Что такое добро и добрые дела. Что такое доброта - существует ли абсолютное добро? Значение слова «доброта»

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Всех нас с детства учат быть добрыми: помогать слабым, заботиться о стариках, не обижать животных и совершать хорошие поступки.

С этой целью люди придумали пословицы и поговорки о доброте, на которых было воспитано не одно поколение. Зачем это нужно? Чтобы сделать мир лучше.

Но к сожалению, это качество присутствует не у всех. Или присутствует, но в малой степени. Как его развить и что доброта дает людям – тема сегодняшней статьи.

Определение - что такое доброта

Что такое доброта простыми словами? Это желание делать другим приятно: совершать некие действия, которые вызывают у окружающих радость, благодарность и другие позитивные чувства. Это отзывчивость, и терпимость.

Важным критерием этого качества, на мой взгляд, является отсутствие корысти . То есть ты сделал что-то хорошее и тебе самому приятно от того, что кого-то порадовал. Ты не ждешь в ответ того же. Просто делаешь без какого-либо умысла и расчета.

Доброта – это душевное свойство, черта характера, личностное качество. Она либо есть, либо ее нет . Невозможно сегодня быть добрым, завтра пуститься во все тяжкие, став злодеем , а на следующей неделе снова стать добряком. Так не бывает.

Но ее можно в себе воспитать. На самом деле, это очень правильное и выгодное для человека качество, позволяющее получать от жизни и людей то, что они другим никогда бы не дали.

Недаром были придуманы сотни пословиц о доброте , которые в простой форме доносят до людей мудрость веков:

Но не надо путать его с крайностью, когда человек снимает с себя последние брюки. Чтобы помочь, иногда достаточно поддержать приятным словом, советом или улыбкой.

Добрый человек принимает людей такими, какие они есть, он их любит и не осуждает. Часто мы путаем это качество с , когда буквально заставляем других что-то делать, пытаемся их перевоспитать.

Нам кажется, что так будет лучше, но на самом деле заботимся только о своих чувствах. На эту тему есть отличное выражение «догнать и «причинить» добро ». Оно о том, что порой с самыми лучшими побуждениями мы, сами того не понимая, причиняем другим страдания.

Простой пример: мать, которая уверена, что сын женился не на той, всячески рушит его брак, строит козни, обижает и провоцирует невестку. В этой ситуации идут рука об руку: мать хочет, чтобы ее ребенок был счастлив, но мерит это счастье по себе, игнорируя интересы сына, тем самым делая плохо ему.

Нередко в таких ситуациях отношения между сыном и матерью сильно портятся, причем последняя остается в гордом одиночестве с верой в то, что воспитала неблагодарного отпрыска. Как думаете, можно назвать ее добрым человеком? Я думаю, нет.

И таких примеров масса. Поэтому, если вас ни о чем не просили, а вам хочется сделать что-то хорошее (на ваш взгляд), спросите себя: «Нужно ли это человеку ? О ком я сейчас забочусь – о нем или о себе?» А еще лучше – спросить напрямую у другого, нужна ли ему в данный момент ваша доброта.

Культивирование доброты и как стать добрым за 7 шагов

Как воспитать в человеке это качество? В отношении маленьких детей применяются разные способы: чтение пословиц о доброте, сказок и притч, демонстрация мультфильмов. Но если взрослый говорит одно, а потом пинает кошку на глазах у ребенка, то это вряд ли поможет (а скорее в голове ребенка).

Личный пример лучшее средство, чтобы что-то донести. Чему бы ни учили своих отпрысков, они все равно будут повторять ваши поступки. Поэтому чаще делайте хорошее.

В школе подросткам часто дают задание – «Что такое доброта», проводят уроки на эту тему и организовывают мероприятия, нацеленные на проявление этого качества.

А что же делать взрослому человеку, который давно вырос: он не учится в школе да и родители давно оставили попытки как-то его воспитать? Предлагаю вам «программу по взращиванию собственной доброты», состоящую из 7 этапов:


Добрые дела - это удел чудаков или «мягкая сила»

В свое оправдание злые и жестокие люди сочиняют множество «сказок», объясняющих, почему быть добрым – это плохо . Хотите вы того или нет, но это всего лишь работа ваших психологических защит, направленных на заглушение голоса , чтобы не чувствовать стыд и вину.

