Нефтида ее характеристика и кому подходит. Нефтида (Небетхет) - Египетские пирамиды навсегда! Нефтида на службе у Ра

Нефтида - сестра Осириса, Исиды и Сета. Ее образ в мифологии не разработан, функции неясны. Существует предположение, что она была искусственно придумана в качестве пары для Сета.

Богиня Нефтида

Нефтида, сестра Исиды и Осириса, редко изображалась в полном одиночестве, без брата или сестры. Действительно, образ этой богини неразрывно связан с непростой историей ее семьи.

Обычно Нефтида появляется, когда возникает необходимость в охране умершего, и, разумеется, она совершала бдение и над телом своего брата Осириса. Ту же услугу богиня оказывает всем смертным, начиная с самого фараона, когда приходит их черед.

Ее изображение

Нефтида предстает перед нами в двух обличьях. Чаще всего она предстает в образе женщины с головным убором в форме иероглифов, обозначающих ее имя Небетхет (греч. - Нефтида), - дома со строительной корзиной наверху. Как правило, рядом с портретом Нефтиды, мы можем рассчитывать увидеть и ее сестру Исиду. Из-за роли этих богинь в погребальных обрядах их образы часто встречаются в предметах погребального искусства: декоре гробниц, саркофагов, росписях и барельефах... Также Нефтида могла принимать обличье хищной птицы - коршуна. Однако и в этом случае она не теряла связи со своей сестрой. Нефтида-коршун обычно охраняла умершего, будь то Осирис (с культом которого она неразрывно связана) или фараон. И, наконец, встречаются изображения, сочетающие в себе оба обличья богини: женщины с крыльями коршуна за спиной. Такой она предстает перед нами на великолепном нагрудном украшении Тутанхамона; вместе со своей сестрой Нефтида стережет колонну джед (символ постоянства). Похожие изображения украшают монументальные каменные вместилища саркофагов, которые принадлежали фараонам Нового царства. Особенно знаменита усыпальница Тутмоса IV.

Нефтида как покровительница и защитница умерших часто изображается с распростертыми в оберегающем жесте руками.

Мифы о Нефтиде

Рассказывая о Нефтиде, невозможно не упомянуть о ее семье. Ее возлюбленный Осирис, супруг Сет и сестра Исида вовлекли Нефтиду в круговорот самых невероятных событий. Однако эта хладнокровная, скрытная и осторожная богиня никогда не давала себя обмануть.

Нефтида предстает личностью, вполне способной самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И страшные события, потрясшие ее семью, никак не сказались на ее амбициях. Тем не менее, Нефтиде суждено было всегда оставаться в тени своей прославленной сестры Исиды. Их отношения наверняка несколько отравляла зависть, но все же не настолько, чтобы их разлучить. Вот почему древние египтяне редко изображали Нефтиду в одиночестве и даже не упоминали о ней без ее сестры!

Пятый ребенок в сложной семье

Нефтида была самой младшей из пятерых детей, родившихся от союза Геба и Нут. Союза, который, напомним, вызвал в свое время гнев солнечного бога Ра. Итак, в результате любовной связи земли (Геба) и небес (Нут) на свет появились Исида и Нефтида, Осирис, Сет и Гор Древний. И случилось это не в один из трехсот шестидесяти дней древнего календаря, а в пять дополнительных (или эпагоменальных) дней, которые Тот, бог времени, хитростью выиграл у Луны в партию сенет. Необычайное событие, произошедшее против воли Ра! Надо сказать, Ра не зря относился с большим подозрением к этим беспокойным отпрыскам! Ведь они постоянно причиняли ему немалые хлопоты. Особенно показательна история спора двух братьев, ставших заклятыми врагами, - Осириса и Сета.

Из этой пятерки Нефтида, похоже, оказалась самой уравновешенной.

В легенде об Осирисе она занимает место скорее свидетельницы, нежели участницы. Богиня проявила в этих обстоятельствах завидную выдержку, ведь она была одновременно сестрой и супругой Сета, сестрой и любовницей Осириса, сестрой и подругой Исиды, которая была супругой Осириса!

Исида и Нефтида - неразлучные сестры

Исида и Нефтида из любви к Осирису всегда были на стороне своего брата в борьбе за его дело. Дело, о котором можно рассказать при помощи одного только слова - законность. Законность власти Осириса как наследника Геба на египетском троне. Законность, которую так грубо пытался оспорить Сет. И борьба эта привела в конце концов к убийству: ревнивый Сет жестоко расправился со своим братом и соперником. Нефтида тут же поспешила к Исиде, безутешной вдове, и с того времени две богини почти никогда не расставались. Вместе они стерегли покойного брата: Сет не желал, чтобы от того оставался даже прах. Вместе они искали части тела Осириса, которое убийца разрубил и разбросал по всему Египту. Вместе богиням удалось собрать эти части воедино. И снова они денно и нощно охраняли останки...

Эта эпопея, в которой богини были неразлучны, объясняет, почему египтяне всегда изображали Нефтиду вместе с Исидой. «Я, как и Исида, плакальщица Осириса». Нефтида не могла бы лучше выразить поддержку, которую она оказала своей сестре, и любовь, которую она питала к своему покойному брату. К слову, из-за этой любви богиня не раз «согрешила»...

Много незаконных детей!

Для богини, которая слыла бесплодной, Нефтида обольстила многих и произвела на свет немало детей! Помимо сына, которого она родила своему мужу Сету, и Анубиса, которого она родила своему любовнику Осирису, у Нефтиды было еще двое или трое отпрысков божественного происхождения: например, некий Анубис-Сотис, плод связи между богиней и ее предком Ра! А еще у нее была дочь, рожденная, по преданию, от бога-сокола Хемена.

Супруга Сета...

Древние египтяне дали Нефтиде в братья и мужья бога Сета. Но дальше свидетельства расходятся. Некоторые тексты намекают на бесплодие богини, из-за которого та не могла подарить своему мужу детей. Другие же наоборот заостряют внимание на ее материнстве. Якобы Нефтида родила от Сета сына, которого бросила, чтобы тот не навредил сыну Осириса, Гору! В любом случае, похоже, что богиня была не слишком счастлива в браке. По крайней мере, гомосексуальные наклонности ее супруга заставляют это предполагать. К тому же, по преданию Нефтида питала к Осирису тайную страсть.

