Иске таш. Ильнур Миргалеев о монголах, татарах, Золотой Орде и международной ассоциации её исследователей. Иске-таш – старый камень

Мечеть Иске-Таш – это культовое мусульманское построение, которое расположено в Ново-Татарской слободе в городе Казань. Мечеть ныне действующая, имеет интереснейшую историю и невероятное культурное и историческое значение. Иске-Таш сегодня – это не только памятник архитектуры, но и своеобразный монумент.

Существует древняя легенда, которая рассказывает нам историю этой великолепной мечети. Согласно преданию, построена мечеть Иске-Таш была на месте могилы воинов, защищавших родные земли Казани от нападения дружины Иоанна Грозного в бою в 1552 году. По легенде мечеть располагается непосредственно на месте самого захоронения, на что ранее указывала каменная глыба, сохраненная и расположенная перед восточным входом. Однако в тридцатых годах мечеть Иске-Таш была закрыта, затем ее использовали в качестве школы и склада, а легендарный камень был перемещен и после потерян. Вновь открыла двери для прихожан мечеть только лишь в 1994 году.

Помимо известного сегодня мечеть имела и иные названия. Ее знают так же как Девятую соборную, Большую каменную мечеть или Старокаменную мечеть. Название мечети Иске-Таш напрямую связано с утерянным камнем с братской могилы воинов – Зур Иске Таш. Именно благодаря этому камню мечеть и получила свое нынешнее имя.

Отличительной и характерной особенностью мечети Иске-Таш являются ее имамы. На протяжении многих десятилетий это всегда были мужчины из рода Амирхан, жившие рядом. Каждый из них прославился литературной и богословной деятельностью.

Иске-Таш – это мечеть, которая появилась в Казани благодаря вложениям представителей купеческой знати. Денежные средства на ее строительство были выданы зажиточным купцом Габдуллой Утямышевым, Этот человек за всю свою долгую жизнь построил не один десяток мечетей в селениях России и стал известен, написав некоторые книги по религиозным вопросам. В 1802 году в мечети Иске-Таш были произнесены первые молитвы. Перенесла Иске-Таш и реконструкцию. В середине 19 века был создан проект по реконструкции сооружения, и именно в этом виде мечеть и сохранилась до сегодняшних дней.

Иске-Таш – это классическая мечеть с минаретом на крыше. Причем форма минарета чем-то напоминает минареты на старинных мечетях Волжской Булгарии и Касимаю. Оформленная в признанных классических традициях, имеющая два этажа и два молельных зала, Иске-Таш по праву считается одним из самых привлекательных мест для туристов.

Islam-today

Предлагаем вам собрать паззл старое фото мечети Иске-Таш. Кликая по 2 элементам картинки, вы меняете их местами. Подсказка покажет, как выглядит оригинал фогографии.

Казань по праву считается культурным центром ислама в Российской Федерации. В находится около 20 больших мечетей. Недаром главный архитектурный комплекс города, Казанский кремль, был занесен в список объектов под эгидой ЮНЕСКО. Кроме того, столица Республики Татарстан недавно отпраздновала свое тысячелетие.

Мечети Казани

Практически все мусульманские молитвенные столицы были построены до 1917 года. Многие из них впоследствии закрывались или реконструировались.

На сегодняшний день главная мечеть в Казани расположена в столичном Кремле. Она была возведена в честь известного имама-сеида по имени Кул Шариф. Кремлевская мечеть поражает своими масштабами и колоритом. Также известными на весь исламский мир являются молитвенные сооружения Марджани, Ярдэм, Нурулла, Иске-Таш и многие другие.

Всего же в городе функционирует более двух десятков мечетей: Апанаевкая, Голубая, Бурнаевская, Галеевская, Азимовская, Султановская, Казаковская, Белая и пр. Самой старой из них является Вторая соборная. Это второе название Она была возведена еще в 1771 году. Долгое время, с 1930-х, мечеть использовалась в социальных целях, как детский сад. Однако после большой реставрации в 2011 году Вторая соборная вновь открылась для прихожан. Кроме того, пользуются популярностью у мусульман Закабанная и Пороховая мечети Казани.

Адреса всех городских молебен показывают, что они расположены по периметру всей столицы. Так было сделано для удобства прихожан из разных уголков Казани и всего Татарстана.

Мечеть Кул-Шариф

Это главное архитектурное достояние города расположено в пределах знаменитого Казанского кремля. Первый камень в основание современного храма был положен в 1996 году. Торжественное открытие было приурочено к 1000-летнему юбилею столицы.

Высота храма достигает 58 метров. В архитектурный комплекс входят 4 грандиозных по величине минарета. Купол украшен «казанской шапкой», которая в незапамятные времена представляла собой корону ханов. Экстерьер полностью выполнен в соответствии с местными традициями и культурой. Это заметно в декоре и минаретов, и главных ворот, и торжественных арок, и мощных колонн.

Внутри главная мечеть в Казани украшена огромными хрустальными люстрами, уникальными витражами, позолотой и мозаиками. Пол и стойки выполнены из чистого мрамора и гранита, привезенных с Урала. Одним из особенностей храма являются два массивных смотровых балкона, на которых часто проводятся экскурсии.

