Усадьба Кузьминки: Церковь. Храм влахернской иконы божией матери Влахернская церковь кузьминки

Для семьи купцов Строгановых, бывших когда-то простыми поморскими крестьянами, 1716 год выдался необыкновенно хлопотливым. Шутка ли, завершалась постройка церкви, специально возводимой для иконы, когда-то пожалованной им за заслуги перед отечеством самим государем Алексеем Михайловичем! Именно эта икона, Влахернской Божьей Матери, дала название и церкви, где хранилась с тех пор, и селу, которое стало называться Влахернское.

Имя иконы происходит от названия той части Константинополя, где когда-то располагался храм с этой святыней. Под её покровительством находился не только Константинополь, но и вся Византия. Хроники тех лет повествуют о том, как в 626 году по молитвам, вознесённым перед иконой, Пресвятая Богородица спасла город от нашествия захватчиков. Через много столетий, уже в России, её чудодейственная сила будет явлена в период холерной эпидемии в 1830 году. Она уберегла всех обитателей Кузьминок, где находилась, и всех жителей окрестных сёл от страшной болезни.

Икона эта была не обыкновенная. Её создание приписывают евангелисту Луке, современнику и одному из апостолов Иисуса Христа. Икона была рельефной и выполненной в уникальной технике воскомастики. Особенность её заключалась в том, что в воск добавлялись размельчённые частицы мощей святых. Образ, выполненный подобным образом, называется мощевиком.

Появление иконы в России

Известно, что в V веке она попала в Константинополь, бывший в то время столицей христианского мира, а оттуда — на Святой Афон. В 1654 году афонские иноки привезли её в Москву и подарили благочестивому государю Алексею Михайловичу, а он, в свою очередь, пожаловал святыню Строгановым. Для этой иконы и была построена деревянная церковь Влахернской Богоматери.

Но редкому деревянному храму выпадает долгая жизнь. Простояла эта церковь только шестнадцать лет и сгорела в огне пожара, но Волей Божьей драгоценную икону удалось спасти. В том же году, испросив благословения у правящего архиерея, приступили к возведению новой церкви, тоже деревянной, но и её ждала та же судьба, что и прежнюю. В 1758 году в результате «огненного запаления» она погибла. Но и на этот раз святыню вынесли из огня.

Сооружение каменного здания храма

К моменту пожара родовое имение Строгановых Кузьминки перешло во владение семьи графа Голицына. Потомки литовского князя Гедимина, они на протяжении веков были опорой государственной власти. В этом году исполняется шестьсот лет с того дня, как они начали своё служение.

Через год началось возведение каменного храма на том месте, где стояла сгоревшая церковь. Создание проекта и ведение работ граф поручил архитектору И. П. Жеребцову, который занимался также перепланировкой и перестройкой всей усадьбы. Он вошёл в историю архитектуры, как представитель стиля барокко. Кроме того, его имя связано с направлением, получившим название раннего московского классицизма. В течение долгих лет он руководил всеми строительными работами в имении.

Архитектурные особенности нового храма

В основу проекта каменного храма Жеребцов положил традиционную для русских церквей четырёхгранную нижнюю часть здания и надстроенный сверху восьмигранный барабан. Так строились многие православные храмы России. Рядом была построена деревянная восьмигранная колокольня. Всё декоративное оформление храма было выполнено в стиле барокко. В 1762 году строительные работы были в целом завершены, но отделка продолжалась ещё в течение двенадцати лет.

Усадьба Кузьминки была предметом гордости графов Голицыных, и на её обустройство они не жалели средств. В 1784 году ими был приглашён известный московский архитектор Р. Р. Казаков, ученик знаменитого В. И. Баженова, работавший вместе с ним над проектом Большого Кремлёвского дворца. Он приступил к реконструкции храма, в соответствии с архитектурными требованиями того времени.

Реконструкция храма

Р. Р. Казаков изменил четырёхгранную планировку основного здания на круглую, выполненную в виде барабана, и сверху надстроил главку. С четырёх сторон здания находились входы с декоративными ступенями и портиками. Общую композицию дополняла двухъярусная каменная колокольня. Таким образом храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках приобрёл знакомые нам очертания.

В период войны 1812 года храм подвергся значительному разрушению. Были расхищены предметы церковной утвари и иконы. Остались свидетельства очевидцев, рассказывающие о многочисленных фактах святотатства, совершённого французскими солдатами. По приглашению Голицыных над его восстановлением трудились лучшие архитекторы. В 1819 году был освящён полностью воссозданный придел Святого Сергия Радонежского. Однако работы в храме продолжались ещё несколько лет. Современники писали о необыкновенном мраморном иконостасе в этом пределе. Над ним трудились лучшие камнерезы страны. Были приглашены и знаменитые уральские мастера.

