Конспект урока на тему "знаки препинания в предложениях с однородными членами". Отправить по электронной почте Работа шла быстро и весело была

Задания A23 по русскому языку

1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.

3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.

4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

2. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Для развития личности полезны и искусство и наука и жизненный опыт.

2) Грубое или даже нелюбезное поведение людей может испортить настроение окружающим.

3) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.

4) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и уважение окружающих.

3. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для меня.

2) Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на неё как будто покрывало.

3) Ученье да труд всё перетрут.

4) В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными так и естественноматематическими дисциплинами.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.

4) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

5. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Некоторые акварельные произведения относятся как к живописи так и к графике.

2) Океан словно замер и рокочет тихо и вкрадчиво.

3) Ответы вы можете дать в устной или письменной форме.

4) Арбуз и спел и сахарист и очень вкусен.

6. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Из листового металла делают и корпуса машин и приборы и посуду.

2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

7. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Немецкий художник Дюрер много путешествовал по Италии и Нидерландам и был хорошо знаком с искусством этих стран.

2) Художник сумел передать внешность этого человека и характер и настроение.

3) Солнце - мощный источник как света и тепла так и других излучений.

4) Часть населения или пешком или на телегах или на машинах двинулась из города.

8. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В роще невысокой липа да орешник разрослись широко.

2) Травы и цветы горячо и сладко пахли на припёке.

3) Его любили не столько за возвышенный ум сколько за какую-то трогательную наивность и способность всему удивляться.

4) Речной жемчуг беловатого или жёлтого цвета встречается в озёрах с чистой водой.

9. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Рыцари должны были уметь воевать и защищать себя и короля.

2) Крестьяне расплачивались за аренду земель деньгами или продуктами.

3) В дни праздников на городской площади устраивались как спортивные парады так и театрализованные представления.

4) Для сервировки стола не следует использовать скатерти и салфетки холодных и мрачных тонов.

10. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В гуашевой живописи преимущество имеют плоские и круглые кисти.

2) Я вынул из ящика стола тяжёлые списки романа и черновые тетради и начал их жечь.

3) Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно тонет в воспоминаниях.

4) Можно любить родник или тропинку тихое озеро или густой лес синюю ночь или светлое утро.

11. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Вечером они или гуляют вдоль берега реки или ведут неспешные разговоры в беседке на вершине холма или идут на спектакль в местный драматический театр.

2) Я видел только верхушки деревьев да извилистый край берега.

3) Иней лежал на крышах домов и на листве деревьев и еще долго блестел на солнце.

4) Писательский талант равно проявляет себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.

12. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы.

2) Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей.

3) Со вниманием и любовью написаны художником и сам дом и обстановка в нём и одежда персонажей.

4) С особенной энергией и увлечённостью действовал Стасов в качестве художественного и музыкального критика.

13. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) По поведению некоторых животных люди могут определять приближение штормов и бурь или наступление безоблачной погоды.

2) В солнечный день сквозь прозрачную воду тёплых тропических морей хорошо видны заросли одиночных и колониальных коралловых полипов.

3) Легкокрылыми стрекозами можно любоваться около озёр или прудов.

4) На портрете художники стремятся не только верно запечатлеть внешний облик человека но и передать его внутренний мир.

14. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Множество забавных и грустных привычных и неожиданных сцен отпечатывалось в цепкой памяти мальчика.

2) На песчаных отмелях реки или озера при желании можно найти двустворчатые раковины моллюсков.

3) Во время Крымской кампании Л. Н. Толстой видел героизм народа и неисчислимые беды и несчастья войны.

4) Яркостью и многоцветием актинии затмевают красоту тропических растений и порхающих над ними разноцветных птиц и бабочек.

15. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Только слышится завывание ветра в снастях да тихий гул моря.

2) Все эти звуки были странно красивы и грустны и казались началом чудесной сказки.

3) Фёдору постоянно мерещились огни то справа то слева.

4) В движениях Анны не чувствовалось волнения или страха.

16. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом.

2) Художник писал как городские так и деревенские пейзажи.

3) Пришлось ждать своей очереди и поневоле слушать скучные и уже надоевшие разговоры.

4) У волнистых попугайчиков нарост у основания клюва может быть голубого или синего цвета.

17. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.

2) Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.

3) Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.

4) Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.

18. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время стремился к комфорту и семейному уюту.

2) Очень многие акварели не имели авторов или приписывались тем или иным декабристам предположительно.

3) Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного словоупотребления и из единообразия речи.

4) Для убеждения читателя в справедливости своих оценок автор рецензии может использовать как приёмы научного анализа так и средства художественной выразительности.

19. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.

2) Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью.

3) Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.

4) Сюжеты для произведений декабристам подсказывали как актуальные проблемы современной жизни так и события национальной истории.

20. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.

2) Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.

3) Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.

4) В лукавом и озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.

Вы наверно каждый день сталкиваетесь с такой ситуацией, как нехватка времени для ваших задач и порой вам скорей всего даже кажется, что ваш просто огромный, хотя в нём может быть всего несколько задач.

Я и сам ощущал такую закономерность, что во время планирования своих дел на следующий день, я вроде бы вписывал столько дел, сколько реально мог выполнить. Но под конец рабочего дня, чаще всего оказывалось, что я не только не приближаюсь к концу своего «chek-листа», но даже не дохожу до середины. Так продолжалось довольно долго и от этих невыполненных дел, которые постоянно давили, только ухудшалось настроение и падала работоспособность.

Но недавно, я познакомился с некоторыми рабочими советами и хитростями, которые помогают и успевать на много больше. Сейчас я вас с ними и познакомлю.

1. Встаем рано

Многие просто пренебрегают этим советом, хотя нам о нём говорят всегда и все. Но на самом деле, этот пункт не зря записан под номером один в нашей статье.
Вставая рано и начиная работать, вы к обеду выполните в принципе ту же самую часть работы, что например после обеда, но в таком случае у вас будет внутренняя спокойность. Ведь на часах только 12:00, а вы уже выполнили большую часть работы и у вас будет больше сил для дальнейшего выполнения своих задач.

И не забываем о поговорке:

«Кто рано встаёт, тому бог даёт»

Все пословицы и поговорки из жизни и к ним стоит прислушиваться.

2. Составляем план работы

Это я выполнял всегда, но тем не менее, многие опускают такую вещь, как и просто из-за неспособности удержать все свои дела в голове, многие не работают эффективно и мало успевают.

Из простейших способов составления своего рабочего плана, я могу посоветовать вам , попробуйте его и вы сразу заметите улучшения.

3. Ставим цели

К чему все планы, если нет целей. Так же не забывайте о долгосрочных целях, а то многие делают упор только на малозначимые цели, вроде накопить на телевизор и.т.п.

С этим пунктом вроде бы всё ясно, переходим к следующему.

4. Возьмите ответственность

На много проще выполнять свои дела, если вы реально ощущаете ответственность и возможные негативные последствия от того, что вы их не выполните. Самый банальный способ — это рассказать о своей цели знакомым и родственникам, если вы не достигните её, то все вас будут считать «пустобрехом» и человеком не способным держать своё слово. Благодаря данной ответственности вы сможете лучше работать и мотивировать себя.

Но само лучше не зависеть от чужого мнения и брать ответственность именно перед самим собой, а не перед кем-то.

5. Самые сложные дела делаем первыми

Человеческая натура очень любит все сложные дела откладывать на потом. Всегда боритесь с этой плохой привычкой и выполняйте самое сложное сразу!

Но не забывайте о правильном планировании, всегда выбирайте главное и . Ведь иногда, самые сложные дела могут иметь низкий приоритет и не стоит выполнять сразу.

6. Оставляем время для отдыха

После хорошей работы надо всегда хорошо отдохнуть и набраться сил для новых дел и свершений. Не стоит перерабатывать и сидеть 24 часа в сутки за своими задачами.

7. Увидьте свои цели

Ваша мотивация очень быстро угаснет, если вы не видите конечной точки своей цели. У вас просто появится ощущение нескончаемой работы, которая будет длиться очень долго.

Зная конечную точку и полностью контролируя, и осознавая свою цель, вы на много быстрей будете продвигаться и успешно выполнять каждый из этапов вашего рабочего плана.

В этой статья я собрал так сказать базовые способы увеличения своей продуктивности, но на самом деле таких хитростей очень много и вы о многих можете узнать на нашем сайте, поэтому подписывайтесь на обновления и оставайтесь с нами.

Вариант №5 .

