Эссе. Мои ученики — мои учителя. Эссе «Моя педагогическая философия» Вся гордость учителя в учениках

в росте посеянных им семян.
Дмитрий Менделеев
Учитель – прекрасная профессия, самая древняя и почитаемая. Каждый учитель делает самое важное дело на Земле. Именно учитель формирует личность нового поколения, закладывает основы будущего.

В стенах школы сменяется одно поколение мальчишек и девчонок другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди, власть. Но неизменно остаётся главным человеком в школе – учитель.

Учитель для меня не профессия, не работа, не хобби…. Для меня « учитель» - это моя жизнь. Я не работаю, я живу учителем. Мне нравится быть учителем. Я - учитель биологии. Моя роль как учителя - знакомить детей с жизнью в разных её проявлениях. И я иду на экскурсию в природу, общаюсь с детьми и помогаю им раскрыть тайны окружающего мира, наслаждаться природой и испытывать радость от общения с ней.

Учитель, который любит свою работу, любит и уважает детей, считается с их мнением , учит учиться, помогает человеку стать Человеком. Никакие самые чудесные машины и технологии не смогут заменить живое человеческое общение. Школа – второй дом, и от того, какие в этом доме родители, зависит будущее её обитателей. Школа должна дать ребёнку возможность самовыражаться, самоутверждаться. Учитель должен в каждом ученике увидеть хорошее, помочь поверить в свои силы.

С годами я всё больше и больше понимаю, какая огромная ответственность ложится на плечи учителей. Раньше, когда я была молодым специалистом, мне казалось, что достаточно детям дать глубокие прочные знания, влюбить в свой предмет, заинтересовать, а в дальнейшем они найдут этим знаниям применение. Я следила за новинками методической литературы, сама много читала, применяла нестандартные уроки. Но практика показала, что как бы хорошо учитель не был подготовлен в теоретическом и методическом плане, этого не достаточно для успешного выполнения задач, стоящих перед современной школой. Учитель не только преподаватель, учитель – это ещё и воспитатель. Чтобы шагать в ногу со временем, сегодня мало сформировать гармонично развитую личность: здоровую физически, с определённой учебной базой, со сводом правил нравственного поведения. Главная задача современной школы – научить детей жить в постоянно меняющемся мире. Задача учителя – помочь ребёнку найти самого себя в этой жизни, свою «нишу». Моя цель – это создание условий для развития способностей каждого ученика. Из этой цели вытекает задача: в любом ребёнке увидеть хорошее, развивать его, помочь поверить в свои силы. Именно поэтому я стараюсь создать условия для развития способностей каждого ученика.

Я - учитель, я дарю детям счастье познания, помогаю им познавать себя, поверить в свои возможности, добиться успеха. И в этом мне помогают идеи развивающего обучения. Развитие ребёнка должно идти через его творческую деятельность. Содержание биологии включает факты, понятия, законы и теории, позволяющие реализовать принципы и концепции развивающего обучения.


«Скажи мне и я забуду,

Покажи мне и я запомню,

Дай мне действовать самому, и я научусь»…

На каждом уроке я стараюсь учить ребёнка думать, размышлять, обобщать, анализировать, рассматривать различные варианты решения проблемы. У школьников развивается интуиция , воображение, они учатся прогнозировать. В центре всего учебно-воспитательного процесса должна стоять личность ребёнка, ребёнка, которого мы должны подготовить: гибко адаптирующегося, самостоятельно приобретающего знания, с критическим мышлением, грамотно работающего с информацией, коммуникабельным и коммуникативным.

Для реализации этого, я, современный учитель, должна обладать определённым набором качеств: нести ответственность за себя и за других, быть оригинальной, общительной, доброжелательной, обладать чувством юмора, стремиться к самовыражению. Современного учителя должны отличать способность к креативному мышлению, стремление к профессиональному росту, стремление к общей и педагогической культуре, высокий уровень знаний в области преподаваемого предмета.

