История китая. Экономика Китая в XVIII веке Религия китая в 16 18 веках

Китай 17-18 века вошел в историю бесславной эпохой, это была как внешняя изоляция страны, так и борьба со всем прогрессивным внутри страны.

Маньчжурская династия Цин

Длившаяся почти беспрерывно в течение 16 лет крестьянская война закончилась вступлением 25 апреля 1644 г. повстанцев в Пекин. Последний император династии Мин повесился во дворе своего дворца. Повстанцы казнили крупнейших феодалов, гражданских и военных сановников, обложили контрибуцией богачей, отменили тяжелые налоги, ликвидировали кабальные долги, землей фактически завладели крестьяне. И тогда феодалы призвали на помощь своих недавних врагов - маньчжурских князей, признав себя их вассалами. Крестьянская армия Ли Цзи-чена была разбита, и Пекин оказался в руках у завоевателей. В этом же 1644 г. в Китае воцаряется маньчжурская династия Цин . То была самая жестокая оккупация. За спиной каждого чиновника стоял маньчжур. Все китайское подвергалось уничтожению. В знак рабской зависимости и покорности китайцы обязаны были по маньчжурскому обычаю брить часть головы и носить косы. На эти притеснения народ отвечал новыми восстаниями. Завоеватели жестоко расправлялись с восставшими. Только в Янчжоу было уничтожено сто пятьдесят тысяч непокорных. Этот чудовищный гнет не могла смягчить даже постепенная ассимиляция маньчжуров-кочевников с китайцами - нацией высокой культуры.

Внешние связи Китая 17-18 века

В то время, как на Западе начинается эра буржуазных революций, в Китае, завоеванном маньчжурами, происходит консервация реакционных феодальных порядков, что резко тормозит экономическое и культурное развитие страны. Жестокий удар был нанесен внешним связям Китая 17-18 века . Усматривая в них угрозу своему владычеству, маньчжурские правители повели враждебную политику по отношению к соседям Китая, в частности, стремились прекратить торговлю с Россией, развязать с ней войну. Вот почему одно за другим терпят неудачу русские мирные посольства Байкова (1654-1656 гг.), Перфильева (1658 г.), Спафария (1675-77 гг.). Только Головину в 1689 г. удается заключить Нерчинский договор о границах и торговле. За ним последовали Буринский и Кяхтинский договоры (1727 г.). Россия была первым и, пожалуй, единственным европейским государством, установившим с Китаем договорные обоюдовыгодные отношения. Голландия, Португалия, Франция и Англия стремились проникнуть в Китай только с колонизаторскими целями. Это стало понятным уже вскоре после того, как в 1516 г. португальские суда побывали в Кантоне. С целью предотвратить иностранное проникновение, носившее явно грабительский характер, Минский двор запретил европейцам въезд в страну. Правители династии Цин пошли дальше в изоляции страны: они запретили строить большие суда. Китайская морская торговля резко пошла на убыль, а в 1757 г. доступ иностранным судам был закрыт во все порты, кроме Кантона.

Бесславная эпоха Китая

Политика «закрытых дверей» как бы олицетворяет эту бесславную эпоху Китая , длившуюся почти триста лет . Запрету подвергается не только европейская наука, но и всякая попытка китайских ученых внести что-либо новое в любую область знаний. В стране создаются «литературные тюрьмы», куда бросают каждого, кто осмелится даже робко высказать взгляды, противоречащие идеологии правящих кругов, их конфуцианской религии в ее средневековой форме. Так, за правдивое воссоздание истории Китая 14-17 веков был казнен ученый Дай Мин-ши . А медик Ба До-мин , который перевел на маньчжурский язык шеститомную анатомию с атласом, был жестоко наказан, а его труд - сожжен. Закрепляя и насаждая мерами инквизиции схоластику, правители ставят ученых перед альтернативой: явная фальсификация в угоду захватчикам или оторванное от действительности изучение древних источников . И то, что произошло с историографией, как бы остановившейся перед «закрытыми дверьми» Цинской эпохи, случалось и с китайской медициной, которая очень бурно развивалась во времена средневековья, (подробнее: ). Подчиняясь обстоятельствам, большинство медиков становится на путь составления комментариев и аннотаций, к которым, в свою очередь, пишутся аннотации и комментарии.

Развитие медицины в Китае

Значительную роль в развитии медицины в Китае сыграл медик Минского периода - Ван Кень-тань (Юй Тэ), который родился в 1552, а умер в 1639 г.- за 5 лет до захвата Китая маньчжурами. Крупный чиновник провинции Фунцзян и богатый человек, он посвятил свою жизнь и средства собиранию медицинской библиотеки и изучению огромного опыта, накопленного предшествующими поколениями медиков. Этому способствовало то обстоятельство, что в связи с болезнью матери в доме Ван Кень-таня часто бывали крупные медики, с которыми ученый сблизился еще в очень молодом возрасте.
Будучи трудолюбивым, наблюдательным и всесторонне образованным, Ван Кень-тань сумел изучить все доступные ему сочинения по фармакологии и на основании выбранных из них характеристик более 400 наиболее употребительных лекарств он составил справочник «Бянь Цюэ бэй яо» («Самые необходимые лекарства из трех царств природы ») в четырех частях. Описание каждого лекарства у него сопровождалось короткой, но очень «богатой», как отмечают историки, аннотацией о свойствах данного лекарства, показаниях и противопоказаниях к его употреблению, о дозировке и т. д. Большой заслугой Ван Кень-таня является и то, что он исключил все «чудодейственные» рецепты, смело отбросил все, что не выдержало проверки на практике. То, что Ван Кень-тань был всегда доступен для посетителей, а также его бескорыстие создали ему еще в молодые годы большую известность. К нему стали обращаться за помощью больные даже из далеких провинций. На протяжении всей жизни, интенсивно занимаясь медицинской практикой и изучением медицины, Ван оставался чиновником. После его смерти осталось большое литературное наследие, включающее ценные труды по симптоматологии, диагностике, работы о лихорадочных заболеваниях, наиболее распространенных болезнях, о лечении абсцессов и ряд других произведений. Ван Кень-тань является также автором сборника «Тан тоу че ко» («Необходимые рецепты в стихах для изучающих медицину») и «И фан цзи цзе» («Большое собрание средств с подробным объяснением»), где в приложении описаны средства и методы оказания помощи в ургентных случаях (отравление, укус ядовитой змеи и бешеной собаки, утопление и т. д.), а также изложены правила личной гигиены. Большое значение автор придавал холоду, теплу, усиленному питанию. В этих работах дано глубокое обобщение опыта и медицинских знаний периода Минской династии - времени наибольшего расцвета китайской фармакологии.

