Евгений Родионов. Не снял православного креста с шеи под страхом казни. (4 фото). Воин-освободитель в Берлине. Памятник в Трептов-парке (рассказ, фото, видео) Крест воину евгению

В марте 1917 года, после того как из Петрограда пришло известие о революции и отречении царя, на улицы Киева высыпала огромная толпа народа. Это был первый в истории города Майдан, на котором смешались демократы, эсеры, анархисты, националисты, веселящиеся мещане, опьяненная свободой прислуга, солдаты запасных и учебных полков.

16 марта 1917 года толпа демонстрантов собралась на Крещатике, чтобы отметить «день праздника революции». География протестных событий сто лет назад была та же, что сегодня, а топонимика другая: Майдан Незалежности назывался тогда Думской площадью (из-за здания Киевской городской думы). На этой площади в 1912 году был установлен памятник убитому министру Столыпину. Он-то и пострадал в горячке революционных событий: демонстранты устроили над памятником «народный суд», вынесли обвинительный приговор.

Памятник казнили. Повесили.

Демонстрация у Городской думы в Киеве. Март 1917.

При помощи металлических тросов стянули фигуру бывшего министра с постамента. Отволокли на завод Арсенал и переплавили.

Революционерам казалось, что построение светлого будущего начинается с вандализма.

1918 год. Москва, Пречистенская набережная. Рабочие ломают бронзовый памятник Александру III.

С наскоро сколоченной трибуны перед толпой выступает комиссар в кожанке:

– Во исполнение декрета советской власти «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции», мы сегодня сносим этот царский монумент, это наследие старого режима. Давайте же навсегда избавимся от уродливых и нелепых статуй, портящих облик города и символизирующих гнусную эксплуатацию трудового пролетариата!.. Мальчик, а ну-ка отойди оттуда, сейчас голова упадёт – прямо тебе на башку!

Из толпы слышны возгласы:

– Царю голову скинули, теперь жизнь другая начнётся…

– Главное – чтобы не без царя в голове, а то всё едино…

– Кто сказал?! Да за такие слова я тебя в чеку сдам!

В 1924 году в Ростове-на-Дону по постановлению властей, но с активным участием толпы был снесен памятник Александру II, который после революции простоял на Соборной площади семь лет в красном деревянном ящике с пятиконечной звездой (его зашили в этот саркофаг, чтобы народу не мозолила глаза статуя былого поработителя). Газета «Трудовой Дон» от 30 апреля 1924 года писала: «В 10 с половиной утра по команде тов. Зонтова рабочие потянули за канат, и памятник был сброшен на землю.

Царь головой вошел в землю на поларшина. Площадь ответила криками «ура», свистками и аплодисментами. Товарищи Калупов и Зонтов приветствовали рабочих мастерских, на чью долю выпало первым поднять в Ростове восстание против самодержавия и сбросить памятник царю. Бронзовая фигура царя была разобрана на части и увезена на грузовиках. Присутствовавшие товарищи встретили снятие памятника с глубоким удовлетворением». Снос памятника попал в кадры документального фильма Сергея Дебижева «Золотой сон», на которых видно, что скульптура подверглась разрушению сразу же после демонтажа.

1956 год

В Тбилиси 5 марта 1956 года состоялась многотысячная демонстрация под лозунгами «Ленин - Сталин!» и «Не допустим критики Сталина!». Протестовавшие были возмущены тем, что годовщина смерти Сталина не отмечается, и требовали объявить траур по бывшему вождю. Митинги продолжались пять дней. 9 марта демонстранты собрались на набережной Куры вокруг памятника Сталину, решив охранять его от возможного демонтажа. Постепенно ситуация накалялась, демонстранты открыто выступали против правительства Хрущева, и 10 марта в город были введены войска, жестоко подавившие выступления тбилисцев. Тогда же военные при помощи танка сорвали с постамента охранявшийся протестующими памятник.

Так толпа оказалась в роли защитников монумента, который во что бы то ни стало хотела уничтожить власть.

На памятник Железному Феликсу лезет юноша, пытаясь закрепить на нём верёвку. Люди в толпе обсуждают, сорвётся он или нет. Юноша не срывается, но и попытка свалить за верёвку успеха не приносит. Прибывший на место Геннадий Бурбулис берёт стихию в свои руки. Через матюгальник он сперва уговаривает толпу не рушить монумент:

– Поймите, это же опасно. Памятник при падении может проломить подземный переход и вход в метро под площадью!

Но люди против Дзержинского настроены решительно. Тогда Бурбулис предлагает по­дождать, пока он вызовет спецтехнику, которая справится с Феликсом Эдмундовичем без ущерба для подземных сооружений.

Через пару часов на площади появляется мощный автокран, толпа встречает его радостным рёвом. Приноровившись, Дзержинского скручивают тросом и отрывают от постамента. Скособочившись, главный чекист взмывает в ночное небо, а уставшие от многочасового стояния люди бешено аплодируют и кричат ура.

– Ну всё, теперь свобода…

– Теперь заживём, только бы гэбистов и коммуняк всех перевешать!

– Да уж, попили они нашей кровушки…

9 апреля 2003 года, когда статуя Саддама Хусейна была свергнута иракцами и американскими военнослужащими с постамента на площади Аль-Фирдоус в центре Багдада, в стране окрестили «историческим днем». Телеканалы США показывали падение статуи несколько часов подряд.

Город к тому времени уже находился под контролем американских войск. Местные жители собирались на центральных площадях, празднуя падение режима Хуссейна. CNN и BBC в прямом эфире показывали, как толпа колотит кувалдами по постаменту памятника и пытается стащить огромную бронзовую статую, набросив на нее обычную веревку. Американские солдаты пришли на выручку иракцам и попробовали сбросить памятник с постамента при помощи БМП и металлического троса. Скульптура, обмотанная американским и иракским флагами, наклонилась практически параллельно земле и в итоге была разорвана пополам.

Вот она свобода, вот она демократия! Уж теперь то заживем!

2013 год .

В Киеве на бульваре Тараса Шевченко снесли памятник Владимиру Ленину .

Как сообщает «Украинская правда», несколько молодых людей накинули на голову памятника тросы, которые стали тянуть. Памятник упал и провалил гранитную плиту у подножья, от сильного удара ему оторвало голову. Молодые люди скандировали «Свобода придет, порядок наведет». После они скрылись, прикрывая лицо руками.

При этом сотрудники милиции, находившиеся на месте события, не вмешивались и никак не препятствовали действиям молодых людей.

Партия «Всеукраинское объединение «Свобода» взяла ответственность за снос памятника Владимиру Ленину в Киеве на себя. Как пишет «Интерфакс-Украина», об этом журналистам сообщил депутат Верховной Рады от «Свободы» Игорь Мирошниченко.

«Я был во многих городах Украины. И в каждом из них меня просили убрать этого «болвана» из Киева», - сказал он.

В «Свободе» считают, что свержение памятника символизирует завершение периода советской «оккупации».

