Что может малыш в 6 месяцев. Долгожданные шесть месяцев: что должен уметь полугодовалый ребенок. Как играть с полугодовалым малышом

По окончанию этого месяца вы отпразднуете первый юбилей вашего малыша - полгодика. Ребеночек очень изменился за это время. Вы подружились, понимаете, друг друга, знаете его вкусы, что именно он хочет в этот момент, какое у него настроение.

На шестом месяце вес ребенка увеличивается в среднем на 600-650 г, то есть каждую неделю малыш набирает по 140 г.

Ребенок больше двигается, чем в прошлом месяце. Никто не может научить ребенка ползать на полу, пока он сам не поймет какие движении ручками и ножками нужно делать. В своем стремлении к ползанию, малыш руководствуется безусловным интересом: быстрее самому доползти к интересной игрушке, чем думать какими же звуками объяснить маме дать ему эту самую игрушку или предмет. Как правило, в этом месяце малыши начинают ползать. Самая любимая методика ползания у деток - это ползание «на животе».

Малышу, в возрасте шести месяцев, все еще сложно ползать классическим способом, с помощью вытянутых ручек и коленок. Но некоторые детки могут использовать и этот способ. В основном сначала, получается, ползти назад - «рачком». Но, есть уникальные детки, которые умеют ползать своим уникальным способом - «колобком». Они просто переворачиваются со спины на животик, потом с животика на спинку через другую сторону - и так через всю комнату. Это занятие для малыша становиться любимым видом спорта. Не мешайте! Может перед вами будущий гимнаст или гимнастка! Кроме того, это своего рода прекрасный массаж.

К концу шестого месяца большинство деток могут самостоятельно, полноценно сидеть. «Полноценно» - это когда ребенок сидит с ровной спинкой без прогибания туловища в сторону или вперед. Но, дорогие родители, не пробуйте выровнять спинку ребенка самостоятельно. Если она остается круглой, значит, время сидеть, пока еще не пришло. Не волнуйтесь, у всех деток по-разному. Одни малыши готовы садиться уже в 5,5 месяцев, другие ближе к 7 месяцам. Если в возрасте 7 месяцев спинка ребенка остается круглой и по-прежнему не может сидеть без поддержки, следует обратиться к врачу-педиатру. Причиной этого может быть снижение тонуса мышц спины, например, в связи с , или же с заболеванием нервной системы. Если с рождения ребенок отстает в психомоторном развитии, то навыки сидеть у него тоже появятся позже.

Очень часто в возрасте 6 месяцев у деток появляется желание «ходить». Конечно с вашей помощью. Счастливые родители с гордостью сообщают об этом достижении. Но, обратите внимание, как в коленках выгибаются ножки, стопочки тоже выворачиваются наружу и это есть не правильным в формировании будущих навыков ходьбы. Более того, иногда такая «ходьба» может задерживать или искажать появление нормальной, хорошей ходьбы. Дело в том, что мышцы гомилок, бедер и тазового пояса еще не полноценно развиты, для того чтобы обеспечить правильную технику ходьбы. В этом возрасте рекомендуются «прыжки» и «танцы», к которым малыш может проявить желание. Такие занятия не только улучшат настроение ребенка, но и будут тренировать все группы мышц, которые берут участие в ходьбе. Поэтому, обязательно включите эти упражнения в ежедневный комплекс гимнастики малыша.

Можно использовать «ходунки». Беря во внимание, что малыш может передвигаться, ползая или с помощью «ходунков», нужно следить за безопасностью. Это касается розеток, горячих нагревательных приборов, цветов на высоких подставках и т.д. Желательно выделить отдельную комнату для малыша, если такой возможности нет, сделайте в данной комнате временные преграды. Особое внимание следует обратить на ступеньки. Помните, что они очень привлекают внимание ребенка.

Поскольку, ребеночек уже может передвигаться в «ходунках», разместите на безопасный уровень все острые, дорогие, мелкие и стеклянные предметы. Спрячьте все лекарственные препараты! Очень жаль, что именно в этом возрасте детский интерес приводит к тяжелым химическим ожогам и медикаментозным отравлениям.

В этом возрасте ребенок интуитивно или поверхностно начинает понимать разные эмоции. Помните, что высокие тона ваших реплик и ссоры между взрослыми, не только настораживают, пугают, но и раздражают вашего малыша. Ребенок получает общее впечатление об эмоциональности общения родных через выражение их лиц, громкости разговора, интонации.

Именно сейчас малыш самым лучшим образом проявляет всю гумму своего настроения. Вы редко когда сможете объяснить, почему ваша доченька или сыночек, только что улыбалась, а теперь стала очень серьезной. Дело в том, что малыш научился переключаться с одного предмета на другой, при этом каждое новое впечатление проявляется новой эмоцией. Диапазон новых навыков расширяется с каждой неделей. И, теперь вы уверенно можете рассказывать своим подругам, у которых есть малыши такого же возраста как у вас, какой умный ваш ребенок и сколько всего нового он умеет делать.

В шестимесячном возрасте малыш начинает формировать свой пассивный словарик. Все предметы, которые вы называете, он запоминает и, со временем, при назывании их в слух, малыш будет смотреть именно на эти вещи.

Ребеночек и дальше продолжает изучать ваше лицо. Его маленькие пальчики прикасаются к вашим глазам, носу, рту… Малыш начинает понимать, что он и вы - это два разных человека: если себя дергать за волосы, то становится больно, а если маму, даже если сильно, почему-то не болит!

С 6-месячным малышом нужно как можно больше разговаривать - во время кормления, купания, одевания, чтобы малыш чувствовал ваше внимание и заботу. Укладывая ребенка спать, пойте ему колыбельные песни. Предлагайте малышу слушать разнообразные музыкальные произведения - тихую спокойную музыку. Называйте ребенка по имени и при этом отходите от него на разные расстояния.

Не все дети к 6 месяцам начинают сидеть, и в этом нет ничего страшного - каждый ребенок развивается индивидуально. Не обкладывайте вашего малыша подушками, потому что этими действиями вы не поможете ему быстрее присесть, а наоборот ограничите его двигательную активность, а пассивное положение ребенка без движений будет негативно отражаться на его развитии.

Большинство родителей пытаются подытожить этот период и сделать выводы, о том, что ребенок должен быстрее «пойти», потому что начал сидеть чуть ли не в 5 месяцев, хорошо прыгает, ползает и т.д. Не стоит! «Раньше» или «позже», об этом вам не скажет ни одна книжка. Все зависит только от вас!

Самым любимым занятием карапуза есть игра, обязательно с вашим участием. Он постоянно стремиться к общению: движениями, звуками, взглядом. Если вы от него отвернетесь или будете уделять внимание экрану телевизора, он очень расстроиться.

В возрасте 6 месяцев, вы должны посетить детскую поликлинику для проведения вашему малышу 3-й профилактической прививки. Вы можете задать вопросы врачу по поводу массы ребенка, роста, соответствия навыков малыша его возрасту, необходимости осмотра его другими специалистами.

После того как врач оценит состояние здоровья ребенка, можно обговорить дату проведения третей иммунизации вакциной АКДС и против полиомиелита.

Именно на шестом месяце у большинства малышей начинают прорезаться первые зубки. Помните, что точного времени появления первого зубчика нет. У всех деток по-разному. Для кого-то этот процесс начинается в 4 месяца, у других - в 9-10 месяцев. Этот срок зависит от наследственной склонности ребенка. Спросите у родителей, когда у вас появился первый зубчик, у мужа, у родственников.

Напомним, что сроки появления зубов не влияют на их последовательность. У большинства детей их порядок остается одинаковым. Первыми появляются 2 нижних средних резца, следующими - 4 верхних резца, а потом 2 нижних боковых резца. Первые 8 передних зубов. Прорезание зубчиков длительный процесс и детский организм за долго до появления зубов (за 3-4 месяца) начинает реагировать на изменения. Поэтому, наберитесь терпения на 2-2,5 года. За это время у малыша должно появиться целых 20 зубов.

Общие признаки прорезания зубчиков, характерные для многих детей:

  • повышенная температура тела (до 37-38 грудусов по Цельсию);
  • увеличение выделения слюны;
  • отказ от еды;
  • жидкий стул;
  • сосание нижней губки.

На сегодняшний день есть много способов, с помощью которых вы можете облегчить появление зубов. Вот некоторые из них:

  • специальные резиновые игрушки - «грызунчики», которые наполняются холодной водой из холодильника, но не с морозильной камеры. Холод снимет раздражение и устранит боль на деснах;
  • в аптеке можно приобрести препараты, в которые содержат вещества местной анестезии. Использование таких препаратов уменьшает чувствительность десны в том месте, где прорезывается зубчик.