Какие бывают – приведу два самых распространенных:

  1. Доброта – это наивность. Данное утверждение связано с тем, что добрыми людьми часто пользуются в корыстных целях. Но погодите, разве нельзя воспользоваться другими людьми?

    Например, закомплексованным человеком, навешав ему медовых комплиментов? Или тем, кто помешан на деньгах, пообещав ему несметные богатства? От этого никто не застрахован.

    Я думаю, что доброта – это преимущество , позволяющее стразу разглядеть, кто находится рядом с вами. Это долгосрочное вложение, которое многократно окупается в противовес мелочной злобе, которая приносит одни проблемы в будущем. Быть добрым реально выгодно.

  2. Быть добрым, значит быть слабым, унижаться. С вами поступили плохо, а вы простили. В душу нагадили, а вы все равно относитесь к человеку хорошо. Не ответил агрессией на агрессию, значит, не смог за себя постоять, и это «унижение» и слабость – так думают многие, и зря.Давайте рассуждать. Сколько вам понадобится сил и стараний, чтобы кинуть в обидчика ответную гадость? Почти нисколько. А если сдержаться, постараться его понять, не реагировать на колкости? Думаю, это сложнее всего. Так где сила? Только реально сильный человек может позволить себе быть добрым.

Краткое резюме

В заключение отмечу, что быть добрым не так уж и просто. В мире, где человек человеку – волк, процветают эгоизм, отчуждение, эмоциональная глухота.

Материальные ценности стоят выше нравственных: из-за них чужими становятся даже самые близкие люди. Чтобы сделать мир лучше, каждый должен начать с себя, а не указывать на это другому.

Еще раз повторюсь (и мою мысль подтвердят сотни пословиц и поговорок на эту тему), что быть добрым (альтруистичным) — это очень и очень выгодная стратегия успешного выживания в любом обществе. Люди все замечают, помнят и обязательно воздадут вам должное. Ничем другим вы не сможете завоевать такого же расположения. Ничем!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Что такое милосердие и как развить в себе это качество Что такое тезис и примеры тезисов для сочинения Что такое добро (его суть) - взаимосвязь добра и зла Доброта и жестокость - как написать итоговое сочинение (подбор аргументов, темы и пример работы) Что такое характер человека - черты, виды, типы и сила характера Олицетворение - это искусство оживлять неживое
Альтруизм - что это такое и выгодно ли быть альтруистом Что такое социальные нормы - их виды и примеры из жизни Афоризмы - это сокровищница человеческой мудрости Что такое сострадание - преимущества его проявления в повседневной жизни Гуманный - это какой, что такое гуманность, кто такие гуманисты и каковы их отличительные черты

Что такое доброта в понимании людей – это стремление помочь, не ожидая и не требуя ответной благодарности. Такой взгляд на суть доброты является не совсем полным, так как рассматривать это весьма абстрактное понятие можно исходя из различных точек зрения.

Что такое добро и доброта?

Понятие «доброта» напрямую связано со словом «добро», хотя второе имеет несколько значений и может, к примеру, означать любые материальные предметы, принадлежащие человеку. Добро в нравственном плане – это деяния, направленные на благо. Доброта же – это качество, присущее человеку, который творит добро. Чтобы объяснить ребенку, что такое доброта, можно рассказать бескорыстном поступке незнакомца, перечислившего средства больному ребенку, о милосердии людей, помогающих бездомным животным.

Доброта - психология

В психологии человеческая доброта рассматривается среди . Считается, что маленький ребенок не знает что такое доброта, за редким исключением у него преобладает эгоцентричность. И если доброту в малыше не воспитывать, у него будут серьезные проблемы с социализацией. У взрослых доброта людей часто вызывает недоверие и сомнения в искренности. Помимо этого, многие индивиды полагают, что добрый человек слаб, и им часто пользуются.

В чем проявляется доброта?

Про бездеятельного человека нельзя сказать, что он добр, это качество обязательно должно подтверждаться поступками. В чем проявляется и что значит доброта:

  • забота;
  • внимание;
  • поддержка;
  • бескорыстность;
  • отзывчивость;
  • добросердечность.