Есть много свидетельств того, что храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках постоянно находился в поле зрения особ царствующей семьи. Так, например, в 1828 году императрица Мария Фёдоровна пожертвовала на украшение иконы драгоценную брошь из жемчуга и бриллиантов. В 1858 году храм посетил император Александр II. Кроме того, усадьба Кузьминки видела много иных представителей Дома Романовых. С 1859 года храм стал фамильной усыпальницей Голицыных. В первые годы XX века он был вновь отреставрирован и освящён.

Судьба церкви после революции

После революции храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках разделил судьбу многих культовых сооружений России. Буквально в первые годы представители богоборческой власти изъяли все ценности и предметы церковной утвари. Когда храм окончательно закрыли, чудотворная икона была перенесена в Успенский храм в Вишняках, а когда и он перестал действовать, икону передали в Третьяковскую галерею, в фондах которой она хранится и по сей день. В 1929 году снесли купола, а само здание до неузнаваемости перестроили, сделав в нём дом отдыха. За весь период советской власти здесь размещались и производственные помещения, и трансформаторная подстанция, и учебные классы. Полностью были уничтожены роспись стен и лепные украшения. Болью переполняется сердце, когда видишь фотографии храма тех лет.

Возрождение

В годы, последовавшие за перестройкой, многие русские православные храмы были возвращены верующим. Наступил период исторического прозрения. Предстояло возродить то, что десятилетиями безжалостно разрушалось. Большую помощь в этом оказали и правительственные органы, и различные общественные организации страны. Пришли реставраторы и в храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках. Он числился в списке объектов, подлежащих восстановлению в первую очередь. Руководила работами архитектор Е. А. Воронцова. За три года строители и реставраторы вернули храму его первоначальный облик. В 1995 году он был торжественно освящён, как и многие православные храмы России.

Жизнь храма в наши дни

Сегодня храм является крупным религиозным и культурным центром. При нем работает воскресная школа и школа по катехизации взрослых и детей. Кроме того, имеется библиотека, двери которой открыты для всех желающих. В отдельном здании оборудована крестильня с купелью для взрослых. Как и многие храмы православной церкви, он стал местом, где каждый может получить знания об основах православия, на протяжении многих десятилетий практически закрытые для широких масс.

Влахернская икона Божьей Матери, также называемая Влахернетисса, относится к числу наиболее почитаемых Православной церковью образов. Предполагается, что она обладает чудотворной силой.

Дата создания изображения – 302 год. По мнению историков, это ещё одно творение евангелиста Луки. В 439 году икона была привезена в Константинополь, и с того момента стала считаться покровительницей города и императоров византии. Лик назвали в соответствии с именем местности, относящейся к западной части города – Влахерны.

Там был убит вождь скифов Влах, а в 5-м веке император Лев Великий избрал место для строительства церкви во имя Богородицы. Несколько позднее именно там Андрей Юродивый наблюдал явление Девы Марии. В 1434 году храм погиб в пламени пожара и икону–защитницу, сопровождавшую императоров Византии во время войн, перенесли в другое место, но название Влахернская остаётся за ней и по сей день.

Описание иконы

Изображение на Влахернской иконе Божьей Матери было создано на базе плоского, вырезанного в дереве рельефа. Для этого использовалась техника воскомастики. Рабочим материалом был воск, смешанный с мощами христианских мучеников, что превратило икону в мощевик. Слой краски был нанесён уже поверх воска, покрывавшего изображения Богоматери и Спасителя.

Из-за особой техники изготовления списков с иконы было сделано немного (меньше, чем пять). Это, в свою очередь, привело к тому, что храмы в её честь на Руси практически не строились. По мнению Павла Алеппского, увидевшего образ в 1655 году, изображение не похоже на рисунок, поскольку оно сильно выступает над гладью доски, создавая впечатление ожившего образа. При соответствующем освещении оно словно обретает плоть, что вызывает в душе смотрящего благоговейный трепет

Иконографический тип образа говорит о том, что он является списком Одигитрии, весьма сходным со Смоленской иконой Божьей Матери. Предполагаемое время написания относится к 15-16 векам. Икона дополнена надписью на греческом языке, которая переводится как «богохранимая». После реставрации 1813 года, к имевшемуся тексту добавился новый (также на греческом): «Госпожа обители Влахернской» и «Многоценное сокровище».

Отличительным признаком изображённой на деревянной поверхности Богородицы является явная массивность фигуры. Сюда же можно отнести крупную, перекрывающую часть полей полосу нимбов. Ступни Младенца подняты высоко и «соприкасаются» с полями иконы.

Местонахождение

На данный момент Влахернская является достоянием Третьяковской галереи. С неё был сделан рельефный список (17-18 века), который пожаловали отцу Григория Строганова, основателя Влахернского храма в Кузьминках, где икона и находится до сих пор.