...и любовница Осириса

Хотя сегодня это может показаться нам странным, если не сказать шокирующим, но кровосмесительная связь Нефтиды и Осириса нисколько не уменьшила привязанности богини к ее сестре Исиде. Судя по всему, боги, как и люди, порой переносят свои чувства на другой объект! От этой связи родился внебрачный ребенок, которого назвали... Анубисом! Теперь мы понимаем, почему последний с такой заботой забальзамировал и мумифицировал тело Осириса, когда оно было обнаружено. Кроме того, Нефтида всегда оберегала своего племянника, ребенка, которого Исида родила от покойного мужа Гора. «Он Гор; его мать Исида произвела его на свет, а его тетка Нефтида вынянчила его». Она окружила мальчика всеми заботами, тем более что Гор в этом действительно нуждался: напомним, что он был очень болезненным ребенком. Чтобы делать своему племяннику компрессы для лечения ран и других болезней, Нефтиде приходилось прясть и ткать, как простой смертной. Однако вскоре добрый бог Тот, пораженный подобной самоотверженностью, послал к ней на помощь ткачих богини Нейт.

Поиск тела Осириса

После того как Сет убил своего брата, расчленил его тело и разбросал куски по египетской земле, у наших богинь осталась одна только цель: восстановить тело возлюбленного и защитить его от новых покушений. Они пересекли весь Египет и один за другим нашли все куски, которые спрятал злокозненный Сет: «Сестра моя, - говорит Исида Нефтиде, - это наш брат. Пойдем же и поднимем его голову. Пойдем же и соберем его кости! Пойдем же и соберем в нужном порядке все части его тела! Пойдем же и построим дамбу рядом с ним. Да не останется он безжизненным под нашим присмотром! Теки же, лимфа, исходящая из этого блаженного! Наполни каналы, создай имена рек! Осирис, живи, Осирис!»

Возвращение Осириса или тщетная надежда

Эта ужасная история потрясла всех богов без исключения. И хотя исход был предопределен, все до последнего надеялись, что примирение возможно. Все, начиная с самой Нефтиды, которая, как супруга одного и любовница другого, оказалась между двумя героями чудовищной драмы, как между двух огней. Однако ничто не могло предотвратить убийство Осириса и скорбь женщин. В этом отношении тексты единодушны, описывая всепоглощающую страсть, которую обе сестры питали к своему брату, любовнику и мужу: «Благодаря нам ты забыл горе. Мы соберем твои члены для тебя и придумаем, как защитить твое тело. Вернись же к нам, чтобы мы могли забыть о твоем враге. Вернись в том самом обличье, которое было у тебя на этой земле. Оставь гнев и яви нам свое милосердие, о Господин! Воссядь же вновь на престоле Обеих Земель, ибо ты единственный бог, чьи планы благоприятны для божеств... Вернись же без страха в свое обиталище». Но Осирис остался глух к этому призыву. Никогда больше он не вернется к живым. С этих пор он будет владыкой Царства мертвых и верховным судьей нашего мира.

Вкус к власти

В Нефтиде столько же от тени, сколько в Исиде - от света. Это объясняет, почему она получила в супруги Сета: более мрачного и подозрительного персонажа сложно сыскать. Если говорить о фактической стороне дела, разумеется, Нефтиде проще, чем Исиде, было войти в контакт с умершим Осирисом. Действительно, эта богиня с легкостью путешествовала по сумрачному Царству мертвых. Рассказывают, что эпизодические любовные встречи с Осирисом придали ей уверенности в своих силах, и Нефтида попыталась воспользоваться этой связью, чтобы стать правительницей умерших, воцарившись рядом со своим покойным возлюбленным. Однако все ее старания пропали втуне. Осирис будет единолично и безраздельно править подземным миром.

Среди звезд

Не сумев стать царицей мертвых, Нефтида нашла себе место на небесах, среди звезд! Появляясь над горизонтом и исчезая в своем ритме, звезды делили небосвод на тридцать шесть частей (или деканов). Это деление придумали древние жрецы-астрономы. Как бы то ни было, эти тридцать шесть деканов образовывали пояс, замыкающий вселенную, и за год Ра, путешествуя по нему, совершал полный круг. И в каждом из деканов, которые пересекал Ра, в течение десяти дней пребывал кто-нибудь из богов или богинь. Свое место среди звезд было и у Нефтиды. Кроме того, ей принадлежал один из одиннадцати дополнительных дней, получившихся в результате расхождения между календарным годом и годом астрономическим. Так, и на земле, и на небесах Нефтида была, подобно своим братьям и сестрам, частицей вселенной!

Коршун-нефтида

«Тексты пирамид» - первый источник, рассказывающий нам об обличье, которое приняла Нефтида во время поисков тела Осириса: «Исида отправилась, и Нефтида отправилась, одна на запад, другая на восток, одна в обличье соколихи, другая - самки коршуна. И обе нашли Осириса...». Или «Соколиха летит, самка коршуна летит, Исида и Нефтида отправляются на поиски брата своего, Осирису». В гробнице Нефертари, великой царской супруги фараона Рамсеса II (1290-1224 гг. до н. э.), обнаружено великолепное изображение этих хищных птиц. Их можно узнать по иероглифам над головами. Сокол Исиды размещен справа, а коршун Нефтиды - слева. Обе птицы стерегут маленькую беседку, в которой на кровати из черного дерева покоится саркофаг с останками Осириса.

