Недремлющее око о чем молятся. «Всевидящее Око» икона — значение и в чем помогает. А именно об Иконе "Недреманное око. Спасово"

Икона Всевидящее Око Божие, встречающуюся в некоторых церквях, считается сложной в своем символизме. Церковь запрещает изображать Господа Бога на иконах, и именно поэтому автор данного образа предпочел изобразить Его в виде знаков и символов, что несколько отличается от обычной иконописи. Несмотря на это, икона - важная реликвия, ее стоит знать и почитать.

История образа

Данная картина, яркий пример возможной популяризации народного творчества в религии, на протяжении всего своего существования активно и яростно обговаривается на всевозможных богословских встречах и заседаниях. Несмотря на неоднозначность иконы, она стала крайне востребованной среди православного народа.

Впервые она появилась во Владимирской земле, где ее создали руки тамошних мастеров в стиле и традициях Владимирского иконописания, по крайней мере, первоначальные образцы.

Исполнен он в охристых тонах, что характерно для той местности. Главной отличительной особенностью является ее простота и одновременно красота композиции. А вот сложность вся - во множестве символов , в ней заключенных. Ведь она не только отличается своей концепцией от привычной канонической иконографии, но и способом подачи всех ключей, раскрывающих смысл.

Читайте о других Господних иконах:

  • «Спас нерукотворный»

Кроме того, это достаточно молодой образ, возраст которого едва достигает 300 лет, т.е. является новоделом. Его создание пришлось на закат традиционной русской иконописи, может быть поэтому «Всевидящее око» содержит неоднозначный, на первый взгляд, концептуальный авторский смысл.

Интересно! Значительная часть духовенства обычно скептически относится к иконе, но мистичность ее не помешала расти популярности среди верующих.

Икона «Всевидящее око Божие»

Значение и композиционные особенности

Образ представляет собой композицию, редко встречающуюся в иконописи. Смысл его - это образ Господа как света для всей Вселенной, а Его ведение человека приравнивается к оку, оттуда и имя - «Всевидящее Око».

На протяжении всего существования иконы уже создали достаточно много списков, поэтому на некоторых досках композиционные картины могут отличаться от оригинала, который рассмотрен ниже.

Композиционный образ собран из множества мельчайших символов, чтобы в целом дать единое представление о свете всего бытия - Господе Боге. Именно Он (символом) располагается в центре доски.

Доска разделяется на 4 круга, на каждом из которых собрано несколько важных элементов:

  1. Первая центральная окружность - тут расположен образ Христа, от которого благословение и спасение каждому страдающему грешнику. Вокруг Него расположена надпись: «Очи мои на верны, чтобы земли посадить и с собою». Из него исходят 4 луча, которые начинаются в круге, а заканчиваются за его пределами. Они обозначают тот свет, который исходит к миру от Христа и Господа. На концах этих лучей, уже по краям всего изображения, располагаются изображения евангелистов или же их символичное изображение;
  2. Вторая - он больше в диаметре, чем первый и содержит человеческое лицо, которое состоит только из 4 глаз, носа и рта. Там же располагается надпись на старославянском, которая означает «Возвеличивает душа моя Господа и радуется дух мой о Боге Спасителе Моем». Этот круг отображает отношение Божественного Начала и мира людей, посредником между которыми выступает молящаяся Богородица, нарисованная между 2 и 3 кругами;
  3. Третий круг ознаменован надписью: «Угль Исайи проявил солнце из Девической утробы, воссиявшее во тьме и подающее просвещение заблудшим». Он пересечен несколькими густыми лучами, идущими из первой окружности, От Христа. из центра главного - Солнца Правды-Иисуса Христа;
  4. Самый главный и последний, усеченный снизу, четвертый круг - в нем символично изображен Бог Отец, благословляющий все человечество. Фигура Господа имеет поднятые благословляющие руки, а ее низ сокрыта в ореоле. По краям от Него расположена надпись: «Бог с небесе сияния своего сподоби мя». Фоном для Него служит чистое звездное небо, где, согласно Писанию, расположено Царствие Небесное. Бог Отец всегда изображается в окружении трех серафимов или четырех ангелов со свитками. От Господа слетает к Богородице Дух Святой в виде голубя.

Значение данного образа заключается в изображении и трактовке всех важных символов христианства, которые помогают человеку держаться на праведном пути и не сходить с него. Стремиться к свету, исходящему от Господа.

Важно! Лик расставляет приоритеты христианства и помогает верующему составить правильную иерархию в своей голове - Господь над всем и начало всего, От Христа - спасение, а Дух Святой и Богородица помогают людям правильно взаимодействовать с ними.

Кому и от чего помогает образ

Для чего и от чего молиться иконе «Всевидящее око»?

Это универсальное изображение, у которого нет границ в просьбах, ведь человек не может ограничить Господа, от Которого и Которым все созидается. Господь всесилен: избавляет человека от неудач, одаривает здоровьем и бодростью, посылает духовную радость.

Именно поэтому перед данным образом можно молиться и просить обо всем - Отец Небесный слышит все молитвы.

Икона оберегает и помогает:

  • от негативного влияния и дурного глаза ;
  • помогает раскрыть скрытые способности человека и помочь духу его подниматься над тяготами и скорбями в поисках Бога;
  • исцеляет от слепоты и помогает справиться с проблемами зрения;
  • покровительствует духовенству;
  • защищает от скорбей и тягот простых людей, независимо от работы, возраста, пола или национальности;
  • удерживает человека от греха;
  • помогает справиться с греховными мыслями;
  • грешнику помогает укрепиться в вере;
  • родителям дает мудрость для воспитания детей;
  • помогает принимать верные решения как в духовной, так и плотской жизни.

Стоит помнить, что Господь - это не волшебная палочка и не исполняет все наши желания. Он суверенный Бог и только Его воля важна для каждого человека. Все, что Он посылает в жизнь - благое для человека.