К чему все это? Когда уничтожение символов чего либо делало жизнь лучше? Или это какое то бессознательное?

…13 февраля 1996 года вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым заступил на пост на участке дороги Чечня-Ингушетия. Ночью к их посту подъехал микроавтобус с надписью "скорая помощь". Оттуда выскочили пятнадцать вооруженных до зубов здоровых амбалов под управлением бригадного генерала Чеченской Республики Ичкерия Руслана Хайхороева. Мальчики не сдались без боя. На асфальте остались следы крови. Сослуживцы Евгения, находившиеся буквально в 200 метрах от дороги, ясно слышали крик: "ПОМОГИТЕ!!!" Но все это почему-то не произвело на них никакого впечатления. Многие спали! После обнаружения их исчезновения с поста, солдат сначала объявили дезертирами. Милиционеры приходили домой к матери Родионова искать сына после его исчезновения. Версия того, что солдаты попали в плен, была принята после детального осмотра места происшествия и обнаружения следов крови и борьбы.
…С первого дня 100-дневного плена, увидев на шее Жени Крест, бандиты пытались его "сломать", заставить принять их веру. Жаждали принудить его пытать и убивать таких же, как и он, солдат - мальчишек. Евгений категорически отказался. Его избивали. Твердили: "Сними Крест и будешь жить!!!" И это не пустые слова. Сами главари банд уверяли потом Любовь Васильевну (маму Евгения, которая ездила во время войны по всей Чечне в поисках сына после его исчезновения): "Стань твой сын одним из нас, и мы бы его не обидели". Хайхороев предложил измученным ребятам принять ислам и продолжить воевать на стороне боевиков. Все пленники отказались. Евгений не снял нательного креста, чего требовали убийцы.
…. близ села Бамут, Чечня. 23 мая 1996 года Евгению как раз исполнилось 19. Его вместе с остальными солдатами вывели в лес под Бамутом. Сперва убили друзей, тех, с которыми он был на своем последнем пограничном дежурстве. Потом в последний раз предложили: "Сними Крест! Аллахом клянемся, жить будешь!!!" Евгений не снял. И тогда его хладнокровно казнили - живому отрезали голову - но Крест снять не посмели. В убийстве признался Руслан Хайхороев. В присутствии иностранного представителя ОБСЕ он рассказал: «…У него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался…».
… Вскоре после захвата в плен мать Евгения, мама Евгения Родионова Любовь Васильевна, приехала в Чечню на поиски сына, как считалось, дезертира. Его командир сообщил ей, что он в плену, но не проявил никакого участия к его судьбе. Она вышла на Басаева, тот пообещал ей найти сына при всех, но, когда она вышла из селения, её догнал брат Басаева и жестоко избил до полусмерти, сломав ей позвоночник. В конце концов, она была вынуждена заплатить боевикам деньги, чтобы узнать место захоронения сына. Тело Евгения мать опознала по нательному кресту. Позже результаты опознания подтвердила экспертиза. Крестик Евгения был найден в могиле на его обезглавленном теле, а позже мать Евгения передала его в храм святителя Николая в Пыжах, в котором он несколько лет хранился в алтаре.
… Похоронен Евгений Родионов близ деревни Сатино - Русское Подольского района Московской области, возле церкви Вознесения Христова. Тем не менее, мать солдата снова отправится к убийце сына и скажет: "Верни голову сына". Тот засмеется и уйдет, а через время принесет ей несколько кусочков черепа. Суеверный горец боялся его и мертвого и поэтому разбил отрезанную голову прикладом автомата, чтобы не преследовал на том свете...

…В самых разных частях России стали происходить невероятные вещи. Еще в 1997 году я побывала в новом тогда реабилитационном православном детском приюте. Там одна из девочек-бродяжек рассказывала мне о некоем солдате - "высокий такой, в красной плащ-палатке", который "назвался Евгением, взял меня за руку и привел в церковь". Я еще удивилась, красных плащ-палаток вроде не бывает, потом ахнула: "Да это же плащ мученика!". Дальше - больше. По многим церквям пошли рассказы о "Божественном воине в огненном плаще", помогающем в Чечне пленным солдатам найти путь к свободе, показывающем им мины и растяжки... В госпитале Бурденко раненые военные утверждали, что знают некого солдата Евгения, который им помогает, "особенно когда подступают боли"... Многие клянутся, что видели его на иконе, когда были на экскурсии в храме Христа Спасителя. Мало того, "воина в красной плащ-палатке" знают и заключенные. "Он помогает слабым, поднимает сломленных..."

…В 1997 году по заказу храма Святителя Николая, что в Пыжах, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II была издана книга "Новый мученик за Христа воин Евгений". И сразу от священника Вадима Шкляренко из Днепропетровска пришел рапорт о том, что "фотография на обложке книги МИРОТОЧИТ... Миро светлого цвета, с легким запахом хвои". Я сама почувствовала такой же неповторимый терпкий аромат, когда в доме Любови Васильевны приложилась к иконе ее сына, Святого Воина Евгения...

…Крест на могиле поставили. Деревянный самый высокий на всем нашем деревенском кладбище. Надпись сделали: "Здесь лежит русский солдат Евгений Родионов, защищавший Отечество и не отрекшийся от Креста". Записки люди возле могилы меж камешков подсовывают...

Евгений Родионов мученик за крест….Рамзан Кадыров, глава Чеченской Республики:" Мое мнение о гибели солдата Родионова, которого убили бандиты, требуя изменить своей вере, - это геройский поступок одного человека и подлая мерзость тех, кто его убил."

Для многих Евгений стал символом мужества, чести и верности.!

Молитва мученику Евгению (Протоиерей Валентин Сидоров составил службу мученику воину Евгению):

Страстотерпче Российский, воине Евгение! Милостиво приими молитвы наша с любовию и благодарением тебе приносимые пред святою твоею иконою. Услыши нас, слабых и немощных, с верою и любовию поклоняющихся пресветлому образу твоему. Твоя пламенная любовь ко Господу, верность Ему Единому, твоя неустрашимость пред муками даровали тебе жизнь вечную. Ты не снял Креста с груди своей ради жизни сея временныя. Крест твой всем нам просиял звездой путеводной на пути спасения. Не остави нас на этом пути, святый мучениче Евгение, со слезами тебе молящихся.

Евгений Родионов иконаМолитва мученику Евгению Родионову, составленная иеромонахом Варлаамом (Якуниным) из Республики Алтай. Кондак, глас 4-й:

Явился еси преудивлению крепостию, Христову терпению даже до смерти подражая, агарянскаго мучительства не убоялся еси, и Креста Господня не отреклся еси, смерть от мучителей яко чашу Христову прияв; сего ради вопием ти: святый мучениче Евгение, присно моли за ны, страдальче.