Навыки и достижения

Физические навыки:

  • ребенок набирает в весе 600 - 650 гр. за месяц, или по 140 г каждую неделю;
  • в среднем за весь период (с 1-го по 6-й месяц) ребенок вырастает на 15–16 см.

Сенсорно-моторные навыки:

  • может сидеть, держать ровно спинку без помощи взрослых;
  • становится на коленки и пробует ползать, опираясь на вытянутые руки;
  • выгибается и оборачивается, во всех возможных направлениях;
  • ребенку нравиться играть едой с помощью ложки, игрушки, пальчиков или язычком;
  • кроха может держать в руках чашку;
  • свободно оборачивает головку во все стороны;
  • ребенок может садиться самостоятельно, поворачиваясь со спины на бок;
  • вкусовые ощущения усовершенствуются, появляются «любимые» и «не любимые» блюда и прикормы.

Интеллектуальные навыки:

  • ребенок не только смотрит на два разных предмета - он может их сравнивать;
  • у ребенка есть разные эмоции, может быстро менять настроение;
  • любит наблюдать за предметом, который двигается (машина, мячик, человек);
  • увеличивается количество звуков, «удачных» по произношению, а также объединение их в слоги.

Социальные навыки:

  • малыш смеется и «хихикает», если ему, что-то нравиться;
  • эмоционально проявляет удовлетворение или неудовлетворение чем-либо;
  • улыбается, когда видит свое отображение в зеркале;
  • беспокоится, если рядом находиться чужой, незнакомый человек;
  • ребенок оборачивается на голос, когда слышит свое имя;
  • перестает плакать, прислушивается или подпевает, когда слышит музыку.

Режим дня

Режим дня ребенка в этом месяце остается таким как в предыдущем месяце: сон-кормление-активный период-сон и т.д. Днем малыш спит 3-4 раза по 1,5-2 часа, при этом дневной сон обязательно должен быть на свежем воздухе. Ночной сон длится около 10,5-11 часов.

Ребенок к шести месяцам больше бодрствует - около двух часов после дневных кормлений, и час - после последнего. С каждым днем он становится все активнее. В это время с ним нужно играть, гулять на улице, делать массаж и гимнастику.

Ваш малыш начинает обращать больше внимания на игрушки и конечно же хочет чтобы вы общались с ним - это для него очень важно. Пробуйте оставлять малыша одного в окружении игрушек на некоторое время.

Во время, когда малыш не спит, занимайтесь с ним массажем, гимнастикой, учите ползать, переворачиваться, дотягиваться до игрушки и просто играйте, чередуя разные игрушки по цвету, форме, звучанию.

Температура воздуха в комнате ребенка не должна превышать 21-20 °С. Систематично проветривайте комнату, с использованием сквозного проветривания. Летом держите форточку постоянно открытой можно прикрывать ее только на ночь.

Гуляйте с ребенком на улице два раза в день при температуре воздуха от +30 °С до -12 °С. Летом по 2,5-3 часа и зимой - по 2 часа в день. Не оставляйте малыша на улице без присмотра.

Купать ребенка все еще необходимо каждый день. Температура воды 35- 35,5 °С, длительность ванны 8-9 минут. После купания ребенка нужно облить водой, температура которой 34- 35 °С. Кроме гигиенических ванн, каждое утро умывайте лицо малыша и чистите носик и ушки.

Следует подмывать малыша теплой протечной водой, каждый раз, после того, когда он «сходил в туалет».

Продолжайте заниматься гимнастикой и массажем. В комплекс массажа и гимнастики входят такие упражнения как движения руками с обниманием тела, сгибание и разгибание ног вместе, поворот со спины на живот за правую руку, массаж спины, «ширяние» в положении на животе, массаж живота, сгибание и разгибание рук попеременно, поворот со спины на живот за левую руку, упражнения, стимулирующие к ползанью. Этот комплекс следует проводить каждый день на протяжении 10 минут, с повторением каждого упражнения по 5 -7 раз.

Питание ребенка

С введеним прикорма в дневной рацион ребенка часы кормлений распределяются следующим образом: 6.00; 10.00; 14.00; 18.00; 22.00. - пятиразовое питание с периодами в четыре часа, интервал между ночными кормлениями - 8 часов.

В этом возрасте нужно продолжать или молочной высокоадаптированной смесью. Ассортимент фруктовых соков и фруктовых пюре увеличивается. Возьмите себе за правило - не совмещать разные соки и пюре в один день. Сегодня даете яблочный сок, завтра - банановое пюре, послезавтра - сливовый сок и т.д. Это делается, для того чтобы, во-первых: избежать дополнительной нагрузки на желудочек малыша и, во-вторых: определить реакцию организма на новый продукт.

На шестом месяце одно кормление полностью заменяется прикормом - овощным пюре или кашей (в соответствии с рекомендациями вашего педиатра о ). В этом месяце в питание ребенка нужно ввести яичный желток (куриный). Для этого варят вкрутую яйцо (не менее 15 минут), достают желток и растирают его с материнским молоком или со смесью, дают ребенку перед кормлением. Рекомендуется добавлять желток в овощное пюре, для того чтобы блюдо прикорма (овощное пюре) стало более рациональным, а витамины, которые находятся в желтке, лучше усваивались. В рацион малыша яичный куриный желток вводят в количестве 1/4 желтка и постепенно доводят порцию до 1/2 желтка. Желток не вводят в рацион детей с аллергичными заболеваниями.

Новый продукт или блюдо нужно давать маленькому ребенку небольшими порциями, чтобы у малыша была возможность распробовать еду, которую вы ему приготовили, и привыкнуть к ее вкусу. Особенно если до этого он знал только вкус маминого молочка!

Примерная схема вскармливания ребенка на 6 месяце жизни предоставлена в таблице.

Если малыш каждый месяц много набирает в массе, подкорректируйте его дневной рацион: количество овощного пюре и сырых фруктов увеличьте, и сократите объем высококалорийных блюд (молочные каши). Но если ребенок каждый месяц не добирает в массе около 300-400 г, то в его дневное меню можно добавить сливочное и подсолнечное масло, подобрать калорийную кашку и готовить пюре из разных овощей.

Выражение «Когда я ем, я - глух и нем» не о вашем малыше в этом возрасте. Дело в том, что принятие еды становиться самой приятной игрой карапуза. Если у вас есть время, достаточный объем еды и относительно чистая одежда малыша, хоть иногда организовывайте ему такую игру. Вы увидите - с каким удовольствием ребенок тестирует все то, что есть на тарелке! Сначала одним пальчиком, потом пятью, а затем и ротиком.

Малышу (а, возможно, и вам) эта игра принесет много радости и новых открытий: оказывается, овощное пюре прекрасно растирается по столу, а чай или сок, почему-то оставляет мокрый след на столе или целую лужу. Для вашего карапуза это просто захватывающе занятие!

В настоящее время педиатры советуют в соответствии с протоколами ВОЗ первые 6 месяцев кормить ребенка только грудным молоком. Здоровому, нормально развивающемуся малышу, получающему материнское молоко, только в 6-месячном возрасте, согласно рекомендации ВОЗ, нужно начинать вводить прикорм.

Можно назвать несколько причин с 6 месяцев:

  • Во-первых, малыш уже более продолжительно бодрствует, самостоятельно сидит, а значит, и энергии тратит больше. Только грудное молоко не в состоянии обеспечить ребенка всеми необходимыми питательными веществами и витаминами.
  • Во-вторых, его пищеварительная система уже лучше сформирована, чем в первые месяцы жизни, и может уже переваривать и другие продукты, кроме материнского молока. Новые продукты будут способствовать дальнейшему развитию моторики системы пищеварения и выработке ферментов.
  • В-третьих, у ребенка в этом возрасте проявляется интерес к пищевым продуктам взрослых в процессе познания мира. Интерес к еде (малыш тянет ручки к посуде и продуктам, как бы «попрошайничает») не является в данном случае проявлением голода, это стремление к подражанию взрослым. Оно поможет приучить малыша к более сложным по структуре продуктам.

По достижении полугодовалого возраста ребенка следует постепенно переводить на 5-разовое кормление с 4-часовыми промежутками между кормлениями.

Некоторые мамы считают, что если , то можно начинать прикорм и с 2–3-месячного возраста малыша. Это неправильная точка зрения. Пищеварительная система младенца не в состоянии переварить, кроме маминого молока, другие продукты. При недостаточной лактации педиатр должен подобрать ребенку .

