образования, воспитания, управления ДОУ является внедрение современных информационных образовательных технологий, в том числе использование новейших электронных образовательных ресурсов.
Информатизация ДОУ - процесс обеспечения ДОУ методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания и использование их в управленческой деятельности. Информатизация образования в России - один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. Ее основная задача - эффективное использование следующих важнейших преимуществ информационно-коммуникационных технологий:

возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельный подход к учебному процессу;

индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности;

создание эффективной системы управления информационно-методическим обеспечением образования.

Ключевыми направлениями процесса информатизации ДОУ являются:

1. Организационное:

модернизация методической службы;

совершенствование материально - технической базы;

создание определенной информационной среды.

2. Педагогическое:

повышение ИКТ - компетентности педагогов ДОУ;

внедрение ИКТ в образовательное пространство.

Я хочу рассмотреть именно использование электронного обучения в воспитательно-образовательном процессе.

Воспитательно-образовательный процесс включает в себя:

организацию непосредственной образовательной деятельности воспитанника,

организацию совместной развивающей деятельности педагога и детей,

реализацию проектов,

создание развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов).

У детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Главным принципом при организации деятельности детей этого возраста является принцип наглядности. Использование разнообразного иллюстративного материала, как статичного, так и динамического позволяет быстрее достичь намеченной цели во время непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми. Использование Internet-ресурсов позволяет сделать образовательный процесс информационно емким, зрелищным и комфортным.

В нашем ДОУ мы используем только один компьютер в качестве “электронной доски.”На этапе подготовки анализируются электронные и информационные ресурсы, отбирается необходимый материал для проведения ООД. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы Power Point или других программ.

Для проведения таких занятий используется один персональный компьютер (ноутбук), колонки. Использование презентаций позволяет сделать ООД эмоционально-окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности ООД.

Также часто устраиваем детям просмотры обучающих мультипликационных фильмов. Просмотр мультфильмов соответствующих тематике (например ПБ, ПДД, правил поведения на воде, профилактика терроризма и т.д.), способствует скорейшему закреплению знаний и умений у детей дошкольного возраста. В апреле 2018 года в нашем ДОУ проводилась Неделя Экологии в рамках которой была осуществлена ООД по теме «Раздельный сбор опасных отходов в Республике Башкортостан». Использование ИКТ было основой проведения ООД.

В проведении ООД с детьми с ОВЗ мы пользуемся играми с интернет сайта «Мерсибо» https://mersibo.ru/ . Очень большая коллекция развивающих и обучающих игр представлена и для детей с ограниченными возможностями и детей с нормальным развитием. Педагоги, для повышения квалификации, имеют возможность получать бесплатное обучение на этом же сайте. Это очень способствует повышению уровня электронного обучения и детей и педагогов.

Применение ИКТ в процессе обучения детей (по-моему мнению) имеет следующие достоинства:

1. Осуществление полисенсорного восприятия материала;

2. Возможность демонстрации различных объектов с помощью проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;

3. Объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию

способствует компенсации объема информации, получаемого детьми;

4.Возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной

сенсорной системе;

5.Активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;

6. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует

повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия

способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения,

творчества детей.

7. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию

материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного

возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

8. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира,

наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет

вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь.

9.Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно

показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы;

работу транспорта и т.д.).

10. ИКТ - это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные

возможности.

Компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток крупным шрифтом на принтере в качестве раздаточного материала для занятий с дошкольниками.

При всех неизменных плюсах использования электронного образования в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:

Признавая, что компьютер - новое мощное средство для развития детей, необходимо

помнить заповедь “НЕ НАВРЕДИ!”. Использование электронного образования в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих ООД, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

При работе компьютеров и интерактивного оборудования в помещении создаются специфические условия: уменьшаются влажность, повышается температура воздуха, увеличивается количество тяжелых ионов, возрастает электростатическое напряжение в зоне рук детей. Напряженность электростатического поля усиливается при отделке кабинета полимерными материалами. Пол должен иметь антистатическое покрытие, а использование ковров и ковровых изделий не допускается.

Для поддержания оптимального микроклимата, предупреждения накопления статического электричества и ухудшения химического и ионного состава воздуха необходимо: проветривание кабинета до и после занятий, влажная уборка до и после занятий. Занятия

со старшими дошкольниками проводим один раз в неделю по подгруппам. В своей работе педагог должен обязательно использовать комплексы упражнений для глаз.

