Перестройка ссср политика. Как начиналась перестройка в ссср. Перестройка: причины провала

  • 8. Опричнина: ее причины и последствия.
  • 9. Смутное время в России в начале xyii века.
  • 10. Борьба с иноземными захватчиками в начале xyii века. Минин и Пожарский. Воцарение династии Романовых.
  • 11. Петр I – царь-реформатор. Экономические и государственные реформы Петра I.
  • 12. Внешняя политика и военные реформы Петра I.
  • 13. Императрица Екатерина II. Политика «просвещенного абсолютизма» в России.
  • 1762-1796 Гг. Правление Екатерины II.
  • 14. Социально-экономическое развитие России во второй половине xyiii века.
  • 15. Внутренняя политика правительства Александра I.
  • 16. Россия в первом мировом конфликте: войны в составе антинаполеоновской коалиции. Отечественная война 1812 года.
  • 17. Движение декабристов: организации, программные документы. Н.Муравьев. П.Пестель.
  • 18 .Внутренняя политика Николая I.
  • 4) Упорядочение законодательства (кодификация законов).
  • 5) Борьба с освободительными идеями.
  • 19 . Россия и Кавказ в первой половине XIX века. Кавказская война. Мюридизм. Газават. Имамат Шамиля.
  • 20. Восточный вопрос во внешней политике России в первой половине XIX века. Крымская война.
  • 22. Основные буржуазные реформы Александра II и их значение.
  • 23. Особенности внутренней политики Российского самодержавия в 80-х – начале 90-х годов XIX века. Контрреформы Александра III.
  • 24. Николай II-й – последний российский император. Российская империя на рубеже XIX –XX веков. Сословная структура. Социальный состав.
  • 2. Пролетариат.
  • 25. Первая буржуазно-демократическая революция в России (1905-1907 гг.). Причины, характер, движущие силы, итоги.
  • 4. Субъективный признак (а) или (б):
  • 26. Реформы п.А.Столыпина и их влияние на дальнейшее развитие России
  • 1. Разрушение общины «сверху» и вывод крестьян на отруба и хутора.
  • 2. Помощь крестьянам в приобретении земли через крестьянский банк.
  • 3. Поощрение переселения малоземельных и безземельных крестьян из Центральной России на окраины (в Сибирь, на Дальний Восток, на Алтай).
  • 27. Первая мировая война: причины и характер. Россия в годы первой мировой войны
  • 28. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года в России. Падение самодержавия
  • 1) Кризис «верхов»:
  • 2) Кризис «низов»:
  • 3) Повысилась активность масс.
  • 29.Альтернативы осени 1917 года. Приход к власти большевиков в России.
  • 30. Выход советской России из первой мировой войны. Брестский мирный договор.
  • 31. Гражданская война и военная интервенция в России (1918-1920 гг.)
  • 32. Социально-экономическая политика первого советского правительства в годы гражданской войны. «Военный коммунизм».
  • 7. Отменена плата за жилье и многие виды услуг.
  • 33. Причины перехода к нэПу. Нэп: цели, задачи и основные противоречия. Итоги нэПа.
  • 35. Индустриализация в ссср. Основные итоги индустриального развития страны в 1930-е годы.
  • 36. Коллективизация в ссср и ее последствия. Кризис сталинской аграрной политики.
  • 37.Формирование тоталитарной системы. Массовый террор в ссср (1934-1938 гг.). Политические процессы 1930-х годов и их последствия для страны.
  • 38. Внешняя политика советского правительства в 1930-е годы.
  • 39. Ссср накануне Великой Отечественной войны.
  • 40. Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Причины временных неудач Красной Армии в начальный период войны (летом-осенью 1941 года)
  • 41.Достижение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Значение Сталинградской и Курской битв.
  • 42. Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в годы второй мировой войны.
  • 43. Участие ссср в разгроме милитаристской Японии. Конец второй мировой войны.
  • 44. Итоги Великой Отечественной и второй мировой войны. Цена победы. Значение победы над фашистской Германией и милитаристской Японией.
  • 45. Борьба за власть внутри высшего эшелона политического руководства страны после смерти Сталина. Приход к власти н.С.Хрущева.
  • 46.Политический портрет н.С.Хрущева и его реформы.
  • 47. Л.И.Брежнев. Консерватизм брежневского руководства и нарастание негативных процессов во всех сферах жизни советского общества.
  • 48. Характеристика социально-экономического развития ссср середины 60-х – середины 80- годов.
  • 49. Перестройка в ссср: ее причины и последствия (1985-1991 гг.). Экономические реформы перестройки.
  • 50. Политика «гласности» (1985-1991 гг.) и ее влияние на раскрепощение духовной жизни общества.
  • 1. Разрешили публиковать литературные произведения, не допущенные в печать во времена л.И.Брежнева:
  • 7. Из Конституции убрали ст.6 «о руководящей и направляющей роли кпсс». Появилась многопартийность.
  • 51. Внешняя политика советского правительства во второй половине 80-х годов. «Новое политическое мышление» м.С.Горбачева: достижения, потери.
  • 52. Распад ссср: его причины и последствия. Августовский путч 1991 г. Создание снг.
  • 21 Декабря в Алма-Ате 11 бывших союзных республик поддержали «Беловежское соглашение». 25 декабря 1991 г Президент Горбачев ушел в отставку. Ссср прекратил свое существование.
  • 53. Радикальные преобразования в экономике в 1992-1994 гг. Шоковая терапия и ее последствия для страны.
  • 54.Б.Н.Ельцин. Проблема взаимоотношений ветвей власти в 1992-1993 гг. Октябрьские события 1993 г. И их последствия.
  • 55. Принятие новой Конституции рф и выборы в парламент (1993 г.)
  • 56. Чеченский кризис в 1990-е годы.
  • 49. Перестройка в ссср: ее причины и последствия (1985-1991 гг.). Экономические реформы перестройки.

    В марте 1985 года после смерти Черненко на внеочередном пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем был избран М.С.Горбачев.

    Новое советское руководство осознавало необходимость реформ с целью оздоровления экономики, преодоления кризисных явлений в стране, однако у него не было заранее разработанной научно обоснованной программы проведения таких реформ. Реформы начали без всесторонней подготовки. Горбачевские реформы получили название «перестройка» Советского общества. Перестройка в СССР длилась с 1985 по 1991 г.