С чего начинать прикорм при грудном вскармливании?

Если ребенок не маловесный, прикорм лучше начать с монокомпонентного овощного пюре.

Выбор первого блюда для прикорма зависит от состояния малыша. Можно начинать прикорм с или фруктового (если нет аллергии) пюре. Такое первое блюдо лучше выбрать, если у крохи склонность к . Если ребенок , то можно первым видом прикорма выбрать – гречневую, кукурузную, рисовую.

Первая доза нового блюда должна быть небольшой, примерно 0,5 ч. л. (или даже четверть). Дать новую пищу ребенку нужно сначала, пока он голоден, а потом докормить грудью. Очень постепенно разовая доза увеличивается, чтобы довести в течение 2 недель до 150 г, т. е. полностью заменить одно грудное кормление.

После доведения порции нового продукта до максимально рекомендуемого объема малышу начинают вводить другой продукт в виде прикорма. Можно использовать готовые пюре из овощей или фруктов и каши или готовить малышу эти блюда самостоятельно.

Особенно полезно варить овощи на пару и измельчать их затем в блендере (или протирать через ситечко). При таком способе приготовления в овощах лучше и полезные вещества. Ребенок еще не умеет глотать густую пищу, поэтому вначале пюре должно быть жидким.

Если ребенку данное новое блюдо не понравилось, не следует кормить его насильно. Лучше взять другой овощ, а непонравившийся предложить спустя 3–4 недели. Не нужно добавлять во фруктовое пюре сахар, а в овощное – соль. В овощное пюре добавляют половину желтка, начиная с 1 капли и доводя до 1 ч. л. на полную порцию пюре (150 г).

Для приготовления каши крупу предварительно следует измельчить в кофемолке. Вначале нужно варить кашу из одного вида крупы, а через 3 недели можно использовать смесь круп. Варить можно на воде (и класть растопленное сливочное масло) или на грудном молоке.

Постепенно новые продукты могут вытеснять дневные кормления малыша грудью. Но полностью исключать грудное молоко не нужно. Им можно докармливать дитя при небольшом объеме нового продукта, оставить грудное кормление ранним утром и перед сном. Если ребенок требует кормления ночью, то следует также дать ему грудь.

В любом случае материнское молоко – . Оно не только представляет особую ценность по составу, но и содержит факторы роста, гормоны антитела, обеспечивающие иммунную защиту ребенку.

Достаточно часто малыш не съедает рекомендованную по возрасту порцию прикорма. Это объясняется тем, что интереса к новому и стремления подражать не хватает на весь объем нового блюда. А чувство голода кроха может утолить привычным естественным путем, т. е. маминым молоком.

Заинтересованность ребенка нужно учитывать. Не нужно пытаться любой ценой скормить всю порцию. Во-первых, в этом случае малыш будет высасывать меньше молока из груди, что приведет к снижению его выработки и угасанию лактации. Во-вторых, такое кормление может привести к абсолютной потере интереса к еде и плохому аппетиту у ребенка в будущем.

Основной целью прикорма должно быть одно – сформировать естественное пищевое поведение малыша. Поэтому не столь важно, соответствуют ли продукты и их количество рекомендациям. Нужно учитывать и желание крохи. Если родители не будут преследовать цель соблюдать количественную порцию детского питания, то активный интерес к пище сохранится, и не будет вытеснено грудное вскармливание. В этом случае переход к питанию с общего стола будет постепенным.

Рекомендации по прикорму для 6-месячных малышей-искусственников

Детям, получающим адаптированные молочные смеси, по согласованию с педиатром начинают вводить прикорм раньше – уже в 4 или 5 месяцев. Питательных веществ в смесях к этому возрасту уже недостаточно для полноценного развития детского организма.

В 6 месяцев малышу вводят второй прикорм. Если дитя уже получает овощные и фруктовые пюре, то вводят безмолочные или молочные (в зависимости от переносимости молока) с добавлением масла, соки, (доводят до 20–30 г), . А если в качестве первого прикорма использовалась каша, то вводят пюре. Не стоит увлекаться манной кашей, которая способствует развитию анемии и рахита.

Постепенно ассортимент блюд расширяется. Деткам подключают , которые можно готовить дома (измельчая в блендере отваренное мясо) или покупать готовые мясные консервы, выпускаемые для детского питания (обращая внимание на срок годности).

Режим кормления 6-месячного малыша

Организовать питание ребенку с естественным вскармливанием в 6 месяцев можно таким образом (такого режима придерживаются европейские диетологи и педиатры):

  • в 6 ч. – кормление грудью;
  • в 10 ч. – пюре из фруктов (30 г) и докорм грудным молоком;
  • в 14 ч. – пюре из овощей (150 г с растительным маслом) или каша, свежеотжатый фруктовый сок (50 мл) или докорм молоком матери;
  • в 18 ч. – пюре из фруктов (30 г) и молоко матери;
  • в 22 ч. – кормление грудью.

Для ребенка-искусственника рекомендуемый режим кормления:

  • в 6 ч. – адаптированная смесь (молочная или кисломолочная);
  • в 10 ч. – каша на молоке со сливочным маслом и пюре из фруктов;
  • в 14 ч. – суп (на бульоне из мяса или из овощей), пюре из овощей с добавлением растительного масла и половинки желтка, свежеотжатый сок из фруктов;
  • в 18 ч. – молочная смесь или творог, печенье;
  • в 22 ч. – или адаптированная смесь.

С учетом индивидуальных привычек ребенка можно менять время кормлений, но 4-часовые интервалы между кормлениями следует соблюдать.

Резюме для родителей

Несмотря на то что основное и наиболее физиологичное питание ребенка на 1-м году жизни – материнское молоко, приходит время, когда малышу рекомендуется вводить прикорм. По мнению специалистов, таким возрастом является 6 месяцев.

Многие мамы пытаются вводить продукты с общего стола раньше и считают, что тем самым обеспечивают организм ребенка нужными питательными веществами. На самом деле это не так: не полностью сформированная пищеварительная система не способна еще переваривать такие продукты в первом полугодии жизни.

Даже с 6 месяцев прикорм следует вводить очень постепенно, начиная с минимальных доз и продолжая кормить ребенка грудью. Маленькие порции готовят (тренируют) пищеварительную систему к взрослому питанию. С 6 месяцев малыша переводят на 5-разовое кормление с 4-часовым интервалом. Все вопросы по прикорму следует согласовывать с педиатром.

О режиме кормления и прикорма маленьких детей рассказывает программа «Школа доктора Комаровского»:


Самостоятельные домашние наблюдения нужно проводить в определенных условиях, иначе результаты могут оказаться необъективными. Если ребенок голоден или устал, исследования лучше отложить. Что еще нужно учесть, чтобы верно оценить развитие ребенка в 6 месяцев? Подробный ответ на этот вопрос вы найдете в статье

Развитие ребенка в 6 месяцев. Положение «лежа на животе»

Положите малыша на живот. Развитие ребенка в 6 месяцев выражается в том, что он опирается на вытянутые ручки с полностью открытыми ладонями, практически не касаясь локтями подстилки. Тело малыша тоже вытянуто до поясничного отдела позвоночника, масса его приходится на руки и нижние отделы таза, а голова по отношению к подстилке находится под углом 45-90°.

Приподнимите сбоку подстилку с лежащим на ней на животе малышом до угла 45°. При таком боковом приподнимании он будет искать опору ручкой и ножкой, оказавшимися на стороне расположенной выше (реакция равновесия). Проделайте то же самое с другой стороны – эта способность должна быть одинаково выраженной с обеих сторон.

Переверните малыша на спину, вложите в его ручки свои большие пальцы, обхватив остальными пальцами кисти, и осторожно потяните вверх максимум до угла 45° от подстилки. От более раннего возраста развитие ребенка в 6 месяцев отличается тем, что теперь он испытывает очевидную радость от нового положения тела, сразу ухватывается за ваши пальцы и пытается сам подтянуться вверх. Кроме того, некоторые могут уже настолько наклонять голову вперед, что подбородком касаются груди.

Посадив малыша, удерживайте его за плечи и наклоняйте верхнюю часть его тела по очереди вперед, назад и в обе стороны до угла 45° к вертикальной линии. И в положении сидя, и при выполнении наклонов во все стороны голова ребенка в 6 месяцев держится прямо, демонстрируя, так называемый, “хороший контроль головы”.