А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

2) начАтый

4) донельзЯ

А2. В каком предложении вместо слова ДВОЙНОЙ нужно употребить слово ДВОЯКИЙ?

1) Сквозь ДВОЙНЫЕ рамы слышно было, как шумели в саду грачи и пели скворцы.

2) Смущение проявляется ДВОЙНЫМ образом: либо мы ведём себя тише воды, ниже травы, либо, наоборот, держимся вызывающе.

3) Гражданин, поступающий на государственную службу, если он обладает ДВОЙНЫМ гражданством, обязан сообщить об этом.

4) Сизов — человек сильный, лишенный ДВОЙНОЙ морали.

А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) мокла под дождём

2) косвенных падежов

3) чудеснейшим образом

4) здоровые дёсны

А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Тщательно подготовившись к выступлению,

1) речь оратора тем не менее должна напоминать импровизацию.

2) в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.

3) у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.

4) оратор произнёс убедительную речь.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением нормы).

1) Циолковский писал, что основная цель его жизни — продвинуть человечество хоть немного вперёд.

2) В городе создана специальная комиссия по градостроительству, которой поручено координировать работу всех .

3) По окончанию производственной практики каждый студент должен написать отчёт о проведённой работе.

4) Счастливы те, кто приближается в своей жизни к идеалу, сложившемуся в юности.


Прочитайте текст и выполните задания А6—А11.

(1)... (2)Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающего обезвреживать опасные для человека химические соединения. (3)Дело в том, что, по мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву. (4)Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам. (5)Обычно такого количества достаточно, чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле. (6)... эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса, в результате чего возникнет суперсорняк, против которого у не будет оружия.

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Учёными был расшифрован геном банкивской курицы — предка всех пород домашних кур.

2) Генно-инженерные растения сейчас возделывают почти семь миллионов крестьян и фермеров.

3) Японские исследователи разработали генетически модифицированный сорт риса, в который внедрён ген человека.

4) Гены располагаются в хромосомах в линейном порядке и имеют определённое место.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) Во-первых,

2) Потому что

3) Наверное,

А8. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) обезвреживать (предложение 2)

2) рис станет (предложение 3)

3) подавить рост (предложение 5)

4) ген может передаться (предложение 6)

А9. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста.

1) сложносочинённое

2) простое осложнённое

3) сложное бессоюзное

4) сложноподчинённое

4) существительное

А11. Укажите значение слова ДИКИЙ (предложение 6).

1) неприручённый

3) некультивируемый

4) специально выращиваемый

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) в_рсистый, ут_пический, м_рзлота

2) б_сиком, ок_ймлять, приг_рать

3) ав_нтюра, м_ндариновый, благораспол_жение

4) компр_мисс, соприк_снувшись, обог_щение

А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр_успевать, пр_плести, пр_рывание

2) о_гадать, по_кидывать, на_кусить

3) и_ношенный, не_говорчивый, ра_жечь

4) раз_скивая, без_сходный, под_грать

А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) запиш_шь, закручива_мый

2) вытащ_шь, наполн_нный

3) изуча_шь, закле_вший

4) накин_шь, муч_мый

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. солом_нка

Б. подчёрк_вать


В. усидч_вый

Г. затм_вать

1) А, Б, В, Г

А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Почти (не)заметная серая птичка выпорхнула из кустов.

2) (Не)вдалеке от дома начинался лес.

3) (Не)распроданные игрушки уценили.

4) Дуня (не)лишена обаяния.

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес — наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.

2) Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд решал многое.

3) Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

4) Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

А19. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

На земле жилось нелегко () и поэтому я очень полюбил бездонное небо.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

А20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.

А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Даниил Чёрный (1) по мнению искусствоведов (2) был живописцем первой величины. Самая большая его заслуга (3) однако (4) в том, что он увидел одарённость Андрея Рублёва и повлиял на развитие индивидуальной манеры этого величайшего художника.

А22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.

4) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

А23. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

А24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В садах романтического стиля (1) невозможно обойтись без дорожек и натурального камня (2) естественность (3) которых (4) подчёркивает поселившийся между камнями мох.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

А26. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Лет сто тому назад на улице Московской в Курске располагалось двухэтажное здание, на фасаде которого красовалась вывеска «Кондитерская ».