    Причины перестройки:

      Застой в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада.

      Низкий уровень жизни населения: постоянный дефицит продуктов питания и промышленных товаров, рост цен «черного рынка».

      Политический кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обеспечить экономический прогресс. Сращивание партийно-государственного аппарата с дельцами теневой экономики и преступностью.

      Негативные явления в духовной сфере общества. Из-за жесткой цензуры во всех жанрах творчества была двойственность: официальная культура и неофициальная (представленная «самиздатом» и неформальными объединениями творческой интеллигенции).

      Гонка вооружений. К 1985 году американцы заявили, что готовы вывести ядерное оружие в космос. У нас же не было средств, чтобы выводить оружие в космос. Нужно было менять внешнюю политику и разоружаться.

    Цель перестройки: оздоровить экономику, преодолеть кризисные явления. М.С.Горбачев и его команда не ставили цель повернуть к капитализму. Они только хотели совершенствования социализма. Итак, реформы начались под руководством правящей партии КПСС.

    В апреле 1985 года на Пленуме ЦК КПСС был дан анализ состояния советского общества и провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны . Основное внимание уделялось научно-техническому прогрессу (НТП), техническому перевооружению машиностроения и активизации «человеческого фактора». М.С.Горбачев призвал к укреплению трудовой и технологической дисциплины, повышению ответственности кадров и др. Для улучшения качества выпускаемой продукции была введена госприемка – еще один орган административного контроля. Качество от этого, однако, радикально не улучшилось.

    В мае 1985 года началась антиалкогольная кампания , которая должна была обеспечить не только «всеобщую трезвость», но и повышение производительности труда. Сократилась продажа спиртных напитков. Стали вырубать виноградники. Началась спекуляция спиртным, самогоноварение и массовые отравления населения винными суррогатами. За три года этой кампании экономика страны недосчиталась от продажи спиртных напитков 67 млрд. рублей.

    Началась борьба с «нетрудовыми доходами». На деле она свелась к очередному наступлению местных властей на личные подсобные хозяйства и задела слой людей, которые выращивали и продавали на рынках свою продукцию. В это же время «теневая экономика» продолжала процветать.

    В целом народное хозяйство страны продолжало работать по старой схеме, активно используя приказные методы, делая ставку на энтузиазм работников. Старые методы работы приводили не к «ускорению», а к значительному росту аварий в различных отраслях народного хозяйства. Термин «ускорение» уже через год исчез из официальной лексики.

    К переосмыслению существующих порядков подтолкнула катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 года.

    После катастрофы на Чернобыльской атомной станции правительство решило, что нужно перестраиваться и начинать экономические реформы. Программа экономических реформ разрабатывалась целый год. Известные экономисты: Абалкин, Аганбегян, Заславская представили хороший п роект реформ в экономике, одобренный летом 1987 года . Проект реформ предусматривал следующее:

      Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования.

      Постепенное возрождение частного сектора в экономике (первоначально – путем развития кооперативного движения).

      Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

      Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств.

      Отказ от монополии внешней торговли.

      Более глубокую интеграцию в мировой рынок.

    Теперь необходимо было под эти экономические реформы разработать и принять законы .

    Посмотрим, какие же законы были приняты.

    В 1987 г. был принят «Закон о государственном предприятии». Этот закон должен был вступить в силу с 1 января 1989 г. Предусматривалось, что предприятия будут наделяться широкими правами. Однако, министерства не дали предприятиям хозяйственной самостоятельности.

    С большим трудом началось формирование частного сектора в экономике. В мае 1988 г. были приняты законы, которые открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе. И еще 1 млн. человек – индивидуальной трудовой деятельностью. Правда, это вело не только к вхождению в рынок новых свободных предпринимателей, но и к фактической легализации «теневой экономики». Ежегодно частный сектор «отмывал» до 90 млрд. руб. в год (в ценах до 1 января 1992 г.). Кооперативы у нас не прижились, потому что кооператоров обложили налогом в 65% с прибыли.

    Поздно приступили к реформам сельского хозяйства. Эти реформы носили половинчатый характер. Землю так и не передали в частную собственность. Арендные хозяйства не прижились, так как все права по наделению землей принадлежали колхозам, которые не были заинтересованы в появлении конкурента. К лету 1991 года на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% земель и содержалось 3% поголовья скота. В результате в стране так и не был решен продовольственный вопрос. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (чего не было с 1947 г.).

    В итоге так и не были приняты законы, отвечающие велению времени. Да и введение в действие принятых законов растягивалось на длительный срок. В целом экономические реформы перестройки были непоследовательны и половинчаты. Всем реформам активно сопротивлялся бюрократический аппарат на местах.

      Устаревшие предприятия продолжали выпускать никому не нужную продукцию. Более того, началось общее сокращение производства в промышленности.

      Не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

      Страна оказалась в состоянии глубокого финансового кризиса. Рост инфляции достигал 30% в месяц. Зарубежные долги превысили 60 млрд. (по некоторым данным 80 млрд.) долларов США; гигантские суммы уходили для выплаты процентов по этим долгам. Валютные резервы бывшего СССР и золотой запас Государственного банка к тому времени были истощены.

      Был всеобщий дефицит и расцвет «черного» рынка.

      Упал уровень жизни населения. Летом 1989 г. начались первые забастовки рабочих.

    По мере неудач экономических реформ Горбачев начал ориентироваться на переход к рынку. В июне 1990 г. вышло постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем и конкретные законы. Они предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства мероприятий откладывалась до 1991 г., а перевод предприятий на аренду растягивался до 1995 г.

    В это время группа ученых-экономистов: академик Шаталин, зам. председателя Совета Министров Явлинский и др. предложили свой план перехода к рынку за 500 дней. Предполагалось за этот срок провести приватизацию государственных предприятий торговли и промышленности, и значительно урезать экономическую власть Центра; снять государственный контроль над ценами, допустить безработицу и инфляцию. Но Горбачев отказался от поддержки этой программы. Социально-экономическая обстановка в стране непрерывно ухудшалась.