Считаю, что современный учитель тоже должен внутренне развиваться, шагать в ногу со временем, учиться, искать, узнавать, что - то новое.

Наши школьники искренне хотят учиться. Наше главное - урок. Не состоялся он – не состоялся учитель. По - настоящему учитель открыт только ребятам. Их оценка его работы важнее любых авторитарных мнений.

Главное в уроке не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение уважать детей, верить в каждого из них, быть не только наставником, но и другом. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих учеников.

Любовь и доброта – лучшие помощники учителя в общении с детьми и Природой. Ведь у каждого ребёнка есть потребность не только в общении, но и в эмоциональном контакте. Я не боюсь говорить школьнику, что у него сегодня на уроке всё получается, и часто произношу «молодец», « умница» даже тогда, когда успехи ученика более чем скромны. Ведь это воспитывает уверенность в своих силах, вызывает желание сделать следующий шаг более твёрдым, испытывать чувство похвалы за свой труд, ведь это пробуждает интерес к знаниям. Мои одобряющие слова вселяют в него веру в свои силы, помогают ему твёрдым и крепкими шагами идти по тропинке новых знаний.

Бывает так, что я делаю ребёнку замечание, могу быть строгой и требовательной, но если он чувствует, что я интересуюсь его делами, хочу понять его, искренне помочь, остаться хранителем его тайн, которые он мне доверил, то он примет мои замечания, поверит и сохранит уважение и признательность.

Мои ученики не боятся высказывать своё мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь ошибка – путь к творчеству. Каждый ученик имеет право на ошибку, и никто не должен диктовать ему свою волю. Стараюсь создавать на уроках спокойную, доброжелательную атмосферу. Каждый мой ученик знает, что если он сегодня ошибся, это никак не повлияет на моё отношение к нему как к человеку. Его оценка сегодня – это показатель того, насколько он продвинулся в познании мира , развитии самого себя. Оценка всегда может быть исправлена – таков мой принцип. «Не стыдно не знать, стыдно - не учиться»

Мне комфортно в школе, мне нравится наблюдать за тем, как вчера ещё робкий и неуверенный в себе человечек совершенствуется и набирает силу с каждым днём, вот он уже уверенно выступает на школьной конференции, ещё один шаг и он - молодой перспективный учёный.

Почему среди всех профессий я выбрала именно профессию учителя?

Наверное, потому что, взяв ребёнка за руку, я могу увести его в интересный и увлекательный мир биологической науки. Я могу наблюдать, как поднимаясь по лестнице знаний, растут и развиваются мои ученики, а вместе с ними расту и совершенствую своё умение и я. Нельзя не испытать чувство удовлетворения от работы, когда на одну ступеньку рядом со мной становится мой ученик, и я понимаю, что он может и должен идти дальше самостоятельно.

Сейчас у меня подрастает собственный ребёнок. Дочке 11 лет. Конечно, у меня ещё многое не получается в воспитании дочери, в отношении с моими детьми – учениками, но я знаю, к чему мне надо стремиться в своей работе, в своей жизни….

Я – учитель! Каждый день я открываю школьную дверь и прихожу в класс. Звенит звонок и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг.

И я, маленькая частица Вселенной, дарю им счастье познания и общения, ведь я – человек, учитель, биолог, помогающий ученикам познать себя, поверить в свои возможности, добиться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть, честь.

МБСОШ №17 г.Орла, Бредихина Н.В. Страница

Наверняка многие молодые, а иногда и не очень, учителя задаются одним простым вопросом: “Почему мои ученики меня не любят?”. И правда, казалось бы, приветливый и добрый педагог, который уважает своих учеников, должен по умолчанию получать то же самое взамен. Но, оказывается, не все так просто. Очень часто, имея даже самые светлые побуждения и искреннюю любовь в сердце, обратно мы получаем совсем не то, что ожидаем. Обнадеживает то, что в большинстве случаев эта ситуация поправима: уважение и признание учеников можно вернуть, а ваш авторитет поднять на самую верхнюю точку школьного флагштока. Все зависит от решений, принимаемых нами как учителями, которые способствуют либо повышению, либо потере уважения наших учеников.
Давайте рассмотрим несколько самых распространенных причин, по которым ученики могут испытывать к вам неприязнь.

