Где находится Царство Небесное? Царство Божье и царство небесное это одно и тоже? Как найти царствие небесное в себе

Читая Библию, многие размышляют над тем, как же выглядит, где находится Царство Небесное. Для кого-то оно представляется в виде пейзажей заграничных курортов в сочетании с пением заморских птиц и журчанием ручьев. Но это второстепенно. Ведь Царствие оттого и Божие, что в нем царит Господь.

Красивые пейзажи и райское пение — это только декорации

Для кого-то оно обязательно представляется символическими райскими обителями, где растут прекрасные деревья с вкусными плодами, ходят диковинные звери, поют птицы, журчат ручьи... Посреди всей этой красоты ходят люди, им так хорошо, они сыты и веселы, встречаются со своими родственниками и друзьями.

У кого-то фантазия доходит и дальше: в Царстве Небесном должны быть очень уютные дома, в которых люди живут своими семьями. Вот такая красивая картинка. Только какое же место в ней занимает Бог? Не похоже ли это на какой-то улучшенный вариант земной жизни: красиво и комфортно?

В книге протоиерея Александра Торика «Флавиан» есть такой момент, когда главного героя — Алексея — просят изобразить рай в его представлении. Он описывает красочные картины, уютненький домик, где живет вместе со своей семьей. Вот такая сказочная идиллия, но только забывает он о самом главном. В первоначальном виде его рай был… без Бога.

В Послании к римлянам апостол Павел пишет:

Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость о Святом Духе

Получается, что это, в первую очередь, духовное состояние. Если вы представляли себе райские обители с пальмами и красивым закатом, то придется вас сразу же огорчить. Хотя это совсем не значит, что в Царствии Божием как месте, уготованном для праведников, всего этого не будет. Но это лишь второстепенное, вариант декораций. Главное — это пребывание с Богом.

Неподвластные законам природы

Истинно верующие люди, святые достигали того духовного состояния, когда на первое место ставили именно Господа. На них не всегда действовали законы природы. Как можно объяснить то, что Серафим Саровский 1000 дней и ночей стоял на камне и молился — его не волновало, сыт ли он, спал ли, что кушал? Иоанн Предтеча питался только акридами (род саранчи) и диким медом, носил одежду из верблюжьего волоса. Преподобный Захария Постник вкушал лишь зерна и овощи, только один раз в день, после захода солнца.

Среди преподобных Печерских есть те, что все время проводили в затворе и только один раз в неделю вкушали хлеб и воду.
Обычному человеку, привыкшему к сбалансированному питанию, прогулкам на свежем воздухе, занятиям спортом, такой образ жизни кажется смертельным.

Но как выглядели святые? Современники Серафима Саровского говорили, что от него исходил своеобразный свет, а глаза сияли радостью. Почему? Потому что они уже на земле достигли высшей степени духовности — соединения с Богом.

Пригласить Бога в собственное сердце

Именно о таких и говорит Христос в Евангелии от Луки:

Царствие Божие внутри вас

То есть, оно там, где живет Бог. А Он пребывает там, где призывают Его имя, где Его ждут, где Его любят и на Него уповают. То есть получается, что Царство Небесное — в сердцах праведников.

Что сделать человеку, чтобы достичь похожего состояния? Пригласить Бога в свое сердце. Как? Сначала надо приготовиться к Его приходу. Вы ведь не позовете дорогих гостей в неубранную квартиру? К приходу Бога нужно очистить свое сердце, кому-то даже придется сделать капитальный ремонт, то есть кардинально поменять образ жизни — вкусы, привычки, круг общения или даже род деятельности.

Собрать картинку своей жизни

Бог создал человека совершенным, но эту гармонию нарушил грех. Вот представьте себе коробку с пазлами. Раньше она была красивой картинкой, но пришел разрушитель и все испортил. Может быть так, что некоторые кусочки где-то даже затерялись.

Вот эта целостная картинка — это человек, созданный Богом, разрушитель — дьявол, разбросанные пазлы с потерянными деталями — человек, подточенный грехом.

Нам жизнь дана на то, чтобы вернуть целостность картинке, ведь Царствие Божие внутри вас. Сделать это помогает Бог, который принимает наше покаяние и прощает грехи. Если человек обращается к Богу, то есть искренне молится, то он уже ступает на путь изменения жизни. Он просит Бога посетить его, научиться слышать волю Творца.

В таком состоянии рождается настоящая вера. Нет сомнений в том, что Бог милостив, кроток, именно ему надо доверить свою жизнь, чтобы не утонуть в жизненных испытаниях.

Опыт христианской жизни абсолютно меняет человека. Если у тебя в сердце живет Христос, ты уже не сможешь согласиться на сознательный грех. Со временем открываешь для себя, насколько любит Бог каждого, насколько он Милостив.

Человек постоянно пересматривает свою жизнь и пытается совершенствоваться духовно. Он пытается познать Бога, насколько это возможно в масштабах земной жизни. То есть, он делает сознательный выбор — быть с Богом — и движется по намеченному пути.

Это — первые шаги навстречу Царству Небесному. И для людей, познающих Бога, такой «рай» совсем не кажется скучным и непонятным. Это именно то, к чему они стремились. С помощью Творца они сложили пазлы в картинку собственной жизни, вернули ту удивительную гармонию. Царство Божие начинается в их собственном сердце.

"Да приидет Царствие Твое!”

Человек, читая Евангелие, не может не обратить внимания на то, что оно очень часто говорит о Царстве Божием. Раскрытию природы, свойств и назначения Царства Божия посвящены многие беседы и притчи Иисуса Христа. И это настолько было очевидно современникам, что всю Его учительскую деятельность они назвали проповедью "Евангелия Царствия” (Мат. 4:23).

Но что следует понимать под эти именем? Обозначает ли оно будущую загробную жизнь, которая наступит после воскресения мертвых; или, может быть, - нынешнее духовное состояние человека, его настроенность и общение с Богом; или - общество, построенное на евангельских принципах; или - всемирное тысячелетнее царство, управляемое святыми, о котором говорит книга Откровения (От. 20:4)?

Само наименование “Царствие " предполагает довольно большую и сложную общественную структуру - государство, империю. Теперь задумаемся: если всё существующее ведет свое начало от Бога, ибо не существует ничего такого, что не было бы создано Им, то Царство Божие, в принципе и по заданию - это весь Божий мир, вся необъятная вселенная, включающая в себя всё видимое и невидимое! Так, думается, должно бы быть.

Но в таком случает, зная, что Бог бесконечно благ и справедлив, откуда возникает весь этот разлад, катастрофы и разрушения, откуда все то зло: преступления, насилия и несправедливости, болезни и смерть, - которые наблюдаются повсюду? Почему то, что должно быть, не совпадает с тем, что на самом деле есть?

От греха и непослушания Богу, - учит Священное Писание, от сознательного противления Ему.

Именно в даре свободы, которым Творец одарил нас, людей (и ангелов), заключается возможность нарушать Его волю и законы и вносить дисгармонию в ту красоту и порядок, которые должны были бы всюду существовать. Свобода воли - это, как огонь, который дикарь может употребить или для приготовления себе пищи и отопления в холодную погоду, или - для сожжения леса, в пламене которого он может сам погибнуть.

В принципе Бог мог бы “запрограммировать” нас, чтобы мы делали только “добро,” чтобы не могли бы вредить себе и другим, а совершали бы только предначертанные для нас действия, например, - ели, спали, размножались... Но в таком случае мы не были бы свободно-нравственными существами, а лишь роботами или животными, движимыми инстинктами природы. Мы оказались бы не только духовно-неполноценными, но и лишенными возможности того блаженства, которое происходит от творчества и вдохновения, от духовного роста и совершенствования, от сознательного творения добра и дел любви. Хотя таких существ, не наделенных нравственной свободой, живущих лишь по физическим законам, Бог создал великое множество, но они были лишь подготовительной ступенью к созданию человека, ради которого Бог и создал наш физический мир.

Господу по Его непостижимой любви было угодно сделать нас не слепо-послушными “механизмами,” а свободными “детьми," которые бы сознательно любили Его и стремились к Нему, как к своему первообразу и идеалу. Бог наделил человека большими духовными способностями, поселил его в раю сладости, подчинил ему всю тварь, дал ему дерево жизни для того, чтобы он, живя всегда здоровым и совершенствуясь, радовался жизни. Какая честь и милость! И как благодарны должны были быть Ему люди, поселенные в Эдеме!

Но, как мы знаем, произошла трагедия: “научившись добывать огонь, дикарь сжег лес!” - К счастью, не весь и не навсегда!

Здесь не будем пересказывать всех подробностей духовной катастрофы человечества, описанной в 3-й главе книги Бытия. Важно помнить, что в результате той трагедии все люди рождаются с нравственно поврежденной природой, с предрасположенностью грешить. Первородный грех - это как биологическое повреждение клетки, которое от родителей передается к детям.

