Эффективность бюджетная. Эффективность бюджетной системы рф. Три составляющих успеха

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние реализации проекта на доходы и расходы республиканского и местного бюджетов.

Основным показателем бюджетной эффективности проекта является бюджетный эффект, который используется для обоснования заложенных в проекте мер государственной поддержки. Для шага t бюджетный эффект Б(t) определяется как разность между доходами (Дt)и расходами (Рt)соответствующего бюджета:

Интегральный бюджетный эффект Б(инт.) рассчитывается как превышение интегральных доходов бюджета Д(инт.) над интегральными расходами бюджета Р(инт.):

Б(инт.) = Д(инт.) – Р(инт.).

В перечень статей дохода бюджета от реализации инвестиционного проекта можно отнести:

· налоговые поступления и рентные платежи;

· увеличение налоговых поступлений от других предприятий;

· дополнительные поступления в бюджет подоходного налога с заработной платы работников;

· поступления в бюджетные и внебюджетные фонды (фонд социальной защиты и государственный фонд содействия занятости)
и др.

К бюджетным расходам , связанным с реализацией проекта, относятся:

· средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта;

· выплаты пособий для лиц, остающихся без работы;

· кредиты Национального банка, выделяемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета и др.

Экономическая эффективность отражает воздействие процесса реализации инвестиционного проекта на внешнюю для проекта среду и учитывает соотношение результатов и затрат по инвестиционному проекту, которые прямо не связаны с финансовыми интересами участников проекта и могут быть количественно оценены.

Выбор инвестиционного проекта, предусматривающего государственную поддержку, производится, исходя из максимального интегрального эффекта, учитывающего коммерческую, бюджетную и экономическую эффективность.

Контрольные вопросы по теме №13

1. Дайте определение понятию инвестиции.

2. Кто является субъектом инвестиционной деятельности?

3. В какие объекты вкладываются инвестиции?

5. В чем различие между валовыми и чистыми инвестициями?

6. Как подразделяются реальные инвестиции?

7. Какая из форм протекания инвестиционного процесса наиболее эффективная?

8. Из каких разделов состоит инвестиционный проект?

9. Чем отличается коммерческая и бюджетная эффективность?

10. Какие показатели используются для оценки экономической эффективности инвестиционного проекта?

11. В каких случаях проект эффективен?

12. Какова взаимосвязь показателей чистый дисконтированный доход и индекс доходности?

13. Что характеризует внутренняя норма доходности?

14. Как определяется бюджетный эффект?

15. В чем заключается алгоритм расчета коммерческой эффективности?


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие предприятия, его функции и принципы организации.

2. Классификация предприятий.

3. Жизненный цикл предприятия.

4. Современные формы объединений предприятий.

5. Характеристика внешней и внутренней среды предприятия.

6. Показатели оценки внешней среды.

7. Государственное регулирование деятельности предприятия.

8. Понятие и показатели концентрации производства.

9. Формы и показатели специализации.

10. Сущность и показатели производственного кооперирования.

11. Понятие и виды диверсификации производства.

12. Понятие, состав и структура основных средств.

13. Методы учета и оценки основных средств.

14. Износ и амортизация основных средств.

15. Сущность и виды лизинга.

16. Эффективность лизинга.

17. Показатели эффективности использования основных средств.

18. Понятие, состав и структура оборотных средств.

19. Источники формирования оборотных средств.

20. Определение потребности в оборотных средствах.

21. Показатели эффективности использования оборотных средств и пути ускорения их оборачиваемости.

22. Понятие и состав материальных ресурсов предприятия.

23. Материально-техническое обеспечение предприятия.

24. Понятие, состав и структура персонала.

25. Расчет численности работников предприятия.

26. Производительность труда и ее влияние на экономику предприятия.

27. Факторы и резервы роста производительности труда.

28. Сущность, виды и функции заработной платы.

29. Принципы организации оплаты труда.

30. Тарифная система оплаты труда.

31. Формы и системы заработной платы.

32. Зарубежный опыт организации оплаты труда.

33. Сущность, цели и задачи планирования.

34. Принципы планирования.

35. Методы планирования.

36. Виды планирования.

37. Бизнес – план: понятие, требования к разработке.

39. Понятие, структура и назначение производственной программы.

40. Показатели и измерители производственной программы.

41. Производственная мощность и методика ее расчета.

42. Формирование оптимальной производственной программы.

43. Понятие издержек производства и себестоимости
продукции.

44. Классификация затрат на производство продукции (работ, услуг).

45. Калькулирование себестоимости продукции и цены.

46. Пути снижения себестоимости продукции.

47. Сущность и виды дохода и прибыли предприятия.

48. Формирование и распределение прибыли.

49. Рентабельность: сущность, виды, показатели и методика их расчета.