Борьба с эпидемиями в Китае

Возникновение другого важного направления в развитии медицины в 14-17 вв. связано со значительным ростом городов, население которых часто страдало от различных эпидемий. Изучая их причины, китайские медики именно в это время выработали ряд довольно верных положений. Они установили, что эпидемии в Китае чаще всего появляются после засухи, голода, наводнения, междоусобных войн, что их распространению способствуют большие перемещения людей, что заразное начало может передаваться не только при прямом контакте с больными, но и, например, через носильные вещи. Значительные успехи были достигнуты медициной Минской эпохи в борьбе с натуральной оспой . Открытая в 10-11 веках вариоляция человеческой оспой получила к 16 столетию не только полное признание, но и широкое распространение. Что же касается лечения оспенных больных, то с этой целью была создана даже особая специальность, а в распоряжении врачей уже было свыше 50 книг на эту тему. В 1531 г. известный медик Ван Цзи написал трактат «Об обосновании лечения оспы», в котором говорится о профилактике оспы путем приема некоторых лекарств. Много времени посвятил изучению оспы и Чжан Цзин-юэ . Но он больше известен в истории китайской медицины как сторонник и пропагандист профилактики и гигиены . Чжан Цзин-юэ (Тэ Вин) родился в 1561 г., умер в 1639 г. Начав изучать медицину у известного в свое время врача Тин Ин , он не только полностью усвоил все знания, какие мог дать ему этот знаменитый медик но и разработал свою теорию болезней, в основе которой лежали учения о «ян» и «ин», о кругообращении пяти первоэлементов, о «шести чи». Все эти субстанции рассматривались им с материалистических позиций как внутренние и внешние факторы, влияющие на организм. Исходя из этого, Чжан Цзин-юэ, придавал чрезвычайно большое значение профилактике. В своей деятельности он руководствовался девизом:
Очень трудно получить, но легко потерять.
Чжан Цзин-юэ один из первых глубоко обосновал положение о значении сопротивляемости организма и исходил из него в своей медицинской практике. Будучи сторонником лечения с помощью тепла и рационального питания, он в то же время считал ошибочным применение слабительных средств. На основе этих принципов им была написана книга под названием «Лэй Цзи ин», состоявшая из 42 разделов. Работал над этим знаменитым произведением ученый на протяжении 40 лет. Кроме того, им написаны обширные работы о пульсе. Им с большим знанием дела описаны диагностика оспы, ряд хирургических заболеваний, а также многие лекарственные растения.
После смерти ученого все созданные им работы были переизданы, что составило 64 тома под единым названием «Цзин юэ». Его труды по гигиене и профилактике оказали большое влияние на формирование взглядов последующих поколений китайских медиков. Данные литературы того времени свидетельствуют, что в 16 веке в Китае изолировали не только прокаженных, но и больных туберкулезом легких. Были разработаны гигиенические правила для войск (согласно летописи, медпункты в армии были созданы еще в 960 году), для строивших дворцы и городские стены Пекина рабочих, которых обслуживали 300 врачей. Медицинский надзор был установлен и над прачечными. Наконец, в Пекине проложили громадную канализационную сеть, которая действует и поныне. Значительную пользу в деле принесло совершенствование метода ведения историй болезни. Образцом в этом отношении послужили 200 историй болезни, оставленные Чжан Цзы-хэ, выдающимся медиком 13 столетия.