Трагедия человечества заключается в том, что люди одними своими добрыми намерениями и усилиями не в состоянии излечиться от нравственной порчи, корни которой слишком глубоко уходят в нашу духовно-физическую сущность.

Милостью Божией ни наша земля, ни ад - это темное царство зла, которое создали себе демоны, - не распространились по всему Царству Божию. Они скорее отдельные “острова," "карантинные изоляторы,” или темные пятна - на фоне необъятно великого Царства Света и Добра. Повсюду, в особенности в ангельском мире, царят жизнь, мир и гармония. Все радуются в животворящем свете Творца, все благодарят Его за бесконечную благость.

Лишь в нашем обществе, отпавшем от Творца, слышатся стоны, ропот и проклятия. Люди обманывают и обижают друг друга, “человек человеку стал волком.” По временам кажется, что духовная тьма совсем поглотит наш мир и сделает его кромешным адом.

Но это не случится! Мы знаем, и нам обещано Спасителем, что зло попускается только до поры до времени. Сын Божий, второй раз придя в наш мир, воскресит всех людей. Тогда все те, которые сознательно творили зло, все насильники и злодеи, все те, которые ненавидели свет и радовались злу, вместе с демонами будут ввержены в геенну огненную. Тогда произойдет полное обновление мира. Все те, которые жили по Евангелию, любили добро, искали истину, невинно страдали, тяготились ложью и насилием, будут “спасены,” т.е. воссоединятся с остальным Царством Божиим. То будет радость, которую нельзя описать.

"И увидел я новое небо и новую землю, - пишет апостол Иоанн в книге Откровения, - ибо прежнее небо и прежняя земля миновали... И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло... Храма же я не видел там, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его... И город [Новый Иерусалим] не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец [Сын Божий]. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов... И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов... И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их” (из книги От. 21-22 главы).

Природа того мира настолько отлична от нашего физического мира, что у автора не хватает слов, чтобы описать его. Одно ясно, что это прекраснейший мир. Одно сознание осужденного грешника, что он никогда не сможет попасть в него, думается, будет его тягчайшей мукой.

Вот почему Евангелие с такой настойчивостью всех призывает прилагать все усилия, жертвовать всем, включая своей временной жизнью, чтобы попасть в Царство Божие. Ведь оно - наше подлинное отечество, а этот мир в своем нынешнем состоянии - чужд Богу и потому должен быть чуждым и нам.

Значение покаяния

Когда Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, пришел в мир, то Он застал Его в самом плачевном состоянии. "Мир весь во зле лежит” (1 Ин. 5:19). Зло в форме духовного невежества и грубости нравов, в бесправия слабых, наглой распущенности богачей, насилия и пошлости, скотского отупения толпы, разнузданной оргии низменных страстей - было всеобщим явлением и воспринималось, как нормальное. Поэтому духовное возрождение людей: просвещение их умов и исправление нравов стало основным делом Спасителя.

"Люди, изнывающие под бременем неправды и беззакония, - как бы так говорит Иисус Христос. - Та жизнь, которую вы создали себе, не может дать желанного счастья. Если хотите обрести его, то - покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное."

"Покайтесь" - вот первый Евангельский призыв. Возможность получения Царства Божия обусловливается прежде всего покаянием. Русское слово “покайтесь” недостаточно передает изначальную мысль. В подлиннике “покайтесь” - “метанои тэ” значит: измените ваш образ мышления, ваше отношение к жизни, всю градацию ваших ценностей.

Сам призыв к покаянию предполагает, что на земле возможна и осуществима жизнь иная, чем та, которую ведут люди и под бременем которой сами стонут. Заблуждение, себялюбие, злоба и беспорядочный поток низменных инстинктов - не представляют собою нерасторжимых цепей. Наряду с ними в человеке, хотя бы в скрытом, потенциальном виде, находятся лучшие, благородные и святые желания: любовь к истине, чувства сострадания и братства, смутное тяготение к праведности. Если их не утерять, а дать им раскрыться, они озарят внутренний мир человека небесным светом; жизнь станет неузнаваема: вместо пороков и постыдных страстей, в сердце человека воцарятся мир, праведность и любовь.

Процесс внутреннего обновления очень индивидуален. Он может наступить в человеке или мгновенно, или постепенно. Всё зависит от той искренности и усилия воли, с которым он обращается ко Христу. Только такие люди, которые есть ныне в наличности, не пригодны для Царства Божия: им надо измениться самым радикальным образом, осуществить коренную переоценку своих мыслей, желаний, стремлений и начать новую жизнь - словом: полностью проникнуться духом учения Христова и стараться подражать Ему.

Но и одного искреннего желания недостаточно: продолжительная нравственная болезнь подкосила наши духовные силы, сама воля к добру стала шаткой и тусклой. Для коренного изменения жизни, для полного ее поворота в сторону Царствия Божия необходим приток свежих духовных сил. Нужно как бы снова родиться: "Если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия” (Ин. 3:1-3). Это рождение к духовной жизни совершается Духом Святым, а проводником Его силы является вода Крещения.

Значение Благодати

Благодать Божия - это первичный источник всех духовных сил и способностей. Она - как солнце, дающее свет и жизнь всему нашему миру.

Отпав от Бога через грех, люди лишились Его живительной силы, и потому духовно умерли. Целью пришествия Христова является вернуть нам утраченное общение с Богом, а с ним - утраченную жизнь. Вот почему обращение ко Христу уподобляется воскресению из мертвых: "Наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия [Евангельскую проповедь] и, услышав, оживут,” - говорил Спаситель (Ин. 5:25).

Проникая в сердце грешника, благодать Божия первым делом обнаруживает перед его сознанием все убожество и поврежденность его души. Внезапно он, как от сна пробужденный, начинает сознавать всю трагичность своего состояния, начинает страшиться за свою вечную участь и заботиться о том, как бы избавиться от беды и спастись. Прежде он был слеп по отношению к своему спасению, нечувствен и беспечен; теперь и видит, и чувствует, и заботится. Но это еще не изменение, а только возможность изменения и призвание к тому. Благодать как бы стучится в сердце грешника и говорит ему: “Видишь, куда зашел, смотри же, прими меры к спасению.” Пробудится ли он и воспользуется этим внушением - благо ему; не воспользуется - будет оставлен и снова погрузится в свой тяжелый сон.

Общая черта покаянных чувств под действием благодати Божией есть недовольство собой и искание чего-то высшего. Человек становится неудовлетворенным ничем, что окружает его, ни своими преимуществами, ни тем, чем обладает, хотя бы он был очень богат.

Слова "Если кто не родиться от воды и Духа...” (Иоан. 3:5) говорят о благодатном возрождении человека в воде Крещения и о приобщении к благодати Святого Духа в Миропомазании. Другие духовные средства, данные нам Спасителем, в особенности таинства Исповеди и Причащения, имеют целью закрепить и усилить в нас духовные силы. Этому же помогают наши домашние и церковные молитвы, христианские подвиги и добрые дела. Особое внимание надо обратить на сердечную молитву, которая привлекает к нам благодать Божию и делает нас храмом Духа Святого.

Благодать помогает человеку видеть убожество и ничтожество всего земного и согревает сердце пламенной любовью к Богу. Постепенно в сознании человека общение с Богом становится его главным богатством.

Отличительной чертой того, что в душе человека начинает вселяться Царство Божие - это то усердие и энтузиазм, с которым он воспринимает все духовное. "Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся,” - говорил Спаситель (Лк. 12:49). Как во время пожара пламя охватывает все здание, так и огонь духовного горения должен захватить все существо христианина - его мысли, интересы, чувства, желания, всю его деятельность. Но есть опасность потерять общение с Богом. "Духа не угашать” (1 Фес. 5:19), "в усердии не ослабевайте, духом пламенейте,” - предупреждает апостол Павел (Рим. 12:11).

Как начало благого расположения полагается в нас особым внушением Божиим, так им же подается нам и помощь к совершению добродетелей. От нас же зависит с большей или меньшей готовностью покоряться внушению Божию и принимать Его помощь. Мы заслуживаем награду или наказание, судя по тому, ленимся ли или с благоговейной покорностью стараемся жить сообразно с волей Божией.

Процесс духовного обновления происходит глубоко в человеке, потому и сказано, что "не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие - внутри вас" (Лк. 17:20-21). К закреплению внутри себя этого Царства должны быть направлены все наши усилия: "Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, - говорит Спаситель, - и остальное все приложится вам” (Мт. 6:33). Он не говорит: “Ищите только Царства Божия и правды,” а "ищите прежде всего ," т.е. заботы о Царстве Божием, стремления к правде в жизни должны быть первенствующими в нашем сознании.