Поставьте малыша на ноги, поддерживая его подмышки двумя руками. Развитие ребенка в 6 месяцев определяется по выпрямленным в коленках ногам. Теперь на 1-2 секунды ему уже удается удерживать массу на стопах, иногда он . При этом тело и ножки малыша еще не образуют прямого силуэта, вы можете наблюдать наклон вперед верхней части туловища из-за небольшого сгибания в бедрах. Кроме того, в этом возрасте все еще можно заметить хватательное положение пальцев ног.

Положите малыша на спину или посадите к себе на колени, поддерживая за нижнюю часть живота. Проследите, чтобы он имел возможность свободно двигать руками. Предложите ребенку красный кубик (длина ребра 30 мм). При этом вы должны либо держать кубик большим и указательным пальцами, либо просто положить его на свою открытую ладонь. Чтобы привлечь внимание, можно этим кубиком постучать о другой, но нельзя вкладывать его в руку малыша. Развитие ребенка в 6 месяцев позволяет своевременно затормозить движение руки при касании предложенной игрушки и затем целенаправленно схватить ее. Однако, полугодовалый малыш все еще хватает предмет преимущественно одной рукой. Обратите внимание: ладонь при этом должна быть открыта и направлена вниз. Еще один важный момент: ребенок прижимает кубик к ладони всеми пальцами (и вытянутым большим пальцем) и удерживает несколько секунд. Если что-то не получилось, можно повторить попытки несколько раз.

После того как малыш схватил кубик, понаблюдайте, как он поступит с ним дальше. Развитие ребенка в 6 месяцев ярко выражается в том, что он теперь умеет перекладывать кубик из одной руки в другую. При этом надо учитывать тот факт, что многие дети в этом возрасте предпочитают пользоваться одной рукой для хватания. Помимо этого, шестимесячный малыш быстрее перекладывает кубик из реже используемой руки в чаще используемую руку. В этом возрасте достато, чтобы перекладывание игрушки из руки в руку наблюдалось хотя бы в одном направлении, но без помощи других частей тела или подстики (ребенок не должен использовать рот как «третью руку» или класть кубик на подстилку, а потом брать его другой рукой).
Если малыш постоянно просто подносит кубик ко рту, то его нужно отвлечь от этого, например, дав соску.

Развитие ребенка в 6 месяцев. Взаимодействие с внешним миром.

Прежде чем проверять следующую реакцию, нужно позаботиться о том, чтобы все раздражители и отвлекающие факторы, которые могут сильно заинтересовать ребенка, будь то лица или предметы, были удалены из его поля зрения.

Попросите кого-нибудь из родных взять малыша на колени и сесть с ним за пустой стол так, чтобы он мог свободно двигать ручками и манипулировать предметами. Сядьте напротив и положите на стол перед ребенком красный или желтый кубик. Как только он зафиксирует на нем внимание и протянет руку, чтобы схватить его, толкните кубик на глазах у малыша к краю стола так, чтобы игрушка упала на пол. Развитие ребенка в 6 месяцев характеризуется тем, что он фиксирует взглядом кубик, следит за ним глазами, если его передвигают по поверхности стола, и смотрит через край стола, пока кубик не исчезнет из поля зрения. В это время он, как правило, сгибает верхнюю часть туловища в направлении упавшей игрушки.

Речевые навыки и навыки общения ребенка в 6 месяцев. Что говорит ребенок в 6 месяцев?

Прислушайтесь, что лепечет ваш малыш, когда находится один в привычной обстановке, пребывая в спокойном настроении. Развитие ребенка в 6 месяцев проявляется в том, что он болтает, демонстрируя весь свой «репертуар». В результате у него получаются звуковые образования, которые отделяются друг от друга четкими паузами и имеют звучание, похожее на «е-е-е», «гэ/хэ», «гэ»хэ», «э», «ге/хе», «е-па», «да-дэ», «да-та», «гррр», «мем-мем-мем». Не страшно, если из уст своего малыша вы услышите не все приведенные здесь гласные и согласные звуки. Гораздо важнее, чтобы он произносил их с изменяющейся силой звука и высотой тона, при этом отдельные звуки выделяя ударением.

И снова юбилей! Малышу 6 месяцев! Это особенно важная дата в сознании всех родителей. Своеобразный рубеж, достигнув которого можно смело провести черту. Ребенок стал уже полноправным членом семьи, он растет и развивается, вы привыкли к нему, он уже знает вас. Радуется вам, просит у вас утешения. Вы с ним - единое целое. Позади трудные месяцы становления новой жизни, впереди - море открытий. Теперь у вашего малыша явно сформированы привычки, режим, вы понимаете его потребности. Перед вами человечек со своим характером, своим потребностями, возможно вам трудно, но и так радостно, интересно и вот уже вы не мыслите себе другой жизни, и не помните, какой она была до его появления на свет.

Это своеобразный переходный период, в который происходит подготовка к «вертикализации» положения тела, подготовка к прорезыванию и начало прорезывания зубов.

Что новенького?

В 6 месяцев начинают прорезываться первые зубки, вы можете заметить их при кормлении ложкой - ложка будет позвякивать о десны. Десны набухают и чешутся, что доставляет ребенку дискомфорт. Этот процесс доставляет крохе дискомфорт: усиленно выделяется слюна, десны припухают, болят и чешутся. Нередко повышается температура тела. Из-за этого малыш может стать плаксивым и раздражительным на какое-то время. В этот период очень важно очень хорошо мыть игрушки с мылом, полоскать их кипяченой водой - ведь кроха берет их в рот, трет ими десенки, и грязная игрушка может спровоцировать такую неприятность, как стоматит.

Полезно знать

Обычно у деток на шестом месяце прорезываются сначала центральные резцы - верхние или нижние. Важно знать, что сроки прорезывания зубов у деток отличаются, у кого-то они появляются уже в четыре месяца, а у кого-то и в девять.

Малыш умеет лежа на спинке переворачиваться на бочок, потом на животик. Лежа на животике может одной ручкой опираться,другой держать игрушку. Может вертеться вокруг своей оси, пытаться встать на четвереньки, пятиться назад, вставать на четвереньки и пытаться ползать.

Полезно знать

Поскольку малыш уже освоил повороты во все стороны в горизонтальной плоскости, нельзя оставлять его без присмотра, особенно на высоте и без ограничений бортиками.

Возможно ваш кроха уже уверенно сидит, а возможно только пытается удерживать спинку в новом положении. Вы можете усаживать ребенка у опоры.

В 6 месяцев ребенок постепенно понимает, что у него есть две ручки. Предмет или игрушку он сначала может подержать в одной ручке, а затем переложить в другую. Также он осознает, что теперь может держать сразу две игрушки - по одной в обеих ручках. Пока что крохе легче схватить и держать предмет, чем бросить его, поэтому он постоянно оттачивает мастерство выпускания игрушек из ручек.

На шестом месяце жизни кроха слышит и понимает речь взрослых, и сам активно общается, используя лепет. Кроме того, сейчас он говорит, даже находясь в одиночестве - ему интересны новые звуки, он тренирует свои речевые навыки, выдавая слоги: «да-да-да», «е-е-е», «гу-гу-гу», «бу-бу-бу» и другие. Постепенно кроха учится модулировать голос и тон.

Ближе к первому полугодию жизни кроху ждет большой скачок в его психологическом развитии. Он хорошо различает чужих и своих, знает свое имя и отзывается на него. Новым в поведении крохи станет возникновение страха перед незнакомыми людьми. Теперь малыш может легко расплакаться на руках у «нового», но, как только мама берет его к себе, он сразу успокаивается. Такое отношение к «чужакам» продлится у крохи довольно долго.

Как выглядит ребенок в 6 месяцев








Физическое развитие ребенка в 6 месяцев


В положении на спине ребенок хватает руками стопы своих ножек, играет ими, тянет себе в рот. Поднимает голову, смотрит перед собой и на свои ноги.

В положении на животе редко лежит спокойно. Чаще всего разворачивается всем телом влево или вправо, причем делает это за счет использования перебирающих движений ручек. Иногда может помогать себе и ногами. Ребенок таким способом может развернуться по дуге в 360 градусов вокруг своего центра тяжести или, проще говоря, вокруг своего пупка. Если вы ненадолго вышли в другую комнату, вернувшись, можете обнаружить, что положение ребенка изменилось, - стороны, где находились голова и ноги ребенка, поменялись местами. При отсутствии движения ребенка вокруг оси попытайтесь вызвать его с помощью игрушки, которую надо перемещать по дуге вокруг ребенка.