В десятках храмов находятся портреты Евгения (портрет-икона на алтарной двери в храме апостолов Петра и Павла в усадьбе Знаменка возле Петергофа находился примерно с 2000 г. и убран по неизвестной причине примерно в 2010-11 гг.; на Алтае - в Акташе, Новоалтайске, Заринске и др.). Иконы воина Евгения Русского пишутся и в Сербии. На Украине у священника Вадима Шкляренко из Днепропетровска мироточил образ Евгения Родионова. «Миро светлого цвета, с легким запахом хвои». Мироточил образ Евгения 20 ноября 2002 года в храме во имя святого мученика Евгения на Алтае.

В Москве, на территории храма Всех Святых на Соколе с 1998 г. стоит памятник "Вождям Белого движения и Казачьим атаманам". Вокруг этого памятника с 2003 года "ломаются копья". Одни требуют снести "памятник нацистам", другие защищают его. Дошло до того, что в 2005 году было подано заявление в прокуратуру с требованием сноса памятника.

Цитата из заявления:

На территории храма Всех Святых находится "памятник Вождям Белого движения и Казачьим атаманам", поставленный в честь сотрудничавших с гитлеровской Германией во время Второй мировой войны атаманов Краснова, Шкуро, Доманова, фон Панвица и других, многие из которых осуждены и казнены как военные преступники, в частности, группенфюрер СС Гельмут Вильгельм фон Панвиц, атаман Султан-Клыч-Гирей, атаман Краснов.

Также в тексте на памятнике упомянуты "казаки 15-го кавалерийского корпуса", который, входя в состав вермахта, был укомплектован бывшими подданными Российской империи и завербованными советскими военнопленными, являлся карательным соединением, участвовавшим в совершении множества военных преступлений на территории СССР, Югославии и других стран. В конце войны корпус был включен в состав войск СС, которые были признаны преступной организацией Нюрнбергским трибуналом.

Попытка увековечивания памяти военных преступников грубо унижает наше как представителей народов, явившихся объектом преступных деяний со стороны перечисленных лиц, национальное достоинство.

Аргументы "за"

Гельмут фон Паннвиц (1898 - 1947) - группенфюрер (генерал-лейтенант) СС. Кадровый немецкий офицер, воевал против России ещё в 1 Мировую, вернулся в строй в 1934 г., участвовал в завоевании Польши и Франции, восточную кампанию начал с первого дня нападения на СССР под Брестом, командуя разведывательным подразделением 45 дивизии. Уже тогда обратил на себя внимание жестокостью по отношению к мирному населению. Пользовался покровительством Г. Гиммлера. С июля 1943 г. командовал 1 казачьей дивизией, вместе с которой в ноябре 1944 г. перешёл в войска СС. В январе 1947 г. казнен по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР как военный преступник.

Краснов Петр Николаевич - один из руководителей Белого движения, генерал-лейтенант (1917), патологический антисемит (обвинял А.А. Власова в недостаточном внимании к еврейскому вопросу) и литератор-графоман. В октябре 1917 г. вместе с А.Ф. Керенским пытался совершить контр-переворот, взят в плен большевиками и отпущен под честное слово, в мае 1918 года был избран в Новочеркасске Атаманом Всевеликого Войска Донского и продолжил вооружённую борьбу с Советской властью. Ориентировался на Германию. В феврале 1919 г. подал в отставку. В эмиграции во Франции и Германии. Приветствовал нападение Гитлера на Россию: «Москва корежится в судорогах большевизма и ее нужно покорять железной рукой немецкого солдата». Несмотря на преклонный возраст (1869 г.р.), принимал активное участие в установлении «нового порядка» на оккупированной территории, один из соавторов «Декларации германского правительства к казакам», опубликованной за подписями генерал-фельдмаршала Кейтеля и рейхсминистра Розенберга; с начала марта 1944 г. начальник Главного управления казачьих войск, которое рекламировалось нацистами как своего рода марионеточное «временное правительство» казачьих областей в изгнании. Конфликтовал с А.А. Власовым, поскольку тот, с точки зрения Краснова, представлял «выродившуюся» русскую нацию: «вся Россия кончает самоубийством в угоду американским жидам…» В составе т.н. «Казачьего стана» взят в плен англичанами, передан СССР и приговорен к смертной казни.

Шкуро Андрей Григорьевич - генерал-лейтенант Белой армии. Талантливый кавалерийский командир. Войска его во время гражданской войны представляли собой своеобразный вариант махновщины по другую сторону фронта, отличались недисциплинированностью, склонностью к пьянству и грабежам. Эмигрант. В Париже работал наездником в цирке. Вместе с Красновым предложил свои услуги нацистам, возглавлял Резерв казачьих войск - организацию, занимавшуюся вербовкой новобранцев на службу фюреру. После войны разделил судьбу Краснова.

15 кавалерийский корпус на самом деле назывался ХV кавалерийский корпус СС.

Официально существовал с февраля 1945 г. до конца войны. Формирование шло с конца августа 1944 г. согласно решениям, принятым на совещании у Г. Гиммлера: о передаче 1 казачьей дивизии фон Паннвица в состав войск СС и о развёртывании её в корпус. Однако разнообразные «казачьи» части начали создаваться в гитлеровской армии и карательных структурах ещё с октября 1941 г. из белоэмигрантов (командный состав) и добровольцев, зачастую это были уголовные элементы, не имевшие к Дону или Кубани никакого отношения. Идеологическим обоснованием служила одна из концепций немецкой «расовой науки», согласно которой казаки не являются славянами, поскольку происходят от германского племени готов. Казачьи части выполняли в основном полицейские и карательные функции, они оставили кровавый след в Белоруссии, Польше, Югославии, и не удивительно, что после капитуляции Германии их воспринимали не как пленных, а как наёмных убийц и военных преступников.

«Свидетельница: Мы ходили за водой к речке, потому что в колодцах лежали наши деревенские, порубанные. Судья: Кто их убил? Немцы? Свидетельница: Немцев мы как-то не видели. Эти по-русски говорили, которые саблями рубали. Судья: Во что они были одеты? Свидетельница: Помню, что в шароварах с красными полосами и папахах. Ездили верхом. У нас когда говорили, что едут казаки, то все разбегались кто куда…»
(Якубович П. Без памяти. // Советская Белоруссия, 5.02.2002 года)

Аргументы против сноса

Действия Гельмута фон Панвица во время II мировой войны трудно охарактеризовать как "сотрудничество с гитлеровской Германией", поскольку он был германским подданным. Как командующий 15-го казачьего кавалерийского корпуса был провозглашен чинами этого корпуса походным атаманом, в связи с чем его упоминание в контексте истории казачества уместно.

"Установлено, что генерал-лейтенант фон Панвиц в период Великой Отечественной войны являлся гражданином Германии, военнослужащим немецкой армии и выполнял свои воинские обязанности. Данных о том, что фон Панвиц или подчиненные ему части допускали зверства и насилия в отношении мирного советского населения и пленных красноармейцев, в деле не имеется. В связи с этим следует признать, что фон Панвиц по настоящему делу на основании ст. I Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 г. осужден необоснованно.