Церковь в Кузьминках

В Кузьминках церковь отстраивалась трижды. В первый раз деревянная постройка была возведена в 1716-м году под началом Строгановых. Её осветили в честь Влахернской иконы Божьей Матери, являвшейся семейной святыней для семьи, владевшей Кузьминками. По названию церкви местность также получила новое имя – село Влахернское.

В 1732 после пожара здание пришлось поднимать из руин. Обновлённая церковь тоже была деревянной и вскоре (18 ноября 1758 года) тоже сгорела.

В ныне известном, третьем варианте храм строился уже на третий раз (1759-1762 годы), а после был перестроен из-за необходимости проведения ремонта (1784-1785 годы).

Происхождение

Влахернскую икону Божьей Матери доставили из Константинополя в 1653 году. Её подарили Алексею Михайловичу, родителю Петра Великого. К Иконе прилагался документ (грамота), где рассказывалось о её происхождении (Влахернский монастырь в Константинополе) и истории почитания, соотнося образ с константинопольской Одигитрией.

На хранение икона была передана в Успенский собор (в Московском Кремле), но отправляясь в военный поход, царь не забывал взять её с собой.

О чём молиться

Влахернскую икону Божьей Матери почитают, прежде всего, как хранительницу от врагов и нашествий. Её помощи можно ожидать не только во время военных действий, но и в борьбе с обычными недоброжелателями. Также она покровительствует семейным людям, охраняя их от любых внешних вторжений.

03.10.2015

Император Константин Великий, перенесший столицу Римской империи в заново отстроенный город на Босфоре, посвятил Константинополь Пресвятой Богородице. Возможно, именно поэтому в византийской столице возводилось немало богородичных церквей. Одной из них - церкви Влахернской иконы Божией Матери - суждено было войти в число самых известных в христианском мире храмов, слава которого на многие столетия пережила Византийскую империю.

Храм неподалёку от знаменитого константинопольского залива Золотой Рог был заложен благочестивой императрицей Пульхерией в середине V века. Как оказалось впоследствии, это строительство было глубоко промыслительным. Всего несколько лет спустя после создания храма в Константинополь из Палестины была принесена великая святыня - нетленная Риза Пресвятой Богородицы, которой потребовалось достойное место хранения. Церковь во Влахерне и стала тем ковчегом, в который византийцы поместили драгоценную святыню. Впоследствии вместе с Ризой положили часть Омофора и часть Пояса Пресвятой Богородицы. В храме также хранилась икона Божией Матери, по преданию, написанная апостолом Лукой. От Влахернской иконы совершались многие чудеса, а покрывало, которым она была завешена, поднималось и опускалось само собой.

Византийские императоры часто приезжали во Влахернскую церковь поклониться святыням и окунуться в бьющий здесь святой источник. Изначально храм располагался за городскими стенами, поэтому возле него возвели дворец для отдыха царственных особ. Со временем крепостные стены Константинополя были расширены, и Влахерна оказалась внутри города. В XII веке византийские императоры переехали жить во Влахернский дворец, который и стал их последней резиденцией.

Влахернский храм сыграл особую роль в истории Константинополя. В 626 году во время отсутствия в столице императора Ираклия, который отправился на войну с персами, город осадили авары. Патриарх Сергий и старший сын императора Константин взяли из Влахернского храма чудотворную икону Богоматери и обошли с ней крепостные стены. Авары, напуганные грозным явлением Женщины в нарядном одеянии, сняли осаду Константинополя.

К заступничеству Пресвятой Девы жители Константинополя ещё не раз обращались в критические моменты. Так было и в 860 году, когда византийскую столицу осадили суда древнерусских князей Аскольда и Дира. Патриарх Фотий взял из Влахернского храма Ризу Пресвятой Богородицы и с молитвой опустил её край в воды Босфора. Внезапно поднявшаяся буря разметала вражеский флот, а поражённые небесным знамением Аскольд и Дир приняли Православие и получили в крещении имена Николай и Илия.

Именно здесь, во Влахернском храме, произошло в начале X века чудо Покрова Пресвятой Богородицы. Во время нападения на Константинополь неприятелей великий византийский святой блаженный Андрей - славянин по происхождению - увидел во время службы Пресвятую Богородицу, стоящую на воздухе и простирающую Свой Покров над городом.

В 1434 году в Константинополе случилось трагическое событие. Мальчишки, которые охотились на голубей в районе Влахерны, по неосторожности стали причиной страшного пожара, полностью уничтожившего Влахернский храм. Многие византийцы увидели в этом происшествии грозное предзнаменование, предвещавшее городу бедствия, и приготовились к худшему. Девятнадцать лет спустя Константинополь осадили турки, и падение города стало одновременно концом Византийской империи.