  1. Класс вам неподконтролен.

Представьте, что вы находитесь на семинаре, который проводит уважаемый профессор. Вам интересно послушать то, о чем он рассказывает, но один из слушателей постоянно перебивает его, всех остальных и в том числе вас, а профессор при этом не делает ровно ничего, чтобы его остановить. В аудитории становится шумно и уловить нужную информацию просто невозможно. В итоге вы раздражены и уходите с разочарованием из-за того, что не получили информацию в нужном объеме, а авторитет профессора, не способного возразить бестактному слушателю, безвозвратно потерян.

То же самое чувствуют и ваши ученики, когда вы не справляетесь с дисциплиной в классе. Попробуйте, помимо вашей любви к детям, подключать еще и логику с холодным рассудком. Посмотрите на себя со стороны, пересмотрите тон и характер общения с детьми, представьте каждого хулигана по отдельности и попытайтесь выработать план действий эффективный по отношению к каждому из них.

  1. Вы не слышите своих учеников.

Во время занятий ученикам приходится слушать вас и то, чему вы их учите. Вы требуете от них внимательности и усидчивости. А слушаете ли вы их, даете ли возможность говорить? Если на ваших уроках звучит в основном лишь ваш голос, попробуйте применить несколько приемов, которые помогут вашим ученикам ощутить, что их тоже слушают и, самое главное, слышат:

  • возьмите за привычку обсуждать какую-либо тему вместе со своими учениками хотя бы раз в неделю. Иногда можно даже проводить экспериментальные уроки, в течение которых будут говорить только дети (учитывая, конечно же, определенный порядок этого разговора);
  • в течение года просите учеников заполнять анкеты, ответы в которых помогут вам понять, какие из применяемых вами методов работают, а какие нет. Сообщайте о своих выводах ученикам, обсуждайте интересующие вас и их моменты. Пусть работа над вашими отношениями будет коллективной, а беседы доверительными;
  • если вы учитель словесности, то попробуйте применить такой интересный прием: заведите “классный журнал”, в котором ученики каждый день могли бы писать небольшие заметки на самые различные темы, например, о том, что их волнует, что им нравится на ваших уроках, какое у них сегодня настроение и т. д. Давайте им на полях короткие ответы (например: “Да, иногда я тоже люблю дождливую погоду”). Это поможет вам установить доверительные отношения и прочную связь с вашими учениками.
  1. Вам стоит пересмотреть свои приоритеты.

Очень часто случается так, что учитель видит себя в роли руководителя, в плохом смысле этого слова. Он ожидает всеобщего признания, чувствует свое превосходство и всячески показывает это своим поведением, иногда даже не осознавая это. Поведение учителя, сравнимое с поступками самовлюбленного директора , не приносит плодов. И в первом, и во втором случае “подопечные” недолюбливают своего руководителя. Посмотрите на себя с другой стороны. Возможно, стоит сделать ставку на более доверительные, партнерские отношения?

  1. Не нужно бояться показаться глупым.

Не бойтесь, например, извиниться перед ребятами за то, что в прошлый четверг вы были в плохом настроении и позволили себе накричать на учеников без особой на то причины. Не бойтесь выглядеть глупым или слабым, вы, в конце-концов, тоже живой человек. Ученики очень внимательны к вашим слабостям. Если вы найдете силы признать ваше “поражение” и весело посмеяться над ним вместе с классом, это гарантировано поднимет уровень вашего авторитета перед ребятами. В противном же случае, вы приобретете стойкую репутацию диктатора.

  1. Вы забыли о “золотом правиле”.

Всем знакомо утверждение о том, что к окружающим нужно относиться так, как хочешь, чтобы относились к тебе. То же самое касается и преподавания. Наверняка вам доводилось ощущать раздражение по отношению к учителям, с которыми вы сталкивались на протяжении жизни. Убедитесь, что вы не повторяете их ошибок. Прислушивайтесь к себе и придерживайтесь простого правила: учите так, как хотите, чтобы учили вас, дарите небольшой кусочек вашей души с каждым новым уроком.