В соответствии с п. "а" ст. 3 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 г. фон-Панвиц Гельмута Вильгельмовича следует считать реабилитированным ".

Другие упомянутые лица (Краснов, Шкуро, Дома-нов и др.) либо изначально имели подданство Российской Империи, либо были к началу II мировой войны гражданами СССР. Они, будучи руководителями военных и военно-политических структур, действительно сотрудничали с гитлеровской Германией, так же, как с ней сотрудничали многие иные структуры Европы и мира, например Политбюро ЦК ВКП(б). При этом сотрудничество с Германией для белоэмигрантов и активных антисоветчиков из числа граждан СССР не было самодостаточной целью, как, впрочем, и для ЦК ВКП(б).

Такое сотрудничество осуществлялось не для поддержки Германии, а для решения своих задач. Для Краснова, Шкуро и др. это ликвидация большевицкого режима на родине, который уже к 1941 г. обошелся народам России дороже, чем II мировая война, что делало постановку вопроса о необходимости ликвидации большевизма оправданной. К сожалению, конкретно-исторические обстоятельства не дали российским борцам с большевизмом иного попутчика, чем Вермахт. В этом драматизм ситуации, и к этому следует относиться с пониманием.

В СССР Краснова, Шкуро, Доманова и др. судили не как "военных преступников", а как "изменников родины " - по ряду пунктов ст. 58 УК РСФСР. В отношении белоэмигрантов, т.е. лиц никогда не бывших гражданами СССР и не принимавших присягу РККА, это выглядит и вовсе абсурдным. Кроме того, "следствие" и "суд" проводились в соответствии с традициями ленинско-сталинской карательной системы, т.е. не выдерживают критики с точки зрения международного права. Приговор, в частности, был заранее предопределен решением руководства ВКП(б).

В наше время Военная коллегия в реабилитации Краснова, Шкуро, Доманова и др. отказала. Но определение N СП-001/47 от 25 декабря 1997 г. вменяет в вину атаманам их участие в Белом движении, антисоветскую деятельность, написание антисоветских брошюр, но не "военные преступления".

15-й казачий кавалерийский корпус не был "карательным соединением", в конце войны, когда Гиммлер стремился перевести под свой контроль все, что только мог, корпус действительно был включен в состав войск СС, но это включение носило формальный характер и не привело даже к замене знаков отличия чинов корпуса. К тому же корпус не был добровольческим формированием. Его состав набрали по призыву из беженцев от сталинизма. А решением Нюрнбергского трибунала призывники ответственности за нахождение войсках СС не подлежали.

Какой вывод?

Аргументы "за" и "против" довольно внушительные, хотя и опровергают друг друга. Но вот, что ответила прокуратура:

Ваше обращение, поступившее из прокуратуры г. Москвы, рассмотрено.

Ранее межрайонной прокуратурой проводилась проверка правомерности установки мемориальных досок "Вождям Белого движения" и "Казачьим Белым атаманам" у Храма Всех Святых на Соколе Патриаршего Подворья во Всехсвятском, по результатам которой нарушений требований Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" и принятии мер прокурорского реагирования не выявлено.

Одновременно сообщаю, что по информации комитета общественных связей г. Москвы при Правительстве Москвы и настоятеля храма протоиерея Василия Бабурина установление мемориальных досок производилось на территории Храма с согласия его руководства, мемориальные доски находятся под защитой Русской Православной Церкви.

Если честно, то я не могу ответить однозначно на вопрос о памятнике, даже самому себе. С одной стороны памятник находится на закрытой территории и собирает вокруг себя сторонников "белого движения". С другой стороны имена, выбитые на плите, довольно не однозначно характеризуются с исторической точки зрения.

Памятник стоит до сих пор. Что Вы думаете по этому поводу?

Евгений Родионов - русский солдат и мученик, святой юноша, который сложил свою голову за русский народ и за свою страну. Сегодня его могила, которая находится под Подольском, не остается заброшенной. К ней приходят невесты с женихами, воины, искалеченные в боях, и отчаявшиеся люди. Здесь они крепнут духом, утешаются, а также исцеляются от недугов и тоски.

Когда-то Евгений Родионов был обычным русским парнем. А сейчас художниками пишутся его иконы, поэтами слагаются о нем стихи. Его образа мироточат.

Детские годы

Родионов Евгений Александрович родился 23.05.1977 г. Местом его появления на свет стало село Чибирлей, которое расположено в Кузнецком районе
Отец Евгения, Александр Константинович, по профессии был плотником, столяром, мебельщиком. Он скончался вскоре после того, как был похоронен его сын. Несколько дней отец буквально не отходил от могилы Евгения. После этих испытаний у него не выдержало сердце.

Мать - Любовь Васильевна, была по специальности мебельщиком-технологом.
Биография Евгения Родионова коротка и ничем особым не примечательна. Из родного села Чибирлей семья Жени переехала в Подмосковье. Там в селе Курилово парень отучился в школе, окончив девять классов.

Родионовы, как и большинство людей в перестроечные 90-е годы, жили довольно скромно. Любовь Васильевне приходилось даже разрываться между тремя работами. Именно поэтому после девяти классов парень оставил школу и стал работать на мебельной фабрике. Юноша быстро освоил свою специальность и стал приносить домой неплохие деньги. Параллельно с работой Евгений учился на шофера.

Знамение

В семье Евгений был желанным ребенком. Своим появлением на свет он стал огромной радостью в доме. Только сердце матери некоторое время сжималось от тревожного чувства опасности и страха. Ведь сразу после рождения Жени, а случилось это в половине первого ночи, она случайно посмотрела в окошко. Там, в темном небе, светили крупные и яркие звезды. И вдруг одна из них внезапно начала падать, оставляя за собой яркий след. Медсестры и врачи стали убеждать Любовь Васильевну, что это хороший знак, что он предвещает радость и замечательное будущее ребенку. Однако напряженное ожидание долго не оставляло женщину. Лишь со временем все постепенно забылось и вспомнилось только спустя 19 лет.

Крещение

Женя рос спокойным и ласковым ребенком. Он редко болел, хорошо кушал и почти не беспокоил родителей своим криком по ночам. Однако тревожило их то, что малыш очень долго не ходил. И тогда родители, по совету деда и бабушек мальчика, окрестили его в находящемся неподалеку храме. Вскоре после этого мальчик, которому исполнился год и два месяца, стал ходить.

Крест

В тяжелые 90-е, когда мать Евгения Родионова подолгу находилась на работе, Женя не по годам проявлял самостоятельность. Он научился готовить себе еду. Без помощи взрослых делал уроки. Один посещал храм. Чаще всего он бывал в Троицком соборе, расположенном в Подольске. И уже в 14 лет мальчик не только осмыслил, но и принял саму суть Троицы, донеся свое понимание до сердца матери, в те годы еще далекой от веры. Летом 1989 г. Евгений пришел в церковь вместе со своими бабушками. Они, согласно православному старинному обычаю, привели сюда своего внука, чтобы тот причастился и исповедался перед учебным годом. И только тогда выяснилось, что паренек не носит на себе В храме Евгению его дали на цепочке. Лишь спустя некоторое время парень перевесил крестик на толстую веревочку.