Список этот далеко не полный, и очень часто сложно понять, добрый поступок или нет. В идеале доброта – это комбинация активной жизненной позиции, нравственности, силы, высоких моральных качеств, а также восприятий и эмоций. В своем наивысшем воплощении доброта встречается крайне редко, самыми распространенными примерами которой являются святые, подвижники, меценаты.


Что такое добро и зло?

Добро – бескорыстная помощь, стремление сделать мир лучше, зло – это сознательное причинение боли, ущерба. Качества антагонисты – доброта и зло – присутствуют в любом человеке. Даже самые благородные и благодетельные люди признают, что борьбу со злыми побуждениями приходится вести практически постоянно. Церковь дает этому явлению такое определение: если человек задается вопросом, существует ли добро и зло – он на пути к осознанию необходимости постоянной борьбы с темными силами, живущими в каждом.

Полностью искоренить зло, живущее в человеке нереально в силу двойственности его натуры. Да и не нужно, наверное. Без зла, темноты, трусости и других отрицательных качеств нереально понять, что такое любовь и доброта, свет, мужество. По этой причине к добру и доброте многие люди приходят, лишь преодолев некий , став старше и мудрее, выделив новые приоритеты.

Существует ли абсолютное добро?

Чтобы понять, что такое абсолютная доброта в жизни человека, следует обратиться к религии. К примеру, христианство. Можно сказать, что примером абсолютной доброты является Бог, однако он может намеренно насылать на человека болезни, испытания. Их цель – привести человека к вере. Как пример абсолютной доброты можно вспомнить Иисуса, который нес людям только благо и прощение, невзирая на зло, причиняемое ему.

Истинная и ложная доброта

Проявление доброты истинной в современном обществе встречается крайне редко. Гораздо чаще можно столкнуться с ложной добротой, когда хорошие благородные поступки совершаются с ожиданием ответной благодарности или из страха. Большинство людей считает, что если помогать страждущим, в нужный момент помогут и им. Кто-то боится отказать в просьбе коллеги или руководителя. Зачастую доброту творят напоказ – этим, как правило, «грешат» политики и другие публичные лица.

Нужна ли людям доброта?

К сожалению, люди больше ценят доброту, которая направлена на них, но зачастую избегают сами творить хорошие дела, поэтому вопрос, надо ли становиться добрым человеком, возникает все чаще. Да, доброго человека могут считать «слабаком», «подхалимом» и т.д., но применение доброте можно найти. Приютить бездомного щенка, донести сумки пожилому человеку, помочь инвалиду, не пройти мимо, если обижают слабого – все это не просто доброта, это бесценные проявления лучших качеств души человека.

Для чего нужна доброта?

Гораздо больше, чем нуждающимся, доброта души важна тому, кто совершает благие поступки. Сделав что-то бескорыстное и хорошее, человек ощущает поднятие эмоционального уровня, возвышается в собственных глазах. Спустя некоторое время он, скорее всего, захочет вновь испытать эти ощущения и будет сознательно искать того, кому нужна его доброта. Через добрые поступки душа будет становиться лучше и чище. Главная опасность в таком случае – не загордиться.


Как стать добрым человеком?

Развить такие качества как доброта и милосердие легче, чем может показаться. Доброта вовсе не означает постоянно самопожертвования, которое приводит к тому, что человеком начинают пользоваться, манипулировать. Нужно открыть источник доброты в своей душе, научиться видеть тех, кому помощь и доброта необходимы. Вот что такое доброта:

  1. Смотреть неравнодушным взглядом – первое условие доброты. Только так можно увидеть чьи-то надежды, потребности и страхи.
  2. Отдавать и забывать – второе условие доброты. Помнить добро должен тот, на кого оно было направлено и, в идеале, продолжить цепочку доброты, оказав помощь очередному нуждающемуся.
  3. Отличать истинные потребности от манипулирования – третье условие доброты. Только научившись различать нуждающихся от потребителей, можно избежать разочарования и «выгорания» и творить истинную доброту, исцеляющую душу.

