Что говорит библия о работе. Заповедь о труде и уповании. Мы можем наслаждаться работой

Дисциплина – это то, что касается абсолютно всех сфер нашей жизни. Начиная от учебы в школе и заканчивая распоряжением финансами, временем, воспитанием детей и т.д. Но самое главное, дисциплина очень важна и в духовной жизни христианина.

Что такое дисциплина?

Сток Пек в своей книге «Забытая дорога» даёт следующее определение дисциплине:

«Дисциплина – это отложенное вознаграждение. Это процесс планирования боли и удовольствий жизни, который позволил бы усилить удовольствие за счет того, что вы прежде сталкиваетесь и переживаете боль, преодолевая ее. И это единственный подходящий способ жизни.»

Иными словами, сначала нам приходится чем-то жертвовать, доставляя себе тем самым боль и неудобства, но зато в конечном итоге мы получаем желаемый результат – награду за усилия. Без боли не может быть и вознаграждения.

Дисциплина в Библии

Несмотря на то, что в Библии нет прямого упоминания слова «дисциплина», при внимательном изучении мы можем видеть, что Бог говорит на эту тему. Для этого нужно обратить внимание на такие синонимы дисциплины, как «воздержание» (самоконтроль), «старание», «прилежность» и др.

1) В книге притчей царя Соломона, самого мудрого человека из людей, написано:

«Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение».

Притчи 21:5:

«Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает».

Притчи 10:4

«Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью».

Притчи 12:24

Тот, кто прилежно и усердно выполняет свою работу, уделяет время подготовке, планирует и следует плану, в результате будет успешен. Такой человек обязательно получит награду за труд: изобилие, богатство, право управлять. Тот же, кто ленится и относится к своему делу небрежно и торопливо, сам и пострадает от этого, не получив желаемого результата.

2) В Евангелии от Матфея 25:14-30 Иисус рассказывает нам притчу о талантах:

«…человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.»

По возвращении же, господин потребовал отчета об использовании талантов. Двое из рабов хорошо потрудились, отдали господину вдвое больше талантов и получили поощрение. А про того раба, кто ничего не делал и вернул столько же, сколько и получил, господин сказал: «Возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет.» (Мф. 25:28,29 )

В каждого из нас Бог заложил свои ресурсы, и Он хочет видеть, как мы ими распоряжаемся. Но для того, чтобы быть эффективными в распоряжении тем, что Господь дал нам, нужно прилагать усилия. Нужно развиваться, умножать свои «таланты», направлять их в правильное русло. А для этого необходимо дисциплинировать себя.

3) И, наконец, в Послании к Галатам 5:22-23 Апостол Павел перечисляет воздержание (или самоконтроль) как составляющее плода духа:

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона.»

Плод духа – это результат деятельности Духа Святого в новой жизни христианина. В этом отрывке указан набор качеств, которые должны проявиться в каждом верующем человеке под действием Божьей работы в сердце. То, что в числе этих качеств, мы видим и самоконтроль, означает, что Сам Бог дает нам способность контролировать потребности своей плоти, быть умеренными в пище, одежде, стиле жизни. Это способность подавлять в себе лень, а также всякое плотское желание, которое может завладеть человеком и стать похотью, которая управляла бы им.

Важность дисциплины в духовной жизни христианина

Как известно, духовная жизнь христианина основывается на двух важных практиках: чтении Библии и молитве. И от того, насколько мы постоянны и старательны в этом, зависит наше духовное здоровье.

В Библии неоднократно говорится о том, что от верующих требуется постоянное усердие, старание, целенаправленные усилия к тому, чтобы созидать свою веру.

«То вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь»

2-е послание Петра 1:5-7

«Забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.»

Послание к Филиппийцам 3:13,14

«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.»

1-е послание Тимофею 4:16

Здесь приведены лишь несколько Библейских текстов, но все они о внутренней дисциплине. Дисциплина нужна, чтобы быть постоянным и внимательным в изучении Слова Божьего, быть регулярным и посвященным в молитве, отдавать своё время и силы для служения другим.

Господь хочет, чтобы Его дети были способны поработить своё тело и прилагать направленные усилия к тому, чтобы возрастать в вере и взращивать учеников.