Малыш также свободно крутится во все стороны и по горизонтальной оси тела, легко переворачивается со спины на живот и с живота на спину. Руки малыша настолько окрепли, что, когда он расставляет их и опирается на ладони, он может из положения лежа на животе высоко приподнять верхнюю часть своего тела. Некоторые дети могут при этом опираться не на обе руки, а на одну.

Если ребенок видит впереди себя яркую игрушку или какой-либо занимательный предмет, то прикладывает усилия, чтобы подтянуться на руках ближе к нему. Ребенок может устать, но, чуть отдохнув, вновь подтягивает себя в направлении заинтересовавшего его объекта. Это еще не настоящее ползание, а подползание. Хотя некоторые дети уже с 5 месяцев могут передвигаться таким образом по комнате. Вообще, не следует особенно ориентироваться на ползание как критерий своевременного развития. Эта функция очень индивидуальна. Некоторые дети предпочитают быстро начинать вставать на ноги, вообще игнорируя разновидности горизонтального передвижения. Для стимуляции подползания прикрепляйте или кладите неподалеку яркие игрушки. Не забывайте о безопасности ребенка. Ведь ребенок тянет все к себе в рот.

Тест
Если поставить ребенка на ноги, он начинает стоять, опираясь грудью на опорную поверхность и помогая себе руками. Может переносить вес тела с ноги на ногу. Помните, что стимулировать таким образом функцию хождения не рекомендуется. Нельзя специально ставить ребенка, как в этом тесте, а тем более использовать ходунки - опорно-двигательный аппарат к ходьбе еще не готов.

Тест
Посаженный ребенок может сидеть самостоятельно и опираться на одну руку, используя вторую, чтобы дотягиваться до игрушек. При этом лопатки сведены друг к другу и верхняя часть спины разогнута. За счет такого выпрямления малыш может согнуть в локтях руки, приподнять их вверх и короткое время оставаться в положении сидя, без опоры на руки. В позе сидя также начинает формироваться и поясничный лордоз (прогиб в позвоночнике в области поясницы). Вы можете увидеть этот прогиб на себе. Однако не высаживайте ребенка регулярно. Тем более не усаживайте его в мягкие подушки. Это может способствовать развитию искривления позвоночника.

Тест-игра
В положении стоя при поддержке взрослым под мышки крепко опирается на ножки. Ранее у ребенка подгибались ноги в колене и бедре, теперь крепкая опора достигается тем, что ножки выпрямлены в суставах. Именно поэтому малыш может пружинисто подпрыгивать и в течение нескольких секунд сам удерживать вес своего тела. Разумеется, руки взрослого страхуют ребенка и не дают ему упасть в сторону.

Еда ребенка в 6 месяцев

Хорошо ест с ложки, которую держит взрослый, не только густую, но и полугустую пищу. Снимает с ложки пищу губами понемногу, а не просто ссасывает ее, как это мог делать раньше.

Делает несколько глотков из чашки или пиалы, которую взрослый подносит к губам ребенка.

Психическое развитие ребенка в 6 месяцев

Ребенок тянется рукой и старается схватить мелкие предметы: хлебную крошку, пылинку или даже узор на ткани. Для выявления негрубых нарушений зрения понаблюдайте, всматривается ли малыш глазами в предметы размером 1–2 мм, находящиеся от глаз на расстоянии примерно в 30 (20–40) см.

Мелкая моторика и игра ребенка в 6 месяцев

Свободно берет игрушку из руки взрослого, не только если ее подносят на уровне средней линии тела, а с любой стороны и из любого положения. Тянется к игрушке не двумя руками, как раньше, а одной рукой. Кроме игрушек, которые вы предлагаете, малыш стремится взять и те, которые видит сам и до которых может дотянуться. Для проверки этого навыка надо посадить ребенка себе на колени, а игрушку положить перед ним на стол.

Ребенок может самостоятельно заниматься игрушками до 30–40 минут, не требуя вашего внимания. Он продолжает изучать игрушки. Учится играть игрушками в зависимости от их свойств. Рассматривает игрушку, прислушивается к издаваемым ею звукам. Гремит погремушкой. Обязательно пробует игрушку на вкус. Любит играть с бумагой и другими шуршащими предметами. С 6 месяцев для ребенка можно купить специальный игровой центр с кнопками, рычажками, клавишами, крутящимися дисками и ручками. Игровой центр можно класть перед малышом или подвешивать к бортам кровати, манежа, позволяя ребенку действовать самостоятельно, извлекая из него различные звуки, добиваясь включения или выключения световых эффектов. Рекомендуются также игрушки для ванны: ведра, чашки, плавающие предметы - лодки, рыбки, утки. С 6 до 9 месяцев прорезаются первые зубы, поэтому купите вашему сыну или дочери специальные каучуковые кольца для жевания. Хорошо приобрести плоскостной развивающий коврик с выпуклыми игрушечными фигурками, которые сделаны из разных по фактуре материалов (шелк, мех, пластик) и заполнены наполнителями (пластиковые горошины, целлофан и другие), а также способны издавать звуки при воздействии на них.

В играх с предметами малыш демонстрирует достаточно ловкие движения. Умеет крепко держать игрушку, размахивать, стучать ею об стол. Перекладывает взятую небольшую игрушку (кубик или др.) из одной руки в другую. Может держать по игрушке в каждой руке.

До середины 6-го месяца чаще всего хватает и держит игрушки всей кистью («обезьяний» захват). Однако к концу 6-го месяца жизни уже может брать игрушки другим, более удобным способом: продолжает брать предметы всей ладонью, но при этом противопоставляет большой палец остальным четырем (захват «клешней»).

Четко различает мать, отца и других близких людей друг от друга. При попытке врача или незнакомого взрослого играть с ребенком - более четкая реакция «на чужого»: чаще всего настороженно разглядывает его, хмурится, может заплакать.

Развивается использование жестов: тянет руки к взрослому (матери), когда хочет, чтобы его взяли на руки.

Понимание речи ребенком в 6 месяцев

Начиная с первых дней жизни вы все время разговариваете с ребенком при уходе за ним. Сейчас значение вашей речи возрастает. Ребенок приближается к пониманию смысла ваших слов. Поэтому кроме простых комментариев к вашим действиям, названий предметов описывайте словами его эмоциональное состояние, а главное - называйте его же действия и намерения: «Я вижу, ты хочешь, чтобы я взял тебя на руки».

Предречевое развитие ребенка в 6 месяцев

Гуление гласными звуками переходит в лепет. В 5 месяцев лепет - это повторное повторение одного и того же слога: «вау-вау-вау» или «бу-а-а», «бу-бу-б», «ва-ва-ва», «ба-ба-ба», «ля-ля-ля», «м-м-ма», «да-да-да-да-да». Из согласных преобладают «в», «б», «м». В 5 месяцев в лепете встречаются только те слоги, которые заканчиваются на гласные. Если до этого все дети агукали и гулили, используя звуки, общие для всех языков, то появление лепета является началом длительного процесса освоения именно тех слогов, которые специфичны для конкретного языка. Не случайно одновременно со слогами возрастает способность подражать, необходимая для освоения родного языка. Большая часть детей уже могут подражать сами себе в своем лепете. Некоторые дети также могут, прислушиваясь к взрослому, повторно произнести слог вслед за ним. Для этого во время лепета ребенка можно вступать в перекличку с ним. Чтобы ребенок видел лицо и губы взрослого, произносящего слоги, вам лучше наклоняться поближе к лицу ребенка.

Некоторые дети уже могут самостоятельно произнести изолированно какой-либо один слог без повтора («ба», «ма» или др.).

Какой режим у ребенка в 6 месяцев

Соблюдение привычно распорядка дня малыша все также важно для его здоровья и при этом достаточно удобно для родителей - исходя из режима сна-бодрствования, кормления и прогулок с ребенком, можно планировать собственные дела и занятия. Ночной сон ребенка в 6 месяцев длится не менее 10–11 часов. Промежутки бодрствования днем увеличиваются, но малыш по-прежнему спит 2–3 раза по 1,5–2 часа, то есть, всего 14–15 часов в сутки. Сон успешно можно совмещать с прогулкой, поскольку гулять с ребенком в этом возрасте необходимо не мене 2-х часов два раза в день.

Каждое утро после обязательных гигиенических процедур следует делать простой массаж для ребенка 6 месяцев, суть которого состоит в поглаживаниях, похлопываниях, растираниях всех групп мышц с элементами гимнастики - сгибанием и разгибанием конечностей, корпуса. Такой массаж обладает общеукрепляющим действием, а также способствует поддержанию эмоционального контакта мамы с ребенком.