Интерес к анатомии и хирургии

В 16 веке и особенно в начале 17 века в Китае отмечается повышенный интерес к анатомии и хирургии . Успехи в обработке металлов дали в руки врачей много новых, более совершенных инструментов. И, несмотря на сохранявшийся по традиции и по религиозным соображениям запрет, некоторые самоотверженные медики решались производить вскрытия. Много сделал для усовершенствования техники операций Сюэ Цзи - автор большого числа книг по хирургии. Он впервые описал гангрену и разработал методику ампутации пораженной конечности. Широкую известность приобрели такие инфекционисты того времени, как Чжан Чжун-цзин , автор книги «Шань хань лунь» («О тифе»), и У Ю-Синь , написавший в 1649 г. труд «Вень и лунь» («О лихорадке»). Вообще нужно отметить, что научная, в частности, и медицинская литература Минской эпохи, весьма обширна и разнообразна по содержанию. Чтобы каким-то образом собрать воедино это огромное библиографическое наследие, в 1403 г. приступили к составлению сводного энциклопедического словаря. Над его 11 095 книгами десятки лет работало 2180 человек - это цифры, которыми можно только удивляться в наши дни. Словарь носит название «Юн лэ ди дянь» (первоначально- «Вэнь-сянь да-чэн») и является одним из самых больших в мире. В нем имеются сведения о классических конфуцианских и исторических книгах, сочинениях философов, астрономов и географов, технике и т. д. По характеру и объему этот словарь можно сравнить только с энциклопедиями, созданными в Европе лишь в середине 18 столетия, то есть через три века после его появления. Первое издание словаря сгорело, а от последующих сохранилось всего 375 книг, которые находятся сейчас как в Китае, так и в других странах, куда они были вывезены в 1900 г. при подавлении объединенными силами империалистов восьми государств (Германии, США, Англии, Франции, Японии, царской России, Австро-Венгрии и Италии) боксерского восстания (Китайское название «И хэ-цюань» означает «Кулак во имя справедливости и согласия». На своих знаменах ихэюанцы рисовали изображение сжатого кулака. Отсюда и произошло название «боксеров»). Работа по составлению энциклопедий была продолжена во времена следующей, Цинской, династии. Созданный в середине 18 века, как собрание трудов по всем областям знаний, новый библиографический словарь «Сы-ку цюань-шу» отличался большей систематизацией. При его составлении из предыдущего словаря было заимствовано только 385 книг, «Полное собрание книг старных и новых времен» - «Гу цзинь ту шу цзи чей», огромное издание в 10 000 томов, также вышедшее в 18 столетии,- является богатейшей энциклопедией китайской культуры. Но этот труд и его продолжения - «Сюй тун дянь» («Продолжение политического свода»), «Сюй тун яжи» («Продолжение исторического свода») и другие,- все они в хронологическом отношении были доведены только до династии Цин. И это имеет свое объяснение.

Китай 17-18 века дал стране известных медиков

На этом безликом фоне выделяются в медицине Китая 17-18 века три фигуры - Е Тянь-ши, Ван Цин-жень и У Шан-сянь . Первый из них является создателем учения о безлихорадочных инфекционных заболеваниях и классического учебника, из которого почти 200 лет выбирались экзаменационные темы для проверки знаний народных врачей (другим важнейшим учебным пособием были книги под общим названием «И чжунь-цзинь-цзянь» («Золотые зерцала истоков медицины»), вышедшие в 1742 г).

Потомственный медик Е Тянь-ши

(родился в 1667 г., умер в 1746 г.) принадлежал к семье потомственных медиков и обучение медицине начал у своего отца, который однако рано умер. Поэтому последующее медицинское образование он получил у десяти известных медиков страны. Е Тянь-ши. Отсюда, отмечают историки, та исключительная широта кругозора, которой отличался ученый, усвоивший теории важнейших медицинских школ своего времени. В основе широкой практики Е Тянь-ши, снискавшей ему славу врача, который «лечил очень хорошо и быстро, и самые тяжелые и опасные болезни уступали его средствам », всегда лежало правило: «докапываться до корня болезни » (то есть до причин заболевания). Другим его правилом было при лечении каждого пациента записывать фамилию, возраст, состояние пульса, симптомы болезни, назначение лекарства и т. д. Пользуясь широкой известностью, имея большую практику, он, к сожалению, мало писал. Только его ученик Хуа Нань-тянь привел в порядок разрозненные заметки и истории болезни Е Тянь-ши и издал их под названием «Линь Чжень нань и ань» («магнитная стрелка, верно указывающая путь, которому нужно следовать при лечении болезней») . Этот десятитомный труд, посвященный главным образом внутренним безлихорадочным заболеваниям,на протяжении многих поколений считался классическим учебником и более чем 200 лет служил важнейшим критерием определения знаний медиков по основным вопросам внутренних болезней. Е Тянь-ши оставил своим сыновьям завещание, в котором подчеркивал роль труда и наблюдательности в деле изучения медицины. Он писал:
Чтобы заниматься медициной, надо иметь острый ум, много трудиться, много читать,- только тогда можно быть, полезным врачом. Без этих качеств врач будет вреден, а не полезен страдающим людям.
Эти слова, как девиз, были повторены во многих учебниках, ими руководствуются и современные медики при обучении молодого поколения.

Борец за истину Ван Цин-жень

«Великим праведником в медицине», «борцом за истину » недаром называют Ван Цин-женя (1768-1831 гг). Вследствие того, что в Китае законом запрещалось вскрытие умерших, учение о строении человеческого тела, данные о котором были заимствованы из древних учебников и лишь в незначительной мере из трудов европейских ученых, содержало много ошибочных положений. Ван Цин-жень первый обратил внимание на эти ошибки, написал фундаментальный труд по анатомии человека. Интересно, что к изучению анатомии он приобщился случайно, в 30-летнем возрасте, когда в провинции ему представилась возможность исследовать труп ребенка; при вскрытии его (нелегально) он обнаружил чрезвычайно большое несоответствие с тем, что ему было известно из литературы по анатомии. С этого времени Ван начал пользоваться всяким удобным случаем для вскрытия трупов. Такая возможность представлялась ему довольно редко, обычно где-нибудь в провинции, когда в распоряжении ученого оказывались трупы казненных, выброшенные за городские стены. В результате 42-летнего упорного и самоотверженного труда Ван собрал массу сведений по анатомии и написал большой труд в двух книгах «Об ошибках старых медиков при изложении анатомии». Он, в частности, писал, что «ум вызывается не в сердце, а в мозгу». По-видимому, до этого считалось, что мысли формируются в сердце. Труд по анатомии Ван Цин-женя был переведен англичанином Теженом на английский язык и напечатан. В предисловии Вана к этой книге содержалась высокая оценка знания анатомии:
Не зная строения внутренних органов человека, врач уподобляется в своей практике хождению слепого, да еще ночью
Ван Цин-жень был крупным общественным деятелем. Он изучал труды , энергично боролся за проведение реформы медицины в Китае, на основе своих оргинальных, прогрессивных идей.