    В целом, под воздействием перестройки произошли значительные перемены во всех сферах общества. За 6 лет перестройки состав Политбюро обновился на 85%, чего не было даже в период сталинских «чисток». В конечном итоге, перестройка вышла из-под контроля ее организаторов, была утеряна руководящая роль КПСС. Появились массовые политические движения и начался «парад суверенитетов» республик. Перестройка, в том виде, в каком она замышлялась, потерпела поражение.

    У политиков, ученых, публицистов существуют несколько точек зрения на итоги перестройки:

      Одни считают, что перестройка дала возможность России начать развиваться в русле мировой цивилизации.

      Другие видят, что в результате перестройки были преданы идеи Октябрьской революции, произошел возврат к капитализму, распалась огромная страна.

    Период с 1985 г. по 1991 г. - это время перестройки в СССР, которую неизменно связывают с именем М. С. Горбачева .

    Причинами перестройки были :

    1) советская система хозяйствования исчерпала возможности своего развития;

    2) поколения советских людей послевоенного времени сформировали более высокий уровень материальных и духовных потребностей;

    3) все слои советского общества испытывали психологический дискомфорт;

    4) партийно-хозяйственная номенклатура стала тяготиться условностями советского общества, зависимостью личного благосостояния от служебного положения.

    Перестройка началась с попытки вывести экономику страны из кризисного состояния. В феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС была предложена концепция «ускорения социально-экономического развития страны». Главным стержнем ускорения было изменение инвестиционной политики. Предусматривалось перераспределение капиталовложений в отрасли, определяющие технический прогресс, в первую очередь, машиностроение. На основе развития машиностроения планировалось в кратчайший срок построить новые заводы, реконструировать старые, осуществить электронизацию, компьютеризацию, освоение передовых технологий.

    Программа технического перевооружения промышленности была рассчитана на длительный срок. Для улучшения положения в ближайшее время были предложены экстренные меры.

    Среди них:

    1) рациональное использование оборудования, переход на 2 - 3-сменную работу;

    2) повышение трудовой дисциплины и улучшение организации труда;

    3) улучшение качества продукции;

    4) активизация человеческого фактора, подъем творческой инициативы масс.

    Проведение этих мероприятий сразу же натолкнулось на инертность системы. Перевод на 2-3-сменную работу потребовал изменений работы общественного транспорта, торговой сети, дошкольных детских учреждений и не был осуществлен в достаточно крупных размерах. В условиях товарного дефицита и монополизма производителя требование повышения качества выглядело странно и просто нелепо. Введение государственной системы приемки продукции привело к увеличению числа контролеров.

    Одновременно осуществлялись попытки реформирования административно-командной системы. В 1987 г. был принят закон о государственном предприятии, который предусматривал расширение хозяйственной самостоятельности предприятий, перевод их на хозрасчет, установление прямой зависимости доходов трудового коллектива от эффективности производства. Летом 1989 г. трудовые коллективы получили право брать предприятия в аренду и выходить из подчинения министерства.

    Аналогичные преобразования были проведены в 1989 г. в сельском хозяйстве. Провозглашалось равноправие всех форм собственности, развитие аренды на селе.


    Реформа управления промышленностью и сельским хозяйством не привела к сколько-нибудь заметному улучшению, так как это было не переходом к экономическим методам руководства хозяйством страны, а лишь ограничением администрирования. В условиях господства государственной собственности на средства производства реформа привела к росту цен и дефициту продукции потребительского назначения, предметов первой необходимости.

    Программа ускорения требовала огромных затрат, отдачу от которых можно было получить через 5-10 лет. Одновременно начали осуществляться крупные социальные программы по жилищному строительству, повышению пенсий, стипендий для молодежи. Это тоже требовало огромных затрат. Попытки насытить рынок путем кооперативного движения и развития индивидуальной трудовой деятельности потерпели неудачу. Кооперативы стали придатком административной системы; в условиях дефицита сырья и материалов они использовали незаконные пути. Расцвела коррупция. В итоге вместо роста производства наблюдался рост цен и снижение качества продукции.

    1) программа «500 дней», разработанная С. Шаталиным и Г. Явлинским;

    2) программа правительства Н. И. Рыжкова, позже - В. С. Павлова.

    Первая программа была программой быстрого и решительного перехода к рынку, передачи в частные руки торговых и промышленных предприятий. Правительственная программа была растянута во времени, переход к рынку должен был осуществляться постепенно. Решено было остановиться на правительственной программе. Но время для проведения реформы было упущено: шел распад экономики страны.

    В политическом развитии СССР со времени перестройки можно условно выделить три этапа .

    Первый этап - с марта 1985 по январь 1987 г. - проходил под лозунгом «больше социализма». К руководству страной пришли представители новой номенклатурной элиты: Е. К. Лигачев, Б. Н. Ельцин , А. Н. Яковлев, понимающие необходимость проведения реформ. Началось переосмысление исторического прошлого и реального положения советского общества. КПСС взяла на себя ответственность за деформации предыдущих этапов. Были реабилитированы партийные и государственные деятели 20-ЗО-х гг.

    Второй этап - 1987-1988 гг. - проходил под лозунгом «больше демократии». В это время происходят кардинальные изменения в политической системе общества. Реформа была начата самой КПСС. В июне-июле 1988 г. состоялась XIX Всесоюзная партийная конференция, определившая пути демократизации. Целью реформы провозглашалась передача власти от партийных органов Советам народных депутатов. Высшим органом власти становился съезд народных депутатов. Съезд избирал из своего состава постоянно действующий двухпалатный Верховный Совет СССР.

    Одновременно был принят новый избирательный закон (декабрь 1988 г.). Впервые выборы депутатов становились альтернативными (претендентов могло быть несколько); отменялись всякие разнарядки при выдвижении кандидатур в депутаты. Но решения конференции и избирательный закон имели половинчатый характер. Они обеспечивали сохранение власти в руках партии, т. к. предусматривали, что 1/3 депутатов будет избрана от самой партии и общественных организаций, ей подконтрольных.