Важно! Иконы - это не волшебный артефакт исполнения желания. Они лишь помогают человеку настроиться на правильный лад и очистить свое сознание, чтобы молитва была искренней и горячей.

Отец Небесный желает, чтобы каждый человек вначале покаялся и изменил свое сердце . Приходить к Богу только ради материальных благословений - значит, оскорбить Его личность и пренебречь Его волей.

Молитвы, которые наполнены упреками и требований, скорее всего, останутся без ответа, поскольку Отец Небесный не может идти против Своих же законов, так что если человек нарушает Божественные законы и заповеди, как он может рассчитывать на Божественную поддержку?

Стоит поразмыслить над своим сердцем прежде, чем приходить к образу «Всевидящее Око».

Икона на левкасе «Всевидящее око Божие»

Православный интернет-магазин Svyatsy — иконы Господа «Всевидящее Око Божие».

Где разместить икону и как молиться

Данный образ нечасто можно встретить в храме, поскольку из-за его неоднозначности и неканоничности не все духовные служителя хотят размещать его.

Тем не менее изначально икона выступала в качестве украшения стен, куполов и просто как храмовая роспись. До сих пор ее можно увидеть в таких местах в храмах 18-19 веков, а вот в более современных церквях уже такой росписи нет. С течение времени она стала появляться как полноценный образ на иконостасе в храмах и домах.

Совет! Образ можно приобрести для личного иконостаса либо у коллекционеров (имеется в виду более древнее изображение), либо в магазине икон.

Приобретать такую икону можно только в том случае, если совесть и дух не осуждает. Для многих верующих его спорность и то, что у духовенства нет единого ответа, вызывает сомнение и раздумья. В таком случае не стоит приобретать доску. В противном случае, после приобретения необходимо правильно ее разместить среди других изображений.

На открытую полку можно ставить лампаду, возжигать ее во время молитвы, по воскресеньям. Центральное место в иконостасе должны занимать образы Спасителя (Христос Вседержитель) и Богородицы (на выбор). Они должны быть и самыми большими по размеру. По бокам уже можно разместить остальные иконы, которые выберут хозяева. Это образы святых, церковных праздников, Ангелов. Иконостас должен быть расположен таким образом, чтобы ничто не отвлекало от молитвы.

Среди прочих икон поставить следует и «Всевидящее око». Следует уточнить, что специальных молитв к ней не написано, но это не значит, что человек не может молиться к ней обычными своими словами и искренне рассказывать Богу о всех проблемах, его мучивших и страстях одолевающих.

В качестве молитвы можно читать перед ней «Отче наш» , канон покаяния , акафист Иисусу Сладчайшему . Прекрасно подойдут в качестве молитв чтения прославляющих и покаянных псалмов. Просить Бога Отца можно о милосердии, о благословении на изучение Писание, о том, чтобы иметь доброе и любящее сердце, обо всех духовных проблемах.

Важно! Не следует использовать икону для магических ритуалов, поскольку Церковь запрещает обращаться к колдунам, бабкам и ведьмам. Это само по себе считается большим грехом, а использовать для этого икону - существенно усугубляет вину человека.

Молитесь образу «Всевидящее Око» дома, прося Отца Небесного о милости.

Посмотрите видео о неканонических иконах

События из истории иконы

Это одна из самых редких икон, но имеет только местночтимое значение, а жаль, ибо аллегория, заключенная в этой красивой композиции, глубока и многосимволична. Икона пришла в Россию из Святого Афона, где была создана приблизительно на рубеже XIII – XIV веков греческим иконописцем Мануилом Панселином, работавшим в македонской школе, кисти которого принадлежат росписи таких Свято-Афонских монастырей, как Ватопед, Успенский собор в Протата в Карее (там же, на Афоне). Также некоторые западные исследователи предполагают, что Мануил Панселин выполнил фрески в главных церквах монастырей Пантократор и Великая лавра. Ему же принадлежат иконы и многие иные древние иконописные шедевры в монастырях Святого Афона.

В России в городе Рыбинске есть монастырская икона недалеко от вокзала г. Рыбинска, известная чудотворной силой. Сведения, как добраться до места, где она находится, см. в разделе «В каких храмах есть икона». В рыбинскую часовню ее пожертвовала дочь знаменитого проповедника, протоиерея Родиона Путятина. Только вот название этой иконы – «Спас Недремлющее око». Тут начинается некоторая путаница, которая возникает, например, при указании изобразительной разницы между иконами Богородицы «Семистрельная», или «Умягчение злых сердец». Они различаются в деталях, но типология и значение их практически едины.

Есть в Угличе в Богоявленской часовне Богоявленского монастыря икона «Спас Недремлющее око», которую в 1848 году оставила в дар жительница города А.В. Лебедева, которая удостоверила, что сия икона очень древняя и с давних пор считается чудотворной. Список иконы хранится там поныне.

Другая икона с таким же названием находится в городе Угличе Ярославской губернии, в часовне, устроенной под соборной монастырской церковью. Она пожертвована в 1848 году.

Значение иконы

«Спас Недреманное око», по-гречески «Христос-Анапесон» – иконографический тип, который имеет немного канонических версий. Сюжет иконы «Недреманное око» основан на предании о земной жизни Богоматери. На пути из Иерусалима в Назарет (по другим предположениям – по пути в Египет, но тогда Христос совсем еще дитя) уставший от дороги Христос-Отрок прилег отдохнуть, а Богоматерь оберегала Его сон. Во время отдыха ангелы возвестили Ей о будущем крестном страдании Первенца Ее, отчего так скорбно Ее лицо и нежно-печально склонен к ложу Сына стройный стан. Параллельный отдыху – упокоению – символ на образе, где вместо престола, ложа, на котором отдыхает Христос, изображен пологий крест, и на иконе – надпись «Господь Вседержитель Недреманное око, вознесен бе на кресте».

