Огненный змей. Огненный змей: славянская мифология и мистика реальности в славянской мифологии

Огненный змей — злой дух, антропоморфный змеевидный демон, мифологическое существо в преданиях славян.

Другие названия: змей-любака, летун, летучий, литавец, маньяк, налёт, огнянный, прелестник.

Похож на светящееся огненное коромысло, пламенный веник, клубок синего цвета. Огненный змей считался злым духом, который посещал в ночное и вечернее время вдову или девицу, чрезмерно предавшихся тоске, после недавней потери мужа или сердечного друга (умершего или отсутствующего). Он является к ним, всегда принимая вид любимого человека (порой с несколькими головами), которого они потеряли, и женщины свыкались с мыслью, что он действительно жив, а не умер (или уехал). Лица, которых посещал этот змей, худели, сходили с ума, кончали жизнь самоубийством. Посторонние люди огненного змея не слышат и не видят, только слышат как обольщённая демоном девушка или женщина разговаривает с ним.

Средством исцеления от напасти служили исповедь постороннему человеку. Женщина не должна была спать в одиночестве, но вместе с ребёнком или с кем-нибудь из родственниц. В качестве лекарств использовались одолень-трава (валериана), отвар репейника, как оберег — стебли репейника на стене. В доме рекомендовалось читать Псалтирь, а над жертвой — молитвы от блудного беса из требника Петра Могилы, ставить крестное знамение на дымоходы, окна, двери.

Также через почтенных людей убеждают женщину пробовать надеть на являющейся ей образ нательный крест на тесьме. После трёх-четырёх-пяти неудачных попыток надевания креста, видение должно пропасть, а недужная поправиться.

По восточноукраинским поверьям, огненный змей разбрасывает по дорогам красивые вещи: бусы, перстни, платочки. Если их поднять без благословения, то к той нечистый и прилетает.

По общераспространённым народным представлениям, когда посещает чей-то дом (как правило, влетая в печную трубу), то может приносить золото, но его подарки с восходом солнца превращаются в лошадиный навоз.

Жертву своих иллюзий огненный змей истязует, высасывая кровь или молоко из грудей.

Также огненный змей не имеет спинного хребта и не в состоянии правильно произносить некоторые слова: вместо «Иисус Христос» он говорит «Сус Христос», вместо «Богородица» — «Чудородица».

Если от связи с демоном рождается ребёнок, то он чёрного цвета, с копытами вместо ступней, с глазами без век, а тело его холодное и подобно студню. Живёт такое дитя недолго, и вскоре умирает.

Мифы об огненном змее встречаются в сербских эпических песнях, в русских былинах, сказках и заговорах, а также в житийной Повести о Петре и Февронии Муромских, которая основана на фольклорном материале.

К огненному змею относится сюжет о его преступной связи с женщиной, от которой рождается сын, впоследствии побеждающий своего демонического отца.

В заговорах упоминается как помощник, имеющий возможности внушить страсть женщине.

Видимым проявлением огненного змея считались болиды, летящие наклонно или по горизонтали, которые были видны несущимися по воздуху в виде длинной и широкой ленты из красноватых искр, и вызывали у невежественных людей суеверный страх. Образ летящего змея при этом связывался с проявлениями временного умственного помешательства или депрессивными галлюцинациями впечатлительных женщин, потерявших своих возлюбленных.

Завидев летящий болид, верящие в огненного змея, кричали ему «Аминь, аминь, рассыпься!»


Славяне считали, что зло многолико. В их мифологии существовал интересный персонаж - огненный змей. В странах Запада есть сходное существо - инкуб. Он соблазняет вдов и девиц, забирая их жизненные силы. Говорят, что огненный змей и нынче может проникать в жилища неосторожных красавиц, творя свое черное дело. Как с ним справиться, не попасться на уловки? Давайте разбираться.

