На какой предмет похож сундук. Проект сундук.docx - информационный проект "История появления сундука". История сундука в России

Простой ящик, сколоченный из досок, приобрел крышку, запор и орнамент в эпоху неолита в хозяйствах земледельцев и переродился в сундук. Однако первые свидетельства о существовании сундуков относятся к эпохе 18-й династии фараонов, правивших Египтом (1539-1292 гг. до Р.Х).

Сундук стоял практически в каждом русском доме и являлся своеобразным хранителем семейного быта. Еще В.И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» писал, что «сундуки и коробьи -- коренная русская утварь». Говоря об истории возникновении этой формы на Руси, можно допустить, что сундук известен со времен монголо-татарских завоеваний, о чем говорит и происхождение слова. Именно в сундуках монгольские воины переносили свой скарб, в них же хоронили воинов. Может быть, отсюда проистекает определенное сходство сундука с саркофагом.

На Руси были распространены два вида сундуков -- с плоской откидной крышкой и выпуклой. Они различались также по размерам: от маленьких, близких к шкатулкам, предназначенных для хранения ценных украшений, бытовых мелочей, денег, а также более ранних сундуков-«подголовков», теремков, сундучков для приданого, до огромных, предназначенных для одежды или продуктов. Для прочности сундук оковывали железными полосами, иногда гладкими, иногда с просеченным узором. На большие сундуки навешивали большие замки. Часто стенки покрывали условной росписью: с растительными (на русском Севере) или зооморфными мотивами (у малых народностей). Это могли быть и сказочные сюжеты -- богатыри, травы, «чудная птица» попугай, наконец, храбрый Бова Королевич и королевна Дружевна, а также многие другие фольклорные персонажи и символы, значение и смысл которых постепенно утрачивался. Украшенные подобным образом изделия привносили ощущение праздника в небогатое жилище. Сундук стал прообразом многих народных мебельных форм.

Во многих музейных собраниях России хранятся русские сундучные изделия, украшенные кованным железным декором. В то же время, русские сундуки с железной оковкой не достаточно оценены как предмет коллекционирования частными коллекционерами, и на рынке русского антиквариата. Современному человеку, привыкшему к изобилию изделий из металла, и ценящему, преимущественно, вещи, изготовленные из серебра и золота, психологически трудно представить, что деревянные сундуки с железной оковкой могут являться редкими образцами русского декоративно-прикладного искусства. Музейный, коллекционный, и антикварный интерес к этому разделу отечественного декоративно-прикладного искусства, во многом, определяется не только значимостью сундучных изделий с железной оковкой в русском художественном ремесле, и в укладе русской жизни, но и тем, что само железо, ординарный сегодня для нас материал, которым оковывали и украшали сундуки в XVII в. -- первой половине XVIII в. был материалом дорогим, так как до петровских реформ и создания в результате них мощной металлургической промышленности к середине XVIII в., металл, и не только драгоценный, и цветной, но и чёрный (железо), в Россию привозили из-за рубежа, стоил он дорого, и шел он, в первую очередь, на военные и хозяйственные нужды. Изделия сундучные бытовые, интерьерные, с художественной отделкой железом являлись предметами роскоши, которые могли себе позволить только высшие слои русского общества -- царь, его семья, бояре, столбовые дворяне, высшие иерархи церкви, богатые купцы, т.н. гости. Только к середине XIX в., во второй его половине, и в начале XX в., когда от железа ручной ковки, с ручной отделкой, переходят к широкому использованию промышленного железа для оковки и отделки сундуков, сундуки с конструктивно-декоративной отделкой переходят в раздел массовых, более доступных, и демократических изделий для среднего и мелкого купечества, квалифицированных и хорошо оплачиваемых мастеровых и рабочих, даже для зажиточных крестьян. Предметом музейного и коллекционного собирательства, предметом интереса для антикварного рынка, в первую очередь, являются русские сундучные изделия с железной оковкой XVII-XVIII вв., начала XIX в.