В поздних списках, один из которых иконописец Юрий Кузнецов взял за основу списка в стиле кузнецовского письма, на иконе изображены два ангела. Тот, что парит над ним, держит в руках рипиду 1 . Эта древняя церковная утварь участвует в литургии, когда происходит освящение даров перед причастием: хлеба и вина – тела и крови Христовой, ими осеняют дискос, на котором лежат хлебы-просфоры, символ тела Его, и потир – чаша с вином, символом крови Его. В целом – жертвой бескровной. Здесь, на иконе, рипида колышется в небесах над юным Христом, который еще не вышел на путь проповеди; но это – провозвестие о Нем, как об агнце на заклании, о чем упоминали ветхозаветные пророки.

В Его ногах стоит ангел с крестом, копием и тростью с губкой: крест – символ Древа, на котором Он будет распят, копие – пронзит Его грудь, губка на трости – Его напоследок по Его просьбе напоят уксусом: «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух» (Инн. 19; 28–30).

А пока Он – только усталый мальчик, который спит и не спит, как юный лев, Мать Которого уже все знает о будущем Сына и каждый раз, глядя на него в следовании за Ним по Его пути, помнит заранее и о Его крестных муках, и Его Воскресении. Но, несмотря на знание о Воскресении, о великом качестве события, которое перевернет все духовное бытие человечества, открывая всем, кто последует за Сыном Человеческим, путь к Бессмертию, Ее материнское сердце страдает, ибо часы Его мук – это муки Ее Божественного Первенца, Ее РЕБЕНКА. Только Ей, Богородице, ведомы и вся горечь, и все потрясение от утраты единственного Дитя, и радость Его Пасхального Воскресения. Не потому ли, когда мы произносим слова: «Богородице, Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою…», то ком становится в горле, поскольку мы вкладываем в слова этой прекраснейшей и нежнейшей из богородичных молитв смысл великого со-чувствия избавлению от Материнских мук о Сыне и вечной радости пребывания с Ним рядом, а что может быть прекраснее священной участи матери, чем существование рядом со своим возлюбленным чадом…

Знает все это и Отрок-Христос, и подвиг Его, при внимательном, горячем, сердечном рассмотрении этой иконы, становится еще величественней, выше, и, если хотите, трогательней для души, еще более возвеличивая суть и смысл того, во что верят христиане.

Вот неслышимый диалог между Матерью и Сыном, который предполагают богословы и который вполне реален и логичен: «Господь Всемогущий, Сын мой и Бог мой, прислушайся и выслушай молитву Твоей Матери, которая просит Твою святость». Сын же отвечает: «Почему, дорогая мать, ты боишься, видя, что я упокоился на брачной постели, распят и уложен во гроб? Я воскресну во славе и покараю силы ада».

Теперь, зная чуть больше об иконе «Спас Недреманное око» и глядя на нее, созданную в кузнецовском письме, в его радостных, сияющих тонах, не подумается ли, что, конечно, можно и нужно приехать на поклонение в места, где находится этот редкий, осененный временем и многими молитвами – диалогами с Господом и Матерью Божией – список. Но чтобы видеть этот священный, удивительный по своей многозначности образ ежедневно – не включить ли его в череду своих домашних икон?

Посмотрите на эту икону еще раз, заново, после того, что прочли о ней, о ее значении. Порадуйтесь тому, что при желании, если она будет у Вас дома, Вы сможете подойти к ней каждый день, если того потребует душа, тоскующая по Любви, взыскующая Веры, стремящаяся не утратить Надежды. Мы все, уверовавшие в Него, вечно теперь стоим перед Его Недреманным оком, которое защитит и направит нас всегда, а Богоматерь – отныне и вовеки будет нашей перед Ним Ходатаицей и Заступницей.

___________________________
1 Рипи́да (с греч. – опахало, веер) – в Православной Церкви богослужебная утварь в виде металлического либо деревянного круга, ромба или звезды на длинной рукояти.

Символ «Всевидящее око» относится к древнейшим знакам. В том или ином виде он использовался в религиях множества народов. Глаз в треугольнике, изображенный на различных предметах для священных обрядов, археологи до сих пор находят в разных уголках планеты. Каким значением обладал амулет Глаз Бога в древние времена, почему его именуют «масонский знак» и как используют сейчас предлагаем узнать ниже.

Существует теория, что знак Глаз Бога появился больше 6-ти тысячелетий назад. Символ в разных религиях изображался в двух вариантах:

  1. Рисунок божественного ока внутри равностороннего треугольника. От самого треугольника расходятся лучи. Этот вариант принадлежит египетской культуре, именуется «Глаз Гора».
  2. Око изображено не внутри фигуры, а на вершине треугольника.

Символ встречается на различных предметах, дошедших до нас из древности.

По одним источникам, древний символ глаз в треугольнике защищает человека от зла в виде душевных и физических заболеваний. Также он обладает силой исцеления.

Другие источники утверждают, что амулет способствует развитию искусства ясновидения, способствует раскрытию лжи, притягивает положительную энергетику. Знак также помогает познать внутренний мир, определить свое предназначение, быть твердым и не отступать от принятых решений.

В египетской культуре

Глаз Гора с бровью.

В египетской культуре знак был обозначением могущественного бога Гора. В преданиях говорилось, что у Гора были необыкновенные глаза: левый – это Луна, а правый глаз – Солнце. Он наблюдал круглые сутки за происходящем между людьми всей земли, и от его пронзительного взгляда ничто не могло ускользнуть.

В буддизме

В буддизме также встречался иероглиф, схожий с египетским знаком Око Гора. Смысл этого изображения сводился к мудрости и истинным знаниям. Тот человек, который носил на себе амулет с изображением знака, мог открыть дорогу к истине.

