Евангелисты. Символы апостолов-евангелистов: Ангел, Лев, Телец и Орел Символы четырех евангелистов их происхождение и значение

Символы Евангелистов

изображения четырех живых существ, которые древняя иконографическая традиция присвоила евангелистам; как принято считать, символы эти заимствованы из видения Иоанна Богослова. Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов. При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа (см. Откр. 5, 5). Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных Таин. На некоторых древних иконах и фресках эти символы, имея тот же смысл, сочетаются и в другом порядке. Изображения четырех евангелистов и символизирующих их существ в традиционной композиции росписей православного храма обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода, на так называемых «парусах», поддерживающих купол, внутри которого обычно изображают Господа Вседержителя.


Православие. Словарь-справочник . 2014 .

Смотреть что такое "Символы Евангелистов" в других словарях:

    Символы евангелистов - … Википедия

    Символы Евангелистов - … Википедия

    Символы святых - Virgo inter virgines («Дева среди дев»), неизвестный художник конца XV века. Дева Мария среди других святых дев (например Святая Ага … Википедия

    Тетраморф - Видение пророка Иезекииля (Рафаэль, 1518 год) Тетраморф (греч … Википедия

    Каббалистические животные

    Кафзиэль - Видение пророка Иезекииля (Рафаэль, 1518 год) Тетраморф (греч. τετραμορφος четырёхвидный) в иудео христианской мифологии и богословии крылатое существо из видения пророка Иезекииля, единого с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла. В… … Википедия

    Крылатый телец - Видение пророка Иезекииля (Рафаэль, 1518 год) Тетраморф (греч. τετραμορφος четырёхвидный) в иудео христианской мифологии и богословии крылатое существо из видения пророка Иезекииля, единого с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла. В… … Википедия

Эта тема родилась из вопроса читателя нашей рубрики и звучал он так: "Есть четверо евангелистов. У каждого из них свое изображение, причем обязательно с какими-то природными знаками. Матфей изображен в виде ангела, Марк - это лев, Лука - крылатый бык, а Иоанн - орел. Объясните, почему именно эти символы? Откуда они взялись и что конкретно обозначают?"

Вопрос этот показался нам настолько интересным и объемным, что мы решили сделать его главной темой этого номера. Вместе с пресс-секретарем Блаженнейшего митрополита Онуфрия архимандритом Пафнутием мы вооружились Священным Писанием, книгами о Жизни святых апостолов, чтобы разобраться в символизме изображения икон Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

ЛЕВ: АПОСТОЛ МАРК

"О крылатом мифическом существе, олицетворяющем разные качества восприятия человеком Божества, известно еще из Ветхого Завета, - говорит архимандрит Пафнутий. - В видении пророка Иезекииля находим свидетельство о существе с четырьмя лицами - человека, льва, быка и орла. В более позднем Откровении Иоанна Богослова высшее существо уже представлено в образе отдельных четырех апокалиптических существ, которые стали символами древней иконографической традиции. Они раскрывают четыре стороны искупительного подвига и учения Иисуса Христа в изложении евангелистов - мессианское посланничество, любовь Господа к человеку, могущество и достоинство Христа и Его искупительную жертву. Чаще всего в росписи православного храма они помещаются по четырем сторонам на так называемых "парусах", поддерживающих купол, внутри которого обычно – Господь Вседержитель. Также образы четырех евангелистов с четырьмя "животными" Апокалипсиса, по традиции, находятся на Царских вратах вместе с образом Благовещения.

Евангелист Марк по преданиям был юношей, который следовал за Христом в ночь, когда его предали и оставили даже ученики (кроме Иоанна). Его же позднее апостол Петр называл своим духовным сыном. На иконах Марк символизируется со львом, что показывает могущество и царственное достоинство Христа.