    Третий этап - 1989-1990 гг. - означал размежевание политических сил страны. На выборах народных депутатов, многие партийные деятели потерпели поражение; избранными оказались оппозиционно настроенные деятели, например академик А. Д. Сахаров. В апреле 1989 г. открылся I съезд народных депутатов СССР. Был избран Верховный Совет СССР, его председателем стал М. С. Горбачев. На съезде сложилась оппозиционная группа депутатов: «межрегиональная группа», куда вошли А. Д. Сахаров, Б. Н. Ельцин, Г. X. Попов, А. А. Собчак, Т. X. Гдлян, Н. И. Травкин и др. В марте 1989 г. прошли выборы в местные и республиканские Советы, в ходе которых стали создаваться оппозиционные партии и течения. В большинстве регионов страны они одержали победу над КПСС. Московский Совет возглавил Г. X. Попов, Ленинградский Совет - А. А. Собчак. В июле 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР избрал председателем Верховного Совета Б. Н. Ельцина.

    В марте 1990 г. III съезд народных депутатов СССР принял решение о переходе к президентской форме правления и избрал президентом страны М. С. Горбачева. Была отменена 6-я статья Конституции СССР, закрепляющая особое место КПСС. Тем самым окончательно завершилась передача власти в руки Советов. В октябре 1990 г. был принят закон «Об общественных организациях», признавший наличие многопартийности в стране.

    Тем временем политическое размежевание продолжалось. Радикальные политические течения, первоначально провозглашавшие «улучшение социализма », перешли на открытые антикоммунистические позиции. Осенью 1990 г. идея антикоммунизма была провозглашена движением «Демократическая Россия». Ряд руководителей КПСС (Б. Н. Ельцин, А. Н. Яковлев) вышли из партии и примкнули к этому движению. Начался распад самой КПСС. В июле 1990 г. на XXVIII съезде партии из нее выделилась «Демократическая платформа», образовавшая самостоятельную партию. С другой стороны, ряд партийных деятелей (И. К. Полозков, Г. А. Зюганов) образовали Российскую коммунистическую партию в составе КПСС. Эти политические образования были следствием центристской позиции М. С. Горбачева, падением его авторитета.

    Резкое ухудшение экономической ситуации, утрата контроля за экономикой страны обострили центробежные силы. Начался фактический распад СССР. Попытки президента М. С. Горбачева приостановить процесс распада Советского Союза были сорваны событиями августа 1991 г. В декабре 1991 г. Советский Союз самоликвидировался. Наступил новый период истории России.

    Перестройка в СССР 1985-1991 годов стало масштабным периодом в истории, охватившем социальную, политическую и экономическую жизнь в государстве. Многие считают именно перестройку этапом, который привел к распаду Советского Союза.

    Предпосылки и основные причины перестройки

    Период правления Л. И. Брежнева с легкой руки М. С. Горбачева был назван эпохой застоя.

    Рис. 1. Портрет М. С. Горбачева.

    Несмотря на рост благосостояния населения, в экономике наблюдался спад. На рынке наблюдался постоянный дефицит товаров. Только продажа нефти помогала СССР финансово оставаться на плаву, благодаря эмбарго арабских стран. Однако после снятия этого эмбарго цены на нефть стали стремительно падать. Правительство Брежнева не хотело или не могло решить накопившихся экономических проблем, которые могли сказаться при любом изменении ситуации в мире. Это показало несовершенство системы управления. Ко всему прочему война в Афганистане также была экономически невыгодной Советскому Союзу. Капиталистический мир ввел против СССР санкции для прекращения боевых действий, что сократило количество экспорта и сказалось на доходах страны.

    Именно эти явления и показали слабость советской экономики.

    Перестройка

    Март 1985 года стал началом перехода к новой политике М. С. Горбачева, который сразу дал понять, что будет проводить целый ряд изменений. Целями перестройки была реформа социально-экономического развития страны, омоложение кадров в политической системе, смягчение внешнеполитической деятельности и подъем промышленности.

    ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

    В апреле 1985 года Горбачевым впервые был использован термин «ускорение» экономического развития. Его задачами были административные реформы, модернизация машиностроения и тяжелой промышленности. Однако попытки реформирования экономики не дали желаемых результатов и от ускорения было принято решение перейти к глобальной перестройке.

    Перестройку было предложено разделить на несколько этапов.

    Таблица “События в период перестройки СССР”

    Проводимые во втором этапе мероприятия произвели раскол общества на демократов и коммунистов. Это сформировало некоторую напряженность в социальной среде, породившие неуправляемость перестроечных процессов.

    В 1985 году Горбачевым была провозглашена гласность. Были оправданы многие жертвы сталинских репрессий, начали печататься литературные произведения Солженицына и других диссидентов, по телевизору начала работать передача «Взгляд», печататься газета «Аргументы и факты», многие запрещенные ранее фильмы (например, «Собачье сердце») вышли на экраны телевидения. Власть позволяла себя критиковать и не проводила реакционных мер на жесткую критику.

    Рис. 2. Портрет Солженицына.

    Началась перестройка во внешней политике. Советский Союз взял курс на «потепление» отношений с Западом. Холодная война была фактически проиграна, когда Горбачев пошел на существенные уступки США, надеясь на отмену санкций. При переговорах с президентом США Рейганом была заключена договоренность о разоружении, а в 1989 году из Афганистана были выведены все советские войска.

    Рис. 3. Вывод войск из Афганистана.

    На втором этапе перестройке так и не были достигнуты поставленные задачи по переходу страны к демократическому социализму. Третий этап полностью проходил вне государственного контроля и был пущен на самотек.

    Нарастание политических противоречий на втором этапе перестройки повлекло за собой и национальную конфронтацию. Периферийные республики все чаще начинали заявлять о своем неподчинении Москве. Начиная со второй половины 1989 года, в стране прошел парад суверенитетов. Местные власти декларировали о приоритете местных законов перед всесоюзными, если они конфликтовали между собой. В марте 1990 года Литва заявила о выходе из СССР. В том же году была утверждена должность Президента СССР, который избирался путем общего прямого всенародного голосования. Добиться положительных итогов этой реформой не удалось.

    Последствиями третьего этапа перестроечного процесса стал Путч 1991 года, повлекший за собой и распад СССР по политическим, социальным и экономическим причинам.

    Что мы узнали?

    Говоря кратко о перестройке в СССР, следует отметить, что желая вывести страну на новый уровень, были допущены грубые просчеты, которые привели к распаду целой страны, изменившей судьбы десятков миллионов человек.

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 1664.

    В марте 1985 г. на фоне всеобщего стремления страны к обновлению в результате закулисной борьбы к власти пришло новое политическое руководство во главе с М.С. Горбачевым.