Начинать творить добро можно с малого. С чего начать, чтобы осознать, что такое доброта:

  • самопознание – поняв себя, можно понять и других;
  • пример добрых людей – вспомнив индивидов, которые несут добро, нужно научиться у них отношению к себе и окружающим;
  • – это источник умственного, психического и физического здоровья;
  • привычка – выработав привычку творить доброту, человек заметит множество позитивных изменений в своей жизни;
  • отсутствие осуждения – судить человека и сплетничать о нем легче всего, для взращивания в себе доброты нужно научиться ему сочувствовать и сострадать;
  • извлечение уроков из ошибок – все люди несовершенны, нужно не заниматься самобичеванием, а извлекать уроки;
  • жизнь в настоящем – человеку, нуждающемуся в помощи, нужно не только сочувствовать, но предлагать реальную поддержку;
  • оптимизм, дружелюбие – эти качества помогают увидеть в людях лучшие черты.

Мораль руководит человеческим поведением с точки зрения противопоставления добра и зла. Мир разделяется в моральном сознании на доброе и злое, хорошее и дур­ное, похвальное с моральной точки зрения и заслуживаю­щее порицания. Все человеческие поступки оцениваются через эту дихотомию: чувство, мысль, намерение, деяние могут быть либо добрыми - соответствующими добру, либо злыми - исходящими из зла и к нему ведущими.

Поэтому добро и зло - фундаментальные категории этического сознания, от содержания которых зависят все иные этические представления.

Добро и зло - понятия высокой степени обобщения, это предельные полярные характеристики человеческого мира, выражающие фундаментальные установки мораль­ного сознания. Поэтому на первых подступах к раскры­тию их содержания мы сталкиваемся с ситуацией, когда о них почти нечего сказать. Добро есть добро... Мы все­гда ему рады. Зло есть зло, и никто его не хочет... Что тут добавишь? Казалось бы, все интуитивно ясно и в то же время трудно выразимо. Впрочем, так бывает со все­ми универсальными понятиями, которые выступают пред­посылками нашего мышления, неявными ориентирами сознания. Как же быть? Очевидно, надо дать рабочее оп­ределение интересующего нас понятия, а затем посте-

Пути добра и зла

пенно, шаг за шагом раскрывать его смысл, конкретизи­руя его в сопоставлении со смыслом других этических представлений.

Как же можно в самой общей форме определить добро?

Добро есть то, что оценивается положительно, рас­ сматривается как важное и значимое для жизни человека и общества. Добро есть то, что позволяет человеку и об­ ществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства.

Добро, таким образом, уже в первом приближении ас­социируется с жизнью, процветанием, полнотой бытия, гармоническим взаимодействием с окружающей действи­тельностью. Добро - это то, что хорошо, прекрасно и достойно всяческой похвалы.

К понятию добра очень близко по содержанию поня­тие блага, они нередко выступают как синонимы. В обы­денной речи оба слова характеризуют не только нравствен­ное поведение, но и материальный достаток. Мы гово­рим: «Он накопил много добра» или «Там было изобилие материальных благ». Однако сама положительная оценка вещей, продуктов и денег как благ основывается на бо­лее широком понимании добра (блага) как того, что ценно и значимо для людей.

Если в безрелигиозном сознании добро (благо) рассмат­ривается только как результат нашей оценки, т. е. неко­ей субъективной позиции, то в религии добро выступает характеристикой самого мира. Оно онтологично, задано Богом. Более того, Бог сам есть Благо, высшее из всех возможных благ, он - источник и средоточие человечес­кого ценностного мира. Таким образом, облик добра ока­зывается предзадан человеку, предпослан ему. Люди дол­жны не измысливать свои представления о добре, а искать и открывать их как объективно существующие. На этом пути они неминуемо придут к Богу как высшему благу.

Понятие добра соотносится с двумя другими понятия­ми - доброты и добродетели.

Лекция I

Добрым мы называем человека, который несет людям добро, понятое как любовь, помощь, благоволение. Доб­рый не бывает агрессивным и никогда насильно не навя­зывает благ, оставляя другим свободу выбора. Доброта - качество, выражающее себя в практической жизни, в поведении людей, она характеризует целостность лично­сти. Поэтому нельзя быть добрым в душе, но жестким, грубым, авторитарным в поведении. Такое поведение раз­рушает доброту. Доброта связана со способностью посту­питься собственными интересами и амбициями ради бла­га другого человека, она принципиально неэгоистична.