Наш Бог – Бог порядка, и Он желает навести порядок и в жизни Своих детей. Об этом писал Павел в первом послании к Коринфянам 14:33: «Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.»

Дисциплина в труде

Томас Алва Эдисон – американский изобретатель-самоучка и бизнесмен – говорил, что в гениальности 1% принадлежит таланту, а 99% – труду. Все успешные люди обладают дисциплиной, а в корне большинства неудач – недостаток этого качества.

Каким бы не было занятие, без дисциплины не обойтись. Она нужна как для того, чтобы овладевать новыми навыками, так и для того, чтобы применять и развивать уже имеющиеся. Очень важно быть верным и последовательным в тех шагах, которые необходимо выполнить для достижения цели.

Даже при сильной мотивации, но при отсутствии всякой дисциплины, дело не будет иметь успеха. Ведь если нет дисциплины, нет и действий, а мотивация со временем ослабеет. И наоборот, имея дисциплину регулярно выполнять необходимые действия для достижения цели, мотивация будет сохраняться.

Что же делать?

Итак, мы уже говорили о том, что дисциплина – это отложенное вознаграждение, увидели, как Бог смотрит на дисциплину и убедились в её важности.

Ключом же к применению дисциплины является принятие упреждающего решения. Необходимо принять упреждающее решение относительно того, как вы будете практиковать дисциплину в различных сферах жизни. То есть решить, как вы будете поступать в той или иной ситуации ещё до того, как эта ситуация наступила.

А для того, чтобы остаться верным этому решению и не сдаться на полпути под давлением лени, используйте силу подотчетности. Бог не рассчитывает, что вы справитесь со всем в одиночку.

Попросите двух-трёх друзей время от времени спрашивать у вас отчет о ваших решениях. Скажите им: «Я принял эти упреждающие решения, так как правда хочу получить отдачу. Помогите мне их придерживаться.»

И, безусловно, Бог силой Духа Святого будет помогать вам в этом!

Проанализируйте, какая сфера вашей жизни более всего нуждается в дисциплине.

И примите решение, как вы собираетесь сделать первый шаг?

Евгения Антюфеева

Папаян Р. А

Важный вопрос ветхозаветного законодательного урегулирования, - указания о вознаграждении за труд. Справедливое вознаграждение и своевременная оплата - основное требование к работодателю. Это положение также неоднократно повторяется в законодательной части Ветхого Завета: "Не грабительствуй. Плата наемнику не должна оставаться у тебя до утра" (Лев. 19. 13); "В тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того" (Втор. 24. 15). Важность этого положения подчеркивается его периодическим напоминанием в других книгах Библии: "Приду к вам для суда и буду скорым обличителем [...] тех, которые [...] удерживают плату у наемника" (Мал. 3. 5); "Плата наемника, который будет работать у тебя, да не переночует у тебя, а отдавай ее тотчас" (Тов. 4. 14). Здесь также нет определенных санкций за нарушение закона, однако есть ряд указаний на неотвратимость Божьего наказания: "Горе тому, кто строит дом свой неправдою и горницы свои - беззаконием, кто заставляет ближнего своего работать даром и не отдает ему платы его" (Иер. 22. 13). Предельно строгая оценка подобным беззаконным действиям дается в назидательных книгах Библии: "Убивает ближнего, кто отнимает у него пропитание, и проливает кровь, кто лишает наемника платы" (Сир. 34. 22). Евангельский подход к этой

проблеме идентичен ветхозаветному, однако формулировки более строги, и если Ветхий Завет неуплату наемнику приравнивал убиению ближнего, Новый Завет тот же поступок приравнивает убиению Господа: "Плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет; и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и наслаждались, напитали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили Праведника" (Иаков 5. 4-6).

Отметим и другое положение, связанное с оплатой. Рядом с установлениями о вознаграждении за труд мы видим в Ветхом Завете и идею компенсации за потерю работоспособности: "Когда ссорятся (двое), и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрет, но сляжет в постель, то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший (его) не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его" (Исх. 20. 18-19).