Сторонник физиотерапевтических методов лечения У Шан-сянь

Создатель учения о болезнях «наружных органов» У Шан-сянь (1806-1886) известен также как сторонник физиотерапевтических методов лечения , рационального питания, лечебной гимнастики и режима, которым он отдавал явное предпочтение перед медикаментозными средствами. Объясняется такая разносторонность, очевидно, тем, что, хотя У Шан-сянь и специализировался в области лечения кожных болезней, но, живя среди бедного сельского населения, естественно занимался лечебной практикой. В прописывании лекарственных средств он был очень осторожен, каждый раз повторяя, что лекарства, наряду с пользой, могут принести и большой вред. Поэтому при лечении многих болезней У шан-сянь, стараясь обойтись без помощи лекарств, использовал такие методы, как например, рациональное питание, особый режим, гимнастика, а также применял с лечебными целями тепло, холод и проч. Убежденный во вредном действии многих препаратов и желая дать правильное направление рациональному использованию лекарств, У Шан-сянь в 1865 г. после переезда в г. Ханчжоу открыл собственную аптеку, придав ее работе определенное направление - лекарства, которые, по его сведениям, были вредны, он не допускал в номенклатуру своей аптеки. Зато в аптеке было очень много средств, полезное действие которых было достоверно установлено.
Настойка трав в Китае. Кроме того, аптека изобиловала такими средствами физического воздействия на организм, как банки, грелки. Особенно большое значение придавалось чихательным средствам и всевозможным пластырям. Пластыри как форма лекарств имеют очень широкое распространение в китайской медицине и в настоящее время. У Шан-сянь оставил богатое литературное наследие. В своих трудах чрезвычайно большое значение он придавал профилактике заболеваний и закаливанию организма. Эти медики осветили Китай 17-18 века светлым лучом и внесли большой вклад в развитие китайской медицины.

Реформы Китая в 19 веке стали итогом длительного и крайне болезненного процесса. Установившаяся на протяжении многих веков идеология, в основу которой был положен принцип обожествления императора и превосходства китайцев перед всеми окружавшими народами, неотвратимо рушилась, ломая при этом жизненный уклад представителей всех слоев населения.

Новые хозяева Поднебесной империи

С тех пор как в середине XVII века Китай подвергся маньчжурскому нашествию, жизнь его населения не претерпела кардинальных изменений. На смену сверженной пришли правители рода Цин, сделавшие Пекин столицей государства, а все ключевые посты в правительстве заняли потомки завоевателей и те, кто их поддерживал. В остальном же все осталось по-прежнему.

Как показала история, новые хозяева страны были рачительными распорядителями, поскольку в 19 век Китай вступил достаточно развитой аграрной страной с налаженной внутренней торговлей. Кроме того, их политика экспансий привела к тому, что в состав Поднебесной (так называли Китай его жители) вошли 18 провинций, и целый ряд соседних государств выплачивал ей дань, находясь в Ежегодно в Пекин поступали золото и серебро из Вьетнама, Кореи, Непала, Бирмы, а также государств Рюкю, Сиама и Сикким.

Сын Неба и его подданные

Социальное устройство Китая в 19 веке представляло собой подобие пирамиды, на вершине которой восседал богдыхан (император), пользовавшийся неограниченной властью. Ниже него располагался двор, сплошь состоявший из родственников повелителя. В его непосредственном подчинении находились: верховная канцелярия, а также государственный и военный советы. Их решения проводились в жизнь шестью исполнительными ведомствами, в компетенцию которых входили вопросы: судебные, военные, обрядовые, налоговые и, кроме того, связанные с присвоением чинов и исполнением общественных работ.

Внутренняя политика Китая в 19 веке строилась на идеологии, согласно которой император (богдыхан) являлся Сыном Неба, получившим от вышних сил мандат на управление страной. Согласно данной концепции, все без исключения жители страны низводились до уровня его детей, обязанных беспрекословно выполнять любое повеление. Невольно напрашивается аналогия с российскими монархами-помазанниками Божьими, власти которых также придавался сакральный характер. Разница заключалась лишь в том, что китайцы считали всех иностранцев варварами, обязанными трепетать перед их несравненным Владыкой мира. В России до этого, к счастью, не додумались.

Ступени социальной лестницы

Из истории Китая 19 века известно, что главенствующее положение в стране принадлежало потомкам маньчжуров-завоевателей. Ниже них на ступенях иерархической лестницы помещались рядовые китайцы (ханьцы), а также монголы, состоявшие на службе императора. Далее шли варвары (то есть не китайцы), проживавшие на территории Поднебесной. Это были казахи, тибетцы, дунгане и уйгуры. Низшую ступень занимали полудикие племена джуан и мяо. Что же касается остального населения планеты, то, в соответствии с идеологией империи Цин, оно рассматривалось как скопище внешних варваров, недостойных внимания Сына Неба.

Армия Китая

Поскольку в 19 веке ориентировалась главным образом на захват и подчинение соседних народов, то значительная часть государственного бюджета тратилась на содержание весьма многочисленной армии. Она состояла из пехоты, конницы, саперных частей, артиллерии и флота. Ядром являлись так называемые Восьмизнаменные войска, формировавшиеся из маньчжуров и монголов.

Наследники древней культуры

В 19 веке культура Китая строилась на богатом наследии, доставшемся со времен правителей династии Мин и их предшественников. В частности, была сохранена древняя традиция, на основе которой все претенденты на ту или иную государственную должность обязаны были пройти строгую экзаменационную проверку своих знаний. Благодаря этому в стране сложился слой высокообразованного чиновничества, представители которого назывались «шэныни».