Что говорил батюшка Жене на его первой в жизни исповеди, не знает никто. Вполне возможно, он поведал мальчику притчу о том, что крестик для христиан - это как колокольчик, который весят на шеи овец, чтобы известить Пастыря о беде. Может быть, разговор шел и о другом. Но с тех пор мальчик крест с шеи не снимал. Любовь Васильевна была в смущении. Она боялась, что над ее сыном будут смеяться в школе. Однако Женя не изменил своего намерения. Над ним не смеялся никто, а вскоре его друзья даже сами стали отливать распятия с помощью специальных формочек.

Служба в армии

Евгений Родионов не хотел оставлять свою мать. Служба в армии его не привлекала. Однако законных поводов для отсрочек у парня не было, и он отправился исполнять свой долг. В армию Родионов Евгений Александрович был призван 25.06.1995 г

Первоначально его отправили в учебное подразделение в/ч № 2631 в г. Озерске Калининградской области. На сегодняшний день это учебное подразделение РФ расформировано. Может быть, поэтому очень мало известно о том, как проходил здесь службу будущий герой Евгений Родионов. Однако об этом юноше осталась ходить легенда. Она гласит, что там, где служил парень, не было дедовщины. Многие считают, что это первое чудо воина Евгения.

Военную присягу Женя принял 10.07.1995 г. Служба его проходила в Калининградской области, где в составе 3-й пограничной заставы он являлся гранатометчиком. 13.01.1996 г. парня вместе с другими молодыми бойцами отправили в командировку. Тогда-то он и попал на границу Чечни и Ингушетии в Назрановский пограничный отряд.

Встреча с матерью

До того как Евгений Родионов был отправлен на Северный Кавказ, он успел еще раз встретиться с Любовью Васильевной. Согласно рассказу матери, ее, приехавшей в гости к сыну, полковник части встретил вначале неприветливо. Он решил, что та будет требовать, чтобы Евгения не посылали в горячую точку. Однако свое отношение он вскоре изменил. Ведь Любовь Васильевна сказала ему о том, что все будет так, как решил ее сын. Напоследок начальник даже дал Жене восемь дней отпуска.

Парень очень гордился тем, что стал пограничником и будет заниматься нужным Родине делом. Именно в эту последнюю встречу сын рассказал матери о том, что он написал рапорт о переводе в горячую точку. Он, как мог, успокаивал Любовь Васильевну, утверждая, что уйти от судьбы невозможно. Говорили они и про плен. «Это как повезет…», - сказал сын.

Плен

Слова парня оказались пророческими. Рядовой-пограничник Евгений Родионов оказался в плену спустя месяц после начала нахождения в командировке на Чечено-Ингушской границе.

В этот день (13.02.1996 г.) на очередное дежурство заступил отряд, состоящий из четырех человек. Кроме Евгения Родионова в нем находились Андрей Трусов и Александр Железнов. Парни несли опасную службу без офицера или прапорщика, а также без постановки задачи, которая была бы обусловлена боевыми действиями.

Дежурство молодых солдат проходило на контрольно-регистрационном пункте, находящемся на границе между Ингушетией и Чечней. Именно через этот КРП проходила единственная в этой гористой местности дорога, часто используемая боевиками для перевозки похищенных людей, а также доставки боеприпасов и оружия. Однако столь важный и ответственный пост скорее напоминал автобусную остановку, лишенную даже электричества. Наши парни стояли практически незащищенными посреди дороги, кишащей бандитами.

Конечно, долго подобное продолжаться не могло. Но именно в ту ночь, когда дежурство здесь нес наряд Евгения, мимо КРП проезжал микроавтобус, на котором было написано «Скорая помощь». В нем находились чеченские бандиты во главе с одним из своих полевых командиров - Русланом Хайхороевым. В этой машине перевозилось оружие. Согласно уставу, молодые пограничники сделали попытку осмотреть груз. Но здесь завязалась борьба. Из микроавтобуса выскочили вооруженные бандиты. Пограничники сопротивлялись как могли. О том, что они не сдались без боя, свидетельствовали следы крови, оставшиеся на асфальте. Однако у молодых ребят не было шансов победить закаленных в боях вооруженных террористов. Пограничники попали в плен.

Извещение матери

Сослуживцы Евгения, которые находились сравнительно недалеко, всего в двухстах метрах от КРП, должны были слышать крики наших ребят о помощи. Однако в три часа ночи многие из них спали. Но и даже после этого никакой тревоги объявлено не было. В погоню также никто не пустился. Ребят не искали вообще! Хотя это не совсем так. Активные поиски велись далеко за пределами Чечни, в мирном Подмосковье. Уже 16 февраля матери Евгения пришла телеграмма, известившая ее о том, что ее сын самовольно ушел из части. И тут же поисками дезертира занялась милиция, обыскивая не только квартиру, но и ближайшие подвалы.

Любовь Васильевна знала характер своего сына и была убеждена в том, что сделать этого ее Женя не мог. Она принялась писать в воинскую часть, пытаясь убедить командиров в том, что сын не мог стать дезертиром. Однако ей не верили.

Поиски сына

Сердце матери почувствовало беду. Она решила сама отправиться на Чечено-Ингушскую границу, куда был переведен ее сын. Только там командир части рассказал ей о том, что произошла ошибка. Ее сын не дезертир. Он попал в плен.

Тогда Любовь Васильевна отправилась к Сергею Ковалеву, сотрудничавщему с «Комитетом матерей». Однако эта общественная организация, которая находилась в станице Орджоникидзевской, почему-то оказалась состоящей лишь из одних чеченок, получающих гуманитарную помощь от Ковалева. Явно рисуясь перед ними, этот общественный деятель обвинил Любовь Васильевну в том, что она вырастила убийцу.

Тогда мать решила искать сына самостоятельно. Она обошла практически всю Чечню. Побывала Любовь Родионова у Гелаева, у Масхадова и у Хаттаба. Своими словами она молилась Богу и каким-то чудом осталась жива. Хотя по именам может назвать тех матерей, которых чеченцы жестоко убили.

В поисках сына она, вместе с отцом одного из контрактников, ходила даже к Басаеву. Перед камерами и на людях этот «Робин Гуд» старался держаться добрым героем. Однако после того как родители бойцов вышли из аула, они были окружены отрядом, который возглавлял брат Басаева - Ширвани. Именно он повалил Любовь Васильевну на землю и бил прикладом и ногами. В результате она чудом осталась жива. Еле доползла до палатки, где находились свои люди, но еще на протяжении трех дней из-за сильных болей не могла перевернуться на спину и уж тем более ходить. Несколько позже посещавшего вместе с ней Басаева отца контрактника она увидела в Ростове среди трупов.