Приравнивание раба, наемника и поселенца, которое видим в заповеди о субботе, позволяет считать, что требования, касающиеся оплаты труда, также являются универсальными. Так, относительно раба, которого хозяин обязан был на седьмой год отпустить на свободу, Господь говорит: "Когда же будешь отпускать его от себя на свободу, не отпусти его с пустыми руками, но снабди его от стад твоих, от гумна твоего и от точила твоего: дай ему, чем благословил тебя Господь, Бог твой" (Втор. 15. 13-14). Обосно-вание этого требования - в фактическом заработке отпущенного на сво-боду: "Не считай этого для себя тяжким, [...] ибо он в шесть лет заработал тебе вдвое против платы наемника" (Втор. 15. 18).

Евангельские коррекции к этим ветхозаветным нормам, в русле их переведения в соответствие со свободной волей человека, основанной на любви, по-новому подчеркивают достоинство человека. Разумеется, рядом с призывом к освобождению от рабского отношения к вещам и к раздаче имущества нуждающимся и просящим, не остается места для отказа человеку в отдаче заработанного им. Но Новый Завет, вместе с естественным положением о том, что "трудящийся достоин пропитания" (Матф. 10. 10), с новой силой утверждает: "Трудящийся достоин награды за труды свои" (Лука 10. 7; 1 Тим. 5. 18). Это положение значительно шире, чем проблема оплаты. Здесь говорится о признании человеческого достоинства, о награде земной и небесной, предусмотренной одним только этим достоинством, а вовсе не чьей-либо "благосклонностью": "Будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся" (1 Кор. 16. 16); "Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас" (1 Фес. 5. 12). Хотя здесь речь идет о тех, кто трудится на духовном поприще, во всеохватности этого призыва вряд ли можно усомниться, тем более если учесть, с чего мы начали: божественное требование одухотворенности любого труда.

В Новом Завете можно видеть еще один нюанс в трудовых отношениях - фиксацию существующих договорных начал. О них говорится не в законодательном порядке (вообще "закон" как правовой документ представлен лишь в Ветхом Завете, в Пятикнижии Моисея; Новый Завет говорит на совершенно ином языке, адресованном человеку не как субъекту права, а как носителю духовных начал), они попросту упоминаются совершенно по другому поводу, в одной из притч - о работниках в винограднике. "И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше; но получили и они по динарию; и получивши стали роптать на хозяина дома. [...] Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое, и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе" (Матф. 20. 9-14).

Аллегорический смысл притчи в том, что Господь воздает всем независимо от времени их обращения к Богу. В проекции же на земные реалии смысл притчи - в приведенной выше формулировке: "Трудящийся достоин награды". Через призму этой притчи, слова апостола "каждый получит свою награду по своему труду" (1 Кор. 3.8) получают дополнительный смысл: награда не только в абсолютном объеме труда, но в устремленности к труду, в самой причастности к процессу созидания, то есть в активизации того, в чем сокрыт смысл подобия человека Богу: это и есть содержание понятия "человеческое достоинство". Реализуется оно в том, что человек, кому бы ни служил, на самом деле не служит никому, кроме себя, ибо он свободен по высшему предначертанию: "Труды твои не были для чужого дома" (Пр. 5. 10); "Трудящийся трудится для себя" (Пр. 16. 26). Новый Завет добавляет: "Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов" (2 Тим. 2. 6). И в то же время, служа себе и

другим, человек служит Богу, ибо он - раб Божий. И сторонами этого "договора" являются Бог и человек. Договорные обязательства - всего лишь минимум для обеих сторон. В трудовых отношениях людей минимум обязателен: он - от договора; что сверх того - это от Бога: желание отдать больше продиктовано уже не обязательством, а любовью к ближнему. В отношениях между Богом и человеком - то же самое: так поступает и Господь, давая не только "сокровище на небесах" (Матф. 19. 21), но и на земле. Когда у Господа, обещавшего дать Соломону все, что он попросит, царь попросил лишь то, что нужно было для служения Богу - "сердце разумное, чтобы [...] различать, что добро и что зло" (3 Цар. 3. 9), - Господь пошел дальше договоренности: "За то, что ты просил этого и не просил себе долгой жизни, не просил себе богатства, не просил себе душ врагов твоих, но просил себе ра-зума, чтоб уметь судить, - вот, Я сделаю по слову твоему: вот, Я даю тебе сердце мудрое и разумное [...]; и то, чего ты не просил, Я даю тебе, и богатство и славу" (3 Цар. 3. 11 -13).