Враг нашего спасения только то и делает, что старается отвлечь нас от главного, подсовывая нам всякие “срочные” и “важные” дела. Предостерегая нас от нового порабощения материальным, Господь убеждает: "Не заботьтесь и не говорите, что нам есть? или пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники” (Мт. 6:31-32). Только люди с непробужденным нравственным чувством удовлетворяются материальными благами. Для сынов Царства Божия внешний мир со всеми его благами может быть лишь средством к достижению главной цели, лежащей вне его.

Кого привлекает Царство?

Как уже было сказано, в данных условиях Царство Божие осуществляется не столько во внешних социальных улучшениях, сколько в тех внутренних благотворных изменениях, которые оно производит в людях. Царство Божие особенно близко тем, которых гнетет этот пошлый и жестокий мир, которые томятся собственными грехами и недостатками, которые задыхаются в атмосфере окружающей их лжи и неправды, которые жаждут торжества добра и правды.

Проникнется ли жаждой духовного обновления тот или другой человек - Царство Божие наступит для него. Проникнется ли этой жаждой тот или другой народ - и Царство Божие наступит для данного народа. Для тех же, кто доволен собой, кто счастлив существующим строем, кому смешно и непонятно стремление к идеальному, кого не волнуют существующие ложь и беззакония, кто презирает чистоту и бескорыстие, кто мечтает разбогатеть и гонится за мирским счастьем и физическими удовольствиями - тому Царство Божие странное и ненужное учение.

Царству Божию не суждено восторжествовать в этом мире. Оно - "тесные врата, и узкий путь,” которые не многие находят. Оно не завершенное, а лишь строящееся "здание.” Но при всем этом оно вполне реальное явление, осуществляющееся в мире со дня пришествия на землю Спасителя. Оно постоянно растет и распространяется, привлекая и как бы втягивая в себя духовно чутких людей из всех слоев общества, всех национальностей и всех уровней развития. Оно - организация (объединение) личностей, мыслей, сил, писаний, внешних преобразований и явлений, направляемая Богом и совершенствуемая Его невидимой благодатной силой. Царство Божие - это новая, праведная жизнь, строящаяся на вере в Спасителя и на принятии Его учения.

Полное и всем очевидное торжество Царства Божия осуществится лишь после Второго пришествия Христова, когда общество праведников сольётся с ангельским миром и станет Царством Небесным. Сейчас же оно осуществляется лишь частично и неполно в сердцах верующих в меру их духовного преуспеяния.

Тем не менее благотворные результаты или “плоды” этого Царства заметны в истории человечества после Рождества Христова - в упразднении рабства, в исправлении нравов, в преодолении жестокости и распущенности, в более гуманном законодательстве, в отмирании суеверий, в большем уважении к личности, в облагораживании всех отраслей искусства - в литературе, живописи, архитектуре, музыке...

Итак, вся жизнь и учение Спасителя были направлены к тому, чтобы заложить новые духовные начала в человеческую жизнь: чистую веру, живую любовь к Богу и ближним, стремление к нравственному совершенствованию и святости. На этих началах нам следует строить свое религиозное мировоззрение и свою жизнь.

Строя свою жизнь на заповедях Христовых, мы утешаем себя мыслью, что Царство Божие непременно восторжествует, и на обновленной Земле наступит обещанный мир, справедливость, радость и бессмертная жизнь. Молим Господа сделать нас достойными наследовать Его Царство!

Таким образом даже здесь, под сводами гробниц страдальцев, отдельные скорбные вздохи растворились в радостном гимне побеждающей веры. Созерцание занимающейся над миром зари евангельского дня заставляет христиан забыть свои горести и неудачи. Надо напоминать себе, что Царство Божие силою берется, и что только употребляющие усилие получают его .

Да приидет к нам Царствие Твое, Господи!

О Царствии Небесном мы можем узнать из Евангелии. Господь упоминает пятьдесят пять раз Царствие Небесное и тридцать два раза - Царствие Божие … А в Евангелии каждое слово на вес золота.

Пришел к своим, и свои не приняли…

Если внимательно вчитаться в Евангелие и вдуматься во все слова Христа о Царствии Божием, становится очевидным: именно это учение стало роковым для Его земной жизни. Иудеи жаждали Царства, бредили Царем - но только не таким, каким оказался Христос. И Спаситель был к этому готов: в отличие от множества лжепророков и лжемессий, Его совершенно не волновал внешний эффект от Его проповеди. Он знал, что делал. И прекрасно понимал, какая цена - словам, и какая - делам. Достаточно вспомнить, как после слов о необходимости вкушения Его Тела и питья Его Крови как непреложном условии жизни с Богом многие отворачиваются от Него и уходят. И вот, вместо того чтобы, как сказали бы сегодня, «изменить тактику» и «внести коррективы» для большей эффективности проповеди - Христос поворачивается к Своим ближайшим ученикам: «А не хотите ли и вы - уйти?»…

Учение о Царстве Небесном - ключевое для всего евангельского повествования.

С точки зрения иудеев, всё это не более чем какая-то абстракция, никак не связанная с жизненными реалиями. Поэтому Тот, Кто так дерзновенно смеет утверждать Свое Богосыновство - и тем самым превращать этот «непонятный вымысел» в Божественное Откровение - должен быть убит, и убит позорно, в назидание всем другим, чтобы никому не повадно было пытаться разрушить то, что - как считали ветхозаветные иудеи - веками сохраняло аутентичность и целостность еврейского народа. Уж кто другой, кроме иудеев, прекрасно понимал и помнил, что такое - Царство? Саул, Давид, Соломон - все они были вписаны в историю еврейского народа не только как святые и пророки, но и как строители того самого царства, по развалинам которого теперь и ходит этот новоявленный Пророк и рассказывает странные вещи о Небесном или Божием Царстве!

Христовы вопрошатели - евреи - люди очень конкретные в своем отношении ко всему, что касается важных для них областей жизни. Богатейший опыт выживания во враждебной среде научил их исключительному прагматизму, а сложные установления Моисеева Закона филигранно оттачивали из поколения в поколение эту способность к быстрому рассудочному реагированию. И когда читаешь, как они слушают слова Христа о Царстве, возникает ощущение, будто в воздухе буквально звенит этот непрекращающийся агрессивный фон вопросов: «А где это Царство, покажи его нам! Когда придет это Царство? А с чем его можно сравнить, как его пощупать, потрогать, увидеть? Не блеф ли всё это?…»

А Ответ - был у них перед глазами, ходил, разговаривал, исцелял больных… Только потом, уже после Воскресения, апостол Иоанн будет вспоминать с глубоким чувством искреннего изумления - как Его, Слово Жизни, Сына Бога, они могли видеть глазами, осязать руками, есть, пить вместе с Ним. Это с трудом вмещается в сознание даже Его ближайших учеников - видевших Его Воскресшим. Что же тогда говорить о тех, кто и смотрел-то на этого бродячего проповедника так, краем глаза, вскользь - много тут ходит всяких…

Вертикаль или горизонталь?

Когда мы говорим о Царстве Небесном, нас сразу сбивает с толку его «небесность», которая подсознательно воспринимается нами как что-то не вполне реальное, исключительно духовное или как минимум - неземное или загробное. Однако в евангельских текстах «Небо» - синоним имени Божия, и, соответственно, «Царство Небесное» не что иное, как Его, Бога, правление на Земле - и только. Но это такое живое и реальное присутствие Бога в человеческой жизни, что оно оказывается той самой жемчужиной, ради которой всё остальное с легкостью продается и забывается. Царство Небесное бесконечно далеко от состояния «душевного комфорта» или «карманного Бога в душе», которым так любят оправдывать свое практическое безбожие наши современники. Здесь Бог приходит к человеку именно как Царь, Господин - и это откровение невозможно ни перепутать, ни сымитировать. Царь не бывает без своих подданных: точно так же и Царство Небесное появляется лишь там, где происходит встреча человека и Бога - встреча, результатом которой для этого человека становится новая жизнь.

Царство Небесное - не пища и питие, не власть и могущество, не довольство и богатство.

Всё это - горизонтальная плоскость: и в любой точке этого пространства может появиться новая реальность - вертикаль, которая выстраивается только между Богом и человеком. Царство Божие уже здесь, среди вас - говорит Христос Своим ученикам: они изумленно озираются, смотрят по сторонам, не понимая, что надо лишь только увидеть самих себя рядом со Христом. Нечего искать это Царство ни во времени, ни в пространстве - оно постоянно рядом.