Также в буддизме есть предание, в котором говорится: «Владеющий амулетом Глаза может заглянуть в будущее».

Фраза «Третий глаз» вышла из буддизма. Ее значение «открыть возможность видеть истину ».

В странах Востока

У восточных народов обозначение символа Глаз Гора схоже с египетским: образ соединения Солнца и Луны. Солнечная звезда наблюдала за людьми при свете дня, а Луна – ночью.

В древней Греции

Древние греки также использовали символ Всевидящего ока. В их религии он приобретал смысл союза Зевса и Аполлона. Амулет с изображением, подобным Глазу Гора, даровал своему владельцу способность к истинным знаниям, открывал его душу для божественного озарения. В дополнение к этому считалось, что амулет своим светом отгоняет злых духов.

У народов Северной Америки

У индейцев, в давние времена проживающих на землях Америки, также имелся магический иероглиф, подобный египетскому Оку Гора. В их культуре знак воплощал в себе Глаз Великого духа. Они искренне верили, что через изображение глаза Дух наблюдает за ними.

По некоторым теориям значение древнейшего символа настолько понравилось американцам, что они стали изображать его на долларовой купюре, чтобы привлечь покровительство Гора и получить его благословение на развитие страны.

Изображение магического знака и сейчас печатается на долларе. Интересно, что в последствии эту идею переняли украинцы – рисунок ока в треугольнике, очерченный окружностью, встречается на банкноте номиналом в 500 гривен.

Американцы верят – знак пришел от масонов, обладает магическим могуществом, обозначает мудрость.

Историческая справка. Масонское движение было организовано обыкновенными рабочими-строителями. Их рисунок выглядел так: треугольник с глазом внутри, рядом – изображение строительного мастерка, а по углам вверху знака – солнце и луна. Символ был обведен циркульной окружностью. Для масонов треугольник с глазом означает ум и божественное озарение.

Амулет глаз Гора в наше время

Амулет Глаз Гора защитит своего обладателя от зла.

В наше время амулет используется в качестве оберегающего от зла талисмана. Экстрасенсы и маги также используют его для проведения ритуалов. В основном эти ритуалы связаны с общением с потусторонним миром.

Для использования талисманом нужна его активация:

  • когда дома никого не будет, подготовить подходящую атмосферу: выключить свет, зажечь свечи, расположить амулет перед собой;
  • далее нужно подготовиться самому: расслабиться, сосредоточиться на амулете и мысленно представлять сферу, в которой нужна помощь древнего божества – например, работа или гармония в семье;
  • несколько минут заряжать амулет своими мыслями, не отвлекаясь на посторонние темы.

Амулет Глаз Гора нужно постоянно носить с собой, желательно невидимо для окружающих. Чаще всего талисман носят в форме подвески на шнурке за воротом рубашки.

Как использовать оберег Всевидящее око

Оберег в виде Всевидящего ока дает хороший эффект от личного пользования в виде амулета, вышивки на одежде или тату на теле. Чаще всего его носят как украшение – в виде кулона или подвески.

Некоторые приобретают предметы интерьера (картины, статуэтки) с изображением магического символа, чтобы защитить свое жилье от злых сил. Но в таком случае знак имеет меньшую силу, чем в условиях индивидуального использования.

Значение тату глаза в треугольнике

Тату, на котором изображен глаз внутри правильного треугольника, несет в себе значение мудрости, огромной душевной и физической силы, стремление к изучению истины. Подходит всем без исключения. Чаще всего татуировку с Глазом Гора делают маги, чтобы усилить свою энергетику и открыть вход в потусторонний мир.

Желающим сделать подобную татуировку нужно знать некоторые нюансы расположения рисунка на теле:

  • женщины наносят символ на плечи или спину;
  • если девушка набивает татуировку Всевидящего ока на запястье, это может означать принадлежность к нетрадиционной ориентации;
  • мужчины также носят татуировку на плечах и спине, спокойно могут изобразить на запястье.

Для разных полов значение тату в виде Всевидящего ока немного отличается:

  1. Девушки при помощи этого рисунка выражают свою таинственность, загадочность. Также владелицам такой татуировки око помогает усилить интуицию.
  2. Мужчины, которые носят тату, заявляют о своей силе, как физической так и духовной.

Татуировку глаза в треугольнике нужно делать с большой осторожностью. Сплетаясь с энергетикой индивидуального человека, древний символ проявляет себя по-разному. Каждому обладателю тату он дает индивидуальные способности, усиливает разные свойства характера.

11 июня 2010 года (29 мая по ст. стилю) Русская православная церковь Московского Патриархата официально почитает одну из своих святынь "Икону Божией Матери "Недремлющее Око".

Если посмотреть информацию об этой иконе на сайте (http://days.pravoslavie.ru/Life/life1172.htm), то там можно прочесть следующее:

"Икона Божией Матери "Недремлющее Око " была пожертвована дочерью известного в прошлом проповедника Родиона Путятина и находилась в монастырской часовне в городе Рыбинске.

Чудотворный образ прославлен многочисленными исцелениями. Наименование "Недремлющее Око" усвоено иконе в связи с надписью под изображением: "Аз сплю, а сердце Мое бдит " (Песн. 5, 2) ".

И тут же "богословские историки" добавляют, что мол... "известен и другой древний чудотворный образ Божией Матери "Недремлющее Око", находившийся ранее в городе Угличе в Богоявленском монастыре.

Эта икона была пожертвована монастырю в 1848 году жительницей Углича А. В. Лебедевой.

По молитвам Божией Матери чудотворный образ прославлен многочисленными благодатными исцелениями".

Поэтому у нас появляется и первая дилемма.

Какой же, из двух образов, является первоначальным, а какой "списком" то есть копией?

И как вообще в той, старой России возник культ почитания этой иконы?

Во первых потому как города Рыбинск и Углич, это даже не только не соседские города, а в масштабах истории России, это как бы две исторические противоположности.