Использование электронного образования в ДОУ требует больших финансовых вложений. У нас в ДОУ на данный момент нет такого финансирования, поэтому мы пользуемся только одним монитором. Это очень усложняет внедрение в полном объеме электронного образования, и это наша самая главная проблема- отсутствие финансовой поддержки. Надеюсь в скором времени ситуация исправится в сторону улучшения.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого ребенка некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления его познавательной активности.

Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДО и повысить его эффективность.

Список использованной литературы .

1. Управление инновационными процессами в ДОУ. - М., Сфера, 2008
2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5
3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
4. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000
5. Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000г., № 11
6. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997

1

Практически все сферы жизни современного человека существенно изменились под влиянием компьютерных и информационных технологий, в том числе и сфера образования. Методы обучения меняются. Эта эволюция соответствует потребностям, вызванным трансформацией нашего общества и новым ожиданием наших сограждан. В течение нескольких лет информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) стали не только новым инструментом, но и средством открытия ресурсов во всем мире. В статье рассмотрена перспектива создания виртуальных университетов. Электронное обучение позволяет революционизировать педагогический подход, в котором интерактивность играет большую роль, диверсифицировать используемые инструменты, лучше адаптироваться к процессу обучения учащегося, который в большей степени управляет своим собственным обучением. Учащийся может обучаться в своем собственном темпе, в зависимости от потребностей и возможностей, что особенно важно в то время, когда обучение доступно на протяжении всей жизни. Кроме того, глобализация позволяет учащимся выбирать учебные курсы по всему миру и создавать группы студентов в разных странах. Умеренные цены на новые информационные технологии делают их доступными для всех учреждений, включая обычные университеты, которые используют их для расширения обучения в группе, а иногда и для предоставления дистанционных программ.

электронное обучение

виртуальный университет

аспекты он-лайн обучения

1. Mahmoud BAKLOUTI. E-learning: Présentation, aspects, enjeux et avenir [Электронный ресурс] // Mémoire présenté pour l’obtention du diplôme de mastère specialize en management de l’ingénierie. - 16 Février 2003. – URL: https://www.procomptable.com/papier_recherche/mmbf.htm (дата обращения: 15.06.2018).

2. Об образовании в Российской Федерации: ФЗ № 273-ФЗ от 21.12.2012 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 15.06.2018).

3. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: Приказ Минобрнауки РФ от 09.01.2014 г. № 2 [Электронный ресурс]. – URL: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/6045 (дата обращения: 15.06.2018).

4. Главацкий С.Т., Михалёв А.В. Технологии электронного обучения: опыт МГУ имени М.В. Ломоносова [Электронный ресурс] // Электронные информационные системы. - 2016. - № 3 (10). - С. 39–44. - URL: https://istina.msu.ru/publications/article/28496809 (дата обращения: 15.06.2018).

5. Корниенко С.А. Электронное обучение как средство реализации образовательной программы // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (июнь 2014 г., Челябинск). - Челябинск: Два комсомольца, 2014. - С. 175-182.

6. Муромцев А.Н. Электронное обучение как форма дистанционного образования [Электронный ресурс] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 10 (34). – Новосибирск: СибАК, 2013. - URL: https://sibac.info/conf/pedagog/xxxiii/34355 (дата обращения: 12.06.2018).

7. Сатунина А.Е. Электронное обучение: плюсы и минусы [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1. - URL: https://www.?id=103 (дата обращения: 12.06.2018).

8. Как будет развиваться электронное обучение в России? [Электронный ресурс]. - URL: http://www.menobr.ru/news/39819/ (дата обращения: 9.06.2018).

9. Романова С.М. Система дистанционного обучения как средство информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе [Электронный ресурс] // Концепт: научно-методический электронный журнал. – 2013. – Т. 4. – С. 271–275. – URL: http://e-koncept.ru/2013/64056.htm (дата обращения: 15.06.2018).

10. Гюльбякова Х.Н. Формирование профессиональных компетенций студентов в процессе выполнения научно-исследовательской работы на кафедре фармацевтической химии // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. - URL: www..16.2018).

Динамичность экономичных и социокультурных процессов в обществе обуславливает изменения в сфере образования. Развитие информационных технологий привело к появлению электронного обучения, в ходе которого происходит обучение на расстоянии, когда нет прямого контакта между преподавателем и студентом, а контакт обеспечивается при помощи информационно-компьютерных технологий. Дистанционное обучение практикуется в мире в виде различных моделей, главными его компонентами являются виртуальные учебные материалы и коммуникации.