2) Борис Шергин — «писатель души, сердца», который раскрыл идеи братства, красоты, взаимовыручки.

3) Интересно оригинальное расположение лёгких ажурных балконов башни, которые создают «воздушный переход» из одной части дома в другую.

4) В открытии выставки участвовал внук известного кондитера, который стал архитектором.

А27. Прочитайте текст.

На определённом этапе развития цивилизации на Земле обмен информацией между людьми стал главным двигателем прогресса. Со временем пришло понимание того, что важно не только чтобы послание дошло до , но и чтобы это произошло возможно быстрее, и благодаря гению инженеров в распоряжение человечества поступают телеграф, телефон и радио. И только современное поколение стало свидетелем такого средства связи, как электронная почта, с помощью которой можно послать сообщение в любую точку земного шара, и через считанные секунды абонент его получит.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Только телеграф, телефон и радио позволяют осуществлять обмен информацией между людьми.

2) Наиболее эффективным, по сравнению с телеграфом, телефоном и радио, современным способом обмена информацией между людьми, обеспечивающим скоростную доставку сообщения в любую точку земного шара, стала электронная почта.

3) Обмен информацией между людьми — главный двигатель прогресса.

4) Люди заинтересованы, чтобы информация дошла до адресата как можно скорее, поэтому инженерами были изобретены почта, телеграф, телефон и радио.

Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1.

(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в том смысле, что оно нынче неприменимо — не те условия. (2)Для одних это связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким понятием — принципиальность. (4)Вместо человека чести — человек принципов...

(5)Как может устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды, вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно только беречь?

(7)Мне вспоминается случай, связанный с именем. (8)В 1902 году царское правительство аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании Горького он повидался с ним и первый поздравил его. (12)А теперь, когда Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов, как академик, признаёт это. (13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы недействительными — такое противоречие не укладывается в моём сознании, примирить с ним свою совесть я не мог, — писал он в Академию наук. — И после долгого размышления я мог прийти только к одному решению... о сложении с меня звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.

(15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком. (17) Оно не подтверждено никаким, документом, справкой. (18)Просто слово. (19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу, собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает через месяц, примет через два дня, и за это спасибо. (23)Бывает, что и в самом деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство — слово, дано было слово. (По Д. Гранину*)

*Даниил Александрович Гранин (род. в 1918 г.) — русский писатель, публицист.

А28. Какое из высказываний может служить аргументом к мысли, выраженной в предложениях 7—10?

1) Когда бьют по одному честному лицу — все честные лица должны испытывать боль, и негодование, и муку попранного человеческого достоинства. ()

2) Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, которым он обладает, другим людям. ()

3) Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования. ()

4) Все человеческие судьбы слагаются случайно, в зависимости от судеб, их окружающих. ()

А29. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?

1) В предложении 1—3 представлено рассуждение.

2) В предложении 7—12 содержится элемент повествования.

3) В 13 предложении представлено описание.

4) В предложении 19—22 содержится пример-аргумент того, о чём говорится в 16 предложении текста.

А30. Укажите предложение, в котором используются синонимы.

Ответы к заданиям В1—В3 запишите словами. Ответы к заданиям В4—В8 запишите цифрами.

В1. Укажите способ образования слова ИЗБРАНИЕ (предложение 11).

В2. Из предложений 18—23 выпишите краткое причастие.

В3. Из предложения 1 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В4. Среди предложений 5—11 найдите сложное, в состав которого входят односоставные безличные предложения. Напишите номер этого сложного предложения.

В5. Среди предложений 13—19 найдите предложения с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номера этих предложений.

В6. Среди предложений 1—12 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого сложного предложения.

В7. Среди предложений 5—12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного . Напишите номер этого предложения.

В8. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Талантливый публицист, Д. Гранин умело соединяет точные факты с глубоко личным отношением к событиям и персонажам, с подлинной эмоциональностью. Этим обусловлено сочетание в тексте таких приёмов, как ______ (предложение 13), _____ («слово, дано было слово» в предложении 23), такого тропа, как _____ (предложения 21—22), и такого синтаксического средства, как _____ (например, предложение 6).

Список терминов:

1) развёрнутая метафора

2) цитирование

4) лексический повтор

7) жаргонизм

8) сравнительный оборот

9) риторический вопрос

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский, жизненный опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

В1. суффиксальный

В3. нынче неприменимо

Основные проблемы

1. Проблема сохранения в современном мире понятия «честь». Что означает слово «честь» современного человека? Устарело ли это понятие?