Вам слово:

Какая из указанных причин стала лично для вас открытием? Поделитесь с нами комментариями.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г.ЕКАТЕРИНБУРГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №9

пр. Ленина, д.33, Екатеринбург,

тел.371-81-32, Екатеринбург, 620014

Верх-Исетский район

Лохнева Юлия Александровна

Учитель истории и обществознания

Эссе на тему: «Я и мои ученики»

Екатеринбург

2010

«Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь».
В. О. Ключевский

Известно, что процесс обучения – это взаимодействия двух субъектов: учителя и ученика. Нередко, говоря о педагогической концепции, учителя подразумевают ответы на вопросы: «Кого учить?», «Чему учить?» и «Как учить?». А мне хочется определиться с вопросом «Кто учит?». Каким же я должна быть учителем…..

Почему я выбрала этот жизненный путь, эту непростую профессию? Мне кажется, что учителем надо просто родится и ощущать себя учителем не только с того момента, когда ты, переступив порог класса и впервые взглянув детям в глаза, поняла, что начинается совсем другая жизнь, совершенно не похожая на ту, которая была до этого, а понимать и ощущать себя учителем гораздо ранее – возможно в школе, институте….Так о себе могу сказать, что «учительствовать» я начала лет в 10, когда рассаживала за импровизированные парты своих друзей, и начинала уроки…..Закончив школу, не для меня не было диллемы, куда поступать, выбор был сделан давно – Педагогический университет.

После окончания университета я была уверена, что кроме этой профессии я больше никем себя не представляю. И придя в школу, удостоверилась в этом. Впоследствии мне важно было понять, какой мне быть в своей профессии. Начался поиск своего «я» как педагога.

Вот те направления, на которых строится моя педагогическая деятельность.

Во-первых, учитель должен знать свой предмет, владеть его методикой. Важно хорошо проработать программу, ознакомиться с каждым разделом учебника, для того чтобы мысленно поставить себя на место ученика, взглянуть на материал с его точки зрения. На своих уроках я тщательно готовлюсь к теории: разрабатываю презентации, ищу интересную информацию, придумываю творческие домашние задания.

Включить ученика в урок – это все устроить таким образом, чтобы тот на время забыл, что это урок и он на уроке. « Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую» , - сказал русский историк В.О. Ключевский. В моей педагогической работе «разбудить мысль» ученика, привлечь его внимание к изучаемой исторической проблеме – является основным. Почему я акцентирую внимание именно на этом? Потому что начальным моментом мыслительного процесса обычно служит проблемная ситуация. Мыслить человек начинает именно тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Современные психологи называют это мозговым штурмом. Используя это прием, я предлагаю ученикам разрешить проблему. Ученики же при этом могут высказывать любые мнения и точки зрения, которые помогут выйти из тупиковой ситуации. Так у школьников развивается нестандартное мышление. Именно проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.

Во-вторых, учитель должен быть эрудированным человеком. Когда его кругозор неизмеримо шире школьной программы, лишь тогда он подлинный мастер, художник, поэт педагогического процесса.

Предметы «История» и «Обществознание» связаны со многими науками – литературой, правом, социологией, психологией, экономикой, географией и т.д. этот список, на мой взгляд, можно продолжать до бесконечности. Как можно преподавать эти предметы, если вы не знаете хотя бы основ социологии и права, не разбираетесь в политическом устройстве прошлой и современной России?

Часто приходится объяснять ту или иную тему, например, «Устройство Римской республики» не только с точки зрения истории, но и права, потому что на этом уроке необходимо познакомить учащимися с такими определениями, как республика, закон, сенат и т.д.

В-третьих, я считаю, что учитель должен обладать педагогическим тактом, коммуникативными навыками, ораторским искусством.