Помимо самой мечети, в комплекс входит Музей истории ислама и кабинет имама. Ночью храм подсвечивается тысячами разноцветных огней. На сегодняшний день многие известные мечети мира не смогут сравниться с Кул-Шариф в плане масштабов, богатства и грации. Храм по праву считается одной из первостепенных мусульманских молебен Европы.

Мечеть аль-Марджани

Это архитектурное сооружение расположено в Старо-Татарской слободе столицы, близ озера Нижний Кабан (адрес - ул. К. Насыри, 17). (Казань) является исторически значимым храмом всего исламского народа. Первый вариант здания был возведен в конце 18 века по приказу Екатерины II. Постройка обошлась казне в 5.000 рублей, что по тем временам было немыслимыми деньгами.

В современном виде мечеть выполнена в лучших традициях средневековой татарской архитектуры. Во время реконструкции было уделено большое внимание такому стилю, как барокко. Несмотря на то что здание всего в два этажа, минарет возвышается вверх на три яруса. Храм получил свое название в честь имама Марджани, который служил в нем 39 лет вплоть до 1889 года.

Внутри и снаружи мечеть отделана золотыми наконечниками и полумесяцами. Все стены и своды интерьера украшены светлыми орнаментами и лепниной.

Мечеть Ярдэм

Этот молебный комплекс примечателен тем, что на его территории расположен Реабилитационный центр для незрячих людей. Почетным имамом храма является Илдар Баязитов. Он же по совместительству занимает пост заместителя муфтия Татарстана.

Мечеть Ярдэм (Казань) на данный момент является единственной исламской организацией на территории России, которая получила национальную награду за добровольчество. Сегодня храм считается главным покровителем людей с ограниченными возможностями со всего города и даже Республики.

Само здание выполнено в сдержанном стиле. Экстерьер ничем не примечателен. Внутри храм отделан в теплых тонах. Интерьер заметно отличается от привычных исламских молебен своим минимализмом. Находится мечеть на улице Серова, д. 4а.

Мечеть Нурулла

Это культовое сооружение представляет собой здание из двух этажей. Примерная дата постройки - конец 1840-х годов. Нуруллская мечеть в Казани имеет просторный зал с глубоким колоритным куполом. Минарет состоит из трех ярусов и расположен над южным входом.

Экстерьер храма украшен орнаментом, свойственным средневековому Ближнему Востоку. До 1908 года имам-хатибом мечети был известный общественный деятель Габдулла Апанаев, который также являлся владельцем издательства «Азат». После его ухода храм был закрыт и частично разрушен по распоряжению властей Татарстана. И только в 1992 году мечети Нурулла вновь вернули ее былое величие и значимость. Ближе к концу 1990-х храм был полностью реконструирован.

Мечеть Иске-Таш

Один из немногих действующих исторических Ново-Татарской слободы был построен еще в 1802 году.

По легенде, Старокаменная мечеть в Казани существовала еще в середине 16 века. Тогда на ее месте была огромная для бойцов, защищавших город от армии Ивана Грозного. В итоге старый камень, игравший роль памятника, стал первым кирпичиком в фундаменте современной мечети.

Трехуровневый минарет выполнен в стиле классицизма со свойственной строгостью и монохромностью. Сам храм состоит из двух залов.

Мечеть Иске-Таш находится в Ново-татарской слободе Казани. Иногда ее называют Девятой соборной мечетью или Старокаменной мечетью. Расположена она во внутриквартальной застройке между улицами Меховщиков и Гафури, официальный адрес – улица Гафури, 34-а.

История Ново-татарской слободы

Ново-татарская слобода появилась на карте Казани после большого пожара 1749 года. Многие районы города тогда пострадали, в том числе и Старо-татарская слобода. Этим решил воспользоваться епископ Лука Конашевич. Он начал строить на пепелище семинарию для крещеных татар. Семинария вплотную примыкала к участкам татар-мусульман, которым это очень не нравилось. Мусульмане подали прошение городским властям, чтобы их переселили подальше от семинарии. Прошение было удовлетворено. Для мусульман была выделена территория Ново-татарской слободы. С этой территории была выселена целая русская деревня “Поповка”, чтобы мусульмане не соседствовали с христианами. А Луку Конашевича императрица Елизавета специальным указом удалила из Казани, чтобы он не сеял вражду между мусульманами и христианами.

В новую слободу, в основном, переселялись люди простые: рабочие, ремесленники. Они строили себе маленькие деревянные дома и мечети. Интеллигенция, купечество, промышленники предпочли остаться в Старо-татарской слободе.

Как архитектурный памятник Ново-татарская слобода уступает в значимости Старо-татарской. Но все же в ней есть значимые постройки: две каменные мечети, одна из которых, Иске-таш.

Иске-таш – старый камень

Городская легенда гласит, что мечеть построена на братской могиле солдат, которые защищали Казань от войск Ивана Грозного в 1552 году. Раньше на этом месте стоял камень (тат. «зур иске таш» - «большой старый камень»), отсюда и название мечети. Построена мечеть в 1882 году купцом Утямышевым. Архитектор неизвестен. Построена мечеть в стиле классицизма.