Нефтида на службе у Ра

Однако тот факт, что Нефтида пребывала в одном из небесных деканов, означает, что она, несмотря на давний гнев Ра, была защитницей бога солнца (даже Сет охранял его вместе с остальными богами). Действительно, «Тексты пирамид» отождествляют Исиду и Нефтиду (как всегда, неразлучных) с двумя солнечными ладьями: дневной и ночной соответственно. Также богини превращались в змей, охранявших последние врата в подземное царство Дуат. Именно через эти врата проходило солнце каждый вечер, отправляясь в свое ночное путешествие. И, наконец, они были двумя пилонами, отмечавшими и охранявшими вход в величайшие храмы Древнего Египта.

Однако Нефтида оказала Ра еще одну, куда более необычную услугу. Об этом рассказывает нам Папирус Весткар, удивительный документ XVIII династии, в котором историческая правда тесно сплелась с мифологией.

Нефтида, или божественный пилон

Мы уже знаем, что Нефтида, как и Исида, отождествлялась с двумя пилонами, которые в религиозной архитектуре Древнего Египта отмечали и охраняли вход в величайшие храмы. Ювелирное искусство подарило нам великолепные изображения - царские нагрудные украшения, на которых образы Исиды и Нефтиды заключены в фигуру, напоминающую пилон. Наиболее знаменито украшение, принадлежавшее Тутанхамону (Египетский музей в Каире). На нем в пилоне из золота и драгоценных камней Исида и Нефтида стерегут колонну джед (которую связывают с Осирисом). А на нагрудном украшении фараона Псусеннеса (XXI династия), также хранящемся в Каирском музее, две богини охраняют скарабея Хепри, утренний лик солнечного Ра. Короткая фраза, выгравированная перед Нефтидой, напоминает о миссии сестер: «Мы явились, чтобы быть твоей защитой».

Фараоны, родившиеся под присмотром Нефтиды

Итак, переместимся в середину третьего тысячелетия до нашей эры. В то время у великого Ра было одно только желание: положить конец правителям IV династии. Именно тогда он втайне сочетался браком с Реджедет, супругой великого жреца Раусера. И простая смертная понесла в своем чреве трех детей. Ра пожелал, чтобы их оберегали со всем возможным тщанием. Пять богов и богинь отправились в человеческом обличье в дом роженицы. Этими богами были Хнум, Исида, ее сестра Нефтида, Месхенет и Хекет. Они «умели оказывать помощь в родах». И вот пришел час, когда Реджедет должна была разрешиться от бремени. Четыре богини окружили женщину: «Исида встала перед ней, а Нефтида - позади нее; Хекет же помогала ей в родах». Реджедет произвела на свет Усеркафа. В этом же произведении мы находим удивительное описание младенца-фараона: «Это был ребенок ростом в локоть с крепкими костями. Члены его были покрыты золотом, а головной убор его сделан из ляпис-лазури... "Вот царь, который будет править всей этой страною!" - громко провозгласила Месхенет». Два других малыша были столь же красивы и сильны. Их назвали Сахура и Неферирикара. И случилось так, что три брата основали V династию и, один за другим с блеском правили Египетским царством.

Культ Нефтиды

Неразлучные в мифологических текстах Исида и Нефтида были неразделимы и в религии Древнего Египта. От храма, где им поклонялись, до саркофагов, которые они оберегали вдвоем... И, кажется, ничто не могло их разлучить.

Нефтида, прожившая столько времени рядом с Исидой, в результате стала систематически отождествляться с ней, так что у нее не было своих собственных храмов. С древнейших времен эта богиня неизменно связывалась с культом своей старшей сестры. И, как правило, последняя охотно принимала младшую сестру в своих святилищах.

Второстепенный культ

Культ Нефтиды всегда был связан с культами других богов или богинь. Помимо уже не раз упомянутой Исиды, поклоняясь которой, люди естественным образом вспоминали и о ее сестре, среди них была (в Поздний период) Анукет, богиня острова Сехель, расположенного близ Элефантины. Разумеется, Нефтиде поклонялись и в святилищах ее вспыльчивого и коварного супруга Сета. Особенно в Омбосе, в Верхнем Египте. Нам известно, что правители династии Рамсесов (т. е. XX династии) особенно чтили эту божественную пару. Пару, к которой весь Египет с давних пор относился с некоторым недоверием из-за непростого характера бога и богини.

Праздники Нефтиды

Богине Нефтиде было посвящено по меньшей мере два праздника. Первый, более значимый, отмечался в храме бога Гора, расположенном в Эдфу. В этом предназначенном для торжеств и паломничеств месте на двадцать восьмой день месяца фармути (февраль-март) египтяне праздновали событие, известное под названием «Сердце Нефтиды ликует». Похоже, что это ликование следует связывать с самим Гором... Быть может, с его окончательной победой над Сетом? Ведь мы помним о том двойственном положении, которое Нефтида занимала между своими вечно враждовавшими супругом и племянником.

Менее радостным событием был «День плача Исиды и Нефтиды», отмечавшийся в том же сезоне перет (с ноября по март по григорианскому календарю). Связь этого праздника (о проведении и обрядах которого нам мало что известно) и культом Осириса очевидна. На это намекает его название, в котором имя Нефтиды снова поставлено рядом с именем ее сестры.

С 22 по 26 день месяца хойяк (с октября по ноябрь по нашему календарю) вновь наступало время рыданий. Египтяне жалобными голосами, которым вторили профессиональные плакальщицы, молились о воскресении земляных статуэток (или образов) двух богов: Осириса и Сокара. Считалось, что этот плач Нефтида исполняла вместе с Исидой, и он был свидетельством их скорби и мольбой о возрождении. Скорбные, но проникнутые бесконечной надеждой праздники!

Одна из наиболее часто изображавшихся богинь

Парадоксально, что, несмотря на отсутствие святилищ, Нефтида была одной из наиболее часто изображавшихся богинь Древного Египта. Однако это объясняется ее ролью в погребальных обрядах. Поэтому больше всего шансов встретить богиню в гробницах. В частности, в гробницах Хаэмуаса (XX династия) и Нефертари (XIX династия), расположенных в Долине Цариц.