У представителей правящего класса неизменным почетом пользовалось этико-философское учение древнекитайского мудреца Кун Фуцзы (VI - V вв. до н. э.), известного сегодня под именем Конфуция. Переработанное в XI - XII вв., оно легло в основу их идеологии. Основная же масса населения Китая в 19 веке исповедовала буддизм, даосизм, а в западных районах - ислам.

Замкнутость политической системы

Проявляя достаточно широкую религиозную терпимость, правители в то же время прилагали немало усилий для сохранения внутриполитического строя. Ими был разработан и издан свод законов, определявших меру наказания за политические и уголовные преступления, а также установлена система круговой поруки и тотальной слежки, охватывавшая все слои населения.

Одновременно с этим Китай в 19 веке являлся страной, закрытой для иностранцев, а особенно для тех из них, кто стремился наладить с его правительством политические и экономические контакты. Так, провалом закончились попытки европейцев не только установить с Пекином дипломатические отношения, но даже поставлять на его рынок производимые ими товары. Экономика Китая в 19 веке была настолько самодостаточной, что позволяла ограждать его от любого влияния извне.

Народные восстания в начале 19 века

Однако, несмотря на внешнее благополучие, в стране постепенно назревал кризис, вызванный как политическими, так и экономическими причинами. Прежде всего, он был спровоцирован крайней неравномерностью хозяйственного развития провинций. Кроме того, немаловажным фактором являлись социальное неравенство и ущемление прав национальных меньшинств. Уже в начале 19 века массовое недовольство вылилось в народные восстания, возглавляемые представителями тайных обществ «Небесный разум» и «Тайный лотос». Все они были жестоко подавлены правительством.

Поражение в Первой опиумной войне

По своему экономическому развитию Китай в 19 веке значительно отставал от ведущих западных стран, в которых данный исторический период был отмечен бурным промышленным ростом. В 1839 году британское правительство попыталось воспользоваться этим и силой открыть для своих товаров его рынки. Поводом для начала военных действий, получивших название «Первой опиумной войны» (их было две), послужило изъятие в порту города Гуанчжоу значительной партии наркотиков, нелегально завозимых в страну из британской Индии.

В ходе боев со всей очевидностью проявилась крайняя неспособность китайских войск противостоять самой передовой на тот момент армии, которой располагала Британия. Подданные Сына Неба терпели одно поражение за другим и на суше, и на море. В результате июнь 1842 года англичане встретили уже в Шанхае, а еще через некоторое время заставили правительство Поднебесной подписать акт о капитуляции. Согласно достигнутой договоренности, отныне британцам предоставлялось право свободной торговли в пяти портовых городах страны, а принадлежавший ранее Китаю остров Сянган (Гонконг) отходил им в «вечное владение».

Итоги Первой опиумной войны, весьма благоприятные для британской экономики, оказались губительны для рядовых китайцев. Хлынувшие потоком европейские товары вытеснили с рынков изделия местных производителей, многие из которых в результате разорились. Кроме того, Китай стал местом сбыта огромного количества наркотиков. Они ввозились и ранее, но после открытия национального рынка для зарубежного импорта это бедствие приняло катастрофические масштабы.

Восстание тайпинов

Итогом усилившейся социальной напряженности стало очередное восстание, охватившее в середине 19 века всю страну. Его руководители призывали народ к построению счастливого будущего, которое они называли «Небесным государством всеобщего благоденствия». По-китайски это звучит как «Тайпин тяньг». Отсюда и пошло название участников восстания - тайпины. Их отличительным знаком были красные головные повязки.

На определенном этапе восставшим удалось достичь значительных успехов и даже создать на захваченной территории некое подобие социалистического государства. Но очень скоро их вожди отвлеклись от построения счастливой жизни и всецело предались борьбе за власть. Этим обстоятельством воспользовались императорские войска и с помощью тех же британцев разгромили мятежников.

Вторая опиумная война

В качестве платы за свои услуги англичане потребовали пересмотра торгового договора, заключенного в 1842 году, и предоставления им больших льгот. Получив отказ, подданные британской короны прибегли к проверенной ранее тактике и вновь устроили провокацию в одном из портовых городов. На этот раз предлогом послужил арест судна «Эрроу», на борту которого также обнаружили наркотики. Конфликт, вспыхнувший между правительствами обоих государств, привел к началу Второй опиумной войны.

На этот раз военные действия имели для императора Поднебесной еще более пагубные последствия, чем протекавшие в период 1839 - 1842 гг., поскольку к войскам Великобритании присоединились падкие на легкую добычу французы. В результате совместных действий союзники оккупировали значительную часть территории страны и вновь вынудили императора на подписание крайне невыгодного соглашения.

Крах господствовавшей идеологии

Поражение во Второй опиумной войне привело к тому, что в Пекине открылись дипломатические представительства стран-победительниц, граждане которых получили право свободного передвижения и торговли по всей территории Поднебесной. Однако беды на этом не кончились. В мае 1858 года Сын Неба был вынужден признать левый берег Амура территорией России, что окончательно подорвало репутацию династии Цин в глазах собственного народа.

Кризис, вызванный поражением в Опиумных войнах, и ослабление страны в результате народных восстаний привели к крушению государственной идеологии, в основу которой был положен принцип - «Китай в окружении варваров». Те государства, которым, согласно официальной пропаганде, полагалось «трепетать» перед империей, возглавляемой Сыном Неба, оказались на поверку гораздо сильнее ее. Кроме того, иностранцы, свободно посещавшие Китай, поведали его жителям о совершенно ином мироустройстве, в основу которого положены принципы, исключающие поклонение обожествленному правителю.