Целью нашего исследования является изучение возможности развития электронного обучения в нашей стране, в том числе и возможности создания виртуальных университетов.

Материалы и методы исследования. В работе нами использовались такие методы, как анализ и систематизация научно-методической литературы и метод моделирования.

Результаты исследования и их обсуждение. Основными странами, которые в настоящее время экспортируют услуги по обучению в Интернете, являются: Соединенные Штаты, Новая Зеландия, Австралия и Канада. В Соединенных Штатах электронное обучение растет с головокружительной скоростью. Издательские гиганты вкладывают значительные средства в дистанционное образование. Виртуальный университетский городок является крупнейшим образовательным порталом в Интернете, он выпустил более 500 качественных курсов по низкой цене. В Австралии Национальная программа обучения и гибкого обучения представляет собой пятилетний стратегический план с финансированием 22,4 млн евро в год. Из всех студентов австралийских университетов 14% (или 95 300 человек) получают дистанционное образование. В Новой Зеландии правительство создало руководящий комитет по электронному обучению, состоящий из девяти экспертов. Комитет консультирует правительство по действиям, которые должны быть выполнены для содействия, развития и координации дистанционного обучения. Экспорт услуг образования в Новой Зеландии оценивается в пределах от 380 до 560 млн евро в год. В Канаде образование находится в юрисдикции провинций. Большинство провинций определили электронное обучение как приоритетное. 57% канадских колледжей и университетов предлагают онлайн-курсы (от 1 до 340 курсов на каждое учреждение), в общей сложности около 3000 курсов. В Японии парламент принял основополагающий закон об обучении в сетевом обществе посредством передовых телекоммуникационных технологий: «Основной закон об ИТ». Этот закон вступил в силу 6 января 2001 года. В Великобритании британское правительство вкладывает значительные средства и концентрирует свои ресурсы на двух инициативах: University for Industry и UK Universities Worldwide.

Европейское сообщество реализует план действий в области электронного обучения. В мае 2000 года были созданы три рабочие группы: с государствами-членами, в рамках Европейской комиссии и с промышленниками. Утверждение Советом европейских министров образования от 12 февраля 2001 года доклада «О конкретных будущих задачах систем образования и обучения» позволяет разработать общий план действий. Таким образом, все страны быстро отреагировали на развитие открытого и дистанционного обучения, выделив крупные кредиты и создав необходимые структуры для поддержки и организации своего развития .

По данным исследования Всемирного экономического форума, Россия находится лишь на 71-м месте (из числа 75 развитых стран) по использованию новых технологий в образовании. Эксперты отмечают, что до сих пор не более 17% образовательного рынка приходится на дистанционное обучение. Россия позже других стран начала развивать массовое онлайн-обучение, но оно уже прочно вошло в жизнь российских университетов. С помощью дистанционного образования отечественные вузы активно привлекают иностранных абитуриентов и продвигают собственный бренд за рубежом. Дистанционное (электронное) обучение законодательно разрешено Федеральным законом № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации». Согласно документу, дистанционные образовательные технологии можно использовать при любом формате обучения . Студенты вузов дистанционного обучения по окончании учебного заведения получают диплом государственного образца (если вуз аккредитован) . Национальная образовательная платформа с онлайн-курсами лучших отечественных университетов открылась в России 1 сентября 2015 года. Платформа получила название «Открытое образование»; сейчас на ней доступно 230 курсов, а число зарегистрированных слушателей превышает 390 тыс. Массовые открытые онлайн-курсы способствуют распространению результатов исследовательской деятельности вуза, изучению и оценке новых методик преподавания и обучения. Вариантов получения дистанционного обучения в России достаточно много:

  • Различные краткосрочные курсы. Это отличный вариант для тех, кто хочет углубить знания и повысить свой уровень в какой-то конкретной области.
  • Межвузовские учебные центры. Как правило, такие центры не привязаны к какому-либо вузу и предлагают различные варианты дистанционных программ. Но это не полноценное высшее образование, а, скорее, возможность повысить уже имеющуюся квалификацию.
  • Интернет-ресурсы. Такие ресурсы могут предлагать как отдельные курсы, так и получение полного высшего образования.
  • Программы вузов . Одним из основоположников дистанционного обучения в России считается Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), в 2015 году присоединенный к РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Электронное обучение имеет целый ряд преимуществ. Электронное обучение открыто для всех, имеется доступ к информации и знаниям без ограничений. Обучение происходит на месте, а это экономит время, деньги, и позволяет выбрать оптимальные условия обучения (например, дома). Это преимущество очень полезно для людей с ограниченными возможностями. Преподаватель может обращаться к большому числу учащихся, сохраняя индивидуальные отношения с каждым из них, при этом учащийся принимает активное участие в тренинге.