Во вторых с самим понятием иконописного образа "Недремлющее око", как то не сложилось в РПЦ МП.

Потому как есть еще и иконы с очень сходным названием. "Спас. Недремлющее око".

Все это, безусловно, вносит сумятицу в умы верующих, но и дает "шанс" историкам внести ясность в этот вопрос.

Поэтому последуем по пути указанному нам на сайте "Православие. ру" и отправимся в славный, но, увы, ныне совершено забытый старинный, а я бы и добавил исконно русский город Рыбинск.



Ну, а какое же путешествие без карт и путеводителя?

Тем более по такому сложному маршруте и еще боле сложному вопросу как появления в Рыбинске "чудотворной иконы Божией Матери".

А в качестве путеводителя, мы возьмем в дорогу книгу Е. Поселянина. "Сказания о чудотворных иконах Богоматери!!

Очень занимательная книга, да вот название настораживает.

Слово "сказание" и "история" как-то мало друг с другом совместимы?

Но, давайте посмотрим, что собрал для нас о предмете нашего исследования, уважаемый в РПЦ МП популяризатор церковной истории.

Да и важное замечание! Мы читаем все не просто так. Мы с вами уважаемый читатель попытаемся все перепроверить! Итак...

Икона "Недремлющее око"

"В городе Рыбинске, в монастырской часовне, устроенной недалеко от вокзала Рыбинско – Бологовской железной дороги, находится древняя чудотворная икона, именуемая "Недремлющее око".

Ее пожертвовала дочь знаменитого проповедника, протоиерея Родиона Путятина, который питал к этой иконе особенное благоговение вследствие семейных преданий.

Образ имеет 10 вершков в ширину и один аршин в высоту; писан он на полотне, наклеенном на деревянную доску; живопись его принадлежит к итальянскому стилю. Пресвятая Дева изображена в половину роста; Она сидит перед столом в комнате с подобранной на левой стороне занавесью темно-зеленого цвета.

Глава Ее покрыта белым покрывалом, из-под коего виднеются волосы. Пречистое лицо Ее и печальный взор опущены долу и обращены к лежащему Богомладенцу. Левая рука Богоматери, покоящаяся на столе, поддерживает главу Ее, а правая спящего Богомладенца.

Глаза Предвечного Младенца закрыты, а глава Его обращена в правую сторону; правая рука покоится на правой руке Богоматери, а левая на согнутом колене Его левой ноги; средняя часть тела покрыта белой тафтой. Внизу иконы находится следующая надпись: "Аз сплю, а сердце Мое бдит" (Песнь песней, V, 2).

Эта надпись свидетельствует, что наименование иконы "Недремлющее око" имеет символическое значение: она указывает на то, что Спаситель и Его Пречистая Матерь всегда неусыпно пекутся о нашем спасении.

Другая икона с таким же названием находится в городе Угличе Ярославской губернии, в Богоявленской часовне Богоявленского монастыря, устроенной под соборной монастырской церковью.

Она пожертвована в 1848 году жительницей Углича А. В. Лебедевой, которая удостоверила, что сия икона очень древняя и с давних пор считается чудотворной.

Икона имеет более аршина вышины и 3/4 аршина ширины и писана на доске итальянской живописью.

Богородица изображена сидящей в комнате с окном на правой стороне. Глава Ее обращена в левую сторону и покрыта до плеч покрывалом синего цвета, из-под которого выбиваются волосы. Очи Богоматери полуоткрыты и обращены к спящему Предвечному Младенцу.

Верхнее одеяние Ее голубого, а нижнее алого цвета. Спящий Богомладенец покоится на левом колене и левой руке Богоматери; глава Его обращена в левую сторону; руки сложены под грудь, а ноги согнуты в коленях и опущены вниз.

Все тело Его одето в рубашку белого цвета и положено на развернутую белую пелену, один край которой поднят правой рукой Богоматери в уровень с Ее правым плечом. Икона украшена позолоченной ризой и венцами.

Другие украшения на сей иконе – три серебряные изображения ног и два серебряных креста пожертвованы лицами, исцелившимися после молитвы перед сей иконой.

Перед этой иконой, равно как и перед первой, читается следующая молитва Богоматери :

"О, Предивная Госпоже, Владычице Богородице! Приими нас, припадающих к Твоему образу; воззри недремлющим оком Твоим на душевные язвы наши греховные; умоли сердцем бдящего о нас Сына Твоего, Христа Бога нашего, да избавит нас с верой к Нему прибегающих от тяжкого сна греховного и от всех навет вражеских, да спасет души наша, яко Человеколюбец".

Как видим информация Е.Поселянина немного дополняет ту информацию, что мы узнали на сайте "Православие.ру".

А именно об Иконе "Недреманное око. Спасово"

"Кроме двух указанных икон, именующихся "Недремлющее око", существуют еще символические изображения Богоматери с названием "Недреманное око Спасово". Известны два таких изображения.

На одной иконе изображен Отрок Иисус Христос, лежащий на одре.

К Нему приближается с выражением материнской любви Пресвятая Богородица, а направо ангел показывает Ему орудия страстей: крест, копие и трость с губкой, которые держит в руке.

Над Предвечным Младенцем парит другой ангел, осеняя Его рипидою.

(Справка: Рипида, рипиды (греч. – опахало, веер) – в Православной церкви богослужебная утварь в виде металлического или деревянного круга, ромба или звезды на длинной рукояти.

Рипиды употреблялись при совершении таинства Евхаристии с самых древних времен. В литургических указаниях говорится, что два диакона должны держать их с обеих сторонпрестола. По форме рипиды бывают круглыми, квадратными, звездообразными. В Русской Православной Церкви со времени принятия христианства рипиды делались металлическими, с изображением серафимов.