Очень важно, как учитель ведет себя на уроке, как выглядит, как излагает учебный материал. Мне кажется, что педагог должен быть прекрасным во всем.

Но все-таки, главной основой педагогического труда, на мой взгляд, является любовь к своему делу и любовь к детям. Тому, у кого душа не лежит к работе с детьми, заказано идти в учителя.

Терпение, недопустимость грубого отношения и вымещения на детях своих личных проблем, обращение внимания не только на сильных учеников, современное общение с учащимися – важнейшие профессиональные качества педагога.

В каждом ребенке я вижу наше будущее и, воспитывая их, мне бы хотелось видеть их счастливыми, уверенными в себе, твердо идущими к поставленной цели, умеющими самореализоваться, отлично знать историю родного государства и других стран, и быть подготовленными к жизни в современном обществе.


КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Эссе
Мои ученики – мои учителя.
Учитель учится всю жизнь.
Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!»
К.Д.Ушинский
Начать свои размышления о судьбе и миссии учителя мне бы хотелось с обычной истории. Такие истории происходят со многими из нас довольно часто, иногда вызывают улыбку, иногда удивление, иногда заставляют задуматься.
В начале третьей четверти, после урока, ко мне подошел один из моих учеников, шестиклассник Мухлынин Миша:
- Ольга Александровна, вы читали Библию? – и, не дожидаясь моего ответа, продолжил,- Тогда вы знаете, там не указано, что Древом познания Добра и Зла была яблоня?
- Да, конечно, многие богословы склонны считать, что этим деревом была смоковница.
- Вы знаете, меня очень заинтересовал это вопрос, я провел исследование и склонен думать, что это было гранатовое дерево... Далее он рассказал, что гранат напоминает корону царя Соломона, что в гранате шестьсот тринадцать семечек, а это соответствует количеству заповедей Торы и еще много интересного об этом замечательном растении..
А я стояла и думала, вот именно из-за таких детских открытий я и люблю свою работу.
Все девочки мечтают стать учителями. Усаживают своих кукол или младших братьев и сестер на стульчики и начинают преподавать им трудные и непонятные науки; пишут кусочками мела или извести на стенках шкафа, обоях, перевернутых табуретках; в руках обязательно указка, на ногах мамины туфли на каблуке. А в душе такая гордость и чувство собственной значимости. Мечтают все… Становятся единицы.
Мой выбор профессии был предопределен бабушкой. В школу она пошла незадолго до войны, закончила пять классов и через всю жизнь пронесла благодарность и уважение к своим учителям. И когда в девятом классе встал вопрос, куда пойти учиться, бабушка сказала: «Иди в педучилище. Всегда будешь молодой, потому что тебя будут окружать дети, будешь уважаемой, потому что это самая главная профессия в мире и у тебя всегда будут бесплатные свет и дрова». Скажу честно, самое большое впечатление на меня произвела последняя фраза…
Учеба в педагогическом училище – осознание важности профессии, которую ты выбрал, когда еще и не очень-то понимал, кто ты. Главные уроки от мудрых и талантливых преподавателей. «Хочешь получить правильный ответ - задай правильный вопрос», - учила Любовь Федоровна во время педагогической практики. «Учитель не может себе позволить выглядеть плохо, на него всегда смотрят оценивающие глаза детей. Не забывайте - встречают по одежке», - наставляла Тамара Ивановна. «Учителю мало знать предмет. Учитель – это самый талантливый актер. Каждый ваш урок – это ваш премьерный спектакль», - вдохновляла Галина Ивановна.
Первые уроки во время педагогической практики, вот где ты понимаешь, что учитель – это призвание. Ощущение как на сцене, когда в зале аншлаг, понимание того, что сейчас решается, как «твое слово отзовется» в наивных детских душах. И глаза детей: восхищенные, удивленные, насмешливые, требовательные, жаждущие или… равнодушные.