Изучение сохранившихся памятников материальной культуры и имеющихся документальных и литературных источников позволяет считать, что производство на Руси сундучных изделий с железной оковкой являлось одним из традиционных видов городского ремесла уже с XVI в. На протяжении XVII в. данный вид художественного кузнечного и слесарного ремесла достиг высочайшего развития, оформившись в самостоятельный раздел городского художественного ремесла.

Крупнейшими центрами производства сундучных изделий в железной оковке в XVII в. стали Новгород, Холмогоры, Устюг Великий, а также Москва. Мастера-ремесленники каждого из названных городов имели свои специфические приемы художественной отделки сундучных изделий железом, но все вместе они создали тот единый художественный образ, который такую бытовую утилитарную вещь, как сундук, превратил в яркий образец русского декоративно-прикладного искусства. Работы москвичей, холмогорцев, устюжан вызывали восхищение у современников, как соотечественников, так и иностранцев. Через Холмогорскую ярмарку русские сундуки с декоративной железной оковкой вывозились и в Скандинавские страны.

В XVIII в. богатые традиции в деле художественной отделки железом сундучных изделий, накопленные на протяжении XVII столетия, воплотили и развили в своих работах мастера Великого Устюга, дополнившие в век бурного развития обработки металла один из его старинных видов -- художественную работу по железу, обогатив ее новыми техническими и декоративными приемами.

Сундучные изделия, оформленные железным декором, настолько прочно вошли в русский быт и столь высоко ценились, что даже вещи, изготовленные в XVII в., бытовали вплоть до конца XIX -- начала XX в.

В русском декоративно-прикладном искусстве сундучные изделия составляют самостоятельный раздел, материалы которого показывают то важное место, которое занимали эти вещи в жизненном укладе России на протяжении нескольких столетий. «Сундуки служили для хранения одежды…в них же, вместо шкафа и секретеров, держали книги и ценные бумаги, их брали в дорогу вместо чемоданов…в них хранили деньги и драгоценности». На протяжении XVI-XVIII вв. в интерьере русских домов различные виды сундуков соседствовали с немногочисленными предметами мебели, а нередко и заменяли ее. Подобное функциональное использование сундуков привело к тому, что они нашими предками воспринимались не только как вещь чисто утилитарная, но и как элемент художественного оформления жилища, что, в свою очередь, сформировало основные приемы декоративной отделки подобных изделий, которая менялась в зависимости от художественных вкусов общества и моды времени. Одним из популярнейших приемов художественного оформления сундучных изделий, тесно связанных с их функциональными задачами, была оковка железом. Вещи, выполненные в данной технике, русской работы, известны с XVI в., но подлинного расцвета подобный прием декоративной отделки достигает в XVII -- первой половине XVIII в.

В XVIII в. были известны уже разнообразные виды сундучных изделий разных наименований: непосредственно сундуки, скрыни (шафы, шкафы), шкатулки, ларцы, поставцы, казенки, коробья (коробьи), подголовки (подголовники), погребцы. Все эти вещи для прочности и в целях украшения оковывали сплошными или просечными железными полосами, которые нередко лудили («на поставцах, книгохранительницах и шафах писали также цветки и фрукты»), особенно популярны в XVII в. были сундуки-подголовки.

В XVI-XVII вв. на Руси были хорошо известны сундучные изделия, в том числе и с железной оковкой, сделанные в Новгороде. Их популярность и бытование были столь широки, что они даже получили название «ноугородские» (новгородские) коробья. Делали их обычно из луба и оковывали железными прутьями (полосами), которые имели или черный цвет (железо черное), или лудили (белое железо).

Размеры коробей были разнообразны -- от небольших настольных коробеек до больших коробей-сундуков, в которых хранили различный домашний уклад, а также книги. Сейчас из-за недостатка раннего вещевого материала трудно сказать, как же выглядели коробья новгородские, но по письменным источникам известно, что наряду с обычными для коробей круглыми или заоваленными формами они имели и вытянутые формы, близкие к прямоугольным, а их декоративное оформление строилось на сочетании желтого цвета луба, из которого делали корпус, с черным или белым цветом железа. Иногда лубяная основа окрашивалась в красный цвет.