Саркофаги под защитой Нефтиды

Было бы удивительно, если бы Нефтида, защитница по своей природе, не относилась к божествам, охраняющим саркофаги и сосуды-канопы. Именно поэтому древние художники и скульпторы изображали ее в изголовье великолепных царских саркофагов. Наиболее знаменитый из них, датированный 1391 годом до н. э., вмещал мумию Тутмоса IV и по-прежнему хранится в Долине Царей. На его внешних стенках мы можем увидеть богиню, стоящую с поднятыми в жесте поклонения (и защиты) руками. Она - покровительница фараона, ставшего солнцем (отсюда воздетые к небу руки Нефтиды). Более поздний, но не менее изящный саркофаг из розового гранита, обнаруженный в гробнице Рамсеса III (1198-1166), выставляется сегодня в парижском Лувре. В изголовье этого гроба, высеченного из одной каменной глыбы, тоже выгравирована стройная фигура Нефтиды. Однако на сей раз богиня стоит на коленях. Она не поднимает к небу руки, а простирает их вперед, словно окружая саркофаг своей защитой. За спиной у Нефтиды красуются крылья коршуна, как на изображениях, которые дошли до нас из некоторых посвященных богине текстов.

Амулеты с образом Нефтиды

Логично предположить, что среди охранных амулетов, помещавшихся на забальзамированные и мумифицированные тела, должны быть изделия с изображениями Нефтиды. Однако, как ни странно, до нас дошло всего два или три экземпляра, датирующихся, самое раннее, XXII династией. И только при XXVI династии амулеты с образом Нефтиды получили широкое распространение. В гробницах XXX династии, обнаруженных при раскопках в Абидосе (городе Осириса), были во множестве найдены красивейшие изделия этого рода, изготовленные из фритты, покрытой эмалью традиционного синего цвета. Значительную часть сегодня можно увидеть в Эшмоловском музее Оксфорда. И все они были найдены среди других предметов погребальной обстановки, рядом с амулетами... кого бы вы думали? Конечно, Исиды!

Позднее верование

Судя по всему, египтяне очень долго верили в покровительство, которое Исида и ее сестра Нефтида оказывали умершим. Об этом свидетельствуют катакомбы Комэль-Шукафа. Здесь были обнаружены фрески с изображениями двух женщин в трауре, стоящих по обеим сторонам гроба. Мы никогда не узнали бы о том, кто это, если бы на одной стеле позади них не красовались две хищные птицы: сокол Исиды и коршун Нефтиды.

Канопы

По преданию, Нефтида охраняла одну из четырех каноп. Эти сосуды, в которые помещались внутренние органы, извлеченные из тела перед бальзамированием, в момент погребения египтяне ставили по углам саркофага. И каждую канопу стерегло какое-нибудь божество. Более того, каждый сосуд связывался с определенной стороной света, как показывает таблица внизу. Так, Нефтида охраняла Легкие, и ее стороной был север.

Сосуд с головой...

Божество-покровитель

Внутренние органы

Сторона света

Павиана (Хапи)

Шакала (Дуамутефа)

Человека (Амсета)

Сокола (Кебексенуфа)

Кишечник

Нефтида (Небетхет) – древнеегипетская богиня . Ее имя (Небетхет) переводится как «Хозяйка дома». Древние греки называли ее Нефтидой, и именно это имя получило наибольшее распространение в научной и популярной литературе. В Эннеаде Гелиополя (девятка важнейших богов города Гелиополя) Нефтида была младшей дочерью бога земли Геба и богини неба Нут . Она была сестрой Осириса , Исиды и Сета .

Во многих текстах она считается также женой Сета (для древних египтян в этом не было ничего предoсудительного – нормы морали древнего общества считали такой брак нормальным и допустимым).Однако брачный союз Сета и Нефтиды не был благополучным. В одной из глав «Текстов пирамид » Нефтида названа «женщиной, не имеющей влагалища», то ли потому, что она сама не могла иметь детей, то ли потому, что Сет был бесплоден (хотя в мифологических сюжетах, связанных с обольщением Нефтидой Осириса и рождением у нее сына Анубиса , об этом не вспоминается).

Муж Нефтиды - Сет – очень противоречивая фигура в древнеегипетском пантеоне богов. С одной стороны – он защищает солнечного бога Ра во время его ночного плавания по подземной реке от страшного змея Апопа , с другой – он коварно и жестоко убил своего брата – Осириса, хотел убить сына Осириса – Гора и получить власть над всем Египтом. Нефтида однозначно принимает сторону не своего мужа и брата, а сторону другого своего брата - Осириса и его жены – своей сестры Исиды (то есть Исида тоже была в родственном браке). Более того, одна мифологическая традиция считает Нефтиду матерью шакалоголового бога бальзамирования и мумификации Анубиса, а его отцом – бога Осириса, которого она обольстила обманным путем – по одной версии, чем-то опоив его, по другой – приняв облик своей сестры Исиды, являвшейся женой Осириса. Другие источники говорят о том, что отцом Анубиса-Сопду был бог Ра.

Функции Нефтиды не полностью ясны до сих пор, несмотря на обилие упоминаний об этой богине в древних источниках. Нет точных сведений о каких-то конкретных культовых центрах или храмах, посвященных именно Нефтиде, хотя имена нескольких священников до нас дошли. Ей обычно поклонялись в храмах, посвященных другим богам – Сету, Исиде, Осирису и т.д.


Фрагмент "Книги мертвых". Умерший (в белых одеждах) приветствует (слева направо) Нефтиду, Исиду, Осириса и Гора. Папирус. Копия. Луврский музей.

В мифах она обычно появляется как подруга и помощница своей сестры Исиды, оставаясь при этом довольно бесцветной. Она - своеобразная тень Исиды. Вместе Исида и Нефтида олицетворяли собой день и ночь, жизнь и смерть, рост и распад. Интересно, что в большинстве мифов не отмечена какая-либо негативная реакция Исиды на фактическое совращение Нефтидой ее мужа Осириса. Более того, Исида, узнав, что Нефтида оставила недавно родившегося Анубиса среди болот Дельты без защиты, кинулась его искать и охранять.