Вынужденные реформы

Весьма плачевно для руководства страны обстояли и дела, связанные с финансами. Большинство провинций, являвшихся прежде китайскими данниками, перешли под протекторат более сильных европейских государств и прекратили пополнение императорской казны. Более того, в конце 19 века Китай охватили народные мятежи, в результате которых был нанесен значительный ущерб европейским предпринимателям, открывшим на его территории свои предприятия. После их подавления главы восьми государств потребовали в качестве компенсации выплаты пострадавшим владельцам крупных сумм.

Правительство, возглавляемое императорской династией Цин, оказалось на грани краха, что побудило его к принятию самых неотлагательных мер. Ими и стали реформы, давно назревшие, но осуществленные лишь в период 70-80-х годов. Они привели к модернизации не только хозяйственной структуры государства, но и к изменению как политического строя, так и всей господствовавшей идеологии.

Как показал Жак Жерне в книге «Мир китайцев», империи Цин «в XVIII веке удалось максимально использовать все возможности доиндустриальных технологий». В области экономики, особенно земледелия, она была эффективнее, чем современная ей Европа.

Земледелие в XVIII в. переживало небывалый рост, пользуясь поддержкой государства, которое весьма умеренно облагало крестьян налогами и существенно сократило существовавшую при

прежней династии трудовую повинность. Урожаи были очень хороши, посевные площади росли, а появление вдобавок к традиционным культурам (рис, чай, просо, ячмень) новых (батат, арахис, сорго) позволило лучше использовать специфику различных земель и климатических зон. С ростом посевных площадей страна смогла удовлетворить потребности прокорма населения.

Посевные площади (1600-1850)

Площадь
(в млн му)

Большинство жителей империи жило и трудилось в деревнях или малых городах с населением меньше 2 тыс. человек, и большая часть ресурсов вкладывалась в земледелие, но из-за огромного пространства империи, разнообразия почв и климатов виды культивируемых злаков и урожаи по разным регионам сильно различались. Прежде всего Китай делился на две больших области: Северный специализировался на пшенице, в Южном возделывался рис. Кроме того, выделялись четыре группы земледельческих циклов:

В северных провинциях каждый цикл давал три урожая в два года;

На юге в самых развитых провинциях крестьяне собирали два урожая в год (как правило, один урожай риса и один другого злака или хлопка);

В центральных провинциях страда бывала также раз в полгода: когда был продан урожай риса, наступала жатва пшеницы, ячменя или проса;

На крайнем юге, в Фуцзяни и значительной части Гуандуна, собирали три урожая в год: два урожая риса и один пшеницы или бобов.

Главными горнорудными провинциями были Юньнань и Гуанси. В их недрах добывали главным образом медь, в меньшей степени серебро, уголь и железо. В 1770-1850 гг. добыча меди в этих провинциях составляла пятую часть от мировой.

Купцы объединялись в корпорации в форме гильдий (хан) разной величины и влиятельности. Гильдии регулировали торговлю (в частности, контролировали цены), разбирали конфликты и занимались социальной деятельностью (помощь разорившимся купцам, различного рода меценатство, поддержка городской общины при стихийных бедствиях и т.п.). Маньчжурская власть поощряла такие организации, особенно потому, что, опираясь именно на гильдии, собирала торговые налоги. Гильдии в свою очередь для своих коммерческих предприятий часто нуждались в поддержке чиновников.

Торговля с европейскими странами во второй половине XVIII в. проводилась в единственном порту - Кантоне (Гуанчжоу) * через компанию-монополиста под названием «Кохонг» - по-китайски Гунхан, что означает «генеральная гильдия». Это было объединение тринадцати торговых гильдий, которым маньчжурское правительство дозволило торговать с европейцами.

Несмотря на столь строгие ограничения, до самого конца века Китай больше продавал европейцам, чем покупал их товары; он давал Европе прежде всего чай, фарфор (в том числе с императорских мануфактур Цзиндэчжэня в провинции Цзянси - см. гл. VIII, раздел «Прикладное искусство») и лакированные изделия.

Внешняя торговля в Кантоне (1719-1807)

Объем экспорта
(в тыс. тонн)

В процентах к периоду
1719-1726

Хотя экономический подъем сделал XVIII в. одной из вершин процветания в истории Китая, конец века преподнес правительству очень неприятный сюрприз. Финансы государства пришли в упадок, так как всю вторую половину царствования Цяньлуна государственная казна истощалась. Императорам следующего столетия не удалось выправить ситуацию, поскольку им пришлось столкнуться не только с экономическим расстройством, но и с тяжелейшей коррупцией, всевозможными конфликтами и мятежами, а также с давлением западных держав, приведшим к опиумным войнам (см. гл. I, раздел «Иезуитские миссионеры и отношения с Западом»).

Примечания

* Кроме того, существовала меновая торговля с Россией в Кяхте (в основном чаем в обмен на меха).

Шоссанд Д. Китай в XVIII веке. Расцвет империи Цин / Дамьен Шоссанд. – М., 2016, с. 108-113.

К XVI в. при Минской династии Китайская империя охватывала территорию современных внутренних провинций Китая и часть Маньчжурии. Вассалами Китая являлись Корея, Вьетнам и Тибет. Страна была разделена на 15 крупных административных единиц.

Управлялись они чиновниками, назначавшимися центральной властью. В XVI–XVIII вв. рост производительных сил в Китае нашел свое отражение в развитии ремесла, улучшении техники земледелия, дальнейшем развитии товарного производства и денежных отношений. В феодальной Минской империи появляются элементы новых, капиталистических производственных отношений – зарождается и развивается мануфактура. В то же время действовали причины, тормозившие общественное развитие Китая. К ним в первую очередь относятся высокая норма феодальной эксплуатации, обусловившая нищету крестьян, а также существование замкнутых сельских общин, где земледелие было соединено с домашним ремеслом. С другой стороны, вторжение в XVII в. маньчжуров и захват ими власти в Китае, сопровождавшиеся длительной войной и разрушением производительных сил, привели к варварской и герметической изоляции страны от внешнего мира, что не могло не сказаться резко отрицательно на темпах прогрессивного развития Китая.