Почти весь период существования Османской империи святое место пребывало в запустении. Лишь в середине XIX века местные греки купили участок земли, на котором стояла когда-то Влахернская церковь, и получили от султана разрешение отстроить её заново на том же месте. Современное здание храма было возведено в 1867 году, и с тех пор во Влахерне вновь возносится православная молитва.

В наши дни внешний облик Влахернской церк­ви весьма скромен и ничем не напоминает величественной архитектуры византийской эпохи. Окружённая высоким забором церковь с небольшим зелёным садиком затерялась среди стамбульских домов возле Старого Галатского моста на южном берегу Золотого Рога. Но благодать и сила Божия, с давних времён осеняющая это таинственное место, по-прежнему влекут к себе паломников из различных стран, которые приезжают сюда целыми автобусами. В византийские времена существовал обычай каждую пятницу совершать особую службу перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы. И в настоящее время в продолжение этой благочестивой традиции каждую пятницу во Влахернском храме совершается Божественная литургия.

Полагают, что Влахернский храм получил своё название от источника святой воды, который находился рядом с ним, а при более поздней перестройке церкви оказался внутри неё. И сегодня в храме каждый желающий может взять себе маленькую бутылочку, которую служители церкви заботливо наполняют святой водой из источника.

Влахернская икона Пресвятой Богородицы здесь не похожа на распространённый в России образ. Точнее говоря, во Влахернском храме есть две иконы с одинаковым названием. Одна из них выполнена в виде «Одигитрии», подобно Влахернским иконам, известным на Руси. А вторая напоминает собой икону «Нерушимая стена», только за спиной у Божией Матери возвышаются крепостные стены Константинополя, которые Она защищает, молитвенно воздев к небу руки.

Во Влахернском храме по-прежнему происходят чудеса. Известны случаи явления здесь Самой Божией Матери.

И. А. Свистунова,
«Русский Дом», № 10, 2015.
Печатается в сокращении

В разное время в Кузьминках последовательно существовали три документально известные церкви. Первая из них была сооружена в 1716 г. Строгановыми, получившими благословенную грамоту, то есть разрешение на ее строительство. Та церковь была деревянной, освящена в честь фамильной святыни владельцев Кузьминок - Влахернской иконы Божьей Матери и имела придел Александра Невского. По этой церкви все имение и получило название - село Влахернское. Церковь была уничтожена пожаром в 1732 г., тогда же вместо нее соорудили новую церковь Влахернской иконы Божьей Матери, тоже деревянную. Она в свою очередь погибла от «огненного запаления» 18 ноября 1758 г. Ныне существующая церковь и есть третья по счету. Ее сооружали в два этапа. В 1759-62 гг. были выстроены церковное здание, а также отдельно стоящая деревянная колокольня, автором проекта которой был Жеребцов. Однако уже к 1779 г. здание церкви нуждалось в ремонте. Князь М.М. Голицын вскоре перестроил здание в формах зрелого классицизма и соорудил новую колокольню вместо прежней. Эти работы проводились по проекту архитектора Р. Казакова в 1784-85 гг.

В церкви находилась семейная реликвия - Влахернская икона Божьей Матери (Одигитрия), датируется XVII веком. Привезена их Константинополя в дар отцу Петра I царю Алексею Михайловичу в 1653 г. Вместе с иконой была прислана грамота, в которой ее происхождение связывалось с Влахернским монастырем Константинополя, а история ее почитания с ранней историей константинопольской Одигитрии. Икона хранилась в Успенском соборе Московского кремля, царь брал ее с собой в военные походы. Влахернская икона рельефная, выполнена в технике воскомастики. В воск добавлены мощи христианских мучеников, таким образом, икона является мощевиком. По иконографическому типу список Одигитрии, близкий к смоленской иконе Божьей матери, создана во второй половине XV начале XVI веков, возможно, как повторение древней иконы на старой доске. На иконе имеется греческая надпись - «богохранимая». В настоящее время икона находится в церкви ризоположения Московского Кремля. Один из чтимых рельефных списков второй половины XVII - начала XVIII веков хранился в родовом имении Строгановых-Голицыных в селе Влахернском. Им был пожалован за свои заслуги перед Отечеством отец Григория Строганова.

По построенному храму местность получила третье название - село Влахернское. В 1920 г. Влахернская церковь закрывается, и икона Божьей Матери передается в Успенский храм в Вешняках. Когда же в 1941 г. и он закрывается, икона поступает в Третьяковскую галерею, где хранится в запасниках и по сей день. В 1923 г. в Москве открылся Поместный Совет Русской правосланой церкви, на котором принято было решение о закрытии храмов. В Кузьминках в решении "высоких" идей строительства нового государства были уничтожены все надмогильные памятники и кресты небольшого погоста за церквью, освободив территорию для строительства общежития для сотрудников института. Недалеко от плотины когда-то был колодец со святой водой, который засыпали.