2. Проблема верности своему слову. Как соотносятся верность своему слову и чувство чести?

1. Чувство чести — это чувство собственного достоинства, оно не может устареть: это нравственный стержень человека.

2. Для человека порядочного важно быть честным прежде всего перед самим собой, хранить верность своему слову, в этом и проявляется его чувство чести.

Вариант № 68

Расставьте знаки препинания, объясни расстановку.

1. Здесь и прозрачное небо, и хрустально-чистый воздух, и свежая зелень придают картине высшую степень одухотворённости. повтор союзы

2. Вечером отец обычно рассказывал мне сказки или читал стихи. однородные члены союз или не ставится

3. Воины вооружены мечами и пиками и одеты в железные латы. не ставится однородные члены (мечами И пиками)(вооруж. И одеты)

4. Пушку нужно осмотреть, да=и хорошенько вычистить! противительный союз да

5. Наука XVI века стремилась как к синтезу наблюдения и математического расчёта, так и к определению философской сущности вещей. двойной союз

6. Часто именно по уровню развития автомобилестроения в той или иной стране судят о её индустрии в целом. разделит союз или, не став

7. Литературе нужны как талантливые писатели, так и талантливые читатели. двойной союз

8. На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы. не тсавится два соед союза и 2 пары однр

9. На уроке-зачёте или устном экзамене стремитесь построить свой ответ в форме связно-го высказывания. очп запятая не став разд союз или

10. Лес??????и поле, и цветущий луг залиты солнцем. повторен союза и очп

11. Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни. очп не запятая не став

12. Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды, так и фонари. двойной союз став


13. Ночью ветер злится, да=и стучит в окно. противительный союз да

14. Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком. очп разделит союз или

15. Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими книжными и рукописными собраниями. очп соед союз и не став,

16. Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром. очп разд союз или не став

17. Мы видели несколько деревьев вдали, да=и бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч. противительный союз да

18. Сквозь шум волн до них долетали не то вздохи, не то приглушённые крики. повт разд союз не то

19. А годы шли быстро и неслышно и уносили с собой эти воспоминания. одн чл пр не став соед союз и

20. На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки. очп не став соед союз и

21. Наш поезд останавливался как на больших, так и на маленьких станциях. двойной союз

22. Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком. не став очп разд союз или

23. Земляникой, да=и черникой полны наши леса! очп против союз да

24. С трудом различаю цвет и очертания и людей, и животных, и предметов.1 не став очп соед союз и,2 став повторение соед союза и при очп

25. Звуки соловьиной песни заполняли пространство между рекой и небосводом. соед союз и не став

26. По вечерам хозяин или читал, или играл в шахматы. повторение разд союза или при очп

27. Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена. очп 2 пары не став соед союзы и

28. Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями. очп не став соед союз и

29. Багряные и золотые листья медленно и плавно кружатся в воздухе и тихо опускаются на влажную землю.3 пары очп не став соед союзы и

30. Причастия способны как образно описать предмет или явление, так и представить его признак в динамике. разд союз или при очп не став, двойной союз став

Пятнадцатое задание открывает блок «Пунктуация». Согласно «Спецификатору», 15 задание проверяет умение ставить знаки препинания в:

  • простых предложениях, осложненных однородными членами (ПП с ОЧ);
  • сложносочиненных предложениях (ССП).

Особенность задания заключается также в том, что сдающий должен предоставить обязательно два ответа, каждый из которых оценивается 1 баллом. В случае успешного выполнения 15-го задания можно получить в сумме 2 балла.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1. Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2. Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике
3. Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
4. Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.
5. Богатый и не бедствует да жалуется.
Ответ:

Подробный разбор задания 15 можно посмотреть на видео.

Необходимый справочный материал

Если простое предложение содержит однородные члены , то такое предложение называется осложненным .