Описание

Разные имена получало это в селениях. Одни кликали его "змей-любака", другие - "налет огнянный", третьи называли проще - «маньяк», четвертые - "прелестник". Однако все описывали цели его появления одинаково. Приходила сущность только ко вдовам и незамужним девицам и дарами чудными соблазняла. Отдавшись же искусителю, женщина увядала от странной страсти, погибала.

Огненный змей являлся не ко всем подряд. На тропинках и дорогах вечерами он раскидывал приманку - всяческие подарки. То колечко или платочек красивый положит, то бусы блестящие развесит на кустах. К той девице, что поднимет предмет без благословения, ночью являлся огненный змей. Светящимся коромыслом или пламенным веником подлетает он к трубе избы и проникает внутрь. А перед красавицей он является в облике мужчины, по которому она скучает. Если жертвой выбрана вдова, значит, выглядит дух как ее покойный муж, девица - отсутствующий дружок.

Распознать прелестника, отличить от настоящего юноши просто: у него, как говорят, нет хребта. Подобно всякой иной нечисти, огненный змей не может правильно произносить имена святых. Например, в его устах Господь - это «Сус Христос», а его мать - «Чудородица».

Зачем прелестник приходит к своей жертве?

Злой дух славян появляется в качестве Дело в том, что благочестивым людям запрещалось горевать по умершим, тосковать по отсутствующим. Это считалось делом недостойным, дурным. Подобные чувства возникали только у тех, кто недостаточно верует, а это уже серьезный грех. Кроме того, искусителя могла заинтересовать девушка, лишившаяся до свадьбы невинности. Огненный змей чувствовал, что женщина грешна, и пытался ее соблазнить.

Поначалу змей ей подбрасывал дары, испытывая. Если она проявляла неразумную жадность, то и сам являлся. Это мифологическое существо, как гласят легенды, вступало с грешницей в половую связь. Женщина от этого страдала. Она переносила свое чувство к отсутствующему (или погибшему) любимому на злого духа, то есть отдавала ему жизненную энергию. От этого страдало ее здоровье, как физическое, так и духовное. Девушка постепенно попадала в зависимость от ласк демона, мучилась, когда его не было. Связь могла привести к ложной беременности. Согласно сказаниям, плод находился в теле ненормально долго - до нескольких лет. Когда же наступали роды, вместо ребеночка из чрева выходил песок или головешка. Иной раз дитя все же рождалось. Оно было черное, холодное, с копытами вместо ножек. Жил такой страсти недолго.

Как изгонялся огненный змей

Содержит несколько рецептов борьбы со злой силой. Недужную поили отваром одолень-травы или репейника. Эти же растения развешивали по стенам комнаты в качестве оберега. Желательно было, чтобы женщина рассказала о своем ночном госте постороннему человеку. У восточных славян это условие считалось обязательным. Если женщина сможет открыться, понять, что с ней творится что-то дурное, значит, есть надежда на спасение. Кроме того, вдовы зачастую не ложились спать в одиночестве и клали в постель ребенка. Тогда прелестник не появлялся. Рекомендовалось читать над девицей молитву от блудного беса, что содержалась в требнике Петра Могилы. А двери, окна и дымоходы освящали произнося слово «Аминь!». Если эти методы не помогали, то с недужной беседовали уважаемые в селении люди. Они убеждали надеть на являющееся существо крест. Естественно, огненный змей на такое не соглашался. Если девица проявляла настойчивость, он исчезал навсегда.

Оригинальный метод защиты

Есть такое поверье, что избавиться от прелестника можно особым способом. Нужно самой одеться и деток своих обрядить в жениха с невестой. На вопрос дьявольского существа о том, зачем она это делает, нужно отвечать, что брат сестру берет. Прелестник скажет, что так не положено. На это следует ответить: «А разве мёртвый к живой ходит?» В Карпатских селениях уверяли, что огненный змей более к несчастной не являлся.