Казнь

После похищения молодых пограничников доставили в село Бамут. Там бандиты держали наших ребят в подвале дома. На протяжении трех месяцев пленники терпели издевательства и пытки, но в течение всего этого времени ребят не оставляла надежда, что их обязательно спасут.

Более всех других чеченцы избивали Евгения Родионова. Причиной тому был его крест, который висел на шее. Боевики предъявили парню ультиматум. Они предложили сделать выбор между принятием ислама, что означало вступление в их ряды, и смертью. Однако Евгений отказался это сделать категорически. За это его жестоко избивали, постоянно твердя, чтобы он снял крест. Однако юноша не сделал этого. Можно только догадываться о том, о чем думал этот молодой паренек, которому в то время еще не исполнилось и девятнадцати лет. Но, скорее всего, Ангел-Хранитель укреплял Евгения в той страшной тьме подвала так же, как это было с первыми христианами, ставшими мучениками.

Матери молодого пограничника боевики постоянно твердили о том, что ее сын еще жив, но находится у них в плену. После этого они всегда делали многозначительную паузу, как бы прицениваясь к тому, что можно взять у несчастной женщины. Но, скорее всего, поняв, что особенно не разживешься, они пришли к своему страшному решению.

В день рождения Жени, 23 мая 1996 года, произошла кровавая развязка. Вместе с остальными солдатами парня вывели в лес, который находился неподалеку от Бамута. Вначале убили друзей Евгения, находившихся с ним на последнем дежурстве у КРП. После этого в последний раз парню предложили снять крест. Однако Евгений не сделал этого. После его казнили так же страшно, как в древнейшем жертвенном ритуале язычников - отрезали живому голову. Однако и после смерти бандиты не решились снять с тела парня крест. Именно по нему мать и узнала своего сына. Впоследствии бандиты дали матери видеокассету, на которой была заснята казнь Евгения. Тогда она узнала, что в этот день находилась всего в семи километрах от села Бамут, которое уже 24 мая взяли наши войска.

Убил Евгения Родионова сам Руслан Хайхороев. Он признался в этом сам в присутствии представителя ОБСЕ, указав на то, что у молодого пограничника был выбор, и он мог остаться в живых.

23.08.1999 года Хайхороева вместе с его телохранителями убили во время бандитской внутричеченской разборки. Случилось это ровно через 3 года и 3 месяца после смерти Евгения.

Страшный выкуп

Любови Васильевне все же удалось найти своего ребенка. Но это случилось уже через девять месяцев и тогда, когда ее сын был мертв. Однако от одинокой и несчастной женщины бандиты потребовали выкуп. За 4 миллиона рублей, которые в те времена составляли приблизительно 4 тыс. долларов, они согласились указать место, где находятся останки Евгения.

Чтобы собрать необходимую сумму, Любови Васильевне пришлось продать практически все - квартиру, вещи и часть одежды.

Однако на этом хождения Любови Васильевны по чеченскому аду еще не закончились. В то время, когда она занималась перевозкой тела сына в г. Ростов, он снился ей каждую ночь и просил о помощи. И тогда женщина решила вновь отправиться в Чечню, чтобы забрать оттуда голову Жени. И она нашла ее, после чего благополучно вернулась в Ростов. 20.11.1996 года Любовь Васильевна смогла привезти тело сына домой, после чего похоронила его. И в ту же ночь Евгений приснился матери сияющий и радостный.

Возникновение чуда

Сразу после того как произошла смерть Евгения Родионова, в разных уголках России начали происходить самые невероятные вещи. Так, одна из девочек-бродяжек, попавшая в 1997 г. во вновь созданный реабилитационный православный детский приют, поведала о высоком солдате, на котором была красная плащ-палатка. Он назвался Евгением, взял девочку за руку и отвел ее в церковь. В жизни красных плащ-палаток не бывает. Это был плащ мученика.

Но на этом чудеса не прекратились. Во многих церквях стали звучать рассказы, повествующие о божественном воине, одетом в огненный плащ, который помогает молодым солдатам, попавшим в чеченский плен. Он указывает им путь к свободе в обход всех растяжек и мин.

О нем с 1999 г. стали говорить и в Комитете солдатских матерей, утверждая, что есть такой мученик - воин Евгений. Он помогает ребятам в плену. На воина Евгения матери стали молиться перед Господом в надежде увидеть своих сыновей живыми.

Но и это еще не все. Раненные военные, находящиеся на излечении в госпитале Бурденко, утверждали, что знают воина Евгения, помогающего им в тот момент, когда подступают сильные боли. Многие бойцы утверждают, что видели этого солдата на иконе во время посещения храма Христа Спасителя. Кроме того, воин, одетый в красную плащ-палатку, знаком и заключенным. Они рассказывают, что этот солдат помогает наиболее слабым и поднимает дух сломленных.

В 1997 г. вышла книга о Евгении Родионове. Называется она «Новый мученик за Христа воин Евгений». Книга была заказана храмом Святителя Николая, находящимся в Пыжах. Благословил ее Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Вскоре от священника из Днепропетровска Вадима Шкляренко пришел рапорт, в котором было указано на то, что фотография, размещенная на обложке книги, мироточит. Миро имеет светлый цвет и легкий запах хвои.

Официального решения Синода РПЦ о канонизации новомученика пока еще нет. Евгений Родионов причислен к Сербским Патриархом. В Сербской православной церкви юноша почитается как новомученик. В этой стране православного бойца называют Евгением Русским. Однако считать молодого пограничника месточтимым святым РПЦ не возбраняет. Но официального решения придется подождать. Согласно правилам, канонизация мирян должна происходить лишь на пятидесятый год после их кончины. Исключения возможны лишь для тех, кто проявил свою святость еще при жизни.

Однако иконы воина Евгения уже появились. Только на сегодняшний день по всей России их насчитывается уже немногим более полутора сотен, но они пока еще не являются официальными. Иконография Евгения-воина велика и обширна. Известно более полутора десятков различных икон с изображением мученика.

На иконах святой Евгений Родионов изображен, как и положено, с нимбом над головой. И вовсе неважно, что канонизация воина пока еще официально не утверждена. Евгений стал народным святым, что, вполне возможно, намного важнее.

Почитание могилы

Похоронен мученик Евгений Родионов в Московской области на деревенском кладбище с. Сатино-Русское, которое находится в Подольском районе. К могиле ежегодно в день его рождения и одновременно смерти 23 мая съезжаются тысячи людей. Это жители не только России, но и многих зарубежных стран.

В этот день возле могилы Евгения Родионова десятки священников проводят поминальные службы. Причем церковные богослужения проводятся 23 мая с самого раннего утра и до поздней ночи.

Люди съезжаются на это сельское кладбище, чтобы почтить подвиг Евгения Родионова. Этого русского солдата, который не предал ни своей Родины, ни Веры. В знак уважения некоторые из чеченских ветеранов даже оставляют здесь свои медали.