Так еще раз утверждается параллелизм богатства материального и богатства духовного. При этом связующим звеном становится труд (физический и духовный), пользование правом на труд для реализации созидательной способности человека - в оправдание своего подобия Богу.

Папаян Р. А. Христианские корни современного права.

Быт 2:2 К седьмому дню Бог закончил труд , который Он совершал, и на седьмой день Он отдыхал от всех Своих дел.

Быт 31:42 Если бы не был со мной Бог моего отца, Бог Авраама, Тот, Кого боялся Исаак, то ты, конечно, отослал бы меня с пустыми руками. Но Бог увидел мои лишения и труд моих рук и рассудил нас прошлой ночью.

Втор 26:7 Тогда мы взмолились Господу, Богу наших отцов, и Господь услышал наш голос и увидел наше бедствие, непосильный труд и притеснение.

3Цар 9:15 Вот сведения о подневольных людях, чей труд царь Соломон использовал для строительства дома Господа, своего дворца, укрепления Милло, иерусалимской стены, а еще Хацора, Мегиддо и Гезера.

3Цар 12:4 – Твой отец придавил нас тяжким ярмом, но теперь ты облегчи нам непосильный труд и тяжкое иго, которое он на нас возложил, и мы будем тебе служить.

2Пар 10:4 – Твой отец придавил нас тяжким ярмом, но теперь ты облегчи нам непосильный труд и тяжкое иго, которое он на нас взвалил, и мы будем тебе служить.

2Пар 15:7 А вы будьте тверды и не опускайте рук, потому что ваш труд будет вознагражден.

Неем 2:16 Приближенные не знали, куда я ходил и что делал – ведь я еще не говорил ни иудеям, ни священникам, ни знати, ни приближенным, ни всем остальным, кому суждено было предпринять этот труд .

Иов 7:1 Не тяжкий ли труд уготовлен на земле человеку? Дни его – не дни ли работника?

Иов 24:5 Словно дикие ослы в пустыне, выходят на свой труд бедные , разыскивая в степи пищу себе и детям своим.

Иов 39:11 Понадеешься ли на силу его и доверишь ли труд свой ему?

Иов 39:16 Жесток он к птенцам, словно к чужим, не боится, что труд его будет напрасен,

Пс 77:46 Он гусеницам отдал урожай, и их труд – саранче.

Пс 89:10 Наших дней – лет семьдесят, а для более сильных – восемьдесят, и то большая часть их – труд и скорбь; они проходят быстро, и мы улетим.

Притч 5:10 чтобы богатством твоим не насыщались чужие, и твой труд не обогатил чужого дома.

Еккл 2:10 Чего бы ни пожелали глаза мои, я ни в чем им не отказывал; сердцу своему я не отказывал в удовольствии. Мое сердце радовалось от всего, что я делал – это и было наградой за весь мой труд .

Еккл 2:11 Но когда я посмотрел на все, что сделали мои руки, и на тот труд , что я совершил, я увидел, что все суета, все – погоня за ветром, и ни в чем нет пользы под солнцем.

Еккл 2:17 И возненавидел я жизнь, потому что печальным показался мне всякий труд , который делается под солнцем. Все – суета, все – погоня за ветром.

Еккл 4:4 И увидел я, что весь труд и все достижения происходят от зависти людей друг к другу. И это тоже суета, это – погоня за ветром.

Еккл 4:9 Двоим лучше, чем одному, потому что получат хорошую награду за их труд .

Еккл 10:15 Труд утомляет глупого, который даже не знает, как добраться до города.

Ис 28:21 Восстанет Господь, как на горе Перацим, поднимется, как в Гаваонской долине, чтобы совершить Свой труд , Свой необычный труд , и совершить Свое действие, Свое удивительное действие.

Агг 1:11 Я наслал засуху на поля и нагорья, на зерно, молодое вино и масло, на произведения земли, на людей, на скот и на труд ваших рук.

Зах 8:10 До этого времени человеку за труд не платили, скот не кормили. Никому из странствующих не было покоя от врагов, потому что Я обратил всех людей друг против друга.

Деян 14:26 Из Атталии они отплыли обратно в Антиохию, где были вверены Божьей благодати на труд , который они и исполнили.

Рим 15:23 Теперь же я закончил свой труд в этих краях, и так как я уже много лет хотел прийти к вам,

1Кор 3:8 Тот, кто сажает, и тот, кто поливает, имеют одну цель, и каждый получит награду за свой труд .