Опасность этого существа состоит в том, что под его влиянием женщина не просто болела, а сходила с ума, становилась неадекватной. Через некоторое время она накладывала на себя руки. Грех падал на все ее потомство до седьмого колена, поэтому несчастную старались вызволить из лап нечисти всеми силами.

в славянской мифологии

Легенды об огненном змее есть у многих народов. Он встречается в русских былинах и сербских эпических песнях. Сюжеты во многом перекликаются. К примеру, есть повествование о том, как это существо соблазнило женщину, которая впоследствии родила сына. Ребенок вырос и победил своего злого отца в честном бою.

В сказаниях об извечной борьбе света с тьмой тоже упоминается прелестник. Там он фигурирует в качестве помощника дьявола, который внушает страсть незащищенной женщине.

На Правобережной Украине существуют легенды, в которых это существо называется "обаяснык". Это жених-мертвец, являющийся к грешнице. Чтобы предотвратить его визиты, запрещено смотреть на звезды во Власьев день.

Заключение

Интересно, что у многих народов в мифологии присутствуют злые существа, обладающие сходными характеристиками. Наверняка их не просто придумали, что-то явилось основой появления таких легенд у людей, никак не общавшихся друг с другом. А может, как говорят конспирологи, их специально внедрили в народное творчество те, кто желал приучить людей к послушанию? А как думаете вы?

Огненный змей – это образ славянской мифологии, хорошо известный народу и по сей день. Современные дети узнают о нем из былин, а в представлении взрослых Огненный змей имеет много общего с древними динозаврами и . Огненный змей (славянская мифология) – интересный предмет для изучения, поскольку знание о нем приоткрывает завесы многих древних тайн и объясняет некоторые интересные феномены современной реальности.

Образ Огненного змея в славянской мифологии

В славянской мифологии Огненный змей – это злой демон, который охотился за душами женщин, потерявших мужей. В народе его также называли летуном, прелестником, полозом и змеем-любакой.

Злой дух был представителем стихии Огня и, соответственно, появлялся в воздухе в виде светящегося огнедышащего антропоморфного существа. К женщинам, предававшимся тоске по мужьям, он приходил в образе их возлюбленных, поэтому отчаявшиеся жены и решались принимать его у себя дома. В избу змей проникал через трубу, в палатах он рассыпался искрами и превращался в ладного мужчину, которого желала видеть хозяйка. Настоящий же облик летуна хорошо описан в русских былинах. Голов у него могло быть несколько, и каждая - в виде шара. Спина походила на корыто, а хвост был неимоверной длины.

Признаком того, что вдову посещает летун, было ее растущее материальное благополучие. Изменения во внешнем облике обольщенной женщины были, скорее, негативными. Она худела, становилась черной с лица. Согласно легендам, такие женщины часто сходили с ума или кончали жизнь самоубийством. От связи с Огненным змеем мог родиться ребенок, но, как правило, он был не жилец.

Женщинам, страдающим по усопшим или ушедшим мужьям, не рекомендовалось спать одним. Нахождение рядом детей и близких родственниц спасало их от всяких посягательств со стороны нечистой силы. Огненного змея отпугивало ношение нательного креста, чтение молитв и посещение церкви.

Помимо образа искусителя, Огненному змею приписывались также следующие ипостаси:

  • Змей-разрушитель . Огненный змей издревле ассоциировался с разрушительной силой и стихийными бедствиями. Он мог провоцировать пожары, разрушать дома, изменять ландшафты, меняя русла рек и образуя или уничтожая горы.
  • Хранитель богатств . Огненный змей был хозяином подземного царства, где хранились несметные сокровища. В сборнике сказов П.П. Бажов упоминает Хозяйку медной горы, владелицу земных богатств и искусительницу. Это был антропоморфный дух с телом ящерицы, и здесь можно провести параллели с Огненным змеем.