    Располагая всеобъемлющей информацией, тщательно скрываемой от общества, и понимая, что в стране наступает тяжелейший кризис. Политбюро ЦК КПСС по инициативе М.С. Горбачева решает приступить к реформированию общества, которое в дальнейшем получит название "перестройка" (схема 259). Этот период станет одним из самых драматических в новейшей отечественной истории.

    Первоначально считалось, что реформирование СССР должно идти по пути совершенствования принципов социализма, очищения его от сталинских деформаций, использования ленинских подходов при решении сложных социально-экономических и политических проблем.

    Схема 259

    Были надежды на то, что удастся заставить работать эту систему, придав ей второе дыхание.

    Уже на закате перестройки, в феврале 1991 г., М.С. Горбачев так объяснял причины ее начала: "Только на первый взгляд может казаться, что все было тогда нормально. Уже в конце 1970-х – начале 1980-х гг. стало ясно, что так дальше вести дела нельзя. Прирост производительности труда уменьшился в два раза, а потом дошел до нуля. На единицу национального дохода мы расходовали по сравнению с развитыми странами электроэнергии, топлива, металла в полтора-два раза больше. Пока были неисчерпаемы ресурсы, хорошая конъюнктура на нефть, неисчерпаемые трудовые ресурсы – выкручивались за счет этого. Потом трудовых ресурсов стало не хватать, что же касается природных – за ними пришлось идти в необжитые районы, производя огромные затраты. Как говорится, беззаботная жизнь кончилась...

    Добавлю и другие причины. Наша экономика перегружена отраслями тяжелой промышленности, слишком мало предприятий производят товары народного потребления. Это была самая милитаризованная экономика в мире и самые огромные затраты на оборону. Если еще вспомнить, что происходило в политическом процессе, – никто не мог и слова правдивого сказать: надо что-то делать на предприятии, в регионе, республике. Никого не интересовало мнение рабочего класса, крестьянства, интеллигенции".

    Иными словами, перестройка была вызвана объективной необходимостью, которая обусловливалась кризисными явлениями во всех сферах жизни общества.

    Основные этапы перестройки приведены в табл. 49.

    Попытки экономических преобразований

    У М.С. Горбачева, когда он начал преобразования, по всей видимости, не было целостной и развернутой программы реформ, поэтому первоначально для достижения быстрого улучшения состояния дел в народном хозяйстве использовались подходы, традиционные для советской административно-командной системы.

    Первым практическим шагом на пути к реформированию стали решения, принятые на апрельском (1985) Пленуме ЦК КПСС, в которых провозглашался курс на ускорение социально-экономического развития страны (схема 260). Это предусматривало научно-техническое обновление производства и достижение мирового уровня производительности труда, совершенствование экономических отношений, активизацию всей системы политических и общественных институтов. Ставка делалась на ускорение научно-технического прогресса. В отечественное машиностроение направили 10 млрд рублей капитальных вложений, по тем временам это были огромные средства.

    Таблица 49

    Основные этапы перестройки

    Первый (1985-1987)

    Курс на ускорение социально-экономического развития страны. Начало антиалкогольной кампании. Чернобыльская трагедия. Неудача преобразования традиционными для системы административно-командными методами. Смена модели реформирования: от ускорения к перестройке.

    Попытки осуществления экономических реформ путем перестройки управления народным хозяйством. Предоставление самостоятельности предприятиям и перевод их на хозрасчет

    Второй (1988-1989)

    Начало развития частной инициативы и предпринимательства (индивидуальная трудовая деятельность, кооперативы). Осуществление реформы политической системы.

    Политическое пробуждение общества и его раскол на демократов и коммунистов. Обострение борьбы общественно-политических сил.

    Начало конфликтов в сфере межнациональных отношений. Усиление борьбы за власть между союзными и национально-республиканскими политическими элитами.

    Обретение перестроечными процессами неуправляемого характера

    Третий (1990-1991)

    Углубление реформы политической системы. Отмена монопольного права КПСС на власть. Учреждение поста Президента СССР.

    Выработка путей перехода к рыночной экономике.

    Нарастание политического противоборства. Августовские события 1991 г.

    Обвальный распад общества и государства. Крах перестройки

    Ближайший резерв ускорения инициаторы перестройки видели в необходимости наведения порядка в производстве, укрепления дисциплины и повышения организованности. Для повышения качества выпускаемой продукции на крупных предприятиях ввели государственную приемку, которая, к сожалению, оказалась лишь очередной бюрократической структурой, что привело к увеличению административного персонала и практически не отразилось на качестве товаров.


    Схема 260

    В мае 1985 г. в стране началась антиалкогольная кампания, основанная на широком комплексе административно-запретительных мер. Резко сократилось производство винно-водочных изделий, вырубались многие гектары виноградников на юге страны. В результате существенно сократились поступления в госбюджет. Социальные и экономические издержки такой инициативы самым негативным образом повлияли на ход перестройки.

    К серьезным последствиям для страны привела авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 г.: погибли люди, радиоактивное облучение получили десятки тысяч человек, заражению подверглись большие территории Украины, Белоруссии и РСФСР.

    Вскоре стало очевидно, что никакого ускорения не получилось и кардинальных изменений в экономике не произошло.

    Поэтому руководство страны, чтобы оживить экономику, стало искать новые пути: предоставлять самостоятельность предприятиям, сокращать плановые показатели, расширять сферу деятельности негосударственного сектора.

    Июньский (1987) Пленум ЦК КПССС утвердил основные направления перестройки управления экономикой. Вскоре на сессии Верховного Совета СССР был принят Закон о государственном предприятии (объединении), который вступал в силу с 1 января 1988 г., а Совет Министров утвердил постановление о перестройке планирования, ценообразования, финансов (схема 261). К мерам, которые выдавались за радикальную экономическую реформу, относились следующие:

    Схема 261

    • перевод предприятий на полный хозрасчет;
    • радикальная перестройка централизованного руководства экономикой;
    • коренное изменение планирования;
    • реформа ценообразования и финансово-кредитного механизма;
    • создание новых организационных структур управления;
    • всемерное развитие демократических основ управления, широкое внедрение самоуправленческих начал, включая выборы руководителей предприятий и организаций.