Электронное обучение практикуется в мире в виде различных моделей, главными его компонентами являются виртуальные учебные материалы и коммуникации. Оно основано на интерактивных мультимедийных решениях, которые привлекают внимание учащегося, стимулируют его способности к пониманию и интерпретации результатов обучения . Мультимедийные решения могут быть следующих типов: аудио (собеседник, имитируемый компаньон); изображение (графика, рисунок, эскиз, модель); видео (видеофайл, видеоконференция); текст с ссылками, позволяющий проконсультироваться с другими документами для анализа и интерпретации изображений, музыки, звуков или видеороликов и для дальнейшего уточнения текстового контента.

В настоящее время многие компании наращивают свое международное присутствие, и электронное обучение является эффективным решением для быстрого обучения большого числа сотрудников по всему миру. Во время обучения учащийся может в каждый момент оценить свою степень овладения новыми навыками. В рамках электронного обучения можно достаточно реактивно изменить содержание обучения или методы обучения для содействия приобретению знаний .

Недостатками электронного обучения являются физическое отсутствие преподавателя; технические проблемы, связанные с работой систем обучения (нарушение сети связи, сбой компьютеров, терминалов или серверов, атака электронных документов курса вирусами или хакерами и т.д.). Электронное обучение, как мы видим, имеет много преимуществ. Ближайшее будущее увидит переход от традиционного обучения к среде дистанционного обучения .

На протяжении многих лет дистанционное обучение способствовало созданию системы образования во всем мире. Университеты должны адаптироваться к участию в новых образовательных стратегиях. Создание виртуального университета должно быть направлено на достижение следующих целей: позволить учащимся интегрировать новые информационные и коммуникационные технологии (НИКТ) в их обучение; удовлетворить запросы на доступ к постоянно обновляемым знаниям; содействовать новому типу отношений между студентами и между студентами и преподавателями; содействовать совместному обучению; реагировать на растущий спрос на обучение; увеличить материальные ресурсы образовательной сети путем интеграции домашних компьютеров студентов, преподавателей и других сотрудников виртуального университета .

С целью качественной организации обучения в виртуальном университете необходимо разработать: базу данных, обеспечивающую онлайн-регистрацию студентов; персонализированный доступ к сайту курса; получение контрольных и экзаменационных работ по электронной почте или форме HTML; компьютерную коррекцию тестов; запись и архивирование всех работ; отображение отдельных результатов и средних значений группы; консультации студентов по поводу своих работ, рецензированных преподавателем; интегрированный интерфейс для Интернета, конференций, чатов и электронной почты для быстрого управления этими функциями .

Реализация виртуального университета требует создания аппаратной и программной инфраструктуры для предоставления целого ряда услуг для клиентов, содействия педагогике и облегчения управления этой информационной системой .

Физическая инфраструктура. В качестве интернет-провайдера для своих студентов, преподавателей и сотрудников виртуальный университет должен создать стабильную инфраструктуру, которая предлагает неограниченный доступ в Интернет. Текущая инфраструктура с ее модемами, телефонными линиями, выделенными серверами, несколькими информационными серверами представляет собой набор чрезвычайно эффективных и надежных решений .

Программная инфраструктура. Управление сотнями подписчиков требует разработки базы данных, которая реагирует на реальные и конкретные проблемы команды, связанной с ожиданиями клиентов. Создание учетных записей, назначение паролей и создание адресов электронной почты - это автоматические операции, которые виртуальные сотрудники университета должны выполнять без ошибок. Любые технические изменения в виртуальном университете должны сообщаться всем подписчикам или только соответствующей стороне. База данных должна быть использована для ознакомления со списком пользователей, использующих модемы виртуального университета, для определения самых активных и самых пассивных пользователей (по количеству вызовов, часов использования, переданных байтов) и распознавания поведения студентов виртуального университета .