Евангелие от Марка - вторая по времени написания и месту книга Нового Завета. В своем Евангелии Марк не столько излагает учение Христа, сколько изображает чудесные божественные Его действия, ясно доказывающие в Нем Владыку всех тварей, видимых и невидимых, всемогущего Бога, что особенно убедительно для язычников. Повествование евангельское Марк начинает рассказом о явлении Иоанна Крестителя, который своей проповедью огласил пустыню иудейскую, был "гласом вопиющего в пустыне" и уподобился льву, живущему и рыскающему в пустыне. Поэтому на иконах святой евангелист Марк изображается вместе со львом.

Святой Марк. Как рыкающий лев в пустыне.

АНГЕЛ: МЫТАРЬ МАТФЕЙ

Как пояснил "Сегодня" архимандрит Пафнутий, на иконах евангелиста Матфея изображают Ангела, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия.

Во времена пришествия Христа Иудея была римской провинцией и облагала податью все завоеванные области. Подать эту собирали мытари, которых римляне выбирали исключительно из местных жителей. За всеобщее презрение мытарь получал "преференции" от римлян - им позволялось всякое злоупотребление и притеснение ради наживы.

Книгой А. В. Подосинова мы начинаем издание новой серии под названием SERIES MINOR (Малая серия). В ней будут публиковаться сравнительно небольшие научные работы. У каждого ученого возникают интересные темы, разработка которых превышает рамки журнальных статей, но в то же время не требует объема «толстых» книг.

Научная ценность таких трудов отнюдь не меньше, чем прочих, однако с их публикацией часто возникают сложности. Задача новой серии дать возможность «малым трудам» быстро увидеть свет. Наряду с монографическими работами в ней предполагается также издавать небольшие тематические сборники.

Сейчас, например, готовится к изданию сборник статей историков, археологов, филологов, астрономов и математиков, посвященных критическому анализу «Новой хронологии» академика А. Т. Фоменко.

Тематика SERIES MINOR остается традиционной для нашего издательства. Это - история культуры, семиотика, филология, философия, история. Мы надеемся, что новая серия найдет отклик как у исследователей, которые будут заинтересованы предложить в нее свои труды, так и у читателей, следящих за нашими изданиями.

А.В. Подосинов - Символы четырех евангелистов - Их проис­хождение и значение

Язык. Семиотика. Культура. Малая серия

Москва: Языки русской культуры, 2000. - 176 с.

ISВN 5-88766-042-2

А.В. Подосинов - Символы четырех евангелистов - Их проис­хождение и значение – Содержание

Предисловие

Введение

ЧАСТЬ I. ЗООАНТРОПОМОРФНАЯ СИМВОЛИКА СТРАН СВЕТА

  • Истоки символов евангелистов в Новом и Ветхом Завете
  • Откровение Иоанна Богослова (4, 6-7)
  • Книга пророка Иезекииля (1, 4-26).
  • Херувимы в Ветхом Завете и в последующей традиции
  • Ближневосточные и египетские параллели
  • «Четыре животных» Иезекииля как символы стран света
  • Состав «четырех животных» на фоне архаических культур Евразии
  • Три животных - символы вертикальной трехчленности космоса
  • Соотношение трехчленной вертикали и четырехчленной горизонтали
  • Место человека в четырехчленной горизонтальной картине мира
  • Виды тетраморфкости символов стран света
  • Попытка атрибуции библейских «животных» странам света
  • Вторичное осмысление символов евангелистов как персонификации стран света

ЧАСТЬ II ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА СТРАН СВЕТА

  • Книга пророка Захарии (6, 1-6)
  • Откровение Иоанна Богослова (6, 1-8)
  • Вместо заключения:
  • «Синий буйвол, и белый орел, и форель золотая...»

Список сокращений

Литература

Список иллюстраций

Zusammenfassung

А.В. Подосинов - Символы четырех евангелистов - Их проис­хождение и значение – Введение

Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть.

Ибо как четыре есть страны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра,

И так как церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение церкви есть Евангелие

И Дух Жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа.

Св. Ириней, «Против ересей»

В христианском богословии уже с конца II в., а с IV в. и в христианском искусстве четырем евангелистам были приданы в качестве их атрибутов и символов следующие живые существа: Матфей ассоциируется, как правило, с образом ангела, Марк - льва, Лука - быка (тельца), Иоанн - орла.