В 1929 г. поселковый совет изъял у настоятеля церкви Влахерской иконы Божьей Матери ключи, запретив проводить богослужения. В один из дней 1929 г. по Липовой аллее прокатилась телега для экспроприации церковных ценностей в пользу государства и пердачи храма ЦК автотракторной промышленности. Осенью 1929 г. уничтожили барабан храма и колокольню, на которой находились старинные башенные часы. При переделке храма остался только основной остов здания и портики. Фронтоны заменили крупными и непропорциональными аттиками. До неузнаваемости переделали окна: вместо круглых окон появились прямоугольные, причем были повреждены литые металлические ленты, стягивавшие сооружение. Внутри также все переделали. На месте алтаря устроили туалет, закрасили настенную живопись. Многие рукописи и иконы сожгли. Единственная известная нам живописная икона Влахерской Божьей Матери висела долгое время в левом приделе вешняковского храма. Чудом уцелевшая, эта икона представляла несомненную ценность и по решению комиссии была передана в фонды дного из музеев Москвы.

В 1992 г. по распоряжению мэра Москвы здание церкви Влахерской иконы Божьей Матери с приделами святого Сергия Радонежского и св. Александра Невского были переданы патриархии. Важным этапом в реставрации стал демонтаж водонапорной башни, уродливой советской архитектуры (ее уничтожили взрывом так аккуратно, что не пострадало не одно из окружающих зданий). В реставрации храма принимали участие многие организации и реставрационные бригады. Здесь трудились братья Гвоздевы и их сыновья. А многопудовый колокол помог отлить коллектив завода им. Лихачева.

Источник: http://www.kuzminky.ru/p1.htm



Нынешняя Влахернская церковь в Кузьминках - третья по счету, была построена в период с 1759-1762 гг. по проекту петербургского архитектора С.В. Чевакинского и архитектора И.П. Жеребцова. Центральная часть церкви окончательно отделана и освящена в 1774 году. В 1784-1785 гг. церковь была перестроена в формах классицизма. Автором проекта перестройки стали арх. Р.Р. Казаков и В.И. Баженов.

В 1812 году церковь была разграблена наполеоновскими солдатами, по словам очевидцев, французы въезжали в храм на лошадях, церковная утварь, иконы похищены. В 1828 году императрица Мария Федоровна подарила фамильной святыне храма Влахернской иконе брошь из жемчуга и бриллиантов, которая украсила главную икону. В 1829 году в церкви по проекту арх. М.Д. Быковского и Д.И. Жилярди был устроен придел Сергия Радонежского, который в 1839 году был соединен деревянной галереей. В 1842 году на приделе установлены часы, отличавшиеся от обычных тем, что имели одну часовую стрелку. В период 1858 года церковь посетил император Александр II и императрица Мария Федоровна. После смерти С.М. Голицына (1774-1859) придел Сергия Радонежского превращен в фамильную усыпальницу Голицыных, где был похоронен С.М. Голицын. В 1899-1900 гг. церковь была вновь отреставрирована и освящена в 1901 году.

В первые годы советской власти из церкви были изъяты все культовые предметы, в 1929 году снесены купола. Влахернская церковь перестроена под дом отдыха ЦК профсоюзов автомобильной промышленности. В дальнейшем церковь использовали под жилое помещение и административные здания ВИЭВ.

В 1994-1995 гг. по проекту архитектора Е.А. Воронцовой была проведена реставрация церкви. 14 октября 1995 года Влахернская церковь освящена патриархом Алексием II. Престолы: центрального придела освящен в честь иконы Божией Матери «Влахернская», южного - в честь святого благоверного князя Александра Невского, северного - в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского.

Источник: http://ppb-uvao.ru/index.php? option=com_content&view=article&id=73&Itemid=63



Ризница при Влахернском храме в Кузьминках по проекту Жилярди. Под ней до переворота 1917 года располагался вход в фамильную усыпальницу Голицыных, разорённую в советский период.

За церковью Влахернской иконы Божьей Матери находится небольшое одноэтажное, круглое в плане здание ризницы с чуть наклонными стенами, выстроенное в 1829-1830 гг. В ней Д.И. Жилярди повторил свое более раннее произведение — часовню при Павловской (ныне 4-й городской) больнице в Москве (ул. Павловская, 25). Здание реконструировано в 1990-е годы.