Но Христос - кроток и долготерпелив, Он не вламывается в душу как Властный Хозяин, а стоит у двери и лишь скромно постукивает в надежде, что те, кто за дверью, внутри, услышат и сами захотят пустить. Отсюда - такое обилие в Его речи образов и сравнений, помогающих понять Его учение о Царстве. И при этом - постоянный акцент: «Да, Я - Царь, но не того Царства, о котором вы все так мечтаете. Мое Царство - другое. Оно там, где не властолюбцы и гордецы, а кроткие и скромные; там, где нет пышности и религиозного лицемерия, а детская простота и искренность; там, где Бог - не мысленная фикция, а Живой, реально присутствующий в жизни Господь!» Насколько эти слова были трудны для слуха, представить несложно: достаточно посмотреть вокруг - кто сегодня виноват в наших бедах? Власть имущие? Воры и взяточники? Да какая разница - все равно взгляд скользит по накатанной веками дорожке, и задолго до Христа этот путь уже был проторен. Перефразируя Христовы слова о Царстве Божием, можно было бы сказать так: какого бы даже самого святого, безгрешного и исполненного всех добродетелей правителя ни поставь - сути наших проблем это не решит: ведь наш главный враг не где-то снаружи, он - внутри; точнее - мы и есть сами себе враги номер один.

С чего начинается Царство?

Царство Божие - Царство Небесное - наступает уже тогда, когда человек обретает своего Царя и Господа: и для христиан это вхождение в Царство непосредственно связано с рождением от воды и Духа в таинстве Крещения. Когда крещаемого священник спрашивает: «Веруешь ли ты Ему?» - готовящийся родиться в Новое Царство отвечает: «Верую, яко Царю и Богу!» Поэтому крещение - не просто некий «очистительный» ритуал, а высоко ответственный момент: принимая Христа своим Господом и Спасителем, погружаясь в Его смерть и восставая с Его Воскресением из вод купели, он произносит клятву верности своему Царю и Богу. Отныне человек уже не одинок: он - на службе, он - «при деле», он принадлежит не своим желаниям и похотениям, но работает своему Царю и Богу, тем самым проявляя Его Царство в этом мире. Но не только об этом молится каждый день христианин, когда просит в молитве Господней «да приидет Царствие Твое»: его молитва - не только о том, чтобы этих точек живого и действенного присутствия Бога в мире посредством Его верных подданных было всё больше и больше. Наша надежда и ожидание - увидеть тот миг, когда небесный свод свернется, звезды исчезнут, мертвые восстанут - закончится эта долгая, такая бесконечно долгая холодная ночь греха, и откроется новый День, Светлый день Христова Царствия.

Однако к этому дню надо готовиться уже сейчас. «Кто не увидел Христа здесь, в этой жизни, тот не увидит Его и там», - говорил прп. Варсонофий Оптинский.

Царство Мое - не от мира сего, - говорит Христос. И Его последователи, христиане, с одной стороны, не имеют иного мира для жизни, кроме этого, по умолчанию враждебно настроенного ко Христу. Но с другой стороны, Царство, которым они и живут, - Христово Царство - не от мира сего. Это внутреннее напряжение - от неизбежности жизни в этом мире и невозможности жить по его, мирским, законам - в реальной жизни оказывается очень продуктивным: так рождается аскетика, наука о стратегии и тактике в духовной войне против греха и страстей. В этом глубинном внутреннем напряжении и вызревает христианин. Поэтому Царство Небесное - «нудится», берется с усилием, оно «пробивает себе дорогу» только руками самого человека, его личными трудами отвоевывает себе новые и новые территории на вражеской земле.

О чем тоскует наше сердце

Вход в Царство Небесное открывается Таинством Крещения, и каждый раз, благословляя это Царство на Божественной Литургии, верный Христу проходит серьезный тест на свою «профессиональную пригодность» к участию в этом Царстве. С одной стороны, это единство обращенных ко Христу человеческих лиц образует Церковь как Его Тело. С другой стороны, это таинственное многочастное и при этом единое Тело оказывается для конкретно каждого члена Церкви судом и свидетелем его соответствия, его со-настроенности тому Духу, Который и животворит это Тело, - Святому Духу.

И чтобы попасть в это Царство, не нужно куда-то ехать или мучительно долго ждать, когда же оно придет «в силе и славе»: ведь оно уже пришло, это Царство ходило по нашей земле - и по сей день ходит ногами тех, кто Его считает своим Царем, живущих по Евангелию, исполняющих то, что Он, Христос, ждет от Своих братьев и друзей. Оно всегда рядом: лишь бы оказался настроен приемник нашей души на эту частоту Небесного Царства. И когда это происходит, христианин становится живым свидетельством объективного существования этого Небесного Царства уже здесь и сейчас. Иван Ильин как-то заметил, что свет религиозности скрыть невозможно - он все равно пробьется и будет светить миру. Весь неисчислимый сонм христианских святых - это именно такие «светлячки», светочи Божией правды, но сила их не в какой-то собственной исключительности, а в том, что все они светились одним и тем же светом Христова Царства - пусть каждый по-своему. Но источник их света всегда был один - Христос.

Это живое присутствие Христа не только в церковной общине, но и в душе каждого христианина для апостола Павла было настолько очевидным и важным критерием, что он дерзнул утверждать: Кто Духа Христова не имеет - тот и не Его, то есть не Христов! (Рим 8:9). Сам Христос - и есть Царство Небесное, и когда Он говорит об этом Царстве в притчах, образах, примерах - Он всегда говорит о Себе Самом.

Жизнь со Христом, жизнь по Христу, жизнь в Нем - это совсем не абстракция, а реальнейшая реальность для церковного человека.

Причем не на уровне чувств или ощущений: это состояние внутренней «синхронизации» с жизнью Христова Тела оказывается гораздо глубже любых психологических переживаний, оно выходит в сферу онтологическую, в область первооснов бытия. Поэтому то, что происходит в храме, Таинства, совершаемые руками священника - всё это резонирует не с какими-то внешними чувствами, но со стихиями земными и небесными: здесь ангелы не просто присутствуют, но сослужат иерею в страхе и трепете. И эта невидимая духовная мощь становится очевидной для чистых сердцем и открытых Богу душ. Здесь, в храме - Его территория, Его Царство - если только, конечно, храм наполнен верными Ему - а не предателями и дезертирами. И нет ничего удивительного в том, что однажды всего лишь переступив порог храма, человек оказывается до конца дней восхищен этой охватившей его внезапно со всех сторон новой реальностью - не нашей, а той, лучшей, заветной, желанной - по которой только и тоскует живое человеческое сердце.ъ

Рай или Христос?

Христианин - это не тот, кто живет мечтой попасть в рай, а тот, кто живет Христом.

Для верующего во Христа рай и открывается, и может закрыться уже в этой жизни. Поэтому для него каждый день, каждая минута этой, казалось бы, преходящей и поэтому мало что значащей жизни - на самом деле бесценны. А «механическое» помещение непреображенной Божественной благодатью души в место, где живут праведники и святые, качества жизни не изменит: от себя никуда не деться, и тот, кто носит в своем сердце ад самолюбия и страстей, сам убежит с презрением и злобой на этих «святош» и «лицемеров». Не став подданным Царства Божия здесь, на земле - слишком мало шансов попасть в него после смерти. Искать Христа, Его близости, Его ощутимого присутствия - причем не только в храме и таинствах, но и в ежедневных событиях жизни - не такая уж сложная задача, если слышать Его заповеди и стараться выполнять их. А заповедь в действительности одна: быть подражателями Христу, жить и вдохновляться Им, поступать, как Он поступал; думать, как Он думал, желать того, к чему Он стремился. Как это ни странно прозвучит, но об этом сегодня надо говорить во весь голос, снова и снова: христианство - Христоцентрично, а не «раецентрично», или, что еще хуже, «грехоцентрично». Для нас рай там, где Христос, а вовсе не наоборот. И Его Царство - как его ни назови - Божие или Небесное - уже здесь, на земле, с нами, среди нас. Если только сами мы - в своем сердце, в мыслях, словах и поступках - со Христом.

На вопросы телезрителей отвечает священник Григорий Григорьев, председатель Александро-Невского общества трезвости, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Юкки Выборгской епархии, врач-психиатр с 30-летним стажем. Передача из Санкт-Петербурга.

Здравствуйте, дорогие телезрители! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой», ведущий — диакон Михаил Кудрявцев. Сегодня у нас в гостях заслуженный врач Российской Федерации, доктор медицинских наук, профессор, врач-психотерапевт, нарколог, настоятель храма Рождества святого Иоанна Предтечи в деревне Юкки, доцент кафедры психологии и философии Русской христианской гуманитарной академии иерей Григорий Григорьев. Здравствуйте, батюшка!

— Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Божие благословение да пребудет со всеми вами.

— Спаси Господи, батюшка. Дорогие друзья, наша сегодняшняя тема: «Царствие Небесное внутри нас». Как Вы считаете, что имел в виду Господь, когда произносил слова «Царствие Божие внутрь вас есть» ?