Для преподавателей виртуальный университет - это место для обучения и экспериментирования, возможность открыть для себя новые способы общения со своими студентами: электронная почта, дискуссионные форумы, видеоконференции. Эти способы обмена создают новую динамику общения и позволяют студентам более активно высказывать своё мнение или задавать вопросы. Для прогрессивно мыслящих преподавателей виртуальный университет - это возможность заниматься образовательными проектами, их реализацией. Всё это предполагает подготовку преподавателей по эффективному использованию ИКТ. С этой целью виртуальный университет может запланировать организацию учебных курсов по цифровой педагогике в партнерстве с зарубежными университетами и компетентными центрами дистанционного обучения .

Целевая аудитория виртуальных университетов представлена студентами и различными общественными организациями, которые хотят получить доступ к университетским знаниям, будь то на личной или профессиональной основе . Виртуальный университет может предложить студентам следующие услуги: экономичную интернет-связь для их домашнего компьютера; функциональный адрес электронной почты; полный доступ в Интернет в графическом режиме; доступ к виртуальной библиотеке; помощь в проведении документарных исследований; онлайн-помощь по электронной почте и чату; доступ к веб-страницам преподавателей, на которых студенты могут найти заметки о курсе, информацию для лабораторий, шаблоны для их работы, полезные указатели; коммуникационные возможности для общения с абонентами виртуального университета; возможность загрузки программного обеспечения, полезного для их обучения.

Онлайн-обучение может проходить в разных формах. Продукты электронного обучения могут варьироваться от простой онлайновой передачи текущих презентаций PowerPoint до обширного ассортимента стандартизированного готового программного обеспечения для обучения. Виртуальное обучение также может сочетаться с традиционными формами обучения.

Обучение исключительно онлайн (без преподавателя) - этот вид обучения близок к сервису, предоставляемому компакт-диском или обучающим видео. Обучение исключительно онлайн (с преподавателем) - эта эталонная модель «обучающих порталов» скорее предназначена для широкой публики. В этом случае обучение может быть асинхронным и синхронным.

При асинхронном обучении учащемуся предоставляется доступ к одному или нескольким инструментам (видео, аудиозапись, текст, программное обеспечение для виртуального обучения), которые он будет использовать по своему усмотрению. Далее взаимодействие с преподавателем и членами учебной группы будет проходить посредством электронной почты или дискуссионного форума . Преимущества заключаются в том, что учащиеся могут развиваться в своем собственном темпе; они могут адаптировать порядок, в котором воспринимают элементы курса, пересмотреть и углубить некоторые аспекты курса обучения.

Синхронное обучение характеризуется прямым и реальным взаимодействием между учащимися и преподавателями, оно не исключает возможности виртуального обучения. Например, все учащиеся в группе одновременно взаимодействуют со своим преподавателем и беседуют друг с другом, обмениваясь приложениями, просматривая одни и те же презентации или видеоконференции (веб-трансляции) . Преимущества заключаются в том, что учащиеся активно, в онлайн-режиме, взаимодействуют с преподавателями; модель класса им знакома; можно быстро создать контент, готовый к трансляции; динамика группы устанавливается быстрее.

При смешанном обучении (с онлайн-обучением) перед тем, как пройти традиционное обучение в группе, учащиеся получают оборудование для информационных технологий (Интернет, CD-ROM). Благодаря этому сеанс сокращается, и обучение в группе сосредоточено на углубленном обмене информацией. Между двумя занятиями в группе учащиеся продолжают обучение через структурированные виртуальные обмены и инструменты для совместной работы. Группа встречается в режиме реального времени (синхронный режим: видеоконференция, чат) и продолжает обучение в автономном режиме (дискуссионный форум, обмен посредством электронной почты, учебники). Академические исследования показали, что обучение лучше проходит при смешанной форме; виртуальные классы в реальном времени позволяют учащимся посещать занятия из любого места; формат обучения позволяет учащимся записывать и сохранять материалы, изучаемые во время курса, и возвращаться к ним в случае необходимости .

Выводы. Таким образом, для дальнейшего развития электронного обучения в нашей стране и создания виртуальных университетов необходимо сформировать методологическую базу, организационно-управленческую структуру дистанционного образования, разработать нормативно-правовой аппарат, развивать теоретические, научно-психологические подходы в сотрудничестве с системой традиционного образования. И, конечно же, необходима финансовая поддержка материально-технической базы электронного образования.

Библиографическая ссылка

Гюльбякова Х.Н., Масловская Е.А. ЭЛЕКТРОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.;
URL: http://?id=27812 (дата обращения: 18.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Ответом на возросшие требования к системе образования стало появление концепции открытого образования. Глобальной целью открытого образования является подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества.