Пожалуй, ни один предмет обихода человека не овеян столькими тайнами и легендами, как сундук. С самых древних времен люди использовали сундуки в своем быте. Но, что характерно, у каждой культуры было свое назначение для сундука, а это, конечно же, сказывалось на его размерах, функциональности и внешнем облике.

Например, в Древней Элладе, греки изготавливали сундуки в форме гробниц и саркофагов. Итальянцы уделяли особое внимание внешнему оформлению. Со всех сторон сундуки были обиты роскошным металлическим орнаментом. Металлическая резьба выполнялась в виде фигур животных, листьев и цветов. Каждый сундук выглядел как произведение искусства.

Эту традицию переняли и франки. Они тоже делали деревянные сундуки и обивали их железными полосами. Сундуки, как правило, запирались на засов или припечатывались с помощью восковой печати. И конечно, такие большие и солидные изделия могли иметь только богатые люди, т.к. стоили они немалые деньги.

А вот на Древнем Востоке сундуки использовали в качестве сидений и оттоманок, предварительно застелив их подушками. Одновременно с этим там хранились необходимые предметы домашней утвари.

В Японии без сундуков вообще невозможно было представить себе жизнь. Они стояли буквально во всех помещениях и использовались во всевозможных целях. «Тансу », так по Японски назывался сундук, служил для хранения одежды, книг, бытовых мелочей и даже хранения мечей.

Также и у европейских народов. Там сундук был основным предметом мебели на протяжении многих веков. Он выполнял самые разнообразные функции, в него складывали вещи и драгоценности, он мог служить столом или лавкой. Поэтому им уделялось огромное внимание в украшении. Крышки разрисовывались и оснащались разнообразной резьбой и орнаментом. Для прочности и практичности боковые части обивались металлическими и даже золочеными скобами. Сундук по праву можно считать родоначальником многих предметов мебели, таких как диван, шкаф и особенно комод.

История сундука в России

В Россию же сундук пришел с Востока и получил широкое распространение. Вплоть до 19-го века, он стоял во главе всей домашней мебели. В дневное время он использовался как лавка, ночью на нем спали. Но всегда он служил главным хранилищем для вещей, драгоценностей и предметов домашней утвари. Поэтому и богатство семьи на Руси измерялось именно количеством сундуков. Они делались из различных пород древесины. В основном в качестве материала использовался дуб, бук и ясень. И, как правило, он всегда обивался металлическими полосами, образующими клеточки. Но русские умельцы на этом не останавливались. Придумывались всевозможные оригинальные замки, которые звенели и играли музыку при их открывании. Сундуки обтягивались тюленьими шкурами и красивыми тканями. А в Нижнем Новгороде мастера изготовляли сундуки-матрешки . Такие сундуки могли укладываться один в другой. Впоследствии они стали очень популярны и их начали поставлять в другие страны, в основном в страны Востока. Эти сундуки были обильно покрыты причудливой росписью, сказочными сюжетами. И обязательно стоит упомянуть про еще одну разновидность русских сундуков. Их называли подголовниками. Свое название они взяли не случайно. Выполненные в форме панциря , они служили хранилищем денег и драгоценностей. Когда человек ложился спасть, он обязательно клал свой подголовник под подушку

В современном мире сундуки уже служат как декоративный элемент интерьера. Их формы, размеры и внешняя отделка достигли огромного разнообразия. Они уже не несут своего прямого предназначения и все чаще используются в качестве оригинальных баров для бутылок и других подарочных вариантах.

Компания Мебельный Дом Таверна рада предложить вам широкий выбор разных стилей. Также принимаем заказы на изготовление сундуков по вашим параметрам и дизайнерским решениям.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Сунду́к (от тюркского сандык ) - изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой , используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей. Использовался в самых разных культурах, начиная с древних времён. В настоящее время сундук (сандык), как предмет обихода, можно увидеть в казахских аулах, русских и восточноевропейских деревнях , а также в различных музеях .