Первый храм в Кузьминках начали возводить в 1716 году, а закончили четырьмя годами позже. Строили его специально для хранения списка чудотворной Влахернской иконы Божией Матери, которую тогдашний владелец усадьбы Григорий Строганов "за большие заслуги" получил в дар от царя Алексея Михаиловича. А вместе с иконой Строганову выдали и благословенную грамоту на возведение храма. Освятили церковь, разумеется, в честь драгоценной реликвии. Село также стало именоваться Влахернским. Из книги священника Н. А. Порецкого "Село Влахернское, имение князя С.М. Голицына". 1913 г. мы можем узнать, что: "Первая деревянная церковь выстроена в имении в 1716-1720-х годах. Г.Д. Строгановым и вдовой его Марией Яковлевной с детьми. Вскоре она сгорела. В 1732 году барон А.Г. Строганов выстроил второй деревянный храм, сгоревший около того времени, когда имение в 1755 году перешло к Голициным. Придел Александра Невского существовал уже при первом деревянном храме в 1759 году. Первым в 1762 году был освящён придел Александра Невского, а в 1774 году освятили и главный престол. В 1784 году покрытие храма было переделано из восьмерик в купольное... В храме было множество драгоценностей, святынь, в том числе образ с родословным древом Строгановых, а также часть Ризы Христовой в особом ковчежце. Обращала на себя внимание и необычная дарохранительница в виде гроба с явными масонскими символами, подаренная Мих. Мих. Голицыным по завещанию секунд-майора Вас. Ив. Павлова, погребённого при Влахернском храме в 1776 году". М.П. Захаров в "Путеводителе по окрестностям Москвы", который вышел в свет в 1867 году, отмечал, что "село Влахернское в народе называют Кузьминским; третье наименование - Мельница - почти забыто: оно звалось так по мельнице, стоявшей на месте села. По преданию, мельника звали Кузьмой, откуда и пошло второе имя селения... В храмовый праздник 2 июля здесь большие гуляния, по обширности места и многолюдству лишь немного уступающее гуляньям 1 мая в Сокольниках и Семику в Марьиной Роще".

Ныне существующий храм по проекту петербургского архитектора С.И. Чевакинского начал строить новый владелец усадьбы - князь М.М. Голицын (кстати, потомок династии Строгановых) в 1759 году. Современную Влахернскую церковь строили достаточно долго. Сначала в течение трёх лет появилось само церковное здание, отделанное в барочном стиле, а также стоявшая обособленно восьмигранная колокольня, проект которой разработал И.П. Жеребцов. Завершение храма было выполнено также в виде традиционного восьмигранного барабана. Однако время шло, работы вроде бы продолжались, но очень вяло... и к концу 1770-х годов буквально только что законченной постройке уже требовался ремонт. Тогда-то и было принято решение о перестройке храма в стиле зрелого классицизма. Итак, реконструкция началась в 1784 году, когда в Кузьминках как раз работали такие архитекторы, как Родион Родионович Казаков и Иван Васильевич Еготов. Именно Еготов и Казаков придали церкви классический вид. Храм получил новое завершение в виде круглого барабана с люкарнами и главкой. Появились портики и крыльца. А перед церковью поставили новую круглую колокольню. Есть вероятность, что в строительстве кузьминского храма принимал участие В.И. Баженов: по крайней мере, его имя значится в смете, составленной перед приобретением стройматериалов. Строительство нынешней, "классической" версии храма в честь Влахернской иконы Божией Матери завершилось в 1787 году. Во время Отечественной войны 1812 года Влахернской церкви был нанесён огромный урон. Французские солдаты изрядно поглумились над ней, после чего храм пришлось переосвящать, что и было сделано в 1813 году. К середине ХIХ века подошло время нового ремонта. В главном храме и его приделах установили новые мраморные иконостасы, а на колокольне по тогдашней моде - башенные часы.

В 1920-х годах в Кузьминках по решению новых властей снесли все намогильные памятники и кресты. Засыпали даже колодец со святой водой. К концу 1920-х годов добрались и до церкви: богослужения запретили, а у настоятеля забрали ключи. Чуть позже экспроприировали все ценности, а само здание передали центральному комитету автотракорной промышленности. Этого настоятель вынести не смог и обратился к местным жителям и бывшим прихожанам с просьбой заступиться за храм. Правда, противостояние оказалось безрезультативным - вскоре церковь лишилась своего барабана, а затем и колокольни. А потом началась долгая череда грубых переделок. Место фронтонов заняли аттики, окна изменились до неузнаваемости - вместо круглых сделали прямоугольные, Церковное здание надстроили ещё одним этажом с балконами, при этом металлические ленты, которые были призваны стягивать постройку, оказались серьёзно повреждены. Внутри теперь уже бывший храм тоже изуродовали: в алтаре, как это часто тогда случалось, устроили туалет, настенные росписи замазали краской. Иконы и хранившиеся в церковных архивах рукописи бросили в костёр. Удалось спасти только уникальный образ Влахернской Богоматери. Долгое время икона находилась в Успенской церкви в Вешняках, а потом попала в Третьяковскую галерею. Незадолго до Великой Отечественной войны помещение переделали, на сей раз под один из корпусов дома отдыха Центрального Комитета профсоюза автомобильной прмышленности.