Насколько реален Огненный змей? Есть мнение, что в былинах, поверьях и заговорах упоминается существо, когда-то населявшее Землю. И, действительно, многие описания указывают на схожесть Огненного змея с динозаврами.

Однако у мистиков есть другое объяснение феномена Огненного змея. Они говорят о нем как о представителе иной расы, когда-то населявшей Землю. Огненный змей мог существовать в древности параллельно с человеком. Однако когда люди утратили сверхъестественные способности и стали ориентироваться на логическое мышление и разум, они перестали видеть как Огненных змеев, так и других существ (например, снежного человека, русалок, леших и т.д.). Возможно, Огненные змеи и сейчас живут в тонком мире, изредка появляясь в видимой современному человеку реальности и пугая необъяснимыми явлениями: вспышками в небе, появлениями летающих светящихся болидов, огня в пространстве и т.п.

Термин «Огненный змей» (славянская мифология) не теряет своей важности и актуальности в современном мире. Этот образ активно используется в культуре, литературе и науке. Знание древнерусских преданий и легенд позволяет протянуть нити от прошлого к , осознать свою связь с предками и историей, а также лучше понять окружающую действительность.

«Причины [хороших и дурных] знамений простые люди видят в судъбе-мин. Откуда им знать, где их действительный исток? Если выбивать зверя и питаться молодняком, цилинь не явится. Если спускать водоемы, чтобы взять рыбу, - не останется ни драконов, ни череп
Люйши чунцю, ("Весны и осени г-на Люя")

Огненный Змей

О гненный Змей - в славянской мифологии змеевидный демон, наделенный антропоморфными чертами. Цикл мифов об Огненном Змее отразился в сербских эпических песнях, древнерусской повести о Петре и Февронии Муромских , русских былинах и заговорах, а также в преданиях , сохранившихся в древнеславянских традициях. Огненный Змей вступает в брак с женщиной (или насилует ее), после чего родится существо змеиной породы (см. также Змей Огненный Волк); сын Огненного Змея вступает в единоборство с отцом и побеждает его. Огненный Змей - воплощение стихии огня: эта его функция, как и связь с кладами и богатствами, которые он приносит в дом, куда летает (Налетник или Летучий у восточных славян), сближает его с жар - птицей восточнославянских сказок. В заговорах Огненный Змей призывается как волшебное существо, способное внушить страсть женщине. В Огненного Змея могут превращаться колдуны.

Скрипиль М.О. «Повесть о Петре и Февронии» и эпические песни южных славян об огненном змее // Научный бюллетень Ленинградского государственного университета. 1946. № 11-12.

Змей Огненный - воплощение змеиной хитрости и силы, которое летает над селами и проникает в избы одиноких девушек и женщин. Если Огненный Змей полюбит девицу, то зазноба неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берется. Всякий видит, как Огненный Змей летает по воздуху и горит огнем неугасимым, а не всякой знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, говорят старушки, такого молодца. Умеет оморочить он, злодей, душу Красной девицы приветами; усладит он, губитель, речью лебединою молоду молодицу; заиграет он, безжалостный, ретивым сердцем девичьим; затомит он, ненасытный, ненаглядную в горючих объятиях; растопит он, варвар, уста алые на меду, на сахаре. От его поцелуев горит красна девица румяной зарей; от его приветов цветет красна девица красным солнышком. Без Змея красна девица сидит во тоске, во кручине; без него она не глядит на Божий свет; без него она сушит, сушит себя! А на самом деле у Огненного Змея голова шаром, спина корытом, и длинный-предлинный хвост - иногда до пяти сажень. Прилетая на свое место, он рассыпается искрами, которые вылетают как бы из решета, а летает он так низко, что бывает виден от земли не свыше сажени. Посещает он таких только женщин, которые долго и сильно тоскуют об отсутствующих или умерших мужьях.