Вообще, следует отметить, что мифы, рассказывающие о Нефтиде, Исиде, Сете, Осирисе и Горе полны всяческих противоречий и взаимоисключающих моментов с точки зрения логики. Однако мифологическое сознание синкретично, древние египтяне никогда не стремились изложить свои мифы логически непротиворечиво. Для них многослойность, многозначность, текучесть, изменчивость и нелогичность мифологических сюжетов были изначальной данностью. Изложить древнеегипеские мифы в более «логичном варианте» за египтян попытались древние греки. Древнегреческий историк и священник Плутарх в I веке н.э. сравнивал бога Осириса с полноводным Нилом, несущим жизнь; Исиду – с плодородными землями, орашаемыми Нилом, а Нефтиду – с каменистой и безжизненной пустыней.

Однако Плутарх познакомился с древнеегипетскими мифами тогда, когда культ этих богов существовал на территории Египта уже более 2 тысяч лет (упоминания о Нефтиде содержатся еще в «Текстах пирамид», относящихся к III тыс. до н.э.). Плутарх писал тогда, когда уже появились первые христианские общины, а сам он был убежденным сторонником греческого многобожия, под углом которого рассматривал и все остальные религии, в том числе и древнеегипетскую.

Ученые-египтологи считают Нефтиду одной из древнейших богинь страны фараонов и пирамид , представления о которой претерпели сильные изменения за время истории Древнего Египта (впрочем, это можно сказать практически о любом древнеегипетском боге или богине). Согласно «Текстам пирамид» Нефтида сопровождает бога Ра в его ночном плавании (Исида – в дневном). Исследователи (по крайней мере, некоторые) полагают также, что не очень четко и детально обозначенная супружеская связь Нефтиды и Сета, была лишь проявлением своебразной тяги египтян к парности – у Сета должна была быть жена, у Исиды – напарница.

Поскольку Нефтида принимала самое активное участие (вместе с Исидой) в поисках тела убитого Осириса и во всех магических обрядах по его воскрешению, со временем она стала непременной участницей заупокойных магических обрядов древних египтян. Конечно, этому способствовало и то, что она стала считаться матерью бога бальзамирования Анубиса. Она часто предстает на изображениях возле покойного как носящая траур женщина. Иногда она изображается с крыльями (как и Исида), иногда в виде птицы - соколицы.

Наличие крыльев – определенная магическая необходимость. Взмахивая крыльями, Исида и Нефтида создают «ветер жизни», который позволяет умершему вдохнуть (воскреснуть). Причем следует отметить, что, как правило, Исида изображается у ног покойного, а Нефтида – в изголовье. Однако есть и редкие исключения, когда сестры изображены наоборот, то есть Нефтида у ног, а Исида у головы (одно из таких изображений приведено справа).

По крайней мере, начиная с IV в. до н.э. в храмах Древнего Египта осуществлялись ритуалы, когда две молодые жрицы-девственницы, с тщательно побритыми головами и телами, в париках и соответствующих одеждах изображали Исиду и Нефтиду, обращаясь к Осирису и призывая его воскреснуть. К тому времену уже каждый умерший египтянин олицетворялся с Осирисом, в отличие от ранних времен, когда вначале лишь фараон имел на это право, а позднее это было распространено только на высокопоставленных сановников.

Сестры-богини также часто изображаются вместе в сцене взвешивания сердца в «Книге Мертвых ». Нефтида была защитницей и покровительницей одного из четырех сыновей бога Гора – Хапи , который обеспечивал сохранность легких покойного, помещаемых в специальный сосуд – каноп, которому придавали облик бабуина - Хапи.

Как одна из богинь плетения, Нефтида была особенно связана с льняными полосками ткани, которыми обертывали мумию. Эти полосы ткани иногда называли «локонами Нефтиды».

Интересно, что Нефтида была богиней, к которой обращались не только во время похорон – она была также богиней, которую звали на помощь во время родов. То есть, Нефтида встречала первый вдох нового человека, она же провожала его в последний путь на земле, и она же встречала умершего у восточного неба после его смерти.

В Последний период истории Древнего Египта на юге страны Нефтиде поклонялись совместно с богиней Анукет .

Самым распространенным изображением Нефтиды в древнеегипетской иконографии являестся образ женщины с головным убором в виде иероглифического знака, состоящего из строительной корзины, положенной на стену дома. Этот иероглифический знак обозначает «дом», «дворец», «строение».

Считалась сестрой Осириса и Исиды. Она была наименьшей дочерью Нут и Геба. С именем этого божества связано много легенд и мифов. Ей поклонялись, ее почитали, ей приносили дары и жертвы. Мифическое создание всегда изображается в образе девушки, на голове которой виднеется иероглиф, обозначающий ее имя. Про эту персону ходит много слухов. Нет точных, подтвержденных достоверными фактами сведений о богине. Так кем же она была? Кем являлись ее родители? Это нам и предстоит узнать.

Родители прославленной богини

Нефтида - дочь Геба и Нут. Её отец был богом земли. Его супруга, и одновременно сестра, считалась покровительницей неба. Геб являлся одним из самых главных божеств Древнего Египта. Его родителями были покровитель воздуха Шу и богиня влажности Тефнут. Древнеегипетские боги Геб и Нут, кроме Нефтиды, имели иных детей: Исиду, Осириса и Сета. Геб, будучи символом плодородия, считался добрым божеством. Он изображался всегда либо с лицом, либо с телом зеленого оттенка. Эта палитра олицетворяла цветущую растительность.

Один из мифов рассказывает, что древнеегипетские и Геб вызывали презрение тем, что всегда пребывали в объятиях друг друга. Покровитель солнца приказал их отцу, Шу, оторвать девушку от любимого и поднять высоко над землей. Тот так и сделал. В результате образовался небосвод, покровительницей которого стала Нут. Геб же, горюя о жене, непрерывно плакал. Таким образом на планете появились моря.