1Кор 15:58 Поэтому, мои любимые братья, стойте твердо. Ничто не должно вас поколебать. Всегда отдавайте себя полностью на служение Господу и знайте, что ваш труд для Господа не напрасен.

1Фес 3:5 По этой причине, когда я не мог уже больше терпеть, я послал Тимофея узнать о вашей вере, не искусил ли вас искуситель и не оказался ли наш труд напрасным.

Тит 1:7 Он должен быть безупречен, так как ему доверен труд Божий. Он не должен быть высокомерным, раздражительным, склонным к пьянству, драчуном, не должен преследовать корыстные цели.

Евр 13:17 Слушайтесь ваших наставников и подчиняйтесь им. Они неусыпно заботятся о душах ваших, ведь им предстоит дать отчет Богу за свой труд . Старайтесь поступать так, чтобы они несли свое служение с радостью, а не как тяжелое бремя, так как в этом нет пользы для вас.

Откр 2:2 Я знаю твои дела, твой труд и твою стойкость. Я знаю, что ты не можешь мириться со злыми людьми; ты проверил тех, кто выдает себя за апостолов, и нашел, что они лжецы.

Добродетель трудолюбия сегодня мало кому понятна. За трудолюбие принимается добровольный особо интенсивный или длительный труд. Кажется, много трудится человек, значит, он трудолюбив. Но это не всегда так. Трудолюбие — это не просто умение себя заставить трудиться, а свойство души получать от труда радость. Радоваться преодолению себя, преодолению разных препятствий, радоваться достигнутому результату. Не шумной, взрывной радостью: Ура! У нас все получилось! Вспышки трудолюбия бывают даже у лентяев. А тихой и ровной радостью душевного покоя.

Мир полюбил праздность. Свободное от труда время стало мерилом счастья. А между тем и в пору блаженства, когда Адам пребывал с Богом, и грех еще был ему не ведом, он должен был трудиться. Человек не создан праздным. Господь поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать и хранить его (Быт. 2,15). Мы не можем сказать, что стоит за словами возделывать и хранить, но это — труд, хотя и не тот изнурительный, как говорит святитель Феофан Затворник, «труд — общая для всех епитимия, в Адаме на всех наложенная: В поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3,19)». Однако и наш обязательный повседневный труд содержит в себе частицу блаженства, когда совершается без ропота в послушание Божьей заповеди.

Христиане всегда личный труд почитали священным делом, и никто не был освобожден от него. И раб, и царь трудились. Праздность называли рассадником страстей и всячески ее избегали. Ибо праздность научила многому худому (Сир. 33,28). Избегали не полной праздности, а даже самой краткой. Еще в прошлом веке в семейных домах можно было увидеть самими домочадцами выполненные салфетки домашней работы, рамки под картины или фотографии, самодельные подсвечники, резные полочки. Рукоделие в свободное от работы время было принято не только как возможность создать домашний уют или возможность реализовать художественные наклонности, но и как защита от праздности. Не только у нас в России, христианская Европа так же не жаловала безделье, чиновник дома мог переплетать книги, точил табакерки, лавочник плел бисером, устраивал домашнюю оранжерею.

«Я не умею понять, как можно быть без какого-либо дела. Либо голова работает, либо руки», — писал святитель Феофан Затворник своей духовной дочери. Сам святитель в свободное время, дабы прогнать послеобеденную сонливость, занимался переплетным делом. Преподобный Серафим Саровский, когда уже оставил свой огород, не позволяя себе безделья, перекладывал из угла в угол поленницу. О монахине Евфросинии (Хрульковой), почитаемой в нашей местности, рассказывали, что в последние недели перед смертью, по просьбе ее выносили в огород, где она, лежа у грядки, пальчиками рыхлила землю, пыталась полоть. Уже находясь на смертном одре, совсем тихим голосом просила: «Подайте мне мою работу». Ей подавали «работу» — льняное полотенце, из которого матушка выдергивала нитки, осыпая край. Помню трех пожилых женщин, которые то и дело придумывали для своей старенькой мамы какую-нибудь заботу — купить заварочный чайник в цветочек, или какие-нибудь блюдца с голубой каемкой, лишь бы она не оставалась праздной. В этом состоянии старушка становилась раздражительной. Для этих людей, как и для многих других, труд — жизненная необходимость, даже если материальный результат его ничтожен или вовсе отсутствует.