В 1960-е годы бывший храм стал общежитием, потом в 1978 году в помещении располагался конторский корпус Всесоюзного института экпериментальной ветеринарии, который занимал и остальные строения усадьбы. В статье Н. Кармазина "Храм гибнет", опубликованный в "Вечерней Москве" 17 июня 1991 года, можно прочитать, что "зам. председателя Волгоградского райсовета Е. Шурыгин в ответ на вопрос об аварийном состоянии храма вдруг сообщил, что он передаётся Патриархии. Между тем крыша грозит обвалом". Через год тогдашний мэр Москвы Ю.М. Лужков распорядился безвозмездно передать церковь, а также ризницу и дом причта православному приходу в Кузьминках. Всего за пару лет церковь отреставрировали. Архитектор Елена Аркадьевна Воронцова разработала специальный проект восстановления. Чтобы привести разорённый и полуразрушенный храм в порядок, пришлось разобрать надстроенный третий этаж, а потом воссоздать все прежние арки и своды, провести археологические изыскания по местонахождению колокольни и заново возвести её. Также немало усилий потребовалось для того, чтобы заменить часть старой кирпичной кладки и восстановить белокаменный и лепной декор фасадов. В 1995 году церковь освятили, а чуть позже открыли при ней воскресную школу и библиотеку. На первоначальном этапе возведения Влахернской церкви, в конце 1750-х годов, предполагалось. что храм буден возведён в стиле барокко. Однако работы тогда были закончены лишь вчерне, много лет здание не использовалось и уже к концу 1770-х годов стало требовать ремонта. Где ремонт, там и переделка...

Нынешнее здание построено в формах зрелого классицизма. Специалисты отмечают ещё одну особенность Влахернской церкви: очень оригинальную конструкцию большого светового барабана, сменившего прежний барочный восьмерик. В его основании находились четыре низких полукруглых окна, которые одновременно являлись люкарнами внутреннего свода церкви. Люкарны выходили прямо в световой барабан! По его окружности чередовались высокие арочные окна с нишами в простенках между ними; мощный, гладкий нижний пояс ротонды смотрится как бы цоколем для высокого изящного барабана. Неочевидное снаружи (а вблизи так и вовсе не разглядеть, четверик закрывает), но крайне необычное решение ротонды-барабана. Фактически он получается двухсветовым, причём полуциркульные оконца нижнего яруса - это люкарны купольного свода. Такая "двухъярусность" наиболее эффектно смотрится изнутри: нижний ярус - затемнённый свод с отдельными "всплесками " света из люкарн, в его центре - яркое световое пятно обильно остеклённого верхнего яруса. Довольно интересен архитектурный приём - скруглённые углы четверика. Это не ротонда, хотя скруглённые углы в обрамлении тосканских портиков да ещё и с циркульными окнами создают такую иллюзию. Если приглядеться, за колоннадами видим абсолютно ровные плоскости стен. Так что всё-таки это четверик! В тимпанах фронтонов - барельефное изображение: затейливый растительный орнамент, а в верхнем углу - изображение Святого Духа, нисходящего на раскрытую Библию. Храм окружает сплошная симфония колоннад. Они и в проёмах яруса звона, у сквозных фонариков-"беседок" на самом храме и его звоннице, у потиков по сторонам четверика, да еще и полуколонны по всей окружности нижнего яруса колокольни! Широкое использование колонн придавало постройкам зрелого классицизма неожиданную, порой просто-таки воздушную лёгкость - искусство, напрочь утраченное с приходом ампира.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №173, 2016 г.

Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках имеет богатую историю. Первый деревянный храм был выстроен в Кузьминках в 1716-1720 годах. Возводили его по приказу царя Алексея Михайловича, который в то время являлся хозяином усадьбы. В 1759 году князь М.М. Голицын приказал разрушить часть сооружений и построить новый каменный храм в стиле раннего классицизма. Строительство длилось около 30 лет и было завершено под руководством Родиона Казакова.

В 1812 году сооружения были разрушены, но очень быстро восстановлены после войны. В середине 19 века на главном здании были установлены часы, а в храме построен иконостас. В 1924 году храм был закрыт и помещения обезображены новыми постройками, прорубленными окнами и разрушенными стенами. Сначала в зданиях располагалось общежитие, а затем - филиал научно-исследовательского института. В 1990 году произошла реконструкция и передача храма в ведение Русской православной церкви.