История

Древнейшие из сохранившихся сундуков были изготовлены в Древнем Египте . Позже, в Древней Греции , употреблялись сундуки рамочно-филёнчатой конструкции. В остальной Европе сундуки распространились в период раннего Средневековья . Применялись они и в средневековом Китае . В средневековой России сундуки также были одними из самых распространённых предметов мебели .

В период раннего Средневековья сундук являлся часто основным и универсальным предметом мебели . Мог исполнять роль стола , стула , кровати и, конечно, - непосредственно хранилища одежды , предметов домашнего обихода, ценностей. Сундук является предшественником и прообразом шкафа ; поставленный вертикально, стал иметь две дверцы, ящики. В готический период стали делаться сундуки на высоких ножках, что привело к появлению поставца . В эпоху Возрождения в Италии делались сундуки со спинкой и подлокотниками - «кассапанка» .

Благодаря консервативной и практичной народной культуре сохранились до наших дней типы сундуков древних архаичных конструкций.

К специфическим разновидностям сундуков можно отнести теремо́к и подголо́вник . Сундук-теремок получил своё название от надстройки над богатым домом - терема и, подобно ему, имел на крышке главного своего отделения ещё одно, меньшего размера вместилище со своей особой крышкой, в которое помещались наиболее ценные предметы. Сундук-подголовник был небольших размеров, крышку имел, состоящую из двух плоскостей: горизонтальной, прикрывавшей заднее отделение сундучка, и наклонной, над передним отделением, на которую клали подушку . Владелец такого сундука мог не бояться, что у него выкрадут самые ценные его вещи, когда он будет спать.

В то время, как сундук являлся предметом роскоши и использовался для хранения дорогих вещей, существовал ларь , по форме своей схожий с сундуком, но сделанный более просто, грубо и не имевший украшений. В нём хранили зерно , муку , на базаре использовали для продажи съестного.

Рундук

См. также

Напишите отзыв о статье "Сундук"

Примечания

  1. . - Продукция мебельного производства. Термины и определения: отсканированные страницы. Проверено 29 сентября 2013.
  2. Мебель в БСЭ 3-го выпуска. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  3. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль М. О. Вольфа , 1880-1882.
  4. С. К. Жегалова. . ruart.syrykh.net. Русская народная живопись. - Коробьи, удешевление сундуков. Проверено 29 сентября 2013.
  5. // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880-1882.

Ссылки

  • . .
  • . .