Направление на Мекку вычислил известный мусульманский богослов-реформатор Курсави. В 1830-х годах мечеть перестраивалась и расширялась. Мечеть двухэтажная, двухзальная, с минаретом на крыше. Минарет опирается на толстую поперечную стену.

Мечеть была общественным центром Ново-татарской слободы. Интересно, что имамами в ней были представители рода Амирхановых, из которого вышел известных татарский писатель Фатых Амирхан.

В советское время мечеть была закрыта, в ней располагалась школа. Когда рядом с мечетью было выстроено новое, более просторное здание школы, мечеть стала использоваться как школьный склад. В 1994 году мечеть была возвращена верующим.

Иске-Таш изяществом и красочностью не отличается - прямоугольная мечеть с минаретом на крыше, белый фасад, а из элементов декора - только вогнутые наличники. Если бы не округленный трехъярусный минарет с массивным основанием, можно было бы принять здание за обычную жилую постройку.

Координаты : 55°46′10″ с. ш. 49°06′06″ в. д.  /  55.76944° с. ш. 49.10167° в. д.  / 55.76944; 49.10167 (G) (Я)

Мечеть Иске-Таш (Девятая соборная , Старокаменная мечеть ) - историческое действующее мусульманское культовое сооружение в городе Казани (Татарстан), в Ново-Татарской слободе .

История

Согласно старой легенде, она была установлена на месте братской могилы бойцов, которые защищали Казань от войск Ивана Грозного в 1552 году . Могила была отмечена большим старым камнем (тат. зур иске́ таш ), который был сохранен и стоял перед восточным фасадом мечети.

Мечеть была закрыта согласно решению Центрального Исполнительного комитета республиканского ВКП(б) Татарской АССР в конце 1930-х. В советское время мечеть использовалась как школа и затем как склад, когда впритык к ней и закрывая вид на неё было построено новое большое здание школы.

Отрывок, характеризующий Мечеть Иске-Таш

– Марья Львовна Карагина с дочерью! – басом доложил огромный графинин выездной лакей, входя в двери гостиной.
Графиня подумала и понюхала из золотой табакерки с портретом мужа.
– Замучили меня эти визиты, – сказала она. – Ну, уж ее последнюю приму. Чопорна очень. Проси, – сказала она лакею грустным голосом, как будто говорила: «ну, уж добивайте!»
Высокая, полная, с гордым видом дама с круглолицей улыбающейся дочкой, шумя платьями, вошли в гостиную.
«Chere comtesse, il y a si longtemps… elle a ete alitee la pauvre enfant… au bal des Razoumowsky… et la comtesse Apraksine… j"ai ete si heureuse…» [Дорогая графиня, как давно… она должна была пролежать в постеле, бедное дитя… на балу у Разумовских… и графиня Апраксина… была так счастлива…] послышались оживленные женские голоса, перебивая один другой и сливаясь с шумом платьев и передвиганием стульев. Начался тот разговор, который затевают ровно настолько, чтобы при первой паузе встать, зашуметь платьями, проговорить: «Je suis bien charmee; la sante de maman… et la comtesse Apraksine» [Я в восхищении; здоровье мамы… и графиня Апраксина] и, опять зашумев платьями, пройти в переднюю, надеть шубу или плащ и уехать. Разговор зашел о главной городской новости того времени – о болезни известного богача и красавца Екатерининского времени старого графа Безухого и о его незаконном сыне Пьере, который так неприлично вел себя на вечере у Анны Павловны Шерер.
– Я очень жалею бедного графа, – проговорила гостья, – здоровье его и так плохо, а теперь это огорченье от сына, это его убьет!
– Что такое? – спросила графиня, как будто не зная, о чем говорит гостья, хотя она раз пятнадцать уже слышала причину огорчения графа Безухого.
– Вот нынешнее воспитание! Еще за границей, – проговорила гостья, – этот молодой человек предоставлен был самому себе, и теперь в Петербурге, говорят, он такие ужасы наделал, что его с полицией выслали оттуда.
– Скажите! – сказала графиня.
– Он дурно выбирал свои знакомства, – вмешалась княгиня Анна Михайловна. – Сын князя Василия, он и один Долохов, они, говорят, Бог знает что делали. И оба пострадали. Долохов разжалован в солдаты, а сын Безухого выслан в Москву. Анатоля Курагина – того отец как то замял. Но выслали таки из Петербурга.
– Да что, бишь, они сделали? – спросила графиня.
– Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. – Он сын Марьи Ивановны Долоховой, такой почтенной дамы, и что же? Можете себе представить: они втроем достали где то медведя, посадили с собой в карету и повезли к актрисам. Прибежала полиция их унимать. Они поймали квартального и привязали его спина со спиной к медведю и пустили медведя в Мойку; медведь плавает, а квартальный на нем.
– Хороша, ma chere, фигура квартального, – закричал граф, помирая со смеху.