Каждый день примерно за час до сна ребенка нужно купать. За полгода своей жизни малыш успел полюбить водные процедуры и ждет их с наступлением вечера. Приобретите яркие и интересные игрушки для ванной, и обычное купание превратится в увлекательный и интересный процесс.

Полезно знать

Чтобы сформировать режим дня крохи, на ночь укладывайте его всегда в одно и то же время, гуляйте не реже двух раз в день и, по возможности, хотя бы один раз укладывайте спать на свежем воздухе, утром и вечером делайте водные процедуры.

Инфографика - продолжительность сна младенца в зависимости от возраста

Как кормить ребенка в 6 месяцев

При грудном вскармливании изменяется режим кормлений. Ночью наиболее активное сосание смещается на последние 2–3 часа перед пробуждением. В первую половину дня насосавшийся за ночь малыш 6 месяцев редко прикладывается к груди, вечером прикладывания становятся частыми. В 6 месяцев срыгивания исчезают совсем или становятся единичными. Если появился первый зуб, во время кормления малыш может укусить вас за грудь, так как не знает еще своих новых возможностей.

Период грудного вскармливания по возможности должен быть максимальным. Грудное молоко обеспечивает полноценное и правильное развитие ребенка, а также создает иммунную защиту. Поэтому очень важно как можно дольше сохранить естественное вскармливание. Постарайтесь сохранить лактацию в достаточном количестве, это поможет более спокойно перенести прорезывание зубов, ведь в этот период дети очень капризны, да и жевать припухшими деснами довольно болезненно

Пришло время вводить прикорм. Нормы введения прикорма индивидуальны и зависят от многих факторов. Специалисты - диетологи советуют при введении прикорма ориентироваться на физическое развитие грудничка, а не только на его календарный возраст.

Вот несколько основных признаков того, что малышу уже нужно дополнительное питание:


  • Его вес удвоился с момента рождения.

  • У него прорезаются зубы или есть признаки их скоро появления.

  • Он начал садиться самостоятельно.

  • Малыш интересуется взрослой пищей, пытается взять еду с тарелки или облизать пальчики.

  • Уверенно держит в руке ложку, игрушку, перекладывает ее из руки в руку.

Не забывайте вести дневник, в который будете записывать дату введения прикорма, количество и реакцию на него, тогда будет легче сориентироваться при возникновении каких-то проблем. Запаситесь терпением и ни в коем случае не торопитесь с прикормом

  • Введение прикорма начинается с 0,5 чайной ложки перед кормлением грудью. Постепенно порция прикорма увеличивается в геометрической прогрессии до тех пор, пока им не заменяется все кормление.

  • Каждый новый продукт вводится не ранее, чем через 2 недели после предыдущего.

  • Вводить прикорм лучше во второе кормление.

  • Если ребенок отказывается или демонстрирует негативные реакции, лучше отложить введение этого продукта.

С чего начать прикорм
Давайте более подробно рассмотрим основные продукты прикорма для детей в возрасте 6 месяцев:


  1. Овощное пюре. Для его приготовления берутся только свежие овощи. Последнее время педиатры все чаще рекомендуют давать малышу паровую пищу, т.к. в этом случае сохраняется больше витаминов, чем в отварной. Пюре не нужно досаливать, а рекомендуется добавлять несколько капель растительного масла. Норма полной порции овощного прикорма для полугодовалого крохи составляет 170 мл.

  2. Безмолочные каши. Начинать прикорм стоит с каши, которая состоит из одного вида крупы, например овсяной, постепенно расширяя рацион ребенка и добавляя новые виды этого продукта. После того, как в рацион малыша ввели 4–5 видов каш, можно давать мультизлаковую. Норма полной порции безмолочной каши для этого возраста составляет 180 мл.

Питание малыша искусственника в 6 месяцев
Согласно мнению Всемирной Организации Здравоохранения. Согласно ее рекомендациям, в более раннем прикорме нуждаются именно детки-искусственники. Это объяснимо тем, что смесь, даже самая лучшая, не содержит в себе всех необходимых полезностей для роста и развития организма.

Именно поэтому к 6 месяцам находящийся на искусственном вскармливании ребенок наблюдает в своем меню овощные пюре, кашки и другие вкусности, богатые витаминами.

Что можно кушать полугодовалому малышу:


  • Овощные пюре и протертые супчики.

  • Каши, в том числе и молочные, если нет аллергии.

  • Творожок, кефир, йогурт.

  • Фруктовые пюре, соки.

  • Желток.

  • Сухарики, галетное печенье.

Примерная схема кормления малыша в полгода выглядит так:

  • Кормление: смесь.

  • Кормление: каша, в которую можно добавить сливочного масла.

  • Кормление: протертый супчик из овощей. Для сытности можно добавить яичный желток или мясо, сваренное отдельно.

  • Кормление: фруктовое пюре, кефир или творог.

  • Кормление: смесь.

Полезно знать
Разнообразие в меню ребенка на искусственном типе вскармливания в 6 месяцев нужно вносить постепенно, наблюдая за реакцией маленького организма. Новые продукты вводятся маленькими порциями - с половины чайной ложечки. И не стоит спешить дать сразу все, ведь впереди еще целая жизнь.

Нужно ли давать соки ребенку 6 месяцев
За последние 20 лет мнение врачей о том, как нужно кормить ребенка в 6 месяцев и какой из соков вводить первым несколько изменились. Например, раньше прикорм начинали с натурального яблочного продукта. Однако стоит отметить, что последнее время педиатры не рекомендуют начинать прикорм с него, т.к. в нем содержится много кислоты, которая может раздражать слизистую желудка малыша.

Какой стул у ребенка в 6 месяцев. Сколько раз он писает

После 6 месяцев опорожняется малыш 1–2 раза в сутки или реже.

С 6 месяцев ребенок начинает ощущать наполнение мочевого пузыря и пытается «сигнализировать» окружающим о необходимости опорожнить его (ребенок становится сосредоточенным, начинает тужиться, иногда плакать и успокаивается после мочеиспускания). С 6 мес. до 1 года кратность мочеиспускания составляет 15-16 раз в сутки.

Как играть с ребенком в 6 месяцев

Полугодовалый малыш демонстрирует более широкий спектр эмоций, он может явно выражать свое удовольствие и неудовольствие, требовать внимания, поэтому некоторые родители задумываются, чем же особенным занять ребенка 6 месяцев?

Ребенку будет интересно все новое - расширяйте диапазон доступности новых предметов, давайте их рассмотреть, потрогать, произносите название. Особое внимание нужно уделять развитию мелкой моторики - предлагать малышу игрушки с вращающимися, движущимися деталями, бусинами, но при этом важно следить, чтобы игрушки были качественными и не рвались и не ломались. Также можно начинать развивать у малыша навыки активного слушания, читая сказки и стихи или включая аудиоспектакли. При этом важно, чтобы ребенок не отвлекался ни на что другое и учился слушать и воспринимать информацию.

Какие новые игрушки можно приобрести


  • Игрушки для купания - плавающие фигурки - мячики, кораблики, пластиковые чашки, ситечко, яркая губка.

  • Игрушки, которые можно жевать.

  • Коробка или корзина для игрушек - малышу будет интересно исследовать ее содержимое.

Развивающие игры для ребёнка в 6 месяцев
Кнопочки на игрушках, коробочки.
Открывание-закрывание коробочек, нажатие на кнопки обычно очень нравятся малышам в таком возрасте.

Ладушки.
Классическая игра в ладошки со стишками.

Все интересующие предметы.
Безопасные предметы домашнего обихода - пластиковые, деревянные и металлические чашки, ложки и крышки от кастрюль.Начался период активного исследования и если это не опасно для здоровья, позволяйте ребёнку брать и трогать различные предметы и вещи. Исследуя мир, мы развиваемся.

Полезно знать

Для шестимесячного ребенка очень важны не только игры, включающие разнообразные движения, но и словесное общение. Причем, напевая ему песенки или проговаривая веселые ритмические стишки, вы побуждаете его подражать вам сначала зрительно (малыш смотрит на вас, пытается шевелить губами в ритм песенки или стишка или начинает размахивать ручонками) потом уже и вербально.