Рипидами осеняют дискос и потир на великом входе залитургией, их выносят в уставных местах архиерейской службы, в Крестных ходах, с участием епископа, и в других важных случаях. Рипидами осеняется гроб почившегоархиерея.

"На другой иконе, очень древней по происхождению, Спаситель изображен в виде глубоко задумавшегося Младенца, возлежащего и опирающегося на одну руку.

Перед Ним с одной стороны стоит Богородица, с другой ангел, а над главой два серафима держат орудия страданий: крест, копие и трость.

Вверху всего изображена благословляющая десница Господа Саваофа и от Него исходящий на Иисуса Дух Святой".

Как видим вопрос о происхождении иконы "Недремлющее око" не так прост, как может показаться при первом рассмотрении этого вопроса.

Для жителей Москвы и ее окрестностей вдруг решивших, на выходные, внезапно совершить путешествие в город Рыбинск и лично приложится к иконе "Недремлющее око", сообщаю, что туда не так вот просто и попасть.

Пассажирский поезд из Рыбинска следует до Москвы 3 раза в неделю через малонаселённые районы Ярославской и Тверской областей, через станции Сонково и Савёлово.

Кроме этого, через Рыбинск следуют пассажирские поезда из Самары,Иванова на Санкт-Петербург.

Других пассажирских поездов дальнего следования через Рыбинск не ходит.

Пригородным железнодорожным сообщением и автомобильными дорогами Рыбинск связан с Ярославлем, и путь с пересадкой в Ярославле часто оказывается быстрее.

Для тех же из читателей которые никогда не бывали и вероятно никогда и не будут в Рыбинске тем не менее могут представить себе населения этого городка, по составу популярной российской группы "Чё те надо?" (первый состав группы "Балаган Лимитед") была создана в мае 1996 года в городе Рыбинске!

Ну, а мы, переходя к официальной характеристике города должны отметить, что, ныне Рыбинск – город в Ярославской области России.

Сам город расположен у слияния рек Волги, Шексны и Черёмухи в равнинной, часто заболоченной, местности. Через него проходит условная граница зоны смешанных лесов и тайги.

Исторически Рыбинск возник на правом берегу реки Волги при впадении в неё реки Черёмухи. Острый мыс между ними называется Стрелка.

Устье реки Шексны – левого притока Волги, как и другие левобережные районы, вошли в состав города только в XX веке, в связи с бурным ростом в период индустриализации.

В историческом центре города найдена стоянка каменного века, что позволяет говорить, что люди здесь жили "всегда".

Поселение на территории города известно с 1071 года. Сначала оно называлось Усть-Шексна.


В 1137 году под именем Рыбинску поминается в уставе Новгородского князя Святослава Ольговича.

В 1504 году упоминается уже как Рыбная слобода в духовной грамоте Ивана III, в это время и позднее принадлежала непосредственно московским царям и обеспечивала царский двор рыбой.

Сохранились документы о натуральном рыбном налоге на жителей.

В 1777 году она, став центром уезда Ярославской губернии, получила статус города и название Рыбинск.

После переноса российской столицы Петром Первым в Петербург, г. Рыбинск оказался в очень выгодном географическом положении – на перекрёстке путей от Петербурга к Каспийскому морю и из Сибири (через Каму) к Балтийскому, что послужило главной причиной быстрого роста города в XVIII-XIX веках.

Здесь заканчивался глубоководный путь с низовьев Волги.

Поэтому в Рыбинске происходила перегрузка товаров и хлебных грузов, пришедших с низовьев Волги, на небольшие суда, которые могли перемещаться по Мариинской и Тихвинской водным системам, соединяющим Волгу с Балтикой.

В 1863 году строится железная дорога вдоль Шексны, а в с 1870 года по железной дороге Рыбинск-Бологое, после чего перегрузка шла и в железнодорожные составы.

В начале XX века хлеба и товаров привозилось в Рыбинск до 1,5 млн. т на сумму около 75 миллионов рублей.

Только сравнительно незначительная часть хлеба перемалывалась на местных мукомольных мельницах и шла на варку пива.


В городе возникло большое складское хозяйство, в том числе один из первых нефтяных складов братьев Нобелей.

Перевалка грузов в летнее время привлекала в город огромное количество бурлаков и грузчиков, которые жили прямо на берегу и многократно превосходили число постоянных жителей.

Давайте посчитаем, какое же количество бурлаков должно было быть нанято, чтобы доставить следующий груз.

По ведомости за 1780 год известно, что на Рыбинскую пристань на различных судах привезено: муки ржаной – 430000 кулей по 9 пудов; пшеничной – 20000 кулей по 7,5 пуда; крупичатой – 4000 мешков по 5 пудов.

Определите количество бурлаков, нанятых для перевозки этого груза, если известно, что на 1000 пудов груза нанимали 3 человека?

(Ответ – 12120 человек)

Основной груз, привозимый в Рыбинск, было зерно, мука. Караваны судов с хлебом выстраивались вдоль волжских берегов на несколько верст.

Для того, чтобы купцам удобнее было проводить свои сделки, была учреждена купеческая биржа.

Но везли, как уже говорилось, в Рыбинск не только хлеб, но и другие товары. Поэтому приходило бурлаков в Рыбинск с низовых пристаней от 140 до 170 тыс. человек.

И с давних пор г. Рыбинск получил название столицы бурлаков.

В честь этого на Волжской набережной города стоит скульптура "Бурлака".

Тяжел был труд бурлаков. Увязая в песке, истекая потом, в натуге вышагивали они, оставляя следы по всему побережью матушки Волги. Русские художники и поэты неоднократно в своих произведениях обращались к тяжкой доле бурлаков.


Это и И.Е.Репин – картина "Бурлаки на Волге", и наш земляк – Н.А.Некрасов в своих стихах.

Плечами, грудью и спиной

Тянул он барку бечевой,

Полдневный зной его палил,

И пот с него ручьями лил.