Современный храм

В 1995 году церковь освятили. Архитектурно Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках можно отнести к зрелому классицизму. Круглая колокольня, обилие цилиндрических форм и скругленных углов придают строениям весьма необычный и привлекательный внешний вид. Интерьер храма за годы существования несколько раз менялся. Настенная живопись была полностью утрачена в конце 19 века и после реконструкции в конце 20 века стены бы ли расписаны заново. Роспись выполнена в бело-голубой цветовой гамме. Из-за нестандартного решения ротонды-барабана освещение организовано очень необычно и эффектно.

Круглая башенка (кладовая при церкви) заслуживает отдельного внимания. С архитектурной точки зрения она проста, но монументальна. По сравнению с храмом ее размеры совсем небольшие, но выглядит она тяжеловеснее основного здания. В начале 20 века в этой постройке был организован аквариум.

Расположение храма

Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках расположен по адресу: Россия, г.Москва, ул. Кузьминская, д.7, стр.1. Добраться до него можно на автомобиле или на метро. Ближайшие станции метрополитена - "Кузьминки", "Волжская", "Люблино".

Главная икона храма

Влахернская икона Божией Матери - святыня, в честь которой был назван храм. Ее привезли из Константинополя в 1653 году. Изначально она была привезена в город Влахерна, благодаря чему и получила свое название. Праздник иконы отмечают 2 июля. Святыня имеет греческое происхождение. Она выполнена в технике воскомастики. В воск добавлены фрагменты мощей святых, поэтому икона считается мощевиком и в этом заключается ее ценность.

Святым Александру Невскому и Сергию Радонежскому посвящены приделы храма. У церкви есть и приписные духовные организации:

  • Храм святой блаженной Ксении Петербургской (расположен на Кузьминском кладбище);
  • Храм Великомученика Георгия Победоносца (расположен в госпитале для лечения ветеранов войн).

Расписание служб

Двери церкви открыты для посетителей ежедневно с 7.00 до 20.00. В Храме Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках регулярно проходят божественные службы. По будням в 8.00 служат утрени. По воскресным дням в 7.00 и 9.30 служат раннюю и позднюю литургии. По определенным церковным праздникам проводят всенощные бдения. Более подробно о предстоящих богослужениях можно узнать на официальной странице храма или непосредственно при его посещении.

Если человеку необходима личная беседа с духовным лицом, нужно обратиться к настоятелям. В храме можно исповедоваться и посетить причастие. По определенным дням в нем проводят обряды крещения, венчания, отпевания. Перед крещением родители и крестные обязательно должны прийти на беседу с настоятелем. Индивидуальное крещение возможно только за отдельную плату. Взносы на проведение стандартного обряда, на котором могут присутствовать несколько людей, готовых принять православную веру, являются добровольными.

Благотворительность

Храм Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках активно занимается благотворительностью. На постоянной основе церковь помогает семейному детскому дому в селе Пустынь Касимовского района Рязанской области, а также многодетным семьям, одиноким родителям. Помощь заключается в сборе продуктов, канцелярских товаров, одежды для нуждающихся. Можно принести все необходимое в храм или перевести деньги на официальный расчетный счет с соответствующей пометкой.

Адресную помощь храм оказывает людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. При этом упор делается не только на материальную, но и на духовную поддержку.

Правила поведения в храме

При посещении храма очень важно соблюдать некоторые правила. На его территории запрещено:

  • вести фотосъемку и видеосъемку без получения разрешения настоятеля;
  • употреблять спиртные напитки;
  • ругаться, громко разговаривать.

Нужно уделить внимание и внешнему виду. Женщинам следует приходить на божественные службы в опрятной, не вызывающей одежде. На голове обязательно должен быть платок или подходящий головной убор. От яркого макияжа лучше отказаться. В церкви не принято разговаривать по мобильному телефону. Перед посещением храма его лучше отключить, чтобы не отвлекаться и не мешать другим прихожанам.

Молодежное объединение при храме и воскресная школа

При храме создано молодежное объединение "Влахерны". Цель его создания - нравственное воспитание молодежи, привитие духовных ценностей. Молодые люди, входящие в объединение, могут совершать:

  • экскурсии по храмам и другим интересным местам;
  • велопрогулки;
  • молодежные пикники;
  • беседы для обратившихся в храм;
  • коллективное чтение Святого Евангелия.

Волонтеры оказывают поддержку людям, посетившим приход. Присоединиться к команде может любой желающий. Для этого нужно обратиться к руководителям движения.

С 1992 года при храме функционирует воскресная школа. Она была создана с целью православного просвещения детей и их родителей, для формирования христианского мироощущения и приобретения опыта общения в православной среде. Обучение в школе проводится на бесплатной основе. Запись производится в начале учебного года после прохождения собеседования. Всех желающих и прошедших собеседование определяют в определенные классы по возрастным категориям.

Воскресную школу могут посещать и взрослые. В храме предусмотрено даже заочное обучение азам православия. При воскресной школе есть церковная библиотека.