В конце XVI – начале XVII вв. правящая в Китае династия Мин находилась в состоянии упадка. Управлявшие государством приближенные императора разворовывали государственную казну. Расходы на содержание огромного числа чиновников и пышного императорского двора требовали введения все новых налогов.

Свержение Минской династии. Маньчжурское завоевание Китая.

С конца XVI в. на территории современного Северо-Восточного Китая усилилось племя маньчжуров, создавших там свое государство. В начале XVII в. маньчжуры стали совершать набеги на Китай, затем подчинили ряд соседних племен и Корею. Вслед за тем они начали войну с Китаем. В то же время в Китае происходили крупные крестьянские восстания. Армия повстанцев разгромила правительственные войска и вступила в Пекин, в результате чего Минская династия перестала существовать. Напуганные всем происходящим, китайские феодалы открыли доступ в столицу маньчжурской коннице. В июне 1644 г. маньчжуры вступили в Пекин. Так в Китае утвердилась маньчжурская династия Цин, правившая до 1911 г. В отличие от прежних завоевателей маньчжуры не растворились среди местного населения (запрещены были даже смешанные браки между маньчжурами и китайцами), а обеспечили себе обособленное и привилегированное положение.

По форме правления цинский Китай в XVII–XVIII вв. был деспотией. Во главе государства стоял император – богдыхан, наделенный неограниченной властью.

Цинская династия вела бесконечные захватнические войны. К середине XVIII в. она завоевала всю Монголию, затем присоединила к Китаю и государство уйгуров, расположенное к югу от Тянь-Шаня, восточную часть Тибета. Неоднократно предпринимались завоевательные походы во Вьетнам и Бирму.

Получить свободный доступ в Китай европейские купцы пытались еще задолго до образования Цин-ской империи. Первыми в Китае появились португальцы, которые в 1537 г. основали на южном побережье Китая колонию Макао. В XVII–XVIII вв. в китайских портах стали появляться английские и французские купцы. Но маньчжурские власти решили ограничить торговлю с иностранцами и с этой целью издали в 1757 г. указ цинского императора, по которому все порты, кроме Гуанчжоу, были объявлены закрытыми для внешней торговли. Так было положено начало изоляции Китая.

46. ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ В XVI–XVIII ВВ

В период Минской империи в Китае особенное развитие получили филология и история.

Крупнейшим ученым-энциклопедистом XVII в., в частности филологом, был Гу Янь-у, которому принадлежит «Пятикнижие по фонетике» – классическое произведение по исторической и современной фонетике, а также другие труды по истории, экономике, философии, филологии и т. д.

В этот период развивалась официальная историография: издавались династийные истории, составлялись продолжения летописи «Всеобщее зерцало, помогающее управлению», начатой еще в XI в.

Важным географическим сочинением той эпохи является труд Гу-Янь-у под названием «Книга о недостатках и пользе областей и уделов в Поднебесной». Это сочинение давало не только географическую характеристику страны, но и освещало социально-экономическое положение Китая.

Духовная культура Китая в XVI–XVIII вв. развивалась под сильным влиянием идей конфуцианства. Создатель этого учения – мыслитель Конфуций (551–479 гг. до н. э.). Учение Конфуция – это учение о том, к чему следует стремиться человеку. Созданное на основе разума общественное устройство, по мнению мыслителя, должно давать возможность человеку заниматься самоусовершенствованием и приносить пользу всем. Государство по Конфуцию – большая семья, где младший должен повиноваться старшему (простолюдин – знатному).

Наиболее известным китайским философом начала XVI в. был Ван Ян-мин. Ван Ян-мин утверждал, что реальный мир не существует вне нашего сознания, что весь мир, все вещи – порождение духа или сердца. По Ван Ян-мину, критерием истины является субъективное сознание, человек обладает врожденным знанием, интуицией, которая помогает познать истину. Идеализм и интуитивизм Ван Ян-миня имели своих многочисленных последователей не только в Китае, но и в Японии, где это учение с XVII в. стало одним из главных философских течений.

Книги в Китае печатались в частных и государственных типографиях, и их легко можно было купить. В столице выходила газета, сообщавшая о придворной жизни, императорских указах и т. п. Помимо монет, в обращении были бумажные деньги, очень удивившие европейских купцов.

Среди китайских чиновников было много поэтов, особенно при династии Мин. Стихи посылали вместо писем, вкладывая их в конверты в форме рыбок. В стихосложении соревновались на пирах. В XVI–XVIII вв. были изданы многочисленные поэтические сочинения. Большинство поэтов были живописцами. Картины писали на бумаге или на шелке, одни вешали на стены, другие рассматривали на столах, постепенно разворачивая свиток. Излюбленные мотивы картин – герои легенд и сказаний, «горы и воды», «цветы и птицы». При этом почти на каждой картине делались иероглифические надписи – пожелания.

В эту эпоху стать чиновником мог только образованный человек. Государство выделяло стипендии для подготовки к экзаменам на высшие ученые степени. Такой экзамен проходил в столице под наблюдением придворных академиков. Кандидаты писали сочинения на философскую и историческую темы. Достигший высшей степени мог занимать высшие государственные должности. Путь наверх, в «высший свет» общества, открывался через образование.

В Китае той эпохи было много провинциальных училищ, студенты которых зазубривали наизусть книги древних авторов, в т. ч. и Конфуция, знакомились с правилами стихосложения и составления трактатов. В конце обучения они сдавали экзамен – писали поэму в стихах и сочинение. Китай XVI–XVIII вв. был страной высокой духовной культуры и пользовался большим уважением в мире.