Заезжают на это сельское кладбище люди и в обычные дни. Тот, кто попал в беду, просит воина Евгения о заступничестве, оставляя на могиле между камушков записки.
Над захоронением молодого парня возвышается крест. Надпись на нем гласит следующее: «Здесь лежит Евгений Родионов, русский солдат, стоявший на защите Отечества и не отрекшийся от Христа, казненный 23,05,1996 г. под Бамутом».

Памятник

Увековечена память о героически погибшем в Чечне Евгении Родионове и на его родине в Пензенской области. Там в городе Кузнецке 25.09.2010 г. состоялось открытие монумента. Памятник воину Евгению имеет вид бронзовой свечи, пламя которой словно обнимает солдата, держащего в руках крест. Автором монумента является скульптор-художник Сергей Мардарь.

Памятник воину Евгению находится на территории школы №4, где учился Родионов, и которая теперь названа его именем. При его открытии состоялся торжественный митинг, который собрал жителей города разных возрастов. Посетили это мероприятие и гости Кузнецка.

В речах всех выступавших звучали слова благодарности матери героя, которая смогла достойно воспитать своего сына, а затем и сама совершила материнский подвиг.

Памятник, который называется «Свеча памяти», был открыт:

Начальником отдела Управления по воспитательной работе при Пограничной службе ФСБ РФ В.Т. Борзовым;
- полковником группы «Альфа» С.А. Поляковым;
- председателем правления областной ветеранской организации «Боевое братство» Ю.В. Красновым;
- председателем совета ветеранов локальных вооруженных конфликтов и войн г. Кузнецка П.В. Ильдейкиным.

April 15th, 2015

…И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он – солдат моей державы –
Охраняет мир на всей земле!

Г. Рублев

8 мая 1950 года в берлинском Трептов-парке открылся один из самых величественных символов Великой Победы. На многометровую высоту забрался воин-освободитель с немецкой девочкой в руках. Этот 13-метровый монумент стал по-своему эпохальным.

Миллионы людей, посещающие Берлин, стараются побывать именно здесь, чтобы поклониться великому подвигу советского народа. Далеко не все знают, что по первоначальной задумке, в Трептов-парке, где покоится прах более 5 тысяч советских солдат и офицеров, должна была стоять величественная фигура тов. Сталина. И в руках этот бронзовый идол должен был держать глобус. Мол, «весь мир у нас в руках».

Именно такой представлял себе задумку первый советский маршал – Климент Ворошилов, когда вызывал к себе скульптора Евгения Вучетича сразу после окончания Потсдамской конференции глав союзных держав. Но фронтовик, скульптор Вучетич, на всякий случай приготовил еще один вариант – позировать должен обычный русский солдат, протопавший от стен Москвы до Берлина, спасший немецкую девочку. Говорят, вождь всех времен и народов посмотрев на оба предложенных варианта, выбрал второй. И только попросил заменить автомат в руках солдата на что-то более символическое, например, меч. И чтобы он рубил фашистскую свастику…

Почему именно воин и девочка? Евгению Вучетичу была знакома история подвига сержанта Николая Масалова …

Он за несколько минут до начала яростной атаки на немецкие позиции вдруг услышал, словно из-под земли, детский плач. Николай бросился к командиру: «Я знаю, как найти ребенка! Разрешите!». И спустя секунду рванул на поиски. Плач раздавался из-под моста. Впрочем, лучше представить слово самому Масалову. Николай Иванович вспоминал так: «Под мостом я увидел трехлетнюю девочку, сидевшую возле убитой матери. У малышки были светлые, чуть курчавившиеся у лба волосы. Она все теребила мать за поясок и звала: «Муттер, муттер!» Раздумывать тут некогда. Я девочку в охапку – и обратно. А она как заголосит! Я ее на ходу и так, и эдак уговариваю: помолчи, мол, а то откроешь меня. Тут и впрямь фашисты начали палить. Спасибо нашим – выручили, открыли огонь со всех стволов».

В этот момент Николай был ранен в ногу. Но не бросил девочку, донес до своих… А через несколько дней в полку появился скульптор Вучетич, который сделал несколько набросков для своей будущей скульптуры…

Это наиболее распространенной версия о том, что историческим прототипом для памятника был солдат Николай Масалов (1921-2001). В 2003 году на Потсдамском мосту (Potsdamer Brücke) в Берлине установили табличку в память о совершенном в этом месте подвиге.

История основана в первую очередь на воспоминаниях маршала Василия Чуйкова. Сам факт подвига Масалова подтвержден, но во времена ГДР были собраны свидетельства очевидцев и о других похожих случаях по всему Берлину. Их набралось несколько десятков. Перед штурмом в городе оставалось множество жителей. Национал-социалисты не давали гражданскому населению его покидать, намереваясь защищать столицу «третьего рейха» до последнего.

Точно известны имена солдат, после войны позировавших Вучетичу: Иван Одарченко и Виктор Гуназ. Одарченко проходил службу в берлинской комендатуре. Скульптор заметил его во время спортивных соревнований. После открытия мемориала Одарченко случалось нести дежурство около памятника, и многие посетители, ни о чем не подозревавшие, удивлялись очевидному портретному сходству. Кстати, в начале работы над скульптурой он держал на руках немецкую девочку, но затем ее сменила маленькая дочка коменданта Берлина.

Интересно, что после открытия монумента в Трептов-парке – Иван Одарченко, служивший в Берлинской комендатуре, несколько раз охранял «бронзового солдата». К нему подходили люди, удивляясь его сходству с воином-освободителем. Но скромный Иван никогда не рассказывал, что именно он позировал скульптору. И то, что от первоначальной задумки держать на руках именно немецкую девочку, в конце концов, пришлось отказаться.

Прототипом ребенка стала 3-летняя Светочка, дочь коменданта Берлина генерала Котикова. Кстати, и меч был вовсе не надуманный, а точная копия меча псковского князя Гавриила, который вместе с Александром Невским сражался против «псов-рыцарей».

Интересно, что меч в руках «Воина-освободителя» имеет связь с другими известными памятниками: подразумевается, что меч в руках у солдата является тем же мечом, который рабочий передаёт воину, изображённому на монументе «Тыл - фронту» (Магнитогорск), и который затем поднимает Родина-мать на Мамаевом кургане в Волгограде.

О «Верховном главнокомандующем» напоминают его многочисленные цитаты, высеченные на символических саркофагах на русском и немецком языках. После объединения Германии некоторые немецкие политики требовали их удалить, ссылаясь на преступления, совершенные во времена сталинской диктатуры, но весь комплекс, согласно межгосударственным соглашениям, находится под охраной государства. Никакие изменения без согласия России здесь недопустимы.

Чтение цитат Сталина в наши дни вызывает неоднозначные ощущения и эмоции, заставляет вспомнить и задуматься о судьбах миллионов людей и в Германии, и в бывшем Советском Союзе, погибших в сталинские времена. Но в данном случае цитаты не следует вырывать из общего контекста, они — документ истории, необходимый для ее осмысления.

После битвы за Берлин спортивный парк возле Трептовер-аллеи стал солдатским кладбищем. Братские могилы находятся под аллеями парка памяти.