И падал он, и вновь вставал,

Хрипя, "Дубинушку" стонал;

места барку дотянул

И богатырским сном уснул

И, в бане смыв поутру пот,

Беспечно пристанью идет.

Зашиты в пояс три рубля.

Остатком – медью – шевеля,

Подумал миг, зашел в кабак

И молча кинул на верстак

Трудом добытые гроши

И, выпив, крякнул от души,

Перекрестил на церковь грудь:

Пора и в путь! пора и в путь!

Он бодро шел, жевал калач,

В подарок нес жене кумач,

Сестре платок, а для детей

В сусальном золоте коней.

Он шел домой – неблизкий путь,

Дай бог дойти и отдохнуть!






Но возвращаемся в Рыбинск. Так, в начале XX века зимнее население города составляло 25 тыс. человек, но в период навигации оно учетверялось.

Массовое развитие пароходства на реке Волге, привело к тому, что к 1870 году бурлаков на Волге не осталось.



В городе развивается и промышленность. Купец Н. Журавлёв в 1859 году строит в окрестностях города крупнейшую в Европе канатную фабрику, затем кирпичный и судостроительный заводы.

Строится чугунолитейный завод Головина и железнодорожные мастерские.

В городе работали крупные мукомольные фабрики купца Е. Калашникова и А. Галунова.

С XVIII века город застраивался по единому плану, созданному Ярославским губернским архитектором И. Левенгагеном в 1784 году: одни улицы параллельны берегу Волги, другие строго перпендикулярны, кварталы в плане – квадратные.

Главной улицей города стала Крестовая, вытянутая вдоль Волги.

На углах часто возводились двухэтажные особняки, типовые проекты которых были приняты в Российской империи.

Из-за большого числа купечества город отличался высоким состоянием жителей, при небольшой численности населения и уездном статусе имел многие учреждения, свойственные большим городам: гимназии, училища, библиотеки (1864 год – публичная библиотека при хлебной бирже, 1880 год – земская библиотека), благоустроенную набережную, городские парки, храмы всех конфессий (кроме православных -старообрядческие, костёл, лютеранскую церковь, синагогу).


В 1860 году строится типография, которая развилась в крупное предприятие функционирующее и поныне.

С 1864 года в городе выпускается газета.

В1876 году по проекту архитектора А. Шретера построен большой театр, на сцене которого с гастролями побывали практически все известные артисты дореволюционной России.

Украшением города служат два здания хлебной биржи, построенные на крутом волжском берегу.

Хлебная биржа в Рыбинске открытая в 1842 году была третьей биржей в России.

Старая биржа выстроена в строгом классическом стиле, новая построена в 1912 году по проекту А. В. Иванова в псевдорусском стиле, покрыта снаружи изразцовой плиткой, стоит она на монументальном каменном цоколе во всю высоту волжского берега. В настоящее время в ней находится историко-архитектурный музей-заповедник с богатой коллекцией картин.

Здание биржи вместе с собором, выстроенным в традициях русского классицизма, и мостом, перекинутым через Волгу составляют единый ансамбль, являющийся "визитной карточкой города".


Открытие памятника императору Александру II в Рыбинске. 6 мая 1914 г. Россия, Ярославская губ., г. Рыбинск


Среди памятников Рыбинска есть один, который выделяется своей судьбой. Не только тем, что он первый памятник в городе, и не потому что споры вокруг него до сих пор не затухают. Интересна и судьба постамента, на котором в разное время побывало целых пять памятников. История эта началась 94 года назад, 6 мая 1914 г, с открытия памятника Александру II.

Одним из почитаемых правителей России был император Александр II. Александр Николаевич старший сын императора Николая I родился в 1818 г. С детства готовился к управлению страной. Среди его учителей был В.А. Жуковский. Будучи цесаревичем, предпринял путешествие по России (посетил и Рыбинск). После смерти Николая I стал императором.

Проводил внутренние реформы – отмену крепостного права в 1861г, реформы местного самоуправления: городскую, избирательную; военную, судебную, земскую. Вел активную внешнюю политику – присоединение Средней Азии (Хивинское и Кокандское ханства, Бухарский Эмират), Кавказские войны (Чечня и Дагестан), освобождение Балкан от Османского ига (Русско-Турецкая война 1877-78 гг.) На него было совершено семь покушений. Погиб от взрыва бомбы 1 марта 1881 г.

Во многих городах России были установлены памятники в честь царя-освободителя. 6 мая 1914 г. Рыбинске на Красной площади был установлен первый памятник в городе – скульптура Александра II. Монумент был посвящен освобождению крестьян от крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.

Был организован конкурс на изготовление памятника. В зале городской Думы развесили проекты от фирм А. Моран, Козлова и Гладкова, Георг Поль, Виллер. В итоге предпочтение отдали петербургской фирме А. Моран. Скульптором памятника стал Александр Михайлович Опекушин, выходец из ярославских крепостных достигший звания академика.

Самое знаменитое его творение – памятник А.С. Пушкину в Москве. За свою жизнь скульптор несколько раз создавал образ царя-реформатора. Каждое его произведение проникнуто глубоким чувством ансамбля, светлой гармонией, отточенностью до совершенства художественной формы. К слову сказать, это последнее произведение художника. Высота памятника составляла 11? аршина (примерно 4,61 м).

Бронзовые части памятника, как-то фигура Александра II высотой в 5 аршин в рост, с обнаженной головой, в сюртуке, со свитком манифеста в левой руке, опираясь на колонну; государственный герб с лицевой стороны и герб Рыбинска с задней стороны памятника, были отлиты из лучшей художественной бронзы.

Пьедестал был изготовлен из лучшего красного финляндского полированного гранита, состоящий из 32 камней. В январе 1914 г. освятили место. Изготовили медную доску со словами для потомков, заложили фундамент. Освящение состоялось 12 января с торжественной литургией в Спасо-Преображенском соборе. Открытие памятника состоялось 6 мая 1914 г.