Добродетель не тождественна доброте. Добродетеля­ми мы называем нравственно-похвальные человеческие качества, а они в разных культурах и в разные эпохи су­щественно различаются. Так, например, главными доб­родетелями стоического мудреца были бесстрастие, стро­гость и безжалостность, мужество и неукоснительное вы­полнение долга. Гордость тоже относится к стоическим добродетелям. В противоположность этому ведущими христианскими добродетелями выступают смирение и не­избирательная сочувствующая любовь, которая обраще­на даже к врагам. А гордость - гордыня - напротив, причисляется к порокам.

В рамках одной и той же моральной системы разные добродетели выражают разные грани добра. Так, добро­детелями являются одновременно смирение и мужество, доброта и строгость, щедрость и бережливость, справед­ливость и великодушие. Добродетели не просто даны лю­дям, а воспитываются в них. Каждое общество и каждая культура вырабатывает ряд приемов, которые позволяют сформировать в членах сообщества эти высокоценимые моральные качества, которые необходимы для выжива­ния и развития общественного целого. Во всех культурах носителями наилучших добродетелей выступают народ­ные герои и святые.

Очень важно различать понятия добра и пользы. Дело в том, что начиная с XVII-XVIII вв. в Европе формиру-

Пути добра и зла

ется представление о морали как системе взаимной по­лезности. Между добром и практической пользой ста­вится знак равенства. Эти идеи получают развитие у ан­глийских авторов-утилитаристов XIX в. И. Бентама и Дж.-Ст. Милля, а затем воспроизводятся в новой фор­ме в философии американского прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Д. Дьюи).

В соответствии с этими взглядами, добро есть все, что полезно, т. е. все, что отвечает удовлетворению ка­кой-либо потребности человека. Полезно то, что прино­сит нам удовлетворение, удовольствие, счастье. В раз­ных ситуациях полезны разные вещи и разные способы поведения, поэтому и добро оказывается чрезвычайно разнообразным. В центре утилитаристско-прагматичес-кого понимания «добра-пользы» стоит партикулярный субъект, озабоченный удовлетворением своих потребно­стей. Он, в принципе, может желать и всем остальным удовольствия и счастья, но заботится в первую очередь о своем собственном благополучии, о добре для себя. Это равное пользе добро оказывается прежде всего совокуп­ностью материальных и социальных благ.

Сведение добра к пользе частного субъекта (человека или группы) размывает критерии между добром и злом. Действительно, для обретения неких благ и удовлетворе­ния своих потребностей может быть весьма полезно (вы­годно) кого-нибудь убить или ограбить. Это поможет до­стичь личной цели и получить искомое удовольствие - богатство или власть. Однако можно ли это назвать доб­ром? Хорошо ли подобное поведение? Может ли оно быть оценено безусловно положительно? Я полагаю, вряд ли. Точно так же может быть весьма полезным для себя уни­жать других людей, издеваться над ними, дабы удовлет­ворить свою желание доминирования и самоутверждения. Однако от добра такое поведение тоже очень далеко. Дело в том, что потребности людей весьма различны, они бы­вают извращенными, невротическими, и потакание им

Лекция 1

способно обернуться величайшим злом для окружающих. Говоря о пользе, мы всегда спрашиваем: «Для кого?»

В моральном сознании истинное добро - это то, что является добром для всех, для человечества как целого и для каждого индивида. Разумеется, такое добро очень аб­страктно в мире, где сталкиваются потребности, жела­ния и мнения. Идеал добра для всех - это регулятивная идея, нечто вроде стрелки компаса, указывающей направ­ление движения. Полезное для человечества может быть неполезным для меня. Так, например, обуздание своих низменных влечений - жадности, похоти, зависти - трудное и неприятное дело, но это добро для людей как рода: что было бы с культурой, если бы все стали пота­кать своим темным страстям? Наверное, люди уже истре­били бы друг друга в войне «всех против всех». Поэтому моральный человек укрощает свои эгоистические жела­ния, он в определенном смысле жертвует удовлетворени­ем собственных капризов, амбиций и хотений, следуя бла­гу социокультурного целого. Для всеобщего добра нередко надо отступиться от своего маленького добра, от своеко­рыстной пользы, добровольно принести их в жертву ин­тересам рода и этим помочь человечеству гармонизиро­вать социальные и моральные отношения.