— Перед этим Господь сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» . А когда ученики спросили, где Царствие Небесное, Он ответил: «Не придет Царствие Божие приметным образом , и не скажут : вот , оно здесь , или: вот, там . Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть ». Я много думал над этими словами.

Однажды я ехал поздней осенью на машине по дамбе, был сильный ветер, который обычно приводит в Санкт-Петербург наводнения. Шлюзы были закрыты, залив бушевал, как кипящий котел. Вода в нем была абсолютно коричневая, потому что там много мелких мест, вся буза была перемешана. И я вспомнил в этот момент Федора Михайловича Достоевского, который говорил о том, что «широка душа русского человека — и Бог, и сатана в ней вмещается. И душу надо сузить… до одного Бога». Когда душа широка, то она неглубока, как наш залив. И когда штормы моря житейского проносятся над человеком, все в его душе перемешивается до самого дна, вся муть поднимается. Когда же ураган несется над океаном, то сверху идут огромные волны, а в глубине — тишина.

Когда мы начинаем сужать душу до одного Христа, она начинает углубляться. Это и есть дорога в Царствие Небесное. Как «Метрострой» прокладывает тоннель под землей для прохода поезда, так православный человек, стяжая благодать Святаго Духа, прокладывает путь к Царствию Небесному. Главная машина, которая «пробивает» эту дорогу, словно проходческие щиты «Метростроя», — принятие Тела и Крови Христа, Таинство Святого Причастия. Появляется состояние обожения.

Как узнать, находимся ли мы на правильном пути? Голос Бога — самый тихий звук во Вселенной. Чтобы его услышать, нужно иметь огромную внутреннюю тишину. И эта тишина «внутри нас есть». Надо искать ее. При этом мы должны понимать, что человек не может не реагировать на стрессы, заботы и тревоги. Как бы он себя ни настраивал, его эмоции будут кипеть. Но в глубине его души есть такое место, которого не достигают штормы моря житейского. Там должны храниться самые лучшие воспоминания, вся благодать Божия. Нужно научиться не просто ее получать, но и сохранять. И тогда человек сможет сказать: «Воистину, Господи, правду Ты говорил, что иго Твое благо и бремя Твое легко есть».

— Вы являетесь деканом факультета психологии и философии Русской христианской гуманитарной академии. Психология каким-то образом занимается поиском Царствия Небесного внутри человека?

— Поиском Царствия Небесного занимается любое живое существо, не только человек. Потому что все живое хочет быть счастливым. Психологи пытаются помочь человеку таким стать. Для кого-то эквивалентом счастья являются деньги, для кого-то — власть, алкоголь, наркотики. Практические доказательства того, что все люди стремятся быть счастливыми, можно увидеть в том, какое количество зависимостей появляется в мире в настоящее время. Зависимое аддиктивное поведение — это попытка найти Царствие Небесное. Только не в том месте.

«Царствие Небесное силой берется, и употребляющие усилие восхищают Его» . Для того чтобы достигнуть состояния обожения, человек должен жить по заповедям, творить добрые дела, преодолевать трудности, в молитве общаться с Богом. Весь мир со времен грехопадения Адама скорее напоминает заколдованный лес. А дорога заповедей — путь через него. Господь говорит идти по этой дороге, как в сказках говорится: иди, не сворачивай ни направо, ни налево и не оглядывайся назад. И ничего не бойся. Когда тебе покажется, что дорога уперлась в каменную стену — Я буду с тобой. И у тебя будут силы, будет благодать для преодоления трудностей. Грех — это уход в сторону с дороги заповедей.

Многие атеистические пути поиска Царствия Небесного есть уход с этой дороги. Я всегда вспоминаю старую русскую картину «Витязь на распутье»: стоит богатырь на развилке трех дорог, и перед ним надпись: прямо пойдешь — голову сложишь, направо — женишься, налево — богатым будешь. Кто же пойдет прямо, если можно жениться или быть богатым? Странный выбор. Надпись подразумевает, что идти прямо не надо, надо думать, куда свернуть: направо или налево. И человек думает: пойду направо — женюсь, но богатым не буду, а если пойду налево, то буду богатым — наверняка женюсь. Скорее всего, налево и пойдет. А направо и налево — смерть. А прямо — Соловей-Разбойник. Конечно, с Божией помощью можно пройти только по трудному пути.

Психология может помочь человеку во многом. Она изучает опыт людей, показывает законы физиологического развития нашей психики — и при правильном подходе может человека вооружить. Но психология не может решить все вопросы. Она навряд ли поможет в стяжании благодати Святаго Духа. По крайней мере, меньше ее потерять помочь может. Грамотный психолог — мудрый человек, а с мудрым человеком всегда полезно пообщаться, ведь разум наш «вырастает сообразно тому, что встречается нам в пути». Так сказал Софокл.

Сейчас мы разворачиваем в РХГА работу магистратуры не только по психологическому консультированию, но и по зависимому поведению. Думаю, что это крайне необходимо. Психология может подготовить человека к встрече с Богом, к покаянию, осознанию своих немощей. Дело в том, что все психические заболевания без исключения начинаются со снижения критической самооценки человека к своему поведению. А правильная, грамотная психология помогает критически оценить в первую очередь самого себя. Если психология не будет помогать человеку правильно ориентироваться в выборе дороги в Царствие Небесное, то она никому не нужна.

— Господь сравнивает Царствие Небесное с горчичным зерном или с закваской. Почему именно такие сравнения прилагаются к Царствию Небесному?

— Нужно увидеть, как тянется цветок к солнцу. Никто не видит, когда он появляется. Или как гриб растет после благодатного дождя. Так и душа человека: момент подъема не виден. Наверно, Господь имел в виду горчичное зерно потому, что на Святой Земле это было очень распространенное растение. И на фоне других его рост был менее заметен. Душа человека тянется к Богу так же, как все живое тянется к солнцу.

То, что от Бога, трудно понять: это происходит не от нашего ума. Не всегда в наш разум стучится Господь, иногда в него стучится другой невидимый мир, мир зла. А Господь стучится в сердце.

Я вспоминаю своего приснопоминаемого духовного отца Василия Лесника — в этом году, в день Георгия Победоносца, в мае, будет 20 лет со дня его преставления — он говорил, что между разумом и сердцем большая разница. Чтобы понять что-либо про горчичное зерно, нужно больше понимать сердцем. Разумом это понять невозможно, также как изречения Христа. Для того чтобы это почувствовать, нужно просить Бога, чтобы Он дал особую благодать.

Когда люди начинают воцерковляться, никто не знает, в какой момент наступает изменение человека. Вроде, день за днем ничего не происходит. А потом смотришь — человек уже совсем другой становится. Как дети вырастают: маленькие, маленькие — и вдруг больше тебя. Господь нам показывает, что всякое духовное вырастание невидимо в течение дня, но наглядно по конечному результату.

— Вопрос от телезрителя: «Лет десять назад у меня была несчастная любовь, которая привела к тому, что я начал выпивать. Потом я год служил в армии и не принимал спиртного. Я могу не пить три-четыре месяца, особенно когда наступают православные праздники — хожу в церковь, меня отпускает. Но потом, если мне кто-то напомнит о моей любви, меня опять тянет к алкоголю, начинаю выпивать по два, по три литра пива или других напитков в день. И меня заносит на два-три месяца. Друзья меня корят: мол, много пьешь, но когда мы с ними встречаемся, первыми предлагают пойти в бар. Они меня фактически соблазняют. Как побороть этот грех?».

— Любой совет хорош, когда он неформален, то есть пропущен через себя. То, что Вы сейчас сказали, очень напомнило меня в молодости. Я когда-то тоже очень любил пиво и пытался искать Царствие Небесное в баре. Ведь человек туда идет, чтобы ему стало хорошо, а не чтобы болела голова и тошнило.

Когда-то я служил на подводной лодке врачом. Это был 80-й год, октябрь, у меня был очень сложный период в жизни: несколько серьезных аварий на подводных лодках, нервная система была перенапряжена — и я вел учет употребления спиртных напитков. Я рекомендую, между прочим, это делать — просто так, для внутреннего самоконтроля. Принял бутылку пива — в календарике ставлю крестик; не помню, как домой пришел — крестик обвожу кружочком. И потом, когда я подвел итог в конце квартала, то оказалось, что за три месяца было лишь три дня, когда я не принимал ни капли, и два раза в неделю в среднем я не помнил, как приходил домой. Я подумал: а что будет дальше? А дальше зависимость будет увеличиваться, а здоровье уменьшаться. Я не оспариваю, что есть люди, которые могут пить в меру. Они так созданы. Но лично я в меру пить не могу. И когда я это понял, дал зарок на всю жизнь от всех спиртных напитков на исповеди своему духовному отцу на Евангелии и на кресте. Сейчас я считаю, что это самое умное, что я сделал в жизни.