Варианты игр с ребенком в 6 месяцев

Разнообразьте тактильные ощущения.
Из всех развивающих занятий для детей 6 месяцев это является одним из самых простых и легких. Просто поводите ручкой малыша по самым различным поверхностям: твердым и мягким, теплым и холодным, гладким и шероховатым - и он получит огромное удовольствие. Использовать допустимо не только игрушки, но и разнообразнейшие бытовые предметы типа ложек, кусочка шелковой или махровой ткани и т.п. Не забывайте вслух называть ощущения, которые испытывает в это время ребенок: это также будет способствовать развитию речи. Также приготовьте несколько мешочков с различными крупами - и маленьких, и больших. При их ощупывании кроха впервые познакомится не только с предметами различной фактуры, но и получит первое представление об их размерах.

Позволяйте малышу получить новый зрительный опыт.
Если вы не знаете, как точно развивать ребенка в 6–7 месяцев, специалисты советуют начинать с самого простого. Размещайте игрушки не только вблизи малыша, но и на расстоянии, и рассказывайте ему о предметах, до которых он не может дотянуться. Позаботьтесь о том, чтобы они были самых разных цветов, желательно, чтобы среди них были и пестрые, и однотонные, а также выдержанные в темных и светлых оттенках. Поместите рядом с малышом несколько игрушек одного цвета и одну, резко отличающуюся от них по цветовой гамме, а затем понаблюдайте за реакцией сына или дочки.

Показывайте фотографии мамы и папы При любой возможности произносите слова «папа» и «мама». Приколите к стене над детской кроваткой или стулом фотографии мамы и папы. Каждый раз, когда вы услышите, как малыш «гулит» «ма-ма» и «па-па», показывайте ему на фотографии и говорите: «Это мама, а это папа».

Купите книжки с картинками - деревянные, клеенчатые или из плотного картона.

Постоянно разговаривайте с крохой.
Все авторы пособий, в которых говорится о том, как можно развивать ребенка в 6 месяцев, сходятся на том, что с ним нужно беседовать как можно чаще: при кормлении, переодевании, во время прогулки. Старайтесь повторять звуки и звуковые сочетания, которые издает малыш, типа «угу», «ыгы» и др. Таким образом, вы сможете завязать с ним импровизированную беседу. Употребляйте короткие фразы и слова в разговоре и не раз возвращайтесь к ним. Гласные звуки и цепочки слогов можно даже пропевать: например, «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «ге-ге-ге» и т.д. Обязательно варьируйте интонации и проговаривайте звуки, например, округляя губы и надувая щеки.

Продолжайте делать крохе массаж и заниматься с ним гимнастикой.
Сейчас очень важна подготовка мышц к ходьбе. Стимулируйте ползание малыша с помощью игрушки, выложенной перед ним. Делайте пальчиковую гимнастику, упражнения на расслабление пальчиков и кистей рук, такие, как поглаживания, «клевание» пальчиками, «окрашивание забора» - движение кистей вниз-вверх, влево-вправо;

На что обратить внимание в развитии ребенка в 6 месяцев

Обратите внимание, если к полугодию кроха:

  • Не может схватить кубик.

  • Не реагирует, услышав шуршание бумаги, которую он видит.

  • Не просится на ручки.

  • Лежа на животике, не дотягивается до игрушки.

В таком случае, обратитесь за советом к педиатру.

Нужно ли идти в поликлинику в 6 месяцев? Прививки в 6 месяцев.

Ежемесячный осмотр педиатра и диспансеризация в 6 месяцев. Возможны консультации невролога, окулиста и др. согласно графику предложенному в вашем городе.

Плановая вакцинация:


  • АКДС - против коклюша, дифтерии и столбняка (3-я по счету).

  • 3-я вакцинация против гепатита В.

  • 3-я вакцинация против полиомиелита.

Анализы (ОАК, ОАМ) проводятся перед каждой вакцинацией.

При использовании материалов врача Сумской областной детской больницы - Леонида Ростиславовича Биттерлиха

В этой статье:

Интенсивное физическое и эмоциональное развитие малыша к окончанию первого полугодия требует большего количества витаминов, белков, углеводов, микроэлементов, чем может дать грудное молоко или смесь. Приходит время знакомить кроху с новыми вкусами и продуктами. Прикорм ребенка 6 месяцев – шаг во взрослую жизнь, требующий внимательного и ответственного подхода. Как правильно вводить прикорм с 6 месяцев грудному ребенку? Главный принцип в этом деле - терпение и осторожность.

Основные правила введения

Чтобы новая еда в рационе пошла малышу только на пользу, необходимо знать, как правильно вводить прикорм грудничкам в 6 месяцев. Рекомендации педиатров по этому вопросу достаточно простые, но от соблюдения этих советов зависит здоровье ребенка.

Главное правило - прикорм 6-месячного ребенка можно начинать только при условии, что он совершенно здоров. Любое, даже незначительное недомогание крохи, подготовка его к вакцинации, несколько дней после нее, кишечные болезни и период восстановления являются абсолютным противопоказанием для этого.

Дети могут не понимать вкуса нового блюда. Поэтому прикорм нужно предлагают только когда малыш голоден. Дают его перед или , начиная с малого количества (1 чайной ложки), доводя за несколько недель объем еды до возрастной нормы.

При этом нужно внимательно наблюдать за реакцией крохи на новый компонент питания. Повышенное внимание уделяется кожным реакциям и стулу малыша. Если эти показатели в норме, то по завершении адаптации грудничка к первому прикорму можно ввести следующий продукт.

Последовательность, внимательность и отсутствие поспешности – второе правило успеха прикорма в шесть месяцев.

Прикорм ребенка – грудничка и искусственника – в 6 месяцев может отличаться. Малыш, который привык к смеси, легче адаптируется к новой еде. Поэтому введение в рацион грудному ребенку «взрослой» еды требует особого внимания и консультации педиатра, который определит, как правильно вводить прикорм в каждом случае.

Для прикорма подойдут продукты, изготовленные промышленным способом специально для детского питания. Но при желании мама может приготовить еду самостоятельно. При этом основное требование – чистота посуды, кухонных принадлежностей и рук. Для кормления малыша годится только свежеприготовленная еда. Любое, даже непродолжительное ее хранение приводит к утере продуктом полезных качеств и увеличивает вероятность пищевого отравления.

Одно и то же блюдо не нужно давать ребенку несколько раз в день. Меню должно быть разнообразным и сбалансированным. Новый продукт можно вводить в рацион только после того, как пройдет полная адаптация к предыдущему. Как правило, этот период составляет срок от нескольких недель до месяца.

При введении новых продуктов нужно следить за стулом и состоянием кожных покровов. Если они остаются в норме, то порцию постепенно увеличивают.

Каким должен быть прикорм в 6 месяцев?

Для большинства грудничков и некоторых малышей, питающихся смесью, прикорм начинают вводить с 6 месяцев. Основным продуктом в этом возрасте по-прежнему остается грудное молоко либо адаптированная смесь. Новая еда добавляется в меню аккуратно и постепенно заменяет кормление привычным молоком.

Последовательность продуктов в прикорме грудничка с 6 месяцев имеет важное значение. Если первым ввести , кроха может позже отказаться есть несладкое или безмолочную . Поэтому введение прикорма с 6 месяцев при грудном вскармливании так же, как и при искусственном, лучше всего начинать с каш либо овощей.

Каким будет первое «взрослое» блюдо, решает педиатр, который постоянно наблюдает за развитием ребенка и руководствуется его индивидуальными особенностями и потребностями. Например, если грудничок имеет склонность к , то врач порекомендует овощное пюре. Если же главная проблема малыша – недостаток , срыгивание, то первым прикормом для него должна стать каша.

Овощи

Овощное пюре - оптимальный вариант продукта, с которого может начинаться введение прикорма для 6-месячного ребенка. Овощи будут уместны в детском меню, особенно при проблемах крохи с пищеварением. Пюре в 6 месяцев при грудном вскармливании должно иметь в своем составе только один овощ. Во-первых, пищеварительной системе крохи будет легче справиться с нагрузкой. Во-вторых, если возникнет , то маме легко будет понять, какой из продуктов ее спровоцировал.

Сначала рацион обогащают овощами, имеющими зеленую или белую окраску. После того как ребенок привыкнет к ним, можно вводить овощи оранжевого цвета (морковь и тыкву). Позже всего малышу предлагают картофель, потому что он тяжело усваивается.

На первых порах предпочтительнее будет пюре из банок. Но если мама уверена в качестве овощей, их экологической чистоте, можно самой делать пюре для малыша. Овощи готовят на пару или тушат в малом количестве воды, после чего пюрируют блендером.

Мясо

Это тяжелый продукт, поэтому в 6 месяцев его добавляют в рацион ребенка исключительно по рекомендации врача. Как правило, такая необходимость обусловлена наличием у малыша анемии. В первую очередь предлагают индейку, кролика, курицу. Можно пробовать ягнятину, нежирную свинину, конину.