Кроме вопроса «для кого полезно?», есть вопрос «для чего полезно?».

Полезно делать зарядку, чтобы быть здоровым. Зна­чит, целью и ценностью выступает не сама зарядка, а здоровье. Или полезно зарабатывать много денег. Для чего полезно? Чтобы обеспечить сытую жизнь, престиж или возможность в перспективе иметь свободное время. Но деньги выступают здесь лишь как средство для чего-то иного. Они не добро, а путь к тому, что мы в данном случае считаем добром, к каким-то иным ценностям, ко­торые никак лишь к деньгам не сводятся. Полезное по определению служебно, оно не цель, а средство. Вот по­чему добро и польза различны, хотя в ходе реальной жизни

Пути добра и зла

одни и те же вещи могут выступать для конкретных лю­дей и в качестве индивидуального добра (например, ма­териальное благополучие) и в качестве пользы (то же материальное благополучие как средство для творчества, познания, самореализации и т. д.).

В морали конкретных культур несомненным добром, которое не может быть сведено к полезности, выступают высшие ценности. Они самоценны, не утилитарны, на­против, все усилия индивида предпринимаются ради их снискания. В религиозной морали это единение с Бо­гом, спасение души, милосердное отношение к другим людям. За рамками религии высшими моральными ценностями являются гуманность, справедливость, лю­бовь. Высшей моральной ценностью может быть саморе­ализация человека, понятая как его гармоническое взаи­модействие с миром, творчество, благо Родины. Это те виды отношений, которые не приносят конкретной ма­териальной выгоды, практического преуспеяния. Напро­тив, ради них люди жертвуют многим другим.

Ради родной страны не щадят жизни, во имя любви отказываются от богатства, из гуманности не соглашаются на выгодные предложения, способные утеснить других.

Высшие ценности конкретных людей и конкретных культур различны, но в высокой морали добро всегда включает в себя лишь такие ориентиры, которые соеди­няют людей друг с другом и с универсумом как целым. Чисто эгоистические ценности не могут быть моральным добром. Даже там, где они не связаны с материальной, приземленной выгодой и полезностью, а выражаются в стремлении к абсолютной творческой уникальности или индивидуальном самоутверждении без учета других, они не могут быть признаны благими, так как, образно гово­ря, тяготеют к демонизму. Человек, сделавший высшей и неоспоримой ценностью собственную уникальность, ни­когда не уступит другим и ничем ради них не поступится, он всегда будет лелеять только свое несравненное «я». В

Лекция 1

конкретной ситуации он не будет добр, а будет неуступ­чив и зол, нарушая принцип безусловного благоволения.

Еще один момент, который отличает пользу от добра, это бескорыстие добра.

Полезное непременно должно принести благо лично мне или группе, с которой я себя идентифицирую. По­этому отношения полезности возмездны: я делаю кому-либо нечто полезное с расчетом на то, что получу адек­ватный ответ. Ваш на баш. При этом я боюсь продеше­вить и получить меньше, чем отдал. Отданное другим благо должно тут же ко мне вернуться, потому что цель всей «операции» - стяжание полезного для себя. Это практично и рационально, это даже здорово и удобно, но это не добро.

Добро, поскольку оно не гонится за ублажением эгои­стического интереса, имеет возможность быть щедрым и не требовать моментального вознаграждения. Точнее, оно вообще не требует вознаграждения, а может лишь наде­яться на него. Потому настоящее добро возможно делать только при условии большого душевного богатства. Что­бы безвозмездно и щедрой рукой отдавать другим благо­воление, заботу, внимание, любовь, надо все это иметь в изобилии и не бояться, что, истощившись, сам останешь­ся без ничего. Правда, народная мудрость говорит, что тому, кто щедро делает добро, в ответ тоже многое при­бывает, чем больше отдаешь - тем больше получаешь. И все-таки рассчитывать на это нельзя. Истинное добро творится без расчетов, из самой потребности изливать лю­бовь, дарить ее миру и людям.

Таким образом, будучи связанными между собой, доб­ро и польза весьма различны.

    ДО́БРО , нареч. Ласково, приветливо. Елисеев остановился, очень добро посмотрел вверх и улыбнулся. Емельянова, Взятие Познани.