    Предприятия получили возможность самостоятельно планировать свою деятельность на основе соответствующих контрольных цифр, установленных государственными органами, осуществлять прямые горизонтальные связи с другими организациями. Но реального воплощения эти меры практически не получили, сохранялся диктат центральных ведомств в установлении всякого рода нормативов, господствовала система поставок по "лимитам", отсутствовала оптовая торговля, затягивалась реформа ценообразования.

    Началось развитие частной предпринимательской деятельности. Принятые в 1988 г. законы о кооперации и индивидуальной трудовой деятельности легализовали частный бизнес в сфере производства товаров и услуг. К весне 1991 г. в кооперации были заняты более 7 млн граждан (5% активного населения) и еще 1 млн – в индивидуальной трудовой деятельности. Но становление и развитие данного направления сопровождалось большими трудностями. Общество проявляло враждебность и недоверие к свободному предпринимательству, возмущалось непривычно высокими ценами, опасалось криминального характера отношений в этом секторе экономики.

    К концу 1988 г. правительство под руководством Н.И. Рыжкова наконец-то пришло к пониманию того, что все предыдущие попытки реанимировать социалистическую экономику административными методами ни к чему не привели. И стало ясно, что необходим переход к рыночной экономике. В 1990 г. было подготовлено два варианта перевода экономики страны на рыночные рельсы (схема 262). Одна программа была предложена правительством Н.И. Рыжкова, а другая – группой экономистов под руководством академика С.С. Шаталина и Г.А. Явлинского.

    Правительственная концепция регулируемой рыночной экономики была представлена Н.И. Рыжковым в Верховный Совет СССР в мае 1990 г. и предусматривала комплекс, сочетавший в себе как жесткие директивные меры, так и экономические рычаги. Особое значение придавалось реформе цен, согласно которой предполагалось административным путем повысить цены на потребительские товары с 1 января1991 г., а на хлеб – с 1 июля 1990 г. Программа рассчитывалась на шесть лет, и главными ее особенностями были сочетаемость административных и рыночных начал, контролируемость уровня цен и постепенное, поэтапное введение рыночных механизмов.


    Схема 262

    Радикально настроенные реформаторы, группировавшиеся вокруг Б.Н. Ельцина, занимавшего тогда пост Председателя Верховного Совета РСФСР, подготовили свою экономическую программу "500 дней". Она предусматривала более быстрый переход к рыночной экономике на основе следующих предпосылок, которые должны быть созданы в переходный период:

    • максимальной свободы экономического субъекта (предприятия, предпринимателя);
    • полной ответственности экономического субъекта за результаты хозяйственной деятельности, опирающейся на юридическое равноправие всех видов собственности, включая частную;
    • конкуренции производителей как важного фактора стимулирования хозяйственной активности;
    • свободного ценообразования, так как рыночные механизмы эффективны только в том случае, если подавляющее большинство цен устанавливается на рынке свободно, уравновешивая спрос и предложение;
    • создания рынков рабочей силы и финансов при сохранении значительного нерыночного сектора (оборона, образование, здравоохранение, наука, культура);
    • открытости экономики, ее последовательной интеграции в систему мировых хозяйственных связей;
    • обеспечения высокой степени социальной защищенности граждан;
    • отказа всех органов государственной власти от прямого участия в хозяйственной деятельности (за исключением специфических областей).

    В этой программе также отмечалось, что рынок нуждается в государственном и общественном регулировании с целью упреждения таких негативных последствий, как нестабильность производства, чрезмерная имущественная и социальная дифференциация, неравномерность развития отдельных регионов. Данная программа представляла собой экономически грамотно прописанный документ. Но у многих отечественных и зарубежных ученых он вызвал настороженность из-за предполагаемой быстроты перехода к рынку, что, по-видимому, было весьма утопично.

    Оба варианта перехода к рыночным отношениям осенью 1990 г. были представлены для обсуждения в Верховный Совет СССР, но ни тот, ни другой проект не получил поддержки. М.С. Горбачеву было поручено доработать эти материалы и сделать нечто среднее из двух предложенных программ. В итоге получился весьма пространный документ "Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике", который носил декларативный характер, отражавший скорее намерения, а не программу перехода к рыночной экономике. Тем более вскоре выяснилось, что ни одна из союзных республик не соглашалась принимать его к исполнению.

    Продолжавшееся ухудшение экономической ситуации, всеобщий товарный дефицит и введение талонов на основные потребительские товары на фоне безуспешных попыток власти перейти к рыночной экономике усиливали социальную напряженность в обществе. В стране начались забастовки. Летом 1989 г. они охватили почти все угольные районы СССР. Сначала выдвигались преимущественно экономические требования (улучшение материального положения, расширение самостоятельности предприятий), а затем, с весны 1990 г., начали звучать и политические (ограничение всевластия КПСС, отставка руководителей страны и регионов и др.), что стало отражением ускоряющихся процессов поляризации общества и возрастания накала борьбы политических сил.

    В конце 1990 г., чтобы несколько разрядить ситуацию, М.С. Горбачев принял решение о реорганизации Совета Министров и создании Кабинета министров при Президенте СССР. Премьер-министром был назначен В.С. Павлов, который разработал свою программу перехода к рынку, названную антикризисной. В ней предусматривались меры по разгосударствлению и приватизации собственности, стабилизации финансово-кредитной системы, привлечению иностранного капитала и т.п. Но осуществление этой программы так и не началось ввиду последовавших бурных политических событий (августовский путч 1991 г., распад СССР и др.).

    В начале 80-х годов XX века Советский Союз находился в состоянии , экономического и политического кризиса. Перед стояла задача всестороннего обновления. Поводом для широких преобразований стал приход к управлению страной инициативной и энергичной команды реформаторов, возглавил которую молодой партийный лидер М.С. Горбачев.

    Михаил Горбачев считал, что социалистический общественный далеко не исчерпал всех своих потенциальных возможностей. Новому лидеру страны казалось, что для восстановления нарушенного в социальной сфере и экономике равновесия достаточно совершить ускорение экономического развития, сделать общество более открытым, активизировать так называемый «человеческий фактор». Именно по этой причине в государстве был объявлен курс на ускорение, гласность и коренную общества.

    Причины перестройки в СССР

    Новое руководство пришло к власти в сложное для страны время. Еще в прошедшем десятилетии в СССР резко упали темпы экономического роста. Экономика страны к тому времени уже держалась лишь на высоких мировых на нефть. Однако впоследствии ситуация на рынке энергоносителей изменилась. Нефть резко подешевела, а другие резервы экономического роста у СССР отсутствовали.