Знакомство с богиней

Богиня Нефтида получила свое первое и наиболее распространенное имя от древних греков. Кроме того, что девушка была сестрой вышеупомянутого Сета, некоторые источники называют ее еще и его супругой. А в Египте того времени браки между близкими родственниками не запрещались. А наоборот, поощрялись и были вполне нормальным явлением. Но супружеская жизнь Нефтиды и Сета не была счастливой. В одном тексте богиню даже называли «женщиной без влагалища». Неизвестно, чем вызвано подобное утверждение: или тем, что сама Нефтида не могла родить ребенка, или потому, что бесплодным был Сет.

Согласно другой мифологической традиции, Небетхет обманным путем обольстила другого своего брата - Осириса. И родила от него сына Анубиса - бога мумификации и бальзамирования. Несмотря на то что о богине существует много упоминаний в различных источниках, ее функции окончательно не ясны и по сей день. Так, не известны конкретные названия храмов и культовых сооружений, посвященных именно Небетхет. Историки-египтологи считают ее одной из самых древних богинь Страны пирамид. Представления об этой персоне претерпели мощные изменения за время существования Древнего Египта.

Изображение Небетхет

Чаще всего богиня Нефтида изображается в облике девушки. На ее голове красуется иероглиф. Он символизирующий имя женщины - Небетхет. Иногда рядом с образом божества можно увидеть и Исиду - ее сестру. Нередко Нефтида могла принимать облик коршуна. Но и тогда ее связь с родственницей не терялась. В образе хищной птицы богиня обычно охраняла либо умершего фараона, либо Осириса.

Но встречаются и изображения, на которых богиня представлена одновременно в двух обличьях: в образе женщины, за спиной которой виднеются крылья коршуна. Такой рисунок можно увидеть на роскошном нагрудном украшении Наличие крыльев связано с некой магической необходимостью. Когда сестры взмахивают ими, то они создают так называемый ветер жизни, позволяющий воскреснуть умершей особе. Вместе Исида и Нефтида охраняют саркофаги и колонну Джед, являющуюся символом постоянства.

Праздники, посвященные Нефтиде

Нефтида - богиня Египта, которой было посвящено как минимум два праздника. Первый отмечали в храме Собор располагался в Эдфу. Здесь 28 числа месяца фармути (сегодня это февраль-март) египтяне отмечали событие, называвшееся «Сердце Нефтиды ликует». Такое торжество необходимо связывать с именем самого Гора. Одновременно «День плача Исиды и Нефтиды» был не таким радостным праздником, как предыдущий. Торжество связано с культом Осириса. Об этом можно судить, исходя из названия мероприятия, где имя богини поставлено по соседству с именем ее сестры и супруги Осириса. Этот праздник отмечался с ноября по март.

Богиня Нефтида была особой, к которой обращались во время захоронения человека. Но вместе с этим ее звали и тогда, когда необходима была ее помощь во время рождения ребенка. Таким образом, Небетхет встречала первое дыхание новорожденного, затем она его провожала в последнюю земную дорогу. И она же встречала этого человека после его смерти у восточного неба. Нефтида считалась и одной из главных богинь плетения. Египтяне говорили, что она особенным образом связывалась с полосками льняной ткани, используемыми для обертывания мумий. Такие лоскутки часто называли «локонами Нефтиды».

Братья: Хор-Ур , Сет , Осирис Сёстры: Исида Дети: Анубис Связанные персонажи: Анубис , Сет , Исида , Геб , Хор-Ур , Хор-Ур , Сешат , Селкет , Мин , Хнум , Хекат , Осирис Нефтида Нефтида

Нефтида (греч.), Небетхет (др.-егип. «Госпожа обители») - в египетской мифологии младшая из детей Геба и Нут , родилась в последний день года. Богиня гелиопольской Эннеады.

Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове (дом со строительной корзиной наверху). Считалась и почиталась женой Сета , но, судя по текстам, очень мало с ним связана. Её сущность в египетской религиозной литературе почти не раскрыта. В мифологических текстах, однако, Нефтида выступает вместе с сестрой Исидой в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Она вместе с Исидой оплакивает Осириса, участвует в поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа. Обе сестры у восточного неба встречают умершего. Нефтида являлась спутницей Ра во время его ночного плавания по подземным водам.

Нефтида, чье имя по-египетски произносится как Небетхет, рассматривалась одними авторами как богиня смерти, а другими - как аспект Чёрной Исиды. Нефтиду также иногда называли Владычицей Свитков и приписывали ей авторство скорбных песнопений и других гимнов. В этом облике она тесно ассоциировалась с Сешат, богиней - покровительницей архива царствующего дома фараонов, определяющей продолжительность их правления.

Особым временем суток для Нефтиды были предрассветные и закатные сумерки. Считалось, что она родилась в Секхеме, который был центром её культа. Плутарх описывал Нефтиду как «владычицу всего неявленного и нематериального, в то время как Исида властвует над всем явленным и материальным».

Несмотря на связь с Нижним Миром, Нефтида носила титул «Богини творения, которая живёт во всем». Её также считали богиней сексуальности и женским аналогом вечно возбужденного бога Мина. В Мендесе, в регионе нильской дельты, её чтили как богиню врачевания.

Часто Нефтида изображалась вместе с Исидой как её противоположность и в то же время как её дополнение, символизирующие ущербность, пассивность, неплодородные земли. Согласно сказкам папируса Весткар Нефтида вместе с Исидой, Хнумом и Хекет помогает роженице. Иногда вместе с Исидой она представляется в облике одной из соколиц, сидящих у ног и изголовья ложа с телом умершего. В эпоху Нового царства, Нефтида как одна из четырёх великих богинь-защитниц усопшего, часто изображалась на царских саркофагах, на северной стенке, непосредственно около головы усопшего.

Согласно «Текстам пирамид», Нефтида плавает в ночной барке (Исида - в дневной). Нефтида, Исида и Селкет отождествлялись с соколицами, поэтому их часто изображают на саркофагах в виде крылатых женщин, как защитниц умерших. В качестве ипостаси Нефтиды нередко выступала Сешат .

В честь Нефтиды назван астероид (287) Нефтида , открытый в 1889 году.