50. Финансовые результаты деятельности предприятия.

51. Пути повышения прибыли и рентабельности.

53. Классификация результатов инновационной деятельности.

54. Государственное регулирование инновационной деятельности предприятия.

55. Сущность и виды инвестиций.

56. Особенности инвестиционной деятельности.

57. Инвестиционный проект: понятие и основные разделы.

58. Оценка экономической эффективности инвестиций.

59. Экономическая сущность и этапы оценки стоимости предприятия.

60. Методы оценки стоимости предприятия. Расчет стоимости акции.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Законодательные и нормативные акты

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. – Мн.: Интерпрессервис, 2003. – 518с.

2. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь. – Мн.: ИПА «Регистр», 2001. – 56с.

3. Трудовой кодекс Республики Беларусь. – Мн.: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1999. – 192 с.

4. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг): Постановление Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства статистики и анализа, Министерства труда от 30 января 1998 г. №01–21/8 30 января 1998 г. №03–02–07/300 (с изменениями и дополнениями) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2003. №8.

5. Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов: Постановление Министерства экономики РБ, Министерства финансов РБ, Министерства статистики и анализа РБ, Министерства архитектуры и строительства РБ от 23.11.2001 г. №187 (в редакции от 24.01.2003 №33) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. №8.

Учебная литература

1. Русак Е. С., Сапелкина Е. И. Экономика предприятия: учебно-методическое пособие / Е. С. Русак, Е. И. Сапелкина. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2007. – 322 с.

2. Русак Е. С. Экономика предприятия: ответы на экзаменац. вопр. / Е. С. Русак, Е. И. Сапелкина. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 144 с.

3. Русак Е. С. Экономика предприятия. Курс лекций. – Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. – 244 с.

4. Экономический механизм развития предприятия: учебное пособие в 2-х ч. Часть 1. Экономические методы, рычаги и стимулы / С. А. Пелих, Е. С. Русак, Р. И. Внучко и др.; под общ. ред. С. А. Пелиха, Е. С. Русак. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2006. – 311 с.

5. Суша Г. З. Экономика предприятия. – Мн.: ООО «Новое знание», 2003. – 384 с.

6. Хоскинг А. Курс предпринимательства: Практическое пособие: пер. с англ. – М.: Международные отношения, 1993. – 352с.

Бюджетная эффективность

Бюджетная эффективность - относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.

Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.

Задача повышения бюджетной эффективности решается в рамках процедур бюджетирования, ориентированного на результат .

Потоки денежных средств для расчета бюджетной эффективности

К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:

  • притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;
  • доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
  • платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проекта;
  • платежи в погашение налоговых кредитов (при «налоговых каникулах»);
  • комиссионные платежи Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);
  • дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией ИП.

К оттокам бюджетных средств относятся:

  • предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления ИП;
  • предоставление бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
  • предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
  • бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
  • налоговые льготы, отражающиеся в уменьшении поступлений от налогов и сборов. В этом случае оттоков также не возникает, но уменьшаются притоки;
  • государственные гарантии займов и инвестиционных рисков.

Оттоки при этом отсутствуют. Дополнительным притоком служит плата за гарантии.

При оценке эффективности проекта с учетом факторов неопределенности в отток включаются выплаты по гарантиям при наступлении страховых случаев.

Учет затрат и выгод общества

При оценке бюджетной эффективности проекта учитываются также изменения доходов и расходов бюджетных средств, обусловленные влиянием проекта на сторонние предприятия и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе:

  • прямое финансирование предприятий, участвующих в реализации ИП;
  • изменение налоговых поступлений от предприятий, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации ИП;
  • выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);
  • выделение из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных проектом.

По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест в регионах с высоким уровнем безработицы, в притоке бюджетных средств учитывается экономия капиталовложений из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации на выплату соответствующих пособий.

Показатели бюджетной эффективности

Основным показателем бюджетной эффективности является чистый дисконтированный доход бюджета (ЧДДб). При наличии бюджетных оттоков возможно определение внутренней нормы доходности (ВНД) бюджета. В случае предоставления государственных гарантий для анализа и отбора независимых проектов при заданной суммарной величине гарантий, наряду с ЧДДб существенную роль может играть также индекс доходности гарантий (ИДГ) - отношение ЧДДб к величине гарантий (в случае необходимости - дисконтированной).

Методы оценки бюджетной эффективности

Бюджетная эффективность может оцениваться в рамках процедур оценки регулирующего воздействия либо финансово-экономического обоснования . Как в первом, так и во втором случаях используется метод дисконтированных денежных потоков применительно к бюджету .

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бюджетная эффективность" в других словарях:

    Отношение стоимости импортного товара, реализованного отечественному заказчику, к его импортной стоимости. По английски: Budgetary effeciencyof import Синонимы: Бюджетный эффект импорта См. также: Импортная стоимость товара Финансовый словарь… … Финансовый словарь

    бюджетная эффективность импорта - Отношение стоимости импортного товара, реализованного отечественному заказчику, к его импортной стоимости [Упрощение процедур торговли: англо русский глоссарий терминов (пересмотренное второе издание) НЬЮ ЙОРК, ЖЕНЕВА, МОСКВА 2011 год] EN… … Справочник технического переводчика

    - (см. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Бюджетная эффективность относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам,… … Википедия

    - (лат. efficientia) достижение каких либо определённых результатов с минимально возможными издержками или получение максимально возможного объёма продукции из данного количества ресурсов. Содержание 1 В экономике 2 В естественных науках … Википедия

    Эффективность инновационного проекта - категория, отражающая соответствие инновационного проекта целям и интересам его участников. Для разных участников проекта его эффективность может быть различной Эффективность инновационных проектов может оцениваться как количественными, так и… …

    эффективность - 3.2.15 эффективность (efficiency): Связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Источник: ГОСТ Р ИСО 9000 2008: Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь оригинал докуме … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Эффективность участия в проекте - 2.2.5. Эффективность участия в проекте отражает соответствие МИП целям и коммерческим интересам его участников. Она определяется с целью проверки реализуемости МИП и выгодности для каждого из его участников. Она включает2): · эффективность… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Эффективность инвестиционного проекта бюджетная - система показателей, характеризующая целесообразность реализации проекта для бюджетов различных уровней (определяется в случае использования бюджетных средств для финансирования инвестиционного проекта)... Источник: Решение Совета глав… … Официальная терминология

    БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Книги

  • Влияние налогов на становление цивилизации , Ч. Адамс , Написанию этой книги автор посвятил более 20 лет, выясняя, каким образом налоги повлияли на ход истории. В книге рассматриваются ключевые эпизоды налоговой политики в различные эпохи и в… Категория:

В соответствии с требованиями органов государственного или регионального управления может быть необходимо определить бюджетную эффективность проекта для бюджетов различного уровня. Для этой цели определяется бюджетный эффект проекта, который затем становится основой для расчета всех необходимых показателей.

Бюджетный эффект определяется для каждого расчетного шага проекта как разность между доходами и расходами бюджета, связанными с осуществлением данного проекта.

В состав расходов бюджета включаются:

· средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта. В зависимости от формы собственности, только из бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы;

· субсидии (долевое участие) из бюджетов всех уровней;

· кредиты Центрального, региональных и уполномоченных банков для отдельных участников реализации проекта, выделяемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;

· прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;

· выплаты пособий для лиц, остающихся без работы, в связи с осуществлением проекта (в том числе - при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);

· выплаты по государственным ценным бумагам;

· государственные, региональные гарантии инвестиционных рисков иностранным и отечественным участникам.

В состав доходов бюджета включаются:

· налоги и платежи во внебюджетные фонды, уплаченные предприятиями участников проекта в части, относящейся к его осуществлению;

· увеличение (со знаком «минус» - уменьшение) налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием реализации проекта на их финансовое положение;

· поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы по продуктам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) в соответствии с проектом;

· дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта, а также доходы от продажи этих акций;

· поступления в бюджет подоходного налога с заработной платы работников, начисленной за выполнение работ, предусмотренных проектом;

· доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;

· платежи в погашение льготных кредитов на проект, выделенных за счет средств бюджета.

На основе показателей годовых бюджетных эффектов определяются показатели эффективности проекта с точки зрения бюджета. Перечень показателей и формула их расчета не отличаются от показателей коммерческой эффективности проекта.

При определении бюджетной эффективности используется ставка дисконтирования, определяемая как сумма ставки рефинансирования Центрального банка РФ и премии за риск, определяемой по таблице, приведенной в предыдущем подразделе. Если расчеты выполнялись в постоянных ценах, то дополнительно производится приведение номинальной ставки дисконтирования к реальной ставке.

Анализ рисков

Раздел должен содержать типы и описание основных рисков по проекту, их оценку (качественную оценку величины риска и/или количественную оценку вероятности реализации риска и степени потенциального ущерба), способы управления рисками (их снижения, распределения между участниками) и предлагаемые гарантии инвесторам.