Однородные члены - это слова одной и той же части речи, которые относятся к одному и тому же члену предложения и соединяются сочинительной связью: на лугу росли красные, жёлтые и белые цветы

Сочинительная связь - это связь между равноправными членами предложения, которая чаще всего характеризуется интонацией перечисления и сочинительными союзами.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

Однородные члены

Не являются однородными и не разделяются запятой , а соединяются дефисом :

1) парные сочетания синонимического характера: искать правду-истину, конца-краю нет, рассказать про свое житье-бытье, честь-хвала вам, как вас звать-величать, как изволили спать-почивать, все завертелось-закружилось, пошло-поехало, любо-дорого посмотреть, все шито-крыто и т.п.

2) парные сочетания антонимического характера: увеличилась купля-продажа, обсуждать вопросы экспорта-импорта, указать твердость-мягкость согласных, ходить вперед-назад и т.п.

3) парные сочетания на общности ощущения, восприятия: идти по грибы-ягоды, встречать хлебом-солью, связать по рукам-ногам, указать имя-отчество, молодо-зелено и т.п.

Знаки препинания при наличии обобщающего слова

Двоеточие (:)

1. После обобщающего слова (всё, никто, всегда, всюду, нигде и сущ. ) перед однородными членами ставится двоеточие

(*) : О, О, О и О

В корзине была дичь: два тетерева и утка.

Смешивалось все: дыхание можжевельника, вереска, воды, брусники.

Ничего не слышно: ни птиц, ни сверчка, ни голосов.

2. Если после обобщающего слова стоят вводные слова как-то, а именно, например , то перед ними ставится запятая (,) , а после них двоеточие (:) (*), а именно: О, О, О

Здесь ловится и крупная рыба , а именно: сомы, щуки .

Тире (-)

1. После однородных членов перед обобщающим словом

О, О, О - (*)

В поле, в роще, на озере - всюду было безлюдно.

Шум, брань, мычанье, рев - все сливается в один нестройный говор.

2. Если после однородных членов перед обобщающим словом стоит вводное слово (одним словом, короче говоря и др.), то перед вводным словом ставится (-) , а после него (,)

О, О, О - словом, (*)

Пшеница, просо, овёс - словом, всё уже созрело .

Двоеточие (:) и тире (-)

После однородных членов, если впереди них есть обобщающее слово, а предложение не закончено

(*), вв. сл.: О, О, О - …

Все эти черты , а именно: доброта, чуткость, терпимость - помогали ему.

ВНИМАНИЕ!

Очень важно четко разграничивать однородные и неоднородные определения.

Сложносочиненное предложение (ССП) состоит из 2-х или нескольких простых, равноправных по смыслу и соединенных сочинительными союзами. Эти предложения отделяются запятой : Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется .

Смысловая связь между предложениями в составе ССП может быть различна:

  1. Одновременность : Далеко на юге шел бой, и на севере вздрагивала земля от бомбовых ударов.
  2. Последовательность : Дуня села в кибитку, ямщик свистнул, и лошади поскакали .
  3. Время : (когда) Капитан остановил пароход, и все стали проситься на берег .
  4. Причина и следствие : Несколько блиндажей остались целы, и люди, валясь от усталости, шли туда .
  5. Результат : Пугачев дал знак, и меня тотчас отпустили и оставили.

ОТСУТСТВИЕ ЗАПЯТОЙ перед союзом И в ССП

1. Запятая не ставится между простыми предложениями при наличии общего второстепенного члена :

Но слишком рано твой ударил час и вещее перо из рук упало .

Сейчас брызнет майский дождь и начнется настоящая гроза.

Крылья у гуся были растопырены и клюв открыт .

2. Запятая не ставится, если есть общее придаточное:

[Уже совсем рассвело ] и [народ стал подниматься ], (когда я вернулся в свою комнату).

(Едва рассвело), [нас разбудили ] и [мы отправились в путь].

3. Запятая не ставится между однородными придаточными , соединенными союзом И, если главное у них общее :

[Песне тайна не дана], (где ей жить) и (где погибнуть).

[Мы подумали], (что он опоздает ) и (что мы не сможем проститься с ним).

Обратите внимание:

[Слышно было], (как гудели машины), (как позванивали трамваи) и (разговаривали люди).

Запятая не ставится в следующих случаях:

1) общее вводное слово:

По сообщениям синоптиков, [скоро похолодает] и [пойдут дожди].

По-видимому, [он был в затруднении] и [в его душе совершалась борьба].

2) общий обособленный член:

Несмотря на наши старания, [работа продвигалась медленно] и [к вечеру мы ее не закончили].