На Красную площадь были приглашены все учащиеся рыбинских школ (примерно 3500 человек), солдаты, именитые гости: архиепископ Ярославский и Ростовский, губернатор Татищев.

В биржевом зале дан роскошный обед. Зачитаны телеграммы товарища министра МВД Джунковского, генерала Чистякова, рыбинского фабриканта М.Н. Журавлева, фирмы Моран. 7 мая телеграмму Татищеву прислал Николай II.

Вокруг памятника была сделана деревянная ограда по проекту городского архитектора Константина Александровича Гуськова (окрашена под цвет пьедестала).

В 1918 г. отмечали первую годовщину Октябрьской революции. Решено было скульптуру Александра II сбросить с пьедестала и установить советский памятник. Участь памятника была решена, его отдали на переплавку, на пьедестал установили композицию "Освобожденный труд" – серп и молот на наковальне. Затем в 1923 г. по заказу рыбинцев московский скульптор Георгий Дмитриевич Алексеев изготовил бюст Ленина их первосортного цемента с добавкой мраморной крошки для прочности.

В 1934 г. был установлен памятник Ленина с поднятой правой рукой.

В 1959 г. решено было сменить памятник. Скульптуру отлили на Мытищенской скульптурно-художественной фабрике из бронзы. Автор нового памятника народный художник Дагестана Хас Булат Нухбекович Аскар Сарыджа.

Модель скульптуры Александра II хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге, куда была отдана на вечное хранение рыбинским купцом Е.С. Калашниковым.


Вернее это они поднятые мною из исторического небытия посмотрят на Вас, ныне живущих!

И зададут вопрос: "Ну и что? В Космос говорите полетели? А про икону "Недремное око" помните?

Мы тоже верили...

Вот несколько примеров.

Рыбинский купец Л.Л.Попенов, с семьей. 1910 – 1917 гг. Россия, Ярославская губерния. г. Рыбинск.


На фотографии запечатлена семья рыбинского купца Попенова.

В августе 1918 года, после покушения на В.И.Ленина и убийства М.С.Урицкого, большевики объявили в стране акцию возмездия – красный террор. Не остался в стороне и уездный город Ярославской губернии – Рыбинск.

4 сентября 1918 года в газете "Известия Рыбинского совета рабочих, солдатских и красноармейских депутатов появилось грозное извещение Рыбинского уездного военного комиссариата:

"Всем, живущим на капитал, эксплуатирующим чужой труд, объявляется красный кровавый террор! Суд над изменниками, будет краток и беспощаден – в 24 часа приговор и расстрел!"

Рыбинская уездная чрезвычайная комиссия составила "плановый наряд" на расстрелы. Массовые расстрелы продолжались в течение двух суток. Производились как одиночные, так и кассовые расстрелы.

Под расстрел попали семьи рыбинских купцов Поленовых, Дурдиных, Жеребцовых, Садовых и других. Дурдины, Жеребцовы, Садовые были людьми очень состоятельными, то Поленовы были купцами среднего достатка.

Механизм проведения красного террора был следующим.

Председатель Рыбинской уездной ЧК П.И. Голышков вызывал к себе подчиненных и давал задание расстрел конкретных лиц. Собиралась расстрельная команда из 4-5 чекистов.

Эта группа шла по конкретному адресу, производился обыск с конфискацией ценного имущества. Затем хозяин дома или несколько членов семьи выводились из дома под предлогом их направления в ЧК для допроса. Однако, арестованных вели не в ЧК, а в лес или сарай и там расстреливали.

Часть имущества убиенных делились между членами расстрельной команды, а часть сдавалась в ЧК. По пути от места расстрела до ЧК члены расстрельной команды заходили в дом одного из чекистов, где напивались до сильного алкогольного опьянения.

Подобным же образом действовали красноармейцы из военкомата, также участвовавшие в проведении акции красного террора.

Подобным образом акции красного террора проводились во многих уездах Российской империи, Всероссийская ЧК в конце 1918 года была вынуждена начать расследование массовых злоупотреблений на местах. Действия Рыбинской уездной ЧК проверила Ярославская губернская ЧК. При этом выявились следующие обстоятельства:

Члены расстрельных команд еще до начала обысков были в состоянии среднего алкогольного опьянения.

Если отсутствовал приговоренный к казни человек, могли расстрелять любого члена его семьи.

С жертвами обращались подчеркнуто грубо, не скупясь на отборный мат.

Члены расстрельных команд подсознательно чувствовали незаконность своих действий.

Пренебрежительное, циничное отношение к факту убийства.

Аналогичная судьба ожидала и доживших до 1917 года и других рыбинских купцов!

Дети рыбинского купца Жилова (фотография)


В XIX – начале XX веков город Рыбинск Ярославской губернии был типичным российским купеческим городом.


Купеческие династии в Рыбинском крае начали зарождаться во времена Петра I. Одной из самых старых династий стала династия купцов Жиловых. Самый яркий из Жиловых – Александр Васильевич Жилов /1854 – 1909 гг./, владелец мукомольной мельницы, оснащенной самым лучшим английско- швейцарским оборудованием. После смерти А.В.Жилова его сыновья Василий и Андрей, которых видим на снимке, продолжили дело отца.

Семья Кузнецова Матвея Сидоровича – крупного купца и предпринимателя, монополиста фарфорового производства (фотография)

Кузнецов Матвей Сидорович – владелец многих фарфоровых и фаянсовых заводов России (среди них завода в с. Песочном (под Рыбинском) снят в кругу родственников: 2-ой справа в первом ряду. Группа из 15-ти человек расположена в 2 ряда на фоне стены, задрапированной по бокам шторами с тяжелыми кистями, между которыми находится картина.

}