Работы начались, когда берлинцы, еще не разделенные стеной, по кирпичику восстанавливали свой город из руин. Вучетичу помогали немецкие инженеры. Вдова одного из них, Хелга Кёпфштайн, вспоминает: многое в этом проекте им казалось необычным.

Хелга Кёпфштайн, экскурсовод: «Мы спросили, почему у солдата в руках не автомат, а меч? Нам объяснили, меч — это символ. Русский солдат разбил тевтонских рыцарей на Чудском озере, а через несколько столетий дошел до Берлина и победил Гитлера».

К изготовлению скульптурных элементов по эскизам Вучетича привлекли 60 немецких скульпторов и 200 каменотесов, а всего в возведении мемориала участвовали 1200 рабочих. Все они получали дополнительное довольствие и продукты. В немецких мастерских также были изготовлены чаши для вечного огня и мозаика в мавзолее под скульптурой воина-освободителя.

Работы над мемориалом велись в течение 3 лет архитектором Я. Белопольским и скульптором Е. Вучетичем. Интересно, что для строительства использовали гранит из рейхканцелярии Гитлера. 13-метровая фигура Воина- освободителя была изготовлена в Санкт-Петербурге и весила 72 тонны. В Берлин ее переправляли частями по воде. По рассказу Вучетича, после того как один из лучших немецких литейщиков наиточнейшим образом осмотрел изготовленную в Ленинграде скульптуру и убедился, что всё сделано безупречно, он подступил к скульптуре, поцеловал ее цоколь и сказал: «Да это же русское чудо!»

Помимо мемориала в Трептов-парке, памятники советским солдатам сразу после войны установили еще в двух местах. В парке Тиргартен (Tiergarten), расположенном в центральной части Берлина, похоронено около 2000 павших воинов. В парке Шёнхольцер Хайде (Schönholzer Heide) в берлинском округе Панков — более 13 тысяч.

Во времена ГДР мемориальный комплекс в Трептов-парке служил местом проведения разного рода официальных мероприятий, имел статус одного из важнейших государственных памятников. 31 августа 1994 года в торжественной поверке, посвященной памяти павших и выводу российских войск из объединенной Германии, участвовали тысяча российских и шестьсот немецких солдат, а принимали парад федеральный канцлер Гельмут Коль (Helmut Kohl) и президент России Борис Ельцин.

Статус памятника и всех советских военных кладбищ закреплен в отдельной главе договора, заключенного между ФРГ, ГДР и державами-победительницами во Второй мировой войне. Согласно этому документу, мемориалу гарантирован вечный статус, а немецкие власти обязаны финансировать его содержание, обеспечивать целость и сохранность. Что и делается самым лучшим образом.

Нельзя не рассказать о дальнейших судьбах Николая Масалова и Ивана Одарченко. Николай Иванович после демобилизации вернулся в родное село Вознесенка Тисульского района Кемеровской области. Уникальный случай – его родители проводили на фронт четверых сыновей и все четверо вернулись домой с победой. Работать на тракторе из-за контузий Николай Иванович не смог, а после переезда в г. Тяжин устроился завхозом в детский сад. Здесь и разыскали его журналисты. Спустя 20 лет после окончания войны на Масалова обрушилась слава, к которой, впрочем, он относился с присущей ему скромностью.

В 1969 году ему присвоили звание Почетный гражданин Берлина. Но рассказывая о своем героическом поступке, Николай Иванович не уставал подчеркивать: то, что он совершил – никакой не подвиг, на его месте так бы поступили многие. Так оно в жизни и было. Когда германские комсомольцы решили узнать о судьбе спасенной девочки, они получили сотни писем, в которых описывались подобные случаи. А документально подтверждено спасение не менее 45 мальчишек и девчонок советскими солдатами. Сегодня Николая Ивановича Масалова уже нет в живых…

А вот Иван Одарченко до сих пор проживает в г. Тамбове (информация на 2007 год). Работал на заводе, потом ушел на пенсию. Похоронил жену, но у ветерана частые гости – дочь и внучка. И на парады, посвященные Великой Победе, Ивана Степановича часто приглашали, чтобы он изобразил воина-освободителя с девочкой на руках… А на 60-летие Победы Поезд Памяти даже привез в Берлин 80-летнего ветерана и его боевых товарищей.

В прошлом году в Германии разгорелся скандал вокруг памятников советским воинам-освободителям, установленным в берлинском Трептов-парке и Тиргартене. В связи с последними событиями на Украине журналисты популярных немецких изданий направили письма в Бундестаг с требованием демонтировать легендарные монументы.

Одним из изданий, подписавших откровенно провокационную петицию, оказалась газета Bild . Журналисты пишут, что русским танкам не место близ знаменитых Бранденбургских ворот. «Пока российские войска угрожают безопасности свободной и демократической Европы, мы не хотим видеть ни одного русского танка в центре Берлина», - пишут разгневанные сотрудники СМИ. Помимо авторов Bild, данный документ подписали также представители Berliner Tageszeitung.

Немецкие журналисты считают, что российские воинские подразделения, размещенные рядом с украинской границей, угрожают независимости суверенного государства. «Впервые после окончания холодной войны Россия силой пытается подавить мирную революцию в Восточной Европе», - пишут немецкие журналисты.

Скандальный документ был отправлен в Бундестаг. По закону немецкие власти должны рассмотреть его в течение двух недель.

Данное заявление немецких журналистов вызвало бурю негодований у читателей Bild и Berliner Tageszeitung. Многие считают, что газетчики сознательно нагнетают ситуацию вокруг украинского вопроса.

За шестьдесят лет этот памятник по-настоящему вжился в Берлин. Он был на почтовых марках и монетах, во времена ГДР здесь, наверное, половину населения Восточного Берлина приняли в пионеры. В девяностых годах после объединения страны, берлинцы с запада и востока проводили здесь антифашистские митинги.

А неонацисты не раз били мраморные плиты и рисовали на обелисках свастику. Но каждый раз стены отмывали, а разбитые плиты заменяли новыми. Советский солдат в Трептовер-парке — один из самых ухоженных памятников Берлина. На его реконструкцию Германия потратила около трех миллионов евро. Кое-кого это сильно раздражало.

Ханс Георг Бюхнер, архитектор, бывший член сената Берлина: «Чего тут таить, был у нас в начале девяностых один депутат берлинского сената. Когда ваши войска выводили из Германии, этот деятель кричал — пусть забирают с собой этот памятник. Теперь даже никто не помнит, как его зовут».

Памятник можно назвать народным, если люди к нему идут не только на День Победы. Шестьдесят лет сильно изменили Германию, но не смогли изменить того, как немцы смотрят на свою историю. И в старых гэдеэровских путеводителях, и на современных туристических сайтах — это памятник «советскому солдату-освободителю». Простому человеку, который пришел в Европу с миром.

Зачем казнят памятники? Вот человек, который всю жизнь собирался , а вот как делали Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -