Дж бэнкс поликультурное образование. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в сша бессарабова инна станиславовна. Анализ современных подходов к профессиональной подготовке педагогов к работе в условиях поликультурной образо

Анализ сущности поликультурного образования в США будет проведен по работам наиболее цитируемых авторов. В монографии «Воспитание в России и за рубежом» А. Н. Джуринский описывает поликультурное воспитание в США, при этом выделяя Дж. Бэнкса, К. Гранта, К. Кортеса, Д. Равича, Дж Фаркаша и П. Янга. По мнению И. В. Балицкой, наиболее цитируемыми авторами в США, Канаде и Австралии являются Дж. Бэнкс (]. Banks), П. Горски (Р. Gorski), К. Грант (C. Grant), Ж. Гэи (G. Gay), Л. Дэвидман (L. Davidman), С. Нието (S. Nieto), К. Дж. Огбу (K. J. Ogbu), К. Слитер (C. Sleeter).

В докторской диссертации И. С. Бессарабовой названы следующие направления: описательно-предписывающее направление поликультурного образования (Р. Гарсиа, К. Грант, Л. Фрайзир и др.), действенно-реформаторское направление (Г. Баптист, К. Бэннет, К. Слитер и др.), процессуальное направление (Дж Бэнкс, Б. Сайзмор, У. Хантер и др.).

Кроме того, при этом И. С. Бессарабовой выделены следующие авторы и модели содержания поликультурного образования: К. Бэннет - модель для глобальных и мультикультурных перспектив; Ж. Гэй - модель интегративных мультикультурных базовых умений; Дж Бэнкс модель Бэнкса; Р. Делгадо, Л. Икемото, Р. Чанг - модель анализа злободневных проблем современного общества (в виде рассказа или повествования, семейных историй, биографических очерков, иносказаний, хроник, сказок, притч, сюжеты которых всегда основаны на реальных событиях и жизненном опыте «цветных» американцев, но с вымышленными героями).

Описывая историю становления поликультурного образования в США, К. Грант называет авторов основных типологий поликультурного образования в США, позволяющих преподавателям и ученым найти себя в рамках непрерывной практики: М.Гибсон (М. Gibson), К. Грант и К. Слитер (С. Grant & С. Sleeter), С. Ньето (S. Nieto), Дж Бэнкс (J. Banks), Т. Мак-Карти (Т. McCarty).

В работе об основных вехах поликультурного образования в США П.Горски указаны следующие наиболее значимые авторы: Дж Бэнкс, К. Грант, Г. Гирукс (G. Giroux), Ж. Гэй, Л. Дэвидман, П.Мак-Ларен (Р. McLaren), С. Нието, К. Слитер, Ж. Спринг G.Spring).

Таким образом, все российские и американские ученые особо выделяют Джеймса Бэнкса, большинство - Карла Гранта.

Сущность поликультурного образования в США, по мнению Бэнкса, составляет определенную идею, процесс и инновационное движение в образовании. «Kaк некая идея, поликультурное образование стремится обеспечить равные возможности получения образования для всех, включая учащихся разных расовых, этнических и социальных групп. Оно пытается создать равные для всех образовательные условия путем системного изменения школьной среды таким образом, чтобы она отражала разнообразные культуры и групп, существующих в обществе и национальной структуре класса. Поликультурное образование является также и процессом, потому что учителя и администрация школ должны постоянно работать, стремясь достичь его идеальных целей». Наконец, поликультурное образование как инновационное движение кардинально меняет организацию и содержание образовательного процесса.

По мнению К. Гранта, «поликультурное образование создало пространство для обсуждения двух направлений, которые ранее трудно было дискутировать в школах, университетах и других общественных местах, - "раса" и "сексуальность". Также поликультурное образование обеспечивает многогранную дискуссию о социальных группах и классах, в его рамках происходят обсуждения религиозных проблем, в том числе отношений церкви и государства, ислама и терроризма. Развитие поликультурного образования создало и продолжает создавать интеллектуальное пространство, в котором могут свободно обсуждаться проблемы социальной справедливости и прав человека, вопросы культурной и исторической идентичности, можно свободно критиковать и анализировать ведущие социальные теории. Кроме того, поликультурное образование позволяет обсуждать вопросы не только о важности культуры и плюрализма культур, но и том, как именно культура влияет на формирование личности современных учащихся. Наконец, развитие поликультурного образования создает пространство и «климат», в котором различные культуры могут участвовать во взаимовыгодном диалоге, различные моральные, религиозные, литературные, музыкальные, художественные и иные традиции исследуются через призмы друг друга, вступают во взаимодействие, экспериментируют и творят принципиально новые идеи, возможно не возникнувшие бы внутри своих традиций.

Американские исследователи четко разделяют концепты «поликультурное образование» (multicultural education), «глобальное (интернациональное) образование» (global / internatijnal education), «полиэтническое образование» (multiethnic education). Глобальное образование (или интернациональное воспитание) учит рассматривать специфику различных стран, стили жизни граждан, формы правления, особенности национальных и этнических культур в этих странах, но не фокусируется специально на изучении этносов и вопросов полиэтничности.

Полиэтническое образование направлено на изучение и освоение этносами своей родной культуры, языка, истории, литературы, музыки и т.д. при одновременном изучении культуры большинства. Полиэтническое образование является частью поликультурного, которое в свою очередь направлено на воспитание уважения толерантности, умения жить и сотрудничать с представителями других этносов, религий, культур, рас на основе знания и понимания различий и общности человеческих ценностей.

По мнению Дж. Бэнкса, процесс поликультурного образования на уровне отдельных учителей отражается в пяти сферах их действий: 1) интеграция содержания (content integration); 2) процесс конструирования знания (the knowledge construction proctss); 3) преодоление предубеждений (prejudice reduction); 4) справедливая педагогика (ап equity pedagogy); 5) развитие культуры и социальной структуры школы (ап empowering school culture social structures).

Интеграция содержания - это включение в содержание учебных предметов информации о разных культурах и особенностях социальных групп для раскрытия основных понятий, принципов и спорных вопросов в своей предметной области, раскрытие содержания разных культур в основных дидактических единицах дисциплины.

Процесс конструирования знания - это раскрытие перед учащимися способов построения знания в определенной преметной области, огромную роль в котором играют установки, стереотипы, предрассудки исследователей, показ как неявные установки и рамки дисциплины влияют на конструирование знаний; кроме того, это обучение учащихся построению знания о самих себе.

Преодоление предубеждений - это последовательное создание положительного образа разных социальных групп и регулярное использование полиэтнического учебного материала с целью помощи учащимся в развитии их позитивного отношения к различным расовым, этническим и культурным группам.

Справедливая педагогика - это обеспечение учебной успешности учащихся разных социальных групп на основе стратегий сотрудничества, а не соперничества.

Развитие культуры и социальной структуры школы - это такая трансформация школьной среды, при которой все дети, независимо от дохода семей, пола, статуса (коренные жители, иммигранты и др.) получали бы реальное равноправие в жизни школы, равное положение и равный опыт.

«Поликультурное образование должно реализовываться через такие учебные программы и методы обучения, которые позволят учащимся:

а) изучить историю и вклад в общество различных групп, составляющих население Соединенных Штатов Америки;

б) начать уважать культуру и языки различных групп населения;

в) сформировать понимание собственных многочисленных социальных характеристик и того, как эти характеристики приводят к привилегиям или маргинализации отдельных лиц;

г) научиться применять инструкции по обеспечению социального равенства и способы действий для достижения равноправия».

Дж. Бэнкс разработал четыре модели поликультурного образования, которые касались содержания образования в американской школе.

Модель А (монокультурная - антиполикультурная): большинство учебных предметов построено на англо-американской точке зрения.

Модель В (контрибутивная - добавочная): этнический компонент дополняет основное содержание, которое остается англо-американским.

Модель С (многоперспективная): школьники изучают историю и социальные события с точки зрения разных этнических групп, например колонизацию с позиций англосаксов, индейцев и негров.

Модель D (трансформативная): содержание образования перерабатывается с многонациональной точки зрения - с позиций этнических групп, населяющих другие государства; поликультурное образование соединяется с глобальным.

Опираясь на проведенный анализ, выделим сущность поликультурного образования в США. Во-первых, поликультурное образование - это такая организация образования, при которой представители разных культур (многокультурность), находясь одновременно в одних и тех же образовательных учреждениях, получают равные права к качественному образованию с цел подготовки к жизни в справедливом поликультурном обществе в котором каждая из культур признается равноценной.

Во-вторых, поликультурное образование - это такое содержание образования, которое демонстрирует разные культурные традиции (многокультурность) и в результате формирует у учащихся мировоззрение, в котором культурное многообразие становится естественной социальной нормой и непреходящей личностной ценностью. Поликультурное образование преодолевает однобокость и рутинность монокультурного образования, при котором только одна культурная традиция признается единственно верной, а любые другие - ошибочными, недоразвитыми или вредными: речь может идти о «передовой» культурной традиции этноса или территории (например, европейская культура), или о «правильной» религиозной традиции (например, протестантство), или о «естественных» семейных или сексуальных традициях (например, мужское доминирование).

Наконец, в-третьих, поликультурное образование - это такое педагогическое сопровождение, которое, учитывая культурные особенности учащихся и родителей - представителей разных культур (многокультурность), приводит к максимально высокому развитию мотивации, интеллекта, способностей и личности каждого ученика с целью обеспечения равных возможностей для построения карьеры и достижения устойчивости общества через наличие представителей всех культур во всех общественных структурах.

Таким образом, в США поликультурное образование в целом можно охарактеризовать как образование культуропризнающего типа, так как оно решает проблему признания и равноправия культур различных групп общества - расовых, этнических, религиозных и др.

Таким образом, в США основным фактором актуализации по культурного образования стала борьба афроамериканцев, а вслед за ними других расовых и этнических групп за признание равноправия после Второй мировой войны. Развитие педагогической теории поликультурного образования в Америке, отражающие либеральные ценности «свобода», «справедливость» и «равенство» в социальной сфере, было обеспечено учеными, выявившими закономерности возникновения, усиления и преодоления дискриминации. Борьба сегрегируемых групп за равноправие в условиях демократии привела к власти политиков, разделяющих новые понятия плюрализма в социальной сфере.

Поликультурное образование в США носит характер культуропризнающего типа. В 1960-1970-е гг. в результате борьбы дискриминируемых меньшинств за равноправие в обществе возникло понимание ценности многокультурности. Поликультурное образование стало преодолевать традиционное для того времени монокультурное образование, которое утверждало западную цивилизацию в качестве эталонной, а иные культуры - второсортными, «варварскими». Фактически, по сути поликультурное образование в США изначально было антирасистским, что было свойственно монокультурному образованию.

Теория поликультурного образования обосновала и методически обеспечила внедрение ценности многокультурности как микроуровне - в пространстве образовательных учреждений, групп учеников и воспитанников, отдельных учебных предметов, так на мезо- и макроуровнях - в политике и социально-экономическом развитии отдельных городов, регионов и государства в целом.

Сущность поликультурного образования в США заключается в обеспечении равных прав к качественному образованию представителей любых субкультур общества, включение в содержание образования знаний о культурных особенностях многих сосуществующих социально-культурных групп и их вкладе в общеамериканскую культуру, учет некоторых культурных традиций учащихся и родителей в образовательном процессе.

Основные риски внедрения поликультурного образования в практику российского образования, выявленные при анализе опыта США, -это:

1) отсутствие в обществе устойчивых традиций либерализма, у граждан отсутствует значительный опыт отстаивания индивидуальных свобод, не сложилась традиция приоритета интересов и свобод личности над интересами государства;

2) традиционный европоцентризм в сознании организаторов образования, родителей и общественности, транслируемый через содержание образования;

3) растущий страх субъектов образования перед культурным многообразием общества, блокирующий способность к действиям по превращению этого многообразия в ресурсы развития.

Опыт США показывает, что при организации поликультурного образования требуется решить четыре проблемы педагогического понимания:

1)культуры и соотношения культур;

2) количества и разнообразия культурных традиций, которые можно признавать, чтобы в итоге не потерять либеральные ценности;

3) соотношения устойчивых и подвижных идентичностей человека;

4) путей подготовки межкультурно-компетентных педагогов, умеющих привить учащимся объективное, свободное от предрассудков и терпимое отношение к «своей» и «иным» культурам.

Вопросы для самопроверки

1. Каковы основные факторы актуализации поликультурного образования в США?

2. Каковы особенности развития теории поликультурного образования в США?

3.Почему поликультурное образование в США носит характер культуропризнающего типа?

  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 150

Раздел 1. Факторы актуализации проблемы поликультурного образования в современном американском обществе.

Раздел 2. Поликультурное образование как предмет теоретических и прикладных исследований в американской педагогике.

Раздел 4. Условия и перспективы развития поликультурного образования в современной американской общеобразовательной школе.

Рекомендованный список диссертаций

  • Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США 2008 год, доктор педагогических наук Бессарабова, Инна Станиславовна

  • Система межэтнического образования в США: генезис и современное состояние 2004 год, кандидат педагогических наук Манжосова, Юлия Александровна

  • Мультикультурное образование в США, Канаде и Австралии 2008 год, доктор педагогических наук Балицкая, Ирина Валериановна

  • Развитие поликультурного образования в школах США и России в конце XX - начале XXI века: сравнительно - сопоставительное исследование 2010 год, кандидат педагогических наук Свиридченко, Юлия Сергеевна

  • Конструирование практики поликультурного образования на основе полипарадигмального подхода 2012 год, доктор педагогических наук Хакимов, Эдуард Рафаилович

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поликультурное образование в системе общего школьного образования США»

Облик мира, вступившего в третье тысячелетие, радикально меняется. Под влиянием усиливающихся процессов глобализации, интернационализации в сферах экономики, политики, науки и культуры происходит распад многовекового изоляционизма в современном мире, население стран становится все более разнообразным. По данным Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в настоящее время не осталось ни одного моноэтнического государства, что вызывает у этнических групп стремление сохранить свою самобытность, способствует всплеску у миллионов людей осознания своей принадлежности к определенному этносу - феномена «этнического возрождения» (Т. Г. Стефаненко). Неготовность современного поколения к жизни в полиэтническом мировом сообществе, недоверие и враждебность к «чужому», претензии на расовую и этническую исключительность, конфликты и войны на этнической и конфессиональной основе, активизация деятельности террористических организаций вызывают международную нестабильность и серьезные опасения у мировой общественности. Не случайно первое десятилетие XXI века объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и ненасилия.

В глобальном процессе модернизации образования, проявляющемся, в частности, в его гуманизации, приоритетным направлением выступает воспитание подрастающего поколения в духе уважения к другим народам, понимания и принятия их культур, готовности к диалогу с различными культурами. Данная тенденция стимулируется политикой влиятельных международных организаций, в первую очередь - ЮНЕСКО, что отражается в ее основополагающих документах, материалах международных конференций. Поликультурное образование - сравнительно новая область педагогической теории и практики образовательных учреждений многих стран мира.

В России исследователи обращаются к идее поликультурного образования в 90 - е годы XX века. Существовавшие в советской педагогике концепции интернационального воспитания и воспитания культуры межнационального общения (Баграмов Э. А., Гасанов 3. Т., Куранов М., Полторак Д. И., Шнекендорф 3. К.), несмотря на признанную гуманистическую направленность, не могли ответить на вызов, сделанный отечественной системе образования резкими социально-демографическими изменениями в стране, явившимися результатом распада СССР и притока беженцев из бывших союзных республик, а также активизацией процессов национально-культурного самоопределения внутри РФ.

В настоящее время в отечественной педагогической науке разрабатываются концептуальные основы поликультурного образования (Аракелян О. В., Джуринский А. Н., Дмитриев Г. Д., Ершов В. А., Макаев В. В., Малькова 3. А., Супрунова JI. Л.), изучаются отдельные аспекты поликультурного образования, такие, как проблема воспитания толерантности (Степанов П. В., Кукушин В. С., Тангян С. А), особенности работы педагогов с детьми - мигрантами (Гукаленко О. В.), исследуются перспективы осуществления поликультурного образования в условиях регионализации российской системы образования (Петрова С. Ф., Шафикова А. В.).

В отечественной педагогической науке не существует общепринятой терминологии: наряду с поликультурным используются такие понятия, как многокультурное (Дмитриев Г. Д., Воловикова М. Л.), мультикультурное образование (Петрова С. Ф.), мультикультурный подход (Шафикова А. В), поликультурное воспитание (Джуринский А. Н.). Недостаточно изучены условия и способы реализации идей поликультурного образования в школьной практике.

Отечественная концепция поликультурного образования находится в процессе становления. Развитие новой области педагогической теории и практики невозможно без изучения мировых тенденций, учета позитивных и негативных аспектов опыта зарубежных стран и, прежде всего, США, где идеи поликультурного образования, в силу объективных причин, разрабатываются и реализуются особенно активно.

Несмотря на достаточно обширные исследования американской школы (Веселова В. В., Георгиева Т. С., Дмитриев Г. Д., Джуринский А. Н., Кларин М. В., Малькова 3. А., Пилиповский В. Я.), проблема поликультурного образования не нашла должного освещения в отечественной педагогике. Рассмотрены общие тенденции развития (Дмитриев Г. Д., Джуринский А. Н., Малькова 3. А), проанализирован ряд концепций поликультурного образования, разработанных педагогами США (Воловикова М. Л., Наушабаева С. У.). Однако целостная картина идеи поликультурного образования и способов ее реализации в практике общеобразовательной школы США до настоящего времени в отечественной педагогической науке отсутствует. Без глубокого изучения феномена поликультурного образования, связанных с ним новых элементов, приоритетов, процесса изменения педагогической культуры учителя, трудно дать объективную оценку развития образования в одной из крупнейших стран мира. Кроме того, отсутствие целостного анализа проблемы лишает отечественных исследователей возможности осмысления и использования положительного опыта американских педагогов.

Актуальность проблемы и ее недостаточная разработанность в отечественной педагогической науке определили выбор темы диссертационного исследования:

Поликультурное образование в системе общего школьного образования США».

Объект исследования: развитие педагогической теории и практики США.

Предмет исследования: поликультурное образование как компонент общего школьного образования.

Проблема исследования состоит в раскрытии сущности поликультурного образования как развивающегося элемента общего образования; определении общего и особенного в теоретических подходах к решению актуальных проблем в сформировавшихся направлениях поликультурного образования.

Цель исследования: выявить и охарактеризовать тенденции развития поликультурного образования в теории и практике американской школы.

Проблема, предмет, цель исследования определили следующие задачи исследования:

1. Определить факторы, актуализирующие развитие поликультурного образования в США;

2. Охарактеризовать теоретические подходы к разработке проблем поликультурного образования в американской педагогике;

3. Выявить цели поликультурного образования в системе общего школьного образования;

4. Раскрыть содержание, формы организации и методы поликультурного образования в общеобразовательной школе США;

5. Раскрыть условия и обосновать перспективы развития поликультурного образования в американской школе.

Теоретико-методологическую основу исследования составили философские, педагогические, психологические, культурологические, антропологические, социологические концепции, теории и принципы, в частности:

Философские теории историзма, целостности и системности (И. В. Блауберг, В. П. Кузьмин, Э. Г. Юдин);

Методологические принципы организации педагогического исследования (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, В. М. Полонский);

Концепции развития образования в современном мире (Вульфсон Б. JL, Джуринский А. Н., Лиферов А. П., Малькова 3. А., Никандров Н. Д.);

Теории культурной антропологии (Р. Бенедикт, Дж. Мид, М. Мид, М. Херсковиц);

Культурно-историческая теория психического развития личности (JL С. Выготский);

Концепция диалога культур (М. Бахтин, B.C. Библер, М. Бубер);

Концепции содержания образования и методов обучения (Ю. К. Бабанский, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин, И. И. Лернер). Информационная база исследования.

В качестве научно-информационной базы диссертационного исследования использованы опубликованные научные источники: монографии, статьи, в первую очередь, ведущих теоретиков поликультурного образования Дж. Бэнкса, Д. Голлник, Ф. Чинн, Ю. Гарсиа, С. Нието; научные доклады, материалы научных конференций по проблеме, организованных ЮНЕСКО, центрами поликультурного образования при университетах США; официальная документация (законы, принятые федеральным правительством США и правительством отдельных штатов по вопросам образования); статистические материалы; Интернет-ресурсы (материалы, размещенные на сайтах образовательных центров и учебных заведений США, в частности университетов штата Вашингтон (Сиэтл) и штата Колорадо (Боулдер), Национальной Ассоциации Поликультурного Образования и т.д.). Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования:

Теоретический анализ отечественной и зарубежной философской, педагогической, психологической, социологической и культурологической литературы;

Сравнительный анализ статистических данных;

Изучение законодательных актов в области образования;

Сопоставление учебных планов, школьных программ, учебных материалов американской школы;

Основные этапы исследования.

Первый этап (1999-2000) - теоретический анализ современного состояния проблемы, определение цели и задач исследования, систематизация отечественных и зарубежных источников.

Второй этап (2000-2002) - изучение и анализ теоретических основ и практического осуществления поликультурного образования в американской школе.

Третий этап (2002 - 2003) - обобщение результатов анализа, публикация промежуточных результатов исследования и оформление диссертации.

Научная новизна исследования.

Выявлены и обоснованы этапы развития идей подготовки американских учащихся к жизни в полиэтническом обществе; раскрыты социально-экономические, демографические, политические факторы актуализации поликультурного образования как компонента общего образования США в современных условиях;

Определены и охарактеризованы основные направления поликультурного образования и теоретические подходы к решению проблем, характерных для каждого направления;

Раскрыты типичные содержание, формы организации и методы, свойственные основным направлениям поликультурного образования;

Раскрыты условия и обоснованы перспективы развития поликультурного образования в современной школе США.

Теоретическая значимость исследования.

Полученное в результате исследования новое научное знание вскрывает сложность и разнообразие путей решения глобальной проблемы -гуманизации образования. Высказанные еще в древности философами идеи единства человечества, плюрализма культур как богатства мира, обеспечения взаимопомощи и взаимопонимания народов разных культур в современных условиях обрели теоретическую и практическую форму поликультурного образования как интегральной части общего образования.

Результаты исследования расширяют возможности научной оценки развития системы образования в одной из ведущих мировых держав. Одновременно они способствуют развитию и совершенствованию отечественной концепции поликультурного образования с учетом позитивных и негативных аспектов американского педагогического опыта. Практическая значимость исследования.

Результаты исследования позволяют обогатить содержание курса сравнительной педагогики для студентов педагогических вузов; материалы диссертации могут быть использованы при построении спецкурсов, посвященных проблеме поликультурного образования, а также при разработке региональных программ развития образования.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивается опорой на методологические и теоретические положения и принципы, анализом широкого круга источников, применением комплекса методов, адекватных цели, задачам и логике исследования. На защиту выносятся следующие положения:

1. Становлению и развитию концепции поликультурного образования в США предшествовали идеи, направленные на снижение расовых и межэтнических конфликтов в стране и оказавшиеся недееспособными в условиях научно-технической революции. Актуализации поликультурного образования способствовал комплекс взаимозависимых факторов: социально - демографических, экономических, политических, идеологических.

2. Поликультурное образование - сложное, многоаспектное понятие, объединяющее различные подходы к решению проблем, связанных с расовой, этнической, культурной неоднородностью американского общества. Теоретики поликультурного образования в США необоснованно широко трактуют понятие «культурного меньшинства», включая в него женщин, представителей разных социальных слоев населения, сексуальные меньшинства и т. д., что затрудняет целенаправленную разработку теоретических основ и практическое осуществление данного компонента общего образования.

3. В рамках поликультурного образования сложились три направления со своими целевыми установками, содержанием, технологиями:

Освоение учащимися собственной культуры;

Подготовка учащихся к жизни в полиэтнической среде, преодоление негативных стереотипов по отношению к представителям иных этносов;

Преподавание с учетом социально-культурных особенностей детей. Последнее направление в настоящее время не имеет хорошо разработанной теоретической основы, его осуществление ограничивается опытно-экспериментальными исследованиями.

5. Дальнейшие перспективы развития поликультурного образования связаны с целым рядом условий: активизацией деятельности государства в данной сфере, прежде всего, в области финансирования, осуществлением соответствующего педагогического образования, совершенствованием теоретических основ поликультурного образования и технологического обеспечения преподавателей с учетом меняющихся социокультурных реалий.

Апробация результатов исследования.

Основные положения диссертационного исследования отражены в опубликованных статьях:

1. Понятие «поликультурное образование» в американской педагогике: этапы становления и дефиниции // Мир образования - образование в мире. -2002. - №4.-С. 175-181.

2. Поликультурное образование в практике американской школы: проблемы и противоречия // Объединенный научный журнал. - 2003. - №2-3. - С. 4042.

Сдано в печать:

3. Джеймс Бэнкс о целях поликультурного образования // Аспирант соискатель. 0,3 п. л.

4. Поликультурное образование в школе США: формы организации методы // Народное образование. 0,7 п. л.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, библиографии, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

  • Управление развитием поликультурного образования в полиэтническом регионе 2006 год, доктор педагогических наук Пафова, Марида Фуадовна

  • Педагогическое образование в условиях развития миграционных процессов: на материале России и США 2009 год, доктор педагогических наук Дюжакова, Марина Вячеславовна

  • Организация школьного образования детей-мигрантов в США в контексте поликультурного образования 2003 год, кандидат педагогических наук Зингер, Наталия Дмитриевна

  • 2013 год, кандидат педагогических наук Кулумбегова, Людмила Владимировна

  • Идеи поликультурного образования в классической зарубежной педагогике 2006 год, кандидат педагогических наук Будняя, Ольга Николаевна

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Гаганова, Ольга Константиновна

Заключение.

1. Поликультурное образование - сложное, многоаспектное понятие, объединяющее различные подходы к решению проблем, связанных с расовой, этнической, культурной неоднородностью современного мирового сообщества.

2. В Соединенных Штатах Америки идея поликультурного образования получает распространение во второй половине XX века: обострение расовых противоречий после Второй мировой войны, требования расовых, этнических меньшинств, прежде всего афро-американцев, защиты гражданских прав, активизация феминистического движения, резкие социально-демографические изменения, вызванные притоком иммигрантов из Азии, Латинской Америки, государств Арабского мира стимулировали поиски путей стабилизации американского общества. Поликультурное образование признано одним из эффективных средств внутренней стабилизации.

3. Однополярность современного мира, претензии США на статус ведущей державы придали проблеме поликультурного образования политическое звучание. Америка, многие десятилетия следовавшая курсу невмешательства, в настоящее время проводит активную экспансионистскую политику. Глобальная экономическая, в частности, через ТНК, и политическая деятельность государства требует подготовки специалистов, обладающих высоким уровнем кросс - культурной компетентности.

4. Современные теории поликультурного образования уходят своими корнями в концепции «плавильного котла» и «салатного блюда», продемонстрировавшие недееспособность в условиях развернувшейся научно-технической революции с характерным для нее размыванием духовно-нравственных ценностей.

5. На протяжении практически всей истории человечество воспитывалось в духе противопоставления «мы» - «они», «свой» - «чужой», неприятия других культур, сложившихся негативных стереотипов о жизни и поведении «не наших людей». Особо острое противостояние существует между «белым» и «цветным» населением. Современная эпоха, характеризующаяся глобализацией и интернационализацией основных сфер жизнедеятельности, вызвала «второе переселение народов». В крупных городах Европы от 60 до 70% населения составляют иммигранты из бывших колоний. По подсчетам демографов, к 2056 году белое население США станет меньшинством.

6. Неподготовленность людей к жизни в резко меняющихся демографических условиях, усиливающейся полиэтнической среде вызывает социальную напряженность, религиозные конфликты, войны. Международные организации (ООН, ЮНЕСКО) в своих основополагающих документах конца XX века, оценив обстановку в мире, выдвинули как ведущую задачу современной школы поликультурное образование, суть которого в подготовке подрастающего поколения к мирной и продуктивной жизни в поликультурных условиях.

7. Поликультурное образование трактуется в современной американской педагогике как необходимая составляющая системы общего образования. Приоритетной целью данного типа образования является подготовка подрастающего поколения к жизни в поликультурном обществе. Эффективное осуществление цели на практике возможно при условии системной реформы школы, что предполагает пересмотр содержания общего школьного образования и изменение педагогической культуры учителя.

8. Анализ теоретических и прикладных исследований позволяет выделить три взаимосвязанных направления в рамках поликультурного образования:

Воспитание личности, осознающей себя представителем определенной культурной группы и знающей свое культурное наследие;

Подготовка подрастающего поколения к жизни в условиях, требующих принятия культурного плюрализма как положительного явления современного мира, понимания и уважения культур иных народов;

Максимальное развитие способностей ребенка вне зависимости от расовой, этнической, социальной принадлежности при условии учета его социально-культурных особенностей.

9. Содержание сформировавшихся направлений поликультурного образования включает знания из области истории, культурологии, этнологии, социологии, знакомит учащегося как с его собственной культурой, так и с культурами представителей иных этнических групп, формирует кросс-культурную компетентность. Осуществление поликультурного образования в основном происходит через введение дополнительных курсов и модулей, что свидетельствует о значительном разрыве между положениями теоретических исследований в области поликультурного образования и его практической реализацией.

10. Поликультурное образование предполагает использование педагогических форм и методов, ставящих ученика в положение субъекта образования, развивающих познавательную и творческую активность, критическое мышление, способствующих взаимодействию представителей разных культурных групп и проявлению эмпатии в процессе обучения: кооперированного обучения, экскурсий и «полевой практики», встреч с представителями иных культурных групп, дискуссий, моделирования и ролевых игр.

11. Анализ теоретических исследований и практического опыта американской школы позволяет сделать вывод о том, что дальнейшие перспективы развития поликультурного образования связаны с комплексом условий: активизацией деятельности федеральных и местных органов власти, осуществлением соответствующей подготовки педагогических кадров, совершенствованием теоретических основ поликультурного образования и его технологического обеспечения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гаганова, Ольга Константиновна, 2003 год

1. Алферов Ю. С. Управление образованием в США: роль федеральных органов // Педагогика. - 1994. - №1. - С. 106 - 113.

2. Альтбах Ф. Дж. «Нация в опасности»: к вопросу о реформе образования в США // Перспективы. 1987. - №3. - С. 13-26.

3. Америка после Колумба: взаимодействие двух миров. М.: Наука, 1992.-270 с.

4. Аракелян О. В. Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М.: МГПУ, 1997. - 22 с.

5. Аракелян О. В. Поликультурное образование: сущность и содержание. -М.: Грааль, 2001.-80 с.

6. Баграмов А. А. Иммигранты в США. М.: МГИМО, 1957. - 160с.

7. Велик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: РГГУ, 1998.-241 с.

8. Белорусов А. С. Международный менеджмент и американские ТНК // США. 1998. - №3. - С. 89 - 101.

9. Беспалько В. П. Проблема образовательных стандартов в США и России // Педагогика. 1995. - №1.

10. Ю.Борисов А. А. Н. Глейзер и мультикультурализм // Вестник Пермского университета. Вып. 4. Пермь.- 1999. - С. 161-186.

11. Борьба за равноправие // Америка. 1964. - №97. - С. 14-47.

12. Бриггс Д. Краткий обзор тенденций образования в США // Перспективы.-1996.- №3.-С. 37-57.

13. Бэнкс Д. Мультикультурное образование: цели и измерения // Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1996. - Вып. 4. - С. 15 - 19.

14. Веселова В. В. Менталитет американского общества и гуманистическая парадигма образования и воспитания // Педагогика. 1999. - №8. - С. 91 -100.

15. Веселова В. В. Американская школа: ценности образования (1960-е -1990-е гг.). М.: Витязь, 1999. - 144 с.

16. Вендровская Р. Б. Тесты в американской системе образования // Педагогика. 2001. - №2. - С. 96 -102.

17. Воловикова М. JI. Историко-педагогические аспекты развития теории и практики многокультурного образования в США: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2001.

18. Воскресенская Н. М. Поиски государственных образовательных стандартов за рубежом // Педагогика. 1994. - №2. - С. 112 - 117.

19. Воспитание в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости // Педагогика. 2000. - №5. - С. 41 - 58.

20. Вульфсон Б. Л. Методы сравнительно-педагогических исследований // Педагогика. 2002. - №2. - С. 70 - 80.

21. Вульфсон Б. Л., Малькова 3. А. Сравнительная педагогика. М., 1996. -256 с.

22. Вульфсон Б. Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. М.: Изд-во УРАО, 1999. - 208 с.

23. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.З. Проблемы развития психики / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. - 368 с.

24. Гаджиев К. С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М.: Наука, 1990. - 239 с.

25. Гачев Г. Национальный космо психо - логос // Вопросы философии. - 1994.-№12.- С. 59-78.

26. Геворкян М. Л. Педагогические основы развития мигрантской педагогики в России и США: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Саратов, 2001. - 23 с.

27. Глейзер Н. Мультиэтнические общества: проблемы демографического, религиозного и культурного разнообразия // Этнографическое обозрение. 1998. - №6. - С. 98 - 104.

28. Глейзер Н. Что происходит в негритянских кварталах? // Америка. -1968.- №141. -С. 3-5.

29. Грин Д. "Pluribus или unum"? Этническая идентичность в ранней колониальной Америке // Американский ежегодник. 1999. М.: Наука, 2001.-С. 31-48.

30. Гукаленко О. В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся-мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. Тирасполь: 2000. - 288 с.

32. Джуринский А. Н. Модернизация образования и воспитания в США: Учебное пособие. М.: УРАО, 2000. - 93 с.

33. Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире. -М.: Прометей, 2002. 71 с.

34. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. М.: Владос, 1999.-200 с.

35. Дмитриев Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. 2000. - №10. - С. 3 - 12.

36. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. М.: Народное образование, 1999. - 208 с.

37. Дмитриев Г.Д. Теоретико практические аспекты многокультурного образования в США // Педагогика. - 1999. - №7. - С. 107 - 117.

38. Дэниел Д. Учиться жить вместе главная задача на заре XXI века // Перспективы. - 2001. - №4. - С. 7 - 12.

39. Евтух В. Б. Концепции этносоциального развития США и Канады: типология, традиции, эволюция. Киев: Наук, думка, 1991. - 176 с.

40. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М.: Аспект Пресс, 1996. - 591 с.

41. Ершов В. А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2000. - 29 с.

42. Ефимов А. В. Очерки истории США. М.: Учпедгиз, 1958. - 440 с.

43. Из иммигрантов в граждане // Германия. - 2000. - №6. - С. 50 - 53.

44. Индейцы Северной Америки // Америка. 1962. - №67. - С. 18-45.

45. Интервью с Д. Фармером // Америка. 1964. - №95. - С. 6 - 8.

46. История США. т. 4.-М.: Наука, 1987. 744 с.

47. Кларин М. В. Инновации в обучении (Анализ зарубежного опыта). -М.: Наука, 1997.-223 с.

48. Кларин М. В. Средство профилактики межэтнических конфликтов // Народное образование. 1992. - №11 -12. - С. 80 - 93.

49. Колкер Я.М., Лиферов А.П., Устинова Е.С. Организация учебного процесса в глобально ориентированной школе. - Рязань: Изд-во РГПУ, 1995.-40 с.

50. Кондраки М. Упорный низший класс // Америка. 1991. - №417. - С. 9-11.

51. Коренное население Северной Америки в современном мире. М.: Наука, 1990. - 396 с.

52. Коукер К. Сумерки Запада. М.: Московская школа политических исследований, 2000. - 272 с.

53. Краевский В. В. Методология педагогического исследования. Самара: СамГПИ, 1994. - 165 с.

54. Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994. - 576 с.

55. Кременюк В. А. США и окружающий мир: уравнение со многими неизвестными // США Канада. 1999. - №1. - С. 5 - 19.

56. Кукушин В. С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме: Пособие для учителя. Ростов н/Д: ГинГО, 2002. - 405 с.

57. Куранов М. Культура межнационального общения // Педагогика. -1992.-№7-8.-С. 41-44.

58. Лакайо Р. Меж двух миров // Америка.- 1991. №417. - С. 4 - 8.

59. Леннон О. Культурные различия, когнитивные стили и образование в Латинской Америке // Перспективы. 1989. - №3. - С. 123-132.

60. Лиферов А. П. Культурологическая составляющая интернационализации мирового образования. Рязань.: Из-во РГПУ, 1996. - 31 с.

61. Лиферов А. П. Глобальное образование путь к интеграции мирового образовательного пространства. - М.: Педагогический поиск, 1997. - 108 с.

62. Люсиер Р. К позитивным результатам через культурное разнообразие класса // Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1996. - Вып. 4. -С. 20 - 24.

63. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика. -1999.-№4.- С. 3-10.

64. Маккей У. Значение языков в современном мире // Перспективы. 1993.-№1.- С. 49-63.

65. Малькова 3. А. Актуализация проблем воспитания В США // Педагогика. -2000.-№7.-С. 79-89.

66. Малькова 3. А. Двенадцатилетняя американская школа: организация и особенности учебно-воспитательной деятельности. М.: ИТОП, 2000. -54 с.

67. Малькова З.А. Исторический урок американской школы // Педагогика. -1998. -№4.-С.99-108.

68. Малькова 3. А. Особенности организации педагогических научных исследований в США // Педагогика. 2002. - №6. - С. 89 - 95.

69. Малькова 3. А. Педагогическая система будущего: школьные реформы высокоразвитых стран // Советская Педагогика. 1990. - №12.

70. Малькова 3. А. Поликультурное образование как область научного знания // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру (Тезисы докладов 2 Международного конгресса 15-20 сентября 1998 года).

71. Симпозиум 4. Этнопедагогика и сравнительная педагогика. Поликультурное образование. Пятигорск, 1998. - С. 34 - 35.

72. Малькова З.А. Современная школа США. М.: Педагогика, 1971. - 367 с.

73. Малькова 3. А. США: поиски решения стратегических задач школы // Педагогика. 2000. - №1. - С. 82 - 92.

74. Малькова З.А. Тринадцать лет спустя: американская школа 96 // Педагогика. - 1996. - №5. - С. 102 - 110.

76. Мейер А. Студенты в борьбе за гражданские права // Америка. -1964. №92. - С. 44 - 47.

77. Митрохин J1. М. Негритянское движение в США: идеология и практика. М.: Мысль, 1974. - 199 с.

78. Миттер В. Многокультурное образование и междисциплинарный подход // Перспективы. 1993. - №1. - С. 37-48

79. Мор С. Иммиграционная политика США // Америка. 1993. - №437. - С. 27 - 29.

80. Наушабаева С. У. Проблема поликультурного образования в американской педагогике // Педагогика. 1993. - №1. - С. 104-108.

81. Никандров Н. Д. Школьное дело в США: перспектива 2000 // Педагогика. -1991.-№11.-С. 110-114.

82. Образование: скрытое сокровище. Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века. ЮНЕСКО. 1996.

83. Общественные перемены и культура мира. М.: Весь мир, 1998. -364 с.

84. Орфилд Г. Политика и справедливость: процесс реформирования системы образования США в 60 90-е годы // Перспективы. - 2000. -№4.-С. 132- 152.

85. Петрова С. Ф. Мультикультурное образование младших школьников. На примере школ Республики Саха (Якутия): Автореф. дис. . канд. пед. наук. Якутск, 2000.

86. Пилиповский В. Я. Поиски новой модели школьного образования в США // Педагогика. 1996. - №3. - С. 102 - 106.

87. Полонский В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований. -М., 1987.

88. Разумовский В. Г. Государственный стандарт образования супердержавы мира к 2000 году // Педагогика. 1993. - №3. - С. 92 - 100.

89. Ребер А. Большой толковый психологический словарь: В 2 т. Т. 1. М.: Вече-ACT, 2001.-592 с.

90. Реддинг С. Пассивность достаточно активна // Америка. 1963. -№87. - С. 2 - 6.

91. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1995. - 272 с.

92. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 х т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: БРЭ, 1993.

93. Ротберг А. Политика США в области двуязычного образования // Перспективы. 1988. - №2. - С. 125 - 142.

94. Сайпулаева Т. Ю. Содержание и методы гражданского образования в США // Педагогика. 2002. - №5. - С. 91 - 96.

95. Сепе Д. Родной язык, языковая политика и образование // Перспективы. -1985.- №1.-С. 61-74.

96. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.

97. Согрин В. США: общественно- политический портрет на исходе XX века // Мировая экономика и международные отношения. 1998. -№9.-С. 51-66.

98. Степанов П. В. Педагогические условия формирования толерантности у школьников подростков. Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М., 2002. - 25 с.

99. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.:ИП РАН, Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 320 с.

100. ЮО.Стингл М. Индейцы без томагавков. М.: Прогресс, 1984. - 453 с.

101. Суд над системой образования: стратегия на будущее / Под ред. У. Д. Джонстона: Перевод с англ. М.: Педагогика, 1991. - 264 с.

102. Супрунова Л. Л. Поликультурное образование в современной России: поиск стратегии // Magister. 2000. - №3. - С. 77 - 81.

103. Таланова Л. Н. Малая группа эффективная форма подготовки американского учителя // Педагогика. - 1994. - №3. - С. 107-111.

104. Тангян С. А. Культура и педагогика мира // Педагогика. 1999. -№4.-С. 3-14.

105. Тимофеев Т. Т. Проблемы культуры мира в контексте глобализации // От нетерпимости к согласию. М.: Весь мир, 1999. - С. 9 - 23.

106. Тлостанова М. В. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века. М: Наследие, 2000. - 396 с.

107. Торопова Е. Л. Дух американизма и маргинальная этничность // США. -1998.-№11.-С. 74-87.

108. ПО.Тэн.В. А. Иммиграционная политика США в XVII XX в.в. - М.: Диалог - МГУ, 1998. - 136 с.

109. Уткин А. И. Американская стратегия для XXI века. М.: Логос, 2000. -272 с.

110. Ушакин С. «Культура полифонии»: может ли пост советская педагогика стать постмодернистской? // Новые ценности образования. -М.: Инноватор, 1996. - Вып. 4. - С. 123 - 131.

111. Хенри У. Этнические проблемы в Америке // Америка. 1992. - №423. -С. 4 - 7.

112. Хиттен К. Культура и педагогика: о книге Янга Пэя «Культурные основы образования» // Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1996. - Вып. 4. - С. 104 - 122.

113. Хэпберн М. Опыт США: образец для подражания или рядовой пример? // Перспективы. 1992. - №1. - С. 98 - 109.

114. Цапенко И. Социально- политические последствия международной миграции населения // Мировая экономика и международные отношения.- 1999.-№3.-С. 52-63.

115. Чайклин С. Значение культурной идентичности в обучении учащихся, принадлежащих к культурному меньшинству // Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1996. - Вып. 4. - С. 25 - 33.

116. Чейз У. Рост этнических групп в больших городах // Америка. 1986. -№358.-С. 13-21.

117. Червонная С. Возможно ли единство во множестве // США ЭПИ. 1997.- №10.-С. 3-16.

118. Чертина 3. С. Плавильный котел? Парадигмы этнического развития США. М., 2000.-164 с.

119. Чуа Эоан X. Чужие в раю // Америка. - 1992. - №423. - С.11 - 14.

120. Шафикова А. В. Мультикультурный подход к обучению и воспитанию школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 1999. - 20 с.

121. ЮНЕСКО. Деятельность в области образования во всем мире. 1994.

122. Anderson J. Supporting the Invisible Minority // Educational leadership. 1997. - Vol. 54, №7. - Pp. 65 - 68.

123. Avery P., Walker C. Prospective Teachers" Perceptions of Ethnic and Gender Differences in Academic Achievement // Journal of Teacher Education. 1993. - Vol. 44, №1. - Pp. 27 -36.

124. Banks J. Cultural Diversity and Education: Foundations, Curriculum and Teaching.- Boston: Allyn and Bacon, 2001. 360 p.

125. Banks J., Cookson P., Gay G. & oth. Diversity within Unity. Essential Principles for Teaching and Learning in a Multicultural Society // www.educ.washington.edu/ coetestwebsite.

126. Banks J. Multiethnic Education: Practices and Promises. Phi Delta Kappa, 1977.-34 p.

127. Banks J. Multiethnic Education: Theory a. Practice. Boston: Allyn and Bacon, 1981.-326 p.

128. Barry N., Lechner J. Preservice Teachers" Attitudes About and Awareness of Multicultural Teaching and Learning // Teaching and Teacher Education. Vol. 11, №2. 1995. - Pp. 149 - 161.

129. Baruth L., Manning L. Multicultural Education of Children and Adolescents. Needham. 1992.

130. Bohn A. Will Multicultural Education Survive the Standards Movement? // The Education Digest. 2001. - Vol. 66, №5. - Pp. 17 - 24.

131. Bollin G. G. Using Multicultural Tutoring to Prepare Preservice Teachers for Diverse Classrooms // The Educational Forum. 1996. -Vol. 61, №1. - Pp. 68-76.

132. BUENO Center for Multicultural Education // http://www.colorado.edu/education/BUENO

133. Ceaser J. Multiculturalism and American Liberal Democracy // Multicultural ism and American Democracy. University Press of Kansas, 1998. - Pp. 139 - 156.

134. Center for Multicultural Education // http://depts .Washington. edu/centerme/

135. Chaves L. Civic Education in a Changing Society // Multiculturalism and American Democracy. University Press of Kansas, 1998. - Pp. 165 - 172.

136. A Community Guide to Multicultural Education Programs // http-.//eric-web.tc.columbia.edu/digest/dig98html.

137. Cornbleth C. Controlling Curriculum Knowledge: multicultural politics and policymaking // Journal of Curriculum Studies. 1995. - Vol. 27, №2. -Pp. 165 - 185.

138. Cox C., Badstone P-B. Crossroads: Literature and Language in Culturally and Linguistically Diverse Classrooms.- N. J.: Merril, 1997. -201 p.

139. Cummins J. The Ethics of Doublethink: Language Rights and the Bilingual Education Debate // Tesol Journal. 1999. - Vol. 8, №3. - Pp 13-17.

140. Cushner K., McClelland A., Safford Ph. Human Diversity in Education: An Integrative Approach. -N. Y., 1992.

141. Defining Multicultural Education // http://curry.edschool.virginia.edu/go/multicultural/

142. Dunn R. The Goals and Track Record of Multicultural Education // Educational Leadership. 1997. - Vol. 54, №7. - Pp. 74 - 77.

143. Edwards A. Let"s Stop Ignoring Our Gay and Lesbian Youth // Educational Leadership. 1997. - Vol. 54, №7. - Pp. 68 - 71.

144. Encyclopedia of Educational Research. Vol. 3. N. Y. 1992.

145. Encyclopedia of Special Education. A Reference for the Education of the Handicapped & Other Exceptional Children & Adults. Vol. 2. 1987.

146. Famularo Th. J. The Intellectual Bankruptcy of Multiculturalism // USA Today. 1996. - Vol. 124, №2612. - Pp. 42 - 44.

147. Fersh S. Integrating The Trans National/Cultural Dimension. - Phi Delta Kappa, 1993.- 42 p.

148. Fight Hate and Promote Tolerance // http://www.tolerance .org/teach/index

149. Fish L. Building Blocks: The First Steps of Creating a Multicultural Classroom // http://currv.edschool.virginia.edu/go/multicultural/

150. Gale Encyclopedia of Multicultural America. Vol. 1. Detroit, 1995. -730 p.

151. Garcia E. Understanding and Meeting the Challenge of Students Cultural Diversity. Boston, 1994. - 319 p.

152. Garcia R Education for Cultural Pluralism: Global Roots Stew. Phi Delta Kappa, 1981. - 34 p.

153. Glazer N. We Are All Multiculturalists Now. Harvard University Press. 1997.- 182 p.

154. Goldsborough J. Out of - control Immigration // Foreign Affairs. September - October 2000. - Pp. 89 - 101.

155. Gollnick D. M., Chinn P. C. Multicultural Education for Exceptional Children // http://www.ed.gov/databases/EtaC Digest/ed333620.html.

156. Gollnick D. M., Chinn P. C. Multicultural Education in a Pluralistic Society. 5th ed-n. New Jersey, 1998. - 364 p.

157. Gorski P. 10 (Self-) Critical Things I Can Do to Be a Better Multicultural Educator // http://currv. edschool .virginia.edu/go/multicultural/

158. Gorski P. Multicultural Philosophy Series, Part 1: A Brief History of Multicultural Education // http://www.mhhe.com/socscience/education/multi

159. A Guide to Curriculum Planning in Music. Madison, 1986.

160. Gutman D. В., Hickson F. The Development of Racial Prejudice in Children // Educational Practice and Theory. 1996. - Vol. 18, №1. - Pp. 3-14.

161. Guy Т., Schell I. Multicultural Education: Students Belief and Attitudes // Curriculum and Teaching. 1997. - Vol. 12, №2. - Pp. 3 - 13.

162. Hawaii Geographic Alliance Advanced Institute // http://www2.hawaii.edu/hga/Lessons/PNW/

163. Hillis M. R. Multicultural Education as a Moral Responsibility // The Educational Forum. 1996. - Vol. 60, №2. - Pp. 142 - 148.

164. Hoopes D. Intercultural Education. Phi Delta Kappa, 1980. - 38 p.

165. Jackson F. R. Ways to a Culturally Responsive Pedagogy // The Educational Digest. 1994. - Vol. 59, №6. - Pp. 46 - 49.

166. Levy J. The Multiculturalism of Fear. Oxford, 2000. - 268 p.

167. Lind M. The Next American Nation. N. Y., 1995. - 436 p.

168. Lynch J. Education for Community: A Cross Cultural Study in Education. - London: Macmillan, 1979. - 212 p.

169. Lynch J. Multicultural Education: Principles a. Practice. London: Routledge & Kegan Paul, 1986. - 230 p.

170. Lynch J. Prejudice Reduction and the Schools. London: Cassell, 1987.- 192 p.

171. Mason A. Ports of Entry. Ethnic Impressions. Orlando, Florida. 1984.- 139 p.

172. Melear C. Multiculturalism in Science Education // The American Biology Teacher. 1995. - Vol. 57, №1. - Pp. 21 - 26.

173. Montgomery County Public Schools // http://www.mcps.K12.md.us/

174. Multicultural Lesson Plans and Resources // http://www.cloudnet.com/~edrbsass/edmulticult.htm

175. National Association for Multicultural Education // http://www.nameorg.org/index.html

176. National Center for Educational Statistics. State Indicators in Education. . Washington DC. - 1997. - 262 p.

177. Nieto S. Profoundly Multicultural Questions // http://www.ascd.org/readingroom/edlead/0212/nieto.html

178. Olson J. S. The Ethnic Dimension in American History. N. Y., 1979.

179. Pangle L. Multiculturalism and Civic Education // Multiculturalism and American Democracy. University Press of Kansas, 1998. - Pp. 173 -196.

180. Pulliam J., Van Patten J. History of Education in America. New Jersey, 1995.-308 p.

181. Ramsey P. Teaching and Learning in a Diverse World: Multicultural Education for Young Children. N.Y.- London: Teachers College Press, 1987. - 224 p.

182. Rosado C. What Makes a School Multicultural? // http://curry .edschool .virginia.edu/go/multicultural/paper

183. Singer A. Reflections on Multiculturalism // Phi Delta Kappan. Dec. -1994.-Pp. 284-288.

184. Skutnabb-Kangas T. Linguistic Human Rights Are You Naive or What? // Tesol Journal. - 1999. - Vol. 8, №3. - Pp.6 -12.

185. Sleeter Ch. Restructing Schools for Multicultural Education // Journal of Teacher Education. 1992. - Vol. 43, №2. - Pp. 141 - 148.

186. Social Studies School Service // http://catal0g.s0cialstudies.c0m/c/

187. Successful К 12 Programs // http: //depts. washin gton.edu/centerme/mlp .htm

188. Taxel J. Multicultural Literature and the Politics of Reaction // Teachers College Record. 1997. - Vol. 98, №3. - Pp. 417 - 448.

189. Teacherlink. Units and Lesson Plans // http://teacherlink. ed. usu. edu/tlresources/units.

190. The Education of Minorities // International Review of Education. -1996. Vol. 42, №4. - Pp. 265 - 391.

191. The International Encyclopedia of Education. V. 7. Oxford, 1994.

192. The Is and Isn"t of Multicultural Education // http://currv.edschool.virginia.edu/go/multicultural/tools

193. The National Education Goals Report // http://www.ed.gov/pubs/goals

194. The Story of America. Vol. 1 Beginnings to 1877. 1992. - 757 p.

195. Valerie Ooka Pang Why Do We Need This Class? // Phi Delta Kappan. Dec.- 1994. - Pp. 289 - 292.

196. Vicky G. Multicultural Resources on the Internet. The United States and Canada. Englewood, Colorado, 1999. - 366 p.

197. Wayne State University College of Education // http://ted.coe.wayne.edu/sse/units

198. What"s Goin" On?: Trends a. Issues in American Education \ Ed. by H. E. Taylor. Needham Heights (Mass.): Simon & Schuster, 1998.

199. Wood J., Lazzari A. Exceeding the Boundaries: Understanding Exceptional Lives. 1997. - 654 p.

200. Research Lessons Library // http://www.learningspace.org/instruct/plan/

201. Yale New Haven Teachers Institute // http://www.cis.vale.edu/vnhti/curriculum/units

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Первоначально исследования по межкультурному общению были предприняты в США в связи с потребностью изучения проблем конфронтации различных расовых и этнических групп. Существование культурных различий, свойственных поликультурным обществам, не могло не отразиться на системе образования. Так, в последние годы в США очевидным является факт, что представители различных культурных и расовых групп должны научиться уживаться вместе и уважать различные культурные традиции. В результате, произошли изменения в подходах к обучению в школах, что привело к разработке поликультурного образования, включающего в себя уважение и признание языков и культуры всех этнических групп.

Будучи многонациональным, многоэтническим государством, США испытывают на себе влияние культурно-информационных преобразований и миграционных процессов, происходящих в современном мире. В этих условиях весьма актуальна проблема аккультурации, адаптации друг к другу представителей многочисленных культур, наций, рас, населяющих и прибывающих в страну.

Культурное многообразие является базовой ценностью американского общества, когда образование нацелено на развитие личности, обладающей творческим критическим мышлением, межкультурной компетентностью, социальным и глобальным видением.

Сегодня поликультурное образование возведено в ранг образовательной политики США, включено в перечень правительственных целей и программ в области образования (Акт о билингвальном образовании (Bilingual Education Act) (1968), Акт об образовании для детей с альтернативным развитием (Education for All Handicapped Children’s Act) (1975), Акт об образовании для бездомных детей и молодежи (McKinney-Vento Homeless Assistance Act) (1987) и др.). Вопросы поликультурного образования обсуждаются ведущими образовательными организациями: Национальным советом социальных исследований (National Council for the Social Studies – NCSS), Национальной ассоциацией образования (National Education Association - NEA), Национальным советом по аккредитации учителей (National Council for the Accreditation of Teacher Education - NCATE) и др. В 1990 г.создана специальная профессиональная организация - Национальная ассоциация мультикультурного образования (National Association for Multicultural Education - NAME), действуют исследовательские институты, центры, которые проводят многочисленные национальные и международные форумы по проблемам поликультурного образования.

В настоящее время среди университетов США, на базе которых созданы центры поликультурных исследований, ведущими являются Вашингтонский, Висконсинский, Массачусетский, Индианский, Калифорнийский, Хьюстонский университеты и университет Сан-Диего. Американский опыт в данной области заслуживает внимательного рассмотрения и тщательного анализа.