Когда-то советским школьникам внушали якобы научную истину, что труд из обезьяны сделал человека. Казалось бы, дичайшая нелепость, но в основе ее лежит вовсе не горячечный бред, а вывернутый наизнанку многотысячелетний опыт: труд не позволяет человеку оскотиниться. Труд не дает нашей душе слишком сближаться с телом, препятствует душе вдаваться в телесное, истомляет тело. Причем не только труд физический, но и всякий другой.

Апостольская заповедь о труде — если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес. 3,10) — обращена и к бедному и к богатому. Если бедный трудится по необходимости, то человек обеспеченный, не имеющий такой необходимости — ради заповеди, потому что иначе он будет есть свой хлеб с насилием совести, с грехом. «Христианин есть трудящийся, независимо от своего богатства или бедности», — говорит архиепископ Иоанн (Шаховской).

В христианских семьях трудолюбие прививали с младых ногтей. Учили всякий труд совершать перед Богом. Все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Иисуса Христа (Кол. 3, 17). Во имя Иисуса Христа не станешь трудиться с ленцой или небрежно. И еще, то, что делается во имя Христа, делается с любовью. «Вся задача воспитания — заставить человека не только поступать хорошо, но и наслаждаться хорошим; не только работать, но и любить работу» (Джон Рескин).

Есть люди, которым свойственно любить всякую работу. Не только ту, что они сами выбрали, но и ту, что случилась. А когда человек трудится с любовью, то даже в самой простой или грязной работе есть место творчеству. Как-то мы убирали с территории храма мусор. Грузили его на два грузовика. В один грузовик двое рабочих кидали что под руку попало, и как попало. Другие два парня загружали свой грузовик иначе. Они рассортировали мусор на плоский и объемный, на крупный и мелкий, и потом заполнили кузов так, что туда поместилось втрое больше, чем в первый. Было заметно, что ребята, трудившиеся честно, устали меньше. Они смеялись, о чем-то болтали.

Человек трудолюбивый меньше зависит от внешних обстоятельств и имеет все для того, чтобы жить честно, не насилуя свою совесть. Его не страшит вынужденная перемена деятельности, не борет уныние от нескончаемого объема работы. Истинно свободен тот, кто трудолюбив, а не тот, кто свободен от работы. Помню двух мужиков, взявшихся починить и покрасить в храме окна. Пользуясь обстоятельствами, запросили они за свой труд немало. Работали неимоверно медленно, иной раз по два часа в день. Глядя, как они маются, спрашиваю: «Вы, наверное, не очень любите свою работу?» А в ответ удивленно: «Да кто ж работу любит?» Не какую-то определенную работу невозможно любить, а всякую! Сколько труда стоило им каждый раз переломить себя, чтобы опять взяться за инструмент, с какой ненавистью смотрели они на рамы... Труд преодоления ненависти к работе отнял у них сил гораздо более, чем сама работа.

Если спросить наших молодых и не очень молодых современников, чье виденье жизни им ближе — библейского автора, утверждавшего, что человек рождается на труд, как птица на летание, или Ивана Александровича Хлестакова, уверенного, что «на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия» — то, боюсь, рейтинг последнего будет выше. А ведь честный, совершаемый с любовью труд сам в себе несет удовольствие. «Кто с вожделением берется за дело, тот любимое сие дело вменяет себе в наслаждение, в самом труде находя удовольствие и самое утомление ради возлюбленного им почитая воздаянием и преимущественною наградою. Легко и удобно все делаемое с любовию, хоть бы оно было и крайне затруднительно; потому что расположение к сему делающего скрадывает трудности и уравнивает негладкости для удобного исполнения. Усердие всегда препобеждает обременительность труда, став выше всех неудобств в деле, а сопровождающим оное удовольствием ослабляя трудности, так что труд делается более приятностию, нежели трудом, и мнимое неудобство доставляет радость» — сказал преподобный Нил.

На Бога надейся и сам не плошай — какая простая жизненная истина! В любом деле призывай на помощь Господа и трудись, всегда помня о своей личной ответственности перед Ним. Только так воспитывается и поддерживается трудолюбие. Только так труд становится истинно свободным, творческим и радостным.