Равнодушные – это самый большой кошмар учителя. Что сделать для того, чтобы в них появились искорки? И вот ты уже ищешь новые подходы, вырезаешь из бумаги зайчиков и мишек, устраиваешь путешествия в сказку или экскурсии по экзотическим странам. Начинаешь читать, спрашивать, применять новые технологии, только бы эти глазки не были равнодушными…
Но откуда же берется детское равнодушие? Самое простое и закономерное - обвинить в нем учителя. Но я точно знаю, что в наших школах работают ответственные, грамотные, талантливые учителя. Помимо того, что они дают знания детям и занимаются воспитательной работой, работой с семьей, они постоянно учатся. Занимаются научной, исследовательской, экспериментальной, краеведческой работой. Искренне любят своих учеников, переживают за них. Может ошибка в самом подходе? Альберт Эйнштейн как-то сказал: « Все мы гении. Но если судить рыбу по ее способности лазить по деревьям, она проживет всю жизнь, считая себя дурой». Сегодня учитель - это герой, которого постоянно упрекают: задает много уроков, чересчур требовательный или наоборот слишком добрый и прочее, прочее, прочее. А мы работаем… Работаем в системе, по программам, зачастую написанными людьми, которые ни дня не работали в школе. Так, нам долгое время навязывали мысль, что знания ученика можно проверить тестом со множеством ответов. А ведь даже Фредерик Келли, автор стандартизированных тестов, отмечал, что они грубые и не отражают реальной действительности. Сейчас государство ставит перед учителем другие задачи, мы живем в эпоху реформирования образования. Но менять школу не значит просто наточить карандаш, который мы уже держим в руке. Реформа школьного образования не может быть успешной, если сосредотачивать ее на простом улучшении того, что от нее требовалось ранее. Современный ученик сам должен осознавать свою индивидуальность, быть креативным, творческим, быть интеллектуалом. А значит, на первый план выходит индивидуальный подход в обучении и воспитании. Учитель, стоя перед классом, должен осознавать, что каждый ученик в классе - это разные потребности, разные запросы, разные таланты - мы все разные. Но задача учителя - достучаться до сердца каждого ребенка, ведь это поможет ему осознать себя настоящей индивидуальностью. Не нужно заставлять «рыбу лазать по деревьям»…
И опять дилемма: как научить всех и не потерять каждого? Как правильно организовать индивидуальную работу на уроке? Как побороть равнодушие в детских глазах?
Во-первых, заглянуть в свое сердце, вспомнить, что ты и сам творческий, креативный интеллектуал, ведь нельзя научить детей тому, во что не веришь сам.
Во-вторых, не забывать, что индивидуальный подход осуществляется более успешно, если на уроках широко практикуется самостоятельная учебная работа. Мой опыт показывает, что гораздо лучше эти вопросы решаются через технологии исследовательского обучения. На мой взгляд, данные технологии в большей мере, чем другие, отвечают требованиям, предъявляемым к современному уроку т.к. побуждают учащихся проявлять способности к осмыслению своей деятельности, к целеполаганию, к самообразованию и самоорганизации, к систематизированию, интеграции и обобщению информации из разных источников, к решению учебных и социальных проблем. Сегодня хороший урок тот, на котором интересно. Урок, не теряющий связи с жизнью, урок, на котором педагог работает вместе с учениками, сотрудничает, направляет детей, помогает, учит добывать знания, ставить и решать проблемы, урок, который дает ученику опыт активного участия в решении проблем, в преодолении возникших трудностей, выбора и принятия ответственности.
В-третьих, помнить, что учитель – это тоже ученик, который учится каждый день у своих коллег, у своих учеников, у мудрых педагогов, уже не раз, со времен Древней Греции, задававшихся этим вопросом.
Кстати, о Древе Познания, я так и не знаю, чем угостила Ева Адама, хотя после Мишиных слов перечитала большое количество литературы по этой теме. Зато могу сказать с полной уверенностью, пока наши ученики будут побуждать нас искать ответы на вопросы, пока мы будем неравнодушными и любознательными, мы сможем научить этому наших учеников. Ведь одним из главных качеств учителя по-прежнему остается стремление учиться.