    Партийная верхушка, которую в то время возглавлял Л.И. Брежнев, не могла решиться на коренные структурные преобразования в экономике, поскольку для этого требовалось бы отступить от социалистических принципов: допустить частную собственность и развивать предпринимательскую инициативу. Это неминуемо привело бы к замене социалистических отношений буржуазными, что означало крах всей партийно-государственной системы, построенной на коммунистической концепции развития.

    В кризисе находилась также и политическая система страны. Престарелое партийное руководство не пользовалось авторитетом и доверием граждан. Партийная и государственная номенклатура была инертной и не проявляла инициативы. Главными критериями при отборе кандидатов на руководящие должности стали приверженность к официальной идеологии и лояльность к начальству. Тем, кто обладал высокими деловыми качествами, умел быть принципиальным в решении важных вопросов, дорога во власть была закрыта.

    Общество накануне перестройки по-прежнему находилось под влиянием господствующей идеологии. Телевидение и радио наперебой рассказывали об успехах в деле социалистического строительства и преимуществах принятого в СССР образа жизни. Однако граждане страны видели, что на самом деле экономика и социальная сфера находятся в глубоком упадке. В обществе царило разочарование и назревал глухой социальный протест. Именно в этот пиковый период застоя М.С. Горбачев и приступил к своим перестроечным реформам, результатом которых стал развал СССР и всего социалистического лагеря.

    Совет 2: Чем характеризовалась перестройка в начале 90-х

    В середине 80-х годов минувшего столетия под руководством лидера КПСС Михаила Горбачева в СССР развернулись масштабные преобразования в политике и экономике, получившие название перестройки. Несколько лет реформ не помогли создать «социализм с человеческим лицом». В начале 90-х годов Советский Союз перестал существовать как единое государство.

    Инструкция

    Начать перестройку советское руководство побудили негативные явления в политической и экономической жизни страны. Новому руководству страны казалось, что достаточно придать ускорение, создать условия для перехода к свободному развитию народного хозяйства, обеспечить гласность, чтобы страна вышла на передовые рубежи в мире. Первый этап перестройки, начавшийся в 1985 году и продолжавшийся около двух лет, был встречен в обществе с энтузиазмом.

    Однако к концу 80-х годов стало ясно, что «косметический ремонт» старой административно системы управления государством не приведет к желаемым результатам. Поэтому был взят курс на внедрение в экономику принципов рыночного ведения хозяйства, что было первым шагом страны к капитализму. К концу десятилетия страна находилась в остром политическом и экономическом кризисе, который требовал кардинальных решений.

    С лета 1988 года начался второй этап перестроечных преобразований. В стране стали создаваться кооперативы, всячески поощрялась частная хозяйственная инициатива. Предполагалось, что через три-четыре года СССР сможет полностью интегрироваться в мировую систему капиталистического хозяйства, называвшегося «свободным рынком». Подобные решения коренным образом нарушали все прежние принципы ведения советского хозяйства и ломали идеологические устои. Коммунизм в СССР к началу последнего десятилетия XX века перестал быть господствующей идеологией.

    Партийное руководство приступило к третьему этапу перестройки. От чиновников партийные лидеры потребовали выработать программу перехода к настоящему рынку, в котором присутствовали бы частная собственность на средства производства, свободная конкуренция и самостоятельность предприятий. На этом фоне к середине 1990 года Б.Н. Ельцин фактически сформировал в России свой собственный центр политической власти, независимый от центрального руководства.

    Перестройка отразилась и на внутриполитических процессах, происходивших в стране. В июне 1990 года российский парламент принял Декларацию о суверенитете, которая отменяла приоритет союзных законов. Пример России стал заразительным для других республик СССР, политические элиты которых также мечтали о независимости. Начался так называемый «парад суверенитетов», который быстро привел к фактической дезинтеграции Советского Союза.

    Переломным пунктом российской истории, поставившим крест на перестройке, стали события августа 1991 года, названные позднее «августовским путчем». Группа высокопоставленных руководителей СССР объявила о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Но эта попытка вернуть страну в прежнее политическое и экономическое русло была сорвана усилиями Б.Н. Ельцина, быстро перехватившего инициативу.

    После провала путча в системе власти СССР произошли коренные изменения. Через несколько месяцев Советский Союз распался на несколько независимых государств. Так завершилась не только перестройка, но и целая эпоха существования великой социалистической державы.

    80-е годы, СССР… Одни все еще ждут наступления коммунизма и светлого будущего, а другие уже понимают, что в великой стране грядут столь же великие перемены, которые станут началом конца советской державы.

    Переломное время

    М.С.Горбачева на президентский пост в марте 1985 г. А уже 23 апреля этого же года он объявил курс на перестройку. Стоит сказать, что первоначально провозглашенный президентом политический курс назывался «ускорение и перестройка», при этом акцент делался на слово «ускорение». Впоследствии оно отпало, и на первое место вышел термин «перестройка».

    Сущность нового политического курса поистине поражала здравомыслящих политиков, потому что Горбачев во главу угла ставил ускоренное развитие и промышленной продукции в небывалом объеме. С 1986 по 2000 годы планировалось произвести столько же товаров, сколько выпустили за предыдущие 70 лет.

    Однако столь грандиозным планом не суждено было сбыться. Термин «ускорение» утратил популярность уже к концу 1987 года, и перестройка продлилась только до 1991 года, а завершилась развалом Союза.

    Первый этап нового времени

    Началась перестройка с кардинальной смены партийных руководителей. Нельзя не сказать, что кадровая номенклатура времен управления страной Черненко и Андропова настолько состарилась, что средний возраст партийного руководителя составлял 70 с лишним лет. Естественно, было недопустимо. И Горбачев серьезно взялся за «омоложение» партийного аппарата.

    Еще одной важной приметой первого периода перестройки стало проведение политики гласности. Впервые за долгие годы реальность в Советском Союзе показывали не только в жизнеутверждающем свете, но отразили также и негативные стороны. Появилась некоторая свобода слова, конечно, еще робкая и не в полную силу, но тогда это воспринималось как глоток воздуха в душный полдень.
    Во внешней политике Горбачев стремился к упрочению и улучшению советско-американских отношений. Это выразилось в одностороннем запрете ядерных испытаний.