Отрывок, характеризующий Сундук

– Предложили другие владения заместо Ольденбургского герцогства, – сказал князь Николай Андреич. – Точно я мужиков из Лысых Гор переселял в Богучарово и в рязанские, так и он герцогов.
– Le duc d"Oldenbourg supporte son malheur avec une force de caractere et une resignation admirable, [Герцог Ольденбургский переносит свое несчастие с замечательной силой воли и покорностью судьбе,] – сказал Борис, почтительно вступая в разговор. Он сказал это потому, что проездом из Петербурга имел честь представляться герцогу. Князь Николай Андреич посмотрел на молодого человека так, как будто он хотел бы ему сказать кое что на это, но раздумал, считая его слишком для того молодым.
– Я читал наш протест об Ольденбургском деле и удивлялся плохой редакции этой ноты, – сказал граф Ростопчин, небрежным тоном человека, судящего о деле ему хорошо знакомом.
Пьер с наивным удивлением посмотрел на Ростопчина, не понимая, почему его беспокоила плохая редакция ноты.
– Разве не всё равно, как написана нота, граф? – сказал он, – ежели содержание ее сильно.
– Mon cher, avec nos 500 mille hommes de troupes, il serait facile d"avoir un beau style, [Мой милый, с нашими 500 ми тысячами войска легко, кажется, выражаться хорошим слогом,] – сказал граф Ростопчин. Пьер понял, почему графа Ростопчина беспокоила pедакция ноты.
– Кажется, писак довольно развелось, – сказал старый князь: – там в Петербурге всё пишут, не только ноты, – новые законы всё пишут. Мой Андрюша там для России целый волюм законов написал. Нынче всё пишут! – И он неестественно засмеялся.
Разговор замолк на минуту; старый генерал прокашливаньем обратил на себя внимание.
– Изволили слышать о последнем событии на смотру в Петербурге? как себя новый французский посланник показал!
– Что? Да, я слышал что то; он что то неловко сказал при Его Величестве.
– Его Величество обратил его внимание на гренадерскую дивизию и церемониальный марш, – продолжал генерал, – и будто посланник никакого внимания не обратил и будто позволил себе сказать, что мы у себя во Франции на такие пустяки не обращаем внимания. Государь ничего не изволил сказать. На следующем смотру, говорят, государь ни разу не изволил обратиться к нему.
Все замолчали: на этот факт, относившийся лично до государя, нельзя было заявлять никакого суждения.
– Дерзки! – сказал князь. – Знаете Метивье? Я нынче выгнал его от себя. Он здесь был, пустили ко мне, как я ни просил никого не пускать, – сказал князь, сердито взглянув на дочь. И он рассказал весь свой разговор с французским доктором и причины, почему он убедился, что Метивье шпион. Хотя причины эти были очень недостаточны и не ясны, никто не возражал.
За жарким подали шампанское. Гости встали с своих мест, поздравляя старого князя. Княжна Марья тоже подошла к нему.
Он взглянул на нее холодным, злым взглядом и подставил ей сморщенную, выбритую щеку. Всё выражение его лица говорило ей, что утренний разговор им не забыт, что решенье его осталось в прежней силе, и что только благодаря присутствию гостей он не говорит ей этого теперь.
Когда вышли в гостиную к кофе, старики сели вместе.
Князь Николай Андреич более оживился и высказал свой образ мыслей насчет предстоящей войны.
Он сказал, что войны наши с Бонапартом до тех пор будут несчастливы, пока мы будем искать союзов с немцами и будем соваться в европейские дела, в которые нас втянул Тильзитский мир. Нам ни за Австрию, ни против Австрии не надо было воевать. Наша политика вся на востоке, а в отношении Бонапарта одно – вооружение на границе и твердость в политике, и никогда он не посмеет переступить русскую границу, как в седьмом году.
– И где нам, князь, воевать с французами! – сказал граф Ростопчин. – Разве мы против наших учителей и богов можем ополчиться? Посмотрите на нашу молодежь, посмотрите на наших барынь. Наши боги – французы, наше царство небесное – Париж.
Он стал говорить громче, очевидно для того, чтобы его слышали все. – Костюмы французские, мысли французские, чувства французские! Вы вот Метивье в зашей выгнали, потому что он француз и негодяй, а наши барыни за ним ползком ползают. Вчера я на вечере был, так из пяти барынь три католички и, по разрешенью папы, в воскресенье по канве шьют. А сами чуть не голые сидят, как вывески торговых бань, с позволенья сказать. Эх, поглядишь на нашу молодежь, князь, взял бы старую дубину Петра Великого из кунсткамеры, да по русски бы обломал бока, вся бы дурь соскочила!
Все замолчали. Старый князь с улыбкой на лице смотрел на Ростопчина и одобрительно покачивал головой.
– Ну, прощайте, ваше сиятельство, не хворайте, – сказал Ростопчин, с свойственными ему быстрыми движениями поднимаясь и протягивая руку князю.
– Прощай, голубчик, – гусли, всегда заслушаюсь его! – сказал старый князь, удерживая его за руку и подставляя ему для поцелуя щеку. С Ростопчиным поднялись и другие.

Княжна Марья, сидя в гостиной и слушая эти толки и пересуды стариков, ничего не понимала из того, что она слышала; она думала только о том, не замечают ли все гости враждебных отношений ее отца к ней. Она даже не заметила особенного внимания и любезностей, которые ей во всё время этого обеда оказывал Друбецкой, уже третий раз бывший в их доме.
Княжна Марья с рассеянным, вопросительным взглядом обратилась к Пьеру, который последний из гостей, с шляпой в руке и с улыбкой на лице, подошел к ней после того, как князь вышел, и они одни оставались в гостиной.
– Можно еще посидеть? – сказал он, своим толстым телом валясь в кресло подле княжны Марьи.