Напишите отзыв о статье "Нефтида"

Литература

  • Солкин В. В. Древний Египет. Энциклопедия. - Арт - Родник, 2005. - 480 с. 239 с.
  • Ди Трачи Регула . ГЛАВА 12. Двенадцатый час дня. Исида и другие божества. Исида и Нефтида // Мистерии Исиды. - Калифорния. - 94 с. 95 с.
  • Иена Бегга . Культ Чёрной Мадонны. - Нью-Йорк, 1989.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Нефтида

Потом он отвернулся с сердцем на свою слабость и стал докладывать ему о положении дел. Все ценное и дорогое было отвезено в Богучарово. Хлеб, до ста четвертей, тоже был вывезен; сено и яровой, необыкновенный, как говорил Алпатыч, урожай нынешнего года зеленым взят и скошен – войсками. Мужики разорены, некоторый ушли тоже в Богучарово, малая часть остается.
Князь Андрей, не дослушав его, спросил, когда уехали отец и сестра, разумея, когда уехали в Москву. Алпатыч отвечал, полагая, что спрашивают об отъезде в Богучарово, что уехали седьмого, и опять распространился о долах хозяйства, спрашивая распоряжении.
– Прикажете ли отпускать под расписку командам овес? У нас еще шестьсот четвертей осталось, – спрашивал Алпатыч.
«Что отвечать ему? – думал князь Андрей, глядя на лоснеющуюся на солнце плешивую голову старика и в выражении лица его читая сознание того, что он сам понимает несвоевременность этих вопросов, но спрашивает только так, чтобы заглушить и свое горе.
– Да, отпускай, – сказал он.
– Ежели изволили заметить беспорядки в саду, – говорил Алпатыч, – то невозмежио было предотвратить: три полка проходили и ночевали, в особенности драгуны. Я выписал чин и звание командира для подачи прошения.
– Ну, что ж ты будешь делать? Останешься, ежели неприятель займет? – спросил его князь Андрей.
Алпатыч, повернув свое лицо к князю Андрею, посмотрел на него; и вдруг торжественным жестом поднял руку кверху.
– Он мой покровитель, да будет воля его! – проговорил он.
Толпа мужиков и дворовых шла по лугу, с открытыми головами, приближаясь к князю Андрею.
– Ну прощай! – сказал князь Андрей, нагибаясь к Алпатычу. – Уезжай сам, увози, что можешь, и народу вели уходить в Рязанскую или в Подмосковную. – Алпатыч прижался к его ноге и зарыдал. Князь Андрей осторожно отодвинул его и, тронув лошадь, галопом поехал вниз по аллее.
На выставке все так же безучастно, как муха на лице дорогого мертвеца, сидел старик и стукал по колодке лаптя, и две девочки со сливами в подолах, которые они нарвали с оранжерейных деревьев, бежали оттуда и наткнулись на князя Андрея. Увидав молодого барина, старшая девочка, с выразившимся на лице испугом, схватила за руку свою меньшую товарку и с ней вместе спряталась за березу, не успев подобрать рассыпавшиеся зеленые сливы.
Князь Андрей испуганно поспешно отвернулся от них, боясь дать заметить им, что он их видел. Ему жалко стало эту хорошенькую испуганную девочку. Он боялся взглянуть на нее, по вместе с тем ему этого непреодолимо хотелось. Новое, отрадное и успокоительное чувство охватило его, когда он, глядя на этих девочек, понял существование других, совершенно чуждых ему и столь же законных человеческих интересов, как и те, которые занимали его. Эти девочки, очевидно, страстно желали одного – унести и доесть эти зеленые сливы и не быть пойманными, и князь Андрей желал с ними вместе успеха их предприятию. Он не мог удержаться, чтобы не взглянуть на них еще раз. Полагая себя уже в безопасности, они выскочили из засады и, что то пища тоненькими голосками, придерживая подолы, весело и быстро бежали по траве луга своими загорелыми босыми ножонками.
Князь Андрей освежился немного, выехав из района пыли большой дороги, по которой двигались войска. Но недалеко за Лысыми Горами он въехал опять на дорогу и догнал свой полк на привале, у плотины небольшого пруда. Был второй час после полдня. Солнце, красный шар в пыли, невыносимо пекло и жгло спину сквозь черный сюртук. Пыль, все такая же, неподвижно стояла над говором гудевшими, остановившимися войсками. Ветру не было, В проезд по плотине на князя Андрея пахнуло тиной и свежестью пруда. Ему захотелось в воду – какая бы грязная она ни была. Он оглянулся на пруд, с которого неслись крики и хохот. Небольшой мутный с зеленью пруд, видимо, поднялся четверти на две, заливая плотину, потому что он был полон человеческими, солдатскими, голыми барахтавшимися в нем белыми телами, с кирпично красными руками, лицами и шеями. Все это голое, белое человеческое мясо с хохотом и гиком барахталось в этой грязной луже, как караси, набитые в лейку. Весельем отзывалось это барахтанье, и оттого оно особенно было грустно.

Нефтида

Нефтида (Νέφθυς, "владычица дома") или Небетхет, в египетской мифологии младшая из детей Геба и Нут.

Отец - Геб

Мать - Нут

Супруг - Сет

Дети - Анубис

Родилась на 5й день:

в 1й день - родился Осирис

во второй - Гор

на третий - Сет

на четвертый - Исида

на пятый - Нефтида

Центр поклонения - город Диополис Парва (Ху) , столица 7го нома Верхнего Египта

Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове. Считалась женой бога Сета, но, судя по сохранившимся текстам, крайне мало с ним связана. Собственно, сущность богини Нефтиды в египетской религиозной литературе почти не раскрыта. Нефтида выступает вместе с сестрой Исидой в мистериях Осириса и во всех заупокойных магических обрядах. Она вместе с Исидой оплакивает Осириса, участвует в поисках его тела, охраняет его мумию, стоя у изголовья его ложа. Обе сестры у восточного неба встречают умершего.