Лукавый никогда не врет. То, что с Вами происходит — поиск Царствия Небесного, но поверьте, на дорогах, ведущих на кладбище, в адский хаос и в преисподние бездны — там нет никакой благодати. Как только человек думает, что надо завязывать с алкоголем, лукавый посылает ему телеграмму: молодец, правильно, надо завязывать. У тебя сильная воля. Ты не алкоголик. Ты сам можешь не пить. Когда человек сам не пьет какое-то время, лукавый его хвалит: «Вот видишь, как хорошо, дал слово — и держишь. Через какое-то время он говорит: как хорошо быть трезвым! Надо было раньше завязывать». И когда человек говорит себе: «Да, мне так нравится трезвость, что я никогда не запью». Тогда тот возражает: «Раз у тебя такая сильная воля, то сейчас понемножку уже можно». А как только капли спиртного попадают на язык — человек становится другим. А другому надо добавить. И никто никого не обманывает. А потом наутро лукавый говорит: «Зачем напился, как свинья? Я ж тебе говорил: пей в меру».

Лукавый боится только одного — что человек поймет, что сам бороться с грехом не может, и скажет: «Господи, помоги!» Сила Божия в духовном мире проявляется в немощи человеческой. Пока мы не признаем свою духовную слабость - не сможем получить Божией помощи. Господь не может нам насильно помочь. А друзьям так и сказать: «Я пойду с вами с удовольствием, пообщаюсь, но я дал зарок на Евангелии и кресте перед Богом». И никто Вас никогда не тронет.

Древо познания не было злым. Просто Адам был не готов к таким знаниям. Они были преждевременны. А как змей его поймал? Он сказал:

Зачем вам трудиться? Съел — и порядок, в одно мгновение, не надо прилагать усилия.

И пиво в баре тоже самое: выпил — проблемы исчезли, все ушло. Но это сворованная дорога, без труда. Это не благодать, а сатанинская прелесть, которая приходит под видом благодати. Каждый человек, который пытается так решить свои проблемы, повторяет «подвиг» Адама. Он не хочет преодолевать трудности и лишает себя той силы, которой берется Царствие Небесное. Дайте зарок. Это древняя церковная практика, укрепление воли: «Господи, я обещаю Тебе не пить, если Ты дашь мне для этого силы».

— Вопрос юного телезрителя: «Мне десять лет. Я часто просыпаюсь ночью и потом не могу уснуть. Как бороться со своими страхами?».

— Со страхами не надо бороться. Попробуйте их усиливать. Превратите страх в игру. Как только Вы начнете страхи усиливать — они исчезнут. «Сатана с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Надо Бога благодарить за все. И Господь, любящий Отец, все зло переплавит в добро. Необходимо освятить квартиру, чаще причащаться. И если получится, доберитесь до меня, я помогу Вам это преодолеть. Я буду за Вас молиться, уже с сегодняшнего дня Вам станет легче. Страхи — фантом. Солнышко встало — тени исчезли.

— Вопрос от подписчика группы «В Контакте»: «Скажите, употребление кисломолочных продуктов, кваса, винного уксуса (продуктов, содержащих небольшое количество алкоголя) влияет на качество жизни человека, который отказался от пива, вина и водки? Будет ли у него вырабатываться свой алкоголь, так как он отказался от спиртного полгода назад, а до этого были запои через каждые три-четыре месяца, примерно по неделе, с сильной интоксикацией?».

— Он должен сам почувствовать, насколько его это будет опьянять. Квас может быть разным: и пять, и шесть градусов. Если квас обычный, домашний — ничего страшного; если он перебродивший — то уже хуже. А если туда дрожжей и сахара добавить — брага будет. Сам по себе квас не помешает. И кисломолочные продукты не повредят. Я не знал такого человека, который для того, чтобы напиться, принимал бы десять бутылок кефира. Если Вы пьете квас для того, чтобы просто утолить жажду — это одно, а если ищете в нем алкогольное опьянение — другое. Есть сомнения — тогда лучше на какое-то время отказаться.

— Каковы сроки восстановления метаболизма после употребления алкогольных напитков?

— Когда человек перестает принимать спиртные напитки, за первый год выработка внутреннего алкоголя восстанавливается на 50 процентов. Через три года — на 70, через пять лет — на 80. Многое будет зависеть от дозировки, степени зависимости. В медицине есть неписаный закон: сколько времени входишь в болезнь — столько времени из болезни выходишь.

— Вопрос от подписчицы группы «В Контакте»: «Если такие грехи как раздражение, леность, быстрая утомляемость присутствуют в человеке из-за болезни щитовидной железы, вменяются ли они во грех после их постоянного исповедания? Можно ли физически и духовно их победить? Ведь болезнь нам тоже дана за что-то и для чего-то».

— Есть такое понятие в Православии: извинительный грех. Все состояния, связанные с болезнью больше психосоматические, чем духовные. Мыслить таким образом, что болезнь дается как наказание за грех, — взгляд очень специфический. Господь не наказывает человека. Человек наказывает себя сам, уходя от Бога. Когда мы ведем неправильный, нездоровый образ жизни, мы сами разрушаем тот бесценный дар здоровья, который дал нам Господь. Блудный сын сам наказывает себя, уходя от любящего Отца.

Когда блудный сын пришел к отцу, то сказал: «Отдай мне наследство, чтоб я не ждал твоей смерти. И будем жить, как если бы ты умер для меня, а я умер для тебя». Наверно, если бы мы сказали такое своим родителям, то не видать бы нам наследства как своих ушей. А Господь не останавливает, не предостерегает, дает возможность. И как бы человек далеко не уходил, Бог ждет, когда человек придет, упадет на колени и скажет «прости меня, дурака». Когда сын возвращался к отцу, тот побежал навстречу. Что это значит? Знаете, у евреев была длиннополая одежда; чтобы бежать, надо было полы держать в руках, а голые ноги — позор. Представляете, Бог, бегущий навстречу человеку? Притча о блудном сыне — единственная ветхозаветная притча, которую использовал Христос. Но в ветхозаветной притче, когда сын приходил и просил прощения, отец ему говорил: «Свиней ты возлюбил — к ним и уходи». Он выгонял сына. И когда Христос рассказывал эту притчу, иудеи знали, чем она окончится. И вдруг — отец, бегущий навстречу! Для них это была страшная провокация - «праведный» сын, возмутившая подлинного иудея. Вот старший сын и сказал: «Ты мне ни разу не устроил пира. Когда же сын твой пришел (он даже не называет его братом!), то ты зарезал теленка, а мне даже ягненка не заколол». Поэтому я не думаю, что Господь наказывает кого-то болезнями. Многие наши проблемы из-за того, что мы редко принимаем Тело и Кровь Христа.

На днях была принята очередная Концепция Русской Православной Церкви. Многое сейчас будет дано на усмотрение духовных отцов, предстоятелей. Первые христиане на протяжении многих веков причащались каждый день. Они получали Запасные Дары, когда приходили на ночную Божественную литургию раз в неделю, у каждого был крест, Евангелие — и они причащали себя рано утром натощак после молитвы. Сейчас нет такой практики, но когда люди причащаются часто, к ним возвращается радость жизни. Господь сказал: . А оскудение любви происходит от редкого Причастия. Грех — талант без любви. Как сказал Василий Великий, «клевета — это правда без любви». Грех — это клевета на Божий образ. Чтобы увидеть свои немощи, нужно получить духовное освящение.

Вы все правильно делаете: хорошо, что приходите в храм, наблюдаете за собой. Может быть, нужно и валериану принимать, если раздражительность повышенная, надо согласовать все с Вашими гормональными расстройствами - врачебная консультация не повредит. Но я бы рекомендовал частое Причастие, если Вас на это благословит Ваш духовник.

— Вопрос из группы телеканала «Союз» «В Контакте»: «В “Символе веры” написано: “исповедую едино Крещение во оставление грехов”. Я крестилась в 28 лет. Вспоминая юные годы, только сейчас осознаю свои грехи. Простились ли они при Крещении, нужно ли их исповедовать?».

— В Евангелии сказано: «который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» . Это извинительный грех. Многие первохристиане старались креститься как можно позже, потому что при Крещении уходят все грехи. Но при этом, когда грехи прощены, не надо их забывать, чтобы они не вернулись. Память не должна угнетать человека, и то, что мы не видим многие грехи — тоже милость Божья. Потому что если мы увидим все сотворенное нами, войдем в глубокую депрессию. Грехи нам открываются благодатью Божией по мере нашего духовного укрепления. То, что Вы сейчас начинаете их видеть — показатель того, что в душе происходят благодатные изменения. Надо благодарить Бога, что Господь помог уйти от этого. Верьте, что грехи несомненно прощены при Крещении.