Самого посетителя сторонним людям не видно, но в избе слышен его голос; он и на вопросы отвечает, и сам говорить начинает. Сверх того, посещения его заметны и потому, что возлюбленные его начинают богатеть на глазах у людей, хотя в то же время всякая баба, к которой повадился Змей, непременно начинает худеть и чахнуть (говорят: «Полунощник напущен»); а иная изводится до того, что помирает или кончает самоубийством (все случаи женских самоубийств приписываются Огненному Змею).

Есть, впрочем, средства избавиться от посещения Змея. Совестливая и стыдливая баба спохватится и обратится к колдуньям за советом, а уж те укажут, как узнать, кто по ночам приходит: настоящий ли муж или сам нечистый. Для этого они велят в то время, как избранница сидит за столом с Огненным Змеем и угощает всем, что он приносит и выставляет, уронить со стола какую-нибудь вещь и затем, поднимая ее, наклониться и поглядеть: не копытами ли ноги, не видать ли между ними кончика хвоста? Если затем окажется, что прилетевший подлинно нечистый, то, чтобы избавиться от него, надо сесть на порог, очертиться кругом, расчесать волосы и в то же время есть коноплю. Когда же Змей спросит: «Что ешь?» - надо отвечать: «Вши». Это ему столь не по нутру, что он попихнет в бок или ударит, но с того случая больше летать не станет.

Для девицы, зачарованной Змеем, существует надежный способ избавиться от лютых чар. Надо в безлунную ночь набросать в котел вещих трав: горечавки овечьей, чемерицы, ириса, донника - а под утро окатить себя отваром - и Змей навсегда забудет дорогу к дому. Но следует помнить: травы должны быть собраны только в русальную неделю, не раньше, не позже.

Ходят повсеместно слухи о том, что от Огненных Змеев женщины рожают детей, но большей частью недолговечных («как родился, так и ушел под пол») или прямо мертвых.

Рождение уродов точно так же приписываются участию Змея, причем бабки-повитухи, которые ходили принимать таких детей, зачатых от нечистой силы, рассказывают, что дети родятся «черненькия, легонькия, с коротеньким хвостиком и маленькими рожками»: кикиморы .

Бывали, по словам седой старины, и случаи, что родились от такой любви сразу по двенадцати змеенышей, до смерти засасывающих порождавшую их на белый свет красавицу. Сохранил народ в своих сказаниях вещую память и о таких детях, как Тугарин Змеевич , на которого перенесены были многие черты чудовищного отца.

Видел я Тугарина Змеевича:
В вышину ли он, Тугарин, трех сажен,
Промежу плечей - косая сажень,
Промежу глаз - калена стрела:
Конь под ним - как лютый зверь,
Из хайлища пламень пышет,
Из ушей дым столбом стоит.

Былина «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»

Рожденные от змея обладают комплексом особых качеств, одно из которых - оборотничество.

У Алексея Толстого (1860-е годы) в великолепной балладе «Змей Тугарин» Змей превращается в человека и играет на гуслях.

16
«Стой! - молвит, поднявшись, Добрыня. - Не смей
Пророчить такого нам горя!
Тебя я узнал из негодных речей:
Ты старый Тугарин, поганый тот змей,
Приплывший от Черного моря!
17
На крыльях бумажных, ночною порой,
Ты часто вкруг Киева-града
Летал и шипел, но тебя не впервой
Попотчую я каленою стрелой -
18
И начал Добрыня натягивать лук,
И вот, на потеху народу,
Струны богатырской послышавши звук,
Во змея певец перекинулся вдруг
И с шипом бросается в воду.
19
«Тьфу, гадина! - молвил Владимир и нос
Зажал от несносного смрада, -
Чего уж он в скаредной песне не нес,
Но, благо, удрал от Добрынюшки пес, -
Ой ладо, ой ладушки-ладо!»
20
А змей, по Днепру расстилаясь, плывет,
И, смехом преследуя гада,
По нем улюлюкает русский народ:
«Чай, песни теперь уже нам не споет -
Ой ладо, ой ладушки-ладо!»