Что Библия говорит о лени?

Первый закон движения Ньютона утверждает, что движущийся объект стремится оставаться в движении, а объект в состоянии спокойствия стремится оставаться в спокойствии. Этот закон относится и к людям. В то время как одни естественно стремятся осуществлять проекты, другие остаются апатичными, требуя мотивации, чтобы преодолеть инерцию. Лень – стиль жизни для некоторых людей – является искушением для всех. Но Библия непоколебима – так как Бог уготовил труд для человека, лень является грехом. «Лентяй! Ступай к муравью, поучись у него мудрости» (Притчи 6:6).

Библия много говорит о лени. Книга Притчи особенно наполнена мудростью относительно лени и предупреждениями ленивому человеку. Притчи говорят нам, что ленивый человек ненавидит работу: «Желания лодыря его погубят, ведь руки его не хотят работать» (21:25); он любит спать: «Как дверь на петлях болтается, так и лодырь в постели ворочается» (26:14); он ищет оправдания: «Лодырь говорит: «Лев на дороге! Зверь по улицам рыщет!»» (26:13); он растрачивает время и энергию: «Ленивый работник – все равно что разрушитель» (18:10); он считает себя мудрым, но является глупцом: «Лодырь мнит себя мудрей семерых, говорящих разумно» (26:16).

Притчи также говорят нам, какой конец ожидает ленивых: ленивый человек становится слугой (или должником): «Прилежной руке – править, ленивой руке – нести повинность» (12:24); его будущее гнетуще: «Лодырь в холода не пашет, значит, в жатву ничего не сыщет» (20:4); он может дойти к бедности: «Лентяй все ждет, да не дождется, зато прилежный насытится» (13:4).

В жизни христианина не может быть места лени. Новообращенных верующих верно учат, что: «Вы спасены – через веру – Его великой добротой! И не за ваши заслуги – это Божий дар! И не за дела, так что пусть никто этим не хвалится!» (Ефесянам 2:8–9). Но верующий может стать праздным, если ошибочно поверит, что Бог не ожидает плодов от измененной жизни. «Это Бог сделал нас теми, кто мы есть, создав нас, через единение с Христом Иисусом, для добрых дел, которые Он нам изначально предназначил совершить» (Ефесянам 2:10). Христиане не спасаются делами, но они демонстрируют ими свою веру (Иакова 2:18, 26). Бездеятельность нарушает Божью цель – добрые дела. Господь, тем не менее, дает силу христианам преодолеть склонность плоти к лени, даруя нам новую природу (2 Коринфянам 5:17).

Как христиане мы знаем, что наш труд будет вознагражден Господом, если мы будем упорными в прилежности: «Так не будем поддаваться усталости, делая добро, и тогда, если не сдадимся, в надлежащее время пожнем урожай. Так вот, пока еще есть время, будем делать всем добро, особенно тем, кого вера сделала одной семьей» (Галатам 6:9–10); «Что бы вы ни делали, трудитесь от всей души – как если бы это было для Господа, а не для людей. Ведь вы знаете, что Господь даст вам в награду наследие. Ваш Господин – Христос, вы служите Ему» (Колоссянам 3:23–24); «Бог справедлив и поэтому не может забыть ваши дела и ту любовь, которую вы проявили во Имя Его, служив и служа святому Его народу!» (Евреям 6:10).

Христиане должны трудиться с Божьей силой, чтобы евангелизировать и приводить людей ко Христу. Апостол Павел является нашим примером: «Это Его мы возвещаем, увещевая и наставляя людей со всей доступной нам мудростью, чтобы поставить их перед Богом совершенными в единении с Христом. Ради этой цели я тружусь не щадя сил, ведя битву всей мощной силой Христа, которая мощно действует во мне» (Колоссянам 1:28–29). Даже на небесах служение христиан Богу продолжится, хотя уже не будет обременено проклятием греха (Откровение 22:3). Свободные от болезней, печали и греха – даже лени – святые будут вечно прославлять Господа. «Так вот, братья мои любимые, будьте стойки, будьте неколебимы. Отдавайте себя без остатка работе для Господа, ведь вы знаете: ваш труд для Господа не будет напрасен» (1 Коринфянам 15:58).