Перспективы и проблемы развития электронного обучения

Сайфуллина Д.Х.., учитель информатики

МОУ СОШ № 54, г. Уфа

Мы живем в новой эпохе, где наша жизнь становится все более зависимой от информационных технологий. Многие изменения, происходящие в нашем мире, связаны именно с появлением и развитием информационных технологий. И образование не является исключением. Если оценивать наиболее значимые изменения, произошедшие за последние десять лет в образовательной индустрии, то большинство из них связаны с повсеместным внедрением информационно - телекоммуникационных технологий в учебный процесс.

В современных условиях дети с самого раннего возраста развиваются в условиях новой информационной среды: телевидения, Интернета, компьютерных программ. Компьютер стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений. И традиционные методики и средства обучения теряют свою значимость и оказываются недостаточными для выполнения повышенных требований к уровню подготовки выпускников высшей школы. Высокие темпы научно-технического прогресса приводят к быстрому устареванию знаний специалистов. И таким образом, современному человеку просто необходимо постоянно обновлять свои знания, искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать разнообразные источники информации для решения своих проблем, постоянно приобретать дополнительные знания. А это обусловливает необходимость продолжения для них образовательного процесса на протяжении всего активного периода жизни. Но нюанс в том, что сам процесс обучения в этом случае должен осуществляться без отрыва от основной работы, и не создавать проблем в производстве.

Так же не секрет, что в некоторых школах (особенно в маленьких городах и селах) не хватает квалифицированных преподавателей, и уровень обучения не всегда соответствует тем требованиям, которые потом будут предъявляться к их выпускникам, поступающим в вузы. И многим просто необходимо восполнять эти пробелы в знание самостоятельно. А для этого, наряду с печатными учебными материалами необходимы электронные ресурсы, использование которых значительно ускоряет процесс поиска нужных сведений, расширяет выбор источников информации.

С процессом развития информационных технологий связаны и интенсивные процессы становления новой образовательной формы, идущей на смену классической. В основе ее лежит изменение фундаментальных представлений о человеке и его развитии через образование. Традиционная форма обучения начинает терять свою значимость, т.к. она не учитывает растущую потребность непрерывного развития человека в динамично меняющемся современном мире.

Ответом на возросшие требования к системе образования стало появление концепции открытого образования. Глобальной целью открытого образования является подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества. Реализация принципов открытого образования приводит к качественным изменениям во всех элементах педагогической системы, включая характер самого знания, формы и методы организации образования, роль преподавателей и учащихся в учебном процессе.

Следовательно, сегодня все большую популярность приобретают технологии электронного обучения (e-learning). Решающую роль в его развитии, конечно, сыграл Интернет. Острая нехватка времени вынуждает нас использовать для получения новых знаний любую свободную минуту: перерыв на работе, вечерние часы, выходные и праздничные дни, поэтому люди все чаще обращаются к “нетрадиционным” педагогическим методам, приобретая учебные программы на базе CD-ROM, научно-популярные видеофильмы, осваивая принципы электронного обучения через Интернет.

Схематично, этапы развития обучения с использованием компьютерных технологий можно представить следующим образом:

1) курсы на базе CD-ROM;

2) дистанционное обучение;

Дополнительное профессиональное образование, реализуемое посредством электронного обучения, является востребованным для многих социальных групп населения.

В чем же его преимущество?

Электронное обучение дает возможность повысить продуктивность, снизить уровень затрат, связанных с проведением очных занятий, улучшить процесс обмена знаниями, качество знания и довести до минимума расходы на обучение. Оно дает возможность обучаться людям без ограничения по возрасту, статусу, и людям по каким-то причинам или комплексов, потерявших желание учиться в общественных местах.

А также специалисты, нуждающиеся в повышении своей квалификации, стремящиеся найти или сменить профессию без отрыва от работы, люди с ограниченными физическими возможностями, которым средства электронное обучение позволяют получать образование, не выходя из дома. С помощью комплексных программ электронного обучения могут приобрести новую специальность молодые мамы в декретном отпуске, работники промышленных предприятий, работающие в посменном режиме, военнослужащие - контрактники, люди, находившиеся в столь отдаленных местах, школьники из маленьких сел и т.д.