Нефтида, как сестра Осириса и Исиды, является последним представителем великой эннеады; она чисто искусственное женское дополнение Сета, который, как бог разрушения, не нуждался в нем. Нефтида была двойником Исиды; она родила от Осириса Анубиса и оплакивала его вместе с Исидой. В Египте были весьма часты изображения на саркофагах этих двух сестер, будучи представленными двумя жрицами. Когда имя Сета стало заменяться Тотом, Нефтида стала выступать иногда супругой последнего, отожествляясь с Сафхет в Фивах. В последний день года праздновалось ее рождение.

Согласно "Текстам пирамид", Нефтида плавает в ночной барке, тогда как Исида в дневной ладье. Нефтида и Исида отождествляются с соколицами, поэтому их часто изображают крылатыми женщинами. Отсутствие самостоятельной роли у Нефтиды создает впечатление искусственно придуманной богини, служащей парой для демонического бога Сета. Плутарх отождествляет Нефтиду с неплодородными землями, в то время как богиня Исида олицетворяла плодородные земли.

Тёмная материя

Материя где сосредоточена основная сила гравитации , 4е измерение материии. В 1922м году Джемс Джинс и Якобус Каптейн ввели в оборот термин - тёмная материя. Якобы составляет 22 % Вселенной . С тёмной материей связаны чёрные дыры.

Первое указание на то, что с подсчетом массы Вселенной что-то не так, появилось в середине 30-х годов XX века. Швейцарский астроном Фриц Цвикки измерил скорости, с которыми галактики скопления Волосы Вероники (а это одно из самых больших известных нам скоплений, оно включает в себя тысячи галактик) движутся вокруг общего центра. Результат получился обескураживающим: скорости галактик оказались гораздо больше, чем можно было ожидать, исходя из наблюдаемой суммарной массы скопления. Это означало, что истинная масса скопления Волосы Вероники гораздо больше видимой. Но основное количество материи, присутствующей в этой области Вселенной, остается по каким-то причинам невидимой и недоступной для прямых наблюдений, проявляя себя только гравитационно, то есть только как масса. О наличии скрытой массы в скоплениях галактик свидетельствуют также эксперименты по так называемому гравитационному линзированию. Объяснение этого явления следует из теории относительности. В соответствии с ней, любая масса деформирует пространство и подобно линзе искажает прямолинейный ход лучей света. Искажение, которое вызывает скопление галактик, столь велико, что его легко заметить. В частности, по искажению изображения галактики, которая лежит за скоплением, можно рассчитать распределение вещества в скоплении-линзе и измерить тем самым его полную массу. И оказывается, что она всегда во много раз больше, нежели вклад видимого вещества скопления. Через 40 лет после работ Цвикки, в 70-е годы, американский астроном Вера Рубин изучала скорости вращения вокруг галактического центра вещества, расположенного на периферии галактик. В соответствии с законами Кеплера (а они напрямую следуют из закона всемирного тяготения), при движении от центра галактики к ее периферии скорость вращения галактических объектов должна убывать обратно пропорционально квадратному корню из расстояния до центра. Измерения же показали, что для многих галактик эта скорость остается почти постоянной на весьма значительном удалении от центра. Эти результаты можно истолковать только одним способом: плотность вещества в таких галактиках не убывает при движении от центра, а остается почти неизменной. Поскольку плотность видимого вещества (содержащегося в звездах и межзвездном газе) быстро падает к периферии галактики, недостающую плотность должно обеспечивать нечто, чего мы по каким-то причинам увидеть не можем. Для количественного объяснения наблюдаемых зависимостей скорости вращения от расстояния до центра галактик требуется, чтобы этого невидимого «чего-то» было примерно в 10 раз больше, чем обычного видимого вещества. Это «нечто» получило название «темная материя» (по-английски «dark matter ») и до сих пор остается самой интригующей загадкой в астрофизике.

Тёмная энергия

Альтернативная, сверхскоростная энергия. Якобы занимает 74 % Вселенной . Предмет изучения новых наук . Что может быть быстрее света?

В начале прошлого века Альберт Эйнштейн, желая обеспечить космологической модели в общей теории относительности независимость от времени, ввел в уравнения теории так называемую космологическую постоянную, которую обозначил греческой буквой «лямбда» — Λ. Эта Λ была чисто формальной константой, в которой сам Эйнштейн не видел никакого физического смысла. После того как было открыто расширение Вселенной, надобность в ней отпала. Эйнштейн очень жалел о своей поспешности и называл космологическую постоянную Λ своей самой большой научной ошибкой. Однако спустя десятилетия выяснилось, что постоянная Хаббла, которая определяет темп расширения Вселенной, меняется со временем, причем ее зависимость от времени можно объяснить, подбирая величину той самой «ошибочной» эйнштейновской постоянной Λ, которая вносит вклад в скрытую плотность Вселенной. Эту часть скрытой массы и стали называть «темная энергия». О темной энергии можно сказать еще меньше, чем о темной материи. Во-первых, она равномерно распределена по Вселенной, в отличие от обычного вещества и других форм темной материи. В галактиках и скоплениях галактик ее столько же, сколько вне их. Во-вторых, она обладает несколькими весьма странными свойствами, понять которые можно, лишь анализируя уравнения теории относительности и интерпретируя их решения. Например, темная энергия испытывает антигравитацию: за счет ее присутствия темп расширения Вселенной растет. Темная энергия как бы расталкивает саму себя, ускоряя при этом и разбегание обычной материи, собранной в галактиках. А еще темная энергия обладает отрицательным давлением, благодаря которому в веществе возникает сила, препятствующая его растяжению. Главный кандидат на роль темной энергии — вакуум. Плотность энергии вакуума не изменяется при расширении Вселенной, что и соответствует отрицательному давлению. Еще один кандидат — гипотетическое сверхслабое поле, получившее название квинтэссенция. Надежды на прояснение природы темной энергии связывают прежде всего с новыми астрономическими наблюдениями. Продвижение в этом направлении, несомненно, принесет человечеству радикально новые знания, поскольку в любом случае темная энергия должна представлять собой совершенно необычную субстанцию, абсолютно непохожую на то, с чем имела дело физика до сих пор.