Так, богатырь Волх Всеславович, тоже змеиного роду-племени, с детства учился трем премудростям:

Втапоры поучился Волх ко премудростям:
А и первой мудрости учился
Обертываться ясным соколом,
Ко другой-то мудрости учился он Волх
Обертываться серым волком,
Ко третей-то премудрости учился Волх
Обертываться гнедым туром–золотые рога.

Былина «Волх Всеславович »

Древнерусское предание о Всеславе, князе Полоцком (ХI в.), рожденном от огненного змея, говорит о том, что тот мог оборачиваться волком и другими животными, в том числе и птицей; совершал подвиги, используя способности превращения себя и своей дружины в животных: «...князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал... Херсоню великому волком путь перерыскивал...»

Вещему Олегу также приписывалось происхождение от змея.

Подобные аналоги встречаем и в античной истории.

Так, у Плутарха об Александре Македонском говорится, что он родился от огромной змеи, которую часто находили в спальне его матери, и которая тотчас же уползала и скрывалась, как только показывались люди.

Светоний рассказывает, что народ почитал Августа за сына Аполлонова и уточняет, что Аполлон, разделив под видом дракона ложе с Атией, пришедшей в его храм совершить обряд ожидания вещего сна, породил таким образом «божественного» Августа.

В «Повести о Скандербеге , княжати албанском », русской повести XVII века, переложенной с «Всемирной хроники » Мартина Бельского, говорится: «Ведаю то, великий царю Магомете, что многижды есми побит от малых людей. А не для недостатку которого или глупости моей - толко для несчастья моего. И то мне чинитца не от Скандербега - кажет ми ся, что от бога то стало.

И для того, царю Магомете, пристоит великим судом разсуждати: человек тот явно от бога на то устроен. Есть и знамя у него на теле отменно от людей, что ни у кого такова нет. А ведаю то: коли того Скандербега носила мать его, и она видела во сне так, что родила змея, который турков гонял и кусал. И сказывала то явно всем людем».

Толстой А. К. Полное собрание стихотворений в 2-х т. // Библиотека поэта. Большая серия. Ленинград. Советский писатель, 1984

Скандерберг - настоящее имя Георг Кастриоти (ок. 1405-68), национальный герой Албании, возглавив народное восстание в 1443 году, освободил от османского господства часть территории страны.

На помощь прибегают шатающиеся по деревням странники. Они, от всех подобных проказ нечистой силы во образе Огненных Змеев, пишут на бумажках 40 раз псалом: «Да воскреснет Бог » - и велят надеть на крест и носить, не снимая.

Огненный Змей - в славянской мифологии змеевидный демон, наделенный антропоморфными чертами. Цикл мифов об Огненном Змее отразился в сербских эпических песнях, древнерусской повести о Петре и Февронии Муромских, русских былинах и заговорах, а также в преданиях, сохранившихся в древнеславянских традициях. Огненный Змей вступает в брак с женщиной (или насилует ее), после чего родится существо змеиной породы (см. также Змей Огненный Волк); сын Огненного Змея вступает в единоборство с отцом и побеждает его. Огненный Змей - воплощение стихии огня: эта его функция, как и связь с кладами и богатствами, которые он приносит в дом, куда летает (Налетник или Летучий у восточных славян), сближает его с жар - птицей восточнославянских сказок. В заговорах Огненный Змей призывается как волшебное существо, способное внушить страсть женщине. В Огненного Змея могут превращаться колдуны.

Скрипиль М.О. «Повесть о Петре и Февронии» и эпические песни южных славян об огненном змее // Научный бюллетень Ленинградского государственного университета. 1946. № 11-12.