    ДОБРО́ 1 , -а́, ср.

    1. Все положительное, хорошее; противоп. зло. Меж ими все рождало споры И к размышлению влекло: Племен минувших договоры, Плоды наук, добро и зло. Пушкин, Евгений Онегин . Добро торжествует у него над злом, слабый всегда побеждает сильного, мудрый глупого. Чехов, Скучная история. || То, что хорошо, полезно, приятно; удача, успех. Нет худа без добра. Пословица. - Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург. Пушкин, Капитанская дочка . Не добром кончится это дело. Куприн, Лесная глушь.

    2. Хорошее, доброе дело; поступок, приносящий пользу. Помнить добро. Сердце у него доброе и любящее, но из всего видно, что добро он всегда будет делать не столько по влечению сердца, сколько потому, что надо делать добро. Добролюбов, Когда же придет настоящий день? Старик честен, внимателен к мужику, не только наживает, но и добро делает, помогает и т. д. Гл. Успенский, Очерки переходного времени.

    3. собир. Разг. Имущество, вещи, пожитки. Все было готово к нашему отъезду; я не хотел более медлить. Добро наше все было уложено в старую комендантскую повозку. Пушкин, Капитанская дочка . Везде по улицам грудами валялось вытащенное из домов добро. Мамин-Сибиряк, Хлеб . Стада тучнели, И закрома ломились от добра. Кедрин, Колокол. || (с мест.: „такое“, „это“). Ирон. О чем.-л. негодном, мало нужном. [Никита:] Ну, этого добра [табаку] у нас --- нет; барин уж с полгода, как перестал курить. Писемский, Ипохондрик.

    Поминать добром см. поминать .

    Не к добру - 1) о чем-л., что может грозить неприятными последствиями; 2) (устар. ) предвещает дурное.
  • ДОБРО́ 2 .

    1. безл. в знач. сказ. Разг. Хорошо. Подрядчик запрягал лошадь. Затягивая супонь, он повернул к плотникам покрасневшее от напряжения лицо и одобрительно сказал: - Явились, артельщики? Ну и добро! Вс. Иванов, Партизаны.

    2. в знач. утвердительной частицы. Устар. и прост. Ладно, хорошо; так, пусть будет так. - Добро, - сказал он ей после некоторого молчания, - жди себе кого хочешь в избавители, а покамест сиди в этой комнате. Пушкин, Дубровский . [Чацкий:] Я досказал. [Фамусов:] Добро, заткнул я уши. Грибоедов, Горе от ума . - Добро, - сказал князь, когда выслушал он Улики царьградского мниха, - Тобою, отец, я теперь убежден. А. К. Толстой, Песня о походе Владимира на Корсунь.

    3. (в сочетании с частицей „бы“) в знач. условного союза. Разг. Употребляется при противопоставлении и соответствует по значению словам: если бы еще , пусть бы . - Какой осел! Добро бы было в гору Или в ночную пору, - А то и под гору, и днем! И. Крылов, Обоз . - И добро бы жару, горячности, любви не было - есть, братец, есть все это! Салтыков-Щедрин, Губернские очерки. Добро бы я был ни на что не умелый. Добро бы какой незадачливый я. Но слава моя до Москвы долетела. И всюду работа известна моя. Твардовский, Соперники.

    Добро пожаловать - вежливое приглашение. [Ихарев:] Добро пожаловать, господа, карты на столе. Гоголь, Игроки. Старик задержал руку гостя в своей широкой руке и громко сказал: - Добро пожаловать, Петр Иванович! Саянов, Небо и земля.

    Дать (или получить) добро на что (спец. ) - дать, получить разрешение, согласие. В 16 часов 22 сентября из штаба форта мы получили «добро» на выход в море. Колышкин, В глубинах полярных морей.
  • ДОБРО́ 3 , -а́, ср. Устарелое название буквы „д“.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

Добро в христианстве

В христианстве самым главным представителем добра - или даже источником самого этого понятия - считается Бог . Объективным критерием добра (также как и блага) является соответствие его воле Божией.