Помимо решения своей первоочередной задачи - обучения на расстоянии посредством Интернет - e-Learning также является отличным дополнением очной формы обучения и может служить хорошим подспорьем для повышения качества и эффективности традиционного обучения. Благодаря электронному обучению, многие люди начнут новую жизнь, открывая для себя новые возможности. Это поможет развиваться людям всесторонне, используя свое свободное время целенаправленно, попробовать себя в различных областях. Электронное обучение в школах даст возможность ученикам, которые пропустили занятия по болезни или по иным причинам, а также во время введенного карантина в школах, самостоятельно изучить материал, и тем самым не допустить отставания по учебному плану. Детям, желающим изучить какие-то предметы более углубленно, можно предложить дополнительно электронный вариант обучения.

Сегодня в России спрос на онлайн-обучение растет, но при этом существуют и ряд определенных проблем.

Самой серьезной проблемой будет большая разница в уровне подготовки слушателей. Недостаточно подготовленные обучающийся людей перестают усваивать материал или просто бросают. При этом еще необходимо разработать гибкую систему оценки, которая учитывала бы уровень подготовки слушателей.
Безусловно, преподаватель, используя технологии электронного обучения, может обучить большее число студентов. Но в то же время нельзя забывать о том, что при традиционном процессе обучения «лицом к лицу», преподаватель имеет необходимую для обучения обратную связь сразу же, реагирует на нее, в случае чего перестраивая учебный материал, имеет возможность делать на глазах студентов этот материал более доступным. Поэтому необходимо следить за тем, чтоб электронные курсы были качественными, и постоянно обновлялись.

Очевидно, что электронное обучение - это не временное увлечение, поэтому уже сегодня нужно начинать думать о комплексном решении перечисленных проблем. Вероятно всего, что онлайн-курсы станут очень популярны, как в качестве первичного источника знаний, так и в качестве дополняющего. Но все же одно можно сказать с уверенностью: онлайн-обучение предлагает невероятные возможности для учебных заведений, которые смогут по-новому развить процесс обучения, привлечь большее количество людей, желающих обучаться, и замедлить рост стоимости и качества образования.

В заключении хочется сказать, что развитие информационных технологий помимо очевидной пользы приносит и вред, порождая совокупность взаимосвязанных проблем, для решения которых приходится чем-то жертвовать. Несмотря на все эти плюсы и минусы, надеемся, что мы все-таки сумеем найти ту золотую середину для эффективного и качественного обучения нашего населения, что позволит нам идти в ногу со временем…

Литература:

  1. Павлов А.П. Новые информационные технологии в высшем образовании США и России // Информационные технологии и образование - М., 1996 - с. 64-82.
  2. Cуворов А.Е. Телекоммуникационные системы, компьютерные сети и Интернет.-Ростов на Дону, Феникс, 2007.-387 с.
  3. Строганов М.П. Информационные сети и телекоммуникации. М.:Высшая школа,2008.
  4. Электронное обучение: инструменты и технологии/ У. Хортон, К. Хортон, М: Кудиш-образ, 2006.
  5. Открытое образование: предпосылки, проблемы, тенденции развития / Под ред.В.П. Тихомирова // М: Изд-во МЭСИ, 2000.

Эссе на тему «Перспективы развития электронного обучения в моей школе»

Асалханова Любовь Михайловна

учитель географии и биологии

МАОУ«СОШ №2 с УИОП г. Улан-Удэ»

г. Улан-Удэ, Республика Бурятия

Электронное обучение – предполагает разные формы и способы обучения на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Электронное обучение радикально изменило обучения. Сегодня электронное обучение находится на высокой ступени развития, поэтому на рынке представлено множество форм онлайн обучения и образования. Существуют такие формы как «Быстрое онлайн обучение» (с помощью PowerPoint и Flash технологий), моделирование работы с приложениями, моделирование бизнес-процессов, использовать анимированных персонажей, аудио, видео, и еще много других интерактивных элементов учебного процесса. Во многих средних школах Интернет активно используется для раздачи материалов для занятий, общения между учителями и учениками, а также для распространения ключевых тренинговых инструментов.

Электронное обучение - это обучение с использованием компьютеров и компьютерных сетей. В отличие от дистанционного обучения (например, с отправкой материалов по почте), электронное обучение использует все преимущества современных настольных ПК: графику, звук, трехмерные сцены и анимации, виртуальные тренажеры и т.д.