Впервые эти существа были соединены с именами евангелистов во II в. Иринеем Лионским, его атрибуция символов отличалась от принятой позже (человек символизировал собой Матфея, лев - Иоанна, телец - Луку, орел - Марка). Как символы евангелистов эти образы закрепились в богословии с Иеронима, а начиная с VII в. его трактовка их становится обязательной на христианском Западе.

В христианской экзегетике существовали различные объяснения этих существ. Одно толкование, которое развивала сирийская школа, а также Григорий Великий (конец VI в.), рассматривало существа как символы самого Христа в различные фазы его жизни: при рождении он человек, при смерти - жертвенный бык, при воскресении- лев, при вознесении - орел. Интерпретация и атрибуция существ у Иеронима и в основанной на его авторитете последующей традиции (вплоть до современных христианских энциклопедий) такова: атрибуция живых существ тому или иному евангелисту связана с началом повествования соответствующего Евангелия. Так, человеческий образ ангела как символ Матфея должен был отражать человеческую генеалогию Христа, с которой начинается Евангелие от Матфея; лев Марка - проповедь Иоанна Крестителя в пустыне; бык Луки - жертву Захарии, орел Иоанна-возвышенный, устремленный к небесам характер зачина иоаннова Евангелия.

Часто христианские богословы приводили обе (или даже более) трактовки связи евангелистов и живых существ. На христианском Востоке была принята интерпретация, сходная с иринеевской, а именно, лев олицетворяет иоанново Евангелие, так как там описывается происхождение Христа от Бога-Отца, бык - Евангелие Луки, а человек - Евангелие Матфея (объяснение Иринея сходно в этих двух случаях с иеронимовым), орел - Евангелие Марка, ибо оно имеет профетический характер и исполнено Святого Духа.

; соответственно, в христианской традиции признаны четыре евангелиста - Матфей, Марк, Лука, Иоанн.

Точнее, авторство евангелистов особого рода, не претендующее на индивидуальное авторство в современном смысле слова, но ставящее целью донести весть об Иисусе Христе и Его учении; оно обозначено специфической формулой «Евангелие от…», что значит «Евангелие, скрепленное авторитетом такого-то», «воспринятое из уст такого-то» (см. подробнее Евангелие).

Йорданс Четыре евангелиста.

В Апокалипсисе Иоанна Богослова указывается, что первое животное было подобно льву, второе - тельцу, третье имело человеческий лик, а четвертое было «подобно орлу летящему» (Откр 4:7). Лица в том порядке, в каком они указаны у Иезекииля, были соотнесены с четырьмя евангелистами - в порядке следования Евангелий в каноне - и стали изображаться в христианской иконографии (см. Иконы).

Впервые такое изображение зафиксировано на мозаике в церкви св. Пуденцианы в Риме (начало 5 в.). Постепенно выработался определенный иконографический канон: если символы четырех евангелистов изображались в один ряд, то художники придерживались порядка Евангелий в составе Нового Завета, т. е. изображали последовательно ангела , льва, тельца (быка) и орла; если же символы помещались в четырех углах иконы, фрески, картины, миниатюры, то в верхнем ряду слева изображался ангел, справа - орел (как символы небесных сфер), а в нижнем ряду слева - лев, справа - телец (как символы земного мира).

Далее в эпоху Средневековья в четырех животных и их ликах увидели символику, связанную с самим Иисусом Христом: являясь человеком во всей полноте и одновременно неся в Себе всю полноту духовной природы (ангел), Он был принесен в жертву как жертвенное животное (телец), затем восстал подобно льву и вознесся на небо подобно орлу.

Г. В. Синило

Символы евангелистов: Лев, Телец, Ангел, Орел

Символы евангелистов - символические изображения четырёх евангелистов в образе существ: Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла. Каждый крылат и держит Евангелие. Источник символов можно найти в ветхозаветном пророчестве Иезекииля (Иез.1).

С 1722 года по указу Синода запрещено изображать евангелистов непосредственно в виде животных. Символы евангелистов могли лишь сопровождать изображения в человеческом облике. Символические изображения остались в старообрядческой иконописи.