Медведева Александра

Цель исследования : изучить историю сундука

Задачи:

  • Выяснить происхождение объекта исследования (история, назначение, время и место) – сундука.
  • Установить создателя и технологию изготовления сундука.
  • Изучить литературу по истории появления сундука.
  • Постараться найти материалы об обрядах, приметах, пословицах и поговорках, связанных с сундуком.

Объект исследования : Прапрабабушкин сундук и его назначение.

Предмет исследования : История семьи моей бабушки.

Актуальность: Сейчас лишь у некоторых жителей деревни, в которой когда то жила моя прабабушка, сохранились сундуки, но уже как реликвия, дань памяти. Как жаль, что сегодня незаслуженно забыты удобные сундуки. При упоминании слова «сундук» или «ларь» многие мои сверстники вспоминают лишь экспонаты краеведческих музеев или деталь обстановки, увиденную в фильме о деревенской жизни прошлых веков. Мало кому из современных ребят повезло увидеть «живьем» старинный сундук. У меня такая возможность еще есть.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа:

« Бабушкин сундук »

Введение…………………………………………………………..….3

Моё исследование

  1. Что такое «сундук»?........................................................................4
  2. Технология изготовления сундуков. Сундучный промысел…..4
  3. Приметы и поверья, связанные с сундуками…………………...5
  4. Моя семейная реликвия…………………………………………..5

Заключение…………………………………………………….…..7

Список литературы………………………………………………..8

Приложение ……………………………………………………….9

Введение

Жаль, вещи не могут говорить. Иначе, они бы поведали нам историю наших далеких предков. Немного грустную, в чем-то непонятную, но такую теплую и близкую. Я почему-то верю, что у каждой вещи есть душа. Она хранит тепло прикосновения человеческих рук.

В нашей семье из поколения в поколение передается семейная реликвия - старинный прабабушкин сундук.

Когда я увидела этот сундук впервые, у меня возникло много вопросов:

  1. Зачем хранить в сундуке столько лет вещи, которые давно никто не носит, и вряд ли будет носить?
  2. Там нет ничего ценного, а сундук, зачем - то запирали на ключ?
  3. Кто сделал этот сундук, где и когда он был создан?
  4. Почему мама решила привезти этот сундук с собой в Нарьян-Мар?

Передо мной встала задача - ответить на данные вопросы.

Цель моего исследования : изучить историю сундука

Задачи:

  1. Выяснить происхождение объекта исследования (история, назначение, время и место) - сундука.
  2. Установить создателя и технологию изготовления сундука.
  3. Изучить литературу по истории появления сундука.
  4. Постараться найти материалы об обрядах, приметах, пословицах и поговорках, связанных с сундуком.

Объект исследования : Прапрабабушкин сундук и его назначение.

Предмет исследования: История семьи моей бабушки.

Актуальность: Сейчас лишь у некоторых жителей деревни, в которой когда то жила моя прабабушка, сохранились сундуки, но уже как реликвия, дань памяти. Как жаль, что сегодня незаслуженно забыты удобные сундуки. При упоминании слова «сундук» или «ларь» многие мои сверстники вспоминают лишь экспонаты краеведческих музеев или деталь обстановки, увиденную в фильме о деревенской жизни прошлых веков. Мало кому из современных ребят повезло увидеть «живьем» старинный сундук. У меня такая возможность еще есть.

Моё исследование

  1. Что такое «сундук»?

Первый вопрос, который меня заинтересовал - "Что такой сундук?". Чтобы ответить на него, я заглянула в справочники и вот что я там обнаружила.

Согласно словарю Ожегова, «Сундук — ящик с крышкой на петлях и с замком, обычно окованный, для хранения вещей».

К нам сундук, вместе с названием, пришел с Востока. Известно, что все восточные народы - египтяне, арабы, персы, ассирийцы и многие другие - даже в поздние века вместо шкафов пользовались сундуками.

В России сундук оставался самой главной мебелью вплоть до XIX века.