Сначала предлагают только один вид мяса на протяжении 5 дней по половине чайной ложки. Мясо измельчают, добавляют в пюре или кашу. Постепенно порцию увеличивают. Через несколько месяцев можно предлагать малышу блюда из рубленного мяса – фрикадельки и котлетки, мясное суфле на пару. Мясные бульоны ребенку до 12 месяцев не предлагают. Они создают повышенную нагрузку на его неокрепшую пищеварительную систему.

Каши

Их вводят первым продуктом прикорма при грудном вскармливании, если малыш плохо набирает вес. Можно добавить их в детское меню вторыми после овощей. Порядок введения каши аналогичен правилам прикорма овощным пюре. Сначала предлагают несколько ложечек, постепенно увеличивая количество до возрастной нормы.

Можно варить их из крупы либо покупать специальную кашу в коробках. В первую очередь в рацион грудничка включают каши, состоящие из одного вида злаков. Это может быть , и каши. Поскольку они не содержат глютен, аллергические реакции на них не возникают.

Современные правила прикорма не разрешают вводить в детское питание до года . Такая настороженность к этому продукту объясняется высоким содержанием в составе глютена, который из-за незрелости пищеварительной системы грудничка может способствовать развитию аллергических реакций. По этой же причине овсяная и каша из нескольких злаков может быть предложена малышу ближе к 12 месяцам.

Первые кашки готовят на воде, не добавляя сахара и соли. Если кроха отказывается от безмолочной каши, то правила прикорма в 6 месяцев при грудном вскармливании разрешают добавлять в готовый продукт немного материнского молока. Для искусственника можно разводить каши привычной ему адаптированной молочной смесью.

Яйца

Несколько десятилетий назад отечественные педиатры рекомендовали вводить в рацион грудничка желток куриного яйца. Сегодня начало прикорма этим продуктом рекомендуется отодвинуть до 7-8 месяцев. Куриный желток можно заменить перепелиным, который считается менее аллергенным продуктом. Первая порция желтка, сваренного вкрутую, составляет четвертинку. Его можно развести смесью или грудным молоком, добавить в овощное пюре или кашу.

Творог

Его можно давать ребенку после полугода. Но следует учесть, что хотя творог и полезен, он тяжело усваивается и создает повышенную нагрузку на почки. Поэтому многие педиатры рекомендуют знакомить малыша с ним позже.

Если врач рекомендует обогатить рацион крохи творожком, то первое знакомство начинают с половины чайной ложки. Если продукт хорошо усваивается ребенком, порцию постепенно увеличивают, доводя ее до 50 гр к году. Его дают малышу не чаще нескольких раз в неделю, не превышая рекомендуемых дозировок.

Раньше мамы готовили творожок самостоятельно либо приобретали его на молочной кухне. Сегодня можно купить готовый продукт понравившегося производителя. Если берется творожок в баночках, лучше выбирать продукт известного производителя, имеющего хорошую репутацию. Покупать творог можно только в тех местах, в которых соблюдаются сроки и условия его хранения.

Если творожок не вызвал аллергической реакции, то через месяц можно смешивать его с фруктовым пюре.

Меню

Рацион шестимесячного карапуза, питающегося адаптированной смесью, и рацион грудничка этого возраста имеют отличия.

При грудном вскармливании

Малыш, который питается исключительно маминым молоком и нормально развивается, не требует никаких новых продуктов до полугода. До этого возраста ему не нужно давать ни соков, ни фруктов, ни желтка, как это было принято раньше. Особенно это касается деток, склонных к аллергии.

Прежде чем вводить в меню ребенка новую еду, нужно обратиться к педиатру за рекомендациями, как правильно начать прикорм в 6 месяцев на грудном вскармливании. Врач поможет правильно выбрать первый продукт, наиболее подходящий крохе. Это может быть пюре из овощей либо фруктов, каша или сок.

Если знакомство малыша с первыми продуктами началось в полгода, то к окончанию шестого месяца меню грудничка может быть таким:

  • Рекомендованное число кормлений в сутки – 5.
  • В первое утреннее кормление, примерно в 6 утра, дают грудное молоко.
  • Во второе утреннее кормление, примерно в 10 утра, в дополнение к грудному молоку можно дать 30 гр пюре из фруктов.
  • В следующее дневное кормление в этом возрасте можно в полном объеме заменить молоко на овощное пюре (150 гр) с добавлением растительного масла и 60 мл фруктового сока.
  • В вечернее кормление грудное молоко дополняют 30 гр фруктового пюре.
  • На ночь крохе дают грудное молоко.

Это примерный рацион ребенка, который начал получать прикорм в 6 месяцев.

Если же прикорм был введен на месяц раньше, то суточное меню крохи будет отличаться. Первое утреннее кормление включает только грудное молоко. Второе кормление состоит из порции каши с добавлением сливочного масла и фруктового пюре. В третье кормление дают овощное пюре с растительным маслом и желтком. Можно предложить фруктовый сок. Вечером малышу можно дать молоко и немного творожка или только молоко. В последнее кормление перед ночным сном ребенку предлагают грудь.

При необходимости, например, когда ребенок не съедает рекомендованное количество «взрослой» пищи, его обязательно нужно допаивать грудным молоком. В шестимесячном возрасте оно по-прежнему остается основной едой грудничка. Прикорм не является жизненной необходимостью. Можно сказать, что на этом этапе главная цель его введения – ознакомление с новыми вкусами, выработка у ребенка определенных навыков.

Если малыш не переносит белок коровьего молока, то его дневной рацион нужно корректировать, учитывая индивидуальные особенности. Первое кормление, как и в предыдущих вариантах, состоит из грудного молока. Позже, примерно к 10 утра, можно покормить ребенка безмолочной кашей с растительным маслом и фруктовым пюре.

В обед предлагают пюре из овощей с мясом и пюре из фруктов. В следующее кормление можно приготовить блюдо, состоящее их овощей и крупы, например, кабачок с рисом или гречкой. Перед сном ребенку предлагают грудное молоко. Каждое кормление грудничка должно заканчиваться допаиванием грудным молоком.

При искусственном вскармливании

Питание шестимесячного малыша-искусственника будет отличаться от рациона ребенка на грудном вскармливании. Прикорм для него вводится примерно на месяц раньше, чтобы компенсировать недостаток питательных веществ, возникающий в отсутствие грудного молока.

Особенно остро эта проблема стоит у детей, страдающих аллергией на белок молока. Таким малышам по рекомендации педиатра можно мясо с 5 месяцев. Если мама готовит мясо сама, то для деток-аллергиков нужно его вываривать дважды. Им не нужно давать телятину и говядину. По составу белок в составе этих продуктов похож на молочный и может вызывать аллергию. Поэтому предпочтение отдают нежирной свинине, кролику, индейке и курице.

Полугодовалого малыша, который питается адаптированной смесью, рекомендуется кормить 5 раз в сутки. Первое кормление ребенка, прикорм которого начали в 4,5-5 месяцев, включает 200 мл адаптированной молочной, кисломолочной или специальной гиппоаллергенной смеси. Примерно к 10 утра малыша можно покормить кашей – однокомпонентной и безмолочной, либо с добавлением привычной молочной смеси (150 г) и 4 г сливочного масла. Кашу дополняет пюре из фруктов. Обед может состоять из пюре из овощей и яичного желтка. Малышу можно предложить фруктовый сок. В полдник будет уместен творожок с печеньем. Дополнит его привычная смесь. Перед сном малыш получает смесь.

Питание малыша в 6 месяцев, в зависимости от особенностей его развития, состояния здоровья и рекомендаций педиатра, может включать фруктовые соки, сырые, отварные и печеные фрукты, овощи, каши, творог, яичный желток, растительное масло (кукурузное, оливковое или подсолнечное) и сливочное.

Когда какое-то блюдо не пришлось по вкусу малышу, маме не стоит отчаиваться. Можно попробовать предложить его позже, после некоторого перерыва. Если поначалу у крохи нет желания пробовать новую еду, не нужно проявлять неудовольствие, а тем более ругать его. Ребенка нельзя заставлять есть, если отсутствует аппетит. Если ребенок не подружился с прикормом в полгода, никакого вреда его здоровью это не принесет. Гораздо важнее сохранить хорошее настроение. Залог удачного введения прикорма и отличного аппетита малыша впоследствии – терпение и последовательность действий мамы, спокойствие и любовь.

Полезное видео о введении прикорма