Если же чувствуете, что Вас что-то беспокоит, еще раз исповедуйте это. Хуже от этого не станет. Покаяние — перемена ума, жизни, судьбы. Встал, упал — вставай, поднимайся, иди дальше. Вот что для Бога самое главное. На предсмертной исповеди, если есть такая возможность, люди вспоминают все грехи, даже прощенные. Апостол Петр помнил грех отречения от Христа — и когда его вели на распятие, попросил, чтобы его распяли вниз головой. Он очень сокрушался об этом грехе. И, конечно, был прощен.

—Вопрос телезрителя через группу «В Контакте»: «Родной человек год не пил, потом попал в больницу, принимал таблетки от давления. Сейчас беда вернулась: сорвался и каждый день выпивает. Что нужно делать семье, как себя вести, чтобы убедить его не пить?».

— Человека могут остановить две силы: любовь и страх. Исцеляет только любовь.

Созависимость — это не та зависимость, в которую попадает человек, живущий рядом с пьющим, а тот, о ком сказано: сколько водки выпито — столько слез пролито. В медицине это называется неврозом. Созависимость не медицинское понятие. Это народная трактовка постоянной стрессовой ситуации. Я не очень согласен с данным термином. Например, муж угоняет машины, а жена находится в неврозе от этого, боится, что мужа поймают. Но она же не является угонщицей. Созависимость греху — когда угоняют машины вместе. Или когда муж и жена вместе пьют.

Люди начинают принимать алкоголь, когда появляется уверенность, что ситуация под контролем. Человек приходит лечиться, а у него в голове такая мысль: какое-то время подержусь, а потом буду пить немного, как все нормальные, здоровые люди.

Иногда лучшее, что мы можем сделать для наших близких — проявить достаточно жесткий подход. Благими намерениями вымощена дорога в ад. Не попустительствуйте в этих страстях! В конце концов, мужу нужно сказать:

Определись. Мы тебя все очень любим. Но такое ощущение, что ты водку любишь больше нас. Ты выбери, кто тебе ближе.

У меня было много таких случаев: люди приходили на лечение, когда жена ставила вопрос о разводе. Если терпеть, ждать — ничего не изменится. Происходит манипулирование ситуацией. Ваш муж запил через год, потому что он так себя настроил. Пусть он знает, что ему нельзя пить ни капли всю оставшуюся жизнь, а не один год. Сила человека — в знании своих слабых мест.

— Хочется Вас спросить и о радости, которая сопровождает Царствие Небесное, возрастающее в душе человека.

«По тому узнают вас, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» . Если у нас нет любви между собою, то мы не ученики Христовы. Глядя на православных людей, все должны сказать, что хотели бы тоже быть православными, потому что они самые счастливые, самые красивые, самые успешные. Им сам Господь помогает. А посмотрите на нас: бедные мы несчастные люди. Иногда собой карикатуру представляем. На пороге храма нередко стоит злая бабка, и когда человек туда приходит и говорит «я ничего не знаю, что мне почитать», она его в книжную лавку посылает. А в книжной лавке ему говорят, как умереть по-православному, как изучить грехи, как подготовиться к мытарствам. То есть человека запугивают, «загружая» такими вещами.

А ведь хорошо войти в Церковь через благодать, через радость, свет. Только когда младенец научится принимать жидкую пищу, ему дают твердую. Не надо начинать с изучения грехов. Главное препятствие для современных христиан — попытки выполнять правила. А правила очень хорошо выполняли иудеи. У них было 611 талмудических заповедей и десять заповедей Божиих. Только вот при этом Христа распяли. У человека складывается впечатление, что если он выполнит какое-то правило, то это и есть самое главное. А самое главное правило — быть счастливым, «никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение», как сказал преподобный Амвросий Оптинский. «В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата».

Помните, что мы люди очень счастливые и Господь посреди нас, благодать Его всегда с нами. А то сегодня православный человек уподобляется психически больному, который пришел к психиатру, а тот ему говорит: почитайте учебник по психиатрии, разберитесь в себе — и приходите, поговорим. Так если больной почитает учебник по психиатрии, он уже не придет к психиатру. Его и в живых-то, может быть, не останется. Не надо раскапывать грехи — надо освещать душу, получать духовный иммунитет. Душа человека, как костер, горящий в лесу. И когда он горит ярко, все комары от него отлетают. Комары — внешние мысли невидимого отрицательного мира.

Сейчас многие люди только выискивают недостатки друг у друга. Это большая беда. Уместно в конце передачи вспомнить преподобного старца Паисия, которого Церковь недавно канонизировала: «Есть люди, которые ведут себя, как пчелы, и повсюду видят цветы и мед, а есть люди, которые ведут себя, как мухи. А что видит муха, влетающая в цветущий сад? Братья, не превращайтесь в мух, влетающих в Храм Божий. Оставайтесь пчелами даже на помойке жизни».

Бесы очень боятся чувства юмора. Не теряйте его, не становитесь очень серьезными. Дураки с ума не сходят. Будьте как дети. Любимый герой русских сказок — Иван-дурак. Он ведь не был дураком, он был любящим человеком, прощал братьев — и в конце сказки стал царем. Он не творил безнравственных поступков. А умные братья были подлинные дураки: получили десять шапок серебра — и на этом все закончилось.

—В заключение хотелось бы услышать Ваше пожелание на Великий пост.

— Приближается самое радостное время. Пост и молитва — два крыла, с помощью которых человек поднимается к Богу. Все православные люди, уверен, ждут поста как манны небесной. Попробуйте первую седмицу поголодать - будет очень легко. Это такая духовная радость! Голод вам поможет очиститься от земных шлаков, от физической грязи, а пост поможет очиститься от мусора духовного. И будьте каждый день в церкви. Правда, Причастие у нас будет ограничено: только среда и пятница, выходные дни.

С каждым постом мы приближаемся к Богу. Как начнется пост — уже и Пасха не за горами, рядышком совсем. Так что нужно, чтобы у вас в душе и в сердце уже была Пасха Христова.

— Спаси Господи, батюшка! Благословите нас на прощание.

— Да пребудет с вами Божия благодать во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Ведущий: Михаил Кудрявцев

Расшифровка: Арсения Волкова

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.
И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят.
И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают.
И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.
Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

В нашем с вами православном обиходе выражение «Царство Божие» – одно из самых распространенных, еще более привычный его вариант – . Как часто нам пришествие Царства Божия видится этаким прилетом сияющего инопланетного корабля!

Мы так долго его ждали, чаяли избавления от скорбей и тягот нашей земной постылой жизни, ждали, задрав головы в небо – и вот уж он наконец показался, завис над нами, весь в неземных огнях, и, как в фантастическом фильме, в нем отворился люк – и мы, дождавшиеся, плача от радости, поднимаемся по лесенке, чтобы корабль унес нас в далекую-далекую Божью страну, где нет каждодневного тяжкого труда, болезней и смерти, скуки и тления, грехов и ненависти, где реки текут молоком и медом, а райские деревья круглый год одновременно и цветут и плодоносят, где всё как в детской сказке: розовокрылые ангелы, добрые львы и ягнята, где и мы сами преобразимся и станем кем-то вроде идеальных сказочных персонажей.

По щучьему веленью, по Божию хотенью, окружать нас там будут только те, кого мы любим и кто нам приятен, а все наши недруги окажутся далеко от нас, лучше всего – в геенне огненной.

Земля и всё, что на ней – испорчено грехом и подлежит уничтожению, а настоящая жизнь начнется только у Бога на небе. Спросим у своих знакомых, как далеких от Церкви, так и верующих – наверняка многие из них считают, что именно этому и учит православная Церковь.

Однако нет ничего более далекого от христианства, чем подобные воззрения, одна из причин возникновения которых в сознании церковных людей – пережитки древних гностических ересей, пытавшихся маскироваться под христианство. Одна из них, манихейство, как раз и говорит, что якобы добрый Бог создал небо и всё духовное, а злой, но равновеликий Богу диавол – землю и всё плотское, потому-то и самая плоть человека греховна, и все его попечения и труды в мире сем, а следовательно, надо ждать избавительницы-смерти и перехода в мир духов, не особо радея о земной своей жизни…

Если мы обратимся к Евангелию, то увидим, что Царство Божие, пришествие которого возвещал Иисус народу Израиля – не некое место в пространстве, не «царство-государство за тридевять земель». Царство Божие, о скорейшем наступлении которого мы ежедневно просим в молитве «Отче наш» – это царствование Бога, установленный им порядок бытования мира и человека с Творцом во главе.

Некогда человек отошел от Бога и нарушил, извратил тем самым этот порядок, подпал под власть греха и смерти. Через падение человека испортилось и всё мироздание, сотворенное Богом. И вот теперь, говорит Спаситель собравшимся вокруг него иудеям, этот порядок, устроенный Богом – Отцом нашим и Создателем, восстанавливается, наступает снова.