Сундуки были очень распространены и получили в народе разные названия. Видов сундуков огромное множество. Они изготавливались различных габаритов, цветов, с применением различных пород дерева.

Прообразом русского сундука является бондарное или долбленое кубло, в которых хранили приданное и другое ценное имущество. Раньше всего у русских появились скрыни . (приложение №1)

Другой разновидностью сундука является ларь (приложение №2) (длинный ящик с крышкою, для разного скарба и продуктов. Схож по названию, но имеющий совершенно иной вид и назначение ларец.

Некоторые виды сундуков имели необычную форму, например сундук- подголовок (приложение №3 ). В нем перевозили деньги, драгоценности, ценные бумаги. Его можно было положить под голову — самое надежное место для сохранности. Также спросом пользовался и сундучок небольшого размера, который назывался ковчег (приложение №4) Иногда сундуки обтягивали кожей, тканью или железом. Такой сундук назывался «шкатула» (приложение №5). Вначале в них хранили посуду из стекла, держали напитки, бумаги и драгоценности. Уменьшительное наименование такого сундука - «шкатулка». Также в хозяйстве использовались дорожный сундук «погребец» (приложение №6) и сундук, который назывался «коробейка». (приложение №7)

Таким образом , деревянный сундук является предметом многофункциональным и универсальным. Кроме своего прямого предназначения - хранить вещи, он украшал помещение, вносил в него нотки народной культуры, старинного быта. Кроме того, сундук часто использовался, как мебель, на нем сидели, а ночью спокойно спали, не опасаясь воров. На Руси количеством сундуков измерялось богатство семьи.

  1. Технология изготовления сундуков. Сундучный промысел.

Следующий вопрос, на который мне захотелось найти ответ: «Как и где изготавливали сундуки?» Вот, что мне удалось выяснить.

В XVI — XVII вв. самыми известными центрами производства сундуков были Великий Устюг и Холмогоры — крупные торговые города России на Северной Двине.

Самыми богатыми были расписные сундуки Нижнего Тагила . На их стенках и крышке рисовали до восьми картинок с сюжетами, списанными с гравюр и литографий.

Чтобы изготовить сундук, требовались усилия мастеров разных специальностей: одни делали деревянные ящики, другие - металлические замки, третьи - ручки, петли, четвертые подготавливали железо и жесть, лакировали его, печатники и чеканщики украшали листы узорами.

Сундуки делали из тонких просушенных сосновых досок, а на стенки в определенной последовательности набивали металлическую обшивку: грани украшали прочеканенными или расписными полосами в косую клетку. На передней стенке врезали замок, к боковым прикрепляли скобы - ручки.

  1. Приметы и поверья, связанные с сундуками.

Сундук был не просто предметом мебели. К нему и отношение было особое. Ведь не о каждом предмете мебели слагали приметы и поверья! А о сундуке они до сих пор существуют. Например, такие:

  1. Нельзя открывать сундук в один из дней Масленицы, чтобы не выпустить из него богатство и удачу.
  2. Свой сундук отдавать никому нельзя - сама замуж не выйдешь и той, кому отдала счастья не будет.
  3. Нельзя класть в сундуки детские вещи. Это считалось большим грехом, так как одежда ребёнка пахла материнским молоком.

Существовали и народные традиции, связанные с сундуком. Например, такие:

  1. При выкупе приданого, на сундук садились младшие братья, сестры и племянники невесты, которые назначали сумму выкупа.
  2. Перед свадьбой сундук очищали от «нечистой силы». Для этого его обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли. Затем клали деньги, хлеб, иногда посуду, чтоб сундук всю жизнь не был пуст, чтоб молодые жили богато.
  1. Моя семейная реликвия.

Следующий вопрос, на который мне предстояло ответить: «Кому принадлежал сундук, который привезла мама? (приложение №8) Как звали мастера, который его сделал?». Чтобы ответить на эти вопросы, на летних каникулах я отправилась в деревню Горка Емецкого района Архангельской области. Там проживают мои родственники, у которых долгое время и хранился наш сундук. Беседуя с Лешуковой Валентиной Николаевной (моей бабушкой по материнской линии) мне удалось узнать много интересного об истории моей семьи. Вот что я выяснила.