Методы анализа

Оценка и изучение рисков инвестиционного проекта должна начинаться с выявления факторов, которые вероятно могут повлиять на результаты проекта и привести к отклонению хода проекта от запланированного варианта. Методы отбора факторов риска зависят от сути проекта и особенностей отрасли. Рекомендуется представить результат работы по изучению факторов риска в виде матрицы «значимость/вероятность» , в которой каждый фактор риска относится к одному из уровней значимости:

· высокая значимость – данный фактор может существенно влиять на результаты и привести к повалу проекта;

· средняя значимость – фактор оказывает заметное воздействие на результаты проекта;

· низкая значимость – отклонения, связанные с данным фактором, не окажут значительного воздействия на результаты проекта в целом;

а также к одному из уровней вероятности:

· высокая вероятность – отклонения, связанные с данным фактором, являются ожидаемыми или очень возможными, это область, в которой сложно делать точные прогнозы;

· средняя вероятность – отклонения, связанные с данным фактором, возможны, но не очень распространены;

· низкая вероятность – ожидается, что никаких отклонений по данному фактору не будет, хотя теоретически они и возможны.

Для подробного анализа выбираются факторы, которые имеют достаточно высокую значимость и вероятность в изучаемом проекте.

В качестве основных методов анализа рисков в бизнес-планах могут применяться:

· составление сценариев развития проекта;

· построение графиков чувствительности и определение предельных допустимых значений неопределенных факторов;

· расчет точки безубыточности;

· вероятностный и статистический анализ.

Сценарии развития проекта подразумевают детальное изучение и анализ проекта исходя из нескольких возможных вариантов его развития. Создание сценариев может быть основано на различных прогнозах развития рынка, различных ожидаемых результатах исследований и разработок, вариантах стоимости оборудования и размеров затрат, различной рыночной стратегии. Каждый из сценариев анализируется стандартными методами, а совокупность полученных показателей отражает спектр возможных результатов проекта.

Сценарии могут быть описаны как отдельно, в разделе анализа рисков, так и в основной части бизнес-плана (в этом случае весь анализ проекта ведется с упоминанием каждого из сценариев).

Графики чувствительности проекта являются вариантом сценарного анализа, при котором варьируется значение только одного фактора, а результаты анализа представляются в виде графической зависимости итогового показателя от изменений этого фактора.

К ключевым факторам чувствительности относятся допущения (исходные данные) финансовой модели, фактические значения которых в ходе реализации проекта (ввиду невозможности их точной оценки или присущей им нестабильности) могут значительно отклониться от значений, заложенных в финансовую модель. Наиболее важные из таких параметров, это:

· объем продаж;

· цены на продукцию (услуги) проекта;

· цены на основное сырье и материалы, топливо, трудовые ресурсы.

Также, к типичным факторам чувствительности можно отнести:

· объем капитальных затрат;

· задержки ввода инвестиционного объекта в эксплуатацию и выхода на проектную мощность;

· величину постоянных операционных затрат;

· ставку дисконтирования;

· прогнозные темпы инфляции;

· обменные курсы валют, и т.п.

К типичным результатам финансовых прогнозов, которые используются как итоговые показатели анализа чувствительности, относятся:

· показатели инвестиционной привлекательности (NPV, IRR, PBP);

· показатели финансовой устойчивости;

· срок возврата кредита;

· оценка рыночной стоимости компании.

Если проект имеет несколько сценарием развития, которые сформулированы как «базовый», «пессимистический» или «оптимистический» сценарии, то графики чувствительности всегда строятся только для базового сценария проекта.

Отклонение фактора, при котором итоговый показатель проекта перестает быть приемлемым, является предельно допустимым значением фактора и может быть отдельно рассмотрено в анализе рисков. Рекомендуется проанализировать и обосновать вероятность (или невозможность) изменения фактора неопределенности на величину большую чем предельно допустимая.

Оценка чувствительности проекта к изменению объемов продаж может быть представлена как анализ безубыточности проекта. Уровень безубыточности может быть приблизительно оценен по следующей формуле:

где каждая составляющая формулы берется из соответствующей статьи отчета о прибылях и убытках.

Уровень безубыточности может меняться от периода к периоду проекта. Рекомендуется представить в анализе риска средний уровень безубыточности, установившийся после выхода производства на проектную мощность. Периоды, в течение которых происходит строительство и запуск производства, а также выход на стабильную деятельность, в расчете уровня безубыточности не применяются.

Уровень безубыточности, близкий к 1, указывает на высокую чувствительность проекта к колебаниям спроса. Достаточный уровень безубыточности зависит от отрасли и индивидуальных особенностей проекта, но в среднем можно считать проект устойчивым к колебаниям спроса, если его уровень безубыточности не превышает 0,6-0,7.

В отдельных случаях допустимо включать в анализ рисков инвестиционного проекта использование методов статистического и вероятностного анализа (такие, как метод Монте-Карло). Однако следует с особой осторожностью относиться к применению этих методов и, в частности, ограничить (а лучше – полностью исключить) использование экспертных оценок при подготовке исходных данных для них.

Снижение рисков

Анализ влияния рисков на результаты проекта должен сопровождаться описанием мер, запланированных для снижения этих рисков. К традиционным мерам снижения рисков относится:

· Рисков, связанные с продажами:

o заключение предварительных договоров на поставки;

o привлечение потребителей в качестве соинвесторов и партнеров проекта;

o использование договоров типа «бери или плати»;

o контроль за каналами продаж.

· Риски, связанные с величиной затрат:

o заключение предварительных договоров с поставщиками;

o привлечение поставщиков в качестве соинвесторов и партнеров проекта;

o вертикальная интеграция производства (т.е. сосредоточение в своих руках всех этапов производства и продаж от исходного сырья до конечного покупателя);

o использование принципов ценообразования, при которых изменение некоторых видов затрат автоматически переносится в стоимость конечной продукции (услуг);

o увеличение доли переменных затрат (например, использование сдельной зарплаты или аутсорсинга);

o внедрение механизмов бюджетного планирования.

· Риски, связанные с инвестиционной фазой проекта:

o привлечение надежного подрядчика;

o завершение проектно-изыскательских работ;

o заключение договоров, предполагающих комплексную ответственность подрядчика за результаты строительства;

o привлечение подрядчика в качестве соинвестора или партнера проекта.

· Риски, связанные с технологическими сбоями и гибелью имущества:

o использование высококачественного оборудования;

o заключение договоров на обслуживание и контроль оборудования;

o страхование имущества.

· Финансовые риски:

o использование фиксированных ставок по кредитам;

o повышение коэффициента покрытия долга.

· Юридические риски:

o предварительное получение лицензий и разрешений;

o письма поддержки от представителей местной власти.

Помимо мероприятий, снижающих риски проекта в целом, рекомендуется дать информацию о мерах, которые могут быть приняты для снижения рисков отдельных участников проекта, в первую очередь – банка.

К таким мерам может относиться:

· предоставление гарантий и поручительства от холдинга, к которому принадлежит инициатор проекта;

· предоставление ликвидного залога, рыночная стоимость которого не подвержена значительным колебаниям.

Если в рамках проекта предусмотрены эти или иные меры, направленные на снижение рисков, они должны быть упомянуты в бизнес-плане.

Приложение 1. Финансовая модель инвестиционного проекта

Бюджет инвестиционного проекта готовится для представления потенциальным инвесторам и должен обеспечивать их возможностью изучить подробности финансовых прогнозов, самостоятельно проверить логику расчетов и провести интересующие их вычисления. В связи с этим, бизнес-план, как правило, должен сопровождаться финансовой моделью. Ниже приведены основные требования и пожелания к этой модели.

Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета.

Бюджетная эффективность в /-м году осуществления проекта определяется как разница между доходами соответствующего бюджета 2), и расходами Р,\

Интегральная бюджетная эффективность рассчитывается по формуле

з1я = 1[(Д-Л)/(1 + я)"]-

Иными словами, сумма дисконтированной годовой бюджетной эффективности равна

^ инт 2^ " ? г=1

В состав расходов бюджета включаются:

средства, выделенные для прямого бюджетного финансирования проекта на основании Постановления Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 220;

кредиты банков, выделенные в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;

прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;

выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в связи с осуществлением проекта;

выплаты по государственным ценным бумагам и т.п.

В состав доходов бюджета включаются:

налог на добавленную стоимость, специальный налог и все иные налоговые поступления (с учетом льгот) и рентовые платежи в данном году в бюджет от российских и иностранных предприятий и фирм-участниц для осуществления проекта;

увеличение (со знаком «-» - уменьшение) налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием реализации проекта на финансовое положение;

средства, поступающие в бюджет за пользование землей, водой и другими природными ресурсами, плата за недра и т.п.;

поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы по продукции (ресурсам), производимой в соответствии с проектом;

эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществление проекта;

дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта;

доход от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;

погашение льготных кредитов по проекту, выделенных за счет средств бюджета;

штрафы и санкции, связанные с проектом, за нерациональное использование материальных, топливно-энергетических и природных ресурсов.

К доходам бюджета приравниваются также поступления во внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, фонды занятости населения, медицинского и социального страхования - в форме обязательных отчислений по заработной плате, начисляемой за выполнение работ, предусмотренных проектом.

На основании показателей годовой бюджетной эффективности определяются также ее дополнительные показатели:

внутренняя норма бюджетной эффективности;

срок окупаемости бюджетных затрат;

степень финансового участия государства (региона) в реализации проекта, определяемая по формуле

где Ринт - интегральные бюджетные расходы;

Зинт - интегральные затраты по проекту, рассчитываемые па уровне государства и региона.

Показатели народно-хозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов всего народного хозяйства в целом, а также участников проекта.

Наиболее экономичным вариантом проекта с учетом государственной поддержки является вариант с наибольшими показателями интегральной и народно-хозяйственной экономической эффективности. При расчетах показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются:

конечные производственные результаты, т.е. выручка;

социальные и экономические результаты;

прямые финансовые результаты;

кредиты и займы.

В состав затрат проекта включаются затраты, необходимые для его реализации (текущие и единовременные) и исчисленные без повторного счета.

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне предприятия в состав результатов проекта включаются:

выручка от реализации продукции;

социальные результаты.

В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие затраты предприятия, исчисленные без повторного учета (не допускается одновременный учет единовременных затрат на создание основных средств и текущих затрат на их амортизацию).

При оценке эффективности проекта необходимо учитывать фактор риска и неопределенности.

Неопределенность - неполная или неточная информация об условиях реализации проекта, в том числе о связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.

К наиболее существенным видам инвестиционных рисков относятся:

риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли;

риск возникновения неблагоприятных социально-политических изменений в стране и регионе;

неполная или неточная информации о динамике техникоэкономических показателей, новой технике и технологиях;

колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов;

производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак);

неполная или неточная информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).

Для учета фактора неопределенности и риска при оценке эффективности проекта используются следующие методы: 1)

проверка устойчивости; 2)

корректировка параметров проекта и экономических показателей; 3)

формализованное описание неопределенности.

По методу проверки устойчивости предусматривается составление плана реализации проекта в наиболее вероятных или наиболее опасных для каких-либо участников условий. При этом оцениваются возможные доходы, потери и показатели эффективности у отдельных участников, а влияние фактора дисконта не учитывается.

Степень устойчивости проекта относительно возможных изменений условий реализации может быть определена с помощью показателя предельного уровня объема производства, цен на производимую продукцию и др.

Точка безубыточности отражает объем продаж, при котором выручка от реализации равняется затратам на производство, т.е. Ц(2 = С(), где Ц - цена; С - себестоимость единицы продукции; 0 - объем годовой реализации (временной интервал может изменяться). Прибыль будет обеспечена при условии, если Ц(2 > С(). При Ц() ТБу = Зу_пост / (Ц - Зу_пер),

где 3у.пост - условно-постоянные затраты;

ц - цена единицы продукции;

Зу-пер ~~ условно-переменные затраты в расчете на единицу продукции.

Расчет усложняется, если при изменении объемов производства или уровня использования производственных мощностей величина издержек изменяется непропорционально.

Неопределенность условий реализации проекта может учитываться также путем корректировки параметров проекта и применяемых в расчете экономических нормативов, замены их проектных значений на ожидаемые. В этих случаях:

сроки строительства, реконструкции и других работ увеличиваются на среднюю величину возможных задержек;

учитывается среднее увеличение стоимости строительства, обусловленное ошибками проектной организации, пересмотром проектных решений в ходе строительства и непредвиденными расходами;

учитываются запаздывание платежей, неритмичность поставок сырья и материалов, внеплановые отказы оборудования, штрафы и санкции за нарушение договорных обязательств.

Метод формализованного описания неопределенности при оценке инвестиционных проектов включает следующие этапы: 1)

описание всего множества возможных условий реализации проекта и соответствующих этим условиям затрат, результатов и показателей эффективности; 2)

преобразование исходной информации о факторах неопределенности в информацию о вероятностях различных условий реализации и соответствующих показателей эффективности или об интервалах их изменения; 3)

определение показателей эффективности проекта в целом с учетом неопределенности условий реализации и показателей ожидаемой эффективности.

Основными показателями, используемыми для сравнения различных инвестиционных проектов и выбора наиболее выгодного варианта, являются показатели ожидаемого интегрального эффекта.

Если вероятности различных условий реализации проекта известны точно, ожидаемый интегральный эффект рассчитывается по формуле математического ожидания:

Интегральный эффект при /-м условии реализации;

Р"- - вероятность реализации /-го условия;

к - количество условий.

В общем случае ожидаемый интегральный эффект определяется так:

Э = уЭ + (1 - у)Э? ,

ож Г шах " I" пип’

гдеЗтах, Зт1п - соответственно наибольшее и наименьшее из математических ожиданий значения интегрального эффекта по вероятностным распределениям;

у - норматив для учета неопределенности эффекта,

отражающий предпочтения соответствующего хозяйственного субъекта в условиях неопределенности. При определении ожидаемого интегрального экономического эффекта его рекомендуется принимать на уровне 0,3.

Поток реальных денежных средств

Рассмотрим условный пример расчета экономической эффективности инвестиционного проекта промышленного предприятия. Данный расчет является завершающим этапом, т.е. все результаты, сведенные в табл. 19, были учтены на основе информации службы маркетинга (рынки сбыта, их емкость, условия реализации и т.п.), расчетов текущих издержек производства, источников финансирования инвестиционного проекта. В табл. 19 представлены три составляющие потока денежных средств:

Таблица 19 N2 Значение показателя по годам, тыс. руб. стро

ки показателя ^0 *2 ^3 ^4 1 Операционная деятельность -578,8 -8040 20 000 60 000 129 800 1.1 Продажи и другие поступления 5,5 37 100 142 000 275 500 500 000 1.2 Материалы и комплектующие изделия - 16 000 38 500 62 500 120 000 1.3 Прочие прямые издержки - 14 200 33 000 52 700 70 100 1.4 Общие издержки и налоги 12,3 14 300 50 000 100 000 180 000 1.5 Проценты по кредитам 572,0 640 500 300 100 II Инвестиционная деятельность -730 35 - 1700 - 2.1 Поступления от продажи активов - 35 - 1700 - 2.2 Затраты на приобретение активов -730 - - - III Финансовая деятельность 1980 100 -850 -1600 -3200 3.1 Собственный акционерный капитал 1545 - - - - 3.2 Краткосрочные кредиты - - 3.3 Долгосрочные кредиты 500 - 3.4 Погашение задолженностей по кредитам 65 100 ’ 00 100 1100 3.5 Выплата дивидендов - - 750 1500 3100 IV Излишек средств +671,2 -8105 19 150 60 100 126 600 V Суммарная потребность в средствах - -8105 - - - VI Сальдо на конец года + 671,2 -7468,8 11681,2 71 781,2 198 381,2 реальных денежных средств от операционной или производственной деятельности;

реальных денежных средств от инвестиционной деятельности;

реальных денежных средств от финансовой деятельности, а также итоговые результаты (излишки средств, суммарная потребность в средствах и сальдо на конец года).

Рассчитаем денежные средства по каждой составляющей потока денежных средств.

Операционная деятельность (I) в Г0-м году отрицательная, так как денежные поступления от продаж (стр. 1.1) значительно ниже издержек и выплат (стр. 1.3 и 1.4):

1Ю = (стр. 1.1 - стр. 1.2 + 1.3 + 1.4 + 1.5) = 5,5 - (12,3 + 572) =

578,8 тыс. руб.;

1„ = 37 100 - (16 ООО + 14 200 + 14 300 + 640) = -8040 тыс. руб.;

1,2 = 142 000 - (38 500 + 33 000 + 50 000 + 500) = 20 000 тыс. руб.; 1(3 = 275 500 - (62 500 + 52 700 + 100 000 + 300) = 60 000 тыс. руб.; ],4 = 500 000 - (120 000 + 70 100 + 180 000 + 100) = 129 800 тыс. руб.

По инвестиционной деятельности (II) в /0-м году расходы, выступившие в виде затрат на приобретение активов, составили 730 тыс. руб., в /,-м году - 35 тыс.; в Г3-м году - 1700 тыс. руб.

Финансовая деятельность (III), за исключением /0-го года, отрицательная. Так, = (стр. 3.1 + 3.2 + 3.3 - (стр. 3.4 + 3.5)) = = 1545 + 500 - 65 = 1980; III, = -100 тыс. руб.; III,2 = -850 тыс.; II 1(3 = -1600 тыс.; Ш,4 = -3200 тыс. руб.

Излишек средств (IV) рассчитывается как сумма строк (I + II + + III):

1УЛ = (-578,8) + (-730) + 1980 = +671,2 тыс. руб.;

IV, = (-8040) + 35 + (-100) = -8105 тыс. руб.;

IV,2 = 20 000 + (-850) = 19 150 тыс. руб.;

IV,з = 60 000 + 1700 - 1600 = 60 100 тыс. руб.;

1V,4 = 129 800 + (-3200) = 126 600 тыс. руб.

Суммарная потребность в средствах возникает, если составляющая «Излишки средств» отрицательная. Таким образом, К„ = = - 8105 тыс. руб.

Сальдо на конец года (VI) рассчитывается как сумма результатов строк IV (излишек средств) и VI (сальдо на конец предыдущего года):

?,(+/ 1 ?Г+VI, = (-8105) + 671,2 = 7468,8 тыс. руб.;

VIЙ = 19 150 +(-7468,8) = 11 681,2 тыс. руб.;

VI,3 = 60 100 + 11 681,2 = 71 781,2 тыс. руб.;

VI(4 = 126 600 + 71 781,2 = 198 381,2 тыс. руб.

Если принять норму дисконта равной 200% (Е = 2,0), тогда

ЧДЦ = 3 - К,

Стр. I из табл. 20 (операционная деятельность)

” Ь (1 + 2,0)" ’

_ ^ стр. II из табл. 20 (инвестиционная деятельность)

(1 + 2,0)" ? Слагаемые результаты 3 - это сумма значений дисконтированного эффекта, в котором из состава затрат исключены капитальные вложения. Слагаемые результата К - это дисконтированные капитальные вложения, взятые с обратным знаком:

3 = -578,8 + (-8040: 3) + (20 000: 9) + (60 000: 27) + (129 800: 81) =

2788,1 тыс. руб.;

К= -730 + (35: 3) + (1700: 27) = 655,38 тыс. руб.;

ЧДЦ= 2788,1 - 655,38 = 2132,7 тыс. руб.;

ИД=3//Г= 2788,1: 655,38 = 4,25.

Основным условием осуществления инвестиционного проекта, как было отмечено в Методических рекомендациях, является положительное сальдо реальных денег в любом году расчета. Если в каком-то году расчета сальдо реальных денег отрицательное, значит, проект в данном виде не может быть осуществлен независимо от величины интегральных показателей эффективности.

Исходя из показателей чистого дисконтированного дохода (ЧДЦ) и индекса прибыльности (ИД) можно сделать вывод, что данный проект эффективен.

Внутренняя норма доходности также достаточно высока:

ДДЯ = ?[(/г,-5()/(1 + ?т)"]/Х[^/(1 + ^„)"] = 2,71,или 271%.

С учетом дисконтирования срок окупаемости: 3 года

Эффективное управление - это радикальное повышение подотчетности, прозрачности и результативности в деятельности органов государственной и муниципальной власти во всех структурных подразделениях, снижение административных барьеров для бизнеса. Оно будет обеспечено за счет внедрения принципов бережливого производства; широкого вовлечения гражданского общества в процесс управления социально-экономическим развитием округа; бюджетирования, ориентированного на результат; дифференцированным подходом к развитию отдельных территорий округа, основанным на принципах зональности; применением проектного подхода в практике государственного и муниципального управления, а также за счет создания благоприятной институциональной среды, через формирование рациональной системы норм, правил и регламентов взаимодействия гражданского общества, бизнеса и власти.

Задача - это эффективное управление социально-экономическим развитием округа, повышение прозрачности, подотчетности и результативности деятельности органов государственной и муниципальной власти.

Пространственное развитие:
С точки зрения эффективного управления само зонирование автономного округа будет важной новацией, пространственной формой реализации концепции «Бережливого региона». С точки зрения формирования нового общественного договора староосвоенная зона будет главной ареной деятельности местных городских сообществ как институтов гражданского общества, применения наиболее передовых технологий городского самоуправления и самоорганизации; особое значение здесь приобретут меры по формированию толерантной и безопасной многонациональной среды, благоприятных условий для инновационного развития, концентрации высококвалифицированных специалистов. В зоне нового фронтира будут отработаны институциональные технологии взаимодействия власти, гражданского общества и крупного бизнеса в сфере обеспечения здоровой экологии, бережливого производства. В зонах нового фронтира и окружного резерва будет продолжено создание упрощенного режима для ведения социального и других видов предпринимательства в целях обеспечения условий для повышения качества жизни; будет обеспечено повышение транспортной и информационной доступности, поддержание условий для сохранения и развития культуры и традиционных хозяйственных практик коренных малочисленных народов Севера.

Ожидаемые результаты реализации Стратегии 2030 по направлению «Эффективное управление»:

Реализация приоритетного направления «Эффективное управление» обеспечивается за счет реализации таких мер как бережливый регион, реализации проектного подхода, повышения открытости органов власти. Гражданское общества широко вовлечено в процесс взаимодействия с органами власти всех уровней, в принятие решений, бюджетирование, осуществляет общественный контроль. Большое развитие получили некоммерческие организации, оказывающие социально значимые услуги. Выработаны эффективные механизмы согласования интересов бизнеса, гражданского общества и органов власти всех уровней. Эффективная финансовая система, включающая банковский, страховой сектора и систему пенсионного обеспечения способствует перенаправлению временно свободных средств в кредиты и инвестиции, направленные на модернизацию экономики округа. В результате реализации направления, в целом, достигается повышение эффективности использования бюджетных средств (что позволяет направить сэкономленные средства на развитие экономики, человеческого капитала и экологические нужды), в 1,5 раза повышается производительность труда, что повышает конкурентоспособность округа в целом и создает условия для повышения качества жизни. Во всех районах округа созданы условия для реализации местного потенциала, созданы условия для высокого уровня удовлетворенности деятельностью органов власти.

Направление «Эффективный бюджет»: повышение эффективности бюджетирования округа, в том числе развитие партиципаторного бюджетирования (софинансирование инициативных общественных проектов).