Он Сам, Иисус, Сын Человеческий и Сын Божий – и провозвестник этого события, и , Помазанник, назначенный Богом это событие совершить, этот порядок восстановить, начиная с Израиля и по всей вселенной. Всё, что делал Иисус во дни земной Своей жизни – исцеления болящих, воскрешения умерших, изгнания нечистых духов, все Его действия перед лицом народа – было проявлением животворящей Божьей силы, которая всё совершает там, где царствует Сам Бог.

Все проповеди Иисуса были вестью о том, что Государь вернулся на трон, и Его законы начали уже действовать, и, хотя сила противления этим законам еще велика, вскоре они восторжествуют окончательно.

Вся суть призыва Христова к людям Израиля была: «Господство Бога, власть Его лично и Его законов, Его Царство – уже внутрь вас (по одному из переводов –«между вами», «среди вас, в вашей общности, Мною основанной»)! Все, кто еще вне Царства – совершайте усилие, присоединяйтесь к нему уже сейчас, следуя за Мною, ибо Я Сам прокладываю вам этот путь, на то Я и помазан Отцом Моим!»

Заповеди Христовы, в частности, те, которые мы слышим в сегодняшнем евангельском чтении – не некие очередные толкования на законы Моисеевы очередного странствующего раввина, как это готовы были воспринять многочисленные слушатели Иисусовы. Господь объясняет людям, каков образ отношений между гражданами Царства Божия, каковы правила жизни для тех, кто вступает в это пришедшее Царство, кто признает Бога и своим Господом-Повелителем, и – мало того – Отцом.

Иисус говорит о заповедях, о законе Моисеевом – и слушатели поражены: Он говорит совершенно необычно. Было бы понятно, если бы Он призывал их, как прочие законоучители Израиля, неукоснительно подчиняться законам Моисеевым – нет же, этот Галилеянин говорит о чем-то другом!

Но в таком случае, что же, может быть, он богохульствует и призывает нарушать заповеди, таких вольнодумцев иудеи тоже слышали немало? И это нет! Он говорит: «Не отменить пришел Я закон, но исполнить». Он Сам – исполнение, доведение до совершенства закона Божия, образец свободного, сыновьего, а не слепого рабского послушания Богу.

Он призывает слушателей идти за Ним куда-то еще выше и дальше, на новую невероятную ступень совершенства, о которой прежде не слыхивали правоверные иудеи. И призывает потому, что имеет на это несомненное право, говорит как власть имеющий.

У кого есть уши слышать – слышат, имеющие глаза – видят воочию: прежде иудеи знали закон Божий – теперь пришел Сам Законодатель. Потому-то так свободно Он и обращается со всеми заповедями: не заповеди властвуют над Ним, а Он – над ними, во имя спасения людей, во имя любви к ним.

«Делай добро ненавидящим тебя… Если кто отнимет у тебя плащ, отдай и рубашку, а ударит по одной щеке – не отвечай ударом, но подставь другую…Люби, благотвори, милосердствуй…»

Казалось бы, поучения Иисуса о любви и милосердии и без того знакомы иудеям. Перечитаем книги Ветхого Завета: о милосердии там говорится много. Знаменитая притча из Агады рассказывает, как однажды к Гилелю, великому мудрому раввину, пришел человек и попросил изложить суть Торы кратко, за время, пока он простоит на одной ноге. И Гилель сказал кратко: «Не делай другому того, чего не хочешь себе».

Это, можно сказать, максима отрицательная: не твори зла, уклонись от злого, не отвечай злом на зло. Но Иисус говорит: этого мало. Не «не делай» – но делай. Чтобы быть гражданином Царства Божьего, недостаточно соблюдать нейтралитет и не отвечать злом на зло – надо действовать активно и отвечать на зло, но – любовью.

Законы отношений в Царстве Божием – не законы справедливости, но законы любви. В ответ на зло надо не убегать от зла, не говорить: «Ладно, я тебя, злодея, в ответ не трону, мстить не стану – но умываю руки, пусть Сам Бог, праведный Судия, тебя накажет!» Надо отвечать на зло любовью и милосердием. Отвечать – всем, как Бог одинаково посылает свои дары, дождь и свет солнца, на праведных и грешных.

Это немаловажный момент: в евангельских словах мы не видим градации, популярной среди иных православных: мол, прощать и любить надо только личного врага, а врага Отечества или Церкви – все-таки преследовать и уничтожать. Не стоит выискивать между строк Евангелия того, чего там нет.

Иисус дает новую максиму, максиму любви и милости, и ей призывает неукоснительно следовать тех, кто готов вступить за Ним в Царство Божие – а вскоре и Сам последует ей, на кресте молясь о распинающих Его.

С самых первых времен и поднесь к христианству применяли слово «абсурд». Мы с вами не можем не воскликнуть: «Любить врага, богохульника, насильника, извращенца – да как же это возможно? Это выше здравого смысла и сил человеческих!» Но, во-первых, вспомним слова Христовы: «Невозможное человеку – возможно Богу».

Не только не отомстить врагу, но и проявить к нему любовь, кажется тебе невозможным? Хотя бы прими для себя, что в этом максима Христова все-таки – права, а твое земное естество, не могущее ее понять – все-таки не право. И попробуй сделать пусть микроскопический, но возможный для тебя шаг в сторону ее исполнения.

Несмотря на страх, на разрывающее мозг и сердце непонимание – шагни из лодки на воду, остальное сделает Бог. Как именно – ты не поймешь, если Бог станет тебе предварительно объяснять на словах. Но сделай шаг – и всё увидишь воочию.

Святые отцы говорят: «Нет в тебе какой-то добродетели, но хочешь, чтоб была? Веди себя каждый день так, словно она у тебя есть. Тебе будет поначалу казаться это глупостью, даже лицемерием – но прояви упорство и продолжай. И она появится, с Божьей помощью».

Риск? Да, и великий. Но, в конце концов, наша вера – вовсе не сумма информации о христианстве, которую мы согласны считать правильной. Вера в библейском смысле, «эмуна» – не столько умонастроение, сколько делание, поступок, акт доверия Богу и верности Ему и Его заповедям в самых разных житейских ситуациях. Верую, ибо абсурдно; верю Тебе и буду идти за Тобой, даже если я напуган и бессилен, а Ты – умираешь на кресте…

А во-вторых, мы не должны забывать одну очень важную вещь. Между Ветхим и Новым заветами, между заповедями Моисея и Христа вовсе нет антагонизма и противоречия, как нет коренного противоречия между зрелым мужчиной – и ребенком, которым он был когда-то, ведь это всё-таки хотя и изменившийся, но один и тот же человек.

Бог вёл народ Израиля по ветхозаветным ступеням – ввысь, к завету Новому. Вся беда тех иудеев, которые воспротивились Христу и Евангелию, в том, что они предпочли на одной из этих ступеней остановиться, посчитать ее конечной, и не идти дальше.

Для чего иудею ветхозаветная максима, в чем цель ее исполнения? Исполняй закон Божий – и будешь долголетен на земле, ты и потомство твоё. С этой точки зрения, то есть – с точки зрения пригодности к нашей повседневной жизни, конечно, заповедь о любви к врагам – абсурдна и невыполнима.

Спаситель же говорит о другом: «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд», делает акцент на нашем уподоблении Богу. Наша конечная цель, говорит Спаситель, не просто стать порядочным человеком, добродетельным и за это уважаемым членом самого замечательного, но – земного общества. А стать подобным Богу, явить в себе образ Божий через сотворение в себе Его подобия. И продолжить нашу жизнь в Его Царстве.

Для нас с вами, современных россиян, эта ступень действительно кажется недоступной, хотя бы потому, что не пройдено нами многих необходимых ступеней предыдущих, ведь верно сказано: мы хотим быть христианами – а сами во многом не доросли до уровня не только правоверных богобоязненных иудеев, но и просто добрых язычников, стремимся стяжать образ ангельский – но имеем ли образ человеческий…

Наверное, правы духоносные православные подвижники 19-20 веков: на пиру веры мы, сегодняшние, можем только собирать крошки из-под стола, мы не способны на то, на что способны были святые прошлых времен, и из всех деланий нам остается доступным разве что покаяние, трезвое вИдение и горькое оплакивание своей немощи.

Но помните: Бог любит нас, ждет нас, примет от нас все, что сможем сделать в честном предельном напряжении нашей слабенькой веры и не очень-то горячей любви, и Сам восполнит остальное.

И Он не успокоится до тех пор, пока не приведет нас, и не в некоей туманной «загробной жизни», а уже здесь и сейчас, в Свое Царство, Царство, в котором мы призваны быть – нет, даже не гражданами, а Его сынами и дочерьми.

В Царство, которое давно началось, которое живет и растет в Его Церкви и в этом мире, в его грехе и тлении, как зерно в грязи. Растет – как крест, и светит сквозь сумрак земной нашей юдоли светом .