Христианство рассматривает зло не как самостоятельная сущность, но как умаление добра. Источником зла является злая воля разумных и свободных существ, уклонившихся от пути добра и впавших в противление Богу. Первым это сделал верховный ангел Люцифер (слав. Денница), ставший в результате Сатаной (Диаволом). Увлечённые им в падение ангелы стали демонами , которые видят смысл своего существования во вражде с Богом, и уже не могут покаяться и снова начать творить добро.

Евангельское добро

В Евангелии добро - прежде всего дела милосердия. Различают дела милости телесной – накормить голодного, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или заключенного (Мф. 25:35-36), и милости духовной – обратить грешника от его ложного пути - спасти душу (Иак. 5:20).

Также в христианстве утверждается, что никакое, даже самое малейшее добро, в конечном итоге не останется без награды от Бога (Мф. 10:42, Мк. 9:41).

Добро в индуизме

Когда чакра внезапно закрывается (например, при потере близкого человека или предательстве, когда чувствуется постоянный холод в солнечном сплетении), то человека посещают мысли о самоубийстве. Тогда для открытия чакры вновь надо найти способ как сделать кому-нибудь добро. Если это невозможно, то человек отказывается от пищи, через несколько дней наступает истощение, и организм человека (сопротивляясь его чувствам) активизирует чакру выживания - Муладхару

Добро в исламе

Понятие добра в культуре

Одна из расхожих (ироничных) фраз, касающихся добра : «Добро должно быть с кулаками». Фраза приписывается М. Светлову , который сообщил её нескольким поэтам с просьбой написать стихотворение, начинающееся на эту строчку. Самое известное стихотворение написал Станислав Куняев :

Добро должно быть с кулаками
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро…

Другим примером является фраза «победа сил добра над силами разума», отражающая скепсис по отношению к христианской оценке добра.

Добро является критерием оценивания, абстракцией. Под добром мы понимаем стремления человека, его культуру. Культура и понятия добра и зла тесно связаны. Если культура - это «возделывание» - а сейчас мы понимаем под этим богатство результатов человеческого труда и развития, то одно из направлений этого развития - это добро, другое - зло.

Примечания

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Добро (философия)" в других словарях:

    Нормативно оценочные категории морального сознания, в предельно обобщённой форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно положительное, благо, а с другой нравственно отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах… … Философская энциклопедия

    Течение в философии кон. 19 нач. 20 в., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как основополагающую основу мира. К этому течению относятся разные по типу философствования мыслители: Ф. Ницше, В. Дильтей, А. Бергсон, О. Шпенглер, Г.… … Философская энциклопедия

    В широком смысле слова, как благо, означает, во первых, ценностное представление, выражающее положительное значение ч. л. в его отношении к некоторому стандарту, во вторых, сам этот стандарт. В живой речи слово «Д.» употребляется для обозначения… … Философская энциклопедия

    Раздел философии, дающий филос. интерпретацию исторического процесса. Элементы филос. осмысления истории содержались еще в антич. филос. и историографических работах. В Средние века филос. исследование истории не отделялось сколько нибудь ясно от … Философская энциклопедия

    Учение русского философа Николая Фёдорова. При жизни Н. Ф. Фёдоров, избегая известности и не желая получать деньги за свои сочинения, печатал свои статьи под псевдонимами или не печатал вовсе, давая на прочтение в рукописном виде. Название… … Википедия

    ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ период в развитии философской мысли (17 19 вв), давший созвездие выдающихся мыслителей различных стран и народов При всей уникальности творческого вклада каждого из них можно вьщелить главные идеи и… … Философская энциклопедия

    Философские воззрения башкир и философская наука в Башкортостане. Содержание 1 … Википедия

    Представления русского человека об общих основах бытия, Боге, мироздании и познании. Главным понятием русской философии с древнейших времен является душа и связанные с ней духовно нравственные категории. Русская философия это прежде всего… … Русская история

    Философия религии - значимая составная часть рус. философской мысли на протяжении всей ее истории. Конкретное содержание этой составной части постоянно обогащалось, сама разработка проблем Ф. р. осуществлялась с различных мировоззренческих позиций. Проблематика Ф … Русская Философия. Энциклопедия

    ДОБРО - важнейшее этическое и метафизическое понятие, предельное основание нравственной деятельности человека, высшая и наиболее общая положительная ценность. По происхождению понятие «Д.» тесно связано с онтологической идеей наличия объективного благого … Православная энциклопедия