Еще по теме 45. ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ КИТАЯ В XVI–XVIII ВВ:

  1. ОБРАЗОВАНИЕ «МИРОВОЙ» ЕГИПЕТСКОЙ ДЕРЖАВЫ (XVIII династия до солнцепоклоннического переворота, середина XVI - начало XIV в. до н. э)

С незапамятных времен Китай был самой населенной страной планеты. Точных переписей населения в былые века не велось, но, по мнению специалистов, население Китая превысило 100 млн чел. примерно в 1600-е гг., к середине XVIII в. удвоилось, а до конца XVIII в. перешло отметку в 300 млн чел. Это значительно превышало население всей Европы в те же годы. Однако в условиях даже развитых феодальных отношений такой переизбыток населения мог быть преимуществом только во время войн – как неисчерпаемый источник пополнения армии. В мирные же времена гигантское население вплоть до настоящего времени было бичом Китая.

Китай – одно из древнейших государств мира, его история насчитывает несколько тысячелетий. Когда в конце XIII в. венецианский торговец Марко Поло, проживший в Китае 17 лет, вернулся в Италию и написал книгу воспоминаний о чудесах далекой Азии, мало кто поверил его рассказам. Но в Китае действительно уже тогда существовала богатейшая духовная и материальная культура. Задолго до европейцев китайцы изобрели порох и навигационные приборы, бумагу и книгопечатание. Долгое время Китай вполне мог бы обходиться без внешней торговли: в стране создавалось практически все необходимое для повседневной жизни.

В Китае за многие века распространилось несколько религий (в т.ч. ислам). Но господствующим стало постепенно конфуцианство – религия, названная по имени ее создателя Конфуция (Кун Цзы), жившего в VI – V вв. до н.э. Нравственные нормы конфуцианства чрезвычайно высоки: они призывают верующих к честности, гуманности, справедливости. Конфуцианство обязывает чтить предков, блюсти законы и традиции, постоянно совершенствовать себя. Недовольство своим общественным положением считалось недопустимым. Конфуцианство настолько отвечало мирной, неторопливой жизни китайского общества, что и другие религии страны отчасти сблизились с основной верой китайцев.

С конфуцианством во многом связано и то, что в основе образа жизни китайцев всегда лежали четкость и порядок. Сословное положение членов общества также было строго определенным. Одни только мандарины (т.е. правители, высшие чиновники) подразделялись на 9 рангов. Большое значение уделялось отличиям в одежде, по которым сразу было видно место человека в обществе: нашивкам в виде зверей или птиц, головным уборам, поясам и проч. Мандарины высшего ранга управляли провинциями, где в условиях феодальной раздробленности были собственные суды, таможни и даже войска. Мандарины подчинялись богдыхану (императору), который считался у китайцев «сыном неба». Крестьян, ремесленников и купцов относили к простому люду. Им было запрещено украшать свои дома, носить меха и драгоценности, пользоваться ценной посудой и т.д.



Внешнее и внутренне положение Китая

В XIII в. Китай, как и Древняя Русь, был завоеван монголами, но в 1368 г. китайцы свергли иноземное иго. После этого в стране около трех веков правила Минская династия (1368 – 1644). При ней в Китае укрепилась торговля, земледелие и ремесла, в городах существовали развитые мануфактуры. В Европе высоко ценились китайский фарфор, ткани, ювелирные изделия, чай, пряности. Великолепие китайских городов с их причудливой архитектурой всегда поражало иностранцев. В городах Китая еще в Средние века появились ссудные банки, ломбарды, меняльные конторы. В каждой провинции был свой монетный двор, чеканивший мелкую монету – чох. В центре чоха оставляли отверстие, в которое продевали прочную нить, нанизывая на нее целые связки монет.

В 1628 – 1645 гг. в Китае вспыхнула крестьянская война. Лидер восставших Ли Цзычен на занятых землях отбирал имущество у феодалов и других богачей, распределяя его между бедняками. Войско Ли Цзычена росло, в 1644 г. восставшие заняли столицу страны Пекин. Минская династия была свергнута. Но феодалы обратились за помощью к соседям-маньчжурам – прославленным воинам, не раз нападавшим на Китай. Маньчжуры быстро разгромили восставших крестьян и посадили на престол свою династию Цинн. Она правила в Китае в 1644 – 1911 гг.

Необъятные просторы империи со множеством труднодоступных районов, гигантское население осложняли управление Китаем. Поэтому маньчжурские правители уменьшили размеры провинций. Маньчжуры в целом не посягали на традиции китайцев, на их религию и даже сами во многом перенимали их. Но все же большинство китайцев не без основания чувствовали, что маньчжуры считают их покоренным народом, людьми второго сорта.



Богатства Китая влекли в эту страну купцов из Испании и Португалии, Англии и Голландии и других стран. В 1537 г. португальцы захватили небольшой полуостров Макао (ныне – Аомынь). Пытались создать свои опорные пункты в стране и другие европейцы. Но маньчжурские императоры, как правило, противились растущему европейскому влиянию. В 1724 г. по приказу богдыхана из Китая выслали католических миссионеров, появившихся в стране еще в XVI в. Тогда же были закрыты и даже разрушены все христианские храмы в Китае (более 300).

Наконец, в 1757 г. китайцы закрыли для европейских купцов все свои порты, кроме Кантона. Но и в Кантоне торговать в европейцами было разрешено лишь ограниченному кругу китайских купцов. Так Китай стал «закрытой» для внешних связей страной. А поскольку в Европе именно в этот период бурно развивалась материальная и духовная культура, Китай, добровольно изолировав себя, начал отставать от ведущих европейских держав. Весь вред этого отставания китайцы в полной мере испытали в XIX в.