Змей Огненный - воплощение змеиной хитрости и силы, которое летает над селами и проникает в избы одиноких девушек и женщин. Если Огненный Змей полюбит девицу, то зазноба неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берется. Всякий видит, как Огненный Змей летает по воздуху и горит огнем неугасимым, а не всякой знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, говорят старушки, такого молодца. Умеет оморочить он, злодей, душу Красной девицы приветами; усладит он, губитель, речью лебединою молоду молодицу; заиграет он, безжалостный, ретивым сердцем девичьим; затомит он, ненасытный, ненаглядную в горючих объятиях; растопит он, варвар, уста алые на меду, на сахаре. От его поцелуев горит красна девица румяной зарей; от его приветов цветет красна девица красным солнышком. Без Змея красна девица сидит во тоске, во кручине; без него она не глядит на Божий свет; без него она сушит, сушит себя! А на самом деле у Огненного Змея голова шаром, спина корытом, и длинный-предлинный хвост - иногда до пяти сажень. Прилетая на свое место, он рассыпается искрами, которые вылетают как бы из решета, а летает он так низко, что бывает виден от земли не свыше сажени. Посещает он таких только женщин, которые долго и сильно тоскуют об отсутствующих или умерших мужьях.

Самого посетителя сторонним людям не видно, но в избе слышен его голос; он и на вопросы отвечает, и сам говорить начинает. Сверх того, посещения его заметны и потому, что возлюбленные его начинают богатеть на глазах у людей, хотя в то же время всякая баба, к которой повадился Змей, непременно начинает худеть и чахнуть (говорят: «Полунощник напущен»); а иная изводится до того, что помирает или кончает самоубийством (все случаи женских самоубийств приписываются Огненному Змею).

Есть, впрочем, средства избавиться от посещения Змея. Совестливая и стыдливая баба спохватится и обратится к колдуньям за советом, а уж те укажут, как узнать, кто по ночам приходит: настоящий ли муж или сам нечистый. Для этого они велят в то время, как избранница сидит за столом с Огненным Змеем и угощает всем, что он приносит и выставляет, уронить со стола какую-нибудь вещь и затем, поднимая ее, наклониться и поглядеть: не копытами ли ноги, не видать ли между ними кончика хвоста? Если затем окажется, что прилетевший подлинно нечистый, то, чтобы избавиться от него, надо сесть на порог, очертиться кругом, расчесать волосы и в то же время есть коноплю. Когда же Змей спросит: «Что ешь?» - надо отвечать: «Вши». Это ему столь не по нутру, что он попихнет в бок или ударит, но с того случая больше летать не станет.

Для девицы, зачарованной Змеем, существует надежный способ избавиться от лютых чар. Надо в безлунную ночь набросать в котел вещих трав: горечавки овечьей, чемерицы, ириса, донника - а под утро окатить себя отваром - и Змей навсегда забудет дорогу к дому. Но следует помнить: травы должны быть собраны только в русальную неделю, не раньше, не позже.

Ходят повсеместно слухи о том, что от Огненных Змеев женщины рожают детей, но большей частью недолговечных («как родился, так и ушел под пол») или прямо мертвых .

Рождение уродов точно так же приписываются участию Змея, причем бабки-повитухи, которые ходили принимать таких детей, зачатых от нечистой силы, рассказывают, что дети родятся «черненькия, легонькия, с коротеньким хвостиком и маленькими рожками»: кикиморы.

Бывали, по словам седой старины, и случаи, что родились от такой любви сразу по двенадцати змеенышей, до смерти засасывающих порождавшую их на белый свет красавицу. Сохранил народ в своих сказаниях вещую память и о таких детях, как Тугарин Змеевич, на которого перенесены были многие черты чудовищного отца.

На помощь прибегают шатающиеся по деревням странники. Они, от всех подобных проказ нечистой силы во образе Огненных Змеев, пишут на бумажках 40 раз псалом: «Да воскреснет Бог» - и велят надеть на крест и носить, не снимая.