В отличие от компьютерного обучения (CBT, computer-based training, когда пользователь работает один на один с ПК), электронное обучение подразумевает использование сетевых возможностей: передачу результатов обучения, возможности совместной работы, консультаций и обсуждения, обмен опытом.

На мой взгляд, применение электронное обучение будет давать положительный эффект в рамках школьного образования среди учащихся старших классов. Исходя из этого, рассмотрим как может использоваться электронное обучение в учебном процессе школы подробнее.

Как правило, учащиеся сконцентрированы в компактном районе проживания, вблизи образовательного учреждения, и географическая разобщенность и удаленность перестает быть фактором, влияющим на эффективность образовательного процесса. На необходимость применения технологии электронное обучение в школе необходимо:

Как совместное коллективное обучение с применением сетевых технологий, телеконференций, аудиочатов, что существенно расширит круг общения и возможности учащихся в получении более полного образования.

В организация дистанционного контроля знаний учащихся.

В рамках образовательного учреждения может быть сформирована база знаний и база тестовых заданий, в результате чего унифицируется и стандартизируется процесс проверки знаний, а также делает контроль знаний массовым и постоянным.

В организации дополнительных элективных курсов.

Данная система может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. Таким образом, объединяются усилия педагогов всех образовательных учреждений, и расширяется спектр предлагаемых курсов, у ученика появляется возможность выбора преподавателя для конкретного курса.

Электронные уроки для детей, пропускающих школьные занятия по причинам болезни.

Восполнить знания учащийся может только с помощью дополнительных занятий с репетитором, либо через самостоятельное освоение пропущенного материала. Технология электронное обучение могла бы возместить этот пробел в системе образования.

В организация школьных систем виртуального общения.

Следует отметить, что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием электронных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью электронное обучение в течение всей жизни.

Очевидно, что образование будущего тесно связано с развитием компьютерных технологий. Поэтому использование технологий электронного обучения в учебном процессе школы является актуальной проблемой современного обучения.

Обучение по технологии электронное обучение становится популярным, кроме того, оно имеет перспективу в развитии, поскольку с каждым днем совершенствуются телекоммуникационные технологии, играющие большую роль в применении технологии электронное обучение.

Преимущества организации учебного процесса

Для учащегося

Для учителя

Открытые информационные ресурсы.

Возможность наращивать образовательные ресурсы.

Анимационные, мультимедийные компоненты учебных материалов.

«Автоматический» мониторинг учебной деятельности студента.

Результаты обучения, определяемые самим учащимся.

Регулировка доставки учебных материалов.

Собственная скорость обучения.

Замена лекционных занятий коммуникативными формами.

Возможность ознакомиться с предыдущим опытом.

Возможность корректировки учебного процесса в соответствии с потребностями каждого учащегося.

Широкая и регулярная коммуникация с преподавателем и другими учащимися в предметном контексте.

Увеличение времени, отводимого на практические занятия, на общение с учащимися.

Хотелось бы, чтобы в нашей школе организационные и педагогические возможности электронное обучение реализовывались с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов, таких как электронная почта, тематические списки рассылки, электронные журналы, конференции Usenet, чат, ICQ, веб-конференции.

На базе перечисленных телекоммуникационных и информационных средств возможны различные формы педагогической деятельности. Например, дистанционные деловые игры, лабораторные работы и практикумы, виртуальное посещение недоступных объектов, виртуальные экскурсии, компьютерная переписка школьников, а также педагогов друг с другом.

Список используемой литературы

1. ГОСТ 7.83-2001. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения; введ. 01.07. 2002. - ИПК Издательство стандартов, 2002.

2. Агафонов С. В. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий / С.В. Агафонов, З.О. Джалиашвили, Д.Л. Кречман. – СПб.: «БХВ-Петербург», 2003, 336 с.

3.Демкин В.П. Принципы и технологии создания электронных учебников / В. П. Демкин, В.М. Вымятин. - Томск, 2002.

4. Хуторской А. В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению / А.В. Хуторский. - ИОСО РАО, М., 2008, 304 с.

5. Хуторской А. В. На урок - в интернет! Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года». // Под ред. А.В.Хуторского. ИОСО РАО, М., 2005, 299 с.

6. «Энциклопедия пользователя Internet» на CD-ROM фирмы «Demos».

Интернет-ресурсы:

7. Свободная энциклопедия «Википедия» [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/E-learning.

8. Технология создания электронных средств обучения [электронный ресурс]. – Режим доступа: www.ido.rudn.ru/nfpk/tech/t1.html