    Итоги начала перестройки

    Стоит сказать, что первый перестроечный этап принес некоторые изменения в жизнь советского человека и общества в целом. Удалось омолодить состав партийного руководства, что пошло лишь на пользу стране и ее жителям. Гласность привела к снятию напряжения в обществе, а благодаря ядерному разоружению разрядилась обстановка в мире.

    Однако затем ошибка за ошибкой, расхождение слова и дела со стороны правительства привели к тому, что достигнутые результаты сошли на нет.

    Видео по теме

    Совет 4: Какие последствия для страны имела перестройка 1985-1991 гг.

    В 1985 году новым генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Сергеевичем Горбачевым был объявлен курс Советского Союза на перестройку. С этого момента прошло уже три десятка лет, но некоторые последствия данных событий до сих пор нельзя оценить максимально объективно.

    Необходимость перестройки

    Главной причиной 1985-1991 годов послужило тяжелое экономическое состояние СССР, в которое страна попала еще в начале десятилетия. Первые попытки перестроить систему государства предпринял еще Юрий Андропов, который начал борьбу с всепроникающей коррупцией и воровством, тянувшими государство в пучину экономического хаоса, и попытался укрепить трудовую дисциплину. Его попытки привести перемены остались лишь попытками, не произведя должного эффекта. Государственная система была в тяжелом кризисе, но чиновники государственного аппарата не понимали и не осознавали этого.

    Перестройка, инициированная Горбачевым, не перехода государства к другой . Социализм должен был оставаться государственной системой. Под перестройкой понимались глобальная модернизация экономики в рамках социалистической модели хозяйства и обновление идеологических основ государства.

    У руководящей верхушки не было понимания, в следовало начинать движение, хотя и была коллективная уверенность в необходимости перемен. Впоследствии это привело к развалу огромного государства, которое занимало 1/6 часть суши. Однако не стоит полагать, что в случае эффективного проведения реформ, рано или поздно этот распад не произошел. Слишком уж общество нуждалось в новых веяниях и переменах, а уровень недоверия был на критическом уровне.

    Последствия для государства

    Во время перестройки выяснилось, что модель социализма, созданная в Советском Союзе, была практически нереформируема. Совершенная попытка реформировать систему, инициировала в государстве глубокий экономический кризис, впоследствии приведший страну в тупик. Изменения в политике, которые дали возможность сделать страну более открытой и свободной, привели лишь только к тому, что копившееся долгие годы недовольство в народных массах, было с лихвой выплеснуто наружу.

    Запоздалая перестройка 1985-1991 годов, является губительным примером того, что может произойти с государством, если власть будет медлить с проведением реформ.

    Михаил Горбачев уверен, что прорыв, совершенный во время перестройки, до сих пор является актуальным для большинства постсоветских стран. Новые государства до сих пор нуждаются в мощных импульсах и активных действия власти, направленных на демократизацию общества, которые должны будут завершить процессы, начатые в далеком 1985 году.

    Официальным началом перестройки принято считать январь 1987 года. Тогда на очередном пленуме ЦК КПСС перестройка была провозглашена основным направлением развития СССР. Однако тому событию предшествовали почти 2 года начавшихся в стране реформ.

    Инструкция

    Реально перестройка началась с приходом к руководству СССР нового генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева в марте 1985 года. В стране к тому времени назрели глобальные перемены. Мало кто тогда этого не понимал. Длительный период относительно благополучного брежневского застоя постепенно начал переходить в стадию откровенной деградации государства.

    Экономика СССР находилась в состоянии стагнации. Несмотря на ежегодные данные статистики о неуклонном росте всех показателей, реальное положение дел становилось все хуже и хуже. Товаров на прилавках магазинов становилось все меньше, а абсолютно пустые идеологические призывавшие граждан еще немного потерпеть во имя близкого светлого будущего уже не работали. Народ хотел перемен.

    Поэтому народ воспринял приход к власти в стане нового молодого, по меркам большой политики, энергичного человека, как добрый знак предвестия перемен к лучшему.

    Несмотря на то что в своей первой же речи на новом высоком Горбачев заверил всех в том, что он будет и дальше продолжать политику компартии, ему никто не поверил. Настолько бодро и энергично он говорил, пока только намекая на предстоящие реформы.

    В течение первых трех месяцев после прихода к власти, новый поменял практически все высшее партийное руководство. На смену престарелым соратникам Брежнева пришли совершенно новые люди. Появились два крайне сомнительных по своей выполнимости и перспективе государственных проекта: о борьбе с панством и ускорении экономического развития страны.

    А еще появляется, доселе совершенно неслыханное советским народом понятие - гласность. Тогда на заре перестройки были всего лишь ее маленькие проблески. Но народ был и этому безмерно рад. В официальной партийной прессе и на телевидении стало появляется много ранее совершенно недоступной простому смертному информации. С одной стороны стали даваться положительные материалы о жизни в странах Запада. С другой – критика в партийных и советских органах.

    Происходят и крупные перемены во внешней политике. Впервые за последние девятилетия глава СССР за 2 года четырежды встречается с президентом Соединенных Штатов. Происходят и встречи с другими главами западных . У людей всего мира появляется хрупкая надежда на окончание холодной войны и гонки вооружений.

    Но настоящие перемены в советском обществе, которые во всем мире принято называть перестройкой начались только в 1987 году.

    Перестройка началась столь стремительно, что многие советские люди восприняли как некое волшебное чудо. В обществе начало царить всеобщее оживление. А человеческие сердца наполнились светлыми мечтами.

    Инструкция

    О том, что в СССР грядут , советский народ догадался, как только увидел на телевизионном экране нового генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева. Новоиспеченный генсек выступал с докладом на внеочередном пленуме партии, посвященном его вступлению в новую должность. И, хотя в том не было ничего необычного, люди были приятно удивлены: новый глава государства выступал без бумажки. На фоне своих престарелых, немощных предшественников, которые, казалось, самостоятельно не могли сказать и слова, Горбачев выглядел просто ошеломляюще.

    Новый генсек оправдал народные ожидания. По вечерам люди начали с интересом смотреть телевизионную информационную программу «Время». Потому, что каждый день в стране стали происходить какие-то интересные события.