Во второй половине ХХ в. главной целью поликультурного образования в США выступает создание условий для получения качественного образования на всех уровнях всеми учащимися независимо от расовой, этнической, социальной, гендерной, культурной, религиозной принадлежности, а главной задачей – устранение всех форм дискриминации, в т.ч. по расовому признаку как основной причины неравенства в обществе. Акцент на идее расового равенства граждан поликультурного общества отличает американскую трактовку поликультурного образования от европейской, где на передний план выдвигается идея диалога культур.

Поликультурному образованию в США присуща эволюционная природа. Оно уходит корнями к этническим исследованиям афроамериканских ученых конца XIX – начала XX вв. и трудам по вопросам межгруппового обучения середины ХХ в., впоследствии трансформированного в межкультурное обучение, которое приобретает статус поликультурного в силу своей обращенности к проблеме гуманизации отношений между членами одной этнической общности, имеющими социальные, экономические, политические, религиозные, языковые, гендерные, возрастные различия.

Отсутствие универсального подхода к определению поликультурного образования среди американских ученых подтверждает его многоаспектный характер, который прослеживается в следующих направлениях:

Описательно-предписывающем, в рамках которого представлено описание этнокультурного многообразия США и предложены варианты удовлетворения образовательных потребностей учащихся различных этнических и культурных групп;

Действенно-реформаторском, предусматривающим внесение изменений в образовательную систему с целью правового закрепления новых отношений в обществе, основанных на признании ценности всех этнических и культурных групп, проживающих в США;

Процессуальном, подчеркивающим непрерывный характер поликультурного образования, который не позволяет сводить его только к отдельному курсу обучения или программе.

Поликультурное образование – это особый образ мышления, основанный на идеях свободы, справедливости, равенства; образовательная реформа, нацеленная на преобразование традиционных образовательных систем таким образом, чтобы они соответствовали интересам, образовательным потребностям и возможностям учащихся независимо от расовой, этнической, языковой, социальной, гендерной, религиозной, культурной принадлежности; междисциплинарный процесс, пронизывающий содержание всех дисциплин учебной программы, методы и стратегии обучения, взаимоотношения между всеми участниками учебно-воспитательной среды, а не отдельные курсы; процесс приобщения учащихся к богатству мировой культуры через последовательное усвоения знаний о родной и общенациональной культурах; вооружение учащихся умением критически анализировать любую информацию во избежание ложных выводов, формирование толерантного отношения к культурным различиям – качеств, необходимых для жизни в поликультурном мире.

К основным содержательным характеристикам поликультурного образования относятся : его антирасистская направленность; обязательность для учащихся всех этнокультурных групп; нацеленность на достижение социальной справедливости; непрерывность и динамичность; освобождающая, трансмиссионная, транзакционная и трансформационная природа, так как поликультурное образование позволяет человеку выйти за пределы своего культурного опыта, передает этнокультурные знания, обеспечивает взаимодействие с представителями разных культур, воспитывает гражданскую ответственность и политическую активность для воплощения в жизнь идеалов демократического общества.

Развитие системы поликультурного образования в США осуществляется по многим направлениям : 1) проникновение во все сферы основных форм социальной жизнедеятельности человека, расширяющее возможности индивида (гражданскую, профессиональную, семейную, личную); 2) переосмысление значения поликультурного образования в обществе (переход от одномерной трактовки поликультурного образования как отдельной учебной программы к его ассоциации с мировоззрением и особым поведением); 3) возведение поликультурного образования в ранг ведущего направления образовательной политики страны; 4) значительный рост числа цветных американцев среди студентов и выпускников вузов, преподавателей и учителей, администрации учебных заведений; 5) рост внимания к сфере педагогического образования (формирование у студентов умения извлекать пользу из культурного многообразия) и работе с семьями учащихся.

a) интеграция содержания - подразумевает умения учителя выбирать из материала этнического характера примеры, объясняющие учащимся ключевые понятия, теории и концепции конкретной дисциплины;

b) процесс конструирования знания – помогает узнать о влиянии стереотипов и предубеждений внутри конкретной дисциплины на процесс построения знания этой дисциплины. Данный аспект включает четыре подхода к анализу информации этнического характера и способу ее включения в содержание учебной дисциплины:

Контрибутивный и аддитивный подходы, не затрагивающие структуру и цели основной программы. В первом случае интеграция этнического компонента происходит на уровне отдельных личностей, элементов культуры или знаменательных событий в истории народа, а во втором – дополняется введением спецкурсов или разделов этнического содержания;

Трансформационный подход и подход «социальных действий», при которых цели и структура основной программы претерпевают существенные изменения. В первом случае учащиеся получают возможность увидеть исторические события не только глазами белых американцев, но и других этнических групп, а во втором – учатся принимать социальные и политические решения в рамках темы изучения;

с) устранение предрассудков - охватывает исследования, касающиеся методов и приемов, используемых учителем для воспитания у учащихся позитивного отношения к различным расовым, этническим и культурным группам;

d) педагогика равенства – акцентирует умения учителя использовать культурные особенности ребенка в качестве преимущества, а не недостатка;

e) школьная культура и социальная структура - поднимает вопрос о тесной взаимосвязи учебных ожиданий учителя от своих учеников и успеваемостью последних.

Большинство крупных стран мира относятся к многонациональным сообществам, поэтому проблемы мультикультурного общества сегодня крайне актуальны. Их решение видится сегодня в смене политики воспитания многоэтнического социума. Одним из первых нашло свое применение поликультурное образование в Канаде - стране, в которую ежегодно приезжают 250 000 иммигрантов со всего мира. Здесь практикуют билингвизм - обучение в учебных учреждениях проводится на двух национальных языках (французский, английский). Изначально «новые иммигранты» - лица, которые плохо владеют или вовсе не владеют вторым государственным языком, обучались по особой системе (разработана специальная модель погружения). А с конца 1990 г. г. поликультурное воспитание в Канаде приобрело государственные масштабы. Обусловлено это стремлением представителей этнических общин узнать собственную культуру.

Поликультурализм в канадском обществе

Канада - пожалуй, единственная страна мира, в которой сложилось толерантное отношение к лицам других национальностей. Здесь нет пренебрежения и религиозной дискриминации, отсутствуют расовые разногласия и конфликты. Нет ничего удивительного в том, что государственная политика поддерживает и популяризирует поликультурализм, ведь на территории Канады проживает огромный процент иммигрантов - каждый третий канадец во втором-третьем поколении иммигрант.

Принципы, действующие в обществе:

  • масштабная иммиграционная политика;
  • лояльное отношение и поддержка граждан другого культурного и этнического происхождения;
  • важность личностных и профессиональных качеств человека-иммигранта;
  • оптимальные условия для адаптации прибывших в страну;
  • широкие возможности для воспитания и образования иммигрантов в Канаде.

Особенности поликультурного образования Канады

В стране насчитывается свыше 300 учебных учреждений государственного типа, среди которых есть образовательные заведения, не уступающие по качеству получаемых знаний лучшим ВУЗам США и Великобритании. При этом каждое образовательное заведение приветствует прием иностранных студентов. Здесь им создаются максимально комфортные условия для обучения и воспитания, проживания и адаптации. Этим и отличается мультикультурное образование в Канаде от поликультурного обучения студентов в Австралии, США и Великобритании (страны, которые тоже поддерживают политику многонациональности социума).

Иностранным студентам и иммигрантам доступно:

  • получить диплом, который будет признан в большинстве стран мира;
  • претендовать на качественное и доступное образование. Стоимость обучения в ВУЗах и профильных заведениях Канады значительно ниже, чем в образовательных учреждениях аналогичного типа в США и Великобритании;
  • получить образование в самом престижном учебном учреждении страны - для иностранных студентов и иммигрантов нет ограничений.

Чтобы иметь возможность учиться в высших и профильных школах Канада, нужно подать заявление в понравившееся заведение и пройти отбор, а затем получить визу и разрешение на учебу. Помощь в выборе ВУЗа и программы обучения, сборе пакета документов для зачисления, получении визы и разрешения на учебу в канадском посольстве вам с радостью окажет наша компания. Специалисты проконсультируют вас по интересующим вопросам и облегчат регистрацию в образовательном учреждении.