Старообрядцам свойственна иная, более древняя на русской почве идентификация символов с евангелистами: Иоанн символизируется львом, Марк - орлом, Матфей - ангелом, Лука - тельцом. Такое толкование пророчества Иезекиля восходит к Иринею Лионскому.

Источником для такого изображения послужили цитаты из Книги пророка Иезекииля и Откровения Иоанна Богослова:И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных… и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла… и сверкали, как блестящая медь… Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны - лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. Иез 1:4-10

И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

Откр 4:7

Первоначально евангелисты идентифицировались с четырьмя херувимами (престольными ангелами Господними), но с V в. их вытеснил тетраморфизм. Эта четвероликость исходит из древневосточных представлений о стражах четырех краев света, держащих небосвод, которые в свою очередь основываются на зодиакальных символах.Ириней Лионский (ок. 180) сравнивал евангелистов, исходя из их идеальных свойств, с четвероликим существом, не характеризуя каждого в отдельности, но обращая внимание на специфику воздействия благовествования:

  • лев - выражает царственную мощь,
  • телец - жертвенное служение,
  • человек - вочеловечение,
  • орел - боговдохновенность (Pneuma), пронизывающую Церковь.

Иероним (ок. 348-420) мотивирует это таким образом:

  • Матфея символизирует человек, поскольку его благовествование начинается с генеалогии Христа;
  • Марка - лев, поскольку его Евангелие открывает «глас вопиющего в пустыне» - Иоанна Крестителя;
  • Луку - жертвенный телец, поскольку его рассказа начинается с жертвы Захарии;
  • Иоанна - орёл, ибо у него более всего бросается в глаза духовное воспарение в сферы небес .

В дальнейшем произошла рядоположенность четырех евангелистов с другими группами той же численности. Например, в текстах встречается сравнение Евангелий с четырьмя реками рая.Несомненно, речь идет о специфическом олицетворяющем воплощении величественности, мощи, силы и проницательности и устремленности на основе древних мотивов и традиций. Древней является и их соотнесенность с четырьмя главными добродетелями - мудростью, неустрашимостью, рассудительностью и справедливостью.

Г. Хайнц Мор

Евангелисты в астрологии

Символических животных евангелистов соотносят с зодиакальными знаками «фиксированного креста», приходящимися на середину четырёх времён года.

1. Почему на иконах святители символизируются животными (напр. Лука, по-моему, быком)?

2. Почему "Одежды кожаные" это только грехи, а не само земное тело? Ведь логично предположить, что смерть есть если есть тело, которое может умереть.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

1.Святым апостолам-евангелистам со II века усвоены символы: ангел, лев, телец (бык), орел. Восходят они к пророческим видениям четырех животных. Пророку Иезекиилю при реке Ховаре отверзлись небеса и он увидел из среды огня четырех животных: «Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех »(1:10). Видение таинственных животных было и св. апостолу Иоанну Богослову: «и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему » (Откр. 4: 6-7). В святоотеческом толковании эти животные символизируют четырех евангелистов. Каждый из них, согласно передавая главные события Священной новозаветной истории, вместе с тем, дополняют друг друга, более полно уделяя внимание какой-либо стороне Личности Спасителя. Матфей показывает Его как совершенного, безгрешного Человека (поэтому усвоен в качестве символа ангел), Марк изображает Христа как Царя (царственное животное – лев), Лука как воплотившегося Бога, принесшего Себя в жертву за грехи людей (жертвенное животное – телец), Иоанн как победившего смерть и вознесшегося к Богу Отцу (орел).

Самое раннее изображение этих символических животных – мозаика начала 5 века в церкви св. Пуденцианы в Риме (в апсиде).

2. В святоотеческой экзегетике имеется два понимания упоминаемых в книге Бытия «одежд кожаных» И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их», 3:21 ). Святитель Григорий Богослов под ними понимал грубую и смертную плоть, которую приобрел человек в результате грехопадения. Другие говорят о реальных одеждах, которые стали прикрывать наготу прародителей.