Моя прапрабабушка Тетерина Ульяна Степановна родилась в 1870 году в Емецком районе в деревне Меландово, сейчас эта деревня называется - Горка. У нас сохранился бабушкин дом. (приложение №9)Дом построил прапрадедушка Тетерин Аксентий Егорович в 1891 году сейчас дому -121 год. В нашем старинном доме много интересных вещей и ранее неизвестных нам предметов, например, есть крюк в потолке у входных дверей, оказывается, на этот крюк вешали люльку с маленькой девочкой и спала девочка у самых дверей, выживет девочка - хорошо, а не выживет, то никто девочку не жалел почему? Потому что если рождалась девочка, то землю на нее не выдавали. Есть в доме резной буфет для посуды, резные перила лестницы, старые стулья и стол, самотканые половички. Много старинных вещей украли. У бабушки с дедушкой, а дедушка был на 12 лет старше бабушки, было 11 детей, а вырастили они 10 детей. Семь мальчиков и три девочки. Бабушка была награждена золотой звездой и имела звание «Мать героиня». Бабушка занималась домашним хозяйством, ткала половички на ткацком станке, содержала дом, валяла валенки, держала скот - коров, овец, лошадей. Раньше на каждого мальчика в семье давали надел - значит землю для постройки дома. Дедушка вместе со своими сыновьями построили семь домов. В последующем эти дома у деда забрали, посчитали его - богачом. Оставили только один дом. Также дедушка с сыновьями создали свою бригаду и работали плотниками на помещиков (зажиточных людей), в деревне их было два.

Все вещи и мебель для дома делал дедушка своими руками.

Именно в этом доме одним из главных предметов мебели был бабушкин сундук. Дед сделал его сам для бабушки в 1892 году, сейчас ему 120 лет. Сундук с крышкой, сделан он из лиственницы, сверху на крышке железная ручка. Сундук имеет небольшой размер его длина - 36 сантиметров, ширина - 30 сантиметров, высота с крышкой - 28 сантиметров. Ничем он не украшен, но бабушка этот сундук накрывала ажурной, белой салфеткой - он смотрелся очень нарядно. Сундук бабушка всегда держала закрытым, был внутренний замок и, где лежали ключи, знала только бабушка. Этот сундук стоял на полу в передней комнате ее еще называют - горницей, или центральной комнатой. Также сундук служил местом для сидения.

А в сундуке бабушка хранила свои наряды - нарядный праздничный сарафан, который одевала по праздникам, белые рубахи, нарукавники, гарусный платок - это шелковый переливающийся платок с кистями.

Сейчас бабушкин сундук находится у нас в квартире. Мы его почистили, покрыли лаком. В него мы складываем нитки, пряжу, шерсть для валяния, различные вещи для рукоделия. Также он служит маленьким столиком. Мы очень рады у нас есть вещь наших предков.

Заключение

В ходе данного исследования:

  1. Удалось выяснить, что такое сундук, разновидности сундуков, технологию его изготовления.
  2. Установлен владелец, создатель и назначение сундука, который является нашей семейной реликвией.
  3. Познакомилась с пословицами, поговорками и приметами русского народа, связанными с сундуками.

На основе результатов исследования я формулирую следующие выводы:

  1. Первой владелицей сундука является моя прапрабабушка Тетерина Ульяна Степановна
  2. Сундук был изготовлен моим прапрадедом Аксентием Егоровичем. Дата изготовления - 1892 год, деревня Меландово (ныне Горка) Емецкого района Архангельской области.
  3. Тип прабабушкиных сундуков - ларь.

Прошлое, настоящее и будущее всегда тесно переплетены. Нельзя смотреть в будущее, забывая о прошлом. Сохраняя традиции прошлого, мы сохраняем себя, свой народ, мы ощущаем себя частью большого народа.

Литература

  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1968.

    Приложение №4

    Приложение №5

    Приложение №6

    Приложение №7

    Приложение №8

    Приложение №9